Из опыта работы учителя-логопеда ДОУ. Мнемотехника
Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Оно является наиважнейшим условием успешности обучения ребёнка в школе. Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Оно является наиважнейшим условием успешности обучения ребёнка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся может дать развёрнутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества, наконец, непременным условием для написания программных изложений и сочинений является достаточно высокий уровень развития связной речи. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся может дать развёрнутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества, наконец, непременным условием для написания программных изложений и сочинений является достаточно высокий уровень развития связной речи.
В логопедической работе с детьми в коррекционной школе VIII вида формирование связной речи приобретает особое значение из- за структуры дефекта и становится главной конечной целью всего коррекционного процесса. В логопедической работе с детьми в коррекционной школе VIII вида формирование связной речи приобретает особое значение из- за структуры дефекта и становится главной конечной целью всего коррекционного процесса. Дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают серьёзные затруднения в самостоятельном планировании сюжета, в создании связного контекста, в самостоятельном оперировании лексико- грамматическими категориями, в грамматическом оформлении речевого материала. Дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают серьёзные затруднения в самостоятельном планировании сюжета, в создании связного контекста, в самостоятельном оперировании лексико- грамматическими категориями, в грамматическом оформлении речевого материала. Поэтому наряду с развитием мышления следует развивать и память, которые выражаются через связную речь. Поэтому наряду с развитием мышления следует развивать и память, которые выражаются через связную речь.
Задача данного этапа – научить детей связно и последовательно, логически стройно и законченно, точно в употреблении лексики и по содержанию, правильно по грамматическому оформлению, самостоятельно и свободно излагать материал, строить высказывания. Задача данного этапа – научить детей связно и последовательно, логически стройно и законченно, точно в употреблении лексики и по содержанию, правильно по грамматическому оформлению, самостоятельно и свободно излагать материал, строить высказывания.
При обучении составлению связного текста по опорным картинкам и мнемотаблицам используют следующие приёмы:При обучении составлению связного текста по опорным картинкам и мнемотаблицам используют следующие приёмы: 1.Рассматривание картинок, иллюстраций; 2.Выстраивание в логической последовательности серии сюжетных картинок к тексту; 3.Придумывание дополнительной и недостающей («пропущенной») картинке к отдельным фрагментам текста; 4.Выделение из текста фраз к каждой картинке; 5.Выделение и проговаривание, выборочное чтение, заучивание отдельных фрагментов, выразительных средств (эпитетов, метафор, сравнений, повторов, зачинов, прямой речи героев и действующих лиц); 6.Лексико-грамматические упражнения по тексту: выделение из текста признаков и действий предметов; подбор новых характерных признаков и действий в соответствии с содержанием текста; замена слов синонимами; словообразование родственных слов, существительных с уменьшительно-ласкательным значением; относительных и притяжательных прилагательных; распространение и преобразование предложений; 7.Обсуждение составленных предложений и выбор наиболее удачных. Составление связного текста.
Мнемотехника – в переводе с греческого «искусство запоминания». Приёмы запоминания и припоминания увеличивают объём памяти, путём образования дополнительных ассоциаций. Мнемотехника – в переводе с греческого «искусство запоминания». Приёмы запоминания и припоминания увеличивают объём памяти, путём образования дополнительных ассоциаций. Использование мнемотаблиц, т.е. схем, в которых заложена определённая информация ставит своей целью: закреплять различные методы запоминания, расширять словарный запас, развивать образное восприятие, устную речь, умение связно говорить и рассказывать у учащихся. Использование мнемотаблиц, т.е. схем, в которых заложена определённая информация ставит своей целью: закреплять различные методы запоминания, расширять словарный запас, развивать образное восприятие, устную речь, умение связно говорить и рассказывать у учащихся. В работе с мнемотаблицами вводятся символы и картинки: В работе с мнемотаблицами вводятся символы и картинки: Стало светить яркое тёплое солнце. Стало светить яркое тёплое солнце. Началась весенняя капель. Побежали весёлы ручейки. Побежали весёлы ручейки. Детям нравится пускать кораблики.
Мнемотаблица ВЕСНА Весна Настала тёплая весна. Греет яркое солнышко. Журчат весёлые ручейки. Расцвели первые подснежники. Появилась зелёная травка. На деревьях набухли клейкие почки. С юга вернулись перелётные птицы. Весной дети любят пускать бумажные кораблики.
Творческий рассказ «ВЕСНА» Весна Настала тёплая весна. Ярко светит лучистое солнышко. Журчат весёлые ручейки. Расцвели голубые подснежники. Появилась зелёная травка. На деревьях набухли клейкие почки. Верба развесила пушистые серёжки. Птицы звонко поют и вьют гнёзда. Ребята любят гулять на улице и пускать кораблики в лужах. Весной отмечают Мамин праздник. Я очень люблю маму. Поэтому дарю ей в этот день букет мимозы и свои рисунки.
1. предмет (кто это?, что это?) – яблоко 2. признак предмета (какой?, какая?, какое?) – красное, круглое, сладкое 3. действие предмета (что делает?, что сделает?) – растёт, наливается, падает 4. составление предложения – Спелое яблоко висит на ветке. Яблоко Яблоко растёт на яблоне. Оно красное и круглое. Осенью яблоки созревают. Из них варят яблочное варенье. Я люблю есть сочные яблоки. Составление небольшого рассказа по предметной картинке
Большая работа проводится при составлении плана к тексту (Рассказ К.Д.Ушинского «Утренние лучи»). Большая работа проводится при составлении плана к тексту (Рассказ К.Д.Ушинского «Утренние лучи»). Эффективная форма – пересказ по плану со зрительной опорой или мнемотаблицей. Эффективная форма – пересказ по плану со зрительной опорой или мнемотаблицей. Приём формирования у учащихся навыков планирования своих речевых высказываний, а также наглядного моделирования составляемых рассказов, хорошо зарекомендовал себя в практике обучения детей в коррекционной школе VIII вида. Приём формирования у учащихся навыков планирования своих речевых высказываний, а также наглядного моделирования составляемых рассказов, хорошо зарекомендовал себя в практике обучения детей в коррекционной школе VIII вида.
Приёмы использования наглядного моделирования составляемых рассказов по опорным картинкам и мнемотаблицам на коррекционных логопедических занятиях дают положительные результаты. Приёмы использования наглядного моделирования составляемых рассказов по опорным картинкам и мнемотаблицам на коррекционных логопедических занятиях дают положительные результаты. Достоинством предлагаемых методов является то, что они имеют сильную теоретическую основу. Базируясь на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры, каждый из которых вносит свой специфический вклад в организацию этих процессов, они открывают широкие возможности и для коррекции отклонений в речевом и психическом развитии, обусловленных недостаточностью мозговой деятельности. Достоинством предлагаемых методов является то, что они имеют сильную теоретическую основу. Базируясь на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры, каждый из которых вносит свой специфический вклад в организацию этих процессов, они открывают широкие возможности и для коррекции отклонений в речевом и психическом развитии, обусловленных недостаточностью мозговой деятельности. Оптимальные способы обучения нередко превосходят по своему значению роль «природных особенностей». Оптимальные способы обучения нередко превосходят по своему значению роль «природных особенностей».
Использование элементов мнемотехники
на логопедических занятиях.
Учитель – логопед: Эйтенеер Инга Григорьевна
МБ ДОУ «Детский сад № 117»
У детей с общим недоразвитием речи существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложения, нарушение звукопроизношения. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление. Поэтому логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Исследования показали, что объем зрительной памяти и возможности смыслового, логического запоминания у детей с ОНР, практически не отличается от нормы, но заметно снижена их слуховая память и продуктивнось запоминания.
В своей работе с детьми я использую инновационные технологии, методики. Одной из которых является мнемотехника.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Методика мнемотехника помогает в развитии:
связанной речи
ассоциативного мышления
зрительной и слуховой памяти
зрительного и слухового внимания
воображения
ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
С самого раннего детства мы все знакомимся с приемом повторения, при разучивании стихов. Но этот прием может стать более эффективным, если у ребенка распределять повторение во времени, делать его разнообразным, осуществлять его не только во внешнем плане (повторять вслух, шепотом, беззвучно), но и во внутреннем (мысленно, без каких- либо внешних проявлений). Как же распределить повторения во времени? Оптимальным считается повторение через 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа. Очень полезно делать повторение перед сном за 15-20 минут, а так же утром.
Я использовала этот прием с детьми на основе игры «Запомни игрушки». Ребенку показывала ряд знакомых ему игрушек, и первое что должен сделать ребенок - это произнести вслух название каждой игрушки, т.е. побуждаем сконцентрировать внимание на этих предметах. Кроме названия игрушки вслух, я предлагала взять каждую из них в руки и обследовать ее. Ребенок называет все игрушки по кругу по 2-3 раза, при этом он может видеть все эти предметы. После этого ребенку предлагается еще раз назвать предметы, но при этом каждый раз при назывании определенной игрушки он должен обращать внимание на какой-то признак данной игрушки (цвет кубика, платье у куклы). И последним этапом является самопроверка. Я предлагаю ребенку закрыть глаза и перечислить все запомнившиеся игрушки. Если он допускает ошибки, я предлагаю ребенку еще раз посмотреть на игрушки и определить какую из них он забыл, а затем вновь с закрытыми глазами повторить все. При ознакомлении с этим приемом нельзя пропускать ни одного этапа. Также нельзя, чтобы ребенок ограничивался использованием приема «простого повторения» - это предвестие зубрежки, которая отрицательно влияет на память.
Начинать обучение мнемическому приему «группировка» можно только тогда, когда ребенок овладеет приемом «обобщения» и «классификация». Обобщение и классификация являются приемами логического мышления. В игре «Один лишний» ребенок находит среди 4-5 картинок лишнюю, изображавшую предмет, не относящийся к смысловой группе, в которую объединились оставшиеся картинки. Дети с игрой справлялись легко, трудности возникали тогда, когда я просила доказать почему эта картинка лишняя. Оказывается дети мысленно верно объединяют предметы в группу, но подобрать словесное определение, обобщающее понятие иногда затрудняются.
Другим умением для овладения приемом обобщения является навык группировки объектов на основе найденных общих признаков. Например, для понятий «лиса, ласточка, лягушка», дети нашли следующие признаки, объединившие их в группу:
Все слова начинаются на букву «л»
Все слова заканчиваются на букву «а»
Все слова относятся к живой природе.
И еще одним мыслительным навыком должны владеть дети, прежде чем перейти к знакомству с мнемическим приемом «группировка» - это навык распределения объектом по классам (классификация). Так в игре «Магазин» дети учились сначала проводить классификацию по принципу «овощи», «фрукты», «одежда», «обувь», а затем по принципу «съедобное», «несъедобное». После того, как дети овладели мыслительными приемами «обобщения» и «классификации», мы перешли к ознакомлению с мнемическим приемом «группировка».
Так же одним из важных приемов в мнемотехнике является смысловые соотнесения . Соотнести предметы по смыслу – значит найти какие-то связи между ними. Эти связи основываются как на существенных, так и на второстепенных, менее значимых свойствах и признаках. Чтобы находить эти связи, дети учились сравнивать предметы между собой, обращать внимание на их функции, назначение, другие внутренние свойства и признаки. Для обучения выделять смысловые связи между предметами мы с детьми использовали игру «Что происходит?». Среди множества картинок они находили пары предметов, связанных различными типами связи. Так, например, к картинке с изображением льда, они подбирали следующее (объяснив свой выбор):
Лед - стекло (и то и другое прозрачное)
Лед – зеркало (и то и другое гладкое)
Лед – мороженое (и то и другое холодное)
Лед – холодильник (лед есть в холодильнике).
Другим мнемическим методом, с которым я познакомила детей, был метод копирования. Копирование служит в основном для запоминания словесной информации. Слова рождают в ребенке образы, сначала мысленные, затем графические. На этапе формирования мысленного образа ребенок может «оживлять» его в графическую форму. Копирование – это зарисовка слов, набросок, который не обязательно должен быть красивым и похожим на реальный объект, достаточно того, чтобы изображение было понятно самому ребенку. С помощью этого метода мы запоминаем скороговорки и чистоговорки. Сначала мы рассматривали готовые сюжетные картинки, упорядочивали их последовательность и составляли по ним рассказ. Со временем яркие, печатные картинки я заменила схематичными (мнемотаблицы), но также составляющими сюжет.
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для:
обогащения словарного запаса,
при обучении составлению рассказов,
при пересказах художественной литературы,
при отгадывании и загадывании загадок,
при заучивании стихов.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе я предлагала готовый план – схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. При работе над пересказом мы также используем мнемотаблицы, когда дети видят действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. Через мнемотаблицы знакомила детей с сезонными явлениями природы. Здесь вводятся цветовые буквенные обозначения времен года: осень- желтая или оранжевая буква «О», зима – синяя или голубая «З», весна – зеленая буква «В», лето – красная буква «Л».
Интересным мнемическим методом является – метод трансформации (превращение). На подготовительном этапе мы с детьми пытались трансформировать не мысленные образы, а фигурки из пластилина. А затем пробовали процесс лепки в своем воображении. Так буквы и цифры дети соотносили с похожими на них предметами или частями предметов (игра «На что похожа буква?») все изображения на коллаже дети выстраивали в последовательность и запоминали их..
Метод Цицерона – суть его заключается в том, что запоминания информационного ряда необходимо мысленно расположить образы предметов, слов, в каком – нибудь знакомом помещении (вдоль дороги, которой пользуетесь каждый день и хорошо знаете все объекты на ее протяжении) т.е. мы должны «привязать» образ каждой информационной единицы к конкретному месту, предмету. На первом этапе освоения этого метода дети сами ходили по группе и располагали разные предметы, останавливаясь и проговаривая то место, где они оставляют предмет. Пройдя еще раз и посмотрев где лежат предметы, я убираю все предметы. И ребенок вспоминает что, где лежало. Эти игры помогали детям научиться ориентироваться в пространстве, в группе, закрепить работу над предлогами и глаголов с приставками.
Все мнемотехнические методы и приемы, с которыми я познакомила детей, являются доступными и наиболее подходят для их возраста. Все они были подобраны с учетом психических особенностей детей дошкольного возраста. Кроме того все методы и приемы интересны для детей, воспринимаются ими скорее как игра, а не развивающий прием.
Как показывает практика, использование системы мнемотехники позволяет ускорить процесс по автоматизации и дифференциации поставленных звуков, облегчить запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме. По результатам логопедического обследования у детей с ОНР была отмечена положительная динамика в овладении правильным звукопроизношением, ускорением сроков автоматизации звуков. Заметно повысился объем зрительной и вербальной памяти, улучшились распределение и устойчивость внимания, активизировалась мыслительная деятельность.
Таким образом, данная методика позволяет повысить интерес детей к логопедическим занятиям, а соответственно повышается их эффективность.
Педагогический проект
« Секреты мнемотехники »
Учитель – логопед:
Трясина Юлия Евгеньевна
Челябинская область город Миасс
2016-2017 год.
К.Д. Ушинский писал:
«Учите ребёнка каким–нибудь ему неизвестным пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он усвоит на лету».
Вид проекта
- Познаваиельно – творческий
Время реализации
- В течение учебного года
Участники проекта
- Дети подготовительной группы, родители, учитель-логопед.
Мнемотехника - система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций
Примером может служить всем знакомая фраза, которая помогает запомнить цвета радуги:
Каждый , Охотник , Желает , Знать , Где , Сидит , Фазан.
В рамках ФГОС использование мнемотехники в образовательном процессе позволяет интегрировать несколько образовательных областей:
- Речевое развитие;
- Социально –коммуникативное развитие;
- Художественно- эстетическое развитие;
- Познавательное развитие.
Цель проекта:
Научить детей связно, последовательно грамматически фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни с помощью мнемотаблиц.
Задачи проекта:
- Способствовать развитию основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;
- Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);
- Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;
- Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.
- Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
- Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира;
- Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, принимать активное участие в образовательном процессе;
- Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.
В речи детей существуют следующие проблемы:
Несформированность грамматического строя речи.
Недостаточный словарный запас.
Ребёнок с нарушением речи.
Неспособность построить монолог.
Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов
Плохая дикция.
Бедная диалогическая речь.
Отсутствие навыков культуры речи.
Условия реализации проекта:
- Интеграция и дифференциация материала с содержанием базовой программы под редакцией Н.Е. Вераксы «Программа воспитания и обучения в детском саду»
- Наличие теоретических и практических знаний у педагогов.
- Анализ условий группы, ДОУ. Накопление, систематизация мнемотаблиц и создание речевой среды в условиях группы, ДОУ.
- Активное сотрудничество с семьей.
Работа по мнемотаблицам состоит из трёх этапов:
1. Составление и рассматривание таблицы, разбор того, что на ней изображено.
2. Преобразование из абстрактных символов в образы (перекодирование информации).
3. Пересказ с опорой на символы (образы).
Мнемоквадрат – это отдельный схематический рисунок с определённой информацией.
Мнемодорожка – это таблица из четырёх и более клеток, расположенных линейно.
Мнемотаблица – это схема, в которой заложена определённая информация .
Мнемотаблицы могут использоваться:
- при пересказах художественной литературы.
- при обучении составлению рассказов.
- при отгадывании и загадывании загадок.
- при заучивании стихов.
«СКАЗКА МОЖЕТ ДАТЬ КЛЮЧИ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ВОЙТИ В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ НОВЫМИ ПУТЯМИ, МОЖЕТ ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ УЗНАТЬ МИР, МОЖЕТ ОДАРИТЬ ЕГО ВООБРАЖЕНИЕ»
Д.РОДАРИ .
Загадка
Под соснами, под ёлками,
Лежит клубок с иголками.
(Ёж)
Мнемотаблицы для заучивания стихотворений
Я рубашку сшила мишке. Я сошью ему штанишки. Надо к ним карман пришить и конфетку положить
Как над горкой снег, снег.
Как под горкой снег, снег.
А под снегом спит медведь,
Тише, тише!
Не шуметь.
Наши успехи и результаты:
- У детей появилось желание пересказывать сказки, тексты, придумывать интересные истории – как на занятии, так и в повседневной жизни;
- Расширился круг знаний об окружающем мире;
- Расширился активный и пассивный словарный запас;
- Появился интерес к заучиванию стихов и малых фольклорных форм;
- Дети преодолели робость, застенчивость.
Информация для родителей в родительском
уголке
Картотека таблиц по мнемотехнике
Спасибо за
внимание
Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.
2. Вахрушев, А.А., Кочемасова, Е.Е., Акимова, Ю.А. Здравствуй, мир! Москва “Баласс”, 2000. 3.Волковская, Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М., 2004. 4.Громова, О.Е., Соломатина, Г.Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет. Москва, 2005. 5.Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. СПб., 2000. 6. Кислова, Т.Р. По дороге к азбуке. Москва “Баласс”, 2002. 7.Малетина Н.С., Пономарёва Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Дошкольное воспитание. 2004.№6. С. 64-68. 8. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115. 9. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21. 10. Фалькович, Т.А., Барылкина, Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма. Москва “ВАКО”, 2005. 11.Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. №2. С.59-62. 12.Шорыгина, Т.А. Стихи и сказки о родной природе. Москва, 2005.
Мнемотехника на логопедических занятиях.
Учить учащихся с ограниченными возможностями здоровья составлять
описательные рассказы – очень важный аспект их развития. Педагогический опыт
показывает, что процесс формирования у детей умения описывать предмет
происходит очень медленно. Поэтому в своей практике применяю один из приемов,
который значительно облегчает запоминание стихотворений и составление рассказов
– это мнемотехника.
Мнемотехника – это система различных приёмов, облегчающих запоминание и
увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Такие приёмы особенно важны для детей с ОВЗ, так как мыслительные задачи
решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал
усваивается лучше вербального.
У ребенка с нарушением речи наблюдается – недостаточный словарный запас,
несформированность грамматического строя речи, неспособность построить
монолог, плохая дикция.
Мнемотаблицы, служат дидактическим материалом в работе по развитию связной
речи детей, для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов,
пересказов, отгадывание загадок, заучивании стихов.
Целью является, развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать
словарь по определённой лексической теме.
При использовании в своей работе наглядное моделирование, учит детей:
добывать информацию, делать сравнения, составлять четкий внутренний план
умственных действий, речевого высказывания;
формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на
развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает
учащихся, превращает занятие в игру.
Этот метод наиболее эффективен для учащихся с ОВЗ. Зрительный же образ,
сохранившийся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмотром
рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
В рамках ФГОС использование мнемотехники в образовательном процессе
позволяет интегрировать несколько образовательных областей: речевое, социально –
коммуникативное, художественно эстетическое, и познавательное развитие.
Используя мнемотаблицы на логопедических занятиях по коррекции чтения и
письма, учащиеся делают высказывания более четкими, связными и
последовательными. У учащихся появилось желание пересказывать сказки, тексты,
придумывать интересные истории – как на занятии, так и в повседневной жизни.
Также расширяется активный и пассивный словарный запас.