Люди готовы причинять боль: в Польше повторили скандальный эксперимент Милгрэма. Складовская-Кюри Мария (1867—1934) Польско-французский учёный-экспериментатор, физик, химик, педагог, общественный деятель Билли Джин Кинг
Имитатор генератора из оригинального эксперимента
régine debatty / Flickr
Польские ученые повторили известный эксперимент Милгрэма на своих соотечественниках. Выяснилось, что поляки 2010-х годов готовы причинять боль людям, подчиняясь авторитету, не меньше, чем американцы 1960-х годов. Результаты работы были опубликованы в журнале Social Psychological and Personality Science в январе 2017 года, внимание к ним привлек выпущенный в марте пресс-релиз.
Один из наиболее авторитетных психологов XX века Стэнли Милгрэм провел свой классический эксперимент в 1963 году под впечатлением от преступлений нацистов в ходе Второй мировой войны. Он хотел выяснить, сколько страданий могут причинить обычные люди другим, если это входит в их обязанности. Для этого ученый пригласил среднестатистических людей поучаствовать в эксперименте, целью которого было заявлено изучение влияния боли на обучение.
В ходе эксперимента участники тянули поддельный жребий, чтобы играть роль учителя или ученика. На самом деле им всегда доставалась роль учителя, а ученика изображал профессиональный актер. Ученик должен был заучивать пары слов, а затем воспроизводить их по команде учителя. При этом в распоряжении учителя был правдоподобно выглядящий генератор тока с 30 переключателями от 15 до 450 вольт с шагом в 15 вольт. При каждой ошибке руководящий работой экспериментатор в белом халате велел учителю давать ученику удар током, причем с каждой последующей ошибкой напряжение увеличивалось на 15 вольт. Актер изображал усиливающуюся болевую реакцию, но экспериментатор настаивал на продолжении «обучения», произнося последовательно четыре фразы: «Пожалуйста, продолжайте», «Эксперимент требует, чтобы вы продолжили», «Абсолютно необходимо, чтобы вы продолжили» и «У вас нет другого выбора, вы должны продолжать». Если было достигнуто максимальное напряжение, его применяли трижды, после чего сессия прекращалась. Перед началом эксперимента учителю самому давали демонстрационный удар током напряжением 45 вольт.
Дизайн эксперимента: Е - экспериментатор, Т - учитель, L - ученик
Wikimedia Commons
Американский эксперимент должен был послужить лишь отладке методологии, после чего Милгрэм планировал провести его в Германии, чтобы лучше понять психологию граждан этой страны во время войны. Однако результаты оказались весьма красноречивыми: в среднем 65 процентов участников, подчиняясь авторитету экспериментатора, доводили наказание ученика до максимального, невзирая на его «боль» и протесты. Лишь около 12 процентов останавливались на показателе в 300 вольт, когда актер начинал изображать нестерпимые страдания. «Я обнаружил столько повиновения, что не вижу необходимости проводить этот эксперимент в Германии», - рассказывал ученый.
Эксперимент Милгрэма неоднократно воспроизводили в США, Голландии, Германии, Испании, Италии, Австрии и Иордании со схожими результатами (средняя доля участников, доведших его до конца, в США составила 61 процент, а за их пределами - 66 процентов, разбег составлял от 28 до 91 процента). Небольшие изменения дизайна исследования, призванные исключить влияние таких факторов как пол, социальный статус, авторитет научного центра, неведение об опасности тока и возможные садистские наклонности, на результаты существенно не влияли, как и год проведения работы. В странах Центральной и Восточной Европы подобные эксперименты до сих пор не проводились.
Сотрудники Университета общественных и гуманитарных наук во Вроцлаве решили исправить эту ситуацию. «Нашей целью было проверить, насколько высок уровень подчинения среди жителей Польши. Особая история центральноевропейского региона сделала вопрос подчинения авторитетам исключительно интересным для нас», - пишут они.
Чтобы снизить психологическую травму участников, ученые воспользовались модификацией эксперимента, основанной на выводах американского психолога Джерри Бергера (Jerry Burger). Он отметил , что большинство (79 процентов) участников оригинальной работы, дошедших до 10-го переключателя, доходят и до последнего, 30-го. Поэтому об уровне подчинения можно судить и по первым 10 показателям напряжения ударов. Таким дизайном и воспользовались польские психологи, чтобы сделать эксперимент более этичным. Для участия в нем пригласили 40 мужчин и 40 женщин в возрасте от 18 до 69 лет.
90 процентов участников, подчиняясь авторитету экспериментатора, дошли до последнего переключателя. Частота отказов от доведения эксперимента до конца была втрое выше, если роль ученика выполняла женщина, однако авторы отмечают, что из-за небольшого размера выборки сделать из этого однозначные выводы невозможно.
«Наше исследование в очередной раз продемонстрировало огромную силу ситуации, в которой находятся люди, и насколько легко они соглашаются на неприятные для себя вещи. Спустя полвека после работы Милгрэма поразительное большинство субъектов все еще готовы бить током беспомощного человека», - прокомментировал результаты один из авторов работы Томаш Гжыб (Tomasz Grzyb).
Мария Склодовская-Кюри - родилась 7 ноября 1867 года, Варшава, Царство Польское, Российская империя. Французская и польская учёная-экспериментатор (физик, химик), педагог, общественная деятельница. Удостоена Нобелевской премии: по физике (1903) и по химии (1911). Основала Институты Кюри в Париже и в Варшаве. Жена Пьера Кюри, вместе с ним занималась исследованием радиоактивности. Совместно с мужем открыла элементы радий и полоний. Умерла 4 июля 1934 года вследствие хронической лучевой болезни в санатории Санселльмозе, Пасси, Верхняя Савойя, Франция.
Цитаты, афоризмы, высказывания, фразы - Мария Склодовская-Кюри
- Секрет успеха — не торопиться.
- В науке мы должны интересоваться вещами, а не личностями.
- Будьте менее любопытны о людях но более любопытны об идеях.
- Пусть каждый из нас прядёт свой кокон, не спрашивая зачем и почему.
- Меня учили, что путь к прогрессу никогда не бывает легким и простым.
- Важно не то, в какого бога верят люди: чудеса творит не бог, а сама вера.
- Не усовершенствовав человеческую личность, нельзя построить лучший мир.
- В жизни нет ничего, чего стоило бы бояться, есть только то, что нужно понять.
- Радий не должен обогащать никого. Это элемент. Он принадлежит всему миру.
- Я принадлежу к числу людей, которые думают, что наука — это великая красота.
- Всю мою жизнь новые чудеса природы заставляли меня радоваться, как ребёнка.
- Самое главное в жизни - никогда не впадать в уныние из-за людей и из-за событий.
- Никто не замечает того, что уже сделано. Все видят лишь то, что осталось сделать.
- Я не верю в то, что в нашем мире может исчезнуть страсть к риску и приключениям.
- Обманчиво ставить весь интерес к жизни в зависимость от таких бурных чувств, как любовь.
- Когда ты молод, одинок и погружен в науку, можно не иметь на что жить и жить самой полной жизнью.
- Наука является основой всякого прогресса, облегчающего жизнь человечества и уменьшающего его страдания.
- Люди, так живо чувствующие, как я, и не способные изменить это свойство своей натуры, должны скрывать его как можно дольше.
- Нам надо есть, пить, спать, бездельничать, любить, то есть касаться самых приятных вещей в этой жизни, и все же не поддаваться им.
- Учёный у себя в лаборатории не просто техник: это ребёнок лицом к лицу с явлениями природы, действующими на него как волшебная сказка.
- Муж у меня - лучшего даже нельзя себе вообразить, это настоящий божий дар, и чем дольше живём мы вместе, тем сильнее любим друг друга.
- Нужно заниматься исследованиями ради красоты науки, и всегда есть шанс, что научное открытие может, как радий, принести пользу человечеству.
- Великое открытие не выходит готовым из мозга учёного, как Минерва в доспехах из головы Юпитера, оно есть плод предварительного сосредоточенного труда.
- Мы не должны мириться с мнением, что весь научный прогресс сводится к механизмам, машинам, зубчатым передачам, хотя и они сами по себе тоже прекрасны.
- Каждый из нас обязан работать над собой, над совершенствованием своей личности, возлагая на себя определенную часть ответственности за жизнь человечества.
- Жизнь великого учёного в лаборатории - вовсе не спокойная идиллия, как думают многие; она чаще всего - упорная борьба с миром, с окружением и с самим собой.
- Я думаю, что в каждую эпоху можно жить интересно и полезно. Для этого нужно не растрачивать бесплодно свою жизнь, а иметь право сказать: "Я сделал все, что мог".
- Зачем тратить целое утро на раскрытие тайн кулинарии, если за это время можно усвоить несколько страниц учебника по физике или провести в лаборатории интересный опыт?
- Среди дней плодотворной работы попадаются и дни сомнений, когда ничего как будто не получается, когда сама материя кажется враждебной, и тогда приходится бороться с отчаянием.
- Когда я чувствую себя совершенно неспособной читать книгу продуктивно, я начинаю решать алгебраические и тригонометрические задачи, поскольку они не терпят погрешностей внимания и возвращают уму прямой путь.
- Как видно, никому из нас жизнь легко не даётся. Ну и что ж, значит, нужно иметь настойчивость, а главное - уверенность в себе. Нужно верить, что ты на что-то ещё годен, и этого «что-то» нужно достигнуть во что бы то ни стало.
- Нет необходимости вести такую противоестественную жизнь, какую вела я. Я отдала много времени науке, потому что у меня было к ней стремление, потому что я любила научное исследование. Все, чего я желаю женщинам и молодым девушкам, это простой семейной жизни и работы, какая их интересует.
- Самое тяжкое - это те уступки, какие приходится делать предрассудкам окружающего нас общества, больше или меньше, в зависимости от большей или меньшей силы своего характера. Если делаешь их слишком мало, тебя раздавят. Если делаешь чересчур много, то унижаешь себя и делаешься противен самому себе.
- Как люди могут только думать, что наука сухая область? Есть ли что-нибудь более восхитительное, чем незыблемые законы, управляющие миром, и что-нибудь чудеснее человеческого разума, открывающего эти законы? Какими пустыми кажутся романы, а фантастические сказки — лишенными воображения сравнительно с этими необычайными явлениями, связанными между собой гармоничной общностью первоначал, с этим порядком в кажущемся хаосе.
Мария Склодовская-Кюри — польско-французский учёный-экспериментатор (физик, химик), педагог, общественный деятель. Дважды лауреат Нобелевской премии: по физике (1903) и химии (1911). Основала институты Кюри в Париже и в Варшаве. Жена Пьера Кюри, вместе с ним занималась исследованием радиоактивности. Совместно с мужем открыла элементы радий и полоний.
Мария Склодовская родилась в Варшаве. Её детские годы были омрачены ранней потерей одной из сестёр и вскоре — матери. Ещё школьницей она отличалась необычайным прилежанием и трудолюбием. Мария стремилась выполнить работу самым тщательным образом, не допуская неточностей, часто за счёт сна и регулярного питания. Она занималась настолько интенсивно, что, окончив школу, вынуждена была сделать перерыв для поправки здоровья.
Мария стремилась продолжить образование, однако в Российской империи, в состав которой в то время входила Польша, возможности женщин получить высшее научное образование были ограничены. Сестры Склодовские — Мария и Бронислава договорились по очереди отработать несколько лет гувернантками, чтобы по очереди получить образование. Мария проработала несколько лет воспитателем-гувернанткой в то время, пока Бронислава училась в медицинском институте в Париже. Затем Мария в возрасте 24 лет смогла поехать в Сорбонну, в Париж, где изучала химию и физику в то время, как Бронислава зарабатывала средства для обучения сестры.
Мария Склодовская стала первой в истории Сорбонны женщиной-преподавателем. В 1894 году в доме одного польского физика-эмигранта Мария Склодовская встретила Пьера Кюри. Пьер был руководителем лаборатории при Муниципальной школе промышленной физики и химии. К тому времени он провёл важные исследования по физике кристаллов и зависимости магнитных свойств веществ от температуры. Мария занималась исследованием намагниченности стали, и её польский друг надеялся, что Пьер сможет предоставить Марии возможность поработать в своей лаборатории. Вместе они занялись исследованием аномальных лучей (рентгеновских), которые испускали соли урана. Не имея никакой лаборатории и работая в сарае на улице Ломон в Париже, с 1898 по 1902 годы они переработали восемь тонн руды урана и выделили одну сотую грамма нового вещества — радия. Позже был открыт полоний — элемент, названный в честь родины Марии Кюри. В 1903 году Мария и Пьер Кюри получили Нобелевскую премию по физике «за выдающиеся заслуги в совместных исследованиях явлений радиации». Будучи на церемонии награждения, супруги задумываются создать собственную лабораторию и даже институт радиоактивности. Их затея была воплощена в жизнь, но гораздо позже.
После трагической смерти мужа Пьера Кюри в 1906 году Мария Склодовская-Кюри унаследовала его кафедру в Парижском университете.
В 1910 году ей удалось в сотрудничестве с Андре Дебьерном выделить чистый металлический радий, а не его соединения, как бывало прежде. Таким образом, был завершён 12-летний цикл исследований, в результате которого было доказано, что радий является самостоятельным химическим элементом.
В конце 1910 года кандидатура Склодовской-Кюри по настоянию ряда французских ученых была выдвинута на выборах во Французскую Академию Наук. До этого ни одна женщина не была избрана во Французскую Академию Наук, потому выдвижение сразу же привело к жестокой полемике между сторонниками и противниками её членства в этой консервативной организации. В результате нескольких месяцев оскорбительной полемики кандидатура Склодовской-Кюри была отвергнута на выборах с перевесом всего в один голос.
В 1911 году Склодовская-Кюри получила Нобелевскую премию по химии «за выдающиеся заслуги в развитии химии: открытие элементов радия и полония, выделение радия и изучение природы и соединений этого замечательного элемента». Склодовская-Кюри стала первым (и на сегодняшний день единственной женщиной в мире) дважды лауреатом Нобелевской премии.
Незадолго до начала Первой мировой войны Парижский университет и Пастеровский институт учредили Радиевый институт для исследований радиоактивности. Склодовская-Кюри была назначена директором отделения фундаментальных исследований и медицинского применения радиоактивности. Сразу после начала активных боевых действий на фронтах Первой мировой войны Мария Склодовская-Кюри стала закупать на личные средства, оставшиеся от Нобелевской премии, рентгеновские переносные аппараты для просвечивания раненых. Передвижные рентгеновские пункты, приводившиеся в действие динамо-машиной, присоединённой к автомобильному мотору, объезжали госпитали, помогая хирургам проводить операции. На фронте эти пункты прозвали “маленькими Кюри”. Во время войны она обучала военных медиков применению радиологии, например, обнаружению с помощью рентгеновских лучей шрапнели в теле раненого. В прифронтовой зоне Кюри помогала создавать радиологические установки, снабжать пункты первой помощи переносными рентгеновскими аппаратами. Накопленный опыт она обобщила в монографии “Радиология и война” в 1920 году.
В последние годы своей жизни она продолжала преподавать в Радиевом институте, где руководила работами студентов и активно способствовала применению радиологии в медицине. Она написала биографию Пьера Кюри, опубликованную в 1923 году. Периодически Склодовская-Кюри совершала поездки в Польшу, которая в конце войны обрела независимость. Там она консультировала польских исследователей. В 1921 году вместе с дочерьми Склодовская-Кюри посетила США, чтобы принять в дар 1 г радия для продолжения опытов. Во время своего второго визита в США (1929) она получила пожертвование, на которое приобрела ещё грамм радия для терапевтического использования в одном из варшавских госпиталей. Но вследствие многолетней работы с радием её здоровье стало заметно ухудшаться.
Мария Склодовская-Кюри скончалась в 1934 году от апластической анемии. Её смерть является трагическим уроком — работая с радиоактивными веществами, она не предпринимала никаких мер предосторожности и даже носила на груди ампулу с радием как талисман. Похоронена рядом с Пьером Кюри в парижском Панте.
Мария Склодовская-Кюри (урожденная Мария Склодовская) родилась 7 ноября 1867 года в Варшаве (Польша). Она была младшей из пяти детей в семье Владислава и Брониславы (Богушки) Склодовских. Мария воспитывалась в семье, где занятия наукой пользовались уважением. Ее отец преподавал физику в гимназии, а мать, пока не заболела туберкулезом, была директором гимназии. Мать Марии умерла, когда девочке было одиннадцать лет.
Мария Склодовская блестяще училась и в начальной, и в средней школе. Еще в юном возрасте она ощутила притягательную силу науки и работала лаборантом в химической лаборатории своего двоюродного брата.
На пути к осуществлению мечты Марии Склодовской о высшем образовании стояли два препятствия: бедность семьи и запрет на прием женщин в Варшавский университет. Мария и ее сестра Броня разработали план: Мария в течение пяти лет будет работать гувернанткой, чтобы дать возможность сестре окончить медицинский институт, после чего Броня должна взять на себя расходы на высшее образование сестры. Броня получила медицинское образование в Париже и, став врачом, пригласила к себе Марию. В 1891 году Мария поступила на факультет естественных наук Парижского университета (Сорбонны). В 1893 году, закончив курс первой, Мария получила степень лиценциата по физике Сорбонны (эквивалентную степени магистра). Через год она стала лиценциатом и по математике.
В том же 1894 году в доме одного польского физика-эмигранта Мария Склодовская встретила Пьера Кюри. Пьер был руководителем лаборатории при Муниципальной школе промышленной физики и химии. К тому времени он провел важные исследования по физике кристаллов и зависимости магнитных свойств веществ от температуры. Мария занималась исследованием намагниченности стали. Сблизившись сначала на почве увлечения физикой, Мария и Пьер через год вступили в брак. Это произошло вскоре после того, как Пьер защитил докторскую диссертацию. Их дочь Ирен (Ирен Жолио-Кюри) родилась в сентябре 1897 года. Через три месяца Мария Кюри завершила свое исследование по магнетизму и начала искать тему для диссертации.
В 1896 году Анри Беккерель обнаружил, что урановые соединения испускают глубоко проникающее излучение. В отличие от рентгеновского, открытого в 1895 году Вильгельмом Рёнтгеном, излучение Беккереля было не результатом возбуждения от внешнего источника энергии, например светом, а внутренним свойством самого урана. Очарованная этим загадочным явлением и привлекаемая перспективой положить начало новой области исследований, Кюри решила заняться изучением этого излучения, которое она впоследствии назвала радиоактивностью. Приступив к работе в начале 1898 года, она, прежде всего, попыталась установить, существуют ли другие вещества, кроме соединений урана, которые испускают открытые Беккерелем лучи.
Она пришла к выводу о том, что из известных элементов радиоактивны только уран, торий и их соединения. Однако вскоре Кюри совершила гораздо более важное открытие: урановая руда, известная под названием урановой смоляной обманки, испускает более сильное излучение Беккереля, чем соединения урана и тория, и по крайней мере в четыре раза более сильное, чем чистый уран. Кюри высказала предположение, что в урановой смоляной обманке содержится еще не открытый и сильно радиоактивный элемент. Весной 1898 году она сообщила о своей гипотезе и о результатах экспериментов Французской академии наук.
Затем супруги Кюри попытались выделить новый элемент. Пьер отложил свои собственные исследования по физике кристаллов, чтобы помочь Марии. В июле и декабре 1898 года Мария и Пьер Кюри объявили об открытии двух новых элементов, которые были названы ими полонием (в честь Польши – родины Марии) и радием.
В сентябре 1902 года Кюри объявили о том, что им удалось выделить хлорид радия из урановой смоляной обманки. Выделить полоний им не удалось, так как тот оказался продуктом распада радия. Анализируя соединение, Мария установила, что атомная масса радия равна 225. Соль радия испускала голубоватое свечение и тепло. Это фантастическое вещество привлекло внимание всего мира. Признание и награды за его открытие пришли к супругам Кюри почти сразу.
Завершив исследования, Мария написала свою докторскую диссертацию. Работа называлась «Исследования радиоактивных веществ» и была представлена Сорбонне в июне 1903 года.
По мнению комитета, присудившего Кюри научную степень, ее работа явилась величайшим вкладом, когда-либо внесенным в науку докторской диссертацией.
В декабре 1903 года Шведская королевская академия наук присудила Нобелевскую премию по физике Беккерелю и супругам Кюри. Мария и Пьер Кюри получили половину награды «в знак признания… их совместных исследований явлений радиации, открытых профессором Анри Беккерелем». Кюри стала первой женщиной, удостоенной Нобелевской премии. И Мария, и Пьер Кюри были больны и не могли ехать в Стокгольм на церемонию вручения премии. Они получили ее летом следующего года.
Именно Мария Кюри ввела термины распад и трансмутация.
Супруги Кюри отметили действие радия на человеческий организм (как и Анри Беккерель, они получили ожоги, прежде чем поняли опасность обращения с радиоактивными веществами) и высказали предположение, что радий может быть использован для лечения опухолей. Терапевтическое значение радия было признано почти сразу. Однако Кюри отказались патентовать экстракционный процесс и использовать результаты своих исследований в любых коммерческих целях. По их мнению, извлечение коммерческих выгод не соответствовало духу науки, идее свободного доступа к знанию.
В октябре 1904 года Пьер был назначен профессором физики в Сорбонне, а месяц спустя Мария стала официально именоваться заведующей его лабораторией. В декабре у них родилась вторая дочь, Ева, которая впоследствии стала концертирующей пианисткой и биографом своей матери.
Мари жила счастливой жизнью – у нее была любимая работа, ее научные достижения получили всемирное признание, она получила любовь и поддержку супруга. Как она сама признавалась: «Я обрела в браке все, о чем могла мечтать в момент заключения нашего союза, и даже больше того». Но в апреле 1906 года Пьер погиб в уличной катастрофе. Лишившись ближайшего друга и товарища по работе, Мари ушла в себя. Однако она нашла в себе силы продолжать работу. В мае, после того как Мари отказалась от пенсии, назначенной министерством общественного образования, факультетский совет Сорбонны назначил ее на кафедру физики, которую прежде возглавлял ее муж. Когда через шесть месяцев Кюри прочитала свою первую лекцию, она стала первой женщиной – преподавателем Сорбонны.
В лаборатории Кюри сосредоточила свои усилия на выделении чистого металлического радия, а не его соединений. В 1910 году ей удалось в сотрудничестве с Андре Дебьерном получить это вещество и тем самым завершить цикл исследований, начатый 12 лет назад. Она убедительно доказала, что радий является химическим элементом. Кюри разработала метод измерения радиоактивных эманаций и приготовила для Международного бюро мер и весов первый международный эталон радия – чистый образец хлорида радия, с которым надлежало сравнивать все остальные источники.
В 1911 году Шведская королевская академия наук присудила Кюри Нобелевскую премию по химии «за выдающиеся заслуги в развитии химии: открытие элементов радия и полония, выделение радия и изучение природы и соединений этого замечательного элемента». Кюри стала первым дважды лауреатом Нобелевской премии. Шведской королевской академией было отмечено, что исследование радия привело к рождению новой области науки – радиологии.
Незадолго до начала Первой мировой войны Парижский университет и Пастеровский институт учредили Радиевый институт для исследований радиоактивности. Кюри была назначена директором отделения фундаментальных исследований и медицинского применения радиоактивности.
Во время войны она обучала военных медиков применению радиологии, например, обнаружению с помощью рентгеновских лучей шрапнели в теле раненого.
Она написала биографию Пьера Кюри, которая была опубликована в 1923 году.
В 1921 году вместе с дочерьми Кюри посетила Соединенные Штаты, чтобы принять в дар 1 грамм радия для продолжения опытов.
В 1929 году во время своего второго визита в США она получила пожертвование, на которое приобрела еще грамм радия для терапевтического использования в одном из варшавских госпиталей. Но вследствие многолетней работы с радием ее здоровье стало заметно ухудшаться.
Кюри скончалась 4 июля 1934 года от лейкемии в небольшой больнице местечка Санселлемоз во французских Альпах.
Помимо двух Нобелевских премий, Кюри была удостоена медали Бертло Французской академии наук (1902), медали Дэви Лондонского королевского общества (1903) и медали Эллиота Крессона Франклиновского института (1909). Она была членом 85 научных обществ всего мира, в том числе Французской медицинской академии, получила 20 почетных степеней. С 1911 года и до смерти Кюри принимала участие в престижных Сольвеевских конгрессах по физике, в течение 12 лет была сотрудником Международной комиссии по интеллектуальному сотрудничеству Лиги Наций.
Может ли человеку в здравом уме прийти в голову ударить незнакомца, не представляющего опасности, током? Да, утверждают социальные психологи из польского Университета социальных и гуманитарных наук. Они повторили знаменитый эксперимент Милгрэма спустя более чем 50 лет и получили такие же результаты. Выводы специалистов были опубликованы в журнале Social Psychological and Personality Science .
В 1963 году американский психолог провел психологический эксперимент, с помощью которого хотел выяснить, как далеко могут зайти люди, причиняя кому-то боль, если это входит в их обязанности. Например, немецкие граждане при Гитлере уничтожали миллионы невинных людей в концлагерях. Изначально Милгрэм собирался проводить эксперимент именно с немцами, но потом такая необходимость отпала, и он решил работать в США.
«Я обнаружил столько повиновения, — говорил он, — что не вижу необходимости проводить этот эксперимент в Германии».
Участникам эксперимента происходящее было представлено как исследование влияния боли на память. Испытуемому сообщалось, что другой участник (который на самом деле был подставным актером) должен запоминать пары слов из длинного списка, а сам испытуемый должен наказывать его за ошибки все более мощными ударами тока.
Перед испытуемым располагался прибор, имитирующий генератор с указанными на нем мощностями от 15 до 450 В с шагом в 15 В. При нажатии на переключатели актер имитировал судороги от ударов током. Если испытуемый колебался, то экспериментатор настаивал на продолжении. Большинство испытуемых оказалось способно довести напряжение до максимума, несмотря ни на крики актера, ни на его стук в стену, ни на жалобы на больное сердце. При самом высоком напряжении актер переставал давать ответы и подавать признаки жизни.
Позже и сам Милгрэм, и другие ученые неоднократно проводили аналогичные опыты. Результат всегда оставался неизменным, он не зависел ни от места жительства испытуемых, ни от пола, ни от состояния психического здоровья.
Если экспериментаторов было двое и один настаивал на прекращении эксперимента, а второй на продолжении, почти все испытуемые прекращали эксперимент.
Видя страдания актера, испытуемые умоляли экспериментатора прекратить происходящее, нервничали, кусали губы, сжимали кулаки. Им не доставляло никакого удовольствия бить током невинного человека, они переживали за него, но остановиться не могли. Тем не менее, если экспериментатор разрешал остановиться, а актер настаивал на продолжении, испытуемые с легкостью отказывались повиноваться — они не воспринимали другого, как они думали, испытуемого как авторитет.
Как резюмировал Милгрэм, «это исследование показало чрезвычайно сильно выраженную готовность нормальных взрослых людей идти неизвестно как далеко, следуя указаниям авторитета».
«Нашей целью было выяснить, насколько высокой окажется склонность к подчинению у жителей Польши,
— пишут авторы новой работы. — Следует подчеркнуть, что эксперимент Милгрэма никогда не проводился в Центральной Европе. Уникальная история стран этого региона сделала для нас вопрос о повиновении особенно интересным».
«Когда люди узнают об экспериментах Милгрэма, большинство говорило: уж я-то никогда бы так себя не повел, — отмечает Томас Грзиб, один из авторов исследования. — Однако наше исследование в очередной раз продемонстрировало, насколько сильное влияние на людей оказывает ситуация и как легко они могут согласиться сделать то, что считают неподобающим».
Исследователи из этических соображений не копировали эксперимент в точности и ограничились более слабым «электрошоком».
Участниками исследования стали 40 мужчин и 40 женщин в возрасте 18-69 лет. Перед ними находились 10 кнопок, контролирующих силу тока. Результаты должны были выявить, насколько добровольцы готовы подчиняться указаниям экспериментатора в условиях, близких к оригинальному эксперименту.
90% участников оказались готовы усилить удары током по команде экспериментатора до максимума. Что примечательно, если подопытный был женщиной, участники исследования отказывались увеличивать силу тока в три раза чаще. Тем не менее размер выборки слишком мал, чтобы делать из этого какие-то выводы, считают исследователи.
«После эксперимента Милгрэма прошло полвека, — говорит Грзиб. — Но подавляющее большинство все так же готово убить беспомощного человека электрическим током».