Методы борьбы с коррупцией в образовательных учреждениях. Коррупция в высшем образовании: причины, последствия, механизмы противодействия
Вот смотрите. Завтра Нац Рада Реформ будет посвящена реформе образования. И особенно тому, как правительство планирует бороться с коррупцией в системе образования.
Я туда послал этот материал, считая, что с коррупцией в образовании бороться несложно (мы сейчас это делаем в одной из областей).
1. С поборами и взносами в (ненадежные) благотворительные школьные фонды нужно поступать так. Если уж речь идет о деньгах, то нужно применять не школьную модель, а бизнес-модель. То есть, поручать пользоваться фондом не директору школы, а «акционерам»: или всем, кто внес хоть сколько денег, или мажоритарным, скажем 5 внесшим наибольший взнос.
Тогда использование денег будет максимально эффективным. Акционеры обеспечат и приток новых денег, и надлежаще-справедливое использование всего фонда. И не будет никаких злоупотреблений.
2. Коррупция из-за оценок. Нужно лечить причину, а не следствие. Если платят и дают взятки за оценки, это значит, что (говоря бизнес-терминологией), хорошие оценки - это дефицит. А там, где дефицит, там всегда есть коррупция. Это также значит, что основной мотивацией «хорошо учиться» является Оценка, а не знания/навыки/компетенции, которые могут оцениваться совсем иными параметрами.
В большинстве ведущих стран мира (например, Скандинавских) оценки отменены до 5-6-7 класса, и ничего страшного не происходит. За оценками не гоняются, а значит, и не за что платить и переплачивать.
Там главную мотивацию хорошо учиться перенесли с оценок - на интересный контент, новые увлекательные предметы, проекты и кейсы. И это действует гораздо сильнее, чем любые оценки. Так что и здесь почва для коррупции полностью выбивается.
3. Много разговоров про ЗНО, которое поначалу было призвано устранить коррупцию и обеспечить равный доступ к высококачественному образованию в вузах детей из малообеспеченных семей и провинции.
Частично эта функция выполнена, коррупции стало меньше. Но задача повышения качества знаний не только не решена, но и усугубилась. Поэтому вместе с сохранением ЗНО надо просто учить лучше. Тогда взяток будет меньше.
И здесь главным стержнем новой системы образования должны быть ответы на 7 фундаментальных вопросов: чему учить, кем учить, как учить, зачем учить, как этим управлять, как финансировать, и на какой в конце пути (at the end of the day) рассчитывать результат.
Потому что до сих пор не сформулирован конечный результат такой продукции как «образование». Это тоже несложно и полностью вытеснит коррупцию.
4. В передовых системах образования мира (я объездил и изучил их в 103 странах), благоприятный антикоррупционный климат создается более современным подходом (для нас странным, но для мира стандартным):
Там вводят Главный принцип в системе образования «Доверие». И никто не переспрашивает - что это такое, как это обойти, и не смешно ли это.
Для разъяснения это значит вот что. Учителям полностью доверяют самим решать чему учить и как учить, так как в школе нет никакой обязательной программы.
Учителей не заставляют писать отчеты и нет никаких проверок. Даже органов таких нет, как районо, гороно, облоно, которые постоянно вызывают директоров на бесконечные «нарады», от которых нет никакой пользы, а скорее вред.
Для детей «Доверие» означает, что ликвидируются: списывания, копипасты, шпаргалки, и прочие нечестности и лукавства. И возникает ответственность, а не чувство, что всё можно купить или продать.
В результате даже эти точечно-системные меры достаточно быстро испарят коррупцию.
Несколько дней назад по просьбе Житомирских властей я провел там Мастер-класс. А также спрос на такую реформу есть и в других областях (Одесской, Днепропетровской и др.).
А полная концепция и готовый проект организации «системы образования будущего» сейчас рассматривается в одной и арабских стран, где устремленность в будущее является целью жизни страны.
Так что всё возможно сделать, и даже быстро.
Коррупция в высшем образовании : причины,
последствия, механизмы противодействия
Две вещи наполняют душу
сильным удивлением и благого-
вением: звездное небо надо мной
и нравственный закон во мне.
Иммануил Кант
В статье раскрывается сущность явления коррупции в высшем образовании: дается понятие этого явления в категориях экономической и правовой оценки. Проведен причинно-следственный анализ проблемы. Разработаны подходы к снижению масштабов коррупционных явлений в вузах.
Специфика коррупции в образовании в том, что данное определение не подходит под деятельность некоторых коррупционных схем. Например, при поступлении в вузы деньги нередко берут посредники, которые вообще не имеют полномочий по содействию в приеме. Часто методисты кафедр выступают посредниками при передаче финансовых средств за экзамен или за зачет.
Рассмотрим основные формы коррупции в высшем образовании:
Дача взятки проверяющему органу при аккредитации университета;
Нецелевое использование федеральных средств;
Покупка диплома у ответственных лиц вуза или через посредника;
Вымогательство педагогов во время сессии (завышенные требования при сдаче экзаменов, зачетов);
Навязывание платных консультаций, покупки собственных книг, методических пособий студентам;
Давление студентов, не желающих учить предмет, на педагогов (навязывание взятки);
Давление на педагогов со стороны коллег или руководства с целью получения экзамена или зачета .
Отличительными чертами коррупции в образовании является то, что задействованными являются практически все уровни распространения коррупционных отношений (от методистов и лаборантов до старшего руководящего состава министерств и ведомств).
1. Отсутствие академического вознаграждения у педагогов.
В западной экономической традиции принято полагать, что вознаграждение преподавателя складывается из финансового вознаграждения и академического вознаграждения (удовольствия от преподавания, свободного графика, возможности работать в нескольких местах, заниматься творческим трудом и т. д.). В России академическое вознаграждение значительно уменьшено, так как преподаватель вынужден нести огромное бремя бюрократической нагрузки. На Западе академичекое вознаграждение компенсирует разрыв в зарплатах. У нас в стране – нет.
2. Низкий уровень оплаты труда педагогов .
Из данных официальной статистики по Калининградской области :
В 2008 году осуществлено повышение заработной платы работникам учреждений бюджетной сферы на 10% . В то же время по данным официальной статистики, уровень инфляции в 2008 году – более 13%. А по товарам первой необходимости – около 18% .
3. Подорвана система академических статусов .
Академическая иерархизация в настоящий момент перестала выстраиваться по академическим принципам. Большинство академических статусов присваивается теми, у кого имеются административные и финансовые ресурсы. Ценность академических же ресурсов значительно занижена.
4. Снижен статус педагога в обществе .
Труд педагога и его социальный статус давно уже не имеют никакого уважения в обществе. Более того, существует мнение, что преподавателями становятся те, кому «не нашлось места» в коммерческих структурах или в сфере государственного управления .
5. Высокая степень специфичности активов преподавателя .
Рынок образовательных услуг специфичен в том, что покупатель (студент) абсолютно бесправен, а продавец (педагог) имеет абсолютную власть. Усугубляется эта ситуация нейтральным отношением к коррупции со стороны руководства вузов и самих учащихся.
6. Сложившийся порядок, согласно которому сформированы определенные схемы получения зачета или экзамена по тому или иному предмету .
Нежелание педагога потворствовать этим схемам может вызвать негативное отношение коллег. Эту закономерность можно назвать «коррупционной спиралью»: информация о сложившемся порядке передается из уст в уста студентами старших курсов – младшим. Таким образом, раз установившийся порядок постоянно поддерживается.
7. Общее падение нравственности в обществе и распространение коррупции во всех сферах .
К сожалению, взяткополучателей и тем более – взяткодателей общество не порицает. Более того, умение дать взятку в некоторых случаях поощряется и ставится в заслугу человеку.
8. Появление большого количества псевдо-студентов .
В последнее время из-за различных факторов в массовой среде студенчества сложился значительный слой псведо-студентов. Во-первых, этому благоприятствует безработица . Не имея возможности найти приемлемую работу, молодежь устремилась в высшие учебные заведения. Во-вторых, в вузы приходит большое количество юношей, не желающих служить в армии.
9. Низкая заинтересованность российского общества в качественном образовании .
Во многих слоях общества существует фундаментальное непонимание важности и действенности образованности, глубоких и разносторонних знаний. Это, в частности, выражается в формальности требований учреждений, организаций и даже частных фирм к уровню образования своих служащих и работников. Даже губернаторов и мэров ловят на покупке фальшивых дипломов.
10. Усиление экономического давления на вузы .
Государства во всем мире сокращают финансовую поддержку высшей школы . Даже самые престижные университеты заняты увеличением экономической эффективности своей деятельности. Коммерческие соображения становятся ведущими в академических делах. И поскольку лишь немногим учреждениям удается обеспечить адекватный доход в новых условиях, большинство оказывается в сетях коррупции.
11. Снижение квалификации профессорско-педагогического состава вузов.
Снижение заработной платы педагогов, низкий социальный статус приводят к тому, что в вузы приходят неквалифицированные кадры. Такие сотрудники не способны адаптировать базовые ценности традиционного университетского образования.
Распространение коррупционных явлений в образовании приводит к таким последствиям:
1. Подрыв конституционного принципа равных возможностей. Этот принцип обычно называют «бесплатным образованием». То есть, стартовые возможности оказываются изначально не равными для тех, кто может дать взятку, и для тех, кто не может этого сделать.
2. Духовная деградация общества.
3. Утрата вузами принципов объективности, неподкупности и высоких этических стандартов лишает институт высшего образования общественной поддержки. Рост коррупции дискредитирует саму сущность университетского образования.
4. Снижение уровня знаний, отсюда ухудшение качества человеческого капитала общества.
Серьезность рассмотренных негативных тенденций приводит к необходимости разработки мер противодействия. Ректор МГУ считает, что высокий уровень образования и реальная требовательность к студентам сами по себе снимают возможность коррупции . Очевидно, что это мнение не в полной мере отражает реальность. отмечает, что «нет непременной связи между обстоятельствами поступления абитуриента в вуз и уровнем последующего прилежания студента» .
Меры по противодействию коррупции в вузе, по мнению авторов, можно подразделить на две части:
Государственный уровень,
Уровень вуза.
На уровне государства проблема коррупции в последнее время озвучивается и понимается, но должные меры пока только планируются. Контроль над качеством образования является лучшим способом борьбы с коррупцией, считает министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. По его словам, правоохранительные органы не в состоянии в полной степени решить эту проблему. "Когда начинает всерьез контролироваться качество образования, когда человек может или не может получить образование, а преподаватель в зависимости от того, насколько он хорошо подготовил или не подготовил студента, может сохранить или потерять работу, то коррупция волей-неволей уйдет на второй план, а главным станет содержание образования", - сказал А. Фурсенко на пресс-конференции в Ереване 30 октября 2007 года. Он отметил, что качество образования должно быть требованием заинтересованных сторон, в первую очередь - работодателей. "Если мы сумеем наладить систему контроля над качеством образования, то коррупция в значительной степени перестанет быть проблемой системы образования".
На этой же конференции министр просвещения и молодежи республики отметил, что борьба с коррупцией должна быть системной: «В эту борьбу должно быть вовлечено все общество. Профилактика имеет большое значение. Нужно убедить всю страну, что проблема коррупции должна быть решена с их помощью. Кроме того, чем честнее мы будем говорить об этой проблеме, тем большая часть обществ поймет важность борьбы с ней».
Усиление контроля – это действенная мера, но, к сожалению, контрольные органы также задействованы во всеобщей коррупционной системе и также подвержены этому негативному явлению .
Помимо государственных мер по борьбе с коррупцией в вузе необходимы меры, принимаемые на уровне учебного заведения, причем, они должны, по мнению авторов, носить системный характер и иметь двойное направление: сверху вниз и снизу вверх. Противодействие коррупции должно исходить от четко заявленной и проводимой позиции ректора и распространяться на педагогов. С другой стороны, студенты должны быть нацелены в первую очередь на получение твердых академических знаний, на неприятие коррупции.
Противодействие коррупции в вузе должно носить программный характер. Основная цель программы должна быть направлена на устранение причин и условий, порождающих коррупцию. Необходимо разработать мероприятия по мониторингу уровня коррупции.
Гражданское общество студентов также должно стать участником процесса борьбы с коррупцией. Для этого необходимо сформировать независимые студенческие общества и выработать активную гражданскую позицию у учащихся, а также у их родителей.
Кроме того, по мнению авторов, немаловажным фактором в борьбе с коррупцией в вузе является наличие ценностного документа, отражающего базовые морально-нравственные принципы, на которых должна быть построена вся работа вуза. Такой документ, называемый «Кодекс корпоративной культуры» или «Кодекс корпоративного поведения», разработанный и применяемый в ряде крупных российских вузов, призван способствовать соблюдению основных этических принципов на всех уровнях вузовской структуры, начиная со студентов и заканчивая администрацией.
Важно продумать механизм доведения главных этических норм до всех категорий вузовских сотрудников и осуществление контроля исполнения этих норм. Грубое их нарушение должно осуждаться общественным мнением коллектива вуза. В случае особо серьезных нарушений могут применяться административные, дисциплинарные и иные меры наказаний в соответствии с решением руководства вуза.
Антикоррупционная программа на уровне университета может состоять из шести взаимосвязанных блоков (табл. 2).
Таблица 2. Программа по преодолению коррупции в вузе
Основная цель – устранение причин коррупции |
|||||
Блок 1 | Блок 3 | ||||
Совершенствование нормативной базы 1.1 Принятие «Кодекса корпоративной культуры» 1.2 Внесение дополнительных условий в трудовые договоры 1.3 Регулярное проведение мониторинга коррупции в вузе (анкетирование студентов) | Усиление контрольных функций руководства 2.1 Более тщательный контроль за деятельностью педагогов со стороны руководства 2.2 Проведение аттестации персонала на должном уровне | Научная деятельность 3.1 Исследование коррупции внутри вуза и на межвузовском уровне 3.2 Включение специализированной дисциплины в учебный процесс | Кадровая политика 4.1 Ознакомление педагогов с «Кодексом корпоративной культуры» 4.2 Более тщательный отбор кандидатов на должности преподавателей 4.3 Создание атмосферы неприятия коррупции 4.4 Активное реагирование на факты проявления коррупционных действий со стороны руководства вуза | Развитие гражданского общества студентов 5.1 Создание правовой основы деятельности независимых студенческих объединений 5.2 Обеспечение участия студентов в принятии важных решений деятельности вуза 5.3. Поощрение студентов, которые прилежны в учебе и активно занимаются научной работой | Антикоррупционная работа со СМИ 6.1 Создание системы информационного противодействия коррупции 6.2 Налаживание системы обратной связи со студентами |
Комплексная реализация антикоррупционной программы в российском образовании – важный шаг на пути развития цивилизованного, постиндустриального общества с высоким уровнем инновационных технологий . Игнорирование коррупционных процессов – это движение назад, к стагнации научно-технического развития, снижению человеческого и морально-нравственного потенциала страны.
Выступая 20 марта 2009 года на Совете ректоров России, Его Святейшество, Патриарх всея Руси Кирилл отметил, что «миссия вуза – стать основой морально-нравственного воспитания учащейся молодежи, основой духовного развития молодых людей» .
Считаем, что данный подход должен стать основополагающим, базовым при разработке стратегии развития высшего образования в нашей стране и деятельности каждого отдельно взятого вуза.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон РФ «О противодействии коррупции» от 01.01.01 года.
2. Апресян в высшем образовании / // Ведомости Научно-исследовательского института прикладной этики. Вып. 26: Этика образования / под ред. и.- Тюмень: НИИПЭ, 2005.
3. Куликов В. Рейтинг взяточников / В. Куликов // Российская газета.- №13 (4837) от 01.01.2001. - С. 7.
4. «РБК Daily» от 01.01.2001.
5. Карташова Л. Приемная комиссия - $ 30.000. Размеры взяток за поступление в престижные вузы выросли / Л. Карташова, М. Шиц, М. Бровкина, М. Кларисс // Российская газета.- № 000 от 01.01.2001.
6. Комков С. Фальшивое образование / С. Комков // «Природа и человек / XXI век».- №1, 2008.
7. www. eduhelp. ru
8. www. gov.39.ru
10. Газета «Ведомости».- .
CORRUPTION IN HIGHER EDUCATION: THE CAUSES,
EFFECTS AND MECHANISMS OF COUNTERING
L. Senchukova, O. Gegechkori
This article analyzes corruption in education, identify the causes of this phenomenon. The authors propose a mechanism for anti-corruption policies.
Таким образом, коррупция в системе образования разрушая нравственные устои общества, представляет серьезную угрозу не просто социально-экономическому положению страны, но и национальным интересам страны, безопасности государства.
Парадокс ситуации в том, что только через образование в принципе можно остановить разрастание коррупции в обществе, уменьшить ее опасность.
ФОРМЫ КОРРУПЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Коррупция в системе отечественного образования имеет самые разнообразные формы, которые постоянно видоизменяются, совершенствуются и мимикрируют.
Наиболее распространенными формами коррупционных и экономических преступлений в образовании являются следующие:
- Нецелевое использование и хищение бюджетных средств.
- Злоупотребление и превышение должностных полномочий.
- Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения.
- Получение и дача взятки.
- Изготовление и сбыт поддельных документов об образовании.
- Использование заведомо подложных дипломов о высшем образовании.
- Совмещение государственной и муниципальной службы с учредительством и замещением должностей в коммерческих организациях.
ПРИЧИНЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ КОРРУПЦИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Существует много причин, которые так или иначе способствуют распространению и дальнейшему росту коррупции в сфере отечественного образования:
Например, коррупцию в детских садах и школах помимо прочего питает острейший дефицит мест (даже в сравнительно благополучной Москве официальная очередь в дошкольные учреждения в 2009г. составила 16тыс.человек). Тем, кто отчаялся дождаться места, в администрации образовательного учреждения или в органе управления образованием уже традиционно «настойчиво рекомендуют» «на добровольной основе» перечислить «благотворительные пожертвования» на образование в один из созданных для этих целей внебюджетных фондов.
И все же основные причины коррупции в образовании перечислены ниже:
- Несовершенство законодательства и пробелы в правовом регулировании в области образования.
- Наличие недостатков организационно-контрольных механизмов.
- Наличие ряда социально-экономических проблем не разрешаемых на протяжении нескольких лет.
- Отсутствие последовательного и системного подхода в борьбе с коррупцией в отрасли.
- Неразвитость институтов гражданского общества, гражданская пассивность (инфантилизм), правовой нигилизм граждан.
- Непрозрачность системы образования в целом, эффективности расходования бюджетных средств (отсутствие общественной экспертизы принимаемых решений).
- Отсутствие реальных механизмов участия общества в реализации принципа государственно-общественного характера управления образованием.
- Очевидная разобщенность школы в широком понимании и общественных организаций, призванных обогатить опыт детей и молодежи реальной практикой гражданского служения обществу.
Одной из серьёзнейших проблем, обусловившей рост коррупции в образовании, явился моральный кризис, поразивший общество ввиду обвального характера социально-экономических и политических преобразований, возникшего вакуума ценностей.
Основными направлениями антикоррупционной деятельности правоохранительных структур в сфере образования (по мнению автора данного обзора) должны стать:
- Выявление и пресечение деятельности именно организованных преступных сообществ, а не просто отдельных нарушителей закона.
- Проведение масштабных проверок обоснованности и законности распределения и расходования бюджетных денежных средств, выделяемых на реализацию государственных программ, использования государственного имущества, с последующим подробным анализом полученных результатов.
- Содействие формированию системного законодательства по борьбе с коррупцией в отрасли (закрепление на всех уровнях полномочий институализированных общественных организаций по обеспечению функционирования системы антикоррупционного воздействия).
ропагандистские мероприятия:
- стимулирование деятельности общественных организаций, отслеживающих случаи, практику и методологию коррупции в образовании России, распространяющих полученную ими информацию;
- разработка, постоянное применение и использование в средствах массовой информации индексов уровня коррумпированности в образовании, позволяющих сравнивать между собой регионы, образовательные учреждения, решения ветвей власти и деятельность конкретных их представителей;
- создание системы "локальной гласности" для информирования населения о действиях наиболее "выдающихся представителей" низовой коррупции (главным образом - силами общественных организаций);
- постоянное информирование общества о ходе реализации антикоррупционной программы в образовании (выпуск бюллетеней, информационных материалов и т.п.).
На законодательном уровне необходимо провести ревизию действующий нормативно-правовых актов по следующим направлениям:
- распутывание противоречий и прояснение «туманностей», поскольку все это создает возможность для чиновного произвола и коррупции;
- "закрытие" многочисленных отсылочных норм в действующих законах;
- ревизия шкалы наказаний за коррупционные действия с учетом того, что большая часть из них требует ужесточения ответственности;
- дифференцирование в Уголовном кодексе коррупционных действий в сфере образования;
- целесообразно ужесточить контроль над ведомственным нормотворчеством и ввести постоянно действующую экспертизу законодательства на "антикоррупционность".
8.с труктура содержания воспитательной деятельности
Содержание воспитания – одна из наиболее спорных и противоречивых проблем в педагогической теории. Гуманистическая педагогика обогащает современную теорию воспитания представлениями о том, что содержанием воспитательной деятельности педагога является изучение ребенка; создание условий его самореализации, саморазвития и самовоспитания; организация активной и творческой жизнедеятельности детей; педагогическое обеспечение комфортного самочувствия ребенка, принятия его детским сообществом.
Изучение ребенка
Изучение ребенка предполагает наблюдения и специально организованные исследования физического состояния и духовного развития детей и определение на этой основе рациональных путей организации воспитательного процесса. Специфичным для гуманистического воспитания является то, что педагог стремится изучать ребенка в его внутренней целостности: изучает возрастные особенности детей, знакомится с каждым ребенком как представителем определенной социальной и культурной среды. Чтобы лучше понять ребенка, он ставит себя на его место, погружается в воспоминания о собственном детстве, использует сравнительно-эволюционный метод, который позволяет ему фиксировать динамику развития каждого ребенка, анализирует предметы детского творчества, систематически наблюдает за детьми в их свободном проявлении в разнообразной деятельности, совмещая воспитательную деятельность с исследовательской.
В теории гуманистического воспитания сформулированы принципы исследовательской деятельности, которые имеют стратегическое, долгосрочное значение. Речь идет об интересе к ребенку, принятии его таким, какой он есть, уважении его самоценности, о педагогическом оптимизме, понимаемом как опора на положительное, об отношении к ребенку как к целостной личности и т. д. Важный принцип в исследовании - отказ от сравнения успехов и неудач детей. Сравнение возможно лишь с его собственным опытом прежних лет .
Создание условий самореализации ребенка как цель и результат воспитательной деятельности педагога
На рубеже XIX-XX веков была признана ценность личности ребенка. Педагоги-гуманисты согласились с Аристотелем, утверждавшим, что самореализация человека - это реализация сущности, которая имеется в нем с самого рождения, признали уникальность ребенка, радовались его непохожести на других детей, стремились создать условия для реализации этой непохожести - уважили ребенка. Таким образом, в XX веке уважение к ребенку стало одним из принципов воспитания. Подчеркивалось, что уважение ребенка со стороны педагога важно потому, что оно является основанием для возбуждения уважения ребенка к самому себе. Содержанием воспитательной деятельности по реализации этого принципа стало создание условий для целенаправленного систематического развития личности ребенка, утверждение в нем самосознания, воспитание в ребенке убежденности в том, что он сам является как творцом самого себя, так и творцом своих обстоятельств .
Важная идея теории гуманистического воспитания, помогающая педагогу глубже понять ребенка, состоит в том, что поведение ребенка не тождественно его сущности. Помогать развивать духовный потенциал, не глушить "сырой материал личности" и есть создание условий самореализации ребенка.
Организация активной жизнедеятельности детей и вовлечение их в творчество XX век привнес в педагогику интерес к активной деятельности ребенка. Активность ребенка рассматривалась как обязательное условие развития способностей ребенка, его дарований, как средство достижения успеха. С другой стороны, активность рассматривали как жизненную потребность ребенка и показатель его достижений. И наконец, в активности ребенка видели проявление его мыслительной деятельности, воззрений, приобретенных самостоятельно.
В педагогических исследованиях отмечалось, что активность ребенка не может быть сформирована в условиях автократической педагогики, она не совмещается ни с чрезмерной опекой взрослого, ни с излишним вмешательством взрослых в содержание жизни детей. Гуманистическая педагогика видит воспитательную задачу в постепенном превращении деятельности детей, которую они организуют совместно со взрослыми, в их самодеятельность; дисциплину - в самодисциплину. Таким образом, активность ребенка рассматривалась как предпосылка его развития, а с другой стороны, как результат воспитания. Смыслом воспитательной деятельности, направленной на развитие активности детей, является помощь ребенку в строительстве собственной личности посредством созидательной деятельности. Педагог-воспитатель придает большое значение характеру межличностного общения детей в процессе этой деятельности. В организации трудовой деятельности, игры, театральных постановок, художественного творчества: музыки, рисования, лепки и т. д. - педагог ориентируется на интересы детей и на их способности. Опыт показывает, что именно такая деятельность способствует смягчению нравов, предотвращает их огрубение, формирует нравственность детей.
Педагогические условия утверждения чувства защищенности ребенка в детских сообществах
Одной из главных тенденций развития гуманистического воспитания в педагогике XX века была тенденция к разрешению противоречия между личностью ребенка и детским сообществом, стремление к утверждению самочувствия защищенности ребенка в системе межличностных отношений. Большинству педагогов-гуманистов удалось создать детские сообщества, в которых обеспечивалось развитие уникальности каждого ребенка - члена коллектива, соблюдалось право ребенка на уважение, формировалось чувство собственного достоинства детей. Гуманизация воспитания связывалась с процессом социализации личности, наиболее эффективной средой для которой является детское общество. Процесс социализации в трактовке педагогов-гуманистов означает недопустимость неоправданного подавления активности личности, навязывания общественных функций вопреки склонностям и стремлениям индивида. Гуманизацию социализации они рассматривают как процесс поддержания оптимального для развития личности состояния среды. Существенным фактором самореализации ребенка, воспитания его в духе взаимопомощи, взаимоуважения, ответственности и личного достоинства педагоги-гуманисты считали развитие у него социального чувства. В решения этой задачи особое значение они придавали детскому коллективу. Решающее значение для свободного, уверенного самочувствия детей в коллективе педагоги-гуманисты придавали детскому самоуправлению и здоровому общественному мнению, в котором видели регулятор внутриколлективных отношений. В то же время подчеркивалось, что средствами коллективного воздействия надо пользоваться весьма осторожно, только в случае, если в них есть крайняя необходимость. Основными условиями формирования гуманистических отношений в детском коллективе являются: самореализация ребенка. в разнообразной деятельности; самопознание детей - членов коллектива, наполнение деятельности детского коллектива гуманистическим содержанием; систематическая диагностика состояния межличностных взаимоотношений и прогнозирование их дальнейшего развития; введение гласности в жизнь детского учреждения; формирование благоприятного для личностного развития ребенка эмоционального климата; обеспечение через систему законов общежития гарантии защищенности каждому ребенку; организация жизни детского учреждения на законах равноправия.
©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03
КОРРУПЦИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Казарьян Тамара Сергеевна,
Южный Федеральный Университет
студентка юридического факультета,
г. Ростов-на-Дону, Россия
CORRUPTION IN THE EDUCATION SYSTEM
Kazaryan Tamara Sergeevna,
Southern Federal University
student of the law faculty,
АННОТАЦИЯ:
В данной статье анализируется влияние коррупции на процесс высшего образования в Российской Федерации и на государство в целом, исследуются причины и факторы, способствующие её возникновению и распространению. Формулируются предложения о методах борьбы с этим негативным явлением, которое приводит к понижению качества знаний выпускников вузов, способствует деградации деградации морали и росту преступности.
ANNOTATION:
This article analyzes the impact of corruption on the process of higher education in the Russian Federation and on the state as a whole, the causes and factors contributing to its emergence and dissemination are explored. Proposals are formulated on methods to combat this negative phenomenon, which leads to a decrease in the quality of knowledge of graduates of higher education institutions, contributes to the degradation of degradation of morality and the growth of crime.
Ключевые слова: коррупция, злоупотребление, конфликт интересов, образование, просвещение, коррупция, взяточничество, хищение, мошенничество, социологический опрос.
Key words: corruption, abuse, conflict of interests, education, education, corruption, bribery, theft, fraud, sociological survey.
Одной из проблем, находящейся в последние годы в центре внимания государства и общества является борьбы с коррупцией. Как отметил Президент России В.В. Путин на заседании коллегии ФСБ России 26 марта 2015 года, «борьба с коррупцией продолжает оставаться одним из приоритетных направлений работы .
Тема моего научного исследования — «Коррупция в системе образования». Я считаю, что актуальность данной проблемы очевидна, ведь можно бесконечно спорить о том, какая из сфер жизни государства является главной, неимоверно долго размышлять о степени важности экономики и политики, дискутировать о том, что политика, безопасность, экономика, здравоохранение являются основами общественной жизни, однако не стоит забывать о том, что врачами, политиками, экономистами, военными и т.д. люди не рождаются. Профессиональные навыки и нравственные начала приобретаются лишь в процессе просвещения, образования, воспитания, ведь именно в стенах школ, университетов, институтов и других образовательных учреждениях происходит формирование личности.
Образовательный уровень молодежи и организацию просвещения следует рассматривать в качестве ключевого элемента системы противодействия распространению идеологии коррупции, терроризма и др. преступлений в молодежной среде .
Иммануил Кант характеризовал просвещение как выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине - это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого .
Мы можем с уверенностью утверждать, что именно просвещение и образование являются фундаментом для построения успешного государства, члены которого будут обладать достаточным пакетом знаний, основами морали и соответствующим времени уровнем интеллектуального развития.
Следует отметить, что проблема коррупции в системе образования в достаточной степени разработана в научной литературе. Так, например, в поисковике «Яндекс» нашлось 118 миллионов сайтов, которые посвящены данной проблеме, множество научных статей, монографий и диссертаций. Тем не менее, в настоящей статье я постараюсь представить понимание коррупции в образовании с позиций обычной студентки, которая исследует данную проблему со своей точки зрения и предлагает свои подходы к борьбе с этим явлением.
В настоящее время Российское государство имеет значительное число проблем, которые требуют незамедлительного решения. Среди них важное место занимает проблема противодействия коррупции в системе образования России. Актуальность данной проблемы определяется тем, что:
— число выпускников вузов растет, а бизнес продолжает испытывать потребность в квалифицированных кадрах;
— многие вузы продолжают готовить студентов по специальностям, не востребуемым рынком труда;
— качество знаний многих выпускников вузов не соответствует предъявляемым требованиям, так как они получали аттестацию за деньги или «по звонкам свыше»;
— продолжает иметь место заметный разрыв в качестве образования между различными вузами России;
— во многих вузах образовательные технологий устарели;
— в ряде вузов преподают люди, которые, в силу своего возраста и научного мировоззрения, которое сложилось в то время, когда человечество не знало о том, что такое нано-технологии и современное интернет-пространство, не способны дать студенту современное видение мира и обеспечить возможность быть на уровне требований сегодняшнего дня.
Особую опасность представляет проникновение коррупции в сферу образования, тем более юридического образования. Выпускник юридического факультета, сдававший в период обучения экзамены за деньги, или при поддержке высокопоставленных родственников, в сознании которого закрепились элементы коррупционного мышления, в последующем неминуемо будет использовать служебные возможности для компенсации понесенных затрат. Подобный выпускник по определению не сможет противостоять коррупционному давлению криминальной и социально-аномальной среды, не сможет работать с агентурой, тонко чувствующей продажную натуру, более того, подобный правоохранитель предаст интересы службы и своих коллег при первой возможности .
Коррупция является одной из основных причин социально-экономической нестабильности, может принимать разнообразные формы, в частности, может носить побочный (взятки государственных служащих), систематический (влияет на различные сферы жизнедеятельности общества) или системный (влияет на развитие государства) характер.
Коррупция нарушает основные права человека на справедливое рассмотрение, непредвзятое отношение; в условиях коррупции невозможно обеспечить соблюдение гражданских и политических прав. Существует множество определений коррупции.
Современное определение понятия «коррупция» дано в Федеральном законе N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» , согласно которому под коррупцией понимаются:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.
Анализируя приведенное выше определение, следует отметить, что отечественный подход квалификации коррупционных преступлений предполагает, что их целью может быть только выгода имущественного характера. Коррупцией считаются определенные действия, направленные на получение имущественной выгоды не только для себя, но и для третьих лиц. При этом круг третьих лиц не ограничен и не сводится, например, только к близким родственникам. Деяния, признаваемые коррупцией в соответствии с 273-ФЗ, могут быть совершены любым физическим лицом (в т.ч. и студентом – автор), а не только должностным лицом .
В своей статье я определяю коррупцию как акт злоупотребления служебным положением для получения прибыли. Коррупция не дает возможности образованию эффективно выполнять свои функции, что приводит к тому, что на рынок труда выбрасывается все больше молодых людей, все менее профессиональных, все менее талантливых. От таких кадров государство слабеет. Поэтому образование - это наиболее важный аспект, на который следует обратить внимание, совершенствуя механизм борьбы с коррупцией. Ведь пройдя так называемую «высшую школу коррупции» студент привносит опыт преступных взаимоотношений и в свою дальнейшую «взрослую» жизнь, разрушая те основы, которые обеспечивают правовое развитие современной России.
Получение диплома о высшем образовании стало основным пунктом, который, по мнению взрослой части населения, обеспечит безбедное светлое будущее молодым специалистам. Мнение о том, что высшее образование является одним из главных трамплинов к прекрасной жизни закладывается в головы детей чуть ли не с пеленок. Многие школьные «двоечники» видят себя после школы не иначе как в стенах какой-либо академии или университета, но, увы, не ради знаний и хорошего образования, а лишь потому, что не иметь диплома о высшем образовании сегодня просто неприлично. И совсем не важно, каким путем этот диплом получен. В стране создан невероятный ажиотаж вокруг престижности высшего образования, и эта сфера уже превратилась в прибыльный бизнес. «Великими умами» придумано множество способов опустошения родительских кошельков ради светлого будущего их любимых чад. Подавляющее число родителей, за счастье увидеть фамилию своего ребенка в списках зачисленных на первый курс, платят неимоверно щедро, совсем забывая о том, что знания приобретаются лишь путем колоссального труда, который заключается в изучении различных дисциплин, чтении литературы и трудов научных деятелей, о том, что лишь реальные знания сегодня дают возможность выпускнику ВУЗа продвинуться по карьерной лестнице вверх.
Так почему же сегодня столь остро стоит вопрос о существовании коррупции в сфере образования? Я считаю, что это в первую очередь связано с тем, что в деятельности молодого поколения сейчас совсем отсутствуют те причинно-следственные связи, которые и определяют её целесообразность: юноши не имеют четкой цели зачастую из-за того, что они не могут определиться со своим местом в этом мире, но чаще всего данный резонанс происходит из-за лени, которая «убивает» всякое желание развиваться, достигать новых вершин и именно поэтому люди прибегают к другим способам обеспечения своего, как им кажется, светлого будущего, один из которых именуется дачей взятки. Мнение, высказанное выше, подтверждается различными социологическими опросами: так, по данным рекрутингового сайта, 20% участников проведенного опроса не видят во взятках преподавателям ничего предосудительного, считая это частью учебного процесса. «Насколько мне известно могарыч берет все и везде! – пишет посетитель форума «Взятки в вузах Ростова» Андрей. – Вот только зачем ловить на этом? Ведь никто не ставит вопрос о том, чтобы платить, иначе учиться не будешь, большая часть платит, чтобы легче учиться было…» .
Так или иначе, сегодня мы имеем огромную проблему, которая приводит к умалению российского образования как внутри страны, так и за ее пределами, ухудшению качества получаемого образования, увеличению числа неквалифицированных специалистов. Какие меры целесообразно предпринять государству и обществу в подобной ситуации:
В первую очередь, стоит выработать в умах еще школьников негативное отношение к такому явлению, как коррупция: сделать это можно путем создания и проведения различных мероприятий, в процессе которых юношам бы объяснялось то, насколько опасно и губительно может сказаться коррупционная деятельность как на жизнь человека, так и на развитие всего государства. Таким образом на первый план выходит задача антикоррупционного просвещения .
Вторым не менее важным аспектом является деятельность правоохранительных органов по противодействию коррупции. На мой взгляд, следует стимулировать работников правоохранительных органов бороться с коррупцией более интенсивно: сделать это можно при помощи денежных премий, которые были бы неким вознаграждением за раскрытое дело о получении взятки должностным лицом либо о её даче таковому .
Третье. Необходимо активно внедрять в практику противодействия коррупции в России основные принципы зарубежных антикоррупционных технологий, показавших высокую эффективность .
Четвертое. Следует создать некий свободный источник общественного мнения в университетах, школах, академиях и других учебных заведениях: газету либо журнал, в котором граждане России могли бы указывать на те аспекты, на которые стоит обратить внимание правительства при процессе разоблачения коррупционной деятельности в сфере образования.
Подводя свое размышление к логическому завершению, хотелось бы сказать о том, что коррупция есть явление, которое появилось не сегодня, процесс его существования и развития является невероятно долгим и трудным. Но решать эту проблему нужно именно сейчас, ведь чем раньше российское государство избавится (минимизирует) от явления, которое сегодня носит название коррупция, тем быстрее наше государство приобретет новые возможности для своего развития как в образовательной, правовой, так и в экономической сферах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ :
1. Сайт Президента Российской Федерации, Стенограмма заседания коллегии ФСБ России 26 марта 2015 г. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/49006/videos (дата обращения: 05.11.2017).
2 Воронцов С.А. Высокий образовательный уровень и гражданская активность молодежи – залог успеха в противодействии идеологии терроризма // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2016. № 7 (74). С. 137-140.
3. Иммануил Кант. «Ответ на вопрос: что такое Просвещение?» нем. «Beantwortung der Frage: Was ist Aufklaerung?» (1784)
4. Воронцов С.А., Понеделков А.В. Противодействие коррупции на государственной и муниципальной службе. Ростов-на-Дону, 2015. С. 39.
5. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ (ред. от 15.02.2016 г.) // «Собрание законодательства РФ». — 2008. — № 52 (ч. 1) — ст. 6228.
6. Понеделков А.В., Воронцов С.А. Основные направления государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции //Вестник Поволжского института управления. 2015. № 1 (46). С. 4-11.
7. Политематический журнал научных публикаций «Дискуссия»: Проблема коррупции в сфере образования: опыт социологического анализа (О.А. Логунова, канд. филос. наук, доцент,
Е.Г. Логунова, канд. филос. наук, доцент) http://www.journal-discussion.ru/publication.php?id=1610
8. Воронцов С.А. Об организации антикоррупционного просвещения в Российской Федерации //Северо-Кавказский юридический вестник. 2015. № 1. С. 105-111.
9. Аксенов И.А. Криминализация экономики как угроза экономической безопасности России. //Юрист, 1999, №10. с. 20-24.
10. Воронцов С.А. Об использовании в противодействии коррупции в России основных принципов зарубежных антикоррупционных технологий, показавших высокую эффективность //Юристъ — Правоведъ. 2011. № 1. С. 88-94.
11. Большой юридический словарь / Под редакцией А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крупских. М.: ИНФРА-М, 1999. –VI, 790 с.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Введение
Глава 1.Основные формы коррупции в образовании
Глава 4. Масштабы распространения коррупции в сфере высшего образования
Заключение
Список источников литературы
Введение
На сегодняшний день тема коррупции в России в условиях современных рыночных отношений и построения правового государства несомненно является актуальной. И это не удивительно, ведь масштабы этого явления достаточно велики, чтобы наконец с полной серьезностью отнестись к возникшей проблеме. Наша страна является одной из наиболее коррумпированных стран мира, и ее «успехи» в этом существенно опережают достижения национальной экономики, что, по сути, не самая приятная новость.
Коррупция описывается в СМИ как серьезный барьер на пути здорового развития общества, социальное зло, требующее вмешательства и устранения. Но эффективная борьба с этим негативным явлением невозможна без достаточно полного и точного знания его сущности, конкретных условий возникновения и последствий.
Все вышесказанное послужило своего рода толчком к началу подробного изучения коррупции. Но в силу сложности как самого явления коррупции, так и его изучения, сегодня только начинается разработка теоретических подходов в этом направлении. А так как с коррупцией приходится сталкиваться довольно часто, работа исследователей опирается на конкретные формы проявления рассматриваемого явления в различных сферах общественной жизни.
Актуализация проблемы коррупции в России и осознание обществом необходимости ограничения ее негативных последствий связано с перестройкой, а затем с политическими и экономическими реформами 90-х годов. Быстрые темпы современных процессов глобализации и ускоренное развитие рыночных отношений в Российской Федерации обусловливают трансформацию существующих и появление новых угроз экономической безопасности. Наиболее опасными угрозами являются коррупционные угрозы, которые проявляются во всех сферах экономической деятельности, управления и приобрели черты системной угрозы экономической безопасности государства.
Коррупция как системная угроза национальной безопасности представляет собой рынок теневых услуг, тесно взаимосвязанный с другими социальными институтами - политическими, экономическими, культурологическими. Современная коррупция характеризуется наличием регулярных и долговременных социальных действий, определенных коррупционных проявлений, часть из которых представляет собой уже известные теневые схемы, экономические преступления, финансовые махинации, используемые преступниками для отмывания «грязных» денег, а также другие уникальные в видовом отношении процессы
Глава 1. Основные формы коррупции в образовании
К основным формам коррупции в образовании могут быть отнесены:
Нецелевое использование бюджетных средств;
Взятки при аккредитации учебных учреждений;
Незаконное получение свидетельств и документов об образовании;
Неправомерное зачисление в учебное заведение без учета результатов конкурса;
Вымогательство преподавателей во время сессии (завышенные требования при сдаче экзаменов и зачетов);
Давление студентов, не желающих учить предмет, на преподавателей (навязывание взятки);
Давление на преподавателей со стороны коллег или руководства с целью сдачи студентами экзамена или получения зачета и др.
В соответствии с положениями «Национальной стратегии противодействия коррупции», утвержденной Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 г. № 460, главной целью борьбы с коррупцией в области образования должно стать искоренение причин и условий, ее порождающих.
Глава 2. Основные причины коррупции
коррупция образование противодействие высший
Среди основных причин коррупции в образовании можно отметить:
Низкий уровень оплаты труда педагогов;
Недостаточно высокий статус педагога в обществе;
Снижение квалификации профессорско-педагогического состава образовательных учреждений;
Искажение критериев, используемых при назначении на административные должности в образовательных учреждениях;
Формальность аттестации преподавательского состава, отсутствие конкуренции при распределении учебной нагрузки;
Общее падение нравственности в обществе и распространение коррупции во всех сферах общественной жизни.
Провозглашение образования приоритетным направлением национальной политики и модернизация отечественной системы обучения и воспитания актуализировали вопросы обеспечения антикоррупционной безопасности образовательной сферы.
Глава 3. Противодействие коррупции в сфере образования
Противодействие коррупции в сфере образования осуществляется посредством организационно - правовых мер общего характера. Однако специфика данной сферы обуславливает необходимость разработки и реализации дополнительных механизмов противодействия коррупции, учитывающих отраслевые особенности.
1. Необходимым элементом политики противодействия коррупции в образовании является создание эффективной системы управления отраслью. На это направлено совершенствование разграничения полномочий в данной сфере между органами публичной власти.
В соответствии со ст. 28 Закона РФ «Об образовании», к компетенции федеральных органов государственной власти в сфере образования относятся надзор за исполнением законодательства в области образования, контроль качества подготовки, а также лицензирование и государственная аккредитация в отношении высших учебных заведений и научных организаций.
Органом исполнительной власти, на который возложены данные функции, в настоящее время является Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.
Правила осуществления контроля и надзора в сфере образования, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 20.02.2007 № 116, предусматривают проведение выездных (инспекционных) проверок по месту нахождения и (или) ведения деятельности проверяемой образовательной организации.
Кроме того, являясь лицензирующим органом в сфере образования и науки, Рособрнадзор должен обеспечить проведение постоянного контроля за соблюдением вузами установленных лицензионных требований и нормативов.
Единственным механизмом обеспечения соответствия вузовской подготовки нормативно установленным требованиям является интенсивная контрольно-надзорная деятельность за соблюдением лицензионных нормативов и уровня реализации образовательных программ со стороны Рособрнадзора. Однако о низкой эффективности контроля за соблюдением вузами федерального законодательства говорят многочисленные нарушения, выявляемые в ходе проверок правоохранительными органами.
Так, в период с 1 мая по 1 сентября 2010 г. был проведен комплекс мероприятий, направленных на выявление и пресечение коррупционных преступлений в образовательных учреждениях, центрах экспертизы и контроля качества результатов единого государственного экзамена (ЕГЭ). В результате было выявлено 3,514 преступлений, из них лишь 611 - по заявлениям граждан, а 2,903 - по оперативной информации. В том числе, 474 преступления - по ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями), 162 - по ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий), 1,094 - по ст. 290 УК РФ (получение взятки), 100 - по ст.291 УК РФ (дача взятки), 1,501 - по ст. 292 УК РФ (служебный подлог).
Средний размер взятки в сфере образования за минувший год вырос на 392% и составил 97,4 тыс. руб. Всего же было выявлено взяток на общую сумму 116,4 млн. руб. При этом наиболее крупные суммы взяток выявлены в Московской области (общая сумма 81,5 млн. руб.), Чувашской Республике (28,5 млн. руб.), Ростовской области (1,9 млн. руб.), Москве (0,5 млн. руб.).
Согласно ч. 1 ст. 78 Конституции РФ предусматривает право федеральных органов исполнительной власти создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Однако именно Рособрнадзор - едва ли не единственная в системе федеральных органов исполнительной власти служба, которая не имеет территориальных подразделений ни в федеральных округах, ни в субъектах федерации. Таким образом, действующий порядок разграничения полномочий в образовательной сфере с учетом имеющейся федеральной структуры не в состоянии обеспечить должный надзор за деятельностью вузов, а соответственно - и противостоять распространению коррупции.
В рамках решения обозначенной проблемы возможно:
Создание территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки в субъектах РФ или в федеральных округах;
Делегирование в соответствии со ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» полномочий по лицензированию и надзору за деятельностью вузов субъектам РФ с необходимым финансовым обеспечением.
В соответствии с п. 4 ст. 50 Закона РФ «Об образовании» обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, что, в свою очередь, способствует удовлетворению возрастающих потребностей граждан.
Согласно п. 5 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 № 505, платные образовательные услуги не могут быть оказаны государственными и муниципальными образовательными учреждениями взамен или в рамках основной образовательной деятельности (в рамках основных образовательных программ (учебных планов), федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, а также (в случаях, предусмотренных законодательством РФ в области образования) в рамках образовательных стандартов и требований), финансируемой за счет средств соответствующего бюджета
4. Масштабы распространения коррупции в сфере высшего образования
Взяточничество и коррупция наносят ущерб учебным заведениям во всем мире. Отмечается, что в России тратится до 520 млн. долларов в год на взятки только за поступление в вузы. Очевидно, что масштабы распространения коррупции в сфере образования в Российской Федерации приобрели угрожающие размеры.
Образование - одна из наиболее опасных сфер существования коррупции, поскольку еще в юном возрасте молодые люди вынуждены встраиваться в сложившиеся коррупционные системы отношений, в результате чего формируется привыкание к коррупции, восприятие коррупции как допустимого, привычного явления, готовность к вступлению в коррупционные отношения. Проведенное активом Антикоррупционного студенческого клуба исследование масштабов распространения, проблем восприятия и противодействия коррупции в сфере образования Криминологическое исследование было проведено методом опроса 88 студентов, факультетов юридического, социально-правового, филологии и журналистики Института естественных и гуманитарных наук СФУ. показало, что студенты понимают, что коррупция - это негативное явление, с которым необходимо бороться, но, вместе с тем, готовы дать взятку за получение зачета или оценки, чтобы избежать сложную, требующую значительных физических и временных затрат подготовку к зачетам и экзаменам.
Верховный суд составил своеобразный рейтинг коррупционеров по итогам приговоров прошлого года. С большим отрывом лидируют нечистоплотные сотрудники милиции, на втором месте - взяточники в белых халатах, непочетное третье - за преподавателями. Так, 31 процент осужденных - работники милиции; 20,3 процента - работники учреждений здравоохранения; 12 процентов - преподаватели; 9 процентов - муниципальные служащие; 2,5 процента - сотрудники службы исполнения наказания; 2 процента - таможенники. Куликов, В. Рейтинг взяточников//Российская газета. - Федеральный выпуск №4837 от 29 января 2009 г.
Исключительная опасность коррупции в сфере образования заключается в утрате главной цели образовательного процесса - получении студентами реальных знаний, навыков и умений, необходимых им в дальнейшей профессиональной деятельности. Обучение студентов сводится к банальному процессу купли-продажи зачетов, оценок, дипломов. Соответственно, получение образования сводится к финансируемой из бюджета фикции.
Вместе с тем, нельзя не отметить, что в ряде случаев, информация о коррумпированности некоторых преподавателей, кафедр, факультетов, ВУЗов является явно преувеличенной, основанной исключительно на слухах и домыслах. Информация такого рода наносит существенный вред репутации не только конкретных преподавателей, но и репутации ВУЗа в целом. Делаем вывод о том что большинство студентов воспринимают коррупцию как негативное явление, однако многие относятся к коррупции как той норме которая сопутствует нашей жизни. Представляется, что в студенческой среде ситуация лучше чем по России. Так, по данным международной организации «Transparency International» в 2006 г. России принадлежало 127-е место по индексу восприятия коррупции в списке из 163 стран - в соседстве с Непалом и Филиппинами. Следующий вопрос который был поставлен касался форм проявления коррупции в СФУ: «Как Вы считаете, какой из предложенных вариантов наиболее распространен в Вашем ВУЗе?» с вариантами ответов: 1. дача денег - 48, 5%; 2. принятие денег - 32,9%; 3. покровительство, «блат» - 52,5%; 4. услуги нематериального характера (например, сексуальные) - 29,9%; 5. «подарки», сувениры перед экзаменом (зачетом) - 37,5%.
По результатам можно сказать, что все перечисленные формы проявления коррупции имеют место и практически в равной степени распространены в ВУЗе. Следует, однако, обратить внимание на 3 вариант - представляется, что не зря он является наиболее распространенным в такой сфере как образование. Хотя многие опрошенные проявили затруднение при ответе на этот вопрос, считая что коррупцией является только дача-принятие денег. Следующий вопрос был задан в формулировке: «Давали ли Вы взятки?» положительно ответили 28,4% респондентов, ответ «нет» дали 71,6% опрошенных. Помимо всего прочего был поставлен вопрос: «Считаете ли Вы что введение ЕГЭ (Единый государственный экзамен) снижает уровень коррупции в ВУЗах?» с вариантами - 1. да существенно - 15,6%; 2. лишь незначительно - 32,5%; 3. нет, изменится лишь получатель взяток - 39,3%; 4. подобное нововведение лишь усугубит положение - 12,7%. Таким образом, более трети выбрали вариант «3» - по прогнозам некоторых экспертов - это наиболее близко к истине… Авторы вышеуказанного доклада ЮНЕСКО приводят в пример страны, которым удалось в некоторой степени преодолеть проблему коррупции. Например, в Азербайджане взятки за поступление в вузы значительно сократились после введения компьютерной системы, не позволяющей изменять оценки абитуриентов.
Действенным механизмом, призванным снизить уровень коррупции в образовании, стало введение с 1 декабря 2009 г. административной ответственности за нарушение законодательства об образовании. Отсутствие специальных санкций за нарушение и невыполнение требований законодательства затрудняло предотвращение и устранение нарушений законодательства об образовании, препятствовало эффективному осуществлению государственных функций по контролю и надзору в сфере образования.
Противодействие коррупции должно осуществляться при непосредственном участии граждан и представителей общественности. Выработке «антикоррупционного иммунитета» способствует развитие институтов общественного участия в образовательной деятельности и повышение открытости государственного управления сферы образования.
На уровне образовательного учреждения открытость управления обеспечивается функционированием управляющих, попечительских, наблюдательных советов. При этом в компетенцию подобных органов целесообразно включать как стратегические вопросы (определение основных направлений развития общеобразовательной организации), так и вопросы прикладного характера (распределение по представлению руководителя образовательной организации стимулирующих выплат педагогическому персоналу).
Внимание исследователей к коррупции стимулировалось скорее общественным интересом к реформам, их подготовке и проведению, нежели к самому предмету исследования. Действительно, периоды реформ отличает повышенный общественный интерес к коррупции. В такие периоды появляется множество журналистских публикаций, доставляющих богатый материал обществоведам. В то же время интерес может возникать и в самих социальных науках, когда коррупция оказывается в поле зрения ученых как атрибут основного предмета исследования или сопутствующее ему социальное явление.
Самостоятельным механизмом государственно-общественного управления в сфере образования является публичная отчетность.
В целях повышения антикоррупционной безопасности сферы образования целесообразно расширение участия общества в выработке, принятии и реализации правовых и управленческих решений. Этот процесс должен обеспечиваться как соответствующей нормативно-правовой базой, так и реальными механизмами действенного общественного участия в развитии системы образования.
Заключение
Сегодня коррупция в сфере образования достигла таких масштабов, что не может оставаться в числе второстепенных проблем отрасли. Только на этапе поступления в высшие учебные заведения масштабы коррупции оцениваются в объеме от 520 млн. (данные ЮНЕСКО) до 1,5 млрд. долл. (данные ДЭБ МВД России). Такая же сумма тратится россиянами на коррупционные платежи каждый год учебы в вузах.
После изучения нами данной проблематики, хотелось бы теперь внимание методам борьбы с коррупцией. Если взятки при поступлении или в процессе учебы есть издержки, которые в сформированной социальной несут авторы, то реализация альтернативного «обычного» пути поступления в вуз может быть достигнута через создание условий, делающих выбор теневых экономических отношений для взаимодействующих сторон менее интересными. Сюда могут быть отнесены и открытие ранее недоступных возможностей получения высшего образования (системы платного высшего образования); и внешний контроль качества преподавания, оценка независимыми экспертами реально полученных студентами знаний, умений и навыков; и возникновение конкурентной среды на рынке труда среди специалистов, когда получение работы и уровень дохода работника будут реально зависеть не от наличия диплома о высшем образовании как такового, а от его реальной квалификации. В российской же действительности основное внимание уделяется закрытию теневых каналов поступления (введение единого государственного экзамена), а также ужесточению и неотвратимости наказания за противоправные действия такого рода. Косвенно определенным моментом сдерживания в распространении теневых экономических отношений в вузах служат сами взятки, точнее их размеры - далеко не все могут себе позволить издержки в несколько тысяч или даже в десятки тысяч долларов за поступление в элитарный вуз.
Коррумпированность системы образования не только снижает качество самого образования, но и формирует отношение к коррупции как к нормальному явлению, причем не только у взрослых, но и у подрастающего поколения. Поэтому противодействие коррупции в сфере образования должно иметь приоритетное значение.
Список источников литературы
Аксенов И.А. Криминализация экономики как угроза экономической безопасности России. // Юрист, 1999, №10. с. 20-24.
Григорьева Т.В., Пазовский А.И. Под сенью коррупции. // ЭКО 2000, №2.
И.О. Шевченко, А.А. Гаврилов. О теневых экономических отношениях в сфере высшего образования.// Социологические исследования, 2005 №7, с. 141.
И.О. Шевченко, А.А. Гаврилов. О теневых экономических отношениях в сфере высшего образования.// Социологические исследования, 2005 №7, с. 152.
И.О. Шевченко, А.А. Гаврилов. О теневых экономических отношениях в сфере высшего образования // Социологические исследования, 2005 №7, с. 118-123
Смушкин А.Б. Комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции». - Система ГАРАНТ, 201
Гриб В. Г. Противодействие коррупции. Московская финансово-промышленная академия (МФПА). 2011. - 192 с.
Шишкарев С. Н. Концептуальные и правовые основы российской антикоррупционной политики / С. Н. Шинкарев. - М.: Университетский Книжный дом, 2010. - 245 с