Обоз басня иван андреевич крылов герои. Исторические основы басен, посвященные России XIXвека (на материале басен «Лягушки, просящие Царя» и «Обоз»)
План
Введение
Басня посвящена конкретной исторической ситуации.
Основная часть
В аллегорической форме автор рисует опасную ситуацию: Обоз с горшками должен спуститься с горы:
а) старый конь не спешит;
б) молодая лошадь критикует коня;
в) лошадь жестоко просчиталась.
Мораль басни выражает основной ее смысл.
Заключение
Басня раскрывает отношение автора к конкретному историческому событию.
Многие басни И. А. Крылова посвящены конкретным историческим ситуациям, в частности войне 1812 года.
Автор использует характерный для басни прием - аллегорию, то есть иносказание. Такова басня «Обоз». Из истории известно, что полководец М.И. Кутузов подвергался постоянным нападкам Александра I за свою стратегию и тактику. Нетерпеливый царь не мог понять уклонения Кутузова от решительных действий и сдачи Москвы Наполеону. Крылов оправдывает неспешные, но продуманные действия Кутузова, веря его военному опыту и житейской мудрости. Поэтому автор рисует опасную ситуацию, где Обоз с горшками должен был спуститься с крутой горы. Старый добрый конь не спешит, осторожно везет хозяйский груз. Молодая лошадь критикует коня за все его, как ей кажется, ошибки:
Какой осел! Добро бы было в гору
Или в ночную пору, -
А то и под гору, и днем!
Смотреть, так выйдешь из терпенья!
Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья!
И, конечно, сама лошадь считает, что она сделает все намного лучше:
И возик свой мы не свезем, а скатим!
Но, не зная законов движения, лошадь жестоко просчиталась: напирающий сверху воз заставил телегу раскатиться и сделал ее неуправляемой. Промчавшись «по камням, рытвинам», конь уронил воз в канаву:
Прощай, хозяйские горшки!
Под образом «Коня доброго» Крылов имел в виду Кутузова - осторожного и опытного полководца. А в образе «Лошади молодой» - Александра I, нетерпеливого, торопившего полководца к необдуманным, поспешным действиям.
В конце басни звучит авторская мораль - нравоучение, выражающее основной смысл произведения:
Как в людях многие имеют слабость ту же:
Все кажется в другом ошибкой нам;
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже.
В последних словах скрыт намек на поражение Александра I в битве при Аустерлице (русской армией там командовал сам царь).
Таким образом, мы видим, что басня раскрывает отношение автора к конкретному историческому событию. Образы главных героев убедительны, они рисуются через их поведе-
ние, а также речевую характеристику. Автор использует разговорные просторечные выражения:
«Ай, конь хваленый, то-то диво!»;
«Гляди-тко нас, как мы махнем!»;
«... и с возом - бух в канаву!»
Это еще раз подтверждает то, что И.А. Крылов - поистине народный писатель, чьи басни читатели знают и любят с детства.
Тема: И.А.Крылов. Басня « Обоз».
ГБОУ СОШ пос. Новый Кутулук, Самарская область м.р.Борский, 2014г.
Тип урока: изучение лит.произвед.
Форма: у-беседа с элементами исследования
Образовательные:
Раскрыть идейно-художественное своеобразие басни
Совершенствовать навыки работы с худ. словом
Соверш. навыки анализа худ произвед.
Развивающие:
-развивать логическое, аналитическое мышление учащихся;
-совершенствовать речь и творческую деятельность учащихся;
-развивать эмоциональную восприимчивость художественного текста.
Воспитательные
-воспитывать бережное отношение к художественному слову;
-воспитывать чувство долга, ответственности, уважительного отношения к истории Отечества
Приемы обучения
: слово учителя, выразительное чтение, анализ басни, работа с терминами, лексикой и со смежными видами искусства.
Предполагаемый
результат:
-осмысление идейно-художественного содержания басни «Обоз».
Ход урока
Эмоциональный настрой.
Учитель приветствует учащихся и предлагает посмотреть иллюстрации с изображением баснописца И.А.Крылова (Слайд 1
+ портрет в книге!!!)
Учитель: мы сегодня будем изучать басню Крылова «Обоз» (записывают в тетради число, тему урока)
Мотивационный этап.
Для начала вспомним, что такое
басня
и что такое
мораль
в басне? (ответы уч-ся)
Прослушивание басни (мп3). Текст перед глазами: следим по тексту!
Отыщем мораль басни. Зачитаем.
Учитель: в басне « Обоз» баснописец высмеивал нетерпеливость и оправдывал осторожность и рассудительность, которые приходят с годами и опытом.
В морали басни явный намек на Александра I ,самоуверенность которого в войне с теми же французами в 1805 – 1807 годах привела ко многим неудачам. (Слайд 2
: портрет Александра I), например, было проиграно Аустерлицкое сражение. (Слайд 3
: Аустерлицкое сражение)
Басни Ивана Андреевича читались даже на заседаниях Государственного совета. Успех басен Крылова в армии был колоссальным. Они распространялись в списках, печатались в походной типографии Кутузова. (Слайд 4 : портрет Кутузова)
Басня касается стратегии и тактики Кутузова в Отечественной войне 1812 г. Полководец подвергался постоянным нападкам со стороны Александра I и военной молодежи из-за уклонений от решительных сражений под стенами Москвы и после сдачи ее Наполеону, Крылов оправдывал неспешные, но продуманные действия Кутузова, должные, как понимал баснописец, привести к полному краху Наполеона, и порицал повеления Александра I, торопившего Кутузова и толкавшего его к промахам и ошибкам. (Слайд 5: портрет Наполеона)
Также не менее досадны были для Кутузова ропот и горькие нарекания его молодых сподвижников.
Историческая справка : поэт Батюшков испытывал глубокое уважение к великому баснописцу и говорил: «…Его басни переживут века…» (Слайд 6 : портрет Батюшкова)
Целеполагание.
Учитель: обратите внимание на тему урока и скажите, что мы должны выяснить в ходе рассмотрения басни, на какие вопросы ответить?
Содержательный этап.
Учитель:
назовите главных героев произведения
Вы уже знаете, что такое аллегория (напомним)
Учитель предлагает организовать работу следующим образом - каждый ряд рассматривает определенный образ:
1 ряд - «обоз» и + созвучное слово «воз»;
2 ряд – «горшки», «осел»;
3 ряд – «конь» и « лошадь»). Работать можно в парах, совещаясь, задавая друг другу вопросы, объясняя эти понятия. Запишем в тетрадь.
Вопрос: сколько действующих лиц в басне?
В начале урока я говорила о стратегии и тактике Кутузова. Найдите эти понятия. Объясните.
Вопрос: какое понятие шире?
Слайд 7: Страте́гия (др.-греч. στρατηγία - «искусство полководца») - наука о войне, в частности наука полководца, общий, недетализированный план военной деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели, позднее вообще какой-либо деятельности человека.
Слайд 8: Тактика (др.-греч. τακτικός «относящийся к построению войск», от τάξις «строй и расположение») - составная часть военного искусства, включающая теорию и практику подготовки и ведения боя соединениями, частями (кораблями) и подразделениями различных видов вооружённых сил, родов войск (сил) и... Искусство ведения боя .| Наука о ведении боя.
Предлагаю посмотреть атаку, как искусство ведения боя.
(видеофрагмент)
Выразительное чтение текста.
Записываем в тетради слова, характеризующие главных героев:
Конь – добрый – (на крестце) понес!
Лошадь - молодая – ругает (коня).
Зачитываем, как ругает (конь хваленый, лепится как рак, таскал бы воду. Интересное замечание: воду таскать тоже надо уметь, чтобы не расплескать!) Самонадеянно говорит, что возик скатим, а не свезем)
Вопрос: что вышло на деле?
(телега раскатилась, конь помчал и упал БУХ в канаву. В итоге – потеря среди «горшков» Интересное слово БУХ привносит в текст некую иронию.)
Рефлексивный этап.
З
ачитываем еще раз главные слова в басне (мораль=идея) – запишем ее в тетради!
Ответьте на вопросы:
В каких жизненных ситуациях можно использовать слова этого морального вывода?
-Какой герой понравился больше?
На чьей стороне вы как читатели?
-На чьей стороне автор?
Аналитический этап.
- Что вы унесете сегодня с урока? Над чем задумались?
-Что понравилось и запомнилось больше всего?
Домашнее задание для всех : выучить басню наизусть.
Доп.задание: вспомните русские пословицы и поговорки, связанные с моралью басни.
Спец.задание
: нарисовать понравившегося героя.
Как много раз мы удивлялись рифмованным историям Ивана Андреевича Крылова! В школьном возрасте многие из нас просто восхищались его способностью проводить аналогию животных с людьми, и на примере его басен легко усваивали жизненные истины. Данного автора без зазрения совести можно назвать знатоком душ человеческих, ведь он способен указывать людям на их самые порочные поступки, что дает нам возможность взглянуть на себя со стороны и сделать определенные выводы. Анализ басни Крылова «Обоз» на примере такого животного, как лошадь, покажет нам несколько плохих человеческих качеств. Для чего это нужно? Возможно, для того, чтобы расставить приоритеты и оценить некоторые жизненные ситуации.
«Обоз» Крылова - краткое содержание
Эта увлекательная история базируется на сюжете, где несколько людей при помощи лошадей перевозят на телегах большие Впереди всего обоза шел опытный который знал, что делать в сложных ситуациях, а позади уверенно шагала молоденькая лошадка.
Анализ басни Крылова «Обоз» лучше всего проводить на основной части произведения, которая начинается с разговора молоденькой лошади перед крутым спусков. Она начинает осуждать опытного коня за то, что он слишком медленно плетется вниз, и уверять остальных участников путешествия в том, что спустится гораздо быстрее, но в тот момент, когда приходит ее очередь преодолевать непростой участок пути, лошадь не может справиться с поставленной задачей и валит за собой телегу, в ходе чего разбиваются все перевозимые хозяевами горшки.
Анализ басни Крылова «Обоз»
Знаменитый баснописец даже не подозревал о том, что идеально передал в изложенном сюжете современную ситуацию на дорогах. Басня «Обоз» Крылова оригинальным образом показывает поведение некоторых участников движения, которые вечно недовольны манерой езды других людей. В монологе молодой лошади проскальзывают типичные фразы современного автомобилиста, а ведь стоит заметить, что во времена бытности Ивана Андреевича присутствовал как раз-таки каретный транспорт... Выполняя анализ басни Крылова «Обоз», складывается впечатление о том, что автор высмеивал нетерпеливых лакеев, которые управляли конницами. Неужели на дорогах нашей страны в 18 веке была аналогичная сегодняшней ситуация? Как знать.
Мораль произведения
Басни Ивана Крылова прекрасны тем, что каждый человек видит в них свою мораль. Тем не менее, сам автор традиционно приводит в конце каждого стихотворения пару четверостиший, в которых сосредоточен некий завершающий тезис, сконцентрировавший в себе основной смысл басни.
«Обоз» на примере самоуверенной лошади показывает нам людей, которые, не разбираясь в какой-либо теме либо имеющие слишком мало опыта в совершаемых действиях, берутся критиковать тех, кто по их мнению поступает неправильно. Многие из вас наверняка встречались с подобным типом людей, общение с которыми часто сводится к тому, что встречать их на своем жизненном пути потом уже не хочется. Крылов удивительным образом способен обыгрывать человеческие пороки, которые после прочтения его басен становятся нам еще более заметными.
Обоз рисунок
Басня Обоз читать текст
С горшками шел Обоз,
И надобно с крутой горы спускаться.
Вот, на горе других оставя дожидаться,
Хозяин стал сводить легонько первый воз.
Конь добрый на крестце почти его понес,
Катиться возу не давая;
А лошадь сверху, молодая,
Ругает бедного коня за каждый шаг:
"Ай, конь хваленый, то-то диво!
Смотрите: лепится, как рак;
Вот чуть не зацепил за камень; косо! криво!
Смелее! Вот толчок опять.
А тут бы влево лишь принять.
Какой осел! Добро бы было в гору
Или в ночную пору,-
А то и под гору, и днем!
Смотреть, так выйдешь из терпенья!
Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья!
Гляди-тко нас, как мы махнем!
Не бойсь, минуты не потратим,
И возик свой мы не свезем, а скатим!"
Тут, выгнувши хребет и понатужа грудь,
Тронулася лошадка с возом в путь;
Но, только под гору она перевалилась,
Воз начал напирать, телега раскатилась;
Коня толкает взад, коня кидает вбок;
Пустился конь со всех четырех ног
На славу;
По камням, рытвинам пошли толчки,
Скачки,
Левей, левей, и с возом - бух в канаву!
Прощай, хозяйские горшки!
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже.
Мораль басни Обоз
Как в людях многие имеют слабость ту же:
Всё кажется в другом ошибкой нам;
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже.
Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни Обоз
Легко критиковать, когда сам только смотришь. А стоит самому взяться за дело, как сделаешь ошибок еще больше.
Анализ басни Обоз
Басня И.А. Крылова "Обоз" учит нас тому, что давать советы другому по какому-то делу может любой человек, но как только он сам попробует это сделать, вполне вероятно, что у него не получится сделать всё идеально - так, как он хотел, чтобы это сделал другой. Последнее четверостишие ярко выражает всю мораль сей басни, которая говорит о том, что не стоит слушать всевозможных советчиков.
Лошадка в басне отождествляет именно того человека, который любит раздавать всем советы и критиковать. Но как только она сама впряглась, ей не удалось пройти и нескольких шагов, как хозяйские горшки были разбиты, а весь воз оказался в канаве.
Под образом коня скрывался образ того человека, который делает всё сам, но окружающие, которые считают, что знают всё лучше него, отвлекают его от дел своими советами и нравоучениями.
Перенеся эту басню на людей, можно сделать вывод, что критиковать, давать советы и ценные указания под силу каждому и многие любят это делать, но по-настоящему умный и мудрый человек не должен прислушиваться к таким советчикам и обращать на них внимания, ведь сами они, как правило, могут ничего не смыслить в данном занятии и давать советы только с целью повышения собственного авторитета в глазах других.
Рассказывает о лошаде, котрая смеется над другой осторожной. А когда сама начинает везти обоз, так разбивает горшки.
Задачи урока:
Изучение творчества И. А. Крылова в контексте исторических и культурных событий 19 века.
Повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст.
Обучение грамотному анализу прочитанного художественного произведения, умению аргументированно высказать свое суждение о прочитанном тексте.
Формирование навыков выразительного чтения, совершенствование речи учащихся.
Работа с терминологией: басня, мораль, аллегория.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок по литературе в 8 классе
И.А. Крылов. Басни «Обоз» и « Лягушки, просящие царя», их историческая основа.
Задачи урока:
Изучение творчества И. А. Крылова в контексте исторических и культурных событий 19 века.
Повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст.
Обучение грамотному анализу прочитанного художественного произведения, умению аргументированно высказать свое суждение о прочитанном тексте.
Формирование навыков выразительного чтения, совершенствование речи учащихся.
Работа с терминологией: басня, мораль, аллегория.
Интегрирование уроков литературы и информатики: создание презентаций учащимися по материалам учебной экскурсии в музей – усадьбу семьи Олениных Приютино.
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока.
Организационный момент.
Знакомство с биографией И.А. Крылова. Выступления учащихся. (презентации учащихся по материалам учебной экскурсии в Приютино.)
А) И.А. Крылов и семья Олениных.
Дом Алексея Николаевича и Елизаветы Марковны Олениных в Петербурге стал известен в литературной, художнической, театральной и научной среде столицы с конца 18 столетия, славился гостеприимством и никогда не пустовал. Многочисленные родственники, друзья хозяев и сослуживцы Алексея Николаевича были желанными здесь гостями. Авторитет хозяина – знатока и ценителя древностей, истории и классического искусства - был настолько велик, что к его мнению обычно прислушивались, у него искали совета и покровительства, к нему приносили на суд научные, литературные и художественные произведения молодые и зрелые ученые, литераторы и художники.
Вторым домом для Олениных и их друзей стала загородная дача, с многообещающим названием Приютино, которая находилась за Охтенским пороховым заводом под Петербургом. Очень скоро дача превратилась стараниями и талантами хозяев в одно из самых притягательных и известных культурных гнезд под Петербургом. Дачу величали приютом муз и граций. Исключительность дома Олениных состояла в том, что его хозяева были наделены удивительной способностью создать у себя атмосферу радушия, гостеприимства, терпимости.
Иван Андреевич был верен семье Олениных. Окончив дежурство в библиотеке, баснописец пешком отправлялся по шумным улицам Петербурга к дому Олениных. Шел не спеша,часто останавливаясь и всматриваясь в уличные сценки, возникавшие едва ли не на каждом шагу. Иногда Крылов при ходьбе отсчитывал шаги и переводил их в версты.
Согласно сохранившимся планам и описанию усадебных построек, на берегу речки была построена в кирпиче просторная господская баня с жилыми покоями над нею, в которых предпочитал жить в Приютине Крылов. Жилые комнаты имели выход на балкон, откуда открывался вид на речку Лубью и заречные луга.
В Приютине Крылова всегда ждали, здесь о нем заботились, старались угодить, попотчевать, особенно дети, которые росли на глазах стареющего баснописца. У Ивана Андреевича было ласковое прозвище Крылочка.
Б) Историческая ситуация 1812 года. Вторжение в пределы России в 1812 году армии Наполеона во многом изменило образ жизни в доме Олениных. Пером, кистью, типографской листовкой единодушно откликнулись на тяжкие события войны с узурпатором Наполеоном обитатели, домочадцы и многочисленные друзья дома Олениных. В трудные для России дни 1812 года Крылов не бросил пера. Зачастую поводом для написания новой басни служили сведения, почерпнутые из реляций.
Однажды в столицу пришло известие, что Наполеон вскоре после оставления Москвы направил в ставку Кутузова генерала Лористона с предложением начать мирные переговоры. Кутузов отклонил их, а через некоторое время нанес поражение французам при Тарутине.
Крылов не замедлил откликнуться на это событие басней. В один из вечеров он прочитал собравшимся в Приютине басню «Волк на псарне». Эту басню Кутузов читал сам после сражения под Красным.
Вскоре последовала новая басня Крылова. Она появилась после рескрипта царя к Кутузову, в котором выражалось неудовольствие медлительностью полководца. Мудрость Кутузова была по душе мудрому и никогда не спешащему Крылову. В басне « Обоз» баснописец высмеивал нетерпеливость и оправдывал осторожность и рассудительность, которые приходят с годами и опытом. В морали басни явный намек на Александра 1 ,самоуверенность которого в войне с теми же французами в 1805 – 1807 годах привела ко многим неудачам.
Басни Ивана Андреевича читались даже на заседаниях Государственного совета. Успех басен Крылова в армии был колоссальным. Они распространялись в списках, печались в походной типографии Кутузова. Поэт Батюшков испытывал глубокое уважение к великому баснописцу и говорил: «…Его басни переживут века…»
Работа по теме урока.
А) Выразительное чтение басни «Обоз».
Басню читает заранее подготовленный ученик, можно первое знакомство с басней осуществить посредством прослушивания фонохрестоматии, где басню читают артисты театра. (Фонохрестоматия к учебнику « Литература. 8 класс» ; В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И.Коровин. Издательство «Просвещение» 2010г.)
Б) Анализ басни.
О чем рассказывает басня « Обоз» ?
Какую картину она рисует?
В каких строчках заключена мораль басни?
В каких жизненных ситуациях можно использовать слова этого морального вывода?
Какие русские пословицы и поговорки можно вспомнить в связи с этой моралью?
Что такое аллегория в басне?
В) Чтение статьи учебника.
Давайте прочитаем статью учебника, в которой говорится о том, кого и что подразумевал И.А. Крылов в своей басне.
В какой части басня намекает на Аустерлицкое сражение?
4. Итог урока и домашнее задание.
Подготовить небольшой рассказ на любую тему, закончив его моралью из басни «Обоз».