Проблемы и опыт применения электронных ресурсов. Проблемы использования и разработки электронных образовательных ресурсов по информатике
Благодаря федеральным и региональным программам, а также частным инициативам за последние несколько лет создана база для массового внедрения ИКТ в образовательный процесс. Обязательность информатизации зафиксирована в новом образовательном стандарте (ФГОС), введение которого началось в 2011/2012 учебном году.
Рассматриваются некоторые проблемы создания электронных образовательных ресурсов для системы общего образования, а также принципы формирования целостной системы их разработки и массового использования, обеспечивающей возможности для индивидуализации образовательного процесса с учетом стартового уровня компетенций, особенностей здоровья, предпочтений и степени мотивации учащегося.
Информатизация - одно из важнейших направлений модернизации системы образования. Навыки в сфере использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), наличие информационной и коммуникационной культуры, умение адаптироваться в условиях стремительной смены информационных потоков и технологий являются непременным требованием, предъявляемым сегодня к каждому участнику образовательного процесса.
Благодаря федеральным и региональным программам, а также частным инициативам за последние несколько лет создана база для массового внедрения ИКТ в образовательный процесс. Обязательность информатизации зафиксирована в новом образовательном стандарте (ФГОС), введение которого началось в 2011/2012 учебном году. Наличие технических условий подтверждают многие данные, в частности, проведенные в 2011 г. исследования НФПК. Так, все 100% опрошенных из более чем 5000 образовательных учреждений (ОУ) 53-х регионов РФ отметили наличие компьютеров в ОУ, более 90% отметили наличие интернета, и более 40% - наличие общешкольной локальной сети.
Однако эффективность использования ИКТ в образовании и на сегодняшний день оставляет желать лучшего. Сегодня все педагоги обязаны использовать ИКТ в своей профессиональной деятельности, но по разным оценкам это количество составляет от 10 до максимум 50%, а эффективность использования составляет не более 10%.
Основные причины такого положения можно сформулировать следующим образом:
- Отсутствует широкий спектр качественных электронных образовательных ресурсов (ЭОР), соответствующих требованиям ФГОС, программам обучения и педагогическим практикам. На полную обеспеченность ЭОР указали лишь 14% педагогов, почти половина педагогов (48,6%) говорит о нехватке или полном отсутствии ЭОР по своему предмету;
- Отсутствуют общедоступные и апробированные методики применения ЭОР в образовательном процессе;
- Отсутствует система сертификации электронного контента;
- Отсутствует система распространения лучших педагогических практик, целостная система обмена опытом и методической поддержки педагогов по использованию ЭОР. Только треть опрошенных написали, что их поддерживают методические объединения различных уровней;
- Большинство программ повышения квалификации касаются изучения ПО, и практически отсутствуют курсы по изучению различных методик встраивания ЭОР в образовательный процесс;
- Не сформирована целостная система мотивации педагогов, обеспечивающая их заинтересованность во внедрении ЭОР. Так, более половины педагогов отметили, что использование ЭОР лишь увеличивает нагрузку на педагога, а кажущееся столь очевидным материальное поощрение за использование ЭОР имеет значение только для 8% педагогов;
- Большинство педагогов отметили отсутствие необходимого спектра технических средств, а также их постоянной доступности, хотя, чем больше опыт педагога в области ИКТ, тем менее значимым для него является данный недостаток.
Особо следует отметить проблемы, связанные с разработкой ЭОР:
- Далеко не всегда разработчики образовательного контента заинтересованы в создании высококачественных дорогостоящих продуктов;
- При реализации конкурсных процедур, как правило, сложно построить целостную систему взаимосвязанных госзаказов, обеспечивающих решение проблемы в целом, а не отдельных ее частей;
- Конкурсные процедуры зачастую провоцируют потенциальных исполнителей на существенное сокращение сроков и снижение стоимости работ, что не может не влиять на их качество;
- Длительность конкурсных процедур может не обеспечивать актуальности решаемых задач на стадии заключения контракта.
Формирование целостной системы разработки ЭОР, обеспечивающей создание ресурсов нового поколения и преодоление или минимизацию вышеперечисленных факторов, является одной из важнейших задач реализуемого в настоящий момент времени МОН РФ проекта «Развитие электронных образовательных интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, а также систем дистанционного общего и профессионального обучения (e-learning), в том числе для использования людьми с ограниченными возможностями».
В рамках данного проекта создается целостная система, призванная обеспечить:
- Разработку ЭОР и методик их использования в полном соответствии с ФГОСами и существующими педагогическими практиками;
- Разработку системы оценки качества ресурсов, их апробации в реальном образовательном процессе и массового внедрения;
- Повышение квалификации педагогов в области использования ЭОР по всем предметам школьной педагогики;
- Создание системы методической и технической поддержки внедрения и использования ИКТ и ЭОР;
- Создание единой информационной системы (контент-агрегатора), обеспечивающей агрегирование ресурсов, их экспертирование и распространение.
На настоящий момент времени разработано порядка 3000 ресурсов, сформирована система оценивания ЭОР, на основе которой были проанализированы все разработанные ЭОР и даны рекомендации по их доработке или передаче на апробацию. Разработаны более 700 методик по использованию различных типов ресурсов в образовательном процессе. Более 25000 педагогов прошли курсы повышения квалификации в области использования ЭОР в преподавании конкретных предметов. В состав методических on-line объединений вошли порядка 100000 педагогов, которые разработали почти 22000 рекомендаций по использованию отдельных ЭОР в образовательном процессе. Разработан прототип контент-агрегатора и начат процесс его опытной эксплуатации.
Шумихина Т.А., Авдеева С.М.
Национальный Фонд Подготовки Кадров (НФПК)
Учителю, включающему ЭОР в учебный процесс, необходимо осознавать важность таких специфических аспектов использования цифровой информации, как правовые нормы, вопросы защиты информации.
Знание правовых основ использования цифровой информации и ресурсов Интернета имеет важное значение для современного учителя, поскольку он может выступать как в роли потребителя электронных ресурсов, так и в роли их разработчика. Используя электронные материалы в рамках дистанционных образовательных технологий, учитель вовлекает обучающихся в обмен информацией с использованием локальных и глобальных сетей. Учителю важно знать, как он может правомерно использовать информацию из интернета; какие есть способы защиты собственной информации. Он должен строить сетевую коммуникацию со своими учениками на понятной правой основе, акцентировать их внимание на проблемных вопросах, демонстрировать примеры грамотного информационного поведения.
В условиях формирования правовых основ глобального информационного общества вопросы использования информационных технологий в образовательной сфере приобретают особую актуальность. Поэтому участники образовательного процесса должны иметь представление о современных тенденциях, влияющих на развитие организационно-правовых механизмов использования информационных ресурсов и технологий в образовательной сфере. Также необходимо учитывать требования законодательства, направленные на соблюдение конфиденциальности и безопасности данных, содержащихся в информационных системах образовательного назначения.
Действующее законодательство, регулирующее отношения по использованию информации и информационных технологий основывается на Конституции Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации и ряде федеральных законов. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ впервые закрепил правовой статус электронного обучения.
Другой важный документ, имеющий отношение к развитию электронной образовательной среды - это государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)», в которой подчеркнута необходимость свободного обмена информацией и знаниями.
Нормы информационного права не определяются специально для образовательной сферы, они являются общими. Многие из них описаны в таком нормативно правовом акт как Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ред. от 31.12.2014, с изм. и доп. от 01.09.2015). Права на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе на образовательные ресурсы регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (глава 4).
Адресуя обучающихся к интернет-ресурсам, учитель должен акцентировать их внимание на том, что у любой информации есть автор. Согласно нормам об авторском праве, это право возникает в тот момент, когда информация зафиксирована на каком-то носителе. В качестве носителя информации рассматривается и сервер, на котором размещена информация, опубликованная в сети интернете. Только автор ресурса может разрешить использовать (например, копировать) его содержание. Но автор может также разрешить свободное использование электронного контента без ограничений или определить разрешенные виды использования.
Если на сайте или диске пользователь не обнаружил четко сформулированных правил использования ресурса, он должен обратиться за разрешением использовать содержание определенным образом к автору ресурса (контактная информация для обратной связи как правило указывается). Публикация материала целиком, в соответствии с действующим законодательством, возможна только после получения письменного разрешения автора или правообладателя.
Для определенных целей (информативные, образовательные, научные) разрешено цитировать опубликованные работы. Объем цитирования должен соответствовать той цели, для которой используется текст. При этом необходимо следить, чтобы от такого цитирования использованные работы не пострадали, что также является нарушением авторских прав.
Разрешено использовать тексты (иллюстрации, музыкальные фраменты, видео) в учебных целях. Но при этом запрещается переопубликовывать заимствованные материалы целиком на своих сайтах. Факты, идеи не охраняются авторским правом, но учитель не может заимствовать их описания, он должен рассказать (написать) о них самостоятельно или адресовать учеников к другим доступным ресурсам.
В Гражданском кодексе РФ нет специальной статьи, относящейся к интернет-ресурсам. Таким образом, в соответствии с этим документом, а также международными нормами, при цитировании публикаций, первоисточник которых находится на сайте, портале или другом интернет- ресурсе, действуют такие же правила, как и при цитировании печатных изданий. Но формат ссылки несколько отличается.
Цитируя интернет-ресурсы необходимо указать имя автора, название, дату публикации (если она указана), привести ссылку на источник (название сайта, интернет-адрес ресурса). Указывают также дату обращения к ресурсу. Начало и конец цитируемого фрагмента всегда выделяются кавычками.
Компьютерные программы, базы данных также являются объектами авторского права. На них распространяются такие же правила использования, как и на другие произведения.
Наряду с цифровыми ресурсами, права на которые могут быть ограничены только чтением, просмотром, существуют открытые ресурсы, которые добровольно переданы авторами для свободного использования. Подробно об открытых электронных ресурсах образовательного назначения вы узнаете в разделе 2.1.4.
Персоналии
Нельсон, Тед (Теодор Холм Нельсон, англ. Ted Nelson, Theodor Holm Nelson; родился 17 мая 1937)- американский социолог, философ и первооткрыватель в области информационных технологий. Изобретатель понятия «гипертекст» и ряда других терминов (Википедия).
Ланье, Джарон (англ. Jaron Zepel Lanier) - ученый в области визуализации данных и биометрических технологий, автор термина «виртуальная реальность».
Бим-Бад, Борис Михайлович - российский педагог, действительный член (академик) Российской академии образования. Доктор педагогических наук, профессор.
Вопросы и задания
- 1. Назовите основные возможности, которые получает пользователь при чтении электронных книг.
- 2. Поясните, за счет чего гипертекст активизирует взаимодействие обучающегося с образовательным контентом.
- 3. Самостоятельно разработайте гипертекстовую структуру фрагмента содержания с использованием одной из гипертекстовых технологии.
- 4. Поясните, как каждое из качеств современных электронных образовательных ресурсов (интерактивность, муль- тимедийность, адаптивность, индивидуализация действий с учебным содержанием, виртуализация образовательного контекста, игровые приемы, доступность, мобильность) позволяет создавать новую информационную и деятельностную основу для организации различных форм познания.
- 5. Приведите примеры использования виртуальной реальности в образовательных целях.
- 6. Просмотрите свои учебные работы, которые Вы выполняли ранее по разным дисциплинам. Оцените критически правильность цитирования Интернет-ресурсов.
- 1. Воропаев, А. Н. Электронная книга и электронно-библиотечные системы России: отраслевой доклад / А. Н. Воропаев, К. Б. Леонтьев. - М. : Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2010.
- 2. Башмаков, А. И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А. И. Башмаков, И. А. Башмаков. - М. : Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003.
- 3. Носкова, Т. Н. Аудиовизуальные технологии в образовании. - СПб. : СГШГУКиТ, 2004.
- 4. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; нац. обществ.-науч. фонд; предс. научно-ред. совета В. С. Степин, 2-е изд., испр. и допол. - М. : Мысль, 2010.
- 5. Субботин, М. М. Итоги науки и техники. Сер. Информатика. Т. 18. - М. : ВИНИТИ, 2009.
- 6. Bryson, S. Virtual Reality in Scientific Visualization // Communications of ACM. - 1996.
- 7. Системы виртуальной реальности: учеб.-метод, пособие / составитель М. И. Осипов. - Нижний Новгород: Нижегородский госунивер- ситет, 2012.
- 8. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
- 9. Гражданский кодекс Российской Федерации (глава 4).
Проблемы использования и разработки электронных образовательных ресурсов по информатике
Компетентность педагога связана со знаниями о границах применимости компьютерной техники и приоритете ценности человеческой жизни, здоровья и духовного развития личности; роли информатики и информационных технологий в развитии современной цивилизации; информационной инфраструктуре общества, юридических, этических и моральных нормах работы в информационной среде; информационной безопасности общества и личности и необходимости самоограничения человека и общества, живущего в условиях избытка информации и глобальной технологизации общества; о достоинствах и недостатках, диагностике и прогнозировании процесса информатизации общества и жизнедеятельности человека, тенденций его развития.
Этот компонент информационной культуры в личностном аспекте проявляется в рефлексии качества и результатов своей информационной деятельности; ответственности за применение приобретенных знаний, умений и навыков информационной деятельности с пользой для других и общества в интересах личностной самореализации; в опыте нравственной саморегуляции поведения в условиях информационных взаимодействий; в выработке собственного взгляда на дальнейшую перспективу развития информационных технологий. Личностью осознаете представление о невозможности и негуманности решения определенных типов проблем с использованием компьютера, критически оцениваются различные проявления насилия, безнравственности, безвкусицы в «массовой» компьютерной культуре и индустрии.
Пересечение областей информационной культуры и профессиональной культуры педагога выражается в профессиональной этике, эргономической, правовой культуре, а включение информационной культуры в общую культуру реализуется в культуре мышления, поведения, общения, эстетической культуре. Не случайно культура порой рассматривается как именно информационное явление. Об этом же свидетельствует и анализ основных функций культуры в обществе: ценностности ориентирующей, познавательной, социализирующей, коммуникативной, практически-преобразовательной.
Методы традиционной образовательной системы получают благодаря возможностям коммуникационных технологий новое развитие. Так, лекции, содержащие материал, восприятие которого не требует дополнительных дискуссий, могут быть подготовлены в электронном виде, выставлены в локальной сети, в Интернете или в электронной конференции. Конспекты лекций могут дополняться подборками статей, дополнительными материалами, адресованными конкретным студентам. Индивидуальное обучение как таковое реализуется в основном посредством таких технологий, как ICQ, электронная почта, обеспечивающих общение студента с преподавателем в приватной форме.
Технологии чатов, видео — и электронных конференций позволяют проводить как оперативные коллективные обсуждения, дискуссии, так и протяженные по времени виртуальные семинары. В последнем случае порядок работы обусловливается асинхронностью образовательной среды: участники электронного семинара готовят сообщения, которые отправляются по электронной почте для рассмотрения всей группой; далее следует направляемое преподавателем их обсуждение, по завершении которого участники группы подводят итоги, опять-таки представляемые всей группе.
Наиболее разработанным направлением информатизации образования является применение электронного образовательного ресурса непосредственно в учебном процессе.
Принципиальная возможность и педагогическая обоснованность этого были исследованы еще в шестидесятые годы. С тех пор сформулированы важные концептуальные положения, определяющие роль и место компьютера в системе других средств обучения, его разнообразные педагогические возможности по индивидуализации и дифференциации обучения, интенсификации учебного процесса, активизации учебной деятельности учащихся, их творческой самореализации и т. д.
Экспоненциальный характер развития информационных технологий, широкая экспансия их во все сферы деятельности человека и общества определяют актуальность исследования проблем проектирования и применения электронных ресурсов в системах образования различного уровня и профиля. На современном этапе заметно активизировались работы в направлении информатизации процессов обучения, личностного развития учащихся и воспитания, информатизации научных исследований, информатизации управления педагогическими системами и т. д.
Необходимо отметить, что в современных педагогических исследованиях использование понятия «электронный образовательный ресурс» осложняется большим разнообразием подходов и неопределенностью используемой в этой области терминологии (разные авторы обычно рассматривают технологии только в отдельно взятом направлении, чаще всего только в учебном процессе). Понятие электронного ресурса трактуется от программных средств учебного назначения (ПСУН) через педагогические программные средства (ППС) до информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Электронным образовательным ресурсом Будем называть конкретный материальный продукт, реализующий ИКТ, который состоит, например, из дискет, компакт-дисков, методического обеспечения и т. д. В электронном ресурсе должны быть учтены основные принципы дидактического, технического, организационного, эргономического, эстетического характера. Сгруппируем их в три основные группы: дидактические, организационные и технические требования.
Выделим основные Дидактические Требования к созданию и применению электронного ресурса с учетом концепции личностно-ориентированного образования.
Проблемы использования и разработки электронных образовательных ресурсов по информатике
Компетентность педагога связана со знаниями о границах применимости компьютерной техники и приоритете ценности человеческой жизни, здоровья и духовного развития личности; роли информатики и информационных технологий в развитии современной цивилизации; информационной инфраструктуре общества, юридических, этических и моральных нормах работы в информационной среде; информационной безопасности общества и личности и необходимости самоограничения человека и общества, живущего в условиях избытка информации и глобальной технологизации общества; о достоинствах и недостатках, диагностике и прогнозировании процесса информатизации общества и жизнедеятельности человека, тенденций его развития.
Этот компонент информационной культуры в личностном аспекте проявляется в рефлексии качества и результатов своей информационной деятельности; ответственности за применение приобретенных знаний, умений и навыков информационной деятельности с пользой для других и общества в интересах личностной самореализации; в опыте нравственной саморегуляции поведения в условиях информационных взаимодействий; в выработке собственного взгляда на дальнейшую перспективу развития информационных технологий. Личностью осознаете представление о невозможности и негуманности решения определенных типов проблем с использованием компьютера, критически оцениваются различные проявления насилия, безнравственности, безвкусицы в «массовой» компьютерной культуре и индустрии.
Пересечение областей информационной культуры и профессиональной культуры педагога выражается в профессиональной этике, эргономической, правовой культуре, а включение информационной культуры в общую культуру реализуется в культуре мышления, поведения, общения, эстетической культуре. Не случайно культура порой рассматривается как именно информационное явление. Об этом же свидетельствует и анализ основных функций культуры в обществе: ценностности ориентирующей, познавательной, социализирующей, коммуникативной, практически-преобразовательной.
Методы традиционной образовательной системы получают благодаря возможностям коммуникационных технологий новое развитие. Так, лекции, содержащие материал, восприятие которого не требует дополнительных дискуссий, могут быть подготовлены в электронном виде, выставлены в локальной сети, в Интернете или в электронной конференции. Конспекты лекций могут дополняться подборками статей, дополнительными материалами, адресованными конкретным студентам. Индивидуальное обучение как таковое реализуется в основном посредством таких технологий, как ICQ,электронная почта, обеспечивающих общение студента с преподавателем в приватной форме.
Технологии чатов, видео- и электронных конференций позволяют проводить как оперативные коллективные обсуждения, дискуссии, так и протяженные по времени виртуальные семинары. В последнем случае порядок работы обусловливается асинхронностью образовательной среды: участники электронного семинара готовят сообщения, которые отправляются по электронной почте для рассмотрения всей группой; далее следует направляемое преподавателем их обсуждение, по завершении которого участники группы подводят итоги, опять-таки представляемые всей группе.
Наиболее разработанным направлением информатизации образования является применение электронного образовательного ресурса непосредственно в учебном процессе.
Принципиальная возможность и педагогическая обоснованность этого были исследованы еще в шестидесятые годы. С тех пор сформулированы важные концептуальные положения, определяющие роль и место компьютера в системе других средств обучения, его разнообразные педагогические возможности по индивидуализации и дифференциации обучения, интенсификации учебного процесса, активизации учебной деятельности учащихся, их творческой самореализации и т.д.
Экспоненциальный характер развития информационных технологий, широкая экспансия их во все сферы деятельности человека и общества определяют актуальность исследования проблем проектирования и применения электронных ресурсов в системах образования различного уровня и профиля. На современном этапе заметно активизировались работы в направлении информатизации процессов обучения, личностного развития учащихся и воспитания, информатизации научных исследований, информатизации управления педагогическими системами и т.д.
Необходимо отметить, что в современных педагогических исследованиях использование понятия «электронный образовательный ресурс» осложняется большим разнообразием подходов и неопределенностью используемой в этой области терминологии (разные авторы обычно рассматривают технологии только в отдельно взятом направлении, чаще всего только в учебном процессе). Понятие электронного ресурса трактуется от программных средств учебного назначения (ПСУН) через педагогические программные средства (ППС) до информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Электронным образовательным ресурсом будем называть конкретный материальный продукт, реализующий ИКТ, который состоит, например, из дискет, компакт-дисков, методического обеспечения и т.д. В электронном ресурсе должны быть учтены основные принципы дидактического, технического, организационного, эргономического, эстетического характера. Сгруппируем их в три основные группы: дидактические, организационные и технические требования.
Выделим основные дидактические требования к созданию и применению электронного ресурса с учетом концепции личностно-ориентированного образования:
педагогическая целесообразность использования информационного ресурса в образовании;
научность содержания ресурса, предъявление научно-достоверных сведений, объективных научных фактов, теорий, законов;
доступность предъявляемого учебного ресурса средствами ИКТ данному контингенту обучаемых, соответствие ранее приобретенному опыту в целях предотвращения интеллектуальных и физических перегрузок обучаемого;
повышение информационной емкости обучения за счет использования альтернативных источников, уплотнения и структурирования учебной информации, перевода ее в активно функционирующий ресурс;
осуществление индивидуализации обучения в условиях коллективного обучения (возможность выбора индивидуального маршрута, темпа, уровня сложности, режима работы, ориентированных на индивидуальные психофизиологические, интеллектуальные, мотивационные особенности обучаемого); сочетание групповых и индивидуальных форм обучения в зависимости от его задач, содержания и методов;
развитие коммуникативных способностей обучаемого в результате осуществления совместной учебной, исследовательской, научной деятельности.
Выделим основные организационные требования к созданию и применению электронного образовательного ресурса:
соответствие содержания и информационной упорядоченности учебного материала образовательным стандартам, учебным планам и программам образовательного учреждения;
обеспечение комплексности и многофункциональности использования ИКТ как в обучении (на разного рода занятиях – лекциях, лабораторных и практических работах, в самоподготовке, в научно-исследовательской, внеклассной работе), так и в управлении образованием;
адаптивность электронного образовательного ресурса, возможность внесения в него изменений и дополнений в зависимости от учебной программы и особенностей конкретного учебного заведения, целей педагогов и управленцев в образовании;
обеспечение эстетического восприятия и оформления ресурса, устанавливающих соответствие функциональному назначению, упорядоченности и выразительности их визуальных и звуковых элементов;
разработка собственных методических рекомендаций педагога и творческая адаптация готовой документации для использования в ИКТ;
реальное сокращение затрат времени на организацию учебно-воспитательного процесса педагогом, в полной мере владеющим информационной культурой своего труда.
В качестве основных технических требований к созданию и применению электронного образовательного ресурса выступают:
обеспечение устойчивой, без сбоев работы;
защита от несанкционированных действий как непосредственного пользователя ресурса, так и внешнего воздействий из сети;
высокая скорость обработки информации и выполнений всех процедур при работе с ресурсом в целях устранения негативных ощущений у пользователей, связанных с долгой загрузкой очередного фрагмента или ожиданием реакции компьютера на действия пользователя;
возможности сетевых способов работы с ресурсом;
простота инсталляции ресурса в компьютерную систему;
соответствие основы ресурса современным операционным системам.
Педагог должен понимать, что успешность результатов обучения напрямую зависит от возможности выбора обучаемыми типа образовательной среды, как на стадии ознакомления, так и на стадии обдумывания нового материала. Например, изучение предпочтений обучаемых и результатов их работы с электронными ресурсами показывает, что для обучаемых с выраженным вербальным типом для изучения даже динамических процессов предпочтительны статические изображения, сопровождаемые текстовым описанием. В то же время обучаемые с преобладанием образного типа мышления получат более адекватный материал при использовании анимированных иллюстраций, но только в том случае, если они имеют достаточную предварительную подготовку.
Процесс нарастания интеграции электронных образовательных ресурсов в обучение вызывает необходимость совершенствования традиционного учебного класса на основе сетевых технологий. Учебный класс нового образца позволит преподавателю со своего рабочего места непосредственно на мониторе учащегося контролировать и координировать учебный процесс – получать доступ со своей клавиатуры на компьютер ученика, обмениваться с ним визуальной информацией, копировать изображение со своего монитора на мониторы обучаемых и обратно, осуществлять аудиосвязь с конкретным учеником, использовать проектор, демонстрирующий изображение с преподавательского компьютера или компьютера учащегося на доску.
Дидактические требования к электронным ресурсам как к средству ИКТ заключаются в следующем:
Способность обеспечить более высокий уровень реализации та ких традиционных требований, как научность обучения, доступность обучения, проблемность обучения, нагляд ность обучения, активность и сознательность учащихся в процессе обучения, систематичность и последовательность обучения, прочность усвоения знаний, единство образова тельных, развивающих и воспитательных функций обуче ния.
Электронные ресурсы должны обеспечивать выпол нение требований индивидуальности, интерактивности и адаптивности обучения.
Системность и структурно-функциональная связан ность представления учебного материала в электронном ресурсе .
Обеспечение полноты (целостности) и непрерывно сти дидактического цикла обучения.
В проектировании электронных образовательных ресурсов можно выделить следующие основные направления деятельности: идентификацию проблемы, концептуализацию, формализацию, реализацию и тестирование.
Идентификация включает определение ролей участников процесса, характеристик решаемых задач, целей и использующихся ресурсов. На этом этапе определяется состав рабочей группы, при необходимости решаются вопросы дополнительной подготовки: для педагогов – в области информационных технологий, для программистов – по вопросам, связанным с особенностями представления дидактических материалов конкретной предметной области.
Концептуализация предполагает определение содержания, целей и задач изучения учебной дисциплины, что фиксирует концептуальную основу базы знаний. Педагог определяет, какие виды информации будут представлены в ресурсе (тексты, графика, анимация, звуковые и видеофрагменты), какие связи должны будут устанавливаться между его составляющими. Например, какое звуковое сопровождение наиболее предпочтительно при проверке знаний, а какие материалы должны быть представлены в виде статичных графиков с текстовым комментарием и анимационными роликами и т.д.
Формализация предполагает анализ дидактических задач, которые должны решаться путем использования электронного ресурса, поиск и формализацию возможных методов их решения на основе модели процесса обучения и характеристик имеющихся данных и технологий, лежащих в основе ресурса. На этом этапе изучаются возможные сценарии предъявления обучаемым дидактических материалов, принципы оценивания и обратной связи, а затем строятся алгоритмы, по которым будет проходить взаимодействие обучаемых с электронным ресурсом.
Реализация проекта подразумевает перевод формализованных методов решения дидактических задач в окончательную схему – сценарий действий автоматизированной обучающей системы, использующей централизованный электронный ресурс.
На этапе тестирования обучаемым предлагаются такие задачи, которые с наибольшей вероятностью подвергнут испытанию работоспособность ресурса и позволят выявить его возможные слабости. Наиболее важно проверить сценарии, заложенные в АОС, доказав или опровергнув эффективность используемых ресурсов.
В последние годы были разработаны и получили определенную популярность различные программные комплексы, расширяющие возможности, предоставляемые технологией HTML . Их отличительной особенностью является легкость в освоении, что дает возможность непосредственно педагогам создавать профессиональные гипертекстовые учебные средства.
Помимо программ из популярного пакета Microsoft Office (Word, Excel, Access,FrontPage), позволяющих легко трансформировать разнообразные документы в гипертекстовые, имеются средства, специально предназначенные для создания электронных книг с удобной системой навигации и поиска информации.
Корпорация Microsoft активно внедряет идею перехода к встроенным справочным системам для своей продукции на основе программы просмотра гипертекстовых документов Microsoft Internet Explorer – системы Microsoft HTML Help . Язык HTML,постепенно приобретающий статус универсального языка обработки информации, обеспечивает широкие возможности по внедрению единой идеологии. Этот подход пригоден не только для справочной системы какого-либо программного продукта, но и для создания всевозможных электронных учебных пособий или просто хорошо структурированных больших документов со стандартной, привычной для пользователейWindows, системой навигации и поиска. Эти соображения и служат предпосылкой к широкому использованию системы Microsoft HTML Help на базе свободно распространяемого инструментального средства Microsoft HTML Help Workshop для разработки различных электронных учебников силами самих педагогов.
В решении многих вопросов создания пространственно распределенной образовательной системы могут играть самую активную роль и педагоги, и обучаемые. В качестве приоритетных направлений формирования и развития комплекса информационной поддержки виртуального учебного центра на базе образовательного web-сервера можно определить два основных.
Первое направление – это проектирование информационно-административного web-сайта, размещенного на сервере учебного заведения и обеспечивающего информационную поддержку административной, учебно-методической, научно-исследовательской деятельности виртуального учебного центра. Подобные сайты играют самостоятельную роль, они не могут быть заменены официальными web-страницами,поскольку сама их структура должна определяться характером деятельности виртуального учебного центра. Это может быть и дистанционное обучение, и выполнение творческих проектов, и проведение сетевых олимпиад.
Суть второго направления состоит в подготовке различных электронных учебных материалов для содержательного наполнения образовательного сервера, своеобразных «кирпичиков», из которых и будет слагаться единая информационная образовательная среда России. Главная роль в этом деле, конечно, принадлежит педагогам, но и для обучаемых здесь открывается широкое поле деятельности.
Это может быть, например, подготовка web-страниц, содержащих обзорные материалы и аннотированные каталоги со списками наиболее ценных источников информации (ссылок Интернет) по той или иной дисциплине, формирование баз данных в моделирующих программах и т. п. Использование гипертекстовой технологии позволит легко изменять и расширять всю систему, постоянно совершенствуя возможности работы с информацией и для педагогов, и для обучаемых
Российский рынок электронного контента, с одной стороны, еще очень молод и не располагает достаточным потенциалом для удовлетворения запросов крупных корпораций. Тем не менее, присутствие в этой весьма специализированной нише нескольких компаний создает все условия для здоровой конкуренции и создания высококачественного продукта. С другой стороны, ситуацию на рынке характеризует некая степень неопределенности, так как в данном сегменте бизнеса отсутствует явный лидер. Компании можно пересчитать по пальцам: «Новый Диск», CSSeTrain, WebSoft. Их объединяет одно – все предлагают электронные курсы собственного производства. В первую очередь, эти курсы рассчитаны на сферу корпоративного обучения и управления знаниями сотрудников в области бизнеса и информационных технологий.
На сегодняшний день можно предложить множество вариантов разработки учебных курсов. Для нас наиболее приемлем следующий ниже вариант.
Структура электронного учебного пособия:
– блок учебного материала;
– блок внутреннего контроля или самообразования;
– блок самообразования;
– блок внешнего контроля.
Вышеуказанные блоки взаимосвязаны между собой следующим образом. Пособие разбито на модули, содержащие разделы, каждый раздел обязательно содержит теоретические сведения и блок самоконтроля. Также в электронное учебное пособие входят блок самообразования, информационный блок и блок внешнего контроля.
Предложенная структура пособия определяется тем, что в основном электронные учебники используются для организации самостоятельной работы студентов и должны четко определять, какие именно разделы и в какой последовательности должны быть изучены, как разделы взаимосвязаны между собой.
Подготовленный предметный материал должен отвечать следующим требованиям.
Требования к блоку учебного материала:
– четкая структуризация предметного материала. Весь учебный материал должен быть четко структурирован по модулям, определен порядок изучения модулей и их взаимосвязь. Каждый модуль должен быть разбит на разделы, темы и т.д. Глубина структуризации определяется сложностью предметного материала;
– компактность представленного материала. Содержание каждого раздела или темы должно быть кратким, ясным, содержать основные моменты;
– между элементами материала должны быть выделены внутренние (например, словарь терминов) и внешние (например, на моделирующую программу или программу-тренажер) ссылки;
– наличие иллюстративного материала (поясняющие схемы, рисунки, видео, аудио вставки).
Требования к блоку самоконтроля:
блок самоконтроля должен включать:
– вопросы и упражнения для самоконтроля;
– тесты для самоконтроля;
– пояснения и подсказки и ссылки на соответствующий раздел/тему при неправильном выполнении промежуточных тестов.
По окончании каждого модуля (или) раздела должны размещаться элементы самоконтроля: вопросы, упражнения, тесты. Особенность этого блока состоит в том, что правильные ответы к упражнениям и тестам для самоконтроля как бы "зашиты" в самом учебнике, что позволяет студенту узнать свою оценку непосредственно после прохождения теста или решения задачи. Желательно, чтобы упражнения также содержали подробное описание решения.
Требования к блоку самообразования:
Использование электронного учебного пособия, в основном, для организации самостоятельной работы студентов, накладывает серьезные требования к блоку самообразования. В учебнике должны присутствовать элементы этого блока:
– перечень литературы. Желательно, чтобы он был сгруппирован по разделам/темам;
– вопросы и темы для самостоятельно изучения;
– дополнительные сведения (исторические факты, биографии, видео, аудио-вставки);
– хрестоматия по курсу (выдержки из классических произведений, исторических источников, документов, стандартов сгруппированные по разделам программы);
– словарь основных терминов.
Требования к блоку внешнего контроля:
В зависимости от видов учебной деятельности и форм итогового контроля в этот блок необходимо включить:
– при наличии в учебной программе дисциплины, курсовой работы, курсового проекта или лабораторных работ в электронном учебном пособии должны быть представлены - методики расчета, образцы выполнения и оформления соответствующей работы.
– по итоговому контролю (зачет/экзамен) в электронном учебном пособии должны быть приведены вопросы к зачету (экзамену), ссылки на литературные источники, которые могут быть использованы при подготовке того или иного вопроса;
– контрольные измерительные материалы итогового тестирования (тесты).
Требования по объему предметного материала и количеству тестовых заданий:
В качестве показателя, характеризующего учебную дисциплину, можно принять общее количество часов, отводимых ее изучение. Если указанное число обозначить как Х, то можно ввести следующие требования к объему:
а)
объем основного текста, который будет размещен в электронном учебнике,
не должен превышать 2Х страниц, где требования к одной странице следующие:
– формат листа – А4
– размеры полей страницы – 2см;
– отступ – 1,25 см
– размер шрифта – 14 пт;
– междустрочный интервал – одинарный;
б) число вопросов и заданий для самоконтроля должно быть не менее 10 на
каждую тему;
в)
количество тестовых заданий для самоконтроля – не менее 10 на каждый
модуль / раздел;
г) каждая тема должна быть отражена в итоговом тесте не менее 10 тестовыми
заданиями, при этом общее число итоговых тестовых заданий по дисциплине должно
быть не менее Х.
И несколько слов о программно-технологических комплексах фирмы Apple.
Данные продукты представляют собой абсолютно иное решение многих задач. Компьютеры Apple являясь высокотехнологическими продуктами выполнены в виде моноблоков, т. е монитор и системный блок являются одним целым. В состав программного обеспечения входит операционная система Mac OS X 10.5 Leopard. В состав системы на уровне стандартного программного обеспечения входят комплекты для создания музыки, рисования, работы в интернете. Однако у моноблоков имеется проблема в другом: программы, созданные для Windows он не принимает. Это такие программы, которые являются на сегодняшний день привычными и работа без них становится просто невозможной. А именно пакет Microsoft Office. Выпускаемые производителем пакеты являются узко англоязычными, поэтому применение их в образовательном процессе является проблематичным.
С другой стороны компьютеры Apple имеет весь инструментарий для их быстрого развертывания на любом рабочем месте: беспроводная локальная сеть, моноблок, программное обеспечение. С этой точки зрения компьютеры Apple являются довольно выигрышным вариантом для реализации различных мобильных классов, мастерских или других целей.
Агапонов С.В. и др. Средства дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий / Под ред. З.О. Джалиашвили. – СПб.: БХВ-Петербург, 2003.
Дистанционное обучение: Учеб. пособие / Под ред. Е.С. Полат. – М.: ВЛАДОС, 1998.
Тиффин Дж., Раджасингам Л. Что такое виртуальное обучение. Образование в информационном обществе. – М.:Информатика и образование, 1999.
Полат Е.С. Новые педагогические технологии. – М:, Мир, 1997.
Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003.
Персианов В.В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Образовательный сайт. – Тула:
Сервер ТГПУ ( tspu.tula.ru), 2008.
Сайт:
Оригинал публикации:
Электронные учебные материалы
Электронные ресурсы в образовании:
Для учащихся
Для педагогов
Организация единой информационной образовательной среды (школы, муниципалитета, региона и т.п.)
Повышение эффективности процесса -
главная цель применения ЭОР
(достижение цели с меньшими затратами и большим качеством)
ЭОР для учащихся
Электронные учебные материалы
Эффективность использования
Педагогическая целесообразность
Технологическая целесообразность
Педагогический дизайн
Педагогический дизайн
Разработка учебной архитектуры
Проектирование учебной среды
- конструктивистский
целеориентированный
Навыки 21 века
Коммуникативные навыки
Навыки решения проблем
Самоорганизация
Социальная ответственность
Информационное общество
Возрастание объемов информации (с середины 20 века):
Количество научных публикаций удваивается:
С 1900 года – каждые 50 лет
С 1950 – каждые 10 лет
С 1970 – каждые 5 лет
С 1990 – каждый год
Изменение структуры экономики в информационном обществе
2/3 рабочих мест, появившихся с 1990 относятся к высокотехнологичным областям и управлению
В Европе в 1970 году было 35% рабочих мест, не требующих квалификации
В 2010 – их останется только 10%
Навыки 21 века
Ответственность и адаптивность.
Коммуникативные навыки
Творческая и интеллектуальная активность
Критическое и системное мышление
Информационно-коммуникационные навыки.
Навыки межличностного взаимодействия и сотрудничества
Навыки решения проблем
Самоорганизация
Социальная ответственность
Два подхода в области современного педагогического дизайна
- конструктивистский
целеориентированный
Определение целей обучения
Цели – это то поведение, те знания, навыки и умения, которые должен продемонстрировать обучаемый, чтобы его можно было назвать «компетентным».
Цели описывают желаемые результаты обучения, а не сам учебный процесс
Определение целей обучения
Что именно сможет делать обучаемый?
При каких условиях он это сможет делать?
Насколько хорошо он это сможет делать?
Определение целей обучения
Определение целей обучения
Перечислить не менее 5 наркотических веществ, пагубно влияющих на здоровье человека;
Написать названия не менее трех галлюциногенов, описать их вредоносное воздействие;
Распознавать алкоголь как один из наркотиков;
Перечислить последствия неумеренного или продолжительного употребления алкоголя
Три метафоры компьютерного обучения
Позиция разработчика учебных материалов
Компьютер как хранилище информации
Компьютер - книга, где читателю доступен нелинейный текст (гипертекст), а картинки включают статическую графику, анимацию, видео и аудиофрагменты.
Достоинства:
Простота организации материала
Обучаемый не ограничен логикой учебного материала
Вывод:
Этот подход полезен для подготовленного пользователя, который может самостоятельно организовать работу с информацией, и умеет учиться.
Этот подход неприемлем для малоподготовленного пользователя, который еще не умеет ориентироваться в материале
Компьютер как развивающая среда
Компьютер - среда для свободного экспериментирования, в которой можно «играть» с объектами и таким образом получить представление о их возможностях и свойствах
Достоинства:
Присвоение учащимися новых способов действий
Единственный способ научить решению нестандартных задач
Вывод:
Работу с такими средами до сих пор относят к привилегии одаренных детей, и она выходит за рамки традиционной школьной педагогики,
Работа с развивающими средами вписывается в стандартный учебный процесс только при высокой квалификации учителя
Компьютер как обучающее устройство
Компьютер - регулировщик, который определяет скорость и направление движения ученика при освоении учебного материала
Достоинства:
Постоянный и полный контроль действий учащихся
Не требуются навыки самостоятельной работы учащихся
Вывод:
Этот подход подходит для малоподготовленного учащегося, который еще не до конца освоил алгоритмы и шаблоны действий.
В рамках этого подхода нельзя научить решать самостоятельные или творческие задачи
Критерии выбора подхода при создании учебных материалов
Уровень исходной подготовки учащихся
Содержание обучения, осваиваемые виды и способы деятельности
Критерии выбора подхода при создании учебных материалов
Развивающая среда также не направляет активность обучаемых, но ограничивает ее правилами функционирования учебной компьютерной среды.
Знакомый с этими правилами ученик "творит" то, что считает нужным.
Критерии выбора подхода при создании учебных материалов
проинформировать, напомнить - энциклопедия
закрепить знание фактов, обучить правилам работы (отработать соответствующие навыки - тренажер.
развитие творческих способностей, способов произвольных форм деятельности - развивающая среда
Электронные учебники
Обычно совмещают в себе функции энциклопедии и тренажера
Объяснение нового материала
Объяснение нового материала
Тренинг на закрепление пройденного
Тестирование
Недостатки электронных учебников
В электронных учебниках нет:
учета психолого-педагогических требований;
адресности (учета индивидуальных особенностей обучающегося, состояния его здоровья (например, инвалидности), профессиональной направленности в обучении и т.д.);
междисциплинарных связей и строгой преемственности материала;
При оценке ЭУ учитываются:
Технические характеристики
Эргономические параметры
Содержательный и методический компонент
Сетевые образовательные ресурсы для учащихся
Обучающие информационные материалы
Обучающие олимпиады и конкурсы
Дистанционные курсы
Телекоммуникационные проекты
Математическая игра Кенгуру
Игра-конкурс – для младших классов
http://www.kenguru.sp.ru/
Центр "Эйдос“ http://www.eidos.ru/
Центр дистанционного образования "Эйдос" проводит для школьников дистанционные образовательные проекты, в которых могут принять участие все зарегистрированные учащиеся.
Победители проектов получают призы!
Для участия в дистанционных проектах необходимо выслать заявку в срок, обозначенный в положении выбранного проекта. Предварительно можно познакомиться с работами призёров предыдущих версий проекта.
ВАЛЕНТИНКИ
ЛЕТОПИСЬ ПОБЕДЫ
ВИРТУАЛЬНЫЙ ГОРОД
КУНСТКАМЕРА ФЕНОМЕНОВ
ЛИТЕРАТУРНАЯ ХРЕСТОМАТИЯ
ГИПЕРТЕКСТОВЫЕ РОДОСЛОВНЫЕ
ВИТРИНА РОЖДЕСТВЕНСКИХ ОТКРЫТОК
ВЫСТАВКА ТРИПТИХОВ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ
Права и дети в интернете http://school-sector.relarn.ru/
Детские проекты http://www.solnet.ee/
Региональные конкурсы и проекты
Школьных команд
Флеш-открытка
ЭОР для учителя
ЭОР для учителя
методические, нормативные, информационные материалы (сайты, порталы, рассылки)
консультирование (форумы)
профессиональные сетевые сообщества
учебные материалы (дистанционные курсы)
Порталы
http://saripkro.ru/useful_links.html
http://edu.seun.ru/
Сетевое сообщество методистов
http://som.fsio.ru/
Единое окно доступа к образовательным ресурсам
http://window.edu.ru/
Сеть творческих учителей it-n.ru
Сетевое сообщество учителей информатики Саратовской области
http://community.livejournal.com/iteachers_sar
Дистанционные курсы СарИПКиПРО
Средства организации единой информационной среды
Единая информационная среда
- внутри школы (медиатека)
муниципальной (сайт, сообщества)
http://www.mouoadm.ru/
региональной (порталы, сообщества, вики-сервера)
Учителю нужны в Сети:
Методические, учебные, нормативные материалы;
Возможность проконсультироваться и получить помощь;
Возможность обучаться;
Возможность презентовать свой опыт (конкурсы, наработки)