Пушкинские горы. Музей-усадьба «Петровское
(Псковская область), который расположен в 112 км к юго-востоку от Пскова, в 57 км к юго-востоку от железнодорожной станции Остров (на линии Псков — Резекне).
Петровское - родовое имение предков Ганнибалов.
Постройки в Петровском восстановленные. Зданий пушкинской эпохи не сохранилось, но в музее много мемориальных вещей. В Петровском большой и красивый парк.
Можно купить просто билет на посещение музея, либо заказать экскурсию. Экскурсии могут включать только помещения или же еще и парк (см. Цены на билеты (pushkin.ellink.ru)).
Недалеко от Петровского другие усадьбы пушкинской эпохи: "Тригорское" (в нем жили друзья Пушкина) и .
В 1742 эти земли были пожалованы императрицей Елизаветой Петровной прадеду А.С. Пушкина Абраму Петровичу Ганнибалу, крестнику и сподвижнику . Для первоначального обустройства А.П. Ганнибал выбрал деревеньку Кучане, где был построен небольшой дом («дом А.П. Ганнибала»). Деревню Ганнибал переименовал в Петровское, в память об российском императоре .
Главный дом усадьбы («дом П.А. Ганнибала») был построен сыном А.П. Ганнибала - Петром Абрамовичем Ганнибал.
Дом-музей А.П. Ганнибала
Из мемориальных вещей экспонируется - печатка А.П. Ганнибала (слоновая кость, серебро, стекло); "Минея" 1768 г. на сентябрь с вкладной записью А. Ганнибала для Воскресенской церкви в Суйде, книга Д. Кантемира "Систима, или состояние мухамеданской религии" СПб, 1722 г., шкатулка для чая В.П. Ганнибала красного дерева.
В гостиной находятся рояль "Штурцваге" 1839 г., ваза фарфоровая для цветов из семьи Ганнибалов (в горке), интересный портрет А.С.Пушкина, написанный неизвестным художником в 1830 гг..
Петровский парк
Большой красивый парк. Возле дома А.П. Ганнибала начинается липовая аллея. В этой части парка сохранились два мощных вяза и липа, которые росли еще при А.П. Ганнибале. Один вяз (возле пруда), к сожалению сломан от сильного ветра.
На второй террасе расположен дерновый круг с липовыми боскетами, который огибает главная липовая аллея, ведущая к озеру Кучане и беседке-гроту. От беседки-грота открываются прекрасные виды на окрестности, Михайловское, Савкину горку.
Большая липовая аллея проходит за главным зданием, параллельно озеру. В конце большой аллеи (слева, если смотреть на озеро) находится "зеленый кабинет". Это любимое место отдыха П.А. Ганнибала. Там расположен большой камень (камень Ганнибал) - считается, что на этом камне П.А. Ганнибал любил сидеть и размышлять.
Справа и слева от беседки-грота в дальних углах парка расположены горки ("парнасы") с дорожками в виде улитки.
Изображения
Главный дом | Главный дом | Памятник А.П. Ганнибал | |
Вяз 1740-х годов | Герб семьи Ганнибал | Икона "Спас Нерукотворный" семьи Ганнибал | Пруд |
Обеденный дубовый стол XVIII в. | Буфет орехового дерева 1750 г. | Слоник, сделанный из зуба лошади | Портрет А.С.Пушкина, написанный неизвестным художником в 1830 гг. |
Дом-музей А.П. Ганнибала | Беседка-грот | Камень Ганибалла | |
Петровское - родовое имение предков А.С. Пушкина Ганнибалов, связанное с интересом и уважением поэта к истории своего рода, истории российского государства, нашедшим отражение в его творчестве.
В 1742 дворцовые земли Михайловской губы в Воронецком уезде Псковской провинции были пожалованы императрицей Елизаветой Петровной прадеду А.С. Пушкина Абраму Петровичу Ганнибалу, крестнику и сподвижнику Петра Великого.
Для первоначального обустройства А.П. Ганнибал выбрал деревеньку Кучане (позднее Петровское), где был построен небольшой дом («дом А.П. Ганнибала»).
В 1782 году Петровское унаследовал Петр Абрамович Ганнибал - двоюродный дед Пушкина - прожив в нем безвыездно с 1782 по 1819 годы. В это время строится большой господский дом («дом П.А. Ганнибала»), усадьба приобретает тот вид, который застал Пушкин. Поэт встречался с П.А. Ганнибалом, интересуясь историей своего рода, тесно переплетенной с историей России.
С 1822 по 1839 годы хозяином имения был двоюродный дядя Пушкина Вениамин Петрович Ганнибал, после смерти которого Петровское становится собственностью помещицы К.Ф. Компанион и наследуется ее дочерью К.Ф. Княжевич. Новые владельцы в основном сохранили планировку усадьбы, но в 1918 году имение было сожжено.
В 1936 году территория усадьбы Петровское была включена в состав Пушкинского заповедника.
Археологическое исследование усадьбы было проведено в 1952 году. В основу проекта восстановления «дома П.А. Ганнибала» были положены обмеры фундамента дома и фотографии фасада дома начала XX века.
В июне 1977 года состоялось открытие музея Петровское, который включил в себя «дом П.А. Ганнибала» и мемориальный парк с Грот-беседкой.
В 1999 - 2000 годах были проведены работы по реставрации и реконструкции музея-усадьбы «Петровское». Значительно изменился облик усадьбы. На старом фундаменте воссоздан «дом А.П. Ганнибала».Дом-музей А.П. Ганнибала
Мемориальный дом прадеда великого поэта Абрама Петровича Ганнибала воссоздан на старом фундаменте.
Рассказ об Абраме Петровиче Ганнибале в этом новом музее знакомит с жизнью главной ганнибаловской вотчины на псковщине в самом ее истоке.
Флигель обставлен типологически, поскольку мебели из Петровского и личных вещей Ганнибала почти не сохранилось. В экспозиции представлены предметы мебели и убранства XVIII в., портреты и гравюры, предметы прикладного искусства, характерные для того времени.
Рассказ начинается с приемной-прихожей - служебной комнаты, где хозяева принимали приказчика, вели дела по устройству усадьбы, по управлению своими деревнями. Здесь представлены портрет графа Б.Х.Миниха (гравюра Е.Чемесова с ориг. П.Ротари); карта Псковской губернии XVIII в.; сундук-укладка дорожный сер. XVIII в.; стол русской работы в голландском стиле наборного дерева нач. XVIII в.; ларчик-теремок с двойной крышкой 1 пол. XVIII в.; чернильница походная нач. XVIII в.; счеты XVIII в..
Комната из двух половин: это и спальня, и кабинет, разделенные кроватью с балдахином (в манере того времени). Здесь представлена мемория рода Ганнибалов - икона "Спас Нерукотворный" (к. XVII - нач. XVIII вв).
Здесь также экспонируются портрет Петра I (гравюра Е. Чемесова с ориг. Ж.-М.Натье. 1759); портрет царицы Елизаветы (гравюра Е. Чемесова); вид окрестностей г. Тобольска (гравюра Оврея к.XVIII в.); патент царицы Елизаветы на чин А.П.Ганнибалу генерал-майора (1742, копия); кубок стеклянный с вензелем царицы Елизаветы, XVIII в.; библия на немецком языке, (1690 г., перевод Лютера).
В следующей за тем детской рассказывается о воспитании и обучении детей в семье Ганнибалов. Здесь представлены: сундук (к. XVI- нач.XVII вв. западноевропейской работы); деревянные детские игрушки крестьянской работы; макет корабля-парусника, XVIII в.; две пушечки-мортирки XVIII в..
В нижнем этаже дома размещается кухня-поварня. По-видимому, она была устроена на европейский манер: с шатровой печью, как это принято было в домах вельмож. В кухне-поварне семья и обедала. Здесь же могли принимать и угощать обедом гостей. Кухня-поварня интересна как своеобразный музей быта XVIII века.
Здесь представлены стол обеденный дубовый XVIII в.; буфет орехового дерева 1750 г.; посуда медная, оловянная, керамическая, стеклянная и деревянная; предметы быта, найденные при археологических раскопках фундамента данного флигеля - изразцы, посуда, точеные (или резные) по кости детские игрушки, трубки глиняные и другие экспонаты.Дом-музей П.А. и В.П. Ганнибалов
Экскурсия в большом доме продолжает рассказ о Ганнибалах, начатый во флигеле А.П. Ганнибала. В 1817 г., по окончании Лицея, Пушкин именно здесь познакомился с двоюродным дедом Петром Абрамовичем Ганнибалом и впоследствии бывал здесь при жизни его сына Вениамина Петровича Ганнибала. "Я чрезвычайно дорожу именем своих предков", - эти слова поэта организуют сюжетную линию рассказа в данном музее.
Экскурсия начинается в сенях. Здесь представлены герб Ганнибалов (увеличенная гипсовая копия с печатки А.П. Ганнибала), фрагмент схемы "Родословное древо Ганнибалов - Пушкиных - Ржевских".
В приемной начинается рассказ о П.А. Ганнибале (1742-1826), ставшем хозяином Петровского по раздельному акту 1782 года. Здесь представлены завещание А.П. Ганнибала 1776 г., межевой план владений П.А. Ганнибала 178 (копия), фотографии усадьбы из журнала "Столица и усадьба", 1914 г.; фрагмент обшивки кресла, принадлежавшего П.А. Ганнибалу (вышивка шелк., золот. и серебр. нитями, 70-80 гг. XVIII в.). В двух витринах экспонируются материалы археологических раскопок 1969 и 1999 гг. в с. Петровском - предметы быта, посуда, слон-талисман, монеты первой половины XVIII в..
В кабинете П.А Ганнибала ведется рассказ о П.А. Ганнибале как хранителе фамильных реликвий: документов, архива, инструментария А.П. Ганнибала, книг по геометрии, фортификации, астрономии, предметов оружия XVIII в.. Здесь представлены мемориальные вещи - печатка А.П. Ганнибала (слоновая кость, серебро, стекло); "Минея" 1768 г. на сентябрь с вкладной записью А. Ганнибала для Воскресенской церкви в Суйде, книга Д. Кантемира "Систима, или состояние мухамеданской религии" СПб, 1722 г.. Экспонируются шкаф-витрина с оружием XVIII в.; коллекция медалей XVIII в.; портрет Екатерины II. (копия XIX в. с ориг. И.-Б.Лампи).
Под портретом на столе размещены "Жалованная грамота" царицы Елизаветы А.П. Ганнибалу о пожаловании ему Михайловской губы 1746 г. (копия), Письмо Екатерины II А.П. Ганнибалу 1765 г. (копия), письмо Великого Князя Павла Петровича Ивану Ганнибалу сент. 1775 г. (копия). В экспозиции представлены барельеф Петра I (чугун, худ. Растрелли), инструментарий XVIII в..
Обстановка гостиной соответствует времени 1820-1830 гг., когда хозяином дома был внук А.П. Ганнибала - Вениамин Петрович.
В гостиной находятся рояль "Штурцваге" 1839 г., ваза фарфоровая для цветов из семьи Ганнибалов (в горке), портрет А.С.Пушкина (неизв. худ. 1830 гг.).
В кабинете Вениамина Петровича Ганнибала ведется рассказ о В.П. Ганнибале (1780-1839), двоюродном дяде поэта, соседе и приятеле семьи Пушкиных, поклоннике таланта Пушкина, хлебосоле и музыканте.
В обстановке комнаты мебель первой трети XIX в., икона Иоанна Предтечи, портрет Александра I (копия XIX в. с ориг. В.Лебрена 1800 г.), шкатулка для чая В.П. Ганнибала красного дерева, портрет Павла Исаковича Ганнибала (миниатюра, копия с ориг. неизв. худ., 1-я четв. XIX в.).
Согласно планировке конца XVIII - начала XIX вв., барская спальня завершает анфиладу комнат. Экспозиция "барской спальни" с типичным для нее убранством осматривается из дверного проема.
В парадной зале продолжается рассказ о происхождении и воспитании Абрама Ганнибала русским царем Петром I, участии Ганнибала в сражениях Северной войны, ганнибаловской теме в творчестве Пушкина. Здесь представлены портрет Петра I (неизв. худ. XVIII в.), "Полтавская баталия" (гравюра XVIII в.), "Битва при Лесной" (гравюра худ. Лярмессена, нач. XVIII в.), портрет двоюродного деда поэта Ивана Абрамовича Ганнибала (копия с ориг. неизв. худ. XVIII в.), портрет Императрицы Елизаветы Петровны (гравюра И.А.Соколова с портрета худ. Каравака, 1746), "Путешествие Екатерины II"(неизв. худ. с гравюры худ. Демейса. XVIII в.), бюст Екатерины II худ. Ф.Шубина.
Литературная экспозиция, расположенная в трех вертикально-горизонтальных витринах в коридоре, закрепляет все сказанное в экскурсии, иллюстрирует отражение интереса поэта к роду Ганнибалов в его стихах и прозе.Петровский парк
Научное обследование и изучение в натуре Петровского парка специалистами позволяют датировать его основательное устройство не ранее 1786 г., т.е. при двоюродном деде поэта Петре Абрамовиче Ганнибале. К настоящему времени парк сохранил следы планировочных решений и единичные насаждения, начиная с 1750-х гг. и до начала XX в..
Знакомство с парком начинается с верхней зеленой террасы перед фасадом дома П.А. и В.П. Ганнибалов.
Вблизи дома А.П. Ганнибала просматривается фрагмент двойной граничной липовой аллеи - одной их тех, которые выполняли роль защитных зеленых стен. В этой части парка сохранились его старейшины - два мощных вяза и липа, которые росли еще при А.П. Ганнибале. На второй террасе расположен дерновый круг с липовыми боскетами, который огибает главная липовая аллея, ведущая к озеру Кучане и беседке-грот. Под прямам углом главную липовую аллею пересекают большая липовая аллея и аллея карликовых лип.
В конце большой аллеи находится "зеленый кабинет" (любимое место отдыха П.А. Ганнибала). Боковая аллея карликовых лип переходит в "зеленый зал". Справа и слева от беседки-грота в дальних углах парка расположены затеи - две горки ("парнасы") с дорожками в виде улитки. Одна из дорожек обсажена липками. От беседки-грота открываются прекрасные виды на окрестности, Михайловское, Савкину горку.
Погуляв по Михайловскому, отправляемся в Петровское – это совсем не далеко, на машине максимум 10-12 минут. Но можно прогуляться и пешком – удовольствие гарантировано. Здешние места вообще располагают к пешим или в крайнем случае велопрогулкам. Места тут очень живописные и буквально притягивают взгляд.
Краткий исторический экскурс
Усадьба Петровское – тоже музей и тоже в честь Александра Сергеевича. Здесь жил прадед поэта Абрам Петрович Ганнибал и его сын Петр Абрамович (Пушкин называл его “старый арап”), двоюродный дед А.С.Пушкина генерал-майор артиллерии в отставке. Земли эти Ганнибал получил по велению Императрицы Елизаветы в 1742 году.
При упоминании этого имени неумолимо возникает образ (подозреваю не у меня одного) Владимира Высоцкого загримированного под темнокожего басурманина в фильме “Сказ про то, как царь Пётр ара́па жени́л” поставленный на Мосфильме в 1976 году режиссёром Александром Миттой по мотивам произведения А. С. Пушкина “Арап Петра Великого”.
Здесь уместно вспомнить, что ни сам фильм ни произведение, по мотивам которого он поставлен, к действительности не имеет особого отношения (про женитьбу так точно), так как Ибрагим Ганнибал никогда не был женат на русской девушке. В 1731 он женился на гречанке Евдокии Андреевне Диопер, а в 1736 на Христине Шеберг. Первую жену Арап нещадно бил, а в суде обвинил в прелюбодеянии, предъявив в качестве доказательства “белого ребенка” и в попытке отправить законного мужа. В результате бракоразводный процесс длился более 10 лет и только по его окончании дети от второго барака могли быть признаны законными как и новый брак. В общем образ героя фильма и реальная личность несколько различаются. Поэт застал своего именитого деда еще при жизни, однако по воспоминаниям, Петр Абрамович в старости страдал забывчивостью и не помнил даже имен своих близких. Недуг не позволил Арапу закончить свои мемуары.
До наших дней усадьба в ее первозданном виде не сохранилась. Так называемый “Большой дом” был сожжён крестьянами в 1918 году. Его постигла та же участь, что и Михайловское. Остался лишь парк - образец русского садово-паркового искусства XVIII века.
С 1936 года имение Ганнибалов стало музеем-усадьбой в составе Пушкинского заповедника. В 1976 году был восстановлен дом Петра Абрамовича Ганнибала, в котором открыли экспозицию, посвященную предкам Пушкина Ганнибалам и усадебному быту Петровского пушкинских времён. Понятно, что подлинных вещей Ганнибалов в доме нет и быть не может, но много оригинальных экспонатов того времени.
Да, мы снова сталкиваемся с тем, что по сути Музей заповедник “Пушкинские горы” – это некий образ того, что могло быть, но точно никто не может сказать, как оно было на самом деле. Вопрос в том, насколько это важно. Музей в данном случае служит совершенно иной цели – дать представление о том, как и чем жили наши предки.
Что посмотреть в Петровском
Внутри помещений снимать запрещено, поэтому представлены фотографии только фасада и парка.
В самом музее интересен, прежде всего, быт тех далеких времен, какие-то нюансы жизненного уклада, которые сегодня могут показаться весьма необычными. Например, все шкафы для одежды снабжены замками и достаточно высокими ножками шарообразной формы (это чтобы мышам было сложнее забраться внутрь шкафа).
Надо сказать, что территория усадьбы не изобилует постройками и дает возможность полюбоваться окружающим природным ландшафтом. Тут и не большой прудик и выход к озеру Кучане.
Когда работает музей
К концу этого достаточно длинного экскурса по Пушкинским местам уместно будет рассказать о том, как утроена работа музея-заповедника, то есть каков его режим работы. Речь сейчас не только о музее “Петровское”, но и обо всех усадьбах Пушкинских гор:
Музеи-усадьбы «Михайловское», «Тригорское», «Петровское», музей «Пушкинская Деревня», «Центр творческих музейных программ», выставочный зал «Музейная почта» в д. Бугрово открыты для посетителей с 10.00 до 17.00, кассы музеев работают до 16.30.
Музеи-усадьбы «Михайловское», «Тригорское», «Петровское» закрыты для посетителей: понедельник, последний вторник каждого месяца (санитарный день).
Музей «Пушкинская Деревня», «Центр творческих музейных программ», выставочный зал «Музейная почта» в д. Бугрово закрыты для посетителей: понедельник, вторник.
В праздничные дни режим работы несколько меняется и выглядит следующим образом (актуально для 2017 года):
17 марта 2017 и 31 декабря 2017 года все музеи в Пушкинском Заповеднике, «Центр творческих музейных программ», выставочный зал «Музейная почта» в д.Бугрово работают до 14.00.
Есть также несколько дней, когда посетить музейный комплекс можно совершенно бесплатно:
8 мая – Международный день музеев – для всех категорий посетителей (оплачивается только экскурсионное обслуживание);
1-е воскресенье месяца – для членов многодетных семей (при наличии документа, подтверждающего льготу)
1-а среда месяца – для лиц, не достигших восемнадцати лет, а также обучающихся по основным профессиональным образовательным программам. При совпадении с праздничным днем переносится на вторую среду текущего месяца.
Экскурсии по усадьбе Петровское
Эпилог
Так завершилась наше путешествие по Пушкинским местам. Мы пробыли здесь полтора дня. Можно ли за это время осмотреть весь заповедник? Отвечу однозначно – нет. И дело не только в том, что на каждый музей нужна хотя бы пара часов, эти места в принципе на располагают к спешке осмотру в режиме галопа или “я тут был”, пых-пых фото и поехали дальше. Здесь хочется неспешно ходить по аллеям парков, посидеть на скамейке или полюбоваться лебедями на озере. Я даже выскажу мысль, которая покажется кому-то крамольной или даже кощунственной – здесь не хочется интересоваться историей, Пушкиным… потому что главный экспонат здесь – природа. Хочется просто созерцать, слушать пение птиц и шелест листвы (хруст снега или шум дождя в зависимости от времени года), вдыхать чистый воздух. Уверен, что наш знаменитый предок именно так и делал…
Я озаглавила эту статью строками из стихотворения А.С.Пушкина, которое он написал в альбоме Прасковьи Александровны Осиповой-Вульф в Тригорском, перед отъездом из Михайловского в столицу 17 августа 1817 года. Ею и начинаю отчёт о самостоятельном автопутешествии из Москвы на псковщину.
Мы совсем не собирались во Псков в июле 2014 года, когда город праздновал “и день, и век, и сто веков своей истории”(с). Оказались мы там не благодаря, а вопреки. Отменили потом и кровью и решили ехать не в роскошный и многолюдный Санкт-Петербург, а в спокойный древний Псков. Причиной тому явились личные предпочтения, оставим их за рамками сего изложения. Здесь же обозначим маршрут путешествия и перечислим основные достопримечательности Пскова и псковщины, которые удалось охватить за шесть дней поездки из Москвы во Псков на автомобиле.
Временные рамки путешествия 23 – 28 июля 2014 года.
Экипаж: Начальник Экспедиции и Бортжурналистка. В.А.Навигатор по причине шибко импортных мозгов на этот раз печально остался дома. Нас сопровождала Ея Императорское Величие Карта Псковской области и схема Пскова.
Маршрутный лист:
Выезд из Москвы в 6.30 по трассе . Подробности о состоянии трассы и наличии инфраструктуры . В двух словах – дорога хорошая, временами – идеальная. Инфраструктура имеется. Не немецкий автобан, но и не В России это одна из лучших дорог, по которым катились наши колёса.
В 7.50 прошли Волоколамск, там заканчивается автомагистраль.
На 455 км пропустили несанкционированно перебегавшую трассу лису. Оная о своих действиях не предупреждала и фотосессию не заказывала. Увы.
Свернули на Великие Луки, прошли через город и вышли на дорогу Великие-Луки – Пушкинские Горы в 12.30.
Дорога на Пушгоры вполне съедобная, близка к хорошей. Кое-где совсем свежее покрытие, местами – новое, очень приличное, на нескольких участках потряхивает, но не критично и недолго.
Деревень в Тверской и Псковской области на трассе немного и почти в каждой – аисты!
Одного, сидевшего на коньке крыши я даже приняла за украшение – так по-картинному сидел он на коньке. Хотелось снять каждого из них, в этом деле мы значительно преуспели.
Узрев на высоком холме дворянскую усадьбу, не могли не свернуть по знаку, специально поставленному для дезориентации посетителей.
Покрутились на песчаной грунтовке, чертыхнулись, расстроились из-за невозможности подойти к дворцу поближе, вернулись на дорогу и свернули на следующем повороте, в посёлке Бежаницы.
Проехали несколько десятков метров и оставили машину в тенистом парке усадьбы Философовых.
Внутрь не пошли, хотя возможность была, спешили к Александру Сергеевичу.
В Новоржеве засвидетельствовали почтение матушке Екатерине свет Алексеевне.
Поездка в Пушгоры. Святогорский монастырь
В 15.15 оставили машину на парковке у научного и экскурсионного центра музея-заповедника Пушкинские Горы, напоминающего Дворец Съездов.
Талоны на парковку продаются в экскурсионном центре. В 2014 году разрешение на въезд в три усадьбы стоило 200 рублей.
Рекогносцировка выявила невозможность индивидуального экскурсионного обслуживания двух наглых московских рож, но возможность присоединиться к плановым экскурсиям в составе групп. Обозначенные рожи сии сведения приняли с превеликой радостью. За 200 рублей купили разрешение на парковку во всех музеях заповедника на сутки и сразу отдали свои скромные почести могиле Великого Поэта.
Обелиск над могилой А.С.Пушкина в Святогорском монастыреЗашли в собор монастыря.
Успенский собор Свято-Успенского Святогорского монастыря (XVI в.)
И отправились гулять по парку Тригорского.
Поездка в Пушгоры. Тригорское. Прогулка по парку
Здесь слабая половина экипажа сразу стала рваться к знаниям. Резонно заявляя о том, что на следующий день три экскурсии подряд “многовато будет”. Но смиренно повиновалась мужниному “цыц” и с удовольствием взглянула на скамейку, где её литературная тёзка выслушала суровый приговор возлюбленного.
Парк усадьбы Тригорского. “Скамья Онегина”
Прошлась по аллее её имени.
“Аллея Татьяны” в Тригорском
И ободрала всю вкуснющую ароматную тригорскую малину, что нетронуто растёт у парковки усадьбы Тригорского.
День закончился заселением в номер турбазы “Пушкинские горы” со вкушениями и возлияниями в кафе турбазы.
Номерок вполне приемлем, кафе достойно всяких похвал.
2 день. 24 июля, четверг. Пушкинские горы – Михайловское – Петровское – Тригорское – Псков. Поездка в Пушгоры
Усадьба Михайловское
День решили начать с осмотра Михайловского. Купленный парковочный талон даёт право на въезд в охранную зону музеев. От парковки до музея нужно идти по указателям
через поле.
Пришли за полчаса до открытия музея и погуляли по пустому парку.
Первая экскурсия в доме-музее начинается в 10.30. Первоначально планировали послушать коллег и в доме, и в парке. Но любезная распорядитель музея, хоть и старалась от всей души угодить коллегам, но честно призналась, что возможности бюро очень скудны, группы идут непрерывным потоком, все экскурсоводы нарасхват. Мы поначалу огорчились, но зайдя в тенистую прохладу парка стали столь лакомой добычей для разного вида кровососущих, что отказались от первоначальной идеи и решили довольствоваться внутренними помещениями.
Забегая вперёд скажу, что если посещать все три усадьбы (Михайловское, Петровское, Тригорское), то времени на экскурсии по паркам банально не хватит. Экскурсия в Михайловском проводится в доме-музее,
Кабинет в главном доме усадьбы Михайловское
во флигеле
Усадьба Михайловское. Флигель “Кухня”
и в бане, он же – “домик няни”.
Усадьба Михайловское. Флигель “Баня”
По времени занимает около пятидесяти минут. После погружения в жизнь поэта в Михайловском, мы не могли отказать себе в удовольствии снова побродить по обширному приусадебному парку.
Вид от усадьбы Михайловское на долину речки Сороть
После Михайловского поехали в Петровское.
Поездка в Пушгоры. Петровское
От парковки до усадьбы идти метров 300. Не могу точно утверждать, но похоже, что экскурсии там проводят каждый час. Усталая коллега, на наше счастье, опаздывала и нам удалось присоединиться к 13-ти часовому сеансу. В него входит посещение дома Абрама Петровича
Дом А.П.Ганнибала в Петровском
и дома Петра Абрамовича Ганнибалов.
Дом П.А.Ганнибала в Петровском
Не пропустили и парк, хотя он и не такой обширный, как в Михайловском и Тригорском.
Попытка сделать перерыв на обед не увенчалась успехом. В ресторане гостиницы “Дружба” быстро накормить не обещали. Дали наводку на кафе “Святогоръ”. Там тоже повар не управлялся и нас честно предупредили, что придётся подождать минут 20, пока повар примет наш заказ. Не солоно хлебавши поехали в Тригорское.
Поездка в Пушгоры. Тригорское. Экскурсия
Чёткого расписания экскурсий в доме Осиповых-Вульф нет, по всей видимости, его составляют ежедневно в зависимости от потока посетителей. Нам снова повезло – до начала следующей оставалось не больше 15 минут.
В Тригорском мы получили двойное наслаждение. Во-первых, от возможности окунуться в жизнь хозяйки и друга Александра Сергеевича Прасковьи Александровны Осиповой-Вульф и её детей.
Интерьер одной из комнат усадьбы Тригорское
Во-вторых – от работы сотрудника музея Марии. Если есть на свете блестящие экскурсоводы, то это – она! В этот день мы оценили и сравнили работу коллег. В Михайловском нам рассказывали грамотно, интересно, методически правильно, не спеша, с достоинством. И без эмоций. В Петровском – интересно, но быстро, без пауз тараторя заученный текст, временами с выражением, как хорошая ученица подражает интонации учителя.
В Тригорском казалось, что нас встречает сама Прасковья Александровна. И рассказывает нам о шалостях поэта, его отношениях с домочадцами Тригорского. Это было представление, маленький спектакль одного актёра. Даже свой наряд она продумала до мелочей. Не современные юбка или брюки, а платье. Однотонное, длинное. Вряд ли уместное на улице – немного старомодное, но не вычурное, вряд ли подходящее эпохе начала XIX века, лишь отдалённо напоминающее моду тех дней, но эмоционально создающее атмосферу усадебной жизни. Своим видом она как-бы вводила в мир пушкинской эпохи. А рассказывала, вернее, играла, блестяще! К счастью, сохранился снимок, где наша “Прасковья Александровна” случайно попала в кадр!
Многим современным актёркам следовало бы у неё поучиться. А, тем более, экскурсоводам.
Поездка в Пушгоры. Бытовое
После такого наслаждения не хотелось сразу садиться в душную машину и решать прозаические вопросы утоления голода. Мы ещё побродили по парку, растягивая удовольствие от увиденного и услышанного.
Вид из усадьбы Тригорское в сторону городища Воронич и Савкиной горки
Но голод не Прасковья Александровна. Мы вернулись в кафе, где нас ждало первое и, слава Богу, последнее разочарование в этой поездке. Не от кухни. К ней претензий нет. И интерьер кафе, и обеденный дворик, очень приятные.
Здесь нас откровенно обсчитали. Мы получили написанный от руки счёт, где стоял итог – 922 рубля. Обычно, мы не проверяем итоговую сумму. Но в этом случае она вызвала подозрение. Произведя в голове незатейливые математические действия, мы пришли к другой цифре – 802 рубля.
Скандалить очень не хотелось. Мы выгребли из карманов мелочь и положили ровно столько, сколько обозначил официант. Пожалуй, он заработал на 20 рублей больше. При счёте 802 рубля мы, по привычке оставлять за понравившуюся кухню и обслуживание, заплатили бы 900. Но репутацию этого заведения он сильно подмочил. Руки так и просят написать статью с названием: “Кафе “Святогоръ” в Пушкинских горах. Осторожно, обсчёт!”
Здесь неплохо кормят, но норовят обсчитать клиента
В путь выезжаем в 18.15.
Немного расстроенные молча едем до Пскова, около 19. 50 паркуемся у гостиницы. Всё-таки ругани в этот день избежать не удалось. Мирно ждём своей очереди при заселении в “Рижскую”. Но перед нами влезает хамская морда и обсуждает с администратором оплату парковки. Начальник Экспедиции не выдержал. Рявкнул на морду. Администратор спохватилась и переключила внимание с морды на нас. Начальника уже слегка понесло, вёл он себя не лучшим образом. За что получил хорошую моральную оплеуху от Бортжурналистки. И отличный угловой номер 729 с окнами на теневую сторону, противоположную шумной пригостиничной площади, без соседей – с другой стороны номера находится пожарная лестница.
– 729? – переспросила дежурная горничная на этаже, протягивая ключи – да у вас самый лучший на этаже номер! – подтвердила она слова администратора.
Глав Вред отёр пот со лба и ехидно поинтересовался:
– И кто был не прав?
Бортжурналистка виновато и нежно поцеловала супруга.
Вечером дошли лишь до соседнего продуктового, пополнить продовольственные запасы для завтрака. Ибо 720 рублей (на двоих) за завтрак доплачивать не хотелось. И, судя по отзывам, он в “Рижской” сильно средний. Имея дорожный чайник в сумке и холодильник в номере, те же йогурты, творожные сырки и сырно-колбасная нарезка, купленные в магазине, обходятся гораздо дешевле означенной суммы.
Кафе искать не хотелось, да и в Пушгорах хорошо пообедали, голодного бешенства не наблюдалось. По причине усталости и закоренелого пьянства довольствовались “Василеостровским” пивом в гостиничном баре. Сей напиток не выдерживал сравнения даже с “Черной горой”, не говоря уж о “Бернаре”, да и температура оного подкачала. Тёплое недешёвое пойло.
Часов в 10 замертво упали спать.
На этом позвольте прерваться, продолжение в следующей публикации: . Заключение в статье .
Петровское - родовое имение предков А. С. Пушкина Ганнибалов, связанное с интересом и уважением поэта к истории своего рода, истории российского государства, нашедшим отражение в его творчестве.
В 1742 году дворцовые земли Михайловской губы в Воронецком уезде Псковской провинции были пожалованы императрицей Елизаветой Петровной прадеду А. С. Пушкина Абраму Петровичу Ганнибалу, крестнику и сподвижнику Петра Великого. Для первоначального обустройства А. П. Ганнибал выбрал деревеньку Кучане (позднее Петровское), где был построен небольшой дом («Дом А. П. Ганнибала»). В 1782 году Петровское унаследовал Петр Абрамович Ганнибал - двоюродный дед Пушкина - прожив в нем безвыездно с 1782 по 1819 годы. В это время строится большой господский дом («Дом П. А. Ганнибала»), усадьба приобретает тот вид, который застал Пушкин. Поэт встречался с П. А. Ганнибалом, интересуясь историей своего рода, тесно переплетенной с историей России. С 1822 по 1839 годы хозяином имения был двоюродный дядя Пушкина Вениамин Петрович Ганнибал, после смерти которого Петровское становится собственностью помещицы К. Ф. Компанион и наследуется ее дочерью К. Ф. Княжевич. Новые владельцы в основном сохранили планировку усадьбы, но в 1918 году имение было сожжено.
В 1936 году территория усадьбы Петровское была включена в состав Пушкинского заповедника. Археологическое исследование усадьбы было проведено в 1952 году. В основу проекта восстановления «Дома П. А. Ганнибала» были положены обмеры фундамента дома и фотографии фасада дома начала XX века. В июне 1977 года состоялось открытие музея Петровское, который включил в себя «Дом П. А. Ганнибала» и мемориальный парк с Грот-беседкой. В 1999 - 2000 годах были проведены работы по реставрации и реконструкции музея-усадьбы «Петровское». Значительно изменился облик усадьбы. На старом фундаменте воссоздан «Дом А. П. Ганнибала».
ДОМ-МУЗЕЙ А. П. ГАННИБАЛА
Мемориальный дом прадеда великого поэта Абрама Петровича Ганнибала воссоздан на старом фундаменте. Рассказ об Абраме Петровиче Ганнибале в этом новом музее знакомит с жизнью главной ганнибаловской вотчины на псковщине в самом ее истоке.
Флигель обставлен типологически, поскольку мебели из Петровского и личных вещей Ганнибала почти не сохранилось. В экспозиции представлены предметы мебели и убранства XVIII в., портреты и гравюры, предметы прикладного искусства, характерные для того времени.
Рассказ начинается с приемной-прихожей - служебной комнаты, где хозяева принимали приказчика, вели дела по устройству усадьбы, по управлению своими деревнями. Здесь представлены портрет графа Б. Х. Миниха (гравюра Е. Чемесова с ориг. П. Ротари); карта Псковской губернии XVIII в.; сундук-укладка дорожный сер. XVIII в.; стол русской работы в голландском стиле наборного дерева нач. XVIII в.; ларчик-теремок с двойной крышкой 1 пол. XVIII в.; чернильница походная нач. XVIII в.; счеты XVIII в.
Далее посетители проходят в комнату Абрама Петровича и Христины Матвеевны Ганнибалов. Комната из двух половин: это и спальня, и кабинет, разделенные кроватью с балдахином (в манере того времени). Здесь представлена мемория рода Ганнибалов - икона «Спас Нерукотворный» (к. XVII - нач. XVIII вв). Здесь также экспонируются портрет Петра I (гравюра Е. Чемесова с ориг. Ж.-М. Натье. 1759); портрет царицы Елизаветы (гравюра Е. Чемесова); вид окрестностей г. Тобольска (гравюра Оврея к. XVIII в.); патент царицы Елизаветы на чин А. П. Ганнибалу генерал-майора (1742, копия); кубок стеклянный с вензелем царицы Елизаветы, XVIII в.; библия на немецком языке (1690 г., перевод Лютера).
В следующей за тем детской рассказывается о воспитании и обучении детей в семье Ганнибалов. Здесь представлены: сундук (к. XVI - нач. XVII вв. западноевропейской работы); деревянные детские игрушки крестьянской работы; макет корабля-парусника XVIII в.; две пушечки-мортирки XVIII в.
В нижнем этаже дома размещается кухня-поварня. По-видимому, она была устроена на европейский манер: с шатровой печью, как это принято было в домах вельмож. В кухне-поварне семья и обедала. Здесь же могли принимать и угощать обедом гостей. Кухня-поварня интересна как своеобразный музей быта XVIII века. Здесь представлены стол обеденный дубовый XVIII в.; буфет орехового дерева 1750 г.; посуда медная, оловянная, керамическая, стеклянная и деревянная; предметы быта, найденные при археологических раскопках фундамента данного флигеля - изразцы, посуда, точеные (или резные) по кости детские игрушки, трубки глиняные и другие экспонаты.
ДОМ-МУЗЕЙ П. А. И В. П. ГАННИБАЛОВ
Экскурсия в большом доме продолжает рассказ о Ганнибалах, начатый во флигеле А. П. Ганнибала. В 1817 г., по окончании Лицея, Пушкин именно здесь познакомился с двоюродным дедом Петром Абрамовичем Ганнибалом и впоследствии бывал здесь при жизни его сына Вениамина Петровича Ганнибала. «Я чрезвычайно дорожу именем своих предков», - эти слова поэта организуют сюжетную линию рассказа в данном музее.
Экскурсия начинается в сенях. Здесь представлены герб Ганнибалов (увеличенная гипсовая копия с печатки А. П. Ганнибала), фрагмент схемы «Родословное древо Ганнибалов - Пушкиных - Ржевских».
В приемной начинается рассказ о П. А. Ганнибале (1742-1826), ставшем хозяином Петровского по раздельному акту 1782 года. Здесь представлены завещание А. П. Ганнибала 1776 г., межевой план владений П. А. Ганнибала 178 (копия), фотографии усадьбы из журнала «Столица и усадьба», 1914 г.; фрагмент обшивки кресла, принадлежавшего П. А. Ганнибалу (вышивка шелк., золот. и серебр. нитями, 70-80 гг. XVIII в.). В двух витринах экспонируются материалы археологических раскопок 1969 и 1999 гг. в с. Петровском - предметы быта, посуда, слон-талисман, монеты первой половины XVIII в.
В кабинете П. А. Ганнибала ведется рассказ о П. А. Ганнибале как хранителе фамильных реликвий: документов, архива, инструментария А. П. Ганнибала, книг по геометрии, фортификации, астрономии, предметов оружия XVIII в. Здесь представлены мемориальные вещи - печатка А. П. Ганнибала (слоновая кость, серебро, стекло); «Минея» 1768 г. на сентябрь с вкладной записью А. Ганнибала для Воскресенской церкви в Суйде, книга Д. Кантемира «Систима, или состояние мухамеданской религии» СПб, 1722 г. Экспонируются шкаф-витрина с оружием XVIII в.; коллекция медалей XVIII в.; портрет Екатерины II. (копия XIX в. с ориг. И.-Б. Лампи). Под портретом на столе размещены «Жалованная грамота» царицы Елизаветы А. П. Ганнибалу о пожаловании ему Михайловской губы 1746 г. (копия), Письмо Екатерины II А. П. Ганнибалу 1765 г. (копия), письмо Великого Князя Павла Петровича Ивану Ганнибалу сент. 1775 г. (копия). В экспозиции представлены барельеф Петра I (чугун, худ. Растрелли), инструментарий XVIII в.
Обстановка гостиной соответствует времени 1820-1830 гг., когда хозяином дома был внук А. П. Ганнибала - Вениамин Петрович. В гостиной находятся рояль «Штурцваге» 1839 г., ваза фарфоровая для цветов из семьи Ганнибалов (в горке), портрет А. С. Пушкина (неизв. худ. 1830 гг.).
В кабинете Вениамина Петровича Ганнибала ведется рассказ о В. П. Ганнибале (1780-1839), двоюродном дяде поэта, соседе и приятеле семьи Пушкиных, поклоннике таланта Пушкина, хлебосоле и музыканте. В обстановке комнаты мебель первой трети XIX в., икона Иоанна Предтечи, портрет Александра I (копия XIX в. с ориг. Виже-Лебрен 1800 г.), шкатулка для чая В. П. Ганнибала красного дерева, портрет Павла Исаковича Ганнибала (миниатюра, копия с ориг. неизв. худ., 1-я четв. XIX в.).
Согласно планировке конца XVIII - начала XIX вв., барская спальня завершает анфиладу комнат. Экспозиция «барской спальни» с типичным для нее убранством осматривается из дверного проема.
В парадной зале продолжается рассказ о происхождении и воспитании Абрама Ганнибала русским царем Петром I, участии Ганнибала в сражениях Северной войны, ганнибаловской теме в творчестве Пушкина. Здесь представлены портрет Петра I (неизв. худ. XVIII в.), «Полтавская баталия» (гравюра XVIII в.), «Битва при Лесной» (гравюра худ. Лярмессена, нач. XVIII в.), портрет двоюродного деда поэта Ивана Абрамовича Ганнибала (копия с ориг. неизв. худ. XVIII в.), портрет Императрицы Елизаветы Петровны (гравюра И. А. Соколова с портрета худ. Каравака, 1746), «Путешествие Екатерины II» (неизв. худ. с гравюры худ. Демейса. XVIII в.), бюст Екатерины II худ. Ф. Шубина.
Литературная экспозиция, расположенная в трех вертикально-горизонтальных витринах в коридоре, закрепляет все сказанное в экскурсии, иллюстрирует отражение интереса поэта к роду Ганнибалов в его стихах и прозе.
ПЕТРОВСКИЙ ПАРК
Научное обследование и изучение Петровского парка специалистами позволяют датировать его основательное устройство не ранее 1786 г., т.е. при двоюродном деде поэта Петре Абрамовиче Ганнибале. К настоящему времени парк сохранил следы планировочных решений и единичные насаждения, начиная с 1750-х гг. и до начала XX в.
Знакомство с парком начинается с верхней зеленой террасы перед фасадом дома П. А. и В. П. Ганнибалов. Вблизи дома А. П. Ганнибала просматривается фрагмент двойной граничной липовой аллеи - одной их тех, которые выполняли роль защитных зеленых стен. В этой части парка сохранились его старейшины - два мощных вяза и липа, которые росли еще при А. П. Ганнибале. На второй террасе расположен дерновый круг с липовыми боскетами, который огибает главная липовая аллея, ведущая к озеру Кучане и беседке-грот. Под прямам углом главную липовую аллею пересекают большая липовая аллея и аллея карликовых лип.
В конце большой аллеи находится «зеленый кабинет» (любимое место отдыха П. А. Ганнибала). Боковая аллея карликовых лип переходит в «зеленый зал». Справа и слева от беседки-грота в дальних углах парка расположены затеи - две горки («парнасы») с дорожками в виде улитки. Одна из дорожек обсажена липками. От беседки-грота открываются прекрасные виды на окрестности, Михайловское, Савкину горку.