Сообщение на тему святой великомученик никита. Никита святой в православной религии
Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во времена царствования Константина Великого и был крещен епископом Феофилом († около 340 года), известным просветителем готов, который принимал участие в первом Никейском Соборе.
В конце IV века, во времена правления Атанариха, со стороны язычников готов начались гонения на христиан. Однако Атанарих был побежден вождем готов Фритигерном, который в битве с Атанарихом при переходе Истра (Дуная), подобно Константину Великому, приказал сделать изображение Креста и носить его перед своими полками и так победил Атанариха.
После победы Фритигерна для Церкви наступили благоприятные времена. Преемник епископа Феофила святитель Урфия (или Ульфилла, 311-383 гг.) создал готскую азбуку и перевел с греческого языка на готский много духовных книг. В то время святой Никита своей проповедью и своей благочестивой жизнью много способствовал утверждению христианской веры среди готов.
Спустя несколько лет Атанарих с многочисленным войском вернулся к себе на родину, и снова началась междоусобная война. Одолев Фритигерна, Атанарих воздвиг жестокое гонение против христиан. Никита, став духовным вождем христиан-готов, обличал Атанариха в безбожии и жестокости. Он призывал верующих быть твердыми и не бояться мученичества. Вскоре Никита был схвачен и предан жестоким истязаниям. Его бросили в огонь, и он принял мученическую кончину за Христа 15-го сентября 372-го года где-то в пределах Томитанской епископии, в Бессарабии.
Друг Никиты ночью отыскал его святые останки и перенес их в Киликию. С тех пор от мощей святого мученика Никиты начали совершаться чудеса и исцеления.
В VII веке мощи были перенесены в Константинополь. Частица мощей великомученика Никиты находилась в монастыре Высокие Дечаны в Сербии…
С подвигом святого связана одна из чтимых икон Пресвятой Богородицы, Новоникитская, которая явилась в 372 году святому великомученику. На ней изображается Божия Матерь с Предвечным Младенцем, стоящим и держащим крест в руках. Святой Никита, будучи веден на мучения, имел эту икону на груди под одеждой. Такое же изображение находилось в Москве, у Никитских ворот.
На Руси святой великомученик Никита всегда был особо почитаем. В его честь и память было построено множество храмов. В монастыре в честь великомученика Никиты у Переславля-Залесского подвизался, например, известный русский святой преподобный Никита Столпник. Когда русские войска шли в бой за Веру, Царя и Отечество, то вместе с иконами Архангела Михаила и Георгия Победоносца они несли образ святого Никиты.
Память святого празднуется Церковью 15 сентября по старому стилю (28 сентября нов. ст.).
Тропарь великомученику Никите:
Крест Христов, яко некое оружие усердно восприим, и к борению врагов прителкл еси, и за Христа пострадав, последи огнем священную твою душу Господу передал еси: отонудуже и даров исцеления от Него сподобился еси прияти, великомучениче Никито. Моли Христа Бога спастися душам нашим.
олее других заслуживают почтения те храбрые воины, которые имеют обычай вести борьбу с врагом не в общем строе, но поодиночке устремляются на врага. Им хотя и попускает Господь много раз пасть временно, чтобы они не превозносились, однако никогда не оставляет их до конца без благодатной помощи, но восстановляет их и делает непобедимыми. Один из таких храбрых воинов Христовых, именно блаженный Никита, приобрел себе особенную известность после преподобного Исаакия затворника. О нем сообщает достохвальный Поликарп со слов святого Симона следующее.
В бытность игуменом преподобного Никона, один брат святого Печерского монастыря, по имени Никита, начал просить игумена, чтобы он благословил ему подвизаться в одиночестве и уединиться в затворе.
Сын мой! не будет тебе пользы, при твоей юности, сидеть праздно. Будет гораздо лучше, если ты останешься с братией и, работая вместе, не потеряешь своей награды. Ты сам видел, как брат наш Исаакий пещерник был соблазнен в затворе бесами и погиб бы, если бы его не спасла великая благодать Божья по молитвам преподобных отцов наших Антония и Феодосия.
Никита ответил на это:
Никогда, отец мой, я не соблазнюсь при каком-либо искушении. Я имею намерение твердо противостоять бесовским искушениям и буду молить Человеколюбца Бога, чтобы Он и мне подал дар чудотворения, как некогда Исаакию затворнику, который и доселе творит многие чудеса.
Тогда игумен сказал ему более настойчиво:
Твое желание выше твоих сил. Берегись, сын мой, чтобы ты не пал за свое превозношение. Я повелеваю тебе служить лучше братии, и за послушание свое ты будешь увенчан от Бога.
Однако Никита не хотел послушаться наставлений игумена: он не мог победить в себе сильной ревности к затворнической жизни. Поэтому, к чему он стремился, то и выполнил: он заключился в пещеру, крепко загородил вход и пребывал в молитве один, никуда не выходя. Тем не менее, спустя всего лишь несколько дней, он не избежал козней дьявола: во время молитвенного пения он услышал голос, молящийся вместе с ним, и ощутил несказанное благоухание. Соблазнившись этим, он так размышлял сам с собою: если бы это был не ангел, то не молился бы со мною, и не было бы здесь благоухания святого Духа.
Он начал еще прилежнее молиться, говоря:
Господи! явись мне Сам осязательно, чтобы я видел Тебя.
Не явлюсь я тебе, потому что ты юн; иначе ты возгордишься и можешь пасть.
Затворник продолжал слезно просить:
Никогда, Господи, я не соблазнюсь. Меня научил игумен не внимать бесовским искушениям, - но я исполню все, что Ты повелишь.
Тогда душепагубный змей, получив власть над ним, сказал:
Человеку, облеченному плотью, невозможно видеть меня. Поэтому, я посылаю ангела моего, чтобы он пребывал с тобою, а ты твори его волю.
Затем тотчас предстал пред ним бес в образе ангела. Никита пал на землю и поклонился ему, как ангелу. Бес сказал ему:
С этого времени ты уже не молись, но читай книги. Этим путем ты будешь беседовать с Богом, и будешь подавать полезные наставления приходящим к тебе, а я всегда буду молить Творца всех о твоем спасении.
Затворник поверил этим словам и, обольщенный, уже более не молился, но стал ревностно читать книги. При сем, он видел беса постоянно молящимся о нем и радовался, думая, что это ангел творит за него молитву. С приходящими же к нему он много беседовал на основании Священного Писания о пользе души; он начал даже пророчествовать. О нем повсеместно распространилась слава, и все удивлялись исполнению его предсказаний. Однажды он послал к князю Изяславу с извещением: "сегодня убит князь Глеб Святославич ; пошли немедленно сына своего Святополка на княжеский престол в Новгород". Как он сказал, так и исполнилось. Действительно, спустя несколько дней, пришло известие об убиении князя Глеба. С этого времени еще больше стали говорить о затворнике, что он пророк, и вполне верили ему и князья и бояре. - На самом деле, бес, конечно, не знает будущего, но что он сам делал, - если, например, он научил злых людей убить, или украсть, то он и возвещает. Точно также, когда приходили к затворнику искавшие у него слова утешения, то бес, почитавшийся им ангелом, сообщал ему все, случившееся с ними. Никита пророчествовал, и все предсказанное им сбывалось.
При этом никто не мог сравниться с Никитою в знании книг Ветхого Завета; все он знал наизусть: книгу Бытия, Исход, Левит, Чисел, Судей, Царств, все пророчества по порядку. Вообще, все книги ветхозаветные он знал очень хорошо, а святых евангельских и апостольских книг, данных нам по благодати Божьей для нашего спасения и утверждения в добре, он никогда не хотел ни видеть, ни слышать, не только - читать; ни с кем он не хотел, и беседовать о Новом Завете. Отсюда и стало ясно для всех, что он соблазнен дьяволом. Удрученные этим, пришли к искушенному преподобные отцы: игумен Никон, Иоанн, который был после него игуменом, Пимен постник, Исайя, бывший впоследствии епископом Ростовским, Матвей прозорливец, Исаакий затворник, Агапит врач, Григорий чудотворец, Николай, бывший епископом Тмутараканским, Нестор летописец, Григорий составитель канонов, Феоктист, бывший епископом Черниговским, Онисифор прозорливец . Все они, прославленные добродетелями, пришедши, вознесли молитвы к Богу о Никите и отогнали от него беса, так что Никита уже не видел его. Затем, выведши его из пещеры, они просили, чтобы он сказал им что-либо из Ветхого Завета. Он же стал клясться, что никогда даже не читал тех книг, которые очень недавно знал наизусть; притом, теперь он не знал из них ни одного слова. Теперь его едва-едва могли научить грамоте. Постепенно пришедши в себя по молитвам преподобных отцов, он исповедал свой грех и горько раскаивался в нем. После этого он наложил на себя особенное воздержание и подвиги, начал вести строгую и смиренную жизнь и превзошел других в добродетелях. Человеколюбивый Господь, видя такие подвиги блаженного Никиты, не отвергая и прежних его добродетелей, в которых он упражнялся со дня юности, принял его истинное покаяние, и подобно тому, как некогда принимая покаяние святого Петра, трижды отрекшегося от Него, сказал ему: паси овец Моих , так подобное, же знамение принятия покаяния дал и сему блаженному Никите. За премногую любовь его, обнаруженную в соблюдении заповедей, Господь сотворил его пастырем Своего словесного стада, возведши его на Новгородский епископский престол . Там Господь, для удостоверения пасомых и полного убеждения их в прощении святому случившегося с ним соблазна, прославил его добродетельную жизнь даром чудотворения. Так, однажды, во время бездождья Святой помолился Богу и низвел дождь с неба; в другой раз он своими молитвами угасил пожар города; много и других чудес он совершил. После доброго управления своею словесною паствою он перешел ко Господу в вечную жизнь, в 1108 году, 30 января. Епископом он был тринадцать лет. Погребен он с почетом в приделе великой церкви святых богоотец Иоакима и Анны. Тело блаженного Никиты оставалось сокровенным в гробе в продолжение четырехсот пятидесяти лет, а затем в 1558 году, в царствование благочестивого государя Иоанна Васильевича, самодержца всей России, при митрополите Макарии и при архиепископе Новгородском Феодосии, мощи святителя Никиты были найдены целыми и совершенно невредимыми . До сего дня они источают многие исцеления приходящим к ним с верою. Богу нашему слава, ныне и присно, и во веки веков, аминь.
Свя-той ве-ли-ко-му-че-ник Ни-ки-та был готф. Он ро-дил-ся и жил на бе-ре-гах Ду-ная. По-стра-дал за Хри-ста в 372 го-ду. То-гда хри-сти-ан-ская ве-ра уже ши-ро-ко рас-про-стра-ни-лась в стране гот-фов. Свя-той Ни-ки-та уве-ро-вал во Хри-ста и при-нял Кре-ще-ние от готф-ско-го епи-ско-па Фе-о-фи-ла, участ-ни-ка I Все-лен-ско-го Со-бо-ра. Рас-про-стра-не-нию хри-сти-ан-ства ста-ли про-ти-вить-ся языч-ни-ки-гот-фы, в ре-зуль-та-те че-го воз-ник-ла меж-до-усоб-ная брань.
По-сле по-бе-ды Фри-ти-гер-на, воз-гла-вив-ше-го вой-ско хри-сти-ан и на-нес-ше-го по-ра-же-ние языч-ни-ку Афа-на-ри-ху, ве-ра Хри-сто-ва ста-ла успеш-нее рас-про-стра-нять-ся сре-ди гот-фов. Епи-скоп Уль-фи-ла, пре-ем-ник епи-ско-па Фе-о-фи-ла, со-здал готф-скую аз-бу-ку и пе-ре-вел на готф-ский язык мно-го свя-щен-ных книг. В рас-про-стра-не-нии хри-сти-ан-ства сре-ди со-пле-мен-ни-ков усерд-но тру-дил-ся и свя-той Ни-ки-та. Сво-им при-ме-ром и вдох-но-вен-ным сло-вом он при-вел к Хри-сто-вой ве-ре мно-гих языч-ни-ков. Од-на-ко Афа-на-рих по-сле по-ра-же-ния су-мел сно-ва по-пра-вить свои си-лы, вер-нуть-ся в свою стра-ну и вос-ста-но-вить свое преж-нее мо-гу-ще-ство. Оста-ва-ясь языч-ни-ком, он про-дол-жал нена-ви-деть хри-сти-ан и пре-сле-до-вать их. Свя-той Ни-ки-та, под-верг-ну-тый мно-гим пыт-кам, был бро-шен в огонь, где и скон-чал-ся в 372 го-ду. Друг свя-то-го Ни-ки-ты, хри-сти-а-нин Ма-ри-ан, но-чью отыс-кал те-ло му-че-ни-ка, не по-вре-жден-ное ог-нем и оза-рен-ное чу-дес-ным све-том, пе-ре-нес его и пре-дал по-гре-бе-нию в Ки-ли-кии. Впо-след-ствии оно бы-ло пе-ре-не-се-но в Кон-стан-ти-но-поль. Ча-сти-ца свя-тых мо-щей ве-ли-ко-му-че-ни-ка Ни-ки-ты позд-нее пе-ре-не-се-на в мо-на-стырь Вы-со-кие Де-ча-ны в Сер-бии.
См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.
Молитвы
Тропарь великомученику Никите Готфскому, глас 4
Му́ченик Твой, Го́споди, Ники́та/ во страда́нии свое́м вене́ц прия́т нетле́нный от Тебе́, Бо́га на́шего:/ име́яй бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́,/ сокруши́ и де́монов немощны́я де́рзости./ Того́ моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.
Перевод: Твой, Господи, Никита подвигом своим венец нетленный получил от Тебя, Бога нашего; ибо он, имея силу Твою, мучителей низложил, сокрушил и демонов немощные дерзости. По молитвам его, Христе Боже, спаси души наши.
Ин тропарь великомученику Никите Готфскому, глас 4
Крест Христо́в, я́ко не́кое ору́жие усе́рдно восприи́м,/ и к боре́нию враго́в прите́кл еси́,/ и за Христа́ пострада́в,/ последи́ огне́м свяще́нную твою́ ду́шу Го́споду пре́дал еси́:/ отону́дуже и даро́в исцеле́ния/ от Него́ сподо́бился еси́ прия́ти,/ великому́чениче Ники́то./ Моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: Крест Христов, как будто оружие смело взяв, на битву против врагов ты поспешил и за Христа пострадал, после чего и священную твою душу отдал Господу, потому и удостоился от Него получить дар исцелений, великомученик Никита. Моли Христа Бога о спасении душ наших.
Кондак великомученику Никите Готфскому, глас 2
Пре́лести посе́к держа́ву стоя́нием твои́м,/ и побе́ды прии́м вене́ц во страда́льчествех твои́х,/ со А́нгелы сла́вне ра́дуешися,/ Ники́то тезоимени́те,// с ни́ми Христа́ Бо́га моля́ непреста́нно о всех нас.
Перевод: Господство заблуждений ты уничтожил своим противостоянием и получил венец победы в мученичестве своем, с ангелами, прославляемый, радуешься, Никита победе одноименный (Никита от греч. νίκη - победа), с ними Христа Бога моля непрестанно обо всех нас.
Молитва великомученику Никите Готфскому
О, вели́кий страстоте́рпче Христо́в и чудотво́рче великому́чениче Ники́то! Припа́дающе к свято́му и чудотво́рному о́бразу твоему́, по́двиги же и чудеса́ твоя́ и мно́гое сострада́ние твое́ к лю́дем прославля́юще, мо́лим тя приле́жно: яви́ нам смире́нным и гре́шным свято́е и многомо́щное твое́ заступле́ние, се бо грех ра́ди на́ших не и́мамы свобо́ды чад Бо́жиих, е́же о потре́бах на́ших Го́спода и Влады́ку на́шего дерзнове́нно проси́ти, но тебе́ моли́твенника к Нему́ благоприя́тнаго предлага́ем и о твое́м предста́тельстве взыва́ем, испроси́ нам у Го́спода благопотре́бныя да́ры душа́м и телесе́м на́шим, ве́ру пра́вую, спасе́ния наде́жду несомне́нную, любо́вь же ко всем нелицеме́рную, во искуше́ниих му́жество, в злострада́ниих терпе́ние, в моли́твах постоя́нство, душ и теле́с здра́вие, земли́ плодоно́сие, возду́ха благорастворе́ние, жите́йских потре́б дово́льство, ми́рное и благоче́стное на земли́ житие́, христиа́нскую жития́ кончи́ну и до́брый отве́т на стра́шнем суди́ще Христо́вом. Еще́ же, о страстоте́рпче Христо́в, у Царя́ Небе́снаго испроси́ стране́ на́шей Росси́йстей мир, здра́вие и спасе́ние, и на враги́ побе́ду и одоле́ние, благоустрое́ние, тишину́ и благоде́нствие. Христолюби́вому во́инству бу́ди сора́тай и помо́щник на враги́ и всем лю́дем правосла́вным яви́ твое́ свято́е заступле́ние: боля́щия исцели́, скорбя́щия уте́ши, бе́дствующим помози́. Ей, уго́дниче Бо́жий и му́чениче долготерпели́вый! Не забу́ди святу́ю оби́тель твою́ и вся живу́щия в ней и подвиза́ющияся и́нокини же и мирски́я, но поспеш́и им в смире́нии и терпе́нии носи́ти и́го Христо́во и от вся́ких бед и искуше́ний ми́лостивне изба́ви. Всех у́бо нас приведи́ в ти́хое приста́нище спасе́ния и насле́дники сподо́би бы́ти пресве́тлаго Ца́рствия Христо́ва святы́ми твои́ми моли́твами, да сла́вим и пое́м вели́кия щедро́ты Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, в Тро́ице сла́вимаго и покланя́емаго Бо́га, и твое́ свято́е заступле́ние во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва вторая великомученику Никите Готфскому
О, вели́кий Христо́в страстоте́рпче Ники́то! Услы́ши моли́тву нас, гре́шных, и изба́ви нас (имена) от вся́кия печа́ли и находя́щия напа́сти, от внеза́пныя сме́рти и от вся́каго зла: в час же разлуче́ния души́ от те́ла отжени́, страстоте́рпче, вся́кую лука́вую мысль и лука́выя бе́сы, я́ко да прии́мет ду́ши на́ша с ми́ром в ме́сто све́тло Христо́с Госпо́дь Бог наш, я́ко от Него́ очище́ние грехо́в, и Той есть спасе́ние душ на́ших, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние, со Отце́м и Святы́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Каноны и Акафисты
Кондак 1
Избранный страстотерпче Христов и доблий воине Царя царей, Никито преславне, оружием Креста враги видимыя и невидимыя крепце победивый и во всесожжение тучное, яко жертву благоприятну, себе самаго Господеви принесый, в песнех с любовию восхваляем тя, святаго предстателя нашего, и радостно тебе вопием:
Икос 1
Ангельски на земли пожив, победы тезоимените, великомучениче Никито, ты яко Ангел благий в стране Готфстей просиял еси, веру Христову людем, тьмою неверия помраченным, проповедуя, темже Апостолом равный деянии твоими показался еси. Мы же по долгу тя, яко проповедника Христова, ублажаем, со умилением зовуще ти сице:
Радуйся, благовестниче Евангельския истины.
Радуйся, языческое нечестие поправый.
Радуйся, веру Христову возлюбивый.
Радуйся, страну Готфскую духовно просветивый.
Радуйся, диавола и слуги его обличивый.
Радуйся, по имени твоему тех победоносно низложивый.
Радуйся, даже до крове во исповедании Христове послуживый.
Радуйся, мучения многовидная за Христа доблестно претерпевый.
Радуйся, огнем всесожженный и во обители райския вознесенный.
Радуйся, жертва непорочная Троице Святей явивыйся.
Радуйся, столпе крепкий Святыя Церкве.
Радуйся, красото и основание веры Христовы.
Радуйся, великомучениче и чудотворче Никито.
Кондак 2
Видев Афанарих, лютый христиан мучитель, како святый Никита веру Христову в готфех победоносно проповедует, аки зверь дивий нань устремися и муками лютыми содробляше того тело; обаче мужества души его поколебати не возможе, зане той победитель мучителей явлься, победоносно воспеваше Христу Богу: Аллилуиа.
Икос 2
Разумев мук телесных безбедность, яко на пир, на мучения за Христа изшел еси, святе Никито, икону Пресвятыя Богородицы с собою имея, с неюже и во всех муках неразлучен пребыл еси и, тоя силою благодатно укрепляем, победоносно путь мучений прошел еси, и от Христа увенчался еси, нас же научаеши вопити тебе таковая:
Радуйся, о немже возрадовашася Ангели.
Радуйся, емуже удивишася человецы.
Радуйся, крепкаго терпения адаманте.
Радуйся, совершеннаго мужества образе.
Радуйся, диавола победителю.
Радуйся, всех слуг его посрамителю.
Радуйся, воине Христов непобедимый.
Радуйся, Крест Христов во оружие победы приемый.
Радуйся, тем вся враги низложивый.
Радуйся, в броню веры Христовы облеченный.
Радуйся, от Христовой десницы свыше увенчанный.
Радуйся, Ангельским ликом сопричтенный.
Радуйся, великомучениче и чудотворче Никито.
Кондак 3
Сила Божия в тебе, Никито великомучениче добропобедне, славно прославися, не токмо бо мучителя Афанариха, но и самаго диавола терпением твоим победил еси, и мужество души твоея явив, огнем всесожжегся, яко феникс, в вечной жизни обновился еси и во обители горния душею твоею возлетел еси, во еже со Ангелы пети Богу: Аллилуиа.
Икос 3
Имеяй велию о Христе крепость, временныя муки, мучителем тебе налагаемыя, Никито премудре, ни во чтоже вменил еси и, радуяся, во огнь вшел еси: во огни бо, яко в цветнице, славу Божию воспел еси. Темже и мы тя славим и воспеваем гласы таковыми:
Радуйся, страстотерпче Христов, в чудесех предивный.
Радуйся, во огни смерть вкусивый и не опален пребывый.
Радуйся, Афанариха и клевреты его сим удививый.
Радуйся, вся верныя утешивый.
Радуйся, всем о Господе терпящим утверждение.
Радуйся, ленивым и слабодушным обличение.
Радуйся, чудесы многими по смерти прославленный.
Радуйся, благодать целебную от Господа приемый.
Радуйся, Готфския страны славо и похвало.
Радуйся, Церкви святыя радование и утешение.
Радуйся, святый предстателю и молитвенниче наш ко Господу.
Радуйся, присный наш заступниче.
Радуйся, воине Иисусов добропобедный.
Радуйся, любимиче Его преискренний.
Радуйся, великомучениче и чудотворче Никито.
Кондак 4
Буря лютых мук не потопи корабля души твоея, Никито предивне, но приведе тя к тихому блаженства вечнаго пристанищу: Крестом бо Христовым вооружився, святе, прешел еси огнь мучений невредимо и достигл еси в вечный покой, идеже сладце поеши Христу Богу песнь: Аллилуиа.
Икос 4
Слышавше, дивишася христиане, како звезда лучезарная в нощи другу твоему Мариану святыя мощи твоя, мучениче Никито, показа, якоже древле волхвам в Вифлееме Христа рождшагося. О сем убо Мариан радуяся, честное тело твое, страстотерпче, в дому своем погребает, сице к тебе взывая:
Радуйся, угодниче Божий, на небеси и на земли прославленный.
Радуйся, венценосче добропобедный.
Радуйся, сокровище исцелений многоценное.
Радуйся, мироуханный райскаго прозябения цвете.
Радуйся, небесных радование и земных утешение.
Радуйся, болящих безмездное врачевание.
Радуйся, пресветлаго мученическаго воинства доброто.
Радуйся, верных некрадомое богатство.
Радуйся, небесным знамением погребение честное улучивый.
Радуйся, дары благодатными другу твоему воздавый.
Радуйся, изобилием благ земных дом его благословивый.
Радуйся, чудесы многими оный прославивый.
Радуйся, великомучениче и чудотворче Никито.
Кондак 5
Боготечный источник исцелений явися в дому Мариана гроб твой честный, святе Никито, егда той в страну греческую преселився, мощи твоя святыя тамо пренесе и в храме Божием, во имя твое созданном, оныя положи на общее поклонение верным, Богу, тя прославльшему, воспевшим: Аллилуиа.
Икос 5
Видевше чудеса преславная, Никито святе, от мощей твоих истекающая, Авксентий епископ восхоте часть их в иный град отделити, но того начинание дерзновенное абие воспятил еси и руку, мощем твоим прикоснувшуюся, омертвением поразил еси, дондеже Авксентий оный с покаянием к тебе припаде и, исцеление от тебе прияв, сице глаголаше:
Радуйся, долготерпеливый Христов подражателю.
Радуйся, с наказанием твоим милость явивый.
Радуйся, начинание дерзновенное чудесно воспятивый.
Радуйся, усохшую руку абие исцеливый.
Радуйся, и по смерти о Христе жив пребываяй.
Радуйся, и по умертвии чудеса совершаяй.
Радуйся, нетлением прославленный на земли.
Радуйся, за подвиг твой венчанный на небеси.
Радуйся, известный умилостивителю Царя Христа.
Радуйся, за верных мощный пред Ним предстателю.
Радуйся, и согрешающия вразумляяй.
Радуйся, и маловерныя умудряяй.
Радуйся, великомучениче и чудотворче Никито.
Кондак 6
Проповедуем чудеса твоя, не таим милостей твоих целебных, великомучениче Никито: от лет бо древних отцем нашим сия ведомы быша, и храмы Божия во имя твое святое в стране нашей созидахуся, идеже и лика твоего образы чудесы прославишася, и вся верныя в вере утверждают, к небеси же сердца их восхищают, поющих Богу: Аллилуиа.
Икос 6
Возсияша чудеса многая от святыя иконы чудотворца Никиты, во обители его пребывающия и вся верныя к пению мученика подвизающия; темже и мы с любовию святую память его чтим и песненно ему вопием:
Радуйся, чудес источниче преизобильный.
Радуйся, милости подателю предивный.
Радуйся, победоносче, Богом прославленный.
Радуйся, целебниче недугов душевных и телесных.
Радуйся, болящих младенцев присный врачевателю.
Радуйся, скорбящих и унывающих благодатный посетителю.
Радуйся, силы диавольския крепкий посрамителю.
Радуйся, на духи нечистыя власть от Господа приемый.
Радуйся, действа диавольскаго от человек прогонителю.
Радуйся, от беснования лютаго страждущих свободителю.
Радуйся, апостольских даров приемниче.
Радуйся, ангельския кротости подражателю.
Радуйся, великомучениче и чудотворче Никито.
Кондак 7
Хотящим нам славити подвиги твоя и чудеса, великомучениче преславне, помози свыше данною ти благодатию, сердца же наша от греховных помышлений очисти, да достойно и неосужденно прославим тя, о тебе воспевая Христу Богу хвалебную песнь: Аллилуиа.
Икос 7
Дивнаго победоносца и славнаго воина Христова, Никиту великоименитаго кто прославит по достоянию от земнородных: сей бо велиара победи и вся слуги его низложи, Христа же, Царя и Бога, верно даже до смерти исповеда и от Него прославлен бысть. Темже, в храме Его святем ликующе и пред чудотворною иконою того молящеся, взываем тако:
Радуйся, в юдоли сей земной наше утешение.
Радуйся, по Бозе и Пресвятей Богородице наше упование.
Радуйся, Ангельских ликов собеседниче.
Радуйся, святых всех сопричастниче.
Радуйся, мученическаго пресветлаго собора сияющая звездо.
Радуйся, от горних высот нас грешных посещаяй.
Радуйся, дары целебныя земнородным подаваяй.
Радуйся, к бедствующим на помощь ускоряяй.
Радуйся, молящихся молитвы милостиво приемляй.
Радуйся, любящим тя любовию святою воздаваяй.
Радуйся, всещедрый и милостивый наш предстателю.
Радуйся, всеблагий и скоропредстательный наш покровителю.
Радуйся, великомучениче и чудотворче Никито.
Кондак 8
Странствие земное совершив и путь мучений прошед победоносно, великомучениче Никито, от дел благотворения не почил еси, но от горних высот обитель твою и люди, верно тебе молящияся, назирая, различная нам подаеши дарования: дадеся бо тебе от Господа велия благодать недужныя врачевати, обидимыя заступати, сиротствующия младенцы окормляти. Темже благодарно тя славим и Богу, тя прославльшему, поем песнь: Аллилуиа.
Икос 8
Весь в Бозе быв, страстотерпче Христов, о Бозе чудеса многия совершил еси в жизни и по смерти и, дерзновение к Тому получив, выну молишися за люди христоименитыя и верно тя на помощь призывающим пособствуеши. Не остави убо и нас благодатною твоею помощию и заступлением, да благодарно тебе зовем:
Радуйся, предивный христиан помощниче.
Радуйся, преславный верующих заступниче.
Радуйся, великоименитый воинов споборниче.
Радуйся, вдовиц и сирот прибежище.
Радуйся, в сониих и видениих верныя посещаяй.
Радуйся, в бедах и напастех им на помощь ускоряяй.
Радуйся, победы тезоименитый.
Радуйся, венценосче нарочитый.
Радуйся, Святыя Церкве крепкий столпе.
Радуйся, православных щите и забрало.
Радуйся, веры утверждение.
Радуйся, страны нашея сохранение.
Радуйся, великомучениче и чудотворче Никито.
Кондак 9
Вси сынове русстии от лет древних проповедуют благодатную твою помощь во бранех, Никито предивный, яко воем православным присно на супостаты пособствуеши и молитвами твоими на иноплеменники, воюющия на нас и на веру нашу, право победы нам даруеши: сие бо во дни нашествий татарских множицею от лет древних отцы наша уведеша. Темже, тя по долгу ублажающе, поем о тебе Богу: Аллилуиа.
Икос 9
Витийство наше не довлеет прославити тя по достоянию, великомучениче Христов Никито, обаче ты, яко благий и милостивый подражатель Христов, не возгнушайся наших убогих песноглашений, но приими сия во благо, произволения сердец наших ведый, неотступен буди нам помощник, вся благая даруя нам твоими молитвами, да благоумиленно тебе зовем:
Радуйся, кедре благосеннолиственный, имже покрываются мнози.
Радуйся, цвете прекрасный, имже утешаются людие.
Радуйся, маслино благоплодная, елей милости нам обильно источающая.
Радуйся, кипарисе сада Христова, приходящия к тебе благоухаяй.
Радуйся, христолюбивому воинству невидимый воеводо.
Радуйся, иноверных воев страх и поражение.
Радуйся, страны христианския великоименитый покровителю.
Радуйся, со святителем Николаем присный ея предстателю.
Радуйся, на нечестиваго Мамая великому князю Димитрию невидимо пособствовавый.
Радуйся, царю Иоанну под Казанию благодатно споборствовавший.
Радуйся, соименнаго ти болярина Романова, твоего усерднаго чтителя, родоначальника дома царскаго явивый.
Радуйся, храм Божий, во имя твое им созданный, благоволением твоим осенивый.
Радуйся, великомучениче и чудотворче Никито.
Кондак 10
Спаса Христа за люди, тя чтущия, умоли, Никито чудодейственне, и, якоже отцем нашим древле, тако и ныне нам смиренным во благая пособствовати не престай, страстотерпче Христов, победы тезоимените, но и на враги одоление у Господа народу нашему испроси, да славим тя присно и поем Царю царей победную песнь: Аллилуиа.
Икос 10
Стеною молитв твоих, великомучениче Никито, страну нашу выну сохраняй от всякаго зла и вся люди и подвизающияся путем правым, во Царствие Христово руководи, зане дадеся тебе благодать молитися за ны. Сего ради со усердием тебе поем:
Радуйся, девственных ликостояний неотступный хранителю.
Радуйся, благочестно иночествующих, небесный наставниче.
Радуйся, молитвами твоими, яко кокош птенцы своя, нас сохраняяй.
Радуйся, яко орел крылами своими, нас покрываяй и соблюдаяй.
Радуйся, старым сединам силы обновляяй.
Радуйся, юным в благочестии и целомудрии утверждение.
Радуйся, начальствующим во благо помощниче.
Радуйся, всем ревнующим о спасении присный споспешниче.
Радуйся, чудесы твоими нас утешаяй.
Радуйся, враги невидимыя от нас отражаяй.
Радуйся, царствующаго града священное украшение.
Радуйся, небеснаго рая светлый гражданине.
Радуйся, великомучениче и чудотворче Никито.
Кондак 11
Пение молебное наше, пред чудотворною иконою твоею приносимое днесь, милостиво услыши, великомучениче Христов Никито, и утробу щедрот твоих не затвори нам, выну требующим твоея благодатныя помощи, но буди, якоже и до днесь был еси, благий наш предстатель и присный за ны ко Господу молитвенник, да о тебе радующеся и Бога славяще, поем Ему: Аллилуиа.
Икос 11
Светозарный светильник и предивный чудотворец великомученик Никита явися: той бо от лет древних отечествие наше своими молитвами и щедротами не оставляет, но яко победитель, вся враги наша видимыя же и невидимыя отражает и благочестно в мире жити нас устрояет. Темже и от нас, угодниче Божий, сие благодарное славословие приими:
Радуйся, великий наш предстателю.
Радуйся, наших врагов невидимых победителю.
Радуйся, преобладати им над нами не попущаяй.
Радуйся, вся козни их, аки паучину, расторгаяй.
Радуйся, и в час смертный любящих и чтущих тя не оставляяй.
Радуйся, от насилия диавольскаго их мощно сохраняяй.
Радуйся, о спасении нашем Бога выну умоляяй.
Радуйся, на мытарствах воздушных верным помощь твою являяй.
Радуйся, и на земли недугов лютых прогонителю.
Радуйся, болезней неисцелимых целителю.
Радуйся, безнадежных надеждо.
Радуйся, христиан похвало.
Радуйся, великомучениче и чудотворче Никито.
Кондак 12
Благодать Божию видим от святыя и чудотворныя иконы твоея действующую, Никито великоимените, к ней бо с верою притекающии исцеления получают и здравы из храма твоего отходят, темже и мы твой священный образ благоговейно почитаем и с любовию лобызаем, и поем тобою чудодействующему Христу Богу: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще твоя милости и многое к страждущим сострадание, великомучениче Никито, славим и величаем тя, Богом возвеличеннаго, и от любве сердечныя воспеваем ти песни таковыя:
Радуйся, бедствующих скорый помощниче.
Радуйся, богатящихся вразумление.
Радуйся, всея Руси Богом данный покровителю.
Радуйся, страны нашея присное радование.
Радуйся, ходатаю о ней немолчный.
Радуйся, молящихся врачу безмездный.
Радуйся, ко исцелению единыя токмо веры требуяй.
Радуйся, души и телеса исцеляяй.
Радуйся, верным выну помогаяй.
Радуйся, маловерных в вере утверждаяй.
Радуйся, веры отвращихся грозно наказуяй.
Радуйся, страха Божия учителю.
Радуйся, дерзости самочинныя обличителю.
Радуйся, великомучениче и чудотворче Никито.
Кондак 13
О великий угодниче Божий, страстотерпче Христов и чудотворче Никито! Вонми молитве нашей и малаго моления сего нашего не презри, но Христа Бога умоли избавитися нам от мучений вечных, Небеснаго же Царствия чрез покаяние сподобитися, да с тобою воспоем на земли живых песнь Богу: Аллилуиа.
(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1).
Молитва
О великий страстотерпче Христов и чудотворче великомучениче Никито! Припадающе к святому и чудотворному образу твоему, подвиги же и чудеса твоя и многое сострадание твое к людем прославляюще, молим тя прилежно: яви нам, смиренным и грешным, святое и многомощное твое заступление: се бо, грех ради наших, не имамы свободы чад Божиих, еже о потребах наших Господа и Владыку нашего дерзновенно просити, но тебе молитвенника к Нему благоприятнаго предлагаем и о твоем предстательстве взываем: испроси нам у Господа благопотребныя дары душам и телесем нашим: веру правую, спасения надежду несумненную, любовь же ко всем нелицемерную, во искушениих мужество, в злостраданиих терпение, в молитвах постоянство, душ и телес здравие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, житейских потреб довольство, мирное и благочестное на земли житие, христианскую жития кончину и добрый ответ на страшнем судище Христовем. Еще, о страстотерпче Христов, у Царя Небеснаго испроси всем православным христианом мир, здравие и спасение, на враги победу и одоление, всей же богохранимей стране нашей благоустроение, тишину и благоденствие. Христолюбивому воинству буди соратай и помощник на враги, и всем людем православным яви твое святое заступление: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози. Ей, угодниче Божий и мучениче долготерпеливый! Всех убо нас приведи в тихое пристанище спасения и наследники сподоби быти пресветлаго Царствия Христова святыми твоими молитвами, да славим и поем великия щедроты Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго и покланяемаго Бога, и твое святое заступление во веки веков. Аминь.
Очень красивое и мужественное имя Никита с греческого языка переводится как «победитель». Интересуясь вопросом, когда отмечают православные именины Никиты, надо отметить, что их несколько. И для начала давайте разберемся, как прославились святые, названные этим именем. Среди старославянских находок археологи нашли много старинных крестов и иконок с изображением святого мученика Никиты Бесогона. Он изображался с палкой и кандалами, которые держал в руках и бил ими беса. Именины имени Никита отмечаются несколько раз в году.
Самыми известными являются: Никита Бесогон (как писалось выше), Никита Готский (относившийся к первым христианским мученикам, подвергшимся пыткам в Константинополе), а также Никита Столпник (живший в России в XVIII веке).
Разбираясь с вопросом, когда отмечают именины Никиты Бесогона, надо отметить, что его иконописный сюжет иллюстрирует историю византийских апокрифических текстов жития святого. По некоторым данным, он был сыном царя Максимиана. Уверовав во Христа, он вызвал большое негодование отца-язычника и был подвергнут многочисленным жестоким пыткам, а затем брошен в темницу, куда однажды к нему в облике ангела явился сам бес и стал уговаривать его уверовать в языческих идолов, пообещав ему освобождение от мучений. Никита не поверил этой жуткой ангельской сущности и стал усиленно молиться Господу, и тогда с неба спустился архангел Михаил и приказал подвергнуть испытаниям ложного ангела. Тогда Никита схватил беса и стал бить его своими кандалами, и тот вынужден был признаться в том, что он нечистый дух.
Потом царь опять вызвал к себе Никиту, но тот пришел не один, а привел с собой беса, чтобы показать всем, кто взял власть над ними. А чтобы окончательно убедить, Никита воскресил давно умершую супружескую пару. Но это не подействовало на Максимиана, тогда против него восстали и царица, и народ. В этот день святой Никита крестил 18 400 человек, но вскоре отдал Богу душу.
Святой великомученик Никита Готский
В теме «Именины Никиты» обязательно надо упомянуть и преподобного Никиту Готского, который тоже был христианским святым. Он был готом по происхождению и родился на берегах могучего Дуная. Его крестил епископ Феофил, участвовавший в Первом Вселенском Соборе. Никита вместе с епископом Вульфилой распространял христианство среди своих племен и был воином готского вождя Фритигерна, воевавшем против Атанариха, когда между теми произошел межплеменной конфликт.
Но после того как к власти опять пришел Атанарих, Никита продолжал проповедовать христианство. Тогда его взяли под стражу, долго мучили и изощренными пытками пытались выбить из него отречение от христианкой веры. А потом его казнили через сожжение и, согласно житию, тело святого Никиты огонь не опалил, но его все равно просто убили, и это было в 372 году. Тело мученика забрал его друг Марианн, и оно было погребено в Киликии. Но через некоторое время часть мощей была перенесена в Константинополь, а часть — в сербский монастырь (Высокие Дечаны).
Никита Столпник
Отвечая на вопрос, когда именины Никиты, необходимо рассказать и о преподобном Никите Столпнике, жившем в Переславле-Залесском в XII веке. Он рано женился и предавался всяким порокам, ссорился с богатыми, притеснял бедных и нечестным образом взимал с людей завышенную мзду, за счет этого он нажил себе большое состояние.
Однажды на службе в церкви он услышал слова из писания Пророка Исайи, в котором говорилось, чтобы люди очистились и омылись, перестали делать зло и искали правду. Дальше случилось настоящее чудо: Никиту эти слова тронули до глубины души. Он решил отказаться от своих богатств и своей порочной жизни и посвятить себя служению Богу, и, недолго думая, ушел в монастырь. Никита добровольно возложил на себя тяжелые железные вериги и уединился на каменном столпе. До последнего своего дня на земле он пребывал в посте и молитве, день и ночь замаливая свои грехи перед Господом. За такую жесткую подвижническую жизнь Никита получил от Бога дар чудотворения и мог лечить больных.
Предательство близких
Но однажды к нему пришли два человека, чтобы попросить благословения. Он хорошо знал их. Его истертые вериги блеснули перед их завистливыми глазами, и им показалось, что они серебряные. Тогда они взяли и убили Никиту, чтобы завладеть этим богатством. Это произошло 24 мая 1186 года.
Мощи преподобного Никиты были освидетельствованы и обретены 29-31 мая в 2000 году, по благословению российского Патриарха Алексия II и архиепископа Ростовского и Ярославского Михея.
Никита: именины, день ангела
В житие сказано, что святой Никита помогает в учении, одолевает бесов, предоставляет возможность покаяться в грехах и защититься от прельщений дьявола.
В изложении святителя Димитрия Ростовского
Когда честный и животворящий крест Господень, сие знамение победы, был вознесен высоко над миром, то соименный победе, святой Никита, пришел под его сень. Накануне сего дня мы праздновали Воздвижение святого Креста, сию непобедимую для мира победу, а ныне ублажаем святого Никиту, имя коего означает победителя 1 . Сей добрый воин Иисуса Христа стал под крестом, как бы под знаменем, чтобы вести брань против врагов святого Креста, в честь Распятого на нем. Один воинствует за царя земного, другой за свою жизнь и суетную славу, - иной за временные богатства, а святой Никита воинствовал за Единого Господа своего Иисуса Христа, Который есть Царь всякого создания и наша слава и никогда не иссякающее богатство. А где и каким образом сей воин подвизался за Христа, - об этом повествуют следующее.
Когда в царствование святого равноапостольного царя Константина Великого святая вера начала распространяться по все вселенной, тогда и в готской стране 2 , по ту сторону реки Истра 3 (Дуная) воссияло, как свет во тьме, святое благочестие. В той стране был рожден, крещен и получил воспитание святой Никита. Готский епископ Феофил 4 , принимавший участи на первом Никейском соборе, исповедавший догматы православной веры и подписавший определения собора - просветил Никиту светом веры и крестил его во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Спустя немного времени, древний завистник - диавол, не вынося того, что святая вера Христова распространяется и число христиан всё более и более увеличивается, воздвиг в сей варварской земле, омраченной идолослужением, борьбу и сильное гонение против исповедующих имя Христа и верующих в Господа. Дух злобы внушил князю той страны, по имени Фанариху, убивать христиан и истребить с земли своей даже память о них. В то время произошло у готов разделение и междоусобная брань. Они разделились на две части: одна часть имела вождем своим некоего Фритигерна, а другою руководил жестокий мучитель Афанарих. Когда сии единоплеменники сошлись друг с другом на бой и произошло великое кровопролитие, Афанарих, имевший больше силы и храбрости, одолел и победил своего противника и обратил его войско в бегство. Побежденный Фритигерн бежал в Грецию, где искал помощи у христоненавистного царя Валента 5 ; император приказал всему войску, бывшему во Фракии, идти на помощь Фритигерну. После сего Фритигерн, со всеми оставшимися своими воинами и с собранным во Фракии греческим войском, выступил против своего соперника. Переходя через реку Истр (Дунай), он приказал сделать изображение святого креста и носить сие изображение пред своими полками. Так он напал на Афанариха. Произошло ужасное сражение, но христиане с помощью креста одолели Афанариха и победили всё его войско: одних убили, других взяли в плен, так что сам он с небольшой дружиной едва успел убежать. С того времени христианская православная вера всё более и более стала распространяться среди готов, ибо многие, увидев непреодолимую силу креста, проявившуюся в битве, уверовали в Распятого на кресте Господа.
Когда умер епископ Феофил, на его кафедру вступил Урфил 6 , муж благоразумный и благочестивый. Он изобрел для готов письмена и перевел с греческого языка на готский много книг, так что святая вера христианская распространялась среди готов с каждым днем всё более и более. Утверждению там веры во Христа способствовал своим рвением и святой Никита, один из благороднейших и славнейших лиц той земли. Своим благочестием и боговдохновенными словами он многих привел ко Христу.
Спустя некоторое время, нечестивый Афанарих снова возвратился к себе на родину. Достигнув власти и силы, он, научаемый бесом, воздвиг в своей области страшное гонение на христиан, старался отмстить за свое унижение, так как он был побежден и посрамлен христианами в битве.
Тогда святой Никита, распаляемый ревностью к Богу, вышел на борьбу с обоими врагами, невидимым и видимым: борьбу против невидимого врага он вел, обращая неверных в истинную веру и предуготовляя верующих к мученическому подвигу; борьбу же с видимым врагом он вел, обличая мучителя Афанариха и укоряя его за его безбожие и бесчеловечность, за то что он предавал множество верующих различным мукам; таким образом святой Никита победил обоих: и диавола попрал, и суровость мучителя преодолел. Различные муки, коими у доброго страдальца Христова хотели вынудить отречение от Христа, были бессильны, и сам мучитель был в недоумении, почему он, при всем своем могуществе, не мог преклонить к своему злочестию одного раба Христова, твердого в своем исповедании подобно крепкому и непоколебимому столпу.
Что же задумал тогда беззаконный? Он задумал уничтожить огнем того, кого не мог убить многими ранами, истязанием плоти и раздроблением членов. Но чего же достиг нечестивый? Он более сам себя сжег своею яростью, чем мученика - пламенем: святой Никита, хотя и находился в огне, однако тело его не сгорело от огня, душа же его возродилась для новой вечной бессмертной жизни. Между тем мучитель и без огня сгорел от своего безбожия: он омертвел своею душою и тело свое предуготовил в ад. Так святой Никита воинствовал за Христа под знамением креста и показал себя победителем; не только по имени, но и на самом деле он был таковым.
Тело святого, неповрежденное огнем, оставалось без погребения и лежало, будучи брошено с бесчестием. В то время проживал там одни благочестивый христианин, по имени Мариан. Сей муж был родом из Киликийской страны, из города Мопсуестии 7 . По некоторому делу своему он пришел в готскую землю, и здесь остановился на довольно продолжительное время. Мариан познакомился со святым Никитою и приобрел его дружбу и любовь; в особенности же он возлюбил его тогда, когда увидел, что святой подвижник стоял за святую веру Христову даже до готовности пролить за нее кровь свою. И вот, когда тело святого лежало не погребенным, Мариан задумал, как бы ему взять тело возлюбленного своего друга и мученика христова и отнести в свою родную страну. Но он боялся привести в исполнение свое намерение, из страха пред князем, приказавшим, чтобы никто не смел погребать тела мученика. Тогда Мариан задумал тайно ночью взять его.
При наступлении ночи, Мариан готов был выйти на задуманное дело; но ночь была темной и дождливой, так что ему трудно было идти. Мариан был сильно опечален этим, ибо он не видел, куда идти и где найти отыскиваемое тело мученика. Когда он сильно скорбел о сем, Бог всяких утешений, некогда указавший волхвам звездою путь в Вифлеем (Мф.2:2), утешил и Мариана в скорби и указал ему благоприятный путь к обретению тела святого: Он послал некую небесную силу в виде звезды, которая, воссияв пред Марианом, повела его, куда было нужно. Сия звезда предшествовала пред Марианом и разгоняла ночной мрак; он же с радостью следовал за нею. Достигнув того места, где находилось тело святого, звезда остановилась над ним. Тогда Мариан, обвив тело мученика чистой плащаницей, понес его в дом, где проживал.
Так Мариан получил искомое сокровище. Скрыв его на время у себя в жилище с большим тщанием, он вскоре после сего возвратился в отечество и принес с собою тело святого мученика 8 . Пришедши в город Мопсуестию, Мариан с честью похоронил его в своем доме.
Бог ниспослал благословение дому Мариана ради страстотерпца Своего, святого Никиты, как некогда Он благословил многими богатствами дом Пентефрия ради Иосифа (Быт.39:5) и дом Аведдаров ради Кивота Завета (2Цар.6:11). Дом Мариана стал изобиловать большим богатством: и вещественным, и духовным, ибо от гроба святого подавалось много даров всем нуждающимся и ниспосылалось болящим много исцелений. Весь город и окрестные жители собирались ко гробу святого, так что дом Мариана не мог вместить всех собиравшихся сюда верующих; посему все решили построить церковь во имя святого Никиты и положить там мощи мученика. Принявшись со рвением за сие дело, верующие в скором времени воздвигли храм. По окончании строения, когда храм был украшен с подобающим благолепием, гроб святого мученика открыли и, взяв ковчег, понесли его в новосозданную церковь и здесь погребли в земле. Только одному Мариану удалось взять, на благословение своему дому от мощей святого, один перст, который он и хранил у себя с благоговением; более никто не мог взять ни одной частицы от мощей святого Никиты.
Однажды блаженный Авксентий, епископ Мопсуестийский, создав церковь в честь святых мучеников Тараха, Прова и Андроника 9 , отправил послание в город Аназарву 10 , где почивали мощи сих трех святых; в своем послании он просил граждан Аназарвы дать некоторую часть мощей святых мучеников для вновь выстроенного храма. Тогда граждане Аназарвы просили Авксентия, чтобы он взамен дал им некоторую часть мощей святого Никиты на благословение их городу. Желая исполнить их просьбу, епископ приказал открыть гроб святого мученика Никиты. И вот, без всякой видимой причины, мраморный камень, бывший на гробе святого, распался на две половины. Один из присутствовавших здесь дерзновенно коснулся своей рукой святых мощей, но тотчас же рука его высохла, а на него самого напал ужас. В то же время раздался с неба сильный удар грома и блеснула яркая молния; все пришли в страх. Тогда епископ понял, что Бог не благословляет раздроблять мощи святого, и раскаялся в своем намерении. Взяв за иссохшую руку человека, дерзко прикоснувшегося к мощам святого, он снова дотронулся ею до мощей и стал молиться:
О, святой мученик Христов Никита! Тебе более подобает исцелять, чем вредить, ибо ты благ и подражаешь Всеблагому Господу, и если ты скоро наказал сего человека, то не еще ли скорее помилуешь его.
Лишь только епископ произнес сии слова, тотчас исцелела высохшая рука того человека, и все удивлялись чудесам святого мученика Никита и прославляли Бога. Не осмеливаясь уже более касаться мощей угодника Божия, епископ 11 , совершив над ними благоговейное пение, снова с честью закрыл его гробницу, славя Отца и Сына и Святого Духа, Единого в Троице Бога, Коему подобает всякая слава, честь и поклонение во веки. Аминь.
________________________________________________________________________
1 Никита - по переводу с греческого "победитель".
2 Готская страна простиралась от нижней Вислы до Черного моря; главным образом готы жили в нынешней Румынии, по Дунаю.
3 Истр - старинное название Дуная.
4 Ум. около 340 года.
5 Император Валент царствовал с 364 по 378 гг.
6 Урфил или Ульфилла - первый готский епископ и ревностный проповедник христианства среди готов; жил от 311 до 383 г.
7 Город Мопсуестия был расположен на равнине, на берегах реки Пирама.
10 Аназарв или Аназарва - город в Киликии.
11 Епископ Авксентий II жил в половине V века; участвовал в 451 году на IV вселенском соборе в Халкидоне.