Виды страховки в альпинизме. Рекомендации по оформлению страховки при занятии альпинизмом, скалолазанием, трекингом, горными лыжами, фрирайдом, хели-ски
Представьте себе Славика. Он пошёл в горы с друзьями и, ну бывает, сломал ногу. Зашли далеко, поэтому выбираться самостоятельно - не вариант. Расчехлили спутниковый телефон и вызвали вертолёт, который увёз Славика в больницу. Там ему собрали поломанную кость, наложили гипс и выставили счёт. Лечение обошлось в 1000 $, а вертолёт налетал на 3000 $. Предусмотрительный Славик застраховал своё здоровье, поэтому платить будет не он, а страховая компания.
Вертолёт над Комсомольским перевалом. Фото Тараса Моисеева
Как не платить за лечение и спасательные работы
Славик застраховался, чтобы не оплачивать работу спасателей и медиков, если наступит, как это называют компании, страховой случай. Вместо него заплатит страховая компания.
Когда договоритесь со страховой, вам дадут полис - документ, в котором указаны ваши имя и фамилия, на какую сумму застрахованы и куда звонить, если что. Вместе с полисом дадут приложение. В нём условия страхования, сколько заплатят, если сломаете палец или руку (за руку больше), при каких условиях не будут оплачивать лечение и что делать, если у вас неприятности.
Страховку делают, когда думают, что может что-то случиться или просто так, на всякий случай.
Страховой полис казахстанской компании НСК
Как сделать страховку и на что обратить внимание
Страховку можно сделать в офисе страховой компании или через интернет. Я ленивый и сделал бы через интернет, так быстрее и удобнее. Сделать страховку просто - на сайте страховой компании укажите, когда и куда поедете, сколько вам лет и ещё несколько деталей. Вот о деталях и поговорим.
Обычная страховка покрывает обычные риски: больные зубы, травмы в городе и болезни. Альпинизм - другая история. Тут можно получить камнем по голове, поэтому страховка стоит дороже. Когда оформляете страховку, учитывайте:
- В договоре должен быть указан «альпинизм» или «спорт» со ссылкой на расшифровку в приложении, а там уже «альпинизм». Такая страховка дороже, но без «альпинизма» не оплатят лечение
- Сумма, которую компания готова потратить на вас в случае необходимости (страховое покрытие), должна быть не меньше 30 000 $
- Как компания-ассистанс работает с альпинистами. Например, GVA (Global Voyager Assistance) стабильно получает плохие отзывы о работе в горах. Об ассистансах расскажу ниже
- Сделайте страховку дома. Если сделаете во время поездки и с вами что-то случится, страховая компания может выставить счёт
- Полис, купленный в интернете работает так же, как купленный в офисе
Непонятные термины в страховом договоре
Их немного, но чтобы разобраться, нужно вдумчиво прочитать условия, на которых страховая компания оплатит ваше лечение. Я написал попроще.
Компания-ассистанс
Ассистанс организует работу спасателей, транспортировку до больницы и лечение.
Когда всё прошло по плану
Пока Славик жевал обезболивающие, его друзья позвонили в страховую компанию. Номер указан на страховом полисе. Страховая связалась с ассистансом. Тот поднял спасателей, нашёл вертолёт и договорился с хорошей больницей. Славику бесплатно починили ногу, он вернулся домой. Теперь ходит довольный, рекомендует страховую компанию друзьям.
Когда ассистанс сработал плохо
Славику пришлось оплатить вертолёт и счёт из больницы. Хорошо, что друзья перевели ему нужную сумму. Дома страховая компания возместила расходы, которые Славик подтвердил чеками из больницы
. Без чеков Славик остался бы с гипсом и долгами. Чтобы экстренно не искать несколько тысяч долларов, читайте отзывы об ассистансе, с которым работает ваша страховая.
Чем отличаются Медицинские расходы и Несчастный случай
Медицинские расходы
- стоимость лечения и транспортировки (если это указано в полисе).
Несчастный случай
- сколько заплатит страховая, если у вас что-то поломается. Тут тонкий момент. Заплатят не всю сумму, а процент от неё. Например, если покрытие несчастного случая 10 000 $ и вы сломаете челюсть или ребро, получите 3 % = 300 $. А за вывих плеча или перелом лодыжки - 5 %, то есть 500 $. Читайте приложение к полису, там написано, сколько платят за каждую травму.
Франшиза
Франшиза - сумма, которую вы готовы оплатить самостоятельно. Например, в договоре указана франшиза в 50 $, а вам выставили счёт в 120 $. Получится, что вы заплатите 50, а оставшиеся 70 - страховая компания. Размер франшизы бывает фиксированным, как в нашем примере, или в процентах от суммы, на которую вы застрахованы.
Франшиза бывает условной и безусловной.
Безусловная
- страховая оплатит стоимость лечения, но вычтет размер франшизы. Это как в примере выше.
Условная
- страховая оплатит лечение, если его стоимость больше франшизы и не оплатит, если меньше. Например больница выставила счёт в 150 $, а франшиза равна 100 $. В таком случае компания оплатит лечение. Если больница выписала счёт на 80 $, заплатите сами.
Нужна ли страховка в горах? Нет, не система элементов «веревка-крючья-закладки-карабины», а , по которой, в случае НС, вы получите материальную компенсацию за травму и лечение.
О СТРАХОВКЕ
История, увы, повторяется вновь и вновь. Как только происходит очередное громкое ЧП, да еще с погибшими, начинается суета по поводу страховок, средств связи и т.п. Как будто до этого крутые перцы, покоряющие бурные пороги и крутые стены, слыхом не слыхивали о том, что страхование или связь в принципе существуют.
Страховка: первый опыт общения со страховыми компаниями:
Этот вопрос интересовал меня и в советское время, но тогда он казался не очень важным. Нет, конечно, в случае смерти семья могла получить какие-то деньги, но непосредственно страхуемого это касалось мало. Сам я уже 20 лет занимаюсь горным туризмом. И в моих группах были спасательные работы, бывали они и в группах моих друзей, но всегда как-то проходили без участия официальных представителей. Пострадавшего тащили участники группы, помогали встречные команды, но все это было на добровольной, не официальной и тем более не на денежной основе. Да, я защищал маршрут в МКК, регистрировался в КСС, но всегда четко понимал, что реальной помощи в случае ЧП они не окажут. Нет, в МКК обычно сидят квалифицированные люди, которые могут дать много полезных советов по маршруту, но что они могут сделать в случае ЧП? Максимум – организовать поиски тел после окончания контрольного срока.
На помощь всегда приходили другие группы. При этом наши и группы из Восточной Европы откликались всегда, а вот на западников надежды было мало. Видимо они считали, что спасательные работы – не их дело, а дело спасателей. Конечно, лучше, когда спасением занимаются профессионалы, особенно когда они в этом месте есть.
Решив сходить на Монблан, я вспомнил об этой особенности поведения людей Запада. Конечно, Альпы – самый спасаемый район на планете, здесь работают настоящие профи, получая за это настоящую, а не символическую зарплату. А кто же будет оплачивать такие расходы, если, не дай бог, что-то случится? Ведь обычная страховка, без которой вас не выпустят за границу, в горах не действует. Задумавшись об этом, я поехал в страховую компанию, в которой меня застраховали французы при оформлении визы – в «АВИКОС».
«Нет никаких проблем, – заверила меня улыбающаяся девушка. – Доплачиваете по коэффициенту за риск и получаете необходимую Вам альпинистскую страховку». «А вертолет на спасательных работах оплатите?» – спрашиваю я, вспоминая страшные суммы в которые обходился час полета вертолета на спасработах в советское время. «Конечно, не беспокойтесь, все будет нормально», – отвечает девушка и забирает деньги. После чего вписывает нужные дни в страховой полис.
Смутно проскальзывает мысль, что неплохо бы подробно изучить договор. Да и странно, что девушка не выдала мне новые документы, а просто вписала слово «альпинизм» в стандартный бланк. Но, может, так всегда и происходит, у меня же еще не было опыта оформления альпинистской страховки. Да и в реальность наступления такого случая не верится, ведь в горы мы ходим не для того, чтобы нас там спасали.
Август 2003 года. В Европе два месяца стоит страшная жара. Снег стаял, обнажились трещины, возросла техническая сложность маршрутов и, вдобавок, начались сильные камнепады. Очень сильно сыпало на классическом пути подъема на Монблан, в Большом Кулуаре Гуте, который за его плохую репутацию еще называют «кулуаром смерти». Моя жена Ирина как раз смотрела на поднимающегося там альпиниста, когда произошел большой обвал, накрывший группу из Македонии, и в парня попал крупный камень. Безжизненное тело повисло на страховке. Через пять минут появился спасательный вертолет и начал по одному человеку вытаскивать пострадавших и спускать к хижине Тет Рус. Тяжело раненого (перелом черепа) альпиниста даже не стали затаскивать в вертолет, а, закрепив на тросе, спустили вниз в больницу. Также прошла транспортировка убитого. Ирина была в шоке, и я сильно сомневался, стоит ли продолжать маршрут. Смерть на глазах – большое нервное потрясение, но на следующее утро мы все же прошли кулуар, поднялись к хижине Гуте и через день пошли на вершину. За время восхождения ситуация еще ухудшилась, сыпало уже не только в кулуаре, но и по всему склону, несколько человек было убито, несколько ранено. В воздухе все время кружил маленький красный вертолет спасателей. В конце концов французские власти решили, что число жертв слишком велико и закрыли проход между хижинами Гуте и Тет Рус. Мэр открыл воздушный коридор к хижине Гуте для эвакуации застрявших там восходителей.
Вертолеты весь день спускали людей, и к нашему возвращению с вершины в лагере уже никого не было. Что делать? Спуск закрыт, да и сыплет так, что идти туда не хочется. Ждать, пока кончатся камнепады? А сколько ждать, хватит ли газа (топим снег) и продуктов, успеем ли на самолет в Москву?
Остается одно – спасательный вертолет, тем более что через час улетает последний. Эта эвакуация выполняется по распоряжению властей, тариф льготный – 500 евро за борт, но все равно сумма не маленькая. Но чего мне волноваться, я ведь как раз такую ситуацию оговорил со страховой компанией. Звоню по мобильному в Москву. Вежливый мальчик отвечает, что сегодня выходной и мне нужно перезвонить завтра. «Завтра будет поздно, это последний вертолет. Завтра сюда не будет воздушного коридора, и никто не сможет прилететь». «Хорошо, спускайтесь, но возьмите все документы».
Быстро собираемся и улетаем вниз. Беру официальный документ, в котором написано, что я эвакуирован с горы Гуте в связи с угрозой для жизни. Беру копии французских газет, описывающих ситуацию на Гуте. Звоню в Москву. Менее приветливый голос по телефону мне объясняет, что раз я не пострадал, то и страховой случай не наступил. «Впрочем, приходите в офис в Москве, разберемся».
Вернувшись в Москву, еду в красивый многоэтажный офис страховой компании. Меня встречает совсем неприветливая тетя: «Чего пришли? Никаких денег не получите. Вот посмотрите договор, пункт такой-то. Медицинской помощи ведь не оказывалось? А спасение жизни медицинской помощью не является. Людей убило? А на психические травмы страховка тоже не распространяется».
«А если бы я отказался от эвакуации, пошел под камнепад – я бы получил страховку в случае ранения?»
«Нет, так как спуск был запрещен, и это расценивалось бы как умышленное создание страховой ситуации, почти как самоубийство».
«То есть денег я бы в любом случае не получил?»
«Да, именно так».
Можно считать этот случай не типичным. В конце концов, иногда ведь платят. К сожалению, с примерами из жизни наших альпинистов и горных туристов очень туго. Но у горнолыжников такие случаи бывали. Например, мой приятель-горнолыжник катался в Швейцарии и сломал себе руку. Его спустили вниз и доставили в больницу. Перелом был сложным, и медики оценили стоимость операции в $10 000. Начальство страховой компании было на рождественских каникулах, а клерки среднего звена сначала отказывались дать гарантии на такую большую сумму. Пришлось потратить $300 на телефонные переговоры, прежде чем удалось уговорить фирму прислать подтверждение. Впрочем, это мелочи. В конце концов, компания все оплатила, включая счета на такси и телефонные разговоры. Но случай был самым простым, причем катался приятель на разрешенной трассе. Да и ездил он не самостоятельно, а через турфирму. А если бы организацией поездки он занимался сам? Смог ли бы он так легко получить деньги? А если бы отклонился от трассы? Ведь страховка действует только на конкретных, разрешенных спасателями маршрутах, и любители покататься по целине автоматически теряют её.
Вопросов много. Но все же страховаться надо. Прежде всего, для путешествий за рубежом. Ведь лечение может обойтись в такую сумму, которую вы в принципе не сможете потянуть. И не стоит надеяться на альтруизм местных властей.
Совсем недавний пример. Две девушки путешествовали автостопом по Ближнему Востоку. В Египте одной неожиданно стало плохо, ее положили в госпиталь, где она – увы – скончалась. Девушки, как это часто у нас бывает, не были застрахованы. Власти Египта потребовали оплаты долга за лечение. Кратковременное пребывание в госпитале потянуло на несколько тысяч долларов, и оставшаяся девушка через Интернет по всем клубам автостопщиков России набирала требуемую сумму. Другой случай – с автостопщицей из Самары, заболевшей в прошлом году в Таиланде. После оказания медицинской помощи ее задержали в госпитале Бангкока и включили счетчик – сумма возрастала на стоимость каждого последующего дня пребывания в больнице. Опять сборы денег через Интернет и выплата выкупа. А ведь обычная медицинская страховка для поездки за рубеж обошлась бы им совсем не дорого (в некоторых компаниях – меньше $1 в день).
Лично я всегда оформляю страховку при поездках за рубеж, хотя и нет уверенности, что ее оплатят. Во всяком случае, ее можно предъявить, получить медицинскую помощь, а потом уже судиться со страховщиками. Лучше подстраховаться и на период горных походов оформить альпинистскую страховку, хотя она и стоит в два раза дороже. В конце концов, поход обычно расписан по дням и заранее известно, в когда нужна страховка с повышенным коэффициентом риска. Например, при поездке в Уганду я оформил альпинистскую страховку только на дни планируемого восхождения на пик Маргерита. К счастью, проверить страховку не пришлось, но было как-то спокойней. Ведь в типовом договоре ясно написано, что страховым случаем не является причинение вреда здоровью или смерть застрахованного, связанные с занятиями альпинизмом, если дополнительный риск не был оплачен дополнительной страховой премией.
Кстати, обычно включается в договор и пункт, по которому страховкой не покрывается ситуация, когда человек подвергает себя неоправданному риску. Очень интересный пункт, дающий возможность для различных трактовок. Всегда ли можно заранее определить, оправдан ли риск, нужно ли именно в этом месте вешать страховку, бить крючья или винтить ледобуры? Задним числом, конечно, понятно, что если произошел несчастный случай, то была совершена ошибка, то есть риск был неоправдан. Значит, можно не платить?
Напоминает статью из договора о страховании гражданской ответственности автомобиля, по которой страховка не выплачивается, если участники нарушили правила дорожного движения. Сейчас, правда, такую чушь в договора не включают, ведь практически в каждом ДТП кто-то что-то нарушает, иначе и ДТП бы не было.
Как раз сейчас собираюсь в Турцию, на Арарат, и изучаю договора страхования различных компаний. Смотрю договор «РОСНО». Вот интересный пункт, по которому страховка не выплачивается, если причинение вреда здоровью (смерть) застрахованного связана с народными волнениями всякого рода и любыми последствиями войны, в том числе и необъявленной. В Турции за последние две недели произошло четыре теракта, причем последний в Стамбуле, через который я и собираюсь ехать. Вполне можно трактовать жертв этих событий, как пострадавших на необъявленной войне с мировым терроризмом. Да и курды много лет борются за свою независимость, а Арарат как раз находится в зоне их проживания. Чем не зона народных волнений? Получается, на нас страховка тоже не будет распространяться?
Звоню в страховую компанию и расспрашиваю специалистов. Они успокаивают – все будет нормально, в Турции войны нет, а пострадавшим при терактах все оплачивают. Например, сейчас деньги выплатили пострадавшим при взрыве в Египте. Замечательно. Значит, Курдистан не является зоной необъявленной войны. Ведь в таком случае, чем он отличается от Непала? Однако именно на основании этого пункта договора «Ингосстрах» отказался оплатить весной этого года лечение в госпитале Катманду Сергея Каймачникова, раненого гранатой. Его «Команда приключений» добиралась из Непала в Тибет для восхождения на Эверест с севера. В салон машины, в которой ехал Сергей, маоисты бросили самодельное взрывное устройство, в результате чего альпинист сильно пострадал и на военном вертолете был отправлен в больницу. Компания «Ингосстрах», в которой был застрахован Сергей, трактовала этот случай как народные волнения и отказалась оплачивать счета за госпиталь и вертолет. Более того, она отказалась оплачивать и медицинскую транспортировку на родину, которая по тарифу «Катар Эйрлайнс» стоила $15 000 (в итоге удалось договориться за $3000). Так что слова словами, а лучше все четко прописать в договоре. И тогда не будет разночтений. И у меня не будет претензий к девушке из «АВИКОС», которая мне на словах обещала оплату вертолета при спасательных работах, ничего не упомянув о том, что необходимым условием для этого является получение травмы или увечья.
С вертолетом и спуском с горы вообще все не очевидно. Например, в договоре «РОСНО» сама ситуация транспортировки пострадавшего до больницы не прописана. Говорится лишь о расходах при перевозке в другую больницу, или транспортировке в страну проживания. Да и реальные случаи говорят об этом. Например, в 1997 г. «Военно-cтраховая компания» застраховала нашу команду восходителей на Макалу. Двое погибли, а за снятие с высоты их тел местные запросили круглую сумму, которая, впрочем, укладывалась в сумму их страховки. Родственники дошли до Президента, но безрезультатно. Компания нашла предлог, сославшись на неправильное оформление страховки. Так что, скорее всего, на оплату транспортировки пострадавшего с горы вниз рассчитывать не стоит и нужно просто иметь необходимый запас денег. А вот как выйдет с оплатой лечения внизу и транспортировкой на родину, ответить трудно, но надеяться можно, оплачивают же по страховке услуги врача туристам, отдыхающим на зарубежных курортах.
Все вышеперечисленное касалось оплаты по страховке медико-транспортных расходов на время путешествия за границей. У нас в стране спасательные работы проводятся бесплатно и за вертолет и транспортировку вы, по идее, платить не должны. Но есть еще один вид страхования, который актуален и в нашей стране – страхование от несчастного случая. Тогда при получении травмы или увечья вам будет выплачена определенная сумма, причем она повышается при повышении группы инвалидности. Всю сумму, на которую вы застрахованы, получат родственники в случае вашей смерти. Правда, опять, конкретных случаев выплат такой страховки лицам, занимающимся горными видами спорта, я не нашел.
Для тех, кто бывает в высокогорье несколько раз в год, возможен другой вариант – членство в европейском альпклубе. Ежегодный взнос в размере 80 евро обеспечит вас страховкой на 25 000, причем, страховкой работающей, уже проверенной альпинистами. Да и вариант западных страховых компаний, во всяком случае, на первый взгляд, выглядит убедительней. Если уж вы собрались на Эверест, они не просто умножат сумму страхового взноса на усредненный альпинистский коэффициент, такой же, как для новичков, идущих в трек к базовому лагерю (именно так поступают наши страховые компании), а заставят заполнить подробную анкету, из которой выяснят ваш опыт, опыт фирмы, организующей восхождение, опыт руководителя, статистику несчастных случаев в его группах. Лишь после этого назовут сумму платы за страхование; причем не удивляйтесь, если сумма будет на порядок выше, чем в наших фирмах. Это, конечно, дорого и неудобно – хотелось бы оформлять страховые договора там, где живешь, а не ездить для этого в Европу.
Какие выводы можно сделать из моего первого опыта такого страхования? Страховаться при поездке в горы за рубеж все же надо. Желательно, в проверенных альпинистами страховых компаниях; лучше всего в таких, которые оплачивают счета на месте, так как выбить деньги задним числом, дома, гораздо труднее. Понятно, что не юристу трудно сразу уловить все подводные камни, на которые будет опираться страховая компания, отказывая вам в оплате спасательных работ, но все же надеяться на типовой договор, а тем более верить на слово симпатичным девушкам, не стоит. Лучше потратить несколько часов на детальное изучение пунктов договора и попробовать исключить не устраивающие вас разделы.
Во всех наших выездах для участников мы оформляем страховку путешественника с дополнительными рисками "скалолазание".
За 9 лет организации выездов на скалы мы постоянно мониторим информацию по страхованию туристов, практикующих скалолазание.
Базовая информация о страховании.
При выезде дальше 100км от места жительства оформляется страховка путешественника, в которой есть возможность указать дополнительный риск вида спорта в путешествии, система идентифицирует его как определенный коэффициент, на который увеличивается стоимость страховки. Для Европы это обязательное условие, для России - по желанию.
При обращении за медицинской помощью по причине болезни или несчастного случая страховая компания будет посредником между пострадавшим и медицинским сервисом в стране (врачи, больницы) и оплатит расходы на медицинскую помощь в соответствии с договором страхования.
Ситуация сейчас.
На сегодняшний день, все страховые компании риск "скалолазание" приравнивают к экстремальному спорту с высоким коэффициентом и зачастую не отделяют его от альпинизма.
Хотя у скалолазов совсем другая специфика травм, а также отсутствие затруднительных дорогостоящих поисковых работ. А значит и повышающий коэффициент должен быть ниже.
Сейчас наконец-то появились подвижки для альпинизма в виде появления фраз как введение понятий треккинга или "восхождений до 2000м", для которого коэффициент не такой высокий. Что в принципе позволяет отделить некоторые, простые виды туризма и не платить самый большой коэффициент, называя это альпинизмом.
Будем надеяться, что-то подобное произойдет и со скалолазанием, со временем и увеличением массовости страхующихся.
Что проверить при оформлении страховки для скалолазов:
1. ПРАВИЛА страхования
(прилагаются к полису), открыть правила и поиском набрать "скалолазание".
Скалолазание должно быть указано в списке рисков отдельным словом!
У многих страховых слово "скалолазание" вообще отсутствует в правилах страхования (а есть "альпинизм"), но поисковые системы (например, Черепаха) приравнивают скалолазание к альпинизму и добавляют в выборку эти страховые.
Когда скалолазание не указано в перечне рисков отдельным словом, у страховщика всегда есть возможность отказать скалолазу в страховой выплате/в оплате мед.расходов.
- ЛИБЕРТИ (бывшая "Кит финанс") - есть пункт скалолазание и альпинизм в списке. Горные активности Либерти делит на 2 категории: активный отдых, куда входит "треккинг до 1500м" и экстремальные виды спорта, куда входит скалолазание и альпинизм.
- АЛЛИАНС - дополнительный риск п.9.3.16 "...альпинизм, скалолазание, спортивный туризм"
- СОГЛАСИЕ - в определениях дополнительных рисков перечислены и скалолазание, и альпинизм.
Страховые компании, позволяющие оформить страховку со скалолазными рисками, но в Правилах страхования термины выражены в обтекаемой форме:
- РЕСО - пункт правил 13.2.2."...альпинизма и любыми другими видами, которые могут увеличить риск травматизма".
- РЕНЕССАНС - п. 3.4.2 "...трекинги, пешие восхождения, путешествия по пещерам без использования специального снаряжения."
- ТИНЬКОФФ - разделяет на легкий риск с формулировкой "9.3. Активный отдых -... и треккинг" и на сильный риск «9.6.4. Опасные виды спорта - ... и все горные виды спорта и туризма"
- Русский стандарт - есть риск альпинизм, п. 5.1.52 Правил страхования.
2. АССИСТАНС
- это местный партнер страховой, работающая непосредственно на месте в стране путешествия
Для альпинистов, путешествующих в горы стран бывшего СНГ и Азии страховую компанию желательно выбирать по её ассистансу, рекомендацию которого нужно спрашивать у местных компаний, гидов, работающих в регионе.
В скалолазной страховке, по сравнению с альпинизмом, не такое пристальное внимание к компании-ассистанс, хотя он безусловно остается важен.
3. СТРАХОВАЯ СУММА.
Для Шенгена меньше 30000 евро нельзя выбирать, а по России можно брать 5000 долларов или евро. Стоимость страховки выходит значительно дешевле. Из вышеупомянутых страховых такую сумму предлагает пока только Либерти.
Поездки на скалы России.
Для граждан России по стране действует система обязательного медицинского страхования (ОМС), согласно которой вы можете обратиться в любой травмпункт или больницу бесплатно со своим полисом и паспортом.
Также актуально в телефон себе забить местные телефоны МЧС по району, чтобы помощь пришла быстрее. И носить на скалы копию полиса и паспорта,
Поэтому страховка путешественника НЕ обязательна в поездке по России, но поможет оплатить дополнительные медицинские расходы: покупку лекарств, диагностику, транспортировку пострадавшего и прочие вопросы, не входящие в зону ОМС.
Кроме покупки страховки путешественника, одним из способов обезопасить себя на скалах России - это оформления полиса НС (несчастный случай), который действует не на поездку, а на конкретную травму и оформляется обычно сразу на год.
Его же можно использовать при скалолазании на скалодромах на случай травм, растяжений, прочих неприятностей, а также такой полис актуален для соревнований и фестивалей на скалах (наличие страховки от НС - сейчас обязательное требование).
Наши друзья Страховой брокер "Единство" предлагают страхование детей и взрослых от несчастных случаев в результате причинения вреда жизни и здоровью во время тренировок и соревнований по скалолазанию на всех видах рельефов.
Страховой полис принимается на всех соревнованиях. Страхование действует 24 часа в сутки и покрывает также бытовые травмы.
Размер страхового возмещения зависит от страховой суммы и характера травмы и определяется по Таблице размеров страховых выплат. Например, при вывихе плеча или повреждении мениска пострадавший получает выплату из расчета 5% от страховой суммы по договору, что при страховой сумме 200 000 руб. составит 10 000 руб.
Годовая страховка оформляется на выбранную страховую сумму от 30 000 руб. и стоит, соответственно, от 300 руб. Территория страхования - весь мир. Возможны скидки для групп и спортивных секций.
Также Страховой брокер «Единство» предлагает и страхование медицинских расходов скалолазов в поездках по всему миру и России.
Либерти страхование - оформить страховку путешественника с рисками "скалолазание". Не забудьте указать риск "экстремальный спорт".
Сравнить условия страховых, выбрать и оформить онлайн.
Не забудьте проверять правила страховых и страховую сумму (при оформлении в страны Шенгена, у них по умолчанию стоит сумма 50 000 евро. Можно и на 30 000 поменять).
Страховой брокер "Единство" - консультирует и оформляет по отличным ценам годовые страховки от НС частным лицам и группам, а также страховки для путешественников.
Авиабилеты AviaSales - авиабилеты во все точки мира: сравнение, поиск, оформление.
Будьте здоровы и берегите себя!
Страховка в альпинизме и горном туризме
Во время восхождения спортсменам приходится преодолевать различные участки рельефа : снег , фирн , лёд , скалы , осыпи и травянистые склоны. Для каждого из этих видов рельефа существует снаряжение и техника страховки.
Организацию страховки осуществляют следующим образом: устанавливают две-три точки страховки (снаряжение специфично для каждого вида рельефа) на небольшом расстоянии друг от друга. При этом все точки должны быть независимы друг от друга. Карабины соединяют петлёй из стропы или верёвки диаметром не менее 8 мм. Соединённые таким образом точки называются базой. Находясь около базы, участник восхождения должен быть пристёгнут к базе (а именно к верёвке , связывающей точки) с помощью самостраховки. Все дополнительные страховочные приспособления также должны быть пристёгнуты к базе.
Страховка на скалах
Для организации базы наиболее часто используют следующее снаряжение:
- шлямбур - можно описать как «скальный аналог дюбеля». Считается самым надежным снаряжением для организации базы. Сначала скальным молотком делается отверстие, в которое вставляется дюбель из мягкого метала, разжимной анкер или клеящая смола. После чего в это же отверстие вставляется (в случае смолы), закручивается или забивается крюк или болт, который держит проушину. Страховка крепится за этот крюк или отверстие в проушине. Правильно установленный шлямбур очень надежен, его разрушающая нагрузка 2.5-5т, что зачастую превосходит прочность скалы или веревки. Шлямбуры устанавливаются как надежная точка страховки для длительного использования. Преимущества - надежность, можно установить на «зеркальной» стене, служит не один год. Недостатки - сложность установки, на установку уходит много времени, нужен опыт. Иногда преимущества шлямбуров становятся их недостатком. Из-за их большой надежности их постоянно используют на «популярных» маршрутах, особенно вблизи больших городов. Нагрузка на такие шлямбуры в сезон может достигать 100 и более человек в день в течение десятилетий. Что непременно ведёт к усталости металла и разрушению шлямбура.
- скальный крюк - полоска металла 10-20 см длиной и 2-3 см шириной, с проушиной для карабина. Крюк забивают в узкие щели (2-4 мм) молотком. Для более широких щелей используют швеллерные крючья, имеющие сечение швеллера ;
- Закладка - изготавливается из металла, обычно в форме трапецевидальной призмы, иногда с полым отверстием внутри. Сквозь призму продет стальной трос в форме петли (для карабина). Закладки имеют различные размеры для щелей от 0,5 до 5 см шириной;
- френд - относительно сложное механическое устройство, по функциональности является улучшенным аналогом закладки.
Самыми надежными являются шлямбуры; закладки, френды и крюки при прочих равных условиях менее надёжны, чем шлямбуры. Надежность и применимость каждого вида снаряжения сильно зависит от конкретной ситуации и навыков устанавливающего. Ввиду этого многие считают закладки и френды более надежными, поэтому при организации базы хотя бы одна из точек должна быть сделана с помощью закладки или френда. Однако забитый профессионалом крюк часто остается в скале на десятилетия и используется многими поколениями альпинистов, в то время как закладки «разбалтываются», а френды из-за их дороговизны оставляют на скалах только в чрезвычайных ситуациях. Крюки лучше устанавливать в узких щелях с гладкими стенами, закладки - в извилистых щелях, шлямбуры - на гладких стенах и в роли верхней базы или базы для ночевки при многодневных восхождениях. Кроме этого существует много других, менее распространённых приспособлений, периодически изготавливаются новые виды снаряжения.
При движении по скалам можно делать промежуточные точки страховки (из какого-либо одного элемента - френда, закладки, крюка). Если острой необходимости в страховке нет, используется страховка «за камни» - верёвка закладывается за выступающие камни «змейкой», то есть так, чтобы при срыве она зацепилась за выступ. Чем больше изгибов будет у верёвки , тем проще будет удержать сорвавшегося человека при таком способе страховки. Необходимо также следить, чтобы верёвка не зацепляла «живые» камни - камни, которые легко сдвигаются с места, если приложить к ним нагрузку.
Страховка на снегу
- вбитый в снег ледоруб;
- снежный парус (снежный якорь) - широкий лист металла с тросиком для крепления карабина.
- снежный крюк (фирновый крюк? ) - по форме это напоминает айс-фифи (ледовый якорь), фирновый крюк на самом деле представляет собой вариант ледобурного крюка.
- фирновый крюк - вариант ледобурного крюка, резьба короткая и утолщена, более длинный чем обычный ледобур.
- Снежный парашют - представляет собой равносторонний треугольник из плотного капрона, по периметру обшитый тонкой стропой. Длина стороны треугольника составляет 50 см. На каждом углу стропа образует петлю для крепления расходной веревки. Треугольник вкапывается в снег углом вниз. Такой парашют весит менее 90-а грамм.
Наиболее часто используют ледорубы . Для этого ледоруб необходимо вбить в снег вертикально вниз, как можно глубже. Необходимо предварительно утрамбовать для этого площадку. Вбитый в снег ледоруб выдерживает малый рывок (около 100 кг), для усиления точки страховки на него обычно встают ногами и удерживают собственным весом. Другой вариант - закапывание ледоруба в снег горизонтально. Для этого предварительно выкапывают канавку для ледоруба и для петли (или куска основной веревки). Страховку крепят к петле, которую привязывают за древко ледоруба. После этого ледоруб и петлю закапывают, а сверху засыпают снегом и утрамбовывают. Также для усиления надёжности при организации точки страховки на снежных склонах используется так называемый «ледорубный крест»: когда ниже воткнутого в склон ледоруба вплотную к нему горизонтально втыкается второй ледоруб (образуя форму креста), и страховочная верёвка проходит поверх него (такая же установка используется для организации сброса верёвки после спуска последнего участника). При движении по снегу промежуточные точки страховки не используются.
Страховка на льду
Ледобур.
Для организации базы можно использовать:
- ледобур - полый металлический стержень с резьбой и проушиной для карабина. Ввинчивается в ледовый склон под прямым углом на глубину до 20 см;
- проушина - во льду вырубают две ямки 20 см глубиной на расстоянии 20-25 см друг от друга. С помощью ледобуров соединяют ямки друг с другом, в получившееся отверстие пропускают верёвку ;
- ледовый гриб - вырубают во льду гриб с диаметром «ножки» не менее 30 см, за которую заводят верёвку . Очень трудоёмкий способ.
- Абалаковская петля - во льду высверливается с помощью ледобура два канала под углом друг к другу, в который продергивается репшнур . На репшнур вешается карабин , в который прощёлкивается страховочная верёвка.
При движении по льду устанавливают промежуточные точки страховки с помощью ледобуров.
Для самостраховки на льду можно использовать ледовые инструменты (например, специальный крюк-якорь айс-фифи , используемый для преодоления крутых ледовых склонов и др.).
Страховка на осыпи
Страховка на осыпи невозможна из-за отсутствия массивных неподвижных предметов. Для обеспечения безопасности необходимо соблюдать ряд правил:
- стоять так, чтобы вылетевший из-под ног камень не мог попасть ни в кого из остальных участников;
- по возможности держаться ближе к скалам;
- идти в связках .
Личное снаряжение
У каждого участника восхождения должна быть страховочная система («обвязка» и «беседка»), к которой привязывают верёвку , и два «уса» самостраховки (привязанные к страховочной системе куски верёвки диаметром 9-11 мм, 0,5 м и 1,5 м длиной с петлёй на конце) для пристёгивания к базе или перилам.
В личное снаряжение входят также различные приспособления для осуществления страховки и самостраховки: восьмёрка и гри-гри служат для увеличения силы трения, благодаря чему один человек легко может удержать сорвавшегося участника, жумар - для движения по перилам вверх и многие другие.
Способы страховки
Перила
Перилами называют верёвку , концы которой закреплены на двух базах. Возможно использование нескольких промежуточных точек страховки. Перила используют в альпинизме для движения по сложным участкам совместно с другими способами страховки, и для движения по относительно легким участкам (на которых, тем не менее, возможен срыв с летальным исходом или тяжёлой травмой участника) без страховки.
Верхняя страховка
Точки страховки находятся выше участника. Верёвка проходит через эти точки и спускается к участнику. В процессе лазания он двигается вверх или вниз, а человек, осуществляющий страховку, вытягивает («выбирает») лишнюю веревку или выдаёт её. Таким образом, в случае срыва, участник повисает на веревке немного ниже того места, до которого он смог подняться или спуститься. Нагрузка при рывке и риск получить травму являются при этом минимальными. При верхней страховке обязательное использование динамической верёвки (растяжение под нагрузкой около 30 %). Только в этом случае срыв может быть безопасным.
Нижняя страховка
Точки страховки расположены вдоль всего маршрута, или их необходимо установить в подходящих местах. Один из концов верёвки привязан к участнику, а страхующий держит в руках участок верёвки в нескольких метрах от него. В процессе лазания участник продевает («прощёлкивает») верёвку в карабин на той точке, до которой поднимается или вынимает(«выщёлкивает») верёвку при спуске. Страхующий при этом постепенно «выдаёт» или «выбирает» веревку. Таким образом, в случае срыва участник повисает недалеко от той точки страховки, до которой он смог подняться или спуститься. Самой опасной является ситуация, когда спортсмен срывается при попытке «прощёлкнуть» веревку в очередную точку страховки или сразу после выщёлкивания. В этот момент последняя точка страховки находится намного ниже, и высота падения может составлять до 10 (а иногда и 20-40 при редком заложении элементов) метров. Этот способ является опасным и требует большого мастерства от страхующего.
При нижней страховке следует использовать только динамическую верёвку , так как срыв, приходящийся на лезущего, может быть очень большим (фактор рывка 2). Можно также использовать амортизаторы рывка.
Гимнастическая страховка
Иногда используется т. н. «гимнастическая» страховка - самый простой способ страховки, при котором лезущего страхует руками и собственным телом напарник, стоящий под ним. Используется на малых высотах (не выше 4-5 метров) при прохождении особо сложных маршрутов (болдеринг). Также можно использовать крэшпады - специальные маты для болдеринга, смягчающие удар об землю.
Требования к снаряжению
Требования к прочности снаряжения устанавливаются UIAA . Снаряжение, на которое приходится нагрузка при срыве спортсмена, должно выдерживать груз массой 2300 кг. Вес такого груза приблизительно в два раза превосходит нагрузку, которую может выдержать скелет человека.
См. также
Примечания
Ссылки
- Альпинизм. Часть 2 Опасности в горах и меры предосторожности Под общей редакцией И. И. Антоновича
Скалолазание и альпинизм | |
---|---|
Классификация | Альпинизм · Промышленный альпинизм · Скалолазание · Спелеотуризм · Горный туризм · Ледолазание · Дюльфер |
Места | Скалодром · Валун · Скала · Лед · Снег |
Основное альпинисткое снаряжение | Альпинистская верёвка · Страховочная система (обвязка) · Каска · Карабин (устройство) · Репшнур · Жумар · Спусковые устройства · Восьмёрка (устройство) · Гри-гри (устройство) · Связка · Оттяжка · Скальный крюк · Шлямбур · Френд · Закладка · Альпинистские кошки · Ледоруб · Ледобур |
Прочее альпинисткое снаряжение | Бивачное снаряжение · Рюкзак · Горелка · Треккинговые ботинки |
Скалолазное оборудование |
Но даже использование сертифицированного снаряжения не дает гарантий - применение снаряжения с ошибками или использование ошибочных технических приемов также очень опасно. Рассмотрим силы, которые действуют на разные элементы страховочной цепи при срыве. Внимание!
Во всех расчетах мы принимаем вес сорвавшегося 80 кг, но нужно помнить, что при весе сорвавшегося большим, чем 80 кг усилия значительно вырастут. Например если рывок при весе сорвавшегося 80 кг и факторе рывка 1,7 (это стандарт для испытаний по UIAA) составит 8,3 кН, то при весе сорвавшегося 114 кг и аналогичных прочих условиях рывок составит 11,1 кН, что очень близко к установленному UIAA пределу безопасности для сорвавшегося в 12 кН. А главное, что при этом на промежуточную точку страховки будет воздействовать усилие более чем в 18 кН, что находится далеко за границей прочности для любого страховочного снаряжения кроме стационарных (шлямбурных) крючьев.
Поэтому стоит обратить самое серьезное внимание на вес лидера, и дать себе правдивый ответ - сколько вы весите со всей одеждой, рюкзаком, снаряжением, биваком и т. д. Ваша безопасность напрямую зависит от этого ответа. Оценив вес сорвавшегося вы можете оценить максимальный фактор рывка, падение с которым не травмирует сорвавшегося и не приведет к разрушению страховочной цепи.
|
|
На сегодняшний день это одна из самых надежный частей страховочной цепи, современные стандарты даже не оговаривают ее прочности, сила максимального рывка это гораздо боле важный фактор. Все современные веревки гарантируют нагрузку на сорвавшегося при весе груза 80 кг и факторе рывка 1,77 не более 9 кН, что оставляет запас на старение веревки, ее намокание и т. д., в любых условиях рывок не превысит установленного UIAA предела безопасности в 12 кН. По данным независимых тестов прочность современных статических и динамических веревок составляет не менее 15 кН с завязанным узлом «восьмерка». Что дает опять практически двукратный запас прочности. При использовании веревок типа Half (двойная, половинка) или Twin (сдвоенная) также достигается повышение надежности страховочной цепи от перебивания веревки камнями или от обрыва на остром ребре. Прочностные и динамические характеристики веревок типа Half и Twin не уступают характеристикам одинарных веревок. Силы действующие на промежуточную точку страховки.
|
Данный фактор делает верхнюю промежуточную точку самым нагруженным и соответственно самым слабым звеном в страховочной цепи. Посмотрите на свое снаряжение, у вас нет ни одно из устройств для организации промежуточных точек страховки (за исключением ледобуров), которое выдерживает рывок в 15 кН, который возникает на промежуточной точке при силе рывка на сорвавшегося в 9 кН. И это только паспортные характеристики снаряжения, которые не учитывают непрочность породы и ошибки при установке снаряжения на рельефе.
|
Исходя из этого знания срывы с фактором рывка > 1 возможны только при использовании в качестве промежуточных точек страховки стационарных (шлямбурных) крючьев, прочность которых находится в диапазоне от 18 до 22 кН. Альпинистские карабины, петли и оттяжки выдерживают нагрузка не менее чем 22 кН, что достаточно для использования в любом месте страховочной цепи.
Внимание!
Не смотря на то, что петли и оттяжки обладают необходимым запасом прочности, следует помнить, что их динамические характеристика мало отличаются от характеристик стального троса. Особенно это заметно на коротких оттяжках, основную длину которых составляет сшивка в три слоя ленты и страховочные станции, на которых петли используются сложенными в 2, 4 или даже 6 раз. Увеличение количества одновременно нагруженных ветвей приводит к значительному снижению динамических характеристик петли. Страховочное устройство.
Стандарт на страховочно/спусковые устройства UIAA вводит только с 2012 года, устройства выпущенные до этого времени тестировались только производителем. Независимые тесты показали, что обычная «восьмерка» выдерживает нагрузку более 30 кН, устройства типа реверсо и шайба Штихта также обладают необходимым запасом прочности. На сегодняшний день UIAA рекомендует для занятия альпинизмом устройства базирующиеся на принципе Шайбы Штихта (стакан, корзинка, реверсо, ATX-XP, ATX-XP Guide и т.д.), устройства типа «восьмерка» в каталогах многих фирм проходят как «олд скул» устройства.
|
Напротив в практике применения «восьмерок» в России сложился очень опасный стереотип - веревку в восьмерку заправляют через карабин, а не через «шейку» устройства.
|
|
|
Основным качеством страховочной станции является ее надежность - возможность выдержать рывок максимально возможной силы. Данная характеристика достигается распределением нагрузки на несколько точек страховки и наличием дублирования/подстраховки - которые обеспечивают выполнение станцией своих функций при отказе одного или нескольких элементов. Организация станций на одной точки возможна, только если это абсолютно надежная точка - монолитный скальный выступ, надежное живое дерево и т. д.
Организация станции на одном стационарном крюке (шлямбуре) недопустима! Рекомендации по организации страховочной станции достаточно подробно изложены в работе «Организация станций страховки» согласно рекомендациям нем. альпинистского союза DAV» и многих других пособиях. Посмотреть можно
|
Рассмотрим несколько ситуаций при различных методах закрепления страховочного устройства.
Ситуация 1.Лидер срывается и повисает на веревке, которая проходит через промежуточную точку страховки. Страховочное устройство закреплено на станции. При этом усилие равное 0,66 усилия на сорвавшегося (до 6 кН) воздействует на страховочное устройство и, если оно прикреплено к станции, то и на станцию в направлении ВВЕРХ. Обычно лидер, организуя станцию, рассчитывает ее на приложение нагрузки в противоположном направлении - ВНИЗ, что и понятно - ему надо организовать самостраховку, страховать второго и худший случай, на который рассчитывается станция, это падение с фактором рывка 2 непосредственно на станцию (если промежуточных точек нет или они не выдержат), все эти силы направлены ВНИЗ, При нагружении такой станции ВВЕРХ с высокой степенью вероятности произойдет ее разрушение при незначительных нагрузках - закладные элементы очень чувствительны к направлению приложения усилия, тоже относится и к станциям на скальных выступах и крючьях. А если после этого произойдет и отказ промежуточной точки, то возможна и полная потеря страховки.
|
|
|
|
|
Основным способом для того, чтобы избежать такого развития событий является установка первой промежуточной точки страховки в непосредственной близости от станции. Если есть такая возможность то лидер устанавливает эту точку еще не отстегнув самостраховку или не выпустив станционную петлю из рук. Существует и тактический ход для безопасной организации первой промежуточной точки.
|
|
|
При таком рывке нагрузка на точку превысит 15 кН, никакое стандартное альпинистское снаряжение для организации точек страховки на скальном рельефе не выдерживает таких нагрузок. Применение этого метода может быть оправдано только при организации станции на стационарных болтах, для исключения трения веревок на станции и некоторого снижения фактора рывка. Также на этих рисунках нарушен первый принцип организации страховочной станции – отсутствует распределение нагрузки на несколько точек. При закреплении страховочного устройства на станции при страховке второго или при страховке на спуске страховочное устройство крепится на станцию, как показано на рисунке. При данном способе торможение в устройстве недостаточно и в случае сильного рывка или необходимости длительного удержания могут возникнуть проблемы. Данный метод практически аналогичен страховке «через карабин». При использовании устройств типа реверсо в режиме автоблокировки страховка второго становится очень простой, устройство автоматически фиксирует веревку, страхующему остается только выбирать веревку. Испытания подобных устройств в режиме автоблокировки показали, что они выдерживают нагрузку только до 6 кН без повреждения веревки, из этого следует, что веревку надо выбирать аккуратно, не допуская провиса, чтобы исключить падение с фактором рывка отличным от 0. Дополнительное замечание о срыве с фактором рывка 0.
|
Самостраховка при восхождении в двойке. Лидер и страхующий привязаны к веревке и самостраховка организуется из страховочной веревки с помощью узла стремя.
|
|
Привило «самостраховка должна быть из основной динамической веревки » является абсолютно истинным и актуальным. Но такие самостраховки и особенно узлы на ее концах получаются достаточно громоздкими и не очень удобными в использовании и регулировке. Регулировка длину самостраховки возможно либо с помощью завязывания на ней узлов либо с использованием схватывающего узла. Следует напомнить, что согласно рекомендациям UIAA, для завязывания схватывающего узла вяжется, узел Пруса в три оборота из репшнура диаметром 7 мм.
|
|
|
|
|
Используя данные самостраховка, следует помнить об их потенциальной опасности и следовать следующим правилам - правильно крепить страховочный карабин, правильно укорачивать самостраховку и главное - не допускать ситуацию при которой может возникнуть срыв с фактором большим или равным 1 на самостраховку. Главное правило - самостраховка должна быть все время натянута ! К сожалению, при работе в большой группе, восхождениях с начинающими альпинистами и тем более при проведении спасательных работ следовать этому правилу не удается. Поэтому для данных видов деятельности такие самостраховки неприменимы. Стандартная ситуация - на станции 6 человек, лидер просит отстегнуть его самостраховку и начинает движение. Но отстегивают не его а другую самостраховку и, сделав первое движение, лидер «упирается» в натянутую самостраховку и срывается с фактором рывка 2 на станцию.
Опасность такого срыва мы уже обсудили выше. Это более чем распространенная ситуация.
При проведении спасательных работ ситуация еще более опасная - спасатели активно перемещаться на станции и работают с тяжелыми грузами, все эти действия часто происходят в темноте и в условиях некоторой неразберихи. Опасность выхода на самостраховке над станцией и срыва с высоким фактором рывка при проведении ПСР очень высока. Большую опасность представляет использование для самостраховки регулируемых самостраховок для ИТО – клифа.
|
|
|
|
|
Но правила использования остается все тем же - самостраховка должна быть все время натянута ! Срыв с фактором рывка более 1 опасен на любой самостраховке! Одной из самых удобных и функциональных самостраховок данного типа является модель Beal Dinaconnexion и аналогичные модели других производителей. Выполненная методом сшивки из веревки диаметром около 8 мм данная самостраховка обеспечивает две точки крепления, которые позволяют с большим удобством организовывать самостраховку и спуск по веревке.
На спуске в среднюю точку самостраховки - на расстоянии 40 см. от альпиниста встегивается спусковое устройство, а длинный ус - 80 см. крепится к станции. Такая конфигурация очень удобна при использовании спуска со страховкой узлом автоблок.
|
|
Нижнюю страховку осуществлять через страховочное устройство, закрепленное на страхующем.
Верхнюю страховку осуществлять через страховочное устройство, закрепленное на станции.
Первая промежуточная точка страховки должна быть организована в непосредственной близости от станции, вторая точка должна исключить возможность падения на первую точку с высоким фактором рывка.
Подарите восьмерки, дейзи-чейн и самострахи из стропы врагам.
Всегда (даже при лазании с верхней страховкой) веревку к беседке привязывать узлом восьмерка, использование карабина недопустимо. Вопросы организации точек страховки, используемое снаряжение, узлы и ошибки при их организации мы рассмотрим в следующей статье.