Вош по химии муниципальный этап. Заключительный этапвсероссийской олимпиады школьников по химии
8-1.
2)гашеная известь 6)вода
3)гипс 7)угарный газ
4)известняк (мел, мрамор)
Составьте уравнения реакций, подтверждающих амфотерный характер оксидов (в том числе в растворе и твердой фазе) (12 баллов).
8-2.
Подсчитайте, много ли жира осталось в горшке? Сколько граммов жира съел кот? Плотность молока принять за 1 г/см3 (6 баллов).
8-3. Сколько атомов содержится в кубике из чистого золота с ребром, равным 1 мм (плотность золота 19,3 г/ см3) (10 баллов).
8-4. При прокаливании смеси серы с 44,8 г металла в бескислородной атмосфере образуется сульфид двухвалентного металла. При растворении продукта реакции в избытке соляной кислоты выделяется газ Х и остается 12,8 граммов нерастворимого вещества, при сжигании которого в избытке кислорода получается газ Y. Количественное взаимодействие газа X с газом Y приводит к образованию 38,4 г простого вещества (причем на 1 моль газа Y образуется 3 моль простого вещества). Какой металл взаимодействовал с серой? Чему равна масса серы, содержащейся в исходной смеси? (12 баллов) .
8-5. К смеси оксида азота NO и азота объемом 100 мл добавили 100 мл воздуха (объемная доля кислорода 20% и объемная доля азота 80%). Конечный объем реакционной смеси 185 мл. Рассчитайте объемную долю (%) оксида азота в исходной смеси. (Все объемы газов измерены при нормальных условиях) (5 баллов).
РЕШЕНИЯ
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по химии 2016-2017 учебном году
8 класс
8-1. Напишите формулы приведенных веществ и назовите их. Выберите те вещества, которые относятся к оксидам. Приведите формулы этих оксидов. Выберите оксиды с амфотерными свойствами.
1)углекислый газ 5)боксит (глинозем)
2)гашеная известь 6)вода
3)гипс 7)угарный газ
4)известняк (мел, мрамор)
Составьте уравнения реакций, подтверждающих амфотерный характер оксидов (в том числе в растворе и твердой фазе).
Решение задачи 8-1
Приведенные вещества имеют следующие формулы: 1) углекислый газ – CO2, гашеная известь – Ca(OH)2, гипс – CaSO4∙2Н2О, известняк (мел, мрамор) – CaCO3, боксит (глинозем) – Al2O3, вода – H2O, угарный газ – CO. (за каждую формулу – 0,5 балла ).
Из приведенных веществ к оксидам относятся: углекислый газ (CO2), боксит (глинозем) – Al2O3, вода – H2O, угарный газ – CO. Амфотерными свойствами обладают Al2O3 и Н2О. (определение амфотерных оксидов – 1,5 балла ).
Al2O3 может взаимодействовать как с кислотами, так и со щелочами:
Al2O3+2NaOH(распл)→2NaAlO2+H2O (cплавление) (2 балла)
Al2O3+2NaOH+3Н2О→2Na (2 балла)
Al2O3+2NaOH(конц) +3Н2О→2Na3
Al2O3+6HCl→2AlCl3+3H2O (1 балл )
3H2O+P2O5=2H3PO4 (1 балл )
H2O+Na2O=2NaOH (1 балл )
Итого: 12 баллов
8-2. Подоив корову, хозяйка налила в горшок 2 литра молока с жирностью 4,6%. Выспавшийся за целый день толстый пушистый кот прыгнул на стол и слизал 200 г отстоявшихся сливок с жирностью 15%.
Подсчитайте, много ли жира осталось в горшке? Сколько граммов жира съел кот? Плотность молока принять за 1 г/см3.
Решение задачи 8-2
1. Определяем массу молока и массу жира в нем:
(1 балл)
(1 балл)
2. Рассчитываем массу жира, которую съел кот:
(1 балл)
Кот съел 30 г жира из 92 г. Осталось 62 г. (1 балл)
3. Определяем массу оставшегося молока и его жирность:
2000-200=1800 г (1 балл)
(1 балл)
Итого : 6 баллов
8-3. Сколько атомов содержится в кубике из чистого золота с ребром, равным 1 мм (плотность золота 19,3 г/ см3).
Решение задачи 8-3
Объем кубика золота (Au) с ребром 1 мм (0,1 см) равен
V(Au)=(0,1)3=0,001=1·10-3 см3. (2 балла )
При плотности золота ρ=19,3 г/см3 масса этого объема золотого кубика равна
m(Au)=ρV(Au)=19,3∙10-3 г. (2 балла )
Молярная масса золота М(Au)=197 г/моль. Поэтому:
n(Au)=m(Au):М(Au)=(19,3∙10-3):197≈1∙10-4 моль. (3 балла )
В соответствии с законом Авогадро в этом количестве вещества содержится атомов
N(Au)=n(Au)NA=(1∙10-4)×(6,02∙1023)=6,02·1019 атомов. (3 балла)
Итого: 10 баллов
8-4. При прокаливании смеси серы с 44,8 г металла в бескислородной атмосфере образуется сульфид двухвалентного металла. При растворении продукта реакции в избытке соляной кислоты выделяется газ Х и остается 12,8 граммов нерастворимого вещества, при сжигании которого в избытке кислорода получается газ Y. Количественное взаимодействие газа X с газом Y приводит к образованию 38,4 г простого вещества (причем на 1 моль газа Y образуется 3 моль простого вещества). Какой металл взаимодействовал с серой? Чему равна масса серы, содержащейся в исходной смеси?
Решение задачи 8-4
1. Анализируя условие задания, можно показать, что сера в исходной смеси находится в избытке, а самому заданию соответствует следующая совокупность уравнений химических реакций:
, (1) (1 балл)
, (2) (1 балл)
, (3) (1 балл)
, (4) (1 балл)
2. М(S)=32 г/моль. 38,4 г простое вещества (серы) соответствует ее количество, равное
. (1 балл)
Так как реакция (4) протекает количественно, то количество Н2S и SO2 в этой реакции соответственно равно
(1 балл)
. (1 балл)
3. Тогда количество избыточной серы, присутствующей в исходной смеси и не прореагировавшей по реакции (1), равно n(Sизб.)=0,4 моль, а количество MeS, Ме и S (прореагировавшей в реакции (1)) равно количеству H2S:
. (2 балла)
4. Поскольку m(Me)=n(Me)М(Me), то
. (1 балл)
Искомым металлом является железо М(Fe)=56 г/моль.
5. Суммарное количество серы в исходной смеси n(S)=n(Sизб.)+n(S(1))=0,4+0,8=1,2 моль. (1 балл)
Масса серы, содержащейся в исходной смеси, равна m(S)=n(S)М(S)=1,2×32=38,4 г. (1 балл)
Итого: 12 баллов .
8-5. К смеси оксида азота NO и азота объемом 100 мл добавили 100 мл воздуха (объемная доля кислорода 20% и объемная доля азота 80%). Конечный объем реакционной смеси 185 мл. Рассчитайте объемную долю (%) оксида азота в исходной смеси. (Все объемы газов измерены при нормальных условиях).
Решение задачи 8-5
1. Объем смеси газов меньше суммы объемов исходных газов, так как реакция
идет с поглощением кислорода. (1 балл)
2. Разность объемов 200-185=15 мл – это объем кислорода, который израсходован на окисление NO в NO2. Поскольку в газовую смесь ввели 20 мл кислорода, а изменение объема составляет 15 мл, то можно утверждать, что в реакцию с кислородом оксид азота вступил полностью (1 балл).
3. Согласно уравнению реакции молярное соотношение оксида азота и кислорода равно 2:1. Это позволит определить объем оксида азота в начальной смеси газов:
где V(NO) и V(NO2) – объемы NO и O2, мл (н. у.)
V(NO)=2∙15=30 мл. (1 балл)
4. Найдем объемную долю оксида азота (%):
(2 балла)
Итого: 5 баллов
8 класс
Задание 1. ТЕСТ (3,5 балла)
Выберите один правильный ответ(1 балл за каждый ответ)
1. Мельчайшая частица вещества, являющаяся носителем его химических свойств, называется:
1. крупинка 2. кристаллик 3. атом 4. молекула
2. Какой элемент назван в честь небесного тела - спутника Земли:
1. Со - кобальт 2. Те - теллур
3. Sе - селен 4. U - уран
3.
Одним из первых металлических сплавов, которые человек начал использовать в глубокой древности, является:
1. сталь; 2. бронза; 3. дюралюминий; 4. чугун; 5. победит.
4. К чистым веществам относится:
1. уксус 2. дистиллированная вода
3. воздух 4. молоко
5. Является веществом:
1. капля росы; 2. медная монета;
3. кусочек мела; 4. ртуть.
6.Одинаковую относительную массу имеют вещества, формулы которых:
1. CuSO 4 и CuS 2. CuS и CuO
3. CuO и Cu 2 S 4. CuSO 4 и Cu 2 S
7. Укажите простое вещество, которое не является металлом:
1. олово; 2. фосфор; 3. ртуть; 4. магний; 5. медь.
Задание 2. (2 балла)
В начале ХХ столетия геологи зашифровали на картах места открытия руд ценных металлов при помощи координат химических элементов в Периодической системе. Арабской цифрой указывали номер периода, а римской – номер группы. Кроме того, в записях были еще буквы русского алфавита – А и Б. На одной из старых картах карт нашли обозначения: 4VIБ, 4VIIIБ2, 6IБ, 6IIБ. Задание: Расшифруйте записи геологов.
Задание 3. (6 баллов)
Предложите несколько вариантов (не более трех) решения цепочки реакций А→ Б → В и составьте уравнения реакций к данной схеме. Вещества А, Б, В – сложные неорганические соединения, относящиеся к разным классам соединений.
Задание 4. (3 балла)
Кто из нас не мечтал разыскать сокровища, спрятанные когда-то, в глубине веков, морскими пиратами?! Если разгадаете головоломку, то узнаете, как наверняка найти настоящий клад.
Задание 5. (4 балла)
Чтобы золушка не смогла поехать на бал, мачеха придумала ей работу: она смешала соль с мелкими гвоздями, деревянными стружками и речным песком и велела золушке очистить соль, а гвозди сложить в отдельную коробку. Золушка быстро справилась с заданием и успела поехать на бал. Объясните, как можно быстро выполнить задание мачехи.
Задание 6. (6 баллов)
В природе железо образует ряд минералов. Это магнетит Fe 3 O 4 , гематит Fe 2 O 3 лимонит 2Fe 2 O 3 3Н 2 О. В каком из минералов массовая доля железа наибольшая.
Всероссийская олимпиада школьников по химии (2016-2017)
Школьный этап
9 класс
Задание 1. ТЕСТ (3 балла)
К каждому заданию даны несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный ответ. Запишите номер задания и поставьте номер выбранного ответа.
1. Наибольшую молекулярную массу имеет
1) BaCl 2 2) ВаS0 4 3) Ва 3 (Р0 4) 2 ; 4) Ва 3 Р 2 .
2. Сумма коэффициентов в молекулярном уравнении реакции
(СuОН) 2 СО 3 + НС1 = СuС1 2 + СО 2 + ...
1) 10: 2) 11; 3) 12; 4) 9.
3. Количество вещества (моль), содержащееся в 6,255 г хлорида фосфора (V)
1) 0,5; 2) 0,3; 3) 0,03; 4) 0,15.
4. Число протонов и нейтронов в ядре изотопа 40 К
1) р = 20, n=19; 2) р = 40, n = 19;
3) р= 19, n = 21: 4) р = 21,n=19.
5. Реакция, в результате которой выпадает осадок
1) КОН + НС1; 2) К 2 С0 3 + Н 2 S0 4 ;
3) Cu(OH) 2 +HNO 3 ; 4) Nа 2 S + Рb(N0 3) 2 .
6. В 250 мл воды растворили 150 г хлорида кальция. Массовая доля соли в растворе (в процентах) равна:
1) 60; 2) 37,5; 3) 75; 4) 62,5
Задание 2. (7 балла)
Дана цепочка превращений:
X → XO 2 → XO 3 → H 2 XO 4 → K 2 XO 4
K 2 XO 3 KMnO4/H+
Определите элемент Х. Напишите уравнения соответствующих реакций.
Задание 3. (3 балла)
Напишите уравнения реакций, при помощи которых, используя простые вещества кальций, фосфор и кислород, можно получить фосфат кальция.
Задание 4. (3 балла)
Сумма протонов, нейтронов и электронов в атоме равна 42. Число нейтронов равно числу протонов. Определите химический элемент. Дайте объяснения.
Задание 5. (3 балла)
При взаимодействии 9,6 г оксида металла (III) с серной кислотой образуется 24 г сульфата металла (III). Определите металл.
Задание 6. (5 баллов)
В четырех пронумерованных склянках находятся растворы: гидроксида натрия, хлорида натрия, соляной кислоты и фенолфталеина. Как определить, в какой склянке какое вещество находится, не используя дополнительных реактивов, но имея достаточное количество пустых пробирок. Напишите уравнения проведенных реакций.
Всероссийская олимпиада школьников по химии (2016-2017)
Школьный этап
10 класс
Задание 1. (8 баллов)
Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения: пропан → 2-хлорпропан → пропен → 1,2-дихлорпропан → пропин → → пропен → пропанол-2 → 2-бромпропан → 2,3-диметилбутан.
Задание 2 . (3 балла)
KMnO 4 + H 2 O 2 + H 2 SO 4 = K 2 SO 4 + MnSO 4 + H 2 O + O 2 .
Задание 3 . (7 баллов)
При нагревании навески некоторого твердого вещества А образуется 5,6 г твердого вещества Б и газ В . Б растворили в воде, при этом образовался раствор, содержащий 7,4 г вещества Г . В пропустили через избыток раствора вещества Д , в результате чего образовалось 13,8 г вещества Е . При взаимодействии последнего в водном растворе с Г образуется А и Д . Определите все вещества.
Задание 4. (5 баллов)
К раствору 6,75 г смеси хлоридов меди (II) и цинка прибавили избыток раствора гидроксида натрия. Выпавший осадок отделили, прокалили и получили при этом 2 г сухого остатка. Определите процентный состав смеси.
Задание 5. (5 баллов)
В 1862 г. М. Бертло синтезировал газ при пропускании водорода через электрическую дугу между двумя угольными электродами. Ученый определил его состав и дал ему название.
1) Определите формулу газа, если массовые доли элементов в соединении составляют: С- 92,3%, Н – 7,7%. Относительная плотность паров этого вещества по водороду равна 13. Запишите структурную формулу вещества и назовите его по систематической и тривиальной номенклатуре.
2) Запишите уравнение реакции получения этого газа в промышленности.
3) Запишите уравнения реакций взаимодействия этого вещества с избытком водорода и брома.
4) Запишите уравнение реакции взаимодействия этого газа с веществом Х, если в ходе реакции образуется вещество У желтоватого цвета, способное взрываться от удара.
Задание 6. (8 баллов)
В четырех пронумерованных пробирках находятся растворы хлорида бария, карбоната натрия, сульфата калия и хлороводородная кислота. Предложите способ распознавания веществ без использования дополнительных реактивов. Напишите уравнения реакций.
Всероссийская олимпиада школьников по химии (2016-2017)
Школьный этап
11 класс
Задание 1. (6 баллов)
Осуществите следующие превращения. Назовите продукты реакции, укажите условия их проведения. Определите неизвестное вещество.(6 баллов)
С 6 Н 14 → → → Х→ → CH 3 COOCH 2 C 6 H 5
Задание 2. (3 балла)
Расставьте коэффициенты в схемах следующих реакций методом электронного баланса
KMnO 4 + H 2 O 2 + H 2 SO 4 = K 2 SO 4 + MnSO 4 + O 2 +….
Задание 3. (5 баллов)
Космический корабль потерпел аварию и совершил посадку на неизвестную планету. Командир корабля поручил одному из космонавтов определить состав атмосферы. В распоряжении космонавта оказались лишь яблоко, малахитовая шкатулка, известковая вода. Он установил, что разрезанное яблоко не изменяется в атмосфере планеты, известковая вода не мутнеет, а при нагревании малахита образуется красный порошок. К какому выводу пришел космонавт и почему.
Задание 4. (5 баллов)
Сожгли смесь пропана и этана объемом 6,72 л. Продукт сгорания пропустили в известковую воду. При этом образовался осадок массой 80г. Определите процентный состав смеси.
Задание 5. (5 баллов)
Сожгли 2, 3 г неизвестного вещества, при этом образовалось 2, 24 л углекислого газа и 2, 7 г воды. Напишите молекулярную и структурную формулу данного вещества, если плотность его паров по азоту равна 1,64.
Задание 6. (8 баллов)
В пяти пронумерованных пробирках находятся растворы следующих веществ: KCL, KОН, K 2 CO 3 , H 2 SO 4 , ZnSO 4 . Предложите способ распознавания веществ без использования дополнительных реактивов. Напишите уравнения реакций.
Ключи
Всероссийская олимпиада школьников по химии (2016-2017)
Школьный этап
8 класс (макс. 24,5 баллов)
Задание 1. 3,5 балла (0,5 балла за каждое задание)
Задание 2. 2 балла (0,5 балла за каждый элемент)
Координаты 4VIБ в Периодической системе означают 4-й период и VIБ – группу, элемент хром 4VIIIБ2 – 4-й период, VIIIБ2 - группу, элемент никель 6IБ – 6-й период, IБ – группа, элемент – золото 6IIБ – 6-й период, IIБ – группа, элемент ртуть .
Задание 3. 6 баллов (1 балл за каждую реакцию)
Варианты решения задания могут быть различными, например: CuCl 2 →Cu(OH) 2 →CuO (не более трех вариантов)
1) CuCl 2 + 2NaOH → Cu(OH) 2 ↓ + 2NaCl 2) Cu(OH) 2 → CuO + H 2 O
Задание 4. 3 балла
Если расположить символы химических элементов в порядке возрастания их порядковых номеров, то из набора букв, записанных рядом с химическими знаками, получится фраза: «Хороший друг – это настоящий клад».
Задание 5. 4 балла
Древесные стружки от мелких железных гвоздей можно разделить при помощи магнита - 1 балл
Сахар с речным песком растворить в воде – 1 балл
Профильтровать - 1 балл
Выпарить воду – 1 балл
Задание 6. 6 баллов
1) Fe 3 O 4 2 балла
2Fe 2 O 3 3H 2 O
Ключи
Всероссийская олимпиада школьников по химии (2016-2017)
Школьный этап
9 класс (макс. 24 балла)
Задание 1. 3 балла (0,5 балла за каждое задание)
Задание 2 7 баллов (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Элемент Х – сера S 0,5 баллов
S + О 2 = SО 2 1 балл
2SО 2 + О 2 = 2SО 3 1 балл
SО 3 + Н 2 О = Н 2 SO 4 + Q 1 балл
Н 2 SO 4 + 2KOH = K 2 SO 4 + 2H 2 O 1 балл
SО 2 + 2KOH = K 2 SO 3 +H 2 O 1 балл
2KMnO 4 + 5K 2 SO 3 + 3 H 2 SO 4 = 2MnSO 4 + 6K 2 SO 4 + 3 H 2 O 1,5 балла (уравнение
– 1 балл, коэффициенты – 0,5 балла)
Задание 3 3 балла
4 Р + 5О 2 = 2 Р 2 О 5 1 балл
2 Сa + O 2 = 2 CaO 1 балл
3 СaO + P 2 O 5 = Ca 3 (PO 4) 2 1 балл
Задание 4 3 балла
Число протонов РАВНО числу электронов. Так как (по условию) число протонов равно числу нейтронов, следовательно, нейтроны = протоны = электроны, следовательно, 42:3=14. – 1 балл
Мы знаем число протонов, нейтронов и электронов. Число электронов равно порядковому номеру элемента, следовательно, это элемент под номером 14 - Si (кремний). – 1 балл
28 Si - электронов - 14, протонов - 14, нейтронов - 28-14 = 14. – 1 балл
Задание 5 3 балла
Me 2 O 3 + 3 H 2 SO 4 = Me 2 (SO 4) 3 + 3 H 2 O 1 балл
1 моль 1 моль
(2х + 48) г /моль (2х + 288) г/ моль
n (X) = m (X) / M (X)
n (Me 2 O 3) = n (Me 2 (SO 4) 3)
9, 6 / 2х + 48 = 24 / 2х + 288;
х = 56 (Fe –железо) 2 балла
Задание 6 5 баллов
Раствор фенолфталеина готовится с использованием этилового спирта и поэтому имеет характерный запах | ||
Фенолфталеин приливают к трем веществам, в гидроксиде натрия появляется малиновая окраска. NaOН = Na + + OH - при добавлении фенолфталеина появление малиновой окраски. | ||
Окрашенный фенолфталеином раствор разливают в две пробирки и приливают два других раствора NaOH +HCl = H 2 O + NaCl – исчезновение малиновой окраски В пробирке - HCl | ||
Оставшийся раствор – хлорид натрия |
Ключи
Всероссийская олимпиада школьников по химии (2016-2017)
Школьный этап
10 класс (макс. 36 баллов)
Задание 1. 8 баллов (по 1 за каждое уравнение)
Уравнения реакций:
1. CH 3 –CH 2 –CH 3 + Cl 2 → CH 3 –CHCl–CH 3 + HCl (hν, to)
2. CH 3 –CHCl–CH 3 + KOH(спирт.р-р) → СН 3 –СН=СН 2 + KCl + H 2 O
3. СН 3 –СН=СН 2 + Cl 2 → СН 3 –СНCl–СН 2 Cl
4. СН 3 –СНCl–СН 2 Cl + 2 KOH(спирт.р-р) → СН 3 –С≡СН + 2 KCl + 2 H 2 O
5. СН 3 –С≡СН + H 2 → СН 3 –СН=СН 2 (to, p, kt)
6. СН 3 –СН=СН 2 + HOH → СН 3 –СН(OH)–СН 3 (to, p, kt)
7. СН 3 –СН(OH)–СН 3 + HBr → СН 3 –СНBr–СН 3 + H 2 O (при to)
8. 2 СН 3 –СНBr–СН 3 + 2 Na → СН 3 –СН(CH 3)–CH(CH 3)–СН 3 + 2 NaBr
(рекция Вюрца)
Задание 2. 3 балла
2KMnO 4 + 5H 2 O 2 + 3H 2 SO 4 = K 2 SO 4 + 2MnSO 4 + 8H 2 O + 5O 2 – 2 балла
электронный баланс:
Задание 3. 7 баллов (по 0,5 балла за каждое вещество, по 1 баллу за реакцию)
Определены все вещества: А – карбонат кальция, Б – оксид кальция, В – углекислый газ, Г – гидроксид кальция, Д – гидроксид калия, Е – карбонат калия
Составлены уравнения реакций: СаСО 3 → СаО + СО 2 СаО + Н 2 О → Cа(ОН) 2
СО 2 + 2КОН → К 2 СО 3 + Н 2 О К 2 СО 3 + Cа(ОН) 2 → СаСО 3 + 2КОН
Задание 4. (5 баллов)
CuCL 2 + 2 NaOH = Cu(OH) 2 ¯ + 2NaCL | ||
ZnCL 2 + 4 NaOH = Na 2 [ Zn(OH) 4 ] + 2NaCL | ||
Cu(OH) 2 = CuO+ H 2 O | 0.5 – балла |
|
Рассчитаем количество вещества оксида меди (II): N(CuO) = 2 г / 80г/моль = 0, 025 моль | 0.5 – балла |
|
Значит, CuCL 2 было также 0, 025 моль | 0.5 – балла |
|
Отсюда масса CuCL 2 равна: m (СuCL 2) = 0,025 моль · 136 г/моль= 3, 375 г | 0.5 – балла |
|
масса ZnCL 2 6,75 г – 3, 375 г = 3, 375 г | 0.5 – балла |
|
Состав смеси: 50% CuCL 2 и 50% ZnCL 2 | 0.5 – балла |
|
Задание 5. 5 баллов
1) М r (С х Н у)= 13х2=26 x: y = 92,3/12: 7,7/1 =1:1 СН- простейшая формула. 0,5 балла
Истинная формула С 2 Н 2 СН≡СН этин, ацетилен 0,5 балла
2) 2СН 4 → С 2 Н 2 + 3Н 2 (1500 0) 1 балл
3) СН≡СН + 2Н 2 → СН 3 – СН 3 (Темп., кат.) 1 балл
СН≡СН + 2Br 2 → СНBr 2 – СНBr 2 1 балл
4) СН≡СН + 2 OH → AgC ≡ CAg↓ + 4 NH 3 + 2 H 2 O 1 балл
Задание 6. 8 баллов
Составлена таблица мысленного эксперимента
выпадает осадок белого цвета | выпадает осадок белого цвета | без изменений |
||
выпадает осадок белого цвета | Без изменений | выделяется газ без цвета и запаха |
||
выпадает осадок белого цвета | Без изменений | Без изменений |
||
Без изменений | Выделяется газ без цвета и запаха | Без изменений |
Приведены уравнения реакций в молекулярном и ионном виде:
BaCl 2 + Na 2 CO 3 → BaCO 3 ↓ + 2NaCl;
Na 2 CO 3 + 2HCl → 2NaCl + CO 2 + H 2 O
BaCl 2 + K 2 SO 4 = BaSO 4 ↓ + 2KCl;
Указания по оцениванию
За составление таблицы – 1 балл
За таблицу мысленного эксперимента - 4 балла
За каждое правильно составленное молекулярное уравнение по 1 балла (3 уравнения) – 3 балла
Ключи
Всероссийская олимпиада школьников по химии (2016-2017)
Школьный этап
11 класс (макс. 32 балла)
Задание 1. 6 баллов
С 6 Н 14 →С 6 Н 6 + 4 Н 2 | ||
С 6 Н 6 + CH 3 Cl → С 6 Н 5 - CH 3 + HCl (кат.AlCl 3 t) | ||
С 6 Н 5 - CH 3 + Cl 2 → С 6 Н 5 – CH 2 Cl + HCl (на свету) | ||
С 6 Н 5 – CH 2 Cl + NaOH → С 6 Н 5 – CH 2 OH + NaCl (водн. р-р) | ||
С 6 Н 5 – CH 2 OH + СН 3 СООН → CH 3 COOCH 2 C 6 H 5 + Н 2 О (в присут. H 2 SO 4) | ||
X 1 - С 6 Н 5 – CH 2 Cl |
Задание 2. 3 балла
2KMnO 4 + 5H 2 O 2 + 3H 2 SO 4 = K 2 SO 4 + 2MnSO 4 + 5O 2 + 8H 2 O 2 балла
электронный баланс:
Mn +7 + 5e = Mn +2 ----x2 восстановление, окислитель 0,5 балла
2O -1 - 2e = O2 0 -------x5 окисление, восстановитель 0,5 балла
Задание 3. 5 баллов
Яблоко не изменилось – нет кислорода. | ||
Известковая вода не мутнеет – нет углекислого газа. | ||
При нагревании малахит разлагается на оксид меди, воду, углекислый газ. Cu 2 (OH)CO 3→ 2CuO + H 2 O + CO 2 | ||
CuO + H 2 → Cu +H 2 O | ||
CuO + CO→Cu +CO 2 | ||
3CuO + 2NH 3→ 3Cu + N 2 +3H 2 O | ||
Атмосфера может содержать: водород, оксид углерода(II), азот. |
Задание 4. 5 баллов
С 2 Н 6 + 7\2О 2 = 2 СО 2 + 3Н 2 О | 0,5 – балла |
|
С 3 Н 8 + 2О 2 = 2 СО 2 + 3Н 2 О | 0,5 – балла |
|
СО 2 + Са (ОН) 2 = СаСО 3 + Н 2 О | 0,5 – балла |
|
υ (смеси) = 6.72 л: 22. 4 л\моль = 0. 3 моль | ||
υ (СаСО 3) = 80 г: 100 г\моль = 0. 8 моль | ||
х +у =0.3 х= 0.3 - у х= 0.3 - у х= 0.1 2х + 3у = 0.8 2(0.3 - у) + 3 у = 0.8 у=0.2 ω (С 2 Н 6) = 0.1: 0.3 = 0.33 или 33% ω (С 3 Н 8) = 67% | 0,5 – балла |
Задание 5 . 5 баллов
Находим молярную массу в-ва М= 28* 1.64 = 46 | ||
Находим массу углерода М=2.24\22,4 * 12= 1,2 | ||
Находим массу водорода М=2,7*2\18= 0.3 | ||
2.3- (1.2+0.3)=0.8- масса кислорода | ||
а:в:с= 1,2\12:0,3\1: 0.8\16= 0.1: 0.3:0.5= 2:6:1 | ||
Задание 6. 8 баллов
Сливаем вещества поочередно
Разогрев пробирки | 1 балл |
||||
Выделение газа 1 балл | |||||
Разогрев пробирки 1 балл | Выделение газа | ||||
Выпадение осадка, затем растворение | |||||
H 2 SO 4 +2 KОН = 2H 2 О + K 2 SO 4 | |||||
K 2 CO 3 + H 2 SO 4 = K 2 SO 4 + H 2 О + CO 2 | |||||
ZnSO 4 + 2 KОН= Zn(ОН) 2 + K 2 SO 4 | |||||
2 KОН= Zn(ОН) 2 = К 2 | |||||
Составление таблицы | |||||
« МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС Задания, ответы, критерии оценивания Общие указания: если в...»
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО ХИМИИ. 2016–2017 уч. г.
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС
Задания, ответы, критерии оценивания
Общие указания: если в задаче требуются расчёты, они обязательно должны
быть приведены в решении. Ответ, приведённый без расчётов или иного
обоснования, не засчитывается.
В итоговую оценку из 6 задач засчитываются 5 решений, за которые участник набрал наибольшие баллы, то есть одна из задач с наименьшим баллом не учитывается.
1. (10 баллов) Ионные реакции Завершите приведённые ниже сокращённые ионные уравнения реакций с коэффициентами. Все неизвестные частицы обозначены многоточиями.
а) … + 2… Cu(OH)2 б) … + 2OH– + … BaSO3 + …
в) Pb2+ + … … + 2H+
г) H+ + … CO2 + … д) 3H+ + … Al3+ + 3… Для каждого сокращённого ионного уравнения приведите по одному уравнению в молекулярной форме.
Cu2+ + 2OH– Cu(OH)2 а) CuCl2 + 2KOH Cu(OH)2 + 2KCl Ba2+ + 2OH– + SO2 BaSO3 + H2O б) Ba(OH)2 + SO2 BaSO3 + H2O Pb2+ + H2S PbS + 2H+ в) Pb(NO3)2 + H2S PbS + 2HNO3 H+ + HCO3– CO2 + H2O г) HCl + NaHCO3 NaCl + CO2 + H2O 3H+ + Al(OH)3 Al3+ + 3H2O д) 3HCl + Al(OH)3 AlCl3 + 3H2O Критерий оценивания.
Каждое уравнение (сокращённое ионное или молекулярное) – по 1 баллу.
Всего за задачу – 10 баллов.
© ГАОУ ДПО ЦПМ. Публикация в Интернете или печатных изданиях без 1 письменного согласия ГАОУ ДПО ЦПМ запрещена.
Всероссийская олимпиада школьников по химии. 2016–2017 уч. г.
Муниципальный этап. 9 класс 2. (10 баллов) Взаимодействие растворов При смешении равных масс растворов хлорида бария и карбоната натрия образовалось 13,79 г осадка Х и раствор вещества Y. Определите неизвестные вещества и запишите уравнение реакции. Найдите массу вещества Y и его массовую долю в конечном растворе, если известно, что при добавлении к нему серной кислоты никаких изменений не наблюдается, а массовая доля карбоната натрия в исходном растворе в 1,7 раза больше массовой доли вещества Y в конечном растворе.
При взаимодействии растворов хлорида бария и карбоната натрия протекает реакция:
BaCl2 + Na2CO3 = BaCO3 + 2NaCl.
X – BaCO3, Y – NaCl.
Так как фильтрат не реагирует с серной кислотой, он не содержит ни избытка карбонат-ионов, ни избытка ионов бария. Это означает, что оба вещества прореагировали полностью.
Проведём расчёт по уравнению реакции:
n(BaCO3) = 13,79 / 197 = 0,07 моль, n(Na2CO3) = 0,07 моль, m(Na2CO3) = 0,07106 = 7,42 г, n(NaCl) = 0,14 моль, m(NaCl) = 0,1458,5 = 8,19 г.
Пусть масса каждого из двух смешанных растворов равна x г, тогда масса конечного раствора равна (2x – 13,79) г (осадок BaCO3 не входит в состав раствора).
Массовая доля карбоната натрия в исходном растворе:
–  –  –
3. (10 баллов) Электроны химических связей Приведите по одному примеру молекул, у которых в образовании ковалентных химических связей участвуют:
а) все электроны молекулы;
б) больше половины электронов молекулы;
в) ровно одна треть от общего числа электронов молекулы.
Ответы обоснуйте. Для каждой молекулы опишите электронную конфигурацию атома с наибольшим порядковым номером.
а) Только в одном элементе, способном к образованию химических связей, нет внутренних электронов – это водород H. В молекуле H2 оба электрона (т. е., все электроны молекулы) участвуют в образовании связи H–H.
Других таких молекул нет.
Электронная конфигурация атома водорода: 1s1.
б) Чем больше в молекуле атомов водорода, тем большая доля электронов от их общего числа в молекуле участвует в ковалентных связях. Кроме водорода имеет смысл рассматривать только элементы 2-го периода, так как у них относительно немного внутренних электронов. Перечислим летучие водородные соединения неметаллов 2-го периода (за исключением бора) с указанием числа электронов:
CH4 – всего 10 электронов, 4 химические связи, образованные 8 электронами.
8/10 1/2, подходит.
NH3 – всего 10 электронов, 3 химические связи, образованные 6 электронами.
6/10 1/2, подходит.
H2O – всего 10 электронов, 2 химические связи, образованные 4 электронами.
4/10 1/2, не подходит.
HF – всего 10 электронов, 1 химическая связь, образованная 2 электронами.
2/10 1/2, не подходит.
Таким образом, возможные правильные ответы – CH4 или NH3.
Электронные конфигурации центральных атомов:
C – 1s2 2s2 2p2, N – 1s2 2s2 2p3 (принимается также распределение по энергетическим уровням: 2 – 4 для углерода и 2 – 5 для азота).
в) Число электронов, участвующих в образовании ковалентных связей, чётное. Тогда общее число электронов в молекуле должно быть кратным 6:
6, 12, 18 и т. д. Молекул с 6 электронами нет (BeH2 имеет немолекулярное строение). 12 электронов имеет неустойчивая молекула C2, связь в которой – © ГАОУ ДПО ЦПМ. Публикация в Интернете или печатных изданиях без 3 письменного согласия ГАОУ ДПО ЦПМ запрещена.
Всероссийская олимпиада школьников по химии. 2016–2017 уч. г.
Муниципальный этап. 9 класс двойная. Формально, C2 – правильный ответ. 18 электронов и 3 ковалентные связи – в молекуле PH3, которая и является основным правильным ответом.
Электронная конфигурация атома P: 1s2 2s2 2p6 3s2 3p3 (или 2 8 5).
Ответ. а) H2; б) CH4 или NH3; в) PH3.
Критерии оценивания:
а) 3 балла – из них 2 балла за формулу с подсчётом электронов и 1 балл за электронное строение (только формула без подсчёта электронов – 0 баллов).
б) 3 балла – из них 2 балла за формулу с подсчётом электронов и 1 балл за электронное строение (только формула без подсчёта электронов – 0 баллов).
в) 4 балла – из них 3 балла за формулу с подсчётом электронов и 1 балл за электронное строение (только формула без подсчёта электронов – 0 баллов).
Всего за задачу – 10 баллов.
4. (10 баллов) Цветные реакции Бирюзовый осадок Х массой 7,74 г, выделившийся при добавлении небольшого количества раствора гидроксида натрия к водному раствору сульфата меди(II), при прокаливании образует 4,80 г чёрного порошка Y, который при нагревании в токе водорода изменяет окраску, превращаясь в розово-красный порошок Z массой 3,84 г.
1. Определите вещества Х, Y, Z и назовите их. Ответ подтвердите расчётами.
2. Приведите уравнения всех описанных выше реакций.
3. Запишите уравнения реакций Х с серной кислотой и с гидроксидом калия.
1. Розово-красный порошок Z, образовавшийся при восстановлении водородом, – это простое вещество медь.
n(Cu) = 3,84/64 = 0,06 моль.
Вещество Y представляет собой оксид меди. Если предположить, что в формульной единице оксида содержится один атом меди, то n(Y) = n(Cu) = 0,06 моль, тогда M(Y) = 4,8/0,06 = 80 г/моль, что соответствует оксиду меди CuO.
Используя такое же предположение, рассчитаем молярную массу Х. Она равна 7,74/0,06 = 129 г/моль, что не соответствует молярной массе гидроксида меди.
Тогда разумно предположить, что Х представляет собой основную соль. Если в формульной единице Х содержится два атома меди, то М(Х) = 7,74/0,03 = 258 г/моль, что соответствует формуле Cu2(OH)2SO4.
Итак, X – Cu2(OH)2SO4, сульфат дигидроксидимеди(II), или основный сульфат меди(II), или сульфат гидроксомеди. Принимается любое из этих названий.
Y – CuO, оксид меди(II).
Z – Cu, медь.
–  –  –
2CuSO4 + 2NaOH = Cu2(OH)2SO4 + Na2SO4 2.
2Cu2(OH)2SO4 = 4CuO + 2SO2 + O2 + 2H2O CuO + H2 = Cu + H2O
3. Cu2(OH)2SO4 + H2SO4 = 2CuSO4 + 2H2O Cu2(OH)2SO4 + 2KOH = 2Cu(OH)2 + K2SO4.
–  –  –
5. (10 баллов) Анализ жидкости В две колбы с тёплой водой поместили по 13,5 г бесцветной кислородсодержащей жидкости, состоящей из трёх элементов. Через некоторое время, когда реакция закончилась, растворы подвергли анализу. Полученные растворы имели кислую реакцию. В первую колбу прилили избыток раствора хлорида бария, при этом выделилось 23,3 г белого кристаллического осадка. Во вторую колбу добавили избыток раствора нитрата серебра. Масса выпавшего творожистого осадка составила 28,7 г.
Определите формулу неизвестной жидкости. Запишите уравнения протекающих химических реакций.
–  –  –
6. (10 баллов) Школьный эксперимент В школьной лаборатории собрали прибор, как это показано на рисунке.
В колбу 1 поместили небольшие кусочки сульфида железа(II) и прилили соляную кислоту. Выделяющийся газ пропустили через склянку 2, заполненную безводным хлоридом кальция. В колбе 6 к порошку сульфита натрия прилили концентрированную серную кислоту. Выделяющийся газ пропускали через склянку 7 с концентрированной серной кислотой. Оба газа поступали в колбу-реактор 3, направление движения газов показано на рисунке стрелками.
Избыток газов поступал по газоотводной трубке 8 в поглотительную склянку 9.
Когда колба-реактор 3 была заполнена смесью газов, никаких изменений не наблюдалось. Однако после того, как открыли зажим 5 и прилили небольшое количество воды из воронки 4, в колбе 3 началась реакция. Пространство в этой колбе заполнилось дымом, а через некоторое время на её стенках образовался плотный налёт жёлтого цвета.
1. Какие газы получали в колбах 1 и 6? Ответ подтвердите уравнениями реакций.
2. С какой целью выделяющиеся газы пропускали через склянки 2 и 7?
Допустимо ли склянку 2 тоже заполнить концентрированной серной кислотой?
Ответ поясните.
3. Какая реакция протекала в колбе 3 после того, как туда была добавлена вода?
Какое вещество осело на стенках колбы? Напишите соответствующее уравнение.
4. Какие вещества можно использовать для заполнения поглотительной склянки 9?
Приведите два примера таких веществ и обоснуйте свой ответ.
Похожие работы:
«Лабораторная работа №10 Свойства атомных ядер Цель лабораторной работы дать более углубленное представление о материале, изучаемом на лекциях и семинарских занятиях по ядерной физике, научить студента пользоваться современными базами данных в научноисследовательской работе.1. N–Z диаграмма...»
«Елисеев Алексей Викторович ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА И ХАРАКТЕРИСТИК НАЗЕМНЫХ ЭКОСИСТЕМ ПРИ НАЛИЧИИ АНТРОПОГЕННОГО И ЕСТЕСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 25.09.29 Физика атмосферы и гидросферы Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора физико–математических наук Москва 2010 Работа выполнена в Уч...»
«щ ш М.Н. И льясов С борник домаш них заданий по высшей математике Учебно-МГетодическое пособи* I М.Н. И л ь я со в Сборник домашних заданий iio высшей математике Учебно-методическое пособи^ 2 часть Павлодар ББК 22.1 УДК 51(075.8) И 49 Министерс...» ОКЕАНОГРАФИЯ. Объектом исследования являются морские акватории. Цель работы – исследование закономерностей изменения состояния акваторий морей и океанов. В процессе работы осуществлялось исследова...» исследований (методы описания, сравнения, картографический, математический, аэрокосмический, геофизический, геохимический), овладение студентами знаний о методах и спос...»
2017 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - электронные материалы»
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.
С 30 марта по 5 апреля в Саранске на Национального исследовательского Мордовского Государственного Университета имени Н.П. Огарёва прошел заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по химии. На олимпиаду приехали учащиеся 9, 10 и 11 классов из 54 субъектов Российской Федерации: Астраханской области, Хабаровского края, Ямало-Ненецкого автономного округа, Москвы, Санкт-Петербурга, Свердловской, Новосибирской областей и других регионов страны – всего 245 школьников.
30 марта состоялось торжественное открытие олимпиады. С напутственным словом для участников олимпиады выступила Заместитель Председателя Правительства Республики Мордовия, курирующая вопросы социальной сферы, Галина Алексеевна Лотванова, ректор Национального исследовательского Мордовского Государственного Университета имени Н.П. Огарёва Сергей Михайлович Вдовин и декан химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, академик РАН, председатель жюри заключительного этапа Всероссийской Олимпиады Школьников по химии Валерий Васильевич Лунин.
31-го марта и 1-го апреля проходили теоретические туры в аудиториях Национального исследовательского Мордовского Государственного Университета имени Н.П. Огарёва, а 2-го апреля - практический тур олимпиады. 3-го апреля состоялся показ работ, на котором школьники ознакомились со своими результатами и имели возможность обсудить с членами жюри ход решения задач и уточнить интересующие их вопросы. 4-го апреля участники олимпиады посетили промышленные предприятия г.Саранска.
5 апреля состоялась церемония закрытия. Участников и организаторов олимпиады поприветствовал Глава Республики Мордовия Владимир Дмитриевич Волков. Он также поздравил и вручил подарки участникам и педагогам, дни рождения которых пришлись на период проведения заключительного этапа Всероссийской Олимпиады Школьников по химии.
Жюри олимпиады определило 19 сильнейших ребят из Боровичей, Вологды, Дмитровграда, Ижевска, Казани, Липецка, Москвы, Нижнекамска, Новосибирска, Санкт-Перебурга, Саранска и Тюмени ставших победителями. Еще 91 школьник из разных городов России стал призёром Олимпиады. Дипломы призёров вручали члены жюри Ольга Валентиновна Архангельская и Владимир Ильич Теренин, а также ректор Национального исследовательского Мордовского Государственного Университета имени Н.П. Огарёва Сергей Михайлович Вдовин. Дипломы победителей вручал декан химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, академик РАН Валерий Васильевич Лунин.
Следует отметить абсолютного победителя из 9 класса Шишкина Алексея из г.Самара, набравшего в общей сложности 248 баллов из 250, и ученика 8-го класса Терлякова Станислава из г.Москвы ставшего призёром среди участников из 10 класса и ученика 8-го класса Давлетбаева Тимура из Уфы, ставшего победителем среди девятиклассников.
Из числа победителей жюри олимпиады отобрало ребят для участия в 51-й Международной Менделеевской олимпиаде, которая пройдёт 23-29 апреля в Астане (Казахстан). Из победителей и призеров также сформированы команды для летних и зимних сборов к Международной (Всемирной) олимпиаде.
Победители олимпиады
Задания и решения
I ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ТУР
Задания | Решения |
II ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ТУР
Задания | Решения |
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ТУР
Задания и решения |