Зимний Байкал - это голубой лед в марте (8 фото). Озеро Байкал зимой
Кто из нас не любит отдыхать… А тем более - отдыхать красиво, наслаждаясь прелестями природы… Наша страна славится различными курортами, которые ни капли не уступают зарубежным. Это относится и к зимнему отдыху.
Одно из великолепнейших мест, где полноценно можно насладиться прелестями настоящей русской зимы - это Сибирь. Если очень сильно захотеть, то можно и порыбачить, покататься на лыжах или на лошадках и попробовать многое другое - такой отдых можно назвать экстремальным. Это потрясающее наслаждение и масса впечатлений. Созерцание удивительнейшей природы вокруг дает удивительное и непередаваемое ощущение умиротворения.
Главная достопримечательность - озеро Байкал зимой, фото которого можно увидеть ниже. Это чистейшее озеро завораживает своей красотой. Прозрачный голубой лед так и манит прогуляться по нему. Но обо всем по порядку.
Природа на Байкале зимой
Байкал является одним из самых глубоких и больших озер в мире. Именно он содержит пятую часть пресной воды всего мира. Приехав на Байкал зимой, в первую очередь вы ощутите разницу в воздухе. Он настолько чистый, что не можешь надышаться. Уже одно это приведет вас в восторг. Затем взору откроется прекрасный пейзаж. Солнце играет бликами на присыпанных снегом горах. Пушистый хвойный лес. Голубое чистое небо. Прозрачная гладь озера.
Те, кто ни разу не был на Байкале, могут задаться вопросом о том, замерзнет ли Байкал зимой. Ответ - да! Просто потрясающий Байкал зимой, лед застывает медленно, зато потом он становится настолько крепким, что по нему можно передвигаться даже на грузовике. Это позволяет посетить те места, которые недоступны для туристов в летнее время года.
Чудеса, которые вы увидите, - это:
- Бирюзовые ледяные глыбы, похожие на осколки стекла. Они возвышаются над озером, напоминая драгоценные камни.
- Стоя на льду, становится немного страшно, когда понимаешь, что под тобой сотни метров воды.
- Ночное небо усыпано звездами, словно кто-то рассыпал блестки на черном листе бумаги.
- А какие здесь рассветы… Красное солнце, поднимаясь над голубым льдом Байкала, дает такое сочетание красок и отблесков, что начинаешь понимать, насколько же все совершенно и гармонично создано в этом мире.
Если вы решили выбрать самостоятельный отдых на Байкале зимой, то есть несколько мест, которые мы советуем вам посетить.
Иркутский музей «Тальцы»
Этот музей находится на 47 км Байкальского тракта. Он расположен под открытым небом и считается у нас в стране одним из лучших музеев подобного плана. Его территория - 70 гектаров. В этом музее насчитывается больше 70 архитектурных памятников народов Иркутской области 17-20 веков. Помимо этого, там можно увидеть этнографические коллекции 10-20 веков.
Этот музей является культурным центром всей Сибири. В любое время года сюда приезжает огромное количество людей, чтобы увидеть именно ту Сибирь, о которой написано в книгах. В музее есть конюшня. А также гончарная и берестяная мастерские. Зимой там можно покататься на санях с бубенцами и посмотреть снежный городок. А если вы замерзли и проголодались, то сможете отведать горячие блины и выпить чашечку чая в кафе «Трактиръ». Музей работает ежедневно, круглый год.
Старая Ангасолка
Поселок Старая Ангасолка расположен на пути следования самой необычной железной дороги России - Кругобайкальской. Доехав до железнодорожной станции под названием «Ангасолка», следующую часть пути можно пройти пешком. Маршрут в поселок Старая Ангасолка лежит вдоль русла реки с таким же названием. Его протяженность составляет 4 километра. Также добраться туда можно и на машине по ледяному Байкалу. Выезжать нужно из поселка Кутлук. Длина пути - 8 км.
Этот поселок расположен на берегу Байкала. Вокруг множество достопримечательностей и прекрасных прибрежных пейзажей. Помимо отвесных скал и каменных галерей, ваше внимание привлекут круглобайкальские туннели и арочный мост.
В Старой Ангасолке вы сможете посетить:
- Дом-музей художника, путешественника и поэта Н. К. Рериха.
- Детско-юношеский альпинистский лагерь «Ангасолка».
- Птичий базар.
- Таежный распадок.
- Арочный виадук «Ангасольский».
- Киркидайский тоннель.
- Хабартуйский тоннель и т. д.
Передохнуть и вкусно поесть можно в столовой, которая находится в музее Рериха.
Поселок Листвянка
Этот поселок - точка отсчета начала многих путешествий по Байкалу. Свое название он получил из-за большого числа лиственниц, произрастающих здесь.
В Листвянке отличная обзорная площадка, позволяющая любоваться всеми прелестями данной местности. С нее можно увидеть исток Ангары. Ангара - это единственная река, которая берет свое начало из озера Байкал. Зимой исток не замерзает по причине того, что вода в него поступает из более глубоких и теплых слоев Байкала.
В Листвянке можно посетить:
- Музей озера Байкал, где, помимо исторических данных об озере, вы познакомитесь с живыми экспонатами, обитающими в нем.
- Дендрарий с видом на Байкал, оснащенный площадками для прогулок круглый год.
- Нерпентарий, в котором вы увидите дрессированных байкальских тюленей.
- Камень Черского. Это вершина горы с беседкой и смотровой площадкой. Назвали ее в честь геолога, который исследовал Байкал. С этой смотровой площадки можно увидеть вершины хребта Хамар-Дабан, исток Ангары, порт Байкал, листвянскую пристань, судоверфь и белеющую Байкальскую обсерваторию.
- Зоопарк в усадьбе «У медведей».
- Музей «Куклы современного искусства».
- «Ретро-парк» Осиповых.
- Сувенирный и рыбный рынки.
- Центр ездовых собак.
- Вакуумный телескоп.
- Помимо всего этого, в Листвянке есть горнолыжная трасса.
Большое Голоустное
Поселок Большое Голоустное находится на западном берегу Байкала. Он был основан в 17 веке, возле причала. Он получил свое название от реки, которая протекает здесь. Река Голоустная взяла начало со склона Приморского хребта и, сделав петлю в 120 км, впала в Байкал. При этом она имеет 8 русел, но на сегодняшний день вода течет лишь по трем.
К достопримечательностям поселка относится:
- Сухое озеро. Это необычное озеро один раз в пять лет наполняется родниковой водой. В остальное время оно либо совсем высыхает, либо уровень воды бывает совсем низким.
- Древние пещеры.
- Ушканья падь.
- Охотничья пещера. Это огромный подземный мир, с колодцами, полостями и залами, украшенными кальцитовыми натеками.
На данный момент в Голоустном имеется большое количество туристических баз. Огромным плюсом зимнего отдыха на Байкале является и то, что из Большого Голоустного можно легко добраться до бухты Песчаной по ледяному Байкалу.
Зеленый мыс
Одно из самых красивейших мест Байкала - это Зеленый мыс. Он со всех сторон окружен рекой Ангарой.
Воздух здесь потрясающий. Он обладает характерным запахом грозы, это говорит о том, что он очень ионизирован. Соответственно, и очень полезен. Леса здесь смешанные. В них произрастают осины и березы, сосны и ели. Зеленый мыс - это отличное место для прогулок вдоль Ангары.
Поселок Сахюрте
Этот поселок находится на берегу пролива Ольхонские ворота. Именно здесь находятся Тажеранские степи. Здесь же можно посмотреть на достопримечательности Малого моря. Как раз в этом месте Байкала под толщей прозрачного льда можно наблюдать за подводной жизнью. Лед здесь чистый и прозрачный, складывается ощущение, что смотришь сквозь стекло в огромный аквариум. Это становится возможным благодаря тому, что сильный Сарминский ветер сдувает снег с поверхности озера.
Поселок Шаманка
Поселок Шаманка расположен вдоль реки Иркут. Его окружает прекрасный кедрово-сосновый бор. Зимой это место похоже на сказку. Морозный воздух, тишина и хруст снега под ногами вызывают ни с чем несравнимые ощущения.
Здесь же вы увидите длинный подвесной мост, который ведет к поселку. Его длина составляет больше ста метров. Если попадете в поселок Шаманка, обязательно посетите магазин в центре и отведайте вкуснейшую местную выпечку.
Аршан
Это то место, которое обязательно стоит посетить. Здесь находится ущелье, получившее известность благодаря высоким каньонам. По ним непременно стоит прогуляться. А еще - небольшой водопад и знаменитая минеральная вода.
Чем заняться на Байкале зимой
Теперь расскажем о том, чем же, кроме прогулок, можно заняться туристам, решившим отдохнуть на Байкале зимой. Что ждет их?
Нужно отметить, что досуг для путешественников, которые приобретают туры на Байкал зимой, организован на высшем уровне. Здесь предусмотрно все.
Базы отдыха на Байкале зимой работают в полной мере, встречая и развлекая своих гостей. Итак, какие виды отдыха распространены на зимнем Байкале?
Подледный дайвиг
Это занятие подходит для любителей экстремального отдыха. Оно позволяет посмотреть на подводную жизнь изнутри и понаблюдать за обитателями глубин.
Подо льдом находятся своеобразные «пещеры», которые позволяют свободно передвигаться.
А наиболее сильные эмоции вы испытаете, когда посмотрите вверх и увидите, как над вами ходят люди и ездят машины.
Рыбалка
Рыбалка на Байкале зимой непременно порадует любого рыбака - как новичка, так и любителя. Все дело в том, что такое обилие различных видов рыбы редко где встретишь. Их там более 50. Согласитесь, повод, чтобы порыбачить. К тому же здесь водится омуль. Эта рыба уже стала практически визитной карточкой Байкала. Помимо него, здесь можно поймать щуку, хариуса, сигу и т. д.
Большей популярностью среди рыбаков пользуется Малое море. Местные знатоки охотно покажут вам лучшие места.
Сначала нужно просверлить лунку. Это процесс непростой, так как лед достаточно толстый. А потом рядом с лункой нужно сделать маленькое углубление, заполнить водой и мормышем. Мормыш сам отправляется в лунку и служит наживкой для омуля. Некоторые профессионалы ловят омуля лежа, вглядываясь в глубину.
Рыбная ловля на Байкале зимой не только принесет вам удовольствие от процесса, но и непременно порадует результатом. Вы сможете попробовать «расколотку».
Расколотка - это омуль, которого после поимки оставляют на льду замерзать, а затем оборачивают полотенцем и разбивают молотком или топором. Затем рыбу просто макают в соль и перец и едят.
Езда на собачьих упряжках
Одним из самых распространенных развлечений на Байкале является поездка на ездовых собаках. Туристы могут сами обучиться управлению упряжкой.
Центром ездового спорта называют Листвянку. Там на данный момент насчитывается примерно четыре десятка ездовых собак. Трасса проходит через тайгу и берег Байкала. Она несложная, поэтому любой спокойно доберется в пункт назначения. Конечная точка - это база отдыха «Приют старателей», там осуществляется ночевка. А затем - отправление обратно в Листвянку.
Сплав на льдине
А замерзает ли Байкал зимой? Незамерзающая река Ангара - это еще одно экстремальное развлечение. Любители острых ощущений могут отправиться в поселок Листвянка в феврале и опробовать на прочность специально выпиленный кусок байкальского льда.
Этот лед опускают на реку и отправляют путешественников в плавание. Перед этим необходимо надеть спасательные жилеты.
Горнолыжный отдых
Многие турбазы на Байкале зимой могут предложить своим гостям этот вид отдыха.
Например, курорт «Гора Соболиная» на Хамар-Дабане. Здесь на высоте в тысячу метров находится отличный горнолыжный комплекс.
Любителей горных спусков обязательно порадует наличие 11 различных трасс и семи подъемников. Еще там же, на Хамар-Дабане, есть гора Мамай. Здесь большое количество снега и нет трасс, что, конечно, радует любителей фрирайда.
Горнолыжный центр "Истлэнд". Здесь три трассы для спуска на лыжах и одна для саней. А для любителей сноуборда есть и свой парк. Для новичков есть инструкторы. А также имеется прокат снаряжения.
Минеральные источники
Свойства минеральных вод Аршана известны многим. В них содержится мало кремния и железа и совсем нет вредных примесей.
Обязательно стоит посетить поселок Жемчуг. Здесь много минеральных источников, богатых полезными элементами.
Горячие источники Байкала зимой - это прекраснейшее дополнение к вашему отдыху. Здесь они в некотором роде уникальны. Отдых на Байкале зимой - это еще и возможность воспользоваться их целебными свойствами при наличии различных заболеваний. Температура в них не опускается ниже 37 гр. Тут же есть специально предназначенная для отдыхающих водолечебница.
«Научный» отдых
Если вы устали от активного отдыха или просто не его сторонник, то можно поехать в поселок Бадары. Там находится один из самых больших в мире телескопов - сибирский солнечный радиотелескоп. Через него можно отследить активные солнечные образования.
А в поселке Листвянка вы сможете понаблюдать за небесными объектами. Именно там находится Байкальская астрофизическая обсерватория РАН.
Езда на воздушной подушке
Если вы жаждете приключений, то хивус (судно на воздушной подушке) - именно то, что вам нужно. Так как он вездеходен, то не требуется составление определенного маршрута.
Туры на автомобилях
Туры на внедорожниках по льду позволяют значительно сократить время, потраченное на дорогу в теплый период. Вы не только сможете добраться в самые укромные уголки Байкала, но и полноценно насладитесь пейзажем из окон джипа.
Как раз именно зимой, передвигаясь по льду на Байкале, можно всего за два дня осмотреть многие достопримечательности Малого моря, посетить скалы Шаманки и остров Ольхон, мыс Хобой и еще много чего.
Вертолётная прогулка
Сейчас очень популярной считается вертолетная экскурсия. Длится она два-три часа. Вертолет вмещает в себя трех пассажиров. Во время нее вы сможете полюбоваться на красоту ледяного Байкала и пофотографировать ландшафты. По желанию клиентов можно совершить несколько посадок в разных местах - для того, чтобы посмотреть на достопримечательности.
Итоги
Мы перечислили основные виды отдыха на зимнем Байкале. Это, конечно же, не все. При желании можно туда добавить охоту, отдых в бане, катание на снегоходах и коньках, прогулки на лошадях по тайге и так далее. Просто неограниченные возможности. По своему желанию вы можете выбрать или оздоровительно-познавательный отдых, или экстремально-активный.
Вы получите массу впечатлений. Равнодушным не останется никто. Созерцание прекрасной природы вокруг дает восхитительное ощущение умиротворения.
Все перечисленное можно отнести к плюсам. Что касается минусов, то их немного, и по большей части они зависят от самого человека. Не стоит недооценивать сибирские морозы. Тайга зимой достаточно сурова. И если вы не готовы терпеть холод, то ехать вам туда не рекомендуется. Не нужно пренебрегать помощью проводников. Они обязательно должны быть рядом при езде на снегоходах или в собачьих упряжках. Не отправляйтесь в путь без их сопровождения.
Помните, что, если вы решили отправиться на одиночную прогулку в тайгу, то рискуете столкнуться с дикими животными, что очень опасно. Соблюдайте технику безопасности и внимательно слушайте инструкторов.
Если вы не уверены в себе, то не нужно выбирать экстремальные виды отдыха. Наслаждайтесь спокойными. Но в любом случае, если вам представилась возможность побывать на озере Байкал зимой, фото которого получаются просто потрясающими, то не стоит от нее отказываться. Вы обязательно оцените это великолепное место и захотите вернуться сюда снова, чтобы еще разок взглянуть на эту красоту. Можно долго рассказывать о красотах зимнего Байкала, но увидеть их - совсем другое дело.
Сегодня покажу вам как замерзает озеро-море Байкал.
Из-за своей теплоёмкости Байкал в этом году, как впрочем и в том не замёрзнет. Полностью встанет он лишь в январе.
1. Октябрь. Реки уже покрываются льдом, а берег Байкала чист от снега.
2. Река Турка, буквально пяток километров от Байкала.
3. Начало ноября.
4. Волны перекатывались через мол и падали вниз стремительным домкратом...
5. Середина ноября. Сосульки и лёд начинают брать в свои руки прибрежные скалы, камни и памятники природы.
6. Байкал уже не топит наледи
7. Лес надёжно укутан пуховым снежным платком.
9. А сибиряки вешают волейбольную сетку. Конец ноября. Время зимнего сезона пляжного волейбола пришло.
10. Третья декада ноября. Пирс Гремячинска уходит в спячку, сковывается льдом.
11. Раньше он был длиннее, старые опоры пирса пробуют себя на роль пломбира.
13. Наплески на камнях приобретают причудливые формы.
14. Капельки в полёте иногда успевают замерзать, падая смерзаются с другими, образуя на камнях ледяные шапки из мелких сфер.
16. Бушующий Байкал окутывает брызгами и деревца стоящие недалеко от берега.
17. Черепаха почти одела зимний панцирь. До конца декабря он станет ещё толще, волны будут омывать черепаху даже в начале января. Байкал встаёт поздно.
18. Есть ещё время насладиться красотой волн, льда и камней.
19. Ледяные холмики у Гремячинского пирса подрастают
20. Чтоб потом, в марте оказаться за несколько десятков километров от места рождения. Но это уже будущее.
Добра тебе, читатель!
Береги себя!
У вас есть интересное производство, завод, ферма или кто едет в места красивые? Берите с собой, вам карточки, а мне материал [email protected]
Следить за обновлениями блога можно в в других социальных сетях: [
Байкал ежегодно замерзает. Каждую зиму, начиная с декабря под ледовой толщей оказывается почти вся поверхность озера. Единственное место, где лед не встает,- исток Ангары.
Ледостава там не происходит, поскольку в Ангару поступают байкальские воды не только с поверхности, которая зимой остывает до 0 °С и замерзает, но и из озерных глубин, где температура воды значительно выше.
Этот «теплый» поток успевает пробежать по Ангаре 10–15 км, прежде чем достаточно охладиться и заледенеть. Однако на памяти байкальских старожилов известны случаи, когда лед в исток единственной вытекающей из озера-моря реки нагоняло ветрами с Байкала, и ледяные торосы сохранялись в истоке от нескольких дней до 2 недель.
Ледостав на Байкале начинается с декабря: в северных районах озеро замерзает раньше, в южных - позже, но к январю Священное море уже полностью покрыто льдом. Первыми замерзают неглубокие бухточки и соры, расположенные ближе к берегу, а уже потом - середина озера.
Первый появляющийся на озере лед называется сало. Он представляет собой плоские и тонкие ледяные пластины, еще не смерзшиеся в единую ледяную корочку.
Если температура ниже - 20 °С, то за первые 3–4 дня лед нарастает со скоростью до 5 см в сутки. Толщина льда во многом зависит от погоды: если зима стоит малоснежная, то ледяная корка достигает 100–110 см, а если осадков выпадает много, то лед получается тоньше: около 70 см на юге озера и около 90 см на севере. А на тех участках озера, где образуются мощные торосы, толщина ледяного панциря может составлять до 2 метров.
Благодаря толстой и устойчивой ледяной корке зимой по Байкалу можно передвигаться на автомобиле - уже полуметровый слой льда способен выдержать нагрузку до 15 тонн.
Байкальский лед - главная зимняя достопримечательность озера. У него есть две потрясающие особенности - необыкновенная прозрачность и способность образовывать причудливой формы ледяные наплески, которые называются сокуями.
Сокуи появляются поздней осенью во время штормов, когда сердитые байкальские волны бьются о скалы и капли воды застывают на них причудливыми сосульками. Они могут быть похожи на длинные ледяные шлейфы из смерзшихся вместе сосулек ли на спирально закрученные ледяные иголки. Особенно славятся своими сокуями скалы и мысы острова Ольхон.
Северные районы Байкала стоят подо льдом в течении 6 месяцев, южные - около 4. Вскрывается озеро в конце апреля - в начале мая.
Трудно удержаться от соблазна прокатиться на машине с ветерком по гладкому и толстому байкальскому льду, да так, чтобы веером из-под колес разлетался пушистый снег. В солнечную погоду замерзшее озеро просто неудержимо манит выехать на лед и подъехать вплотную к сверкающему нагромождению торосов или к прибрежным скалам, причудливо украшенным в высоту наплесковым льдом и закрученными штормовым ветром барашками сосулек.
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ЛЕДОВОГО БАЙКАЛА
Прозрачный байкальский лед и сверкающие торосы особенно впечатляют весной. После оттепели и сильного ветра, который сдувает весь снег, лед становится идеально отполированным. Сквозь него отлично просматриваются на мелководье камни на дне. Если снега за зиму выпадает много, открытых участков зеркального льда на озере не так много. С конца февраля по начало апреля совершается большинство поездок по льду Байкала . Это идеальное время для путешествий по льду: тепло, можно ехать, например, на велосипеде в легкой одежде, без перчаток, и даже кратковременно раздеваться до майки. Небо синее-синее, небосвод чист, а заснеженные горы противоположного берега отчетливо различаются вплоть до деталей, как будто находятся рядом.
В последние годы стало популярным на лыжах, коньках или велосипедах совершать длительные путешествия с юга Байкала, от пос. Култука, на север - до Северобайкальска.
В конце марта лед становится шершавым, наносы снега затвердевают, что позволяет передвигаться на велосипедах без специальной шипованной резины. Вообще, ездить по гладкому льду на велосипеде занятие довольно сложное, стоит чуть сильнее крутануть педали, и велосипед гарантированно соскальзывает набок. Практика проведения туристических путешествий по льду на автомобилях, снегоходах , судне-амфибии "Хивус-10" на воздушной подушке и собачьих упряжках достаточно нова для Байкала, такие туры стали регулярно проводиться только с 2003 г. По льду Байкала можно значительно быстрее, чем летом, добраться до удаленных мест на побережье, обычно доступных только с воды. Например, чтобы добраться до Байкало-Ленского заповедника на катере, надо непрерывно плыть около двух дней, зимой все это доступно за пять-семь часов езды от Иркутска .
Зимний Байкал оставляет неизгладимое впечатление. В конце зимы происходит мощная подвижка льда, и отдельные торосы могут превышать рост человека. Торосистые поля привлекают внимание фотографов необычным нагромождением сверкающего льда. Зеркальный байкальский лед и удивительная голубизна на сколах ледяных глыб поражают всех приезжающих. Исключительная прозрачность льда позволяет видеть дно вблизи берега и заглядывать в чернеющие таинственные глубины озера. Толщина даже толстого льда неощутима и определяется на глаз лишь в местах, испещренных трещинами.
Прибрежные скалы зимой украшаются многометровыми в высоту, искрящимися на солнце ледяными наплесками. Толщина льда на прибрежных камнях достигает нескольких десятков сантиметров, а высота таких ледяных наплесков на скалах с наветренной стороны при сильном осеннем шторме порой превышает десятки метров. Многочисленные гроты украшаются множеством больших сосулек и ледяными колоннами. Такие ледяные скульптуры создаются заново каждую зиму. Особенно эффектные наплески льда и сокуи встречаются на скалах Ушканьих островов, мысах острова Ольхон - Кобылья Голова, Саган-Хушун, Хобой. Ежегодно мощные надвиги льда образуют исключительно красивые торосы вблизи мыса Рытого.
Саган-Хушун - "белый мыс" - чрезвычайно живописный скалистый мыс, находится на острове Ольхон , протяженностью около 1 км, сложен из мрамора светлых тонов, густо покрытого красным лишайником и имеющего поэтому бордовый оттенок. Зимой проехать по льду мимо него, не заметив, невозможно. Зимник, как правило, проходит недалеко от скал. У подножия - нагромождение прозрачных льдин, скалы на высоту десятков метров украшены ажурными ветвистыми сосульками. В маленькой каменной бухте между скалами, на десятки метров вверх, ежегодно при замерзании озера образуются развесистые ледяные сталактиты, похожие на ветви елок. Рядом с севера находится 8-метровый грот, как в сказке о Снежной королеве, фантастически украшенный прозрачными ледяными сосульками, сталагмитами, ледяными кристаллами и узорами. Всю эту искрящуюся на солнце красоту трудно передать на видео или фотографии. Особенно эффектны ледяные кружева грота при заходе солнца, когда на короткое время солнечный свет освещает внутренность грота.
БАЙКАЛЬСКИЙ ЛЕД
Байкал ежегодно замерзает, и ежегодно по льду прокладываются дороги. С началом холодов, при температуре воздуха ниже -20 °С, в первые 3-4 дня лед нарастает по 4-5 см в сутки. По акватории озера толщина льда колеблется от 70 до 113 см, при этом выявлена закономерность: чем больше снега, тем тоньше лед. Считается, что лед, разбитый штормом при замерзании озера, менее прочный, чем однородный и монолитный. Но даже однородный и монолитный лед может внезапно дать трещину. Разорванный лед раздвигается, на морозе трещина очень быстро замерзает, ее слегка припорашивает снегом, и опасная ловушка для машин с 2-сантимеировым льдом возникает на дороге с вешками. Поэтому и переправа по льду с материка на Ольхон открыта только в светлое время суток: с 9 до 18 часов.
Лед толщиной 50 см выдерживает вес до 15 т, а толщиной около метра - вес вертолета или паровоза. В истории Байкала известен факт прокладки по льду рельсового пути между станциями Байкал и Танхой в особенно суровую зиму 1903-1904 г. Груженые вагоны перегонялись по ледовому пути поштучно конной тягой.
Обычно на лед выезжают рано утром, чтобы застать момент феерического восхода солнца. Первые лучи восходящего солнца наполняют обычно кристально прозрачные ледяные торосы таинственным золотистым сиянием. Желание увидеть эту зимнюю красоту манит на лед, в сторону от проложенного по льду зимника к необычным торосам или обледенелым скалам. Но лучше без крайней надобности не рисковать и не съезжать с зимника, а в местах, где возможны пропарины и трещины, двигаться с местным проводником, хорошо знающим особенности льда. Отличие дорог по льду - плотные наlдувы снега, на которых, как на трамплине, подпрыгивает машина. При преодолении замерзших трещин и заснеженных торосов подвеска машины часто испытывает сильные удары. Только на первый взгляд, издалека, лед кажется гладким, как зеркало, на практике часто обнаруживается, что проехать напрямик по льду невозможно из-за извилистых трещин, торосистых полей и снежных заносов.
Местные жители и рыбаки давно и уверенно освоили ледовые просторы для передвижения на автомашинах. Между поселками побережья существуют ледовые дороги, а там, где дорог нет, в большинстве случаев можно проехать, лучше с проводником, огибая торосы и трещины.
В марте можно наблюдать редкое явление - мощные надвиги льда, при гидроударе отдельные сколы льда вылетают вверх как из пушки и разлетаются далеко по льду. Безмолвное равновесие торосов рассыпается при этом шорохом ожившего льда. Прямо на глазах льдины выдавливаются из-подо льда. Все это сопровождается непрерывным гулом, как при землетрясении, звук идет прямо из-под ног, пугая своей мощью. Торосистый шов трещины заметно шевелится, отдельные льдины падают и рассыпаются на мелкие куски. Подвижку льда можно образно сравнить с работой жернова - как будто плотно сжатые челюсти переламывают лед в мелкую крошку. Бывает, что в такие моменты на лед стремительно выступает вода и за короткое время покрывает его на 4-5 см. Через три-четыре минуты обычно все замирает, и наступает полная тишина.
В апреле начинается интенсивное таяние льда. За считанные дни, а иногда и часы автомобильный след полностью исчезает, покрывается водой, и ехать приходится по глубоким лужам наугад, в облаке брызг, как от глиссера. Случается, что после обеда снег на льду так расквашивается, что найти даже свой утренний автомобильный след невозможно.
ЛЕДОВЫЕ ЛОВУШКИ
Многочисленные автомобильные следы на льду во всех направлениях создают иллюзию безопасности. Однако не следует обольщаться - каким бы надежным лед ни казался, его коварство непредсказуемо. Даже дороги, отмеченные вешками, иногда преподносят неприятные сюрпризы.
Открытые пропарины - полыньи видны на льду со значительного расстояния, нужно только внимательно смотреть и уметь их различать. Опаснее, когда пропарины скрыты тонкой коркой льда, а после снегопада припорошены слоем снега. В этом случае обнаружить их затруднительно. Если пропарины вызваны выходом глубинных газов, тогда подо льдом, если он чистый и прозрачный, можно увидеть газовые пузыри. Пропарины, образованные термальными водами, ключами или подтоком теплых вод притоков, заметить труднее. Для этого нужно тщательно обследовать лед в подозрительном месте и опробовать его толщину пешней или другим острым предметом. Лучше всего местные особенности льда знают старожилы-рыбаки из этих мест.
Ежегодно в одних и тех же местах возникают становые щели - своеобразные температурные швы в ледяном покрове. Они образуются в одних и тех же местах, как правило, по прямой между соседними выступающими мысами. Отдельные сквозные щели могут достигать длины до 10-40 км и ширины до 4 м, но чаще всего трещины бывают шириной от 0,5 до 1-2 м. Появление этих щелей вызвано линейным расширением или сжатием льда при суточных перепадах температуры, достигающих иногда 20-30 С в сутки. Подсчитано, что при изменении окружающей температуры на 1 градус линейное расширение льда достигает 70 мм на 1 км льда.
Опасностью являются трещины и щели шириной 0,5-2 м, простирающиеся на десятки километров. Многие из них не замерзают всю зиму, периодически суживаясь или расширяясь. Ни одна трещина, даже самая простая не пересекается с ходу. Перед каждой из них необходимо остановиться и проверить состояние льда с помощью пешни - специальной кованой острой пикой с неровными гранями, чтобы та не прилипала ко льду. Часто встречаются трещины с тонким льдом, легко пробиваемым до воды пешней. Такие трещины легко перепрыгивают автомашины на скорости. Для смягчения удара кромки трещины оббиваются пешней. Кусками льда забивается метровая щель с водой, машина для разгона отъезжает на 200-500 метров, выставляются ворота - ориентир для водителя, где машина будет прыгать через щель, затем стремительный разгон до 70-80 км в час - и прыжок через щель.
На толщину льда влияют также подводные течения, которые уменьшают его прочность. Например, в проливе Ольхонские ворота по этой причине не делают ледовой переправы. Зимой на льду здесь возникает множество трещин и пропарин. Переправу на Ольхон обозначают вешками, регулярно расчищают грейдером и проверяют толщину льда. В разные годы ледовую переправу устраивают либо из залива Куркут, либо с материка после дельты реки Сарма. Указатель со стрелкой "Ледовая переправа" поможет в правильном месте выехать на лед.
В конце марта, когда начинает пригревать солнце, становится опасным близко подъезжать по льду к скалам, около которых таяние льда происходит стремительней, чем в открытой акватории озера. Следует также знать, что, несмотря на морозы и толстый лед, если выпало много снега и он быстро растаял, такой лед из-за впитывания талой воды и изменения своей структуры менее надежен и однороден, чем лед, на котором не было снега.
ЗИМНИКИ НА БАЙКАЛЕ
Официальные зимники по льду Байкала отмечены вмороженными в лед вешками и многочисленными знаками при съезде с берега: "Допустимая грузоподъемность машин 5 т", "Дистанция между машинами 200 м", "Остановка запрещена", "Рекомендуемая скорость 10 км/ч", "Время работы с 9.00 до 19.00". Но обычно большинство дорог проложены рыбаками и никаких предупредительных знаков не имеют. Опытные водители всегда предпочитают придерживаться следа в нужном направлении, а если и едут напрямик, то стараются объезжать трещины и подозрительные места, которые отличаются по более серому цвету льда издалека.
Стопроцентной надежности на ледовых дорогах не бывает даже с проводником. Известно несколько случаев, когда машины проваливались на постоянных зимниках между поселками Листвянка и Большие Коты , у становой трещины, которая начинается сразу от судоверфи в Листвянке. Значительно чаще уходят под лед машины, двигающиеся по льду на свой страх и риск. В 2002 г. экспедиция МЧС летом проводила специальный поиск затонувших объектов и только в акватории Малого моря зарегистрировала 15 неподнятых автомашин. По оценке местных жителей, на дне Малого моря находится от 25 до 50 машин.
Обычно на Южном Байкале дорога пробивается от Байкальска до пос. Култука и от пос. Култука до пос. Маритуя. На среднем Байкале дорог меньше. Чаще всего по льду ездят из пос. Листвянка в пос. Коты (18 км), из пос. Большое Голоустное в бухту Песчаную . Иногда местные жители, если зима была холодной, пробивают зимник поперек Байкала из устья реки Анги на восточный берег. Официальная переправа, оборудованная вешками и указателями, ежегодно организуется между материком и островом Ольхон. Всего больше дорог на льду Малого моря, это в основном рыбацкие дороги до мест подледного лова, но есть и постоянные дороги от пос. Хужира, вдоль острова и в пос. Онгурены, до кордона Байкало-Ленского заповедника на мысе Солнечном и далее до бухты Заворотной. Ежегодно прокладывается зимник по льду в северной части Байкала между г. Северобайкальском и пос. Усть-Баргузином через Чивыркуйский залив .
ЧТО СЛЕДУЕТ ЗНАТЬ ПРИ ДВИЖЕНИИ ПО ЛЬДУ
Как рассказывают знающие люди, проваливание под лед происходит неожиданно и стремительно. За считанные секунды машина ныряет носом и мгновенно оказывается подо льдом. При проваливании машины главное не паниковать и успеть открыть двери. Уже при погружении на 2-3 метра избыточное давление снаружи затрудняет открытие дверей и выбивание стекол. При ударах молотком по стеклам изнутри машины под водой стекла прогибаются, но не разбиваются. Опустить стекло и выскочить через окно в зимней одежде, преодолев мощный встречный поток воды, не каждый успеет. Если глубина известна и незначительна (10-15 метров), рекомендуют ждать заполнения водой салона автомобиля и выравнивания давления, тогда двери можно открыть. Времени хватает, чтобы снять унты и собрать вещи первой необходимости документы, спички, нож. Если удается выбраться из воды на лед, сохраняется опасность просто замерзнуть на морозе и ветре, пока добираешься до спасительного тепла неблизкого жилья. Обязательно надо иметь в кармане нож, чтобы выбраться на лед, и зажигалку, чтобы развести огонь на берегу.
Чаще всего на льду губит излишняя уверенность и вождение автомобиля в пьяном состоянии. Даже опытные водители не застрахованы от коварных ледовых ловушек. В теплую зиму, особенно в конце зимы, трещины не смерзаются, а, если покрываются тонким льдом и припорашиваются снегом, становятся крайне опасными для автомашин. В холодное время, наоборот, смерзаются практически мгновенно, но толщина льда в таком месте недостаточна, чтобы выдержать вес машины.
Обычно рыбаки, пренебрегая опасностью и запрещающими знаками, едут по льду Байкала во всех мыслимых направлениях. Неоправданная самоуверенность часто заканчивается трагедией.
КАК ПОДНИМАЮТ УТОНУВШИЕ МАШИНЫ
Подъемом утонувших машин занимаются как местные жители, так и специально подготовленные бригады МЧС и иркутской водолазной фирмы "Аква-Эко". Поднять автомобиль можно с глубины до 40-50 м, глубины в 60-80 м - это предельные для работы подводников. Водолазы рассказывают, что машины почему-то чаще всего встают на дне на колеса, редко переворачиваясь на крышу. И если машину сильно не мять при подъеме, она останется в отличной форме. Для подъема водолазы цепляют машину в одной точке, обычно за раму или за форпост. Затем с помощью стрелы или самодельной конструкции из трех-четырех бревен, вмороженных вертикально в виде шалаша в лед, в верхней точке которых устанавливают блок для троса, машину поднимают со дна и затягивают на лед.
Иногда обходятся без стрелы, как, например, было с провалившемся напротив пос. Ангосолка легким ЛУАЗом. В том месте имеется мелководная банка, и сразу начинаются глубины на 130 м, машина провалилась в 1,5-2 метрах от кромки обрыва, в этом месте сильное подводное течение и бьют ключи. Лед был слишком тонким и не позволял поднять машину обычным способом. Спасатели решили в салон машины завести ненадутую резиновую лодку, которую затем накачали по шлангу со льда из баллона со сжатым воздухом. Этого хватило, чтобы ЛУАЗ всплыл на поверхность. Если лед тонкий и не позволяет организовать подъем машины, ее извлекают из воды летом с помощью катера, который буксирует утопленную машину к берегу. А уже там ее вытаскивает на берег трактор.
Буряты достают машину из майны с помощью ворота. Делается лунка по диаметру чурки, к чурке, вставленной в лунку, привязывается ворот с длинной веревкой. Один конец цепляется за раму или форпост машины в одной точке, чтобы машина вышла на поверхность либо носом, либо задом. На краю майны сооружают стрелу из толстых бревен или специально сваренной железной конструкции длиной до 6 метров, как правило в длину машины. Стрела устанавливается на краю льда, под углом 45 градусов над водой, и с помощью лебедки или ворота поднимается вместе с машиной над льдом в вертикальное положение, после чего опрокидывается на лед вместе с машиной, что сопровождается сильным грохотом, когда машина встает на колеса.
Если на улице тепло, поднятую со дна машину буксируют без слива масла и топлива. Если температуры низкие нужно не допустить замерзания воды, которая могла попасть в автомобильные агрегаты. Для этого незамедлительно сливаются моторное масло, тормозная жидкость, топливо и масло из мостов. Заменяются все фильтры и свечи.
Вот как выглядит процесс вытаскивания автомобиля из подо льда:
ЛЕДОВЫМИ ДОРОГАМИ БАЙКАЛА
Есть на Байкале такая профессия - ледовый капитан. Это настоящие "ледовые волки", знающие практически все о зимнем Байкале, его ледовом панцире, подводных течениях и ветрах. Основная задача ледовых капитанов - выбрать дорогу по льду Байкала так, чтобы это была максимально безопасная для передвижения на автотранспорте в зимний период. На Байкале есть так называемая "Лига ледовых капитанов", которые в зимнее время года определяют расположение зимников на Байкале и занимаются проведением автомобильных караванов по льду озера. Основные принципы передвижения на автотранспорте по льду Байкала заложил Александр Юрьевич Бурмейстер в 1964 году. Попав однажды в сложную ледовую обстановку, он выжил сам, и вывел людей. С тех пор он систематически изучает ледовую обстановку северной и средней частей озера Байкал. Его наблюдения легли в основу единой системы безопасного проезда, в сложных навигационных условиях Байкала. Лига Байкальских ледовых капитанов - е-mail: [email protected].
Вот наиболее популярные автомобильные маршруты по проложенным на льду Байкала зимникам:
1. Экспедиция по льду Байкала "Большое кольцо"
Маршрут продолжительностью 5 дней: Иркутск - Еланцы - Малое Море - побережье Байкало-Ленского заповедника - заимка в бухте Заворотной - Чивыркуйский залив - Иркутск. Расстояние 1200 км, из них по льду Байкала 750 км.
Формат этого маршрута может быть следующий:
Первый день.
260 км по асфальту, 60 км по гравийной хорошей дороге, 60 км по льду Байкала. Посещение шаманских сэргэ и древних наскальных рисунков. По дороге обед в кафе "Бурятская кухня". Размещение на туристической базе в Заме или на туристической базе острова Ольхон. Русская баня. Праздничный ужин.
Второй день.
Около 200 км по льду Байкала. Остров Ольхон: осмотр наплесков на скалах и обледенелых гротов. Путешествие по льду к мысу Хобой и к нерпичьим пещерам. Пересечение Малого моря с проводником. Пикник у священного мыса Рытый, где ежегодно образуются мощные многометровые торосы. Посещение нерпичьей пещеры на мысе Саган-Морян. Ночевка на заимке в бухте Заворотной.
Третий день
. Пересечение Байкала. Поездка к горячим источникам в Чивыркуйском заливе в Забайкальский национальный парк. Знаменитые Ушканьии острова - излюбленное лежбище байкальской нерпы. Вечером русская баня с вениками и купанием для желающих в ледяной проруби.
Четвертый день.
Рыбалка на хариуса. Заранее пешней будет продолблена лунка в береговых торосах. Насыпается приманка - бормаш. Если сидеть тихо и смотреть в лунку, то видно, как плавает хариус и как он берет наживку. Это один из самых азартных зимних видов рыбалки. Из свежей рыбы готовится на месте уха или расколотка.
Пятый день.
Ранний выезд и возвращение в Иркутск.
2. По льду в бухту "Песчаная"
3. К ледяным гротам Малого Моря
Путешествие можно осуществить за два дня с одной ночевкой в теплых условиях либо на острове Ольхон (усадьба Бенчарова), либо на базе индивидуального отдыха "Енхок" (Тонкий мыс, западный берег Малого моря). Общий пробег составляет 750-800 км. Поездка интересна посещением ледяных гротов, летом которые видны только с катера. Прекрасным безопасным дополнительным транспортом для экскурсий послужат взятые с собой велосипеды или снегоход, их можно смело использовать вне зимника, перемещаясь вблизи скал, например мыса Хобой (336 км от Иркутска), к которому подъехать вплотную на машине достаточно трудно из-за большого количества трещин и торосов на льду.
С материка на остров зимой прокладывается зимник, отмеченный вешками и дорожными знаками. Всю зиму по нему проезжают машины, в том числе и тяжелые грузовики.
От Иркутска до берега Малого моря дорога (250 км) проходится за 3,5 часа. Заправиться можно в Баяндае и Еланцах. В Еланцах необходимо залить минимум одну канистру бензина в запас. В пос. Еланцы работает уютное кафе "Ольхонские ворота" (после бензозаправочной станции, справа от дороги), где целесообразно перекусить перед выездом на лед.
Не доезжая МРС (45 км от пос. Еланцы), надо свернуть к базе Сахюрта к заливу Куркут или на р. Сарму по указателю "Ледовая переправа". В бинокль отчетливо видна ледовая трасса с вешками на льду и дорожными знаками. Дорога регулярно расчищается грейдером, и заметить ее достаточно легко. Дорога ежегодно прокладывается примерно в одном и том же безопасном месте, протяженностью 15-20 км. Торосистые участки перед островом Ольхон срезают бульдозером, поэтому по ледовой дороге комфортно ехать даже на легковых иномарках. В Ольхонских воротах, где расстояние до острова значительно короче, переправу не делают из-за подводных течений в проливе, в результате чего лед там неоднороден по толщине и представляет опасность для машин. Около мыса Кобылья Голова также ежегодно образуется становая трещина, начинающаяся от большой пропарины возле самого мыса. Мыс Хорин-Ирги отделен от полуострова Кобылья Голова отвесной расщелиной до самой поверхности воды и напоминает издали голову лошади. Зимой эта расщелина забита льдом выше человеческого роста. Сильно обледенелые скалы мыса издалека привлекают внимание, но подъезжать к ним вплотную не рекомендуется, особенно ближе к весне, когда начинается интенсивное таяние льда вблизи отвесных скал. Ледяные наплески - сокуи образуются на скалах при замерзании озера. Ледяные наплески из-за частого здесь осеннего ветра на мысе Кобылья Голова самые большие на Малом море.
Остановиться на ночлег можно в пос. Хужире в гостинице, частных усадьбах или лесничестве. За помощью в размещении можно обратиться в информационный центр в усадьбе Никиты Бенчарова, там всегда помогут с размещением. Зимой туристов практически нет, и найти ночлег в поселке легко даже без предварительной договоренности.
Вечером, перед закатом, можно обойти пешком по льду вокруг знаменитой Шаман-скалы у пос. Хужира.
На южной стороне Шаман-скалы, при определенной степени воображения, можно рассмотреть изображение дракона с головой и хвостом. Утром следующего дня можно продолжить путешествие по льду Байкала до северной оконечности острова, мыса Хобой. Съезд на лед находится справа от мыса Бурхан или сразу от причала, в зависимости от ледовой обстановки. Его хорошо видно сверху. Дорога на север не обозначена вешками. В основном ее накатывают рыбаки, поэтому дороги на льду, как в монгольской степи, иногда расходятся веером. Принцип движения тот же - держаться наката и не ехать без колеи. Достойными объектами посещения станут мыс Саган-Хушун и мыс Хобой, имеющие гроты, ледяные наплески на скалах, а мыс Хобой - и мощные надвиги льда с крупными торосами.
До мыса Саган-Хушун по льду от Хужира 35 км, от Саган-Хушуна до мыса Хобой еще 4 км. По дороге обязательно встретятся рыбацкие камчатки - лагеря рыбаков с палатками и машинами. Мыс Хобой- самый северный мыс на острове Ольхон, труднодоступный летом из-за плохой грунтовой дороги (4-5 час. от пос. Хужир), а зимой по льду Байкала проезд займет не более 40 мин.
Подъехать близко к мысу Хобой из-за сложной ледовой обстановки бывает иногда трудно, и последние сотни метров надо идти пешком. Со стороны большого Байкала у скал практически ежегодно образуются большие отвесные валы битого льда, на которые даже трудно забраться. Много крупных торосов и свежих трещин. С северной стороны мыса на уровне воды имеются два грота. Один из них уходит под скалу на 21 м, и для его посещения нужен фонарик. Как и все гроты Байкала, образованные волноприбойным процессом, он имеет достаточно большое входное отверстие, в котором можно стоять в полный рост, и постепенно сужающийся ход, в конец которого можно попасть только ползком. На всем протяжении грот обильно оброс льдом и сосульками. Особенно эффектен вход, имеющий частокол ледяных столбов разного диаметра.
Кроме гротов мыса Хобой и Саган-Хушун, известны гроты на материковой части Малого моря: на мысах Курминский, Арал, Халтыгей.
От мыса Хобой дорога уходит по льду Байкала к материковому мысу Рытому и к Байкало-Ленскому заповеднику. Оттуда ездят на Ушканьи острова, Чивыркуйский залив, на север Байкала.
Когда замерзает озеро?
В среднем замерзание Байкала начинается 21 декабря, а кончается 16 января, то есть на полное замерзание требуется около месяца. В первую очередь, в конце октября льдом покрываются заливы. Однако в сроках замерзания Байкала по годам наблюдаются большие колебания. Известны случаи замерзания озера в Лиственничном, например, в начале февраля (1899,1932,1952,1955,1959 гг.). При раннем замерзании толщина льда обычно бывает большей, соответственно, позднее начинается и вскрытие озера. От начала разрушения ледового покрова в южной котловине, которое происходит в апреле, до полного очищения всего водоема в мае-июне проходит также около месяца и больше. Северная часть Байкала замерзает на месяц раньше и на столько же позднее вскрывается
Замерзает ли весь Байкал?
Байкал замерзает целиком, кроме небольшого, в 10-15 км протяженностью участка, находящегося в истоке Ангары. Этот участок не замерзает потому, что в Ангару из Байкала втягиваются водные массы не только с самой его поверхности, а с некоторой глубины (до 50 м и более), на которой температура воды всегда выше точки замерзания (т.е. выше 0 °С). Поэтому в истоке Ангары даже при самых сильных морозах температура воды на несколько десятых долей градуса выше нуля. Требуется некоторое время для того, чтобы, хорошо перемешиваемая течением реки, она охладилась до О °С. За это время водные массы, оставаясь незамерзающими, успевают сплыть вниз по течению Ангары на расстояние 15-20 км. В южной части Байкал покрыт льдом 4-4,5 месяца, в северной - 6-6,5 месяца.
Какие сроки замерзания и вскрытия были на Байкале 100 лет тому назад и каковы они в настоящее время?
С середины XIX в. замерзание Байкала наступает все позже, а вскрытие раньше. Продолжительность ледового покрова сокращается. Если в 1869 г. в районе с. Култук Байкал замерз, по наблюдениям Б. И. Дыбовского, 6 января, в 1870 г, - 2 января, а в 1877 г,- 14 декабря; вскрылся в 1869 г.- 8 мая, в 1870 г,- 13-15 мая, в 1879 г,- 26 мая, то за последние десятилетия крайние сроки замерзания озера наблюдались 6 февраля (при средней дате 9 января), а крайние сроки вскрытия - 17 апреля (при средней дате 4 мая).
Какова скорость нарастания льда в Байкале при замерзании?
Она зависит от температуры воздуха и состояния погоды. В первые 3-4 дня при тихой погоде и температуре воздуха ниже -20 °С лед нарастает по 4-5 см в сутки. На скорость образования льда значительно влияет снежный покров.
Как связаны волнение и льдообразование?
Волнение играет двоякую роль: с одной стороны, оно препятствует образования ледяного покрова, а с другой -ускоряет выхолаживание воды, создает условия для интенсивного ее перемешивания, образования внутриводно-го и донного льда.
Какова наибольшая толщина льда?
Если лед на Байкале образуется при замерзании свободной поверхности воды в бесснежные и малоснежные зимы, то он прозрачен и его толщина достигает 100-110 см. При большом количестве снега толщина льда меньше: 65-70 см в южном количестве снега толщина льда меньше: 65-70 см в южных районах и 90-100 см -в северных. В торосистых местах, где лед нагромождается, его толщина 150-200 см и более.
Как влияет снежный покров на толщину льда?
По наблюдениям Б. И. Дыбовского и В. Годлевского, зимой 1869-1870 гг. соотношение было следующим: при толщине снежного покрова в 0 см толщина льда - 1 м; 1-10 см - 86 см; при 11-20 см - 80 см; при 21-40 см -77 см; при 41-60 см - 60 см; при 61-80 см - 58 см. Это важно знать, в частности, автомобилистам при передвижении по Байкалу, а также рыбакам.
Что такое внутриводный лед и как он образуется?
Внутриводный лед представляет собой кристаллы льда, возникающие в переохлажденной воде. Вода переохлаждается в зоне контакта с холодным воздухом при ветровом волнении или быстром течении и перемешивании на перекатах. При этом частицы переохладившейся воды вовлекаются в толщу или на дно реки прежде, чем успевают превратиться в лед. Процесс кристаллизации завершается у них уже в воде. Образовавшийся таким образом лед постепенно всплывает и образует шугу.
Как образуется донный лед?
При очень низких температурах воздуха и при интенсивном перемешивании воды в озере. Ледяным панцирем на дне покрываются не только камни, но и сваи причалов, рыболовные сети, водоросли и т. п. По мере утолщения ледяная корка всплывает на поверхность, иногда вместе с мелкими предметами, галькой, песком и др. Здесь отдельные ее куски смерзаются, формируется шуга, а постепенно и льдины разных размеров. Последние образуют сначала ледяные поля и, наконец, сплошной ледяной покров. Формы кристаллов донного льда самые разнообразные, так же, как и снежинок в воздухе, но они имеют более сглаженные грани. При тщательном изучении донного льда установлено, что он представляет собой рыхлую губчатую массу, состоящую из коротких тончайших ледяных пластинок из шестигранных кристаллов размеров от долей миллиметра до 1 см в поперечнике.
Что было бы, если бы лед не плавал в воде, а тонул?
Если бы лед тонул, то все водоемы умеренных и высоких широт на Земле оказались бы заполненными им от поверхности до самого дна. Солнце не смогло бы растопить эту массу, вытаивал бы лишь тонкий поверхностный слой. На планете царил бы вечный холод, и она стала бы необитаемой.
Что происходит при выпадении снега на поверхность воды в озере?
Когда снег опускается на воду, температура которой близка к замерзанию, он сбивается при волнении в гряды толщиной 0,5 м. Когда температура воды опускается до точки замерзания, мокрый снег и вода смерзаются и образуется мутный, непрозрачный лед.
Что такое сокуи?
Ледяные наплески на промерзших скалах и камнях, образовавшиеся при замерзании озера. Сокуи имеют самую разнообразную, порой причудливую форму застывших потоков, сталактитов. Толщина льда в сокуях может достигать нескольких десятков сантиметров. При сильном шторме наветренные скалы и камни могут быть покрыты наплесковым льдом целиком, до десятка и более метров в высоту. Обилие сокуев и наплесков на берегу делает его для малых судов почти неприступным. Росту сокуев способствует выбрасываемый волнами лед-шорох. Из шороха также формируются сокуи, наплески, блинчатый лед и колобовник, а иногда ледяные валы. На наветренных сторонах скал высота сокуев может достигать 20-30 м. Особенно часто таким ледовым панцирем покрываются скалы на мысе Кобылья Голова в Малом Море и на Ольхоне, севернее пади Узур.
Что такое шорох?
Шорохом на Байкале называют внутриводный кру-пинчатый лед. Он появляется позднее, чем такие поверхностные формы льда, как забереги, сало, шуга, склянка. Кристаллы шороха имеют игловидную, чечевицеобразную, бобовидную, гороховидную формы размером от 1-2 до 10-20 мм в поперечнике.
Что такое сало?
Плоские тонкие кристаллы льда, еще не смерзшиеся в сплошную корочку. Они образуются на спокойной поверхности воды и являются первым признаком ее охлаждения ниже 0°С. Сроки образования сала определяются тепловым запасом воды. Чем мелководнее и обособленнее район от центральной части озера, тем быстрее вода отдает тепло и тем раньше здесь начинаются эти ледовые явления. При тихой погоде, обычно ночью, кристаллы смерзаются в тонкие корочки. Под влиянием течений и волнения образовавшиеся корочки из смерзшегося сала разламываются, частично втягиваются в толщу воды и образуют рыхлые белесоватого цвета комки - шугу.
Что такое колобовник?
Это окатанная форма блинчатого льда, которая формируется при замерзании озера и разрушении его ледяной кромки волнами. Обычно обломки льдин имеют округлую форму, мутный цвет, часто утолщенные края. После ледостава большие поля из смерзшегося колобовника доставляют немало неприятностей автомобилистам и даже пешеходам. Езда на мотоциклах по такому ледяному покрову - сущее мучение. А между тем ездить на мотоциклах рыбакам, охотникам, да и ученым при зимних исследованиях приходится много
Что такое ледяные наплески, брызговое обледенение?
Они появляются на крутых и отвесных скалах, а также на бортах и палубах судов, их такелаже и представляют большую опасность для судов.
Длительное воздействие снега на различные предметы - деревья, камни, лед, инженерные сооружения. Снег, заметаемый поземкой, шлифует камни, полирует лед. В тех местах, где снежная коррозия проявляется ежегодно, стволы деревьев с наветренной стороны голые, не имеют ветвей, а кроны их приобретают флагообразную форму. Снежная коррозия очень хорошо видна на наветренных частях стволов деревьев на западном побережье Байкала и у верхней границы распространения древесных растений на горных склонах.
Какова мощность снегового покрова на Байкале?
Из-за часто повторяющихся сильных ветров он распределяется очень неравномерно. Вдоль западного берега ледяной покров почти бесснежный, видны лишь отдельные островки застругов в районах торосистых полей. По мере продвижения к восточному берегу толщина снегового покрова возрастает и может достигать 80-100 см.
Почему при таянии снега на льду Байкала почти не бывает луж (слякоти) ?
Лужи на поверхности ледяного покрова образуются до тех пор, пока не произойдет кристаллизация льда. Весной в нем появляются трещины, через которые такая вода уходит в подледное пространство. Когда весь лед превращается в кристаллический - игольчатый, он шумит, - издает шорох. Передвижение по такому льду очень опасно даже для пешеходов.
Что такое парниковый эффект и какова его роль на Байкале?
Термин «парниковый эффект» относят к физическому явлению, основанному на свойстве чистого прозрачного льда пропускать видимую часть света и задерживать отраженную от дна или других частиц, находящихся под ледовым покровом, длинноволновую радиацию.
Особенно заметно проявляется парниковый эффект под ледяной коркой, образующейся на поверхности льда при таянии снега. Снег тает под ней значительно быстрее, потому что она играет ту же роль, что и стекло на парниках. Это ярко проявляется на белесоватом льду. Мутный белесоватый лед задерживает и поглощает лучистую тепловую энергию только в верхнем тонком слое, разрушаясь на крупинки и пластинки постепенно, слой за слоем. При этом большинство пластинок располагается наклонно, как парниковая рама: нижний край их обращен к северу, а приподнятая часть козырька - к югу. Угол наклона примерно соответствует углу падения лучей солнца. Образование таких козырьков, создающих неровную поверхность льда, носит название «шах». При длительном подтаивании льда под козырьками ледяных корок образуются углубления до 10-15 см.
Что такое сублимация?
Испарение снега в зимнее время. В условиях Прибайкалья и Забайкалья, где зимой снега мало, а сухость воздуха и интенсивность солнечной радиации велики, выпадающий снег быстро испаряется. Поэтому на Ольхоне, например, а также вдоль западного берега Байкала скот пасут круглый год. Подобное наблюдается в Забайкалье и в Монголии.
Когда на Байкале происходит наибольшее испарение воды?
Наиболее интенсивно зимой, когда морозы самые сильные, но озеро еще свободно от ледяного покрова. В целом зимнее испарение превосходит летнее в 2-3 раза.
По данным доктора географических наук А. Н. Афанасьева, с поверхности Байкала за год испаряется 10,33 км3, или около 14,6% общего объема расхода воды из Байкала через Ангару.
Были ли айсберги на Байкале?
Вероятно, были, так как на дне Байкала есть остатки конечных морен ледников, спускающихся в озеро. В губах Аяя, Фролиха они расположены на глубине 40-50 м и более.
Что такое становые щели?
Это температурные швы в ледяном покрове. При колебаниях температуры воздуха лед расширяется или сжимается, образуя трещины или торосы. Становые щели возникают после замерзания озера и представляют собой сквозные трещины во льду. В разные годы их местоположение относительно постоянно: они обычно тянутся вдоль берега по кратчайшей прямой между соседними его выступами, расчленяя ледовый покров на ледяные поля до 10-30 км в поперечнике. Линейное расширение или сужение льда при изменении его температуры на 1 °С составляет 70 мм на 1 км льда. Колебания температуры воздуха иногда достигает 20-30 °С в сутки. Таким образом, при ширине Байкала в районе Лиственничное - Танхой в 40 км и перепаде температуры только 10 °С, суммарная ширина щелей составляет 28 м. Но так как лед покрыт снегом неравномерно, а, следовательно, охлаждение или нагревание отдельных ледяных полей также неравномерно, то трещины образуют очень сложную и сильно разветвленную сеть различной длины: от десятков до сотен и более метров. Щели живут, или дышат, то есть их ширина меняется в течение суток. Самая большая ширина становых щелей в одном месте - около 4 м. Но чаще всего они бывают шириной от 0,5 до 1,2 м. Преодолевают их с помощью специальных трапов из толстых двух-трехдюймовых досок или из бревен с дощатым настилом, уложенных поперек щелей.
Что такое торосы?
Нагромождение обломков льда вдоль становых щелей или сквозных трещин. При повышении температуры и сужении щелей лед выдавливается на поверхность и создает торосы. Так как расширение и сужение повторяется, то торосы вдоль щели образуют ярко выраженный ледяной вал. Высота торосов обычно сравнительно невелика -до 1-1,5 м. Но иногда они могут достигать 10-12 м. Время образования торосов определяют по толщине льдин, из которых они образованы. Из тонких льдин торосы образуются в начале ледостава, а из толстых — обычно весной, когда увеличиваются суточные перепады температуры воздуха и начинается прогрев льда весенними лучами солнца.
Как образуются надвиги льда?
Чаще всего весной, когда при подтаивании поверхностных слоев льда и снега растаявшая вода сначала заполняет сухие температурные трещины, а потом в них замерзает. Трещины перестают играть роль температурных компенсаторов, лед становится монолитной массой, а его поверхность при таянии более шероховатой. Во второй половине зимы (с февраля) и весной на Байкале усиливаются ветры. В это время подвижка льда, усиленная еще и ветром, приводит в движение большие ледяные поля. В местах, где возникает сопротивление, или существует препятствие (береговой припай, инженерные сооружения и др.), возникает нагромождение движущейся массы льда - надвиг. Надвиги, возникающие при замерзании озера, бывают из более тонкого льда и меньших масштабов. Они обычно не представляют такой серьезной опасности для инженерных сооружений, как надвиги весенние.
Почему зимой не бывает надвигов льда?
Зимой более устойчивая отрицательная температура, без резких и долговременных перепадов, лед более крепкий. Колебание температуры и происходящие при этом расширения или сужения льда компенсируются трещинами во льду и становыми щелями.
Каковы масштабы и мощность надвигов?
Лед может выжиматься на берег на расстояние до 20-30 м, а его нагромождения при встрече с надежным препятствием - скалой, например, - подниматься на 15-16 м. В 1962 г. В Южном Байкале наблюдали ледяные валы от надвигов высотой до 20—30 м. В 1933 г. такие нажимы льда перекрыли железнодорожное полотно около ст. Танхой и столкнули с рельсов товарный железнодорожный эшелон вместе с паровозом. Весной 1960 г. на судоверфи им. Ем. Ярославского ледокол «Ангара» водоизмещением 1400 т был вытеснен льдом на береговую отмель.
В этом же году в пос. Лиственничном и в порту Байкал надвигами разрушены причальные сооружения. В бухте Сосновка 13 мая 1960 г. при полном штиле подвижкой льда на берег вытеснились камни весом 5-6 т.
Для защиты инженерных сооружений или судов от повреждения ледовыми надвигами вокруг защищаемых сооружений прорубают майну - щель для свободного смещения льда. Ширина майны должна быть не менее полуторной толщины льда. Но не всегда такие предохранительные меры достигают цели. Надвиги иногда бывают такими значительными, что подобные майны не предотвращают их. В таком случае нужны другие, более активные меры. Обычно приходится дробить надвигающийся лед взрывами.
Сила воздействия надвигов льда огромна. Прямых ее измерений, к сожалению, пока не произведено.
Масштабы воздействия надвигов зависят от метеорологических условий - силы ветра, степени повышения температуры при потеплении, а также от размеров пришедших в движение полей. На Байкале они бывают до 200-300 км2, масса льда, приходящая при этом в движение, достигает 180-220 млн. т. Сила инерции такой массы весьма внушительна. Если даже лед перемещается со скоростью 1 см/с, то и в этом случае при толщине льда в 1 м воздействие приобретет огромную силу, а развиваемая мощность сопоставима с мощностью десятков и даже сотен крупнейших гидроэлектростанций. Скорости же перемещения ледяных полей бывают в десятки раз большими (до 0,5-0,6 м/с), следовательно, и сила воздействия такого льда во много раз большая.
Когда на Байкале бывает «артиллерийская канонада»-?
Ежегодно зимой, после замерзания всей акватории озера. Ледяной покров при резком и значительном понижении температуры охлаждается и сокращается. В нем появляются усадочные трещины. Их размер зависит от абсолютной величины и скорости понижения температуры. При меньшем охлаждении возникают многочисленные клиновидные несквозные (сухие) трещины; при значительном охлаждении — сквозные (мокрые) трещины. Растрескивание льда сопровождается шумом и грохотом, который напоминает артиллерийскую канонаду.
Что такое взлом льда и чем он вызывается?
Зимние взломы ледяного покрова на Байкале — явление довольно частое. Из прошлого известны случаи, когда на озере после его замерзания уже открывалась конная переправа, а затем в течение нескольких часов лед разрушался. Например, 13-14 января 1908 г. от с. Бугульдейки до с. Ха-рауз (расстояние около 25 км по льду озера поперек котловины) открылась конная переправа, а 15—16 января лед у западного берега взломало и девять подвод с лошадьми носило на льдинах по озеру в течение пяти суток; 22 человека спаслись с трудом. 19 января озеро снова замерзло, а с 21 января наладилась обычная регулярная переправа. В 1932 г. у пос. Лиственничное (Листвянки) после начала переправы лед толщиной 10-15 см был взломан сильным штормом.
На Байкале взлом льда возможен даже при его толщине свыше 30 см. Происходит это под влиянием жестких штормов типа боры. Такой срывающийся с гор ветер имеет огромную нисходящую силу с мощными, разного направления завихрениями. Под натиском ветра ледяной покров на воде раскачивается, под ним возбуждаются гидравлические волны, которые, в свою очередь, влекут за собой возникновение ледовых волн различных периодов, амплитуд и длин, распространяющихся в разные стороны. При таких волнах возникают силы, превышающие силы сцепления льда. В результате даже монолитный лед, не имеющий сквозных трещин, разламывается.
Какова грузоподъемность льда?
Грузы весом до 15 т могут перевозиться при толщине льда свыше 75 см. Если лед рассечен сухими трещинами, расчетную толщину льда необходимо увеличить на 20 %, а при мокрых трещинах - на 50 %. В 1904 г. между станциями Байкал и Танхой поперек озера была устроена железнодорожная переправа длиной 40 км. На лед укладывались на бревнах металлические рельсы, и по ним конной тягой перевозили с западного на восточный берег железнодорожные вагоны и паровозы. Вес паровозов был около 65 т. Такого концентрированного груза на сквозных трещинах лед не выдерживал, и паровозы приходилось перевозить в разобранном состоянии.
Почему молодой лед прочнее старого?
Молодой лед обычно без трещин, частички его крепко спаяны между собой, и поэтому он значительно прочнее. Сплошной, чистый молодой лед толщиной около 5 см выдерживает тяжесть человека (следует предостеречь любителей кататься по молодому льду - ходить по нему людям разрешается только при наличии 4-5-кратного запаса прочности). Раньше перевозка грузов на санях начиналась вскоре после ледостава при толщине льда 32-35 см. Если учесть, что при сильных морозах лед нарастает до 5 см в сутки, то уже не третий-четвертый день после ледостава часто начиналась переправа конной тягой, а на восьмой-девятый -автотранспортом. Однако в настоящее время, вследствие загрязнения воды и льда, его прочность снизилась.
Весной же переправа заканчивается за две-три недели до вскрытия, а иногда и раньше, хотя лед в это время имеет толщину 50-60 см. Начинается «разыгливание» льда - расчленение его под действием солнечного тепла в несвязанные между собой иглоподобные кристаллы - шестики. Такие длинные кристаллы льда пронизывают сначала часть, а потом и всю толщу льда. Кристаллы льда становятся как бы обособленными. Через такой лед вода при таянии проступает, движение по нему опасно даже для пешехода. Постепенно он расплавляется и ледовый покров исчезает
Что такое пропарины и чем они вызываются?
На Байкале поток тепла из воды ко льду весьма неравномерен, поэтому толщина льда также неравномерна. Лед тонкий там, где поток тепла так велик, что даже при сильных морозах вызывает подтаивание льда. Эти места, где образуются полыньи или лед значительно утоньшается, и называются пропаринами или ключами. Пропарины на Байкале образуются, по В. М. Сокольникову, от пяти причин: от газов, поднимающихся со дна и увлекающих
за собой более теплую воду; течений, подносящих теплую воду; термальных вод; ключевых вод; тепла речных вод в приустьевых участках. Из года в год пропарины встречаются в придельтовых участках рек Селенги, В. Ангары, в Баргузинском и Чивыркуйском заливах, над Академическим хребтом, в районе Ушканьих островов и т. д. При езде по Байкалу на автомашинах, мотоциклах или в туристических походах нужно быть очень осторожным. Районы, где бывают пропарины, лучше обходить либо по суше, либо удаляясь в море на несколько километров. Передвигаться в районах, где возможны пропарины, следует с проводником, хорошо знакомым с местами их образования.
Как обнаружить пропарины?
Открытые пропарины — полыньи — видно на льду со значительного расстояния, нужно только внимательно смотреть и уметь их различать. Но чаще пропарины бывают скрытыми тонкой коркой льда, а после снегопада припорошены слоем снега. В этом случае обнаружить их затруднительно. Если пропарины вызваны выходом глубинных газов, тогда подо льдом, если он чистый и прозрачный, можно видеть газовые пузыри. Пропарины, образованные термальными водами, ключами или подтоком теплых вод притоков, заметить труднее. Для этого нужно тщательно обследовать лед и опробовать его толщину пешней или другим острым предметом. Пропарины видны на аэроснимках и снимках из космоса в инфракрасном свете.
Где раньше всего начинает вскрываться Байкал?
В районе мыса Большой Кадильный. Здесь есть выходы газов, которые поднимают к поверхности более теплые глубинные воды, а они вызывают образование пропарин зимой и таяние льда весной.
Почему у крутых берегов лед тает раньше, чем у пологих?
Крутые, особенно скалистые берега, отражают тепловое солнечное излучение, которое ускоряет таяние льда. Кроме того, на ледяном покрове таких берегов скапливаются выносимые с побережья минеральные пылевые частицы грунта. Более темные, они больше поглощают тепла, нагреваются и также ускоряют таяние льда.