23 летняя девушка пилот. Пилотесса Мария Уваровская - Командир воздушного судна «Аэрофлота» ← Hodor
Венеция притягивает к себе романтиков и влюбленных со всех стран мира. Перед Великим постом в городе царит совсем другая, праздничная обстановка, улицы заполоняют маски. Практически все надевают маскарадные костюмы. На минуту можно подумать, что находишься в сказке.
Везде звучит музыка и раздается смех. Все это происходит в день самого знаменитого Венецианского карнавала. На празднике собираются сотни тысяч людей из разных стран, которые хотят принять участие в торжестве.
Большой популярностью пользуются туры в Венецию, ведь у каждого будет много приятных впечатлений от увиденного. Многие не хотят пропустить эту сказку.
История появления Венецианского карнавала
Согласно истории, Венецианский карнавал был основан в 1094 году. Именно в данный период времени было первое упоминание о нем, поэтому не исключено, что праздник был основан значительно раньше. Как стало известно, традиция проводить карнавалы и маскарады пришла к нам еще с античных времен.
Необходимо сказать, что карнавальные маски появились в 13 веке. Предполагается, что карнавал стали проводить ежегодно начиная с 1162 года. Данный праздник позволял всем людям скрывать свое естество за маску и сесть вместе со всеми за стол, отбросив при этом все предрассудки.
В том виде, в котором сейчас проходит карнавал, он начал существовать с 18 века. Было время, когда его хотели и вовсе запретить и не проводить семь лет. Однако в 1979 году была восстановлена справедливость и праздник вернулся в город.
Как поучаствовать в Венецианском карнавале?
Торжественная церемония открытия фестиваля состоялась 27 января. Поэтому всем, кто не успел побывать на открытии, не стоит расстраиваться, поскольку купить маску можно в любом магазине или даже на улице. Здесь следует рассчитывать на свой бюджет, потому что одна маска может стоить 150 евро.
Но не следует сразу же покупать первую попавшуюся маску, можно пройтись по городу и просмотреть весь ассортимент. Можно купить не менее красивую маску за весьма приемлемую цену. После покупки маски можно смело принимать участие в карнавале.
Как проходит карнавал?
Дворцы расположенные на берегу Большого канала начинают бронировать еще задолго до праздника. Поскольку именно там две недели будут проходить костюмированные балы, на которых будут присутствовать миллионеры и знаменитости. Многие из них будут проводиться по приглашению, а некоторые и вовсе закрыты.
Но несмотря на это остаются еще много других мероприятий, на которые можно свободно попасть. Однако есть одно условие, за вечер следует заплатить 400 евро. Если же у человека не имеется приглашения, больших денег или наряда, не стоит расстраиваться, ведь он тоже может провести весело время.
Получить большое удовольствие можно даже от вида людей в красивых масках, что невозможно нигде увидеть. Большую популярность набирают именно шутовские костюмы, образы храбрых рыцарей, куртизанок, высокородных дам, монашек, а также господ XVIII-XIX веков.
В этот период также заказаны многие популярные рестораны, что тоже следует учитывать. В ресторанах также проходят разные костюмированные выступления, посмотреть которые можно за большими окнами-витринами.
Есть участники, которые готовятся к данному торжеству, они заранее совершенствуют свои костюмы и придумывают новые образы. Также они делают фото с туристами и общаются с ними. Весь город веселиться и празднует карнавал.
Завершение карнавала
В день, когда проходит закрытие карнавала проводят самый масштабный костюмированный парад, а также танцевальное шоу. Веселье завершается уже ближе к вечеру, когда слышен колокольный звон, сообщающий о наступлении Великого поста.
Только после этого считается, что праздник пришел к своему завершению, пишет портал C-ib. Все люди расходятся по домам и улицы становятся пустыми. Но все будут долго помнить, что на них происходило.
Маскарады или карнавалы являются неотъемлемой частью многих стран и народов планеты. Достаточно вспомнить знаменитый Бразильский карнавал, масленичные гулянья на Руси, Коляды у белорусов.
Особое место в этом списке занимает Венецианский карнавал:
Во-первых, корни этого народного праздника уходят в глубокую историю.
Во-вторых, благодаря костюмам, реконструкциям средневековых нарядов, торжество выглядит очень красивым, зрелищным.
В-третьих, старинная Венеция, город-памятник, сохранивший множество архитектурных шедевров прошлых эпох, создает великолепные декорации для маскарадных шествий и парадов.
Все это в целом влияет на создание особой романтизированной и таинственной атмосферы в городе, привлекая в ряды участников новых и новых туристов.
История появления карнавала в Венеции
Первые упоминания о народном гуляньи в Венеции относятся к 1094 году, а в 1162 году площадь Сан-Марко приняла участников, праздновавших победу над патриархом Аквилеи. Есть версия, что именно это событие положило начало традиции проведения карнавалов.
Во времена Средневековья маски носили в основном девицы легкого поведения или желавшие спрятать лица, позднее маски и стилизованные костюмы стали неотъемлемой атрибутом праздника.
В истории были времена, когда карнавалы в Венеции запрещались, но всегда возрождались вновь. С 1979 года они проводятся официально, являются важной частью туристического имиджа города и приносят в городскую казну немалые доходы.
Даты проведения карнавала, особенности
Венецианский карнавал напрямую связан с григорианским календарем и католичеством, праздничные гулянья на самом деле напоминают о приближении Великого поста, который продолжается сорок дней, до Пасхи.
Именно поэтому завершающий день карнавала всегда приходится на вторник, который в католической религии получил название «Жирный» (последний день, когда можно предаваться неумеренности в еде, телесным и духовным развлечениям).
В 2018 году карнавал в Венеции официально начнется 26 января, в субботу, и продлится до 12 февраля.
Естественно, это вторник, ну а со следующего дня у католиков начнется Великий пост и подготовка к Светлому Воскресению.
О чем нужно помнить российским туристам, впервые собирающимся посетить Венецианский карнавал? Все главные события – шествия, парады, конкурсы – проходят в историческом сердце города, в так называемом Арсенале.
В основе праздника лежит эпоха Средневековья, поэтому начинается парад с демонстрации костюмов, стилизованных под это время. В последние годы появилось новшество, можно дефилировать в нарядах других эпох и даже в костюмах зомби, правда, таким артистам придется ожидать практически конца шествия, чтобы влиться в ряды «демонстрантов».
Если турист предпочитает наблюдать за всем происходящим со стороны, то лучше всего искать удобные места на самой знаменитой площади города – Сан-Марко. Именно здесь будут тусоваться все «звезды» карнавала. Здесь же получаются самые шикарные фотографии с костюмированными участниками бала.
Можно и самому облачиться в какой-нибудь потрясающий костюм в средневековом стиле, работает множество студий проката, но ближе к празднику стоимость отдельных нарядов возрастает до небес.
И, если турист предпочитает смотреть на костюмированное представление с высоты (в прямом смысле), то рекомендуют выбирать для проживания отель Al Ponte Antico, он расположен в центре города, в бывшем дворцовом комплексе, имеет террасу с видами на Большой Канал.
Основные мероприятия
В течение двух недель, пока продолжается карнавал, в различных дворцах и отелях организуются костюмированные балы. Многие из них бесплатные, чтобы попасть на другие нужно внести взнос, сумма его может быть различной – и 10 EUR, и 400 EUR.
К тому же вход на такие мероприятия только при полном параде, маскарадном костюме в стиле Средневековья, знаменитой венецианской маске, которая тоже стоит прилично. Но и без балов можно весело провести время, поскольку костюмированные шествия проводятся по всему городу.
Кроме роскошных нарядов дам и прекрасных рыцарей, можно встретить куртизанок и монахов, шутов и королей.
Официальное начало праздника 26 января, фактически это день подготовки, раскачки, фактически открывается карнавал праздником «La Festa Veneziana», который будет проходить в районе Канареджио. Основные события – музыкальные и танцевальные выступления.
На следующий день фестиваль продолжается, но главными являются не люди, а лодки. Их красиво украсят и отправят в праздничное шествие по Большому Каналу, естественно, на берегу будут проводиться развлекательные мероприятия.
Главное событие Венецианского карнавала – конкурс, в котором определят лучшую маску и лучший костюм.
Это мероприятие состоится 3 февраля на знаменитой площади Сан-Марко на сцене «Gran Teatro». В это же время проводится Festa delle Marie, шествие, в котором по традиции участвуют 12 девушек из разных районов Венеции.
Опять же на площади Сан-Марко будут выбирать самую красивую «Марию», а победительница предыдущего конкурса выступит на карнавале на следующий день.
4 февраля , в полдень, запланирован «Полет Ангела», в роли ангела в следующем году выступит Элиза Константини, 18-летняя студентка, победительница этого года.
11 февраля – развлекательное мероприятие, противоположное этому красивому мероприятию, «Полет осла», он будет проходить в пригороде Венеции.
Самые важные мероприятия в рамках программы карнавала запланированы на последние дни.
12 февраля гостей ожидает «Полет орла», то есть спуск с колокольни прямо на площадь Сан-Марко, имя главного героя будет известно только за несколько дней до праздника. В этот же день пройдет гранд-финал участников, победителей будет двое в номинациях – «Лучшая маска» и «Лучший костюм».
В последний день карнавала состоится коронация Марии, претендентки прибудут на площадь Сан-Марко на лодке, но только одна из 12 будет удостоена корона.
Символическим завершением грандиозного праздника станет «Полет Льва», то есть флага Венеции.
И остается только смотреть на красочные фотографии и ждать следующего карнавала в Венеции!
Публикация от ️девочка-летчик(с) (@mariaalexseevna) Фев 16 2017 в 11:31 PST
Публикация от ️девочка-летчик(с) (@mariaalexseevna) Янв 31 2017 в 2:18 PST
Мария Федорова рассказала, что девушка-пилот, как правило, не вызывает беспокойства у пассажиров самолета. Она вспомнила, что командир воздушного судна (КВС) несколько раз просил ее произнести приветственные слова.
- Бортпроводники потом передавали, что пассажиры в салоне удивляются, восхищаются, начинают обсуждать, что девушка в кресле пилота, но никто не возмущается и не пугается, - поделилась Мария Федорова.
Публикация от ️девочка-летчик(с) (@mariaalexseevna) Янв 5 2017 в 1:22 PST
При этом девушка отметила, что уже не испытывает какого-либо страха перед трудностями во время полета.
- Помню, в августе было много гроз и приходилось очень много нестандартно мыслить, понимать, куда движется гроза и как лучше направиться в обход, - цитирует Марию Федорову в своем блоге Сергей Анашкевич.
Тем не менее со всеми внештатными ситуациями она вместе с экипажем справляется без каких-либо проблем.
Для того, чтобы стать пилотом, она окончила питерский университет гражданской авиации, после чего прошла многомесячную стажировку в "Аэрофлоте", летая исключительно на симуляторе полетов. Затем она еще три месяца стажировалась на месте второго пилота под наблюдением инструктора. По словам девушки, во время первого рейса для нее все было как в тумане.
Напряжение чудовищное, прилетаешь, сразу после приземления пилоты осуществляют массу процедур, нужно успеть "сдать" этот полет и тут же готовиться к обратному рейсу. Пока ты заполняешь документы, в самолет уже загружают багаж, а бортпроводники начинают посадку пассажиров.
Однако за время стажировки она настолько привыкла к полетам, что первый самостоятельный рейс в качестве второго пилота не вызвал у нее никаких эмоций.
Я же на тот момент отлетала уже 225 часов в кресле "второго", так что тот полет был почти таким же, только пилота-инструктора в этот раз не было за спиной.
За непродолжительный опыт работы пилотом у Марии Федоровой уже появились любимые и нелюбимые маршруты. По словам сотрудницы "Аэрофлота", ей очень нравится летать в Минск, так как у этого рейса идеальная продолжительность полета. Также пилот призналась в своей любви к тюменской взлетно-посадочной полосе - по мнению Федоровой, она качественная, широкая, одно удовольствие сажать на нее самолет. При этом ее нелюбимыми маршрутами являются перелеты в Ставрополь и Саратов.
В свои 23 года девушка уже замужем. Ее супруг также работает летчиком. Всего в «Аэрофлоте» выполняют рейсы 20 женщин-пилотов. При этом пять из них уже стали командирами воздушного судна. Первой в России женщиной-командиром воздушного судна в 2009 году стала пилот «Аэрофлота» Ольга Грачёва. В «Трансаэро» пилотессы появились только в 2012 году. Так, пилотесса Мария Уваровская получила это звание в январе 2014 года. А до Марии Федоровой единственным женщиной-пилотом Sukhoi Superjet 100 была Дарья Синичкина, которая тоже научилась летать в 23 года.
А вот за границей девушки-пилоты - обычное явление. Не так давно Интернет взорвал «Инстаграм» шведского пилота Мирии Петерсон. Шведка пришла в коммерческую авиацию в 25 лет и начала понемногу фотографировать будни пилота и свою частную жизнь, в которой много времени красотка уделяет йоге. Идеальная жизнь - путешествия и любимые упражнения. Сейчас Марии 32 года и гламурная девушка-пилот работает в бюджетной авиакомпании Ryanair.
Публикация от Maria Pettersson
Публикация от Maria Pettersson 21.02.2017
Сегодня в России летают около двух десятков женщин-пилотесс.
За рубежом их, конечно, намного больше, там это явление более привычное.
Первое, что требуется - отменное здоровье.
Аналитический склад ума. Упорный бойцовский характер. И обязательно - призвание!!
Я покажу пилотесс, все фото и имена, конечно же, реальные.
Алина Залетова, КВС Боинг-737
Алина Залётова - единственная женщина - пилот гражданской авиации ЛР.
Опыт воплощения в жизнь несбыточной мечты.
Дело даже не том, что эта простая девчонка из рабочего поселка Каугури стала профессиональным летчиком. А в том, что при желании она могла добиться чего угодно: стать прима-балериной, дрессировщицей тигров, покорить Эльбрус, победить в марафоне.
...Прохожие принимают ее за стюардессу. Белая блузка, синий летный костюм, стройная фигура, элегантные туфли - она выглядит как героиня Ренаты Литвиновой из фильма «Небо. Самолет. Девушка». Никогда не подумаешь, что хрупкая Алина уверенно поднимает свой «Боинг-737-500» c более чем сотней пассажиров на борту.
«Очкарикам не место в авиации!»
Когда Алину спрашивают, как она стала пилотом самолета, она отшучивается: благодаря фамилии... Если говорить серьезно, Алина с 12 лет знала, чего хочет в этой жизни. В «бред ребенка про самолеты» никто из взрослых, кстати, не верил.
Алина ни с кем не спорила, ничего никому не доказывала - просто упорно готовилась к профессии: подвергала себя всяким психологическим тестам на развитие внимания, быстроты реакции, изучила всю доступную и недоступную литературу по авиации, нажимала на учебу в школе, серьезно занималась спортом и выучила английский (хотя в школе преподавали немецкий).
К 10-му классу у Алины село зрение. Это было неожиданным ударом, ломавшим все ее выстраданные планы! Близоруким претендентам невозможно пройти медкомиссию в летное училище. Алина, оценив ситуацию, решила поступить в Рижский авиационный институт, который окончила по специальности «инженер-авионик» (обслуживание оборудования самолетов).
Шесть лет у самолета
Вопреки скептицизму многих, Алину (одну женщину из десятков претендентов-мужчин) приняли в компанию airBaltic авиатехником. Романтики мало, а грязи и ответственности хоть отбавляй.
Мужчины-коллеги очень быстро убедились, что Алина не пигалица, а свой парень, которому можно доверять. А ведь уровень ответственности на этой работе - человеческие жизни: каждый день Алина ставила подпись о том, что самолет исправен и готов к полету. Если бы она хоть раз сделала что-то не так, ошиблась, недосмотрела - даже страшно подумать.
Ей иногда снились кошмарные сны.
- Очень опасно, - объясняет Алина, - забыть инструмент в двигателе. Такие варианты в мире случались и лайнеры загорались в воздухе от такой, казалось бы, мелочи - забытой кем-то отвертки, фонарика, даже гайки. Я просыпалась ночью в холодном поту, гадая: это был сон или на самом деле случилась беда?
Пилот-любитель без денег и спонсоров
И все эти шесть лет работы в аэропорту Алина мечтала о небе. Собрала деньги на операцию по исправлению близорукости. Как только прооперировалась, тут же начала поиски курсов по подготовке частных пилотов. И снова уперлась в стену: на обучение требовалось шесть тысяч долларов. Таких денег у девочки просто не было. Впрочем, как и богатых родителей и спонсоров.
Алина стала копить, целый год отказывала себе даже в мелочах - экономила на транспорте и обедах. Но не наскребла даже половины нужной суммы. Тогда собралась на заработки в США. Но тут, к счастью, выяснила, что в Рижском аэропорту открылся аэронавигационный центр, где готовят пилотов-любителей по более приемлемым ценам.
- Самый первый полет я совершила на легендарном «ЯК-18», - вспоминает Алина. - Помню, перед тем как залезть в его кабину, размышляла: а вдруг окажется, что все это - и небо, и самолет - не мое, вдруг мне станет худо или страшно?
Но худо Алине не стало. Все было, как и мечталось, - из первого полета она вернулась совершенно счастливым человеком. Правда, потом у нее долго не получалось мягкой посадки, она никак не могла, как говорят пилоты, почувствовать высоту. Но и с этим справилась.
А потом осознала, что столь долгожданный диплом пилота-любителя не дает никакого шанса для работы в авиакомпании.
Рухнули небоскребы... и надежды
Родная airBaltic, пойдя Алине навстречу, планировала обучить ее до конца (был такой проект - обучать своих же сотрудников), но тут как раз случилось 11 сентября, когда рухнули небоскребы в Нью-Йорке. Вместе с ними рухнули все надежды Алины - из-за удорожания летных страховок и многого другого в гражданской авиации план по перепрофилированию сотрудников благополучно прикрыли. До лучших времен.
Чтобы выучиться теперь уже на коммерческого пилота, Алине опять требовались бешеные деньги. Минимальный налет для экзамена - 200 часов, а стоимость каждого - 60 латов (сегодня уже 100 латов!). Ну не было этих латов у простой девушки!
Алина упрямо искала выход... Она выяснила, что в Литве открыли летную школу, где обучение намного дешевле. Понеслась туда. Работала, параллельно училась. Исхудала до такой степени, что ребята-техники от жалости пытались бледную коллегу с синяками под глазами подкармливать - совали ей пирожки, тортики.
Настал момент, и Алина получила долгожданную летную лицензию, сразу конвертировав ее в Латвии. Казалось бы, все, можно облегченно вздохнуть. Но не тут-то было - изменились законы, и чтобы работать пилотом авиалиний в странах ЕС, ей нужно было пройти еще один дополнительный профессиональный курс, равноценный высшему образованию пилотов.
Это было уже чересчур - Алина была на грани нервного срыва. Но снова взяла себя в руки и сосредоточилась на своей мечте о небе. И тогда чудесным образом ситуация обернулась так, что airBaltic решила оплатить настойчивой девушке обучение в Швейцарской летной академии.
Вот уже полтора года как Алина Залётова летает вторым пилотом «Боинга-737-500».
Мужская профессия
Иногда, очень редко, Алина чувствует, что мужчины из экипажа начинают вдруг волноваться, если она сидит за штурвалом, а за бортом погода плохая. Коллеги не говорят ничего обидного, вроде бы и вида не подают, но по их замершим лицам она читает: настроены скептически!
Алина доказывает делом, что она умеет летать. Даже в непредвиденных ситуациях ведет себя как подобает. Как-то она сажала самолет в Гамбурге: уже шла на выравнивание, до полосы оставалось метра два, и вдруг увидела гусей на взлетной полосе. Если бы птицы попали в движок - страшно подумать, что было бы! Алина не дрогнула, не запаниковала и все сделала правильно.
А что делать, когда мечта сбылась? Алина, став пилотом «боинга», не успокоилась. Теперь она задумала долетать до капитана экипажа. И почти никто не сомневается, что рано или поздно так оно и будет.
Ольга Кирсанова. КВС Боинга. Аэрофлот.
Овсяная каша, хороший кофе и звонок сыну - «мама собирается в полет, не волнуйся». Потом - самолет в другую страну, короткая прогулка между рейсами, вылет обратно в Россию. Служебная машина, дом, опять звонок сыну - не переживай, мама прилетела. Ребенку Ольги Кирсановой - всего пять лет, сейчас он проживает с бабушкой в Минводах. Маму видит раз в месяц: у гражданского летчика мало свободного времени, но все, что есть, Ольга посвящает сыну.
Музыка, байдарка, самолет
Ольга Кирсанова - пилот гражданской авиации, водит самолет весом более ста тонн и вместимостью 180 пассажиров. За все эти жизни она в ответе. Свою работу она обожает - говорит, по-другому никак, ради такой профессии ей пришлось пройти огонь, воду и кабинеты чиновников.В Советском союзе женщин пилотов не жаловали.
«У меня в семье все мужчины были авиаторами, все женщины - педагогами. Поэтому по первому образованию я - филолог, однако доучивалась на последних курсах, уже поступив в летное училище, - рассказывает Ольга Кирсанова. - Я попала в знаменитое Волчанское, это было фактически единственное место, куда принимали женщин. Для нас - всего четыре места на весь Советский союз!».
Ольга место получила - пришлось дойти до самых «высших кабинетов», пробравшись даже в здание министерства обороны. Она была уверена - должна учиться на летчика, ведь есть все, что нужно: сильный характер, опыт полетов в аэроклубе, спортивный разряд. Ольга - мастер спорта по гребле на байдарках, уже в 15 лет попала в юношескую сборную страны. Собиралась в большой спорт, но не прошла по росту - не хватало 10 сантиметров. Отец даже записывал девочку на прием к Елизарову - вдруг получится «вытянуть». Но отговорили: с возрастом такие эксперименты с телом могли аукнуться большими проблемами.
Ольгу в училище, в итоге, взяли: началась служба и жизнь в казармах. Обязательно - в кирзовых сапогах. «Они были жутко неудобными. Я думала, что за дежа вю: когда-то я, такая рафинированная худенькая девочка, пришла после музыкальной школы в секцию гребли. До крови стирала руки, теперь вот такие же мозоли на ногах». Училась Ольга на Украине, куда переехала из теплого Ташкента, поэтому местные зимы ее шокировали. Мужчинам выдавали длинные шинели и шапки-ушанки, женщинам - модельную форму, короткое пальто до колен и каракулевая пилотка. Красиво, но совершенно не греет. Однако - положено по уставу, ничего не поделать. Зато мечта о небе начинала сбываться.
Стать любимым сыном.
После окончания учебы был «трудяга» АН-2. Однако хотелось летать выше. Мечты о космосе привели в Университет геодезии, картографии и аэрофотосъемки. Но мужчины сказали: техническое - это хорошо, но нужно по специальности. Чтобы окончательно закрыть вопрос, Ольга окончила Академию гражданской авиации - высшую ступень в образовании пилота. Все это время она летала, повышала квалификацию, доказывала мужчинам, что способна летать на равных.
«Понимаете, у меня родители ждали первенца-сына, а получилась я, - шутит Ольга. - Потом-то они научились: у меня родились еще два брата, но я всегда хотела стать для папы самым-самым любимым сыном - потому что всеми своими успехами я обязана ему. Он меня вдохновлял, он ради нас ушел из большой авиации в маленький аэроклуб - чтобы дать своим детям почувствовать вкус неба».
Папа поддерживал Ольгу во всем: учил «видеть землю» - способность пилота безошибочно определять высоту «на глаз» приходится долго тренировать. Нужно правильно выбрать точку, куда посмотреть - только тогда можно рассчитать расстояние до земли. Папа ставил Ольгу на крыло самолета, брал обычную покрышку и показывал, куда правильно должен быть направлен взгляд на посадке. Объяснял дочери, как прыгать с парашютом, поддерживал перед полетами.
«Сейчас я управляю большой крылатой машиной, а раньше, когда летала на маленьких, обязательно должна была прыгать с парашютом два раза в год, - рассказывает Ольга. - Было очень страшно - не потому, что боялась расшибиться и умереть, а потому, что если сломаю руку или ногу, на карьере пилота можно будет поставить крест. Но я думала, мой дедушка прыгал, мой папа прыгал, не могу же я посрамить наш род. Значит, у меня обязательно получится».
Ольга говорит, прыжку с парашютом разум пилота сопротивляется - зачем выпрыгивать из исправно летящего самолета? Первый блин был, как положено комом. Прыжок завершился приземлением прямо в центр стада коров. «На мне был красный костюм, а я слышала, что быков это приводит в бешенство, как же я оттуда неслась! А буквально через пару дней посмотрела по ТВ передачу: там говорили, что они реагируют не на цвет, а на движение».
После окончания учебы Ольга получила распределение в авиацентр, но случился развал СССР, сокращение штатов - не хватало места даже опытным пилотам. Ольга вернулась в родной Ташкент. После поисков сумела пробиться в ряды пилотов санитарной авиации - престижно, ответственно. Но вылетов было мало - в основном, дежурства. Ольга скучала по небу и хотела работать. Начала получать допуски на работу с «химией» - грузы особого назначения. Профессия вредная, но можно чаще летать. «У руководства волосы дыбом встали, женщину, на химию, да никогда! - вспоминает Ольга. - Я сказала, на все готова ради полетов. Мне предложили: давай тебя лучше переучим на ЯК-40. Согласилась. Отлетала на нем 11 лет».
Дальше было обучение на ТУ-154 и иностранном Airbus. В те годы Ольга уже перебралась в Москву - по счастливой случайности, помог бывший коллега. «Я прилетела в Домодедово, у меня в столице было два дня, чтобы что-то посмотреть, вкусного домой купить. Внезапно позвонил знакомый командир: у тебя есть 15 минут, гладь рубашку, и приходи на заседание квалификационной комиссии». Ольга успела и попала на работу к крупному гражданскому перевозчику.
Рубашки - больная тема для любого летчика. На работу нужно приходить «как на праздник», в сверкающе чистом и выглаженном, а после целого дня полетов сил на это просто на оставалось. «Я всегда завидовала мужчинам: они прилетают, а им жена и ужин приготовила, и рубашки погладила. Хорошо хоть, сейчас у нас работает прачечная - столько моего времени сберегает!».
Во время работы летчице пришлось скрывать свою беременность - будучи на седьмом месяце, она «на отлично» отлетала госэкзамен на новеньком Airbus A320. Но скоро скрывать живот было невозможно.
«Я пришла к начальству, говорю: можно я сейчас быстро рожу и вернусь, а они так кричали… - говорит Ольга. - Я думала, что у меня начнутся преждевременные роды. Мне сказали, что я обманщица, что надо выбирать, ребенок или самолеты. И уволили. Я была одинокой мамой, с ребенком на руках, с родителями-пенсионерами, которых должна содержать. Это была катастрофа - она мне стоила 15 килограммов веса и море слез».
Три страны в день
Сейчас Ольга - сотрудница «Аэрофлота», про свою работу говорит «звезды сложились»: карьеру в гражданской авиации она начинала именно в этой компании: в Ташкентском отделении, больше двадцати лет назад. Летает по всему миру - в Лондон, Дубай, Мадрид. Времени, чтобы посмотреть мир, немного, но оно есть - в сумочке всегда ждет легкий наряд. Есть специальный, для арабских государств - очень закрытый. За один рабочий день Ольга может сменить три страны. Полеты практически ежедневно.
Каждые полгода - специальные тренировки для отработки аварийных процедур. Тренажер имитирует все до мелочей - пилот тренируется в 3D-моделях реальных аэродромов. Другая тренировка - в бассейне, отрабатывают эвакуацию в случае посадки на воду. Опытные пилоты давно все знают и умеют, но практика должна быть регулярной - чтобы довезти все до чистого автоматизма.
Полет-то, что каждый пилот любит всей душой, хотя не все в этом признаются, считает Ольга. Работа очень тяжелая - каждую секунду в кабину поступает информация, при этом летчик одновременно следит за пятью мониторами - в таком потоке нужно успевать обрабатывать все, что получаешь, и быстро принимать решения. Стандартная схема - один летчик пилотирует воздушное судно, другой ведет связь, на обратном пути - меняются. Но при этом должны контролировать друг друга - от ошибок не застрахован никто.
«Меня папа с детства научил не витать в облаках, не думать о своем, погружаться в работу с головой, - считает Ольга. - Потому что я в ответе за сотни жизней. Совсем недавно человек на борту был на грани жизни и смерти. Ко времени прилета нашего рейса, воздушное пространство над Москвой было очень загружено, но службы отработали слажено, спасли еще одну жизнь. К счастью все обошлось, но переживания - очень тяжелые».
Алкоголь на борту - больная тема для большинства авиаперевозчиков. «Часто человек зарегистрировался, и пошел в кафе или в дьюти фри выпивать, опаздывает страшно, но уверен, что его дождутся. Раньше так и было, но теперь мы отменили эти поблажки. Я вообще не приветствую алкоголь, от него в воздухе одни беды!»
Так, чтобы похлопали.
Женщину-пилота коллеги-мужчины воспринимают по-разному, чаще - вполне адекватно, но бывают и конфликты. «Я давно заметила, когда у человека в семье есть дочь, общение сложится лучше» - считает Ольга. Пассажиров необычный пилот обычно радует - иногда после полета подходят за автографами. Или просто поговорить, познакомиться, сделать комплимент.
Летчики, в свою очередь, очень любят, когда их работу ценят. «Всегда стараюсь, если есть возможность, очень мягко сажать самолет - чтобы обязательно похлопали мне, это же так приятно! Еще пассажиры любят прилетать чуть раньше расписания, поэтому мы стараемся порадовать их, даже жертвуя своими часами налета» - рассказывает Ольга.
Ольга, как и все пилоты, немного суеверна: недолюбливает черных кошек и число 13. 2013й год начался для нее тяжело - умер папа, самый родной человек. «У него случился сердечный приступ, я была рядом, но на своем рабочем месте - летала в небе прямо над домом» - вспоминает Ольга. Говорить без слез не может до сих пор. Бережно отбирает фотографии для публикации: «обязательно поставьте папу».
«Мы не успели достроить дом, а вот дерево я уже посадила, и сына родила, все, чтобы папа мной гордился, - говорит Ольга. - Сын без деда тоже ужасно переживает. Я приезжаю к нему каждый месяц, беру два дня выходных, чтобы побыть хорошей мамой - поговорить, поухаживать, подстричь ему ногти - бабушке он не дает. Уезжаю, рыдаю, сын тоже плачет. Фонарик мне подарил - переживает за меня, чтобы я по темноте не ходила. Ждет с каждого рейса. Тяжело это все, но такова моя жизнь, моя работа».
В промежутках между поездками к сыну - будни гражданского пилота. Целый день в небе, домой - поспать - и снова в полет. На вопрос, хочет ли Ольга, чтобы ее сын стал летчиком, однозначного ответа у нее нет. «Небо стало суровое, тяжелое. Вырастет - посмотрим. Я хочу, чтобы он сделал выбор сам. Вы только посмотрите, какой у меня классный мужчина!» - Ольга открывает на телефоне фотографии сына. Они у нее всегда под рукой - так немного проще пережить расставания.
======================================== ======================================== ======================================== =========================
Ну, а вот об этой "Королеве небес" наверняка кто-то слышал..
Многократная абсолютная чемпионка мира, Европы и РОсии по высшему пилотажу.
Награждена медалью FAI как лучший пилот столетия!!
Светлана Владимировна Капанина.
Пилот ОКБ Сухого.
Ею восхищаются, перед коллегой снимают шлемы лучшие пилоты-мужчины, на её «работу» засматриваются военные асы Японии и Испании, Кореи и Франции, Америки и Эмиратов, фотографии удивительно красивой женщины украшают главные журналы, во многих странах отрыты фан-клубы. Даже столь неэмоциональная Поднебесная замирает, когда над ней под музыку рычащего двигателя «танцует» наша русская «королева небес». А еще в 1998 г. в Великобритании Светлана открывала авиашоу в честь 80-летия Королевских ВВС и газета «Evening Standard» на следующий день вышла с огромным заголовком «Сибирский Ангел благословляет Биггин-хилл».
Ещё бы, ведь сегодня Светлана Капанина - самая титулованная лётчица за всю историю мировой авиации: шестикратная абсолютная чемпионка мира по высшему пилотажу и двукратная абсолютная чемпионка Всемирных воздушных игр, 2 кратная чемпионка Европы, неоднократный чемпион России. Только в Чемпионатах мира она завоевала 38 золотых медалей, а, по мнению Главного тренера Сборной команды
Касума Гусейновича Нажмудинова, «запаса прочности» у Светланы еще лет на десять.
Вообще-то, и за меньшие заслуги Родина вручала и вручает «Героя России», но... уж слишком эта хрупкая на вид женщина категорична, непримирима в отстаивании своих представлений о правде и лжи, добре и зле, справедливости и беззаконии. Особенно, когда дело касается её профессиональной и гражданской совести. Многим высокопоставленным функционерам, из-за лени и корысти которых мы практически потеряли спортивную авиацию, доставалось и достаётся от Капаниной при любой возможности: интервью ли это на ТВ или личная беседа с президентом Путиным.
И откуда такое непримиримое «правдоискательство»? Откуда такое упорство, уверенность в себе у этой родившейся в далёком казахском городке Щучинске дочки простых рабочих? Скорей всего, именно из этого «простого» и чистого детства. Невысокая, худенькая, но вечно чем-то увлекающаяся девочка, сколько помнит себя, всегда любила машины и скорость. В четвёртом классе Светлана выпросила себе мопед, к шестому классу получила звание кандидата в мастера спорта по гимнастике. А ещё втайне мечтала о подвигах бойца спецназа, о чёрном поясе карате, о прыжках с парашютом.
Окончив в 1987 году медучилище, Капанина по распределению приехала в Курган, работала в аптеке. Но разве с её характером жить размеренной тишиной среди пробирок, бутыльков и таблеток? Светлана решилась зайти в местный авиаспортклуб. «Девушка, вы на кого хотите записываться?» - «На парашютистку» - «Давайте на лётчицу, все-таки летать интереснее, чем прыгать». Раз «интереснее», значит интереснее, и через год она уже села за штурвал. Профессиональные азы Капаниной привил Леонид Солодовников, а первым инструктором стал Николай Голубцов.
...Су-26M3 взмывает в небо и, повисев, с отключённым двигателем падает вниз. Оглушающая тишина и снова рёв мотора: самолёт выравнивает полёт уже над самым полем. А затем - виражи, петли, бочки, рассчитанные с точностью до градуса. Нужно без помарок выполнить 12 элементов высшего пилотажа. В правилах чётко прописаны и границы: нельзя опускаться ниже 100 метров и подниматься выше 1000. Но под руками Светланы «сушка», повинуясь штурвалу, не «исполняет элементы», а танцует. С земли тяжёлый самолёт, словно капелька ртути, сверкает и переливается в бескрайнем просторе. Легко, красиво. При этом перегрузка для лётчика «+10», то есть хрупкое, стройное тело невысокой Светланы «весит» более полтонны! Кроме того, Су-26M3 - серийный самолет, с сильным двигателем, который сделан под обычный мужской рост, и, чтобы дотянуться до ручки управления, Капаниной приходится подкладывать на кресло подушки. Коллеги «витязи» шутят: «летаешь на перине, как "принцесса на горошине"». Смеются, но донести подушки до кабины самолёта помогают.
Она - первая. Это общепризнано. А что, кроме технического мастерства, кроме доведённого до совершенства ремесла, нужно, чтобы стать лучшей в мире? Смелость? Да. Расчётливость? Терпение? Тоже. И ещё воля воля, которая преодолевает боль рвущихся при перегрузках сосудов. Врождённую, природную тягу к лидерству она сформулировала так: «Космонавтом я быть никогда не собиралась, потому что не люблю стоять в очереди».
Она - лучшая. Член сборной РФ, лётчик-инструктор I класса пилотажной группы ЛИИДБ ОКБ Сухого, заслуженный тренер России и академик Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка РФ, лауреат премии «Олимпия» и «Слава», дамакавалер ордена Почета, медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, именной медали «100 лет со дня организации FAI» как лучшему пилоту столетия. Этой медалью, кстати, нашу лётчицу награждали вместе с астронавтом Армстронгом, первым из землян ступившим на поверхность Луны. Так кто же в России не знает Светлану Капанину?!
А ещё Светлана - мама двоих чудных малышей. И у неё, естественно, спортивная семья. Муж Владимир Степанов - четвёртый дан по карате, заслуженный тренер России и судья Международной категории воспитывает крохотных Пересвета и Есению в самых что ни на есть спартанских традициях. И вряд ли им удастся избежать скрипучих тренажёров, мышечных болей и преодоления травм.
И обязательных великих побед - ведь они дети русской «Королевы небес».
И ещё пилотессы:
Тоты Амирова, КВС Боинга
Ольга Грачева, мастер спорта по высшему пилотажу, КВС Боинга в Аэрофлоте, 20 тыс часов полетов.
Мария Трунина а/к Нордстар
Надежда Кужельная, пилот аэробуса А320
Наталья Яловенко. Шимкент пилот CRJ-200
Полина Павлова в/п Боинг
Татьяна Рыманова. Пилот.
Елена Кожухарь. пилот.
Ларина Евмурзаева, пилот.
Добавлю, фото в основном иностранных пилотесс, посмотрите лица
Ронни Цукерман, истребитель ВВС, Израиль
Кейт Моран пилот а/к Flybe
Видео с Тоты Амировой. Тогда она была единственной пилотессой в СНГ.
Ираида Вертипрахова.
возглавляла женский экипаж в составе: Тамара Павленко - 2й пилот, Евгения Мартова - 2й пилот, Галина Козырь - штурман, Галина Смагина - бортинженер, Нина Столярова - бортрадист, установил 5 мировых рекордов на дальнемагистральном пассажирском авиалайнере Ил-62. В том числе,мировой рекорд дальности полета без посадки (11074км).
До 1985г. была командиром экипажа Ту-154 в Красноярском Управлении Гражданской Авиации. В дальнейшем работала руководителем полетов, авиадиспетчером.
Летчица Людмила Пукито, работала преподавательницей аэродинамики в Борисоглебском высшем военном авиационном училище. Погибла.
Выпускница МАИ Светлана Протасова - единственная в мире женщина-истребитель, летающая на МиГ-29. Сейчас работает вторым пилотом в "Аэрофлоте".
Мария Уваровская,командир Airbus A320 "Аэрофлот"
В "Аэрофлоте" сейчас 3 женщины-командира и 10 вторых пилотесс.
Светлана Слегтина. в/п Л-410 КрасАвиа.
Оксана Ширяева, а/к "UTair"
— Почему профессия пилота считается мужской?
— Видимо потому, что изначально полеты на самолетах были делом опасным и сложным, а первые воздухоплаватели были самыми настоящими испытателями. Во время Второй мировой войны не только мужчины поднимались в воздух. Женские полки и подразделения оставили яркий исторический след. Что же касается работы в гражданской авиации c послевоенного времени и до наших дней, я думаю, одной из причин было создание лайнеров с системой управления, предполагающей физические усилия. Но всегда были женщины-исключения, которые летали и на Ан-2 на севере, и на сложных Ту-134, Ан-24, Як-40. Стереотип «мужской среды» держался довольно долго, он заметен и сейчас.
— Когда вы решили, что хотите летать?
— Осознанное желание стать пилотом пришло после начального полета с инструктором на маленьком спортивном самолете. Мой первый учитель по аэроклубу Сергей Николаевич Дадыкин сумел создать невероятно комфортную и благоприятную среду обучения для нас — тогда еще школьников. В этом полете я почувствовала, что такое пилотирование, и после уже никакая сила: ни стереотипы, что это все-таки не профессия для девочки, ни удивление окружающих, ни финансовые сложности не могли меня остановить. С семнадцати лет я знала, чем хочу заниматься. Сам аэроклуб, в котором я воспитывалась, был местом очень притягательным и романтичным. Очень жаль, что данная авиационная структура в бюджетном варианте сейчас почти упразднена.
из личного архива героя
— Где вы учились профессии?
— Я училась в Санкт-Петербургской Академии гражданской авиации. На своем курсе я была единственной девушкой, но каждое авиационное учебное заведение хранит свои легенды о женщинах-пилотах. И преподаватели всегда с удовольствием вспоминают о них. Отношение к себе я чувствовала уважительное, меня принимали на равных.
— Каков сегодня в России процент женщин-пилотов? Он отличается от аналогичных показателей в мире?
— У меня нет точных статистических данных. Я могу предположить, что в структуре гражданской авиации России сегодня работает около 50 женщин. Это совсем скромный показатель. В то время как в крупных европейских и американских авиакомпаниях соотношение женщин составляет примерно 20-30% от общего числа пилотов.
— Сталкивались ли вы с недоверием со стороны мужчин-пилотов, стюардов, техников?
— Все зависит от самоощущения. Я не могу представить, что мой экипаж может мне не доверять и сомневаться. То же касается и наземного персонала. Секунды сомнения в глазах коллег сменяются нашим конструктивным сотрудничеством после того, как они осознают, что я компетентна, подготовлена и на своем месте.
— Одинаковая ли нагрузка у женщин-пилотов с мужчинами-летчиками?
— Работа линейного пилота сложна не только и не столько работой на критических этапах полета, таких как взлет и посадка, но также и своим интенсивным и часто меняющимся графиком. Смена дневной и ночной активности вредна и плохо переносится как мужчинами, так и женщинами. Лично мой график от «мужского» не отличается.
Мария Уваровская
пресс-служба «Аэрофлота»
— Как к вашему решению стать пилотом отнеслись родственники?
— К моему счастью, они не стали запрещать и препятствовать осуществлению мечты, и на этапе обучения помогали морально и финансово. Мой успех — их прямая заслуга.
— Расскажите про свою форму. Есть ли какие-то нормы, во что должна быть одета женщина-пилот? И как шьется для вас форма?
— Форма, как и вообще внешний вид, — это часть нашей работы и уверенности в себе. Важно выглядеть сдержанно, так, чтобы комфортно было работать, ну и, конечно, красиво, мы же женщины. По международным стандартам комплект состоит из брюк и кителя, обязательно ношение галстука, головной убор в виде фуражки всегда при себе. «Аэрофлот» заказывает персональную форму для всех женщин-пилотов, мы можем обсуждать и вносить свои коррективы вместе с мастерами.
— Были какие-то случаи лично на ваших рейсах или на рейсах других девушек-пилотов, когда пассажиры как-то особо реагировали на сообщение о том, что им предстоит лететь с женщиной за штурвалом?
— Часть пассажиров стараются поблагодарить и высказать свое впечатление от рейса. Кто-то с просьбой сфотографироваться, а был случай, когда пассажирка попросила оставить автограф у нее в паспорте. Лично меня тронул случай, когда одна женщина, выходя из самолета после прибытия рейса, попросила написать на бумаге слова поддержки и ободрения для дочери и подписать мою фамилию и должность. Приятнее миссии я не знаю, если я и мои слова помогли человеку поверить в себя и преодолеть препятствия.