Формирование строительной культуры первобытно-общинного строя. Жилища, культовые постройки
1. Формирование строительной культуры первобытно-общинного строя. Жилища, культовые постройки
Начало строительной деятельности относится к эпохе палеолита и связано с первым опытом человека по сооружению жилища с помощью примитивных каменных орудий. В районах, где было дерево, обычно сооружались. землянки, перекрытые прутьями и ветками, а также отдельно стоящие шалаши двускатной или конической формы. Зарождение архитектуры, по-видимому, следует отнести к эпохе позднего палеолита, когда строительство из чисто технической деятельности, решающей утилитарные задачи, постепенно начало превращаться в деятельность более сложного порядка, направленную на удовлетворение примитивных духовных потребностей людей. Со временем позднего палеолита было связано и возникновение совершенно новой сферы человеческой деятельности - изобразительного искусства. В период неолита появляются более совершенные орудия труда из камня, значительно повышаются материальные возможности человека. Как отметил Ф. Энгельс, "огонь и каменный топор обычно дают также возможность уже делать лодки из цельного дерева, а местами изготовлять бревна и доски для постройки жилища". В этот период жилище из дерева приобрело вид сравнительно крупного прямоугольного по форме здания, стены которого представляли собой плетень из прутьев по столбам-бревнам. Большие дома длиной до 30 м и площадью 150 м2 располагались двумя концентрическими кругами: по внешнему кругу диаметром 170 м размещались большие дома, по внутреннему - малые. Это поселение - один из ранних примеров регулярной организации жилого комплекса с учетом особенностей жизни общины и оборонительных функций. Наиболее развитый тип построек неолитического периода - здания, опирающиеся на деревянные сваи, которые возводились обычно над реками и озерами в заболоченной местности. Распространение такого типа поселений объясняется оборонительными соображениями, а также удобством промысла в водоемах рыбы. Свайные постройки встречаются в Центральной Европе. В свайном поселении на р. Модлоне в Вологодской области (II тыс. до н.э.) ряд домов поставлен на бревенчатый настил, поддерживаемый сваями посредством прогонов. Стены возведены из вертикально поставленных жердей, переплетенных прутьями. Средние жерди были выше других и имели на концах развилку, на которой укреплялся коньковый прогон пологой двускатной крыши. Кровля устраивалась из бересты, прижатой камнями, пол покрывался глиной.
2) Архитектура эпохи первобытно-общинного строя. Мегалические сооружения. В бронзовом веке металлические орудия позволили резко увеличить производительность труда. К этому времени получают широкое распространение зародившиеся еще в эпоху позднего неолита мегалитические сооружения - постройки из крупных каменных глыб, плит, вертикальных опор. Назначение этих сооружений было связано главным образом с религией, погребальными обрядами и памятными событиями. Среди мегалитических сооружений, сохранившихся в различных местах земного шара, в том числе и на территории СССР, выделяются три основных типа: менгиры, дольмены, кромлехи. Менгиры - вертикально поставленные камни, достигающие иногда очень больших размеров. Это надгробные памятники или монументы, ставившиеся в одиночку или группами. Иногда менгиры встречаются в сочетании с дольменами - сооружениями из нескольких вертикальных камней, поддерживающих горизонтальную каменную плиту. Дольмены служили чаше всего погребальными камерами и одновременно надгробными памятниками. Менгиры порою достигали 20 м высоты и 300 т веса. Дольмены первоначально были не-больших размеров - около 2 м в длину и около 1,5 м в высоту, но в последующем им придавали большие размеры и иногда устраивали к ним подход в виде каменной галереи.
Самый сложный тип мегалитических сооружений - кромлех.
культовая постройка строительный жилище
Кромлехе Стонхендже (Англия) - круг диаметром 30 м из вертикально поставленных камней, перекрытых горизонтальными плитами. Внутри - два кольца небольших камней, а между ними - попарно поставленные высокие блоки с плитами, организующие центр пространства. Здесь уже проявился четкий композиционный замысел с симметрией, ритмом и соподчиненностью элементов. Особого внимания заслуживают срубные постройки, в частности - курганы, - распространенный вид сооружений мемориального характера. Их прообразом были жилые срубные дома. При возведении кургана сначала в яме сооружался мощный сруб с деревянным полом, внутри которого устраивалась вторая камера для погребения. Перекрывались камеры накатами бревен с покрытием их берестой. Засыпка землей образовывала курганный холм, часто значительной высоты. Примером срубного кургана может служить Пазырыкский курган в горном Алтае. Наряду с мемориальными и ритуальными постройками на поздних этапах развития первобытного общества появился новый тип архитектурных сооружений - каменные и деревянные крепости. Характерны так называемые циклопические крепости, стены которых выложены из огромных глыб камня. В районах, бедных камнем, но изобилующих лесами, распространились поселения - "городища", укрепленные бревенчатыми оградами, земляными валами и рвами. Первоначально крепости имели одну оборонительную стену, позже внутри крепости могла возводиться вторая стена вокруг цитадели - местопребывания вождя общины и родовой знати. Хозяйство и культура Древнего Египта возникли на узкой полосе (15 - 20 км) пло-дородной долины Нила, сжатой Ливийской и Аравийской пустынями. Наиболее древние памятники египетской архитектуры сосредоточены в дельте реки. Во главе рабовладельческого государства, объединившего владения Среднего и Нижнего Нила и концу IV тыс. до н.э., стоял царь (впоследствии получивший титул фараона), считавшийся сыном бога Солнца и наследником бога подземного мира Озириса. Египтяне верили, что душа человека после его смерти продолжает существовать и время от времени посещает тело. Поэтому египтяне так старательно сохраняли тела умерших; их бальзами ровали и хранили в надёжных погребальных сооружениях.
Религиозные воззрения древних египтян, в которых смешались почитание местных божеств, культ Озириса и Исиды, а также бога Солнца Амона, заслуживают особого внимания - они определяли общественную и государственную жизнь страны: подавляющее большинство архитектурных памятников Древнего Египта сооружения культового назначения: храмы и погребальные комплексы Простейшая стоечно-балочная конструкция в процессе своего развития получала различную художественную разработку, в результате чего на каждом этапе истории Египта складывалась определенная система взаимосвязи конструкции и ее художественного истолкования путем придания ей индивидуального характера, соответствующих пропорций, особых деталей, пластики и декоративных украшений.
Эта система получила условное название ордера, включающего конструкцию и весь строй основанной на ней композиции. Важнейшими элементами ордера являются колонны (столбы), имеющие в верхней части завершение - капитель, а в нижней - базу, и перекрывающий колонны горизонтальный элемент, увенчанный карнизом.
В развитии египетского ордера особенно заметные изменения наблюдаются в форме опор - столбов и колонн. Для раннего периода характерны опоры геометрически правильной формы, позднее (Новое царство) получают широкое распространение более сложные колонны, обычно подражающие формам растительного мира. Ордер с опорами в виде геометрически правильных форм - это лишенная мелких деталей конструкция с мощными столбами квадратного сечения. В большинстве случаев столб не имел капители, но иногда покрывался рельефами. В отдельных случаях перед столбами ставились скульптурные изображения. Следующий этап в развитии ордера (Среднее царство) знаменует тенденцию к преодолению массивности опор, придание им более стройной и пластичной формы. Получают широкое развитие колонны в виде граненого цилиндра с 8 и 16 гранями или врезанными в тело ее ствола желобами - каннелюрами. Иногда ствол колонны равномерно утоньшался от основания кверху. Высота колонн обычно в 5-5, 5 раза превышает диаметр колонны в основании. Часто колонны имели капитель в виде квадратной плиты - абаки. При сохранении геометрической регулярности форм египетский ордер отличается строгостью и конструктивной логичностью.
Ордер с колоннами, подражающими формам растительного мира, в период Нового царства и более позднее время стал ведущим в храмовых постройках. Развились несколько типов колонн, но в основе их формообразования, как правило, лежал единый принцип - стилизованное воспроизведение в камне ствола, бутона или цветка таких распространенных в Египте растений, как папирус, лотос и пальма. Ствол колонны был круглым в сечении или состоял из "пучка стеблей", т.е. имел выпуклости в виде полукружий (соответственно круглому стеблю камыша или лотоса), а иногда в виде заостренных ребер (следуя угловатому сечению - стебля папируса). По горизонталям ствол пересекался орнаментальными полосами или объемными "жгутами", как бы стягивающими "связки стеблей". Капитель воспроизводила форму закрытого бутона или раскрывшейся чашечки цветка.
Далее познакомимся с традиционными буддийскими храмами. Для этого отправимся в Юго-Восточную Азию, на остров Ява в Индонезии, где наиболее полно представлены традиции буддийской храмовой архитектуры. В центральной части острова находится один из крупнейших памятников буддизма Борободур, что в переводе означает «множество будд». Храм расположен на вершине холма, поэтому хорошо виден издали.
Храмовые постройки Борободура представляют собой кубические сооружения, увенчанные пирамидальным покрытием. Борободур состоит из девяти частей: из прямоугольного основания, пяти квадратных террас и трех круглых ярусов, нанизанных на одну ось, как кольца игрушечной пирамидки. Но только непосвященным этот храм представляется нагромождением круглых и квадратных террас. Паломники, приходившие сюда еще в VIII-IХ веках, за помощью и утешением видели во всем нечто большее.
Храм Борободур воспринимался как центр мира, в котором находится дом Будды. Все его постройки и декоративное убранство имели символический смысл, отражающий представления верующих об устройстве мироздания. Посмотрите на план Борободура и вы заметите круги внутри нескольких квадратов. Древние мудрецы считали, что мир держится на равновесии добра и зла, неба и земли. Квадрат воспринимался знаком земли. А круг знаком неба. Таким образом, круг, вписанный в квадрат, символизировал Вселенную.
Более того, Борободур связан с идеей ступенчатого восхождения наверх, то есть с буддийским учением о священном пути к просветлению. Паломники, преодолевая путь по открытым галереям, расположенным на разных уровнях, обретали различную степень такого просветления. Цель их восхождения к вершине - посещение ступы - колоколообразной башни со шпилем без каких-либо внутренних помещений. Скульптура и рельефы, украшающие этот памятник, также призваны были воплощать буддийское "постижение истины". В них воспроизведены многочисленные сцены из земной жизни Будды, а поэтому в целом Борободур воспринимается как грандиозная иллюстрированная книга буддизма.
В Х-ХI веках Боробудур был заброшен, на много лет это «восьмое чудо света» поглотила пышная тропическая растительность. Лишь в 70-е годы ХХ века по инициативе ЮНЕСКО Борободур отреставрировали. И вновь он обрел множество паломников и посетителей со всех концов света.
Не менее примечательны культовые постройки ислама. Основной храмовой постройкой мусульман является мечеть (от арабского «место для совершения земных поклонов»). Первоначально к зданию мечети не предъявляли особых требований. Необходим был лишь открытый, огороженный широкий участок, где молящиеся, разместившись поперечными рядами, обращались лицом в сторону Мекки. В мечети не должно было быть объектов поклонения и изображения живых существ.
Со временем сооружение мечети потребовало выполнения многих условий. С VII века сложился тип колонной арабской мечети, напоминающий крепость, окруженную глухими стенами, в которой намечены входы. Богослужение осуществлялось внутри открытого квадратного или прямоугольного двора, обнесенного арочными галереями.
Внутри мечети в одной из стен располагался михраб, то есть ниша, обозначающая направление в сторону Мекки. Лицо молящегося обращено именно в эту сторону. Стоять перед михрабом означало стоять перед лицом самого Бога. Справа от михраба воздвигался минбар место на возвышении, предназначенное для проповедей священника. Пол мечети, на котором сидели мусульмане, застилался коврами или тростниковыми циновками.
С самого начала мечеть являлась не только молитвенным, но и общественным зданием. В первые столетия существования ислама, рядом с резиденцией правителя строили так называемые соборные мечети, в которых хранили казну и важнейшие документы. Здесь объявляли указы, вели судебные разбирательства. До X XI веков в них преподавали различные религиозные дисциплины, а иногда они служили местом ночлега для странствующих паломников. Главный фасад всего сооружения со стороны улицы оформлялся айваном - арочным порталом больших масштабов. Вход в мечеть надлежало всегда держать открытым, так как это означало вступление в пределы счастья, то есть во владения Аллаха.
С конца VIII века радом с мечетью стали возводить минареты (от арабского « маяк») башни, с верхней площадки которых священник(муэдзин) пять раз в день созывал верующих на молитву. Мечеть может иметь несколько минаретов, но их число не должно превышать количество минаретов в священной Мекке (т. е. должно быть не более восьми). Таким образом, минарет и мечеть составляют единый архитектурный ансамбль. Если же минарет стоит отдельно, то ему дают свое название.
Например, минарет Кутб-Минар («мощь ислама») в Индии имеет второе название Башня Победы. Чрезвычайно строгий по архитектуре, он достигает в высоту 73 метров, а диаметр его основания равен 16 метрам. Минарет опоясан пятью ярусами балконов и украшен орнаментальными росписями. По направлению вверх ярусы постепенно уменьшаются как по высоте, так и в диаметре, что еще в большей степени подчеркивает его устремленность вверх, в небо. Над третьим ярусом в красный песчаник, основной строительный материал, вделаны полосы белого мрамора, придающие ему особую нарядность и праздничность. До сих пор Кутб-Минар считается одним из самых красивых и высоких сооружений исламского зодчества.
В подобный архитектурный комплекс нередко входит медресе мусульманские учебные заведения. От мечети они отличаются тем, что галереи двора делятся на небольшие помещения худжры, в которых проживают семинаристы. Медресе Улугбека и Шир-Дор в Самарканде (Узбекистан) жемчужины архитектуры Средней Азии. Выходящий на площадь фасад здания украшает грандиозный портал с расположенными в глубине дверями. Портальная ниша и дверь открывают путь в глубину пространства, а высокая стена фасада заставляет входящего сюда остановиться в почтительном изумлении перед величием и красотой здания. Цветной узорный покров главного фасада медресе скрывает глухость и тяжесть стен, придавая ему легкость и нарядность. По углам всего ансамбля возвышаются четыре стройных минарета.
Задание для самостоятельной работы
1.Каково устройство буддийских храмов? Что представляет собой Борободур - крупнейший памятник буддийской архитектуры? Какое отражение в нем нашли представления верующих об устройстве мироздания?
2.Расскажите о традиционных культовых сооружениях ислама: мечетях, минаретах, медресе. Какие шедевры исламской архитектуры вам известны? Опишите некоторые из них более подробно.
О. Н. Ботова, школа №11, г. Миасс, Челябинская область
Демонстрация веры
Во все времена различные народы, поклоняясь каким-либо богам, стремились возвести в их честь культовые сооружения. При этом зачастую для них имели значение не только соответствие построек заявленным функциям, но и их масштабность.
Грандиозность размеров была необходима по целому ряду причин. Прежде всего, люди демонстрировали подобным образом величину любви и уважения к своим божествам. Кроме того, так показывалось величие этих небожителей, сила их предполагаемой власти над миром. К тому же, были и потаенные мотивы: продемонстрировать богатство конкретного народа. Мол, раз они способны столь богатое и величественное святилище своим богам возвести - значит, они действительно могучи, и соседям следует опасаться их и держать за союзников, а не за врагов.
Культовые сооружения католиков
В Средневековье, когда в религиозной Европе воцарилась католическая церковь, принадлежащие ей культовые сооружения возводились в основном весьма масштабными. Стоит припомнить хотя бы грандиозные готические соборы в Германии, чьи мощные, но стройные стены и великолепные в своем почти ажурном изяществе шпили будто устремлялись в небо, к своему грозному Богу. Сам размер подобных сооружений подчеркивал масштаб власти Господа, Которому они посвящены, над миром, и ничтожество смертного человека перед Ним. И тогда существовало зародившееся у многих народов правило – не возводить постройки, которые были бы выше культовых сооружений.
Ныне подобного не наблюдается. Большинство держав сейчас светские, и церковь существует отдельно от механизма государственного правления. Да и религиозные здания по габаритам зачастую уступают строениям любого другого назначения. За масштабностью при создании новых мало кто гонится. Вероятно, именно потому самые большие храмы из ныне существующих – и действующих – на земле были возведены в прежние времена. Хотя среди таких рекордсменов есть и нынешние гиганты.
Долгие годы самым грандиозным по масштабам строем такого типа считался расположившийся в Ватикане собор Святого Петра. Именно в нем происходят важнейшие для католической церкви церемонии. Он способен при необходимости вместить в своих стенах до шести десятков тысяч верующих. Собор достигает в ширину порядка полутора сотен метров, а в длину - около 212 м. Занимаемая им площадь исчисляется более чем 22 тысячами квадратных метров.
Естественно, возведение столь грандиозного сооружения заняло долгие десятилетия. К его постройке в семнадцатом веке приложило руку немало выдающихся мастеров, среди которых - Рафаэль, Микеланджело, Бернини, Браманте, Сангалло и др.
Кафедральный собор Иоанна Богослова
Впрочем, более поздние большие храмы затмили по своей мощи данную ватиканскую культовую постройку. Ныне крупнейшим сооружением такого типа в гиннессовской Книге рекордов числится принадлежащий англиканской церкви и располагающийся в Нью-Йорке кафедральный собор Иоанна Богослова. Носящий архитектурные черты новой готики, он был заложен на излете девятнадцатого столетия, а достроен лишь в середине прошлого. Его неф - самый длинный на планете - вытянулся более чем на 183 метра при высоте свода почти в 38 м. При этом площадь данного религиозного строения уступает собору Святого Петра примерно вдвое и составляет чуть более 11000 квадратных метров.
Однако англиканскую постройку в честь Иоанна Богослова стоит все же отодвинуть минимум на второе место по занимаемой территории. Гораздо крупнее ее в этом плане церковь, чье строительство завершилось в 1989 году и посвящено Деве Марии Мира (Нотр Дам де ля Пе) . Находится она в Ямусукро, стольном граде Кот-д"Ивуара. Общая ее площадь - три десятка "квадратов". Однако вмещает она намного меньше, нежели тот же собор Святого Петра (послуживший, к слову, для ее строителей вдохновением в архитектурном плане) . Сюда помещается не более десятка тысяч верующих.
Лондонский собор Святого Павла
Третье место - после вышеупомянутой церкви и нью-йоркского собора - по праву должно быть отведено лондонскому собору Святого Павла (детищу архитектора Кристофера Рена) , длина и ширина которого соответственно равняются 170 и 90 метрам. Немного не дотянуло до него по размерам одно из крупнейших на планете мраморных сооружений - Миланский собор, созданный в готическом стиле. Его размеры - 158 на 92 м.
Впрочем, не стоит полагать, будто данные рекорды сохранятся навечно. Технологии все совершенствуются, да и многие современные материалы весьма прочны. Потому не исключено, что в будущем будут построены еще более крупные храмы.
Принято считать, что Древний мир — это совокупность цивилизаций, существовавших на земле с доисторических времен до начала средних веков. Рамки весьма условны - для они свои, для Америки — свои (начало колонизации континента европейцами).
Удивительное наследие
В этот временной отрезок существовало несколько цивилизаций со своей культурой. До наших дней сохранились знаменитые сооружения и постройки древности. Их не так мало, но к самым ярким объектам наследия прошлого относятся такие как «Город в небесах» или Мачу-Пикчу в Перу, храм Юпитера Баальбек в Ливане, знаменитые египетские пирамиды Гизы, пригород Каира. В список древностей входят акведуки Римской империи, возникшие в первом веке нашей эры застеклённые окна Александрии, остатки греческих храмов, Джерванский акведук в Ираке, бетонные купола римских храмов.
Близкие нам цивилизации
На каждом континенте обязательно есть древние объекты. Но для жителей Европы (в географическом понимании этого слова) Древний мир связан в первую очередь с Грецией и Римом, с египетской Клеопатрой, поскольку ее любили и Юлий Цезарь, и Антоний.
Кроме того, они и другие древнеримские императоры мечтали поработить Египет. Русские литература и искусство вплоть до начала XX века связаны с мифами Греции и Рима. А средиземноморские цивилизации считают колыбелью человечества. Поэтому рассматривать подробнее знаменитые сооружения и постройки древности нужно начать с Греции и Рима.
Акрополь - жемчужина мировой архитектуры
В Греции очень много памятников еще доисторических времен, а руинами древнегреческих дворцов и культовых мест усеяна вся страна. Перечесть их довольно трудно, но есть объекты, которые считаются символам Древнего мира. Самый главный из них Акрополь, находящийся в континентальной части страны в городе Афины. Это своеобразная крепость, стоящая на холме, высота которой достигает 156 метров в высоту, в ширину она равна 300 м, в длину — 170. Это хорошо укрепленный верхний город, возвышающийся над незащищенным нижним. Акрополь был местом, где размещались капища богов, покровителей данного города, в нем жители могли прятаться во время войны. Величественный афинский Акрополь является Его история хорошо изучена.
Парфенон - доминанта Акрополя
Необходимо отметить, что скульптуры и статуи из этого Акрополя находятся во многих музеях мира. В нем расположен 21 объект, самым значимым из них является Парфенон — визитная карточка не только Греции, но и всего Древнего мира.
Входящий в список «Величайшие храмы мира», он был построен на фундаменте более древнего храма в V веке до нашей эры зодчими Калликратом и Иктином. Он господствует над всей местностью. Это идеальное, гармоничное сооружение богато уникальными особенностями. Но о каждой мельчайшей его детали написаны десятки книг. Единственное, что можно отметить, — он весь по периметру окружен колонами (такая форма называется периптером). Именно это делает храм неотразимо прекрасным.
Афины — сокровищница древней архитектуры
Другие сооружения Древней Греции на территории священного центра Акрополя представлены такими храмами, как Эрехтейон, посвященный легендарному афинскому царю Эрехтею, Ареопаг (орган власти), храм Афины-Ники. На территории всей столицы находятся руины и многих других храмов, так как вся Греция — музей древней культуры под открытым небом. Это храмы Зевса Олимпийского, Ники Аптеры, Аполлона в Дельфах, Посейдона на мысе Сунион, Геры на полуострове Пелопоннесе, Деметры в Элевсине. Это самые знаменитые сооружения и постройки древности, созданные в Греции.
Приоритет культовых сооружений
В более поздний период в Афинах было построено одно из первых метеорологических сооружений - Башня Ветров высотой 12 метров, с диаметром основания - 8 м. Параметры этих древних музеев совершенны, они лежат в основании всей архитектуры и изучаются всеми зодчими мира.
Из всех вышеперечисленных объектов древности только Ареопаг является административным зданием, все остальные - это культовые сооружения. Крупнейшим святилищем является Олимпия, что расположена на полуострове Пелопоннес. В ней царил культ Зевса.
Главная визитная карточка Рима
Великая Римская империя - старейшая цивилизация Средиземноморья, вышедшая из Древней Греции. По преданиям, прямые потомки Энея, героя Троянской войны, братья Рем и Ромул, вскормленные волчицей, основали Рим и величайшую империю, которая подарила миру великую культуру.
Сооружения древнего Рима в этой статье представлены 10 величайшими архитектурными образцами, с которыми знакомы многие жители Земли, даже далекие от учености. Кому не известен Колизей — главный символ Рима? Наполовину разрушенная внешняя трехъярусная стена окружает овальную арену. В древности общее количество арок на стене - 240, 80 из них находятся в нижнем ярусе. В арках первого и второго этажей стояли скульптуры — работы лучших мастеров Рима.
Самые яркие и характерные
Аппиева дорога тоже знакома многим, потому что о печальной кончине сподвижников Спартака, прикованных живыми к столбам, расположенным вдоль нее, знают со школьной скамьи. Да и финальные кадры культового американского фильма тронули кинолюбителей многих стран мира.
Знаменитые сооружения и постройки древности, находящиеся в древней столице, достойно представляет Римский форум, который уже во времена царствования Тарквикия Гордого стал центром политической, культурной и религиозной жизни Римской империи. Здесь находятся храмы Весты, Веспасиана и Сатурна. С каждым из них связаны трагические или счастливые страницы древней истории. К началу II века нашей эры относится прекрасно сохранившаяся Траянская колонна. 185 ступеней, расположенных внутри, выходят на смотровую площадку, находящуюся на 38-й высоте. Скульптор Аполлодор Дамасский воздвиг ее в 114 году. Она символизирует победу над даками.
Следующие в списке
Уникален римский Пантеон - храм всех богов. Построенный в 126 году нашей эры, он возвышается над Пьяцца-делла-Ротонда.
Как выглядели знаменитые сооружения и постройки древности, можно узнать, взглянув на мраморную Триумфальную арку Тита. Возведено это старейшее сооружение в 81 году в честь взятия Иерусалима. Возвышается арка над Via Sacra. Однопролетная, она имеет высоту в 15,4 метра, ширина достигает 13,5 м, глубина пролета около 5 метров, его ширина - 5,33 метра. В такие ворота могла заехать любая колесница, в том числе и квадрига. Сохранились барельефы, запечатлевшие Тита с трофеями. Иудейский храм был им до основания уничтожен, а победителям досталась его главная святыня - минора. Все это можно увидеть на барельефе.
Знаменитые римские бани и уникальные храмы
Продолжают список шедевров древнеримской архитектуры. Откуда взялось это название? Каракалла - прозвище жившего в III веке нашей эры. Древнеримские бани - это особый мир, где элита общества развлекалась, занималась спортом, вела интеллектуальные споры, заключала договоры. Антураж соответствовал: стены и собственно купели изготовлялись из лучших сортов мрамора, везде стояли скульптуры, в том числе и статуя Аполлона Бельведерского.
Седьмую строчку в списке «Архитектурные сооружения Древнего Рима» занимает композиция из двух храмов разной конфигурации - прямоугольного и круглого. Эти храмы возведены в честь Портуна (покровителя портов) и Геркулеса. Расположены они на левом берегу Тибра, в том самом месте, куда раньше причаливали суда.
Мавзолей и катакомбы
Под восьмым номером находится Марсово поле — левобережная часть Рима. За ним следом значится Мавзолей Адриана - архитектурный памятник-гробница для императорской семьи. На квадратном со стороной, равной 84 метрам, постаменте установлен цилиндр диаметром 64 метра, увенчанный статуей императора в образе бога Солнца, управляющего квадригой (упряжка из 4 лошадей). По назначению это огромное сооружение не использовалось, оно стало стратегическим объектом.
Последними в списке самых главных архитектурных шедевров Римской империи идут знаменитые Катакомбы. Это сеть строений (всего их 60), соединенных между собой и предусмотренных для погребений (около 750 000 захоронений), общей протяженностью 170 км. Большая часть из них тянется вдоль Аппиевой дороги.
Шедевры Востока
Великие мира достойно пополняет еще один грандиозный памятник. Это Великая Китайская стена, протяженность которой от края до края равна 21 196 километрам. Возведенная одной пятой (ровно миллион) населения страны в III веке до нашей эры, она четко фиксировала границы государства и делала Китай неприступным. Это уникальный памятник древности. А пагоды и буддийские монастыри Индии? Это ведь тоже памятники старинного прошлого.
Первые русские жемчужины архитектуры
Все вышеперечисленное, как и сооружения Древней Руси, относится к великому мировому наследию. Только наша цивилизация по сравнению с другими является молодой. Самой древней в нашей стране считается архитектура Новгорода, Пскова и Киева, в котором с 989 по 996 год возводили Десятинную церковь, разрушенную Батыем.
Следующим древнейшим по нашим меркам архитектурным памятником Киевской Руси является Спасо-Преображенский собор в Чернигове, хорошо сохранившийся и сейчас, затем Софийский собор Киева. В основе первых крестово-купольных сооружений всегда лежал крест, а венчался храм куполом. Такие церкви являются основным типом древних культовых сооружений Руси.
Византийские мастера и их детища
Первые каменные храмы строили приглашенные из Византии мастера. Русские культовые сооружения не повторяли слепо византийскую архитектуру. Нашим церквям присуща яркая индивидуальность. Ярослав Мудрый активно и с размахом занялся строительством. Он, озабоченный тем, что огромная страна только-только приняла новую религию, хотел утвердить ее грандиозным строительством храмов. Самым большим, не имеющим на ту пору аналогов нигде, даже в Византии, стал 5-нефный 13-купольный заложенный в 1017 году.
Торжество православия
За ним последовали софийские соборы Новгорода (1045-1050) и Полоцка (1060). Они тоже считались 5-нефными, хотя большинство русских храмов — 3-нефные. Купол поддерживался внутренними столбами - отсюда и названия: 4-, 6-, а то и 8-столпные.
Специально приглашенными греками был в 1073-1079 годах построен Успенский собор Киево-Печерской лавры. Этот храм, получивший название «Великая церковь», стал образцом для строящихся по всей стране православных сооружений. Такие культовые постройки, как Выдубецкий монастырь в Киеве (1070-1081), Спас-на-Бересте (1113-1125), относятся к новому типу соборов, так как все они имели пристройку (нартеск) с лестницей. У самых древних храмов притворов вообще не было.
С момента строительного бума, развернутого Ярославом Мудрым, все Великие князья занимались активным градостроительством. Кроме архитектурных памятников, потомкам остались шедевры прикладного искусства и литературы. «Повесть временных лет» впервые упоминается в 852 году.