Как мы наступаем на одни и теже грабли. Деструктивное поведение человека
Современные психологические, юридические, социологические исследования обозначают социально неодобряемые, порицаемые формы личностной активности посредством термина деструктивное поведение . Деструктивное поведение рассматривается как форма личностной активности, направленная на разрушение функционирующих социальных структур. Указанная деятельность может носить целенаправленный характер либо быть психологической реакцией на любую личностную или социальную конструкцию.
Особенности деструктивного поведения
Деструктивное поведение базируется на ценностной, характерологической, регуляторной и мотивационно-смысловой сферах личности. Деструкция в отношении других – это одновременно способ обозначения, обнаружения собственной структурированности, которая может быть идентичной остальным представителям социума либо принципиально отличной от них.
Определение 1
Деструктивное поведение, таким образом, представляет собой форму поведения личности, направленную на разрушение внешних структур при одновременном процессе моделирования собственных поведенческих паттернов; дезадаптивно-направленный процесс взаимодействия субъекта с окружающей социально-природной средой, опосредованный индивидуальными характеристиками личности, имеющий форму реакций или поступков.
Поступок предполагает целенаправленную, осознанную форму активности, тогда как реакция характеризуется импульсивностью, необдуманностью.
Деструктивный характер активности личности проявляется в психологических состояниях, ситуационных реакциях, отклоняющихся от норм, а также в форме развития личности, приводящей к дезадаптации в социуме. Другими словами, деструктивность представляет собой отрицательное отношение личности к самой себе и окружающим.
Определенная доля деструктивности свойственна всем людям, главные отличия заключаются в выборе объекта, на который она направлена: на свое внутреннее состояние или на окружающую социально-природную среду.
Цели деструктивного поведения
Целями деструкции, направленной на внешнюю среду, могут быть следующие:
- физическое уничтожение другого (индивидуальное или массовое);
- разрушение системы социальных отношений или социума в целом: террористические акты, государственные перевороты, революции и пр.;
- разрушение неодушевленных предметов, произведений искусства (вандализм), а также окружающей природной среды.
Формы деструктивного поведения
Деструктивная активность личности может принимать различные формы своего проявления. Выделяют следующие формы деструкции:
- противоправное поведение, обусловленное мотивированными или немотивированными нарушениями (несоблюдением) юридических норм, установленных в обществе;
- административно-управленческое деструктивное поведение, связанное с прямым невыполнением, несоблюдением социальных норм, с превышением собственных прав и полномочий;
- индивидуально-целевое, характеризующееся крайне эгоистическим характером, направленное на реализацию личностных интересов в ущерб коллективным, социальным;
- групповые формы деструкции, направленные на нанесение ущерба обществу;
- виды индивидуального или коллективного поведения, направленные на насильственное сохранение отживших, консервативных форм социального взаимодействия, что приводит к блокированию процессов развития инициативности, творческого потенциала личности и общества;
- имитационное поведение, камуфлирующие истинные интересы,
Основные термины
Деструктивность, деструктивное поведение, деструктивные проявления, аутодеструктивное поведение, типологии деструктивного поведения.
Опыт развития философии, социологии, биологии, психологии, нейропсихологии и психофизиологии в XIX-XX столетиях привел к накоплению фактов, позволяющих аргументировать вопрос не о врожденной, а социально-исторической природе деструктивности поведения людей , формируемой в процессе девиантной социализации личности в условиях исторически противоречивого социума .
Деструктивное поведение (лат. destructio - «разрушаю») - разрушительное поведение. Деструктивность неизбежно присутствует у каждого индивида, однако обнаруживается, как правило, в переломные периоды его жизни. Прежде всего, это относится к подросткам, возрастные особенности психики которых, в совокупности с проблемой социализации и недостатком внимания со стороны взрослых, приводят к деструктивным изменениям личности.
Под деструктивными изменениями личности следует понимать патологический процесс разрушения структуры личности или отдельных ее элементов. Основными формами деструктивных изменений личности являются: патологическая деформация личностных потребностей и мотивов, деструктивные изменения характера и темперамента, нарушение волевой регуляции поведения, формирование неадекватной самооценки и нарушение межличностных отношений.
К деструктивным проявлениям поведения , направленным вовне , относятся:
- уничтожение другого человека (убийство), разрушение его личности;
- разрушение социума или определенных общественных отношений (террористический акт, война);
- разрушение неодушевленных предметов, архитектурных памятников и других произведений искусства (вандализм);
- разрушение природной среды (экоцид, экологический терроризм).
К аутодеструкции относятся:
Суицид - умышленное физическое уничтожение человеком самого себя и саморазрушение личности;
- злоупотребление психоактивными веществами (алкоголизм, токсикомания, наркотическая зависимость);
- патологическая нехимическая зависимость: интернет-аддикция, гэм- блинг (патологическую страсть к азартным играм) и другие, приводящие к деструктивным изменениям личности .
При анализе деструктивного поведения следует учитывать не только мотив, но и привычный способ поведения. Не менее интересна точка зрения, заключающаяся в том, что агрессивность, как маркер деструктивного поведения, становится чертой характера и, следовательно, личностной чертой путем социального научения. СМИ, компьютерные игры (так называемые «стрелялки»), заполнившие жизнь современного подростка, наполнены сценами насилия, жестокости, унижения, агрессии и убийств. На этом фоне модель агрессивного поведения воспринимается подростком как должное.
Основными характеристиками деструктивного поведения и одновременно критериями выделения важнейших его разновидностей являются следующие объективные факторы (показатели): вид нарушаемой нормы; психологические цели поведения и его мотивация; результаты данного поведения и ущерб, им причиненный; индивидуально-стилевые характеристики поведения. Важнейшей особенностью отклоняющегося поведения в подростковом возрасте является его опосредованность групповыми ценностями.
Существуют различные теории, раскрывающие механизмы формирования индивидуальной склонности к деструктивному поведению. В соответствии с одной из них данная тенденция формируется под влиянием деструктивной субкультуры посредством усвоения определенных взглядов, образа жизни и стиля поведения. Другая теория определяет деструктивную направленность как реакцию на длительные лишения. Третья гипотеза вытекает из теории Э. Эриксона и рассматривает деструктивные группы как результат негативной идентичности ее участников. Наконец, существует точка зрения, в соответствии с которой обращение к террору, в частности, связано с ранней иарциссической травмой. В последнем случае ярость и насилие становятся индивидуальным способом защиты от ощущения беспомощности .
В своей книге «Бегство от свободы» Э. Фромм раскрывает один из механизмов деструктивного поведения. Оно направлено на разрушение собственного отчуждения, на превращение всего живого в мертвое и простое. Однако «уровень разрушительности в индивиде пропорционален той степени, до какой ограничена его экспансивность». И далее «чем больше проявляется стремление к жизни, чем полнее жизнь реализуется, тем слабее разрушительные тенденции; чем больше стремление к жизни подавляется, тем сильнее тяга к разрушению». Э. Фромм определил деструктивность как «результат непрожитой жизни», подчеркивая ее социально-нсихоло- гическое, а не биологическое происхождение .
В рамках анализа деструктивности Э. Фромм выделял два различных вида агрессии:
- доброкачественная агрессия (или оборонительная), по его мнению, «это филогенетически заложенный импульс к атаке или бегству в ситуации, когда возникает угроза жизни», такая агрессия служит самосохранению и выживанию вида;
- злокачественная агрессия - «это деструктивность и жестокость, которые свойственны только человеку <...> они не имеют филогенетической программы, не служат биологическому приспособлению и не имеют никакой цели».
Злокачественная агрессия, в свою очередь, проявляется в двух основных видах:
- а) садизм , или страстное влечение к неограниченной власти над другим существом;
- б) некрофилия , или страсть к разрушению жизни, привязанность ко всему мертвому, неживому, механическому.
Это важно!
Деструктивность и жестокость, по Фромму, скрываются не в инстинктах и влечениях человека, а в его характере. Фромм называет их влечениями характера, или страстями. Он приходит к парадоксальному выводу - деструктивность не характерна ни для животных, ни для примитивных народов, она является следствием культурного и технического развития человечества.
Существуют несколько источников деструктивного поведения в подростково-молодежной среде. И. Зимина выделяет следующие.
- 1. Подчинение ребенка воле взрослого. Подавляя самостоятельность и инициативу, взрослый (родитель, педагог) препятствует развитию индивидуальности ребенка, его активности, что приводит к возникновению конфликтов. Девиантное поведение, психология которого базируется, в том числе и на теории деструктивности, является результатом подавления и сопротивления личности при жестком авторитарном стиле воспитания и обучения.
- 2. Осуществление процесса воспитания только в проблемные периоды жизни ребенка. При таком подходе взрослый проявляет активное внимание к ребенку только тогда, когда уже возникла проблема. Но как только проблема теряет свою значимость, родитель или педагог теряет интерес к ребенку, оставляет его в зоне невнимания, считая, что пока вес идет нормально, беспокоиться нс о чем. Поэтому деструктивное поведение со стороны подростка становится средством привлечения внимания к своей личности.
- 3. Монополизация подростка школой. Подросток поставлен в положение долженствования, он «обязан» служить школе. При большой учебной нагрузке детей и родителей не покидает ощущение большой занятости, утомляемости, физических и нервных перегрузок, непосильных для неокрепшего детского организма и психики. Протест против монополизации выражается как деструктивное поведение, направленное на разрушение установленных школой правил: опоздания, прогулы, грубость, вранье, нарушения в форме одежды и т.д.
По мнению Э. Фромма, признаки деструктивности как черты характера проявляются у 10-15% населения. В своей книге «Анатомия человеческой деструктивности» он определяет данное качество как влечение к разрушению, которое ярко проявляется у людей агрессивных, испытывающих ненависть к человечеству. Это преступники, насильники, поджигатели войн. По мнению автора, у детей деструктивное поведение может быть сублимировано или преобразовано в конструктивную агрессивность, направленную на разрушение старого, ненужного и построение чего-то нового, более совершенного.
Культурный и технический прогресс, наряду со своими положительными тенденциями, с одной стороны, безусловная необходимость общественного развития, с другой же стороны, противоречив по своей социально-психологической сути, уязвим, а значит, таит в себе во многом разрушительные тенденции. И чего в этом процессе больше - позитивности или деструктивности - вопрос не риторический, он требует постоянного осмысления, оценки и его научно-практического сопровождения для устранения специфических недостатков или для поддержания «динамического равновесия» в социальной системе.
Позитивное развитие любой системы (личностной, социальной, биологической) - этот норма, идеал. И такое развитие имеет свой вектор, направленный на позитивную самоактуализацию личности, и предполагает создание соответствующих и необходимых условий для такой самоактуализации. Однако, как показывает исторический опыт и современная жизнь, этот вектор развития может менять свое направление в сторону дестабилизации, дисбаланса систем, которые непременно приводят к кризисам, конфликтам, войнам, разрушению, деструкциям разного рода и девиантному поведению. Теряется смысл созидания, творчества, новаторства, создается некая «психологическая воронка», которая, трансформируя, «втягивает» в себя систему ценностей и норм, потребностей, меняет принципы и взгляды, обесценивает такие понятия, как человеческая жизнь, добро, совесть и честь, создается в обществе вакуум, пустота и безысходность и т.п. И, как итог, - наступают распад системы и тотальная деградация людей. На смену приходят жестокость, насилие, кровь, культ силы, невежества, преступность и т.п.
Деструктивность и возникает как результат противоречия между социальными условиями и экзистенциальными потребностями людей. Страсть к разрушению и садизм являются одним из способов компенсации фрустри- рованных экзистенциальных потребностей.
Деструктивное поведение является специфическим видом девиантного поведения и имеет ряд схожих черт и феноменологических характеристик.
В рамках общей теории девиантности можно осуществить классификацию типов деструктивного поведения на основе следующих критериев:
- 1) тип нарушаемой социальной нормы;
- 2) направленность деструкции;
- 3) характер и степень деструкции и деструктивного поведения в целом (причиняемого или причиненного ущерба).
Деструктивное поведение, по нашему мнению, - это поведение, нарушающее, разрушающее или приводящее к распаду любой социальной связи и качества жизни человека в целом. На личностном и групповом уровнях результатом деструктивного поведения является социальная диза- даитация (т.е. нарушенная, искаженная адаптация).
Исходя из нашего определения и проведенного анализа опубликованной научной литературы можно говорить, как нам думается, о двух типах деструктивного поведения : доброкачественно-адаптивном и деструктивно - дезадаптивном.
На этом основании мы можем выделить три группы деструктивного поведения.
- 1. Внешнедеструктивное (антисоциальное) поведение , противоречащее нравственным и правовым нормам, нарушая и разрушая их, поведение, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей (алкоголизм, проституция, наркомания, аддикции, а также любые действия или бездействия, запрещенные законодательством).
- 2. Косвенно-деструктивное {асоциальное) поведение , нарушающее и разрушающее морально-нравственные нормы и межличностные связи и отношения (агрессия, насилие, открытое хамство, конфликт, бродяжничество и пр.).
- 3. Аутодеструктивное {диссоциалыюе) поведение , нарушающее и разрушающее медицинские и психологические нормы, угрожающее целостности и развитию самой личности и, как итог, - приводящее к ее распаду (суицид, злоупотребление психоактивными веществами, пищевые аддикции, конформизм, нарцисстизм, фанатизм, аутизм) (рис. 11.1) .
И последнее. Психология отклоняющегося поведения предлагает подросткам и молодежи способы реконструкции разрушительного личностного влечения в конструктивное образование. Это достигается, главным образом:
1) за счет изменения вектора деструктивного импульса на применение его в будущей профессии. Это может быть стоматология, ветеринария,
хирургия и другие специальности, где агрессия может быть использована с терапевтической и реабилитационной целью;
- 2) за счет создания условий для самовыражения личности в таких видах спорта, как стрельба, дартс (англ, darts - «дротики»; ряд связанных игр, в которых игроки метают дротики в круглую мишень, повешенную на стену), метание диска, борьба и др. Агрессивные импульсы уже не разрушают, а направляются на спортивные достижения и результат;
- 3) в процессе отражения деструктивности в произведениях искусства: написание картин о войне, стихов, сценариев для фильмов, игр. Внутреннее стремление к деструктивности становится продуктом творчества или культуры.
Рис. 11.1.
Практикум
Контрольные вопросы и задания
- 1. Каковы социально-исторические предпосылки деструктивного поведения?
- 2. Охарактеризуйте понятия «деструкция», «деструктивное поведение».
- 3. Каковы формы проявления деструктивного поведения?
- 4. Деструкция и агрессия. В чем общее и особенное?
- 5. Каковы источники деструктивного поведения?
- 6. Назовите типы деструктивного поведения и дайте им характеристику.
- 7. Приведите типологии деструктивного поведения.
- 8. «Наполните» типологию деструктивного поведения Ю. А. Клейберга (рис. 11.1) конкретными примерами и приготовьтесь к их обсуждению.
Литература
Агрессия у детей и подростков / под ред. Н. М. Платоновой. - СПб., 2004. Беркович, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль /Л. Беркович. - СПб., 2001.
Бэрон, Р. Агрессия: пер. с англ. / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб., 1997. Гилинский, Я. И. Девиантология: Социология преступности / Я. И. Гилииский. - СПб., 2004.
Деструктивность человека: истоки и перспективы в детстве. - Ижевск, 2004. Дюркгейм, Э. Самоубийство: социологический этюд: пер. с нем. / Э. Дюркгейм. - М., 2006.
Егоров, А. Ю. Психофизиология девиантного поведения / А. Ю. Егоров. - СПб., 2006.
Лоренц, К. Агрессия. Так называемое «зло»: пер. с нем. / К. Лоренц. - М., 1994. Реан, А. А. Психология личности. Социализация, поведение, общение / А. А. Реан. - М.; СПб., 2007.
Фурманов, Я. А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция / И. А. Фурманов. - СПб., 2007.
- В качестве синонимов понятия «деструктивность» используются понятия «насилие»,«агрессивность», «нападение», «разрушительность», «жестокость», «гиперактивность» и др.,что с нашей точки зрения является методологически неверным.
- См.: Лысак И. В. Человек-разрушитель: деструктивная деятельность человека каксоциокультурный феномен. URL: http://society.polbu.ru/lysak_destroycr/ch04_all.html (датаобращения: 23.07.2016).
Быть может, вы помните еще со школьной скамьи мальчишку, который никогда не слушался старших, плохо учился и не стеснялся приправить свою речь крепким словцом? Скорее всего, он раньше всех начал курить, а в отношениях с родителями у него были большие проблемы. А знаете ли вы, где сейчас этот парнишка? Интересовались ли вы его дальнейшей судьбой?
Вероятнее всего, у него диагностировалось деструктивное поведение. Это означает, что без своевременной психологической коррекции на судьбе его можно было бы поставить крест.
Что такое деструктивное поведение?
Существует несколько научных определений этого понятия. Свои дефиниции дают психологи и социологи, используя привычные им термины. Однако существует одно определение, которое поймет любой человек: деструктивное поведение - поведение разрушительное. В чем же оно проявляется? Что при этом пытается разрушить человек?
Основные проявления деструктивности
Ученые провели множество исследований этой проблемы, ими достаточно хорошо изучены паттерны поведения, которое может классифицироваться как деструктивное. Человека, поведение которого считается разрушительным, отличают следующие черты:
- агрессия и жестокость по отношению к окружающим;
- враждебность при общении;
- склонность разрушать материальные предметы и вещи;
- желание расстроить сложившийся уклад жизни близких ему людей;
- неспособность испытывать эмоции и чувства (может быть постоянной, а может появляться лишь время от времени);
- угроза жизни как чужой, так и собственной.
Мы видим, что разрушительный по натуре человек может причинять вред не только вещам или предметам, но и обществу, и даже самому себе. Получается, что существует несколько видов или форм деструктивного поведения? Да, это действительно так.
Формы
Для начала нужно отметить, что различают конструктивное и деструктивное поведение. Первое - созидательно и является абсолютно нормальным для любого здорового человека. Второе же часто оказывается симптомом какого-либо психического отклонения.
В психологии деструктивное поведение человека различается по направленности и характеру проявления. Так, о первой классификации мы уже говорили: человек может адресовать свою разрушительную энергию любому объекту внешней действительности или себе самому. Интересно, что проявления деструктивности не всегда носят отрицательный характер: она может быть частью или началом созидания. К примеру, можно снести ветхий дом, чтобы на его месте построить новый, или остричь длинные волосы, чтобы смоделировать красивую прическу.
Другая классификация деструктивного поведения основывается на характере проявления разрушительности. Выделяют две основные формы:
- Делинквентная - к ней относятся поступки, противоречащие правовым нормам, к примеру, нарушения дисциплины, противоправные нарушения.
- Девиантная - это поведение, которое противоречит нормам нравственности, к примеру, наркомания и алкоголизм, попытки покончить жизнь самоубийством.
Причины деструктивного поведения
В психологии разрушительное поведение часто называют отклоняющимся. Однако ни одно отклонение не возникает без причины. Что же является тем основанием, на котором складываются первые признаки деструктивного поведения?
Считается, что причина может заключаться в дурной наследственности. У людей, чьи поступки носят асоциальный характер, часто один из родителей проявлял признаки деструктивности. Однако вопрос о соотношении наследственности и среды здесь остается открытым. В семьях, члены которых проявляют деструктивные формы поведения, и воспитание часто бывает соответствующим. К тому же ребенок вынужден постоянно наблюдать асоциальное поведение родителей, что не может не оставить свой след на его психике.
Таким образом, деструктивное поведение детей обусловливается влиянием семьи. В дальнейшем разрушительность становится неизменной спутницей такого человека. В любой ситуации он будет вести себя асоциально, принося вред себе и окружающим. Однако признаки разрушительности могут проявиться и у взрослого вполне здорового психически человека. Почему так происходит?
Еще несколько причин деструктивности
К иным причинам появления разрушительного поведения относятся:
- психические расстройства - в этом случае деструктивность может быть одним из симптомов;
- тяжелая соматическая болезнь - человек может понять, что ему нечего терять, и начать вести себя разрушительно;
- неудачи в личных делах - человек чувствует себя униженным, растоптанным и теряет надежду на улучшение ситуации;
- пристрастие к алкоголю или наркотикам - иногда это не проявление деструктивности, а ее причина: человек ведет себя асоциально, только находясь в состоянии опьянения.
Профилактика деструктивного поведения
Что же можно сделать, чтобы предупредить разрушительное поведение? Кто этим занимается и какие методы при этом используются? Основная нагрузка ложится на школу и другие учебные заведения. Дело в том, что именно в них существует возможность воздействовать на детей массово. Для этого проводятся специальные воспитательные мероприятия, нацеленные на то, чтобы предотвратить социальное деструктивное поведение.
Но многое можно сделать и силами членов семьи ребенка. Если родители и иные родственники будут поощрять только социально одобряемые поступки, дарить друг другу любовь и тепло, вероятность возникновения поведенческих расстройств у их детей будет очень низкой.
Что было сделано в США для профилактики деструктивности
Интересное исследование проблемы разрушительного поведения было проведено в штате Нью-Йорк. Обычно американских подростков, совершивших противоправные действия, помещают в специализированные исправительные учреждения. Кроме занятий с психологами, там малолетние преступники ежедневно проходят сеансы трудотерапии.
Но такие исправительные заведения содержат только подростков, уже проявивших признаки деструктивности. А что же будет, если поместить их в более здоровую социальную среду?
Вместо исправительных заведений часть подростков отправилась в дома к приемным родителям. Взрослые пары были проинструктированы о методах профилактики деструктивности и обладали соответствующими практическими навыками. Результаты исследования оказались впечатляющими: воспитанники таких приемных семей намного реже в своей взрослой жизни проявляли деструктивные формы поведения.
Какой же из всего этого можно сделать вывод? Даже если у ребенка или подростка уже появились первые признаки деструктивного поведения, его не нужно считать потерянным для общества. При соответствующих методах психологической коррекции все еще можно исправить.
Важно! Деструктивное поведение человека лежит между нормой и общественной патологией.
Деструктивная модель поведения
Деструктивное поведение, как и поведение в принципе, складывается из множества составляющих и отражается на всех уровнях человеческой жизни. В психологии поведение само по себе представлено в виде активной связки «стимул-реакция» и подразделяется на следующие компоненты:
- внешняя активность (движения, поступки, высказывания);
- внутренняя активность (мотивации, целеполагание, когнитивная обработка, эмоциональная реакция).
Важно! Внутренняя активность всегда найдёт выход во вне. Деструктивные мысли так или иначе воплощаются в деструктивных действиях.
Деструктивная модель поведения обладает рядом особенностей:
- вызывает у большинства людей негативную, отрицательную оценку;
- не соответствует социальным нормам;
- приносит ущерб, как личности, так и окружающим людям;
- выступает в качестве ответа на нестандартную ситуацию;
- связана с отрицательной направленностью личности;
- развивается в результате отсутствия социальной адаптации;
- имеет свои собственные индивидуальные черты.
Основу модели разрушительного поведения составляют:
- отсутствие мотивации;
- неадекватность;
- дезадаптивность;
- аутичность;
- отсутствие результативности.
Деструктивное поведение
Любое поведение человека реализуется в обществе и носит социальный характер и всегда связано с речью, действием и целеполаганием. Деструктивное поведение отражает низкую степень социализации личности, избегание социума, плохую адаптацию к внутренним и внешним условиям.
Важно! Степень адаптации во многом определяет поведение личности.
Зачастую деструктивное поведение демонстрируется людьми, у которых не развито чувство ответственности, которые не умеют принимать самостоятельные решения и делать выбор. На индивидуальном уровне такие личности чаще склонны выбирать путь аномального поведения. Они могут проявлять своё разрушительное поведение по отношению к следующим социальным устоям:
- Духовно-нравственные норм ы (общечеловеческие ценности).
- Морально-этические нормы (незафиксированные на бумаге правила).
- Правовые нормы (правила, закреплённые в правовых актах).
- Организационно-профессиональные нормы (инструкции).
- Индивидуальные нормы (права личности в обществе, личная ориентированность на те или иные установки и потребности).
Любая модель поведения закладывается и формируется в детстве. В возрасте 4-5 лет ребёнок усваивает информацию, которая будет определять его взаимоотношения с окружающими. Полноценная семья, члены которой проявляют заботу и внимание друг к другу, благотворно влияет на формирование детской психики, закладывает конструктивные поведенческие основы. Таким образом, люди, не получившие грамотного воспитания, любви и тепла, находятся в группе риска.
Важно! Часто дети перенимают деструктивную модель поведения своих родителей.
Учёные пришли к выводу, что деструктивное поведение успешно развивается на фоне следующих факторов:
- наличие массовых социальных отклонений (алкоголизм, преступность, бюрократизм);
- ситуативные отклонения (наличие спекуляций, браков по расчёту и т. д.);
- ослабление мер общественного воздействия (снижение уровня осуждения, критики со стороны);
- либерализация мер борьбы с деструктивным поведением (отсутствие штрафов и наказаний за проступки и отклонения).
Виды деструктивного поведения
Классификация деструктивного поведения затруднена, т. к. специалистам приходится работать с плавающей величиной – нормой. Она подвержена изменениям, и то, что сегодня считается приемлемым, завтра будет выходить за рамки адекватного поведения, и наоборот. В основном психологи разделяют деструктивное поведение на две большие группы:
- делинквентное поведение (выход за правовые рамки, нарушения закона);
- девиантное поведение (несоответствие общепринятым нормам морали и нравственности).
Многие учёные, психологи и социологи ещё с первой трети XX века задумываются над тем, какое именно поведение можно поместить в рамки девиаций и деструктивного поведения, и всегда ли такое поведение несёт исключительно негативные последствия. Разработано множество классификаций. Приведём таблицу, раскрывающую различные подходы к пониманию деструктивного поведения.
Дата | Учёный | Классификация | Суть |
1938 г. | Р. К. Мертон | Подчинение | Принятие общественных целей и средств их достижения |
Инновация | Принятие общественных целей, но не средств их достижения | ||
Ритуалзм | Отрицание цели из-за невозможности её достичь, но сохранение стремления к её осуществлению | ||
Ретретизм | Выход из социума из-за несогласия с его целями и средствами их достижения | ||
Мятеж | Попытка изменить общественные цели и средства их достижения | ||
1981 г. | В. В. Ковалёв | Девиации социально-психологического характера | — нарушение дисциплины; — нарушение социальных норм; — нарушение правовых норм; — демонстрация саморазрушения. |
Девиации патологического характера | — патологические; — непатологические. |
||
Личностно-динамические девиации | — реакция; — развитие; — состояние. |
||
1987 г. | Ф. Патаки | Преддевиантный синдром (предпосылки к девиантному поведению) | — аффективный тип поведения; — конфликты в семье; — агрессивные действия; — стремление к асоциальному поведению в детстве; — непереносимость учебного процесса; — низкий уровень интеллектуального развития. |
Основы девиантного поведения (устойчивые формы) | — преступление, — алкогольная зависимость, — наркотическая зависимость, — суицид. |
||
1990 г. | Ц.П.Короленко | Нестандартные действия | Мотивированное деструктивное поведение , выходящие за рамки общепринятых норм. |
Деструктивное поведение | — поведение, направленное на нарушение социальных установок; — уход от реальности с помощью психотропных веществ; — нарушение прав и законов; — саморазрушение (конформизм, нарциссизм, фанатизм, аутизм, суицид). |
||
1995 г. | В. Н. Иванов | Докриминогенное поведение | Игнорирование правил поведения в общественных местах, мелкие проступки, употребление наркотических веществ. |
Криминогенное поведение | Уголовно-наказуемые преступления | ||
2001 г. | Ю.А. Клейберг | Негативное поведение | Саморазрушение |
Позитивное поведение | Творчество | ||
Нейтральное поведение | Попрошайничество | ||
2004 г. | Е.В.Змановская | Антисоциальное поведение | Нарушение норм права, законов, несение уголовной ответственности. |
Асоциальное поведение | Нарушение этических норм, приводящее к трудностям в межличностном общении. | ||
Аутодеструктивное поведение | Поведение так или иначе влекущее за собой вред самому себе. | ||
2010 г. | Н. В. Майсак | Девиации по характеру поведения | — конструктивное поведение (творчество); — аутодеструктивное (зависимости и склонность к суициду); — внешнедеструктивное (правовые нарушения, коммуникативные отклонения). |
Девиации по уровню принятия обществом | — одобряемое (адаптация к группе); — демонстрация нейтралитета (неоднозначность в оценке поведения); — неодобряемое (отклонение от этических и правовых норм). |
Деструктивные формы поведения
Аномальное поведение может принимать различные формы в контексте взаимоотношения с социумом и адаптации к нему:
- Радикальная адаптация (попытка изменить, неустраивающий человека мир).
- Гиперадаптация (постановка недостижимых целей).
- Конформистская адаптация (подстройка под общепринятые нормы, с которыми индивид не согласен).
- Девиантная адаптация (мотивированное деструктивное поведение, выход за рамки нормы).
- Социально-психологическая дезадаптация (открытое отрицание необходимости в адаптации к социуму, приложение усилий, чтобы этого избежать).
Также деструктивное поведение может выражаться в виде следующих симптомах:
- агрессивное поведение по отношению к людям;
- враждебность при общении;
- склонность к разрушению вещей;
- желание расстроить уклад жизни близких;
- отсутствие возможности испытывать эмоции;
- угроза чужой и собственной жизни.
Деструктивное поведение в конфликте
Конфликт – это открытое столкновение интересов отдельных личностей или даже групп лиц. Психологи не призывают избегать конфликтных ситуаций, но, напротив, советуют научиться управлять их ходом. В таком случае конфликт приобретает статус конфронтации, цель которой – конструктивно разрешить ситуацию, прийти к консенсусу для всех конфликтующих сторон. Деструктивное поведение в этом случае заключается в неумении адекватно вести конфронтацию. Таким образом, мы имеем следующие стратегии ведения конфликта:
- Конструктивная . Человек стремится уладить спорную ситуацию миром, предлагая рабочие решения, которые удовлетворили бы обе стороны.
- Деструктивная. Отсутствие навыков ведения конфронтации заключается в намеренном обострении конфликта, переходе на личность оппонента, неумении выслушать, излишнем эмоционировании. Девиант провоцирует соперника на агрессию и усугубление проблемы.
- Конформистская . Отдельно стоит отметить и этот вид неадекватной и отчасти деструктивной стратегии по ведению конфликта. В этом случае человек легко подчиняется оппоненту, старается избежать неприятного спора и быстрее его закончить, соглашаясь со всем, что ему говорят.
Социально-деструктивное поведение
Социально деструктивное поведение связано с социальной дезадаптацией – отсутствием понимания правил, по которым существует и функционирует человеческое общество. Человек, который демонстрирует деструктивное и асоциальное поведение , не в состоянии найти себя в обществе. Тем самым разрушительный характер его поведения только усиливается. Социально-деструктивные паттерны его поведения могут выражаться следующим образом:
- Социальная и личностная дискредитация . Подрыв репутации или авторитета личности. Склонность к критике, осуждению. Открытое оскорбительно-непочтительное поведение.
- Конкуренция . Деструктивное поведение может быть вызвано опасением за свои позиции в коллективе, что приводит человека к попыткам самоутверждения через других членов этого коллектива.
- Уход от искреннего общения . Личность, демонстрирующая разрушительные паттерны поведения, избегает открытого общения. Вряд ли он сможет адекватно ответить на прямой вопрос «зачем ты ведёшь себя таким образом?»
Профилактика деструктивного поведения
Работа по предотвращению деструктивного поведения должна начинаться с семьи и школьного образования. Именно в этом возрасте детям необходимо закладывать те идеалы, которые станут для них проводниками в мире взрослых людей.
Важно! Основная сложность, с которой сталкиваются родители и педагоги, заключается в том, что дети с деструктивными паттернами считают своё поведение нормой.
Психологи, работающие с детьми, дают несколько советов, которые помогут вырастить полноценную личность, вписывающуюся в социальные рамки:
- Поймите своего ребёнка . Первое, что необходимо сделать родителю и педагогу, это понять, почему ребёнок действует именно так, почему он демонстрирует деструктивное поведение.
- Создайте баланс на уровне надо-могу-хочу . Чтобы привить ребёнку полезные привычки (от чтения книг, до ежедневных походов в школу), необходимо соблюсти пропорцию между необходимостью, возможностью и желанием ребёнка это делать. Учитывая эти параметры, и объяснив ему, зачем нужно делать так, а не иначе, можно добиться того, что ребёнок выйдет из автоматического следования нормам и приобретёт мотивацию к их выполнению.
- Активируйте личностные ресурсы подростка. Помогите ребёнку реализовывать себя в разных направлениях деятельности. Экспериментируйте, добивайтесь того, чтобы он нашёл себе занятие по душе. Это благоприятно скажется на процессах его социальной адаптации.
- Решайте задачу взросления . Инфантильное расстройство личности часто становится фактором риска для появления аутодеструктивного поведения. Помогайте ребёнку постепенно становиться взрослым. Создайте ему условия для безболезненного перехода в мир ответственности и самостоятельного принятия решений.
- Проявляйте меньше агрессии . Старайтесь терпимее относится к промахам своего ребёнка. Вместо того, чтобы ругать его, объясните где он ошибся, и покажите на личном примере, как надо было сделать.
- Использовать телесно-ориентированный подход . Психологи советуют научиться работать со своим телом, понимать его, дифференцировать эмоции и их локализацию в организме. Это поможет ребёнку в процессе самоидентификации, научит его понимать себя и других.
Чувство долга – конструктивное или деструктивное чувство для личности?
Быть может, вы помните еще со школьной скамьи мальчишку, который никогда не слушался старших, плохо учился и не стеснялся приправить свою речь крепким словцом? Скорее всего, он раньше всех начал курить, а в отношениях с родителями у него были большие проблемы. А знаете ли вы, где сейчас этот парнишка? Интересовались ли вы его дальнейшей судьбой?
Вероятнее всего, у него диагностировалось деструктивное поведение. Это означает, что без своевременной психологической коррекции на судьбе его можно было бы поставить крест.
Что такое деструктивное поведение?
Существует несколько научных определений этого понятия. Свои дефиниции дают психологи и социологи, используя привычные им термины. Однако существует одно определение, которое поймет любой человек: деструктивное поведение - поведение разрушительное. В чем же оно проявляется? Что при этом пытается разрушить человек?
Основные проявления деструктивности
Ученые провели множество исследований этой проблемы, ими достаточно хорошо изучены паттерны поведения, которое может классифицироваться как деструктивное. Человека, поведение которого считается разрушительным, отличают следующие черты:
- агрессия и жестокость по отношению к окружающим;
- враждебность при общении;
- склонность разрушать материальные предметы и вещи;
- желание расстроить сложившийся уклад жизни близких ему людей;
- неспособность испытывать эмоции и чувства (может быть постоянной, а может появляться лишь время от времени);
- угроза жизни как чужой, так и собственной.
Мы видим, что разрушительный по натуре человек может причинять вред не только вещам или предметам, но и обществу, и даже самому себе. Получается, что существует несколько видов или форм деструктивного поведения? Да, это действительно так.
Формы
Для начала нужно отметить, что различают конструктивное и деструктивное поведение. Первое - созидательно и является абсолютно нормальным для любого здорового человека. Второе же часто оказывается симптомом какого-либо психического отклонения.
В психологии деструктивное поведение человека различается по направленности и характеру проявления. Так, о первой классификации мы уже говорили: человек может адресовать свою разрушительную энергию любому объекту внешней действительности или себе самому. Интересно, что проявления деструктивности не всегда носят отрицательный характер: она может быть частью или началом созидания. К примеру, можно снести ветхий дом, чтобы на его месте построить новый, или остричь длинные волосы, чтобы смоделировать красивую прическу.
Другая классификация деструктивного поведения основывается на характере проявления разрушительности. Выделяют две основные формы:
- Делинквентная - к ней относятся поступки, противоречащие правовым нормам, к примеру, нарушения дисциплины, противоправные нарушения.
- Девиантная - это поведение, которое противоречит нормам нравственности, к примеру, наркомания и алкоголизм, попытки покончить жизнь самоубийством.
Причины деструктивного поведения
В психологии разрушительное поведение часто называют отклоняющимся. Однако ни одно отклонение не возникает без причины. Что же является тем основанием, на котором складываются первые признаки деструктивного поведения?
Считается, что причина может заключаться в дурной наследственности. У людей, чьи поступки носят асоциальный характер, часто один из родителей проявлял признаки деструктивности. Однако вопрос о соотношении наследственности и среды здесь остается открытым. В семьях, члены которых проявляют деструктивные формы поведения, и воспитание часто бывает соответствующим. К тому же ребенок вынужден постоянно наблюдать асоциальное поведение родителей, что не может не оставить свой след на его психике.
Таким образом, деструктивное поведение детей обусловливается влиянием семьи. В дальнейшем разрушительность становится неизменной спутницей такого человека. В любой ситуации он будет вести себя асоциально, принося вред себе и окружающим. Однако признаки разрушительности могут проявиться и у взрослого вполне здорового психически человека. Почему так происходит?
Еще несколько причин деструктивности
К иным причинам появления разрушительного поведения относятся:
- психические расстройства - в этом случае деструктивность может быть одним из симптомов;
- тяжелая соматическая болезнь - человек может понять, что ему нечего терять, и начать вести себя разрушительно;
- неудачи в личных делах - человек чувствует себя униженным, растоптанным и теряет надежду на улучшение ситуации;
- пристрастие к алкоголю или наркотикам - иногда это не проявление деструктивности, а ее причина: человек ведет себя асоциально, только находясь в состоянии опьянения.
Профилактика деструктивного поведения
Что же можно сделать, чтобы предупредить разрушительное поведение? Кто этим занимается и какие методы при этом используются? Основная нагрузка ложится на школу и другие учебные заведения. Дело в том, что именно в них существует возможность воздействовать на детей массово. Для этого проводятся специальные воспитательные мероприятия, нацеленные на то, чтобы предотвратить социальное деструктивное поведение.
Но многое можно сделать и силами членов семьи ребенка. Если родители и иные родственники будут поощрять только социально одобряемые поступки, дарить друг другу любовь и тепло, вероятность возникновения поведенческих расстройств у их детей будет очень низкой.
Что было сделано в США для профилактики деструктивности
Интересное исследование проблемы разрушительного поведения было проведено в штате Нью-Йорк. Обычно американских подростков, совершивших противоправные действия, помещают в специализированные исправительные учреждения. Кроме занятий с психологами, там малолетние преступники ежедневно проходят сеансы трудотерапии.
Но такие исправительные заведения содержат только подростков, уже проявивших признаки деструктивности. А что же будет, если поместить их в более здоровую социальную среду?
Вместо исправительных заведений часть подростков отправилась в дома к приемным родителям. Взрослые пары были проинструктированы о методах профилактики деструктивности и обладали соответствующими практическими навыками. Результаты исследования оказались впечатляющими: воспитанники таких приемных семей намного реже в своей взрослой жизни проявляли деструктивные формы поведения.
Какой же из всего этого можно сделать вывод? Даже если у ребенка или подростка уже появились первые признаки деструктивного поведения, его не нужно считать потерянным для общества. При соответствующих методах психологической коррекции все еще можно исправить.