Теории девиантного поведения. Теории девиации (биологические, психологические, культурологические, теория стигматизации, социологические)
Девиация – это любое поведенческое отклонение от установленной социокультурной нормы. Понятие девиации обозначает поведенческое реагирование индивидов не соответствующее социокультурным нормам. Различные преступления, злоупотребление наркотическими или психотропными средствами, алкоголизм – это все ярчайшие примеры девиации. Однако мелкое хулиганство, действия революционного характера, отсутствие при встрече приветствия также считаются девиациями, поскольку все человеческие поступки и деяния включены в систему взаимоотношений и социальных взаимосвязей, имеющую общую нормативную регуляцию. Примером этому служат семейные отношения, взаимодействие в коллективе, контакты с уличной средой и т.п. Вследствие этого девиантным считается поведение, которое нарушает стабильность процессов взаимодействия с социумом.
Причины девиации
Адекватностью и несоответствием поступков ожиданиям социума определяется девиация в обществе. Один человек субъект характеризуется отклонениями в поведенческом реагировании, другой – дефектами в структуре собственной психики, третий – одновременной патологией в поведении и психическом функционировании.
Положительная девиация является формой отклоняющегося поведения и большинством воспринимается как нестандартное, странное поведение, но одновременно с этим у социума не вызывает неодобрения или порицания.
Негативная девиация однозначно вызывает непринятие и осуждение у большинства людей.
Е. Змановская обобщила различные типологии поведенческих отклонений, вследствие чего определила в качестве основных критериев для классификации тип нарушаемой нормы и отрицательные последствия девиации. Она выделила три группы антиобщественного поведения:
— антисоциальное поведение, то есть поступки несоответствующие правовым нормам, угрожающее благополучию граждан и социальному порядку;
— асоциальное поведение, заключающееся в уклонении от выполнения морально-этических норм и нравственных устоев, что угрожает благополучию межличностных взаимоотношений;
— аутодеструктивное поведение, проявляющееся в суицидальных попытках, фанатических, аутическое, виктимных, рискованных действиях. К этому виду также относятся различные зависимости.
Надежда Майсак разработала матрицу социальных девиаций, которая дифференцирует множество форм девиаций внутри двух измерений, которые друг с другом пересекаются. Отклоняющееся поведение можно подразделить по характеру проявления и направленности, а также по степени общественного одобрения.
По характеру проявления и направленности девиации детей и взрослых бывают:
— конструктивными – различные виды творческого самовыражения;
— аутодеструктивными, которые в свой черед бывают аддиктивными (различные зависимости) и суицидальными;
— внешнедеструктивными, которые также могут быть противоправными и коммуникативными.
По степени социального одобрения девиации бывают:
— социально одобряемыми и просоциальными (то есть адаптированными к устоям определенной группы людей);
— социально нейтральными (то есть, поступки индивидов не представляют опасности для общества либо их нельзя оценить, так как критерии неоднозначны);
— социально не одобряемыми, а именно асоциальные действия, то есть поступки, отклоняющиеся от моральных устоев и нравственных норм, антисоциальное поведение, то есть действия, отклоняющиеся от норм законодательства.
Формы девиации
В условиях функционирования современного социума к основным формам девиаций следует отнести: алкоголизм, наркоманию, преступность, суицидальное поведение, проституцию.
По мнению большинства социологов, негативная и положительная девиация неизбежны в современном обществе. Полностью искоренить отклоняющееся поведение невозможно. Пока существуют установленные кем-то нормы – будут существовать и отклонения от них. Исследователи данной проблемы отмечают, что закономерным является возникновение девиаций в обществах, которые переживают преобразование, где в условиях усиления кризиса у человеческих субъектов начинает расти неудовлетворенность собственным положением, что ведет к зарождению чувства неудовлетворенности и отчужденности от общества. Прогрессирующий рост девиантного поведения, их неизбежность требует от социума слаженных действий и целенаправленных мероприятий.
Профилактика девиаций должна включать поиск методов воздействия и технологий работы с дезадаптированными индивидами, реабилитацию подростков, предупреждение возникновения отклоняющегося поведения, то есть ликвидацию условий, оказывающих негативное влияние на действия несовершеннолетних.
Профилактика девиаций – это комплекс государственных действий, организационно-воспитательных, социально-медицинских мероприятий, сосредоточенных на предупреждении, ликвидации или направленных на нейтрализацию ключевых причин и устранение условий, провоцирующих различного рода девиации и социальные поведенческие отклонения.
Борьба с девиациями, в первый черед, должна происходить путем воздействия на соответствующие социальные группы и субкультуры, то есть на негативную социальную среду, и на определенных их носителей; условия и причины, продуцирующие такие явления, как наркомания, преступность и т.п.; связи таких явлений с преступностью.
Типы девиации
В классификации социальных нарушений выделяют следующие типы девиаций:
— культурные и психические аномалии;
— отклонения индивидуального и группового характера;
— первичные и вторичные девиации;
— культурно одобряемые отклонения (позитивная девиация) и культурно порицаемые отклонения.
Кроме того, девиации делятся на криминальное, девиантное и делинквентное. Девиантные действия являются проявлением отклоняющегося поведения. Они связаны с нарушением индивидов соответствующих их возрастной категории социокультурных норм поведения, присущих определенному типу микросоциальных отношений (например, внутрисемейных или школьных) и небольшим половозрастным социальным группам. Другими словами данный поведенческий тип реагирования можно именовать антидисциплинарным. К нему относят: бродяжничество, наркоманию, попытки .
В отличие от действий девиантного характера, делинквентное поведение проявляется в повторяющихся асоциальных проступках индивидов, которые впоследствии складываются в устойчивый стереотип поведенческого реагирования, нарушающего правовые нормы, однако не влекущие за собой криминальной ответственности вследствие их ограниченной социальной опасности. Делинквентное поведение бывает следующих типов: действия агрессивно-насильственной направленности (оскорбления, поджоги, побои), корыстной направленности (кражи, угоны автотранспорта вымогательство) и продажа наркотиков. Действия криминальной направленности являются противоправными деяниями, которые квалифицируются согласно уголовному кодексу. Различные формы девиантного поведенческого реагирования и делинквентные действия, как правило, предшествуют криминальному поведению.
Формы девиаций с негативной подоплекой являются социальной патологией, которая дезорганизует социально-правовую систему, подрывает ее устои и наносит существенный урон социуму и личности в отдельности, особенно, подросткам. Необходимость регулирования поведения и борьба с девиациями сегодня являются довольно актуальными государственными мероприятиями, поскольку существует неразрешимый конфликт между человеческими потребностями и средствами их удовлетворения. Устремленность индивидов на удовлетворение материальных потребностей является внутренней , которая провоцирует субъектов с недоразвитой социальной ориентацией к поведению, не отвечающему общепринятым нормам.
Все общества, государства, как мы знаем, имеют законы, и везде наказываются их нарушители. Тем не менее, немалая часть людей нарушает установленные правила и законы. Это уже вопросы для социологов. Они пытаются найти общие теории, объясняющие поведение правонарушителей. Серьезность правонарушения зависит не только от значимости нарушенной нормы, но также от частоты такого нарушения. Если студент выйдет из аудитории задом наперед, то это вызовет лишь улыбку. Но если он будет делать это каждый день, то потребуется вмешательство психиатра. Человеку, не имевшему ранее дел с милицией, могут простить даже серьезное нарушение закона, в то время как тому, у кого судимость есть, грозит строгое наказание за небольшой проступок.
В прошлом веке социальные исследователи предложили множество объяснений девиации; в данном вопросе мы рассмотрим основные теории, объясняющие девиацию.
Биологические объяснения девиации
Самые первые теории на сей счет носили биологический характер: некоторые люди плохи от рождения, имеют врожденные личностные изъяны, которые стимулируют их антиобщественное поведение, не дают возможности сдерживать низменные потребности
В конце XIX в. итальянский врач Чезаре Ломброзо обнаружил связь между криминальным поведением и определенными физическими чертами. Годы тщательных наблюдений и измерений в тюрьмах убедили ученого, что наиболее серьезные, злобные и упорствующие преступники (по его оценке, до одной трети) были врожденными преступниками, то есть недоразвитыми людьми, напрямую связанными с нашими примитивными предками. Врожденный преступник - атавистическое существо, которое репродуцирует в своей личности свирепые инстинкты примитивного человека, например, убийство себе подобных, каннибализм. Ч. Ломброзо был убежден, что вследствие генетических особенностей врожденные преступники не могут обуздать свои инстинкты. Исправить этих людей практически невозможно. Общество может защититься от них, лишь только заперев их под замок.
Ч. Ломброзо и его ученики представили огромное количество Доказательств в поддержку своей теории. Они утверждали, что уголовники имеют тенденцию больше походить на обезьяну, у них ненормальная челюсть, плоский нос, реденькая бородка, пониженная чувствительность к боли, длинные руки. Но ошибка Ч. Ломброзо заключалась в том, что он не произвел обмеры обычных людей. Это сделал британский врач Чарльз Горинг и нашел такие же физические отклонения у людей, которые не были никогда преступниками.
Уильям Х. Шелдон, известный американский психолог и врач, подчеркивал важность изучения строения тела человека для прогнозирования его поведения. Он считал, что, так же как собаки определенных пород (такса, борзая, лайка) склонны следовать определенным образам поведения, люди, имеющие определенное строение тела, обычно проявляют характерные черты личности. Всех людей он подразделял на три типа. Эндоморф (человек, умеренной полноты с мягким и несколько округлым телом), ему свойственны общительность, умение ладить с людьми и потворство своим желаниям. Мезоморф (чье тело отличается силой и стройностью) проявляет склонность к беспокойству, он активен и не слишком чувствителен. Эктоморф, отличающийся тонкостью и хрупкостью тела, обладает склонностью к самоанализу, повышенной чувствительностью и ранимостью. На основе этих данных он пришел к выводу, что наиболее склонны к девиантному поведению, нарушению законов люди со строением мезоморфов.
В последнее время биологическое объяснение девиации фокусируется на аномалиях половых хромосом (XY) девианта. В соответствии с нормой женщина обладает двумя хромосомами типа X, в то время как для мужчин характерно наличие одной хромосомы типа X и одной хромосомы типа Y. Но иногда у отдельных людей имеются дополнительные хромосомы типов X или Y (XXY, XYY или, что встречается очень редко, XXXY, XXYY и т.д.) На основе исследования пациентов мужского пола в специализированной психиатрической больнице в Шотландии, Прайс и его коллеги выявили, что наличие дополнительной хромосомы типа Y было свойственно мужчинам выше среднего роста, которые оказались тяжелыми психопатами. В дальнейшем в результате исследования датских преступников Уиткин и его коллеги обнаружили, что среди мужчин с составом хромосом XYY наблюдается более высокий уровень преступности, чем среди испытуемых из контрольной группы, не обладавших дополнительными хромосомами. Однако мужчины, имевшие состав хромосом типа XYY, не были выше среднего роста. Кроме того, это исследование подтвердило данные, что среди мужчин с составом хромосом типа XYY, вероятно больше осужденных не за убийства.
Психологические объяснения девиации
Психологический подход, так же как и биологические теории не редко применяется к анализу криминального поведения. Психоаналитики предложили теорию, которая связывала девиантные поступки с психическими отклонениями (слабоумие, психопатия, умственные дефекты). Так Фрейд ввел понятие - "преступники с чувством вины" - люди, которые желают, чтобы их поймали и наказали потому, что они чувствуют себя виноватыми из-за своего "влечения к разрушению", они уверены, что тюремное заключение в какой-то мере помогло бы им преодолеть это влечение. Что касается сексуальной девиации, то некоторые психологи полагали, что эксгибиционизм, половые извращения и фетишизм обусловлены не преодоленным страхом кастрации. Например, демонстрируя свой половой орган, эксгибиционист, возможно, тем самым убеждался в его сохранности.
Тщательные исследования показали, что сущность девиации нельзя объяснить только лишь на основе анализа психологических факторов. В настоящее время большинство психологов и социологов признают, что особенности личности и мотивы ее поступков, наверное, оказывают важное влияние на все виды девиантного поведения. Но, по-видимому, с помощью анализа какой-то одной психологической черты, конфликта или "комплекса" нельзя объяснить сущность преступности или любого другого типа девиации.
Культурологические объяснения девиации
Культурологические теории девиации делают акцент на анализе культурных ценностей, благоприятствующих девиации, другими словами, сил, "побуждающих" людей к девиантному поведению. Здесь необходимо упомянуть три фамилии сыгравшие важную роль в развитие культурологической теории: Селин, Миллер и Сатерленд
Селлин подчеркивал, что девиация возникает в результате конфликтов между нормами культуры. Он занимался изучением поведения отдельных групп, нормы которых отличаются от норм остального общества, т.е. субкультур. Это обусловлено тем, что интересы группы не соответствуют нормам большинства. Например, в таких субкультурах, как уличные банды или группы заключенных правоохранительные органы скорее ассоциируется с карательной или продажной организацией, чем со службой по охране порядка и защите частной собственности. Член такой группы усваивает ее нормы и, таким образом, становится нонконформистом с точки зрения общества.
Причиной девиации являются конфликты между нормами субкультуры и господствующей культуры.
Миллер углубил идею Селлина о взаимосвязи между культурой и девиантным поведением. Он утверждал, что существует ярко выраженная субкультура низшего слоя общества, одним из проявлений которой является групповая преступность. Эта субкультура придает огромное значение таким качествам, как готовность к риску, выносливость, стремление к острым ощущениям и "везение". Поскольку члены банды руководствуются этими ценностями в своей жизни, другие люди, и в первую очередь представители средних слоев, начинают относиться к ним как к девиантам.
Селлин и Миллер считают, что девиация имеет место, когда индивид олицетворяет себя с субкультурой, нормы которой противоречат нормам доминирующей культуры. Но почему лишь некоторые люди усваивают ценности "девиантной" субкультуры, в то время как другие отвергают ее?
На этот вопрос ответил Эдвин Сатерленд. Он утверждал, что преступности обучаются. Люди воспринимают ценности, способствующие девиации, в ходе общения с носителями этих ценностей. Если большинство друзей и родственников того или иного человека занимаются преступной деятельностью, существует вероятность, что он тоже станет преступником. Важную роль в этом процессе играет повседневное общение - в школе, дома или на месте постоянных ""уличных тусовок". Юноши и девушки, которые общаются с представителями уличных банд, торговцами наркотиками и проститутками более часто, чем со своими законопослушными родителями и сверстниками, стремящимися получить хорошее образование, в большей мере склонны одобрять преступное поведение. Частота контактов с девиантами, а также их количество и продолжительность оказывают влияние на интенсивность усвоения человеком девиантных ценностей. Важную роль играет и возраст. Чем человек моложе, тем с большей готовностью он усваивает образцы поведения, навязываемые другими.
Теория стигматизации (наклеивания ярлыков или клеймения)
Стигмой называется какой-либо порок, свойственный человеку или группе; люди, отмеченные этим пороком, подвергаются наказанию, изоляции или унижениям со стороны окружающих.
Теория стигматизации была предложена Говардом Беккером. Идея заключалась в следующем: девиация, по мнению Беккера, обусловлена способностью влиятельных групп общества (законодатели, судьи, врачи и пр.) навязывать другим определенные стандарты поведения. Если же на человека ставят клеймо девианта, то он начинает себя вести соответствующим образом (пример: цыгане, лица кавказской национальности, бичи). Т.е. с человеком могут обращаться так, словно он или она нарушили правило (даже если это и не соответствует действительности), только потому, что другие люди утверждают, что это правило нарушено. Именно так поступали с неграми в Америке. Они подвергались преследованию и иногда линчеванию по ложным обвинениям в изнасиловании белых женщин. Или, например гонения на ведьм, после длительных пыток женщина начинала верить в свой сговор с дьяволом и даже рассказывала об их совместных делах.
Необходимо помнить, что большинство людей нарушают некоторые социальные правила. Например, подросток может покуривать сигареты. Окружающие вначале смотрят на эти поступки сквозь пальцы, а человек, нарушающий правила, скорее всего, не считает себя девиантом – это называется первичная девиация- поведение личности, которое позволяет навесить на человека ярлык. Но если друг, член семьи, коллега или служащий правоохранительных органов узнают о таких поступках и расскажут другим, то это приводит к вторичной девиации. На человека ставят клеймо девианта; окружающие начинают обращаться с ним как с девиантом, постепенно и он сам привыкает считать себя таковым и вести себя в соответствии с этой ролью. Ярлыком девианта могут быть преступник, алкоголик, проститутка; ярлык всегда ограничивает официальные возможности человека. Ему труднее устроиться на работу, установить межличностные отношения. Ярлык преступника оказывает влияние на представление человека о самом себе. Теоретики подчеркивают, что, чем выше статус личности, тем меньше у нее шансов получить ярлык девианта, преступника
Социологическое объяснение девиации
Социологическое объяснение учитывает социальные и культурные факторы, на основе которых людей считают девиантами
Впервые социологическое объяснение девиации было предложено в теории аномии, разработанной Эмилем Дюркгеймом. Он использовал данный подход в исследовании сущности, причин самоубийств. Главной причиной самоубийств по мнению Дюркгейма является аномия (в переводе с фр.«беззаконие»).
Аномия – состояние общества, в котором часть его членов, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним негативно
Социальные правила играют основную роль в регулировании жизни людей. Нормы управляют их поведением, люди знают, что можно ожидать от других и чего ждут от них. Во время кризисов, войн, радикальных социальных изменений жизненный опыт мало помогает. Люди испытывают состояние запутанности и дезорганизованности. Социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентиры - все это способствует девиантному поведению, аномии. Нарастание социальной дезорганизации не обязательно связано с экономическим кризисом, инфляцией. Это может наблюдаться при высоком уровне миграции, что приводит к разрушению социальных связей, уровень преступности, как правило, выше там, где существует высокая миграция населения. Это может произойти в результате смешения религиозных, этнических и расовых групп, имеющих различные верования, ценности.
Роберт К. Мертон внес некоторые изменения в концепцию аномии, предложенную Дюркгеймом. Он считает, что причиной девиации является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения. В качестве примера можно привести противоречивое отношение американцев к проблеме богатства. Они с восхищением относятся к финансовому успеху, достижение богатства является общепринятой в американской культуре целью. Социально одобряемые средства достижения этой цели подразумевают такие традиционные методы, как получение хорошего образования и устройство на работу в торговую или юридическую фирму. Но когда мы сталкиваемся с реальным положением дел в американском обществе, становится ясно, что эти социально одобряемые средства недоступны для большинства населения. Многие люди не могут платить за хорошее образование, а лучшие предприятия принимают на работу лишь ограниченное количество специалистов. Согласно Мертону, когда люди стремятся к финансовому успеху, но убеждаются в том, что его нельзя достичь с помощью социально одобряемых средств, они могут прибегнуть к незаконным способам, например, рэкету, спекуляции на скачках или торговле наркотиками.
На основе социологического объяснения вырос ряд смежных теорий.
Теория структурной напряженности
Теория структурной напряженности объясняет многие правонарушения разочарованием личности. Снижение жизненного уровня, расовая дискриминация и многие другие явления могут привести к девиантному поведению. Если человек не занимает прочного положения в обществе или не может достичь поставленных целей законными способами, то рано или поздно возникают разочарование, напряженность, человек начинает ощущать свою неполноценность и может использовать девиантные, незаконные, методы для достижения своих целей. Теория напряженности показывает человека, разрывающегося между возможностью и желанием, когда желание берет верх.
Девиация как результат разочарования личности. Разрыв между возможным и желаемым может привести к незаконным методам достижения цели.
Теория инвестирования
Идея инвестирования проста и в известной мере связана с теорией напряженности. Чем больше человек затратил усилий, чтобы добиться определенного положения в обществе (образование, квалификация, место работы и многое другое), тем больше он рискует утратить в случае нарушения законов. Безработный бомж мало потеряет, если попадется на ограблении магазина. Известны некоторые категории опустившихся людей, которые специально стараются попасть в тюрьму накануне зимы (тепло, питание). Если преуспевающий менеджер, банкир решается на преступление, то крадет, как правило, огромные суммы, которые, как им кажется, оправдывают риск.
Теория привязанностей
Теория привязанностей, дифференцированного общения. Все мы имеем тенденцию проявлять симпатию или даже любить тех, к кому испытываем привязанность. Когда мы сильно привязаны к кому- либо, то стремимся сохранить хорошее мнение о нас. Такая конформность помогает сохранить признательность и уважение к нам, защищает нашу репутацию. Хорошо, если такое окружение - нормальные люди, а если нет?
Социологические теории девиации
Почему люди нарушают общественные нормы? Почему определенные действия характеризуются как девиантные? Почему поведение одних индивидов называют девиантным, когда они совершают по существу те же действия, что и другие индивиды, которым удается избежать наказания, а иногда даже добиться признания? Почему число отклонений от нормы изменяется от группы к группе и от общества к обществу? Именно эти вопросы интересуют социологов.
Другие науки, такие как биология и психология, также занимаются проблемами девиантного поведения. Но они уделяют основное внимание акторам, отступающим от нормы, и пытаются определить, в чем состоит их «неправильность». Они стремятся объяснить нарушение правил с точки зрения самих индивидов и их уникальных характеристик. Например, и биология и психология внесли весомый вклад в наше понимание такого нарушения, как шизофрения – серьезная форма душевного заболевания, для которой характерны галлюцинации, неадекватные эмоциональные реакции, деградация личности, странности в поведении личности. Биологи и психологи доказали, что наследственные факторы вызывают предрасположенность индивидов к некоторым формам шизофрении.
Нас, прежде всего, интересуют социологические объяснения девиации . Рассмотрим один из наиболее распространенных социологических подходов к проблеме девиации – теорию аномии (разрегулированности).
Идея аномии принадлежит Э.Дюркгейму. Он утверждал, что девиация играет функциональную роль в обществе, поскольку девиация и наказание девианта способствует осознанию границ того, что считается допустимым поведением, и выполняет роль факторов, побуждающих людей подтвердить свою приверженность моральному порядку общества.
Аномия – общественное состояние, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом всего общества, его социальных институтов, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства.
Люди обнаруживают, что им трудно координировать свое поведение в соответствии с нормами, которые в данный момент становятся слабыми, неясными или противоречивыми. В периоды быстрых общественных перемен люди перестают понимать, чего ждет от них общество, и испытывают трудности в согласовании своих поступков с действующими нормами. Старые нормы уже не представляются подходящими, а новые, зарождающиеся нормы еще слишком туманны и нечетко сформулированы, чтобы служить эффективными и значимыми ориентирами в поведении. В такие периоды можно ожидать резкое возрастание количества случаев девиации.
Американский социолог Роберт Мертон попытался применить понятие аномии и социальной солидарности, анализируя социальную действительность США. Для большинства американцев жизненный успех, особенно выраженный в материальных благах, превратился в культурно признанную цель. При этом только определенные факторы, например, хорошее образование и высокооплачиваемая работа, получили одобрение в качестве средств к достижению успеха. Никакой проблемы не было бы если бы все американцы имели одинаковый доступ к средствам достижения материального успеха в жизни. Но беднякам и представителям национальных меньшинств часто доступны лишь более низкие уровни образования и скудные экономические ресурсы. Они пытаются добиться престижной цели любой ценой, включая порочные и преступные способы .
Когда общество провозглашает общие символы успеха для всего населения, ограничивая при этом доступ множества людей к признанным средством достижения таких символов, создаются условия для антиобщественного поведения.
Р.Мертон выделил следующую типологию индивидуальной адаптации к аномии: конформизм, инновация, ритуализм, ретритизм, бунт. Рассмотрим данную типологию более подробно.
Конформизм имеет место, когда члены общества принимают как культурные цели достижения материального успеха, так и утвержденные обществом средства для их достижения. Подобное поведение составляет опору стабильного общества. Конформист является лояльным членом общества.
Инновация наблюдается, когда индивиды твердо придерживаются культурно установленных целей, но отвергают одобренные обществом средства их достижения. Такие люди способны торговать наркотиками, подделывать чеки, мошенничать, присваивать чужое имущество, воровать, участвовать в кражах со взломом, покупать символы успеха . Новатор пытается достигнуть культурных целей (которые он принимает) неинституциональными средствами (включая незаконные и криминальные);
Ритуализм имеет место, когда члены общества отвергают культурные цели или принижают их значимость, но при этом механически используют одобренные обществом средства для достижения таких целей. Например, цели организации перестают быть важными для многих ревностных бюрократов, однако они культивируют в качестве самоцели, превознося правила и бумажную волокиту. Ритуалист принимает институциональные средства, которые абсолютизирует, но цели, к которым он должен стремиться с помощью этих средств, игнорирует или забывает. Ритуалы, церемонии и правила для него являются основой поведения, в то же время оригинальные, нетрадиционные средства им, как правило, отвергаются.
Ретритизм состоит в том, что индивиды отвергают и культурные цели, и признанные средства их достижения, ничего не предлагая взамен. Например, алкоголики, наркоманы, бродяги и опустившиеся люди становятся изгоями в собственном обществе, «они живут в обществе, но не принадлежат ему» (изолированный тип).
Бунт состоит в том, что бунтари (мятежники) отвергают культурные цели общества и средства их достижения, но при этом заменяют их новыми нормами. Такие индивиды порывают со своим социальным окружением и включаются в новые группы с новыми идеологиями, например радикальные общественные движения (РНЕ – Русское национальное единство в России).
Типы индивидуальной адаптации Мертона характеризуют ролевое поведение, а не типы личности. Человек может менять мнение и переходить от одного типа адаптации к другому. При использовании этой типологии важно помнить, например, что люди никогда не могут быть полностью конформными к нормативной культуре или быть полными новаторами. В каждой личности присутствуют в той или иной степени все перечисленные типы. Однако какой-то из типов обычно проявляется в большей мере и характеризует личность.
В социологии различают и другие подходы к проблеме девиации.
Теория структурной напряженности объясняет многие правонарушения разочарованием личности. Снижение жизненного уровня, расовая дискриминация и многие другие явления могут привести к девиантному поведению.
Если человек не занимает прочного положения в обществе или не может достичь поставленных целей законными способами, то рано или поздно возникают разочарование, напряженность, человек начинает ощущать свою неполноценность и может использовать девиантные, незаконные, методы для достижения своих целей. Теория напряженности показывает человека, разрывающегося между возможностью и желанием, когда желание берет верх.
Теория инвестирования проста и в известной мере связана с теорией напряженности. Чем больше человек затратил усилий, чтобы добиться определенного положения в обществе (образование, квалификация, место работы и многое другое), тем больше он рискует утратить в случае нарушения законов.
Теория привязанностей, дифференцированного общения. Все мы имеем тенденцию проявлять симпатию или даже любить тех, к кому испытываем привязанность. Когда мы сильно привязаны к кому-либо, то стремимся сохранить хорошее мнение о нас. Такая конформность помогает сохранить признательность и уважение к нам, защищает нашу репутацию. Хорошо, если такое окружение - нормальные люди, а если нет?
Теория стигматизации, или наклеивания ярлыков - это способность влиятельных групп общества ставить клеймо девиантов некоторым социальным или национальным группам. Цыгане, лица кавказской национальности, бичи. Если на человеке ставят клеймо девианта, то он начинает себя вести соответствующим образом.
Сторонники этой теории различают первичное и вторичное девиантное поведение.
Первичное - поведение личности, которое позволяет навесить на человека ярлык преступника.
Вторичное - это такое поведение, которое является реакцией на ярлык. Будучи заклейменными как преступники, люди часто сознательно подтверждают это. Ярлык девианта: преступник, алкоголик, проститутка - всегда ограничивает официальные возможности человека. Ему труднее устроиться на работу, установить межличностные отношения. Ярлык преступника оказывает влияние на представление человека о самом себе. Мы часто видим себя такими, какими видят нас другие, и поступаем соответствующим образом .
Ни одна социологическая теория не способна дать полного объяснения девиантному поведению. Каждая высвечивает какой-то один важный источник отклонения поведением от нормы. А девиантное поведение может принимать множество форм. Поэтому следует тщательно анализировать каждую форму девиации для определения задействованных в ней специфических факторов .
В изучении причин отклоняющегося поведения существует три вида теорий: теории физических типов, психоаналитические теории и социологические, или культурные, теории. Остановимся на каждой из них.
1. Основная предпосылка всех теорий физических типов состоит в том, что определенные физические черты личности предопределяют совершаемые ею различные отклонения от норм. Среди последователей теорий физических типов можно назвать Ч.Ломброзо, Э.Кретшмера, В.Шелдона. В работах этих авторов присутствует одна основная идея - люди с определенной физической конституцией склонны совершать социальные отклонения, осуждаемые обществом. Однако практика показала несостоятельность теорий физических типов.
2. В основе психоаналитических теорий отклоняющегося поведения лежит изучение конфликтов, происходящих в сознании личности. Согласно теории З.Фрейда, у каждой личности под слоем активного сознания находится область бессознательного - это наша психическая энергия, в которой сосредоточено все природное, первобытное.
3. В соответствии ссоциологическими, или культурными, теориями индивиды становятся девиантами, когда процессы проходимой ими социализации в группе бывают неудачными по отношению к некоторым вполне определенным нормам, причем эти неудачи сказываются на внутренней структуре личности.
Когда процессы социализации успешны, индивид сначала адаптируется к окружающим его культурным нормам, затем воспринимает их так, что одобряемые нормы и ценности общества или группы становятся его эмоциональной потребностью, а запреты культуры частью его сознания. Он воспринимает нормы культуры таким образом, что автоматически действует в ожидаемой манере поведения большую часть времени.
Таким образом, девиантное (отклоняющееся) поведение - это поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Девиантное поведение - следствие неудачного процесса социализации личности. В результате нарушения процессов идентификации и индивидуализации человека, такой индивид легко впадает в состояние «социальной дезорганизации», когда культурные нормы, ценности и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу. Такое состояние называется аномией и является основной причиной отклоняющегося поведения. Учитывая, что девиантное поведение может принимать самые разные формы (как негативные, так и позитивные), необходимо изучать данное явление, проявляя дифференцированный подход.
Отклоняющееся поведение часто служит основанием, началом существования общепринятых культурных норм. Без него было бы трудно адаптировать культуру к изменению общественных потребностей. Вместе с тем вопрос о том, в какой степени должно быть распространено отклоняющееся поведение и какие его виды полезны, а самое главное - терпимы для общества, до сих пор практически не разрешен. Следует признать, что подавляющее число социальных отклонений играет деструктивную роль в развитии общества. И только некоторые немногочисленные отклонения можно считать полезными. Одна из задач социологов - распознавать и отбирать полезные культурные образцы в отклоняющемся поведении индивидов и групп .
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Федеральное агентство по образованию
государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Челябинский государственный педагогический университет»
Кафедра социальной работы, педагогики и психологии
« Теории девиаций »
контрольная работа по педагогике девиантного поведения
Челябинск
Введение
1. Подходы к пониманию отклоняющегося поведения
2. Причины девиантного поведения
3. Теории девиантного (отклоняющегося) поведения
Заключение
Список литературы
Введение
В последние годы в России возросла численность подростков, для которых цель жизни сводится к достижению материального благополучия любой ценой, к наживе любыми способами. Труд и учеба утратили общественную ценность и значимость, стали носить прагматический характер -- больше получать благ, привилегий и меньше работать и учиться. Такая позиция подростков приобретает все более открытые и воинствующие формы, порождая новую волну потребительства, часто провоцирующую поведенческие отклонения (девиации).
Положение с поведенческими девиациями усугубляется еще больше экономической ситуацией в стране. В последние годы в России значительно возрос уровень подростковой преступности в сфере социально-экономических отношений, где объектом преступления является право собственности, имеющее исключительное значение в жизнедеятельности граждан, общества, государства. Для многих подростков характерна ориентация на личное материальное благополучие, на действие по его обеспечению, на жизнь по принципу «как хочется», на самоутверждение любой ценой и любыми средствами. В этих случаях ими руководит не корысть и стремление удовлетворить свои потребности преступным путем, а привлекает сам процесс совершения преступления, участия ради компании, чтобы не прослыть трусом и т. п.
Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние - в подростковом возрасте. У молодых людей бурно развивается чувство протеста, часто неосознанного, и вместе с тем растет их индивидуализация, которая при потере общесоциальной заинтересованности ведет к эгоизму. Подростки больше других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах.
Цель данной работы: Изучить существующие теории девиантного поведения.
1. Изучить психолго-педагогическую литературу по данному вопросу.
2. Рассмотреть теоретические основы формирования девиантного поведения.
3. Изучить теории девиаций.
В литературе девиантное поведение рассматривается вместе с особенностями подросткового возраста. Сам по себе «переходный возраст» и его психологические особенности (норма и отклонение) давно интересуют ученых - психологов.
Исследованию девиантного поведения посвящены труды С.А. Беличевой, Е.В. Змановской, В.Н Иванова, В.Т. Кондрашенко, Т.А. Хагуров и др. Научной базой для изучения проблем подросткового возраста являются фундаментальные работы российских (Л.С. Выготского, И.С. Кона, Д.И. Фельдштейна и др.) ученых.
1. Подходы к пониманию отклоняющегося поведения
Отклоняющееся, поведение вызывает живой интерес у психологов, врачей, педагогов, работников правоохранительных органов, социологов, философов. Тема отклоняющегося поведения носит междисциплинарный и дискуссионный характер. Сопряженность термина с понятием «социальная норма» многократно усложняет проблему, поскольку границы нормы весьма условны, а человека абсолютно нормального по всем показателям просто не существует.
Известно, что в специальной литературе термин «отклоняющееся поведение» нередко заменяется синонимом - «Девиантное поведение» (лат. Deviatio - уклонение).
Существуют различные точки зрения, описывающие особенности подросткового возраста. Многие исследователи рассматривают подростковый возраст как фактор риска для развития девиантного поведения. В отечественной литературе под девиантным (отклоняющимся) поведением понимают:
1. - Устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся её социальной дезадаптацией
2. - Один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп.
3. - Система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам (правовым, этическим, эстетическим) и проявляющиеся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением.
Итак, девиантным считается поведение, отклоняющееся от норм морали, принятых в определенном обществе на данном уровне социального и культурного развития, и влекущее за собой санкции: изоляцию, наказание, лечение, осуждение и другие формы порицания нарушителя. Проявляется оно в виде несбалансировнности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением.
2. Причины девиантного поведения
Социальные причины. В социологии девиантного поведения выделяются несколько направлений, объясняющих причины возникновения такого поведения. Так, Р. Мертон, используя выдвинутое Э. Дюркгеймом понятие «аномия» (состояние общества, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились), причиной отклоняющегося поведения считает несогласованность между целями, выдвигаемыми обществом, и средствами, которое оно предлагает для их достижения. Другое направление сложилось в рамках теории конфликта. Согласно этой точке зрения, культурные образцы поведения являются отклоняющимися, если они основаны на нормах другой культуры. Например, преступник рассматривается как носитель определенной субкультуры, конфликтной по отношению к господствующему в данном обществе типу культуры.
Общей закономерностью отклоняющегося поведения выступает факт относительно устойчивой взаимосвязи между различными формами девиаций. Эти взаимосвязи могут носить вид индукции нескольких форм социальной патологии, когда одно явление усиливает другое. К примеру, алкоголизм способствует усилению хулиганства. В других случаях, наоборот, установлена обратная корреляционная зависимость (уровни убийств и самоубийств).
Существует и зависимость всех форм проявления девиации от экономических, социальных, демографических, культурологических и многих других факторов. Особую остроту эта проблема приобрела сегодня в нашей стране, где все сферы общественной жизни претерпевают серьезные изменения, происходит девальвация прежних норм поведения. Устоявшиеся способы деятельности не приносят желаемых результатов. Рассогласование между ожидаемым и реальностью повышает напряженность в обществе и готовность человека изменить модель своего поведения, выйти за пределы сложившейся нормы. В условиях острой социально-экономической ситуации существенные изменения претерпевают и сами нормы. Зачастую отключаются культурные ограничители, ослабевает вся система социального контроля.
Одним из важнейших факторов обучения моральным ценностям и поведенческим нормам служит семья. Когда ребенок социализируется в условиях счастливой, крепкой и здоровой семьи, он обычно развивается как уверенная в себе и в окружении, хорошо воспитанная личность, воспринимающая нормы окружающей культуры как справедливые и само собой разумеющиеся. Ребенок ориентирован определённым образом на свое будущее. Если семейная жизнь в чём-то неудовлетворительна, то дети часто развиваются с пробелами в воспитании, в усвоении норм и с отклоняющимся поведением. Многочисленные исследования молодёжной преступности показали, что большинство молодых людей с отклоняющимся поведением воспитывались в неблагополучных семьях. Американскими исследователями в области социальной психологии было выявлено пять основных факторов, определяющих семейную жизнь как неблагополучную: сверхсуровая отцовская дисциплина (грубость, сумасбродство, непонимание); недостаточный материнский надзор (равнодушие, беззаботность); недостаточная отцовская привязанность; недостаточная материнская привязанность (холодность, враждебность); отсутствие сплочённости в семье (скандалы, враждебность, взаимная неприязнь). Все эти факторы оказывают значительное влияние на процесс социализации ребенка в семье и, в конечном счёте, на воспитание личности с отклоняющимся поведением.
Однако многочисленны также случаи проявления отклоняющегося поведения в совершенно благополучных семьях. Дело в том, что семья - это далеко не единственный (хотя и важнейший) институт в обществе, участвующий в социализации личности. Нормы, воспринятые с детства, могут быть пересмотрены или отброшены в ходе взаимодействия с окружающей действительностью, в частности с социальным окружением.
Профессор В.Н. Иванов выделяет такие причины девиации как: те изменения в социальных отношениях общества, которые получили отражение в понятии «маргинализация», т.е. его неустойчивость, «промежуточность», «переходность», распространение различного рода социальных патологий.
Психологические причины. Если попытаться разобраться в критериях нормы психического развития, то в качестве наиболее популярного, основного и в то же время общего критерия выступает способность субъекта к адаптации. В западной психологии и психотерапии этот критерий считается наиболее универсальным и высшим; отечественная же психология рассматривает адаптацию как один из аспектов психического развития, порой теряющий для человека свое ведущее значение. Такое понимание предполагает включение в круг критериев нормы не только успешное приспособление к социальной среде, но и прогрессивное, хотя и неравномерное, развитие творческих способностей, связанных с процессом формирования личности.
Основным источником отклонений в психоанализе обычно считается постоянный конфликт между бессознательными влечениями, образующими в своей подавленной и вытесненной форме структуру «Оно», и социальными ограничениями естественной активности ребенка, образующими структуру «Я» и «сверх-Я». Нормальное развитие личности предполагает появление оптимальных защитных механизмов, которые уравновешивают сферы сознания и бессознательного. В противном случае формирование личности принимает аномальный характер. Сейчас даже наиболее видные неофрейдисты отказались от представлений о сексуальной этиологии конфликтов. Так, К. Хорни, Д. Боулби, Г. Салливан видят причины отклонений в дефиците эмоционального контакта, теплого общения с матерью в первые годы жизни.
Большой популярностью у психологов США и Канады пользуется поведенческий подход к пониманию девиантного поведения. Акцент в происхождении девиантного поведения здесь переносится на неадекватное социальное научение. Основывается такой подход на эмпирических наблюдениях, в том числе на возможности коррекции неадекватного поведения путем организации положительного подкрепления и коррекции последствий отклоняющегося поведения.
Заслуживает внимания и экологический подход к пониманию девиантного поведения, когда отклонения в поведении ребенка рассматриваются как результат неблагоприятного его взаимодействия с социальной средой. Коррекция здесь рассматривается как оптимизация взаимодействия ребенка с социальной средой путем взаимного изменения позиций и научения ребенка навыкам сотрудничества. С экологическим сливается психодидактический подход, акцентирующий роль учебных неудач ребенка в развитии отклонений. Представители этого направления (Халаган, Кауфман и др.) выделяют значение индивидуального подхода в обучении и возможностей самовыражения личности в учебной деятельности.
Гуманистический подход предполагает рассмотрение отклонений в поведении как следствие потери ребенком согласия со своими собственными чувствами и невозможности самореализоваться в сложившихся условиях воспитания. Представители этого направления видят возможную коррекцию отклонений в создании индивидуального контакта учителя с ребенком, позволяющего в теплой и доверительной атмосфере по-новому ввести ребенка в учебную ситуацию без игнорирования его интересов.
В последние два десятилетия в западной психологии широкое распространение получил так называемый эмпирический подход. Сущность его заключается в чисто эмпирической, феноменологической классификации, где каждый поведенчески различимый устойчивый симптом получает свое название (аутизм, депрессия и т.д.). Этот подход является попыткой сблизить психиатрию и психологию, выделить различные синдромы как некоторое устойчивое образование в структуре личности.
Физиологические причины. Одна из первых научных попыток объяснить природу преступного поведения с позиции биологизаторского подхода принадлежит итальянскому тюремному врачу Ч. Ломброзо, разработавшему антропологическую теорию преступности. Проводя антропометрические замеры среди преступников, содержащихся в тюрьме, он пришел к выводу, что существует четыре типа преступников: врожденные преступники, преступники по страсти, случайные и душевнобольные преступники. При этом врожденные преступники характеризуются определенными соматическими особенностями, строением черепа, чертами лица, благодаря которым их можно своевременно распознавать и пожизненно изолировать от общества либо уничтожать.
Сторонниками антропологической теории были К.Шелдон, Э.Кречмер. Современные биологизаторские криминологические теории, безусловно, далеко отошли от наивных представлений о «врожденном» преступнике, которые характеризовали антропологическую теорию Ч.Ломброзо. В этих теориях использованы достижения современных наук: генетики, психологии, психоанализа, нейрохирургии, психофармакологии. Так, в частности, одной из сенсаций 70-х годов было открытие так называемого синдрома Клайнфельтера, согласно которому хромосомные нарушения среди преступников встречаются в 36 раз чаще. Отсюда на повестку дня среди мер по борьбе с преступностью активно выдвигалась генная инженерия.
Уиткин (1976) и его коллеги, фокусируя внимание на аномалиях половых хромосом девианта, на материале исследования датской преступности обнаружили, что среди мужчин с составом хромосом ХУУ наблюдается более высокий уровень правонарушений, чем среди людей, не обладавших дополнительными хромосомами. Возможно, однако, что необычная и даже пугающая внешность таких мужчин в какой-то мере способствует тому, что их арестовывают и признают виновными чаще, чем людей с заурядной внешностью.
Представители современной генной инженерии продолжают попытки выделить и охарактеризовать специфические гены, ответственные за поведение человека, происхождение и развитие преступности. А последние технологические достижения в области биологии и медицины свидетельствуют о том, что становится возможным изменять и даже контролировать способности и поступки людей путем прямого воздействия на физиологию и мозг.
Таким образом, биологическое объяснение, включая генетическую основу человека, особенности обменных процессов, специфику высшей нервной деятельности, отклонения или патологии в соматическом или нервно-психическом развитии, не учитывает тех индивидуальных случаев, когда физические признаки «свидетельствуют» о возможной девиации, а в реальной жизни этого не наблюдается. Авторы психофизиологических концепций, придавая особое значение стабильным поведенческим компонентам, тесно связанным с генетическими, психофизиологическими характеристиками, практически не обращают внимания на изменчивость, ситуативность поведения (хотя еще Ломброзо выделил тип "случайных преступников"); не уделяют должного внимания волевым, личностным проявлениям индивида. Следовательно, физиологические факторы лишь косвенно способствуют девиации, сочетаясь с другими - социальными или психологическими. Поэтому, хотя биологические концепции и были популярны в начале 20 века, другие теории происхождения отклоняющегося поведения их постепенно вытеснили. Тем не менее, биологизаторский подход до сих пор имеет своих приверженцев.
девиантный поведение теория причина
3 . Теории девиантного (отклоняющегося) поведения
Прежде чем приступать к рассмотрению непосредственно теорий, необходимо особенно отметить несколько моментов.
Во-первых, любая теория - это модель, а значит -- упрощение той реальности, которую она объясняет. Объясняя реальность, теория выделяет некоторые ее характерные черты, отбрасывая остальные. Это необходимо, поскольку реальность (тем более - социальная) невероятно сложна и учет всехее черт и качеств невозможен. Поэтому описание реальности, даваемое той или иной теорией - всегда схематично.
Во-вторых, ни одна теория не объясняет полностью того, что она стремится объяснить. В нашем случае это означает, что ни одна теория не объясняет всехвидов девиантного поведения. Отдельные теории объясняют лишь отдельные стороны этого сложного явления. Обобщая, можно сказать, что реальная жизнь людей не укладывается ни в какие теории, но теории способны значительно помочь в понимании реальной жизни.
Все явления, события, процессы в природе, обществе и сознании вызываются или обуславливаются другими явлениями. Явление называется причиной другого, если предшествует ему по времени и является необходимым условием, предпосылкой возникновения, изменения, развития другого. Причина и следствие существуют объективно: отношения между ними называются причинно следственной связью.
В криминологии под причинностью принято понимать такую разновидность детерминации, которая являет собой любую закономерную зависимость между различными процессами и явлениями... и категория причинности, рассматриваемая в широком смысле слова, включает такие понятия, как причина, условие, следствие (результат), связь между причиной и следствием (условием и причиной, условием и следствием), обратная связь между следствием и причинами (условиями). Как же можно объяснить причины отклоняющегося поведения? Сделать это очень сложно. Тем более есть высказывания по поводу следующей тенденции - «…некоторые ученые стараются избегать самого термина «причина», считая его недостаточно корректным, многозначным, и предпочитают говорить о корреляционных связях и зависимостях».
В науке очень распространено исследование явлений фрагментарно, то есть через обобщение достоверного знания о функционировании определенной совокупности объектов действительности. Такое исследование называется теорией. В данной работе рассматриваемые теории, объясняющие девиацию, представлены в виде таблицы. (Таблица 1)
Таблица 1
Тип объяснения |
Основная идея |
|||
Биологические |
Физические черты связаны с преступными наклонностями. |
Ломброзо |
Физические особенности являются причиной девиации |
|
Определенное строение тела, наиболее часто встречающееся среди девиантов |
||||
Психологические |
Конфликты, свойственные личности, вызывают девиацию (либидо, инстинкт разрушения, эдипов комплекс, страх кастрации и т.п.) |
|||
Социологическое |
Дюркгейм |
Девиация, в частности самоубийства, происходит вследствие нарушения или отсутствия ясных социальных норм |
||
Социальная дезорганизация |
Шоу и Маккэй |
Девиации многих видов возникают в тех случаях, когда культурные ценности, нормы и социальные связи разрушаются, ослабевают или становятся противоречивыми |
||
Девиация нарастает, когда обнаруживается разрыв между одобряемыми в данной культуре целями и социальными способами их достижения. |
||||
Культурологические теории |
Селлин, Миллер, Сутерленд, Клауорд и Оулин |
Причиной девиации являются конфликты между нормами субкультуры и господствующей культуры |
||
Теория стигматизации (клеймения) |
Девиация - своего рода клеймо, которое группы, обладающие властью, ставят на поведение менее защищенных групп |
|||
Радикальная криминология |
Турк, Квинни, Уолтон и Янг |
Девиация является результатом противодействия нормам общества |
Известно, что в человеческом поведении сочетаются компоненты различного уровня -- биологические, психологические и социальные. В зависимости от того, какому из них в рамках той или иной теории придается главное значение, определяются и основные причины девиантного поведения.
Вообще есть попытка рассмотреть общую причину девиации в поведении через аналогию с мутациями в биологической природе, флуктуациями в неживой, при единстве социальной, физической, биологической систем, а так же процессов изменения и сохранения через самоорганизацию.
Заключение
Рассмотрев разновидности отклонений в поведении, можно констатировать, что единой точки зрения исследователей на классификацию и типологию девиантного поведения не наблюдается. Многие учёные в своих работах особое внимание уделяют отдельным видам отклоняющегося поведения, отдают предпочтение определённому возрасту, что отражает сферу их научных интересов.
Не существует какой-либо конкретной черты, предопределяющей девиации в поведении. Рассмотрев имеющиеся теории девиаций можно отметить, что существует комплекс черт, который может, но необязательно, привести к поведенческому отклонению. Обычно этот комплекс черт включает в себя такие качества, как тревожность, конфорность, заниженная самооценка и другие. Сам подростковый возраст является предпосылкой возникновения девиантного поведения. Процесс физического и психического развития вызывает изменения эмоционально-ценностного отношения к себе и появления недовольства собой и окружающими. Подростки, демонстрируя самоуверенность, черствость и развязное поведение, часто испытывают робость, застенчивость и повышенную чувствительность.
Таким образом, авторы имеющихся теорий девиантного поведения отмечают, что условием отклоняющегося поведения может явиться в несбалансированность психических процессов, неадаптивность, нарушение процесса самоактуализации, либо уклонение от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением.
Список литературы
1. Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -- М.: Издательский центр «Академия», 2003. -- 288 с.
2. Галагузова М.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для вузов / под общ.ред. док.пед.наук; проф. Галагузовой М.А. - ВЛАДОС.; 2006 - 416 с.
3. Еникеева Д.Д. Пограничные состояния у детей и подростков: основы психиатрических знаний. М., 1998 - 288 с.
4. Невский И.А. Учителю о детях с отклонениями в поведении. М., 1990. 116 с.
5. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. -- Мн.: Книжный Дом, 2003. -- 1312 с.
6. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. - М.: Академический проект, 2005
7. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии, № 6 - 1988
8. Фурманов И.А. Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения у детей подросткового и юношеского возраста. - Мн.: НИО, 1997.- 198 с.
9. Хагуров Т.А. Введение в современную девиантологию: учебное пособие / под ред. Драча Г.В. - Ростов-на-Дону, 2003. 343с.
Размещено на Allbest.ru
...Подобные документы
Исследование влияния неудовлетворения эмоциональных потребностей подростка на формирование у него девиантного поведения. Причины отклоняющегося поведения, его формы. Стимулирование позитивной мотивации для изменения девиантного поведения подростка.
курсовая работа , добавлен 19.10.2014
Основные подходы к определению понятия девиантного поведения. Природа данного социального явления; причины, условия и факторы, его порождающие. Исследование склонности к проявлению различных форм отклоняющегося поведения у учеников средних классов школы.
курсовая работа , добавлен 16.12.2011
Понятие и виды девиантного поведения, его психологические и социальные причины. Эмпирическое изучение взаимосвязи творческого мышления и девиантного поведения у подростков. Диагностика вербальной и невербальной креативности по различным методикам.
курсовая работа , добавлен 19.09.2012
Виды и формы девиантного поведения. Причины и факторы, детерминирующие это социальное явление. Социальные причины девиантного поведения у подростков. Психологический подход, рассматривающий девиантное поведение в связи с внутриличностным конфликтом.
курсовая работа , добавлен 24.05.2014
Понятие, виды, причины формирования отклоняющегося поведения. Психологические детерминанты девиантного поведения в подростковом возрасте. Методы определения наличия девиаций. Исследование проявления девиантности у подростков с акцентуациями характера.
дипломная работа , добавлен 29.05.2014
Социально-психологические причины девиантного поведения в подростковом возрасте. Основные направления и формы его предупреждения. Характерологические особенности акцентуированных подростков. Методика коррекции отклоняющегося поведения у школьников.
курсовая работа , добавлен 04.11.2013
Сущность и содержание понятия девиантного поведения, его основные причины. Психологические особенности подросткового возраста. Организация и проведение исследования девиантности у подростков 15 лет. Рекомендации по профилактике девиантного поведения.
курсовая работа , добавлен 30.11.2016
Исследования девиантного (отклоняющегося) поведения. Социально-психологическое состояние современного общества. Процессы социализации индивидов в группах ближайшего окружения, в семье. Детерминанты девиантного поведения. Характер семейных отношений.
доклад , добавлен 14.11.2008
Характеристика основных видов социальных отклонений, лежащих в основе девиантного поведения. Сущность норм, связанных с психическими состояниями и развитием личности. Биологические, социологические и психологические теории детерминации поведения человека.
курсовая работа , добавлен 12.01.2012
Теоретические подходы к девиантному поведению несовершеннолетних как к нарушению процесса социализации. Причины возникновения отклоняющегося поведения подростков. Формы организации культурно-досуговой деятельности с подростками девиантного поведения.
54. Основные теории и концепции девиации
Очевидно, что психические дефекты лежат в основе ограниченной части культурно осуждаемых отклонений. Относительно определения и изучения других причин таких отклонений существуют три вида теорий: теории физических типов, психоаналитические теории и социологические, или культурные, теории.
Теория девиации:
Тип объяснения |
Теория |
Основная идея |
|
Биологическое |
Физические черты связаны с преступными наклонностями |
Ломброво |
Физические особенности являются причиной девиации |
Определенное строение тела, наиболее часто встречающееся среди девиантов |
люди с определенной физической конституцией склонны совершать социальные отклонения, осуждаемые обществом |
||
Психологическое |
Психоаналитическая теория |
Конфликты, свойственные личности, вызывают девиацию |
|
Социологическое |
Дюркгейм |
Девиация, в частности самоубийства, происходит вследствие нарушения или отсутствия ясных социальных норм |
|
Социальная дезорганизация |
Шоу и Маккэй |
Девиации многих видов возникают в тех случаях, когда культурные ценности, нормы и социальные связи разрушаются, ослабевают или становятся противоречивыми |
|
Девиация нарастает, когда обнаруживается разрыв между одобряемыми в данной культуре целями и социальными способами их достижения |
|||
Культурологические теории |
Селлин, Миллер, Сутерленд, Клауорд и Оулин |
Причиной девиации являются конфликты между нормами субкультуры и господствующей культуры |
|
Теория стигматизации (клеймения) |
Девиация - своего рода клеймо, которое группы, обладающие властью, ставят на поведение менее защищенных групп |
||
Радикальная криминология |
Турк, Квинни, Тейлор, Уолтон и Янг |
Девиация является результатом противодействия нормам капиталистического общества |
Основная предпосылка всех теорий физических типов состоит в идее, что определенные физические черты личности предопределяют совершаемые ею различные отклонения от норм. Сама по себе эта идея так же стара, как человеческая история. В обществах давно укоренились выражения: «лицо убийцы», «порочные черты лица» и т.п. Среди последователей теорий физических типов можно назвать Ч. Ломброзо, Э. Кретшмера, В. Шелдона. В работах этих авторов присутствует одна основная идея: люди с определенной физической конституцией склонны совершать социальные отклонения, осуждаемые обществом.
Из современных теорий самой разработанной считается теория В. Шелдона, который выделил три основных типа человеческих черт, влияющих, по его мнению, на совершение поступков, которые характеризуются как отклоняющееся поведение: эндоморфный тип (округлость форм, лишний вес), мезоморфный тип (мускулистость, атлетичность), эктоморфный тип (субтильность, худоба). В. Шелдон описал определенные виды поведения, присущего каждому типу: например, преступные типы и алкоголики в основном принадлежат к мезоморфным типам. Однако практика доказала несостоятельность теорий физических типов. Всем известны многочисленные случаи, когда индивиды с лицом херувимов совершали тягчайшие преступления, а индивид с грубыми, «преступными» чертами лица не мог обидеть и муху.
В основе психоаналитических теорий отклоняющегося поведения лежит изучение конфликтов, происходящих в сознании личности. Согласно теории 3. Фрейда, у каждой личности под слоем активного сознания находится область бессознательного. Бессознательное − это наша психическая энергия, в которой сосредоточено все природное, первобытное, не знающее границ, не ведающее жалости. Бессознательное − это биологическая сущность человека, не изведавшего влияния культуры. Человек способен защититься от собственного природного «беззаконного» состояния путем формирования собственного Я, а также так называемого сверх-Я, определяемого исключительно культурой общества. Человеческое Я и сверх-Я, постоянно сдерживают силы, находящиеся в бессознательном, постоянно ограничивают наши инстинкты и так называемые низменные страсти. Однако может возникнуть состояние, когда внутренние конфликты между Я и бессознательным, а также между сверх-Я и бессознательным разрушают защиту, и наружу прорывается наше внутреннее, не знающее культуры содержание. В этом случае может произойти отклонение от культурных норм, выработанных социальным окружением индивида.
Каждой личности присущ конфликт между биологическими потребностями и запретами культуры, далеко не каждый человек становится девиантом. Почему же все-таки появляются девианты?
Ответ на этот вопрос пытаются дать социологические, или кулътурные теории социальных отклонений. В соответствии с ними индивиды становятся девиантами тогда, когда процессы проходимой ими социализации в группе бывают неудачными по отношению к некоторым вполне определенным нормам, причем эти неудачи сказываются на внутренней структуре личности. Если же процессы социализации успешны, то индивид сначала адаптируется к окружающим его культурным нормам, а затем воспринимает их так, что одобряемые нормы и ценности общества или группы становятся его эмоциональной потребностью, а запреты культуры - частью его сознания. Он воспринимает нормы культуры таким образом, что автоматически действует в ожидаемой манере поведения большую часть времени. Ошибки индивида редки, и всем окружающим известно, что они не являются его обычным поведением.
Одним из важнейших факторов обучения моральным ценностям и поведенческим нормам служит семья. Когда ребенок социализируется в условиях счастливой, крепкой и здоровой семьи, он обычно развивается как уверенная в себе и в окружении, хорошо воспитанная личность, воспринимающая нормы окружающей культуры как справедливые и само собой разумеющиеся. Ребенок ориентирован определенным образом на свое будущее. Если семейная жизнь в чем-то неудовлетворительна, то дети часто развиваются с пробелами в воспитании, в усвоении норм и с отклоняющимся поведением.
Однако многочисленны также случаи проявления отклоняющегося поведения в совершенно благополучных семьях. Дело в том, что семья − это далеко не единственный (хотя и важный) институт общества, участвующий в социализации личности. Нормы, воспринятые с детства, могут быть пересмотрены или отброшены в ходе взаимодействия с окружающей действительностью, в частности с социальным окружением.
В сложном, постоянно изменяющемся обществе, где нет единой и неизменной системы норм, многие нормы и культурные ценности разных субкультур зачастую противоречат и даже противостоят друг другу. Часто родители сталкиваются с такой ситуацией, когда воспитание ребенка в семье противоречит влиянию других социальных групп и институтов.
Наличие в повседневной практике большого числа конфликтующих норм, неопределенность (в связи с этим) возможного выбора линии поведения могут привести к явлению, названному Э. Дюркгеймом аномией (состояние отсутствия норм). При этом Э. Дюркгейм вовсе не считал, что современное общество не имеет норм, напротив, общество обладает многими системами норм, в которых отдельному индивиду трудно ориентироваться. Аномия, по Дюркгейму, − это состояние, при котором личность не имеет твердого чувства принадлежности, никакой надежности и стабильности в выборе линии нормативного поведения. Согласно Т.Парсонсу, аномия − это «состояние, при котором значительное число индивидов находится в положении, характеризующемся серьезным недостатком интеграции со стабильными институтами, что существенно для их собственной личной стабильности и успешного функционирования социальных систем. Обычной реакцией на это состояние является ненадежность поведения». Согласно такому подходу, аномия возрастает в связи с беспорядочностью и конфликтами нравственных норм в обществе. Люди начинают ограничиваться нормами отдельных групп и в результате не имеют стабильной перспективы, в соответствии с которой им необходимо принимать решения в повседневной жизни. В этом понимании аномия выглядит как результат свободы выбора без устойчивого восприятия действительности и при отсутствии стабильных взаимосвязей с семьей, государством и другими основными институтами общества.
Очевидно, что состояние аномии чаще всего приводит к отклоняющемуся поведению. Р. Мертон отмечает, что аномия появляется не от свободы выбора, но от невозможности многих индивидов следовать нормам, которые они полностью принимают. Он видит главную причину трудностей в дисгармонии между культурными целями и легальными (институциональными) средствами, с помощью которых эти цели осуществляются. Неравенство, существующее в обществе, служит тем толчком, который заставляет члена общества искать нелегальные средства и цели, т.е. отклоняться от общепринятых культурных образцов. Действительно, когда человек не может добиться благосостояния с помощью таланта и способностей (легальные средства), он может прибегнуть к обману, подлогу или воровству, не одобряемым обществом. Таким образом, отклонения во многом завися от культурных целей и институциональных средств, которых придерживается и которые использует та или иная личность. Р. Мертоном была разработана типология поведения личностей в их отношении к целям и средствам. Согласно этой типологии отношение к целям и средствам любой личности укладывается в следующие классы:
1) конформист принимает как культурные цели, так и институциональные средства, одобряемые в обществе, и является лояльным членом общества;
2) новатор пытается достигнуть культурных целей (которые он принимает) неинституциональными средствами (включая незаконные и криминальные);
3) ритуалист принимает институциональные средства, которые абсолютизирует, но цели, к которым он должен стремиться с помощью этих средств, игнорирует или забывает. Ритуалы, церемонии и правила для него являются основой поведения, в то же время оригинальные, нетрадиционные средства им, как правило, отвергаются (примером такого типа людей может быть бюрократ, ориентированный только на формальные принадлежности деловой жизни, не думающий о целях, ради которых совершается эта деятельность);
4) изолированный тип отходит как от культурных, традиционных целей, так и от институциональных средств, необходимых для их достижения (сюда можно отнести, например, алкоголиков, наркоманов, т.е. любых людей вне группы);
5) мятежник пребывает в нерешительности относительно как средств, так и культурных целей; он отступает от существующих целей и средств, желая создать новую систему норм и ценностей и новые средства для их достижения.
При использовании этой типологии важно помнить, что люди никогда не могут быть полностью конформными по отношению к нормативной культуре или полными новаторами. В каждой личности в той или иной степени присутствуют все перечисленные типы. Однако какой-то из типов обычно проявляется в большей мере и тем мамым характеризует данную личность.
Когда нравственные нормы запрещают совершать некоторые действия, которые многие личности желают совершить, возникает другой феномен отклоняющегося поведения − нормы оправдания. Это культурные образцы, с помощью которых люди оправдывают осуществление каких-либо запретных желаний и действий без открытого вызова существующим моральным нормам. Чаще всего нормы оправдания создаются там и тогда, где и когда происходит частое нарушение норм без последующих санкций. Нормы оправдания появляются только в том случае, если есть образец нарушения, который признается и санкционируется в одной из групп общества. Этот образец и будет считаться нормой оправдания. Как только подобные действия становятся санкционированными группой, оправдание теряет свои моральные запреты. Следовательно, можно сказать, что нормы оправдания являются полуинституционализированными формами отклоняющегося поведения.