Лексическая тема день космонавтики в подготовительной группе. Домашнее задание для родителей тема
Домашнее задание для родителей по лексической теме Космос
- Объясните ребёнку, почему 12 апреля во всём мире отмечают День космонавтики. Рассмотрите картинки и иллюстрации в книгах, газетах, журналах с изображением космоса, космонавтов и космической техники. Расскажите ребёнку о первом космонавте – Юрии Гагарине. Объясните ребёнку, что такое ракета, спутник, космодром, скафандр, телескоп.
- Проверьте, как ребёнок запомнил то, о чём Вы с ним беседовали. Попросите его ответить на вопросы самостоятельно, и, если он затрудняется, помогите ему с ответами.
Какой праздник отмечают 12 апреля? 12 апреля отмечают День космонавтики.
Что такое космос? Космос – это то, что окружает землю и другие планеты.
Что люди запускают в космос? Люди запускают в космос спутники, ракеты, космические корабли и станции.
Как называют человека, который летит на ракете в космос? Человека, который летит на ракете в космос, называют космонавтом.
Кто был первым космонавтом? Первым космонавтом был Юрий Гагарин.
Как называется место, откуда запускают в космос космические корабли? Это место называется космодром.
Что надевает космонавт для полёта в космос? Космонавт надевает космический скафандр.
Как называется планета, на которой мы живём? Наша планета называется Земля.
Какой прибор нужен человеку, чтобы рассмотреть луну, далёкие звёзды и планеты? Чтобы рассмотреть луну, звёзды и планеты, человеку нужен телескоп.
3. Словесная игра «Подскажи словечко». Взрослый читает стихотворные строчки, но перед последним словом делает паузу, предлагая ребёнку самому закончить стишок. Если ребёнок затрудняется с ответом, подскажите ему сами. Игру можно повторить несколько раз.
На корабле воздушном,
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несёмся на …
(ракете).
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
И называется …
(Земля).
Есть специальная труба,
В ней Вселенная видна,
Видят звёзд калейдоскоп
Астрономы в …
(телескоп).
Самый первый в Космосе
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень
Наш космонавт …
(Гагарин).
2. Рассмотрите картинки и иллюстрации в книгах с изображением космоса, космонавтов и космической техники.
3. Расскажите ребенку о первом космонавте - Юрии Гагарине.
4. Словарная работа.
Объясните ребенку значение слов: взлет, посадка, старт, приземление, скафандр, шлем.
5. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительным.
1 космонавт, 2 космонавта, 3…, 4…, 5...
1 ракета, 2 ракеты, 3..., 4..., 5...
1 космический корабль, 2..., 3..., 4..., 5...
1 скафандр, 2..., 3..., 4..., 5...
6. Упражнение "Один - много" на употребление мн. числа существительных в род. падеже.
Один космонавт - много космонавтов.
Одна ракета - много ракет.
И так далее.
7. Словесная игра «Подскажи словечко». Взрослый читает стихотворные строчки, но перед последним словом делает паузу, предлагая ребёнку самому закончить стишок. Если ребёнок затрудняется с ответом, подскажите ему сами. Игру можно повторить несколько раз.
На корабле воздушном,
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несёмся на …
(ракете).
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
И называется …
(Земля).
Есть специальная труба,
В ней Вселенная видна,
Видят звёзд калейдоскоп
Астрономы в …
(телескоп).
Посчитать совсем не просто
Ночью в тёмном небе звёзды.
Знает все наперечёт
Звёзды в небе …
(звездочёт).
Самый первый в Космосе
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень
Наш космонавт …
(Гагарин).
Освещает ночью путь,
Звёздам не даёт заснуть,
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе не заснёт …
(луна).
Специальный космический есть аппарат,
Сигналы на Землю он шлёт всем подряд,
И как одинокий путник
Летит по орбите …
(спутник).
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: “астронавт”,
А по-русски … (космонавт)
Лексическая тема: Космос
Объяснить ребенку, почему празднуют день космонавтики, что это за праздник.
Рассмотреть картинки и иллюстрации в книгах с изображением космоса, космонавтов и космической техники.
Рассказать ребенку о первом космонавте – Ю.А.Гагарине.
Понаблюдать за звездным небом, попробуйте найти полярную звезду.
Спросите у ребенка, почему иногда звезд не видно, как они это понимают, скажите верный ответ.
Почитайте о космосе рассказы, стихи, отгадывайте загадки, попробуйте сами составить загадки.
Называть противоположные по смыслу слова.
Далеко – близко. Высоко – ______________ Улететь -______________________
Темно -_______________ c ильный - _____________ белый - _________________
Подбирать признаки.
Космонавт – смелый, сильный, здоровый, умный. Звезда – маленькая, яркая, желтая, красивая… Солнце - ________________________________________________
Космос -______________________________________________________________
Словесная игра «Подскажи словечко».
Взрослый читает стихотворные строчки, но перед последним словом делает паузу, предлагая ребёнку самому закончить стишок. Если ребёнок затрудняется с ответом, подскажите ему сами. Игру можно повторить несколько раз .
На корабле воздушном,
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несёмся на … (ракете).
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
И называется … (Земля).
Есть специальная труба,
В ней Вселенная видна,
Видят звёзд калейдоскоп
Астрономы в … (телескоп).
Самый первый в Космосе
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень
Наш космонавт … (Гагарин).
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: “астронавт”,
А по-русски … (космонавт).
Выучить стихотворение: В небеса летит ракета
Вся зелененького цвета.
А в ней сидит Гагарин,
Простой российский парень.
ЗАГАДКИ:
Утром выглянем в оконце –
Нам навстречу светит…(солнце)
Рассыпался горох на тысячу дорог (Звезды)
Поле не меряно,
Овцы не считаны,
Пастух рогат (Небо, звезды, месяц)
Над бабушкиной избушкой
Висит хлеба краюшка. (Месяц)
Ночью светит нам она,
Белолицая…(Луна)
КОСМОС
Программное содержание:
1) Познакомить детей с праздником «Днем космонавтики»
2) Формировать представление детей о космосе, космонавтах.
3) Углублять знания о полете в космос Ю.А.Гагарина.
4) Воспитывать познавательный интерес к космическому пространству.
Оборудование: картины о космосе, фотографии Ю.А.Гагарина, космического корабля «Восток».
Ход НОД
1. Вводная часть:
- Ребята, отгадайте загадки:
Ни начала, ни конца;
Ни затылка, ни лица;
Знают все, и мал и стар,
Что она большущий шар.
(Земля) Молодцы
Распустила алый хвост,
Улетела в стаю звезд.
Наш народ построил эту
Межпланетную …(ракету) Хорошо, верно.
2. Основная часть.
А знаете ли вы какой праздник будет отмечать наша страна в апреле месяце. (День космонавтики) Правильно.
Показывая портрет Ю.Гагарина и спрашиваю: «Знаете ли Вы - кто это? Расскажите, что Вы знаете о Ю.Гагарине». Дети отвечают: Ю.А. Гагарин был первым человеком, который полетел в космос. Он поднялся очень высоко над Землёй, так высоко, что и на самолёте туда не долететь. Гагарин летел на космическом корабле. Таких лётчиков называют лётчиками космонавтами.
Да, 12 апреля 1961 года планету потрясла неожиданная весть: «Человек в космосе! Русский, советский!» Многовековая мечта людей о полете к звездам сбылась. Солнечным утром мощная ракета вывела на орбиту космический корабль «Восток» с первым космонавтом Земли – Юрием Гагариным. Полет длился 108 минут. Корабль Гагарина совершил всего один виток вокруг Земли. Но для человечества эти минуты ознаменовали наступление эры пилотируемых космических полетов. Спускаемый аппарат «Востока» приземлился в Саратовской области. За подвиг Юрия Гагарина наградили званием Героя Советского Союза. Первого космонавта планеты хотел видеть весь мир. Гагарин посетил десятки стран. Везде его встречали с восторгом. Юрий Алексеевич Гагарин совершил подвиг, которым гордится наша страна, наш народ.
Как вы думаете, какими качествами должен обладать космонавт? (ответы детей: космонавт должен быть – сильным, выносливым, смелым, решительным.)
Затем говорю: «Быть космонавтом – это не только почётно, это и очень трудно. Надо быть смелым, решительным, настойчивым, добрым, отзывчивым, надо много знать, и тогда тебя будут уважать и любить. И эти качества Ю.А. Гагарин воспитывал у себя с детства.
А теперь, давайте с вами поиграем в игру «Доскажи словечко».
Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный …(телескоп)
Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя …(астроном)
Астроном – он звездочет,
Знает все наперечет!
Только лучше звезд видна
В небе полная …(луна)
До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая …(ракета)
У ракеты есть водитель
Невесомости любитель.
По-английски: «астронавт»,
А по-русски …(космонавт)
Космонавт сидит в ракете
Вспоминая все на свете-
На орбите как назло
Появилось … (НЛО)
Гуманоид с курса сбился,
В трех планетах заблудился,
Если звездной карты нету,
Не поможет скорость … (света)
Вот как солнышко встает, Поднять руки вверх. Потянуться.
Выше, выше, выше.
К ночи солнышко зайдет Присесть на корточки. Руки
Ниже, ниже, ниже. опустить на пол.
Хорошо, хорошо, Хлопать в ладоши. Улыбаться.
Солнышко смеется.
А под солнышком нам
Весело живется.
Составление рассказа по картине
А теперь давайте с вами посмотрим на картины, которые я вам принесла. « Земля ». Например: « Наша Земля похожа на огромный шар. Большую часть земного пространства занимают моря и океаны, и только меньшую часть Земли занимает суша. Моря и океаны бороздят суда, построенные людьми. На суше шумят леса, расстилаются поля, луга, степи и пустыни, высятся горы. Суша – пространство, покрытое камнями и почвой. На суше люди засевают поля и сажают сады, строят города и поселки, прокладывают дороги. Суша покрыта зеленым ковром множества растений: мхом, травами, кустами, деревьями. »
Дидактическая игра «Доскажи словечко»
А теперь давайте продолжим нашу игру:
Свет быстрее всех летает,
Километры не считает.
Дарит Солнце жизнь планетам,
Нам - тепло, хвосты -…(кометам)
Все комета облетела
Все на небе осмотрела.
Видит, в космосе нора-
Это черная …(дыра)
В черных дырах темнота
Чем-то черным занята.
Там окончил свой полет
Межпланетный …(звездолет)
Звездолет – стальная птица,
Он быстрее света мчится.
Познает на практике
Звездные …(галактики)
А галактики летят
В рассыпную как хотят.
Очень здоровенная
Эта вся … (Вселенная)
3. Заключительная часть.
Ребята, о чем мы сегодня с вами разговаривали на занятии? (Ответы детей)
1.Как называется планета на которой мы живем? (Земля)
2.Как называется праздник который будет отмечать страна в апреле? (День космонавтики)
3. Кто был первым космонавтом? (Юрий Алексеевич Гагарин)
4.Как назывался космический корабль Гагарина? («Восток »)
Мы сегодня с вами много интересного узнали, все вы сегодня молодцы.
Новая лексика
Существительные:
космос, комета, космонавт, ракета, метеорит, корабль (космический), космодром, станция, спутник, полёт, планета,
планетарий, инопланетянин, звезда, созвездие, названия планет (Марс, Юпитер и т. д.).
Глаголы:
осваивать, запускать, летать, прилетать, приземляться.
Прилагательные:
первый, космический, межпланетный, звёздное.
Игра «Скажи наоборот»
Цель : учить детей подбирать слова с противоположным значением (антонимы).
Например:
далёкий - близкий тесный - ...
большой - ... улетать - ...
высокий - ... взлетать - ...
известный - ... включать - ...
тёмный - ... подниматься - ...
яркий - ...
Игра « Сосчитай - ка »
Цель: развивать грамматический строй речи (согласование существительных с числительными).
Например:
Один большой метеорит, два больших метеорита,..., пять больших метеоритов.
Одна яркая звезда, ...
Одна быстрая ракета, ...
Одна опытный космонавт, ...
Одна далёкая планета, ...
Игра «Составь предложение»
Цели: развивать связную речь, закреплять умение правильно строить предложение, развивать слуховое внимание.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям послушать предложение, в котором все слова поменялись местами, и
построить правильное предложение.
В, космонавт, летит, ракете.
Звёзды, светят, небе, на.
В, корабль, космический, полёт, отправляется.
Падает, с, комета, неба, хвостатая.
Игра «Собери слово»
Цели: развивать зрительное и слуховое внимание, зрительную память, формировать навыки фонематического синтеза и анализа,
слогового анализа, зрительно-пространственные представления.
Ход игры. Воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть буквы в таблице и назвать их. Затем воспитатель задаёт вопросы на
ориентировку.
Например:
Назови букву, которая находится справа от буквы М (слева от С, между буквами А и Т и т. д.).
Затем воспитатель называет только цифры, а ребёнок должен соотнести их с буквами и назвать, какое слово
получилось. После чего ребёнок выполняет полный анализ получившихся СЛОЕ (звуковой и слоговой).
Например:
6, 3, 1, 2 -МАРС
2, 3, 5, 7, 1, 4-САТУРН
7, 1, 3, 4 -УРАН
Если ребёнку сложно справиться с заданием, то воспитатель пишет последовательность цифр, а ребёнок подписывает буквы
под ними и только после этого читает получившееся слово.
Р С А Н Т М У
1 2 3 4 5 6 7
Стихи для чтения и заучивания наизусть
КОСМОНАВТ
В тёмном небе звёзды светят,
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля,
Горы, реки и моря.
Видит он весь шар земной,
Шар земной - наш дом родной.
В. Степанов
ЗЕМЛЯ
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо...
Береги свою планету -
Ведь другой, похожей, нету!
Я. Аким
Текст для пересказа
ЧТО ТАКОЕ ЗВЁЗДЫ?
А что такое звёзды? - спросил однажды кузнечик.
Лягушонок задумался и сказал:
Большие слоны говорят: «Звёзды - это золотые гвоздики, ими прибито небо». Но ты не верь.
Большие медведи думают: «Звёзды - это снежинки, что забыли упасть». Но ты тоже не верь.
Послушай меня лучше. Мне кажется, виноват большой дождь. После большого дождя растут большие цветы. А ещё
мне кажется, когда они достают головой небо, то и засыпают там.
Да, - сказал кузнечик. - Это больше похоже на правду.
Звёзды - это большие цветы. Они спят в небе, поджав длинные ножки.
Г. Цыферов
Вопросы:
О чём спросил кузнечик однажды?
Что сказал лягушонок?
Что говорили большие слоны о звёздах?
Что думали о звёздах большие медведи ?
Что рассказал о звёздах лягушонок?
Лексическая тема «Космос»
Космическое путешествие НА МАРС
Оборудование: предметные картинки(мельница, самолет, ракета, космонавт); музыкальные молоточки-каждому ребенку
***
- 12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. В этот день Юрий Гагарин соверши первый космический полет. А вы хотите стать космонавтами и побывать в космосе? Мы сегодня отправляемся в космическое путешествие на Марс.
Слушание
(фонограмма праздничного марша в исполнении духовых инструментов)
Мы идем на космодром,Импровизация движений в такт стихотворения
Дружно в ногу мы идем.
Мы походим на носках,
Мы идем на пятках.
Вот проверили осанку
И свели лопатки.
Дети образуют замкнутый круг, передвижение по залу продолжается.
Не зевай по сторонам,
Ты сегодня – космонавт!
По команде остановка на месте со словами:
Начинаем тренировку,
Чтобы сильным стать и ловким.
Повернулись в круг лицом,
Упражнения начнем.
Комплекс упражнений с рифмованными строчкам.
1. «Ракета».
А сейчас мы с вами, дети, улетаем на ракете.
На носки поднимись, а потом руки вниз.
Раз, 2,3,4 – вот летит ракета ввысь!
1-2 – стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты»;
3-4 – о.с.
2. «Самолет».
Руки в стороны – в полет отправляем самолет.
Правое крыло вперед, левое крыло вперед.
Раз, 2,3,4, - полетел наш самолет.
1-2 – стойка ноги врозь, руки в стороны.
1- поворот вправо; 2 – и.п.; 3 – поворот влево; 4 – и.п.
3. «Мельница».
Наклоняемся вперед, руки в стороны,
Ветер дует, завывает, нашу мельницу вращает.
Раз, 2,3,4 – завертелась, закружилась.
И.п. – наклон вперед, руки в сторону, стойка ноги врозь.
1.- правой рукой коснуться пола, левая рука назад в сторону.
2. – смена положения рук.
4. «Насос».
А теперь насос включаем, воду из реки качаем.
Влево – раз, вправо – два. Потекла ручьем вода.
Раз, 2, 3, 4 (3 р.). хорошо мы потрудились.
И.п. – стойка ноги врозь. 1 – наклон влево. Правая рука скользит вверх вдоль туловища; 2 – и.п.; 3 – наклон вправо, движение вверх левой рукой; 4 – и.п.
5. «Помощники».
Дружно помогаем маме, мы белье полощем сами.
Раз, 2,3,4 – потянулись, наклонились (3 раза).
Хорошо мы потрудились.
1-2 – стойка на носках, руки вверх (потянулись).
3-4 – наклон вперед, покачивание руками вправо и влево (наклонились).
6. «Веселые прыжки».
Раз, 2 – стоит ракета (руки вверх).
Три, 4 – самолет (руки в стороны).
Раз, 2 – хлопок в ладоши, а потом на каждый счет.
Раз, 2,3,4 – руки выше плечи шире.
Раз, 2,3,4 (3 раза) и на месте походили.
1 – стойка ноги врозь, руки вверх, хлопок в ладоши;
2 – стойка руки в стороны.
- Молодцы, ребята! Наш экипаж с учебным заданием справился.
Мы – юные гагаринцы,
Смекалистый народ.
Помогут нам конструкторы
Построить звездолет.Е. Александрова
Ритмическая игра «Молоточки» М. Андреевой
Дети поют попевку, отстукивая музыкальными молоточками.
На заводе слышен стук:
Молоточки – тук, тук, тук.
Каждый что-то мастерит
И по-своему стучит.
Затем музыкальный руководитель играет варианты мелодии с ритмическими изменениями на фортепиано, дети повторяют ритм на молоточках.
Ждет нас быстрая ракета
Для полета на планету.
Отправляемся на Марс,
Звезды, в гости ждите нас!
Подняться на носки, взявшись за руки, имитировать подъем в ракету по ступенькам. Затем дети садятся на пол (в ракету), а логопед предупреждает:
Аккуратно надо сесть,
Чтоб приборы не задеть.
Выполняется несколько приседаний (сесть ноги скрестно, сесть ноги врозь и т.п.) по команде «Сели-встали». После выполнения упражнения следует пауза для отдыха и звучит команда:
Кресло займи (сесть на пол)!
Пристегнуть ремни (имитировать закрепление ремней)!
Три, два, один … летим!
Затем дети встают и, повернувшись направо, в колонне по одному передвигается бегом по кругу, руки в стороны. Можно бежать с изменением направления, движения. Переход на ходьбу.
Пилот в космической ракете
На Землю глянул с высоты.
Еще никто, на свете
Такой не видел красоты.
Логопедическая гимнастика
Поворачивать голову в стороны: налево (выдох носом), прямо (вдох ртом), направо (выдох носом), прямо (вдох ртом).В невесомости плывем
Мы под самым потолком.
Дети расходятся по залу и медленно поднимают руки вверх, в стороны, имитируя движения тела в состоянии невесомости.
Чистоговорка [т-т’]
Та-та-та – не страшна нам высота.Дети поднимают руки вверх, сжимают и разжимают пальцы.
Ете-ете-ете- - мы летим в ракете.Соединяют руки над головой в замок и качают ими вперед-назад.
Ты-ты-ты – все видно с высоты.Приставляют ладонь к глазам.
Ать-ать-ать – полетим опять.Хлопают в ладоши.
К Марсу путь был очень длинным,
Стоп! Выходим из кабины!
Дети расходятся по залу:
Путь неровный – рвы, канавы.
Их преодолеть вам надо.
Дети передвигаются через воображаемые рвы и канавы произвольным способом.
Возвращаться нам пора,
Полетели, детвора.
Медленный бег по кругу, руки в стороны, переход на ходьбу со словами:
Мы с полета возвратились,
И на землю приземлились.
В конце занятия подводятся итоги полета на Марс.
Приложенные файлы
, логопед, г.Асбест, Свердловская обл.
Дети должны знать.
Существительные: земля, луна, месяц, солнце, космос, планета, хвезда, корабль, луноход, ракета, космонавт, спутник, комета, созвездие, станция, космодром, скафандр, шлем, невесомость, туманность, телескоп, астроном, затмение, сияние, старт, посадка.Прилагательные: солнечный, лунный, земной, звездный, космический, искусственный, межзвездный, межпланетный.
Глаголы: лететь, падать, взлетать, приземляться, прилуняться, отражать, наблюдать.
Дети должны знать.
Называть противоположные по смыслу слова.
Далеко – близко.Высоко – низко.
Улететь - …
Темно - …
Подбирать признаки.
Космонавт – смелый, сильный, здоровый, умный…Звезда – маленькая, яркая, желтая, красивая…
Солнце - …
Космос - …
Составлять предложения по опорным словам.
Ракета, космос, лететь, в.Луна, это, земля, спутник.
Луна, земля, меньше.
Луна, вращаться, земля, вокруг.
Определять, что лишнее и почему.
Солнце, луна, лампа.Звезда, планета, ракета.
Прилуниться, приземлиться, припоздниться.
Объяснять значение слов.
Взлёт, посадка, старт, приземление, скафандр, шлем, созвездие, луноход, космонавт, спутник, невесомость.- Объяснить ребенку, почему празднуют день космонавтики, что это за праздник.
- Рассмотреть картинки и иллюстрации в книгах с изображением космоса, космонавтов и космической техники.
- Рассказать ребенку о первом космонавте – Ю.А.Гагарине.
- Понаблюдать за звездным небом, попробуйте найти полярную звезду.
- Спросите у ребенка, почему иногда звезд не видно, как они это понимают, скажите верный ответ.
- Почитайте о космосе рассказы, стихи, отгадывайте загадки, попробуйте сами составить загадки.
Маленькие сверкающие точки.
Их видно только ночью.
Живут они на небе.
(Звезды.)
Большое, теплое, круглое,
Ходит – бродит по небу.
(Солнце.)
Желтый, похож на кусочек сыра,
Висит на небе.
(Месяц.)