Литература основы маршевой подготовки автомобильных. Автотехническое обеспечение подразделения на марше
Особенности подготовки АТ к маршу.
В первую очередь выполняются работы, обеспечивающие безопасность движения и исправность работы агрегатов. При наличии времени проводить ТО- 1 и ТО- 2.
Ремонт машин организуется так чтобы обеспечить к началу марша заданный старшим начальником КТГ.
Выполняют в основном текущий ремонт в полном объёме.
В первую очередь подлежат восстановлению машины, оборудование бронетанковых подразделений.
При недостатке времени для выполнения ремонта привлекаются водители исправных машин и обслуживающие их техники.
Машины, которые не могут быть отремонтированы к началу марша передаются на дивизионный СППМ (сборный пункт повреждённых машин).
При проведении укомплектованности машин особое внимание обращается на наличие ёмкости для дополнительного горючего и дополнительных сцепок для буксировки.
Подготовка личного состава
При наличии времени в подразделениях с механиками, водителями и ремонтниками под руководством заместителя командира по вооружению проводятся практические занятия, которые направлены на совершенствование навыков по вождению машин в различных условиях.
В случае ограниченного времени с водителями-ремонтниками проводится инструктаж.
При подготовке ремонтников особое внимание уделяется выработке у них навыков:
Быстрого вождения и устранения наиболее часто встречающихся неисправностей
Вытаскивании застрявших машин
Подготовки машин к эвакуации и транспортировке их различными способами.
Особенности подготовки ремонтных и эвакуационных средств к маршу.
Задачи технического замыкания:
– Ремонт неисправных машин на месте выхода из строя, эвакуация машин, требующие трудоёмкого ремонта на СППМ дивизии или эвакуация машин в новые районы сосредоточения.
– Вытаскивания застрявших машин
– Дозаправка отставших машин горючим и смазочными материалами.
– Оказание технической помощи водителю по ТО-1 и ремонт машин на привалах.
Автотехническое обеспечение подразделения, части в ходе марша.
Работы по ремонту и эвакуации машин на марше выполняют техзамыкание колонны (подразделений и полка), а при необходимости средствами подразделений.
Для устранения недостатков, которые не могла быть выявлены при подготовке к маршу, назначаются первый привал через 1-2 часа движения до 30 мин.
Работа технического замыкания во время движения колонны.
Работа ТЗ на месте определяется временем подхода … колонны или своевременным его прибытием в районы привалов и отдыха для оказания техпомощи.
Время работы ТЗ МСБ на месте принимается:
В составе колонны МСБ – до 15 мин.
При движении самостоятельной колонной – до 40 мин.
Варианты технического замыкания:
– Эвакуация застрявших машин;
– Оказание помощи водителям машин в устранении мелких неисправностей;
– Буксировка транспортабельных машин до места очередного привала, района;
– Выдача водителю запасных частей для самостоятельного устранения неисправностей;
– Постановка задачи водителю труднотранспортабельной машины на подготовку её к эвакуации, ремонту и охране.
Работа техзамыкания на привалах, местах отдыха.
– Оказание помощи водителю в ремонте машин (в батальоне до 2-х чел.-час, в полку до 5 чел.-час)
– Машины с большим объёмом работ передаются ремонтным органам старшего начальника.
Условия автотехнического обеспечения.
Теоретические основы
На АТО существенно влияет ряд факторов, важнейшими из которых являются:
– условия перехода подразделения к бою;
– масштабы применения противником современны средств поражения;
– место в боевом порядке;
– ширина и глубина полосы наступления;
– установленный старшим начальником порядок автотехнического и тылового обеспечения
– физико-географические условия района боевых действий
В случае подготовки наступления при отсутствии непосредственного соприкосновения с противником складываются наиболее благоприятные условия для выполнения задач по организации тылового и АТО.
Наиболее сложные условия АТО и ТО возникают при переходе в наступление, в ходе боя, при совершении марша, в предвидении встречи с противником.
В этих условиях подразделения могут иметь потери личного состава, вооружения и военной техники, наименьшую обеспеченность боеприпасов, ГСМ и др. материальными средствами, а подразделения АТО ограниченными возможностями.
Кроме того подразделения АТО, ТО могут быть заняты выполнением задач, возникших в ходе предшествующих боевых действий, а их размещение может не соответствовать новым задачам батальона и построению его боевого порядка.
Все мероприятия по АТО и ТО будут выполнять при непосредственном огневом воздействии противника. Условия работы сил и средств АТО значительно усложняются при применении противником высокоточного оружия и оружия массового поражения.
Существенное влияние на объём задач решаемых АТО и ТО оказывают место батальона в боевом порядке полка, основные показатели боя, решение старшего начальника по видам обеспечения.
Физико-географические условия боевых действий, время года и суток, погода может оказывать негативное влияние на состояние вооружения и военной техники, их дислокацию, выход из строя прежде всего по техническим причинам, увеличивает утомляемость, снижает работоспособность личного состава., увеличивается расход материальных средств, усложняет манёвр сил и средств АТО и ТО, защиту, охрану, оборону и управление ими.
Весь комплекс мероприятий АТО, проводимых в батальоне как при подготовке так и в ходе боя можно объединить в две группы:
1-я группа – организация АТО
2-я группа – непосредственная подготовка подразделения батальона по автотехническому обеспечению к выполнению задач.
Организация АТО включает:
– Оценка обстановки;
– Принятие решения;
– Поставка задач подчинённым;
– Организация взаимодействия (полное понимание командиром текущих задач);
– Всестороннего обеспечения и управления;
– Контроль за выполнением поставленных задач и оказание помощи.
Порядок работы начальника автомобильной службы (ЗКВ) по организации АТО зависит от конкретной обстановки, полученной задачи и наличия времени.
Организация АТО при подготовке к бою начинается с ознакомления НАС с поставленной задачей, указаниями командира батальона по АТО, распоряжениями по АТО, отданными заместителем командира по вооружению полка.
Второй учебный вопрос отрабатывается как тренировка в отдаче указаний командиром отделения личному составу по порядку действий при отражении нападения наземного, воздушного противника и уничтожению его ДРГ на основе указаний командира взвода.
Во время отработки учебного вопроса основное внимание уделяется быстрому и правильному уяснению полученной задачи, четкости выводов по каждому пункту оценки обстановки, изучению по схеме маршрута движения, мест вероятной встречи с противником и определению порядка движения и действий отделения при встрече с ним. Основное внимание уделяется установлению порядка наблюдения за местностью и противником, а также за сигналами командира и порядка доклада, т.е. обоснованию задач личному составу студентами в роли командиров отделений и в докладе содержания этих задач.
Учебный вопрос отрабатывается вначале самостоятельно, т. е. студенты формулируют и записывают свой вариант боевого приказа командира отделения, затем под руководством преподавателя тренируются в его отдаче личному составу. В целом учебный вопрос служит тренировкой для выработки навыков в отдаче боевого приказа командиром отделения на марш и действия в составе дозорного отделения. После отдачи боевого приказа проводится тренировка в управлении ДО при решении конкретных вводных, которые моделирует преподаватель. При этом главное, чтобы распоряжения и команды отдавались чётко, понятно и студенты адекватно реагировали на изменения обстановки.
В разборе занятия преподаватель должен обратить внимание на практическую сторону работы студентов, на качество отработки вопросов.
1. Напомнить тему занятия, учебные цели и как они достигнуты, отметить результативность работы обучаемых и состояние воинской дисциплины на занятии.
2. Дать задание на самоподготовку: упорядочить материал занятия в конспектах, рекомендовать более глубокое изучение материала.
3. Довести тему следующего занятия и определить что и как необходимо подготовить для его организации и проведения. Объявить об окончании занятия.
Ход занятия:
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ – 10 минут | |
Действия руководителя | Действия обучаемых |
Принимает доклад командира взвода, проверяет наличие личного состава и средств материально-технического обеспечения занятия. Объявляет тему, цели занятия и порядок его проведения. | Командир взвода докладывает о прибытии студентов на занятие. Студенты слушают и записывают тактическую обстановку. |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ – 80 минут. | |
1. Основы марша, походного охранения – 25 минут. | |
Даёт под запись и комментирует основные положения марша, походного охранения, опираясь на справочный материал. | Студенты записывают в рабочие тетради доводимую информацию. |
2. Подготовка отделения к маршу и управление дозорным отделением на марше - 50 минут. | |
Приказывает 2-3 студентам в роли командира отделения доложить что проверяет КО при подготовке к маршу, тренирует в докладе выводов из уяснения задачи и оценки обстановки, командиру взвода о готовности к совершению марша. При уяснении полученной задачи и оценке обстановки командир дозорного отделения должен понять задачу взвода, своего отделения, где находится противник, и что он делает, как местность в направлении ведения разведки обеспечивает условия передвижения, маскировки и наблюдения. Приказывает 1-2 студентам доложить содержание боевого приказа командира дозорного отделения. Даёт время на подготовку боевого приказа командира отделения. После чего приказывает доложить приказ по отдельным пунктам последовательно выборочно разным студентам. сведения о противнике; задачу охраняемого подразделения и задачу отделения (танка): маршрут и скорость движения, порядок наблюдения, доклада о замеченном и действий подчиненных при встрече с противником; сигналы оповещения, управления, взаимодействия и порядок действий по ним; время готовности к маршу; свое место и заместителя. После отдачи боевого приказа командир отделения (танка) проверяет готовность отделения (танка) к выполнению боевой задачи командиру взвода. После отдачи боевого приказа смоделировать 2–3 ситуации, которые могут сложиться при совершении марша для дозорного отделения. После отработки вводной сменить командира отделения и довести следующую. Далее продолжать сменять студентов в роли командиров отделений и отрабатывать тактические эпизоды, оценивать их действия и разбирать кратко недостатки в управлении. | Студенты в роли командира дозорного отделения изучают по карте (схеме) маршрут движения и определяют порядок движения и действия отделения при встрече с противником, устанавливают порядок наблюдения за местностью, наземным и воздушным противником, а также за сигналами командира, выславшего дозорное отделение, и порядок доклада, докладывают о готовности отделений к маршу. Студенты в роли командира отделения готовят приказ и докладывают его по требованию преподавателя. Студенты при необходимости отстаивают и защищают свои варианты, участвуют в обсуждении возникших вопросов и дискуссии. Студенты в роли командира отделения подают необходимые команды и сигналы голосом или по радио, визуально и другими способами. Управляют действиями дозорных при осмотре местных предметов, объектов. Студенты в роли командиров отделений руководят действиями отделения при встрече с противником, подают команды и сигналы, в том числе и на открытие огня. |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ – 5 минут | |
Напоминает тему и цели занятия. На основе анализа работы каждого студента оценивает их действия, указывая на положительные и отрицательные стороны работы. Объявляет оценки. Дает задание на подготовку к очередному занятию. Отвечает на вопросы. | Слушают разбор. Замечания записывают в рабочие тетради. |
Справочная информация по первому учебному вопросу:
ОТДЕЛЕНИЕ НА МАРШЕ
Марш – организованное передвижение подразделений в колоннах по дорогам и колонным путям в целях выхода в назначенный район или на указанный рубеж в установленное время, в полном составе и в готовности к выполнению боевой задачи. Он является основным способом передвижения подразделений.
Марш может совершаться в предвидении вступления в бой или вне угрозы столкновения с противником. Он может осуществляться к фронту, вдоль фронта или от фронта в тыл.
Во всех случаях марш совершается скрытно, как правило, ночью или в других условиях ограниченной видимости, а в боевой обстановке и в глубоком тылу своих войск – и днем. В составе роты взвод может перевозиться железнодорожным (водным) транспортом и колесными тягачами на трайлерах.
Отделение совершает марш в колонне взвода или назначается в состав органов походного охранения.
Отделение всегда должно быть готово к маршу (перевозками различными видами транспорта) в условиях угрозы применения противником оружия массового поражения, высокоточного оружия, систем дистанционного минирования, воздействия его авиации, воздушных (аэромобильных) десантов и диверсионно-разведывательных групп, действий незаконных вооруженных формирований, радиационного, химического и биологического заражения, разрушений дорог и переправ. Это требует тщательной подготовки вооружения, военной техники и личного состава к маршу (перевозке), высокой маршевой дисциплины и выучки личного состава.
Отделение совершает марш обычно на боевых машинах в колонне взвода с дистанциями между машинами 25-50 м. При движении по пыльным дорогам, в условиях ограниченной видимости, в гололед, по дорогам, имеющим крутые подъемы, спуски и повороты, а также при движении с повышенной скоростью, дистанции между машинами увеличиваются.
При движении на открытой местности в условиях угрозы применения противником высокоточного и зажигательного оружия, налете авиации дистанции между боевыми машинами увеличиваются и могут быть 100-150 м.
Мотострелковое отделение при необходимости может передвигаться десантом на танках, в пешем порядке или на лыжах.
Маршевые возможности подразделения – это способность его к передвижению из одного района в другой в установленные сроки с сохранением боеспособности. Показателями маршевых возможностей являются средняя скорость движения колонн подразделений и величина суточного перехода.
Средняя скорость движения на марше определяется отношением протяженности маршрута (расстояния суточного перехода) к общему времени движения, исключая время на привалы.
Величина суточного перехода – расстояние, которое подразделения преодолевают за сутки при совершении марша.
Средняя скорость движения взвода на марше может быть: на боевых машинах пехоты (бронетранспортерах), танках и смешанных колонн – 20-25 км/час, на автомобилях при движении в составе отдельной автомобильной колонны – 25-30 км/час; мотострелкового взвода в пешем порядке – 4-5 км/час, на лыжах – 5-7 км/час.
На лесисто-болотистой местности и в других неблагоприятных условиях средняя скорость движения колонн может уменьшаться до 15-20 км/час.
Во всех случаях марш должен совершаться с максимально возможной в данных условиях скоростью.
При совершении марша подразделениям указывается район сосредоточения (рубеж), время прибытия в него (выхода на указанный рубеж), маршрут движения, место в колоне, места и время привалов, дневного (ночного) отдыха, а действующему в головной походной заставе дополнительно – исходный пункт, пункты регулирования и время их прохождения.
Привалы, дневной (ночной) отдых назначаются для проверки состояния вооружения и военной техники, их технического обслуживания и устранения неисправностей, приема пищи и отдыха личного состава. Привалы назначаются через 3-4 часа движения продолжительностью до 1 часа, а во второй половине суточного перехода – один привал продолжительностью до 2 часов. В конце каждого суточного перехода назначается дневной (ночной) отдых.
Командир отделения, получив задачу на марш в составе взвода проверяет знание личным составом (экипажем, десантом) полученной задачи, сигналов оповещения, управления, взаимодействия, порядок действия по ним, назначает наблюдателя за сигналами подаваемыми командиром взвода.
При подготовке к маршу командир отделения обязан проверить исправность вооружения и военной техники, приборов ночного видения, средств защиты и пожаротушения, средств связи и светомаскировки, заправку горючим, наличие и правильность укладки боеприпасов, средств специальной обработки, шанцевого инструмента, возимого комплекта разминирования и средств повышения проходимости. О готовности к маршу в установленное время он докладывает командиру взвода.
Командир отделения на марше обязан строго соблюдать установленный порядок движения и маскировки, не допускать задержек на переправах, дамбах, межозерных (межболотных) дефиле, населенных пунктах, вести непрерывное круговое наблюдение за наземным, воздушным противником и сигналами командира взвода, своевременно оповещать личный состав о противнике, а также о радиоактивном, химическом и биологическом заражении.
Управление отделением на марше осуществляется установленными сигналами и командами. Радиостанции работают в режиме «Прием».
В зависимости от обстановки, решаемых задач и дорожных условий экипажи (десант) боевых машин по решению старшего командира могут совершать марш «по-походному» или «по-боевому». Машины на марше двигаются только по правой стороне дороги, соблюдая установленную скорость движения, дистанции и соблюдая требования мер безопасности.
Для защиты от высокоточного оружия противника максимально используются поля радиолокационной невидимости, образуемые складками местности и местными предметами, а также придорожная растительность. На открытых участках маршрута не допускаются скучивание и остановка машин, скорость движения и дистанции между машинами увеличиваются.
При вынужденной остановке машина отводится на правую обочину или в сторону от дороги, где устраняется неисправность. После того, как неисправность устранена, машина присоединяется к проходящей колонне; свое место во взводе она занимает на привале. Остановившаяся неисправная машина объезжается только слева. Обгон машин в движении запрещается. Поворот башни на боевой машине пехоты (танке) в сторону проезжей части категорически запрещается.
Ночью машины двигаются с использованием приборов ночного видения или светомаскировочных устройств, а при движении по участкам местности, просматриваемой противником, и в светлую ночь – с полностью выключенным светом, с использованием пассивных приборов ночного видения, работающих в пассивном режиме.
По сигналу оповещения о воздушном противнике отделение продолжает движение, увеличив скорость и дистанции между машинами.
Огневые средства, выделенные для ведения огня по низколетящим самолетам, вертолетам и другим воздушным целям, изготавливаются для открытия огня; люки боевых машин пехоты (бронетранспортеров), танков, кроме люков, из которых будет вестись огонь, закрываются. Личный состав переводит противогазы в положение «наготове». Нападение воздушного противника отражается огнем по команде командира отделения или самостоятельно.
При нападении противника из засады экипажи боевых машин открывают огонь, устанавливают дымовую завесу, обеспечивая выход из зоны поражения вооружения, военной техники, спешивания личного состава и отражения нападения. Командир отделения немедленно докладывает командиру взвода о месте устройства засады и положении дел. Личный состав спешивается, занимает огневые позиции вокруг машин и под их прикрытием открывает плотный огонь по обнаруженным целям противника и более вероятным местам их расположения, смелыми, решительными действиями отражает нападение, при возможности переходит в атаку. Если на помощь подходят другие подразделения, то подразделение подвергшиеся нападению должно не дать противнику отойти.
По сигналам оповещения о радиоактивном, химическом и биологическом заражении отделение продолжает движение. В боевых машинах пехоты (бронетранспортерах) и танках перед преодолением зон заражения люки, двери, бойницы и жалюзи закрываются, включаются установленные на них система коллективной защиты. Личный состав, следующий в пешем порядке и на открытых машинах, надевает средства индивидуальной защиты.
Зоны с высокими уровнями радиации, районы разрушений, пожаров и затоплений на маршруте движения отделение, как правило, обходит. При невозможности обхода зоны заражения преодолеваются с максимальной скоростью с обязательным использованием системы коллективной защиты машин и средств индивидуальной защиты.
Частичная специальная обработка проводится после выхода из зоны радиоактивного заражения по указанию командира взвода, а при попадании отравляющих веществ на кожные покровы и стрелковое оружие – немедленно.
Полная специальная обработка проводится, как правило, в районе специальной обработки перед районами дневного (ночного) отдыха или перед входом в назначенный район.
В случае применения противником зажигательного оружия, а также при вынужденном преодолении района пожаров люки, двери, бойницы и жалюзи боевых машин пехоты (бронетранспортеров), танков закрываются. После выхода из района пожаров командир отделения организует тушение очагов огня на машинах, спасение личного состава и оказание пострадавшим первой медицинской помощи, после чего отделение продолжает движение.
Раненые и больные после оказания им первой медицинской помощи на месте доставляются в медицинский пункт батальона.
На привалах машины останавливаются на правой обочине дороги не ближе 10 м одна от другой или на дистанциях, установленных командиром.
Боевые машины пехоты (бронетранспортеры), танки размещаются по возможности под кронами деревьев, в радиолокационной тени местных предметов, используя складки местности. После остановки при наличии времени маскируются штатными маскировочными покрытиями и подручными средствами. Высадка из машин осуществляется только по команде (сигналу) своих командиров.
Для отдыха личный состав располагается справа от дороги. В машинах остаются наблюдатели и дежурные пулеметчики (наводчики орудий), а в командирских машинах и дежурные на радиостанциях. Огневые средства, назначенные для отражения нападения воздушного противника, находятся в готовности к ведению огня.
Экипажи машин (водители) проводят контрольный осмотр вооружения и военной техники, выполняют техническое обслуживание и совместно с назначенным в помощь личным составом устраняют выявленные неисправности.
ОТДЕЛЕНИЕ В ПОХОДНОМ ОХРАНЕНИИ
Взвод на марше может назначаться в головную (боковую, тыльную) походную, а иногда и в неподвижную боковую заставу или головной (тыльный) дозор с задачей исключить внезапное нападение противника на охраняемую колонну, обеспечить ей выгодные условия для вступления в бой и не допустить проникновения к ней наземной разведки противника. Взводу могут придаваться средства усиления.
Для непосредственного охранения, а также для осмотра местности от головной (боковой) походной заставы (головного дозора) в направлении движения (от тыльной походной заставы – позади нее), а от главных сил батальона (неподвижной боковой заставы) в стороны угрожаемых флангов (на угрожаемые направления) может высылаться дозорное отделение (танк) на удаление, обеспечивающее наблюдение за ним и поддержку его огнем.
В головной (боковой, тыльной) походной заставе (головном, тыльном дозоре) организуется наблюдение за наземным и воздушным противником, назначается наблюдатель для приема сигналов от дозорного отделения (танка) и поддерживается постоянная готовность к встрече с противником.
Командир дозорного отделения изучает по карте (схеме) маршрут движения и определяет порядок движения и действия отделения при встрече с противником, устанавливает порядок наблюдения за местностью, наземным и воздушным противником, а также за сигналами командира, выславшего дозорное отделение, и порядок доклада, отдает отделению боевой приказ.
При уяснении полученной задачи и оценке обстановки командир дозорного отделения должен понять задачу взвода, своего отделения, где находится противник, и что он делает, как местность в направлении ведения разведки обеспечивает условия передвижения, маскировки и наблюдения.
В боевом приказе командир отделения указывает:
сведения о противнике;
задачу охраняемого подразделения и задачу отделения (танка): маршрут и скорость движения, порядок наблюдения, доклада о замеченном и действий подчиненных при встрече с противником;
сигналы оповещения, управления, взаимодействия и порядок действий по ним;
время готовности к маршу;
свое место и заместителя.
После отдачи боевого приказа командир отделения (танка) проверяет готовность отделения (танка) к выполнению боевой задачи командиру роты (взвода).
Дозорное отделение продвигается в указанном ему направлении от укрытия к укрытию, ведя наблюдение за прилегающей местностью, не задерживая движение охраняемой колонны. Особое внимание обращается на признаки устройства противником засад и минирования дорожного полотна, обочин и местных предметов. Закрытые участки местности, отдельные строения, опушки леса, входы в лощины, где возможно скрытное расположение противника и внезапное его нападение из засад, а также узкие проходы, мосты и другие объекты оно осматривает и при необходимости спешивается, выставляет пеших дозорных или проводит осмотр всем отделением действуя боевыми группами под прикрытием огня боевой машины пехоты (бронетранспортера). Под прикрытием отделения дозорные скрытно приближаются к объекту, старший дозорный обычно следует позади дозорного в готовности подержать его огнем. При действии в составе отделения, группы дозорных используя складки местности, прикрывая друг друга, поочередно продвигаются к объекту и производят его осмотр. Обо всем обнаруженном по пути движения и о встрече с противником командир дозорного отделения немедленно докладывает выславшему его командиру. При обнаружении засады противника дозорное отделение сообщает об этом командиру дозора, вступает в бой (занимает позицию) и обеспечивает выдвижение и вступление в бой головного дозора.
Мелкие группы противника дозорное отделение, как правило, уничтожает, а образцы вооружения, топографические карты и другие документы захватывает и продолжает выполнять задачу. При встрече с превосходящим по силе противником оно действует в зависимости от обстановки: внезапным огнем с выгодной позиции и решительной атакой уничтожает его, а если своими силами ДО не в состоянии уничтожить противника, оно упорно удерживает занимаемую позицию и обеспечивает развертывание и вступление в бой главных сил (охраняемой колонны).
Во время привала и при расположении охраняемой колонны на отдых дозорное отделение, заняв выгодную позицию, продолжает выполнять задачу, действуя в качестве сторожевого охранения. Дозорное отделение останавливается и возобновляет движение по команде (сигналу) командира охраняемой колонны.
ЗАДАНИЕ
к тактическому занятию по теме № 7: « Отделение на марше, в походном охранении» , занятие 1: «Отделение на марше, в походном охранении».
Тактическая обстановка.
Боевой приказ командира взвода на марш в ГПЗ
2. 1 мсв с исо – ГПЗ батальона. Задача: совершить марш по маршруту УПЦ, отм.125,4, отм.125,8, отм.130,1 (по карте-схеме района проведения занятия в лесном массиве южнее УПЦ), не допустить наземную разведку противника и его внезапное нападение на охраняемую колонну и к 15 часам овладеть юго-восточными скатами высоты с отм.130,1, обеспечив развертывание и вступление в бой главных сил батальона. Колонну ГПЗ построить: дозорное отделение, 1 и 3 мсо, исо. Скорость движения – 25 км/ч. Дистанция между машинами – 25-50 м.
При налете воздушного противника огонь открывать по моей команде и командам командиров отделений.
При встрече с наземным противником дозорному отделению огнем с выгодной позиции нанести ему поражение, ГПЗ развернуться в боевой порядок и решительной атакой во фланг завершить его уничтожение. При встрече с превосходящим по силе противником ГПЗ упорно удерживать занимаемый рубеж и обеспечить развертывание и вступление в бой главных сил батальона.
3. Дозорное отделение – 2 мсо. Задача: продвигаться по маршруту ГПЗ на удалении, обеспечивающем зрительную связь и поддержку огнем. Осматривать местность и местные предметы на маршруте движения, не допустить внезапного нападения противника на колонну ГПЗ. Обо всем обнаруженном и о встрече с противником докладывать немедленно. Мелкие группы противника уничтожать с ходу. При встрече с превосходящим противником огнем с выгодной позиции нанести ему поражение и обеспечить развертывание и вступление в бой ГПЗ. Исходный пункт пройти в 14.50.
Связь на марше – установленными сигналами. С завязкой боя связь по радио.
4. Готовность к движению через 25 минут.
5. Я – в голове колонны. Заместитель – командир 3-го отделения.
Исполнить.
В роли командира 2 мсо:
Изучить задание;
Записать задачи личному составу на формализованном бланке боевого приказа;
Управлять ДО при совершении марша в составе ГПЗ.
БОЕВОЙ ПРИКАЗ
КОМАНДИРА ______ МСВ НА МАРШ.
ПРОТИВНИК, ПОТЕРПЕВ ПОРАЖЕНИЕ, ОТХОДИТ В НАПРАВЛЕНИИ______________ _______________________, одновременно выдвигает резервы из глубины. Встреча с его передовыми подразделениями возможна к __________________на рубеже________________ ______________. Действие ДПГ, авиации и разведки в любое время.
ПРИКАЗЫВАЮ:
МСВ совершает марш в колонне роты за ______________________________________. Маршрут движения________________________________________________________________. Сосредоточение в районе___________________________________________________________. Колонну построить: _______МСО с______; ______МСО с _______;______МСО с ______. Дистанция между машинами 25-50 метров. Скорость движения 25 км/ч. При налете воздушного противника огонь открывать по моей команде. При встрече с наземным противником взвод разворачивается_________________________________________________ __________________________________________________________________________________.
Дежурное огневое средство от ______МСО. Исходный пункт ___________________________
Пройти в _____________________.
Впереди совершает марш___________________________________________________________. Взаимодействие и связь на марше поддерживается установленными сигналами, с завязкой боя по радио.
Время готовности_____________.
Я нахожусь в голове колонны.
Мой заместитель штатный.
Командир _____ МСВ: ____________________________________________________
БОЕВОЙ ПРИКАЗ КОМАНДИРА ДОЗОРНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
1. Противник, потерпев поражение, отходит в восточном направлении, одновременно подтягивает резервы из глубины. Встреча с его передовыми подразделениями возможна с выходом к рубежу раз.Лисички, южная окраина Победа.
2. Задача взвода. 1 мсв с исо – ГПЗ батальона. Задача: совершить марш по маршруту УПЦ, отм.125,4, отм.125,8, отм.130,1 (по карте-схеме района проведения занятия в лесном массиве южнее УПЦ), не допустить наземную разведку противника и его внезапное нападение на охраняемую колонну и к 15 часам овладеть юго-восточными скатами высоты с отм.130,1, обеспечив развертывание и вступление в бой главных сил батальона. Колонну ГПЗ построить: дозорное отделение, 1 и 3 мсо, исо. Скорость движения – 25 км/ч. Дистанция между машинами - 25-50 м.
Исходный пункт ЖД стрелка пройти в 14.55.
3. Задача отделения. Наше отделение – дозорное. Задача: продвигаться по маршруту ГПЗ на удалении, обеспечивающем зрительную связь и поддержку огнем. Осматривать местность и местные предметы на маршруте движения, не допустить внезапного нападения противника на колонну ГПЗ. Обо всем обнаруженном и о встрече с противником докладывать немедленно. Мелкие группы противника уничтожать с ходу. При встрече с превосходящим противником огнем с выгодной позиции нанести ему поражение и обеспечить развертывание и вступление в бой ГПЗ. Исходный пункт пройти в 14.50. На выполнение задачи выделяется 0,5 боекомплекта.
Начало действий по команде командира взвода и моей. Связь зрительными сигналами.
4. Задачи личному составу. Приказываю:
(* группам, пешим дозорным: сектор наблюдения, порядок осмотра местности и объектов; задачи и порядок действий в ходе марша, при осмотре местности и объектов, на стоянках (остановках), при встрече с противником и его нападении из засады)
5. Сигналы:
Внимание_______________________________________________________
Вижу противника________________________________________________
Путь свободен___________________________________________________
Стой___________________________________________________________
Вперёд_________________________________________________________
Отходи_________________________________________________________
Укрыться и наблюдать____________________________________________
Проверить объект________________________________________________
6. Время готовности ___________. Мой заместитель _______
Обсуждено на заседании кафедры
201 . Протокол №
Разработал:
Старший преподаватель кафедры
общевойсковой подготовки
подполковник Ю.Н.Окунев
Дозорное отделение (танк, пеший дозор) высылается от подразделений, ведущих разведку или выполняющих боевые задачи в отрыве от главных сил, для своевременного обнаружения противника и разведки местности. Дозорное отделение (танк, пеший дозор) действует на удалении, обеспечивающем наблюдение за его действиями и поддержку огнем.
Дозорное отделение выделяется с целью не допустить внезапной встречи с противником разведывательного органа (подразделения), от которого выслано, и обеспечить доведение до своего командира первичной информации о нем.
Дозорное отделение (танк, пеший дозор) добывает разведывательные сведения наблюдением с места, на ходу, с коротких остановок, подслушиванием и опросом местных жителей.
Дозорное отделение (танк) ведет разведку на штатной технике или в пешем порядке (зимой на лыжах).
Получив боевую задачу, командир дозорного отделения (танка, старший пешего дозора) уясняет ее, оценивает обстановку, определяет задачи отделению (экипажу танка, дозорным), отдает боевой приказ (ставит задачи подчиненным), организует подготовку отделения (экипажа танка, дозорных) к ведению разведки, проверяет готовность отделения (экипажа танка, дозорных) к выполнению боевой задачи и докладывает командиру взвода о готовности.
При уяснении задачи он обязан: понять задачу взвода, своего отделения (танка), соседей; время готовности к действиям; порядок и сроки выполнения полученной задачи.
При оценке обстановки он уточняет: где находится противник и что он делает; как местность в направлении ведения разведки обеспечивает условия передвижения, маскировки и наблюдения.
При определении задач отделению (экипажу) командир намечает: маршрут движения; задачи личному составу (экипажу танка); порядок действий отделения (экипажа) при разведке местных предметов и указанных объектов; порядок ведения наблюдения; порядок действий при встрече с одиночными солдатами или мелкими группами, с превосходящим по численности или огневой мощи противником; сигналы и порядок связи; порядок доклада о результатах разведки.
В боевом приказе (при постановке задач) командир дозорного отделения (танка, старший пешего дозора) указывает:
cвeдeния o пpoтивникe;
зaдaчy дозорного отделения (тaнкa, пешего дозора);
зaдaчи личному составу (каждому члену экипажа) (направление и скорость движения, секторы наблюдения, порядок действий при ведении разведки и при внезапной встрече с противником, порядок доклада о замеченном);
cигнaлы оповещения, yпpaвлeния, взаимодействия и пopядoк дeйcтвий по ним;
время начала разведки и заместителя.
При подготовке отделения (экипажа танка) к выполнению задачи командир должен: указать, что, кому и к какому времени подготовить; проверить исправность боевой машины пехоты (танка), вооружения, средств связи, приборов радиационной, химической и биологической разведки и светомаскировки, организовать устранение неисправностей; пополнить боеприпасы до нормы; произвести дозаправку горючим и охлаждающей жидкостью; указать сроки выполнения работ.
Дозорное отделение (танк, пеший дозор) передвигается от одного удобного для наблюдения пункта к другому, не задерживая движения подразделения, от которого оно выслано. На пути движения тщательно осматриваются местность и местные предметы, особенно места, где возможны скрытное расположение противника и его внезапное нападение из засад. Выдерживание направления движения осуществляется по ориентирам и местным предметам, ночью – по азимуту.
Если разведка какого-либо объекта с машины (или из выбранного укрытия) затруднена, командир отделения высылает пеших дозорных (двух-трех солдат), назначая одного из них старшим, а командир танка – одного из членов экипажа. При этом командир отделения (танка) определяет время на разведку и выполнение задачи. Машина при этом располагается в укрытии. Оставшийся в ней личный состав ведет наблюдение за действиями дозорных и окружающей местностью в готовности поддержать их огнем.
При непосредственном осмотре объекта одним дозорным другой (другие) должен быть в готовности поддержать его огнем своего оружия.
Если противник не обнаружен, командир отделения (танка, старший пешего дозора) докладывает об этом по радио или подает сигнал «Путь свободен» и продолжает выполнять задачу. Обнаружив противника, он докладывает о нем и, действуя скрытно, продолжает наблюдение. При внезапной встрече с противником дозорное отделение (танк, дозорные) открывает по нему огонь, обходит его и продолжает выполнять поставленную задачу.
Ночью для наблюдения используются приборы ночного видения. Кроме того, дозорное отделение (танк, дозорные) периодически останавливается, чтобы установить наличие противника путем подслушивания.
При обнаружении объектов противника (артиллерии на огневых позициях, командных пунктах, оборонительных позициях, района расположения подразделений, выдвигающихся колонн), дозорное отделение установленным зрительным сигналом (или по радио) сообщает первичные сведения командиру разведывательного органа (по возможности определяет координаты объекта) и организует скрытное наблюдение за ними. При прибытии к месту наблюдения командира разведывательного дозора (боевого разведывательного дозора) командир отделения докладывает результаты наблюдения.
Тактическая обстановка.
Боевой приказ командира РД
_ 1. 25 бр 6 мд, имея в первом эшелоне два мпб и тб во втором, с 16.00 прошедших суток перешла к обороне рубежа в 1,5 км от точки нашего стояния и продолжает совершенствование оборонительных позиций в непосредственном соприкосновении с 3 омбр.
В полосе предстоящего наступления бригады с 9.00 сегодня подготовлены до 3-х РОП на переднем крае и РОП во втором эшелоне, огневые позиции 6/1 ап и оборонительные позиции в глубине обороны. При угрозе прорыва батальонного района обороны противенник может предпринять КА частью сил с левого фланга наступающих подразделений бригады.
Через 1,5-2 часа с начала наступления противник может предпринять КА танковым батальоном с рубежа РОП второго эшелона, а в последующем до 12.00 возможна встреча с отходящими подразделениями, районами развертывания артиллерии и промежуточными оборонительными рубежами, занятыми войсками.
2. Наш взвод с двумя химиками-разведчиками, двумя саперами и авиа-наводчиком - РД №11 бригады имеет задачу:
Вести разведку маршрута №1 выдвижения 103 омб на РПА и к 15 часам организовать наблюдение с двух НП на переднем крае впереди обороняющегося 38 омб. До 7 часов завтра вести наблюдение в полосе 1,5 км на глубину видимости и к 5 часам уточнить начертание ПК, границы ВОП, огневых средств и заграждений и не допустить внезапного отвода живой силы из первых траншей.
С началом перехода наших подразделений в наступление разведку вести в направлении УПЦ, Новобелица.
Разведку закончить к 14 часам в районе дачного массива и ждать уточнения задачи.
К 7.20 в период огневой подготовки установить координаты непораженных огневых средств;
Передвигаясь за наступающими подразделениями, после ввода в действие с прорывом РОП к 8.00 установить состав выдвигающихся танковых рот и их развертывание на рубеже КА;
К 10.00 вскрыть новые районы развертывания артиллерии, состав и направления движения отходящих подразделений и занятость ими промежуточного оборонительного рубежа южная окраина Новобелица, Коренёвка.
Вывод в тыл противника осуществить по моей команде, обойдя наступающие подразделения 103 омб.
3. ПРИКАЗЫВАЮ:
2 отд. с химиком и сапером - дозорное. Разведку вести на удалении зрительной связи по маршруту дозора е задачей: не допустить внезапной встречи с противником и его объектами, своевременно вскрыть препятствия и заграждения, участки заражения и дистанционного минирования. С выходом к ПК 38 омб выставить НП в составе двух человек и вести разведку наблюдением до 7.00 завтрашнего дня. Место и задачу НП укажу
на местности. При движении за наступающими - на правом фланге боевой линии взвода.
Начало действий по моей команде. Связь зрительными сигналами и по радио.
1 отд. с авианаводчиком - головная машина. Разведку вести наблюдением на ходу в колонне. При движении за наступаю-
щими - в центре боевой линии взвода за БМП мср.
3 отд. с химиком и сапером - замыкающее в колонне. При движении за наступающими - слева от меня. Разведку вести на-
блюдением на ходу и за воздухом. Прикрыть действия дозора с тыла. С выходом к ПК 38 омб с выставить НП в составе двух человек
и вести разведку наблюдением до 7.00. Задачу поставлю на месте. Быть в готовности действовать ДО.
Во 2 и 3 отделениях иметь пеший дозор 2-3 чел.
4. Наблюдение - круговое. ,
5. Связь по радио только короткими сигналами оповещения и об обнаруженном противнике.
6. Маршрут движения: УПЦ, южн. Окр. Новобелица. Дистанции между машинами 50 - 100м.
7. Время готовности: через 20 минут. Исходный пункт ворота испытательного стенда пройти в 14.35 по моей команде.
8 . Я нахожусь в 1 отд, при досмотре объекта - со 2-м.
Мой заместитель _________________.
9. Пропуск - «Пистолет», отзыв - «Псков».
По местам, заводи. О готовности доложить.
Справочные данные.
Отделение на БМП-2, укомплектовано полностью, боекомплект - 1 6/к, ГСМ - 50% заправки. Ранее в боях не участвовало 30% личного состава. Морально-боевые качества отделения высокие.
Исполнить.
1. В роли командира мсо:
Изучить задание;
Уяснить задачу, оценить обстановку;
Определить задачи личному составу в ДО;
Отдать боевой приказ (записать его в рабочей тетеради);
Управлять отделением при ведении разведки в ДО, разведывательной засаде.
Система обучения командиров, штабов и личного состава подразделений, частей и соединений организации и совершению марша. В РВСН организуется и проводится в ходе боевой подготовки в ракетных полках (рп), частях и подразделениях тыла [баз тылового обеспечения (бто), отдельных эксплуатационно-ремонтных групп (орэг) и др.] и специальных войск [технических ракетных баз (трб), ремонтно-технических баз (ртб), баз регламента средств связи (брсс) и др.] и штабов соединений.
М.п. командиров и офицеров штабов включает: изучение руководящих документов по организации и совершению марша, маршевых возможностей войск; тренировки в изучении полученной задачи, оценки обстановки и принятию решений на марш, планирование марша, доведение задач до войск, организации взаимодействия; морально-психологическую подготовку личного состава к маршу, всестороннее обеспечение и управление войсками при подготовке и в ходе марша и др. Обучение организации марша осуществляется в системе командирской подготовки, на штабных тренировках, командно-штабных и тактических учениях и др.
М.п. личного состава подразделений (частей и соединений) заключается в приобретении ими знаний, умений навыков по выполнению своих задач при подготовке и в ходе марша и включает: тренировку в погрузке (посадке) на боевые [автономные пусковые установки (АПУ) и др.] или транспортные [боевые машины дежурных сил (БМДС)] машины (агрегаты) и выгрузке (спешивании) с них; отработке порядка движения и дисциплины марша, мер безопасности в движении, ведении наблюдения и передачи команд (сигналов); действий при развертывании агрегатов (машин) на полевых боевых стартовых позиций (БСП) или (полевых позиций (ПП), учебных полевых боевых стартовых позиций (УПБСП) и др.) и приведении их в готовность к выполнению задач по предназначению; действий при нападении воздушного и наземного противника, террористических и экстремистских групп (формирований); действий при преодоления зон заражения, районов разрушений и пожаров, различных препятствий, минных полей и водных преград, а также в составе органов охранения, разведки и т.д.
Особое место в М.п. соединений и воинских частей РВСН занимает обучение механиков-водителей многоосных агрегатов. Она слагается из технической подготовки, вождения и тактической подготовки. На занятиях по технической подготовке изучают материальную часть машин, порядок подготовки их к движению, запуска двигателя, его прогрева для работы в эксплуатационных режимах, заправки топливом и маслом, охлаждающей жидкостью; порядок разворачивание (сворачивания) агрегатов в боевое (походное) положение; в правила пользования различными приборами управления; меры безопасности при эксплуатации машин, порядок проведения контрольного осмотра, выявления и устранения неисправностей и др. На занятиях по вождению в соответствии с требованиями курса вождения и программ боевой подготовки отрабатываются задачи и нормативы, рассчитанные на приобретение навыков вождения в различных условиях: основы и правила движения машин, преодоления сложных препятствий, вождение с приборами ночного видения, погрузка на переправочные транспортные средства и выгрузка с них, само вытаскивание и буксировка машин, выполнение нормативов по технической подготовке. Навыки практического вождения совершенствуются в ходе тактических занятий и учений, стрельб и др. мероприятий связанных с эксплуатацией боевых машин, в ходе которых механики-водители рп СПУ обучаются действиям при выполнении боевой задачи личным составом рп (рдн, гпп) в ходе совершения марша.
Для РВСН характерна значительная первичная подготовка механиков-водителей многоосных агрегатов на базе шасси МАЗ в учебных центрах. С вновь назначенными водителями после тренировок (отработки упражнений курса вождения) в вождении одиночных машин в составе подразделений проводятся 100- и 500 км. марши. На занятиях по тактической (тактико-специальной) подготовке механики-водители (водители) совершенствуют навыки вождения машин в колонне, выдерживания дистанции и заданной скорости, прохождения населенных пунктов, мостов, теснин и др. узких мест, преодоления различных препятствий и минных полей, развертывание из колонны в предбоевой и боевой порядок, действий на привалах, вынужденных остановках, при нападении воздушного противника и диверсионных групп и др. Важным условием высокой М.п. войск является повышение квалификации механиков-водителей (водителей), так для механиков водителей АПУ и др. многоосных агрегатов на базе шасси МАЗ, введено категорирование (1-5 категории). (См. рис.).
Значительное место в М.п. отводится занятиям с формированиями (отряд восстановления боевой готовности, аварийный отряд и др.) назначаемых от специальных войск и тыла при выводе последних в назначенные (полевые) районы. В ходе подготовки этих подвижных формирований совершенствуются навыки личного состава в согласованных действиях во время движения с решением тактических, огневых и специальных задач, а также их готовности выполнять задачи по предназначению в границах позиционного района соединения.
Первой ступенью слаживания подразделений, являются тактико-строевые занятия. На них отрабатываются техника выполнения приемов и способов действий в различных условиях совершения марша, а командиры и штабы приобретают практические навыки в управлении подчиненными подразделениями. Основной и наиболее эффективной формой М.п. являются тактические учения и маневры, на которых все вопросы подготовки и совершения марша решаются комплексно.
В ходе М.п. проводится обучение обеспечивающих подразделений, прежде всего выделяемых для несения комендантской службы.
Показателем высокой М.п. частей и подразделений соединений РВСН является прибытие совершающих марш формирований, подразделений, частей в назначенный район своевременно, в полном составе и готовности к немедленному выполнению боевой задачи.
Подготовка техники к маршу включает в себя комплекс мероприятий по проверке технического состояния автомобильной техники и проведения необходимых регламентных работ.
При выполнении работ по подготовке техники к маршу и погрузке материальных средств всеми военнослужащими должны соблюдаться правила техники безопасности.
При подготовке техники запрещается:
Использовать для подсветки источники открытого огня;
Выполнять работы по ремонту и обслуживанию деталей днища автомобиля без противооткатных приспособлений и дополнительных упоров под днище автомобиля, в дополнение к домкратам;
Заводить технику и начинать движение без разрешения начальника или командира отделения;
Техническое обслуживание можно проводить только после затормаживания автомобиля стояночной тормозной системой, установки упоров под его колеса и включения понижающей передачи в трансмиссии;
Не допускается работа в порванных комбинезонах и с не застегнутыми обшлагами. Обувь должна быть прочной, исключающей скольжение;
Не допускается проводить операции по техническому обслуживанию агрегатов, систем или узлов автомобиля при работающем двигателе;
Не допускается использование изношенных ключей или другого инструмента с неисправной рабочей частью, со сломанными или ненадежно крепящимися ручками;
Запрещается удлинение ключей и удары по ним при завертывании (отвертывании) болта или гайки;
При использовании сжатым воздухом для обдува деталей необходимо направлять струю сжатого воздуха от себя.
Перед началом движения с поста необходимо убедиться в отсутствии под автомобилем людей, инструмента, оборудования и других предметов.
Необходимо исключить все случаи травматизма при выполнении работ, проверить исправность машин, вооружения, средств пожаротушения, средств связи и светомаскировки, заправку горючим, наличие и правильность укладки боеприпасов и имущества.
Подготовка кузова-фургона АШТ к эксплуатации:
1.Разгермитизировать двери, окна, багажный и аккумуляторный ящики, окно подачи наружного воздуха, патрубки отопителя и ФВУ, внешнее навесное оборудование кузова-фургона.
2.Очистить вышеперечисленное оборудование от смазки.
3.Осмотреть кузов-фургон При этом проверить нет ли наружных повреждений, проверить надежность действия замков дверей, окон, ящиков и трапа в транспортном положении.
4.Проверить и при необходимости подтянуть элементы крепления кузова к шасси автомобиля.
5.Проверить и при необходимости подтянуть болты и гайки крепления внешнего навесного оборудования кузова (отопителя, ФВУ, запосного колеса).
6.Проверить состояние резиновых уплотнителей дверей, открывающихся окон, крышек ящиков и клапана избыточного давления.
7.Проверить заправку топлива в баке отопителя, чистоту отверстия в щупе, отсутствие подтекания топлива в трубопроводах системы отопления, очистить свечу накаливания отопителя.
8.Протереть влажной ветошью, а затем насухо внутренние поверхности и оборудование кузова-фургона
9.Произвести осмотр электрооборудования (при необходимости подтянуть крепление его приборов), клемные соединения, ввода и вывода внешнего источника тока.
10.Проверить на работоспособность щит электропитания и электрозащиты.
11.Проверить техническое состояние ФВУ (работоспособность вентилятора и нагнетателя воздуха).
12.Проверить работоспособность отопителя.
При расконсервации оборудования защитную смазку с наружных поверхностей удаляют чистой ветошью, смоченной бензином или уайт-спиритом. Небольшие изделия (съемные детали, запасные части), покрытые консистентной смазкой, погружают в ванну с минеральным маслом при температуре 100-120 С и протирают ветошью. На протертые поверхности направляющих и сочленений движущихся частей наносят тонкий слой рабочей смазки. В масляные системы и маслопроводы, законсервированные
Жидкой смазкой (К-17,НГ-203), заливают штатные рабочие масла(как указано в паспортах изделий), не удаляя с внутренних поверхностей защитную смазку.
При расконсервации оборудования должны соблюдаться следующие меры безопасности.
До начала работ включают вентиляцию. В теплое время года следует открывать окна и двери. В кузове не должно выполняться другие работы, запрещается разводить огонь и пользоваться им, курить и принимать пищу. Лица имеющие ссадины, порезы, кожные раздражения и другие поражения на открытых частях тела, к работе не допускаются. Предельно допустимая концентрация бензина в воздухе 300 мг/ м3.
Основным способом передвижения войск является марш.
Марш, как и любое явление, характеризуется рядом присущих только ему черт. Основными из них можно считать:
организованное и одновременное передвижение всеми главными силами бригады (батальона) своим ходом на штатной технике;
передвижение в колоннах частей (подразделений), построенных в походный порядок;
соблюдение в ходе передвижения установленной скорости движения, дистанции между элементами походного порядка, частями (подразделениями), машинами.
Соединения и подразделения совершают марш на боевых и транспортных машинах, а мотострелковые подразделения, при необходимости и пешим порядком (на лыжах). Танки, самоходная артиллерия,а также вооружение и военная техника с малым запасом хода и низкими скоростями движения могут перевозиться седельными автотягачами с грузовыми полуприцепами (трейлерами), включаемых в состав колонны.
При передвижении маршем сохраняется организационная целостность подразделений, высокая компактность, благодаря чему создаются более благоприятные, чем при других способах передвижения, условия для поддержания постоянной боевой готовности и способности практически с ходу вступить в бой. Вместе с тем на марше, особенно при совершении его на большое расстояние, личный состав подразделений, в первую очередь механики-водители танков и других бронированных гусеничных машин, испытывают большие нагрузки. От них требуется высокое напряжение сил и постоянное внимание к оценке дорожных и других внешних условий. На маршах также увеличивается износ вооружения и военной техники, требуется большой расход моторесурсов.
(Слайд № 7)
На организацию и совершение марша влияют следующие условия: ограниченность сроков на подготовку; большая вероятность разрушений надорогах и появления заминированных участков местности в результате применения противником средств дистанционного минирования; возможное внезапное затопление обширных районов местности; высокая вероятность нанесения ударов авиации и внезапного нападения противника (десантов, диверсионно-разведывательных групп) на колонны; необходимость совершения передвижения (марша) в короткиесроки в готовности к резким изменениям направления движения. Все это будет требовать тщательного ведения разведки, надежного походного охранения и продуманного принятия необходимых мер всестороннего обеспечения.
Марш начинается с прохождения исходного рубежа (пункта) головами или головой колонн главных сил головных батальонов (рот) и заканчивается с прибытием частей, подразделений бригады (батальона) в назначенный район (на рубеж) или с началом развертывания для боя.
Иногда марш бригады (батальона) может заканчиваться раньше, если к тому вынудит противник, вышедший на пути выдвижения. Прибытием бригады (батальона) в назначенный район считается момент пересечения ими тыльной (ближней) границы этого района хвостом колонны частей (подразделений) технического обеспечения и тыла: прибытие на указанный рубеж (пункт) - время достижения главных сил головных полков (батальонов) указанного рубежа; начало развертывания для боя - начало развертывания главных сих головных полков (батальонов) в предбоевой порядок.
Марш не может совершаться изолированно от других их действий, и всегда сочетается либо с боем, либо с занятием определенного рубежа, либо о расположением на месте.
Если марш предшествует указанным действиям, то он может сменяться развертыванием войск для перехода в наступление, ведения встречного или оборонительного боя, занятием (достижением) бригады (батальона) назначенного рубежа вне соприкосновения с противником, либо сосредоточением их в заданном районе.
Условия организации и совершения марша соединениями (подразделениями) определяются многими факторами, такими как наземная и воздушная обстановка, характер местности, время года и суток, характер погоды, состояние войск, совершающих марш и др. Однако решающее влияние на организацию и совершение марша оказывают вообще действия противника и, в частности, возможность ведения боя с его наземной группировкой в ходе марша или ее отсутствие.
(Слайд № 8)
В зависимости от задачи и удаления батальона (роты) от противника марш может совершаться в предвидении вступления в бой или вне угрозы столкновения с противником. По направлению движения он может осуществляться к фронту, вдоль фронта или от фронта в тыл. Во всех случаях марш должен совершаться скрытно, как правило, ночью или в других условиях ограниченной видимости, а в боевой обстановке и в глубоком тылу своих войск - и днем.
Марш в предвидении вступления в бой бригада (батальон) совершает в том случае, когда в ходе него возможно столкновение с наземным противником, или когда на завершающем этапе марша бригада (батальон) может развертываться на указанном рубеже для перехода в наступление на обороняющегося противника, для ведения встречного боя или для занятия обороны под воздействием наземного противника, т.е. в первом случае - в предвидении перехода в наступление, во втором - в предвидении встречного боя, в третьем - в предвидении перехода к обороне.
Марш в предвидении вступления в бой, как правило, совершается в районах боевых действий, при выдвижении бригады (батальона) из пунктов постоянной дислокации или района сосредоточения к государственной границе, при выдвижении ее из состава второго эшелона армии (армейского корпуса) или резерва фронта для ввода в сражение, при перегруппировке или маневре вдоль фронта, а также на последнем суточном переходе при совершении марша на большое расстояние.
Марш вне угрозы столкновения с противником бригада (батальон) совершает в том случае, когда исключается столкновение с наземным противником. Такой марш может иметь место, главным образом, при выдвижении бригады (батальона) из глубины страны к району боевых действий и реже при проведении межфронтовых перегруппировок. Он характеризуется, прежде всего, большой протяженностью. После марша бригада (батальон) обычно, сосредоточивается в назначенном районе, а иногда развертывается на указанном рубеже для заблаговременной подготовки к бою.
Передвижение бригады (батальона) своим ходом на расстояние свыше суточного перехода считается маршем на большое расстояние.
(Слайд № 9)
Бригада может совершать марш самостоятельно или в составе армии (корпуса). Марш в составе армии (корпуса) имеет место, обычно, при выдвижении войск из глубины в район боевых действий. При этом бригада может следовать в ее передовом, первом или последующих походных эшелонах.
Батальон совершает марш в составе бригады или самостоятельно.
При совершении марша в составе бригады он может следовать в колонне главных сил, либо составлять передовой отряд, либо авангард, а при отходе (отступлении) арьергард бригады.
Рота совершает марш в колонне главных сил соединения (части, подразделения). Кроме того, рота на марше выделяется в головную, боковую, боковую неподвижную или тыльную походные заставы.
(Слайд № 10)
Для своевременного и организованного начала и совершения марша, контроля за организованным движением колонн, регулирования скорости движения и дистанции между подразделениями, назначаются исходный рубеж (пункт) и рубежи (пункты) регулирования, а также указывается время их прохождения головами колонн. Исходный рубеж (пункт) выбирается на удалении до 5 км от района расположения бригады (батальона) с таким расчетом, чтобы обеспечивалась возможность вытягивания колонн батальонов (дивизионов) и прохождения ими рубежа с установленной скоростью движения. Рубежи (пункты) регулирования обычно назначаются через каждые 3-4 часа движения с учетом месторасположения районов привалов и отдыха главных сил бригады (батальона). При этом их не рекомендуется назначать по рекам, перевалам, теснинам, вблизи крупных узлов дорог и на других участках местности, где движение затруднено и может образоваться скопление войск. При совершении бригадой (батальоном) марша по нескольким маршрутам целесообразно иметь одинаковые расстояния между рубежами на каждом из них. Это обеспечит одновременное прохождение рубежей колоннами.
Для проверки состояния вооружения и техники, их технического обслуживания, приема пищи и отдыха личного состава назначаются привалы, дневной (ночной, суточный) отдых . Привалы назначаются через 3-4 часа движения продолжительностью до 1 часа и один привал продолжительностью до 2 часов во второй половине суточного перехода.
Привалы целесообразно назначать перед каждым рубежом (пунктом) регулирования, что дает возможность командирам подразделений сократить или увеличить время привала в целях своевременного прохождения рубежа (пункта) регулирования. В конце каждого суточного перехода назначается дневной (ночной) отдых, а при совершении марша на большое расстояние -через каждые три-пять суточных переходов, при необходимости, может назначаться суточный отдых. Продолжительность пребывания подразделений в районе отдыха должна быть не менее 6 часов. Для дневного (ночного), суточного отдыха и для привалов выбираются районы с условиями, благоприятными для защиты от ядерного и высокоточного оружия и маскировки войск, обеспечивающие быстрое выдвижение подразделений на маршруты движения. Величина районов расположения для дневного (ночного) отдыха может быть: для бригады - до 250 кв. км; для батальона - до 10 кв. км. Рота в указанном ей районе располагается обычно вдоль маршрута выдвижения, но в стороне от него на дистанциях и интервалах, снижающих эффективность средств поражения противника. Расстояния между машинами может быть 100-150 м , между взводами – 300-400 м , а между ротами – 1-1,5 км .
Марш в предвидении вступления в бой может совершаться с одним, реже с двумя привалами, а при небольшой протяженности марша - даже без привала. Марш вне угрозы столкновения с противником часто совершается в течение нескольких суток с двумя-тремя привалами и дневным или ночным отдыхом, иногда глубина этого вида марша может ограничиваться рамками одного суточного перехода.
При совершении марша в предвидении вступления в бой определяются рубежи возможной встречи с противником . Такие рубежи емкостью на бригаду (батальон) выбираются с учетом местоположения тактически выгодных участков местности. В зависимости от конкретных условий организации марша могут определяться один-два таких рубежа. Первый из них в 25-40 (20-30) км, а зимой, в распутицу и других неблагоприятных условиях может быть ближе, но не менее чем в одном часе движения от назначенного старшим командиром района или указанного рубежа развертывания. Второй - на таком же удалении от первого рубежа. Удаление рубежей возможной встречи с противником от конечного рубежа марша обусловливается возможностью противника, его авиации, задержать выдвижение бригады (батальона) на 1-2 часа.
Марш , как способ передвижения, характеризуется рядом показателей. К основным показателям марша относятся: протяженность (глубина), продолжительность, количество выделяемых маршрутов и ширина полосы движения, средняя скорость движения и величина суточного перехода . В свою очередь величина суточного перехода и средняя скорость движения характеризуют маршевые возможности бригады (батальона).
Протяженность (глубина) марша есть не что иное, как длина маршрута в километрах от исходного рубежа (пункта) до назначенного рубежа или до передней (дальней) границы района сосредоточения, или до рубежа, предназначенного для начала развертывания бригады (батальона) в предбоевой порядок с целью перехода их в наступление, к обороне или ведения встречного боя.
Продолжительность маршаизмеряется в часах или сутках от времени прохождения исходного рубежа (пункта) до времени пересечения тыльной (ближней) границы назначенного района хвостом колонны частей (подразделений) технического обеспечения и тыла (прибытием на указанный рубеж или выходом на рубеж, предназначенный для начала развертывания главных сил головных батальонов (рот) в предбоевой порядок). Продолжительность марша зависит от протяженности (глубины) марша, скорости движения колонн, количества выделяемых маршрутов движения и продолжительности привалов, районов отдыха.
Количество выделяемых маршрутов и ширина полосы движения зависит от условий совершения марша. Для совершения марша в предвидении вступления в бой бригаде назначаются один-два основных маршрута, один запасный, рокадные маршруты, а иногда и полосы движения шириной, в зависимости от условий театра военных действий, 25-50 км, что обеспечивает выбор достаточного количества маршрутов с учетом требований защиты войск от оружия массового поражения, высокоточного оружия противника и маневра в случае создания противником заграждений, зон заражения, районов разрушений, пожаров и затопления. При совершении марша вне угрозы столкновения с противником, в том числе на большое расстояние, бригаде назначаются один-два основных маршрута, запасный и рокадные маршруты, а иногда и полоса движения шириной до 25 км.
На марше батальон (рота) совершает движение обычно одной походной колонной.
Маршруты по возможности не должны проходить через крупные населенные пункты, узлы дорог, теснины и вблизи железнодорожных станции (портов, аэропортов), предприятий атомной энергетики, химической промышленности, а расстояние между ними должно исключать одновременное поражение двух параллельно движущихся колонн одним ядерным боеприпасом средней мощности, а также обеспечивать развертывание частей (подразделений) для вступления в бой. Исходя из того, что при нанесении противником ядерного удара боеприпасом средней мощности безопасное удаление от эпицентра взрыва, за пределами которого личный состав, действующий на автомобилях, не получает поражений, приводящих к выводу его строя, составляет 4-8 км, удаление соседних маршрутов один от другого должно быть не менее 5 км. Если бригада (батальон) совершает марш в предвидении перехода в наступление (ведения встречного боя), а также если этот вид боя (разновидность наступления) придется вести в ходе марша, то бригаде придется развертываться на фронте 4-6 км, а батальону - до 2 км. Следовательно, удаление соседних маршрутов должно быть не менее 5 км.
Дистанции в колонне между машинами могут быть равны 25-50 м ,между взводами – 300-400 м , а между ротами – 1-1,5 км , между батальонами 2-3 км . При движении на открытой местности в условиях угрозы применения противником высокоточного оружия, по пыльным дорогам и в других условиях недостаточной видимости (менее 300 м), в гололед, по дорогам, имеющим крутые подъемы, спуски и повороты, а также при движении с повышенной скоростью дистанции между машинами увеличиваются и могут быть 100-150 м.
Совершение марша батальона (роты) характеризуется маршевыми возможностями, под которыми обычно понимается способность преодолевать своим ходом в течение одних суток максимально возможное расстояние при сохранении боеспособности и полной готовности к выполнению поставленной задачи. Основными показателями маршевых возможностей батальона (роты) являются средняя скорость движения и величина суточного перехода.
Средняя скорость движения мотострелковых (танковых) подразделений на марше определяется отношением пройденного (планируемого) расстояния к общему затраченному на движение времени, исключая время на привалы . Она должна соответствовать дорожным условиям, возможностям и техническому состоянию вооружения и военной техники. Важно также учитывать уровень подготовленности и мастерства водительского состава. Опыт показывает, что при наличии в подразделении даже нескольких водителей с низкой квалификацией колонна не сможет двигаться с большей скоростью, чем та, с которой осуществляют движение ее слабо подготовленные водители. Если на это не обратить внимания и не назначить реально возможную скорость движения колонны, то неизбежными будут вынужденные замедления, отставание машин, наезды и другие происшествия. В итоге колонна батальона (роты) будет двигаться с нарушением графика.
Как показывает практический опыт, колонна батальона (роты) по шоссейной дороге с твердым покрытием может двигаться в среднем со скоростью 20-25 км/ч , а на небольшое расстояние иногда и с более высокой средней скоростью. Однако при совершении марша в горах, пустынях, северных районах, лесисто-болотистой местности, в распутицу, туман и других неблагоприятных условиях средняя скорость движения колонн может уменьшиться в полтора-два раза.
При расчете марша командир батальона (роты) определяет также скорость движения при вытягивании и сосредоточении колонны . Как показывает опыт, она принимается равной от 0,5 до 0,75 средней скорости движения колонны на марше, то есть примерно около 10-12 км/ч .
Величина суточного перехода - это расстояние, преодолеваемое в течение суток. Оно зависит от средней скорости и времени движения колонн. Продолжительность движения колонн в течение суток зависит, в свою очередь, от возможности непрерывной работы техники и водителей.Величина суточного перехода зависит от средней скорости движения и времени, затраченного непосредственно только на движение колонны.
Опыт учений показывает, современная техника, состоящая на вооружении частей и соединений, в состоянии надежно эксплуатироваться до 18-20 часов в сутки, а механики-водители (водители) сохраняют высокую работоспособность при движении в течение 10-12 ч в сутки. В этой связи за 10-12 ч движения при средней скорости движения на марше около 20-25 км/ч величина суточного перехода может составить 200-250 км на марше по дорогам с твердым покрытием. На маршах по грунтовым дорогам, в горной местности и особенно в лесисто-болотистой местности в период дождей величина суточного перехода может быть значительно меньшей, иногда сокращаться вдвое.
Величина суточного перехода батальона (роты) может определяться по горючему - из расчета величины его штатных возимых запасов (за вычетом неснижаемого запаса - 0,2 заправки) и расхода топлива на 1 км пути. Например, при наличии в батальоне 2500 л топлива на каждый танк и расходовании его по дорожным условиям около 10 л/км, при вычете неснижаемого запаса (0,2 заправки) батальон может преодолеть на суточном переходе только 150-200 км.
Кроме того, время движения колонн можно определить исходя из того, что в течение суток бригада (батальон) будут иметь 2-3 привала по 1 часу, один привал во второй половине суточного перехода на 2 часа, в конце суточного перехода - дневной (ночной) отдых, продолжительностью до 6 часов . Следовательно, время движения колонн на марше составит 13-14 часов (24 часа - 2-3 часа - 2 часа - 6 часов). Однако механики-водители начинают управлять техникой уже при вытягивании походных колонн к исходному рубежу (пункту), а также при их втягивании (развертывании) в назначенный район (на указанном рубеже). В этом случае необходимо из суток еще отнять 2-3 часа на эти мероприятия (около 1 часа - время вытягивания, 1-2 часа -время втягивания (развертывания)). Итого, время движения колонн на марше составит 10-12 часов (13-14 часов - 2-3 часа). Исходя из этого, при указанных выше средних скоростях движения и сохранении работоспособности водителей, величина суточного перехода в зависимости от условий совершения марша может составлять от 200 до 250 км.
Батальон (рота) на марше может находится в походной колонне главных сил бригады (полка, батальона), в составе органов походного охранения или в передовом отряде. Самостоятельно (отдельной ко лонной) батальон может совершать марш, находясь в передовом отряде или авангарде, а рота - в головной, боковой или тыльной походной заставе. При этом рота, действующая в походном охранении, должна обеспечить беспрепятственное движение главных сил, не допустить проникновения к ним наземной разведки противника, исключить его внезапное нападение на колонну батальона.