Основные положения идеологии нацизма. Что такое нацизм: отличия от фашизма и национализма Центр планирования не может получить точную, подробную и своевременную информацию о потребностях потребителей
Как явление или как идеология?
Как идеология нет. Идеология вполне проста: есть правильные нации и есть неправильные, неправильные работают на правильные. Только эта идеология работает при мировом масштабе. Если фшизм начнётся только в Латвии - люди просто уедут и некому будет работать на нацистов. Источник прост, люди хотят править людьми. Без каких-либо моральных или других ограничений.Фашизм это реализует сполна.
Шафматы, шашки
ненависть
Нет.
Феминизм это борьба за равноправие мужчин и женщин, а не за превосходство женщин.Неприязнь к исламу - это лишь один из признаков здравомыслия.
любая идеология обречена на провал ж) и это факт
Как бы нацизм это в первую очередь национал-социолизм, это движение родилось в Германии.
Фашизм-родился в италии, и фашист, означало чернорубашник. Была такая партия во главе с Б.Мусолини
Вобще мусолить понятие "фашист" и делать его ругательством стали комунисты. Просто А.Гитлер раньше И.Сталина предложил своему народу и построил социализм. А сталин тогда декларировал диктатуру пролитариата. Это означало, что будешь ты пахать как проклетая, от зари, до заката. Есле слово скажешь. тебя сошлют в трудовой лагерь на 15 лет лес рубить, или на рудники. Скажешь 2 слова-расстреляют.
Поэтому в сталинские пропагандисты подняли это словечко "фашист" и стали им ругаться. хотя в нём ничего такого нет.
В Германии(20-ые годы) в движение по типу фашиского(НСП), там вобще чернорубашников(правда они носили коричневую форму) называли штурмовиками. Которые в последствии составили авангард СС.
Так что разница только в странах где эти понятия зародились.
Выступление на научно-экспертной сессии «Современный фашизм: новые облики и проявления» (26 апреля 2017 г., Москва).
Фашизм - определение с разбегающимися смыслами, разноликий феномен нашей общественной жизни. Это как, образно говоря, «человек с тысячью лиц»: он и гомо советикус, и гомо разумный, и одномерный, и человек играющий и т. д. Классическое определение, которое дал немецкому фашизму Георгий Димитров, трансформируется, отражает изменившиеся реалии второй половины XX - начала XXI вв. Существует 18 определений фашизма. Свой вклад в эту проблему внесли как ученые РАН, так и писатели Умберто Эко, Борис Стругацкий и др.
Каждый, на свой взгляд, обращал внимание на ту или иную грань этого парадоксального феномена. Но все практически обращали внимание на такие сущностные стороны, как расизм, ксенофобия, культ героя и смерти, нетерпимость к инаковым (и по рождению, и по мышлению), милитаристский шовинизм и т. д. Думается, выбирая причины появления и бытования современного фашизма в России, следует обратиться, прежде всего, к психологическим причинам, определяющим внутреннюю жизнь современного человека. Это механизмы заражения, подражания и моды.
Что касается моды, то механизмы ее влияния на мировоззрение и поведение недостаточно изучены. Мода на фашизм, точнее - на фашистов была еще в советское время. Она появилась еще в 70-е годы, после появления телесериала «Семнадцать мгновений весны». Штандартфюрер Штирлиц стал образцом для поведения некоторых молодых людей. Умный, подтянутый, хладнокровный, облаченный в черный мундир, стал героем для подражания подростков. Они увидели в нем человека волевого, который наведет порядок, которого уже так не хватало детям невоевавших отцов. В то же время отмечались случаи, когда школьники играли (а это было в Белоруссии - многострадальной республике, где был убит немцами каждый четвертый житель) в фашистов и партизан. Первые мучали вторых. Нельзя утверждать, что это были массовые случаи, но они имели место. Проводилась так же демонстрация (немногочисленная, где-то 20 человек) в Москве в честь рождения Гитлера 20 апреля.
По размышлению видится и вторая , гносеологическая причина распространения фашизма в наше время - архетипическая, связанная с глубинными основами личности. В современной жизни срабатывают (хотим мы или не хотим) архетипы подсознания, которые оказывают невидимое влияние на поведение людей. Прежде всего, такой архетип, как «они» и «мы». Они - это плохие люди, враги, мы - хорошие. Все, кто не наши, подлежат отторжению, если не уничтожению. Надо полагать, в этом лежат инфернальные корни фашизма как явления, воспроизводимого в настоящее время. Фашизм в известной степени дает выход накопившейся злобы, агрессии у определенной категории молодежи. Как известно, агрессия - имманентное качество личности. Оно микшируется, погашается, нейтрализуется воспитанием, образованием, школой, семьей, окружающей средой. Но было бы наивно думать, что все молодые люди проходят эту школу оккультивирования. Определенная часть - наоборот, ученики «школа злословия» если не преступления. Кроме того, надо куда-то выпустить адреналин.
Человек, чтобы ни говорили, - существо общественное. Он стремится войти в группу, банду, если она носит криминальный характер. Ряд молодежных банд носит идеологическую, нацистскую окраску. Подростки на бессознательном уровне порой убивают бомжей - «нелюдей», по их мнению, не имеющих права на жизнь. А они, как судьи, решают, выносят свой вердикт: кому жить, а кому нет. По существу, они реализуют идеи евгеники, которые проповедовали вожди гитлеровского рейха. Главари неонацистских объединений в России - это, как правило, волевые, харизматические личности, знающие что им делать и куда вести свою паству. Хорошие от природы психологи, они владеют приемами внушения. Как тут не вспомнить слова поэта: «Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад».
В советское время 30% населения было внушаемо, считалось конформистами. В современной России количество внушаемых значительно возросло. Одна из причин - Интернет-зависимость, зависимость от сетей, в которых распространяется идеология фашизма. Самый «эффективный» путь привязки апологетов фашизма к преступным структурам - привлечение их к убийству инаковых, других по цвету кожи и мироощущению.
Третья причина воспроизводства фашизма - социальная. А именно: имущественное, социальное расслоение российского общества. Нас не может успокоить тот факт, что это общемировая тенденция: «бедные - беднеют, богатые - богатеют». В наши дни выявилась такая категория населения, как «новые бедные». 40% населения России испытывает «самоощущение бедности». К новым бедным относят людей из числа работающих, которым хватает на хлеб, на молоко, на макароны, иногда на докторскую колбасу. Но для них закрыт заграничный туризм, отдых, высокие стандарты потребления. Если взять децильное соотношение доходов населения (10% богатых и 10% бедных), то оно было таким. В СССР - 1:4, в США - 1:6, в латиноамериканских странах - 1:12. В 90-е годы в России был такой коэффициент - 1:34, в настоящее время, по официальным данным 1:17. В Москве, как утверждают независимые статисты, 1:64. Это не удивительно, в столице «крутится» 85% всех денег страны. Естественно, что такая вопиющая разница порождает протестные явления, которые могут и принимают форму неонацистских объединений.
Четвертая причина - оккультная, мистическая, мифологическая. Установить оккультные корни современного фашизма - дело непростое. Очевидно то, что и здесь срабатывают механизмы тоски по сильной личности, которая наведет порядок в этом бедламе. И это неизбывная потребность в сверхчеловеке воскрешает постулаты исторического фашизма (нацизма), а именно: культ героизма и культ смерти.
В заключение два замечания. Первое. Приведенные причины возрождения фашизма взаимопереплетаются, накладываются друг на друга, взаимодействуют, эволюционируют. И порой трудно сказать. Что первично, что вторично. Второе. Современный фашизм мимикрирует, маскируется под другие формы проявления протеста, принимающие личину молодежных субкультур. Скажем, этнодиктаторские режимы бывших союзных республик подменяют естественное стремление этнических русских сорганизоваться, заявить свои права на территорию и нормальные жизненные условия надуманными ярлыками и приписывают им экстремизм, «русский фашизм». Хотя, как показывает история России, каких-либо значимых проявлений так называемого русского фашизма не было на территории страны. Вместе с тем, мы знаем, что среди русских эмигрантов, проживающих в Европе, накануне Второй мировой воны были созданы фашистские организации, инспирированные германским фашизмом. Наоборот, русский народ консолидировал нерусские народы и сломал хребет гитлеровскому фашизму.
Вот по мере того как этнократический режим Назарбаева использовав завесу дружбы с великим русским народом и с молчаливого согласия Б.Н.Ельцина жестокими репрессиями вначале 90-х годов расправился с русским казачеством северных областей Казахстана, требовавшим культурно-национальную автономию. Видимо, по этой причине, чтобы застолбить суверенитет казахского народа на северные земли, он перенес свою столицу из Алма-Аты в Астану.
Таким образом, налицо объективные и субъективные факторы воспроизводства и бытования фашистских тенденций в современной России. И это надо учитывать при проведении внутренней политики властвующей элитой.
Подпишитесь на нас
Идеология нацизма включала в себя три основных «закона»:
1) Закон биологической гравитации
Этот закон был придуман Гитлером и заключал в себе следующий смысл: человек по своей сути существо социальное, поэтому должен жить в обществе, но само это общество должно быть вполне определенным и ограниченным некоторыми рамками. Ребенка с рождения окружает его семья, т. е. семья одного человека. однако, по мнению Гитлера, можно выделить еще, по крайней мере, два ее типа: семья одного народа и нескольких народов (стоит заметить, что немецкое слово «Volk» дословно не переводится на русский язык и означает нечто среднее между понятиями «народ» и «нация»).
Наилучшим для своего народа Гитлер называл вариант, когда все немцы проживают на одной территории, а лозунг «Германия для немецкого народа» он считал вполне оправданным и, более того, научным обоснованным.
Процедура выявления и обезвреживания врагов германского народа считалась важнейшей задачей (этим, в частности, занимались СС). Круг «врагов народа» был обширен и включал в себя несколько «уровней враждебности». К внутренним врагам относились либералы, уголовники, гомосексуалисты, марксисты, масоны, пацифисты, христиане, а также некоторые деятели культуры и искусства. К внешним – англо-американские плутократы, европейские демократы и русские большевики.
В знаменитой двухчасовой речи в Дюссельдорфе (1932 г.) Гитлер заявил: «Большевизм – нечто большее, чем беснующаяся на улицах германских городов толпа. Это абсолютное беззаконие и наступление азиатского варварства»(3, с.79).
К расовым врагам относились все неарийские расы – славяне, цыгане, негры… Особой и самой ненавистной категорией были евреи – «величайшее несчастье германской нации», по словам Геббельса. Вообще говоря, антисемитизм имел прочные корни и в остальной Европе, и в России, однако государственной политикой он был только в Германии.
Один момент, сыгравший на руку нацистам, поставил немецких евреев на грань полного уничтожения: 7 ноября 1938 г. один польский еврей, возмущенный произволом нацистов в Германии, в знак протеста расстрелял немецкого дипломата в здании посольства в Париже. Это стало подходящим поводом для организации карательной операции против евреев. Грандиозный погром, разразившийся в ночь с 9 на 10 ноября, вошел в историю под названием «Хрустальная ночь». В ходе погрома было разрушено около 300 синагог, 7000 лавок и 800 еврейских магазинов, а ущерб от одних только разбитых витрин составил 5 млн марок (См. 5, с. 386).
2) Закон автаркии
Вторым законом Гитлер называл закон автаркии (от греч. autarkeia - достаточность), т. е. экономической самодостаточности, самоудовлетворенности в экономическом отношении (термин автаркия у Фукидида означал политическую и экономическую независимость страны от других государств). Этот закон стал официальной экономической теорией нацизма. Гитлер постоянно заявлял, что Германия «стремится к автаркии». Германская достаточность, говорил он, должна исходить из военных соображений, и Третий рейх должен стать невосприимчивым к блокадам, подобным тем, которые обременяли Германию во время Первой мировой войны. «Закон жизни выше корыстолюбия», – это еще одно изречение Гитлера (3, с. 84).
В экономическом отношении Гитлер обещал немцам не только возвращение «светлого прошлого» (имеется в виду прошлого до Первой мировой войны), но и еще более «светлое будущее», и, прежде всего, всеобщую занятость, порядок в стране. Хотя основным методом руководства экономикой стал прямой административный диктат, с приходом Гитлера к власти в хозяйстве Германии действительно стали наблюдаться положительные перемены: практически исчезла безработица, а милитаризация экономики обусловила выход из кризиса и значительный рост производства (за 1929 - 1938 гг. объем промышленной продукции вырос на 25 %, а в тяжелую и военную промышленность направлялось 3/5 всех инвестиций) [См. 2, с. 367].
Однако подобной экономической политики придерживались и некоторые другие государства, не называя ее «автаркией». Поэтому сама формулировка второго закона Гитлера представляется довольно сомнительной.
3) Идея великой арийской расы и расширения жизненного пространства для нее
«Веками перед этой белокурой расой стояла задача унаследовать законную власть над миром. Веками перед этой расой стояла задача нести миру счастье, культуру и порядок», – этот отрывок из речи Гиммлера демонстрирует веру в высшее предназначение немецкого народа, последний и, пожалуй, самый главный закон нацистской идеологии: низшие народы должны потесниться, чтобы освободить «жизненное пространство» для великой арийской расы (расизм, собственно, и составлял практически всю эту идеологию) .
Чувствуя себя ущемленным в правах и территории после проигрыша в Первой мировой войне, германское руководство выдвинуло идею расширения границ. Гиммлер любил повторять, что «вслед за великогерманским рейхом придет германо-готский рейх до Урала, и, возможно, в далеком будущем наступит германо-гото-франкская эра» (4, с. 23). Границы рейха он, например, намеревался перенести на 500 км вглубь советской территории, постепенно эта цифра увеличилась до 1000. Эта доктрина «крови и почвы» проявилась в ярой экспансионистской политике нацистов.
Низведение межгосударственных и межэтнических отношений до уровня социал-дарвинизма привело не только к отрицанию права «неарийской расы» на жизнь – нацистские ученые додумались до того, что классифицировали животный и растительный мир на «представителей нордической фауны и флоры и низшей – еврейской».
Расовая доктрина получила свое теоретическое обоснование в середине XIX в. на волне растущего национализма и сопутствующего ему романтизма, когда германский расизм обрел политическое и культурное значение. Не удовлетворившись заявлениями о превосходстве белой расы над цветными, приверженцы расовой доктрины создали иерархию внутри самой белой расы. Столкнувшись с этой необходимостью, они создали миф об арийском превосходстве. Это, в свою очередь, стало источником для последующих мифов, таких как тевтонский, англосаксонский и кельтский.
Первым шагом было смешение индоевропейской группы языков с так называемой индоевропейской расой. Понятие «индоевропеец» вскоре было вытеснено понятием «индогерманец». А затем, с легкой руки Фридриха Макса Мюллера, превратилось в «арийский» – для обозначения принадлежности к языковой группе. С этих позиций расисты утверждали, что «ариец» означает благородство крови, бесподобную красоту формы и разума и превосходство породы. Любое значимое достижение в истории, утверждали они, было сделано представителями арийской расы. Вся цивилизация, по их мнению, явилась результатом борьбы между творцами-арийцам и разрушителями-неарийцами (1, с. 89).
«Нордический миф» о превосходстве нордической (арийской) расы был подхвачен и учеными-генетиками. В частности, было выдвинуто предположение, что психические качества и характер человека зависят от формы его черепа и от величины его «головного показателя». Теория утверждала, что, чем ниже этот показатель, т. е. чем длинноголовее человек, тем он энергичнее, одареннее, жизнеспособнее. По секретной документации, ставшей общеизвестной после падения рейха, во время Второй мировой войны нацисты также практиковали опыты над людьми с целью «выведения качественно нового биологического вида человека», используя как «материал» представителей именно «арийской расы». Для выявления признаков «арийской расы» были изобретены всяческие приборы и механизмы, с помощью которых измерялись различные части тела испытуемого, «недочеловеки» же, или «унтерменьши», (евреи, а потом и поляки с русскими) автоматически подлежали уничтожению.
Для освобождения Германии от ее «главного врага» – евреев – Гитлер предпринял несколько шагов. В 1933 г. он подписал циркулярное распоряжение, предписывающее всем ортсляйтерам (руководителям низовых организаций НСДРП) «организовать исполкомы для организации бойкота еврейских магазинов, товаров, юридических и медицинских консультаций». В 1935 г. была принята серия Нюрнбергских законов о гражданстве и расе, которые предоставляли гражданство «всем носителям германской или схожей крови» и лишали его каждого, кто считался представителем еврейской расы. Благодаря этим законам, расизм получил юридическое обоснование в Третьем рейхе.
В 1940 г. Главное управление по вопросам расы и поселений СС разработало проект переселения европейских евреев на Мадагаскар, однако Франция категорически отказалась уступить остров, поэтому план «Мадагаскар» так и не был реализован.
А переломным моментом в судьбе немецких евреев стал день 20 января 1942 г., когда на совещании в Ванзее была принята резолюция об «окончательном решении еврейского вопроса», ставшая сигналом для развертывания беспрецедентной акции геноцида. С 1939 по 1945 гг. в Германии было уничтожено 250 000 евреев – примерно половина от их довоенной численности (См. 3, с. 97).
Похожая информация.
В современном обществе термины «нацизм», «национализм» и «фашизм» часто могут восприниматься как синонимы, однако это не так. Два термина, а именно нацизм и фашизм, были отождествлены во время Великой Отечественной войны, поскольку Италия и Германия выступали в данной войне на одной стороне. Именно тогда появилось словосочетание «фашистская Германия», которое очень не нравилось пленным немцам. Национализм и нацизм и вовсе практически неотличимы для обычного человека. Но если смысл у этих понятий один, как же их различить и и нацизм?
Фашизм и франкизм
Фашизм в переводе с итальянского означает «объединение» или «пучок». Данный термин означает обобщение крайне правых политических движений, а также их идеологии. Также он обозначает политические режимы диктаторского типа, которые возглавляются данными движениями. Если брать более узкое понятие, то под фашизмом подразумевается массовое политическое движение, которое существовало на территории Италии в 20-40-х годах ХХ века под руководством Муссолини.
Помимо Италии, фашизм также существовал в Испании во время правления генерала Франко, отчего он получил несколько иное название — франкизм. Фашизм был и в Португалии, Венгрии, Румынии, Болгарии, а также во многих Если верить работам советских ученых, то к фашизму стоит отнести и национал-социализм, существовавший в Германии, однако чтобы разобраться в этом, необходимо понять, что такое нацизм?
Признаки фашистского государства
Как же отличить фашистское государство от других? Несомненно, у него есть свои признаки, которые позволяют отделить его от других стран, где властвует диктатор. Основные черты идеологии фашизма - это:
- Вождизм.
- Корпоративизм.
- Милитаризм.
- Экстремизм.
- Национализм.
- Антикоммунизм.
- Популизм.
Фашистские партии, в свою очередь, возникают тогда, когда страна находится в состоянии экономического кризиса, притом в том случае, если он влияет на состояние политической и социальной сферы.
После окончания Второй мировой войны понятие «фашист» обрело очень негативную окраску, поэтому для любой политической группы стало крайне непопулярно относить себя к данному направлению. В советских СМИ традиционно фашизмом назывались все антикоммунистические военные диктатуры. В качестве примера можно привести военную хунту Пиночета на территории Чили, а также режимы Стресснера в Парагвае.
Фашизм не синоним слову национализм, поэтому не стоит путать два этих понятия. Нужно просто разобраться, и нацизм.
Национализм
Следующий термин, который следует узнать, чтобы понять что такое нацизм — это национализм. Он являет собой одно из направлений политики, в качестве основополагающего принципа которого выступает тезис главенства нации в государстве. Данное политическое движение стремится отстоять интересы какой-либо определенной национальности. Но так происходит не всегда. Иногда национализм может формировать народ не только по принципу одной крови, но и по принципу территориальной принадлежности.
Как отличить национализм от нацизма?
Главные отличия нацизма от национализма состоят в том, что представители второго более терпимо относятся к другим этносам, но не стремятся с ними сближаться. Помимо этого, они, как уже упоминалось выше, могут быть сформированы по территориальным или же религиозным признакам. Также реже противоречит экономике, свободомыслию и свободе слова. Оно умеет качественно вклиниваться в правовое поле государства и способно справляться с Тот, кто понимает, что такое нацизм, должен знать, что при нем государство следует тоталитарным устоям, и в нем нет места свободомыслию.
Нацизм
Что такое нацизм? Определение этого понятия стало широко известно всему миру после окончания Второй мировой войны. Именно Третий рейх является основным примером, благодаря которому можно понять, что такое нацизм. Под этим понятием понимается та форма общественного устройства государства, при которой социализм объединяется с крайней степенью расизма и национализма.
Цель нацизма состояла в том, чтобы объединить на обширной территории общность расово чистых, арийских людей, которые смогут привести страну к процветанию на протяжении веков.
По мнению Гитлера, социализм являлся древнеарийской традицией. По мнению высокопоставленных лиц Третьего рейха, именно их предки впервые начали использовать земли сообща, старательно развивая идею о всеобщем благе. Коммунизм, по их словам, не являлся социализмом, а был лишь замаскированным марксизмом.
Основными идеями национал-социализма являлись:
- Антимарксизм, антибольшевизм.
- Расизм.
- Милитаризм.
Таким образом, можно понять, что такое фашизм и нацизм, а также национализм. Это три совершенно разных понятия, которые, несмотря на некоторое сходство, не являются синонимами. Но, несмотря на факты, многие люди по сей день считают их одним целым.
Слово фашизм у нас прочно ассоциируется с гитлеровской Германией. Однако глава Третьего рейха Адольф Гитлер исповедовал не фашизм, а национал-социализм. При совпадении многих положений между двумя идеологиями есть существенные различия и даже противоречия.
Тонкая грань
Сегодня любые движения, имеющие крайне радикальный характер, декларирующие националистические лозунги, принято называть проявлением фашизма. Слово фашист, по сути, превратилось в штамп, потеряв свой исходный смысл. Это не удивительно, так как две наиболее опасные тоталитарные идеологии XX столетия – фашизм и национал-социализм – долгое время находились в тесном соприкосновении, оказывая друг на друга заметное влияние.
Действительно между ними много общего – шовинизм, тоталитаризм, вождизм, отсутствие демократии и плюрализма мнений, опора на однопартийную систему и карательные органы. Национал-социализм нередко называют одной из форм проявления фашизма. Германские нацисты охотно адаптировали на своей почве некоторые элементы фашизма, в частности, нацистское приветствие является калькой, так называемого римского салюта.
При повсеместном смешении понятий и принципов, которыми руководствовались нацизм и фашизм между ними не так легко выявить различия. Но прежде чем это сделать, нужно остановиться на происхождении двух идеологий.
Фашизм
Слово фашизм имеет итальянские корни: «fascio» на русском звучит как «союз».
Это слово, к примеру, стояло в названии политической партии Бенито Муссолини – Fascio di combattimento (Союз борьбы). «Fascio» в свою очередь восходит к латинскому слову «fascis», что переводится как «пучок» или «связка».
Фасции – пучки вязовых или березовых прутьев, перетянутых красным шнуром или связанных ремнями – являлись своеобразным атрибутом власти древнеримских царей или магистров в эпоху Республики. Первоначально они символизировали право властей добиваться своих решений применением силы. По некоторым версиям, фасции действительно были инструментом телесных наказаний, а вместе с топором – смертной казни.
Идеологические корни фашизма берут начало в 1880-х годах в таком явлении как Fin de siècle (с фр. -«конец века»), характеризующимся метаниями между эйфорией в ожидании перемен и эсхатологическим страхом перед будущим. Интеллектуальную основу фашизма во многом подготовили труды Чарльза Дарвина (биология), Рихарда Вагнера (эстетика), Артюра де Гобино (социология), Гюстава Лебона (психология) и Фридриха Ницше (философия).
На рубеже столетий появляется ряд работ, в которых исповедуется доктрина превосходства организованного меньшинства над дезорганизованным большинством, легитимность политического насилия, радикализируются понятия национализма и патриотизма. Это приводит к появлению политических режимов, стремящихся к усилению регулирующей роли государства, насильственным методам подавления инакомыслия, неприятию принципов экономического и политического либерализма.
Во многих странах, таких как Италия, Франция, Бельгия, Венгрия, Румыния, Япония, Аргентина в полный голос о себе заявляют фашистские движения. Они исповедуют сходные принципы: авторитаризм, социальный дарвинизм, элитаризм, одновременно отстаиваяантисоциалистические и антикапиталистические позиции.
В наиболее чистом виде доктрина фашизма как власти корпоративного государства была выражена итальянским лидером Бенито Муссолини, который под этим словом понимал не только систему государственного управления, но и идеологию. В 1924 году Национальная фашистская партия Италии (Partito Nazionale Fascista) получила парламентское большинство, а с 1928-го – стала единственной легальной партией страны.
Национал-социализм
Это движение известное под термином «нацизм» стало официальной политической идеологией в Третьем рейхе. Его часто рассматривают как разновидность фашизма с элементами псевдонаучного расизма и антисемитизма, что выразилось в понятии «немецкий фашизм», по аналогии с итальянским или японским фашизмом.
Немецкий политолог Мануэль Саркисянц пишет, что нацизм – это не германское изобретение. Философия нацизма и теория диктатуры были сформулированы в средине XIX века шотландским историком и публицистом Томасом Карлейлем. «Как и Гитлер, Карлейль никогда не изменял своей ненависти, своему презрению к парламентской системе, – отмечает Саркисянц. – Как и Гитлер, Карлейль всегда верил в спасительную добродетель диктатуры».
Главной целью для германского национал-социализма было построение и утверждение на максимально обширном географическом пространстве «чистого государства», в котором главная роль отводилась бы представителям арийской расы, имеющей все необходимое для благополучного существования.
Национал-социалистическая немецкая рабочая партия (НСДАП) находилась у власти в Германии с 1933 по 1945 год. Гитлер часто подчеркивал значение итальянского фашизма, который повлиял на формирование нацистской идеологии. Особое место он отводил Маршу на Рим (шествие итальянских фашистов в 1922 году, способствовавшее возвышению Муссолини), который стал вдохновляющим примером для германских радикалов.
В основу идеологии германского нацизма лег принцип объединения доктрин итальянского фашизма вокруг национал-социалистических идей, где абсолютное государство Муссолини преобразовывалось бы в общество с евгеническим учением о расе.
Такие близкие, но разные
Согласно Муссолини основное положения фашистской доктрины – это учение о государстве, его сущности, задачах и целях. Для идеологии фашизма государство является абсолютом – непререкаемым авторитетом и высшей инстанцией. Все индивиды или социальные группы не мыслимы без государства.
Более четко эта идея обозначена в лозунге, который Муссолини провозгласил в своей речи в Палате Депутатов 26 мая 1927 года: «Всё в государстве, ничего против государства и ничего вне государства».
Отношение к государству национал-социалистов было принципиально иным. Для идеологов Третьего рейха государство – это «только средство для сохранения народа». В отдаленной перспективе национал-социализм не ставил цель поддерживать структуру государства, а стремился реорганизовать его в общественные институты.
Государство в национал-социализме рассматривалось как промежуточный этап, в построении идеального, чистого в расовом отношении общества. Здесь можно усмотреть некоторую аналогию с идеями Маркса и Ленина, которые считали государство переходной формой на пути строительства бесклассового общества.
Второй камень преткновения между двумя системами – национальный и расовый вопрос. Для фашистов был крайне важен в этом отношении корпоративный подход в решении национальных проблем. Муссолини заявлял, что «раса - это чувство, а не реальность; 95% чувства». Более того, Муссолини старался по возможности избегать этого слова, заменяя его понятием нация. Именно итальянская нация была для дуче предметом гордости и стимулом для её дальнейшего возвеличивания.
Гитлер называл понятие «нация» «устаревшим и пустым», несмотря на присутствие этого слова в названии его партии. Национальный вопрос германские лидеры решали через расовый подход, в буквальном смысле путем механической очистки расы и поддержанием расовой чистоты через отсеивание инородных элементов. Расовый вопрос – краеугольный камень нацизма.
Фашистской идеологии в ее изначальном смысле были чужды расизм и антисемитизм. Хотя Муссолини и признавал, что стал расистом еще в 1921 году, но при этом подчеркивал, что здесь нет никакой имитации германского расизма. «Необходимо, чтобы итальянцы уважали свою расу», – так декларировал Муссолини свою «расистскую» позицию.
Более того, Муссолини не раз осуждал евгенические учения национал-социализма о чистоте расы. В марте 1932 года в беседе с немецким писателем Эмилем Людвигом он заметил, что «к настоящему времени в мире не осталось совершенно чистых рас. Даже евреи не избежали смешения».
«Антисемитизма в Италии не существует», – заявлял дуче. И это были не только слова. В то время как в Германии набирали силу антисемитские кампании в Италии многие важные посты в университетах, банках или армии продолжали занимать евреи. Только с середины 1930-х годов Муссолини заявил о белом превосходстве в африканских колониях Италии и перешел на антисемитскую риторику ради союза с Германией.
Важно отметить, что нацизм не является обязательной составляющей фашизма. Так, фашистские режимы Салазара в Португалии, Франко в Испании или Пиночета в Чили были лишены основополагающей для нацизма теории расового превосходства.