Презентацию на тему международные отношения между странами. Презентация на тему: Интеграционный процесс в СНГ
Cлайд 1
Cлайд 2
Международный политический процесс – это взаимодействие и противодействие разнокачественных субъектов мирового сообщества по поводу определённых объектов международных отношений. Три составляющих структуры современного международного политического процесса: 1. Субъекты международного политического процесса (суверенное государство и общественные организации, создаваемые для решений двухсторонних и многосторонних отношений на дипломатическом уровне: ЕС, СНГ, НАТО,ООН).Cлайд 3
Структура современного международного политического процесса: 2. Объекты международного политического процесса (конкретные международные, экономические и политические процессы государства либо группы государств). Международные объекты могут быть: двухсторонние между конкретными государствами; многосторонние, затрагивающие группы стран. 3. Нормативно – правовая база международного политического процесса (значимую роль играют институты дипломатии, составляющие основные принципы международного права, которое в 40 – 50-е годы XX в. зафиксированы в уставе ООН:Cлайд 4
Принципы международного права суверенное равенство государств; неприменение силы и угрозы сил в международных отношениях; территориальная ценность государств; мирное разрешение международных споров; невмешательства во внутренние дела; всеобщее уважение прав человека; сотрудничество и взаимопомощь; добросовестное выполнение международных обязательств.Cлайд 5
Мировая политика - совокупная деятельность государств на международной арене. Международные отношения - система политических, экономических, культурных, военных, дипломатических и других взаимосвязей и взаимоотношений между государствами и народами. На развитие международных отношений влияет такой важный фактор как мировая политика. Арена международных отношений не может называться мирной, пока хоть на одном из ее участков идет война или вооруженные столкновения, конфликты.Cлайд 6
Международные отношения включают в себя конкретные виды отношений между государствами политические, экономические, научно-технические, идеологические, культурные, военные. Первостепенность политических международных отношений заключается в том, что любая проблема, ставшая предметом государственной политики, приобретает политический характер и находит выражение в межгосударственных политических отношениях.Cлайд 7
Среди положительных тенденций развития современных международных отношений можно назвать следующие: 1. Процесс деидеологизации международных отношений. - С распадом двухполярной мировой системы, прекратилось идеологическое противостояние, разделявшее народы и государства на два враждующих лагеря. Железный занавес, разделявший народы социалистического и капиталистического лагерей, пал с началом перестройки в СССР, а вместе с ним ушла идея классовой борьбы. Культивируется идея мирных международных отношений и мирного сосуществования, в основе которых будет находиться консенсус при всем многообразии типов социально-экономического государственного устройства.Cлайд 8
2. Следствием процесса деидеологизации международных отношений является переход от конфронтации к партнерству и сотрудничеству: народы и правительства понимают целесообразность и взаимную выгодность сотрудничества государств в различных областях торговли, экономической взаимопомощи, развития культурных отношений, научных обменов и т.д. В недалеком прошлом господствующее положение в мире занимали две сверх державы - США и СССР. С распадом СССР на мировой арене осталась осталась одна сверхдержава - США. Это чревато диктатом со стороны сверхдержавы более слабым странам и ущемления их собственных интересов.Cлайд 9
Поэтому в современном мире возникла и набирает силу тенденция к формированию международной системы взаимного сдерживания, что позволит рассредоточить силы и влияние в мировой политике. 3-я тенденция современных международных отношений - демократизация и гуманизация мировой политики. Мировое сообщество пришло к пониманию того, что международные отношения должны оцениваться с точки зрения общечеловеческих приоритетов, права каждого человека на жизнь, свободу и нормальные условия существования. С этой точки зрения главной ценностью становится личность, а не государство и его интересы.Cлайд 10
4-я тенденция-расширение сферы международных отношений, участниками которых уже становятся не только государственные чиновники, но и политические партии, общественные движения, церковные, культурные, спортивные организации, повседневные общения людей через Интернет. 5-я тенденция - осознание общих для всего человечества, глобальных проблем, ставших жизненно важными проблемами мировой политики и международных отношений. В их числе: проблема мировой безопасности; экологическая, демографическая, сырьевая, энергетическая, продовольственная, освоение космического пространства и Мирового океана, ликвидация опасных болезней.Cлайд 11
Геополитика - область политики, исследующая международные отношения в контексте географического расположения стран (возникло в нач. 20 в.). Изучение мировой политики и международных отношений в рамках геополитического направления предполагает акцентирование на территориальных и демографических условиях, а также силовых потенциалах различных стран при исследовании глобальных и национальных интересов, приоритетов внешней политики государств.Cлайд 12
Основные понятия геополитического направления геополитическое пространство, геостратегический регион, геополитический регион, государственная территория. Геополитическое пространство - совокупность государственных территорий всех стран мира вместе с международными проливами, открытым морем и Антарктидой. Геостратегические регионы - большие пространства, включающие помимо территорий регионообразующих стран, зоны их контроля и влияния, поэтому их численность ограничена.Cлайд 13
Частью геостратегического региона являются геополитические регионы – характеризующиеся тесными и устойчивыми политическими, экономическими, культурными связями и своей компактностью по сравнению с геостратегическим регионом. В геополитических исследованиях большое значение уделяется категории «граница», под которой в политологии понимают определенные рамки, ограничивающие пространство, на которое распространяется национальный суверенитет. Граница – это не просто линия размежевания госуд.территорий, она обеспечивает жизнеспособность и безопасность государства, определяет ареал формирования национального самосознания.Cлайд 14
Геополитические исследования позволяют прогнозировать и моделировать возможные варианты развития международных отношений и формирования мирового порядка. В современных геополитических условиях специалисты в области международной политики прогнозируют три возможных варианта развития международных отношений. 1. будущий мир предстает как биполярная антагонистическая модель, где место СССР как великой некапиталистической державы, противостоящей Америке на мировой арене, займет социалистический Китай.Cлайд 15
Возможные варианты международных отношений: 2. мир будет представлять собой однополюсно-авторитарную систему во главе с США, которые останутся единственной сверхдержавой мира, и этот мир будет экономически и политически подчинен интересам США. 3. Неконфронтационная демократическая система мирового сообщества народов, в основе которой будет соблюдение всеми норм международного права и установление баланса экономических и политических возможностей между государствами.Cлайд 16
Глобализация в мировом порядке Термин возник в 60-е гг. XX в. Конец XX - начало XXI века появились глобальные мировые проблемы: международный терроризм, новые виды болезней, уносящие жизни тысяч людей (СПИД, «куриный грипп») и др. Глобализация - исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы. Наднациональные (глобальные) единицы различного масштаба: политические и военные блоки (НАТО), имперские сферы влияния (бывший социалистический лагерь), коалиции правящих групп («Большая семерка»), континентальные объединения (Европейский Союз), всемирные международные организации (ООН), прослеживаются контуры всемирного правительства в лице Европейского парламента и ИНТЕРПОЛа.Cлайд 19
В экономическом плане процесс глобализации выражается понятием «мировая капиталистическая экономика»: усиливается роль региональных и мировых экономических соглашений, наблюдается глобальное разделение труда, увеличивается роль многонациональных и транснациональных корпораций, (которые обладают доходом, превышающим доход среднего национального государства): Это компании: «Тойота», «Макдоналдс», «Пепси-Кола», «Дженерал Моторс», утратившие национальные корни и действующие по всему миру.Cлайд 20
На глобальном уровне общество превращается в мировую систему, которая называется мировым сообществом. Различают две формы системы – мировые империи – цивилизация как глобальные системы - (множество территорий, политически объединенных в одно государственное образование) и мировые экономические системы (страны, развивающие сходную экономику, но политически в одно государство не объединенные).Подобные документы
Институт Гёте - учреждение культуры Федеративной Республики Германия, имеет отделения во многих странах мира. Цели организации - популяризация немецкого языка за рубежом и международное сотрудничество в области культуры. Деятельность института в России.
доклад, добавлен 06.12.2008
Обзор современной ситуации в отношениях между Россией и Казахстаном. Сотрудничество в сфере торговли. Политическая, военно-техническая и культурно-гуманитарная сферы сотрудничества. Культурный обмен и религиозный аспект международных отношений.
курсовая работа, добавлен 12.12.2013
Военно-техническое сотрудничество (ВТС) как часть внешней политики любого государства. Система и принципы ВТС России. ВТС в системе внешне и внутриэкономических процессов России. Регулирование деятельности в области военно-технического сотрудничества.
реферат, добавлен 11.08.2010
Внешняя политика Греции. Участие страны в международных организациях. Отношения с ЕС и НАТО. Греко-российские отношения. Курс Греции на участие в европейской интеграции и создание открытой экономики. Особое значение сферы услуг. Экспорт и импорт.
контрольная работа, добавлен 23.06.2010
Основные этапы торгово-экономического сотрудничества России и Вьетнама. Характеристика состояния торгово-экономических отношений, инвестиционное сотрудничество. Проблемы в развитии торгово-экономических отношений России и Вьетнама и пути их решения.
курсовая работа, добавлен 31.08.2010
Деятельность России в интеграционных группировках. Единое Экономическое Пространство: РФ, Беларусь, Казахстан, Украина. Перспективы интеграции России в мировую экономику. Сотрудничество в рамках Европейского и Ассоциации Стран Юго-Восточной Азии.
курсовая работа, добавлен 04.12.2007
Направления внутренней и внешней политики Грузии в 90-ые годы. Истоки внутриполитической напряженности. Расстановка основных политических сил. В Европу или в НАТО? Особенности развития отношений России и Грузии в 90-ые годы.
курсовая работа, добавлен 03.06.2003
Понятие и виды международного терроризма. Роль ООН и РФ в борьбе с международным терроризмом. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации. Международная Конвенция о борьбе с финансированием терроризма.
реферат, добавлен 20.05.2014
История развития и современное состояние российско-кубинских отношений. Российско-кубинское сотрудничество и Закон "Хелмса-Бертона". Оценка состояния торгово-экономических связей России с Кубой на современном этапе и перспективы их дальнейшего развития.
курсовая работа, добавлен 27.07.2010
Коммуникационные диссонансы в российско-германских отношениях. Россия и Германия: динамика сближения и отчуждения, проблемы и перспективы сотрудничества. Приоритеты и задачи внешней политики России в отношении ЕС. Основы формирования единого рынка.
Траектория лекции 1. Основные проекты экономической интеграции и сотрудничества в Восточной Азии. 1. 1. Институциональная архитектура Восточной Азии (СВА и ЮВА): институты регионального сотрудничества, инициируемые АСЕАН, роль Форума «Азия – Европа» в консолидации идеи регионализма Восточной Азии, Форум АТЭС, Транстихоокеанское партнерство (ТТП). Причины, препятствующие интеграции ВА. 1. 2. Зоны транснационального сотрудничества в Восточной Азии. 1. 3. Неправительственные организации и их роль в развитии регионального сотрудничества 2. Проблемы безопасности и устойчивого развития в Восточной Азии 2. 1. Двусторонние контакты и институциональные структуры в решении проблем безопасности: АРФ, АТЭС, ШОС, СВМДА, Диалог Шангри-Ла. 2. 1. Роль КЕДО и механизма Шестисторонних переговоров в решении проблем безопасности Корейского полуострова.
Регионоведческий аспект МО Ø Восточная Азия (ВА) – калейдоскоп культур, многообразие форм социальных структур, динамичное экономическое развитие. Ø В процессе исторического развития формируется культурно-цивилизационная и экономическая региональная общность. Ø В 1990 -х на интенсификацию сотрудничества среди стран ВА повлияли следующие факторы: 1. Рост экономической взаимозависимости и объемов торговли между странами ВА (СВА и ЮВА) Ø 2. Азиатский финансовый кризис и его результаты (Чиангмайская инициатива, ориентированная на создание системы взаимной поддержки стран ВА, стала примером защиты региона от валютно-финансовых потрясений извне и от необходимости обращаться за помощью к МВФ. – См. В. Амиров. Истоки и эволюция Чиангмайской инициативы). Ø 3. Расширение региональных организаций в Азии, Европе и Америке. Ø 4. Актуализация поиска восточноазиатской идентичности, благодаря бурному экономическому росту и укреплению позиций на международной арене (Синтаро Исихара (No-сан), Махатхир Мохаммад, Ким Дэчжун). Ø Ø На пространстве Восточной Азии фигурируют разные формы экономической интеграции: от трансграничных зон экономического роста и соглашений о свободной торговли до трансконтинентальных структур (АТЭС, РВЭП, ТТП)
Форум «Азия-Европа» - АСЕМ (ASEM) инициирован Сингапуром и Францией. Первая Конференция состоялась в 1996 г. в Бангкоке Последний саммит прошел в июле 2016 в Улан-Баторе. В АСЕМ входит 53 участника. Ø Деятельность Форума опирается на 3 столпа: политика; экономика; социокультурная и образовательная сфера. Ø Главные задачи: развивать и углублять сотрудничество между континентами, совместно бороться с вызовами и угрозами безопасности, совершенствовать механизмы взаимодействия. Ø
Диалог по сотрудничеству в Азии (Asia Cooperation Dialogue) Ø Ø Ø Цель - создание «моста» между региональными структурами (АСЕАН, АСЕАН+3, СААРК, Совет по сотрудничеству государств Персидского залива, Евразийский Союз), а в перспективе стать ведущей структурой обще азиатского взаимодействия. Действует с 2002 г. по инициативе Таиланда. С 2012 проводятся саммиты. Последний (III) прошел в октябре 2016 в Бангкоке, следующий состоится в Тегеране (2018). Главные задачи Форума – создание механизма обмена идеями и опытом между участниками, синхронизация их партнерства на различных уровнях, выработка стратегии реагирования на новые вызовы и негативные последствия глобализации. В настоящее время Форум объединяет 34 страны/ В рамках Диалога анонсированы 20 программ сотрудничества в сферах энергетики и энергобезопасности, информационных технологий, формирования азиатского фондового рынка, транспорта, туризма, сельского хозяйства, охраны окружающей среды, развития малого и среднего предпринимательства и др.
* * Legend * ██ ASEAN full members ██ ASEAN observers ██ ASEAN candidate members ██ ASEAN Plus Three ███ East Asia Summit * ██████ ASEAN Regional Forum ASEAN Way (from TAC) n n n взаимное уважение независимости, суверенитета, равенства, территориальной целостности и национальной идентичности государств право каждого государства на самостоятельный выбор пути развития без внешнего вмешательства, подрывных действий или принуждения невмешательство во внутренние дела друга разрешение разногласий и споров мирным путем отказ от использования силы или угрозы силой налаживание взаимного эффективного сотрудничества
План действия (20152017) по реализации Пномпеньской декларации по развитию инициатив ВАС определяет следующие сферы сотрудничества: 1) Окружающая среда и энергетика; 2) образование; 3) финансы; 4) глобальное здравоохранение и пандемические заболевания; 5) управление природными катастрофами; 6) связи с АСЕАН; 7) торговля и экономика; 8) продовольственная безопасность; 9) институциональные и финансовые мероприятия по реализации Плана действий. ВАС: 10+8 (2005) АПТ: АСЕАН+3 (1997) АСЕАН (1967) Согласно «Совместному заявлению…» в АПТ выделено 8 сфер сотрудничества: 1) экономика; 2) валютная сфера и финансы; 3) развитие человеческих ресурсов и социальная сфера; 4) наука и технология; 5) культура и информация; 6) содействие развитию; 7) политика и безопасность; 8) решение транснациональных проблем (наркоторговля, терроризм, торговля людьми и др.)
§ БИМТЭК (BIMSTEC) Инициатива по многоотраслевой технико-экономической кооперации Бенгальского залива (Bay of Bengal Initiative for Multi-Sectoral Technical and Economic Cooperation). Действует с 1997 г. Нацелена на усиление интеграции членов в сфере торговли, инвестиционного, технологического сотрудничества, транспортного обслуживания, энергетики, туризма и рыболовства. § Сотрудничество Меконг-Ганг (Mekong-Ganga Cooperation) создано в 2000. Сфокусировано на 4 сферах сотрудничества: туризм, культура, образование, транспорт с целью создания устойчивого фундамента для торгово-инвестиционного сотрудничества между участниками.
Трансграничные зоны экономического роста в Восточной Азии § Транснациональные (трансграничные) зоны экономического роста преследуют цель развития географически близких регионов двух, трех и более стран на основе совместного использования факторов производства – капиталов, товаров, услуг, природных ресурсов. – См. Г. Костюнина. Азиатско-Тихоокеанская экономическая интеграция. § В настоящее время в Восточной Азии насчитывают 5 (3 «треугольника роста») успешно § § § § § функционирующих зон, включающих в себя районы 13 стран: 1) Зона роста «Индонезия – Малайзия – Сингапур» - первый с 1989 (Риау-Джохор. Сингапур). 2) Зона роста «Индонезия – Малайзия – Таиланд» - с 1993. 3) Восточная зона роста АСЕАН (Бруней, Индонезия, Малайзия, Филиппины) – с 1994. 4) Южнокитайская зона роста (КНР, Гонконг, Тайвань) – развивается на неформальной основе, активно с 1990 -х гг. 5) Зона «Большой Меконг» (Таиланд, Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Мьянма, КНР (провинция Юннань)) с 1992 г. Зоны роста в СВА не реализованы: 1) Зона «Кольцо Японского моря» (Россия, КНР, Япония, Южная Корея, Северная Корея) – с 1980 -х. 2) Зона «Кольцо Желтого моря» (Япония, КНР, Северная и Южная Корея). 3) РТИ (Расширенная Туманганская инициатива) – бывший проект «Туманган» (Россия, КНР, Монголия, Южная Корея; Северная Корея в 2009 вышла). – подробнее о соврем. состоянии см. http: //www. iep. ru/files/text/nauchnie_jurnali/kadochnikov_RVV_3 -2016. pdf
Pacific for Integration Экономический Совет Тихоокеанского бассейна (ЭСТБ или PBEC) влиятельная независимая неправительственная деловая ассоциация, основанная в 1967 Уэлдоном Гибсоном (проф. Стэнфордского исследовательского института) с целью содействия развитию бизнеса в АТР. n Совет способствует улучшению делового климата для всех региональных участников, консультирует правительства по вопросам улучшения бизнес-среды и сокращения торговых барьеров, помогает привлечению иностранных инвестиций и поощрению развития и внедрения новых технологий, избегая по возможности ухудшения состояния окружающей среды. http: //www. pbec. org/ n n Совет Сотрудничает с Азиатским банком развития, ОЭСР, Советом Тихоокеанского экономического сотрудничества (PPEC), форумом АТЭС, Глобальным Договором ООН.
Pacific for Integration n n n Тихоокеанская Конференция по торговле и развитию (ПАФТАД или PAFTAD) проводится с 1968 (инициирована ЯЦЭИ) вначале как академическое мероприятие, а затем как триггер тихоокеанского регионализма. В Японии, Австралии и Соединенных Штатах были созданы национальные секретариаты ПАФТАД. Идеи, сформулирвоанные в рамках Конференции, легли в основу положений СТЭС и АТЭС - http: //www. paftad. org Совет тихоокеанского экономического сотрудничества (СТЭС или PECC). Создан в 1980 по инициативе Охира Масаёси и Малкольма Фрэйзера. Предвосхитил создание АТЭС. В деятельности Совета основную роль осуществляют национальные комитеты, представленные правительственными, деловыми и научными кругами. Комитет на свои средства осуществляет деятельность по программам СТЭС в этой зоне, а также координирует эту деятельность с правительством своей страны. СТЭС включает 23 национальных комитета (22 от конкретной страны и 1 от Форума Тихоокеанских островов) + 1 ассоциированный член (Тихоокеанские территории Франции) и 2 члена с правом совещательного голоса – ЭСТБ и ПАФТАД СТЭС – пример открытого регионализма.
Институты и модели сотрудничества в области безопасности в Восточной Азии Со второй половины 1990 -х гг. в ВА происходит трансформация многостороннего диалога, получившего название «система безопасности на основе сотрудничества» . Отношения в области безопасности между странами региона базируются как на двусторонних и многосторонних обязательствах (некоторые стали базой альянсов), так и на участии в наднациональных структурах. Особое значение в укреплении сотрудничества в области безопасности играют инструменты «второй» и «полуторной» дорожек дипломатии. Hub and Spokes Япония Австралия Корея Примеры двусторонних соглашений 1951 – договор США и Филиппин о взаимной обороне 1951 – АНЗЮС – тихоокеанский пакт безопасности 1953 – договор США и РК о взаимной обороне 1954 – СЕАТО (Организация договора Юго-Восточной Азии) до 1977 1961 – договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи КНР и КНДР 1962 – Коммюнике Таната-Раска. 1979 г. - Закон об отношениях США с Тайванем, в соответствии с которым Тайвань имеет неофициальные американские гарантии на случай чрезвычайных ситуаций в зоне соприкосновения с Китаем. 16 июля 2001 г. – Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР. США Индия Сингапур Филиппины Таиланд
АСЕАНоцентричная архитектура сотрудничества по вопросам безопасности АРФ (с 1994) 27 участников, в т. ч. КНДР С 2009 – переход от реализации CB к PP СМОА (c 2006), с 2010 СМОА+ АСЕАН Бали-1 (1976) – corner stone of ASI ССДЛОА и ССДЛОА+ (впервые в апреле 2017 в г. Себу. Филиппины) ВАС (c 2005) Принцип ASEAN-way является базовым в работе структур ассоциации. Кацумата Хиро выделил базовые факторы AW: неприменение силы, консенсусное принятие решения, невмешательство во внутренние дела Базовые документы 1967 – Бангкокская Декларация 1971 – ZOPFAN (Куала-Лумпурская Декларация о зоне мира, свободы и нейтралитета) 1976 – Бали-1 (Договор о дружбе и сотрудничестве) 1995 – Бангкокский Договор о Зоне, свободной от ядерного оружия в ЮВА (NWFZ)
Институты безопасности в Восточной Азии АТЭС является одним из главных институциональных механизмов поддержания стратегической стабильности и безопасности в АТР. В октябре 2001 г. впервые в истории форума было принято политическое «Заявление по борьбе с терроризмом» . С тех пор вопросы безопасности входят в повестку саммитов. Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА или CICA) является важным межправительственным форумом по укреплению сотрудничества в обеспечении мира, безопасности и стабильности в Азии (аналог азиатского ОБСЕ). В 1992 идея озвучена Н. Назарбаевым на 47 Сессии Ген. Ассамблеи ООН. С 2002 – проходят Саммиты. 26 гос-в членов, 12 наблюдателей (8 + 3 межд. организации). До 2018 председательствует КНР. Цели: борьба с незаконным производством и оборотом наркотиков; борьба с терроризмом во всех его формах и проявлениях; расширение торговли и экономического сотрудничества во благо процветания и стабильности в Азии и др. В 2014 – подписан Меморандум о взаимопонимании между Секретариатами СВМДА и ШОС.
КЕДО и Шестисторонний процесс элементы урегулирования северокорейской ядерной проблемы. КЕДО – организация по развитию энергетики на Корейском полуострове (Korean Peninsula Energy Development Organization (1995 -2005)), созданная по инициативе США, РК и Японии для реализации положений Рамочного Соглашения между США и КНДР 1994 г. Впоследствии к организации присоединились Австралия, Канада, НЗ (1995), Аргентина, Чили, Индонезия (1996), Евросоюз, Польша (1997), Чехия (1999), Узбекистан (2000). Потрачено почти 2. 5 млн $. 19. 09. 2005 - Совместное заявление (первый коллективный документ), предусматривающее, что целью шестисторонних переговоров является мирная денуклеаризация Корейского полуострова, что Соединенные Штаты и КНДР должны уважать суверенитет друга и мирно сосуществовать, КНДР получает право на мирное использование атомной энергии, Япония и КНДР изъявляют готовность нормализации отношений, 5 стран обязуются оказать КНДР энергетическое содействие. Шестисторонние переговоры (2003 -2009), проводимые Китаем, США, РК, КНДР, Японией и РФ с целью прекращения северокорейской ядерной программы. В октябре 2006 Пхеньян провел первое испытание ядерной бомбы. Затем в мае 2009, феврале 2013, в январе и сентябре 2016. В 2012 КНДР официально признала себя ядерной державой. Резолюции СБ ООН по КНДР: 1718, 1874, 2094, 2270
Институты второй и полуторной дорожки в ВА § Азиатско-Тихоокеанский совет по сотрудничеству в области безопасности § § § § § (инициирован на встрече представителей центров стратегических исследований в Сеуле. Функционирует с 1993 г. Участниками АТССБ являются представители 21 страны, в каждой из которых учреждены национальные комитеты). Активно взаимодействует с АРФ. Диалог по сотрудничеству в Северо-Восточной Азии (функционирует с 1993 г. с конференции, организованной Институтом глобальных конфликтов и сотрудничества Калифорнийского университета и Советом по международным отношениям США. ДССВА нацелен на создание межправительственного консультативного механизма между государствами СВА). Повлиял на запуск шестистороннего процесса. Диалог Шангри-Ла (функционирует с 2002 г. Учреждён в 2002 году Лондонским Международным институтом стратегических исследований. Получил название «азиатского Мюнхена» (по аналогии с Мюнхенской конференцией по безопасности). Cяншаньский форум (ряд экспертов называют его конкурентом Диалогу Шангри Ла. Учрежден в 2006 г. Минобороны КНР. С 2015 форум стал ежегодным). Центральная тема последнего VII форума (октябрь 2016) - «Укрепление диалога и сотрудничества в области безопасности, построение международных отношений нового типа» . В формате существующей архитектуры безопасности в ВА можно выделить 5 элементов: 1. Американоцентричные альянсы и соглашения 2. АСЕАНоцентричные институты 3. Специализированные механизмы (например, шестисторонний процесс) 4. Региональные институты безопасности (например, ШОС) 5. Институты второй и полуторной дорожки.
Россия и Великобритания. История взаимоотношений Великобритании и России В них не всегда царила гармония, однако они куда более продолжительны и богаты, чем думают многие. Узы между британским и российским царствующими домами были переплетены с торговыми контактами. Торговые отношения между двумя странами начались более 400 лет назад. Британия и Россия вместе вели воину против нацистской Германии. Уникальная особенность британской помощи Советскому Союзу состояла в том, что она поддерживала традицию морских и торговых отношений. После Второй мировой воины развитие отношений тормозила «холодная война» однако двусторонние контакты продолжались, включая и визиты на высоком уровне. Маргарет Тэтчер в 1984 году назвала Михаила Горбачева человеком, с которым она может «вести дела». Установившееся между ними в 80-е годы взаимопонимание помогло проложить путь к позитивному состоянию отношении между двумя странами. После распада СССР, отношения между Великобританией и Российской Федерацией улучшились, однако в 2000-х годах снова ухудшились из-за разногласий по экстрадициям. Это разногласие развилось до депортации четырех российских дипломатов Великобританией, вскоре последующее депортацией четырех английских дипломатов Россией. Несколько отделений консульства Великобритании и одна организация культурного сотрудничества были вынуждены закрыться. C 2007 года Россия вновь начала дальние патрули бомбардировщиками ТУ-95. Эти патрули неоднократно проходили в близости от воздушного пространства Великобритании, где их сопровождали британские истребители. Однако существуют и положительные аспекты развития российско-британских отношений. Между Россией и Великобританией активно развивается сотрудничество в энергетической сфере. В сентябре 2003 г. в Лондоне на Энергетическом форуме были подписаны Коммюнике о сотрудничестве в области энергетики, Меморандум между двумя странами о строительстве Североевропейского газопровода, по которому российский газ по дну Балтийского моря будет поступать в Германию, Нидерланды, Великобританию и другие страны.
- Внешняя политика
- Политическое прогнозирование
- Глобализация
- Казахстан в современном мире
– это сфера межгосударственного и межнационального общения. В ходе взаимодействия государств и народов, реализующих в этой сфере свои интересы, формируются разнообразные отношения: социальные, культурные, информационные.
Международные отношения различают по видам:
- Экономические
- Политические
- Военные
- Идеологические
- Правовые
- Дипломатические
Определяющую роль в развитии системы международных отношений играет баланс сил государств, действующих на мировой арене. Силу государства можно представить как его способность, защищая национальные интересы, воздействовать на другие государства, на ход событий в мире.
Как правило, это проявляется в борьбе за рынки сбыта, за контроль над сырьевыми ресурсами.
Еще недавно считалось, что главным для этого является военная мощь государства. Сейчас практически невозможно обеспечить своей стране экономические преимущества, рост ее богатства путём насильственного захвата ресурсов других государств.
Тенденции развития международных отношений
Первая тенденция развития современных международных отношений ― рассредоточение власти. Сегодня всё большую роль в международной жизни приобретают новые центры. Идут интеграционные процессы в Европе, приведшие к созданию Европейского Союза.
Второй особенностью современных международных отношений стало то, что в их практику вошло новое понимание роли ядерного оружия в системе национальной безопасности. Оказалось недостаточным ограничивать число государств, владеющих ядерным оружием, не допускать распространения ядерного оружия. Потребовалось предпринять шаги к уничтожению части накопленных ядерных арсеналов.
Третьей тенденцией развития международных отношений стало формирование в последние десятилетия нового представления о путях обеспечения национальной безопасности в условиях, когда проблема обеспечения безопасности отдельного государства перерастает в проблему создания условий всеобщей безопасности.
Четвертая особенность развития международных отношений связана с разработкой системы политических методов предупреждающего воздействия мирового сообщества на участников конфликтов. Все большее значение придается созданию действенных невоенных гарантий мира, мер по предотвращению назревающих военных столкновений.
Пятой тенденцией развития международных отношений следует считать включение в круг задач обеспечения безопасности мирового сообщества, помимо военных, проблем иного характера. Человечество все больше беспокоят такие угрозы, как изменение климата и разрушение природной среды, международный терроризм, диспропорции в экономическом и научно-техническом развитии.
Внешняя политика
Внешняя политика - это деятельность субъектов политики на международной арене, которая предполагает регулирование отношений конкретного субъекта политики с другими субъектами политики в соответствии с его целями, воздействие на объекты политики на международной арене.
Основные субъекты
- Государство и его институты, а также политические лидеры и главы государств.
- Неправительственные организации, так называемая «народная дипломатия», которая включает деятельность как политических партий и движений, так и неполитических объединений и союзов.
Основные цели
- повышение материального и духовного уровня жизни населения
- повышение экономического и политического могущества государства
- обеспечение безопасности государства, его национального суверенитета и территориальной целостности
- недопустимость вмешательства во внутренние дела извне
- повышение престижа и роли государства в международных отношениях
- защита определенных политических и экономических позиций во внешнем мире
Национальные интересы
Во внешней политике находят выражение национальные интересы. Это основа разработки политики правительства. Они определяют конкретные цели данного государства в отношении других государств и возможные пути их достижения.
К сфере национальных интересов традиционно относят:
- сохранение нации в качестве свободного и независимого государства;
- безопасность от угрозы извне;
- рост национального благосостояния;
- защиту экономических и политических позиций государства на международной арене;
- расширение его влияния в мировой политике.
Внешняя политика РК
Внешняя политика Казахстана – это сфера внешнеполитической деятельности государства, направленная на укрепление суверенитета, обеспечение национальной и международной безопасности и территориальной целостности.
Президентом Н.А.Назарбаевым в качестве долгосрочной цели казахстанской внешней политики определено формирование и поддержание благоприятных внешних условий для успешного проведения реформ внутри страны, становления нашей республики как суверенного государства. При этом внешняя политика Казахстана, исходя из долгосрочных национальных интересов, является достаточно диверсифицированной и многовекторной.
Глобальные проблемы современности
Глобальные проблемы современности - это проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всего населения планеты и требуют для своего решения совместных усилий всех государств мира.
1. Проблемы социально-политического характера:
предотвращение ядерной войны; прекращение гонки вооружений, разрешение региональных, межгосударственных конфликтов.
2. Проблемы социально-экономического характера:
- преодоление слаборазвитости и связанных с нею нищеты и культурной отсталости;
- обеспечение эффективного производства и воспроизводства мирового валового продукта;
- поиск путей разрешения энергетического, сырьевого и продовольственного кризисов;
- оптимизация демографической ситуации, особенно в развивающихся странах.
3. Социально-экологические проблемы
Обусловленные дальнейшим ухудшением природной среды обитания людей. С особой остротой встала необходимость проведения мероприятий по гармоничному развитию живой и неживой природы; по рациональному использованию естественного потенциала планеты; по предотвращению вредного воздействия на природу военной деятельности.
4. Проблемы человека
включая человеческое измерение общественного прогресса: соблюдение социальных, экономических и индивидуальных прав и свобод; ликвидация голода, эпидемических заболеваний, невежества; духовное развитие личности; преодоление отчуждения человека от природы, общества, государства, других людей и результатов собственной жизнедеятельности.