Примеры ораторской речи в различных сферах жизни человека. Как закончить публичное выступление Призывная речь
Хороший разговор или публичное выступление - это как хорошая игра, кино, или песня. Он захватывает внимание слушателя, излагает материал по пунктам, а затем блестяще заканчивается. Но если вы не знаете, как закончить выступление, основные идеи, которые вы пытаетесь донести, будут утеряны.
Слова, которые вы говорите в начале, и особенно в конце вашей речи, будут помнить дольше, чем любую другую часть вашего выступления. Некоторые знаменитые общественные деятели так заканчивали свою речь, что даже сегодня многие ее помнят.
Как же закончить речь и получить овации?
1) Тщательно продумайте заключительные слова
Чтобы убедиться в том, что ваше заключение произведет сильное впечатление на публику, нужно спланировать каждое слово.
Задайте себе вопрос: "В чем заключается цель этой речи?" В ответе нужно указать на действия, которые вы хотите, чтобы ваши слушатели выполняли, послушав вашу речь. Когда вы четко осознаете, какой конечный результат желаете получить, то становится намного легче спланировать такое заключение, которое наталкивает ваших слушателей на мысль о том, что надо действовать так, как вы предлагаете.
Лучшая стратегия планирования убедительного и яркого завершения речи состоит в том, чтобы спланировать завершение в первую очередь, а потом уже построить весь текст речи. Затем вернитесь в начало и сделайте вступление, которое готовит почву для этого заключения. В основной части выступления вы просто раскрываете свои идеи и призываете аудиторию мыслить и действовать согласно вашим желаниям.
2) Всегда завершайте речь с призывом к действию
Очень важно говорить слушателям о том, что вы хотите, чтобы они делали после того, как послушают вас. Призыв к действию является лучшим способом впечатляюще закончить речь. Например:
У нас есть серьезные испытания и большие возможности, и с вашей помощью мы преодолеем все трудности, и этот год станет лучшим годом в нашей истории!
Что бы вы не говорили, представьте себе восклицательный знак в конце, и по мере приближения к завершению, подберите соответствующий темп и ритм речи. Выделите интонацией самое важное в окончании. Поставьте финальную точку.
Независимо от того, собираются ли присутствующие в аудитории разделить вашу точку зрения или готовы ли они сделать то, что вы просите, вы должны четко и последовательно излагать свои мысли.
3) Подведите итог
Существует простая формула итога любой речи:
- Перечислите то, о чем вы собираетесь рассказывать.
- Расскажите об этом.
- Подведите итоги того, что рассказали.
По мере приближения выступления к концу, скажите что-то вроде: "Позвольте мне кратко изложить основные моменты..." Затем перечислите ваши ключевые моменты, один за другим, и повторите их для аудитории, показывая взаимосвязь между ними.
Слушатели положительно воспримут последовательное повторение того, что они только что услышали. Они понимают, что вы подводите итоги.
4) Завершите речь какой-то пикантной историей
Когда завершаете свое выступление, вы можете сказать:
Позвольте мне рассказать вам историю, которая иллюстрирует то, о чем я говорю...
Расскажите краткий поучительный рассказ, и скажите слушателям, в чем состоит его поучительный смысл. Они не должны сами пытаться понять смысл вашего рассказа.
Вы можете завершить речь историей, которая иллюстрирует все ключевые моменты и связана с ключевым сообщением, которое вы собираетесь донести аудитории.
5) Заставьте всех смеяться
Расскажите анекдот, который связан с вашей темой и подчеркивает главную мысль или основные моменты, и к тому же может всех рассмешить.
Дар слова – одна из величайших способностей человека, возвышающая его над миром всего живого и делающая собственно человеком. Жизнь людей немыслима без языка, без речи. Слово – это средство общения между людьми, способ обмена информацией, инструмент воздействия на сознание и поступки другого человека. Владение словом ценится очень высоко. Эта способность является составной частью общей культуры человека, его образованности. «Для интеллигентного человека, - отмечал А.П.Чехов,- дурно говорить должно считаться таким же неприличным, как не уметь читать и писать».
У многих людей сложилось убеждение, что искусство говорить публично – дар свыше, талант, которым обладают избранные. Но риторика – учебная дисциплина. Сегодня возрождается традиция свободного владения словом, растет спрос на людей, умеющих излагать свои мысли самостоятельно, воздействуя на окружающих не только языковой правильностью, но и логико-композиционной содержательностью. Изменения в обществе предъявляют высокие требования к устной речи специалиста. А готовить к публичным выступлениям будущих профессионалов в той или иной области деятельности необходимо со школьной скамьи. Данную проблему призван решать не только учитель русского языка и литературы. Обучение выступлению ученика перед аудиторией как развитие общеучебного умения – задача всего учительского сообщества. Практически нет ни одного учебного предмета, на котором ученикам не приходится выступать публично. И любой учитель скажет, что большинство школьников испытывает трудности, когда необходимо в официальной обстановке построить высказывание и произнести его перед классом. Редкий ученик может осознанно, эмоционально представить сообщение, доклад, реферат. В лучшем случае это будет вызубренное, лишенное эмоциональности выступление, в худшем – прочитанная с бумажки речь. Поэтому одной из задач учителя является формирование у обучающегося умения подготовить выступление, произнести его так, чтобы убедить, заинтересовать аудиторию.
В программе Т.А.Ладыженской по русскому языку в разделе «Развитие речи» представлена система уроков, посвященных разным аспектам ораторского искусства.
Несомненно, двух-трех часов в год не хватит, чтобы превратить школьников в ораторов, но этого достаточно, чтобы сформировать у них начальное понятие риторики, требований к публичному выступлению, умение определять цель, подбирать материал, доказательства, работать над языком, отвечать на вопросы, спорить, анализировать выступления товарищей. На данных уроках учитель русского языка играет роль направляющую. В дальнейшем ученик развивает начальные умения красноречия на других уроках (литературе, биологии и др.)
Конечно, не все выйдут из школы Цицеронами, так как основным на пути к освоению ораторского искусства является самообразование, неустанная работа оратора над собой, развитие природных данных, постоянные упражнения и практика. В этом аспекте задача учителя на данных уроках соотносима с задачей риторики, которую один из теоретиков красноречия, русский государственный деятель и ученый, М.М.Сперанский определял так: «…обучать красноречию неможно, ибо неможно обучать иметь блистательное воображение и ум. Но можно обучать, как пользоваться сим божественным даром: можно обучать, каким образом сии драгоценные камни очищать от их коры, умножать их сияние и вставлять их в таком месте, которое бы умножало их блеск. И вот то, что, собственно, называется риторикой».
Обратимся к конкретным урокам, посвященным данной теме. Необходимо отметить, что элементы риторики в программу по русскому языку введены не так давно, поэтому учителю нужно самому определять цели, задачи занятий, подбирать практический материал, темы выступлений, сообразуя их с содержанием, отраженным в программе, и опираясь на классическую методику обучения риторике, которая включает в себя:
- усвоение правил (теория);
- анализ образцов;
- упражнения с разбором и критикой выступлений;
- речевая практика и упражнения по технике речи.
В 6-м классе программой отводится 3 часа по теме «Публичное выступление-призыв. Его структура, языковые особенности».
Естественно, прежде чем самому создавать выступление, ученик должен познакомиться с некоторыми теоретическими вопросами риторики (чему и посвящен первый урок ). Шестиклассники в ходе беседы устанавливают, что, для того чтобы речь состоялась, необходима цепочка: оратор – речь – аудитория . Они также выясняют, какие виды выступлений бывают и три вопроса, которые призван решать для себя любой оратор:
- зачем говорю? (цель)
- для кого говорю? (особенности аудитории)
- что говорю? (содержание).
Учитель сообщает, что существует система классической риторики, состоящая из пяти компонентов:
- изобретение речи;
- ориентировка;
- расположение;
- запоминание;
- произнесение.
Детей также нужно убедить, что очень важно не только содержание речи, но и то, как она произносится. И в этом плане очень важны следующие компоненты: интонация, дикция, жесты, дыхание. Упражнения на дыхание выполнялись на уроках русского языка в течение двух предыдущих недель (см. приложение 1), результаты фиксировались учениками в тетради.
Следующая часть урока посвящена обсуждению «Памятки оратора» (см . приложение 2).
Второй урок посвящен непосредственно выступлению-призыву, а именно:
- цели такого выступления (убедить аудиторию, призвать к действию);
- особенности композиции (вступление, в котором задается тема; основная часть, призванная убедить слушателя; вывод, призывающий к действию);
- языковым особенностям (побудительные предложения, риторические вопросы, обращения к конкретному и отвлеченному собеседнику, оценочная лексика, повторы слов и т.д.).
На уроке в качестве примера анализируется текст-призыв, перед этим детям дается схема-алгоритм анализа (см. приложение 3 ).
В качестве домашнего задания учащимся предлагается подготовить небольшое выступление на одну из тем: «Берегите хлеб», «Старость надо уважать», «Наркомания – проблема современности». Проверка рассредоточена на последующих уроках русского языка. В результате отобрано несколько выступлений для урока-конкурса «Лучший оратор». На этом уроке остановимся подробнее, так как он призван обобщить изученное на предыдущих уроках развития речи.
Цели данного урока:
- углубление знаний о структуре, языковых особенностях призыва;
- развитие умения находить особенности публичного выступления-призыва в подготовленной речи;
- развитие умения произносить речь побуждающего характера.
Оформление доски :
- Эпиграфы:
- Поэтами рождаются, ораторами становятся. Цицерон.
- Умение просто и красиво говорить – целая наука. К.С.Станиславский.
- Все, что намерен ты сказать, рассмотри прежде в уме твоем. Исократ.
Подготовительная работа.
Ученики разбиты на четыре группы. Каждая группа подготовила информацию о следующих ораторах: Цицероне, Демосфене, Сократе, Цезаре. Один человек от группы получил готовую речь, которую необходимо представить аудитории (на уроке выступал лучший). Остальные ребята получили задание подготовить небольшую речь-призыв на одну из предложенных тем (см. предыдущий урок). К уроку развития речи были отобраны лучшие ораторы от каждой группы.
Ход урока
- Организационный момент
. Учитель сообщает детям тему урока, цель. Учащиеся записывают дату, тему урока, эпиграфы.
Упражнение на дыхание «33 Егорки». - Представление групп, носящих имя определенного известного оратора.
- Актуализация полученных ранее знаний . Беседа по вопросам:
- Что необходимо для того, чтобы речь состоялась?
- Расскажите, как вы понимаете слова Цицерона и К.С.Станиславского, взятые в качестве эпиграфа к уроку?
- Какому пункту «Памятки оратора» соответствуют слова Исократа?
- Каковы особенности речи-призыва?
Сначала выступает оратор с готовой речью «О бабушках» (см. приложение 5 ).
После обсуждения выступления две группы должны доказать, пользуясь алгоритмом, что прозвучавшая речь является призывом, остальные группы определяют, соблюдал ли оратор требования «Памятки».
Затем звучат оригинальные выступления, написанные и подготовленные самими учащимися (по одному представителю от группы). Группы комментируют выступления, делают замечания.
Литература
- С.Никольская. Техника речи. – М., 1978.
- Ч. Далецкий. Практикум по риторике. – М., 1995
- В.И.Капинос, Н.Н.Сергеева, М.С.Соловейчик. Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом. 5 - 9 классы. – М., 1994.
Проводы в армию в весенний и осенний призывы 2020 года – важное и трогательное событие не только для самого виновника торжества, но и для его друзей и родственников. Как хочется подобрать самые нужные, самые теплые слова для близкого человека, с которым вам предстоит расстаться на целый год!
Не секрет, что пожелания на проводы в армию своими словами запоминаются больше, чем стандартные поздравления. На этой странице нашего сайта вы найдете напутствия для проводов в армию, которые можно прочесть за праздничным столом или написать на открытке.
***
Сынок! Ты вырос так быстро, что мы не успели оглянуться. И вот пришло время, когда тебя призывают на армейскую службу. Мы хотим тебе пожелать, чтобы она прошла с пользой для тебя, пожелать, чтоб ты стал настоящим мужчиной – мужественным, сильным, способным защитить себя и тех людей, которых ты любишь, а самое главное – чтоб ты вернулся живым и здоровым, и пусть Бог тебя хранит!
***
Дорогой сынок! Признаюсь, что с неохотой я отпускаю тебя в это нелегкое путешествие. Это первый раз, когда мы будем в разлуке так долго. Но так уж устроен мир, что матери должны провожать своих сыновей в армию. Я уверена, что ты с достоинством перенесешь все невзгоды военной жизни, и это только поможет тебе превратиться из мальчика в мужчину! Будь здоров, и пусть тебя бережет Господь!
***
Дорогой друг! Поздравляя тебя в этот день, хочу пожелать тебе много терпения, настойчивости и сил. Пусть легкой будет служба, надежными сослуживцы и приятным досуг. Набирайся опыта, закаляй характер, никогда не сдавайся, будь смелым и решительным. Хороших тебе учителей и интересных событий!
***
Братишка! Сегодня у нас радостное и немножечко грустное событие. Радостное – потому что тебя удостоили чести отслужить в рядах вооруженных сил. А грустное – потому, что целый год мы не будем видеться. Но это время пролетит мгновенно, ведь все в этой жизни быстротечно. Я хочу от всей души пожелать тебе удачи! Будь смелым, сильным, выполняй поручения старших по званию. Крепкого здоровья тебе, терпения, выдержки. А мы будем ждать тебя с нетерпеньем. Счастья тебе и легкой службы!
***
Я думаю, что армия – это тест для каждого мужчины. И сегодня мы провожаем замечательного человека, которому предстоит пройти один из важных испытаний в его жизни. Пусть же он будет всегда смелым, настойчивым и гордым за то, что ему предоставлено почетное звание служить в рядах армии и проявить свое мужество, отвагу и честь!
Пожелания на проводы в армию своими словами
На проводах в армию вам хочется высказать от своего имени душевное пожелание, но вы не отличаетесь особыми литературными талантами? Не беда.
Выбирайте подходящие для напутствия слова для проводов в армию, которые мы привели специально для этого случая – и поздравляйте дорогого для вас человека с этим важным событием.
***
Сегодня мы провожаем отважного и мужественного парня служить Родине. Пусть армия научит тебя быть твердым и решительным, пусть служба будет не в тягость, а в радость. Желаю благополучия и удачи, здоровья и терпения. Пусть это время пролетит быстро, и наш защитник будет снова с нами.
***
Быть солдатом – большая честь для каждого парня. И сегодня, провожая тебя в армию, мы хотим пожелать успешной службы. Очень быстро пролетит этот год, и ты вернешься к друзьям и родным настоящим мужчиной – крепким, сильным, мужественным. Желаю тебе крепкого здоровья. Пусть девушка, которую ты любишь, обязательно дождется тебя. Пусть оберегает тебя твой ангел-хранитель. Пускай везение и удача всегда сопровождают тебя!
***
Правду говорят, что армия делает из ребят настоящих мужчин. Ведь там нет родителей, которым в трудную минуту можно поплакаться. Армия – это серьезное испытание, это взрослая жизнь. Все проблемы ты должен решать сам, по-взрослому. Сегодня, провожая тебя в ряды вооруженных сил, мне хочется пожелать тебе отличного настроения, терпения, выдержки. Служи так, чтобы твои родители гордились тобой, чтобы тебе было не стыдно смотреть в лицо своим товарищам на гражданке. И будь счастлив!
Напутствия на проводах в армию
Пожелания или напутствия на праздновании по поводу проводов в армию могут прозвучать из уст родителей, друзей и любимой девушки. Неважно, будут ли они высказаны своими словами или позаимствованы где-либо. Главное, чтобы эти слова были теплыми и искренними.
***
Итак, ты солдат! Ты будешь сильным, смелым; таким же отчаянно-напористым, когда хотел откосить от армии. Будешь сам чистить одежду и сапоги, а не просить маму. Будешь сам справляться с проблемами, не призывая к помощи старшего брата. А мы будем следить за твоими успехами и ждать дембеля!
***
Что такое армия в жизни мужчины? Армия – это место, где закаляют характер и из вчерашнего мальчика делают мужчину. Именно поэтому я хочу пожелать тебе – не грусти, когда уходишь служить! Это время пролетит быстро, и я надеюсь, с пользой для тебя!
***
Пришла пора доказать, что ты настоящий мужчина: повестка на руках, а значит, тебе пора служить. Год ходить в кирзачах, научиться стрелять, изменить свою жизнь целиком и полностью. Служба в армии – удел каждого уважающего себя мужчины, и нечего этого стыдиться. Желаю тебе провести этот год не зря и стать настоящим защитником нашей Родины!
***
Сегодня у нас есть прекрасный повод, чтобы вспомнить о том, для чего же все-таки предназначены мужчины. А они предназначены для того, чтобы быть нашими защитниками. Правильно говорят, что есть такая профессия - Родину защищать. Так давайте же выпьем за нашего защитника, пусть ему не покажутся неподъемными солдатские сапоги, а форма всегда будет впору!
***
Ты уходишь в армию, и провожать пришли тебя все родные, близкие и друзья. Служба в армии – это тест на выдержку, терпение, силу воли. И нам так хочется верить, что ты сдашь этот тест на «отлично». Служи так, чтобы за тебя гордились твои родители. Выполняй указания начальства, доброжелательно относись к своим сослуживцам. Не зазнавайся, будь преданным своим убеждениям. Желаем тебе только удачи на службе Отечеству. Будь счастлив и оставайся настоящим мужчиной!
Надеемся, что подобранные нами здесь теплые слова для проводов на армейскую службу помогут вам выразить свои чувства по отношению к сыну, брату, другу или любимому парню в этот важный день.
А если с близким человеком вас разделяют расстояния, то к торжеству по поводу его проводов в армию вы можете отправить ему душевные поздравления и напутствия в виде смс или по электронной почте.
Публичное выступление - призыв (уроки развития речи в 6-м классе)
Дар слова – одна из величайших способностей человека, возвышающая его над миром всего живого и делающая собственно человеком. Жизнь людей немыслима без языка, без речи. Слово – это средство общения между людьми, способ обмена информацией, инструмент воздействия на сознание и поступки другого человека. Владение словом ценится очень высоко. Эта способность является составной частью общей культуры человека, его образованности. «Для интеллигентного человека, - отмечал А.П.Чехов,- дурно говорить должно считаться таким же неприличным, как не уметь читать и писать».
У многих людей сложилось убеждение, что искусство говорить публично – дар свыше, талант, которым обладают избранные. Но риторика – учебная дисциплина. Сегодня возрождается традиция свободного владения словом, растет спрос на людей, умеющих излагать свои мысли самостоятельно, воздействуя на окружающих не только языковой правильностью, но и логико-композиционной содержательностью. Изменения в обществе предъявляют высокие требования к устной речи специалиста. А готовить к публичным выступлениям будущих профессионалов в той или иной области деятельности необходимо со школьной скамьи. Данную проблему призван решать не только учитель русского языка и литературы. Обучение выступлению ученика перед аудиторией как развитие общеучебного умения – задача всего учительского сообщества. Практически нет ни одного учебного предмета, на котором ученикам не приходится выступать публично. И любой учитель скажет, что большинство школьников испытывает трудности, когда необходимо в официальной обстановке построить высказывание и произнести его перед классом. Редкий ученик может осознанно, эмоционально представить сообщение, доклад, реферат. В лучшем случае это будет вызубренное, лишенное эмоциональности выступление, в худшем – прочитанная с бумажки речь. Поэтому одной из задач учителя является формирование у обучающегося умения подготовить выступление, произнести его так, чтобы убедить, заинтересовать аудиторию.
В программе Т.А.Ладыженской по русскому языку в разделе «Развитие речи» представлена система уроков, посвященных разным аспектам ораторского искусства.
Несомненно, двух-трех часов в год не хватит, чтобы превратить школьников в ораторов, но этого достаточно, чтобы сформировать у них начальное понятие риторики, требований к публичному выступлению, умение определять цель, подбирать материал, доказательства, работать над языком, отвечать на вопросы, спорить, анализировать выступления товарищей. На данных уроках учитель русского языка играет роль направляющую. В дальнейшем ученик развивает начальные умения красноречия на других уроках (литературе, биологии и др.)
Конечно, не все выйдут из школы Цицеронами, так как основным на пути к освоению ораторского искусства является самообразование, неустанная работа оратора над собой, развитие природных данных, постоянные упражнения и практика. В этом аспекте задача учителя на данных уроках соотносима с задачей риторики, которую один из теоретиков красноречия, русский государственный деятель и ученый, М.М.Сперанский определял так: «обучать красноречию неможно, ибо неможно обучать иметь блистательное воображение и ум. Но можно обучать, как пользоваться сим божественным даром: можно обучать, каким образом сии драгоценные камни очищать от их коры, умножать их сияние и вставлять их в таком месте, которое бы умножало их блеск. И вот то, что, собственно, называется риторикой».
Обратимся к конкретным урокам, посвященным данной теме. Необходимо отметить, что элементы риторики в программу по русскому языку введены не так давно, поэтому учителю нужно самому определять цели, задачи занятий, подбирать практический материал, темы выступлений, сообразуя их с содержанием, отраженным в программе, и опираясь на классическую методику обучения риторике, которая включает в себя:
усвоение правил (теория);
анализ образцов;
упражнения с разбором и критикой выступлений;
речевая практика и упражнения по технике речи.
В 6-м классе программой отводится 3 часа по теме «Публичное выступление-призыв. Его структура, языковые особенности».
Естественно, прежде чем самому создавать выступление, ученик должен познакомиться с некоторыми теоретическими вопросами риторики (чему и посвящен первый урок). Шестиклассники в ходе беседы устанавливают, что, для того чтобы речь состоялась, необходима цепочка: оратор – речь – аудитория. Они также выясняют, какие виды выступлений бывают и три вопроса, которые призван решать для себя любой оратор:
зачем говорю? (цель)
для кого говорю? (особенности аудитории)
что говорю? (содержание).
Учитель сообщает, что существует система классической риторики, состоящая из пяти компонентов:
изобретение речи;
ориентировка;
расположение;
запоминание;
произнесение.
Детей также нужно убедить, что очень важно не только содержание речи, но и то, как она произносится. И в этом плане очень важны следующие компоненты: интонация, дикция, жесты, дыхание. Упражнения на дыхание выполнялись на уроках русского языка в течение двух предыдущих недель ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), результаты фиксировались учениками в тетради.
Следующая часть урока посвящена обсуждению «Памятки оратора» (см. приложение 2).
Второй урок посвящен непосредственно выступлению-призыву, а именно:
цели такого выступления (убедить аудиторию, призвать к действию);
особенности композиции (вступление, в котором задается тема; основная часть, призванная убедить слушателя; вывод, призывающий к действию);
языковым особенностям (побудительные предложения, риторические вопросы, обращения к конкретному и отвлеченному собеседнику, оценочная лексика, повторы слов и т.д.).
На уроке в качестве примера анализируется текст-призыв, перед этим детям дается схема-алгоритм анализа ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
В качестве домашнего задания учащимся предлагается подготовить небольшое выступление на одну из тем: «Берегите хлеб», «Старость надо уважать», «Наркомания – проблема современности». Проверка рассредоточена на последующих уроках русского языка. В результате отобрано несколько выступлений для урока-конкурса«Лучший оратор». На этом уроке остановимся подробнее, так как он призван обобщить изученное на предыдущих уроках развития речи.
Цели данного урока:
углубление знаний о структуре, языковых особенностях призыва;
развитие умения находить особенности публичного выступления-призыва в подготовленной речи;
развитие умения произносить речь побуждающего характера.
Оформление доски:
Эпиграфы:
Поэтами рождаются, ораторами становятся. Цицерон.
Умение просто и красиво говорить – целая наука. К.С.Станиславский.
Все, что намерен ты сказать, рассмотри прежде в уме твоем. Исократ.
«Памятка оратора» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Подготовленная детьми информация об ораторах ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Подготовительная работа.
Ученики разбиты на четыре группы. Каждая группа подготовила информацию о следующих ораторах: Цицероне, Демосфене, Сократе, Цезаре. Один человек от группы получил готовую речь, которую необходимо представить аудитории (на уроке выступал лучший). Остальные ребята получили задание подготовить небольшую речь-призыв на одну из предложенных тем (см. предыдущий урок). К уроку развития речи были отобраны лучшие ораторы от каждой группы.
Ход урока
Организационный момент. Учитель сообщает детям тему урока, цель. Учащиеся записывают дату, тему урока, эпиграфы.Упражнение на дыхание «33 Егорки».
Представление групп, носящих имя определенного известного оратора.
Актуализация полученных ранее знаний. Беседа по вопросам:
Что необходимо для того, чтобы речь состоялась?
Расскажите, как вы понимаете слова Цицерона и К.С.Станиславского, взятые в качестве эпиграфа к уроку?
Какому пункту «Памятки оратора» соответствуют слова Исократа?
Каковы особенности речи-призыва?
Выступления учащихся.Сначала выступает оратор с готовой речью «О бабушках» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).После обсуждения выступления две группы должны доказать, пользуясь алгоритмом, что прозвучавшая речь является призывом, остальные группы определяют, соблюдал ли оратор требования «Памятки».Затем звучат оригинальные выступления, написанные и подготовленные самими учащимися (по одному представителю от группы). Группы комментируют выступления, делают замечания.
Подведение итогов урока. Класс выбирает лучшего оратора, который награждается грамотой.
Домашнее задание. Написать небольшое высказывание на тему «Нужны ли в наши дни ораторы?»
Литература
С.Никольская. Техника речи. – М., 1978.
Ч. Далецкий. Практикум по риторике. – М., 1995
В.И.Капинос, Н.Н.Сергеева, М.С.Соловейчик. Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом. 5 - 9 классы. – М., 1994.