Рабочая программа внеурочной деятельности юный правовед юрист. Образовательная программа дополнительного образования детей "Юные правоведы" (адаптированная)
Рабочая программа «Юный правовед» для 8 МБОУ гимназии №30 составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 (с изменениями); Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Основной основного общего образования МБОУ гимназии №30 Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях, реализующих программы общего образования соответствующего уровня образования
Рабочая программа «Юный правовед » состоит из 35 часов.
1.Планируемые результаты
Предметные результаты:
– усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
– владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность.
– владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
– овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения;
– знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
Оценка результативности программы состоит в использовании системы критериев, которые составляют оценочные показатели по двум параметрам: духовно-нравственные и количественные.
Метапредметные результаты:
– умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
– освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т. д.);
– способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
– способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,
– приобретение навыков (дома, в школе, в обществе).
– совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы.
Личностные результаты:
– осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
– осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
– уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
– уважение к людям других национальностей, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
– способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
1. Нормы права.
Зачем нам необходимо знать законы? Что такое вина? Что такое ответственность? «Я - игра» (по подгруппам). .
О правопорядке. Правонарушения и преступления. Взыскания и наказания.
2. «Я - гражданин».
Судебное разбирательство. Правовая игра «Большой круг». «Дети и терроризм» - беседа. Игра-тренинг «Как не стать жертвой преступления?»
3. Права человека
Группы прав человека и гражданина. Российское гражданство. Правоспособность и дееспособность гражданина РФ.
4. Государство и политика.
Власть в государстве
5. Итоговое занятие - практикум «Защити свои права».
3. Тематический план
Название темы | Количество часов по рабочей программе |
|
Зачем необходимо знать законы | ||
Что такое вина | ||
Что такое ответственность | ||
Виды юридической ответственности | ||
Склонности к отклоняющемуся поведению | ||
Правила морали | ||
О правопорядке | ||
| Правонарушения и преступления | |
Взыскания и наказания | ||
Родина – это… | ||
Я – гражданин | ||
Судебное разбирательство | ||
Личные права | ||
Права и обязанности | ||
Дети и терроризм | ||
Как не стать жертвой преступления | ||
повторение | ||
4. Приложения к рабочей программе
Приложение Календарно - тематический план
Тема занятия | Кол - во часов | Форма проведения занятия | Вид занятия | Примерная дата проведения |
|
Введение. Зачем нам необходимо знать законы? | Знакомство с программой кружка | теоретическое | |||
Анкетирование (знание законов, оценка гражданско-патриотических качеств личности воспитанников) | диагностика | практическое |
|||
Что такое вина? | теоретическое |
||||
Что такое ответственность? | теоретическое |
||||
Виды юридической ответственности. | Рассказ учителя | Теоретическое |
|||
Виды юридической ответственности. | Работа с источниками | практическое |
|||
«Я - игра» (по подгруппам). | Викторина | практическое |
|||
«Я - игра» (по подгруппам). | Викторина | практическое |
|||
Диагностика «Склонности к отклоняющемуся поведению» | Диагностика | теоретическое |
|||
Диагностика «Склонности к отклоняющемуся поведению» | практическое |
||||
Написать эссе на заданную тему. | практическое |
||||
Правила человеческого общества: правила морали. | Выступление | практическое |
|||
О правопорядке. | Рассказ учителя | теоретическое |
|||
О правопорядке. | Урок-усвоение новых знаний | теоретическое |
|||
Правонарушения. | Определение поступков | практическое |
|||
Преступления. | Определение поступков | практическое |
|||
Взыскания и наказания. | Рассказ учителя | Теоретическое |
|||
Взыскания и наказания. | Назвать особенности | Практическое |
|||
Встреча с участковым ОДН. | Практическое |
||||
Обзор событий в районе. | Написание материала для газеты | Практическое |
|||
Родина – это… | Рассказ учителя | Теоретическое |
|||
Викторина «Я - гражданин» | Составление списка вопросов | Практическое |
|||
Викторина «Я - гражданин». | Викторина | Практическое |
|||
Судебное разбирательство. | Урок-усвоение новых знаний | Теоретическое |
|||
Судебное разбирательство. | Составление кроссворда | Практическое |
|||
Судебное разбирательство. | Разгадывание кроссворда. | Практическое |
|||
Правовая игра «Большой круг». | Найти и исправить ошибки в тексте | Практическое |
|||
Личные (гражданские) права человека. | Урок-усвоение новых знаний | Теоретическое |
|||
Право на достойную жизнь, образование, культуру. | Урок-усвоение новых знаний | Теоретическое |
|||
Права и обязанности. | Урок-усвоение новых знаний | Теоретическое |
|||
«Дети и терроризм» - беседа. | Определение параметров. | Теоретическое |
|||
«Дети и терроризм» | Практическое |
||||
Игра-тренинг «Как не стать жертвой преступления?» | Творческая работа | Практическое |
|||
Итоговый повторительно - обобщающий урок | Викторина |
Закон РФ "Об образовании" и требования к образовательным программам дополнительного образования России ставят основными задачи формирование правового сознания и гражданской ответственности обучающихся. Построение в России гражданского общества не может быть решено без разрешения задач правового образования и просвещения подрастающего поколения. Каждый человек обязательно должен знать и изучать свои права и обязанности. Чем раньше ребёнок начнёт постигать общественные нормы жизни, тем более осознанно он будет поступать в тех или иных ситуациях. Наша жизнь, особенно в настоящий период, настолько сложна и многообразна, что изучение азов правоведения необходимо начинать практически с раннего детства. Ребёнок, получив базовые знания на занятиях по праву, легче сможет ориентироваться в самостоятельной жизни, будет подготовлен к изучению некоторых тем по курсу "Обществознания" в старшей школе. Актуальность дополнительной образовательной программы "Юный правовед" состоит в том, что она реализует внедрение Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения и даёт возможность включить детей как в моделируемые, так и в реальные ситуации, поставить перед ними практические задачи, решение которых требует знание закона. Цели: Формирование правовой культуры у младшего школьника; Формирование элементарных представлений об обществе в целом; Задачи: Помочь детям понять современное общество и роль человека в его развитии; Воспитать уважение к закону, к статусу гражданина РФ, к большой и малой родине; Расширить кругозор детей, развить их активность, творчество, воображение; Научить оценивать свои поступки и прогнозировать их возможные последствия; Сформировать навыки применения юридических знаний в конкретных жизненных ситуациях; Создать условия для осознания детьми принадлежности к различным социальным группам (семья, класс, школа) и социальные роли. Рабочая программа "Юный правовед" рассчитана на детей 6-7 классов, на 2 часа в неделю, что составляет по 68 часов в год. В процессе занятий формируются основные и индивидуально - психологические особенности ребёнка. Создаются предпосылки формирования социально - нравственных качеств личности. Особенности психофизического развития начинается в том, что ребёнок готов включиться в социальный процесс. Приобрести гражданские и общечеловеческие качества. Основная роль в этот период принадлежит сюжетно - ролевым играм, так как в них идёт процесс приобщения к социальной жизни детского и взрослого сообщества. Здесь ребёнок получает представление о правах и обязанностях, учиться согласовывать свои интересы, сдерживать желания. Игра вызывает качественные изменения в психике ребёнка. Она позволяет выявить уровень развития личностных качеств ребёнка, определить статус в детском коллективе. Гражданско-правовое образование в среднем школьном возрасте имеет, прежде всего, нравственно - этическую основу. Поэтому на первый план выходят следующие понятия: "Родина", "малая родина", "гражданин", "правила поведения", "добро и зло", "права и обязанности" и т. д. У школьников необходимо сформировать представление о человеке, как о главной ценности общества, дать им начальные сведения о Конституции РФ, о правах человека и ребёнка, познакомить с основными документами: "Всеобщей декларации прав человека", "Конвенции ООН о правах ребёнка". Важную роль играет формирование понятий о Родине, гражданине, семье, своей родословной, об отношениях в семье, человеке как личности. Возраст от 11 до 13 лет характеризуется тем, что в этот период у ребёнка обостряется интерес к тому, как устроен мир. Идёт освоение самых разнообразных видов деятельности, что обеспечивает формирование таких качеств как умелость, трудолюбие, компетентность. Происходит смена преобладающей сферы социализации, на первый план выходит учебная деятельность. Социальный характер этой деятельности проявляется в том, что она организована обществом и направлена на её воспроизводство и её развитие. Основные методы, обеспечивающие сознательное и прочное усвоение материала обучающимися:
Психологическое обеспечение программы включает в себя создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятии, пробуждение воображения детей в практической деятельности, разработка и подбор диагностических материалов для определения уровня удовлетворённости детей и их родителей содержанием занятий по данной программе. Основные формы проведения занятий:
Формы контроля:
Пояснительная записка Закон РФ «Об образовании» и требования к образовательным программам дополнительного образования России ставят основными задачи формирование правового сознания и гражданской ответственности обучающихся. Построение в России гражданского общества не может быть решено без разрешения задач правового образования и просвещения подрастающего поколения. Каждый человек обязательно должен знать и изучать свои права и обязанности. Чем раньше ребёнок начнёт постигать общественные нормы жизни, тем более осознанно он будет поступать в тех или иных ситуациях. Наша жизнь, особенно в настоящий период, настолько сложна и многообразна, что изучение азов правоведения необходимо начинать практически с раннего детства. Ребёнок, получив базовые знания на занятиях по праву, легче сможет ориентироваться в самостоятельной жизни, будет подготовлен к изучению некоторых тем по курсу «Обществознания» в старшей школе. Цели курса: Формирование правосознания и правовой культуры, изучение основ законодательства; Помочь детям понять современное общество и роль человека в его развитии; Научить оценивать свои поступки и прогнозировать их возможные последствия; Сформировать навыки применения юридических знаний в конкретных жизненных ситуациях; Создать условия для осознания детьми принадлежности к различным социальным группам (семья, класс, школа) и социальные роли. Осознание необходимости соблюдения закона; Развитие творческих способностей, речи, памяти, коммуникативных навыков и умения самостоятельно принимать решения. Особенности психофизического развития начинается в том, что ребёнок готов включиться в социальный процесс. Приобрести гражданские и общечеловеческие качества. Основная роль в этот период принадлежит сюжетно - , так как в них идёт процесс приобщения к социальной жизни детского и взрослого сообщества. Здесь ребёнок получает представление о правах и обязанностях, учиться согласовывать свои интересы, сдерживать желания. У школьников необходимо сформировать представление о человеке, как о главной ценности общества, дать им начальные сведения о Конституции РФ, о правах человека и ребёнка, познакомить с основными документами: «Всеобщей декларации прав человека», «Конвенции ООН о правах ребёнка». Важную роль формирование понятий о Родине, гражданине, семье, своей родословной, об отношениях в семье, человеке как личности Основные формы проведения занятий: Практические занятия; Наблюдение; Беседа; Экскурсия; Общение с представителями различных профессий; Обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций; Сюжетно- ; Дискуссии; Подготовка сообщений по проблеме; Викторины; Тесты; Творческие работы (рисование); Массовые мероприятия. Психологическое обеспечение программы включает в себя создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятии, пробуждение воображения детей в практической деятельности, разработка и подбор диагностических материалов для определения уровня удовлетворённости детей и их родителей содержанием занятий по данной программе. Кроме этого, детки учатся выступать перед своими одноклассниками и друзьями, проводить учебно-исследовательскую деятельность, работать самостоятельно и в группах. Современная школьная программа требует от своих учеников дополнительных знаний и умений. Для того, чтобы человек мог уверенно чувствовать себя в обществе, он должен обладать своей собственной позицией, быть интеллектуально развитым и уметь поддержать любую тему разговора. Как известно, основы всей будущей жизни ребенка закладываются именно в детстве. Возможность посещать различные кружки и секции – неоценимый вклад в его жизнь! «Юный правовед» - это курс, который позволит узнать ребенку много нового о своей стране и ее законах. Курс рассчитан на 35 часов (1 час в неделю). Учебно – тематический план Всего часовВ том числе теория практика Раздел I . Закон - один для всех. Введение. Зачем нам необходимо знать законы? Анкетирование. Что такое вина? Что такое ответственность? Виды правонарушений Действие и бездействие. «Борьба с безразличием» Закон для нас. Закон внутри нас. Служба доверия Игра-тренинг «Как не стать жертвой преступления?» Раздел II . Основы семейного права РФ. Семейный кодекс (основные понятия). «Мы и наши права» (по материалам Конституция РФ. Дети под защитой государства. Я гражданин своей страны. Беседа Мои документы Мой дом - моя крепость. Жизнь в неволе (рабство). Свобода выбора: где жить и с кем жить. Честь и репутация Подготовка буклета «Права ребенка» «Дети и терроризм» - беседа. Проект «Мы против насилия!» Оформление стен газеты «Мы против насилия!» «Имею право» (игра-конкурс по праву) - права и обязанности несовершеннолетних.(среди 5-х кл) Раздел III . Знакомство с профессиями Знакомство с профессиями - следователь, инспектор по Профессия - юрист «Мудрые мысли» Раздел IV . Экологическое право Беседа «Экологические правонарушения. Юридическая ответственность за их совершение» «Сумеем ли мы сберечь природу с помощью права?» Правовая игра «Большой круг» За первый год занятий кружка учащиеся должны: Знать содержание наиболее важных законодательных актов (или фрагментов из них), общие правила применения права, содержание прав и свобод человека, порядок приобретения и утраты гражданства РФ; правила, соблюдение которых способствует охране личной безопасности человека от преступных посягательств; Иметь представление о действиях и поступках, составляющих угрозу безопасности личности; о месте гражданина России в существующей системе экономических и политических отношений, регулируемых правом, об условиях и порядке участия в качестве субъектов правоотношений в экономической и политической жизни страны; о видах юридической ответственности граждан; Усвоить совокупность конкретных правил поведения в интернате, школе, на улице, в учреждениях культуры, на зрелищных мероприятиях, в местах отдыха, основанных на уважении к правам и свободам других граждан; Различать правомерное и неправомерное поведение, основание и порядок назначения наказаний; полномочия судов, органов внутренних дел. прокуратуры, адвоката, нотариуса. - Официальный сайт Консультант Плюс - Информационно-правовой портал Гарант.ру -Информационно-правовая система Кодекс - Официальный интернет-портал правовой информации - Единый портал для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения - Портал государственных услуг - Официальный сайт Президента Российской Федерации - Официальный сайт Правительства Российской Федерации - Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации - Официальный сайт Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - Портал «Президент России – гражданам школьного возраста» Список литературы I . Нормативные источники 1. Конституция РФ от 12 декабря 1993г. М., 2015 2. Конвенция ООН о правах ребёнка.- М.:Семина Л.И..Рудомино, 2001. II . Литература 1. Блотина Т.В. Конвенция о правах ребёнка и законодательство РФ в вопросах и коментириях.М.,2012. 2. Гражданское образование в современной школе: Материалы конвенции 4-5 мая 2000г. Калуга,2010. 3. Лопатина Т., Федорова Ф., Права ребёнка /практическое пособие - Тульский регион. Центр поддержки женщин и семьи "Подруга"-2012. 4. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защита из прав: Сборник нормативных документов. М, 2013. 5. Семина Л.И. Мы - сограждане. М.: Бонфи,2012. 6. Соколов Я.В., Комсов Д.В., Максимов С.В. Ответственность за правонарушение. М.: НВЦ "Гражданин",2012. Приложение В нашей стране каждый ребенок, пришедший в школу учиться, пользуется определёнными правами и одновременно должен выполнять ряд обязанностей. Каждый школьник имеет право: получить качественное образование в соответствии с государственным образовательным стандартом; ознакомиться с Уставом и правилами внутреннего распорядка школы; обучаться, если необходимо, по ускоренным программам, по индивидуальным учебным планам или дома; получать дополнительную помощь со стороны учителя, если возникли трудности в освоении учебного предмета или занятия были пропущены по болезни; бесплатно пользоваться школьной библиотекой; получать отметки по учебным предметам исключительно в зависимости от своих знаний и умений; свободно выражать своё мнение; участвовать в управлении школой, вносить предложения, касающиеся школьной жизни. Каждый школьник обязан: действовать на благо родной школы, заботиться о её чести, поддерживать её авторитет и традиции; строго соблюдать режим работы школы, посещать занятия в соответствии с расписанием, не опаздывать на уроки; добросовестно учиться, расширять свои знания, умения и навыки, систематически и вовремя выполнять домашние задания; в случае пропуска занятий предъявлять классному справку от врача или объяснительную записку от родителей; выполнять распоряжения и требования директора, руководства, учителей и других работников школы; относиться с уважением к работникам школы и другим ученикам, помогать младшим школьникам; предъявлять дневник по требованию учителя; записывать в дневник домашние задания по всем предметам; приносить на занятия все необходимые принадлежности: учебники, тетради, дневник, ручки, карандаши ит. п.; выглядеть чисто и опрятно, соблюдать требования школьной и личной гигиены, заботиться о соответствии своей и внешнего вида строгому деловому стилю; заботиться о собственном здоровье и безопасности, о здоровье и безопасности других учащихся, соблюдать требования техники безопасности; обнаружив в школе или на пришкольном участке брошенную (пакет, свёрток, коробку) или заметив незнакомого подозрительного человека , немедленно сообщить об этом учителю или другому работнику школы; беречь имущество школы, соблюдать чистоту и порядок в здании школы и на её территории. Права и обязанности школьников находятся под охраной законодательства его страны и Конвенции о правах ребенка, принятой ООН. Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 12 VIII вида» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ» заместитель директора директор специальной по ВР (коррекционной) (коррекционной) школы- школы-интерната №12 РАССМОТРЕНО интерната №12 на педагогическом совете протокол № 6 От 28.08.2015г. ______________________ Е.В.Курочкина И.А.Голубева АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Юный правовед» для учащихся 9 класса Учитель: Грушко Наталья Александровна Количество часов по программе: 68 часов Количество часов в неделю: 2часа Паспорт Программы НаименованиеПрограммы Адаптированная образовательная программа кружка «Юный правовед» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ГКС(К)ОУ школа-интернат №12 VIII вида Основания для разработки Программы Конституция РФ Конвенция ООН о правах ребенка Конвенция о правах инвалидов Федеральный закон №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» и др. Заказчик Программы Координатор Программы Администрация ГКС(К)ОУ школы-интерната №12 Основной разработчик Программы Администрация ГКС(К)ОУ школы-интерната №12 творческая группа Стратегическая цель Программы Создание в ГКС(К)ОУ школе-интернате №12 воспитательной среды, оптимально способствующей развитию ребенка с ограниченными возможностями развития с опорой на личностно-ориентированную педагогику для дальнейшей успешной социальной адаптации и интеграции выпускника учебного учреждения через структуру дальнейшего образования. Стратегические задачи Программы Обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного образования; Организация качественной коррекционно- реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии; Сохранение и крепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса; Создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ; Расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с ОВЗ; Совершенствование системы кадрового обеспечения. Сроки реализации Программы 2015-2016 учебный год Основные мероприятия Программы Создание в школе условий, необходимых для получения обучающимися с ОВЗ, в том числе и умственно отсталыми обучающимися академического уровня общеобразовательных и трудовых знаний, умений и навыков, необходимых для успешной адаптации данной категории детей в постшкольном пространстве. Качественная организация социально-персональной реабилитации школьников с умственной отсталостью. Формирование у школьников умения строить свою жизнедеятельность в культурных, цивилизованных формах: привитие способности к саморегуляции своей деятельности, отношений, поведения; привитие доброжелательности; терпимости, сострадания, сопереживания. Создание безопасных условий для обучения и воспитания учащихся. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся на основе совершенствования образовательного процесса. Качественное повышение уровня профессионализма педагогов, работающих с обучающимися с ОВЗ. Источники финансирования Государственный бюджет, внебюджетные средства образовательного учреждения. Ожидаемые результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности Готовность выпускника с ограниченными возможностями здоровья к позитивной самореализации и социализации в динамично изменяющимся социальном окружении. Увеличение числа педагогических работников, задействованных в системе инклюзивного образования, освоивших современные образовательные коррекционные технологии до 50%. Обеспечение предметов адаптированной образовательной программы электронными образовательными ресурсами до 50%. Система организации контроля исполнения Программ Управление реализацией адаптированной образовательной программы осуществляют администрация школы, Педагогический совет. Контроль хода исполнения адаптированной Программы осуществляет зам.директора по ВР Постановление об утверждении Программы Решение педагогического совета Содержание 1. Пояснительная записка 2. Цель программы 3. Задачи программы 4. Виды деятельности 5. Методы реализации программы 6. Материальное обеспечение программы 7. Календарно-тематическое планирование 8. Содержание деятельности 9. Литература Пояснительная записка. Программа разработана в соответствии с документами: 1. Конституция РФ. 2. Конвенция ООН о правах ребёнка. 3. Конвенция о правах инвалидов. 4. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». 5. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения РФ». 6. Федеральная целевая программа «Дети России». 7. ФЗ №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В условиях формирования правового государства одной из главных проблем является воспитание гражданина, способного понимать, что порядок, необходимый нашей стране, может быть только порядком, основанным на праве. Государству и обществу нужны твердые и общепризнанные правила в форме положений Конституции, законов и других нормативно-правовых актов. Именно в школе учащиеся начинают овладевать основами культуры прав человека, включаться в жизнь в демократическом обществе. Школа может многое сделать для того, чтобы общечеловеческие ценности стали не только суммой знаний, но и определяли поведение человека: формировали у ученика чувство собственного достоинства, способность сопротивляться жестокости и проявлять толерантность. Данная программа направлена на то, чтобы: А) воспитать социально активных и законопослушных граждан; Б) сформировать уважительное отношение к закону, чувство ответственности за свои действия, нетерпимость к произволу и злоупотреблениям; В) выработать у учащихся собственные представления и установки, основанные на современных правовых ценностях, необходимые для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации их гражданской позиции. Воспитание правового сознания на занятиях кружка связано с формированием и закреплением демократических представлений и взглядов, таких ориентиров поведения и ценностей, как достоинство, свобода и справедливость. Свобода человека – это вариант поведения, когда реализация интересов человека сочетается с уважением интересов других лиц, общества, государства. Но воспитание правосознания должно начинаться с усвоения нравственных ценностей и норм в семье, школе, общении со сверстниками. Данная программа направлена на то, чтобы учащиеся могли сделать моральный выбор жизненной позиции. Цели: Воспитание гражданина демократического общества посредством формирования представления о мире, государстве, о социальных отношениях между людьми. Задачи: 1. Систематизировать знания учащихся в сфере права. 2. Способствовать осознанию того, что Конституция РФ является основным законом страны, сочетающим закрепление правовых и политических основ нашего государства. 3. Дать учащимся представление о том, что Конституция является основным ориентиром по политико-правовым проблемам в реальном российском обществе. 4. Донести до учащихся, что ныне действующая Конституция полностью согласуется с международными нормами в области прав человека. 5. Углубить знания учащихся о праве как особом социальном институте в регулировании различных форм общественных отношений. Содержание: Что такое конституция? Конституция РФ. Мыслители Древнего мира, Средних веков и Нового времени о государстве и обществе. Конституционализм. Возникновение государства. Россия – демократическое государство. Принципы и ценности демократии. Суверенитет. РФ – правовое государство. Признаки правового государства. Отражение принципов правового государства в положениях Конституции РФ. Государство как система властных органов. Закрепление суверенитета в Конституции РФ. Конституционное значение понятия «гражданин Российской Федерации». Суверенитет личности. Статус гражданина. Свобода личности и права человека. Народовластие. Суверенитет народа. Три главные формы осуществления народом власти. Непосредственная демократия. Верховенство права. Государственный суверенитет. РФ – полноправный член мирового сообщества. Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Идея прав человека в истории человечества. Понятия «право человека» и «свобода человека». Всеобщая декларация прав человека. Гражданские права и свободы – гуманистические основы жизни общества. Право на равенство, жизнь, свободу, защиту со стороны закона. Право на свободу совести и религии. Социальные права. Право на достойный уровень жизни. Прожиточный минимум. Социальная помощь. Забота об инвалидах. Культурные права. Термин «культурные права». Стремление человека к культуре. Право на образование. Право на участие в культурной жизни. Государство и обеспечение равенства в правах на культуру. Экономические права. Право на собственность. Всеобщая декларация прав человека и Конституция РФ о владении собственностью. Право на труд и отдых. Деятельность государства по предотвращению безработицы. Конституционные обязанности. Многонациональное государство. Понятие суверенитета. Полный суверенитет. Передача части прав федеральному руководству. Право народа на свободу в составе федерации. Автономные образования в составе федерации. Формы государственного устройства. Формы федеративного устройства. Что такое симметричная и асимметричная федерация? Разделение полномочий в федеративном государстве. Основные этапы российского федерализма. Понятие федерации. Унитарное государство. Конфедерация. Субъекты РФ. Основные права субъектов федерации. Власть и порядок в обществе. Теория разделения властей. Три ветви власти и их особенности. Глава государства – кто он? Учреждение поста Президента. Ответственность Президента за судьбу народа. Органы государства и Президент. Права и обязанности Президента. Порядок избрания Президента. Функции Президента. Проблема уровня полномочий Президента. Импичмент. Прекращение обязанностей Президента. РФ – государство с республиканской формой власти. Парламент – орган представительной власти в демократическом государстве. Контроль за действиями Президента и правительства. Подготовка и принятие законов. Две палаты Российского парламента. Совет Федерации: его состав и полномочия. Государственная Дума: состав, полномочия, порядок подготовки и принятия законов, роспуск. Выборы парламента. Организация исполнительной власти. Силовые министерства. Проблемы функционирования исполнительной власти. Нормативные акты, регулирующие деятельность Правительства. Председатель Правительства. Министры. Задачи Правительства: экономические и внешнеполитические, социальные и культурные. Доверие Правительству. Отставка Правительства. Как осуществляется правосудие в России. Какие суды входят в систему судебной власти. Независимость судей. Прокурор и адвокат в суде. Суд присяжных. Высшие судебные органы. Верховный суд РФ. Высший арбитражный суд. Конституционный суд – контроль за конституционностью законов и решений. Прокуратура. Надзор за соблюдением законности. Санкция прокурора. Ожидаемые результаты: К концу года должны знать: Права, обязанности и ответственность человека и гражданина; Материальную ответственность; Гражданско-правовую ответственность; Административную ответственность; Ответственность, вытекающую из трудовых отношений; Основные правила обращения с юридическими документами. Должны знать и уметь: Права несовершеннолетних детей; Права и обязанности родителей; Правовой статус личности; - заключать мелкие бытовые сделки; Применять законы на практике. Календарно-тематическое планирование кружка «Юный правовед» п/п Тема Дата Кол-во часов Вводное занятие. Задачи и содержание кружка. Конституция. Основы конституционного строя. Правила поведения в школе. Права и обязанности воспитанников. Ст.2.1 АК РФ Административное правонарушение. Права детей – забота государства. Ст.2.2. АК РФ Форма вины. «Что в имени тебе моем?» Ст.2.3. АК РФ Возраст, по достижению которого наступает административная ответственность. «Чтобы достойно жить». Ст.3.2. АК РФ Виды административных наказаний. Умей сказать «Нет». Ст.6.10. АК РФ Вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и наритков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ. Моя жизнь. Мои права. Ст.130 УК РФ Оскорбление Право и жизнь. Ст.165,167 УК РФ Причинение вреда имуществу. Уничтожение, повреждение имущества. От безответственности до преступления один шаг. Ст.282 УК РФ Возбуждение ненависти, либо вражды, унижение человеческого достоинства по признакам пола, расы и т.д. Правовая самостоятельность. Ст.63 СК РФПрава и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей. Мы – граждане великой России. Ст. 213 УК Хулиганство. Моя Родина- Россия. Ст.116 УК Побои. Правовой турнир. Закон и правопорядок. Мой взгляд. Я имею право… Нет! – Дороге в ад. Суд над хулиганством. Сказка ложь, да в ней намек. Паспорт. Заключение трудового договора. Трудоустройство- надежный выход. Толерантность и мы. Подведение итогов. Кружок «Юный правовед», руководитель Н.А.Грушко Список используемой литературы: 1. Гражданский Кодекс, Москва, 2013г. 2. Живое право. А.Б.Гутников, Санкт-Петербург 2000г. 3. Жилищный Кодекс, Москва, 2011г. 5. Конвенция Прав ребёнка. 6. Конституция Российской Федерации. 7. Методические материалы по гражданскому образованию. А.Н. Иоффе, М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003г. 8. Основы государства и права. Т. В. Кашанин, М.: Витта-Пресс, 2003г. 9. Семейный Кодекс РФ. Москва, 2013г. 10. ФЗ «Об образовании в РФ» Москва, 2013г. 11. Уголовный Кодекс, Москва, 2013г. 12. Уголовно-Процессуальный Кодекс, Москва 2013г. Пояснительная записка Направленность: Данная образовательная программа реализует социально-педагогическую направленность. Актуальность: В современных условиях перед Россией стоит сложная задача: построить правовое демократическое государство. Главной особенностью правового государства является исполнение закона со стороны не только граждан и организаций, но и государственных органов и должностных лиц. Чтобы заставить государственную власть жить по общим законам, нужен особый контингент людей: грамотных, просвещенных в правовом отношении. Молодых людей надо с детства учить чувствовать себя достойными обладателями личных, экономических, политических и других прав и свобод, умению требовать от государственной власти не только защиты людей, но и истинного служения им. Демократия предоставила широкие права и свободы гражданам нашего государства. Они получили возможность реализовать себя, как личность. Но есть и обратная сторона развития демократии: враждебность в отношениях между людьми, утрачены многие нравственные ценности, правовая безграмотность. Самой незащищенной частью нашего общества являются пожилые люди и дети. Эта программа позволит сформировать навыки самозащиты, подготовить ребят к социальному диалогу и сотрудничеству на основе соблюдения прав и законов нашей страны. Правовое обучение обучающихся – это необходимый шаг в преодолении хронической болезни, поразившей все российское общество: правового нигилизма (отрицание ценности права, неприятие его). Правовое воспитание и образование – путь к обновлению России. Актуальность программы определяется тем, что обучающиеся получат углубленные знания о своих правах и смогут их отстоять, если они будут нарушены. Данная программа поможет ребятам получить не только теоретические знания, но и их практическое применение. Большинство рассматриваемых вопросов позволит обучающимся лучше ориентироваться в современном законодательстве, поможет осознать свое место в жизни. Цель программы состоит в том, чтобы дать возможность ребятам ориентироваться в общественной жизни, урегулированной и защищаемой нормами права; развить гражданское самосознание обучающихся, политическое мышление. Основные задачи программы:
Формы работы: групповая. Структура учебного занятия: 5 минут – организационные моменты; 45 минут – занятие; 10 минут – динамическая пауза; 45 минут – занятие; 15 минут – организационные моменты, проветривание помещения. Ожидаемые результаты: У обучающихся должны быть:
Способы проверки знаний:
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: участие в конкурсах творческих работ, олимпиады, тестирование, выставки творческих работ, соревнования, защита проектов, сюжетно-ролевые игры. Для того, чтобы вызвать интерес к правоведению и решить поставленные задачи, используются активные и интерактивные методы : совместная групповая работа, дебаты, моделирование, ролевые игры, дискуссии, индивидуальные и групповые проекты, обсуждения, правильно подобранные вопросы (вызывающие интерес у учащихся и привлекающие их внимание, помогающие оценить уровень знаний, помогающие более углубленно подойти к теме, апеллирующие к эмоциям учащихся), метод проектирования, публичные выступления, тренинговые игры, мозговой штурм. Эти методы обучения не только повышают интерес учащихся, но и обеспечивают более глубокое усвоение содержания, выработку гражданских навыков и приверженность демократическим ценностям. Для обучения необходимо не только разнообразие методов , но и методических и дидактических материалов. Для этого используются: учебники, монографии, первоисточники, документы, законы, периодическая печать. Большую помощь для выполнения поставленных задач играет техническое оснащение занятий: компьютер, видеоаппаратура, телевизор. Раздел 1. Что такое право? Понятие права. Теории происхождения права. Основные отрасли права . Система права. Понятие отрасль права. Предмет правового регулирования. Базовые отрасли. Для чего нужны нормы права? Понятие норма права.Структура правовой нормы. Особенности правовой нормы. Классификация норм права. Виды правовых норм. Управомочивающие, обязывающие. запрещающие. Категорические и альтернативные нормы права. Правовое положение личности . Правовой статус человека и гражданина. Права человека. Всеобщая декларация прав человека . Международные документы о правах человека. Понятие декларации и конвенции. Основное содержание декларации. Работа с текстом декларации. Раздел 2. Кто такой гражданин? Понятие гражданин. Понятие гражданства. Приобретение гражданства. Россия – Родина моя. Понятие Родины. Понятие малой родины. Гражданский долг. Понятие гражданского долга. Художественные источники о гражданском долге. Государственные символы. Понятие государственные символы. История появления герба. Герб РФ. История создания гимна. Гимн РФ. История появления флага. Флаг РФ. Оформление уголка «Государственные символы». Выступление перед учащимися 5-х классов «Государственные символы России». Клубный час. Раздел 3. История становления и развития Конституции. Конституция -основной закон государства. Понятие конституции. Этапы конституционного развития. Характерные черты Конституции 1993г. Конституция РФ: достоинства и недостатки . Достоинства Конституции. Недостатки Конституции. Мнения политологов. Основы конституционного строя. Понятие конституционный строй. Понятие гражданское общество. Статьи Конституции об основах конституционного строя. Как рождается закон? Понятие закон. Право разработки закона. Порядок принятия закона. Особенности принятия федеральных конституционных законов. Раздел 4. Понятие «избирательное право». Понятие избирательное право. Источники избирательного права. Сущность избирательного права. Выборы в демократическом обществе. Понятие выборы.Значение и разновидности выборов в РФ. Закон «О выборах» . Процесс создания закона. Содержание и особенности закона. Значение закона для развития государства. Необходимость участия граждан в выборах . Принципы участия граждан РФ в выборах. Избирательная система в России . Понятие избирательная система. Понятие мажоритарная система. Особенности мажоритарной системы. Понятие пропорциональная система. Особенности пропорциональной системы. Избирательная компания . Стадии избирательного процесса. Назначение даты выборов и начало избирательной компании. Образование избирательных округов. Формирование избирательных комиссий. Составление списков избирателей. Выдвижение и регистрация кандидатов. Предвыборная агитация. Голосование и установление результатов. Политическая пропаганда и агитация. Понятие политическая пропаганда. Понятие агитация. Средства и содержание предвыборной агитации. Избирательный бюллетень. Содержание, внешний вид. Подготовка к проведению сюжетно-ролевой игре «Выборы президента». Составление программ. Проведение этапа агитации и политической пропаганды. Выборы президента. Раздел 5. Что такое семья? Понятие семья. Роль семьи в государстве. Роль семьи в жизни человека. Семья и государство. Виды семей. Условия вступления в брак. Понятие брак. Условия заключения брака. Обстоятельства, препятствующие браку. Порядок регистрации и прекращения брака . Содержание статей Семейного кодекса. Права ребенка в семье . Право ребенка жить и воспитываться в семье. Понятие личные права. Право ребенка на защиту. Право ребенка выражать свое мнение. Имущественные права ребенка. Обязанности родителей и детей . Содержание прав и обязанностей родителей и детей. Службы защиты прав ребенка. Телефон доверия. Значение службы защиты прав ребенка. Принципы работы службы защиты. Раздел 6. Для чего я хожу в школу? Значение школы в жизни ребенка. Устав школы. Закон об образовании. История создания закона. Содержание закона. Ученик – учитель, ученик – одноклассники. Правила поведения учитель-ученик. Взаимоотношения ученик– одноклассники. Подготовка к проектной деятельности, создание проектов по теме «Школа XXвека». Раздел 7. Трудовое право. Понятие трудовое право. Источники трудового права. Договорное регулирование трудового права. Трудовой договор . Понятие трудового договора. Виды трудового договора. Охрана труда в РФ . Обеспечение занятости граждан и гарантии реализации права граждан на труд. Рабочее время и время отдыха. Дисциплина труда. Трудовая книжка. Понятие трудовая дисциплина. Трудовые обязанности. Меры поощрения. Условия наложения дисциплинарного взыскания. Права детей по трудовому законодательству, льготы. Специфика охраны труда несовершеннолетних. Изучение Трудового кодекса глава «Труд молодежи». Раздел 8. Гражданское право. Понятие гражданское право. Гражданско-правовое отношение. Основания возникновения и прекращения гражданско-правового отношения. Правоспособность и дееспособность. Понятие правоспособность. Понятие дееспособность. Имущественная ответственность несовершеннолетних. Сделки. Понятие сделки. Виды сделок. Формы сделок. Право собственности в РФ.Понятие собственности. Понятие права собственности. Содержание прав собственности. Защита прав собственности. Закон РФ «О защите прав потребителей». Раздел 9. Уголовное право. Понятие и задачи уголовного права. Уголовный кодекс РФ . Особенности нового Уголовного кодекса РФ. Преступление . Понятие преступление. Признаки преступления. Категории преступления. Уголовная ответственность . Понятие уголовная ответственность. Состав преступления. Основания уголовной ответственности. Неоконченное преступление. Обстоятельства. Исключающие преступность деяния. Преступление и подросток . Уголовная ответственность несовершеннолетних. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Правонарушения несовершеннолетних. Правонарушение и его отличие от морального проступка. Понятие правонарушения. Понятие морали. Отличие правонарушения от преступления. Юридическая ответственность . Понятие юридическая ответственность. Виды юридической ответственности. Институт инспекторов по делам несовершеннолетних. Роль и значение института инспекторов по делам несовершеннолетних. Содержание работы инспекторов по делам несовершеннолетних. Подросток и наркотики. Причины употребления наркотиков. Профилактика против употребления наркотиков. Подросток и алкоголизм . Причины употребления алкоголя. Методы борьбы против алкоголизма. Итоговое занятие «Право и будущее России» . Клубный час. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы (Приложение 2). Список литературы:
Поделитесь с друзьями:
|