Самоходные орудия второй мировой. Самая массовая немецкая самоходка
![Самоходные орудия второй мировой. Самая массовая немецкая самоходка](https://i0.wp.com/4tanks.ru/publications/adds/sau_v_mirovoy_voine.jpg)
Самоходные артиллерийские установки(САУ) занимают видное место в военной истории. Как уже можно догадаться из самого названия, эти боевые машины представляют собой артиллерийское орудие, смонтированное, как правило, на гусеничной базе какого-либо танка. В чем же принципиальное отличие САУ от танка? Главное, в чем действительно отличаются друг от друга САУ и танки – это характер решаемых задач в условиях реального боя. Отметим, что «самоходки» можно разделить на несколько классов, которые собственно уже сами по себе дадут ответ на поставленный вопрос. Так САУ класса самоходных гаубиц представляют собой артиллерийскую систему для огня по противнику с закрытых позиций, как и обычная буксируемая артиллерия. Такие САУ могут открывать огонь по позициям врага, находясь за десятки километров от линии фронта. САУ класса истребителей танков предназначены в основном для борьбы с вражеской бронетехникой, в основном хорошо бронированной. «Самоходки» относящиеся к классу штурмовых орудий ведут бой непосредственно на передовой, оказывая поддержку пехоте и танковым частям в прорыве оборонительных линий противника. САУ класса самоходных зениток(ЗСУ) прикрывают наземные войска от налетов авиации противника.
Совершенно очевидно, что САУ сами по себе имеют более специализированное назначение, нежели танки, которые зачастую, хотя и не всегда, могут использоваться как универсальные боевые машины и могут решать те же задачи, пусть и хуже чем САУ. В то же самое время «самоходки» решают конкретные задачи - например, подавление огневых точек врага или борьба с боевой техникой противника, более успешно, чем танки. Так, например советский тяжелый танк «ИС-2» очень часто применялся во второй половине войны при штурме немецких городов – по сути играя роль штурмового орудия, ведущего огонь по укрепленной цели. Мощный фугасный снаряд его 122-мм пушки был эффективен при стрельбе по зданиям, в которых укрылась пехота противника. Также он успешно поражал и долговременные огневые точки врага, быстро разрушая их при прямом попадании. В то же самое время из-за низкой скорострельности орудия «Д-25Т» возможности «ИС-2» в противоборстве с танками противника, равными ему по классу, например «Тиграми», были несколько ограничены. Задачи борьбы с танками противника более успешно решала САУ «СУ-100», имевшая более высокую скорострельность орудия и низкий силуэт.
Говоря об определенной «специализации» САУ в решение какой-либо задачи, а также относя её к какому-либо конкретному классу, не стоит думать, что эта САУ не может выполнять других функций. Практически все гаубичные САУ имеют возможность ведения огня по наземным целям, в случае если имеются достаточные углы склонения орудия, а следовательно теоретически в определенных случаях могут быть использованы и для борьбы с бронетехникой врага. В качестве примера «многогранности» приведем снова советскую САУ – на этот раз «СУ-152» . Эта боевая машина, которую номинально относят к классу штурмовых орудий, вполне успешно поражала тяжелые немецкие танки «Тигр» и средние танки «Пантера» , за что и получила грозное прозвище «Зверобой». Более того ограничено она могла выполнять и функции гаубичной артиллерии – углы возвышения орудия были достаточными для огня с закрытых позиций за пределами прямой видимости противника.
Рассмотрим более подробно классификацию самоходных артиллерийских установок:
1. Истребители танков
Как уже говорилось приоритетной задачей этих боевых машин является борьба с бронетехникой противника. Яркими примерами этого класса являются немецкие САУ «Marder», «StuG», «Ferdinand» и «Hetzer» ;советские «СУ-76» , «СУ-85» , «СУ-100» ;английская САУ «Archer» ; американские «самоходки» с вращающейся башней – «Wolverine» , «Hellcat» и «Slugger» . Главными преимуществами самоходных артсистем перед обычной буксируемой противотанковой артиллерией, была конечно их мобильность. Времени на развертывание батареи противотанковых САУ на определенном участке боевых действий требовалось намного меньше, что позволяло эффективно парировать танковые атаки противника, наносить контрудары. В наступлении САУ могли быстро перемещаться за передовыми частями или даже в боевых порядках этих частей, обеспечивая противотанковое прикрытие, в случае необходимости их можно было быстро бросить на танкоопасное направление. По сравнению с танками САУ часто обладали более простой конструкцией, соответственно производство их быстро и легко осваивалось, что позволяло выпускать их в очень больших количествах. К тому же САУ часто были дешевле танков. Как пример можно привести немецкую легкую САУ «Хетцер».
2. Самоходные гаубицы
Основными задачами этих машин были огонь по позициям противника с больших дистанций. Например артподготовка перед наступлением или огонь поддержки для подавления вражеских узлов сопротивления уже в ходе боестолкновения. Примеры: американская «M7 Priest» , немецкая «Hummel» , английская «Sexton» . В СССР специализированных гаубичных САУ не было, хотя их задачи могли ограничено выполнять САУ других классов, например «СУ-122» . Гаубичные САУ имели те же самое преимущества перед обычной артиллерией – мобильность и скорость. Гаубичная артиллерия в полной мере воплотила в себе силу и ураганную мощь буксируемых орудий с подвижностью и быстротой танковых соединений. В конечном итоге, не случайно этот род войск называют «богом войны»(фразу приписывают И.В.Сталину).
3. Штурмовые орудия
К классу штурмовых орудий относят САУ, предназначенные для непосредственной поддержки наступающих частей. Примеры: «ИСУ-152»(СССР) и «StuG III»(Германия). Отличительными чертами этих «самоходок» являются неплохое бронирование и мощное вооружение, достаточное для разрушения долговременных огневых точек противника. Эти САУ нашли свое применение в ходе прорыва сильно укрепленных полос обороны врага, где они успешно поддерживали атакующие части. Как уже говорилось некоторые САУ могли успешно сочетать в себе несколько функций. Вышеупомянутая «ИСУ-152» помимо задач штурмового орудия могла исполнять функции противотанковой и гаубичной САУ. Концепция штурмовых орудий полностью изжила себя после окончания войны в 1945 году, поскольку в послевоенный период появились танки, которые успешно выполняли задачи этого класса САУ.
4. Зенитные САУ
Самоходные артиллерийские установки с установленным зенитным орудием(ЗСУ) являются еще одним классом САУ. Совершенно очевидным является то, что их ключевая задача – отражение воздушных налетов авиации противника. Приведем примеры таких САУ – ЗСУ-37(Советский Союз) и «Wirbelwind»(Германия). Как правило ЗСУ отличались высоким темпом стрельбы и могли быть использованы не только против самолетов врага, но и против живой силы и слабобронированной техники, причем не менее эффективно. Особенно опасны такие САУ могли быть при огне из засад по движущимся в походных порядках колоннам противника.
Самоходные артиллерийские установки сыграли очень важную роль во Второй мировой войне. Как и танки, они стали воплощением военной мощи воюющих государств. Эти машины по праву вписаны в мировую военную историю и интерес к ним не утихает до сих пор.
Самоходная артиллерийская установка M10 Wolverine имела сокращенное обозначение GMC (3-in. Gun Motor Carriage) M10 и относилась к классу истребителей танков. В американской армии данная самоходка получила свое неофициальное прозвище Wolverine (англ. росомаха), которое было позаимствовано у британских союзников, данная ПТ-САУ поставлялась в Великобританию по ленд-лизу. САУ М-10, как и многие самоходки Второй мировой, была создана на шасси среднего танка, в данном конкретном случае «Шермана» M4A2 (модификация M10A1 – на базе танка M4A3). Всего с сентября 1942 по декабрь 1943 года американская промышленность произвела 6706 данных противотанковых самоходок.
В отличие от немецких и советских самоходок периода Второй мировой войны, в американских САУ орудие устанавливалось не в бронерубке, а во вращающейся башне, как и на танках. Для вооружения САУ М-10 использовалась 3-х дюймовая (76,2 мм) пушка М7, которая размещалась в открытой сверху башне. На корме ее монтировался специальный противовес, который придавал башне характерный и легко опознаваемый силуэт. Для борьбы с бронированными целями использовался калиберный бронебойный снаряд без баллистического наконечника M79. Данный снаряд на дистанции в 1000 ярдов (900 м) при угле встречи 30° относительно нормали пробивал 76 мм брони. Полный боекомплект САУ состоял из 54 снарядов. Для самообороны и отражения воздушных атак самоходка оснащалась 12,7-мм пулемётом М2 «Браунинг», который устанавливался на корме башни. Боекомплект пулемета состоял из 300 патронов, помимо этого экипаж имел для самообороны и личное оружие.
История создания
К началу Второй мировой войны американская армия авральными темпами вела работы по созданию и принятию на вооружение 2-х истребителей танков – М3 и М6. При этом обе машины являлись лишь вынужденной временной мерой и плохо подходили для борьбы с танками. Армия нуждалась в полноценной САУ – истребителе танков. К разработке такой машины в США приступили в ноябре 1941 года. Проектом предусматривалась установка орудия на базу танка М4А1 с литым корпусом и бензиновым двигателем, но уже в декабре 1941 данный проект был пересмотрен в пользу очередной модификации танка «Шерман» М4А2, которая отличалась от предыдущей версии сварным корпусом и дизельным двигателем.
Прототип САУ получил название Т35. В январе 1942 года был изготовлен деревянный макет, вслед за этим последовала сборка первых ПТ-САУ в металле. При этом корпус танка М4А2 подвергся ряду изменений – машина лишилась курсового пулемета, толщина лобовой брони осталась прежней, а с бортов она была уменьшена до 1 дюйма. Бронирование в районе трансмиссии было дополнительно усилено накладками из 2-х бронелистов, которые сваривались под углом 90 градусов. 76,2-мм орудие устанавливалось в круглой открытой башне, которая была позаимствована у прототипа тяжелого танка Т1.
В разгар работ над Т35 военные выдвинули новые требования – наклонная броня надстройки корпуса и низкий силуэт машины. Конструкторы представили 3 различных варианта САУ, из которых был выбран один получивший индекс Т35Е1. Новый вариант машины основывался на шасси танка М4А2, толщина брони уменьшилась, появились дополнительные наклоны у надстройки; вместо круглой башни установили башню от М35. В январе 1942 года Танковое Отделение фирмы Фишер, принадлежащее концерну Крайслер приступило к работе над двумя прототипами T35Е1. Обе машины были готовы к весне 1942 года. Их испытания доказали преимущество наклонной брони корпуса, а вот литая башня САУ вызвала нарекания военных. В связи с этим было принято решение о разработке новой башни, которая была сделана в форме шестигранника, сваренного из катаных бронелистов.
Испытания САУ Т35Е1 завершились в мае 1942 года. Машина была рекомендована к производству после устранения ряда незначительных замечаний к конструкции.
Военные потребовали уменьшить бронирование, ради большей скорости. Американская концепция ПТ-САУ предполагала, что скорость более полезна, чем хорошая бронезащита.
- Сделать люк для размещения механика-водителя.
- Дифференциал должен прикрываться броней не из 3-х частей, а из одной.
- Должна быть реализована возможность установки дополнительной брони на лоб и борта корпуса, а также башню.
Стандартизированная и улучшенная ПТ-САУ Т35Е1 в июне 1942 года была отправлена в производство под обозначением М10. Экипаж машины состоял из 5 человек: командир САУ (располагался справа в башне), наводчик (в башне слева), заряжающий (в башне сзади), механик-водитель (в передней части корпуса слева) и помощник механика-водителя (в передней части корпуса справа). Несмотря на стремление военных как можно скорее наладить выпуск М10 у них возникли серьезные трудности с дизайном гексагональной башни. Для того чтобы не откладывать выпуск была сделана временная пятигранная башня, которая и пошла в серию. В итоге все истребители танков М10 выпускались именно с ней, а от шестигранной башни решено было отказаться. Стоит также отметить один недостаток, которым обладали САУ М10 Wolverine. Люки механика-водителя и его помощника, невозможно было открыть в тот момент, когда орудие было направлено вперед, открытию люков мешала маска пушки.
Основным оружием САУ была 3-х дюймовая 76,2-мм пушка М7, которая обладала хорошей скорострельностью – 15 выстрелов в минуту. Углы наводки в вертикальной плоскости составляли от -10 до +30 градусов, в горизонтальной – 360 градусов. Боекомплект ПТ-САУ состоял из 54 выстрелов. 6 боеготовых выстрелов размешались в двух укладках (по 3 в каждой) на задней стенке башни. Остальные 48 выстрелов находились в специальных контейнерах из фибры в 4-х укладках в спонсонах. По штату боекомплект должен был состоять из 90% бронебойных снарядов и 10% фугасных. Также в него могли входить дымовые снаряды и картечь.
Боевое применение
САУ M10 выпускалась с 1942 по конец 1943 года и, прежде всего, поступала на вооружение танко-истребительных батальонов (по 54 САУ в каждом). Американская доктрина ведения боевых действий предполагала применение истребителей танков для уничтожения вражеских танков, тогда как собственные танки предполагалось использовать для поддержки в бою пехотных подразделений. М10 Wolverine стала самой массовой противотанковой САУ американской армии во время Второй мировой войны. Боевой дебют ПТ-САУ произошел в Северной Африке и был довольно успешным, так как ее трехдюймовая пушка могла без особых проблем с дальних дистанций поражать большинство немецких танков, действующих на этом театре боевых действий. При этом тихоходное и тяжелое шасси не соответствовало принятой в США доктрине, согласно которой в роли истребителей танков должны были использоваться более быстрые и легкие самоходки. Поэтому уже в начале 1944 года в частях ПТ-САУ M10 стали заменяться более легкобронированными и быстроходными САУ M18 Hellcat.
Серьезные испытания выпали на долю САУ M10 во время высадки в Нормандии и последующих за этим боев. По той причине, что М10 обладала более-менее противотанковой 76,2-мм пушкой, их активно привлекали для борьбы с немецкими танками. Достаточно быстро удалось выяснить, что М10 не может успешно бороться с новыми немецкими танками «Пантера», «Тигр» и тем более с Королевскими Тиграми. Часть данных самоходок по ленд-лизу была передана англичанам, которые быстро отказались от американской маломощной 76-мм пушки и заменили ее на свою 17-фунтовую пушку. Английская модификация М10 получила название Ахиллес I и Ахиллес II. Осенью 1944 года эти установки начали заменяться на более совершенные ПТ-САУ M36 Jackson. При этом остающиеся в строю M10 продолжали использоваться до конца войны.
Около 54 данных самоходок было отправлено в СССР по ленд-лизу, но об их использовании в Красной армии ничего не известно. Также данные машины получали и боевые части армии «Свободной Франции». Одна из таких машин с названием «Сирокко», находившаяся под управлением французских моряков, прославилась тем, что подбила «Пантеру» на площади Согласия в Париже в последние дни парижского восстания.
Опыт боевого применения показал, что открытая сверху башня самоходки M10 делает машину очень уязвимой к артиллерийскому и миномётному огню, а также к атакам пехоты, особенно во время ведения боя в лесу и городских условиях. Так даже самая обычная ручная граната могла бы достаточно легко вывести из строя экипаж самоходки. Бронирование самоходки также вызывало нарекания, так как не могло противостоять немецким противотанковым пушкам. Но самым большим недостатком была очень низкая скорость поворота башни. Данный процесс не был механизирован и производился вручную. Для того чтобы сделать полный оборот требовалось не менее 2 минут времени. Также вопреки принятой доктрине американские ПТ-САУ израсходовали больше осколочно-фугасных снарядов, чем бронебойных. Чаще всего самоходки выполняли на поле боя роль танков, хотя на бумаге должны были их поддерживать.
Наилучшим образом М10 Wolverine показали себя в оборонительных боях, где они значительно превосходили буксируемые противотанковые орудия. Успешно использовались они и во время Арденской операции. Батальоны, вооруженные ПТ-САУ М10, оказались в 5-6 раз эффективнее подразделений, вооруженных буксируемыми противотанковыми пушками того же калибра. В тех случаях, когда М10 усиливали оборону пехотных частей, соотношение потерь и побед составляло 1:6 в пользу ПТ-САУ. Именно в боях в Арденнах самоходки несмотря на все их недостатки продемонстрировали насколько они превосходят буксируемую артиллерию, с этого момента в американской армии начался активный процесс перевооружения противотанковых батальонов на самоходные орудия.
Тактико-технические характеристики: M10 Wolverine
Масса: 29,5 т.
Габаритные размеры:
Длина 6,828 м., ширина 3,05 м., высота 2,896 м.
Экипаж: 5 чел.
Бронирование: от 19 до 57 мм.
Вооружение: 76,2-мм нарезная пушка M7
Боекомплект: 54 снаряда
Двигатель: двухрядный 12 цилиндровый дизельный жидкостного охлаждения мощностью 375 л.с.
Максимальная скорость: по шоссе – 48 км/час
Запас хода: по шоссе – 320 км.
2.
3.
4.
За время Второй мировой войны промышленность Третьего рейха произвела 9675 StuG III всех серий и модификаций, что делает эту САУ самой массовой бронированной машиной, поступившей на вооружение вермахта. StuG III оказалась очень удачной самоходкой. Следует отметить, что в первой десятке немецких танковых асов седьмое и восьмое места занимают командиры именно этих САУ
История немецких самоходных артиллерийских орудий (далее – САУ) началась с меморандума о взаимодействии пехотных частей, артиллерии и подвижной артиллерии, опубликованного генерал-майором вермахта Эрихом фон Манштейном в 1935 году. В частности, в этом документе доказывалась целесообразность создания дивизионов штурмовых самоходных орудий трёхбатарейного состава (по шесть машин в батарее), предназначавшихся для поддержки наступающей пехоты, подавления ДзОТов, ДОТов и узлов сопротивления противника, а также борьбы с его бронированной техникой.
«Броня» для поддержки пехоты
Меморандум вызвал оживлённую дискуссию среди немецких военных, но в 1936 году компания Daimler-Benz получила заказ на осуществление проектных работ по созданию штурмовых самоходных орудий на шасси новейшего на тот момент танка Z.W. (будущего Pz.Kpfw.III). В конце 20-х годов уже делалась попытка создать САУ на базе трактора Hanomag WD-25, однако это были машины с открытой артиллерийской площадкой, и от их серийного выпуска отказались. Позднее, в 1930 году конструкторы Daimler-Benz разрабатывали проект штурмовой САУ для… СССР – в рамках деятельности совместной советско-немецкой Технической комиссии (TEKO). Самоходку планировали защитить бронёй толщиной от 15 (борта и корма) до 30 мм (лоб), вооружить 76-мм орудием, при этом её вес не должен был превышать 12 т. Немецкая сторона сорвала все сроки, указанные в договоре, а после окончания работ в середине 1932 года выставила за свои разработки цену, в разы превышавшую утверждённую. Представители Советского Союза отказались от дальнейшего сотрудничества, но полученные наработки пригодились фирме Daimler-Benz в будущем, при проектировании штурмовой САУ для армии Третьего рейха.
В 1937 году на заводе Daimler-Benz в Берлин-Мариенфельде было собрано пять прототипов новой САУ (для их сборки использовали шасси танков Pz.Kpfw.III Ausf.В). Для ускорения и удешевления работ боевые рубки машин изготовили не из бронелистов, а из обычной конструкционной стали. Рубки крепились к шасси болтами. Четыре члена экипажа размещались в одном боевом отделении, что для бронетехники того времени было новшеством.
Один из прототипов StuG III нулевой модификации. Видны круглые смотровые лючки в нижнем лобовом бронелисте (они имелись только у прототипов)
Основным оружием новой САУ стала 75-мм пушка StuK 37 L/24 c длиной ствола в 24 калибра производства эссенской корпорации Krupp. Горизонтальное наведение орудия осуществлялось в пределах ±12º, вертикальное – от −10º до +20º. Боекомплект составлял 44 снаряда. В боевой рубке машины дополнительно размещали пулемёт MG-34. Позже к вооружению самоходчиков добавили пистолет-пулемёт MP-40.
С 1938 года прототипы проходили интенсивные испытания на различных полигонах Германии. Одновременно с началом испытаний возобновились споры относительно целесообразности создания САУ, так как существовали танки Pz.Kpfw.IV, нёсшие такое же вооружение. Особенно возражал против создания САУ генерал-лейтенант Хайнц Гудериан, однако инициатор нового проекта Эрих фон Манштейн настаивал на своей точке зрения. Вскоре реалии Польской кампании наглядно продемонстрировали необходимость наличия в распоряжении пехотных частей бронированных мобильных артиллерийских подразделений, и все вопросы были сняты. В конце 1939 года началось серийное производство новых САУ.
Прототип StuG III. Хорошо видны восемь опорных катков, объединённые в тележки
Источник – worldwarphotos.info
В январе-феврале 1940 года первые серийные экземпляры вышли из ворот завода Daimler-Benz, а уже 28 марта новой САУ было присвоено армейское обозначение Sturmgeschutz III (сокращённо – StuG III). В дальнейшем самоходка претерпела множество модификаций.
Первые серийные машины именовались StuG III Ausf.А и отличались от прототипов использованием модернизированных шасси танка Pz.Kpfw.III Ausf.F. У пяти экспериментальных самоходок в ходовой части насчитывалось по восемь опорных катков на борт, которые собирались попарно в четыре балансирные тележки. У серийных же САУ опорных катков стало шесть, и в тележки они не собирались.
Вооружение серийной машины от прототипа не отличалось. Лобовое бронирование рубки составляло 50 мм, заднего бронелиста – 26 мм, а бортовой брони – 30 мм. В передней части рубки её бортовая бронезащита усиливалась дополнительными 9-мм бронелистами, которые приваривались к корпусу под углом 60º. Толщина крыши рубки достигала 11 мм. Толщину кормового бронелиста увеличили с 21 до 30 мм. Кроме того, для увеличения прочности конструкторы убрали боковые эвакуационные люки. Общий вес САУ достигал 19,6 т.
Схема бронирования StuG III Ausf.Е мало отличалась от бронирования САУ первых серий
Источник – hisofweapons.ukoz.ru
Члены экипажа обеспечивались оптическими приборами наблюдения. В распоряжении командира находилась стереотруба SF 14z, для установки которой в крыше рубки был предусмотрен специальный люк. Наведение орудия осуществлялось при помощи перископического прицела Sfl ZF, расположенного слева от орудия, а механик-водитель управлял машиной, используя прибор Fahrersehklappe 50 с бинокулярным перископом KFF2. Единственный, кто не был обеспечен оптическим прибором – это радист (в его распоряжении находилась УКВ-рация, располагавшаяся в специальном бронированном ящике на левой надгусеничной полке).
StuG III Ausf.A на улице западноевропейского города, 1940 год
За период с января по июнь 1940 года завод компании Daimler-Benz выпустил 30 машин StuG III модификации Ausf.А.
В июне 1940 года на берлинском предприятии Alkett (Altmärkische Kettenfabrik), входившем в государственный концерн Reichswerke AG, начался выпуск модификации StuG III Ausf. B . С этого момента данное предприятие стало основным производителем штурмовой самоходки StuG III. Новые машины планировали собирать на базе шасси Pz.Kpfw.III последней модели Ausf.G, но так как их не хватало, первые САУ выпустили на шасси предыдущей серии Ausf.F. Последние самоходки модели StuG III Ausf.B выпускались уже на шасси Pz.Kpfw.III Ausf.H.
StuG III Ausf.B. Отличительная особенность – асимметричные промежутки между 1-м и 2-м, а также 2-м и 3-м поддерживающими роликами
Источник – dishmodels.ru
От предыдущей модификации самоходка отличалась новой шестискоростной механической коробкой передач, установленной вместо пятискоростной преселекторной коробки того же производителя ZF Friedrichshafen AG. Кроме того, была модифицирована система зажигания в 12-цилиндровом 300-сильном двигателе Maybach HL 120 TRM. Ширину гусениц с 360 мм увеличили до 400, соответственно увеличив и размер опорных катков. Боевая рубка и вооружение никаких изменений не претерпели. Общий вес машины увеличился незначительно – до 20,2 т. За год (с июня 1940 по май 1941 года) немецкая промышленность выпустила 360 САУ этой модификации.
Красноармейцы из трофейной команды выводят в тыл захваченную САУ StuG III Ausf.С. Лето 1942 года
Источник – rgakfd.ru
Модификации Ausf.B ещё продолжали выпускаться, когда в цехах Alkett началось производство машин серии StuG III Ausf.С . На этих самоходках убрали амбразуру прицеливания в лобовом листе рубки, а окуляр прицела перенесли на крышу рубки, разместив в специальном лючке (в связи с этим изменилась её форма). Антенну сделали складывающейся, предусмотрев для неё специальный защитный деревянный жёлоб. Весной 1941 года изготовили 100 таких «изделий», после чего предприятие приступило к выпуску StuG III Ausf. D . Новые самоходки почти ничем не отличались от предыдущей серии, поэтому в немецкой статистике учёта машины обеих модификаций учитывались как StuG III Ausf.С/D. Внешней отличительной особенностью StuG III Ausf.D было наличие защитных скоб на фарах. За период с мая по сентябрь 1941 года немецкие предприятия изготовили 150 САУ этой модификации.
САУ StuG III Ausf.D, захваченная англичанами в Северной Африке
Источник – skaramanga-1972.livejournal.com
В сентябре 1941 года начался выпуск самоходок StuG III Ausf.Е , которые планировали использовать в качестве командирских машин. Ими хотели заменить лёгкие полугусеничные бронетранспортёры Sd.Kfz.253 наблюдателей-корректировщиков, которые вывели из подразделений самоходок StuG. Для этого в бронированных ящиках над обеими надгусеничными полками каждой самоходки разместили не одну, а две радиостанции. Они не полностью занимали отведённое им пространство, поэтому в левом из ящиков дополнительно размещалось шесть снарядов, что увеличивало боекомплект САУ до 50 выстрелов. От наклонных бортовых дополнительных бронелистов конструкторы отказались. Общее количество машин этой модификации, изготовленных с сентября 1941 по март 1942 года, составило 284 единицы.
Ausf.E – последняя модификация StuG III, вооружённая короткоствольным 75-мм орудием
Источник – waralbum.ru
Модель |
Прототип |
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
Ширина, м |
||||||
Высота, м |
||||||
Максимальная скорость, км/ч |
||||||
Модель двигателя |
Maybach HL 120 TR |
Maybach HL 120 TR |
Maybach HL 120 TRM |
Maybach HL 120 TRM |
Maybach HL 120 TRM |
Maybach HL 120 TRM |
Мощность двигателя, л. с. |
||||||
1 x 75 mm StuK 37 L/24 |
1 x 75 mm StuK 37 L/24 |
1 x 75 mm StuK 37 L/24 |
1 x 75 mm StuK 37 L/24 |
1 x 75 mm StuK 37 L/24 |
1 x 75 mm StuK 37 L/24 |
|
1 x 7,92 mm MG 34 |
||||||
Изготовлено |
||||||
Годы выпуска |
С новыми пушками в новую жизнь
28 сентября 1941 года Гитлер подписал приказ, в котором требовал увеличить бронепробивную способность орудий немецких танков и САУ, дабы те могли на равных бороться с последними образцами советской бронетехники. Во исполнение этого приказа для модернизации Sturmgeschutz III выбрали 75-мм орудие компании Rheinmetall-Borsig AG StuK 40 L/43 с длиной ствола в 43 калибра. Новая пушка отлично подходила для борьбы с танками Т-34 и КВ-1, но не могла вести навесной огонь, что уменьшало её эффективность в борьбе с пехотой, артиллерией и ДзОТами противника. На одну из самоходок StuG III Ausf.Е в экспериментальных целях установили StuK 40, ещё одну машину вооружили 105-мм гаубицей. Всё это послужило основой для новой серии StuG III и создания на её базе самоходной гаубицы StuH 42.
В марте 1942 года началось производство модернизированной САУ StuG 40 Ausf. F (использовалось также обозначение «StuG III Ausf.F»), кроме нового орудия, мало отличавшейся от StuG III Ausf.Е. На крыше боевой рубки установили электрический вентилятор, а боезапас новой машины увеличили до 54 снарядов. Вместо прицела Sfl ZF наводчик получил улучшенный прицел Sfl ZF la.
Штурмовое орудие StuG 40 Ausf.F из состава 5-й танковой дивизии СС «Викинг» движется по настилу из железнодорожных шпал в районе Харькова
Источник – waralbum.ru
В июне 1942 года броню корпуса и боевой рубки начали усиливать дополнительными 30-мм бронеплитами, в результате чего общая толщина лобовой брони выросла до 80 мм. Это увеличило вес машины на 450 кг и снизило её максимальную скорость. Всего выпустили 182 единицы с усиленным бронированием, у которых, кроме того, две фары со светомаскировочными крышками заменили на одну фирмы Notek, которая первоначально крепилась на левом крыле, а позже переместилась на середину верхнего лобового листа корпуса.
Летом 1942 года ещё 31 единицу StuG 40 Ausf.F вооружили 75-мм орудиями StuK 40 с длиной стволов 48 калибров. За период с марта по сентябрь 1942 года немецкая промышленность изготовила 364 StuG 40 Ausf.F всех модификаций.
В сентябре 1942 года в цехах Alkett полностью остановили производство танков Pz.Kpfw.III, и предприятие сконцентрировалось на выпуске САУ StuG III, которую в очередной раз модифицировали. Новая серия получила маркировку StuG 40 Ausf.F/8 . Основные изменения коснулись корпуса самоходки (его сделали более технологичным и удобным). Толщину кормового бронелиста увеличили до 50 мм, при этом толщина лобового бронирования оставалась неизменной (80 мм). Буксировочные серьги конструкторы выполнили в виде кронштейнов, представлявших собой продолжение корпуса. Кроме того, изменился внешний вид люков доступа к трансмиссии (в передней части машины) и к двигателям (в кормовой части).
Конструкторы отказались от прибора дымопуска предыдущих моделей, который использовался для маскировки САУ, а также от складывающихся антенн, поэтому деревянные предохранительные короба для них убрали.
Штурмовое орудие StuG 40 Ausf.F/8 в экспозиции Военного музея в Белграде, Сербия
Источник – wikimedia.org
На StuG 40 Ausf.F/8 устанавливалась пушка, имевшая однокамерный дульный тормоз. В начале 1943 года над люком заряжающего с правой стороны крыши на машины модификаций F/8 начали устанавливать защитный щиток для пулемёта MG-34. С мая 1943 года на САУ, уцелевшие в боях, начали монтировать бронированные бортовые экраны, которые эффективно защищали их от попаданий кумулятивных снарядов и бронебойных пуль ПТР. С сентября по декабрь 1942 года было изготовлено 250 САУ StuG 40 Ausf.F/8.
С декабря 1942 по март 1945 года предприятие Alkett выпускало последнюю, наиболее удачную и самую массовую серию САУ – StuG 40 Ausf.G , которая в различных источниках упоминается также как StuG III Ausf.G.
Больше всего изменения коснулись бронекорпуса. Бронированные ящики для раций убрали, а борта раздвинули до середины надгусеничных полок. На первых машинах серии сохранялась 50-мм лобовая броня, которую усиливали накладными 30-мм броневыми листами, крепившимися к корпусу болтами или сваркой. С апреля 1944 года для изготовления лобовых деталей на предприятии начали использовать 80-мм бронепрокат.
Электрический вентилятор первоначально размещался там же, где и у машин серии StuG 40 Ausf.F, однако позже его перенесли в заднюю часть крыши рубки. Был ликвидирован прибор наблюдения механика-водителя, амбразуру под который в рубках первых машин серии G просто заваривали. Позже конструкторы отказались и от прибора наблюдения механика-водителя, который размещался в левом борту САУ.
С ноября 1943 года на часть самоходок начали вместо старой сварной орудийной маски 75-мм пушки StuK 40 L/48 монтировать новую литую, которая называлась Saukopfblende (нем. – «кабанье рыло»). Обе маски устанавливались на машины до конца войны. С июня 1944 года в сварных масках начали монтировать спаренный пулемёт MG-34, а в октябре того же года он появился и в литых масках.
В САУ, выпущенных после мая 1944 года, в крыше рубки появилось отверстие для мортирки, стрелявшей дымовыми и осколочными гранатами. До этого часть самоходок оснастили дымовыми 90-мм гранатомётами NbK 39, которые устанавливались в передней части рубки (по три слева и справа от орудия).
Ранний вариант штурмового орудия StuG 40 Ausf.G на марше в Италии. Видны дымовые 90-мм гранатомёты NbK 39, а также дополнительная 30-мм броня, приваренная к нижнему броневому листу
StuG 40 Ausf.G выпускался с командирской башенкой, улучшавшей обзор для командира машины. Так как бронирование стенок было слабым, с октября 1943 года её стали оборудовать обтекателем – литым щитком, отражавшим пули и осколки.
Первоначально люк заряжающего, располагавшийся в передней правой части крыши рубки, состоял из двух створок – задней и передней, которая в поднятом состоянии служила щитком для пулемёта MG-34. На поздних вариантах самоходки створки люка уже открывались влево и вправо, а пулемёт MG-42 , устанавливавшийся на крыше, мог управляться наводчиком дистанционно. Необходимость высовываться из люка теперь возникала только в момент перезарядки оружия. В этом случае наводчика защищали боковые створки открытого люка, которые в открытом положении стояли вертикально, а также небольшой V-образный щиток, монтировавшийся на пулемёте.
Немецкий танкист ведёт огонь из пулемёта MG-34, установленного на САУ StuG III Ausf.G
Источник – waralbum.ru
Для StuG 40 Ausf.G выпускались гусеницы двух видов – шириной 400 мм (обычные) и 550-мм (так называемые «восточные», предназначавшиеся для повышения проходимости машины на быстро раскисающих тяжёлых грунтах и в снегах Восточного фронта). На поздних версиях САУ конструкторы отказались от обрезинивания поддерживающих катков, что было связано с дефицитом каучука, возникшим в Третьем рейхе к концу войны.
Практически все самоходки серии G получили 5-мм экраны, защищавшие их от попаданий кумулятивных снарядов. У машин возникла лишь одна проблема с экранами – при движении по пересечённой местности они часто цеплялись ими за грунт, поэтому вскоре нижние передние углы экранов стали срезать. С лета 1943 года на CАУ начали наносить специальное покрытие циммерит, предохранявшее их от магнитных мин.
Немецкое штурмовое орудие StuG III Ausf.G с бортовыми противокумулятивными экранами и циммеритным покрытием корпуса
Источник – waralbum.ru
С декабря 1942 по апрель 1945 года на заводе Alkett выпустили 5191 САУ StuG 40 Ausf.G. В феврале 1943 года к их производству подключилась фирма MIAG в Брауншвейге, где до марта 1945 года изготовили ещё 2643 машины этой модификации. Кроме того, в 1943 году было выпущено 165 САУ на базе танков Pz.Kpfw.III Ausf.М., а в 1944 – 173 САУ на шасси «троек» других модификаций, проходивших ремонтно-восстановительные работы на предприятии Alkett. Таким образом, всего сборочные цеха поставили 8172 машины серии Ausf.G (по другим данным – 7720).
Модель |
Ausf.F/8 |
||
---|---|---|---|
Ширина, м |
|||
Высота, м |
|||
Толщина лобовой брони корпуса, мм |
|||
Максимальная скорость, км/ч |
|||
Модель двигателя |
Maybach HL 120 TRM |
Maybach HL 120 TRM |
Maybach HL 120 TRM |
Мощность двигателя, л. с. |
|||
1 x 75 mm StuK 40 L/43 |
1 x 75 mm StuK 40 L/48 |
1 x 75 mm StuK 40 L/48 |
|
1 x 7,92 mm MG 34 |
1 x 7,92 mm MG 34 |
2 x 7,92 mm MG 34 |
|
Изготовлено |
|||
Годы выпуска |
Всего же за время Второй мировой войны промышленность Третьего рейха произвела 9675 StuG III всех серий и модификаций, что делает эту САУ самой массовой бронированной машиной, поступившей на вооружение вермахта.
StuG 40 Ausf.G с маской орудия типа «свиное рыло» и циммеритным покрытием
Источник – nevsepic.com.ua
Всё новые и новые модели
Боевые действия на Восточном фронте в первый месяц войны показали необходимость создания бронированных мобильных артустановок больших калибров, необходимых для подавления узлов сопротивления и опорных пунктов противника. Ещё в июле 1941 года председатель танковой комиссии Управления вооружений сухопутных сил доктор Фердинанд Порше выступил инициатором создания 150-мм САУ, которую было поручено разработать конструкторам предприятия Alkett. С декабря 1941 по январь 1942 года на базе двенадцати шасси САУ StuG III Ausf.E изготовили аналогичное количество 150-мм САУ. Для производства ещё двенадцати единиц использовали шасси САУ StuG III Ausf.F/8, на которые бронированные рубки с гаубицами установили осенью 1942 года. Новая САУ получила обозначение StuIG 33В – к расшифровке свойств орудия добавили слово Infanterie (нем. – «пехотное»).
В качестве основного вооружения для новой самоходки была выбрана полевая гаубица 15 cm schweres Infanterie Geschütz 33, или сокращённо 15 cm sIG 33 (150-мм тяжёлое пехотное орудие образца 1933 года), на которую установили противооткатное устройство, позволявшее монтировать её на бронированные шасси. Дальность стрельбы 15 cm sIG 33 составляла 4,7 км, при это орудие могло наводиться по горизонтали только на ±3°. По вертикали углы наведения достигали +25° и −6°. Боекомплект новой САУ равнялся 30 снарядам. Дополнительно в рубке самоходки устанавливался съёмный пулемёт MG-34.
150-мм САУ StuIG 33В на марше
Источник – plaza.rakuten.co.jp
В октябре 1942 года первые двенадцать орудий получили своё боевое крещение в боях под Сталинградом в составе 177-го и 244-го отдельных батальонов осадных орудий, где они и погибли. Из остальных двенадцати САУ была сформирована 17-я осадная противопехотная артиллерийская батарея, которую придали 22-й танковой дивизии. Она принимала участие в попытке прорыва кольца, замкнутого Красной армией вокруг 6-й пехотной армии вермахта в Сталинграде. В этих боях дивизия была разгромлена, и батарея потеряла шесть САУ.
Оставшиеся шесть машин передали 23-й танковой дивизии, где они вошли в состав 201-го танкового полка в качестве штурмовой батареи. Батарея участвовала в боях на Курской дуге , при обороне Днепровского рубежа, и по состоянию на сентябрь 1944 года исправными оставались только пять САУ. До наших дней уцелел лишь один экземпляр StuIG 33В, экспонирующийся в Музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке (Россия).
150-мм САУ StuIG 33В в экспозиции Музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке
Второй, более удачной и массовой самоходной гаубицей, созданной на базе StuG III, стала Stu H 42 . После исполнения приказа Гитлера от 28 сентября 1941 года, когда орудие StuK 37 заменили на более длинное StuK 40, самоходки StuG 40 стали не полностью соответствовать функциям штурмового орудия. Настильная траектория полёта снаряда новой пушки усложняла борьбу с пехотой противника, обороняющейся в окопах и траншеях, а также с его огневыми точками. Для восполнения возникшего пробела было принято решение создать гаубичную самоходную установку с орудием более крупного калибра и навесной траекторией полёта снаряда.
В качестве основного вооружения для новой САУ выбрали гаубицу 10,5 cm leFH18/40 образца 1918 года производства компании Rheinmetall-Borsig AG. Первая опытная StuH 42 была создана на шасси StuG III Ausf.E, пять следующих прототипов собрали на шасси StuG III Ausf.F и ещё четыре – на шасси StuG III Ausf.F/8.
Эшелон с САУ StuH 42 на станции Люботин
Источник – warallbum.ru
В серию машина пошла с изменённым орудием, которое отличалось от полевого конструкцией противооткатного устройства и модернизированной формой затвора. С сентября 1944 года на ствол перестали монтировать дульный тормоз. Боекомплект САУ составлял 36 снарядов, из которых 26 были осколочно-фугасными, а ещё 10 – кумулятивными, пробивавшими броню толщиной 90–100 мм. Так же, как и у StuG III Ausf.G, на крыше новых самоходок располагался щит, за которым укрывался пулемёт MG-34 или MG-42, огонь из которого, в случае необходимости, мог вести заряжающий.
САУ StuH 42 ранних серий, брошенная немцами на Восточном фронте. Гаубица без дульного тормоза, орудийная маска – сварная
Источник – warallbum.ru
Конструкция самоходной гаубицы мало чем отличалась от StuG III – иными были лишь компоновка орудия и размещение снарядов. Самоходные гаубицы, как и StuG III Ausf.G, со временем получили литые маски орудий взамен сварных и также экранировались дополнительной противокумулятивной бронёй. На более поздние экземпляры наносилось циммеритное покрытие. Всего за период с марта 1942 по апрель 1945 года немецкая промышленность выпустила 1299 единиц StuH 42.
САУ StuH 42 с десантом на броне. Дульный тормоз ранних модификаций, литая маска орудия
Источник – warallbum.ru
«Зажигательные» самоходки
В декабре 1942 года было принято решение создать на базе StuG III Ausf.F огнемётные самоходные установки Stu G III Fl Flamm , которые предназначались бы для штурма укреплённых опорных пунктов противника. Работы над новыми машинами начались в феврале 1943 года. Вместо 75-мм орудия в боевой рубке САУ установили 14-мм огнемёты, защищённые стальными трубами-кожухами (за монтаж огнемётного вооружения отвечали компании Wegmann & Co. и Koebe).
Источник – wehrmacht-history.com
Дальность стрельбы огнемёта составляла 50–60 м в зависимости от погодных условий (направления и силы ветра). Перед стрельбой огнесмесь около пяти минут разогревалась горячей водой, которая подавалась к ёмкостям из радиатора. Метание производилось с помощью сжатого воздуха, за выработку которого отвечал компрессор, снабжённый отдельным двухпоршневым бензиновым двигателем. Боезапас каждой машины составлял 1000 л огнесмеси. По горизонтали огнемёт мог наводиться без доворота корпусом САУ на ±10°, а по вертикали вёл огонь на углах от +20° до −6°. Всего немецкие машиностроители произвели 10 машин этой модификации.
Огнемётная САУ StuG III Fl Flamm
Источник – moderndrawings.jexiste.be
В 1944–45 годах часть шасси StuG III Ausf.G использовали для создания бронетранспортёров для перевозки снарядов (Munitionspanzer auf StuG 40 Ausf.G ), которые использовались для подвозки 75-мм и 105-мм снарядов вместе с полугусеничными бронетранспортёрами Sd.Kfz.250 и Sd.Kfz.251, но так как их было произведено совсем немного, предпочтение отдавалось двум последним машинам.
Изменения в конструкции машины заключались в том, что пушка не устанавливалась, а амбразура в лобовом листе заваривалась броневой накладкой. Иногда для удобства погрузки/выгрузки снарядов на крыше рубки монтировали стрелу-кран.
На шасси большего размера
23 и 26 ноября 1943 года летающие крепости союзников, не перестававшие бомбардировать военные и промышленные объекты Германии, сильно повредили производственные цеха предприятия Alkett в Берлине. Чтобы не останавливать выпуск противотанковых САУ, потребность в которых на фронте росла с каждым днём, немцы приняли решение поручить часть выпуска самоходок дочернему предприятию корпорации Krupp в Магдебурге (Krupp-Gruson-Werk). Так как оно специализировалось на производстве средних танков Pz.Kpfw.IV, решили для экономии времени устанавливать рубки StuG III Ausf.G на шасси Pz.Kpfw.IV Ausf.G. Экономической целесообразности в таком решении не было, но сложившаяся ситуация не оставляла немецким инженерам иного выбора.
Так как шасси Pz.Kpfw.IV было длиннее шасси, которые использовались при сборке StuG III, место механика-водителя оказалось вне пределов стандартной боевой рубки, и для него сконструировали отдельную бронированную рубку с эвакуационным люком и двумя перископами. Получившаяся совершенно новая самоходная установка получила обозначение StuG IV и модернизировалась вместе с изменениями, которые вносились в стандартную боевую рубку StuG III и шасси Pz.Kpfw.IV (например, последние корпуса новой САУ монтировались на шасси «четвёрки» модификации Ausf.J).
Подбитое немецкое штурмовое орудие StuG IV
Источник – warallbum.ru
Так как конструкции рубок у САУ производства Alkett и Krupp-Gruson-Werk совпадали, дополнительное вооружение (курсовой пулемёт и пулемёт на крыше рубки), радиостанции и прочее оборудование были практически идентичны. За счёт более вместительного шасси StuG IV имела более многочисленный боезапас – 63 снаряда против 54 у StuG III Ausf.G.
За период с декабря 1943 по март 1945 года в Магдебурге выпустили 1108 машин (по другим данным – 1163) новой конструкции. Ещё 31 САУ переделали из готовых танков, которые поступили на заводы Круппа для капитального ремонта. До наших дней уцелело только три экземпляра этих САУ – два в Польше (один из них действующий) и один в Латвии.
StuG IV с дистанционно управляемым пулемётом на крыше, отверстием под спаренный пулемёт в маске орудия, экранами, но без циммеритного покрытия
Источник – militaryimages.net
«Штуги» вступают в бой
Впервые штурмовые орудия StuG III приняли участие в боевых действиях весной и летом 1940 года во Франции и Голландии. Самоходки, из которых были сформированы четыре батареи в учебном артиллерийском полку (Artillerie Lehr Regiment) в Ютеборг-Дамме, поддерживали наступление пехотных частей, которым они были приданы. Батарея №640 поддерживала 3-й полк дивизии «Großdeutschland» («Великая Германия»), батарея №659 – 13-й армейский корпус, №660 – танковую дивизию СС «Totenkopf» («Мёртвая Голова»), а №665 прибыла во Францию только в начале июля и в боях практически не участвовала. Боевая практика показала необходимость увеличения числа таких подразделений в составе вермахта.
Первые батареи StuG III формировались на основании штатной структуры, утверждённой ещё 1 ноября 1939 года. Каждая батарея состояла из трёх взводов по две машины в каждом, то есть, численность батареи составляла шесть машин. В каждый взвод, помимо боевых САУ, включались машины обслуживания: командирская полугусеничная бронемашина Sd.Kfz.253, предназначавшаяся для артиллерийских наблюдателей, и фронтовой транспортёр боеприпасов Sd.Kfz.252 с прицепом Sd.Anh.32. Таким образом, батарея StuG III представляла собой внушительное по численности боевое подразделение.
Подразделение штурмовых орудий StuG III Ausf.B на Восточном фронте. В голове колонны – бронетранспортёр командира взвода Sd.Kfz.253
Источник – waralbum.ru
К ноябрю 1940 года было произведено достаточное количество САУ, чтобы начать формирование из них дивизионов трёхбатарейного состава численностью по 18 машин (не считая бронетранспортёры обслуживания). С ноября в штат каждого дивизиона начали дополнительно включать отдельную САУ для его командира, кроме того, каждой батарее придавалось по одной машине для командиров батарей. Численность StuG III в дивизионе выросла до 22 машин.
На переднем плане – подвозчик боеприпасов Sd.Kfz.252, за ним – САУ StuG III Ausf.C/D
Источник – waralbum.ru
В этот период дивизионы StuG III принимали участие в боях в Греции и Югославии. За всё время до начала кампании на Восточном фронте из всех Sturmgeschutz III, воевавших во Франции и на Балканах, была потеряна лишь одна машина. Но летом 1941 года ситуация изменилась кардинально.
В Африке воевало совсем мало StuG III. В начале 1942 года батарея из трёх самоходных установок StuG III Ausf.D прибыла в Триполи (Ливия) в составе спецподразделения SonderVerband 288, сформированного из личного состава 800-й дивизии специального назначения «Бранденбург». Численность подразделения вначале составляла 1400 человек, а к маю 1942 года была постепенно увеличена до 1800 при 610 единицах техники. Командовал этим фактически диверсионным полком полковник Отто Ментон. «Штуги» и «мардеры», приданные спецподразделению, предназначались для его штурмовой и противотанковой поддержки. В составе спецподразделения, которое также называли «группой Ментона», StuG III Ausf.D приняли участие в штурме британских позиций у Эль-Газалы и захвате Тобрука .
После поражения под Эль-Аламейном SonderVerband 288 отступал до Туниса вместе с другими частями танковой армии «Африка». По дороге он потерял всю свою бронетехнику, в том числе и все три StuG III Ausf.D. Одну из этих САУ в исправном состоянии захватили англичане, и в настоящий момент она экспонируется в Бовингтонском музее.
Подбитые танк Pz.Kpfw.III и штурмовое орудие StuG III Ausf.D (справа) из состава SonderVerband 288 на дороге в Северной Африке. Мимо проезжает колонна британских танков M3 «Stuart»
Источник – waralbum.ru
Ещё шесть StuG.III Ausf.F/8 из состава 1-й батареи 242-го дивизиона штурмовых орудий, специально подготовленных к войне в условиях пустыни, 31 декабря 1942 года отправили из окрестностей Ютеборга в Неаполь. Там САУ погрузили на паромы и отправили в Тунис с заходом в порт Трапания на Сицилии. По пути к острову один транспорт с двумя «штугами» союзной авиации удалось потопить. Остальные четыре машины достигли Туниса, где их переименовали в Штурмовую батарею №90 и придали парашютно-десантному полку «Барентин». 1 мая 1943 года полк капитулировал, и батарею придали десантной бригаде генерал-майора Бернарда Рамке, в составе которой она и сдалась союзникам 15 мая того же года.
Штурмовое орудие StuG III Ausf.A проломило мост. Балканы, 1941 год
Источник – waralbum.ru
На бескрайних восточных просторах
К началу плана «Барбаросса» было сформировано двенадцать дивизионов и пять отдельных батарей StuG III, которые подчинялись командующим групп армий «Север», «Центр» и «Юг». Отдельные подразделения самоходок вошли и в состав войск СС. Так, 22 июня 1941 года в составе дивизии СС «Totenkopf» Западный Буг форсировал 192-й дивизион StuG III, одна батарея которого преодолевала реку по дну (эту батарею ранее готовили к высадке в Британии). В частях СС количество машин в батареях могло отличаться от их численности в подразделениях вермахта. Так, в дивизии СС «Das Reich» («Рейх») отдельная батарея StuG III насчитывала восемь машин, каждая из которых имела собственное название в честь прославленных немецких полководцев («Зейдлиц», «Лютцов», «Принц Евгений» и т. д.).
С началом боевых действий StuG III, основной удельный вес которых составляли машины модификации Ausf.B, принимали активное участие в основных сражениях на Восточном фронте. Особенно они «отметились» при штурме укреплённых районов на границе СССР и «старой» советско-польской границе, при генеральном штурме Киева в августе 1941 года и в боях в Крыму. В советских документах машины данной модели обозначались как «артштурм» (ни в одной другой стране мира их так не называли).
Киевляне осматривают трофейную немецкую САУ StuG III Ausf.С, захваченную у села Вита-Почтовая. Август 1941 года
Источник – waralbum.ru
Хорошее для того времени лобовое бронирование StuG III, которое 45-мм орудие (основное противотанковое средство Красной армии) не пробивало, а также низкий силуэт делали их грозным оружием, в том числе и для танков. Штатное орудие Т-34 могло пробить лобовую броню StuG III только на средних и ближних дистанциях, при этом вероятность повреждения советского танка за время сближения с немецкой САУ была очень высока. Возможно, именно благодаря этому за первые полгода войны (с 22 июня по 31 декабря 1941 года) вермахт потерял лишь 96 самоходок.
В этот же период начинается использование трофейных StuG III Красной армией. Достоверно известно о двух самоходках, захваченных красноармейцами в первой половине августа 1941 года в районе села Вита-Почтовая под Киевом. Они выставлялись для обозрения киевлян на одной из центральных площадей города, а затем были отправлены в войска (дальнейшая их судьба неизвестна).
В начале 1942 года в связи с ростом количества САУ в войсках численность машин во взводе увеличили. Таким образом, численность батареи StuG III выросла до 10 единиц (включая командирскую машину), а численность дивизиона – до 31. В это же время, в связи с выявившимся недостаточным бронированием самоходок, начинается выпуск модели Ausf.F, толщину лобового бронирования которой довели до 80 мм. Кроме того, на неё начали устанавливать новое орудие StuK 40 L/43, способное пробивать броню Т-34 и КВ-1. Вот что вспоминал о новых StuG III советский танкист-самоходчик Ю. Н. Поляков, воевавший на СУ-76: «Мы знали тот же «артштурм» 75-миллиметровый. Броня потолще нашей была. Да и пушка хорошая у них».
Дивизионы StuG III/40 сыграли значительную роль в третьем (последнем) штурме Севастополя в июне 1942 года, после которого город пал. В этих боях участвовало от 50 до 65 StuG III, и немецкие дивизионы САУ понесли ощутимые потери (197-й дивизион был уничтожен полностью). Самоходки гибли на минных полях, от огня береговых батарей и зенитных орудий, от гранат солдат и морских пехотинцев.
Немецкие солдаты проходят по улице мимо САУ StuG III. Окраины Севастополя, 1942 год
Источник – waralbum.ru
Любопытно, что 30 июня 1942 года именно экипажи нескольких StuG III 190-го дивизиона (первого на фронте получившего машины модификации Ausf.F) совместно с солдатами 72-го пехотного полка прорвались к зданию севастопольской «Панорамы» и водрузили на нём флаг Третьего рейха.
Ощутимые потери понесли части, укомплектованные САУ StuG III, и в Сталинградской битве – в котле на Волге были полностью уничтожены 243-й, 244-й и 245-й дивизионы штурмовых орудий. В 1942 году безвозвратные потери StuG III составили 332 машины.
Немецкие солдаты и штурмовые орудия StuG III на улице разрушенного Сталинграда, 1942 год
Источник – waralbum.ru
Со 2 марта 1943 года, в связи с появлением самоходных гаубиц, созданных на базе StuG III (StuН 42), для придания универсальности батареям САУ их стали делать комбинированными, добавляя к семи StuG III или StuG 40 три машины StuН 42. Благодаря этому батарея становилась универсальной и могла бороться как с бронетехникой противника (используя настильную траекторию 75-мм снарядов САУ StuG III/40), так и с его полевыми укреплениями, которые подавлялись 105-мм гаубицами.
В 1943 году произошло значительное организационное изменение в управлении подразделениями САУ – они были переданы из ведения артиллерийского управления Вермахта в бронетанковое. После этого многие дивизионы САУ включили в состав танковых и моторизованных дивизий вермахта.
Самым знаковым сражением, в котором приняли участи StuG III/40 в 1943 году, стала битва на Курской дуге, в которой принимало участие 455 этих САУ. По состоянию на 30 июня 1943 года на Восточном фронте были сконцентрированы 26 дивизионов штурмовых орудий, укомплектованных 35 САУ StuG III Ausf.А-Е, 727 StuG 40 Ausf.F-G и 57 штурмовыми гаубицами StuH 42. Таким образом, под Курском вермахт сконцентрировал до 50% самоходок этого типа. В сражении немцы потеряли 273 StuG III/40 и 38 StuH 42, а всего за 1943 год вермахт лишился 1492 самоходных орудий и 73 самоходных гаубиц данных типов (из этого числа немецкие ремонтники смогли вернуть в строй только 208 машин).
В этом же году в Советском Союзе началось производство самоходной установки СУ-76И , которая делалась на базе шасси трофейных танков Pz.Kpfw.III и самоходных установок StuG III/40. Всего с апреля по ноябрь 1943 года была выпущена 201 единица, но потом выпуск прекратили в пользу САУ собственного производства СУ-76м, так как поток трофейных танков являлся весьма нестабильным, да и ремонт трофейной техники в полевых условиях вызывал массу сложностей.
СУ-76И в Центральном музее Великой Отечественной войны, Москва
Источник – la-star.ru
В начале 1944 года в составе дивизионов StuG III/40 появились батареи четырёхвзводного состава (три взвода комплектовались StuG III/40, а один – StuН 42). До конца войны параллельно сосуществовали батареи численностью 10 и 14 САУ, в то же время разросшиеся дивизионы САУ начали переименовывать в бригады, которые могли включать в себя различное количество батарей (от двух до пяти), что внесло дополнительные сложности в учёт реального количества машин в частях.
С самого начала Восточной кампании наблюдался постоянный рост численности САУ StuG III всех модификаций, но в 1944–45 годах немецкая промышленность, производственные мощности которой несли невосполнимые потери в результате бомбардировок авиацией союзников, уже не успевала возмещать потери вермахта в бронетехнике.
Немецкая техника на улице Миттельтрагхайм в Кёнигсберге (после штурма). На переднем плане – штурмовое орудие StuG III Ausf.G, на заднем – истребитель танков Jgd.Pz.IV
Источник – waralbum.ru
В заключение
StuG III оказалась очень удачной самоходкой. Она обладала низким силуэтом и «держала» снаряды основных советских танков, что делало её отличным противотанковым средством, особенно если она действовала из засады. Также следует отметить, что в первой десятке немецких танковых асов седьмое и восьмое места занимают командиры именно этих САУ. Майор Ганс Зандрок воевал в Африканском корпусе (танковой армии «Африка»), а затем в дивизии Luftwaffe «Hermann Göring» («Герман Геринг») в парашютно-бронированном полку (немецкая статистика приписывает ему 123 танковых победы), а на счёт его коллеги вахмистра Фрица Ланга из 232-го дивизиона штурмовых орудий относят 113 подбитых машин.
После окончания Второй мировой войны StuG III продолжали находиться на вооружении армий некоторых стран Европы и Ближнего Востока: Финляндии, Румынии, Болгарии, Венгрии, Испании, Египта и Сирии. Последними боевыми действиями, в которых принимали участие эти машины, стала Шестидневная война 1967 года. В музее бронетанковой техники «Яд ле-Ширйон» в Латруне до сих пор экспонируется StuG III Ausf.G, захваченный израильтянами в ходе той войны, а ещё как минимум две подбитые самоходки уже полвека ржавеют на возвышенностях Голанских высот .
Подбитый сирийский StuG III на Голанских высотах
Источник – waronline.org
15.04.2015 7 021 0 Jadaha
Наука и техника
Среди боевой техники вермахта есть одно самоходное орудие, которое навечно вошло во фронтовой фольклор и стало поистине легендарным. Речь идет о САУ «Фердинанд», история которого уникальна сама по себе.
САУ «Фердинанд» появилась на свет совершенно случайно. Причиной ее появления стало соперничество двух машиностроительных предприятий Третьего рейха - фирмы «Хеншель» и концерна Фердинанда Порше. Но самое примечательное, что соперничество это разгорелось из-за заказа на строительство нового сверхтяжелого и сверхмощного танка. Фердинанд Порше поиграл соревнование, но в качестве утешительного приза ему было поручено из заделов на постройку танка - корпуса, брони, деталей ходовой части - изготовить истребитель танков, которому Гитлер, благоволивший к Порше, загодя дал имя его создателя.
Уникальная конструкция
Новая самоходка была единственная в своем роде и абсолютно не походила на другие, существовавшие до и после нее. Прежде всего, у нее была электротрансмиссия - ранее бронетехника с такими агрегатами не строилась серийно.
Машина приводилась в движение двумя карбюраторными 12-цилиндровыми двигателями жидкостного охлаждения Maybach HL 120 TRM рабочим объемом 11867 куб. см и мощностью 195 кВт/265 л. с. Общая мощность двигателей составляла 530 л. с. Карбюраторные двигатели приводили в движение генераторы электрического тока типа Siemens Тур aGV, которые, в свою очередь, снабжали электроэнергией электромоторы Siemens D1495 аАС мощностью 230 кВт каждый. Двигатели через электромеханическую передачу вращали ведущие колеса, расположенные в кормовой части машины. В аварийном режиме или в случае боевых повреждений одной из ветвей электропитания предусматривалось дублирование другой.
Другой особенностью новой самоходки стала самая мощная из всех существовавших в то время противотанковых пушек 8,8 cm Рак 43/2 L/71 калибра 88 мм, разработанной на основе зенитной пушки Flak 41. Это орудие пробивало на расстоянии прямого выстрела броню любого танка антигитлеровской коалиции.
И самое главное - сверхтолстая броня, которая по замыслу создателя САУ должна была сделать боевую машину полностью неуязвимой. Толщина лобовой брони достигала 200 мм. Она могла выдержать попадание всех тогда существовавших противотанковых пушек.
Но за все это пришлось рассчитываться огромным весом новой самоходки. Боевая масса «Фердинанда» достигала 65 тонн. Такой вес мог выдержать не каждый мост, а перевозить самоходку было можно лишь на специальных усиленных восьмиосных платформах.
ИСТРЕБИТЕЛЬ ТАНКОВ «ФЕРДИНАНД» («ЭЛЕФАНТ»)
Боевая масса: 65 т
Экипаж: 6 человек
Размеры :
- длина-8,14 м,
- ширина - 3,38 м,
- высота - 2,97 м,
- клиренс - 0,48 м.
- Бронирование:
- лоб корпуса и рубка - 200 мм,
- борт и корма - 80 мм,
- крыша - 30 мм,
- днище-20 мм.
Максимальная скорость:
- по шоссе - 20 км/ч
- по местности - 11 км/ч.
Запас хода:
- по шоссе - 150 км
- по местности - 90 км
Вооружение:
- пушка 8,8 cm Рак 43/2 L/71
- калибра 88 мм.
Боекомплект: 55 снарядов.
- Бронебойный снаряд массой 10,16 кг и начальной скоростью 1000 м/с пробивал на дистанции 1000 м 165-мм броню.
- Подкалиберный снаряд массой 7 кг и начальной скоростью 1130 м/с пробивал на дистанции 1000 м 193-мм броню.
Как он был устроен?
Цельносварной корпус «Фердинанда» состоял из каркаса, собранного из стальных профилей, и бронеплит. Для сборки корпусов выпускались гетерогенные бронеплиты, внешняя поверхность которых была тверже внутренней. Между собой бронеплиты соединялись при помощи сварки. К лобовой броне-плите при помощи 32 болтов крепилась дополнительная броня. Дополнительная броня состояла из трех бронеплит.
Корпус самоходки подразделялся на силовое отделение, находящееся в центральной части, боевое отделение - на корме и пост управления - спереди. В силовом отделении размещались бензиновый двигатель и электрогенераторы. Электродвигатели располагались в кормовой части корпуса. Управление машиной осуществлялось при помощи рычагов и педалей.
Справа от механика-водителя располагался стрелок-радист. Обзор с места стрелка-радиста обеспечивала смотровая щель, прорезанная в правом борту. Радиостанция размещалась слева от места стрелка-радиста.
Доступ к посту управления осуществлялся через два прямоугольных люка, расположенных в крыше корпуса. В задней части корпуса размещались остальные члены экипажа: слева - наводчик, справа - командир, а позади казенной части - оба заряжающих. На крыше рубки имелись люки: справа - двухстворчатый прямоугольный люк командира, слева - двухстворчатый круглый люк наводчика и два небольших круглых одностворчатых люка заряжающих.
Кроме того, в задней стенке рубки имелся большой круглый одностворчатый люк, предназначенный для погрузки боеприпасов. В центре люка находился небольшой порт, через который можно было вести огонь из автомата для защиты задней части танка. Еще две бойницы располагались в правой и левой стенках боевого отделения.
В силовом отделении были установлены два карбюраторных двигателя Maybach HL 120 TRM. Бензобаки располагались вдоль бортов силового отделения. Двигатели через электромеханическую передачу вращали ведущие колеса, расположенные в кормовой части машины. «Фердинанд» имел три передние и три задние передачи.
Шасси «Фердинанда-Элефанта» состояло (применительно к одному борту) из трех двухколесных тележек, ведущего колеса и направляющего колеса. Каждый опорный каток имел независимую подвеску.
Главным вооружением «Фердинандов» была противотанковая пушка 8,8 cm Рак 43/2 L/71 калибра 88 мм. Боекомплект 50-55 выстрелов, размещенных вдоль бортов корпуса и рубки. Горизонтальный сектор обстрела 30° (по 15° влево и вправо), угол возвышения/ склонения +187-8°. При необходимости внутри боевого отделения можно было загрузить до 90 снарядов. Личное вооружение экипажа состояло из автоматов МР 38/40, пистолетов, винтовок и ручных гранат, хранившихся внутри боевого отделения.
Весной 1943 года из восьмидесяти девяти построенных самоходок были сформированы два дивизиона истребителей танков: 653-й и 654-й. В июне 1943 года их после подготовки и боевого слаживания отправили на Восточный фронт.
Накануне начала наступления немецкой армии под Курском в составе 653 го дивизиона было 45 «Фердинандов», в составе 654-го - 44 САУ. Во время боев под Курском дивизионы действовали в составе 41-го танкового корпуса. Вместе с ним «Фердинанды» наступали в направлении Понырей, а позднее - на Ольховатку.
Бои на Курской дуге показали как достоинства, так и недостатки тяжелых истребителей танков. Достоинствами были толстая лобовая броня и мощная пушка, позволявшие бороться со всеми типами советских танков. Но также в ходе боев стало ясно, что у «Фердинандов» слишком тонкая бортовая броня. Мощные самоходки порой углублялись в оборонительные порядки Красной армии, а пехота, прикрывавшая фланги, не поспевала за машинами. В результате советские танки и противотанковые пушки беспрепятственно вели огонь по бортам немецких машин.
Выявились и многочисленные технические недостатки, вызванные слишком поспешным принятием «Фердинандов» на вооружение. Недостаточно прочными были станины генераторов тока - часто генераторы срывало со станин. Постоянно лопались гусеничные траки, то и дело отказывала бортовая связь. Кроме того, в распоряжении Красной армии появился грозный противник немецкого «зверинца» - СУ-152 «Зверобой», вооруженная 152,4-мм гаубицей-пушкой. 8 июля 1943 года дивизион СУ-152 из засады обстрелял колонну «Элефантов» из 653-го дивизиона. Немцы потеряли четыре самоходки. Также выяснилось, что ходовая часть «Фердинандов» очень чувствительна к разрывам мин. Примерно половину из 89 «Фердинандов» немцы потеряли на минных полях.
653-й и 654-й дивизионы не располагали достаточно мощными буксирами, способными эвакуировать поврежденные машины с поля боя, поэтому многие, даже незначительно поврежденные «Фердинанды» пришлось бросить на поле боя или взорвать.
Смена имени
По опыту боевого применения «Фердинандов» под Курском было решено внести изменения в конструкцию самоходки. Было предложено установить пулемет в лобовой лист рубки. Без него в ближнем бою с пехотой гигантская самоходка была беспомощна. В декабре 1943 года в австрийский город Линц на 21 железнодорожном эшелоне отправили 48 уцелевшх «Фердинандов». Там на заводе фирмы «Нибелунгенверке» они прошли переоборудование.
К тому времени «Фердинанды» сменили свое имя. 29 ноября 1943 года Гитлер предложил изменить названия образцов бронетанковой техники, присвоив им «зверские» имена. Его предложения о наименовании были приняты и узаконены приказом от 1 февраля 1944 года, а продублированы приказом от 27 февраля 1944 года. В соответствии с этими документами «Фердинанд» получил новое обозначение - «Элефант» 8,8-см штурмовое орудие Порше. Так «Фердинанд» превратился в «Слона» (элефант по-немецки «слон»). Хотя многие до конца войны продолжали называть самоходку «Фердинандом».
Итальянская армия ненамного отставала от германской в осознании необходимости вооружения штурмовыми орудиями и разработала целую гамму установок, внешне напоминающих немецкую StuG 3. Эти орудия выпускались в значительных количествах, так как они были проще в производстве, чем имеющие большее бронирование новые итальянские танки. Но к тому времени, как их было уже достаточно, Италия практически вышла из войны,и штурмовые орудия перешли к немцам. Большинство итальянских самоходок, известных как «semovente», имели 75 -мм или 105 – мм пушки или гаубицы со стволами разной длины, но все они были смонтированы на станинах для стрельбы..
Японцы отставали от других стран в развитии бронетехники на протяжении всей Второй мировой войны. Их первые военные походы в Китай и Манчжурию оставили у них ошибочное представление о ненужности тяжелой бронированной техники; вместо этого они сосредоточили свои усилия на том, что во всем мире считается легкими танками и танкетками. Этому способствовало и состояние японской промышленности, которая находилась на ранней стадии развития и не имела крупных производственных мощностей. Так Япония отстала в развитии самоходной артиллерии; было выпущено только небольшое.
Первый образец мобильной SIG 33 проверили во французской кампании 1940 года. Она была еще предельно простой: гаубица прямо крепилась вместе со станиной и колесами на легкий танк Pz.Kpfw со снятой башней. Расчет из четырех человек был защищен бронированными щитами. В целом, установка получилась не очень удачной: центр тяжести располагался довольно высоко, и шасси оказалось перегруженным. Все эти недостатки устранили в 1942 году. При создании модели PzKpfw II Ausf C (SdKfz 121) гаубицу посадили в шасси гораздо ниже, что оказалось верным решением, и к концу 1943.
Еще в 1939 году стало ясно, что дни маленького танка PzKpfw II сочтены: у него недоставало вооружения и брони. Но он продолжал выпускаться как достаточно надежный и когда появилась потребность в самоходной артиллерии, PzKpfw II был выбран в качестве носителя 105-мм полевой гаубицы leFH 18. Модификация корпуса танка была незамысловатой: гаубицу установили за открытым бронированным щитом в задней части корпуса, а участок, где ранее была башня, бронировали сверху и приспособили для размещения боезапаса. Толщина брони была не более 18 мм. Получившаяся таким образом самоходная гаубица…
«Хуммель» представлял собой гибрид шасси и узлов двух легких танков названный GWIII/IV. В первой модели 1941 года использовалась удлиненная подвеска и катки от PzKpfw IV, а при вод, коробка передач и траки – от PzKpfw III. На этом корпусе соорудили открытую конструкцию из легких бронированных щитов, в которую могло устанавливаться орудие одного из двух типов. Самоходные установки предназначенные для уничтожения танков, получали модифицированную 88-мм противотанковую пушку, а для обеспечения артиллерийской поддержки – специальную модель 80-мм…
Концепция этого специализированного орудийного транспортера была в новинку для Германии, когда она впервые начала обсуждаться в 1942 году. Нужна была не просто очередная САУ, а именно транспортер для орудия, заключенного в башню. На позиции орудие должно было сниматься с танкового корпуса и устанавливаться на него после боя. Точное тактическое назначение такого вида оружия остается до сих пор неясным – ведь в 1942 танковые дивизии вермахта диктовали правила ведения маневренной войны всем своим противникам и не было никакой необходимости в обособленном и статичном артиллерийском…
Серия «Карл» представлена самыми большими из когда либо произведенных САУ. Один из вариантов транспортера, «Герэт» 040, с установленным на нем 600-мм стволом; второй – «Герэт» 041, с 540-мм стволом. В армии их называли «Тор ». Орудия имели дальность стрельбы 4500 м и 6240 м, соответственно. Для достижения максимального эффекта, снаряды были способны взрываться, пробив слой бетона от 2,5 до 3,5 м. Снаряды сами по себе были очень тяжелыми:600-мм имел массу не менее 2170 кг, а 540-мм – 1250 кг. Оба «Карла» были огромными, устрашающими орудиями. Вес и габариты орудий…
Несмотря на свою отличную репутацию, штурмовые орудия StuG III к 1943 году стали считаться слишком легкими для этой роли, нужна была новая тяжелая штурмовая АУ. Имеющиеся 150-мм САУ slG 33 имели недостаточное бронирование для ближнего боя; поэтому, с постепенной заменой танка PzKpfw IV «Пантерами» и «Тиграми», появилась реальная возможность создать такую установку на базе последних моделей танка PzKpfw IV. Опытные образцы появились в 1943 году под названием штурмовая гаубица IV «Брюммбэр» («Медведь гризли»). Они представляли коробчатую конструкцию, образуемую опускающимися к земле броневыми листами, закрывающими переднюю часть танка PzKpfw IV со снятой башней.
Сталинград преподал германской армии много уроков, не последним из которых была неготовность немцев вести бои в условиях города, связанная и с отсутствием адекватного оружия ближнего боя. В привычной для себя манере они предполагали справиться с боевыми действиями в условиях больших городов методом тотального уничтожения живой силы противника массированным огнем сверхтяжелых орудий. При этом, казалось, можно было просто сравнять с землей все укрепленные пункты и огневые точки противника. Для этого и предназначался наземный аналог морского оружия, снаряд которого был подобием глубинной бомбы.
Исходя из опыта Первой мировой войны, германская армия видела необходимость иметь мобильную бронированную АУ для наступления вместе с пехотой и оказания ей огневой поддержки, подавляя укрепленные пункты и разрушая бункеры противника. В конце 30-х годов такая установка была разработана на базе шасси, подвески и ходовой части танка PzKpfw III. Она была известна как StuG III. Стандартная верхняя часть корпуса вместе с баш ней танка были заменены толстой броневой плитой, на которой в передней части крепилось короткоствольное 75-мм орудие. StuG III Ausf А вошла в строй в 1940 году; вскоре появились модели В, С и О, а в 1942 году – StuG III Ausf F.
Когда в 1941 году Красная Армия утратила значительную часть своего вооружения, налаживание массового производства военной техники стало первостепенной задачей. Для использования на ближайшую перспективу были выбраны всего несколько типов оружия, которые и были определены к выпуску. Среди них была знаменитая 3ИС-3, 76,2-мм пушка, которая была не только отличным полевым, но и противотанковым орудием. Приняв на вооружение 3ИС-3, Красная Армия не только получила отличное оружие, сделав его впоследствии самоходным.
Первая из тяжелых советских САУ, СУ-152, появилась в 1943 году, перед сражением под Курском. 152-мм гаубица М-1937 крепилась к большому и тяжелому защитному кольцу переднего броневого щита корпуса танка КВ-2 . В верхней плите корпуса имелись люки, в одном из которых было крепление для зенитного пулемета. Первые образцы планировались как противотанковые и штурмовые орудия – эти две задачи советские тактики никогда не разделяли – тем более что в бою СУ-152 полагалась, главным образом, на большую массу снаряда и его кинетическую энергию.
В начале 1941 года Британская комиссия по закупкам в Вашингтоне выяснила, что шасси американского танка М7 « Прист», на котором было установлено нестандартное для Королевской армии 105-мм орудие, можно модифицировать под английскую 25-фунтовую гаубицу. США выполнили заказ, но из-за полной загрузки своих производственных мощностей отказались наладить серийный выпуск. Заказ приняли канадцы, взяв за основу танк типа «РЭМ», который вскоре заменили американские МЗ и М4. Так появился «Секстон». «Секстон» сохранил базовую конструкцию танка М7 «Прист», модифицированного под британские стандарты.
Идея создания САУ «Бишоп» возникла в то время, когда батареи 25-фунтовых пушек использовались для борьбы с танками Роммеля в североафриканской пустыне. Для защиты расчетов пушки решили установить на шасси пехотного танка «Валентайн». К сожалению, тактические задачи такой комбинации орудия и боевой машины были неопределенными с самого начала. 25-фунтовая модель «Валентайн» Mk 1 – результат прямой модификации: башню танка заменили большей по размеру и установили в ней пушку. Она оказалась слишком заметной для противника на поле боя, а внутри нее было недостаточно места для расчета.
Опыт, полученный армией США при установке 105 – мм гаубицы на полугусеничные машины, говорил о том, что лучше приспособить для этого полностью гусеничные носители. Так было выбрано шасси среднего танка М3, существенно модифицированное под надстройку с открытым верхом и установкой орудия впереди. Опытный образец был назван Т32; после полевых испытаний справа от боевого отделения была установлена турель для пулемета, и установка М7 была принята на вооружение. Толщина бронирования составляла 25,4 мм.
М 12 была первой серийной САУ Второй мировой войны производства США. Эта САУ со 155-мм пушкой была создана по проекту Т6, на базе шасси среднего танка М3. Новая комбинация орудия 155-мм М1А1, известного как «Лонг Том» (с 20 снарядами боезапаса) и шасси среднего танка М4А3, появилась в декабре 1943 года. Ширина шасси была увеличена, установлены более мощные пружины подвески, двигатель был перенесен вперед, предусмотрен сошник для гашения усилий отката. Дальность стрельбы 43–кг снарядом составляла 23514 м.