Сценарий проведения праздника "день птиц". Конкурсная программа на День птиц в начальной школе
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Красненская средняя общеобразовательная школа
имени М.И.Светличной»
Сценарий праздника
«День птиц»
(для учащихся начальных классов)
подготовила: Ильина Светлана Ивановна,
старшая вожатая
с. Красное, 2014 г.
Цели:
расширять знания учащихся о птицах;
закрепить знания о том, какие звуки издают птицы;
развивать у детей внимание, познавательную активность;
закрепить умение распознавать птиц по издаваемым звукам, способам передвижения;
воспитывать заботливое отношение и интерес к птицам;
воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Участники: ученики начальных классов.
Оформление зала: зал украшается детскими рисунками и плакатами о птицах. На столах устраивается выставка скворечников.
Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором и экраном, карточки-задания, фотографии и рисунки птиц, запись «Голоса птиц».
Для проведения праздника выбирается жюри (учителя или старшеклассники), которые оценивают участие команд, в конце праздника подводят итоги и объявляют победителя.
Звучит музыка «Как прекрасен этот мир». На доске рисунки птиц, плакаты «Берегите птиц», «Птицы - наши друзья».
Ведущий 1 . Здравствуйте, дорогие ребята. Мы не зря включили эту музыку «Как прекрасен этот мир, посмотри!». Музыка призывает нас остановиться и оглядеться вокруг. Да, мир, действительно, прекрасен, этот мир, полный чудес и загадок. Каждый день мы встречаемся с его тайнами. Иногда, спеша, проходим мимо, не замечая их. Иногда случайно пытаемся отгадать какую-нибудь из загадок природы. Необычайно удивительным миром природы является мир пернатых. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен.
1-й вед. (На экране слайды с весенними пейзажами)
Весна идет!
Рассеялись туманы –
Кто знает, где теперь их пелена
И вновь видны луга, поля, поляны.
Весна идет!
В наш край идет весна!
2-й вед.
Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей глазурию живой,
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко,
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
1-й вед:
Опять весна на белом свете! И дышится как-то по-особому, и на душе светло! Сегодня – необычный день! Сегодня – день птиц! Весной к нам возвращаются перелетные птицы, которые своим пением поднимают нам настроение.
2 ведущий: Лишь дыханье весны над землёй пролетит,
Нежным пухом оденется лес,
Чья-то звонкая песня незримо звучит,
Из лазури прозрачных небес.
Побежали ручьи, запестрели цветы,
И навстречу румяной весне
Льётся чистая песня певца красоты
И гремит, и звенит в вышине.
1 ведущий: Полюбуйся, весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает
И ручьи по оврагам шумят.
Скоро гости к тебе соберутся
Сколько гнёзд понавьют – посмотри.
Что за звуки, за песни польются
День- деньской, от зари до зари.
2 ведущий: Ребята,Мы получили телеграмму от специальных лесных корреспондентов. В ней сообщается, что прилетели грачи, скворцы. Лед и снег расстаяли, глухари токуют, дятлы барабанят. Значит - весна настала. Давайте её встречать.
1 ведущий: Для этого давайте создадим команды. И в дружеском соревновании весело проведём время. Поделим всех присутствующих ребят на команды, выберем жюри и отпразднуем.
Ведущие раздают бумажные звездочки.
Кому достались жёлтые звездочки, занимайте места слева, кому красные – справа.
Ведущий 2:
Представим уважаемое жюри. Надежда Алексеевна Новикова - председатель жюри, Любовь Николаевна Попова - член жюри, Валентина Васильевна Жданова - член жюри.
Ведущий 1:
Задание первое: за одну минуту выбрать капитана команды.
Пауза
Ведущий 2:
Капитаны команд представьтесь, пожалуйста.
Представление капитанов команд. Капитаны команд жеребьёвкой выбирают название команды. Предлагается два варианта названий команд: «Соловьи» и «Жаворонки».
Командам выдаются соответствующие эмблемы.
Ведущий 1: Птицы – наши друзья. Их нельзя обижать, нужно беречь. Вспомните, как мы подкармливали синичек и воробышков зимой. Без нашей помощи им бы пришлось туго. Птицы приносят пользу, являются украшением природы. И очень красиво поют.
Предлагается в форме презентации прослушать голоса птиц и рассмотреть иллюстрации
Конкурс № 1
Ведущий 2:
Объявляется первый раунд: «Узнай, кто я!».
Обращаемся к команде «Жаворонки»:
Звучит гонг.
На экране иллюстрации и названия всех птиц, прослушанных во время подготовки к конкурсу.
Такое же задание получает команда «Соловьи»
(Команды отвечают по очереди на равное количество вопросов)
Ведущий 1:
Конкурс № 2
«Состязание чтецов»
Мы проверим, как вы подготовились к встрече с птицами. Необходимо выразительно, красиво прочитать стихи о птицах.
Предлагаем вам коротенькие стихи. Ваша задача: каждой команде в течение трёх минут подготовить чтецов и выбрать иллюстрации с изображением соответствующей птицы.
Звучит гонг.
Предлагаются напечатанные на листах бумаги стихи о птицах и иллюстрации с изображением птиц.
Выступление команд.
Чтецы от каждой команды читают стихи и показывают иллюстрации.
Команда соперников должна исправить ошибки, чтобы заработать очки.
Жюри оценивает участие команд.
Ведущий 2: С приходом весны все оживает кругом. Начинает зеленеть травка. Ярче светит весеннее солнышко. Становится теплей с каждым днем. Весело журчат ручейки. Звонкие трели заводят птицы. Перелетные птицы возвращаются домой. Они боялись холодов, поэтому пришлось улетать в теплые края. Какие же птицы прилетают первыми? Отгадайте загадки! (Ведущий поочередно читает загадки командам, если одна команда не отвечает, соперники могут дать ответ и заработать очки)
Конкурс №3
1 .Всех перелетных птиц черней
Чистит землю от червей
Вдоль по пашням мчится вскачь (команде «Соловьи»)
А зовется птица……(грач)
2 . На шесте дворец, во дворце певец.
Издалека прилетел, песню звонкую запел. (команде «Жаворонки»)
(Соловей)
Будто крошечный звонок. (Жаворонок) (команде «Соловьи»)
4. В воде купался, а сух остался. (гусь) (команде «Жаворонки»)
5. Шпоры носит, а верхом не ездит. (петух) (команде «Соловьи»)
6. Птица, строящая свое гнездо под крышей.
(Ласточка) (команде «Жаворонки»)
7. Лучший пернатый Российский певец.
(Соловей) (команде «Соловьи»)
8. Крупная ночная птица. (команде «Жаворонки»)
(Сова)
Ведущий 1: Молодцы, ребята! С загадками вы справились хорошо. А теперь мы проверим хорошо ли вы знаете перелётных и зимующих птиц.
Игра
Игра «Зимующие и перелётные птицы»
Описание игры : Ведущий каждому ребёнку даёт название птицы: кому перелётной, кому зимующий. Например: цапля, снегирь, кукушка, ворона, ласточка, дятел, журавль, соловей, сова, попугай, клёст и т. д. По команде ведущего зимующие птицы должны собраться в одну стаю, а перелётные – в другую. Затем каждая стая смотрит, нет ли чужих, а если есть, то с криком выдворяют.
Ведущий 1:
Вернувшись домой, птицы сразу же начинают наводить порядок в своем жилище и строят новое. Представьте себе, жаворонок вьет гнездо прямо на земле, на пашне. Грачи поправляют свои дома из длинных прутьев на высоких деревьях. Зяблики селятся в парках, в садах, в лесу. Целыми днями птицы трудятся. Ведь скоро они сядут в гнездах высиживать своих птенцов. Вот тогда в лесу совсем нельзя шуметь. Ходить тихо, не кричать, чтоб не вспугнуть птиц с гнезд. Иначе яйца и маленькие птенцы могут погибнуть. А еще птицы защищают деревья и посадки от плохих и вредных жучков и гусениц.
Послушайте, какое стихотворение приготовил нам Зенин Женя.
Ученик:
Целый день всё тук, да тук –
Раздаётся странный звук.
Мастер Дятел так стучит,
Сойке домик мастерит.
Приходи на новоселье,
То– то будет здесь веселье!
Пёстрый Дятел всем вокруг
Славный доктор, добрый друг.
Всех вредителей он съест,
От врагов очистит лес.
Может, ты и нас устроишь,
Всем по домику построишь?
Ведущий 2: Вот такое замечательное стихотворение. Поблагодарим Женю и продолжаем нашу конкурсную программу.
4-й конкурс:
«Птичьи разговоры»
Команды получают карточки:
Гуси крякают
Соловьи кричат
Журавли гогочут
Утки свистят
Вороны ухают
Ласточки воркуют
Голуби каркают
Синицы щебечут
Совы пищат
Учащиеся с помощью стрелок показывают, кто как разговаривает. Побеждает команда, которая первой даст верные ответы.
Ответы : гуси гогочут, соловьи свистят, журавли кричат, утки крякают, вороны каркают, ласточки щебечут, голуби воркуют, синицы пищат, совы ухают.
5-й конкурс:
«Птичьи профессии» (Конкурс капитанов)
Ведущий 1:
А сможете ли вы узнать птиц по характерному признаку, по их делам?
Капитаны команд получают карточки:
Птица – рыболов соловей
Птица – плотник ласточка
Лесная кошка поползень
Птица – строитель баклан
Птица – акробат иволга
Пернатый солист кукушка
Ночной хищник дятел
Легкомысленная мамаша сова
Капитаны команд должны соединить стрелками признаки и названия птиц.
Ответ : птица – рыболов (баклан). Баклан прекрасно ныряет на глубину до 5 м и плавает так быстро под водой, что от него трудно уйти и самой ловкой рыбке.
Птица – плотник (дятел). Дятлы долбят кору деревьев целыми часами, доставая оттуда насекомых, поэтому и говорят: «Заладил, как дятел».
Лесная кошка (иволга). Иволга действительно умеет кричать кошкой. А перед грозой иволга обычно сидит на макушке высокого дерева среди густой зелени, издавая звуки, напоминающие игру на флейте.
Птица – строитель (ласточка). Самым искусным строителем считают ласточку.
Птица – акробат (поползень). Поползень лазает по деревьям вниз головой.
Пернатый солист (соловей). Об этой птице говорят: «В лесном оркестре он первая скрипка – самая трепетная и самая звонкая».
Ночной хищник (сова). Совы глотают мышей целиком, охотятся ночью.
Легкомысленная мамаша (кукушка). Кукушка подбрасывает свои яйца в гнёзда других птиц.
6-й конкурс:
«Составь слова»
Ведущий 2:
Сейчас из этой коробки–грамматейки выскочат 12 кубиков с изображёнными на них буквами. Вы должны за 2 минуты составить слова, имеющие отношение к миру пернатых, используя буквы только один раз. Сколько использовано букв, столько и очков.
П Я И Т А Ц С Р Б Ж Л Е
(Птица, аист, ястреб, стриж, цапля и т. д.)
Тот, кто составил самое длинное слово, выходит к 5-ти коробкам, в которых лежат призы. Среди них – «зрительские аплодисменты».
Ведущий1:
Сегодня в нашей школе праздник – День птиц. Почему без птиц нам не обойтись расскажут дети.
1 ученик: На нашей планете живут
Чудесные создания,
Они летают и поют
И землю свято берегут.
Скажите, дети,
Можно жить без птиц на свете?
Что случится, если птицы
На земле вдруг пропадут?
2 ученик: Букашки, жучки, червячки
На деревья нападут
И съедят кору, листочки,
Обглодают ветки, почки.
Вот, что будет.
Если птицы, если птицы,
Все исчезнут-пропадут!
3 ученик: И не будет щебетанья,
Дивных трелей соловья,
И сороки стрекотанья,
Чик-чирика воробья…
4 ученик: Скучно будет, знают дети,
Жить без птиц на Белом свете!
Ведущий 2: Птицы – друзья нашего детства. Птицы – вестники радости. Каждый год они приносят нам на своих крыльях весну. Птицы – верные наши помощники, защитники лесов, полей, садов и огородов. Птицы дороги нам как часть нашего чудесного мира. Их мелодичные, весёлые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Помните, ребята, что нельзя разорять гнёзда птиц, стрелять в них из рогаток! Берегите птиц! Птицы – наши друзья! Птицы – это красота и тайна. Они – источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов.
Ведущий1: Пока жюри подводит итоги предлагаем отдохнуть и поиграть в игру «Прилетели птицы».
Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать в ладоши. Начинаем.
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи… (дети хлопают)
Ведущий . Что неправильно, почему?
Ученики . Мухи – это насекомые.
Ведущий . Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…
Дети хлопают
Ведущий. Прилетели птицы: голуби, куницы… (дети хлопают)
Ведущий . Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, комары, кукушки… Лебеди и утки…и спасибо шутке!
Ведущий . Молодцы, ни разу не ошиблись! А сейчас жюри объявит итоги конкурсов.
Закончим праздник дружной песней
Ее нам девочки споют
Нет на земле краев чудесней
Чем те, что в песне мы поем!
МЫ ХОТИМ, ЧТОБ ПТИЦЫ ПЕЛИ
Чтобы были голубыми небеса.
Жюри подводит итоги, команды награждаются грамотами.
Ведущий. Ребята, мы надеемся, что сегодняшний праздник вам понравился и вы узнали много нового и интересного о птицах. Мы благодарим команды за хорошую игру. А чтобы слово не расходилось с делом, внесем свой вклад в общее дело охраны птиц и привлечем их на территорию нашей школы - развесим скворечники, которые вы изготовили сами. А помогут вам в этом старшеклассники. (Дети идут на улицу для того чтобы развесить скворечники)
МЫ ХОТИМ, ЧТОБ ПТИЦЫ ПЕЛИ
Мы хотим, чтоб птицы пели, чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса.
Чтобы речка серебрилась, чтобы бабочка резвилась
И на ягодах сверкала хрусталем роса.
Мы хотим, чтоб солнце грело, и березка зеленела,
И под ёлкой жил смешной колючий ёж,
Чтобы белочка скакала, чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом лил веселый золотистый дождь.
Мы хотим, чтоб на планете были счастливы все дети.
Ах, как хочется со всеми нам дружить!
Будем в школах мы учиться, будем к звездам мы стремиться
И сады в краю любимом будем мы растить!
МЫ ХОТИМ, ЧТОБ ПТИЦЫ ПЕЛИ
Мы хотим, чтоб птицы пели, чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса.
Чтобы речка серебрилась, чтобы бабочка резвилась
И на ягодах сверкала хрусталем роса.
Мы хотим, чтоб солнце грело, и березка зеленела,
И под ёлкой жил смешной колючий ёж,
Чтобы белочка скакала, чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом лил веселый золотистый дождь.
Мы хотим, чтоб на планете были счастливы все дети.
Ах, как хочется со всеми нам дружить!
Будем в школах мы учиться, будем к звездам мы стремиться
И сады в краю любимом будем мы растить!
МЫ ХОТИМ, ЧТОБ ПТИЦЫ ПЕЛИ
Мы хотим, чтоб птицы пели, чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса.
Чтобы речка серебрилась, чтобы бабочка резвилась
И на ягодах сверкала хрусталем роса.
Мы хотим, чтоб солнце грело, и березка зеленела,
И под ёлкой жил смешной колючий ёж,
Чтобы белочка скакала, чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом лил веселый золотистый дождь.
Мы хотим, чтоб на планете были счастливы все дети.
Ах, как хочется со всеми нам дружить!
Будем в школах мы учиться, будем к звездам мы стремиться
И сады в краю любимом будем мы растить!
МЫ ХОТИМ, ЧТОБ ПТИЦЫ ПЕЛИ
Мы хотим, чтоб птицы пели, чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса.
Чтобы речка серебрилась, чтобы бабочка резвилась
И на ягодах сверкала хрусталем роса.
Мы хотим, чтоб солнце грело, и березка зеленела,
И под ёлкой жил смешной колючий ёж,
Чтобы белочка скакала, чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом лил веселый золотистый дождь.
Мы хотим, чтоб на планете были счастливы все дети.
Ах, как хочется со всеми нам дружить!
Будем в школах мы учиться, будем к звездам мы стремиться
И сады в краю любимом будем мы растить!
МЫ ХОТИМ, ЧТОБ ПТИЦЫ ПЕЛИ
Мы хотим, чтоб птицы пели, чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса.
Чтобы речка серебрилась, чтобы бабочка резвилась
И на ягодах сверкала хрусталем роса.
Мы хотим, чтоб солнце грело, и березка зеленела,
И под ёлкой жил смешной колючий ёж,
Чтобы белочка скакала, чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом лил веселый золотистый дождь.
Мы хотим, чтоб на планете были счастливы все дети.
Ах, как хочется со всеми нам дружить!
Будем в школах мы учиться, будем к звездам мы стремиться
И сады в краю любимом будем мы растить!
Мы хотим, чтоб птицы пели, чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса.
Чтобы речка серебрилась, чтобы бабочка резвилась
И на ягодах сверкала хрусталем роса.
Мы хотим, чтоб солнце грело, и березка зеленела,
И под ёлкой жил смешной колючий ёж,
Чтобы белочка скакала, чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом лил веселый золотистый дождь.
Мы хотим, чтоб на планете были счастливы все дети.
Ах, как хочется со всеми нам дружить!
Будем в школах мы учиться, будем к звездам мы стремиться
И сады в краю любимом будем мы растить!
1 ученик: На нашей планете живут
Чудесные создания,
Они летают и поют
И землю свято берегут.
Скажите, дети,
Можно жить без птиц на свете?
Что случится, если птицы
На земле вдруг пропадут?
2 ученик: Букашки, жучки, червячки
На деревья нападут
И съедят кору, листочки,
Обглодают ветки, почки.
Вот, что будет.
Если птицы, если птицы,
Все исчезнут-пропадут!
3 ученик: И не будет щебетанья,
Дивных трелей соловья,
И сороки стрекотанья,
Чик-чирика воробья…
4 ученик: Скучно будет, знают дети,
Жить без птиц на Белом свете!
Ученик:
Целый день всё тук, да тук –
Раздаётся странный звук.
Мастер Дятел так стучит,
Сойке домик мастерит.
Приходи на новоселье,
То– то будет здесь веселье!
Пёстрый Дятел всем вокруг
Славный доктор, добрый друг.
Всех вредителей он съест,
От врагов очистит лес.
Может, ты и нас устроишь,
Всем по домику построишь?
Приложение 3.
нелетающие птицы: страус, пингвин, киви, дронт
хищные птицы: орел, филин, сипуха, секретарь, сокол;
околоводные птицы: утка, поганка, лысуха, лебедь, пеликан;
зерноядные птицы: фазан, курица, куропатка, тетерев, павлин
тропические птицы: попугай, колибри, сорная курица, тукан, птица-носорог
НАГРАЖДАЕТСЯ
команда 2 класса «Соловьи»
МОУ «Красненская сош
имени М.И.Светличной»
занявшая_____место
«Давай докажем, что не зря на нас надеется Земля»
Директор школы Т. Федосова
с. Красное, апрель 2014 г.
НАГРАЖДАЕТСЯ
команда_____ класса «Соловьи»
МОУ «Красненская сош
имени М.И.Светличной»
занявшая ____место
в конкурсной программе, посвященной Дню птиц,
прошедшей в рамках экологического марафона
«Давай докажем, что не зря
на нас надеется Земля»
Директор школы Т. Федосова
с. Красное, апрель 2013 г.
МОУ СОШ №17 Дружбина И.М.
День птиц.
Ведущий : Здравствуйте, дорогие ребята и взрослые. Сегодня мы проводим праздник - День птиц, который ежегодно в апреле отмечается в нашей стране, начиная с 1923 года.
Слайд 2. Птицы дороги нам, как часть чудесной нашей природы. Их мелодичные, весёлые, звонкие голоса, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас радость и доброту.
Слайд 3. Для птиц готовятся и развешиваются искусственные гнезда, скворечники, кормушки.
Полюбуйся, весна наступает!
Журавли караваном летят.
В ярком золоте день утопает.
И ручьи по оврагам шумят.
Слайд 4. Птицы не только украшают нашу жизнь. Они наши помощники в борьбе за высокие урожаи, снижают численность вредных насекомых. Когда у птиц появляются птенцы, им необходимо много корма. Так, например, дятлы прилетают к гнезду с кормом через каждые 2-4 минуты. Самка обычно кормит птенцов чаще, чем самец. За день обе взрослые птицы приносят к гнезду корм до 300 раз.
Слайд 5. Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама. Скворец может только на завтрак съесть 60 штук саранчи.
Слайд 6. О мухоловке известно, что она уничтожает за два месяца не менее 50 тысяч мух. А ведь мухи - наши злейшие враги, переносчики различных болезней. Огромное количество вредных насекомых уничтожают за один год все птицы, обитающие в нашей стране.
Слайд 7. Природа миллионы лет создавала птиц. Но вот уже более 200 видов исчезло с лица земли. Чтобы такого не происходило, нужно беречь и охранять птиц, привлекать в наши сады и огороды.
В Красную книгу Ставропольского края занесены птицы, которые стали редкими и исчезающими. Вот некоторые из них.
Слайды 8-12 . Охрана птиц, забота о них считается одной из самых важных проблем нашего государства.
Слайд 13. Ведущий: Ребята, какие птицы прилетают в наши края, вы должны угадать.
1. Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (ласточка)
2. Гнездо своё он в поле вьёт,
Где растут растения.
Его и песни и полёт
Вошли в стихотворение.(жаворонок)
3. Прилетел к нам наконец
Лучший наш певец.
Дни и ночи напролёт
Он поёт, поёт, поёт. (соловей)
4. Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовётся птица.. (грач)
5. Я выступаю перед вами,
Как молодой весны гонец.
Я рад увидеться с друзьями
А зовут меня …. скворец.
Ребята, а какие загадки о птицах вы знаете?
Песня1. Звонко капают капели….
1. Пусть прилетят, чтоб торопливо
С утра до ночи хлопотать.
Я двум скворцам приют счастливый
Хочу до осени создать.
2. Быть может, на чужбине снился
Мой домик средь ветвей густых.
Пусть доброе гостеприимство
В краю знакомом встретит их.
3. Нам в хозяйстве помогает и
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Тёмно-бронзовый скворец.
4. Мы вставали ночью даже
Из окна смотрели в сад.
Ну когда же, ну когда же,
Наши гости прилетят!
5. А сегодня поглядели,
На ольхе сидит скворец.
Все: Прилетели, прилетели,
Прилетели, наконец!
На сцену выходят скворец, грач, синичка, голубь, снегирь, дятел
Скворец к синичке:
Здравствуй, птичка-невеличка,
Здравствуй, добрая синичка.
Грач: Здравствуй, дятел, наш приятель.
Здравствуй, голубь и снегирь!
Дятел: Расскажите, птицы,
Где вы побывали.
Расскажите, птицы,
Что вы повидали?
Скворец
В жарких странах жаркое лето.
Ни зимы, ни снега там нету.
Грач: Бродят там слоны великаны
Целый день кричат обезьяны.
Там растут деревья лианы.
Там растут на пальмах бананы.
Голубь: Хорошо ли жили
Вдалеке от дома?
С кем вы там дружили
В странах незнакомых?
Скворец: Мы скучали по деревне
По звенящему ручью
По скворечне, по деревьям,
По соседу воробью.
Вед: Мы очень рады вам, друзья,
Будьте с нами вы всегда!
6. Пускай всегда такой обычай
В моей останется стране.
Встречать любовью птичьи стаи
Всем сердцем радуясь весне!
Песня
Вед: - Как называется наука, изучающая жизнь птиц? (Орнитология)
Слайд 14.
Вам, наверное, интересно узнать, как путешествуют птицы.
Большинство птиц путешествуют стаями, многочисленными или не очень, плотными или "рыхлыми". Скворцы, мелкие кулики и некоторые птицы из семейства воробьиных летают скученными стаями.
Шеренгой, фронтом или поперечным рядом летят кулики, цапли, утки,сороки. Гуси чаще всего летят косяком. Углом, или клином, летят журавли, лебеди и другие крупные птицы.
Слайд 15.
Скорость полета большинства птиц - 50-100 км/ч. Но они не летят непрерывно - часто останавливаются, чтобы отдохнуть и покормиться. Пролетев более или менее значительный отрезок пути, отдыхают обычно несколько суток, затем новый перелет и опять передышка. Правда, над морями, горами, пустынями приходится лететь без остановок и две, и три тысячи километров. А в среднем получается, что за сутки мелкие птички продвигаются на 50-60 километров, а например, утки, на 100.
Слайд 16.
А сейчас угадайте, какое гнездо какой птице принадлежит?
Слайд 17.
Посмотрите внимательно на знаки.
Какие правила Друзей Природы вы можете составить, используя эти знаки?
Слайд 18.
А сейчас викторина о птицах.
Слайд 19.
А сейчас давайте все вместе прочитаем стихотворение.
Вместе мы одна семья:
Цветы и деревья, птицы и я.
Будем мы природу беречь!
До свидания, до новых встреч!
Природу нужно охранять не
только потому, что она лучшая защита
для человека, но и потому, что она
прекрасна.
(Жан Дорст)
Традиционно в школах проводится Неделя Птиц. Целью этого экологического праздника является пополнение знаний учащихся о роли птиц в природе и жизни человека. Учитель биологии должен заранее подготовить учеников средних и старших классов: предоставить или подсказать необходимые литературные источники, из которых дети узнают новый, интересный, дополнительный материал о птицах. Обо всех мероприятиях Недели Птиц учитель должен заблаговременно сообщить в программе Недели - оформить газету, стенд или плакат, где также нужно указать все задания для учащихся. Например, объявить конкурс:
На лучший скворечник;
- на лучший рисунок;
- на лучшее стихотворение о птицах;
- на лучшую поделку (мягкая игрушка, вышивка, соломка, аппликация);
- на лучший доклад «Роль птиц в природе», «Значение птиц в жизни человека» и другие, или тему предлагают сами ученики).
Неделю можно начать с проведения праздника Птиц в младших классах. Здесь учитель с помощью старшеклассников организует игры, конкурсы. Необходимо делать акцент на полезных для человека птицах, видах, занесенных в Красную книгу и находящихся под охраной.
Примерный сценарий Дня Птиц для младших школьников:
Ведущий (1):
Судьбы твоей пройдут дороги
Через пустыни и сады;
Отроги жизненной гряды
Круты порой, порой пологи...
Но если строги будут боги
И вкус почувствуешь беды
Не унывай, не жди подмоги,
Не плачь, не обивай пороги,
Взгляни внимательно под ноги:
Кругом - следы, следы, следы...
Ведущий (2): Хорошо ли мы знаем животных, обитающих с нами по соседству? Какие повадки у зверей и птиц? Я думаю, что на эти и многие другие вопросы затруднятся ответить большинство детей и взрослых. Дело в том, что увидеть в природе животных, а тем более наблюдать за ними задача трудная, требующая специальной подготовки, навыков, терпения, увлеченности и неограниченного времени. Ребята, а как вы думаете, почему без птиц не обойтись? (Птицы - друзья нашего детства; вестники радости, приносящие весну; верные наши помощники, защитники лесов и полей, садов и огородов; птицы - это красота и тайна.)
Ведущий (1): Птицы - единственные животные с перьями. Они являются одним из самых больших Классов позвоночных животных.
Ведущий (2): Птицы вьют гнёзда и выводят птенцов из яиц. Большинство птиц умеют летать. Не летают киви, пингвины и страусы.
Ведущий (3): На Земле более 9000 видов различных птиц. Птицы живут в открытом море, в арктической зоне, в тропиках и даже в пустынях.
Ведущий (4): Есть домашние птицы, которых человек разводит для питания - куры, утки, индейки. Есть декоративные птицы – голуби, попугаи, канарейки, которых люди держат в доме.
Ведущий (1): Птицы - теплокровные животные, у большинства из них температура тела около 40 градусов. Для поддержания высокой температуры тела птицам требуется много энергии, которую они получают исключительно из пищи.
Ведущий (2): А какую пользу приносят птицы людям? За сутки скворец может съесть столько гусениц, сколько весит и сам и от этого совсем не растолстеет, так как очень много тратит энергии на поиски пищи, построение гнезда и уход за птенцами.
Ведущий (3): А кукушка за лето поедает до 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков. Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей – вредителей растений. Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.
Ведущий (4): Ушастая сова способна съесть за день до 10 полёвок, а сова сивуха съедает в год около 1200 грызунов. Степной орёл очень много уничтожает сусликов и мышей. Подсчитано, что одна мышь съедает в год 2 – 3 кг зерна, а суслик – до 16 кг. Значит, каждая сова, орёл спасают тонны хлеба от грызунов.
Ведущий (1): Ну вот, ребята, теперь вы знаете, какую огромную пользу приносят птицы, и наш праздник сегодня посвящен именно этим обитателям планеты Земля. А сейчас мы с вами поиграем.
Примерные игры:
1. Курица. Необходимо написать как «курица лапой». Участникам к ногам крепятся фломастеры. Кто быстрее и понятнее напишет заданное слово «солнце».
2. Кто больше. Как игра в города, только вместо городов говорят названия птиц. Например: ястреб – беркут – тетерев и так далее.
3. Красивая птица. Выходят 6 желающих из команды. Их задача – изобразить птицу с большим размахом крыльев. По сигналу игроки каждой команды начинают снимать с себя одежду и связывать в линию. У кого длиннее размах крыльев, тот и выиграл. 5 – 8 млн. лет назад существовала хищная птица, вес которой 100 кг, а размах крыльев – 8 метров.
4. Боевые петухи. На полу чертят круг. По одному петуху от команды в круг. Петухи, прыгая на одной ноге, руки за спиной, пытаются вытолкнуть плечом друг друга за пределы круга, или же заставить противника встать на обе ноги.
5. Курочки и петушки. Три представителя от команды в течение одной минуты собирают зерна, разбросанные на полу. Побеждают те, кто больше собрал.
6. Охотники и утки. Играющие делятся на две команды: одна – охотники, другая – утки. Чертится большой круг, за которым становятся охотники, а утки – внутри. По сигналу охотники стараются попасть волейбольным мячом в уток, которые, бегая внутри круга, уворачиваются от мяча. Игрок, осаленный мячом, выбывает из игры. Когда все утки будут выбиты, команды меняются местами. Игра на время.
7. Коршун. Коршун и наседка, все остальные – цыплята, которые становятся за наседкой в колонну по одному и держат друг друга за пояс. Коршун старается схватить последнего цыплёнка в колонне. Наседка старается помешать этому. Коршун может схватить только последнего цыплёнка. Если он схватил, то становится наседкой. Наседка становится последним цыпленком. Коршун выбирается.
8. Пингвин. Пингвины живут в Арктике. Это красивые, изящные птицы, которые не умеют летать, но зато великолепно плавают и очень забавно ходят. Помните их «грациозную» походку вразвалочку? Пингвины ходят, переваливаясь с бока на бок. Есть у них ещё одна особенность: они умудряются носить своих только что вылупившихся детёнышей между лапок. Для эстафеты потребуется лишь 2 мяча. Задача участников – зажав мяч ногами на уровне колен, пронести его до поворотной отметки и обратно. При этом нельзя прыгать или бежать, надо идти вразвалочку, подражая походке пингвина, но как можно быстрее и не ронять мяч!
9. Аисты. Все участники игры чертят круги диаметром 1 м – гнезда - и становятся внутрь на одну ногу. Один участник - аист без гнезда - прыгает в любой из кругов и тогда оба игрока должны обежать прыжками на одной ноге с разных сторон все гнезда, стремясь раньше вернуться в пустой круг. В это время остальные игроки могут встать на обе ноги. Тот, кто первым займет свободный круг, остается в нем, а второй игрок становится «аистом без гнезда».
Вот, к примеру, праздник «Все о птицах» проводится в форме КВН :
ВЕДУЩИЙ: Дорогие ребята - участники игры и уважаемые зрители! Мы начинаем КВН и посвящаем его птицам. Играют две команды: «Ласточки» и «Иволга». Судить наш КВН будет жюри в составе трех человек. (Ведущий представляет членов жюри.) Чтобы определить, какая команда первой начнет наш КВН, проведем жеребьевку. (Капитанам команд предлагается проколоть воздушный шар, один из двух, и узнать, какой номер лежит внутри шара.)
Итак, первый конкурс - «Приветствия команд». Конкурс оценивается в три балла. (Приветствия команды готовят заранее).
Примерные приветствия:
Для команды «Ласточки»:
Всем привет, вам, господа!
Прилетели мы сюда,
Вы, конечно, тут как тут,
«Ласточками» нас зовут.
Мы крылатая команда,
Мы команда хоть куда,
В школе мы своей играем,
Вот теперь пришли сюда.
Мы соперников уважим,
Дружно будем мы играть.
Цель у нас совсем простая –
Наши знанья показать.
А в итоге мы получше
Будем все о птицах знать.
Приветствие команды «Иволга»:
Орешек знаний твёрд,
Но мы не любим отступать!
Клуб любознательных играет,
На поединок вызывает
Команду «Ласточек» -
Команда «Иволга».
Иволга – это:
интеллектуальная,
весёлая,
очень любознательная,
готовая играть
команда.
Наш девиз: «Не унывать, выше
Голову держать!»
(Жюри подводит итоги, объявляет результат.)
ВЕДУЩИЙ: Наш второй конкурс – «Блицтурнир». Каждая команда должна молниеносно ответить на десять вопросов. За этот конкурс вы получите столько баллов, сколько дадите правильных ответов.
Вопросы для блицтурнира:
1. Какая птица может летать хвостом вперёд? (Колибри.)
2. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла – 15 см.)
3. Какая птица делает подстилку в гнезде из рыбьих костей? (Зимородок.)
4. Какая птица не садится ни на землю, ни на воду, ни на дерево? (Стриж.)
5. Какая птица бегает за кормом по дну реки? (Оляпка.)
6. Какая птица в течение года имеет три различных окраски? (Белая куропатка.)
7. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуёй? (У пингвина.)
8. Когда температура тела воробья ниже – зимой или летом? (Одинакова.)
9. Какая ночная птичка не вьёт гнезда? (Козодой.)
10. У какой птицы самки зелёные, а самцы жёлтые? (У иволги.)
11. Птица, питающаяся падалью? (Сип.)
12. Птица, истребляющая грызунов? (Сова.)
13. Птица с абсолютно чёрным оперением? (Ворон.)
14. Птицы, размножающиеся зимой? (Клёст.)
15. Водоплавающая птица, уничтожающая большое количество рыбы? (Баклан.)
16. Хищная птица, не вьющая гнёзд? (Сапсан.)
17. Что означает слово «археоптерикс»? (Древнее крыло.)
18. Каких птиц называют альбиносами? (Птиц, которые не имеют пигмента.)
19. Какая птица не умеет летать? (Страус.)
20. Как зовут птицу, которая питается змеями? (Змееед.)
21. У какой птицы плавучее гнездо? (У чомги.)
22. У какой птицы гнездо похоже на рукавицу? (У синицы-ремеза.)
23. У кого самый удивительный нос? (У клёста - крестом, у фламинго - бумерангом.)
24. Дайте название птице: длинные ноги - ходули (ходуличник); лысинка на голове (лысуха); зелёная с головы до ног (зеленушка); гузкой трясёт (трясогузка); бровки белые (белобровка); ножки белые (белоножка).
25. Сколько всего видов птиц на земле? (8500.)
26. Самые быстрые птицы? (Соколы- 300 км/ч; стрижи 170 км/ч.)
27. Птица-рыболов? (Баклан, пеликан, чайка, крохаль, кайра, орлан, гагара, цапля, зимородок.)
28. Какие птицы не высиживают яиц? (Кукушки.)
29. Какие птицы высиживают яйцо, держа его на лапах? (Пингвины.)
30. Что означает «пеликан» в переводе с греческого? (Мешок.)
31. Птичка, похожая на мышку, умеет пищать? (Пищуха.)
32. Какая птичка кричит «спать пора, спать пора»? (Перепел.)
33. Какие птицы - единственные среди куриной родни – являются перелётными? (Перепела.)
34. У каких птиц точно такое же название, как и у грибов? (Поганки.)
35. Ползающие птицы? (Поползень.)
36. Какая птица поёт хвостом? (Бекас.)
37. Назовите пять певчих птиц? (Например, соловей, жаворонок, зяблик, синица, дрозд.)
38. Какая птица любит есть незабудки? (Зяблик.)
39. О какой птице люди говорят: «Красота ангела, голос дьявола, поступь злодея»? (Павлин.)
40. Какая птица очень красива, но каркает как ворон? (Райская птица.)
41. Как кричит жар-птица? (Квакает как лягушка.)
42. Какая птица к зиме белеет? (Белая.)
43. Чем сорочье гнездо отличается от вороньего? (Сорочье плоское, воронье - круглое с крышкой.)
44. У каких птиц самцы красные, а самки зелёные? (У клестов.)
45. Каких птиц больше всего на свете? (Домашних кур, воробьёв.)
46. Назовите птицу, которую используют для охоты на лис, зайцев, волков в Казахстане и Киргизии? (Беркут.)
ВЕДУЩИЙ: Конкурс третий - «Конкурс капитанов». Высшая оценка - три балла. Капитаны, на ринг! Для разминки предлагаем капитанам задать друг другу по одному вопросу о птицах. (Капитаны задают друг другу вопросы и отвечают на них.)
А теперь, уважаемые капитаны, предлагаем вам поучаствовать в аукционе «Кто больше». Все мы играли и играем в города. Наш аукцион очень похож на эту игру, только вместо городов вы называете птиц. Например, ястреб-беркут-тетерев и т. д. Проигрывает тот, кто не сможет назвать очередную птицу.
(Жюри оценивает конкурс капитанов, объявляет итоги.)
ВЕДУЩИЙ: Закончился «конкурс капитанов». Начинаем следующий конкурс, который называется «Четвёртый лишний» . Каждая команда получит сейчас по две карточки с названиями четырёх птиц. Три из этих пицц объединены каким-то общим признаком, а одна лишняя. Какая именно, определять вам. Не забудьте вычеркнуть её из списка.
Примеры карточек:
1. Три из перечисленных здесь птиц - зимующие, а одна перелетная. Найдите её. (Синица, снегирь, дятел, грач.)
2. Среди указанных здесь птиц одна не певчая. Какая? (Соловей, горихвостка, пеночка, бекас.)
3. Три птицы обитают в смешанных лесах, одна в степях. Укажите её. (Глухарь, зяблик, красавка, свиристель.)
4. Одна из этих птиц - не хищная. Какая? (Ястреб, гриф, сокол, стриж.)
ВЕДУЩИЙ: Пока команды выполняют задание, я проведу игру с болельщиками.
Мини-викторина:
1. Солнечные птицы, певцы утренней зари. О ком идёт речь? (О петухах.)
2. Какое народное название у вороны? (Карга.)
3. Какая птица обладает способностью спать в полёте? (Аист.)
4. Как называлось в Греции гадание «на петухах»? (Алектриомания.)
5. Назовите самый крупный отряд наших пернатых. (Воробьиные - 63% всех птиц, более 5 тысяч.)
6. Почему в Индии петухов называли «солнечными птицами»? (Древние индийцы верили, что когда садится солнце, петухи своим криком предупреждают: злые духи победили дневное светило, и теперь их надо опасаться. На рассвете же петухи сообщали: злые духи покидают землю, и их уже не надо бояться.)
ВЕДУЩИЙ: А теперь слово жюри. (Жюри объявляет оценки конкурса «Четвёртый лишний».)
Пятый конкурс - викторина «Барометры природы»
1. Ласточки задевают крыльями поверхность воды. (К дождю.)
2. Ласточки летают то вверх, то вниз. (Жди бури.)
3. Стрижи летают низко с криком. (К дождю.)
4. Воробьи прячутся под стреху. (К буре.)
5. Свистит снегирь. (Скоро зима будет.)
6. Снегирь под окнами чирикает. (К оттепели.)
7. Иволга издаёт резкие, похожие на кошачий визг, звуки. (К ненастью.)
8. Голуби воркуют, кукушки кукуют. (К тёплой погоде.)
9. Воробьи купаются в песке. (Будет дождь.)
10. Вороны садятся на верхушки деревьев. (Перед морозом.)
11. Вороны садятся на снег. (К оттепели.)
12. Ласточки купаются и часто летают в гнездо. (К дождю.)
13. Чайка ходит по песку, моряку сулит тоску, села чайка на воду, жди... (хорошую погоду.)
14. Днём сова кричит. (К дождю.)
(Жюри подводит итоги блицтурнира, объявляет результат.)
ВЕДУЩИЙ: Ну что ж, мы убедились, что о птицах вы знаете почти всё. А сейчас я предлагаю нашим командам показать свои способности в области рекламы. Итак, наш заключительный конкурс - «Реклама птиц»! Оценивается он в два балла.
Это задание команды готовили заранее, и никто не знал, что придумала каждая из них. Посмотрим, что у них получилось! (Каждая команда показывает или рассказывает, в форме стихотворения или песни, то есть как можно оригинальнее, роль в природе и жизни человека птицы, находящейся под охраной.)
(Жюри оценивает выступления команд.)
А вот сценарий игры «Слабое звено», которая также пользуется популярностью среди учащихся:
8 участников, 1 тур - 2мин 30сек, 2тур - 2мин 20 сек, 3тур - 2мин 10 сек, 4тур - 2мин, 5тур - 1 мин 50сек, 6тур - 1мин 40сек, 7тур 1мин 30сек, 8тур - без учета времени. Выбор «слабого звена» после каждого тура.
Ведущий: Мы начинаем игру.
1 тур
1. Сколько видов птиц известно человеку? (Более 8500 видов.)
2. Какая птица нашей страны самая большая? (Пеликан.)
3. Какая птица откладывает самые большие яйца? (Страус – длина яйца 15-17см, а диаметр - 13-15см.)
4. Во сколько раз зрение орлов, ястребов, грифов острее человеческого? (В 8 раз.)
5. Какая птица может нырять глубже всех? (Императорский пингвин, на глубину 200 метров.)
6. Сколько раз в секунду во время полёта взмахивает крыльями колибри? (До 55 раз.)
7. С какой скоростью может бежать страус? (До 50 км/ч.)
8. Какова температура тела большинства птиц? (Около 41 градуса.)
9. Какая птица имеет самый большой размах крыльев? (Альбатрос, свыше 5,5 метров.)
10. В какой день года на Руси было принято выпускать на волю птиц? (7 апреля - Благовещенье.)
11. Сколько пород голубей выведено человеком? (Более 800.)
12. Какие птицы на Земле наиболее многочисленные? (Куры.)
13. Как называется наука, изучающая птиц? (Орнитология.)
14. Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом? (Одинакова.)
15. Назовите любимое лакомство аистов. (Лягушки.)
16. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла - до 15см.)
17. Где синицы вьют гнёзда? (В дуплах деревьев.)
18. Какая птичка может летать хвостом вперёд? (Колибри.)
Ведущий: Итак, кто, по вашему мнению, «слабое звено»? Кто как вчерашнее скисшее молоко? (Выбор «слабого звена», «последнее слово» уходящего игрока.)
Правда ли что...
1. ...как-то раз в желудке одного страуса нашли 4кг монет, пуговиц, гвоздей (Да.)
2. ...цапля пудрится (Да.)
3. ...ква-ква это лягушка (Нет, это птица из отряда аистообразных.)
4. ... птица может убить крокодила (Да, бразильский ябиру.)
5. ... яйцо бескрылой гагарки стоит как автомобиль (Да.)
6. ...среди отряда воробьиных есть те, кто весит 1,5кг и крошки менее5 грамм (Да.)
7. ...грачи питаются ящерицами, жабами, лягушками (Нет.)
8. ... попугай и ворона относятся к одному и тому же отряду птиц (Нет.)
10. ...чижи обитают и в тропических лесах (Нет.)
11. ...ласточки чаще ходят по земле пешком, чем летают (Нет.)
12. ...есть птица шалашник, которая строит шалаш (Да.)
13. ... журавли любят танцевать (Да.)
14. ...гнездо у колибри величиной с половину грецкого ореха (Да.)
Ведущий: Кто пытается одевать сандалии вместо шубы? (Слово уходящему игроку.)
1. Удивительный ребёнок! Только вышел из пелёнок, может плавать и нырять, как родная его мать! (Утёнок.)
2. Что за весенняя чёрная птица - любит за плугом ходить и кормиться? (Грач.)
3. Живёт в глуши лесной, и летом и зимой – старательный работник, лесной носастый плотник. (Дятел.)
4. Днём спит, ночью летает и прохожих пугает. (Сова.)
5. Какая птица ходит под водой? (Оляпка.)
6. Пингвин - птица или нет? (Птица.)
7. Стали братья на ходули, ищут корма по пути, на бегу ли, на ходу ли - им с ходулей не сойти. (Журавли.)
8. Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнёзда? (Кукушка.)
9. Какая птица носит фамилию писателя? (Гоголь.)
10. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст.)
12. Прилёт каких птиц означает начало весны? (Грачей.)
Ведущий: Кто ещё не разобрал дома новогоднюю ёлку и оставил её до 1 мая? (Слово уходящему игроку.)
1. У какой птицы мешок под клювом? (Пеликан.)
2. Кто умеет точно находить дорогу домой? (Голубь.)
3. Кого называют «крылатыми крысами»? (Вороны.)
4. По повадкам какой домашней птицы можно определить погоду? (Гусь.)
5. Какая хищная птица гнездится на скалах? (Орёл.)
6. Кто из птиц с древних времён служит символом красоты и нежности? (Лебедь.)
7. Кто селится на крышах домов и, по приданию, приносит счастье? (Аист.)
8. Кто подражает человеческой речи? (Попугай.)
9. Наряд какой птицы напоминает черный костюм с белой рубашкой? (Пингвин.)
10. У какой птицы длинная шея? (Журавль.)
11. Какая птица является символом мудрости? (Сова.)
12. Какая птица по дереву клювом весь день стучит? (Дятел.)
1. На ласточку похож – так же пригож. (Стриж.)
2. Конечно же, узнали вы, кто близкий родственник совы. (Филин.)
3. Пестрая крякушка ловит лягушек, ходит вразвалочку, спотыкалочку? (Утка.)
4. Без рук, без топорёнка построена избёнка? (Гнездо.)
5. Явился в желтой шубке – прощайте две скорлупки! (Цыплёнок.)
6. Ловко ныряет, словно матрос, в волны морские рыбак… (Альбатрос.)
7. Пролетят через границы стран любых без визы … (Птицы.)
8. Сало и зернышки, хлеба горбушка – птиц угощает зимою… (Кормушка.)
9. Не забудет никогда птица первого… (Гнезда.)
10. Ей зерна насыпь скорей-ка, кушать просит … (Канарейка.)
11. Песен звонких не жалей нам весною… (Соловей.)
12. Грозных бурь морских предвестник, над волнами - … (Буревестник.)
13. Птица большая – большая трусиха: голову прячет в песок… (Страусиха.)
Для вопросов следующих туров можно взять загадки, смешные вопросы, приметы, связанные с птицами. В заключительном 8-ом туре финалистам предлагается отгадать птиц по их описанию.
Вот так в школе отмечается День Птиц.
Список литературы
1. Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о птицах. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 240с.
2. Брэм А.Э. Жизнь животных: В 3 т. Т. 2: Птицы. – М.: ТЕРРА, 1992. – 352с.: ил.
3. Журнал «Читаем, учимся, играем».
Внеклассное мероприятие ко дню птиц в начальной школе
на тему: «Наши крылатые друзья»
Цель:
1) формирование знаний о птицах;
2) воспитание стремления заботиться о птицах и животных;
Данное внеклассное мероприятие будет полезно как учителям 3-4 классов, так и воспитателям групп продленного дня. Внеклассное мероприятие подразумевает и выступление самих учащихся, и их участие в викторине с загадками.
Ход мероприятия:
Звучит пение птиц. Выходит ученик.
Ученик:
Жура-жура-журавль,
Облетел я сто земель,
Облетел,обходил,
Крылья,ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
«Где же лучшая земля?»
Отвечал он, пролетая:
«Лучше нет родного края!»
Ведущий: Интересно, что видел журавль с высоты своего полета? Вот бы и нам посмотреть!
Давайте мы с вами руками помашем,
И что –нибудь птичье давайте мы скажем
А вдруг это будет?
А вдруг мы взлетим?
Давайте попробуем, давайте летим!
Песня «Наш край»
- С давних пор люди хотели научиться летать, как птицы. Именно им, нашим быстрокрылым друзьям, и посвящен наш праздник.
Ученик:
Уже почти 100 лет во всем мире
1 апреля отмечается Международный день птиц
. В давние времена наши предки, живя среди природы, смотрели совсем другими глазами на то, что их окружает. Сейчас люди утратили эти чувства, и многим ничего не стоит взять камень и убить птаху или разорить гнездо, или ради спора поймать и замучить птицу.
Ведущий:
А ведь природа – часть нас, и птицы нам не мстят за такое отношение, а как приносим пользу, так и приносят нам, бесчеловечным людям.
Ученик:
Я однажды услышал стихотворение Николая Заболоцкого. Оно на всю жизнь врезалось в мою память.
Учитель:
Раненая птица в руки не давалась
Раненая птица птицей оставалась
Этот сон давнейший до сих пор мне сниться:
На траве кровавой вздрагивала птица.
Птицы, рыбы. звери в душу людям смотрят
Вы их жалейте, люди! Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц – не небо,
А море без рыб – не море.
А земля без зверей – не земля.
Люди – человеки, страны и народы
Мы теперь навеки должники природы!
Надо с этим долгом как – то расплатиться,
Пусть расправит крылья раненая птица.
Ученик:
Порой птиц наделяли чем-то сверхъестественным. Птицы становились символами. Даже на нашем гербе изображен двухглавый орел.
Ученица:
Голубь символ мира.
Белый голубь – символ мира –
Пролетит сквозь дым и тьму
В Будапеште и Каире,
В Пакистане и в Алжире
Люди рады все ему!
Ученик:
А у меня все птицы ассоциируются с миром на земле.
Песня о мире
Ученик:
Мне нужен мир – тебе и мне,
И всем на свете детям.
И должен мирным быть рассвет.
Который завтра встретим.
Звучит песня жаворонка
Ученица:
На солнце темный – лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны.
Ведущий:
Наши птицы пережили зиму. И многие из них благодарны ребятам за заботу. Теперь настала пора приготовиться к встрече пернатых друзей, которые после долгой зимы летят к себе на родину.
Ученик:
С весной приходит и расцвет природы, и пение птиц. Они нас будят по утрам, и мы улыбаемся и первым лучам солнца, и первым трелям. Услышишь с утра птичью песню, и настроение поднимается, и день покажется таким чудным.
Ведущий:
Пение птиц можно сравнить лишь с весенним цветением растений. Цветы поражают бесчисленными оттенками красок, птицы – разнообразием прелестных звуков. Еще в далекой древности люди некоторые заболевания лечили птичьим пением.
Ученик:
Эй! Мальчишки! Эй! Девчонки
С неба льется птичья трель
Закружился праздник звонкий,
Как смешная карусель.
Ведущий:
С приходом весны к нам прилетает много разных птиц. Давайте, еще раз вспомним про них. Я сейчас скажу вам загадку. А вы отгадайте, какие птицы прилетят весной.
На шесте дворец, во дворце певец
А зовут его …(скворец)
- Встала птица на ходули
Ищет корма по пути,
На бегу ли, на ходу ли
Ей с ходулей не сойти (журавль)
- Прилетает к нам с теплом
Путь проделав длинный,
Лежит домик по окном
Из травы и глины.(ласточка)
- В синем небе голосок,
Будто крохотный звонок.(жаворонок)
- Летом за пахарем ходит,
А под зиму с криком уходит. (грач)
Ученик:
Птицы живут очень бысто. Так давайте короткую жизнь птиц превратим в спокойную, добрую жизнь. Что для этого нужно делать?
Ученица:
Строить дома птицам – это совсем несложно.
Ученик:
Кормить птичек.
Ученица:
Не бросать камни.
Ученик:
Не разорять гнезда.
Ведущий:
Главное, никогда не причинять вред даже самой маленькой птичке.
Ученица:
Не трогайте ласточку! Она
Издалека летит сюда,
У нас растит своих птенцов.
Не разоряй ее гнезда.
Будь другом птиц!
Ученик:
Пусть под окном
Поет весною соловей.
И над просторами земли
Летают стаи голубей.
Ведущий:
На этом, ребята, наш праздник подходит к концу. Берегите природу, любите животных, любите птиц!
Природа родная,
В тебе растворяюсь,
Краски и звуки жадно ловлю
Пред красою Земли преклоняюсь,
Я этот мир бесконечно люблю!
Сценарий праздника «День птиц» в начальной школе.
Составила: Ерёмина Т.В., учитель начальных классов,
МБОУ «Лицей-интернат №1» г. Владимира
Цель: расширить и закрепить знания учащихся о птицах, о значении в жизни человека и в природе, воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям.
Оборудование : плакаты и рисунки на тему: «Птицы - наши друзья!», выставка «Виды корма для птиц», журавлики, выполненные в технике оригами, аудиозаписи с пением птиц и песнями про птиц.
1 ученик.
Весна шагает по дворам
В лучах тепла и света!
Сегодня праздник!
Праздник птиц!
И нам приятно это!
2 ученик.
От синего моря, из тёплого края,
Под солнцем, под звёздами, в темноте,
Упрямо летела птичья стая,
Домой, быстрее, в свой край, к себе!
А здесь уж от солнца смеясь и играя,
Струится горячих лучей волна,
И мы, конечно же, понимаем –
По всем приметам – пришла весна!
Ведущий.
Здравствуйте, ребята! Ежегодно по всей стране в марте празднуется «День птиц». Тысячи детей готовят к этому празднику кормушки и развешивают их для привлечения птиц.
Птицы украшают землю, их весёлая, звонкая песня, яркая окраска оживляет природу, вселяет в нас бодрость и радость.
3 ученик.
Стихотворение «Жаворонок»
На солнце тёмный лес зардел
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
Поёт, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны.
(В. Жуковский)
4 ученик.
А вы знаете, ребята, что День птиц празднуется уже более 100 лет?
5 ученик.
По некоторым данным день Птиц впервые был проведён как массовый детский праздник в США в 1894 году.
6 ученик.
В России День Птиц стал проводиться с 1927 года, и в первом празднике приняло участие 65тысяч человек.
7 ученик.
А моя бабушка рассказывала, что именно в России зародилась традиция привлечения птиц. Люди делали гнездовья и всегда старались встретить птиц новой постройкой.
Ведущий.
Польза птиц в природе огромна. И они дороги нам, как незаменимые помощники человека в борьбе за урожай, верные союзники в истреблении вредителей сельхозугодий и лесного хозяйства. Ведь нашим садам полям, лесам, огородам наносят огромный вред грызуны и насекомые.
Мышь . (выбегает)
Мы, мыши, съедаем до четверти всего урожая; обгрызаем молодые деревья в лесу, а зимой – кору плодовых деревьев в саду, переносим возбудителей различных заболеваний.
Насекомое. (выбегает)
Мы, насекомые едим всякие растения, портим зерно, уничтожаем овощи в огородах, фрукты в садах.
Ведущий.
Да, ребята, без птиц – не было бы урожая.
Сова.(выбегает, нападает на мышь)
Я, Сова, съедаю за ночь 7-8 мышей. Только одна моя семья уничтожает за год 10 тысяч мышей и этим спасаем 20 тонн отборного зерна и тысячи деревьев.
Несекомое убегает, сова забирает с собой мышь.
Синица. (выбегает)
Я, Синица. Круглый год – зимой и летом отыскиваю на деревьях вредных насекомых, их личинки и яйца и уничтожаю их.
Ведущий.
Да, это правда, ребята! Пара синиц за гнездовой период может уничтожить вредителей на 40 яблонях. Одна синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама. Эти птицы поедают гусениц, жуков, тлю, очищая тем самым и всю окружающую территорию. К своему гнезду они прилетают с кормом около 400 раз.
Друзья, синицам очень трудно зимой, когда деревья покрыты снегом, и они не могут отыскать насекомых. И чтобы они не умерли от голода, тут на помощь приходите вы, ребята, и ваши птичьи «столовые».
Стихотворение «Покормите птиц зимой»
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть одна нужна.
Горсть одна, и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть
Видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть,
И для них тепло.
Разве можно забывать?
Улететь могли,
А остались заодно
Зимовать с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну!
Ведущий.
Большую пользу сельскому и лесному хозяйству приносят и скворцы. Скворцы поедают огромное число гусениц, майских жуков, бабочек и других вредных насекомых.
Мы ждём вас, товарищи скворцы, прилетайте скорее!
Ведущий.
Ещё птицы, друзья, сыграли большую роль в науке. Ещё в древности, видя полёт птиц, человек мечтал о своём полёте в воздухе и первые летательные аппараты были подражанием полёта птицы.
Велика роль птиц и в воспитании прекрасного. Можете ли вы представить весну без пения соловья? Кто из вас не слышал песни жаворонка?
(Слушаем пение птиц)
Ведущий.
А вот и ещё к нам гости пожаловали.
(Выбегают дятел, мухоловка – пеструшка и снегирь)
Дятел.
Я, ребята, всегда сам выдалбливаю в лесу отличное жилище. А после меня в нём живут разные мелкие птички.
Мухоловка-пеструшка.
А я, мухоловка-пеструшка, не имею такого крепкого клюва, как дятел. И поэтому нуждаюсь в жилище, сделанном вашими руками ребята. Я обязательно поселюсь в вашем домике, и обещаю вам за это каждый день ловить по 300 мух и комаров, чтобы они вас не кусали. Хоть я и маленькая, но аппетит у меня большой.
Снегирь.
Меня все знают, Снегиря! Всю зиму я прокормился в ваших краях рябиной и семенами сорных растений, а теперь улетаю к себе на север. Скоро и там будет весна. До будущего снега!
(Снегирь убегает)
До свидания, Снегирь! Прими от нас в подарок песню.
Исполнение песни С. Ранда «Летели лебеди, летели».
Ведущий.
Ну, что ж, дорогие ребята, пришла пора нам поиграть.
Первая игра на внимание . Я читаю стихотворение, вы, если слышите названия птиц – машете руками, если не птиц – топаете ногами.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.
Прилетели птицы:
Голуби, куницы…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и кукушки.
Комары и мушки…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы-сплюшки.
Лебеди и утки –
Вот спасибо шутке!
Вторая игра. Ну, ребята, не зевайте, хором дружно отвечайте.
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад-вперёд по пашне вскачь.
А зовётся птица… (грач)
Распустила хвост жар-птица,
Он горит и золотится.
Из заморских к нам долин
Этот хвост принёс… (павлин)
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат.
На носу повисла капля…
Узнаёте? Это… (цапля)
Ночь, как смоль, черным черна.
Серой птице не до сна:
Меж кустов как тень скользит,
Караулит, кто не спит.
Вздрогнет спящая трава.
Это ухает… (сова)
Я люблю непогоду,
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь.
Чистоплотный, серый…. (гусь)
То не радуга и не пламя!
Что за птица? Угадай!
Целый день болтает с нами
Разноцветный… (попугай)
Трещала с самого утра:
«Пор-р-ра! Пор-р-ра!» А что пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит … (сорока)
На скале он строит дом.
Разве жить не страшно в нём?
Хоть кругом и красота,
Но такая высота!
Нет, хозяин не боится
Со скалы крутой скатиться –
Два могучие крыла
У хозяина… (орла)
А теперь третья игра «Птица – не птица».
Поганка – птица,
Выхухоль – млекопитающее,
Крохаль – птица,
Зимородок – птица,
Бабирусса – млекопитающее, семейство свиных.
Альбатрос – птица,
Амадина – птица,
Плодожорка – насекомое,
Бекас – птица,
Бокоплав – мелкое ракообразное,
Вальдшнеп – птица, семейства бекасиных,
Перелеска – травянистое растение,
Зяблик – птица,
Пеночка – птица,
Руконожка ай-ай – примат,
Свиристель – птица,
Овсянка – птица,
Венерина мухоловка – растение,
Совка – бабочка,
Летяга – белка,
Ткачик – птица,
Аистник – травянистое растение,
Цесарка – птица, семейства фазановых.
8 ученик.
Дорогие друзья! Лес без птиц и зверей наполовину мёртвый. Зимой он молчалив: в нём не услышать посвистов дроздов, иволги, звонкого щебетания зябликов, мухоловок, пеночек.
9 ученик.
Лес без птиц – больной лес. Поэтому мы должны любить и охранять птиц. Что нужно делать для привлечения птиц на гнездовья и увеличения их численности? Очень важно сохранить старые участки лесов, парков, все естественные и искусственные угодья, где обитают птицы.
10 ученик.
Необходимо создавать новые искусственные местообитания птиц (проводить посадку деревьев и кустарников). Надо изготавливать искусственные гнёзда (домики, дуплянки), обеспечить охрану птиц во время гнездования, исключить фактор беспокойства.
Вместе. Берегите птиц! Птицы наши верные друзья!
11ученик.
На восходе очень ярко солнышко встаёт.
При любой погоде птица запоёт,
Будет петь и в зной, и в слякоть, в холод и в жару,
Чтобы человек стремился к свету и добру.
Чтоб услышать птичий говор, трели соловья,
Постарайтесь птиц не трогать,
Чтоб светлей, была Земля!
Исполнение хором песни А. Пахмутовой «Просьба».
Ведущий.
Ребята, символом удачи и долгой жизни является японский журавлик, выполненный в технике оригами. Позднее этот журавлик ещё стал символом надежды на мир без войны. Мы дарим вам сегодня таких журавликов.
Спасибо всем за участие! Ждём вас на следующий год!
Выставка «Виды корма для птиц»
Экскурсия для учащихся начальной школы
Выставка рисунков «Птицы – наши друзья»