Система работы логопеда. Основные направления деятельности логопеда в дошкольных учреждениях
Цель: упражнять в нормализации темпо - ритмической организации речи.
Задачи:
Образовательные:
- упражнять в умении спокойно дышать;
- закреплять навык правильной речи;
- упражнять в умении отвечать на вопросы;
- пополнять словарный запас;
- упражнять в правильной паузации, темпе и ритме собственной речи;
- упражнять в согласовании числительных и существительных;
- упражнять в согласовании притяжательных прилагательных и существительных;
Развиввающие:
- развивать тактильное восприятие;
- развивать мелкую и общую моторику (соц., ком, здоровье);
- развивать оптико-пространственные представления (соц., ком, здоровье);
- развивать внимание;
- развивать мышление;
- развивать память;
Воспитательные:
- воспитывать активность.
Оборудование: картинки-отгадки, мяч, картинки, с разным количеством предметов, картинки головных уборов, обуви, одежды.
Литература:
Выгодская И. Г. и др. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях: Кн. для логопеда/ И. Г. Выгодская, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенская.-- 2-е изд., перераб 1 . и доп.- М.: Просвещение, 1993.- 223 с: ил.
Ход занятия:
- Организационный момент
Л: Здравствуйте, ребята. Сейчас мы с вами примем позу покоя и немного отдохнём. Наступает «Волшебный сон»!
Напряженье улетело... И расслаблено все тело... Губы чуть приоткрываются... Все чудесно расслабляется... И послушный наш язык быть расслабленным привык!
Чуть громче:
Мы спокойны всегда! (Два раза.)
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо!
Вспоминаем обязательно,
Что учили на занятиях!
Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Ясно, четко говорим,
Потому что не спешим! (Два раза.)
Паузы мы соблюдаем! (Два раза.)
Звук ударный выделяем! (Два раза.)
И легко нам говорить! -
И не хочется спешить!
Так спокойно, так приятно
Говорим - и всем понятно!
Хорошо нам отдыхать... Но пора уже вставать!
Громче:
Веселы, бодры мы снова и к занятиям готовы!
- Основная часть
- Отгадывание загадок
Л: А сейчас послушайте загадки, которые я для вас приготовила:
Дали братьям теплый дом,
Чтобы жили впятером
Брат большой не согласился
И отдельно поселился» (ВАРЕЖКИ)
Сижу верхом,
Не знаю на ком,
Знакомца встречу -
Соскочу, привечу. (РУБАШКИ)
Выше человека,
Ниже курицы. (ШАПКА.)
Д: (Отгадывают загадки.)
Л: Правильно, дети.
2. Сообщение темы
Л: Вы, наверно, догадались, о чём мы с вами будем говорить сегодня на занятии?
Д: Об одежде.
Л: Правильно, ребята. Я вам буду бросать мяч, а вы называйте одежду, которую знаете.
Д: Платье, костюм, брюки, кофта, водолазка, шорты, футболка, майка, сарафан.
- Дыхательные упражнения
Л: А сейчас я предлагаю вспомнить, как мы с вами умеем правильно и хорошо дышать. (Упражнение выполняются стоя. Вдох, выдох с поворотом головы; вдох, выдох с поворотом головы в другую сторону; вдох, выдох, поднимая голову; вдох, выдох, опуская голову. (Повторить 5 - 6раз.)
Д: (Выполняют дыхательные упражнения.)
3. Игра «Разная одежда»
Л: Мы с вами немного отдохнули, а теперь поиграем дальше, скажите, пожалуйста, если мы носим одежду зимой, то она какая?
Д: зимняя.
Л: Правильно, а если осенью?
Д: осенняя.
Л: А ещё какая бывает одежда, которую носят в разное время года?
Д: весенняя одежда и летняя.
Л: Молодцы, правильно.
4. Игра «Назови часть»
Л: Ребята, а какие вы знаете элементы или детали одежды, обуви, головных уборов.
Д: Деталь одежды – карман (воротник, манжет, пуговица, петелька, застёжка, кнопка, пояс, молния, штанина.
Л: Хорошо, много вы знаете деталей одежды.
5. Физминутка
Л: Играем мы с вами, а сейчас давайте немного отдохнём. Встанем в круг.
Поспевайте за мной:
Большие ноги шли по дороге: топ-топ-топ, топ-топ-топ (проговаривается в медленном темпе, растягивая слова),
Маленькие ножки бежали по дорожке: топ-топ-топ, топ-топ-топ (движения соответствуют словам.) Повторение 2 раза.
6. Игра «Посчитай предметы»
Л: А сейчас, я предлагаю выполнить вам задание, я раздам вам картинки, а вы посчитаете, сколько предметов на ней изображено.
Д: Пять шапок, два платья и т.д.
7. Игра «Кулачки»
Л: Я вам предлагаю поиграть в одну интересную игру. Сожмите пальцы в кулачок (показывает, руки лежат на коленях) покрепче. Чтобы косточки побелели. Вот как напряглись кисти рук! Сильное напряжение! Нам неприятно так сидеть. Руки устали. Перестаньте сжимать пальцы, распрямите их. Вот и расслабились руки. Отдыхают. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. (Упражнение выполняется три раза) А теперь слушайте и делайте, как я. Спокойный вдох - выдох, еще раз: вдох - выдох...
Руки на коленях, Кулачки сжаты, Крепко, с напряженьем, Пальчики прижаты.
Большой палец прижимаем к остальным.
Пальчики сильней сжимаем - Отпускаем, разжимаем.
Легко приподнять и уронить расслабленную кисть каждого ребенка.
Знайте, девочки и мальчики: Отдыхают ваши пальчики!
Д: (играют в данную игру.)
8. Игра «Мой, моя, мои»
Л: У меня есть мяч, я хочу с вами поиграть, выходите ко мне и вставайте в круг. Я буду кидать вам мяч называть предмет, а вы будите говорить мой, моя, моё, то, что подходит к этому предмету.
Д: (Выполняют задание.)
III. Итог занятия
Л: Чем мы сегодня с вами занимались? Что вам больше всего понравилось?
Людмила Козинова
Конспект фронтального логопедического занятия «В гостях у Федоры»
Конспект фронтального логопедического занятия
Тема : «В ГОСТЯХ У ФЕДОРЫ » .
По мотивам сказки «Федорино горе » К. И. Чуковского.
(подготовительная группа)
Составила учитель-логопед КОЗИНОВА Л . В.
(г. Санкт-Петербург)
Цель занятия : закрепить знания детей по теме : «посуда» , «продукты» .
Коррекционно-образовательные цели :
Уточнить и активизировать словарный запас по теме «Посуда» .
Совершенствовать грамматический строй речи : закреплять навык правильного образования относительных прилагательных, существительных в Р. п. ед. ч., согласовании числительных с существительными, закреплять навык употребления глаголов в рамках лексической темы, закреплять навык правильного употребления предложно-падежных конструкций .
Закреплять навык фонематического анализа и синтеза (выделение первого, последнего звука в слове, определение количества и места звука в слове, схемы 3,4,5,6-звуковых слов; синтез слов, состоящих из 3,4,5-звуков и букв).
Закреплять навык слогового анализа слов .
Формировать понятие ударный гласный.
Закреплять графический образ букв.
Закреплять навык анализа предложения.
Продолжать работу по совершенствованию связной речи.
Коррекционно–развивающие цели :
Развивать логическое мышление (путем исключения)
Развивать слуховое и зрительное внимание, память.
Развивать восприятие формы, цвета и величины.
Развивать общую моторику (координация речи с движением)
Коррекционно-воспитательные цели :
Формировать навык сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, умение слушать ответы товарищей.
Воспитывать положительные эмоции и радостное настроение у дутей.
Оборудование :
Картинки, предметы, макеты (посуды, продуктов, звуковые схемы, раздаточный материал.
Ход ЗАНЯТИЯ.
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Дети заходят, здороваются.
II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ .
Кто- то плачет там за дверью,
Кто-то что-то потерял.
Ну-ка дети отгадайте
Кто-же, там стучится к нам?
Вносится кукла - «Федора » . Она говорит :
«Убежала от меня посуда,
Было ей у меня худо.
Вы, ребята, помогите мне посуду возвратите!»
Дети, давайте поможем Федоре вернуть посуду . Для этого нам нужно будет выполнить все задания, которые встретятся у нас на пути.
«Мы пойдем болотами, мы пойдем тропинками,
По полям и лесам дремучим, все преграды одолеем
и вернем тебе посуду». Раз, два, три в стане посуды очутись.
III. РАБОТА ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ .
1. Игра «Избушка на полянке» (на полянке стоит избушка, она закрыта на ключ.) давайте подберем к ней ключик.
Ключ не синий, не круглый, не большой…
В доме спрятана посуда, которая убежала от Федоры .
Что это? – Это стакан
Это салатник
Это супница
Это сковорода
Это самовар
Это соусник, сахарница и т. д.
Скажите, какой звук мы слышим во всех словах?
(во всех словах слышится одинаковый звук С- он согласный, глухой, твердый, обозначаем синим кружком).
2. Ига : «Разложи посуду по коробкам» .
Федора запуталась куда ей положить посуду. У нее есть
три коробки. В первую коробку ей нужно положить посуду
в названии которой звук С стоит в начале слова. (например :
самовар, салатник, стакан) схема.
Во вторую коробку положить посуду, в названии которой звук С стоит в середине слова (кастрюля, миска) .
В третью коробку положить посуду, в названии которой
звук С стоит в конце слова (поднос) .
3. Что-то, случилось с посудой, у нее пропали части.
Игра : «Какой части не хватает?»
Самовар без носика.
Сахарница без ручки.
Чайник без крышки и т. д.
4. Игра : «Где части от посуды?»
(Нужно составить предложения с предлогами) .
Носик спрятался к миске и т. д.
5. Динамическая пауза. Речь с движением.
Мыть посуду - не пустяк.
Блюдца мокрые скользят,
Ложки падая, звенят.
Помогая нашей маме,
Мы посуду моем сами.
Сами чашки вытираем,
Сами ставим их на полки,
Сами дружно подбираем
На полу потом… осколки.
Т. Петухова.
6. Игра : «Что за каша?»
На ощупь узнать, какая крупа в горшочке? И сказать какую - кашу можно сварить из этой крупы?
Пшено – пшенная, греча – гречневая, геркулес – геркулесовая
7. «Исправьте предложения» .
Федора запуталась и не знает, как правильно сказать?
Так бывает или нет?
Каша приготовила Машу.
Ватрушка купила старушку.
Миска кушает из киски. И. т. д.
8. Тарелки развалились на части.
Игра : «сложи тарелки» .
(Бумажные тарелки разрезаны на части. На каждой части написан слог. Сложить слово – тарелку из слогов ).
Мис – ка, со – ус, под – нос, са – лат, скал –ка.
9. Фонематический анализ.
Сейчас мы испечем для Федоры волшебный торт .
Многоярусный торт (внизу самое длинное слово, наверху самое короткое. И т. д.)
10. Физкульт. Минутка.
Кто любит шоколад?
Кто любит мармелад?
Кто любит груши?
Кто не моет Уши?
Кто любит пирожное?
Кто любит ириски?
Кто лакает из миски?
Да мы с вами пьем из стаканов.
11. Игра : «Какой сок в стакане?»
(Назвать сок - на стакане нарисованы фрукты.
Ананасовый, абрикосовый, сливовый и т. д.)
12. Что можно делать с посудой?
(покупать, мыть, чистить, вытирать) .
Составить предложения с этими словами.
Мы покупали тарелки в магазине. Анализ предложения.
13. Федора , посмотри, мы тебе помогли разобраться с твоей посудой.
- Федора : «Спасибо вам большое. Теперь я буду ухаживать за посудой, чтобы она от меня больше никогда не убегала. А теперь давайте будем пить чай из этой кастрюли».
- Дети : «это не кастрюля. Это самовар» .
- Федора . - «Расскажите мне про самовар» .
Связная речь.
«Жил-был самовар. Он был пузатый-пузатый. У него были ручки, крышка и носик. В середине у него огонь и вода. Люди любят пить чай из самовара».
- Федора - «Спасибо вам за рассказ. Я для вас припасла сюрприз. То с чем можно пить чай. Как вы думаете что это?»
- Дети : - «Конфеты, сушки» .
Мы тебе Федора отдаем чистую посуду. Береги ее. (Федора задирает посуду ) .
Раз два три ты с Федорой тут простись в детский сад опять вернись. Закройте глаза. И мы очутились в детском саду.
(беседа по итогам занятия ) .
Спасибо за путешествие в сказочную страну.
Публикации по теме:
Конспект фронтального логопедического занятия «Звуки [п]-[п’], [т]-[т’]» ЗВУКИ «П», «Пь», «Т», «Ть». БУКВЫ «П», «Т». ЦЕЛЬ: Закрепить навык четкого произношения звуков «п», «пь», «т», «ть» в слогах, словах, фразах;.
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей с ОНР Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико – грамматических категорий для детей с ОНР в коррекционной группе.
Конспект фронтального логопедического занятия в группе детей с общим недоразвитем речи (ОНР) Тема:«Профессии. Ткач» Коррекционно-образовательные задачи: - продолжать учить детей сравнивать объекты и предметы по соразмерным признакам;.
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе «Воздушные шары» Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе. «Воздушные шары» Цели: Коррекционно-образовательные: Закреплять знания детей.
КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО УСТАНЕНИЮ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ В 4 КЛАССЕ
Тема занятия : Дифференциация женского и среднего рода имени существительного. Согласование местоимений «моя», «моё» с существительными.
Цель : различение категориальных значений рода имён существительных.
Скачать:
Предварительный просмотр:
М.В. Михеева, учитель-логопед
КОУ «Нефтеюганская общеобразовательная школа для обучающихся с ОВЗ» г. Нефтеюганск, ХМАО – Югра
КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО УСТАНЕНИЮ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ В 4 КЛАССЕ
Тема занятия : Дифференциация женского и среднего рода имени существительного. Согласование местоимений «моя», «моё» с существительными.
Цель : различение категориальных значений рода имён существительных.
Образовательная задача : закреплять умение согласовывать местоимения «моя», «моё» с существительными.
Коррекционно – развивающая задача : обогащать словарный запас через узнавание новых слов, развивать и корректировать слуховую память, мышление через упражнения в подборе пар слов, отгадывание загадок, совершенствовать слуховое и зрительное восприятие через упражнение на определенное движение в соответствии с заданным словом.
Воспитательная задача: воспитывать эмоционально-ценностное отношение к родному слову, стремления совершенствовать свою речь; самоконтроль.
Этапы занятия | Виды заданий | Деятельность специалиста | Деятельность ученика | Какие задачи решались в ходе выполнения заданий |
Организационный | И.п. – о.с. 1 – руки за голову, локти развести пошире, голову наклонить назад; 3 – 4 – руки расслабленно вниз, голову наклонить вперед Повторить 4 – 6 раз. Темп медленный. | Проговаривает инструкцию | Выполняют упражнения. | Упражнение для улучшения мозгового кровообращения |
Актуализация знаний, постановка задач занятия | Посмотрите на картинки. Назовите только те, про которые можно сказать она «моя». К какой части речи они относятся? Какого они рода? Назовите окончания? К этим картинкам мы подобрали слово «моя». А какое слово можно подобрать к оставшейся картинке? К какой части речи относится эта картинка? Какого рода? Назовите тему занятия сегодня? | Предлагает назвать картинки и выполнить задание | Называют картинки. Отвечают на вопросы, формулируют тему занятия. | Сформулировать цель занятия. Развитие зрительного восприятия; умения согласовывать местоимения «моя», «моё» с существительными |
Для чего нам нужно изучать эту тему? | Задаёт вопрос | Чтобы уметь различать женский и средний род существительных, правильно писать и читать. | Формирование положительной мотивации и интереса к логопедическим занятиям. |
|
Формирование новых знаний, первичная проверка усвоения | Какая картинка лишняя? Почему? Посмотрите что это? (картинка МАНГО), объяснение значения слова- это тропический фрукт со сладким вкусом, с кожурой в красных, жёлтых и зелёных тонах. Мякоть жёлтого или оранжевого цвета. Растет в Индии, Китае, Тайланде. | Объясняет значение нового слова, задаёт вопросы. | Запоминают слово, отвечают на вопросы. | Обогащение словаря. |
Что же нам помогает определить род существительных? (Посмотреть, на что оканчивается слово и подставить к существительному местоимения-помощники.) На доске появляется таблица – род имен существительных. | Показывает таблицу, задаёт вопросы. | Рассматривают таблицу, приводят свои примеры, отвечают на вопросы. | Развитие мыслительных операций. |
|
Игра «Пары слов». Я буду называть к данным картинкам пару (картинки висят на доске). Ваша задача - запомнить вторые слова из пары. (Морковь-грядка, капуста-пирог, тыква-каша, яблоко-дерево, свёкла-борщ). Проверка: логопед называет первое слово, ученик - второе. Вспомните картинки и определи род данных слов. | Предлагает запомнить картинки и слова, затем проверить правильность выполнения задания. | Запоминают картинки и слова, выполняют задание. | Совершенствование слухового и зрительного восприятия, мышления; развитие навыка определения рода имени существительного |
|
Отгадывание загадок. Запись слов с проговариванием орфограмм. Определение рода имен существительных- ответов на загадки. Носит дом с собой она, В нем живет всегда одна. И идет от цели к цели Потихоньку еле-еле (Ч Е Р Е ПАХА) В этом доме до весны Бурый мишка смотрит сны (Б Е РЛОГА) Колыбель для деточек Из травы и веточек (ГН Е ЗДО) Не вода, не суша - На лодке не уплывешь И ногами не пройдешь (Б О ЛОТ О ) | Загадывает загадки, дает задание. | Отгадывает загадки, пишет и проговаривает чётко орфограммы, подбирая проверочные слова. Определяет род. | Развитие мыслительной деятельности, орфографической зоркости, формирование грамматических категорий рода. |
|
Динамическая пауза | Выполним упражнения для рук «Змейка» (ученик скрещивает руки ладонями друг к другу, пальцы сцепляет в замок и выворачивает руки к себе. Затем он двигает тем пальцем, на который укажет логопед. Палец должен двигаться четко и точно, не допуская синкинезий. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук). Теперь зажмурьте сильно глаза, дотроньтесь до кончика носа пальцем правой руки! Откройте глаза, зажмурьте - дотроньтесь пальцем левой руки. Повторить 5 раз! Игра с движениями . Приседайте, если услышите существительное с.р., прыгайте - если существительное ж.р. Будьте внимательны, может быть ловушка! Логопед называет слова, ученики выполняют движения (колесо, белка, море, лошадь, пальто, муравей, кресло, небо, снег , вода, ромашка). | Даёт словесную инструкцию и показывает образец выполнения упражнений. Называет в достаточно быстром темпе слова. | Выполняют упражнение. Внимательно слушают, выполняют движения. | Развитие межполушарного взаимодействия Снятие напряжения, эмоциональная разгрузка. Повышение работоспособности через использование двигательной активности. |
Закрепление новых знаний, самостоятельная работа. | Работа в карточке с деформированными словосочетаниями. Подобрать к существительному прилагательное и соединить линиями. Запись в тетрадь. Определение рода имен существительных. Придумайте предложение с одним из словосочетаний? Сделайте отстукивание предложений. | Составляют словосочетания, утрированно проговаривают, объясняют орфограммы Составляют и отстукивают предложения, определяют количество слов. | Развитие грамматического строя речи, навыка согласования в роде существительного и прилагательного Развитие самоорганизации, стройного оформления своих записей. |
|
Работа с пословицами на карточке. | Предлагает выполнить задание. Объясняет незнакомые пословицы. | Читают пословицы. Выполняют задание. Объясняют знакомые пословицы. | Развитие мыслительных процессов, расширение словарного запаса. |
|
Рефлексия, оценка деятельности детей. | Что вы можете сказать о занятии: ☺ Сегодня на занятии… ☺ Я не знал(а)… ☺ Теперь я знаю… ☺ Мне было трудно… ☺ Теперь я могу… ☺ Мне было легко, потому что… - Я довольна вашей работой! Теперь подойдите ко мне и получите интересную информацию о вредных свойствах манго, которую вы прочитаете дома или на перемене! На следующем занятии расскажите, что нового вы узнали. | Оценивает деятельность учеников, даёт задание | Отвечают на вопросы, называют задания, при выполнении которых возникали затруднения. | Учить соотносить цель и результат учебной деятельности. Коррекция и развитие учебной мотивации (с учётом индивидуальных возможностей обучающихся), развитие самоконтроля. |
Список литературы
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 335 с.
- Коваленко О.М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы: Учебно-методическое пособие. - М.: Астрель, 2006. - 158 с.
- Свободина Н.Г. Профилактика и коррекция нарушений письма и чтения у детей: Педагогический университет «Первое сентября». – М., 2013.- 72с.
Конспект фронтального занятия "Путешествие Колобка" в старшей логопедической группе.
Конспект логопедического занятия направленного на развитие фонетико-фонематической стороны речи у детей с использованием здоровьесберегающих технологий
Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад №17, г. Каменск-Шахтинский.Описание: Данное занятие проводилось в старшей логопедической группе. При составлении занятия упор делался на лексическую тему "Осень". Данное занятие будет полезно логопедам и воспитателям ДОУ.
Цели и задачи:
Коррекционно-образовательные:
учить детей давать характеристику звукам [у] и [а], подбирать слова на заданный звук.
познакомить детей со звуком [п] и способом его характеристики с опорой на артикуляционные и акустические признаки;
познакомить с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением звука в начале слова;
учить выделять звук в слогах и словах.
Коррекционно-развивающие:
развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;
развивать фонематические процессы;
развивать дыхание и голос;
закреплять понятия: «звук»;
совершенствовать коммуникативные умения и навыки детей;
повышать речевую активность;
развивать мелодико-интонационную и просодическую стороны речи;
развивать психические процессы;
повышать работоспособность и выносливость.
Коррекционно-воспитательная:
воспитывать у детей умение доводить до конца начатое дело, усидчивость и умение обращаться с раздаточным материалом.
Оборудование:
картинки персонажей сказки, листики с картинками, речка, мостик, счетные палочки, картинки для артикуляционной гимнастики, иллюстрация "Буква П", магнитофон, доска.
Ход занятия:
1. Организационный момент.Логопед: Чтобы вежливыми быть, нужно здравствуй говорить,
Всем кого б ни встретил - это знают дети.
Скажешь здравствуй, и в ответ, прозвучит
Дети: Привет-привет!
Логопед:
Давайте поздороваемся с нашими гостями (дети здороваются).
А теперь поздороваемся друг с другом.
Логоритмика «Здравствуйте ладошки» (развитие коммуникативных навыков, инициативности поведения, быстроты реакции).
2. Основная часть.
Педагог: Отгадайте загадку: Перед волком не дрожал,
От медведя убежал
А лисице на зубок
Все ж попался... (колобок)
А давайте придумаем свою сказку про Колобка.
А кто нам в этом поможет? (умная голова)
Тогда давайте сделаем гимнастику для мозга. Она поможет вам стать внимательными, активными, снять напряжение, страх, раздражение и улучшит ваши достижения!
Кинезиологические упражнения.
«Ухо – нос – хлопок» - левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».
«Кулак – ребро – ладонь».
А кто еще нам поможет? (язычок).
Артикуляционная гимнастика.
Дети выполняют упражнения согласно услышанному тексту и увиденной картинке:
«Открываем ротик – дом, кто хозяин в доме том?
В нём хозяин – Язычок, на губу лопаткой лёг («Лопаточка»).
Язычок гулять выходит, домик он кругом обходит (облизать губы по кругу).
Кто же тут, а кто же там? Он глядит по сторонам («Часики»).
Видит: губки очень гибки, ловко тянуться к улыбке («Забор»),
А теперь, наоборот, губки тянуться вперёд («Слоник»).
Язычок стал маляром, аккуратно красит дом («Маляр»).
На качелях оказался, вверх взлетал и вниз спускался («Качели»).
Догадаться кто бы мог? Язычок наш как грибок! («Грибок»)
Язычок гармошкой стал, поиграл и не устал («Гармошка»).
Надоели превращенья: лижет Язычок варенье («Вкусное варенье»).
Любит он покушать сладко, после скачет как лошадка («Лошадка»).
Ну вот теперь вы готовы придумать интересную сказку? Тогда начинаем. Испекла бабка Колобок. А как она его пекла, мы сейчас покажем.
Пальчиковая гимнастика «Испечем колобок» - развитие мелкой моторики.
«Собираем муку по сусекам» – дети широко расставляют пальцы, затем сжимают их в кулак.
«Месим тесто» - дети водят пальцами одной руки по ладони другой по часовой стрелке, затем меняют положение рук.
«Раскатываем тесто» - трут ладошкой о ладошку.
«Лепим Колобка» - кладут ладонь на ладонь – «катают шарик».
Испекла Бабка Колобок. Поставила на окошко остудить. Колобок лежал-лежал. Спрыгнул с окошка и покатился (дети выполняют движение под музыку).
Логоритмика «Погуляем» (развитие коммуникативных навыков,инициативности поведения, быстроты реакции).
А на пути речка. Как нам перебраться на другой берег?
Дети предлагают варианты ответов (переплыть на лодке, на катере, на корабле).
Логопед:
Можно пройти по мосту. Но мостик не простой, этот мостик звуковой. Пройдет тот, кто назовет слова со звуком А или У. Дети называют слова и проходят по мосту.
Переправился через речку, сел на пенёк и запел (дети поют под музыку):
1. Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел.
Вот какой я колобок,
Колобок – румяный бок.
2. Ах, какой хороший я!
Как же я люблю себя!
Крепко обнимаю,
Носиком вдыхаю.
Дыхательное упражнение «Обними плечи» (по А. Н. Стрельниковой).
Дети стоят ровно и прямо, ноги чуть уже. Чем на ширине плеч; руки согнуты в локтях, подняты на уровень груди и разведены в стороны. При этом одна рука должна размещаться чуть ниже.
На счет «раз» обнимаем себя так, чтобы локти сблизились друг над другом в одном месте, руки образуют треугольник – вдох!
Сделав 4 вдоха-движения, надо отдохнуть несколько секунд и снова выполнить это упражнение 4 раза. И так 4 раза по 4 движения-вдоха.
Бежит мимо зайка. Увидел Заяц Колобка и говорит: «Колобок, Колобок – я тебя съем». А Колобок говорит: «Не ешь меня, давай лучше поиграем». Подумал Заяц и согласился.
Игра «Собери листья».
По комнате разбросаны листья, дети под спокойную музыку кружатся как листики. Перестает музыка играть, каждый должен себе взять 1 листик.
С обратной стороны картинка.
Посмотри на картинку и назови слово.
Какой первый звук в этом слове?
Во всех словах нам встретился звук «П». Давайте его еще раз произнесем и понаблюдаем как мы это делаем.
Как выходит воздух легко или встречает преграду?
А что же это за преграда? (губы).
Значит звук «П» будет гласным или согласным? (согласным)
Теперь положите руку на горлышко и произнесите звук «П». Горлышко молчит или дрожит? (молчит)
Значит этот звук глухой.
А на письме этот звук будет обозначаться буквой «П» - показ буквы.
Зайка говорит, что у него есть инструкция как сделать букву «П» из палочек, только вот он ничего не поймет. Давайте ему поможем.
Буква П – дверной проем.
Мы три палочки возьмем.
Две дорожкой ровной сложим.
Третью наверху положим.
Вы догадались как же сделать букву «П» из палочек? Тогда пройдите за столы и сложите эту букву для зайчика.
Заяц благодарит детей и уходит.
Только заяц убежал, бежит на встречу Колобку Волк и говорит: «Колобок, Колобок – я тебя съем». А Колобок говорит: «Не ешь меня, давай я лучше тебе расскажу, что я узнал про звук «П». Волк подумал и согласился.
Удивился Волк знаниям Колобка и говорит: «Ладно, не буду я тебя есть. Но ты должен со мной поиграть».
Игра на развитие фонематического слуха «Хлопай-топай»
Волк благодарит детей и уходит.
Только Волк убежал, идет на встречу Колобку Медведь и говорит: «Колобок, Колобок – я тебя съем». А Колобок говорит: «Не ешь меня, давай я лучше тебе расскажу, что я узнал про звук «П».
Дети повторяют характеристику звука «П» - звук «П» согласный и глухой, обозначается буквой «П».
Удивился Медведь и говорит. Знаешь ты про звук «П», но не все. Этот звук можно еще обозначать синим цветом, потому что он согласный. Не буду тебя есть, если выполнишь мое задание.
Игра «Сколько звуков?»
Логопед произносит слоги АП, УП. Дети называют звуки в слогах, характеризуют их и выкладывают схемы.
Медведь благодарит детей и уходит.
Только Медведь ушел, идёт Лисичка-сетричка. Увидела она Колобка и говорит: «Колобок, Колобок – я тебя съем». А Колобок говорит: «Не ешьте меня, я тебе стишок раскажу»:
Па-па-па – на столе крупа.
Пы-пы-пы – нет крупы.
Оп-оп-оп – все в ладоши хлоп.
Уп-уп-уп – у Вани вкусный суп.
Ип-ип-ип – к нам пришел Филипп.
Уп-уп-уп – мы съели суп.
Послушала лиса стишок и говорит. Ладно не буду тебя есть, только сначала давай поиграем в игру.
Па – па – па, вот идет сюда лиса!
Па – па – па, вот и съем я Колобка!
Пы – пы – пы, а я спрячусь от Лисы!
Па – па – па, не поймаешь Колобка!
Дети, стоя в кругу, припевают слова. В центре круга – Лиса, за кругом Колобок. Пропев все слова дети поднимают высоко вверх сцепленные руки, делая «воротики». А Лиса догоняет Колобка, бегая за ним через круг. По окончании музыки игра прекращается.
Не поймала Лиса Колобка, обиделась и убежала.
Упражнение на расслабление «Колобок отдыхает».
Дети пропевают слова Колобка:
Дети (поют): Я устал, я торопился,
Я чуть-чуть не заблудился.
На полянке полежу,
И на небо погляжу.
На проигрыш дети ложатся на ковер и отдыхают.