Тактико технические характеристики танка panzer iv. Средний танк Т-IV Panzerkampfwagen IV (PzKpfw IV, также Pz
![Тактико технические характеристики танка panzer iv. Средний танк Т-IV Panzerkampfwagen IV (PzKpfw IV, также Pz](https://i2.wp.com/aces.gg/uploads/posts/2015-04/1428318590_pz.kpfw.iv_ausf.h.jpg)
6-04-2015, 15:06
Всем доброго времени суток! С вами команда АCES.GG, и сегодня мы поговорим о немецком среднем танке пятого уровня Pz.Kpfw. IV Ausf. H. Рассмотрим его слабые и сильные стороны, разберем ТТХ, а так же способы и тактики применения в бою этой машины.
Немецкий средний танк пятого уровня Pz.Kpfw. IV Ausf. H можно открыть с помощью среднего танка четвертого уровня Pz.Kpfw. IV Ausf. D за 12 800 опыта, а так же с помощью легкого танка четвертого уровня Pz.38 nА, но уже за 15 000 опыта. Стоить он будет на момент покупки 373 000 кредитов.
Разберем ТТХ Pz.Kpfw. IV ausf. H
Pz. IV H имеет средний показатель очков прочности на своем уровне, который составляет 480. Конечно, это не особо много, но если не терять их понапрасну, то вполне хватает. Динамика у танка приемлемая, особого дискомфорта не доставляет. Свои 40 км/ч танк набирает вполне неплохо. Если говорить о бронировании, то у танка оно не самое лучшее, особенно в корме и по бортам. Но танк вполне может держать удар, при правильном использовании, от машин своего уровня и ниже. Так же машина обладает приемлемым на своем уровне обзором, который составляет 350 метров.
Орудия Pz.Kpfw. IV ausf. H
Теперь поговорим об орудиях, их у танка на выбор три.
Первое это орудие 7,5 cm Kw.K. 40 L/43. Оно дается нам в стоковой комплектации танка на момент покупки. Особых плюсов у данного орудия нет, не считая его скорострельность. Но с ним нам придется играть до тех пор, пока не откроем одно из следующих орудий.
Второе орудие 7,5 cm Kw.K. 40 L/48. Именно его можно считать топовым для этого танка, конечно, если вы не любитель фугасниц. Данное орудие имеет приемлемое бронепробитие для своего уровня. Не лучшую, но все же неплохую точность, а так же хорошую скорострельность. Средний урон за выстрел составляет 110 единиц, это не слишком много, но повторюсь, что для своего уровня это вполне приемлемый показатель.
И третье орудие 10,5 cm Kw.K. L/28. Главным плюсом данного орудия являются его кумулятивные снаряды. Пробитие составляет 104 мм, что воплне хватит для аннигиляции большинства противников, с которыми встретится Pz.Kpfw. IV Ausf. H. Также не стоит забывать и о фугасах, с помощью них мы сможем уничтожать слабобронированные цели с одного выстрела. Не стоит забывать, что у данного орудия очень плохая точность, поэтому желательно всегда сводиться до конца.
Оборудование на Pz.Kpfw. IV ausf. H
Стандарт для меня и стандарт для многих средних танков
орудийный досылатель среднего калибра, улучшенная вентиляция и усиленные приводы наводки.
Умения и навыки экипажа Pz.Kpfw. IV ausf. H
Стандартом и хорошим выбором будет:
Командир - Шестое чувство, Ремонт, Боевое братство.
Наводчик - Ремонт, Плавный поворот башни Боевое братство.
Механик-водитель - Ремонт, Плавный ход, Боевое братство.
Радист - Ремонт, Радиоперехват, Боевое братство.
Заряжающий - Ремонт, Бесконтактная боеукладка, Боевое братство.
Мой выбор:
Выбор снаряжения Pz.Kpfw. IV ausf. H
Здесь еще один стандарт, а именно: малый ремкомплект, малая аптечка и ручной огнетушитель. Советую вам, использовать премиум снаряжение, что довольно дорого, но может значительно увеличить живучесть вашей машины в бою. Так что смело ставьте на свой танк большой ремкомплект, большую аптечку и автоматический огнетушитель. Можно также вместо автоматического огнетушителя поставить шоколадку.
Тактика и стиль игры Pz.Kpfw. IV ausf. H
Тактика игры на Pz. IV H зависит от того с какими уровнями танков вам приходится бороться.
Pz.Kpfw. IV ausf. H в топе
На Pz. IV H в топе лучше всего в начале боя занять хорошую позицию на средней или дальней дистанции, и расстреливать попавших в засвет врагов. Так же можно и принять участие в раше, если такой намечается. Главное при этом стоит учитывать, что рядом с вами должны быть союзники, которые смогут вас прикрывать, а так же укрытия, за которые вы сможете уехать после выстрела, что бы перезарядиться. Благодаря скорострельности орудия 7,5 см можно вполне неплохо наносить урон врагу, а с орудием 10,5 см можно будет уничтожать слабобронированные танки с одного выстрела. Главное при всем при этом стараться не подставляться под выстрелы противника
Pz.Kpfw. IV ausf. H против шестых уровней
В боях против шестых уровней можно так же действовать агрессивно или пассивно. При агрессивном стиле игры можно будет поддержать союзный раш, стреляя по врагам из-за спин союзников, или же просто заняться подсветом танков противника для союзных машин. А при пассивном стиле нужно будет занять место в кустах и настреливать урон по врагам, попавшим в засвет. Самое главное нам нужно будет избегать машин с большим средним уроном за выстрел, таких как КВ-2, КВ-85 со 122 мм орудием и им подобных. Ведь если они нас не убьют с одного выстрела, то сделают калеками до конца боя.
Pz.Kpfw. IV ausf. H против седьмых уровней
Против седьмых уровней на передовой нам делать будет нечего, поэтому лучше всего будет действовать из-за спин союзников на второй или же третьей линии. Так мы сможем наносить урон по врагам, при этом не получая его сами, ведь многие танки седьмого уровня нас будут убивать с одного или двух выстрелов. Ну а если же такой геймплей вам не по душе, то можете попробовать аккуратно поехать вперед навстречу судьбе, которая решит, будете ли вы нагибать или же просто сольетесь. А если серьезно, то на первой лини нам нужно будет действовать крайне аккуратно, ведь в случае чего мы просто напросто превратимся в легкий фраг. Поэтому данная тактика крайне рискованная, но если все делать правильно, то она способна принести свои плоды.
Ну а самое главное в любом бою нужно будет уметь правильно анализировать карту, составы команд, и разъезд ваших союзников. Исходя из анализа, уже стоит выбрать тактику и направление, на котором вы будете действовать. Так же не стоит забывать смотреть на миникарту, что бы в случае чего своевременно переехать на то или иное направление, где будет нужна наша помощь.
Итог
Pz. IV H типичный представитель средних танков на своем уровне, которые вполне хорошо сбалансированы, и доставляют массу приятных впечатлений от игры на них. Танк имеет вполне неплохой потенциал, благодаря которому можно будет влиять на исход боя. Так же Pz. IV H как и многие машины пятого уровня способен вполне неплохо фармить кредиты и приносить своему обладателю кучу удовольствия от игры на нем.
Решение о создании среднего танка с короткоствольной 75-мм пушкой было принято в январе 1934 года. Предпочтение было отдано проекту фирмы «Крупп», и в 1937 - 1938 годах ею было выпущено около 200 машин модификации A, B, C и D.
Эти танки имели боевую массу от 18 до 20 т, броню толщиной до 20 мм, скорость по шоссе не более 40 км/ч и запас хода по шоссе 200 км. В башне устанавливалось 75-мм орудие длиною ствола 23,5 калибра, спаренное с пулемётом.
При нападении на Польшу 1 сентября 1939 года немецкая армия располагала всего 211 танками Т-4. Танк показал себя с хорошей стороны и был утверждён в качестве основного наряду с Т-3. С декабря 1939 года развернулось его массовое производство (в 1940 г. - 280 штук.).
К началу кампании во Франции (10 мая 1940 г.) в немецких танковых дивизиях на Западе было всего 278 танков Т-4. Единственным результатом польской и французской кампаний было увеличение до 50 мм толщины брони лобовой части корпуса, бортовой до 30 и башенной до 50 мм. Масса достигла 22 т (модификация F1, выпускавшаяся в 1941 - 1942 гг.). Была увеличена ширина гусениц с 380 до 400 мм.
Советские танки Т-34 и КВ (см. далее) с первых дней войны продемонстрировали превосходство своего вооружения и бронирования над Т-4. Гитлеровское командование потребовало перевооружить свой танк длинноствольной пушкой. В марте 1942 года он получил 75 мм пушку длиной ствола 43 калибра (машины модификации Т-4F2).
В1942 году выпускались машины модификаций G, с 1943 года - H и с марта 1944года - J. Танки двух последних модификаций имели лобовую броню корпуса 80 мм и вооружались пушками длиной ствола 48 калибров. Масса возросла до 25 т, причём проходимость машин заметно ухудшилась. На модификации J был увеличен запас горючего и возросла до 300 км дальность хода. С 1943 года на танках стали устанавливать 5-мм экраны, защищавшие борта и башню (сбоку и сзади) от артиллерийских снарядов и от пуль противотанковых ружей.
Сварной корпус танка простой конструкции не имел рационального наклона броневых листов. В корпусе было много люков, облегчавших доступ к агрегатам и механизмам, но снижавшим прочность корпуса. Внутренние перегородки разделяли его на три отделения. Спереди в отделении управления находились бортовые передачи, размещались водитель (слева) и стрелок-радист, имевший свои приборы наблюдения. В боевом отделении с башней многогранной формы размещались три члена экипажа: командир, наводчик и заряжающий. Башня имела люки в бортах, что снижало её снарядостойкость. Командирская башенка оборудована пятью смотровыми приборами с броневыми заслонками. Смотровые приборы имелись также по обе стороны маски пушки и в боковых люках башни. Вращение башни осуществлялось электромотором или вручную, вертикальная наводка - вручную. В боекомплект входили осколочно-фугасные и дымовые гранаты, бронебойные, подкалиберные и кумулятивные снаряды. Бронебойный снаряд (масса 6,8 кг, начальная скорость - 790 м/с) пробивал броню толщиной до 95 мм, а подкалиберный (4,1 кг, 990 м/с) - около 110 мм на дальности 1000 м (данные для пушки в 48 калибров).
В моторном отделении в кормовой части корпуса устанавливался 12-цилиндровый карбюраторный двигатель фирмы «Майбах» водяного охлаждения.
Т-4 оказался надёжной и легкоуправляемой машиной (это самый массовый танк вермахта), однако плохая проходимость, слабый бензиновый двигатель (танки горели как спички) и недифференцированная броня являлись недостатками перед советскими танками.
Чем меньше, тем больше — по крайней мере, иногда. Меньший калибр действительно порой может быть эффективнее крупного калибра — даже если на первый взгляд такое утверждение кажется парадоксальным.
На пороге 1942 года немецкие конструкторы бронетанковой техники находились под колоссальным давлением. За последние несколько месяцев они значительно усовершенствовали модификацию имеющихся немецких танков Т-4, доведя толщину нижней лобовой плиты до 50мм, а также оснастив машины дополнительными лобовыми плитами толщиной в 30мм.
В связи с возросшей на 10% массой танка, теперь составлявшей 22,3 тонны, потребовалось увеличить ширину гусеницы с 380 до 400мм. Для этого необходимо было внести изменения в конструкцию направляющих и ведущих колес. В автомобильной промышленности такие усовершенствования любят называть сменой модели — в случае с Т-4, обозначение модификации сменилось с «Е» на «F».
Однако этих усовершенствований было недостаточно для превращения Т-4 в полноценного соперника советского Т-34. Прежде всего, слабым местом этих машин было их вооружение. Наряду с 88-мм зенитным орудием, а также трофейными пушками из запасов Красной армии — 76-мм орудиями, которые немцы называли «рач-бум» — в осенний и летний сезоны свою эффективность доказала только 50-мм противотанковая пушка Pak 38, поскольку осуществляла выстрелы болванками с вольфрамовым сердечником.
Об имеющихся проблемах руководству вермахта было хорошо известно. Еще в конце мая 1941 года, до нападения на Советский Союз, обсуждалось срочное оснащение танка Т-4 пушкой Pak 38, которая должна была заменить короткую 75-мм танковую пушку KwK 37, носившую название «Штуммель» (рус. окурок). Калибр Pak 38 лишь на две трети был больше, чем у KwK 37.
Контекст
Т-34 сокрушил Гитлера?
The National Interest 28.02.2017Ил-2 - русский «летающий танк»
The National Interest 07.02.2017A7V - первый немецкий танк
Die Welt 05.02.2017Из-за длины пушки в 1,8 м снарядам невозможно было придать достаточного ускорения, поскольку их начальная скорость составляла лишь 400-450 м/с. Начальная скорость снарядов Pak 38, несмотря на то, что калибр пушки составлял только 50 мм, достигала более 800 м/с, а позже почти 1200 м/с.
В середине ноября 1941 года должен был быть готов первый прототип танка Т-4, оснащенного пушкой Pak 38. Однако незадолго до того обнаружилось, что предусмотренную модификацию Т-4, считавшуюся временным решением на пути к созданию танка, способного противостоять танку Т-34, невозможно реализовать: Германия располагала недостаточным количеством вольфрама, чтобы начать массовое производство болванок.
14 ноября 1941 года в штаб-квартире фюрера состоялось совещание, стоившее немецким инженерам спокойного Рождества. Потому что Гитлер распорядился о том, чтобы как можно скорее полностью реорганизовать производство бронетанковой техники. Отныне предусматривалось производство лишь четырех типов машин: легких разведывательных танков, средних боевых танков на основе прежних Т-4, новых тяжелых танков, заказанных к производству в конце июня 1941 года танков Т-6 «Тигр», а также дополнительных «тяжелейших» танков.
Спустя четыре дня был отдан приказ о разработке новой 75-мм пушки, ствол которой был удлинен с 1,8 м до 3,2 м и которая должна была послужить заменой «Штуммелю». Начальная скорость снаряда увеличилась с 450 до 900 м/с — этого было достаточно для того, чтобы уничтожить любой Т-34 с расстояния 1000-1500 м, даже используя фугасные снаряды.
Вместе с тем имели место и тактические изменения. До сих пор танки Т-3 составляли основу боевой техники немецких танковых дивизий. Они должны были сражаться с вражескими танками, в то время как более тяжелые танки Т-4 изначально разрабатывались как вспомогательные машины для уничтожения мишеней, с которыми не могли справиться пушки мелкого калибра. Однако еще в сражениях против французских танков выяснилось, что серьезным противником мог стать лишь Т-4.
Каждый немецкий танковый полк номинально располагал 60 танками Т-3 и 48 танками Т-4, а также другими гусеничными машинами более легкой конструкции, часть которых производилась в Чехии. Однако фактически на всем восточном фронте 1 июля 1941 года в распоряжении 19 воевавших танковых дивизий находился лишь 551 танк Т-4. Несмотря на то, что непрерывное снабжение войск бронетехникой в количестве около 40 машин в месяц осуществлялось с заводов в Германии для трех групп армий, участвующих в боевых действиях в Советском Союзе, из-за связанных с войной перебоев в поставках к весне 1942 года количество танков выросло лишь до 552.
Тем не менее по решению Гитлера, танки Т-4, в прошлом являвшиеся вспомогательными машинами, должны были стать основными боевыми машинами танковых дивизий. Это коснулось и последующей модификации немецких боевых машин, на тот момент находившейся на стадии разработки, а именно танка Т-5, известного под названием «Пантера».
Эта модель, разрабатывать которую начали еще в 1937 году, 25 ноября 1941 года была отдана в производство и успела приобрести опыт противостояния танкам Т-34. Это был первый немецкий танк, у которого передние и боковые бронеплиты устанавливались под углом. Однако было ясно, что поставка танков данной модели в более-менее достаточном количестве могла быть реализована не ранее 1943 года.
А тем временем танкам Т-4 приходилось справляться с ролью основных боевых машин. Инженерам компаний, участвовавших в разработке бронетехники, прежде всего, Krupp в городе Эссен и Steyr-Puch в городе Санкт-Фалентин (Нижняя Австрия) к новому году удалось увеличить производство и в то же время переориентировать его на выпуск модели F2, оснащенной удлиненной пушкой Kwk 40, поставляемой на фронт с марта 1942 года. Ранее, в январе 1942 года, выпуск 59 танков Т-4 за месяц впервые превысил установленную норму в 57 танков.
Теперь танки Т-4 в артиллерийском отношении примерно сравнялись с танками Т-34, однако все еще уступали мощным советским машинам в мобильности. Но на тот момент более важное значение имел другой имеющийся недостаток — количество выпущенных машин. За весь 1942 год было произведено 964 танка Т-4, а удлиненной пушкой была оснащена лишь половина из них, в то время как Т-34 произвели в количестве более 12 тысяч машин. И здесь даже новые пушки ничего не могли изменить.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Не высокого мнения о боевых качествах Pz.lV придерживались тогда и сами немцы. Вот что пишет по этому поводу в своих воспоминаниях генерал-майор фон Меллентин (в 1941 году в звании майора он служил в штабе Роммеля): "Танк T-IV завоевал у англичан репутацию грозного противника главным образом потому, что был вооружен 75-мм пушкой. Однако эта пушка имела низкую начальную скорость снаряда и слабую пробивную способность, и, хотя мы и использовали T-IV в танковых боях, они приносили гораздо большую пользу как средство огневой поддержки пехоты". Более существенную роль на всех театрах военных действий Pz.lV стал играть только после приобретения "длинной руки" - 75-мм пушки KwK 40 (серия F2). На Восточном фронте Pz.lV Ausf.F2 также появились летом 1942 года и приняли участие в наступлении на Сталинград и Северный Кавказ. После прекращения в 1943 году производства Pz.lll "четверка" постепенно становится основным немецким танком на всех театрах боевых действий. Впрочем, в связи с началом выпуска "Пантеры" планировалось прекратить производство и Pz.lV, однако, благодаря жесткой позиции генерального инспектора панцерваффе генерала Г.Гудериана, этого не произошло. Дальнейшие события показали, что он был прав..
Резко возросли боевые характеристики Pz.IV после установки длинноствольного орудия. Не уступая танкам противника по всем прочим параметрам, "четверка" оказалась способной поражать советские и американские танки вне пределов досягаемости их пушек. Об английских машинах речь не идет - четыре года войны англичане топтались на месте. Вплоть до конца 1943 года боевые характеристики Т-34 оставались практически неизмененными, Pz.IV занял первое место среди средних танков. С 1942 года тактико-технические характеристики Pz.IV не менялись (за исключением толщины брони) и в течение двух лет войны оставались ни кем не превзойденными! Лишь в 1944 году, установив на "Шерман" 76-мм длинноствольную пушку, американцы догнали Pz.IV, а мы, запустив в серию Т-34-85, перегнали. Для достойного ответа у немцев уже не оставалось ни времени, ни возможностей.Сопоставляя характеристики танков ВОВ, можно сделать вывод, что немцы раньше других стали рассматривать танк как основное и наиболее эффективное противотанковое средство, а это - главная тенденция послевоенного танкостроения.
В целом можно утверждать, что из всех немецких танков периода Второй мировой войны Pz.IV был наиболее сбалансированным и универсальным. В этой машине различные характеристики гармонично сочетались и дополняли друг друга. У "Тигра" и "Пантеры", например, имел место явный перекос в сторону защищенности, что привело к их перетяжелению и ухудшению динамических характеристик. Pz.III при многих прочих равных характеристиках с Pz.IV не дотягивал до него по вооружению и, не имея резервов для модернизации, сошел со сцены.Pz.IV с аналогичной Pz.III, но чуть более продуманной компоновкой, такими резервами обладал в полной мере. Это единственный танк военных лет с пушкой калибра 75 мм, у которого основное вооружение было существенно усилено без смены башни. У Т-34-85 и "Шермана" башню пришлось менять, и, по большому счету, это были почти новые машины. Англичане шли своим путем и, словно модница наряды, меняли не башни, а танки! Но появившийся в 1944 году "Кромвель" так и не дотянул до "четверки", как, впрочем, и "Комета", выпущенная в 1945-м. Обойти немецкий танк, созданный в 1937 году, смог только послевоенный "Центурион".
Из сказанного, конечно же, не следует, что Pz.IV был идеальным танком. Скажем, он имел недостаточную мощность двигателя и довольно жесткую и несовременную подвеску, что отрицательно сказывалось на его маневренных характеристиках. В некоторой степени компенсировать последнее помогало наименьшее среди всех средних танков отношение L/B-1,43. Нельзя отнести к удачному ходу немецких конструкторов оснащение Pz.lV (как, впрочем, и других танков) противокумулятивными экранами. В массовом порядке кумулятивные боеприпасы применялись редко, экраны же увеличили габариты машины, затрудняя движение в узких проходах, перекрывали большинство приборов наблюдения, затрудняли посадку и высадку экипажа. Впрочем, еще более бессмысленным и довольно дорогостоящим мероприятием была обмазка танков циммеритом (противомагнитная окраска, от магнитных мин). Но, пожалуй, самая большая ошибка немцев заключалась в попытке перехода на новый тип среднего танка - "Пантеру". В качестве последнего она не состоялась, составив компанию "Тигру" в классе тяжелых машин, но сыграла в судьбе Pz.lV роковую роль. Сосредоточив в 1942 году все усилия на создании новых танков, немцы перестали заниматься серьезной модернизацией старых. Попробуем представить себе, что было бы, если бы не "Пантера"? Хорошо известен проект установки на Pz.lV башни "Пантеры", причем как стандартной, так и "тесной" (Schmall-turm). Проект вполне реальный по габаритам - диаметр башенного погона в свету у "Пантеры" 1650 мм, у Pz.lV-1600 мм. Башня вставала без расширения подбашенной коробки. Несколько хуже обстояло дело с весовыми характеристиками - из-за большого вылета ствола орудия центр тяжести смещался вперед и нагрузка на передние опорные катки возрастала на 1,5 т. Однако ее можно было компенсировать усилением их подвески. Кроме того, надо учитывать, что пушка KwK 42 создавалась для "Пантеры", а не для Pz.IV. Для "четверки" можно было ограничиться орудием с меньшими массо-габаритными данными, с длиной ствола, скажем, не 70, а 55 или 60 калибров. Такое орудие если и потребовало бы замены башни, то все равно позволило бы обойтись более легкой конструкцией, чем "пантеровская". Неизбежно возраставший (кстати, и без подобного гипотетического перевооружения) вес танка требовал замены Двигателя. Для сравнения: габариты двигателя HL 120TKRM, устанавливавшегося на Pz.IV, составляли 1220х680х830 мм, а "пантеровского" HL 230Р30 - 1280х960х1090 мм. Почти одинаковыми были у этих двух танков и габариты моторных отделений в свету. У "Пантеры" оно было на 480 мм длиннее, главным образом, за счет наклона кормового листа корпуса. Следовательно, оснащение Pz.lV двигателем большей мощности не являлось неразрешимой конструкторской задачей. Результаты такого, конечно, далеко не полного, перечня возможных модернизационных мероприятий были бы весьма печальными, поскольку свели бы на нет работу по созданию Т-34-85 у нас и "Шермана" с 76-мм пушкой у американцев. В 1943-1945 годах промышленность третьего рейха изготовила около 6 тысяч "пантер" и без малого 7 тысяч Pz.IV. Если учесть, что трудоемкость изготовления "Пантеры" была почти вдвое больше, чем у Pz.lV, то можно предположить, что за это же время немецкие заводы могли бы выпустить дополнительно 10-12 тысяч модернизированных "четверок", которые доставили бы солдатам антигитлеровской коалиции гораздо больше неприятностей, чем "пантеры".
». Тяжелый, обладавший мощной броней и убийственной 88-мм пушкой, этот танк отличался совершенной, поистине готической красотой. Однако самую важную роль в истории Второй мировой сыграла совсем другая машина - Panzerkampfwagen IV (или PzKpfw IV, а также Pz.IV). В отечественной историографии его обычно называют T IV.
Panzerkampfwagen IV – это самый массовый немецкий танк Второй мировой войны. Боевой путь этой машины начался в 1938 году в Чехословакии, затем была Польша, Франция, Балканы и Скандинавия. В 1941 году именно танк PzKpfw IV был единственным достойным противником советских Т-34 и КВ. Парадокс: хотя, по основным характеристикам T IV значительно уступал «Тигру», но именно эту машину можно назвать символом блицкрига, с ней связаны основные победы немецкого оружия.
Биографии этой машины можно только позавидовать: этот танк сражался в африканских песках, в снегах Сталинграда, готовился к высадке в Англию. Активная разработка среднего танка T IV началась сразу после прихода к власти гитлеровцев, а свой последний бой T IV принял в 1967 году в составе армии Сирии, отражая атаки израильских танков на Голландских высотах.
Немного истории
После окончания Первой мировой войны союзники сделали все возможное, чтобы Германия больше никогда не стала могущественной военной державой. Ей запрещалось не только иметь танки, но даже заниматься работами в этой области.
Однако эти ограничения не могли воспрепятствовать германским военным работать над теоретическими аспектами применения бронетанковых войск. Концепция блицкрига, разработанная Альфредом фон Шлиффеном еще в начале XX века, была доработана и дополнена целым рядом талантливых немецких офицеров. Танки не только нашли в ней свое место, они стали одним из основных ее элементов.
Несмотря на ограничения, наложенные на Германию Версальским договором, практические работы над созданием новых моделей танков продолжались. Также шли работы над организационной структурой танковых подразделений. Все это проходило в обстановке строгой секретности. После прихода к власти националистов Германия отбросила запреты и в ускоренном порядке начала создавать новую армию.
Первыми немецкими танками, запущенными в серийное производство, стали легкие машины Pz.Kpfw.I и Pz.Kpfw.II. «Единичка», по сути, являлась учебной машиной, а Pz.Kpfw.II предназначался для ведения разведки и был вооружен 20-мм пушкой. Pz.Kpfw.III уже считался средним танком, он был вооружен 37-мм орудием и тремя пулеметами.
Решение о разработке нового танка (Panzerkampfwagen IV), вооруженного короткоствольной 75-мм пушкой, было принято в 1934 году. Основной задачей машины должна была стать непосредственная поддержка пехотных подразделений, этот танк должен был подавлять огневые точки противника (прежде всего противотанковую артиллерию). По своей конструкции и компоновке новая машина во многом повторяла Pz.Kpfw.III.
В январе 1934 года техническое задание на разработку танка получили сразу три компании: AG Krupp, MAN и Рейнметалл. В тот момент Германия еще старалась не афишировать работы над видами вооружения, запрещенными Версальскими соглашениями. Поэтому машине было присвоено название Bataillonsführerwagen или B.W., что переводится как «машина командира батальона».
Лучшим был признан проект, разработанный компанией AG Krupp, — VK 2001(K). Военных не устраивала его рессорная подвеска, они требовали заменить ее более продвинутой – торсионной, которая обеспечивает танку более плавный ход. Однако конструкторам удалось настоять на своем. Германская армия остро нуждалась в танке, а на разработку новой ходовой могло уйти много времени, то подвеску решено было оставить прежней, только серьезно ее доработать.
Производство танка и его модификации
В 1936 году началось серийное производство новых машин. Первой модификацией танка стала модель Panzerkampfwagen IV Ausf. A. Первые образцы этого танка имели противопульное бронирование (15-20 мм) и слабую защиту приборов наблюдение. Модификацию Panzerkampfwagen IV Ausf. A можно назвать предсерийной. После выпуска нескольких десятков танков PzKpfw IV Ausf. A, AG Krupp сразу получила заказ на производство улучшенной модели Panzerkampfwagen IV Ausf. В.
Модель В имела корпус другой формы, у нее отсутствовал курсовой пулемет, были улучшены смотровые приборы (особенно командирской башенки). Лобовое бронирование танка было усилено до 30 мм. PzKpfw IV Ausf. В получил более мощный двигатель, новую коробку передач, сократился его боекомплект. Масса танка увеличилась до 17,7 тонны, при этом его скорость благодаря новой силовой установке возросла до 40 км/ч. Всего с конвейера сошло 42 танка Ausf. В.
Первой модификацией T IV, которую можно назвать по-настоящему массовой, стала Panzerkampfwagen IV Ausf. С. Она появилась в 1938 году. Внешне эта машина слабо отличалась от предыдущей модели, на нее был установлен новый двигатель, были произведены еще некоторые незначительные изменения. Всего было изготовлено около 140 единиц Ausf. С.
В 1939 году начался выпуск следующей модели танка: Pz.Kpfw.IV Ausf. D. Ее основным отличием стало появление внешней маски башни. В этой модификации была увеличена толщина бортовой брони (20 мм), также были внесено еще несколько усовершенствований. Panzerkampfwagen IV Ausf. D – это последняя модель танка мирного времени, до начала войны немцы успели сделать 45 танков Ausf.D.
К 1 сентября 1939 года немецкая армия обладала 211 единицами танка Т-IV различных модификаций. Эти машины хорошо показали себя во время польской кампании и стали основными танками германской армии. Боевой опыт показал, что слабым местом Т-IV являлась его бронезащита. Польские противотанковые орудия с легкостью пробивали как броню легких танков, так и более тяжелых «четверок».
Учитывая опыт, полученный в первые годы войны, была разработана новая модификация машины - Panzerkampfwagen IV Ausf. Е. На этой модели лобовая броня была усилена навесными плитами толщиной 30 мм, а бортовой – 20 мм. Танк получил командирскую башенку новой конструкции, была изменена форма башни. Незначительные изменения внесли в ходовую часть танка, была улучшена конструкция люков и смотровых приборов. Масса машины увеличилась до 21 тонны.
Установка навесных броневых экранов была нерациональной и могла рассматриваться только в качестве вынужденной меры и способа улучшения защиты первых моделей Т-IV. Поэтому создание новой модификации, в конструкции которой учитывались бы все замечания, было только вопросом времени.
В 1941 году началось производство модели Panzerkampfwagen IV Ausf.F, в которых навесные экраны были заменены интегральной броней. Толщина лобовой брони составляла 50 мм, а бортов – 30 мм. В результате этих изменений масса машины увеличилась до 22,3 тонны, что привело к значительному повышению удельной нагрузки на грунт.
Чтобы устранить эту проблему, конструкторам пришлось увеличить ширину гусениц и внести изменения в ходовую часть танка.
Изначально Т-IV не был приспособлен для уничтожения бронетехники противника, «четверка» считалась танком огневой поддержки пехоты. Хотя, в боекомплект танка входили бронебойные снаряды, что позволяло ему бороться с бронетехникой противника, оснащенной противопульной броней.
Однако первые встречи немецких танков с Т-34 и КВ, обладавших мощной противоснарядной броней, повергли германских танкистов в шок. «Четверка» оказалась абсолютно не эффективной против советских бронированных исполинов. Первым тревожным звоночком, который показал бесполезность использования Т-IV против мощных тяжелых танков, стали боевые столкновения с английским танком «Матильда» в 1940-41 гг.
Уже тогда стало понятно, что на PzKpfw IV следует устанавливать другое орудие, которое больше бы подходило для уничтожения танков.
Сначала родилась идея установить на Т-IV 50-мм орудие с длиной 42 калибра, но опыт первых боев на Восточном фронте показал, что эта пушка значительно проигрывает советской 76-мм, которая была установлена на КВ и Т-34. Тотальное превосходство советской бронетехники над танками вермахта стало весьма неприятным открытием для немецких солдат и офицеров.
Уже в ноябре 1941 года начались работы над созданием новой 75-мм пушки для Т-IV. Машины с новым орудием получили аббревиатуру Panzerkampfwagen IV Ausf.F2. Однако броневая защита этих машин все еще уступала советским танкам.
Именно эту проблему хотели решить немецкие конструкторы, разработав в конце 1942 года новую модификацию танка: Pz.Kpfw.IV Ausf.G. В лобовой части это танка были установлены дополнительные броневые экраны толщиной 30 мм. На части этих машин была установлена 75-мм пушка с длиной 48 калибров.
Самой массовой моделью Т- IV стала Ausf.H, впервые она сошла с конвейера весной 1943 года. Эта модификация практически ничем не отличалась от Pz.Kpfw.IV Ausf.G. На ней была установлена новая трансмиссия и утолщена крыша башни.
Описание конструкции Pz.VI
Танк Т-IV выполнен по классической схеме, с размещением силовой установки в задней части корпуса, а отделения управления – в передней.
Корпус танка – сварной, наклон бронелистов менее рационален, чем у Т-34, но зато он обеспечивает большее внутреннее пространство машины. Танк имел три отделения, разделенных переборками: отсек управления, боевое и силовое отделение.
В отделении управления располагалось место механика-водителя и стрелка-радиста. Также в нем была расположена трансмиссия, приборы и органы управления, рация и курсовой пулемет (не на всех моделях).
В боевом отделении, расположенном в центре танка, находились три члена экипажа: командир, наводчик и заряжающий. В башне были установлены пушка и пулемет, приборы наблюдения и прицеливания, а также боекомплект. Командирская башенка обеспечивала прекрасную обзорность для экипажа. Башня поворачивалась электрическим приводом. Наводчик располагал телескопическим прицелом.
В корме танка находилась силовая установка. На Т-IV устанавливался 12-цилиндровый карбюраторный двигатель водяного охлаждения разных моделей, разработанный компанией «Майбах».
«Четверка» имела большое количество люков, что облегчало жизнь экипажу и техническому персоналу, но снижало защищенность машины.
Подвеска – рессорная, ходовая часть состояла из 8 обрезиненных опорных катков и 4 поддерживающих катков и ведущего колеса.
Боевое применение
Первой серьезной кампанией, в которой принял участие Pz.IV, стала война против Польши. Ранние модификации танка имели слабое бронирование и становились легкой добычей польских артиллеристов. Во время этого конфликта немцы потеряли 76 единиц Pz.IV, 19 из которых – безвозвратно.
В боевых действиях против Франции противниками «четверок» были не только противотанковые орудия, но и танки. Достойно показали себя французские Somua S35 и английские «Матильды».
В немецкой армии танковая классификация происходила на основе калибра орудия, поэтому Pz.IV считался тяжелым танком. Однако с началом войны на Восточном фронте немцы увидели, что такое настоящий тяжелый танк. СССР имел подавляющее преимущество и в количестве боевых машин: в начале войны в западных округах находилось более 500 танков КВ. Короткоствольная пушка Pz.IV не могла причинить этим исполинам никакого вреда даже на ближних дистанциях.
Надо отметить, что германское командование очень быстро сделало выводы и начало модификацию «четверок». Уже в начале 1942 года на Восточном фронте начали появляться модификации Pz.IV с длинным орудием. Также была увеличена броневая защита машины. Все это дало возможность немецким танкистам бороться с Т-34 и КВ на равных. Учитывая лучшую эргономику немецких машин, отличные прицельные приспособления, Pz.IV стал весьма опасным соперником.
После установки на Т-IV длинноствольного орудия (48 калибров) ее боевые характеристики возросли еще больше. После этого немецкий танк мог поражать как советские, так и американские машины, не входя в зону досягаемости их орудий.
Следует отметить быстроту, с которой в конструкцию Pz.IV вносились изменения. Если брать советскую «тридцатьчетверку », то многие ее недостатки было вскрыты еще на этапе заводских испытаний. Для руководства СССР понадобилось несколько лет войны и огромные потери, чтобы приступить к модернизации Т-34.
Немецкий танк Т-IV можно назвать весьма сбалансированной и универсальной машиной. У более поздних тяжелых немецких машин наблюдается явный перекос в сторону защищенности. «Четверку» можно назвать уникальной машиной с точки зрения резерва для модернизации, заложенного в ней.
Нельзя сказать, что Pz.IV был идеальным танком. У него были недостатки, главными из которых можно назвать недостаточную мощность двигателя и устаревшую подвеску. Силовая установка явно не соответствовала массе поздних моделей. Использование жесткой рессорной подвески уменьшало маневренность машины и ее проходимость. Установка длинной пушки значительно увеличивала боевые характеристики танка, но она создавала дополнительную нагрузку на передние катки танка, что привело к его значительному раскачиванию машины.
Не слишком удачным решением стало и оснащение Pz.IV противокумулятивными экранами. Кумулятивные боеприпасы применялись редко, экраны только увеличивали массу машины, ее габариты и ухудшали обзор экипажу. Также весьма дорогостоящей идеей была окраска танков циммеритом – специальной противомагнитной краской против магнитных мин.
Однако самым большим просчетом немецкого руководства многие историки считают начало производства тяжелых танков «Пантера » и «Тигр». Практически всю войну Германия была ограничена в ресурсах. «Тигр» был действительно отличным танком: мощным, удобным, обладающим смертоносным орудием. Но и очень дорогим. Кроме того, и «Тигр», и «Пантера» так и смогли до конца войны избавиться от многих «детских» болезней, которые присущи любой новой технике.
Существует мнение, что если бы ресурсы, потраченные на производство «Пантер», были использованы для выпуска дополнительных «четверок», то это создало странам антигитлеровской коалиции гораздо больше проблем.
Технические характеристики
Видео о танке Panzerkampfwagen IV
Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них