Танк панцирь 2. Вполне даже ничешный легкий танк (8 фото)
Случаи, когда более совершенный танк, принятый на вооружение, заменяли уступающей ему по характеристикам модификацией, крайне редки. В советском танкостроении таким примером стал КВ-1с, во многом оказавшийся вынужденной мерой. Менее тяжёлая, чем КВ-1, эта машина имела и менее толстую броню, но за счёт снижения массы и более совершенной коробки передач выросли её надёжность и подвижность. При этом сам танк подвергся массе переделок и улучшений.
В случае с немцами наиболее ярким примером такого парадоксального перевооружения стал Pz . Kpfw . II Ausf . F . Здесь речь шла о фактическом возвращении, с небольшими доработками, к менее совершенной модификации «двойки» (Ausf . C ), чем уже принятая на вооружение (Ausf . D).
Обратно к рессорам
Вопрос о том, что шасси La.S.100 далеко от совершенства, в 6-м отделе Департамента вооружений был поднят ещё в январе 1937 года. Несмотря на то что фирма MAN работала над модернизированной версией машины с новой ходовой частью, Генрих Книмкамп настоял на начале работ над совершенно иным шасси. Оно должно было иметь торсионную подвеску и несколько иную компоновку агрегатов. Шасси получило обозначение La.S.138, его перспективы оценивали очень высоко. В переписке работники 6-го отдела Департамента вооружений La.S. называли лишённым будущего и с нетерпением ждали запуска новой версии Pz.Kpfw.II.
На деле ситуация оказалась совсем не такой радужной, какой она виделась немецким инженерам. Для начала, работы по La.S.138 затянулись. Кроме того, 18 июня 1938 года, в самый разгар работ по подготовке машины к производству, Управление вооружений (Waffenamt) санкционировало разработку танка под кодовым названием VK 9.01. Подобное решение однозначно можно считать признаком того, что над La.S.138 нависла угроза.
Новая командирская башенка стала одним из нововведений Pz.Kpfw.II Ausf.F. Она перекочевала с модернизации Pz.Kpfw.II Ausf.c-C
Да и сам танк, получивший обозначение Pz.Kpfw.II Ausf.D , оказался не таким идеальным, каким он казался своим создателям. Выяснилось, что одновременно с переходом на торсионную подвеску боевая масса машины выросла на две тонны. Безусловно, в этом была виновата далеко не одна подвеска. Конструкторы усилили бронирование лобовой части корпуса и подбашенной коробки, а размещение внутренних узлов и агрегатов несколько изменили. Тем не менее подобный рост массы совсем не обрадовал 6-й отдел Департамента вооружений.
Наконец, вскоре нанёс ответный удар и условно отправленный на покой La.S.100. Созданные на этой платформе Pz.Kpfw.II Ausf.c и последовавшие за ним Pz.Kpfw.II Ausf.A-C оказались гораздо более удачными машинами с точки зрения надёжности подвески. Оказалось, что на рессоры конструкторы махнули рукой совершенно напрасно. В результате 43 Pz.Kpfw.II Ausf.D, изготовленные с октября 1938 по апрель 1939 года, просто затерялись в куда большем объёме изготовленных за тот же период Pz.Kpfw.II Ausf.C. Что же касается Pz.Kpfw.II Ausf.E, то семь выпущенных в этой модификации шасси так и не стали «обычными» танками и использовались как база при постройке огнемётных машин.
С Pz.Kpfw.II Ausf.D на новую машину перекочевал смотровой прибор механика-водителя
На этом фоне нет ничего удивительного, что уже в начале 1939 года отдел заказов танков и гусеничных машин (Wa J Rü-WuG 6) запланировал выпуск новой серии танков - 9.Serie/La.S.100. Согласно первоначальному плану, первые пять танков 9-й серии предполагалось получить в мае 1940 года, окончание выпуска партии из 404 9.Serie/La.S.100 ожидалось в декабре того же года. Это означало, что выпуск «плохого» танка продолжится.
На второстепенных производственных базах
Весна и лето 1939 года стали временем серьёзных перемен в немецкой танкостроительной программе. Фирма MAN, разработчик и главная производственная площадка для Pz.Kpfw.II, как и ряд других предприятий, переходила на выпуск Pz.Kpfw.III. По этой причине объёмы производства Pz.Kpfw.II стремительно снижались. С 81 танка в марте 1939 года в мае они упали до 14 машин, а в дальнейшем ежемесячный выпуск ни разу не превысил цифру в 10 танков.
Данный экземпляр предназначался для боевых действий в Африке. Передние брызговики достаточно быстро «уходили»
Летом 1939 года единственной производственной площадкой для этого танка остался завод FAMO (Fahrzeug-und Motoren-Werke GmbH) в Бреслау (ныне польский Вроцлав). Как раз в 1939 году на FAMO начали выпускать 18-тонный полугусеничный тягач Sd.Kfz.9. Освоение этой весьма непростой по конструкции машины значительно повлияло на сроки запуска в серию Pz.Kpfw.II Ausf.C.
Заказ был небольшой (35 танков), но производственные проблемы привели к тому, что в июле FAMO удалось сдать всего два танка. В августе их число выросло до пяти, столько же сдали в сентябре. Но после октябрьского роста (восемь танков) в ноябре сдать удалось всего две машины. Далее последовала долгая пауза, лишь в апреле 1940 года удалось выпустить последние девять танков.
Связана такая картина была с высокими потерями Pz.Kpfw.II в польской кампании. При безвозвратных потерях в 83 танка повреждённых машин оказалось куда больше. Для их ремонта потребовалось использовать запчасти, которые предназначались в том числе и для сборки танков на FAMO.
Фальшивый смотровой прибор, установленный справа от настоящего, был визитной карточкой этой модификации танка
По состоянию на 11 ноября 1939 года в качестве сборщиков новой 9.Serie/La.S.100 предполагалось использовать мощности FAMO и Alkett. Датой начала выпуска Управление вооружений (Waffenamt) продолжало считать май 1940 года, но здесь в планы военных уже начали вмешиваться новые факторы. Польская кампания показала, что броню Pz.Kpf.II необходимо усиливать. На Pz.Kpfw.II Ausf.c-C вопрос решили установкой экранировки, на новых же танках лобовую броню корпуса и башни усилили с самого начала до 30 мм. Это потребовало переделки чертежей корпуса и башни, и по состоянию на 24 января 1940 года чертежи были ещё в работе.
Ещё одно изменение в конструкцию было добавлено 7 марта 1940 года. Вместо двустворчатого люка командир получил башенку со смотровыми приборами, что заметно улучшило ему обзор. При этом нововведение вновь сдвигало сроки начала выпуска 9.Serie/La.S.100. Отдел заказов танков и гусеничных машин перенёс начало выпуска на июнь 1940 года. Впрочем, позже выяснилось, что там работали большие оптимисты.
Кампания мая - июня 1940 года обошлась немецким танковым силам в 240 Pz.Kpfw.II. Снова набралось большое количество повреждённых машин. Дополнительным тормозящим выпуск фактором было то, что теперь FAMO и Alkett оказались также задействованы в выпуске Pz.Kpw.III. Вскоре завод Alkett получил первый заказ и на выпуск САУ StuG III . Становилось всё более очевидно, что в Шпандау 9.Serie/La.S.100 выпускать не будут. Окончательное решение по этому вопросу было принято 19 сентября 1940 года. Контракт полностью перешёл к FAMO, но и там к его выполнению оказались не готовы. Требовалась ещё одна площадка для выпуска многострадальных лёгких танков. И нашлась она отнюдь не на территории Германии.
Этот танк был потерян в ходе боёв в Африке. Новый глушитель и приборы дымопуска, прикрытые бронированным кожухом, позволяют легко отличить Pz
.
Kpfw
.
II
Ausf
.
F
от машин более ранних версий
По итогам польской кампании в распоряжении немцев оказались польские предприятия. В их числе был завод Ursus, входивший в состав PZInż (Państwowe Zakłady Inżynierii). Выпускавшиеся PZInż танки и бронемашины оказались немцам малоинтересными с точки зрения продолжения их производства. Ursus стал частью FAMO, сменив название на Famo-Warschau. Вместе с тем нередко завод в переписке по-прежнему обозначался как Ursus. Именно здесь и было решено создать дополнительную площадку по производству танков. Так Ursus стал единственным заводом на территориях, захваченных немцами в годы Второй мировой войны, который выпускал немецкие танки и САУ.
Этот танк был выпущен заводом Ursus летом 1941 года. Он входил в состав 31-го танкового полка 5-й танковой дивизии
Первые 10 танков 9-й серии на польском заводе планировалось выпустить во всё том же сентябре 1940 года, к июлю 1941 года собирались выйти на уровень 40 машин в месяц. Эти планы также оказались далёкими от реальной картины. 1 октября 1940 года их скорректировали до выпуска первых трёх машин в декабре 1940 года, но и это оказалось несбыточной мечтой. В декабре планы выглядели так: выпуск семи танков в январе 1941 года, следующие десять - в феврале. 1 марта, понимая, что так больше продолжаться не может, к помощи в освоении производства подключили Alkett. Совместными усилиями Alkett и Ursus в марте 1941 года удалось наконец сдать семь танков. Что же касается завода FAMO, то первые танки 9-й серии покинули Бреслау только в августе 1941 года.
Временщик-долгожитель
К началу 1941 года танк модификации 9.Serie/La.S.100, в серии получивший обозначение Pz.Kpfw.II Ausf.F, находился в довольно щекотливой ситуации. В июне 1940 года 6-й отдел Департамента вооружений инициировал работу по созданию VK 9.03, лёгкого танка 10-тонного класса. Разрабатывали машину конструкторы MAN, при этом активное участие в работах принимал и Генрих Книпкамп. При схожем с Pz.Kpfw.II Ausf.F вооружении и бронировании машина должна была стать намного быстрее. 9.Serie/La.S.100 предполагалось сделать временной заменой для этого перспективного лёгкого танка.
Слабое бронирование заставляло танкистов экспериментировать. В данном случае как дополнительная броня использовались траки
За два года, что прошли с момента принятия решения о запуске производства Pz.Kpfw.II Ausf.F, машина изменилась мало. Технически новый танк повторял Pz.Kpfw.II Ausf.C. Основные изменения претерпели корпус и башня. От сложной лобовой детали корпуса было решено отказаться. Вместо неё сделали гораздо более простую конструкцию, повторявшую по форме дополнительную броню, установленную на Pz.Kpfw.II Ausf.c-C.
Новую модификацию можно легко отличить по форме лобовой части подбашенной коробки. От скоса в правой части конструкторы отказались, а механик-водитель получил смотровой прибор, аналогичный тому, что ставился на Pz.Kpfw.II Ausf.D и Pz.Kpfw.III Ausf.E. Справа от него поставили макет смотрового прибора, выполненный из алюминия. По задумке авторов, это должно было сбить вражеских солдат с толку.
Немного изменилась форма левой части надмоторной плиты, но куда более заметным стало изменение глушителя. Для того чтобы разместить на кормовой плите блок приборов дымопуска, глушитель пришлось сделать заметно короче. Минимальные изменения претерпела и башня, почти не отличаясь от модернизации Pz.Kpfw.II Ausf.C. Одним словом, если бы не производственные проблемы, каких-то препятствий для быстрого перехода на Pz.Kpfw.II Ausf.C не имелось.
Этот же танк с другого борта
Первые переделки конструкции нового танка начались ещё до того, как его запустили в серийное производство. Связаны они были с тем, что в Северную Африку отправились первые части Африканского корпуса. Для того чтобы танки могли нормально работать в условиях пустыни, потребовалось усилить их систему вентиляции. Таким образом, у самых первых серийных Pz.Kpfw.II Ausf.F была предусмотрена возможность быстрой переделки в тропический вариант. Комплекты брони поставлялись двумя заводами: Deutsche Edelstahlwerke из Реймшайда, а также Eisen und Hüttenwerke AG из Бохума.
Танк с серийным номером 28329, выпущенный на Ursus в феврале 1942 года. Машина, входившая в состав 5-й танковой дивизии СС «Викинг», уже имеет забашенный ящик
Производство разворачивалось довольно неспешно. После выпуска в марте 1941 года семь танков, Ursus в течение апреля - июня сдавал не более 15 машин в месяц. На проектную мощность 20 танков в месяц завод вышел только в июле. Что же касается FAMO, то здесь ситуация оказалась и вовсе аховая. За весь 1941 год в Бреслау ни разу не смогли преодолеть планку десять танков в месяц. В результате в Варшаве были вынуждены взвинчивать темп, дабы месячная отгрузка обоих заводов соответствовала запланированной. По итогам до конца 1941 года удалось сдать 233 Pz.Kpfw.II Ausf.F.
Один из танков, потерянных немцами в Тунисе зимой 1943 года
Поступление новых танков в войска началось ближе к лету 1941 года. На тот момент к танкам семейства Pz.Kpfw.II накопилась масса вопросов. То, что 20-мм автоматическая пушка явно не соответствует реалиям современной войны, наглядно показала кампания во Франции. Не мог похвастаться Pz.Kpfw.II и высокой подвижностью. По этому показателю он ничем не выделялся на фоне средних танков.
Неудивительно, что в перспективной программе перевооружения Pz.Kpfw.II места не нашлось. Эта программа, датированная 30 мая 1941 года, была рассчитана на пять лет и предусматривала поставку в танковые части 2592 VK 903. Их планировалось использовать в качестве разведывательных машин.
Но, как это часто бывает, планы далеко не всегда соответствовали реалиям. Результат программы VK 903 оказался печальным: ни в серии, ни даже в металле эту машину так и не построили. Впрочем, даже если бы этот танк и появился на свет, то он, скорее всего, разделил бы участь «младшего брата», VK 901, известного и как Pz.Kpfw.II Ausf.G. С грехом пополам MAN построил 45 таких танков, которые в войсках не прижились.
Более перспективным направлением оказался танк-разведчик VK 13.01. Эта машина стала первым немецким лёгким танком, который получил двухместную башню. Эволюционировав в VK 13.03, он в итоге оказался немецким танком-разведчиком с самой удачной судьбой. Правда, даже в 1941 году уверенности в этом ещё не было. Работы по танку задерживались, для подстраховки была запущена программа Pz.Kpfw.38(t) n.A. и Škoda T-15.
Один из трофейных Pz.Kpfw.II Ausf.F на Научно-исследовательском полигоне Главного автобронетанкового управления Красной Армии (НИП ГАБТУ КА). Кубинка, 1944 год
Задержка в работе по созданию «полноценных» танков-разведчиков и опыт боёв на Восточном фронте заставили 6-й отдел Департамента вооружений искать альтернативы. Начиная с ноября 1941 года Pz.Kpfw.II стали оборудоваться креплениями для установки дополнительных перископов. Потеря к этому времени более чем трети Pz.Kpfw.II от их первоначального числа на июнь 1941 года дала немецким военным пищу для размышлений. Из частей всё чаще шли донесения о том, что лёгкие танки слабо соответствуют реалиям боевых действий.
Судя по отметине на лобовом листе, машину как минимум раз подбивали
Несмотря на это, на первую половину 1942 года пришёлся пик производства Pz.Kpfw.II Ausf.F. Рекорд был поставлен в мае - 56 танков. Вместе с тем именно в мае 1942 года над программой производства Pz.Kpfw.II был занесён топор.
Ещё в марте 1942 года огнемётные Pz.Kpfw.II (F) решили переделывать в самоходные артиллерийские установки. То же самое случилось и с Pz.Kpfw.38(t). Окончательное решение по поводу сокращения выпуска Pz.Kpfw.II было принято летом 1942 года. 7 июня фельдмаршал Кейтель предложил полностью перейти на выпуск самоходных установок на их базе. Гитлер согласился на изготовление в таком виде половины танков. 29 июня доля САУ выросла до 3/4, а 11 июля было принято решение, что этот месяц станет последним для Pz.Kpfw.II.
Этот же танк, вид слева
За 1942 год FAMO и Ursus выпустили 276 Pz.Kpfw.II Ausf.F. Всего же их было изготовлено 509, то есть значительно больше, чем предполагалось изначально. Ввиду того, что контракты неоднократно перезаключались, нумерация машин получилась немного рваной. Согласно исследованиям Томаса Йентца и Хилари Дойла, серийные номера распределились следующим образом:
- Ursus - 28001–28204;
- FAMO - 28205–28304;
- Ursus - 28305–28489;
- FAMO - 28820–28839.
Прекращение выпуска Pz.Kpfw.II совсем не означало, что эти танки быстро исчезнут из частей. По состоянию на 1 сентября 1942 года в войсках находилось 1039 танков данного типа. Статистика потерь, которые во второй половине 1942 года лишь единожды превышали цифру в 40 танков (43 в ноябре 1942 года), наглядно показывает, что из первой линии эти машины потихоньку выводились. Уцелевшие Pz.Kpfw.II постепенно переводились на выполнение иных задач: их использовали для разведки, в качестве командирских машин и машин артиллерийских наблюдателей.
В отличие от Pz.Kpfw.38(t) , которые в основном были переделаны в самоходные установки либо в тягачи, Pz.Kpfw.II продолжали службу. Чаще всего они использовались в частях, где имелись самоходные установки на шасси Pz.Kpfw.II. По состоянию на 1 октября 1944 года в войсках всё ещё имелось 386 танков этого типа.
Как это часто бывает, родной «обвес» с полок полностью исчез, местами вместе с креплениями
Периодически машины отправлялись на заводы, где проходили капитальный ремонт, затем снова отправляясь в войска. Такая судьба была, например, у Pz.Kpfw.II Ausf.F, ныне находящегося в парке «Патриот». К сожалению, номер его шасси не сохранился, но по номеру подбашенной коробки (28384) можно предположить, что танк выпущен на заводе Ursus в марте 1942 года. Не ранее весны 1943 года танк прошёл капитальный ремонт, в ходе которого старую краску с него полностью сняли, перекрасив в тёмно-жёлтый цвет Dunkelgelb nach Muster. Судя по сохранившимся маркировкам, танк использовался как командирская машина второго батальона.
Составленная советскими специалистами схема бронирования Pz.Kpfw.II Ausf.F
Трофейные Pz.Kpfw.II Ausf.F неоднократно попадались в руки Красной армии. Но интереса для советских специалистов они почти не представляли. Для советского танкостроения этот танк был вчерашним днём ещё в 1941 году. Аналогом немецкого лёгкого танка являлся советский Т-70, против которого у Pz.Kpfw.II на поле боя было очень мало шансов.
Источники и литература:
- Материалы NARA.
- Материалы ЦАМО РФ.
- Panzer Tracts No. 2–3 - Panzerkampfwagen II Ausf.D, E, and F development and production from 1937 to 1942, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 2010.
- Материалы из фотоархива автора.
На открытой площадке Ленино-Снегиревского военно-исторического музея недавно отреставрировали старый немецкий танк
У танка работали люди из "Мастерской Лейбштандарт" (как было написано на микроавтобусе) - подтягивали гусеницы. Сам терпеть не могу, когда кто-то наблюдает за моей работой потому и не стал уж очень назойливо мельтешить у них перед носом.
Легкий танк Т-2 / Pz.II / Pz.Kpfw.II
В 1934 году германским военным командованием было принято решение быстро разработать промежуточную модель легкого танка, чтобы временно, до поступления на вооружение проектируемых танков Т-3 / Pz.III и Т-4 / Pz.IV, наполнить войска бронетехникой. Так появился легкий танк Т-2 / Pz.II / Pz.Kpfw.II, который первоначально в цепях соблюдения секретности именовали трактор 100 или LaS 100. Контракт на разработку получили фирмы "Хеншель", "Крупп" и MAN. После сравнительных испытаний представленных образцов наиболее перспективным показалась модель фирмы MAN, которой поручили усовершенствовать шасси. Остальную часть работ поручили компании "Даймлер-бенц", а также MIAG, "Вегманн" и "Фамо".
Легкие танки Т-2 / Pz.II / Pz.Kpfw.II были главной ударной силой немецких танковых дивизий в ходе вторжения во Францию. В операции участвовали более 1000 таких танков, причем в основном они находились в передовых частях. В 1941 году танки Т-2 / Pz.II участвовали в нападении на СССР, хотя на Восточном фронте быстро выяснилось, что их огневая мощь и броневая защита недостаточны. Танк Т-2 / Pz.II создавался в первую очередь как учебно-боевая машина. Первые серийные танки Т-2А / Pz.II Ausf A были выпущены в 1935 году. Войсковые испытания показали недостаточную мощность двигателя в 130 л.с. ((97 кВт)). Следующая модификация танков Т-2Б / Pz.II Ausf B имела утолщенную лобовую броню и более мощный двигатель в 140 л.с. (104 кВт), а его масса достигла 8 тонн.
В 1937 году была представлена новая модель легкого танка - Т-2Ц / Pz.II Ausf C. Он имел усиленное бронирование и новую ходовую часть с пятью опорными катками, которая стала стандартной для всех последующих модификаций. В 1938 году были созданы модификации легких танков Т-2Д / Pz.II Ausf D и Т-2Е / Pz.II Ausf E с применением торсионной подвески. Это позволило увеличить максимальную скорость движения по дорогам с твердым покрытием, но немного ухудшить показания проходимости по пересеченной местности.
Последней модификацией в серии легких танков T-II стала модель Т-2Ф / Pz.II Ausf F, выпускаемой в 1941-1942 годах. Толщина лобовой брони этих машин составляла 35 мм, бортовой - 20 мм. Масса танка возросла до 10 тонн. Специалисты считали, что в этой машине достигнуто удачное соотношение скорости движения и броневой защиты.
Корпус и башня легкого танка Т-2Ф / Pz.II Ausf F сварные. Место механика-водителя находилось в передней части корпуса, места двух других члена экипажа - в башне кругового вращения, вооруженной 20-мм пушкой с боекомплектом в 180 выстрелов и справа от нее - 7,92-мм пулеметом с боекомплектом 1425 патронов.
На базе легкого танка Т-2 / Pz.II была разработана разведывательная машина, однако ее изготовление осуществлялось весьма незначительными партиями.
В начале 1940-х годов в Германии была создана модель плавающего легкого танка. Двигатель через специальный привод вращал закрепленный на валу гребной винт, обеспечивавший движение машины на плаву со скоростью до 10 км/час. Позднее появилась модель с двумя винтами. Около 100 таких машин поступили на вооружение к 1942 году под обозначением плавающий танк Т-2 / Pz.II.
Позже эти машины были сняты с вооружения боевых частей, и переоборудованы в истребители танков, с эффективными противотанковыми 76,2-мм пушками, захваченными в боях у советских войск. Такие машины получили обозначение Мардер, вскоре их сменили Мардер II с 75-мм немецкими противотанковыми пушками. Всего было переоборудовано примерно 1200 танков. На заводах оккупированной Польши до 1944 года выпускались самоходные артиллерийские установки, которые представляли собой 150-мм гаубицы, установленные на шасси легкого танка Т-2 / Pz.II.
Pz.Kpfw. II Ausf. C
Основные характеристики
Кратко
Подробно
1.0 / 1.0 / 1.0 БР
3 человек Экипаж
69 % Заметность
лоб / борт / корма Бронирование
35 / 15 / 15 корпуса
30 / 15 / 15 башни
Подвижность
9,1 тонн Масса
267 л/с 140 л/с Мощность двигателя
29 л.с/т 15 л.с/т удельная
48 км/ч вперёд
9 км/ч назад
43 км/ч вперёд
8 км/ч назад
Скорость
Вооружение
180 снарядов боезапас
6,0 / 7,8 сек перезарядка
10 снарядов размер обоймы
280 выстрелов/мин скорострельность
9° / 20° УВН
плечевой упор стабилизатор
1 800 снарядов боезапас
8,0 / 10,4 сек перезарядка
150 снарядов размер обоймы
900 выстрелов/мин скорострельность
Экономика
Описание
Panzerkampfwagen II (2 cm) Ausführung C или Pz.Kpfw. II Ausf. C - немецкий лёгкий танк, вооруженный 20-мм пушкой KwK30 и пулемётом MG34, экипаж состоял из трёх человек. Эта машина сочетала в себе высокие ходовые характеристики, скорость и манёвренность, однако имела слабое бронирование и вооружение. Делая заказ на проектировку Pz.Kpfw. II, немецкое военное командование преследовало цель закрыть брешь в отсутствии танков в Третьем Рейхе, пока не станут на серийное производство более современные танки Pz.Kpfw. III и Pz.Kpfw. IV, которые тогда находились еще в стадии разработки. Но, к началу боевых действий, из-за острой нехватки средних танков, Pz.Kpfw. II было решено использовать в реальных боевых условиях (до этого танк использовался как учебный), где он зарекомендовал себя с очень хорошей стороны. Вступив в войну в 1939 году, машина эффективно использовалась до 1942 года, когда стало очевидным что танк уже устарел и значительно уступает всем своим противникам. Отдельные единицы Pz.Kpfw. II прошли всю войну и участвовали в боевых действиях вплоть до капитуляции Германии в 1945 году.
Модификация Ausf. C была третьей производственной модификацией и выпускалась с июля 1938 года по март 1940 года. После окончания гражданской войны в Испании стало ясно, что бронирование ранних Pz.Kpfw. II явно не соответствует современным требованиям и легко может поражаться полевой противотанковой артиллерией, поэтому танки модификации Ausf. C были усиленны накладными бронелистами толщиной 14,5 и 20 мм, а маска орудия приобрела бронещиток с отгибами сверху и снизу, которые предохраняли стык маски и края амбразуры от попадания осколков снарядов и пуль. Также была увеличена толщина бронестёкол смотровых приборов с 12 до 50 мм. Вместо двустворчатого люка на крыше башни была установлена командирская башенка с восемью перископическими смотровыми блоками, был установлен новый прицел TZF4/38, модернизированы приборы наблюдения, а на корме корпуса была предусмотрена установка крепления дымовых гранатомётов.
Основные характеристики
Бронезащита и живучесть
Наклонный участок брони не дающий поставить эффективный ромб
Для своего боевого рейтинга, Pz.Kpfw. II Ausf. C, не обладает особой бронезащитой, однако, имеет более толстую лобовую броню чем большинство его соперников, от попаданий пушечных снарядов она, конечно, не спасет, но танки вооруженные крупнокалиберными пулеметами, такие как M2A2 и Т-60, пробить лобовую броню Pz. II не смогут. Особенностью брони машины являются скосы по бокам корпуса, со смотровыми щелями механика-водителя, которые имеют хорошие углы наклона, если танк стоит к противнику лбом, однако, при постановке танка ромбом, эти участки будут очень уязвимы для противника, т.к. при развороте танка они не будут иметь какого-либо угла наклона. Броня бортов и кормы корпуса довольно слабые и туда танк может быть поражен даже крупнокалиберными пулемётами. На живучести машины сказывается и то, что у Pz.Kpfw. II Ausf. C всего три члена экипажа и выведение из строя хотя бы одного из них значительно увеличивает время перезарядки орудия. Стоит отметить низкий силуэт танка, что не раз пригодится игроку при маскировке на местности в РБ и СБ .
Подвижность
Одним из главных достоинств Pz.Kpfw. II Ausf. C является его скорость и подвижность. По максимальной скорости, на своём боевом рейтинге, танк уступает, разве что, советским легким танкам БТ, поэтому он вполне может одним из первых занимать выгодные позиции или захватывать точки. Манёвренность машины просто отличная, он легко и быстро может развернуться или совершить манёвр как на ходу, так и с места. Радует и задняя скорость - всегда можно вовремя откатиться назад или за укрытие для перезарядки и починки, если, конечно, укрытие не слишком далеко. Минусом является отсутствие электроприводов поворота башни, она вращается довольно медленно, поэтому, при внезапных фланговых атаках или появления противников с тыла, придется доворачивать корпусом, так как пока башня развернётся сама в нужном направлении, Pz. II может быть уже уничтожен. Недостатком танка является раскачка при резких манёврах и остановках на большой скорости. Что касается проходимости машины на пересеченной местности, то там Pz.Kpfw. II Ausf. C показывает себя с очень хорошей стороны - легко преодолевает склоны, холмы и мелкие водные препятствия, но значительно теряет скорость при преодолении таких препятствий как заборы, деревья и прочие предметы которые разрушаются при их таране или наезде на них.
Вооружение
Основное орудие
Расположение экипажа и модулей внутри Pz.Kpfw. II Ausf. C
Pz.Kpfw. II Ausf. C вооружен 20-мм орудием KwK 30 с боезапасом 150 снарядов и оснащенная плечевым упором (одноплоскостным вертикальным стабилизатором). 20-мм автоматическая пушка способна эффективно бороться со всеми противниками на своём боевом рейтинге. Особенностью орудия является то, что оно заряжается не по одному снаряду, а обоймой по десять снарядов, что обеспечивает высокую скорострельность и ведение непрерывного огня, однако обойма перезаряжается немного дольше чем у пушки заряжающиеся по одному снаряду. Из-за короткого ствола орудия и снижения бронепробития снарядов на дальних дистанциях, пушка плохо подходит для ведения огня на большие расстояния.
Для танка доступно три типа снарядов:
- Стандарт - в комплект обоймы входят снаряды: бронебойный зажигательный трассирующий снаряд (БЗТ) и осколочно-фугасный зажигательный трассирующий снаряд (ОФЗТ). Стандартные обоймы снарядов для данного танка. Имеют наименьшую эффективность в бою, т.к. каждый второй снаряд ОФЗТ не будет пробивать бронированные цели, соответственно, каждый второй выстрел не будет наносить технике противников абсолютно никаких повреждений.
- PzGr - бронебойный зажигательный трассирующий снаряд. Может эффективно бороться со всеми противниками на своём боевом рейтинге, имеет самое лучшее заброневое действие из всех представленных снарядов. Рекомендуется для использования на средних и дальних дистанциях.
- PzGr 40 - бронебойный подкалиберный трассирующий снаряд. Имеет самое высокое бронепробитие из всех представленных снарядов. Может эффективно бороться не только с противниками своего боевого рейтинга, но и поражать некоторых противников, на ранг выше своего, в борт и корму. Рекомендуется для ближнего боя, а также для нанесения точечных ударов по хорошо бронированным противникам.
Пулемётное вооружение
Pz.Kpfw. II Ausf. C имеет на вооружении 7,92-мм пулемёт MG34 с боезапасом 1800 патронов, спаренный в башне с основным орудием. Пулемет способен бороться только с ЗСУ на базе грузовиков, против других противников он бесполезен.
Применение в бою
По своему игровому применению Pz.Kpfw. II Ausf. C практически универсален. На нём можно смело идти в атаку, главное не в авангарде команды. Учитывая его слабую бронезащиту, а также количество экипажа, идя в авангарде атак можно очень быстро потерять машину. Но танк может очень эффективно помогать основным атакующим силам двигаясь сразу за ними и поддерживая сокомандников огнем или прикрывая их от внезапных фланговых атак. Благодаря своей скорости, Pz.Kpfw. II, может одним из первых приехать на точку захвата и удерживать её до подхода основных сил или, прямо во время боя, быстро перемещаться по карте захватывая точки, которые противник оставил без обороны. Если противники выкатываются на игрока по одному или если их несколько, но они имеют слабую броню, то Pz. II может эффективно оборонять точки захвата или важные стратегические позиции. Но где он показывает себя с самой лучшей стороны, так это в ударах из засад и укрытий. Для реализации такой тактики наиболее подойдут городские карты или карты с горным ландшафтом или большим количеством камней и укрытий. Необходимо найти хорошее укрытие или позицию, где будут хорошо просматриваться подъезды к точке захвата со стороны противника или места по которым противник вероятнее всего будет передвигаться. Необходимо воспользоваться внезапностью атаки чтобы уничтожить противника раньше, чем он заметит игрока. Если противник заметил позицию занятую игроком или создалась угроза захода в тыл или фланг, лучше воспользоваться скоростью танка и переместиться на новую позицию или, если это необходимо, отойти в тыл. Единственная роль на которую Pz.Kpfw. II Ausf. C никак не годится - это роль снайпера, из-за малого калибра орудия, а также из-за того что снаряды на дальних дистанциях теряют свою пробивающую способность, танк мало годится для ведения снайперской стрельбы по танкам противника на дальних дистанциях.
Достоинства и недостатки
Достоинства:
- Отличные скорость и манёвренность
- Скорострельное орудие
- Наличие подкалиберных снарядов
- Хорошая лобовая броня
- Хорошая скорость заднего хода
- Одноплоскостной стабилизатор
Недостатки:
- Раскачка танка при резкой остановке
- Медленное вращение башни
- Три члена экипажа
Историческая справка
Pz.Kpfw. II Ausf. C
После расторжения Германией военных статей Версальского договора в 1935 году, ограничивающих число немецкой армии и запрещавшую ей иметь свои бронетанковые войска, в Третьем Рейхе активно начались разработки танков своего производства. Но правительство вскоре поняло, что разработка танков отвечающим современным требованиям займет значительное время, поэтому шестой департамент Министерства вооружений сухопутных войск выдал задание на разработку варианта десятитонного танка, вооруженного 20-мм пушкой, одним пулеметом и более мощным бронированием, чем у Pz.Kpfw.I, который стал бы промежуточным вариантом пока не будут разработаны средние танки, более подходящие для будущих кампаний, а также для подготовки будущих экипажей немецких танков. Задание Министерства было поручено трём фирмам: Krupp, Henschel и MAN. После проведения испытаний, летом 1935 года, выбор пал на проект фирмы MAN, главным образом из-за перспективного шасси, которое было установлено на их прототипе танка. Компоновка предоставленного варианта, в будущем стала классической - моторное отделение было расположено сзади, с трансмиссией расположенной спереди танка, боевое отделение находилось посередине корпуса, отделение механика-водителя в передней части.
Pz.Kpfw. II где-то на Восточном фронте
Танк был принят на вооружение под наименованием LaS 100 (LaS - "Landwirtschaftlicher Schlepper" - сельскохозяйственный тягач) и, после некоторых доработок, его серийное производство началось в 1937 году под индексом Pz.Kpfw. II. К моменту нападения Германией на Польшу, оказалось что средних танков Pz.Kpfw. III и Pz.Kpfw. IV в рядах Panzerwaffe катастрофически не хватает, поэтому было принято решение использовать танки Pz.Kpfw.I и Pz.Kpfw.II, которые раньше использовались только в учебных целях, в боевых действиях. На удивление командования Вермахта, Pz.Kpfw.II очень положительно зарекомендовали себя в бою, хотя, в Польской кампании, они исполняли скорее роль танков поддержки пехоты, т.к. в Польской армии своей бронетехники было крайне мало. Далее танк применялся во Французской кампании, где составлял 70% всего танкового парка Вермахта. И в этой кампании танк зарекомендовал себя очень эффективной боевой машиной, благодаря своей скорости, манёвренности и неплохой бронезащите, танк легко мог делать фланговые обходы противника и очень быстрые перемещения как по дорогам, так и по пересечённой местности, нередко машина использовалась для разведки. Во Французской кампании Pz.Kpfw. II применялся не только как танк поддержки пехоты, но и вступал в бой против французской бронетехники, однако, командование Вермахта, осознало что для лобовых столкновений с хорошо бронированными танками противника и противотанковой артиллерией, бронирования Pz.Kpfw.II уже явно недостаточно. Последней кампанией, в которой Pz.Kpfw.II показал свою эффективность, была Балканская кампания и начальный этап Северо-Африканской кампании. С вторжением Третьего Рейха на территорию Советского Союза в 1941 году, Вермахт осознал что что Pz.Kpfw.II уже явно уступает не только бронированием, но огневой мощью даже легким советским танкам, особенно это стало очевидным с приходом зимы 1941-1942 года, когда танк приносил танкистам больше проблем чем пользы, поэтому, в 1942 году, от дальнейшего производства было решено отказаться.
Всего с 1937 по 1942 год было выпущено более 1800 танков Pz.Kpfw.II всех модификаций, всего было пять серийных модификаций A-F. Машина эффективно себя показывала во всех начальных кампаниях Вермахта, вплоть до лета 1941, когда стало ясно что Pz.II уже устарел и не соответствует показателям бронирования и огневой мощи. Но, несмотря на прекращение выпуска этого танка в 1942 году, его шасси широко использовалось для производства САУ , а также артиллерийских тягачей и прочих модификаций, а поступавшие на ремонт с полей сражений поврежденные танки переоборудовались в огнемётные машины или подвергались вышеперечисленным модификациям. Известны случаи, когда Pz.II со снятой башней использовался в качестве бронемашины командира танкового подразделения. Некоторые машины были отозваны в 1941-1942 годах в Германию и использовались там в качестве учебных танков для подготовки экипажей.
Медиа
Pz.Kpfw. II (справа) преодолевает препятствие
Pz.Kpfw. II Ausf. C форсирует неглубокую реку
Pz.Kpfw.I(слева) и Pz.Kpfw. II (справа) преодолевают водную преграду
Pz.Kpfw. II Ausf. C в одном из музеев бронетехники
Колонна немецкой бронетехники, среди которой Pz.Kpfw. II Ausf. C (на переднем плане) в одной из деревень СССР
"Тигр" или кто?
Многих до сих пор волнует вопрос, какой же танк был лучшим танком Второй Мировой войны. Они тщательно сравнивают таблицы ТТХ, говорят о толщине брони, бронепробиваемости снарядов и еще о многих других цифрах из таблиц ТТХ. В разных источниках приведены разные цифры, поэтому начинаются споры о достоверности источников. За этими спорами забывается, что сами по себе цифры в таблицах еще ни о чем не говорят...
Авиация СССР
Вспомни тот МиГ
Истребитель И-200 (в дальнейшем - МиГ-1 и МиГ-3) можно назвать дальним потомком И-16, во многом от него отличавшимся, но сохранившим тем не менее отдельные «родовые черты». .
Первым из истребителей нового поколения в январе 1940 года вышел на испытания самолет авиаконструктора А.С, Яковлева И-26, позднее переименованный в Як-1 .
Наиболее ярким представителем «деревянного стиля» в со-ветской истребительной авиации времен войны был самолет авиаконструкторов С.А. Лавочкина, В.П. Горбунова и М.И. Гудкова И-301, получивший при запуске в серию обозначение ЛаГГ-3, а также его дальнейшее развитие — Ла-5 и Ла-7
Самолеты Люфтваффе
Вот такая Штука
Пренебрежительная оценка пикировщика Ю-87 была в нашей литературе столь же общим местом, что и восхвале-ние штурмовика Ил-2...
РАЗРУШИТЕЛИ ГОРОДОВ
Дать наиболее достоверную оценку эффективности действий немецкой бомбардировочной авиации можно опираясь только на свидетельства понесшей потери от ее воздействия стороны. То есть по докладам и донесениям командиров разных уровней Красной Армии. И эти донесения свидетельствуют о высокой результативности немецких летчиков...
Всем доброго времени суток и добро пожаловать на сайт! Друзья, сегодня у нас в центре внимания еще один гость из песочницы, немецкий легкий премиум танк второго уровня, перед вами Pz.Kpfw. II Ausf. D гайд.
Данный агрегат является подарочным и выдавался он всем в 2014 году в канун Нового года, так что купить его нельзя. Сразу хочу сказать, что наш гость не обладает какими-то ярко выраженными сильными сторонами. Однако узнать Pz.Kpfw. II Ausf. D характеристики не помешает тем, кто оставил его в ангаре или любит повеселиться при помощи войнушек в песочнице.
ТТХ Pz.Kpfw. II Ausf. D
Первое, что вы должны понимать – по меркам одноклассников у нас действительно хороший запас прочности, а также весьма достойная базовая дальность обзора в 320 метров.
Если же говорить про Pz.Kpfw. II Ausf. D ТТХ бронирования, то тут гордится особенно нечем. Самой крепкой частью танка является лоб, который часто спасает от вражеских пулеметчиков, но вряд ли сможет выдержать выстрелы обычных пушек, встречающихся на нашем пути. Утешением будет льготный уровень боев, воюем мы только против вторых и третьих уровней.
Что же касается подвижности, она у Pz.Kpfw. II Ausf. D WoT скорее, как у среднего танка. Нет, конечно, максималка у нас очень хорошая, вертимся на месте тоже бодро, но проблема в том, что мощность двигателя маленькая. Из-за этого ощущается недостаток в динамике, машина кажется туговатой, а разгоняемся до предела мы только с горки.
Орудие
Что касается вооружения, у нас на борту установлен пулемет с магазином заряжания на 10 снарядов, каждый из которых наносит 11 урона. Конечна эта цифра не кажется серьезной, разрядив весь барабан, мы можем нанести всего 110 единиц урона, но полная перезарядка составляет всего четыре секунды, благодаря чему Pz.Kpfw. II Ausf. D орудие способно нанести около 1125 урона в минуту.
Разумеется, все это лишь в теории потому как бронепробитие базовым снарядом у нас оставляет желать лучшего. Для того чтобы немецкий танк Pz.Kpfw. II Ausf. D World of Tanks доставлял вам удовольствие от игры, лучше возите с собой побольше голдового боезапаса.
С точностью дела обстоят относительно хорошо. Разброс у этого агрегата большой, стабилизация подхрамывает, но оба эти нюанса компенсируются очень хорошим временем сведения. Ко всему прочему у Pz.Kpfw. II Ausf. D пушка опускается вниз на 10 градусов и поднимается на 20, что позволяет играть комфортно.
Преимущества и недостатки
Так как все наиболее важные характеристики танка и его орудия мы рассмотрели, пришло время подвести итоги, выделив сильные и слабые стороны машина, чтобы вам было легче ориентироваться в данном вопросе.
Плюсы:
Хорошая максимальная скорость и маневренность;
Большой по меркам одноклассников запас прочности;
Достойный обзор;
Высокий показатель урона в минуту;
Быстрая перезарядка барабана;
Отличное сведение;
Комфортные УВН;
Льготный уровень боев;
Минусы:
Плохое бронирование;
Слабая динамика;
Очень низкие показатели пробития;
Небольшой урон в барабане;
Плохая точность и стабилизация.
Оборудование для Pz.Kpfw. II Ausf. D
Пришло время усилить нашу боевую машину и ввиду того, что выбор дополнительных модулей в силу маленького уровня небогат, тут есть один наиболее правильный вариант оснащения. Таким образом, на Pz.Kpfw. II Ausf. D оборудование ставим следующее:
1. – самый лучший модуль в нашем случае, который даст буст сразу к нескольким важным параметрам.
2. – другого способа поднять точность у нас нет, так что просто делаем сведение еще более быстрым.
3. – хотя наш танк и не очень мобилен, стоять на месте вы будете редко, так что это хороший вариант для увеличения обзора.
Обучение экипажа
Что касается выбора умений, то мы снова несколько ограничены, главным образом потому, что в нашем распоряжении всего три члена экипажа. По этой причине придерживаемся уже знакомой тактики извлечения максимума пользы из всего и на Pz.Kpfw. II Ausf. D перки учим такие:
Командир (Наводчик) – , , , .
Механик-водитель –, , , .
Заряжающий (радист) – , , , .
Снаряжение для Pz.Kpfw. II Ausf. D
В наших руках голдозависимая машина в том плане, что вам придется покупать голдовые снаряды, и чтобы еще сильнее не уходить в минус, вполне можно обойтись , и . Однако если проблем с серебром или золотом у вас нет, а от игры вы хотите получать еще больше фана, ставьте на Pz.Kpfw. II Ausf. D снаряжение в виде , , , где последний вариант можете заменить на , для еще большего повышения характеристик.
Тактика игры на Pz.Kpfw. II Ausf. D
Говоря откровенно, какой-то универсальный стиль поведения в боях для этого агрегата подсказать сложно, ведь у него нет серьезного бронирования, отличной подвижности или точного орудия, а в песочнице постоянно створиться хаос и все бои скоротечны.
Но все же стиль игры на этом танке должен быть несколько размеренным и для Pz.Kpfw. II Ausf. D тактика ведения боя заключается в осторожной игре. Сильно дистанцироваться от противника не получится, ведь у пулеметиков ограниченная дальность стрельбы, но и вперед лезть не стоит.
Вам придется хитрить, пользоваться различными укрытиями, дырками в постройках, рельефом местности и даже поверженной техникой на поле боя. Немецкий легкий танк Pz.Kpfw. II Ausf. D World of Tanks должен беречь свой запас прочности, поэтому стрелять нужно из укрытия или когда оппонент перезаряжается.
Выезжайте тогда, когда вас не ждут, заходите с неожиданных сторон, быстро разряжайте барабан и откатывайтесь в укрытия на время перезарядки. Кстати, самое важное – никогда не пытайтесь противостоять превосходящему количеству врагов, ваш Pz.Kpfw. II Ausf. D танк WoT просто развалится от фокуса из двух и более орудий.