Живой уголок. Живой уголок у тебя дома Какие пословицы подходят к рассказу Драгунского «Живой уголок»
Перед концом урока наша учительница, Раиса Ивановна, сказала:
— Ну, поздравляю вас, ребята! Школьный совет постановил устроить в нашей школе живой уголок. Такой маленький зоосад.
Вы будете сами ухаживать и наблюдать за животными...
Я так и подпрыгнул!
Это ведь очень интересно!
Я сказал:
— А где будет помещаться живой уголок?
— На третьем этаже, — ответила Раиса Ивановна, — возле учительской...
— А как же, — говорю я, — зубробизон взойдет на третий этаж?
— Какой зубробизон? — спросила Раиса Ивановна.
— Лохматый, — сказал я, — с рогами и хвостом.
— Нет, — сказала Раиса Ивановна, — зубробизона у нас не будет, а будут мелкие ёжики, птички, рыбки и мышки. И пусть каждый из вас при несёт такое мелкое животное в наш живой уголок. До свиданья!
И я пошёл домой, а потом во двор, и всё думал, как бы завести у нас в живом уголке лося, яка или хотя бы бегемота, они такие красивые...
Но тут прибежал Мишка Слонов и как закричит:
— На Арбате в зоомагазине дают белых мышей!!!
Я ужасно обрадовался и побежал к маме.
— Мама, — кричу я ей, — мама, кричи ура! На Арбате дают белых мышей.
Мама говорит:
— Кто даёт, кому, зачем и почему я должна кричать ура?
Я говорю:
— В зоомагазине дают, для живых уголков, дай мне денег, пожалуйста!
Мама взялась за сумочку и говорит:
— А зачем вам для живого уголка именно белые мыши? А почему вам не годятся простые серенькие мышата?
— Ну что ты, мама, — сказал я, — какое может быть сравнение? Серые мышки — это как простые, а белые — вроде диетические, понимаешь?
Тут мама шлёпнула меня небольно, дала денег, и я припустился в магазин. Там уже народу видимо-невидимо. Конечно, это понятно, потому что, известно, кто же не любит белых мышей?! Поэтому в магазине была давка, и Мишка Слонов стал у прилавка следить, чтобы больше двух мышей в одни руки не отпускали.
Но всё-таки мне не повезло!
Перед самым моим носом мыши кончились. Ведь это одно расстройство! Я не могу себе позволить покупать мышей на рынке, там за них с меня три шкуры сдерут.
Я говорю продавщице:
— Когда будут ещё мыши?
— Когда с базы пришлют. В четвёртом квартале, думаю, подкинут.
Я говорю:
— Плохо вы снабжаете население мышками первой необходимости.
И ушёл. И стал худеть от расстройства.
А мама, как увидела моё выражение лица, всплеснула руками и говорит:
— Не расстраивайся, Денис, из-за мышей. Нету и не надо! Пойдём купим тебе рыбку! Для первоклассника самое хорошее дело — рыбка! Ты какую хочешь, а?
Я говорю:
— А если поменьше? — говорит мама.
— Тогда моллинезию! — говорю я. — Молли- незия — это маленькая такая рыбка, величиной с пол спички.
И мы вернулись в магазин.
Мама говорит:
— Почем у вас эти моллинезии? Я хочу купить десяточек таких малюток, для живого уголка!
А продавщица говорит:
— Полтора рубля штучка!
Мама взялась за голову.
— Это, — сказала мама, — я и представить себе не могла! Пойдём, сынок, домой.
— А моллинезии, мама?
— Не нужно их нам, — говорит мама. — Они кусаются. Пойдём-ка, и вместо одной такой малявки купим огромного судака или зеркального карпа, приготовим его в сметане, позовём Мишу и будем пировать. А моллинезии, ну их, они кусаются...
Но всё-таки, скажите, что мне принести в живой уголок? Мыши кончились, а рыбки кусаются... Одно расстройство!
Главные герои рассказа Виктора Драгунского «Живой уголок» — мальчик Дениска и его мама. В школе, где учился Дениска, учительница предложила детям принести в живой уголок различных животных. Дениске это предложение понравилось, а тут еще его друг и одноклассник Мишка сообщил, что в зоомагазине продают белых мышей.
Дениска попросил у мамы денег и мальчики побежали в зоомагазин. В магазине было много других ребят и все хотели купить белых мышей. В результате Дениске и Мишке мышей не хватило.
Расстроенный Дениска вернулся домой. Мама, увидев его лицо, предложила не расстраиваться, а купить в зоомагазине рыбку. Обрадованный Дениска попросил купить ему рыбку под названием «моллинезия». Когда они с мамой пришли в магазин, то выяснилось, что моллинезии стоят достаточно дорого.
Узнав об этом, мама Дениски сказала, что моллинезии кусаются. Она подумала и предложила вместо крошечной моллинезии купить в продуктовом магазине судака или карпа, приготовить его в сметане и позвать в гости Мишку. В итоге Дениска остался в раздумье, какое животное ему принести в живой уголок.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа Драгунского «Живой уголок» заключается в том, что учителю всегда следует оценивать, в состоянии ли дети выполнить данное им поручение. Говоря о живом уголке, учительница упоминала различных мелких животных. Но дети, живущие в большом городе, не могут сами поймать таких животных, потому что они в городах не водятся. Поэтому единственный способ выполнить поручение учительницы – купить такое животное или в зоомагазине или на рынке. Однако на рынке высокие цены, а в магазинах той эпохи, когда был написан рассказ, многие товары трудно было приобрести из-за их отсутствия. Поэтому поручение учительницы оказалось трудновыполнимым.
Рассказ Драгунского «Живой уголок» учит взвешенно принимать решения, ответственно подходить к подбору заданий для детей, чтобы не возникло ситуации, описанной в этом рассказе.
В рассказе мне понравилась мама Дениски, которая нашла неожиданное решение проблемы. Она предложила купить в продуктовом магазине вкусную рыбу, приготовить ее и устроить пир.
Какие пословицы подходят к рассказу Драгунского «Живой уголок»?
Невелика мышка, да зуб остёр.
На безрыбье и рак рыба.
Кто сметлив, тот и счастлив.
С природой. Все реже они бывают в лесу, на лугу. За городским шумом трудно услышать пение птиц, среди асфальта невозможно наблюдать зверей из дикой природы. Чтобы заинтересовать детей, в школах можно обустроить небольшое помещение, чтобы в нем обитали животные живого уголка.
Назначение
Не секрет, что каждый ребенок ищет себе надежного товарища. Не стоит ограничивать его лишь общением с одноклассниками. Немного внимания, заботы, потраченного времени на кормление и уход - и среди питомцев может появиться верный и надежный друг: хомячок, кролик, крыса или попугайчик.
Животные живого уголка служат прекрасным наглядным пособием. На примере таких экспонатов проще проводить занятия по биологии и тематические семинары. Забота и приучают к труду, развивают чувство ответственности.
Многие в процессе занятий начинают углубленно заниматься вопросами природы. Некоторые отдают предпочтение фотографированию, другие занимаются исследовательской работой. На основе своих наблюдений дети начинают систематизировать и обобщать информацию, а результаты подают в виде интересных презентаций.
Особенности
Животные живого уголка должны быть доступны для обзора детям и не представлять для них опасности. Предполагается, что содержание животных не должно быть самоцелью. Коллекция призвана расширять кругозор знаний и представлений об окружающей среде и Участие детей в и уход за ними призваны формировать личность и развивать социально важные свойства и функции будущего члена общества. Чтобы уголок органично вписывался в помещение и не вызывал дискомфорта при его посещении, следует позаботиться о чистоте и санитарной гигиене.
Размещая в помещении аквариумы, террариумы, клетки и вольеры, целесообразно комбинировать их с растительными формами, наиболее подходящими по среде обитания. Наличие на стенах тематических стендов (муляжей, чучел) поможет детям лучше разобраться в строении тела, скелета, особенностях кормления и содержания различных видов. Не стоит разделять уголок на зоны для младших и старшеклассников. Общая забота стимулирует развитие чувства ответственности.
Дети, постепенно входя в курс дела, могут взять на себя часть забот о питомцах. Функциональный живой уголок в школе требует больше усилий, чем это понадобилось бы для разведения лишь растительных форм. Добавляются заботы о приобретении и заготовке корма, его хранении, получении и разрешений, поддержанию чистоты и санитарно-гигиенических норм.
Начав с небольшого уголка природы, можно попробовать добавить аквариум и посмотреть, как будет изменяться интерес и посещаемость. На следующем этапе можно завести улиток, лягушек, жаб, тритонов. Поселять пресмыкающихся и мелких млекопитающих животных стоит, лишь поняв, что будет должная поддержка от детей, их родителей и от администрации школы.
Несмотря на сложность, настроить дежурства вполне реально. Сейчас есть возможность обеспечить контроль температурного режима и освещения, а поение и раздачу корма в выходные можно автоматизировать. В таком режиме уголок может быть открыт для посещения до шести дней в неделю.
Аквариум
Как правило, расширение уголка природы начинается с появлением в нем рыбок. Для аквариумного содержания вполне подойдут даже простые небольшие карасики или вьюны, пойманные в водоеме. Они не особо требовательны к условиям содержания и корму. Из декоративных видов на начальном этапе рекомендуют завести гуппи, вуалехвостов, меченосцев.
В аквариуме могут обитать не только рыбки живого уголка. Вполне по силам обеспечить условия для содержания гидр, плавунцов, улиток, дафний. В сочетании с разнообразной водной растительностью можно создать некое подобие природного водоема. Элодея, рдест, роголистник и другие неприхотливые виды сделают аквариум интересным объектом для изучения и наблюдения.
Хомячки
Особенность этих животный - дневной сон. Активно бодрствовать они готовы ближе к вечеру. Кроме места для отдыха у них должно быть достаточно простора для выгула. В домике можно обустроить несколько уровней, соединенных лесенками, а также оборудовать беговое колесо, туннели, чтобы на прогулках в замкнутом пространстве им не было скучно.
Планируя живой уголок в школе, следует помнить, что селить в одной клетке нескольких животных этого вида нельзя, они вряд ли уживутся вместе. Оптимальный температурный режим для них - 20-25 °С. В клетке необходимы поилка, миска для корма, для песка, камень для стачивания зубов, наполнитель на дно. Убирают в клетке дважды в неделю.
К зерновым кормовым смесям можно добавлять фрукты, овощи, листья салата, свежую зелень. Съедят морковь, кабачки, тыкву, полакомятся хурмой, грушами и яблоками. Самок, ждущих потомства, нужно дополнительно подкармливать нежирным творогом, отваренным яичным желтком или куриным мясом.
Черепаха
Любители этих умных рептилий утверждают, что к ним очень легко привязаться. Считается, что черепахам нравится, когда их гладят по панцирю. При правильном уходе питомцы могут прожить долго в живом уголке, радуя посетителей своим бесшумными и забавными перемещениями.
Жить в коробке они не могут. Минимальный размер террариума - от 60 см в длину и до 40 см в ширину и высоту. Сухопутные черепахи нетребовательны к уходу. Для грунта используют опилки, сено, щепу, ракушечник вперемешку с крупным промытым песком, крупную гальку. Необходимы лампа обогрева и ультрафиолет. Растения в террариуме с черепахой долго не живут: она их съедает. Кормить ее можно фруктами и ягодами, овощами и свежей зеленью (клевер, одуванчик).
Уход за черепашками не доставляет забот, если правильно обустроить ей место обитания. Специалисты советуют использовать для нижнего слоя в террариуме впитывающую пленку, а сверху - резиновый дырчатый коврик. На нем уже можно размещать грунт. Для кормления следует использовать миску. Нужно следить, чтобы питомцы не поедали грунт или его заменитель. Если это происходит, следует подумать о его замене и пересмотреть рацион, добавив витамины и микроэлементы.
Ежи
Эти существа предпочитают бодрствовать ночью. Днем их увидеть сложно. Приручить настолько, чтобы брать в руки, не получится. На зиму ежи и вовсе впадают в спячку. С конца осени они готовят себе гнездо из всякого мусора (нитки, газеты, тряпки). Ближе к зиме становятся вялыми, выходят, только когда проголодались. Уснувшего ежика нельзя будить. Он становится уязвимым для болезней и не сможет вести обычный образ жизни до самой весны. Его вольер с гнездом нужно перенести в прохладное и защищенное от осадков место.
Для обитания ежу необходимо больше свободного места. На территории, максимально приближенной к естественной среде обитания, должен присутствовать различный хлам, который он будет постепенно собирать для строительства гнезда. Ежи как животные живого уголка непривередливые. Лучше всего приобретать специальный корм для ежей. Но можно при необходимости заменить его мясом, иногда предлагать молоко с крошеным хлебом, творог и яблоки. Но так как ежи - насекомоядные, для правильной работы органов пищеварения им необходимы различные жуки или кузнечики. Если их не давать совсем, ежик будет болеть. Запасать впрок этот корм можно в сушеном виде, чтобы весной и осенью подкармливать питомцев.
Полуфабрикаты, продукты с консервантами (колбаса, копчености), сухой корм для собак или кошек им предлагать не следует. Выпускать в дикую природу ежа, рожденного в неволе или долгое время прожившего в искусственной среде, нельзя: он погибнет.
Другие обитатели живого уголка
Кроме вышеперечисленных питомцев можно содержать ящериц, ужей, белых мышей, крыс, белок, кроликов. Морские свинки также легко приживаются в неволе. Они едят все, что дают (сено, отруби, овощи), но требовательны к условиям содержания. Эти грызуны не выживут в сырых и подверженных сквознякам помещениях, так как склонны к заболеваниям.
Из пернатых хорошо подойдут попугайчики. Это красивые питомцы, они могут прожить в школьном уголке десятилетие и более, хорошо переносят неволю и быстро привыкают к условиям. Их приветливое щебетание, попытки подражать речи, а также любознательность и сообразительность будут радовать детей.
Техника безопасности
Животные в уголке природы должны постоянно осматриваться ветеринаром. При малейшем подозрении на заболевания следует обеспечить условия карантина. Такую возможность следует предусмотреть заранее и иметь в распоряжении подходящее помещение.
Как бы тщательно ни был организован уголок живой природы, следует помнить, что это все-таки место повышенной опасности. Работать с животными следует осторожно. При перемещении склонных к агрессии питомцев следует использовать защитную одежду и рукавицы.
При допуске учащихся к обслуживанию потенциально опасного оборудования необходим подробный инструктаж. Четкое выполнение правил техники безопасности позволит свести к минимуму риск возникновения возможных чрезвычайных ситуаций. А постоянное соблюдение санитарно-гигиенических норм в помещении, где расположен живой уголок, сделает его посещение приятным и комфортным.
Перед концом урока наша учительница, Раиса Ивановна, сказала:
- Ну, поздравляю вас, ребята! Школьный совет постановил устроить в нашей школе живой уголок. Такой маленький зоосад. Вы будете сами ухаживать и наблюдать за животными.
Я так и подпрыгнул! Это ведь очень интересно! Я сказал:
- А где будет помещаться живой уголок?
- На третьем этаже, - ответила Раиса Ивановна, - возле учительской…
- А как же, - говорю я, - зубробизон взойдет на третий этаж?
- Какой зубробизон? - спросила Раиса Ивановна.
- Лохматый, - сказал я, - с рогами и хвостом.
- Нет, - сказала Раиса Ивановна, - зубробизона у нас не будет, а будут ежики, птички, рыбки и мышки. И пусть каждый из вас принесет такое мелкое животное в наш живой уголок. До свидания!
И я пошел домой, а потом во двор, и все думал, как бы завести у нас в живом уголке лося, яка или хотя бы бегемота, они такие красивые…
Но тут прибежал Мишка Слонов и как закричит:
На Арбате в зоомагазине дают белых мышей!!
Я ужасно обрадовался и побежал к маме.
- Мама, - кричу я ей, - мама, кричи «ура»! На Арбате дают белых мышей.
Мама говорит:
- Кто дает, кому, зачем, и почему я должна кричать ура?
Я говорю:
- В зоомагазине дают, для живых уголков, дай мне денег, пожалуйста!
Мама взялась за сумочку и говорит:
- А зачем вам для живого уголка именно белые мыши? А почему вам не годятся простые серенькие мышата?- Ну, что ты, мама, - сказал я, какое может быть сравнение? Серые мышки - это как простые, а белые - вроде диетические, понимаешь?
Тут мама шлепнула меня не больно, дала денег, и я припустился в магазин.
Там уже народу видимо-невидимо. Конечно, это понятно, потому что, известно, кто же не любит белых мышей?! Поэтому в магазине была давка, а Мишка Слонов стал у прилавка следить за порядком. Но все-таки мне не повезло! Перед самым моим носом мыши кончились.
Я говорю продавщице:
- Когда будут еще мыши?
А она:
- Когда с базы пришлют. В четвертом квартале, думаю.
Я говорю:
- Плохо вы снабжаете население мышками первой необходимости.
И ушел. И, наверно, прямо стал худеть от расстройства. А мама, как увидела мое выражение лица, всплеснула руками и говорит:
- Не расстраивайся, Денис, из-за мышей. Нету и не надо! Пойдем купим тебе рыбку! Для первоклассника самое хорошее дело - рыбка! Ты какую хочешь, а?
Я говорю:
- Нильского крокодила!
- А если поменьше? - говорит мама.
- Тогда моллинезию? - говорю я. - Моллинезия - это маленькая такая рыбка, величиной с полспички.
И мы вернулись в магазин. Мама говорит:
- Почем у вас эти моллинезии? Я хочу купить десяток таких малюток, для живого уголка.
А продавщица говорит:
- Рубль пятьдесят штучка!
Мама взялась за голову.
- Это, - сказала мама, - я и представить себе не могла! Пойдем, сынок, домой.
- А моллинезии, мама?
- Не нужно их нам, - говорит мама. - Пойдем-ка домой. А моллинезии, ну их… Они кусаются.
Но все-таки, скажите, что мне принести в живой уголок? Мыши кончились, а рыбки кусаются. Одно расстройство!
Когда мне было всего шесть лет, я получил от папы в день моего рождения не совсем обычный подарок. На моем столике я нашел рано утром маленький аквариум с золотой рыбкой. Он был похож на стеклянную коробочку, нарядно отделанную по углам ноздреватым туфом. В аквариуме была удивительно чистая вода, песок и камешки на дне и веточки зеленых растений… Но лучше всего была сама рыбка. Я как сейчас помню ее. Спереди красно-золотая, с серебряным хвостом, она бойко плавала у стекол аквариума. Рыбку я назвал Шутиком, и она долго жила у меня.
Начиная с красивого Шутика, в моих аквариумах перебывали многие десятки различных рыбок, и чужеземных и наших.
Сколько я себя помню на протяжении своих школьных и студенческих лет, всегда у нас дома жили различные зверки, черепахи, ящерицы, птички, рыбы.
Были даже такие редкости, как лемур - полуобезьяна с Мадагаскара, которую привезли мне в подарок из Одессы. Лемур жил у нас несколько лет. Это был ручной и тихий зверок. Он мирно грелся на солнышке и любил сидеть рядом со среднеазиатской курочкой - саджей, спрятав маленькие ручки под ее крылья.
Мой лемур .
Эта странная дружба продолжалась, пока саджа не погибла. Жили у меня белочки, такие ручные, что их можно было спрятать в карман или за пазуху. Забавный толстый байбак бегал у нас по комнатам, и, когда я приходил из школы, он бежал навстречу, а затем, обняв лапами мою ногу, смешно волочился по полу, не желая отстать.
Все это четвероногое, пернатое, чешуйчатое население требовало много хлопот и внимания. Надо было каждый день чистить клетки, убирать сор из аквариумов, задавать всем корм, проверить, не болен ли кто-нибудь из питомцев.
Были и дни огорчения, когда погибала рыбка или умирал чижик. Но зато сколько часов большой радости, серьезного интереса доставляли мне животные!
Если ты тоже любишь животных, держи их дома и наблюдай. Нет, конечно, необходимости заводить целый зоосад, и не всегда это в небольшой квартире возможно. Но иметь одного - двух зверков, птичку в клетке или банку с рыбками я тебе очень советую. Много места тебе не нужно: часть окна, чтобы можно было поставить на нем твои аквариумы, и столик у стены для садков и клеток.
Если ты будешь держать свое живое хозяйство в порядке, твой живой уголок только украсит комнату и будет занимать ребят и взрослых.
Ухаживая за своими питомцами, ты научишься лучше узнавать их, поймешь, что и как нужно им в жизни, и тебе захочется и дальше изучать жизнь природы. К наблюдениям дома ты прибавишь походы в лес, в поле, на ближайший пруд с сачком и банками, и каждое такое путешествие будет не простой прогулкой, но еще шире раскроет перед тобою увлекательный мир живой природы. Если твой интерес не случаен, если изучение природы глубоко тебя интересует, ты будешь потом увлеченно работать и в школьном кружке юннатов, сообща с товарищами исследуя жизнь растений и животных.
Кто знает, что ждет тебя впереди! Может быть, ты станешь ученым-путешественником и будешь исследовать животный мир нашей великой Родины в ее самых отдаленных уголках. Такая работа ученых-зоологов очень нужна, чтобы помочь людям лучше бороться с вредными животными, чтобы полностью использовать все богатства животного мира.
И тогда, уже взрослым человеком, ты с благодарностью вспомнишь свои первые банки-аквариумы и чирикание зеленого чижика в клетке над столом, где ты готовил свои школьные уроки.
Заботы хозяина живого уголка
Живое животное не игрушка. Оно требует внимания, ухода, ему каждый день нужна пища. Если небрежно относиться к нему, дело кончится плохо, и, подойдя утром к клетке, ты увидишь лежащую на ее дне ножками вверх мертвую птичку. В запущенном аквариуме рыбки покрываются грибком, перестают плавать и погибают.
Помни, что если ты завел у себя животное, - за ним нужно ухаживать тщательно и аккуратно изо дня в день.
Домашний живой уголок требует повседневной заботы по уходу за его обитателями. Поэтому не увлекайся и не заводи разом слишком много животных. Одна - две клетки, пара банок с рыбками и другими водными обитателями, - более обширное живое хозяйство тебе не осилить.
Ухаживать за животными надо два или три раза в день. Утром, уходя в школу, задай зверкам или птицам первую порцию корма. Днем, после уроков, ты свободнее. В это время неплохо отвлечься от книг и задач и можно выполнить все основные работы по чистке, кормлению, устройству твоих животных. Днем удобно заниматься их приручением и ставить различные опыты.
Наконец, вечером, перед сном, некоторым зверям (ежу, кролику, белой мыши) надо дать еще немного корма.
Кроме ежедневного ухода твой живой уголок потребует от тебя и других хлопот. Тебе принесли нового зверка - надо приготовить для него клетку по его привычкам и потребностям. Летом в воскресный день ты сходил с товарищем на пруд и принес банки, полные разной живности, - все это надо разместить и устроить, чтобы поход не пропал напрасно.
Работа по постройке клеток заставит тебя научиться обращению с пилой, молотком, сеткой и проволокой. Для гусениц надо склеить садок. А умеешь ли ты приладить к картонной коробочке фотографические стекла, сделать сетчатую крышечку, вкладное дно для песка? Все это требует определенных навыков ручной работы, обращения с картоном, стеклом, клеем.
Попроси домашних выделить тебе полочку в шкафу и храни там свои инструменты - молоток, ручную пилку, стамеску, клещи, большие ножницы, - клей, а также коробки, банки из-под варенья, марлю, сетку и прочее, что может понадобиться в твоем хозяйстве. Инструменты и материалы надо держать в порядке на определенных местах, чтобы не искать их в нужный момент.
Не смущайся, если вначале не все пойдет гладко и твои первые изделия будут не совсем красивы. Со временем опыт придет к тебе. «Дело мастера боится», - надо только, чтобы мастер не боялся его.
В этой книжке описано, как ухаживать, держать в неволе, у себя дома, некоторых водных животных, зверков, птиц, ящериц, лягушек, насекомых. Вероятно, тебе встретятся и другие животные. Если ты захочешь их наблюдать и держать у себя, посоветуйся с учителем и уже сам прочитай про их жизнь и привычки в книгах.
Свою работу веди не в одиночку. Делись наблюдениями с товарищами. Вдвоем и втроем легче строить клетки и веселее ходить на ловлю животных. Прими участие в школьном кружке юных натуралистов. На собраниях кружка ты сможешь рассказать о сделанных дома наблюдениях другим товарищам, показать им свои коллекции и рисунки. В живом уголке школы ты найдешь и новых для тебя животных, сможешь ухаживать и наблюдать за ними.
МОЙ АКВАРИУМ
Несколько слов об аквариуме
Необычайно разнообразна жизнь в воде. В пруду, в канаве, в небольшой яме с водою живет множество различных животных: крошечных рачков и длинных пиявок, тяжелых улиток, малых и больших жуков. А в пруду можно поймать даже карасика или золотистого линя и яркого, нарядного тритона.
Наблюдать жизнь водных животных с берега трудно, и в мутной воде увидишь не так много. Зато в банке с водой или в четырехугольном аквариуме она будет вся перед твоими глазами. Ты можешь увидеть, как плавают и дышат рыбки, как жадно хватают они корм. Вот медленно ползет улитка-катушка, соскребывая своим язычком зеленые водоросли со стекла, вот, словно брошенная в воду лента, извиваясь вверх и вниз, плывет пиявка.