Исследовательская работа дошкольника лес наше богатство. Проектно-исследовательская работа "Как сохранить леса?"
Наталья Имамова
Экологический проект «Лес-наше богатство»
Информационная карта проекта группы№1 .
1. Полное название проекта : «Лес- наше богатство » .
3. Продолжительность проекта : средней продолжительности.
4. Тип проекта : познавательно-исследовательский.
5. Участники проекта : педагоги, дети, родители.
6. Возраст детей : 3-7 лет.
7. Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект : «Сломанный стул» - не бережное отношение к мебели.
8. Цель проекта : Донести до сознания детей, что лес – наше богатство . Активизировать знания детей, учить использовать их в жизни и деятельности. Сформировать представление о том, как труден «Путь стула в детский сад» (представление о дереве, как материале для строительства) .
9. Задачи проекта :
Для детей :
Образовательные : выявить проблему; формировать умение самостоятельно анализировать полученные результаты; формирование коммуникативных навыков; систематизация знаний об лесе, иго обитателей, растительности.
Развивающая : развивать познавательно-исследовательскую деятельность через экспериментирование;
Воспитательная : воспитывать бережное отношение к лесу, их обитателям.
Для педагога : Учить детей понимать, что лес – наше богатство . Познакомить детей с деревом, как материалом, профессиями людей деревообрабатывающей промышленности, изделиями из дерева. Развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края, о природном разнообразии страны. Формировать бережное отношение к природе, побуждать желание охранять её от разрушений, а при необходимости восстанавливать. Воспитывать бережное отношение к растительности леса, к его лесным жителям. Учить соблюдать правила поведения в лесу, понимать последствия экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений) . Развивать творческие способности (умение видеть «в обычном необычное» , мастерить поделки из природного материала). Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства.
Актуальность :
Деревья (лес) очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые - дают вкусные съедобные плоды. Спиленное дерево - это строительный материал : из высушенных стволов делают доски, фанеру, мебель, игрушки, бумагу. Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь. Надо охранять деревья, заботиться о них, иногда ласково с ними разговаривать, а весной вместе с родителями сажать молодые деревца. Поэтому охранять природу - и значит беречь не только животных, но и её растительность! Давайте, сохраним наши леса!
10. Форма проведения : Презентация проекта «Лес – наше богатство » .
11. Название итогового мероприятия : НОД «Путешествие в лес» .
12. Формы работы : НОД на тему : «Как узнать растение» , «Деревья нашей местности» , «Мы – защитники природы!» , «Лес в жизни человека» .
Беседа : «Как стул появился в детском саду» , «Больное дерево» , «Растение – земли украшение (по пословицам) ».
Чтение художественной литературы, просмотр видео сюжетов, мультфильмов, (Подборка специального материала на дисках) . Просмотр слайдов : «Наш лес» , «Что нам даёт природа?» , «Изделия из древесины» и др.
Наблюдение «Наблюдение за деревьями на участке и в детском саду.
Опыты : «Свойства и качества дерева» , «Плавает - тонет» .
Индивидуальные беседы : , «Маленькие помощники» , «Дятел – лекарь леса» , «В лесу пожар» .
Рисование «Сосна» , «Берёза» , «Ель» , (в разные времена года) ;
Аппликация «Ветка вербы» , «Ёлочка» , «Смешанный лес» ; коллективная работа «Березовая роща» .
13. Продукты проекта :
Для педагога : создание плакатов, фотовыставки, консультации.
Для родителей : изготовление плакатов, альбомов.
14. Ожидаемые результаты : по проекту :
Для детей : ведение конструктивной беседы в процессе совместной деятельности; систематизация знаний о лесе, его обитателях, растительности; систематизация знаний об лесе, его обитателях, его растительности, о причинно-следственных связях экологического состояния Земли ; обогащенный словарь по теме ; наличие у ребенка системных знаний о лесе, его обитателях, растительности.
Для педагога : удачное сотрудничество с родителями; новая предметно-развивающая среда; заинтересованные дети с новым экологическим сознанием .
Для родителей : возможность активного участия в образовательном процессе.
Системная паутинка по проекту «Лес – наше богатство » .
Образовательные области
Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие
Д/и «Что хорошо, а что плохо» , «Природа и человек» , «С какой ветки детки» , «Прилетели птицы» и т. д.
Сюжетно – ролевые игры : «В аптеке» , «В мебельном магазине» и т. д.
Беседы : «Как сохранить лес?» , «Поможем жителям леса» , «Как красив наш лес» , «Как вести себя в лесу во время грозы?» и т. д. Рассматривание различных альбомов : «Деревья» , «Дикие животные» , «Ягоды» , «Грибы» , «Цветы» ит. д.
Беседы : «Благодарит и сердится природа» , «Маленькие помощники» , «Дятел – лекарь леса» , «В лесу пожар» .
НОД : «Как узнать растение» , «Деревья нашей местности» , «Мы – защитники природы!» , «Лес в жизни человека» .
Наблюдение «Наблюдение за деревьями на участке и в детском сад
Опыты : «Свойства и качества дерева» , «Плавает - тонет» .
Речевое развитие
НОД : Рассматривание картины В. Бакшеева «Голубая весна;
Грицая «Подснежники» ;
И. Шишкина «» Корабельная роща»,
«Утро в сосновом бору» ;
Л. Бродской «Апрель» ;
Ю. Васнецова «Цветущий луг» , «Иван Цареевич на сером волке» и т. д.
Д/и «Вершки-корешки» ; «Найди картинке место» , «Кто как голос подаёт» , «Один и много» .
Лото «В мире растений» , «В мире животных» и т. д.
Разучивание потешек : «Дождик, дождик, веселей» , «По дубочку постучишь, прилетает синий стриж» .
Разучивание стихотворений : Я. Акима «Апрель» , Ф. Тютчева «Весенние воды» , А. Пушкина «Ель растет перед дворцом» и т. д.
Разгадывание и составление загадок.
Чтение волшебных сказок : «Иван Царевич и серый волк» , «Лиса и кувшин» и т. д.
Чтение прозаических произведений : В. Бианки «Сова» , Ю. Коваль «Заячьи следы» , М. Пришвина «Лисичкин хлеб» , Е. Чарушина «Что это за зверь?» и т. д.
Чтение сказок о социальной действительности и нравственных ценностях : С. Маршак «Двенадцать месяцев» , А. Толстого «Девочка и грибы» и т. д.
Физическое развитие Художественно – эстетическое развитие
П/и «Бездомный заяц» , «Волк во рву» , «Лягушки и цапли» , «Медведи и пчелы» .
Физминутки, релаксационные упражнения под звуки природы.
Беседы : «Съедобные и несъедобные грибы» , «Путешествие в мир растений» и т. д.
Рисование «Сосна» , «Берёза» , «Ель» , (в разные времена года) ;
Аппликация «Ветка вербы» , «Ёлочка» , «Смешанный лес» ; коллективная работа «Березовая роща» .
Слушание музыкальных произведений : Чайковского «Времена года» , «Звуки природы» , «Пение птиц» , «Голоса диких животных» .
Этапы реализации проекта
информационно-подготовительный Анкетирование родителей по проблеме;
Обсуждение целей и задач проекта с участниками проекта ;
«Банк идей» (поиск, изучение эффективных технологий и методик в области развития экологического сознания у детей и взрослых);
Создание условий необходимых для реализации проекта ;
Подходы к взаимодействию с родителями.
Обоснование, предсказание путей реализации проекта .
основной
(практический) Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по развитию экологического сознания у детей ;
Совершенствование предметно-развивающей среды в группе (экологический центр , информационный стенд) ;
Проведение серии занятий с детьми по развитию представлений о лесе;
Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по проблеме.
Заключительный Разработка результатов по реализации проекта .
У страны есть богатства немалые,
Недр земных не учесть чудеса,
Но важней очень многих, пожалуй,
Для дыханья Земли – леса!
В них здоровья и мудрости кладези,
В них несказанная краса,
В них источник естественной радости,
Это – жизни основа - леса!
Целевая группа : Дети подготовительной к школе группы, их родители.
Масштаб : Сентябрь 2011 г. – май 2012 г.
Основание для разработки
Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Этот чрезвычайно важный аспект экологии не может остаться в стороне от участия педагогов.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности ребенка, его экологической культуры и экологического сознания.
Лес, как большая экологическая система, предоставляет для этого огромные возможности. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние лесов Татарстана. Этому способствуют лесные пожары, вырубки, выпас скота, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов и т.д. Для того, чтобы лес был здоровым и красивым нужно гарантировать ему защиту.
Проблема заключается в отсутствии экологической культуры и природоохранного сознания.
Причины этому следующие:
- Недостаток научных знаний о природе.
- Несформированность экологического сознания у детей и родителей.
- Отсутствие системы непосредственного общения с природой (экскурсии, прогулки в природу).
Цель :Развитие у детей осознанно-нравственного отношения к лесу, как к экосистеме.
Задачи :
- Формировать у детей элементарные экологические знания о лесе.
- Дать представления о последствиях неправильного отношения к лесу.
- Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к лесу у детей и взрослых.
Стратегия и механизмы реализации
Реализация проекта осуществляется в течение учебного года и представляет собой:
- Сбор и анализ первичной информации по данной проблеме. Изучение и переработка практического материала в изучаемых публикациях.
- Создание творческой группы (воспитатель, старший воспитатель, музыкальный руководитель, библиотекарь) для разработки различных методических рекомендаций, материалов для консультации с родителями.
- Первоначальная диагностика детей и анкетирование родителей по проблеме.
- Составление перспективного плана, конспектов.
- Проведение серии занятий, экскурсий.
- Создание условий в предметно-развивающей среде группы.
- Совместные формы работы с родителями.
Реализацию проекта осуществляют дети под руководством педагога и с помощью родителей.
Материальные затраты :
- Познавательная литература;
- Художественные и изобразительные средства: бумага для оформления консультации, сценария, альбома, рисунков; фломастеры, краски, гуашь.
Ожидаемый результат :
- Сформировавшиеся элементарные экологические представления о лесе.
- Осознанное отношение к природе Татарстана.
- Сформировавшиеся представления о том, что сохранность природных объектов – обязанность человека.
- Активное участие (предположительно 92%) родителей в реализации проекта. Понимание родителями важности бережного отношения к лесу.
Трансляция опыта : Презентация результатов проекта:
- Знакомство с идеями опыта на методическом объединении воспитателей района;
- Открытые мероприятия с детьми и родителями группы.
Дальнейшее развитие проекта: Использование проекта по ознакомление с другими экосистемами.
Этапы реализации проекта
Этапы | Содержание работы | Срок | Ответственный |
1 этап информационно-подготовительный |
Анкетирование родителей по проблеме; Обсуждение целей и задач проекта с участниками проекта; «Банк идей» (поиск, изучение эффективных технологий и методик в области развития экологического сознания у детей и взрослых); Создание условий необходимых для реализации проекта; Подходы к взаимодействию с сотрудниками лесничества, родителями. Обоснование, предсказание путей реализации проекта. |
сентябрь | Руководитель проекта, воспитатели |
2 этап основной (практический) |
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по развитию экологического сознания у детей; Совершенствование предметно-развивающей среды в группе (экологический центр, информационный стенд); Проведение серии занятий с детьми по развитию представлений о лесе; Родительский всеобуч (просвещение родителей по вопросам природоохранительной деятельности человека); Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по проблеме. |
октябрь-апрель | Руководитель проекта, воспитатели |
3 этап Заключительный |
Разработка результатов по реализации проекта. | май | Руководитель проекта |
График проектных мероприятий
№ | Задача | Мероприятия | Срок | Ответств. |
1. | Формировать у детей экологических знаний о лесе. | Познавательное занятие «Удивительный лес» (расширять знаний о лесах Татарстана, представителях флоры и фауны); | ноябрь | Воспитатели |
Познавательное занятие «Лес и мы» (уточнить знания детей о разных видах леса, воспитывать осознанно-бережное отношение к природе родного края) | февраль | Воспитатели | ||
Выставка семейных коллажей «Лес – мой зеленый друг» (расширять кругозор и представления детей о лесе); | декабрь | Воспитатели Родители |
||
Познавательное занятие «В гости к деревьям» (продолжать знакомить детей с особенностями разных видов деревьев, взаимосвязи растений с окружающей средой); |
январь | Воспитатели | ||
Викторина «Мы – друзья леса» (развивать познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, воспитывать экологическую культуру детей); |
март | Воспитатели | ||
Творческое рассказывание «Прогулка в лес» (уточнить умение детей в рассказах отражать свое отношение к миру природы); | апрель | Воспитатели | ||
Консультация для родителей «Экологические игры с детьми на прогулке в лесу» (привлечь родителей к проблеме воспитания у детей любви к природе) |
март | Воспитатели | ||
2. | Познакомить с правилами поведения в природе. | Экскурсия в лес (познакомить детей с профессиями, связанными с лесом, научить детей поведению в лесу); |
октябрь | Воспитатели Родители |
Познавательное занятие «Как вести себя в природе» (изучить с детьми нормы и правила поведения в природе, побуждать детей к фантазии); |
ноябрь | Воспитатели | ||
Познавательное занятие «Прогулка в лес» (прививать детям культуру поведения в лесу; учить бережно относиться ко всему, что там растет и живет); |
декабрь | Воспитатели | ||
Познавательное занятие «Путешествие в зимний лес» (уточнить знания детей о профессии лесника, углубить у детей чувство причастности к окружающему миру, |
февраль | Воспитатели | ||
Составление альбома «Правила поведения в лесу» (закреплять знания о правилах поведения в лесу); |
январь | Воспитатели Родители |
||
Рисование на тему «После отдыха в лесу» (развивать умение отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы); |
февраль | Воспитатели | ||
Чтение художественной литературы (прививать любовь к природе средствами художественной выразительности); | октябрь-май | Воспитатели | ||
Советы родителям «Правила поведения в лесу» | февраль | Воспитатели | ||
3. | Дать представления о последствия неправильного отношения к лесу. Формирование экологической культуры. |
Совместная прогулка в лес вместе с родителями (наблюдение примеров неправильного отношения к лесу); | апрель | Воспитатели Родители |
Развлечение «Здравствуй, наш зеленый лес!» (закрепление умений детей замечать отрицательное воздействие человека на природу и умение исправлять их); | апрель | Воспитатели | ||
Акция «Вырасти зеленого друга» (посадка саженцев кустов, деревьев); | октябрь | Воспитатели Родители |
||
Встреча с работником лесничества города (знакомство с примерами нанесения вреда лесу) | январь | Воспитатели Работник лесничества |
||
Экологическое развлечение с детьми и их родителями «Мы идем в поход в лес» (привлечение внимания детей и их родителей к проблеме охраны окружающей среды, формирование экологической культуры). |
май | Воспитатели Родители |
Список литературы :
- Жильцова Н.М Большая энциклопедия для дошкольников «Красный Пролетарий», 1998.
- А.С. Степановских Охрана окружающей среды – М.: Юнити, 2003.
- Добро пожаловать в экологию: часть 2. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы, – М.: АРКТИ, 2004.
- Дошкольникам о Татарстане/ учебно-методическое пособие. Богомолова М.И., Шарафутдинов З.Т., – Набережные Челны, 2004.
- Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие (под ред. Л.Н. Прохоровой, – М.: АРКТИ, 2004.
- Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы, – М.:: АРКТИ, 2004.
- Ю.В. Новиков Природа и человек – М.: Просвещение, 2006.
- Красная книга Республики Татарстан (животные, растения, грибы). Щеповских А.И. Издание второе. – Казань. Издательство «Идел -Пресс», 2006.
- Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания С.Н. Николаева, – М.: ООО Фирма Издательство АСТ, 2008.
- Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова Сценарии занятий по экологическому воспитанию – М.: ВАКО, 2008.
Цель проекта: Воспитывать бережное отношение и любовь к родному краю; желание принять посильное участие в охране и защите природы
Сформировать представления учащихся о лесе как природном сообществе:
Идея проекта "Лес – это не только деревья, а растения и животные обитающие в нем. Берегите лес – наше богатство!"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта
по окружающему миру
«Жизнь леса»
2012
Название проекта | «Жизнь леса» |
Учитель начальных классов Рафикова Р.К. |
|
предмет | |
класс | |
вид проекта | Информационный (самостоятельно выполненное изделие) и его публичная защита. |
по количеству участников | индивидуальный |
по продолжительности | средней продолжительности (2 недели) |
по месту проведения | внеурочный |
по количеству предметов | монопроект |
Цель проекта | Сформировать представления учащихся о лесе как природном сообществе: Формировать представления о роли леса в жизни человека, его обитателях. Воспитывать бережное отношение и любовь к родному краю; желание принять посильное участие в охране и защите природы. |
Использование ИКТ | Создание индивидуальных презентаций |
Какие компетенции формируются и развиваются в ходе проекта | Общекультурные, информационные, учебно-познавательные, коммуникативные. |
Этапы проекта |
||
этап | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Определение цели проекта и названия. | Знакомство с темой и целью проекта. Уяснение проблемы. | Сообщить тему и цель проекта. Формулирование проблемных вопросов. |
Работа над проектом. | Сбор материалов. | Оказание помощи в подборе необходимых источников информации. |
Оформление результатов. Презентация | Оформление презентаций | Оказание помощи в оформлении результатов проекта. |
Проведение проекта | Защита своих работ. | Организует проведение защиты и подводит итоги. |
Оборудование: интерактивная доска, проектор, плакаты с изображением лесов (хвойных, лиственных), плакат-кроссворд, памятки для учащихся, презентации учащихся и учителя
" Лес - богатство и краса, береги свои леса!" - пословица
Используется презентация учителя
Ход проекта
Слайд 1
"Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт,
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем." (Лес)
Сегодня мы поговорим о лесе.
Слайд 2
Здравствуй, лес. Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе и серебре?
Слайд 3-5
Леса бывают разные. Много песен, стихотворений сложено про красавицу березку, а лес, где растут березы, называется березовым или (березняк).
А как назовем лес, где растут ели? (ельник) Сосны? (Сосняк.) Дубы? (Дубрава.).
И березовый, и дубовый лес иначе называют … лиственным.
Как вы думаете: что такое смешанный лес? (Лес, где рядом растут разные породы деревьев - сосны, березы, осины, ели, кедры и т.д.
(Проект о смешанных лесах представляет Бикбаев Эмиль )
Так какие бывают леса?
Лиственные хвойные смешанные
А лес, где преобладают хвойные деревья (ель, кедр, сосна) – называется тайгой.
Лес - это не только много деревьев. Это звери, птицы, насекомые.
Проект подготовила Кузяева Рамзия (сообщение о насекомых)
Слайд 6
А теперь отгадываем загадки и узнаем о животных:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут ее ………(лиса)
Зимой беленький, а летом серенький.
(заяц)
Он, как елка, весь в иголках,
Ловит ловко страшных змей.
И хотя он очень колкий,
Обижать его не смей.
Он в лесу живет, но вхож
И в сады отважный ……..(ёж).
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех...
(волк )
Моет в речке свою пищу,
Чтоб она была почище,
Лишь потом отправит в рот.
А чистюля тот - ... (енот )
Веревка по земле ползет,
Вот язычок, открытый рот,
Всех укусить, готова я,
Всё потому что я... (змея )
У него в полосках спинка,
Хвостик легкий, как пушинка.
Все запасы, как в сундук,
Прячет в дупла... (бурундук )
В одежде богатой,
Да сам слеповатый,
Живет без оконца,
Не видывал солнца.
(крот)
Отгадывание кроссворда (проект подготовил Абайдуллин Тимур)
По горизонтали: 1. Вот так рыжая плутовка! След свой заметает ловко! 2. Этой птице по ночам не спится К утру домой воротится большеглазая охотница. 3. Большой, коричневый, лохматый. Неуклюжий, косолапый. 4. Любитель жёлуди искать И спину о корягу почесать. По вертикали: 1. Он длинноногий и рогатый И говорят о нем: сохатый. 2. Фыркает четвероножек, Маленький, колючий... 3. По лесу серый хищник ходит. На зайцев ужас он наводит. 4. Трусишка этот летом - серый. Ну а зима придёт - он белый. Лес - это насекомые. Он в траве, своей дорогой, Шевелились у цветка Все четыре лепестка. Я сорвать его хотел, Он вспорхнул и улетел (БАБОЧКА ) Лес – это птицы. Желтогрудая летает птичка И акробат прекрасный. (дятел) Еще посмотрим презентацию о жизни в лесу (подготовила Батраева Алсу) Лес - это мир, полный загадок и тайн. Лес – это богатство России. А сколько в нём разнообразных растений! Летом мы собираем в лесу красную и чёрную смородину, малину, ежевику и бруснику. Много в нашем лесу разных грибов. В нашем лесу растёт много лекарственных трав: толокнянка, кровохлёбка, тысячелистник, крапива, пижма, зверобой и многие другие растения. (иван –да-марья, кислица, ромашка) Лес – это зелёная лаборатория: он вырабатывает кислород, улавливает газы и пыль. Лес - источник здоровья, его называют лёгкими нашей планеты. |
Слайд 7-8 - Россия занимает первое место в мире по количеству лесов. Это огромное богатство нашей страны и наш народ бережёт и охраняет это богатство. Самое страшное для наших лесов - это пожары. Лесные пожары уничтожают огромные территории лесов. Все пожары в лесу происходят из-за какой-то внешней причины, но чаще всего по вине человека.
Учащиеся раздают памятки.
Причины пожаров:
- брошенная горящая спичка, окурок;
- охотник выстрелил, пыж начал тлеть и загорелся;
- люди разводили костёр в местах с сухой травой;
- весенний пал травы;
- хозяйственные работы в лесу;
- осколок стекла сфокусировал солнечные лучи как линза и зажёг сухую траву;
- от замыкания высоковольтной линии;
- от вспышки молнии.
Памятки
Каждый человек должен знать, как вести себя если попал в зону пожара.
1. Если пожар только начинается, его можно сбить зелёными ветками или забросать землёй.
2. Если пожар сильный, надо как можно быстрее покинуть опасное место и сообщить о пожаре. Уходить от пожара надо навстречу ветру по дорогам, по берегу реки или ручья.
3. При сильном задымлении рот и нос надо прикрыть мокрой повязкой-полотенцем, одеждой.
4. Безопасным местом может служить поле, берега реки или озера.
5. Дети к тушению пожара не допускаются.
Как разводить костёр.
1. Дети не должны разводить костёр одни, без взрослых.
2. Рядом с костром не должно быть предметов, которые могут загореться.
3. Нельзя разводить костёр под деревьями.
4. Перед разжиганием костра надо приготовить топливо.
5. Костёр надо разводить на старом кострище.
6. Если его нет, то лопатой надо снять дёрн и разводить костёр в образовавшейся ямке.
7. Нельзя разжигать костёр зажигалкой.
8. Обязательно наблюдать за горящим костром!
9. Уходя, надо погасить костёр: залить водой или засыпать песком, а снятый дёрн положить на место.
Памятка - как вести себя в лесу.
1. В лес дети ходят только в сопровождении взрослых.
2. Костёр разводят только взрослые, они же готовят и обед.
3. Дети играют только на поляне, играть около костра опасно.
4. В лесу не ломать веток, не рвать цветов, трав,
5. Не разорять птичьих гнёзд, не брать из гнезда птенцов,
6. Осторожно вести себя на берегу ручья и у озера.
7. Убирать после себя мусор: бумагу сжигать на костре, а банки и бутылки класть в ящики для мусора.
8. Костёр заливать водой или засыпать песком.
9. Помни! После тебя на этом месте будут отдыхать другие люди. Храни красоту нашего леса!
Список использованной литературы
1. Ивченкова Г.Г., Потапова И.В. «Окружающий мир, 2 класс» ООО «Издательство Астрель». 2011
2. ЕлкинаН.В. Тарабарина Т.И. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития,
4. Варли К., Майлз Л. География: Энциклопедия. М: Росмен, 1994
Наталья Коньшина
Экологический проект «Лес - наше богатство»
Проект «Лес - наше богатство !»
«У страны есть богатства немалые ,
Недр земных не учесть чудеса,
Но важней очень многих, пожалуй,
Для дыханья Земли – леса!
В них здоровья и мудрости кладези,
В них несказанная краса,
В них источник естественной радости,
Это – жизни основа - леса!»
Актуальность :
Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Большинство людей считают лес источником продуктов жизнедеятельности или местом отдыха. И мало, кто задумывается о дальнейшей судьбе леса, о его обитателях, да и том, что вообще в лесу есть множество разнообразных жителей. После отдыха людей в лесу остаются не затушенные костры, бутылки, мусор, вся эта негативная позиция взрослых отражается на дошкольниках, так как дети в первую очередь берут пример с родителей. Статистические данные говорят о том, что из – за нарушений правил поведения человека на природе увеличилось число лесных пожаров. Анализ результатов мониторинга освоения воспитанниками образовательной области «Познание» показал, что наши малыши не умеют устанавливать простейшие взаимосвязи между предметами и явлениями в живой природе, умеют различать только ёлку и берёзу, затрудняются в умении называть характерные изменения в природе в различное время года, наблюдения за детьми показали, что дети не умеют сохранять природу, увидев одуванчики, начинают их рвать, жуков топтать. Выявленные проблемы позволили определить причины.
Причины :
1. Несформированность экологического сознания у детей и родителей.
2. Отсутствие системы непосредственного общения с природой (экскурсии, прогулки в природу) .
3. Отсутствие у детей понимания необходимости сохранения лесов.
4. Родители не принимают участие в экскурсиях, викторинах о растительном мире природы.
Поэтому, чтобы сохранить леса здоровыми и красивыми, дающие нам кислород, красоту, тепло, предметы обихода, гарантировать лесу защиту, нам необходимо воспитывать экологическую культуру дошкольников с раннего возраста, формируя отзывчивость, любознательность, способность управлять своим поведением на природе, для этого мы разработали и реализовали экологический проект «Лес – наше богатство » , который позволит расширить и углубить представления малышей и их родителей о зелёных друзьях, которых надо беречь и сохранять, научаться соблюдать правила поведения на природе. Считаем, что данный проект своевременный , так как 2013год объявлен-годом защиты окружающей среды. Выявленные проблемы позволили определить цель и поставить задачи.
Цель : формирование у детей интегративных качеств : любознательный, эмоционально-отзывчивый, способный управлять своим поведением на природе через расширение представлений о лесе в различных видах деятельности.
Задачи :
1. Формировать у детей элементарные экологические представления о лесе, его обитателях.
2. Дать представления о последствиях неправильного отношения к лесу.
3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту растительного мира природы.
4. Воспитывать бережное отношение к растительности леса, к его лесным жителям.
5. Формировать понимание последствий экологически неграмотного поведения (разведение костров, уничтожение деревьев, сбора растений) через ознакомление с правилами поведения на природе.
6. Воспитывать экологическую культуру , бережное отношение к лесу у детей и взрослых.
7. Обеспечивать участие родителей в реализации проекта , озеленении детского сада, микрорайона.
Участники проекта : дети 2 младшей группы, воспитатели, родители.
Вид проекта : информационно - познавательный, творческий.
Ожидаемый результат :
Воспитанник :
Имеющий элементарные представления о лесе, его обитателях;
Понимающий, что необходимо сохранять леса;
Знающий правила поведения в природе;
Имеющий представления о последствиях неправильного отношения к лесу;
Проявляющий бережное отношение к лесу;
Проявляющий эмоциональную отзывчивость, умение видеть красоту природы, леса;
Проявляющий интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края, леса.
Родители :
Принимающие активное участие в реализации проекта (92%) ;
Понимающие важность бережного отношения к лесу;
Понимающие необходимость формирования у детей с младшего дошкольного возраста правильного поведения в лесу, развитию любви и бережного отношения дошкольников к окружающей природе.
Итоговое мероприятие :
1. Оформление фотоальбома «Наш лес» .
2. Акция «Вырасти зеленого друга» (посадка саженцев кустов, деревьев) .
3. Коллективная работа «Сбережем лес вместе» .
4. Развлечение «Здравствуй, наш зеленый лес!»
Этапы реализации проекта .
информационно-подготовительный Анкетирование родителей по проблеме.
Обсуждение целей и задач проекта с участниками проекта .
Обновление предметно - развивающей среды, необходимой для реализации проекта .
Планирование мероприятий по данному проекту .
Разработка перспективного плана по образовательным областям, цикла непосредственно образовательной деятельности, бесед, наблюдений, дидактических игр для использования в ходе режимных моментов.
Составление плана взаимодействия с родителями, специалистами.
Создание системы мониторинга. март воспитатели
основной
(практический) Внедрение в образовательный процесс проекта «Лес – наше богатство » Март -апрель Воспитатели, родители, специалисты
Заключительный Проведение итогового мероприятия.
Проведение мониторинга результатов по реализации проекта . май воспитатели
Тема проекта : «Лес - наше богатство » .
Срок реализации : с 01.03.2014г. по 31.05.2014г.
Социально – личностное развитие :
1. Вместе с ребенком совершайте прогулки по лесу. При этом обращайте внимание на деревья, растения, культуру поведения.
2. На прогулке обращайте внимание детей, что нужно бережно относиться к природе (не ломать ветки, не мусорить в лесу и т. д.) .
3. Играйте в дидактические игры «Можно - нельзя» , «Правильно - неправильно» , направленные на формирование правильного поведения в лесу.
Познавательно – речевое развитие :
1. Читайте дома детям литературные произведения о лесе.
Например, К. Ушинский «Спор деревьев» ,А. Лопатина «Липкины дары» , «Жизнь дерева» , «Зеленая страна» ,
Е. Пермяк «Русские сказки о природе» и др.
2. Загадывайте детям загадки о деревьях, лесных обитателях.
3. Составляйте вместе с ребенком описательные загадки о деревьях, животных леса.
4. Рассматривайте иллюстрации с растениями, животными леса.
5. Расскажите о профессии лесника.
6. Побеседуйте с ребенком о лесе, о том, какие деревья
растут в лесу (лиственные и хвойные, какой бывает лес
(лиственный, хвойный и смешанный, объясните, какую пользу он приносит,
чем он ценен и важен для человека, кто живет в лесу (животные и птицы) .
7. Играйте в дидактические игры. Например, д/и «С какого дерева лист» , д/и «Назови дерево» , «Кто это» .
Художественно – эстетическое развитие :
1. Вместе с ребенком выполняйте аппликации по теме «Лес» .
2. Совместно с ребенком изготавливайте поделки из природного материала.
3. Можно вместе с ребенком нарисовать картинку на тему «Лес - наше богатство » .
Физическое развитие :
Развивать двигательную активность детей через подвижные игры «Беги к дереву» , «Лиса и зайцы» .
Критерии оценки уровня сформированности интегративных качеств и экологической культуры воспитанников.
Любознательный, активный :
Высокий – ребенок, интересующийся природой, различает и правильно называет 4 вида деревьев, названия ягод и грибов.
Средний – ребенок, интерес к природе, называющий названия деревьев с помощью взрослого.
Низкий– ребенок, не проявляющий постоянного интереса к живой природе, к наблюдениям.
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на природе :
Высокий – знает и соблюдает правила поведения в природе.
Средний – называет и соблюдает правила поведения в природе совместно со взрослым.
Низкий – затрудняется в выборе и соблюдении правил поведения в природе.
Эмоционально отзывчивый :
Высокий – эмоционален в общении с природой, проявляет бережное.
Средний – под влиянием взрослого при восприятии природных объектов, явлений обсуждает. Сочувствует, сопереживает, восхищается.
Низкий – эмоциональные реакции в общении с природой слабо выражены.
МБОУ «Вышинская СОШ»
Исследовательская работа
на тему:
«Лес наше богатство!»
Выполнила: Чигирь Вика,
ученица 5 класса
Руководитель: Лазарева Н.Е.,
учитель географии
1
20152016
Оглавление
1.Введение…………………………………………………………………….3
1.1. Общий взгляд на проблему охраны лесов...............................................35
1.2. Роль и значение леса для всего живого на Земле ………………………..4
2. Исследование в моём селе………………………………………………….59
2.1. Деятельность Вышинского территориального лесничества в деле охраны
леса………………………………………………….…………………………….4
2.2. Охраняемые природные территории……………………………………….
2.3. Проблема пожаров…….………………………………....………………….5
3. Результаты и выводы …………………………………………………79
4. Заключение …………………………………………………………………….…9
5. Использованные источники ………………………………………………….910
2
Леса занимают большую часть территории ЗубовоПолянского района.
Моё родное село Выша лес окружает со всех сторон. И меня, как и любого
неравнодушного человека, волнует экологическое состояние леса на
территории моего поселения, т.к. мне не безразлична судьба моей малой
Родины.
Цель работы:
Выяснить роль и значение леса для всего живого на Земле, показать
уязвимость и беззащитность природной зоны лесов; выяснить, какие меры
принимаются работниками местного лесного хозяйства для охраны леса, с тем,
чтобы спрогнозировать его судьбу в дальнейшем.
Задачи:
1) Изучить научную литературу по вопросу роли и значения лесов.
2) Проследить статистику лесных пожаров в пределах Вышинского
лесничества и их масштабы.
3) Показать необходимость участия каждого жителя поселка в деле
охраны лесных массивов.
Актуальность работы:
Данная работа имеет познавательное и хозяйственное значение, так как
сделанные выводы позволяют задуматься о необходимости принятия мер по
охране леса на территории села и его восстановлении.
Методы исследования:
Научный (изучение необходимой литературы, анализ статей);
Социологический (опрос специалистов);
Картографическое исследование (изучение географического положения
лесов Вышинского лесничества на территории Республики Мордовия);
Составление схемы «Значение леса».
3
Сроки исследования:
Исследование проводилось с декабря 2015 года по март 2016 года.
Результаты исследования
Было выявлено, что лес – богатство, которым природа одарила наше село.
Но даже сотни тысяч гектаров могут со временем оскудеть и обеднеть, если
пользоваться им неумело и нерационально.
1. Введение
1.1. Общий взгляд на проблему охраны лесов
Охрана леса это насущная проблема современности, к которой никто не
должен оставаться равнодушным. Ведь будущая жизнь людей в полной мере
зависит от того, удастся ли нам защитить лес, а также многие виды растений и
животных от исчезновения.
Как защитить лес? Зачем нужно охранять биологическое разнообразие?
Лес, как известно, это легкие планеты Земля. Без растущих зеленых
растений человечество будет обречено на скоропостижную гибель. Людям
просто не хватит кислорода, столь необходимого им для дыхания. Также лес
является кормильцем и врачом для человека. Здесь можно найти съедобные
грибы, ягоды, орехи и разнообразные травы, обладающие целебными
свойствами.
Кроме того, в лесу на законных основаниях обитают различные виды
диких животных, птиц, рыб. Лесные прогулки полезны для здоровья людей,
находиться на лоне природы истинное удовольствие для глаз и для души.
Одним словом, лесные ресурсы являются национальным достоянием каждой
страны, поэтому следует уделять особое внимание их защите.
1.2. Роль и значение лесов.
4
1. Лес позволяет улучшить гидрорежим всех крупных и мелких
водоемов, чьи бассейны расположены на территории массивов. Защита почвы
от разрушения осуществляется как за счет видов, произрастающих в
естественных условиях, так и благодаря специальным посадкам, которые с
недавних пор все чаще используются людьми. Леса помогают сохранить
минеральный состав почвы. Стоковые воды, проходя через слои грунта,
освобождаются от вредных твердых примесей.
2. Лес – главная кладовая растительного вещества на планете. Именно
поэтому в сообществе имеется большое видовое разнообразие травоядных,
хищных и всеядных животных, которые образуют пищевые цепочки. Благодаря
этим связям в природе сохраняется равновесие. Многие лесные обитатели
являются опылителями растений, участвуют в распространении семян, помогая
представителям флоры размножаться и выживать. Звери и птицы имеют
промысловое значение в хозяйственной деятельности людей. Человек добывает
здесь ценный мех, мясо. Сегодня охота на животных регулируется законом, что
способствует восстановлению и сохранению некоторых видов.
3. Рассматривая роль леса в природе и жизни людей, нельзя обойти
вниманием потребность человека в древесине. Она всегда была велика, не стала
меньше и сегодня. Более того, в современной хозяйственной деятельности она
приобретает глобальный характер. Прогнозы, касающиеся сокращения
использования древесного сырья, не оправдываются ни в России, ни на
мировом рынке. Наметившаяся тенденция может привести к тому, что
древесина станет дефицитным сырьем, а это окажет влияние на производство
многих товаров потребления, необходимых для человека.
4. Роль леса в природе и жизни людей очень важна в период
стремительного роста городов. Терапевтическое воздействие зеленых
насаждений на организм человека доказано медиками. Именно по этой причине
дома отдыха, санатории, реабилитационные центры чаще всего располагают в
5
лесной зоне. Люди, прогуливаясь по рощам, паркам, скверам, получают
огромное эстетическое наслаждение, что приводит к улучшению общего
самочувствия.
2. Исследование в моём селе
2.1. Деятельность Вышинского территориального лесничества в деле
охраны лесов
В нашем селе вопросами охраны леса занимается ГКУ «Вышинское
территориальное лесничество». Свое исследование я провела при помощи
опроса специалистов данного учреждения. Мне были предоставлены все
необходимые статистические и картографические данные.
Мною было выяснено, что Вышинское территориальное лесничество
расположено в югозападной части Республики Мордовия, на территории
ЗубовоПолянского муниципального района. Лесничество на западе граничит с
Рязанской областью, на юге с Пензенской областью. Северная граница
проходит смежно с ЗубовоПолянским территориальным лесничеством.
В приложении 1 показано местоположение Вышинского
территориального лесничества на территории Республики Мордовия.
Вышинское территориальное лесничество организовано приказом
Рослесхоза от 27.06.2007 № 295. Общая площадь Вышинского лесничества
составляет 55791 га, в него входят 3 участковых лесничества. Структура
Вышинского территориального лесничества, площади участковых лесничеств,
приведены в таблице 1.
Структура Вышинского территориального лесничества
№№
п.п.
Наименование
участковых
Административный
район
Общая
площадь,
Таблица 1
6
лесничеств
2
(муниципальное
образование)
3
Известковское
ЗубовоПолянский
Вышинское
ЗубовоПолянский
Ширингушское
ЗубовоПолянский
1
1.
2.
3.
Всего по лесничеству
ЗубовоПолянский
Всего:
га
4
22405
17384
16002
55791
55791
Лесные земли занимают 95,8 % от общей площади земель лесного фонда;
земли, покрытые лесной растительностью – 93,7 %, что свидетельствует о высоком
уровне использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на его площади.
Нелесные земли занимают 4,2 % общей площади лесничества. Преимущественно
они представлены болотами (1,6 %), дорогами и просеками (1,0 %).
ГКУ «Вышинское территориальное лесничество» активно занимается
лесовосстановлением,
которое осуществляется в целях восстановления
вырубленных, погибших, поврежденных лесов. Лесовосстановление должно
обеспечивать восстановление лесных насаждений, сохранение биологического
разнообразия лесов, сохранение полезных функций лесов. Лесовосстановление
проводится на вырубках, гарях, рединах, прогалинах, и других пригодных для
лесовосстановления землях.
Искусственное восстановление лесов осуществляется путем создания
лесных культур: посадки сеянцев, саженцев, черенков или посева семян лесных
растений. И в этом большую помощь оказывает школьное лесничество. Члены
школьного лесничества занимаются выращиванием саженцев, принимают участие в
их посадке, уходе; проводят экологические акции, трудовые десанты.
2.2. Охраняемые природные территории.
Изучая «Лесохозяйственный регламент Вышинского территориального
лесничества», я с удивлением узнала, что на территории Лесничества имеются
особо охраняемые природные территории (ООПТ) – памятники природы, к
которым относятся:
«Дерево сосны черной». Памятник природы создан для сохранения
одиночного экземпляра редкого древесного североамериканского вида
сосны черной (возраст 80100 лет). Находится он в границах квартала 7 на
кордоне Зеленый Известковского участкового лесничества.
«Искусственный лес из лиственницы посадки 1917 года». Данный
памятник природы создан с целью сохранения самых старых насаждений
лиственницы на территории республики. Расположена охраняемая зона в
границах квартала 18 выдела 2 Известковского участкового лесничества и
занимает площадь 0,4 га.
«Сосновая роща» участок соснового леса, имеющий рекреационное
значение, занимает площадь 1,6 га. Расположена в границах квартала 59
выдела 26 Ширингушского участкового лесничества.
«Торфяное болото Большое». Данный памятник природы создан с целью
сохранения редкой в Республике Мордовия экосистемы болота низинного
типа с присутствием таежной флоры и фауны. Занимает территорию
площадью 82,0 га и расположено в границах квартала 106 выделов 13, 32,
48, квартала 107 выделов 117 Вышинского участкового лесничества.
2.3. Проблема пожаров.
Большой урон лесному хозяйству приносят пожары, которые нередко
уничтожают лесных площадей больше, чем их восстанавливают.
8
Причины лесных пожаров разнообразны. Возгорания попрежнему
происходят вблизи населенных пунктов, и основными их виновниками являются
местные жители. Неконтролируемые сельскохозяйственные палы, начало сбора
дикорастущих растений, вырубка лесов – все это способствует возгоранию.
Нельзя забывать и главную экономическую причину – низкий жизненный уровень
людей, когда грибы и ягоды являются важным источником их дохода.
Мне были предоставлены данные о лесных пожарах на территории
Вышинского лесничества с 2010 года. В этом 2010ом пожароопасном году было
зафиксировано 15 возгораний и уничтожено леса 3500 га. В 2011, 2012, 2013
годах возгораний не зафиксировано. В 2014 году – зафиксировано 1 возгорание,
уничтожено 0,5 га леса.
3. Результаты и выводы
Чтобы подвести итог сказанному, обязательно нужно упомянуть несколько
важных факторов:
1. Компоненты, образующие экосистему, тесно взаимосвязаны.
2. Леса влияют на климат Земли.
3.
Древесное сырье активно используется человеком в хозяйственной
деятельности.
4. Насаждения оказывают оздоровительное воздействие на человеческий
организм.
Как результат, мною составлена схема "Значение леса в природе и жизни
людей",