Дифференциация звуков щ речевой материал. Дифференциация звуков СЬ — Щ в слогах с разными гласными звуками
Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте ‘Дифференциация щ-сь’. У детей закрепится навык различения и четкого произношения звуков в слогах, словах; закрепится понятия: согласный звук; мягкий звук; глухой звук; продолжат учится выполнять звуко-слоговой анализ слов, составлять схемы звукового состава слов,выкладывать и читать слова со звуками Щ, СЬ.
Тема: Дифференциация звуков [Щ]-[СЬ]
Программное содержание:
- Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков в слогах, словах;
- закрепить понятия: согласный звук; мягкий звук; глухой звук;
- учить выполнять звуко-слоговой анализ слов, составлять схемы звукового состава слов;
- учить выкладывать и читать слова со звуками Щ, СЬ;
- развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.
Оборудование.
- Демонстрационный материал: звукобуквенные домики; картинки: сирень, васильки, плющ, листья, щегол, гусь, снегирь, синица, свекла, овощи, слива, апельсин, ящерица, щука, щенок, гусенок; фишки (красного, синего, зеленого цветов); буквы: ЩЕПКА, СЕТКА; таблица для чтения. Раздаточный материал: фишки (красного, синего, зеленого цветов), разрезная азбука.
Ход занятия
1. Организационный момент (придумывание слов со звуками Щ, СЬ).
2. Знакомство с темой.
Артикуляция звуков.
Характеристика звуков.
Установление сходства и различия между звуками.
3. Игра «Наоборот».
- Ся-ся-ся – ща-ща-ща
- ащ-ащ-ащ – ась-ась-ась
- Се-се-се — ощ-ощ-ощ
- Сю-сю-сю — ущ-ущ-ущ
- Си-си-си — ищ-ищ-ищ
- Сё-сё-сё — ещ-ещ-ещ
- Ысь-ысь-ысь — ящ-ящ-ящ
4. «Запомни, повтори».
а) Ся-ся-ща ща-ща-ся ась-ась-ащ ащ-ащ-ась
Ся-ща-ща ща-ся-ся ась-ащ-ащ ащ-ась-ась
Ся-ща-ся ща-ся-ща ась-ащ-ась ащ-ась-ащ
б) хвостище – усище –блестящий –освещение
стекольщик – следующий – носильщик — светящийся
5. Игра «Отгадай слово».
Ры.., ло.., ле.., помо.., ве.., пла.., плю.., укра.., ово.., бою.., бор.., мо.., купаю.., смею…
6. Звуковой анализ слов: ЩЕПКА, СЕТКА
7. Физминутка «На звук.. – выполняй!»
8. «Четвертый лишний».
- Сирень, васильки, плющ, листья – плющ.
- Щегол, гусь, снегирь, синица – щегол.
- Свекла, овощи, слива, апельсин – овощи.
- Ящерица, щука, щенок, гусенок — гусенок.
9. Чтение:
Ща, си, ящик, синица, овощ, щенок, сито, гусенок, щипцы, Ася, песенка, Максим, такси, гуси.
10. Диктант:
Ё, Е, Щ, С, О, И, Э, У, ЩА, СИ, ЩУ, СЯ, ЧАЩА, СИНИЦА.
11. Итог занятия.
Листунова Ольга Геннадьевна,
учитель-дефектолог
МБДОУ «Колокольчик»,
город Ноябрьск, ЯНАО
№ 1 Звук Щ
- Слова: щавель, щадить, щебет, щегол, щетина, щека, щеколда, щель, щенок, щепка, щеголь, щепотка, щетка, щелкать, щелка, щи, щипать, щит, щука, щупать, щуплый, площадь, роща, ущелье, пещера, ящерица, щипцы, клещи, ящик, пищать, угощать, ищейка, овощи, прощение, гонщик, идущий, кипящий, сварщик, на ощупь.
- Счет 1-10 - щеколда, щепка, ущелье, пещера, ящерица.
- Употребление увеличительных суффиксов по образцу: Кулак - кулачище, сила - силище, рука - … , сапог - … , голос - … , ремень - … , топор - … , нога - … , глаза - … , нос - … , карман - … .
- Деление перечисленных слов на слоги.
№ 2 Звук Щ
- Слова: мощность, дощатый, превращаться, прощать, прощение, вращение, сварщик, защитник, факельщик, трещина, гонщик, щупальцы, прищепка, помещение, сгущенный, освещение, счастье, счетный, считать.
- Запомни и повтори: трещина, прощение, защитник.
- Словосочетания: хищная щука, поющий щегол, пищащий щенок, тощий лещ, мощеная площадь, сгущенное молоко, дощатые полы, сытная пища.
- Спряжение в настоящ. времени (Я, Ты, Мы, Вы, Он, Они, Она): Возвращаться из экскурсии в пещеры.
Восхищаться праздничной площадью.
5. Заучивание скороговорок, выделение слов со звуком «Щ»:
Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
Ты нас, мама, не ищи: щиплем щавель мы на щи.
Щуку я тащу, тащу. Щуку я не упущу.
Щенок жалобно пищит - тащит он тяжелый щит.
№ 4 Звук Щ
Щуку тощую с реки притащили рыбаки.
Щука хищная страшней, чем страшилище Кощей.
Мы ей дали овощей и погуще жирных щей.
Щука шлепнула хвостом, словно щелкнула хлыстом,
И таким ударом крепким расщепила стол на щепки.
Притащили мы в грозу щуку тощую в тазу.
Щекотали щуку щепкой, прищемили хвост прищепкой.
Мыли щуке щеки щеткой, довели ее щекоткой.
Щука - щетку за щетину, отщипнула половину,
Расшвыряла часть вещей, пролила кастрюлю щей,
А потом как даст «леща»! мы помчались, трепеща,
Не щеколду дверь закрыли, щели щебнем завалили,
Удивились сообща: сколько слов на букву «Щ»!
№ 5 Звуки Щ-Ч
- Слова-паронимы: плач - плащ, челка - щелка, четки - щетки, помочь - помощь, печать - пищать, горячий - горящий, чадит - щадит, лечи - лещи, точу - тащу, чур - щур.
- Выделение звуков «Щ», «Ч» из слов и проговаривание их:
щенок, плечи, клещи, почка, щетки, свечки, калачи, печник, пещера, щетина, щеглята, почерк, птичница, защита.
3. Изменить слова:
Лев рычит, рычит, рычит. Лев какой? РЫЧАЩИЙ.
Пес ворчит, ворчит, ворчит. Пес какой? ВОРЧАЩИЙ.
Бык мычит, мычит, мычит. Бык какой? МЫЧАЩИЙ.
Молоток стучит, стучит. Молоток какой? СТУЧАЩИЙ.
Колокол звучит, звучит. Колокол какой? ЗВУЧАЩИЙ.
Молчать - МОЛЧАЩИЙ, бренчать - БРЕНЧАЩИЙ
№ 6 Звуки Щ-Ч
- Слова: чащоба, чаща, чище, чищенный, чистильщик, очищение, щелчок, щелочь, щипчики, счетчик, счастливчик, очищать, точильщик, часовщик.
- «Назови ласково»: щука - щучка, щека - … , вещь - … , ящик - … , щенок - … , плащ - … , чулок - … , доска - … , щель - … , щипцы - … , щетка - … , червяк - … . лещ - … .
- Измени по образцу: кулак - кулачок - кулачище, мужик - мужичок- мужичище, чердак - чердачок - чердачище, черпак - черпачок - черпачище, каблук - каблучок - каблучище, червяк - … - … , чеснок - … - … , кирпич - … - … , комок - … - … .
- Словосочетания: почтовый ящик, ночной хищник, горячие щи, врачебная помощь, копченый лещ, поющие чижи, горящая лампочка, палящие лучи, чужая вещь, журчащий ручей.
№ 7 Звуки Щ-Ч
- Словосочетания: щепотка чая, щебечущий щегол, чищенные овощи, пучок щавеля, куча щебенки, чистый плащ, почтовое извещение, плачущий человек, ученый щенок, чугунный щит, точный подсчет, сухощавый человек, чистое полотенце, овощная начинка, сочные овощи, хлопочущий чистильщик.
- Счет 1-10 - кричащий щеночек, чистая дощечка, копченая щука, сочный овощ, скучающий учащийся.
- Запомни и повтори: Чудесное угощение - копченая щука - чистое помещение - почтовый ящик. Прочный щит - молочная пища - овощная пища- колючая щетка. Чистая дощечка - скучающий ученик - птичий щебет - сочные овощи.
№ 8 Звуки Щ-Ч
1. Спряжение в настоящ. времени (Я, Ты, Мы, Вы, Он, Она, Они):
Чистить щеткой щенка.
Чистить сочные овощи для угощения.
Чистить копченую щуку для угощения.
- Предложения: Лена ищет в ящике перчатки. В пирожки положили начинку из овощей. Чаще и чище чистите зубы. Вычищенные вещи сложили в чемодан. Дрова громко трещат в печке. Луна освещает чащу. Тягач тащит вагончик. Щеглы ищут личинок.
- Вставить пропущенные слова в предложения: Внучка приготовила угощение для бабушки - чудесный торт с кремом из … молока. К столу подали … картофель и … щуку. На десерт были … яблоки. Бабушка купила внучке кофточку из … шерсти. Телега громыхала по … мостовой. В комнате стоял стол с … ножками. СЛОВА: сгущенный, копченый, моченый, мощеный, крученый, точеный, печеный.
№ 12 Звуки Щ-СЬ
- Выделение звуков «Щ», «СЬ» из слов: щука, сети, мощеный, трещина, сила, семена, щипать, гусеница, лисята, лощина, селедка, овощи, щебетать, гуща, носилки, песенка, морщинка, щеглы, пищал, ящик, карась, помощь, щепка.
- Слова-паронимы: лес- лещ, сели - щели, пласт - плащ, писать - пищать, роса - роща, плюс - плющ, весь - вещь, хвост - хвощ.
- Изменить по образцу: свистеть - свищу, рыскать - рыщу, пищать - пищу, плескать - плещу, таскать - … , грустить - … , блестеть - … , искать - … , пускать - … , чистить - … , полоскать - … .
- Закончи слово слогом ЩА или СЯ: ро(ща), Ва(ся), Лю(ся), гу(ща), бабу(ся).
Закончи слово слогом ЩИ или СИ: ве(щи), ло(си), ле(щи), гу(си), кле(щи), пла(щи).
№ 13 Звуки Щ-СЬ
- Дифференциация «Щ» - «СЬ» «Четвертый лишний»:
Сирень, васильки, плющ, листья - плющ.
Щегол, гусь, снегирь, синица - щегол.
Стекло, овощ, слива, апельсин - овощ.
Ящерица, щука, щенок, гусенок - гусенок.
Щипцы, клещи, сеялка, ящик - сеялка.
- Слова: вещество, существо, сообщение, носильщик, стекольщик, совещание, посещение, просвещение, спящий, блестящий, висящий, отстающий, строящий, пастбище.
- Изменить по образцу: коса - косища, сила - силища, слива - … , собака - … , сумка - … , сито - … , хвост - … , стакан - … , стул - … , усы - … , носы - … , волосы - … , голоса - … .
№ 14 Звуки Щ-СЬ
- Словосочетания: вкусный лещ, щедрый лес, вырастил плющ, стали пищать, осиновая роща, блестящая роса, весь сплющился, Симины вещи, свекольный борщ, тающий снег, серое вещество, щипаный селезень, сильный носильщик.
- Закончи слово: ры.., ло.., ле., помо.., ве.., пла., плю., пове.., хво., укра.., ово., бою.., бор., мо.., купаю.. .
- Вставить недостающее слово:
Стекла вставляет … (стекольщик). Вещи носит … (носильщик). Одежду кроит … (закройщик). На складе работает … (кладовщик). На подъёмном кране работает … (крановщик). Крышу кроет … (кровельщик). Кирпичи кладет … (каменщик). В бане работает … (банщик).
№ 15 Звуки Щ-СЬ
- Спряжение в настоящ. времени (Я, Ты, Мы, Вы, Он, Она, Они): Посвящать песенку возвращающейся весне.
Посещать весеннюю рощу.
Любоваться весенней рощей.
Восхищаться веселым щебетаньем птиц.
- Пословицы:
На то и щука в море, чтобы карась не дремал.
Всякой вещи своё место.
Не учи козу - сама с возу стащит.
Нос вытащил - хвост увяз, хвост вытащил - нос увяз.
Друзья узнаются в несчастье.
№ 16 Звуки Щ-Ш
- Заучивание стихотворения «Щегол »:
Целый день поет щегол в клетке на окошке,
Третий год ему пошел, а он боится кошки.
А Маша не боится ни кошки, ни щегла,
Щеглу дала напиться, а кошку прогнала.
- Признаки и действия: Щегол (какой?) краснощекий, шустрый, щебечущий, шумный. (Что делает?) Щебечет, строит жилище, ищет пищу, ловит мошек, летает и т.д.
- Распространение предложений: Ранней весной возвращаются щеглы. Ранней весной возвращаются в рощу щеглы. Ранней весной возвращаются в рощу краснощекие щеглы. Ранней весной возвращаются в рощу краснощекие щеглы и начинают строить жилища.
№ 17 Звуки Ш-Щ
- Слова-паронимы: чаща- чаша, щелк - шелк, пищу - пишу, прощу - прошу, пищи - пиши, погощу - погашу, по роще - пороша, помещать - помешать, укрощать - украшать, защита -зашито, вещать - вешать, навещать - навешать.
- Вставить звуки «Щ», «Ш»: .ар, .апка, .уба, ланды., кало.и, ко.ка, рома.ка, .ель, .епка, .енок, .ука, пла., ово.и, ви.ня, ве.и.
- Запомни и повтори: шагающий экскаватор, шумящий камыш, пишущая машинка, шуршащая мышь.
- Счет 1-10 - с этими же словами.
- Спряжение в настоящем времени (Я, Ты, Мы, Вы, Он, Она, Они): Угощать хищных зверей.
Укрощать разбушевавшуюся стихию.
Слушать дефектную речь шепелявого ребенка.
Слушать шелестящие капли дождя.
Закрепление произношения звука Щ в словах различного слогового состава.
Формирование навыков звуко-слогового анализа
Разложи картинки из Приложения 12 и слоговые «вагончики» из Приложения 2,1 Проговори все слова, разделяя их на слоги. Посчитай количество слогов во всех словах (для этого подложи ладонь под нижнюю челюсть и считай ее движения). Затем «помести» каждый объект в подходящий слоговой «вагончик».
Картинки рядом с «вагончиками» лучше раскладывать не стопками, а вертикальными рядами. Так и ребенку, и взрослому будет проще проконтролировать правильность выполнения задания.
Закрепление произношения звука Щ в словах. Формирование навыков словообразования
Послушай слова-подсказки и назови профессии. Не забудь каждый раз выделять звук Щ.
Бетон - (бетонщик). Литье - (литейщик). Парилка - (парильщик). Камень - (каменщик). Баня - (банщик). Носить - (носильщик). Пилить - (пильщик). Дрессировать - (дрессировщик). Газ - (газовщик). Искать - (сыщик). Красное дерево- (краснодеревщик). Часы - (часовщик).
Закрепление произношения звука Щ в начале, середине и конце слов. Формирование навыков звукового анализа
Возьми из Приложения 3 схемы, обозначающие позицию звука в слове. Разложи все картинки из Приложения 12 и проговори слова, выделяя звук Щ. Затем положи каждую картинку под соответствующей схемой и объясни свое решение.
Закрепление произношения звука Щ в цепочке из четырех слов. Развитие памяти и внимания
Картинки из Приложения 12 разложи тремя рядами по 4 в каждом. После того как взрослый покажет на любые 4 картинки, назови их в том же порядке. Не забывай чет- " ко произносить звук Щ.
Закрепление произношения звука Щ в словах-скороговорках
Уточни значение незнакомых слов. Четко, выделяя звук Щ, повтори каждое сочетание слов 5-6 раз в быстром темпе, сохраняя громкость и внятность произношения.
Пищащий щенок. Щебетание щеглов. Гуща от борща. Щавелевые щи. Хранилище вещей. Щуплый носильщик. Мощный щит. Плывущий купальщик. Увядающий j плющ. Бегущий хищник. Овощной ящик. Дощатое помещение. Тощий нищий. Ны-
ряющий купальщик. Вращать трещотками. Хищная щука.
Закрепление произношения звука Щ в предложениях, составленных по опорным картинкам
Разложи все картинки из Приложения 12. О каждом объекте составь интересное предложение.
Например: Товарищи гуляли в роще и слушали щебетание щеглов.
Закрепление произношения звука Щ в предложениях,
составленных по опорным словам
Мысленно соедини пары названых объектов и составь предложения, в которых будетмногозвуковЩ.
Щуки - лещи. Щетка - плащ. Щенок - ящик. Щавель - щи. Товарищ - помощь. Щеглы - роща. Пещера - щепки. Хранилище - овощи. Щавель - щи. Ящерка -
ЭТАПТРЕТИЙ
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА Щ В СТИХАХ И РАССКАЗАХ
Закрепление произношения звука Щ в чистоговорках
Четко произнеси чистоговорки 3-5 раз, выделяя звук Щ. Повтори их по ролям: взрослый - начало (Ща-ща-ща), а ты - конец (наш товарищ без плаща).
наш товарищ без плаща. |
|
наш товарищ шел в плаще. |
|
у товарищей плащи. |
|
щиплем щавель мы на щи. |
|
утром вещи я ищу. |
|
вас сгущенкой угощу. |
|
дать сгущенки вам еще? |
|
щуку я за хвост тащу. |
|
я одежду полощу. |
|
щуку я не упущу. |
|
на щенка свалился плащ. |
|
мой щенок и мал, и тощ. |
|
по забору вьется плющ. |
|
мой щеночек тащит хрящ. |
|
мне попался крупный лещ. |
Закрепление произношения звука Щ в коротких рифмовках
Не торопясь произнеси каждую рифмовку 3-5 раз, выделяя звук Щ. Повтори их в быстром темпе, сохраняя правильность и четкость произношения. Понравившиеся рифмовкизаучи.
Волки рыщут, пищу ищут.
У осы не усищи, а усики. Дятел на елке ощупал щелки.
Щуку я тащу-тащу, щуку я не упущу!
Щи да каша - пища наша.
Я лошадку не хлещу, я лошадку угощу.
Щетка, щипцы и клещи - это нужные вещи. Злой Кощей не любит щей.
Растительная пища - такая вкуснотища!
Теща угощала щами и большущими лещами. Два щенка щека к щеке грызли щетку в уголке.
Хлещет, хлещет дождь, скрылся еж под хвощ.
Блещут молнии все пуще, тучи гуще, гуще, гуще.
У топора - топорище, у кнута - кнутовище.
Ты нас, мама, не ищи - щиплем мы щавель на щи.
Ты послушай: щетки, щетки затрещали как трещотки. Щегленок головой вращал и все пищал, пищал, пищал.
Нина посчитала вещи: ящик, щетка, плащик, клещи.
Наварила щука щей, угощала двух ершей.
В темном небе звезды блещут, в темном море волны хлещут.
Закрепление произношения звука Щ в стихах
Произнеси каждую рифмовку 3-5 раз, выделяя звук Щ. Повтори их в быстром темпе, сохраняя правильность и четкость произношения. Понравившиеся рифмовки заучи.
Целый день поет щегол |
Краснощекие щеглы |
В клетке на окошке, |
И забавны, и милы, |
Третий год ему пошел, |
Щебетать щеглам не лень, |
А он боится кошки. |
Песни льются каждый день. |
А мама не боится |
|
Ни кошки, ни щегла: |
Тощий Димка всех тощее, |
Щеглу дала напиться, |
Тоще тощего Кощея. |
А кошку прогнала! |
Он не ест у нас ни щей, |
Ни борщей, ни овощей, |
|
Под кувшинками, в тиши, |
Ни сгущенки, ни лещей, |
Где не очень мелко, |
Вот и тощий, как Кощей! |
Ходят важные лещи |
|
Шириной с тарелку. |
Щука стукнула хвостом, |
Словно щелкнула хлыстом, |
|
Щуку хищную с реки |
И таким ударом крепким |
Притащили рыбаки. |
Расщепила стол на щепки. |
Щука тощая страшней, |
|
Чем страшилище Кощей. |
Закрепление произношения звука Щ в загадках
Отгадай загадки. Не торопясь, выделяя звук Щ, повтори каждую из них. Понравившиеся загадки загадай родным и знакомым.
Когтищи, усище, хвостище, а моется всех чище! (Кошка, кот.) На горе-горище стоит голенище. (Труба.)
Стоит волчище, разинув ртище. (Колодец.)
Стоит бычище, проклеваны бочища. (Изба.)
Без рук, без топорища выстроен мостище. (Лед.)
Закрепление произношения звука Щ в пословицах и поговорках
Произнеси пословицы и поговорки 2-3 раза, четко выделяя звук Щ. Попроси взрослого объяснить смысл каждого высказывания. Как ты думаешь, в каких случаях так говорят?
Тощ как хвощ. Попал как кур в ощип. Ищи ветра в поле. Гляди на вещи проще.
Не было бы счастья, да несчастье помогло1 . Еду, еду, не свищу, а наеду - не спущу. Щеголь щеголем, а рубаха холщовая.
Прощай, да не стращай.
Всякого щеголя не перещеголяешь.
Искать - ищи, а найдешь - не взыщи! Тащу-тащу, боюсь, что упущу!
Где каша да щи, там нас и ищи!
Закрепление произношения звука Щ в скороговорках
Четко произнеси скороговорки 3-4 раза, выделяя звук Щ. Говори сначала медленно, потом все быстрее, сохраняя громкость и четкость произношения.
Тощие мощи.
А кущи все гуще.
В роще не сыщешь ни щуки, ни леща.
Сколько в ящике вещей без трещотки и клещей?
Щеглиха у щегла щеголихою была.
Из-под Костромщины шли мощные мужчины1 .
Тщетно тщится щука ущемить леща, коли эта щука хищна, но тоща.
Ящерка в ящике ящерок везла, ящерка с ящиком села на козла.
Щекотали щеткою щенка, ощипали тощие бока. Тащу, тащу, не дотащу, боюсь еще, что выпущу. Щенок тащил тяжелый щит, поэтому щенок пищит.
Товарищ вытащил ящерицу из щели в пещере.
Щурка летает в гуще ветвей, щелкает в роще певец соловей.
Зубаста да тоща, плавниками трепеща, пищи на обед ища, ходит щука вокруг леща.
Щеголь-щегол над чащобой щебечет; щурится, греясь на солнышке, кречет.
Закрепление произношения звука Щ в рассказах
Четко, выделяя звук Щ, повтори сначала каждое предложение, а затем весь рассказ. После уточнения смысла текста назови все слова со звуком Щ.
Утащил щенок Бимка кость под вешалку, а тут с вешалки свалился плащ. Щенок сперва испугался, потом щенок рассердился. Тащит щенок плащ подальше от косточки, кусает его. Никому не отдаст щенок Бимка свою любимою косточку.
СЛУЧАЙ В УЩЕЛЬЕ
Группа туристов поднималась по ущелью. Вдруг трос, скрепляющий идущих, затрещал и оборвался. Один человек свалился с обрыва. Четверо туристов бросились на выручку несчастному товарищу. Его осмотрели, ощупали и осторожно положили на носилки. Скоро за пострадавшим прилетел вертолет, и врачи оказали туристу помощь.
1 СочетаниеЖЧпроизноситсякакЩ.
18. РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ СЬ-Щ НА СЛУХ И
В ПРОИЗНОШЕНИИ
Звуки СЬ - Щ ребенок смешивает не только на слух, но и в произношении
(вместо слов сияющий, щедрость мож-
но услышать сияюсий, седрощть). Од-
нако различение производных звуков СЬ - Щ требует меньше времени и усилий, чем сходных по артикуляции базовых звуков С - Ш.
ЭТАП ПЕРВЫЙ
РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ СЬ-Щ ИЗОЛИРОВАННО, В СЛОГАХ И СЛОВАХ
Дифференциация на слух и в произношении изолированных звуков СЬ-Щ
Возьми картинки-символы звуков СЬ и Щ из Приложения 1. Внимательно послу шай и запомни, как свистит баллончик (СЬ) и шипит лопнувший шарик (Щ).
По очереди показывая на обе картинки, протяжно произнеси соответствующие звуки. Повтори 6-8 раз.
Дифференциация звуков СЬ - Щ в слогах с одинаковыми гласными звуками
При затруднениях следует использовать в качестве зрительной опоры картинкисимволы из Приложения 1.
Дифференциация звуков СЬ - Щ в слогах с разными гласными звуками
Четко проговори сначала по 2, а затем по 3 слога. Проделай упражнение до тех пор, пока все слоговые ряды не будут произнесены правильно.
Дифференциация звуков СЬ - Щ в разных словах. Формирование навыков звукового анализа
Возьми картинки со звуками СЬ и Щ в названиях из Приложений 6 и 12, переверни их и смешай. Положи перед собой символы звуков СЬ и Щ из Приложения 1. Бери картинки по одной и клади рядом с символом. Назови звук СЬ или Щ, который спрятала в каждом слове.
Дифференциация звуков СЬ - Щ в словосочетаниях-скороговорках
Глядя на картинки-символы, назови звук СЬ или Щ, спрятавшийся в каждом слове. Четко проговори пары слов, уточни их значение.
Чистящие средства. Ликующие учащиеся. Вытащить беспомощного. Защищать
слабого. Осиновая роща. Мыслящее существо. Летящая сова. Мощная спина. Работающий носильщик. Тощие лосята. Ящик с семенами. Синий плащ. Васины клещи. Вырастить щавель. Зеленеющие селенья. Сверкающий светильник. Мощная стена. Ощущение счастья. Смущенный студент. Скулящий щенок. Смелый
купальщик. Щучья пасть. Лисий хвостище. Осиновая роща. Щеглы на ясене.
Повесить вещи.
Дифференциация звуков СЬ - Щ в одном слове
Четко проговори за взрослым каждое слово. Значение незнакомых слов уточни. Ее ли по одному слову ты произносишь легко, повтори их по 3-4 в быстром темпе.
Восхищение. Красильщик. Настоящий. Носильщик. Освещение. Общественность. Светящийся. Сверкающая. Сгущенный. Сияющий. Скучающий. Смещение,
Смеющийся. Спешащий. Стекольщик. Стремящийся. Счастье 1 . Усищи. Учащийся.
Хвостище. Чистильщик. Щурился. Щедрость. Щитоносец.
1 Сочетание СЧ произносится как Щ.
ЭТАП ВТОРОЙ
РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ СЬ - Щ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Дифференциация звуков СЬ - Щ в предложениях, составленных по опорным словам
Послушай пары слов и составь с ними интересные предложения.
Например: Сеня взял одежную щетку и почистил свой плащ.
Сеня - щетка. Осина - щеглы. Осень - овощи. Степан - лещи. Щука - карась. Костер - щепки. Щенок - постель. Краснодеревщик - клещи. Поселок - пло-
щадь. Угостить - щи. Ищейка - просека. Щенок - сено.
Дифференциация звуков СЬ - Щ в рассказах, составленных по предметным картинкам
Представь, что ты попал в сказочное царство Кощея Бессмертного. Мысленно объедини объекты, изображенные на рисунке, придумай и расскажи смешные истории озлом, жадномКощее.
Например: Кощей, гусь, щит, плащ. Как-то раз Кощей Бессмертный со свитой шел мимо своего дворца. Он был в длинном сером плаще, а в руках нес большущий щит. Вдруг позади себя Кощей услышал странное шипение. Испугался Кощей, присел и закрылся большущим щитом. Свита Кощея не могла удержаться от смеха, потому что Кощей испугался... гуся.
Дифференциация звуков СЬ - Щ в рифмовках
Не торопясь произнеси каждую рифмовку 3-5 раз. Затем повтори их в быстром темпе, сохраняя правильность и четкость произношения. Понравившиеся рифмовки заучи.
Сима, ищи щавель на щи!
Хищник ищет в сосняке пищу.
Веселый пес щетку принес.
У лисы - сила, у лисищи - силища.
Я лошадку не хлещу, вкусной сайкой угощу. Не вырастишь овощей - не сваришь щей.
Не накажем мы щенка - несмышленый он пока.
Не было бы счастья, да помогло несчастье1 .
Семен щепки превращал в прищепки. Соберу овощей, угощу товарищей.
Щенка в поселке я ищу, его сгущенкой угощу.
Хищная щука по днищу рыщет, себе пищу ищет.
Есть у Сильвии сынок - серый маленький щенок.
Не боюсь дождя вообще, если я хожу в плаще. Щенок дощатый ящик к себе под кресло тащит.
Из доски достанем с вами гвоздик маленький клещами.
Простынку повесим на леску, и крепко простынку на леске удержит прищепка.
Боюсь, щенка не дотащу, еще боюсь, что выпущу.
В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут. Краснощекие щеглы веселы, шустры, милы, щебетать щеглам не лень, песни слышатся весь день.
Песик Моська всех тощее, тоще тощего Кощея.
19. ФОРМИРОВАНИЕ ВТОРИЧНО ПРОИЗВОДНОГО ЗВУКАЧ
Согласный звук Ч является вторично производным от первично производного звука Щ. Формирование вторично производного звука в речи ребенка требует заметно меньше времени и усилий, чем сходных по артикуляции базового (Ш) или первично производного (Щ) звука.
Характер и количество упражнений в разделе соответствуют указанным особенностям.
ЭТАП ПЕРВЫЙ ЗВУКОВАЯ
РАЗМИНКА И СЛОГОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Знакомство с положением органов артикуляции при произношении звука Ч
Заучи, как правильно нужно произносить звук Ч.
Губы круглые, вытянуты вперед.
Зубы не сжимаем, между ними расстояние - «большая дорожка».
Язык широкий, его передняя часть высоко поднимается кверху.
Горлышко не гудит.
Сначала стучим по верхним зубам кончиком языка (ТЬ), а затем дуем на него (Щ) и делаем это быстро-быстро!
Щ – СЬ №3 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ И ТЕКСТЕ
Щ –СЬ №2 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В СЛОВАХ
Щ – СЬ №1 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В СЛОГАХ
ЩА – СЯ СЯ - ЩА АСЬ – АЩ АЩ - АСЬ
ЩУ – СЮ СЮ – ЩУ ЯЩ – ЯСЬ ЯСЬ - ЯЩ
ЩЁ – СЁ СЁ – ЩЁ ОСЬ – ОЩ ОСЬ - ОЩ
ЩИ – СИ СИ - ЩИ ЕЩ – ЕСЬ ЕСЬ - ЕЩ
ЩЕ – СЕ СЕ - ЩЕ УСЬ – УЩ УЩ – УСЬ
ЩА – СЯ – ЩА СЯ – ЩА – СЯ СЯ – СЯ – ЩА ЩА – ЩА – СЯ
ЩУ – СЮ – ЩУ СЮ – ЩУ – СЮ СЮ – СЮ – ЩУ ЩУ – ЩУ – СЮ
ЩЁ – СЁ – ЩЁ СЁ – ЩЁ – СЁ СЁ – СЁ – ЩЁ ЩЁ – ЩЁ – СЁ
ЩИ – СИ – ЩИ СИ – ЩИ – СИ СИ – СИ – ЩИ ЩИ – ЩИ – СИ
ЩЕ – СЕ – ЩЕ СЕ – ЩЕ – СЕ СЕ – СЕ – ЩЕ ЩЕ – ЩЕ – СЕ
АСЬ – АЩ – АСЬ АЩ – АСЬ – АЩ АСЬ – АСЬ - АЩ АЩ – АЩ - АСЬ
ЯСЬ– ЯЩ – ЯСЬ ЯЩ – ЯСЬ – ЯЩ ЯСЬ – ЯСЬ – ЯЩ ЯЩ – ЯЩ - ЯСЬ
ОСЬ – ОЩ – ОСЬ ОЩ – ОСЬ – ОЩ ОСЬ – ОСЬ – ОЩ ОЩ – ОЩ - ОСЬ
ЕСЬ - ЕЩ – ЕСЬ ЕЩ – ЕСЬ – ЕЩ ЕСЬ – ЕСЬ – ЕЩ ЕЩ – ЕЩ - ЕСЬ
УСЬ – УЩ – УСЬ УЩ – УСЬ – УЩ УСЬ – УСЬ – УЩ УЩ – УЩ - УСЬ
ЮСЬ – ЮЩ– ЮСЬ ЮЩ – ЮСЬ– ЮЩ ЮСЬ – ЮСЬ– ЮЩ ЮЩ – ЮЩ -ЮСЬ
Лес – лещ Роса – роща
Сели – щели Плюс – плющ
Пласт – плащ Вес – вещи
Писать – пищать Хвост - хвощ
Вещество, существо, сообщение, носильщик, стекольщик, сварщик, обещание, совещание, освещение, просвещение, спящий, блестящий, висящий, отстающий, строящий, хвостище, усищи, носище, сгущенный, настоящий, восхищение.
Дайте полные ответы на вопросы:
Что делает стекольщик?
Чем вытаскивают гвозди?
Что делает носильщик?
Кто защищает родину?
Что делают из свиной щетины?
Слова для справок: клещами, носит вещи, солдаты, вставляет стекла, щетки.
У Сени ящик. Сима варит щи. В сетях караси и лещи. Возле села роща. Осенью созревают овощи. В норе пищат лисята. На стене висит плащ. В сенях пищит щенок. У Сони щетка. У Васи клещи. Носильщик несет пассажиру вещи. Стекольщик режет стекло. На осине щегол. Был сильный мороз, щипал щеки и нос. Пролетел сверкающий самолёт. Соня собирает в роще щавель. Свиная щетина идет на щетки. В костер подбросили сухие щепки. В сетях билась зубастая щука. Часовщик починил испорченные часы. Чистильщик вычистил щеткой сапоги. В роще защелкал голосистый соловей. Сеня часто навещает больного товарища. В классе рассказывали сказку про Кощея Бессмертного.
Шура и Миша – товарищи. Они нашли щенка. Щеночек был маленький и жалобно пищал. Детям стало жаль щенка. Они взяли щеночка домой. Дома они положили в ящик ваты, а потом уложили в ящик щеночка. Зоя и Валя напоили щеночка молоком и он скоро уснул в ящике.
Я возвращался с охоты и шел по роще. Собака бежала впереди. Вдруг она уменьшила шаги и стала красться. Впереди сидел молодой воробышек. Он беспомощно растопырил свои едва прораставшие крылышки. Вдруг, сорвавшись с дерева, старый воробей камнем упал перед собакой. Он защищал свое детище. Каким громадным чудовищем должна была казаться собака. Он пищал и дрожал от страха. И все-таки он не усидел на ветке… Я поспешил отозвать смущенного пса и ушел. Я восхищался героизмом маленькой пташки.
Пословицы:
На то и щука в море, чтоб карась не дремал.
Всякой вещи своё место.
Не учи козу: сама с воза стащит.
Друзья узнаются в несчастье.
Гостю щей не жалей, а погуще лей.
Нос вытащил – хвост увяз, хвост вытащил – нос увяз.
Загадка:
Глазищи, усищи, когтищи, хвостище, а моется всех чище. (Кот)
Дифференциация Щ-Сь
- Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики.
Послушай загадку.
- Из горячего колодца через нос водица льётся (чайник).
- Мне неженки - сандалии доверчиво сказали:
«Боимся мы щекотки большой сапожной …» (щётки).
Выделение первых звуков в словах – отгадках. Уточнение произношения, артикуляции.
С и Щ - Характеристика звуков. Сравнение. Назвать сходство, отличие.
- Игра «Хитрые звуки»
Изменение слов по образцу (с перекидыванием мячика).
Измени слово так, что бы в нем звук С заменил звук Щ
- Отгадайте загадку:
Хвостом виляет, зубаста, а не лает
(щука).
Сейчас мы отправимся на озеро и узнаем кое-что о щуке.
Картинка
Физкультурная пауза.
ЩА – ЩА – ЩА | (3 хлопка, |
Коля ходит без плаща | шаги на месте) |
СИ-СИ-СИ | (3 хлопка, |
Ты скорее унеси | руки в стороны) |
ЩИ – ЩИ – ЩИ | (3 хлопка, |
Щиплем щавель мы на щи | присесть, встать) |
СОК – СОК – СОК | (3 хлопка, |
Тянем свой носок | руки на пояс, поднимать ноги) |
Закрепление звука [Щ] чистоговорки:
АЩ-АЩ-АЩ, АЩ-АЩ-АЩ: мы купили плаЩ.
ОЩ-ОЩ-ОЩ, ОЩ-ОЩ-ОЩ: кому нужна поомоЩЬ?
УЩ-УЩ-УЩ, УЩ-УЩ-УЩ: за забором плюЩ.
ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ, ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ: нам попался леЩ.
ЩА-ЩА-ЩА, ЩА-ЩА-ЩА: это пояс от плаЩа.
ЩУ-ЩУ-ЩУ, ЩУ-ЩУ-ЩУ: шапочку иЩу.
ЩЕ-ЩЕ-ЩЕ, ЩЕ-ЩЕ-ЩЕ: наш малыш в плаЩе.
ЩИ-ЩИ-ЩИ, ЩИ-ЩИ-ЩИ: мама варит ЩИ.
Скороговорки
Два щенка щека к щеке грызли щётку в уголке.
Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.
Ты нас, мама, не ищи: щиплем мы щавель на щи.
Игра «Большущие слова». Доскажи словечко
У кошки – усы, а у тигра – усиЩи.
У птички глаза, у дракона – глазиЩи.
У гномика дом, у КаЩея – домиЩе.
В баночке сомик, а в речке – сомиЩе.
Если большие, значит – зубиЩи.
Ими скрежеЩет злюЩий волчиЩе.
А динозавр здоровуЩим хвостиЩем
ТЩетно в пеЩере сметает пылиЩу.
Выучить стихотворение со звуком [Щ].
Помощник Щен
ПомоЩь требуется Жучке:
У ЩИПЦОВ сломались ручки.
В ЩЁТКЕ вылезла ЩЕТИНА.
Жучка иЩет в роЩе сына.
У собаки сын – ЩЕНОК.
ТаЩит ЩЕПОК он мешок:
От жары рассохся дом,
ЩЕЛИ ЩЕН закроет в нем.
Взял ЩЕНОК ЩИПЦИ и клеЩи,
Починил все в доме веЩи,
Для борЩа почистил овоЩи…
«Ну, какое ты сокровиЩе!-
Не нахвалится им Жучка. -
Вот тебе ЩЕРБЕТА кучка.
Ведь за помоЩь, без сомнения,
Ты достоин угоЩения!»
Работа с перфокартами
- давай вместе вставим буквы и посмотрим, что обозначают эти слова? (Профессии).
Точильщик точит ножи.
Часовщик чинит часы.
Чистильщик чистит обувь.
Дрессировщик дрессирует зверей.
Продавщица продаёт овощи.
Стекольщик вставляет стекло.
Скрипач играет на скрипке.
- У каких звуков мы с вами побывали в гостях?
- Чему мы научились? (Четко произносить и различать звуки С-Щ).