Скачать проект окружающий мир лес и человек. Конспект урока по окружающему миру на тему "Лес и человек" (4 класс)
Слайд 1.
Ход урока
I. Организационное начало.
Дорогие ребята! Сегодня в нашей школе необычный день! У нас в гостях учителя из различных школ. И я надеюсь, что им в нашей школе понравится, а вы сумеете показать, чему научились за это время. На уроке вы будете выполнять задания, давать полные ответы, внимательно слушать вопросы учителя и ответы товарищей, помогать друг другу в сложных ситуациях.
Сядьте правильно, проверьте расположение учебных принадлежностей к уроку.
Слайд 2
1.2. Сообщение темы и целей урока
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
П. Проверка домашнего задания
2.1. Дифференцированный подход
Перед тем, как перейти к изучению новой темы, хотелось бы выяснить что вы знаете о лесной зоне:
Животный мир;
Тайга;
Смешанный лес.
2.2. Работа по карточкам
Соедини стрелками деревья и лес, в котором они произрастают:
Пихта тайга
береза
Смешанный лес
липа
ольха
сосна
лиственница
Дуб
Клен
Ответ:
тайга - пихта, кедровая сосна, сосна, лиственница;
смешанный лес - пихта, береза, ольха, сосна, лиственница;
широколиственный лес - липа, дуб, клен.
2.3. Работа в парах.
Блицтурнир «Я знаю лес» (учитель диктует, а затем учащиеся меняются тетрадями и проверяют по экрану)
Какой лес мы называем тайгой?
Назови дерево: «Высокое, стройное, с желтовато-красноватой или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые».
Какое особое отличие есть у лиственницы?
Какая птица распространяет плоды кедровой сосны?
Какое дерево является символом России?
Это животное умеет не только прыгать, но и летать.
Плодами какого дерева являются желуди?
У какого животного пять черных полос на спине?
Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг чудесный аромат?
Узнай животное по описанию: «Любит темные леса, к жертве тихо подкрадывается, имеет пятнистый окрас, «бакенбарды» и кисточки на ушах»?
Слайд 3
III. Работа над новой темой
Что можно назвать лесом?
Какие бывают леса?
Слайд 4.
Слайд 5.
Слайд 6.
3.1. Самостоятельное чтение стихотворения.
Давайте прочитаем стихотворение С. Никулиной «Русский лес», а затем его обсудим:
Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
А будет жажда мучить –
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться –
И видно все до дна.
Течет вода-водица,
Вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.
Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану –
Присяду на пенек.
Лес очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.
О каких отношениях говорится в этом стихотворении?
Так чем же является лес для человека? (открывается первая карточка - «место отдыха» ).
А почему лес - аптека? (открывается вторая карточка - «аптека» ).
- В лесу человек находит себе пищу - это ягоды, орехи, грибы, чистая вода: «накормит русский лес», «Нагнусь к нему напиться...» (открывается карточка «источник чистой воды и пищи»).
А как лес может обогреть человека?
- Значит, лес для человека - это источник топлива (открывается карточка «источник топлива»).
Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите?
- А что у вас на столах изготовлено из дерева?
- А что ждет человека в лесу? Найдите в стихотворении.
- Что делают в лесу цветы, кусты, грибы?
- Чем для них является лес?
- Для кого еще лес является домом?
- Значит, лес - это еще и дом для растений, животных, грибов (открывается карточка «дом для растений, животных, грибов»).
Какие роли выполняет лес?
- Чем является лес для воздуха?
- Чему еще лес является защитником? Открывается карточка «защитник воздуха, водоемов и почв».
Как лес защищает водоемы?
- Как же лес защищает почвы?
- Мы очень хорошо потрудились. Посмотрите, какая у нас получилась схема.
Слайд 7
Значение леса
1. Место отдыха
2. Аптека
3. Источник воды и пищи
4. Источник топлива
5. Дом для растений, грибов, животных
6. Защитник водоемов, воздуха, почв
Давайте прочитаем , какие же роли выполняет лес?
3.2. Беседа об экологической проблеме леса
- А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса? О какой экологической проблеме идет речь в следующем стихотворении, послушайте:
Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез.
Сколько тут было кудрявых берез!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал - и вон убежал.
Н.Некрасов
- О какой экологической проблеме идет речь в стихотворении? (Речь идет о вырубке леса.)
- Если раньше лес вырубался по мере надобности, при помощи топора (которым не уничтожить лесные массивы), то сейчас после работы лесорубов остаются ужасные картины. Людям казалось, что лесов так много, что их невозможно вырубить. Теперь стало ясно: леса в опасности! Это понимала и девочка Саша из стихотворения Некрасова, ей было жаль птиц и зверей, оставшихся без дома. Какие чувства у вас вызывает стихотворение? (Свободные высказывания детей.)
Но я рада, что вам небезразлична судьба леса, что вас волнует создавшаяся проблема - это значит, что вы будете искать пути ее решения.
А сейчас давайте составим схему по «проблемам леса». На прошлом уроке мы говорили об истреблении животных, как называется эта проблема?
Слайд 8
Проблема леса
Вырубка
Незаконная охота (браконьерство)
А кто такой браконьер?
Человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей, и они убивали не больше, чем могли съесть. Сейчас же неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В настоящее время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону. Многие виды редких животных взяты под охрану, а растения и животные, занесенные в Красную книгу, находятся под особой охраной. В Красную книгу занесены:
(Перечисление сопровождается рисунками жуков, растений, птиц и животных занесенных в Красную книгу.)
Слайд 9
3.3. Сообщение ученика, подготовленное дома
В лесной зоне создан Приорксо – Террасный заповедник, о котором нам расскажет ….
Слайд 10
IV. Физкультминутка
Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем -
Крылья сложили назад.
V. Продолжение изучения новой темы
5.1. Чтение рассказа Сухомлинского по ролям
Еще мы должны выяснить, что зависит от каждого из нас. Давайте прочитаем рассказ по ролям.
Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомленные дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда уже девочки заканчивали обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные и положила кулек в сумку.
Зачем ты берешь с собой мусор? - сказала Оля. - Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!
Стыдно перед соловушкой, - тихо ответила Лида .
Чье поведение в лесу вы считаете правильным?
А во что может превратиться лес?
Слайд 11
Вы уже знаете, что пластмассовые и стеклянные предметы не гниют даже в земле. Если пищевые отходы и бумагу можно закопать в лесу, то консервные банки, стеклянные и пластиковые бутылки ни в коем случае нельзя оставлять в лесу, а об осколки разбитых бутылок могут пораниться животные.
5.2. Чтение стихотворения «Лесной пожар» В. Шефнера и беседа по содержанию .
Хотелось бы сегодня поговорить еще об одном поступке человека. Послушайте стихотворение В. Шефнера «Лесной пожар»:
Забывчивый охотник на привале
Не заметал, не растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра...
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер.
И, сыпля искры посреди поляны.
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес пошел.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
Какой поступок человека стал грозной бедой для леса?
Слайд 12
Показ видеосюжета «Пожар в лесу».
А ведь этого могло не случиться, если бы человек соблюдал правила разведения костра и не забыл его погасить и убедиться в том, что костер не разгорится вновь.
Давайте прочитаем правила разведения костра в учебнике на с. 111
VI. Групповая работа
Как вы думаете, почему некоторые люди не выполняют правил поведения в лесу?
А сейчас придумайте и нарисуйте знаки, которые отражали бы опасные для леса действия человека. Какие это действия?
- Задание на логическое мышление.
VII. Обобщение.
- И в завершении нашего урока я бы хотела прочитать вам стихотворение Тима Собакина:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я и ты,
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты
И не будет доброты,
Если только я и ты,
Если мы сорвем цветы…
О чем должны помнить люди, приходя в лес?
- Конечно же, каждый из нас должен задуматься, какими увидят леса наши потомки через век, через тысячелетие, и сможет ли лес дать им то, что дает нам сейчас.
VIII. Подведение итогов
Выставление оценок.
IX.Домашнее задание
Дома вы выполните задание по выбору:
1) прочитаете текст учебника;
2) найдете дополнительный материал о животных и растениях нашего края;
3)творческая работа: «Мини – сочинения» продолжить сочинение 2 – 3 предложениями.
1. Если бы я был лесничий, я бы …
2. Я - лесной доктор, потому что …
3. Если бы я был зверек, я бы …
4. Я – береза. Меня называют лесной красавицей за то, что …
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:
Татьяна Норинская
«Лес и человек». Конспект урока в IV классе по предмету «Окружающий мир»
Цели урока :
Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы ;
Познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека , с охранной деятельностью людей в зоне лесов;
Развивать познавательный интерес, развивать речь, логическое мышление, умение анализировать, делать выводы, расширить кругозор учащихся;
Воспитывать уважение и любовь к природе, чувство долга и ответственности перед природными богатствами.
Доброе утро. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости . Поприветствуем. Садитесь.
Я прочитаю отрывок из песни «Лесной марш»
Мы сами написали
В лесной зеленой книжке
О том, что есть у леса
Надежные друзья –
Такие же девчонки,
Такие же мальчишки,
Такие же счастливые,
Как ты и я!
Почему я начала наш урок этим отрывком ? (Этот отрывок о друзьях леса)
А кто должен оберегать лес? (Это должны делать люди.)
Кто может сформулировать тему нашего урока ?
Сообщаются тема и цели урока .
Тема нашего занятия - «Лес и человек »
II. Проверка домашнего задания
1. Перед тем, как перейти к изучению новой темы, проверим домашнее задание.
Расскажите о тундре.
Что вы можете рассказать о тайге?
Назовите деревья, которые растут в тайге
Какие животные обитают в тайге?
А что можете рассказать о зоне широколиственных и смешанных лесов?
Растительный мир лесов
2. Проводится конкурс рисунков : «Как я представляю себе тайгу , смешанный и широколиственный лес». Рисунки кратко комментируются. (на доске выставка рисунков)
Ребята нарисовали рисунки, давайте по рисункам определим к какой зоне они относятся?
По каким признакам узнали?
III. Работа над новой темой
1. Послушайте стихотворение С. Никулиной «Русский лес» читает Савватеев Михаил :
Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
А будет жажда мучить
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться
И видно все до дна.
Течет вода-водица,
Вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.
Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану
Присяду на пенек.
Лес очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.
О каких отношениях говорится в этом стихотворении? (В стихотворении говорится об отношениях между человеком и лесом )
Это стихотворение поможет нам выяснить, чем является лес для человека .
2. Работа по учебнику, стр. 106. Определение роли леса в жизни человека .
Прочитайте в учебнике статью «Роль леса в природе и жизни людей» на стр. 106-107 - и вы узнаете, какую роль играет лес.
3. Работа в тетрадях.
Откройте тетрадь на странице 50 и ответьте на первый вопрос : Какую роль играет лес в твоей жизни. (несколько человек зачитывают свои ответы)
4.1) Так чем же является лес для человека ? (открывается первая карточка - «место отдыха» ).
Лес – настоящий фильтр, очищающий воздух от пыли, копоти. Пыль оседает на листья, а потом дождями смывается на землю. Кроме того, листья многих деревьев выделяют в воздухе особые вещества – фитонциды. От них погибают болезнетворные микробы. На чистом воздухе хорошо и приятно отдыхать.
2)А почему лес называют «Аптекой» (открывается карточка - «аптека» ).
Лес является кладовой различных богатств. Здесь растут ценнейшие породы деревьев, много лекарственных растений и трав.
3) В лесу человек находит себе пищу - это ягоды, орехи, грибы, чистая вода (открывается карточка «источник чистой воды и пищи» ).
4) А как лес может обогреть человека ?
Значит, лес для человека - это источник топлива (открывается карточка «источник топлива» ).
5) (открывается карточка «дом для растений, животных, грибов» ).
Как вы это понимаете?
6) Чем является лес для воздуха?
Лес – кислородный цех. В больших городах, необходимо большое количество деревьев, т. к. они поглощают вредные вещества, которые витают в воздухе
7) Почему еще лес является защитником? (открывается карточка «защитник воздуха, водоемов и почв» ).
Как лес защищает водоемы?
Как же лес защищает почвы?
Лес поддерживает полноводность рек, ручьёв, водоёмов.
Лес регулирует действие ветра, защищает почвы от влияния выдувания и развеевания. Сажают даже лесополосы, которые предотвращают выдувание почвы .
5. Всё сказанное вами верно, но теперь давайте обобщим наши знания. Посмотрите, какая у нас получилась схема.
Значение леса
1. Место отдыха
3. Источник воды и пищи
4. Источник топлива
5. Дом для растений, грибов, животных
6. Защитник водоемов, воздуха, почв.
Какой вывод можно сделать из всего сказанного?
Вывод : лес имеет большое значение, как в природе, так и в жизни человека .
IV. Закрепление пройденной темы
1). Тестовая работа «Природная зона лесов» (слайды 3-7)
Давайте выполним небольшой тест. Внимание на экран.
1. Природная зона лесов состоит из :
1) пяти частей;
2) двух частей;
3) трех частей;
2. Самую большую территорию занимают :
1) смешанные леса;
2) хвойные леса;
3) широколиственные леса;
3. В тайге растут :
1) пихты, ели, лиственницы;
2) дубы, сосны, ели;
3) березы, липы, лиственницы;
4. В Красную книгу занесены следующие животные лесной полосы :
1) овцебык, морж, розовая чайка;
2) краснозобая казарка; кречет; стерх;
3) аист; морж; тюлень;
5. Охрана лесов - это….
1) обязанность государства;
2) обязанность государства и долг каждого гражданина;
3) забота самих обитателей леса;
2). Самопроверка.. Блиц - турнир «Я знаю лес» (учитель диктует, а затем учащиеся меняются листочками и проверяют по экрану, слайды 9-17)
Какой лес мы называем тайгой?
Какое дерево является символом России?
- Назови дерево : «Высокое, стройное, с желтовато-красноватой или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые ».
Это животное умеет прыгать с дерева на дерево.
Кто является санитаром леса?
Это животное умеет не только прыгать, но и летать.
Плодами, какого дерева являются желуди?
Выполняют на карточках по парам.
Узнайте хвойные деревья по веточкам и шишкам. Пронумеруй рисунки (1. Ель. 2. Сосна. 3.
Кедровая сосна. 4. Пихта. 5. Лиственница)
Узнайте лиственные деревья по листьям и плодам. Пронумеруй рисунки (1. Дуб. 2. Клён. 3. Липа. 4. Ясень. 5. Вяз) .
3). Отгадайте загадки и разгадаешь кроссворд (слайды 19-21)
1. Русская красавица, стоит на поляне, в зеленой кофточке, в белом сарафане (береза) .
2. На большой цветной ковёр села эскадрилья, то откроет, то закроет расписные крылья (бабочки) .
3. У меня ходули – не страшны болота, лягушат найду ли – вот моя забота (цапля) .
4. Есть в реке работники : не столяры, не плотники, а выстроят плотину – хоть пиши картину (бобры) .
5. Листья падают с осин, мчится в небе острый клин (журавли) .
6. На шесте весёлый дом, с круглым маленьким окном, чтоб уснули дети, дом качает ветер, на крыльце поёт отец - он и лётчик, и певец (скворец) .
7. Поранил ты в походе ногу, усталость не даёт идти, нагнись : солдатик у дороги готов помочь тебе в пути (подорожник)
8. С ветки на тропинку, с травки на былинку, прыгает пружинка - зеленая спинка (кузнечик)
9. Белым шариком пушистым я красуюсь в поле чистом. Дунул легкий ветерок – и остался стебелёк (одуванчик) .
10. Брат собаки этот серый, а разбойник самый первый (волк) .
V. Итог. Рефлексия
Давайте подведём итог нашего урока .
Попробуйте ответить на эти вопросы.
Узнали ли вы сегодня что-нибудь новое для себя?
Что показалось интересным?
Что запомнилось?
О чем захотелось узнать побольше?
Оценим себя и свои достижения по шкале (на доске приготовлены елочки по цветам лесных зон)
Молодцы! Хорошо поработали на уроке .
VI. Домашнее задание
Открыли дневники и записали домашнее задание
2) Тетрадь страница 51-52
Спасибо огромное за урок !
Леса очищают воздух, поддерживают полноводность рек, защищают почвы от ветра и потоков воды. Люди любуются красотой леса, отдыхают в нём, собирают грибы, ягоды, лекарственные растения. В лесах встречаются растения и животные, внесённые в Красную книгу России. Бережное отношение к лесу - обязанность каждого человека!
Подумай и запиши, какую роль лес
играет в твоей жизни.
Лес - это главный защитник воздуха, благодаря ему я дышу чистым воздухом. А еще это место отдыха для меня и моей семьи.
Составь схему на основе схемы в учебнике (Окружающий мир 4 класс, с. 103), заменив текст рисунками-символами.
Подумайте, какие экологические проблемы лесных зон выражены этими знаками. Сформулируйте и запишите.
Предложите для обсуждения в классе меры охраны природы, которые помогут решению этих проблем.
Продолжи заполнение плаката «Красная книга России», который нарисовал папа Серёжи и Нади. Найди на плакате растения и животных лесных зон и подпиши их названия.
Венерин башмачок, женьшень, жук-красотел,
дровосек реликтовый, жук-олень, утка мандаринка, филин, зубр, амурский
тигр
Придумайте и нарисуйте условные знаки к правилам, помещённым в учебнике (с. 107). Используя эти знаки как опору, расскажите о правилах разведения костра.
Как разводить костёр
Дети не должны разводить костёр одни, без старших |
|
Костёр нужен для того, чтобы приготовить еду или обогреться. Нельзя разводить его без надобности. |
|
Нужно тщательно выбирать место для костра. Поблизости не должно быть ничего, что может загореться. |
|
Лучше разводить костёр на старом кострище. Если же его нет, надо лопатой снять дёрн (слой почвы с растениями) и разводить костёр в образовавшейся ямке. |
|
Уходя, надо обязательно погасить костёр: залить водой или засыпать песком, а дёрн положить на место |
Здесь можешь сделать записи для своего сообщения об одном из лесных растений или животных, внесённых в Красную книгу России (по заданию учебника, с. 108).
Тема сообщения: Венерин башмачок
План сообщения:
1) Описание растения
2) Почему так называется
3) Где растёт
4) Особенности растения и интересные факты
Важная информация для сообщения:
Венерин башмачок– растение семейства
орхидей. Растения из рода венерин башмачок можно назвать одними
из самых красивейших цветов тайги. Название растения - «венерин
башмачок», пришло из глубины веков. В старинной легенде говорится
о том, что однажды богиня красоты Венера, убегая от преследователя,
скрывалась в северных лесах среди топких болот и темных, высоких
деревьев. Внезапно красавица Венера оступилась, и золотой башмачок
с красными атласными лентами слетел с ее ноги и превратился в прекрасный
цветок.
А ведь цветок венериного башмачка действительно очень похож на изящную
туфельку красавицы. Поэтому в народе ее назвали «богородицыны сапожки»,
«марьин башмачок», «кукушкин башмачок».
Венерин башмачок цветет долго, почти месяц. А не жалует венерин
башмачок травоядных лесных зверей. Чтобы не быть съеденным лосями
или зайцами, он накапливает в своих листьях горькое ядовитое вещество.
Это вещество является самым настоящим защитным средством.
В народной медицине этот цветок популярен как успокаивающее средство
при бессоннице. Также его применяют при головной боли.
Источник (источники) информации: Интернет, энциклопедия
Лес - это экологическая сложная система, с множеством звеньев. Деревья, кустарники, лишайники, травы, мхи, грибы, животные и различные микроорганизмы - все это составляющие лесов. Каждое растение или живое существо является неотъемлемой частью лесной зоны и входит в пищевую цепочку. Растения вырабатывают кислород и сахар. Травоядные животные питаются за счет растений и распространяют их семена. А хищники питаются этими травоядными.
Таким образом лес является основой жизни животного мира внутри. Реки, ручьи и различные озера также являются важной компонентом лесного массива.
(Бамбуковый лес )
Леса возрастают в различных условиях, как в холодных, так и в жарких. К лесам относятся не только хвойные, лиственные, смешанные и вечнозеленые. Джунгли, тайга, сельвы и другие зеленые насаждения также являются лесами. Выделяются естественные и искусственные леса. Создателем первых является природа, а вторых - человек. Сегодня леса занимают 1/3 суши, хотя далеком прошлом лесные земли были намного многочисленнее.
Значение леса в природе
В природе леса имеют огромное значение. В них возрастает множество видов растений, проживает большое количество животных и микроорганизмов. Кроме этого, леса выполняют ряд природных задач. Одной из них является выработка и очистка кислорода. Количества вырабатываемого кислорода одним деревом хватает на троих людей.
Еще одной значимой функцией леса в природе является снижение уровня пыли. Ежегодно 1 гектар леса останавливает до 100 тонн пыли. Леса регулируют и улучшают водный баланс водоемов, находящихся внутри или поблизости леса. Это происходит за счет того, что лесная подстилка накапливает влагу, образовывающуюся в весенний период. Именно она помогает сохранить полноводье рек и водоемов.
Леса служат шумоизоляцией, они способны снизить уровень шума от автодороги на 11 децибел. Лесные массивы препятствуют сильным ветрам, повышают влажность и качество воздуха, а также способны смягчить климат. Они служат воздушным фильтром, очищающим воздух от вредоносных химических веществ. Немаловажной функцией лесов является защита почвы от селей, оползней и различных геологических процессов.
Значение леса в жизни человека
Лес всегда играл огромную роль в жизни человека. На сегодняшний день важность лесов только усиливается за счет того, что их количество заметно уменьшается. Роль леса в жизни человека можно разделить на три составляющие - экологическую, экономическую и социальную.
Экологическая роль заключается в качестве окружающей среды и сохранности природы. Любому живому существу жизненно необходимы условия для жизни. Именно деревья способствуют тому, что современный человек дышит чистым воздухом, имеет возможность заниматься сельским хозяйством и получать из этого выгоду.
Для современного человека лес играет большую экономическую роль. В лесах возрастает древесина, из которой изготавливаются строительные материалы, бумага, мебель древесное топливо, пищевые, материальные и лекарственные продукты.
Главным материальным ресурсом является древесина. Но ягоды, грибы и лекарственные растения, растущие только в лесах, также востребованы человеком. Не смотря на то, что люди ищут замену лесным ресурсам, древесина всегда будет востребована. Ископаемое топливо, заменяющее древесину, исчерпывается и стоит намного дороже дерева. Замена бумажных пакетов на пластиковые принесла большой вред земному покрову за счет того, что пластик не перерабатывается. Лесная промышленность зачастую становится градообразующей деятельностью и требует большого числа работников и техники. Поэтому роль леса всегда будет очень важной как для окружающей среды и современного мира.
Социальная роль леса заключается том, что он является историческим звеном. Лес - это элемент развития народов, их культур и отношения к природе. Издавна лес был источником ресурсов, необходимых для выживания - здесь можно найти и пищу, и воду, и убежище. Народные песни, сказки и повести всегда отделяют немаловажную роль лесным массивам. Сегодня леса служат человеку местом, где можно расслабиться отдохнуть и вдохнуть свежего воздуха.
А что значит, излечит, прозвучало в стихотворении?
2ученик .В лесу много лекарственных растений. Боярышник- понижает давление, липовый цвет -при простуде используют, земляника- богата многими витаминами, шиповник тоже богат витаминами. Особенно здесь на севере полезны многие лекарственные растения, так как здоровье у людей более слабое.
Учитель : А где мы покупаем лекарства?
Ученики: В аптеке.
Учитель: А вот эти лекарственные растения растут в лесу.
Значит лес – это тоже
Учитель: А как может обогреть человека?
4 ученик. Человек дровами обогревает дом, а дрова — это деревья, которые росли в лесу. Значит лес.
Учитель . А что делают в лесу цветы, кусты, грибы, деревья? (Они там растут)
А животные, насекомые, птицы? (Они живут)
Значит лес для них является домом.
4.Работа с учебником стр.106.
Учитель: -Вы познакомились с новым для вас словом, которое имеет огромное значение для леса и человека.
Это вещества, которые выделяют листья растений. От них погибают болезнетворные бактерии.
Вот какое огромное значение имеет лес для человека и животных.
На доске — ЗНАЧЕНИЕ ЛЕСА
АПТЕКА |
ИСТОЧНИК ЧИСТОЙ ВОДЫ И ПИЩИ |
ИСТОЧНИК ДРЕВЕСИНЫ |
ИСТОЧНИК ТОПЛИВА |
ДОМ ДЛЯ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ, ГРИБОВ |
ЗАЩИТНИК ВОЗДУХА, ВОДОЁМОВ, ПОЧВ |
5. О чём должен помнить человек, входя в лес?
Игра. Мухомор увидев, я
Мимо прохожу друзья. (да)
Выпал птенчик из гнезда,
Трогать нам его нельзя. (да)
Кто бруснику собирает,
С корнем кустик вырываем. (не я)
По тропинке кто шагает
На жуков не наступает? (я)
Веточки мы не ломаем,
Когда по лесу гуляем. (да)
Мы ежонка увидали
И домой его забрали.(нет)
Муравейник мы найдём
Понаблюдаем и уйдём. (да)
Ландышей нарву в лесу
На праздник маме принесу. (нет)
Физминутка.
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу,
В сторону руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.
6. Беседа об охране природы.
Учитель.
— А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Послушайте стихотворение:
Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез.
Сколько тут было кудрявых берез!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал – вон убежал.
О какой экологической проблеме идет речь в стихотворении? (О вырубке леса).
— Какую еще экологическую проблему вы можете назвать? (Незаконная охота-браконьерство).
На доске.
— А какие ещё проблемы у леса?
2 ученик.
Человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей, но убивали столько, сколько могли съесть. Сейчас неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В настоящее время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону. Многие виды редких животных взяты под охрану, а растения и животные, занесенные в Красную книгу, находятся под особой охраной.
Показ Красной книги.
Значит ещё одна проблема леса.
7 . Самостоятельная работа.(по группам)
Выполнение заданий в рабочей тетради №. 3 стр 51.Какие экологические проблемы отражены на рисунках?
Выполнение заданий в рабочей тетради №. 4 стр 51 Используйте атлас определитель.
8.Что зависит от каждого из нас, когда приходит в лес?
Почему нельзя оставлять в лесу мусор? Поток пластиковых бутылок, пакетов, упаковочной плёнки составляет 40% от всего бытового мусора. О бутылки, банки, могут пораниться животные.
. Почему нельзя разводить костёр? Погибают животные и растения.А этого могло не случиться. Если человек соблюдает правила разведения костра и не забывает его погасить.
Послушайте стихотворение «Лесной пожар»
Забывчивый охотник на привале
Не заметил, не растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра
А утром ветер разгонял туманы,
И ожил потухающий костер
И сыпля искры посреди поляны
Багровые лохмотья распростер
Он всю траву с цветами вместе выжег
Кусты спалил, в зеленый лес пошел.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
Какой поступок человека стал грозной бедой для леса?
А ведь этого могло не случиться, если бы человек соблюдал правила и разведения костра и не забыл его погасить и убедиться в том, что костер не разгорелся снова. Познакомимся с памяткой «как разводить костер» стр 107.
Творческая работа № 5 на стр52 (работа в группе)
Работа с СД Работа в группе.
9. Подведение итогов урока.
Перечислите экологические проблемы лесов.?
От кого в первую очередь страдает лес?
Что должен делать человек, чтобы не уменьшать количество лесов?
Как мы можем заботиться о лесах, которые расположены рядом с нами?
На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили? (которые записаны на доске)
Рефлексия
Какие знания вы для себя открыли?
Где могут пригодиться в жизни новые знания?
Что на уроке у вас хорошо получилось?
Кого из ребят можно поблагодарить?
К плакату на доске учащиеся прикрепляют лепесток цветка определённого цвета, соответствующего настроению ученика и отношению к проведённому уроку.
— Понравился ли вам урок? Что узнали на уроке?
Солнце прячется в тумане,
Лес дремучий, до свиданья!
Защитил ты нас от зноя,
Напоил живой водою.
Дал здоровья, свежих сил
И гостинцем угостил.
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем.
Добрый лес, могучий лес
Полный сказок и чудес!