Исаакиевский собор снаружи. Тайны исаакиевского собора
Рельеф фронтона северного портика — это «Воскресение Христа», скульптор Ф. Лемер.
В центре композиции — поднявшийся из гроба Христос, справа и слева от него — ангелы трубят, а за ними перепуганные римские воины и потрясённые женщины.
Здание украшает 112 монолитных гранитных колонн разных размеров. Стены облицованы светло-серым рускеальским мрамором.
Статуи, расположенные на углах и вершинах фронтонов, представляют 12 святых апостолов (скульптор Витали) — ближайших учеников Иисуса Христа, — причём вершины увенчаны статуями евангелистов, то есть авторов Евангелий — первых 4 книг Нового завета, повествующих об учении и жизни Иисуса.
Апостол Иоанн (с орлом)
Раньше эти светильники в темное время суток освещали дорогу к храму. Вернее освещали сам храм словно маяки, потому что дорога от них весьма далеко внизу. Не все знают что они газовые!
Вейерман К.Р. «Зажжение светильника на Исаакиевском соборе в полночь в Светлое Воскресение».
Светильники на соборе установили самыми последними, когда храм уже стоял и колоннада ангелов была. Ниже Исаакий еще без светильников.
Сами светильники имели форму не чаши, как сейчас, а полноценного фонаря.
Собор без светильников и с праздничной иллюминацией.
31 марта 1872 года с юго-западной стороны собора (угол напротив дома Мятлевых). В тот первый раз в светильнике зажгли не газ, а специальный состав из керосина, стеарина и спирта. Этим составом наполнили сосуд в виде сдвоенных медных котлов, с песком между стенками.
В июне 1873 года был заключён контракт на выполнение работ по «устройству аппаратов и проводки труб для освещения газом четырёх канделябр на углах аттика Исаакиевского собора». Врезка была осуществлена в четырёх местах в магистральную трубу Общества столичного освещения. Чугунные трубы шли под землёй, через фундамент собора. Снаружи по зданию собора также шли железные 2-х дюймовые трубы, которые были окрашены под цвет мрамора, гранита или бронзы.
Первый опыт одновременного горения всех четырёх светильников был осуществлен 30 августа 1873 года. Но мощности хватило только на полчаса горения, при этом давления не хватило и даже уличные фонари вблизи собора погасли. Тогда магистральные трубы вокруг собора заменили на имеющие больший диаметр и все заработало.
С картины художника С. Животовского гравировал Б. Луц
На каждом светильнике располагалось 2100 горелок, потребляющих 2-2,5 куб. футов газа. Это очень дорогое удовольствие, поэтому горение предполагалось лишь до 3-х часов и только 5 раз в год по праздничным дням, когда в столице зажигалась «большая иллюминация».
Кстати, почему бы сейчас не поставить там лампы имитирующие открытый огонь? Это было бы исторически верно и придало бы собору большего шика.
Вид на северную сторону города с колоннады.
Западный фасад
На фронтоне западного портика — барельеф «Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием», выполненный в 1842—1845 годах скульптором И. П. Витали. Его сюжетом является единение двух ветвей власти — царской и духовной (неслучайно портик обращён в сторону Сената и Синода).
На фронтоне западного портика — барельеф «Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием», выполненный в 1842—1845 годах скульптором И. П. Витали. Его сюжетом является единение двух ветвей власти — царской и духовной, неслучайно портик обращён в сторону Сената и Синода. Хотя по мне, так северный портик к Синоду смотрит больше.
Не многие знают, что тут изображен сам император Николай I в лице Феодосия, императрица Александра Фёдоровна в лице жены Феодосия и митрополит Серафим в лице Исаакия Далмацкого
Тут находится и сам Монферран, держа свое детище в руках.
А еще стоит Фома (скульптор Витали) — с угольником в левой руке (как архитектор).
Варфоломей (скульптор Витали) — изображён с крестом и скребком, которым с него содрали кожу, а затем повесили вниз головой.
Евангелист Марк изображён со львом, символизирующим мудрость и отвагу. Проповедуя учение Христа, он принял мученическую смерть в Александрии.
Вид на западную сторону города с колоннады.
Южный фасад
На фронтоне южного портика помещён выполненный в 1839—1844 годах скульптором И. П. Витали барельеф «Поклонение волхвов». В центре изображена Мария с младенцем, сидящая на троне. Её окружают пришедшие на поклонение волхвы, среди них выделяются фигуры месопотамского и эфиопского царей.
Надпись по фризу — «Храм мой храм молитвы наречётся».
Иисус и волхвы... младенец словно пострадал от китайцев иглоукалывателей... это от голубей.
Андрей (скульптор Витали) — проповедовал во многих странах, даже в Русской земле. Его распяли на кресте особой формы, наподобие буквы Х, который с тех пор стали называть Андреевским. В России он считается покровителем флота; при Петре I был учреждён Андреевский флаг, а также Орден Святого апостола Андрея Первозванного.
Ниже Филипп (скульптор Витали) — скромный и незаметный, он ничем особенным среди учеников Христа не выделялся. Предание говорит, что он проповедовал Евангелие в Скифии и Фригии и принял смерть, распятый на кресте.
Есть еще и Матфей (скульптор Витали) — евангелист изображён в момент работы, с ангелом за спиной, символом чистоты деяний и помыслов; он принял мученическую смерть за Христа: его побили камнями, а затем обезглавили.
Левая ниша — «Благовещение» (скульптор А. В. Логановский)
Правая ниша — «Избиение младенцев» (скульптор А. В. Логановский). Хотя какое тут избиение, тут вырезание просто...
Двери: скульптор Витали: «Сретение», «Бегство в Египет», «Христос объясняет св. писание в храме», Александр Невский, Архангел Михаил, Коленопреклонённые ангелы.
Такого высокого и мощного портика больше нет нигде в мире. Все остальные соборы ему уступают.
Вид на южную сторону города с колоннады.
Восточный фасад
На барельефе восточного портика, обращённого в сторону Невского проспекта: «Исаакий Далматский останавливает императора Валента» (1841—1845, скульптор Лемер). В центре барельефа — Исаакий Далматский преграждает путь императору Валенту, предсказывая ему скорую гибель...
Тут стоят апостолы Иаков, Симон и Лука. На мой взгляд наиболее примечателен симон. В руках у него пила. И не потому что он собирается строить, потому что пила символ мучений которые испытывали апостолы. т.е. она для "пилки" людей.
Плеядой зодчих в Невском граде,
В честь императора Петра,
Был возведён с парадным блеском
Храм - покоряющий сердца!
Творенье мысли - Монферана!
И воля батюшки-Царя!
Вдохнули жизнь в созданье храма
Потомкам добрым на века...
Copyright: Валентин Клементьев, 2010
Исаакиевский собор - самый известный и крупный храм Санкт-Петербурга, выдающийся пример русской религиозной архитектуры.
Это одно из самых значительных и красивых купольных зданий во всем мире.
Масштабы постройки впечатляют: она является четвертой по размеру христианской святыней после римского собора Святого Петра, лондонской церкви Святого Павла и флорентийского храма Святой Марии.
Высота сооружения составляет 101,5 метров, а его вместимость - около 12 тысяч человек.
Сегодня Исаакиевскому собору присвоен статус музея-памятника, но четыре раза в год, по самым значительным праздникам, здесь проводятся религиозные службы.
Официальное название - храм преподобного Исаакия Далматского, в честь которого и была возведена церковь.
Исаакиевский собор. Многие называют этот величественный храм восьмым чудом света.
Его формы совершенны, а уровень исполнения вызывает удивление и восторг.
Можем ли мы сегодня построить нечто подобное? Кажется, что технологии 21 века бессильны перед десятками тысяч тонн гранита, из которых создан Исаакий...
Видео: Исаакиевский собор, Санкт-Петербург / Saint Isaac"s Cathedral, Saint-Petersburg
История строительства
Император Петр I родился 30 мая по юлианскому календарю, в день памяти канонизированного византийского монаха Исаакия Далматского, поэтому монарх всегда с особым почтением относился к фигуре этого святого. В 1710 году император издал указ о строительстве храма в честь Исаакия неподалеку от здания Адмиралтейства. На этом месте была возведена церковь из дерева, вернее, под нее была переоборудована с небольшими достройками чертежная при морском ведомстве. Уже в 1712 году государь обвенчался здесь с женой Екатериной Алексеевной.
Петр I отдал приказ построить церковь во имя Исаакия Далматского для рабочих Адмиралтейских верфей
В 1717 году было решено начать обустраивать город каменными храмами, и по плану первой подвергнуться модернизации должна была именно Исаакиевская церковь.
В этом же году Петр I лично заложил первый камень нового собора. Если первая постройка отличалась простотой, как и большинство зданий в начале правления императора, то вторая уже задумывалась в стиле петровского барокко. Возведение святыни завершилось через 10 лет, а за все это время работами руководили трое разных архитекторов.
Первая Исаакиевская церковь. Литография с рисунка О. Монферрана. 1845 год
Тогда храм находился на том месте, где сегодня воздвигнут знаменитый «Медный всадник». Это было неудачное место, поскольку
фундамент строения постоянно размывался Невой. Постоянные дорогостоящие ремонты вынудили городской сенат искать новое место для собора. Уже в 1761 году был принят соответствующий указ.
Третий Исаакиевский собор на гравюре. 1816 год
Но закладка третьей Исаакиевской церкви произошла лишь в 1768 году, после одобрения указа вступившей на престол Екатерины II.
Е. А. Плюшар. Портрет архитектора Монферрана. 1834 год.
Усовершенствованный проект Исаакиевского собора был одобрен только к 1818 году, его автором стал француз Огюст Монферран.
Бюст Огюста Монферрана в Исаакиевском соборе, созданный из камней, использовавшихся при строительстве собора
Главным условием нового императора было сохранение роскошной алтарной части, а также пилонов под куполом. Собор значительно увеличивался в размерах, приобретая совершенно новые очертания: крупный центральный купол с четырьмя более мелкими, высокая колоннада. Со временем проект претерпел некоторые изменения, но его основная часть осталась такой же.
Освящение завершенного храма состоялось в 1858 году.
Вид на Исаакиевский собор с Английской набережной
Богатое украшение фасадов
Снаружи здание декорировано серыми мраморными колоннами, а каждый из четырех фасадов украшен неповторимыми скульптурными сюжетами. Общий стиль относится к классицизму позднего периода с элементами неоренессанса, эклектики, византийского направления.
Северный фасад
Северный фронтон. «Воскресение Христа».
Фраза , помещённая во фризе северного портика, — «Господи, силою твоею возвеселится царь» ,— может считаться выражением идеи всего сооружения.
Рельеф фронтона северного портика — это «Воскресение Христа» (1839—1843, скульптор Ф. Лемер).
В центре композиции — поднявшийся из гроба Христос, справа и слева от него — ангелы, а за ними перепуганные стражники и потрясённые женщины.
Идея о воскресении Христа, который по приговору суда был распят на кресте и на третий день воскрес из мёртвых, лежит в основе всей христианской религии. В честь Иисуса Христа, победившего смерть и даровавшего людям надежду на спасение и бессмертие, празднуется самый торжественный и радостный праздник христианской церкви — Пасха. Именно в честь этого праздника зажигаются высокие светильники в углах собора, над аттиком, и руки коленопреклонённых ангелов (скульптор И. П. Витали) благоговейно поддерживают их. Статуи, расположенные на углах и вершинах фронтонов, представляют 12 святых апостолов (скульптор Витали) — ближайших учеников Иисуса Христа, — причём вершины увенчаны статуями евангелистов, то есть авторов Евангелий — 4 книг Нового завета, повествующих об учении и жизни Иисуса.
Апостолы Пётр (слева) и Павел (справа)
Апостол Пётр (слева) изображён с ключами от врат царства небесного. По роду своих занятий он был рыбак, и жизнь его с самого начала и до конца была преисполнена всяких чудесных событий, о которых упоминается в евангельских сказаниях. Это, прежде всего, чудесный лов рыбы: рыба шла в таком количестве, что даже «сеть прорывалась», и «ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб»; это буря на Галилейском озере, когда Господь шёл по волнам к своим утопавшим ученикам и повелел Петру также идти по воде. Ревностный проповедник слова христианства, он мог исцелять расслабленных и воскрешать из мёртвых, и веру свою в Христа доказал мученическою смертью: по преданию, при императоре Нероне его распяли вниз головой.
Апостол Павел (справа) изображён с мечом, символом его ревностного служения Иисусу Христу. Вначале он был ярым гонителем христиан, везде их выискивал и истязал, но в один прекрасный день луч с неба поразил его — он ослеп. Он услышал голос Иисуса Христа, проникся его учением и с этого времени совершенно переменился. Зрение вернулось к нему; он стал одним из самых ревностных проповедников христианской веры, совершил немало чудес, претерпел немало страданий и подтвердил свою веру мученической кончиной: в Риме, при императоре Нероне, ему отрубили голову.
Апостол Иоанн.
Евангелист Иоанн (в центре) изображён с орлом — символом высокого парения его богословской мысли. Он прожил дольше других апостолов, и, по преданию, ученики (следуя его желанию) погребли его живым. Когда же вскоре после погребения могилу его вскрыли, апостола там не оказалось: подобно Иисусу Христу, он воскрес из мёртвых.
Правая ниша «Положение в гроб»
Скульптуры в нишах — «Несение креста» (левая ниша) и «Положение во гроб» (правая ниша) — выполнены скульптором П. К. Клодтом.
Северная дверь собора
Двери : (скульптор Витали) «Вход в Иерусалим», «Се человек», «Бичевание Христа» , Св. Николай Чудотворец, Преподобный Исаакий Далматский, Коленопреклонённые ангелы.
Западный фасад
Барельеф «Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием».
Западный содержит барельефную сцену встречи императора Феодосия и Исаакия Далматского , что символизирует единение небесной и мирской власти. Также с этой стороны храма присутствуют барельефные изображения чудес Христа , скульптуры апостолов Фомы, Марка, Варфоломея.
фрагмент западного фронтона «Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием»
На фронтоне западного портика — барельеф «Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием» , выполненный в 1842—1845 годах скульптором И. П. Витали.
Его сюжетом является единение двух ветвей власти — царской и духовной (неслучайно портик обращён в сторону Сената и Синода). Изображённый в центре барельефа Исаакий Далматский с крестом в левой руке другой словно благословляет склонившего голову Феодосия, одетого в доспехи.
Слева от императора — его жена Флацилла. Ещё левее — две фигуры, в первой из которых улавливается сходство с президентом Академии художеств А. Н. Оленина, а во второй — c министром императорского двора и председателя Комиссии по строительству собора князя П. М. Волконского.
В правой части — коленопреклонённые воины. В левом углу барельефа изображена небольшая полуобнажённая фигура с моделью собора в руках — портрет автора проекта Исаакиевского собора О. Монферрана.
Надпись по фризу — «Царю царствующих».
барельеф с изображением Монферрана.
Апостолы Фома (слева) и Варфоломей (справа)
Фома (скульптор Витали) — этот апостол изображён с угольником в левой руке (как архитектор), с протянутой вперёд правой рукой, с удивлённым выражением на лице. Он был склонен к маловерию и в воскресение Христа поверил только тогда, когда дотронулся до него.
Варфоломей (скульптор Витали) — изображён с крестом и скребком. Он проповедовал учение в Аравии, Эфиопии, Индии, Армении, где и принял мученическую смерть: с него скребком содрали кожу, а затем повесили вниз головой.
Апостол Марк.
Марк (скульптор Витали) — евангелист изображён со львом, символизирующим мудрость и отвагу. Проповедуя учение Христа, он принял мученическую смерть в Александрии.
Западные двери.
Дверь : скульптор Витали: «Нагорная проповедь», «Воскрешение Лазаря», «Исцеление расслабленного» , Апостол Пётр, Апостол Павел, Коленопреклонённые ангелы.
Южный фасад
Барельеф «Поклонение волхвов».
На южном фасаде Исаакиевского собора размещен рельеф, сюжетом для которого послужила библейская сцена поклонения волхвов. Ниши и двери украшены известными сценами из Нового Завета, фронтоны венчают скульптуры апостолов Матфея, Андрея, Филиппа.
В центре изображена Мария с младенцем , сидящая на троне. Её окружают пришедшие на поклонение волхвы, среди них выделяются фигуры месопотамского и эфиопского царей.
Справа от Марии склонив голову стоит Иосиф . В левой части изображён старик с ребёнком, в руках ребёнка — небольшой ларец с подношениями. В фигурах старика с ребёнком, месопотамского и эфиопского царей, раба-эфиопа видны индивидуальные особенности; сохранилось свидетельство о том, что их лепили с натурщиков.
Надпись по фризу — «Храм мой храм молитвы наречётся».
Апостолы Андрей (слева) и Филипп (справа)
Андрей (скульптор Витали) — проповедовал во многих странах, даже в Русской земле. Его распяли на кресте особой формы, наподобие буквы Х, который с тех пор стали называть Андреевским. В России он считается покровителем флота; при Петре I был учреждён Андреевский флаг, а также Орден Святого апостола Андрея Первозванного.
Филипп (скульптор Витали) — скромный и незаметный, он ничем особенным среди учеников Христа не выделялся. Предание говорит, что он проповедовал Евангелие в Скифии и Фригии и принял смерть, распятый на кресте.
Апостол Матфей
Матфей (скульптор Витали) — евангелист изображён в момент работы, с ангелом за спиной, символом чистоты деяний и помыслов; он принял мученическую смерть за Христа: его побили камнями, а затем обезглавили
Южные двери
Двери: скульптор Витали: «Сретение», «Бегство в Египет», «Христос объясняет св. писание в храме» , Александр Невский, Архангел Михаил, Коленопреклонённые ангелы.
Восточный фасад
Восточный, выходящий на Невский проспект, декорирован барельефом, изображающим императора Валента и Исаакия Далматского. Святой преграждает путь византийскому государю, пророча ему скорую гибель. За это Исаакия связывают цепями и отправляют в тюрьму. Также на фронтонах находятся скульптуры апостолов Луки, Иакова и Симона.
Восточный фронтон «Исаакий Далматский останавливает императора Валента»
На барельефе восточного портика, обращённого в сторону Невского проспекта: «Исаакий Далматский останавливает императора Валента» (1841—1845, скульптор Лемер).
В центре барельефа — Исаакий Далматский преграждает путь императору Валенту, предсказывая ему скорую гибель, опытный воин, царствовавший до Феодосия, был покровителем ариан, учение которых представляло собой попытку пересмотра христианского учения. Исаакий Далматский, последователь христиан, был посажен в темницу (на барельефе изображён момент, когда воины цепями сковывают ему руки), и освободил его лишь Феодосий, последователь христианского учения.
Надпись по фризу: «На Тя Господи уповахом, да не постыдимся во веки».
Апостол Иаков
Иаков (скульптор Витали) — брат евангелиста Иоанна, он имел характер деятельный, был решителен и непоколебим в вере, за что и пострадал быстрее прочих. Первый мученик среди апостолов, Иаков был обезглавлен в Иерусалиме.
Апостол Симон.
Симон (скульптор Витали) — изображён с пилой. Этот апостол просветил учением Христовым Африку, по другому преданию — Британские острова, Вавилонию, Персию, и был распят на кресте. Пила — символ мучений, которые довелось испытать всем апостолам.
Апостол Лука.
Лука (скульптор Витали) — евангелист изображён с тельцом, символизирующим святость завета. Он проповедовал в Ливии, Египте, Македонии, Италии и Греции и по одной версии мирно скончался в 80-летнем возрасте; по другой — принял мученическую смерть и за неимением креста был повешен на оливковом дереве.
У Исаакиевского собора, который уже 150 лет остается самым большим и красивым храмом Петербурга, одним из главных символов города, весьма драматичная судьба - его строили четыре раза…
Преподобный Исаакий Далматский - не очень известный на Руси святой. Но именно ему посвящен самый большой храм Петербурга — Исаакиевский собор. Это могло бы показаться странным, если не знать, что основатель города Петр I родился в день памяти этого святого.
Вот почему Исаакий Далматский пользовался в Петербурге особым почитанием. Четыре храма в честь этого святого сменяли один другого. В их истории, как в капле воды, отразилась история Петербурга.
Жизни первая и вторая
Первый храм в честь Исаакия Далматского возник в нашем городе в 1710 году. Находился он рядом с Адмиралтейской верфью, на Адмиралтейском лугу. В первые годы после своего основания Петербург строился на скорую руку, и Исаакиевская церковь не стала исключением.
Она даже не была зданием специальной постройки. Просто к бывшему чертежному амбару пристроили колокольню со шпилем, да небольшую главку над алтарной частью, и церковь была готова.
Церковь эта простояла не так уж долго, но успела войти в историю. Именно здесь 19 февраля 1712 года состоялось публичное венчание Петра I и Екатерины, будущей императрицы Екатерины I.
Церковь Исаакия Далматского. 1710 год. Литография с рисунка О. Монферрана.
Маленький деревянный храм не соответствовал величию столицы, и в 1717 году в присутствии Петра была заложена новая, теперь уже каменная Исаакиевская церковь. Располагалась она примерно на том месте, где сейчас стоит Медный всадник.
Проект ее разработал архитектор Георг Иоганн Маттарнови. Через несколько месяцев после закладки храма он умер, и церковь строили сразу несколько архитекторов: Н.Ф.Гербель, М.Г.Земцов, Г.Киавери, Д.Трезини. В 1727 году в присутствии Екатерины I церковь была освящена.
К сожалению, сохранилось очень мало изображений, по которым мы могли бы представить себе внешний вид этого здания. Судя по документам, оно представляло в плане равноконечный греческий крест. К однокупольному храму примыкала 40 метровая трехъярусная колокольня, которую украшали куранты.
Петр I специально заказал в Европе двое башенных часов — для колоколен Петропавловского собора и Исаакиевской церкви. Да и сам силуэт храма в панораме города напоминал Петропавловский собор.
И эта церковь тоже играла важную роль в истории Петербурга: согласно указу Петра I именно в ней принималась присяга «чинами Адмиралтейства и офицерами Балтийского флота».
Макет второй Исаакиевской церкви хранится в Исаакиевском соборе.
Однако и она простояла очень недолго. Причин этому было две. Во первых, место для строительства было выбрано неудачно. Из-за близости к Неве почва под храмом не отличалась устойчивостью, и вскоре в стенах появились трещины.
Второй же напастью стал огонь. Церковь дважды горела, в результате пожаров сгорел деревянный купол над алтарной частью, железная кровля с перекрытием обрушилась внутрь здания, были повреждены шпиль и часы на колокольне.
Невезучее здание пытались спасти: его ремонт занял более десяти лет. Но церковь продолжала разрушаться, и в 1758 году было решено разобрать ее и построить новую.
Жизнь третья
Указ, вышедший 15 июня 1761 года, гласил: «при строении Исаакиевской церкви быть архитектору Савве Чевакинскому».
В 1762 году Чевакинский представил в Сенат проект храма и смету на его постройку. Именно Савва Иванович выбрал для Исаакия то место, на котором он стоит в наши дни. Но в 1767 году Чевакинский подал в отставку, и его сменил Антонио Ринальди, который разработал свой собственный проект.
Проект третьего Исаакиевского собора Антонио Ринальди.
Самое лучшее представление о проекте Ринальди мы можем составить по модели, хранящейся в музее Академии художеств. Основной объем храма венчается куполом, который окружают четыре ажурные башенки-звонницы.
С запада к зданию примыкает трехъярусная колокольня. По проекту Ринальди храм должен был быть целиком облицован цветным мрамором — сибирским и олонецким.
Известный искусствовед и историк архитектуры В.Я.Курбатов писал в 1913 году: «Будь закончен Исаакий Ринальди, мы имели бы несравненный образчик зодчества совершенной эпохи барокко». Но, увы, судьба этого великолепного проекта оказалось печальной.
Средств на строительство в истощенной российской казне постоянно не хватало, и храм возводился черепашьими темпами. К 1796 году, когда на престол вступил Павел I, храм довели только до карниза.
26 декабря 1796 года Павел распорядился остановить отпуск средств на строительство собора. Драгоценный мрамор, собранный для его облицовки, отправили на украшение Михайловского замка.
Казалось, собор так и не будет достроен, но в марте 1797 года Павел поручает архитектору Винченцо Бренна довершить его возведение, однако ограничившись минимально возможными средствами. Наконец, 30 мая 1802 года, в присутствии уже следующего императора, Александра I, храм был освящен.
Третий Исаакиевский собор по проекту архитектора В. Бренна на гравюре И. А. Иванова. 1816 год.
Винченцо Бренна был талантливым архитектором, но что он мог сделать в таких условиях? Волей-неволей пришлось строить собор одноглавым, а колокольню ограничить двумя ярусами. Понятно, что ни о какой мраморной облицовке речь уже не шла.
Наиболее точно ситуация со строительством собора была выражена в эпиграмме, ходившей тогда по Петербургу: «Сей памятник двух царств, обоим им приличный: основа его мраморна, а верх его кирпичный!»
Третий храм в честь святого Исаака также прослужил недолго. 9 апреля 1816 года, во время пасхального богослужения, отсыревшая штукатурка рухнула со сводов на правый клирос и «падением своим сделала сильный удар и в народе содрогание». После этого храм закрыли.
Жизнь четвертая
Собор, построенный Ринальди и Бренна, вышел откровенно неудачным. И вскоре всем стало очевидно, что на таком ответственном месте требуется куда более красивый храм.
Уже в 1809 году был объявлен архитектурный конкурс на лучший проект Исаакиевского собора. Еще один такой конкурс был проведен через четыре года. Но, хотя состязались такие выдающиеся архитекторы, как Ч.Камерон, Дж.Кваренги, А.Д.Захаров, А.Н.Воронихин, Ж.Ф.Тома де Томон, Л.Руска, В.П.Стасов, братья Михайловы, удовлетворительного результата конкурсы не дали. Мешало выдвинутое Александром I требование сохранить существенную часть старого храма (как минимум алтарную часть).
Тогда Александр I решил пойти другим путем. В 1816 году он обратился к одному из своих приближенных, известному инженеру генералу Августину Бетанкуру с просьбой рекомендовать ему архитектора. Как раз незадолго до этого в Петербург прибыл молодой французский зодчий Огюст Монферран.
Анри Луи Огюст Рикар де Монферран — архитектор, строитель Исаакиевского собора и Александровской колонны в Санкт-Петербурге.
Он был зачислен в качестве старшего чертежника в возглавляемый Бетанкуром Комитет по делам строений и гидравлических работ, и Бетанкур решил «для пробы» поручить Монферрану разработать проект реконструкции собора.
Монферран понимал, что ему выпал шанс, который бывает только раз в жизни. В спешном порядке он создал двадцать четыре проектных варианта, выполненных в миниатюре в самых различных стилях: индийском, китайском, готическом, древнеримском, древнегреческом, ренессансном…
Рисунки были переплетены в альбом и поднесены Бетанкуром императору с просьбой «один из рисунков удостоить своим выбором». Альбом произвел требуемое впечатление (к сожалению, в архивах он не сохранился), и Александр I поручил Монферрану разработать проект собора. Проект был утвержден в феврале 1818 года, а с весны уже началось и строительство.
Однако утвержденный проект был откровенно недоработан (так, например, в комплекте чертежей отсутствовал поперечный разрез) и имел серьезные недостатки. Поэтому, когда проект опубликовали в печати, архитектор Антуан Модюи подверг его резкой критике.
Используя свои чертежи и расчеты, он доказывал, что собор, спроектированный Монферраном, рухнет. Возражения Модюи сперва пытались спустить на тормозах, однако он обратился к императору напрямую, и в феврале 1822 года строительство было приостановлено (продолжалась только заготовка материалов).
В 1824 году был проведен конкурс на лучшее исправление проекта Монферрана. В конкурсе на общих основаниях принял участие и сам Монферран, доработавший собственный проект и в результате победивший.
О. Монферран. Проект Исаакиевского собора. Фасад, вариант. 1825 г.
Впрочем, и эти изменения были не последними. Позднее Монферран дорабатывал свой проект в 1835 м (изменились конструкции портиков, а круглые боковые башни превратились в квадратные колокольни) и в 1837-38 годах (изменился проект купола: кирпичные своды заменила легкая и прочная конструкция из металла).
О. Монферран. Проект Исаакиевского собора. Фасад, вариант. 1835 г.
Возведение собора растянулось почти на 40 лет, так что у наших соседей, финнов, даже появилась поговорка: «Строится так же долго, как Исаакиевский собор».
О значимости строительства говорил тот факт, что членами Комиссии по перестройке Исаакиевского собора, осуществлявшей административное руководство, были самые высокопоставленные чиновники. А на всех наиболее важных этапах возведения собора присутствовали император и члены императорской фамилии.
На гигантское сооружение не жалели средств. На одну только архитектурную модель собора (ту, что хранится в музее Академии художеств) было потрачено 80000 рублей! А сам собор (причем без учета драгоценной церковной утвари) обошелся России в гигантскую сумму 23256852 рубля 80 копеек.
Вид строящегося Исаакиевского собора в 1838 г. Литография Ф.Бенуа.
Для сравнения, на возведение Троицкого (Измайловского) собора было затрачено всего около двух миллионов рублей — меньше, чем обошелся один только фундамент Исаакия.
После церемонии освящения храма, состоявшейся 30 мая 1858 года, Исаакиевский собор стал главным храмом Российской империи. Горячие споры вызывала принадлежность храма, ведь Церковь настаивала, чтобы собор был передан в ее ведение. Вопрос этот был передан на рассмотрение особой комиссии под руководством ректора Академии художеств.
Было решено, что Церкви будет не под силу содержать столь дорогой храм и обеспечить ему достойный уход способно только государство. Поэтому Исаакиевский собор был передан в ведение Министерства путей сообщения и публичных зданий (а с 1871 года — в ведение Министерства внутренних дел).
На поддержание собора в надлежащем виде не жалели средств. Причт Исаакия был больше, чем во всех остальных храмах Петербурга: протоиерей, 3 священника, ключарь, протодиакон, 2 диакона, 2 иподиакона, 5 псаломщиков, 2 пономаря, просвирня, 50 певчих и шестнадцать звонарей.
В большинстве храмов России причт жил на деньги от приходских доходов и на проценты с капитала, пожертвованного на храм, но причт Исаакиевского собора состоял на казенном жаловании. Кроме Исаакия казенное жалование получал причт только трех соборов Петербурга: Морского Богоявленского (Никольского), Троицкого и Смольного, но жалование в Исаакиевском соборе было выше примерно в 3-4 раза.
А всего на содержание собора выделялось в год 68858 рублей (не считая разовых дополнительных затрат). При этом в ведении причта собора оставлялись также и все сборы («кружечные», «свечные», «кошельковые»).
Северный фасад Исаакиевского собора. Литография Ф. Бенуа по рисунку О. Монферрана. 1845 г.
После Октябрьской революции из собора изъяли многочисленные ценности (было вывезено около 50 кг золота, свыше двух тонн серебра и множество драгоценных камней), но сам храм оставался действующим.
Однако обеспечивать гигантскому собору надлежащий уход без помощи государства община, естественно, была не в силах. Поэтому в 1928 году договор с церковной двадцаткой был расторгнут и храм передали Главнауке.
С 1928 по 1931 год в соборе провели ремонт, одновременно в храме открылся антирелигиозный музей, одной из главных достопримечательностей которого стал маятник Фуко, демонстрировавший вращение земли.
Собор сильно пострадал в годы блокады. Хотя прямых попаданий снарядов в храм не было, но фасады и наружные колонны испещрены следами от их осколков, а купол одной из звонниц был пробит авиабомбой.
Однако самый тяжелый урон храму нанесли не снаряды, а зима. Неотапливаемый собор промерз насквозь, на стенах выступил иней, и весной, во время его таяния, был нанесен огромный ущерб росписям.
Более всего была испорчена фреска Бруни «Адам и Ева в Раю», красочный слой которой смылся полностью. К несчастью, никаких фотографий или эскизов фрески не сохранилось, так что реставраторам пришлось просто нарисовать ее заново, подражая манере Бруни.
Первое богослужение в соборе после более чем шестидесятилетнего перерыва состоялось в 1990 году. И в наши дни Исаакий совмещает сразу две функции — храма и музея.
И саакиевский собор возводили 40 лет, а когда наконец сняли с него строительные леса, надобность в сооружении как в храме отпала почти сразу. О том, кто строил знаменитый храм, сколько реконструкций он пережил и какие легенды его окружают - в материале портала «Культура.РФ» .
Три предшественника Исаакиевского собора
Исаакиевский собор. Фотография: rossija.info
Исаакиевский собор Огюста Монферрана стал четвертым собором, построенным на этой площади. Первую церковь в честь святого Исаакия Далматского возвели для рабочих Адмиралтейских верфей практически сразу после основания Санкт-Петербурга . Вернее, ее перестроили из здания чертежного амбара под руководством Хармана ван Болеса. Петр I, родившийся в день памяти святого Исаакия, в 1712 году обвенчался здесь с Екатериной I. Уже в 1717 году, когда старая церковь стала ветшать, было заложено новое каменное здание. Строительство шло под руководством Георга Маттарнови и Николая Гербеля. Через полвека, когда уже вторая петровская церковь пришла в негодность, было заложено третье здание - уже на другом месте, немного дальше от берега Невы. Его архитектором стал Антонио Ринальди.
Победа рисовальщика над архитекторами
Семен Щукин. Портрет Александра I. 1800-ые. Государственный Русский музей
Евгений Плюшар. Портрет Огюста Монферрана. 1834. Государственный русский музей
Конкурс на строительство нынешнего Исаакиевского собора объявил в 1809 году Александр I. Среди его участников были лучшие зодчие своего времени - Андриан Захаров, Андрей Воронихин, Василий Стасов, Джакомо Кваренги, Чарльз Камерон. Однако ни один из их проектов не удовлетворил императора. В 1816 году по совету главы Комитета по делам строений и гидравлических работ Августина Бетанкура работу над собором поручили молодому архитектору Огюсту Монферрану. Решение это было удивительным: большого опыта в строительстве у Монферрана не было - он зарекомендовал себя не постройками, а рисунками.
Неудачное начало строительства
Неопытность архитектора сыграла свою роль. В 1819 году началось возведение собора по проекту Монферрана, однако всего через год его проект основательно раскритиковал член Комитета по делам строений и гидравлических работ Антон Модюи. Тот считал, что при планировании фундаментов и пилонов (опорных столбов) Монферран допустил грубейшие ошибки. Связано это было с тем, что архитектор хотел максимально использовать те фрагменты, что остались от собора Ринальди. Хотя первое время Монферран всеми силами отбивался от критики Модюи, позже он все же согласился с критикой - и строительство приостановили.
Архитектурные и инженерные достижения
Иссакиевский собор. Фотография: fedpress.ru
Иссакиевский собор. Фотография: boomsbeat.com
В 1825 год Монферран спроектировал новое грандиозное здание в стиле классицизм . Его высота составляла 101,5 метра, а диаметр купола - почти 26 метров. Строительство шло крайне медленно: только на создание фундамента ушло 5 лет. Для основы пришлось вырыть глубокие траншеи, куда вбили просмоленные сваи - более 12 тысяч штук. После этого все траншеи соединили между собой и залили водой. С наступлением холодов вода замерзла, и сваи спилили под уровень льда. Еще два года ушло на установку колонн четырех крытых галерей - портиков , гранитные монолиты для которых поставляли из выборгских каменоломен.
Следующие шесть лет возводились стены и подкупольные столбы, еще четыре года - своды , купол и колокольни . Главный купол был выполнен не из камня, как это делалось традиционно, а из металла, что значительно облегчило его вес. При проектировании этой конструкции Монферран ориентировался на купол лондонского собора Святого Павла Кристофера Рена. На золочение купола ушло более 100 килограммов золота.
Вклад скульпторов в оформление собора
Скульптурное убранство собора создавалось под руководством Ивана Витали. По аналогии с Золотыми вратами флорентийского баптистерия он изготовил впечатляющие бронзовые двери с изображениями святых. Витали также стал автором статуй 12 апостолов и ангелов на углах здания и над пилястрами (плоскими колоннами). Над фронтонами разместили бронзовые рельефы с изображениями библейских сцен в исполнении самого Витали и Филиппа Оноре Лемера. Также в скульптурном оформлении храма участвовали Петр Клодт и Александр Логановский.
Витраж, каменная отделка и другие детали интерьера
Иссакиевский собор. Фотография: gopiter.ru
Иссакиевский собор. Фотография: ok-inform.ru
Работа над интерьерами собора шла 17 лет и закончилась лишь в 1858 году. Внутри храм был отделан ценными породами камней - лазуритом, малахитом, порфиром, разными видами мрамора. Над росписью собора работали главные художники своего времени: Федор Бруни написал «Страшный суд», Карл Брюллов - «Богородицу во Славе» в плафоне, площадь этой росписи более 800 квадратных метров.
Иконостас собора выстроили в виде триумфальной арки и украсили монолитными малахитовыми колоннами. Иконы, выполненные в технике мозаики, были созданы по живописным оригиналам Тимофея Неффа. Мозаикой декорировали не только иконостас, но и значительную часть стен храма. В окне главного алтаря находился витраж с изображением «Воскресения Христа», выполненный Генрихом Марией фон Хессом.
Дорогое удовольствие
Иссакиевский собор. Фотография: rpconline.ru
Иссакиевский собор. Фотография: orangesmile.com
На момент строительства Исаакиевский собор стал самым дорогим храмом в Европе. Только на закладку фундамента ушло 2,5 миллиона рублей. Всего же Исаакий обошелся казне в 23 миллиона рублей. Для сравнения: все строительство соразмерного Исаакиевскому Троицкого собора стоило два миллиона. Связано это было как с грандиозными размерами (храм высотой в 102 метра до сих пор остается одним из самых крупных соборов в мире), так и с роскошной внутренней и внешней отделкой здания. Николай I , опешивший от таких расходов, приказал сэкономить хотя бы на утвари.
Освящение храма
Освящение собора прошло как государственный праздник: на нем присутствовал Александр II , а длилось мероприятие около семи часов. Вокруг собора располагались зрительские места, билеты на которые стоили немалых денег: от 25 до 100 рублей. Предприимчивые горожане даже сдавали квартиры с видом на Исаакиевский собор, откуда можно было наблюдать за церемонией. Несмотря на то что желающих посетить мероприятие было немало, многие из них не оценили Исаакиевский собор, и первое время из-за своих пропорций храм носил прозвище «Чернильница».
Мифы и легенды
Иссакиевский собор. Фотография: rosfoto.ru
Поговаривали, что такое длительное строительство собора было вызвано отнюдь не сложностью работ, а тем, что ясновидец предсказал Монферрану смерть сразу после завершения храма. И действительно, архитектор умер через месяц после освящения Исаакия. Завещание зодчего - похоронить его в храме - так и не выполнили. Гроб с телом архитектора обнесли вокруг храма, а потом передали вдове, которая увезла останки мужа в Париж. После смерти Монферрана прохожие якобы видели его призрак, бродивший по ступенькам собора, - входить в храм он не решался. Согласно еще одной легенде, дом Романовых должен был пасть после снятия строительных лесов, которые окружали собор еще долгое время после освящения. Совпадение или нет, но окончательно леса сняли в 1916 году, а в марте 1917 года Николай II эвакуировать . Так как купол собора немецкие летчики использовали в качестве ориентира, напрямую в собор они не стреляли - и хранилище осталось невредимым. Однако собор все же пострадал в годы войны: взрывавшиеся рядом с храмом осколки повредили колонны, а холода (в годы блокады Исаакий не отапливался) - настенные росписи.
Этот, один из крупнейших православных храмов-музеев С.- Петербурга, который имеет полное название собор преподобного Исаакия Далматского, мы решили посетить во время одной из вечерних прогулок по городу...
В это время суток посетителей совсем мало и можно без лишней толчеи спокойно осмотреть все достопримечательности храма...
Став обладателями входных билетов (по 250 руб. за штуку), мы входим внутрь музея (по особым дням, с разрешения администрации музея в соборе могут проходить церковные службы)....
Внутренне убранство собора сразу же поражает своим великолепием....
Очень часто Исаакиевский собор называют "музеем цветного камня".... И это не случайно, так как внутри его стены и пол выложены мраморными плитами (применялось 14 сортов натурального мрамора), которые были привезены из Италии, Франции, а также и из лучших каменоломней России..
На отделку собора ушло и более 300 кг червонного золота,
а общая сумма, которую выделила царская казна на работы по интерьеру собора составила по тем временам баснословную сумму - 23 миллиона 260 тысяч рублей серебром...
Немного осмотревшись, начинаем знакомиться с историей собора...
Оказывается, прежде чем появился собор, который мы видим сегодня, на этом месте в разное время было построено несколько вариантов церквей...
Вот так выглядела первая Исаакиевская церковь....
Она была построена в 1707 году и представляла собой обычный деревянный сруб размерами 18х9 метров... Ее появление на свет было обусловлено жизненной необходимостью: на расположенных поблизости Адмиралтейских вервях в то время работало более 10 тысяч человек, которые не могли удовлетворить свои духовные потребности... После завершения строительства храм был освящен во имя преподобного Исаакия Далматского, которого очень сильно почитал Петр I (он родился в день его памяти)....
К 1717 году, благодаря суровому климату, церковь начала сильно разрушаться....
Тогда-то и было принято решение: вместо старой, деревянной церкви заложить новую - в камне....
В 1727 году такая церковь уже принимала первых верующих....
Размеры новой церкви уже были 60х30 метров и она имела колокольню высотой 27 метров, которую украшал шпиль высотой 13 метров....
Но и у этого варианта судьба не сложилась.... Во-первых, когда строили церковь, то место ее установки несколько изменили с предыдущим вариантом - перенесли поближе к Неве (туда, где сейчас стоит памятник "Медный всадник"). Храм на самом берегу реки смотрелся великолепно, но архитекторы почему-то забыли, что Неве свойственны широкие разливы, которые и начали постепенно подмывать фундамент церкви.... А, во-вторых, в добавок к этому, в 1735 году во время сильной грозы в собор попал разряд молнии, который привел к большому пожару... В результате чего храм очень сильно пострадал изнутри...
В 1762 году, вступив на престол, Екатерина II издает распоряжение о строительстве нового собора (на месте первого варианта)....
Работа поручается архитектору А. Ринальди, который с большим рвением взялся за дело. Согласно его проекту собор должен был иметь пять куполов и высоченную колокольню.... Но Екатерина II умирает, Ринальди самоустраняется от руководства строительством (за это время здание было построено только до карниза) , и Павел I поручает уже другому зодчему - В. Бренна довести начатое до логического завершения.... Но так как новый император в это время вплотную занимался строительством своей резиденции (Михайловским дворцом), то ему был необходим в больших количествах строительный материал, особенно мрамор.... Чтобы долго не заморачиваться, Павел I решил позаимствовать его со строительства собора.... В результате вновь возведенный храм очень сильно отличался от первоначального проекта: вместо 5-ти куполов - 1, да и колокольня стала ниже вдвое....
30 мая 1802 года третий вариант Исаакиевского собора был освещен в торжественной обстановке....
Все было бы ничего (возможно третий вариант храма просуществовал бы значительное время), но по мнению нового императора - Александра I, архитектурный облик Исаакиевского собора не соответствовал архитектурной концепции присущей в то время центральной части города... По сему, уже в 1809 году, объявляется конкурс на новый проект Исаакиевского собора... В нем принимают участие самые известные архитекторы того времени: Камерон, Кваренги, Воронихин, Захаров... В итоге победителем стал малоизвестный, молодой французский архитектор О. Монферран, который через своего протеже - А.А. Бетанкура попадает на прием к императору и показывает ему свои рисунки с набросками собора.... Императору они понравились и он тут же подписал указ о назначении Монферрана личным императорским архитектором и поручает ему возглавить работы по строительству Исаакиевского собора...
В июне 1819 года состоялась торжественная закладка храма.... Однако и у Монферрана не все шло гладко....Из-за сильной критики проекта со стороны ведущих архитекторов - членов Академии Художеств, которые представили целый список конкретных и существенных замечаний, Монферрану пришлось остановить работы и заняться доработкой проекта... Новый вариант собора, который уже всех устраивал, был окончательно утвержден в 1825 году....
Этот, четвертый вариант Исаакиевского собора мы и имеем возможность видеть сегодня....
В память о главном строителе - в соборе установлен бюст Огюста Монферрана, который выполнен из того же материала, который использовался при строительстве храма..
Учитывая специфику местности, на которой возводился собор внушительных размеров, впервые в отечественной практике для строительства фундамента применялись сваи.... Всего их было забито свыше 10 тысяч штук...
Не менее сложной задачей была и установка 48-ми 17-ти метровых гранитных колонн, каждая из которых весила более 114 тонн...
Для этих целей была разработана специальная конструкция лесов, благодаря которой на подъем одной колонны уходило всего 45 минут...
Модель конструкции этих лесов занимает сегодня почетное место среди экспонатов музея, демонстрируя прогресс технической мысли во времена грандиозного строительства....
По ходу возведения храма архитекторам, инженерам и рабочим приходилось решать многие проблемы: начиная от доставки гранитных монолитов из каменоломней и заканчивая сооружением куполов и их золочением....
Тем не менее, 30 мая 1858 года (если вы помните - это как раз день памяти Исаака Далматского) новый, и последний на сегодняшний день, вариант Исаакиевского собора был торжественно освящен в присутствии императора Александра II....
По своей геометрии собор представляет крест врезанный в квадрат.... За счет этого образовалось четыре портика: южный, северный, западный и восточный....
Высота собора 101,5 метра, ширина - 100 метров....Диаметр купола - 25,8 м... В соборе установлены 112 монолитных колонн разного размера (48 колонн нижнего яруса диаметром 1,85 м и высотой 17 м являются одними из самых гигантских в мире, уступая только Александровским и Помпейским колоннам)...
По периметру купола, который по своим размерам стоит на шестом месте в мире, расположены фигурки ангелов и архангелов, отлитые из бронзы....
На углах и вершинах фронтонов собора установлены статуи апостолов....
Мы как-то с вами немного увлеклись - и оказались снаружи собора....
В спешном порядке снова возвращаемся внутрь храма...
В восточном портике храма находится главный иконостас, представляющий собой грандиозное триумфальное сооружение....
Он вырезан из белого мрамора....
Архитектурным украшением иконостаса являются восемь колонн и две пилястры высотой 9,7 м и шириной 0,62 м, сделанные из малахита и украшенные золочеными капителями....
Главный алтарь храма.... Посвящен Исааку Далматскому...
Пока народ рассосался - можно подойти поближе и внимательно осмотреть его....
Фрагмент Царских ворот....
За Царскими вратами расположен витраж с изображением Воскресшего Спасителя, выполненный на Королевской фарфоровой мануфактуре в Мюнхене....
Площадь витража почти 30 кв.м.... На его установку в храме потребовалось специальное разрешение Священного Синода: все дело в том, что, как правило, витражи присуще католическим церквям.... Именно после этого случая витражи нашли применение и в православных обителях....
Удается заглянуть и внутрь алтаря...
Здесь можно увидеть золотые изделия от фирмы "Никольс и Плинке"....
Верх Царских ворот украшает бронзовая группа работы Клодта с изображение Христа-Вседержителя во славе...
Над Царскими вратами расположена икона "Тайная вечеря"....
Вообще-то Исаакиевский собор - это еще и музей живописи: здесь находится около 150 панно и картин, к созданию которых привлекались Брюллов, Завьялов, Бруни, Марков, Басин и др.... Специфика расположения собора привела к тому, что внутри храма постоянно существует повышенная влажность, что губительно сказывается на художественных полотнах выполненных по стандартной технологии. Чтобы избежать негативных последствий этого природного фактора было принято решение для оформления интерьера использовать мозаику...
Одно из первых полотен, выполненных по этой технологии - мозаика "Христос Спаситель" , которая находится с правой стороны Царских ворот....
Помимо главного алтаря в Исаакиевском соборе имеются еще два:
Левый алтарь - посвящен Великомученице Екатерине....
Скульптурная группа "Воскресение" (скульптор Н.С. Пименов)....
Рядом с алтарем находится мозаичная икона "Святая Великомученица Екатерина" и бюст Монферрана работы И. Витали 1850 г. ...
Правый алтарь - посвящен благоверному Александру Невскому....
Некоторые мозаичные иконы этого алтаря
И часть его интерьера можно рассмотреть более детально....
Бронзовая композиция "Преображение" (скульптор Н.С. Пименов) над входом алтаря.....
Перед нами иконы "Святой Исаакий" и "Святой Петр"....
"Рождество Богородицы", "Воскресение Господне"...
"Сошествие святого духа на Апостолов", "Воскресение Христово"....
"Тайная Вечеря"....
"Святые праведные Иоаким и Анна" (Штейбен, 1849 г.), мозаичная икона "Святой Петр"....
Чудотворная икона "Богоматерь Тихвинская" - список с древней иконы находящейся в Тихвинском монастыре....
"Воскресение Пресвятой Богородицы" (Штейбен, 1853 г.) и другие....
Отдельно хотелось бы остановиться на воротах Исаакиевского собора....
Они сделаны из дуба, поверх которого установлены бронзовые рельефы... Каждая створка ворот весит около 10 тонн....
Барельефы выполнены Иваном Петровичем Витали (Джованни Витали), который в 1841 году получил большой заказ на скульптурное оформление Исаакиевского собора...
В качестве сюжета для своих работ Витали использовал эпизоды из жизни святых...
После осмотра "нижнего яруса" Исаакиевского собора
неплохо было бы и осмотреть его верхнюю часть...
Первое, что сразу же бросается в глаза - это паникадило (люстра) весом более 2,5 тонн,
ну и конечно же главный купол собора...
Объемный купол "поддерживается" 12-тью ангелами....
Украшением купола является роспись "Богоматерь во славе" работы К. Брюллова (завершил ее П. Басин)....
Площадь росписи составляет свыше 800 кв.м.....
Под самым куполом, на высоте около 80-ти метров на стальных тросах подвешен "небольшой" голубь с размахом крыльев всего-то 1,65 м при общей своей длине 2,7 метра... Это работа скульптора Дылева...
Не менее выразительны и плафоны в других местах Исаакиевского собора...
Например, с восточный стороны храма, над алтарем можно увидеть "Страшный суд" Ф.А. Бруни....
С западной стороны мы видим роспись "Видение пророка Иезекииля"....
Чуть ниже - "Солнце, Луна и звезды с ангелами"...
Чтобы осмотреть все великолепные росписи Исаакиевского собора потребуется много времени и физических усилий (голова достаточно часто закидывается вверх), поэтому в продолжении путешествия по храму мы приведем лишь некоторые из работ (всего в храме можно насчитать 103 стенных росписи и 52 картины, выполненные на холсте).....
Помимо росписей и картин неотъемлемой частью внутреннего убранства Исаакиевского собора являются многочисленные скульптуры, выполненные из меди методом гальванопластики....
На этом наше путешествие по Исаакиевскому собору подходит к своей завершающей стадии...
Подходим к информационному стенду, чтобы еще раз освежить в памяти основные вехи в "жизни" собора,
и направляемся к выходу....