Методика исследования индивидуальных особенностей воображения автор. Исследование индивидуальных особенностей воображения
Цель исследования : определить уровень сложности воображения, степень фиксированности представлений, гибкость или ригидность воображения и степень его стереотипности или оригинальность.
Материал и оборудование : три листка бумаги размером 10х16 см без клеток или линеек. На первом листке в середине изображен контур круга диаметром 2,5 см. На втором листке также в середине изображен контур равностороннего треугольника с длиной стороны 2,5 см. На третьем – контур квадрата с длиной стороны 2,5 см. Карандаш и секундомер.
Процедура исследования
Данное исследование проводят как с одним испытуемым, так и с группой. Но лучше, чтобы группа была небольшой, до 15 человек. В последнем случае экспериментатору нужно следить, чтобы никто из испытуемых до конца тестирования не разговаривал и не показывал свои рисунки другим.
Тестирование проводится в три этапа. На первом этапе испытуемому дают листок с изображенным на нем контуром круга, на втором – треугольника и на третьем – квадрата. Каждый этап исследования предваряется повторяющейся инструкцией.
Инструкция испытуемому : "Используя изображенный на этом листке контур геометрической фигуры, нарисуйте рисунок. Качество рисунка значения не имеет. Способ использования контура применяйте по своему усмотрению. По сигналу "Стоп!" рисование прекращайте".
Время рисования на каждом этапе экспериментатор определяет по секундомеру. В каждом случае оно должно быть равным 60 секундам.
По окончании тестирования испытуемого просят дать самоотчет и для этого спрашивают: "Понравилось ли Вам задание? Какие чувства Вы испытывали при ее выполнении?"
Обработка результатов
Обработка результатов и определение уровней развития воображения, степени фиксированности представлений, гибкости или ригидности, а также оригинальности или стереотипности производится путем сопоставления содержания и анализа всех трех рисунков испытуемого.
Определение уровня сложности воображения
Сложность воображения констатируется по самому сложному из трех рисунков. Можно пользоваться шкалой, лающей возможность устанавливать пять уровней сложности.
Первый уровень: контур геометрической фигуры используется как основная деталь рисунка, сам рисунок простой, без дополнений и представляет собой одну фигуру.
Второй уровень: контур использован как основная деталь, но сам рисунок имеет дополнительные части.
Третий уровень: контур использован как основная деталь, а рисунок представляет собой некоторый сюжет, при этом могут быть введены дополнительные детали.
Четвертый уровень: контур геометрической фигуры продолжает быть основной деталью, но рисунок – это уже сложный сюжет с добавлением фигурок и деталей.
Пятый уровень: рисунок представляет собой сложный сюжет, в котором контур геометрической фигуры использован как одна из деталей.
Определение гибкости воображения и степени фиксированности образов представлений
Гибкость воображения зависит от фиксированности представлений. Степень фиксированности образов определяют по количеству рисунков, содержащих один и тот же сюжет.
Воображение будет гибким, когда фиксированность образов в представлении не отражается в рисунках, то есть все рисунки на разные сюжеты и охватывают как внутреннюю, так и внешнюю части контура геометрической фигуры.
Фиксированность представлений слабая и гибкость воображения средняя, если два рисунка на один и тот же сюжет.
Применяется для обследования лиц любого возраста.
Цель: определение уровня сложности воображения, степени фиксированности представлений, гибкости или ригидности воображения и степени его стереотипности или оригинальности.
Материал и оборудование: три листа бумаги с изображениями; на первом – контур круга диаметром 2,5 см, на втором – контур равностороннего треугольника с длиной стороны 2,5 см, на третьем – контур квадрата с длиной стороны 2,5 см карандаш и секундомер.
Описание. Данное исследование проводится как с одним испытуемым, так и с группой. В последнем случае экспериментатору нужно следить, чтобы никто из испытуемых до конца тестирования не разговаривал и не показывал свои рисунки другим. Тестирование проводится в три этапа. На первом этапе испытуемому дают листок с изображенным на нем контуром круга, на втором – треугольника, на третьем – квадрата. Время рисования на каждом этапе (60 с) экспериментатор определяет по секундомеру. Каждый этап исследования предваряется повторяющейся инструкцией.
Инструкция. Используя изображенный на этом листе контур геометрической фигуры, нарисуйте что вы хотите. Качество рисунка значения не имеет. Способ использования контура выбирайте по своему усмотрению. По сигналу «Стоп!» рисование прекращайте.
По окончании тестирования испытуемого просят дать самоотчет и для этого спрашивают: «Понравилось ли вам задание? Какие чувства вы испытывали при его выполнении?»
Обработка результатов. Обработка результатов и определение уровней развития воображения, степени фиксированности представлений, гибкости или ригидности, а также оригинальности или стереотипности производится путем сопоставления содержания и анализа всех трех рисунков испытуемого.
Определение уровня сложности воображения. Сложность воображения констатируется по самому сложному из трех рисунков. Можно пользоваться шкалой, дающей возможность устанавливать пять уровней сложности.
Первый уровень: контур геометрической фигуры используется как деталь рисунка, сам рисунок простой, без дополнений и представляет собой одну фигуру.
Второй уровень: контур использован как основная деталь, но сам рисунок имеет дополнительные части.
Третий уровень: контур использован как основная деталь, а рисунок представляет сюжет, при этом могут быть введены дополнительные детали.
Четвертый уровень: контур геометрической фигуры продолжает быть основной деталью, но рисунок – это уже сложный сюжет с добавлением фигурок и деталей.
Пятый уровень: рисунок представляет собой сложный сюжет, в котором контур геометрической фигуры использован как одна из деталей.
Определение гибкости воображения и степени фиксированности образов и представлений. Гибкость воображения зависит от фиксированности представлений. Степень фиксированности образов определяют по числу рисунков на один и тот же сюжет.
Воображение будет гибким тогда, когда фиксированность образов в представлении не отражается в рисунках, т. е. все рисунки – на разные сюжеты и охватывают как внутреннюю, так и внешнюю части контура геометрической фигуры. Фиксированность представлений слабая и гибкость воображения средняя, если два рисунка выполнены на один и тот же сюжет.
Сильная фиксированность образов в представлении и негибкость или ригидность воображения характеризуются по рисункам на один и тот же сюжет независимо от уровня их сложности – это ригидное воображение. Ригидность воображения может быть и при отсутствии или слабой фиксации образов в представлении, когда рисунки выполнены строго внутри контуров геометрической фигуры. В этом случае внимание испытуемого фиксируется на внутреннем пространстве контура.
Определение степени стереотипности воображения. Стереотипность определяется по содержанию рисунков. Если содержание рисунка типичное, то воображение считается, так же как и сам рисунок, стереотипным, если не типичное, оригинальное – то творческим. К типичным рисункам относятся рисунки на следующие сюжеты. Рисунки с контуром круга: солнце, цветок, человек, лицо человека или зайца, циферблат и часы, колесо, глобус, снеговик. Рисунки с контуром треугольника: треугольник и призма, крыша дома и дом, пирамида, человек с треугольной головой или туловищем, письмо, дорожный знак. Рисунок с контуром квадрата: человек с квадратной головой или туловищем, робот, телевизор, дом, окно, дополненная геометрическая фигура квадрата или куб, аквариум, салфетка, письмо.
Степень стереотипности можно дифференцировать по уровням. Высокая степень стереотипности констатируется в том случае, если все рисунки выполнены на типичный сюжет. Рисунок считается оригинальным, а воображение творческим при отсутствии стереотипности, когда все рисунки выполнены испытуемым на нетипичные сюжеты.
Интерпретация результатов. Полученные результаты важно сопоставить с особенностями включенности испытуемого в процесс исследования. Для этого используют данные самоотчета. В первую очередь нужно обратить внимание на испытуемых с ригидностью воображения. Она может быть следствием пережитых стрессов и аффектов. Очень часто, хотя и не всегда, люди, которые все рисунки размещают только внутри контуров геометрических фигур, имеют некоторые психические заболевания. Рисунки таких испытуемых не обсуждаются в группе. Преподаватель-психолог берет таких лиц на учет.
Испытуемые с пятым уровнем сложности воображения, отсутствием стереотипности и качественным исполнением рисунков обычно способны к художественной деятельности (графике, живописи, скульптуре и т. п.). Те, кто склонен к техническим наукам, черчению или логике и философии, могут изображать некие абстракции или геометрические фигуры. В отличие от них лица гуманитарной направленности любят сюжеты, связанные с человеческой деятельностью, рисуют людей, их лица или антропоморфные предметы.
При обсуждении результатов тестирования и составлении рекомендаций необходимо определить условия, способствующие преодолению стереотипности, развитию творчества, и наметить задачи для тренировки гибкости процесса воображения.
Цель исследования - определить уровень сложности воображения, степень фиксированности представлений, гибкость или ригидность воображения и степень его стереотипности или оригинальности.
Используемые материалы. Три листа бумаги с изображениями: на первом - контур круга диаметром 2,5 см, на втором - контур равностороннего треугольника с длиной стороны 2,5 см, на третьем - контур квадрата с длиной стороны 2,5 см. Карандаш и секундомер.
Протокол:
Дата: 14.07.2012г. Испытуемый: Усатая Инна
Экспериментатор: Усатая И.Е. Протоколист: Усатая И.
Ход эксперимента:
Обработка результатов:
1. Уровень сложности воображения:
Контур использован, как основная деталь, но сам рисунок имеет дополнительные части.
2 .Определение гибкости воображения и степени фиксированности образов и представлений.
Гибкое воображение так как все три рисунка на разные сюжеты.
3. Определение степени типичности.
Типично. Оригинальный рисунок - средняя степень стереотипности.
Вывод: В результате эксперимента у испытуемого контур использован, как основная деталь, но рисунок имеет дополнительные части, все три рисунка на разные темы, средняя степень стереотипности.
Опыт 2
Исследование творческого воображения
Цель исследования - дать оценку особенностям творческого воображения.
Используемые материалы. Бланки с напечатанными на нем тремя любыми словами, например: шляпа, дорога, дождь; стандартные листы бумаги, ручка, секундомер.
Протокол:
Дата: 14.07.2012г. Испытуемый: Усатая Инна
Экспериментатор: Усатая И.Е. Протоколист: Усатая И.
Ход эксперимента:
Молодой человек в чёрной шляпе ехал в дождливую погоду, долгой дорогой.
Был дождь. Владимир ехал домой, дорога была мокрой.
Я наблюдала из окна своей квартиры, лил сильный дождь, дорога была мокрой, и лишь один старик в чёрной шляпе шёл по аллее.
Обработка и анализ результатов: 6 баллов
Вывод: В результате эксперимента у испытуемого средняя степень творчества – 5 баллов. В предложение использованы все три слова без особого остроумия, но в оригинально комбинации
ПАМЯТЬ
Задание 1.
Перечислите основные функции памяти и опишите по пять конкретных жизненных ситуаций, в которых актуализируется каждая из них.
В памяти различают следующие основные функций (процессы): запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.
Запоминание - это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации.
Воспроизведение - это процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закреплённого ранее содержания психики путём извлечения его из долговременной памяти и перевода в оперативную.
Забывание - процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения материала.
Сохранение - фаза памяти, характеризующаяся долговременным хранением воспринятой информации в скрытом состоянии.
Опыт 1
Изучение зависимости продуктивности запоминания от переживаемых чувств
Цель исследования - показать влияние чувств на запоминание.
Используемые материалы. Список из 30 слов. Из них 10 могут считаться связанными с чувством удовольствия, 10 - с чувством неудовольствия и 10 - безразличными. Первые помечены в списке знаком «-», вторые - знаком «-», третьи - «0»; бумага (0), подарок (+), скука (-), танцы (+), лампа (0), несчастье (-), музыка (+), рана (-), окно (0), поэзия (+), печаль (-), красота (+), карандаш (0), мечта (+), стена (0), кража (-), здание (0), змея (-), удача (+), похороны (-), деньги (+), болезнь (-), пробка (0), любовь (+), число (0), буква (0), война (-), тетрадь (0), радость (+), обман (-).
Протокол:
Дата: 14.07.2012г. Испытуемый: Усатая Инна
Экспериментатор: Усатая И.Е. Протоколист: Усатая И.
Ход эксперимента:
Любовь(+),скука(-),радость(+),война(-),здание(0),печаль(-),деньги(+),болезнь(-),окно(0),лампа(0),несчастье(-),подарок(+),танцы(+),рана(-),поэзия(+),мечта(+),красота(+),музыка(+),карандаш(0),стена(0),пробка(0)число(0),буква(0)тетрадь(0),обман(-).
Вывод : В результате эксперимента у испытуемого больше положительных ответов чем отрицательных, в связи с этим можно сказать что у испытуемого в этот момент было хорошее настроение и его переполняли положительные эмоции.
Опыт 2
Методика «Память на образы»
Методика применяется при профотборе, используется в группе и индивидуально.
Цель исследования - изучения образной памяти.
Используемые материалы. Таблица с 16 образами, секундомер.
Протокол:
Дата: 14.07.2012г. Испытуемый: Усатая Инна
Экспериментатор: Усатая И.Е. Протоколист: Усатая И.
Ход эксперимента:
Вывод : В результате эксперимента у испытуемого 13 баллов - это свидетельствует о том, что у него нормальная отразительная память.
Опыт 3
Механическая память
Цель исследования – выявить доминирующий тип механической памяти (слуховой или зрительный).
Используемые материалы. Экспериментатор подготавливает для предъявления испытуемому 2 ряда по 12 двузначных чисел (ряды не должны подчиняться определенной математической закономерности), секундомер.
ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ
Задание (тема):
Экспериментатор : Усатая И.
Испытуемый: Усатая И.
Возраст: 18 лет Пол: жен.
Самочувствие испытуемого: Хорошее самочувствие
Ход эксперимента:
Вывод: Итого, верно воспроизведенных чисел:
В 1 серии – 9;Во 2 серии – 6.
У испытуемого хорошо развита слуховая - механическая память.
Опыт 4
Смысловая память
Цель исследования - выявление влияния смысловых связей на запоминание и воспроизведение словесного материала, а также прочности запоминания при образования логических связей.
Используемые материалы. Секундомер, десять пар слов, между которыми легко установить смысловые связи.
Луч - солнце шум - вода замок - дверь
Медь - свинец стол - обед день - сутки
Сук - елка мост - река пруд - плотина
Год - месяц рубль - копейка зверь - лиса
Нуль - число лес - медведь глаз - ухо
Свет - заря дуб - желудь ночь - звезда
Марс - планета дичь - выстрел путь - дорога
Дом - книга рой - пчела сад - цветы
Нож - вилка час - время пуля - война
Лист - дерево гвоздь - доска дождь - зонтик
ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ
Задание (тема): «Механическая память» Дата:14.07.2012г.
Экспериментатор : Усатая И.
Испытуемый: Усатая И.
Возраст: 18 лет Пол: жен.
Самочувствие испытуемого: Хорошее самочувствие
Измеряемая характеристика............................................................
Ход эксперимента:
Луч - солнце (+) шум - вода (+) замок - дверь (+)
Медь - свинец (+) стол - (-) день – сутки(+)
Сук – елка(+) мост - река (+) пруд – плотина(+)
Год - месяц (+) рубль - копейка (+) зверь – (-)
Нуль - число (+) лес - медведь (+) глаз - ухо (+)
Свет - заря (+) дуб - желудь (+) ночь – звезда(+)
Марс - планета (+) дичь - выстрел (+) путь – дорога(+)
Дом - книга(+) рой - пчела (+) сад - цветы (+)
Нож - вилка (+) час - время (+) пуля – война(+)
Лист - дерево (+) гвоздь - доска (+) дождь – зонтик(+)
Обработка и анализ результатов .
Вывод: В результате эксперимента испытуемый повторял про себя слова и благодаря этому он воспроизвёл достаточно много слов, почти все пары слов были легки для запоминания.
Опыт 5
Логическая и механическая память
Цель исследования - Исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.
Используемые материалы . Два ряда слов. В первом ряду между словами существуют смысловые связи, во втором ряду они отсутствуют.
Первый ряд : кукла – играть, курица – яйцо, ножницы – резать, лошадь – сани, книга – учитель, бабочка – муха, щетка – зубы, барабан – пионер, снег – зима, петух – кричать, чернила – тетрадь, корова – молоко, паровоз – ехать, груша – компот, лампа – вечер.
Второй ряд : жук – кресло, гребень – земля, компас – клей, колокольчик – стрела, синица – сестра, лейка – трамвай, мухомор – диван, гребенка – ветер, ботинки – самовар, графин – брать, спичка – овца,терка–море,шляпа–пчела,рыба–пожар,пила–яичница.
Протокол:
Дата: 14.07.2012г. Испытуемый: Усатая Инна
Экспериментатор: Усатая И.Е. Протоколист: Усатая И.
Ход эксперимента:
Вывод: Смысловые связи между словами влияют на эффективность запоминания.
Методы исследования воображения и их использование в психологической практике
Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.
Воображение имеет свои возрастные особенности.
Проблема изучения воображения детей и подростков актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.
Как показали исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, и др., воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новой информации, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности. Однако в психологии вопросы, непосредственно связанные с проблемами формирования и развития и изучения воображения у детей различных возрастов, мало разработаны, недостаточно проведено исследований по изучению возможностей различных техник в плане развития воображения. А эта область представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в исследованиях.
Цель исследования : изучение индивидуальных особенностей воображения детей подросткового возраста.
Объект исследования : дети подросткового возраста.
Предмет исследования : индивидуальные особенности воображения детей подросткового возраста.
Экспериментальное исследование индивидуальных особенностей воображения детей подросткового возраста
Методика Е. Торренса «Неполные фигуры»
Цель исследования: определить уровень сложности воображения, степень фиксированности представлений, гибкость или ригидность воображения и степень его стереотипности или оригинальность.
Материал и оборудование: три листка бумаги размером 10х16 см без клеток или линеек. На первом листке в середине изображен контур круга диаметром 2,5 см. На втором листке также в середине изображен контур равностороннего треугольника с длиной стороны 2,5 см. На третьем – контур квадрата с длиной стороны 2,5 см. Карандаш и секундомер.
Процедура исследования.
Данное исследование проводят как с одним испытуемым, так и с группой. В последнем случае экспериментатору нужно следить, чтобы никто из испытуемых до конца тестирования не разговаривал и не показывал свои рисунки другим.
Тестирование проводится в три этапа. На первом этапе испытуемому дают листок с изображенным на нем контуром круга, на втором – треугольника и на третьем – квадрата. Каждый этап исследования предваряется повторяющейся инструкцией.
Инструкция испытуемому: «Используя изображенный на этом листке контур геометрической фигуры, нарисуйте рисунок. Качество рисунка значения не имеет. Способ использования контура применяйте по своему усмотрению».
Время выполнения задания не регламентировано.
По окончании тестирования испытуемого просят дать самоотчет и для этого спрашивают: «Понравилось ли Вам задание? Какие чувства Вы испытывали при ее выполнении?»
Обработку результатов необходимо проводить по следующим показателям:
1. Определение уровня сложности воображения.
2. Определение гибкости воображения и степени фиксированности образов представлений.
3. Определение степени стереотипности воображения.
Экспериментальное исследования по изучению индивидуальных особенностей воображения проводилось с участием 25 детей подросткового возраста. Воображение подростков может оказывать влияние на познавательную деятельность, эмоционально-волевую сферу и саму личность. Перед началом исследования с участникам было проведено занятие, на котором экспериментатор дал информацию учащимся о воображении, о его роли в жизни человека. В этом состоял первый этап исследования
Второй этап исследования. Исследование проводилось в малых группах по пять человек, таким образом, было проведено пять серий экспериментального исследования с разным участниками. Инструкция всем группам давалась одинаковая. Время выполнения задания было не регламентировано.
Третий этап исследования: обработка полученных результатов. Полученные результаты обрабатывались по трем основным критерия, которые приводятся выше.
Первым параметром для анализа особенностей воображения мы выбрали уровень сложности воображения. Сложность воображения констатируется по самому сложному из трех рисунков.
Первый уровень сложности выражается в том, что контур геометрической фигуры используется как основная деталь рисунка, сам рисунок простои, без дополнений и представляет собой одну фигуру. Этот уровень сложности был выявлен у 11 участников исследования.
Второй уровень контур использован как основная деталь, но сам рисунок имеет дополнительные части. Эта тенденция была определена у 7 подростков.
Для третьего уровня сложности характерно, что контур использован как основная деталь, а рисунок представляет собой некоторый сюжет, при этом могут быть введены дополнительные детали – 4 человека.
Четвертый уровень : контур геометрической фигуры продолжает быть основной деталью, но рисунок – это уже сложный сюжет с добавлением фигурок и деталей – 2 подростка.
Пятый уровень : рисунок представляет собой сложный сюжет, в котором контур геометрической фигуры использован как одна из деталей - 1 человек.
Фиксированность представлений слабая и гибкость воображения средняя, если два рисунка на один и тот же сюжет. Среди исследуемых 13 человек продемонстрировали такие проявления.
Сильная фиксированность образов в представлении и негибкость или ригидность воображения характеризуются по рисункам на один и тот же сюжет. Если все рисунки имеют один и тот же сюжет независимо от уровня их сложности – это ригидное воображение. Такой тип воображения судя по рисункам испытуемых свойственен 9 подросткам.
Ригидность воображения может быть и при отсутствии или слабой фиксации образов в представлении, когда рисунки выполнены строго внутри контуров геометрической фигуры. В этом случае внимание испытуемого фиксируется на внутреннем пространстве контура.
Последний параметр анализа работ исследуемых подростков это степень стереотипности воображения.
Стереотипность определяется по содержанию рисунков.
К типичным рисункам относятся рисунки на следующие сюжеты.
Рисунки с контуром круга: солнце, цветок, человек, лицо человека или зайца, циферблат и часы, колесо, глобус, снеговик.
Рисунки с контуром треугольника: треугольник и призма, крыша дома и дом, пирамида, человек с треугольной головой или туловищем, письмо, дорожный знак.
Рисунки с контуром квадрата: человек с квадратной головой или туловищем, робот, телевизор, дом, окно, дополненная геометрическая фигура квадрата или куб, аквариум, салфетка, письмо.
Степень стереотипности можно дифференцировать по уровням.
Высокая степень стереотипности констатируется тогда, когда все рисунки на типичный сюжет – 17 человек.
Рисунок считается оригинальным, а воображение творческим при отсутствии стереотипности, когда все рисунки выполнены испытуемым на нетипичные сюжеты – 8 человек.
Полученные результаты важно сопоставить с особенностями включенности испытуемого в процесс исследования с его установками.
Это исследование подтверждает нашу гипотезу о том, что у каждого подростка индивидуальные особенности воображения.
Испытуемые с пятым уровнем сложности воображения, отсутствием стереотипности и качественным исполнением рисунков обычно способны к художественной деятельности– в нашем исследовании 1 человек. Те, кто склонен к техническим наукам, черчению или логике и философии, могут изображать некие абстракции или геометрические фигуры. В отличие от них лица с гуманитарной направленностью любят сюжеты, связанные с человеческой деятельностью, рисуют людей, их лица или антропоморфные предметы.
При обсуждении результатов эксперимента с исследуемыми подростками и составлении рекомендаций необходимо установить условия, способствующие преодолению стереотипности, развитию творчества и наметить задачи для тренировки гибкости процесса воображения.
Проведем еще одну методику исследования воображения.
Упражнение «Неоконченный рассказ». Ребенку читают начало рассказа. «Темнело. Шел нудный дождь. По улице семенила старушка под большим зонтиком. Вдруг…» Необходимо продолжить и закончить рассказ. Поскольку это упражнение развивающее, оно не имеет строгой оценки, но целесообразно обратить внимание на фантастичность, оригинальность, комизм предложенного сюжета.
Оригинальные, интересные, фантастичные рассказы мы получили у 9 человек. Работы отличались сложной сюжетной линией, массой сюжетных ветвей. У 16 человек рассказы были менее интересные, имели похожий сюжет, что говорит о стереотипности воображения этих детей
Вывод: Таким образом, проведенные экспериментальные исследования выявили высокий уровень стереотипности воображения у многих подростков. Это может быть связано с тем, что в этом возрасте они начинают более критично воспринимать мир вокруг себя, поэтому и воображение принимает более критические формы.
Заключение
Существует большое количество взглядов на проблему воображения. Но практически все психологи приходят к выводу, что воображение состоит в создании нового, новых образов посредством преобразований над совокупностью образов субъекта.
Преобразование образов представлений осуществляется в любой репрезентативной системе психики способами агглютинации, акцентирования, типизации, схематизации и др.
Воображение – это не просто разновидность психического отражения, а психологическое конструирование свойств предметов, явлений, отношений.
В работе мы познакомились с самыми общими аспектами развития воображения детей. Мы увидели, как важна эта функция для общего развития ребенка, для становления его личности, для формирования жизненного опыта. В силу важности и значимости воображения для ребенка необходимо всячески помогать его развитию и, одновременно, использовать его для оптимизации учебной деятельности.
Все необходимые качества воображения возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых. Влияние должно обогащать и уточнять восприятие и представления ребенка об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем.
У каждого подростка индивидуальные особенности воображения - уровень сложности воображения, степень фиксированности представлений, гибкость или ригидность воображения и степень его стереотипности или оригинальность.
К сожалению, подтвердилась и вторая гипотеза – в подростковом возрасте очень мало детей с гибким и оригинальным воображением.
При наличие таких явлений как ригидность или высокая степень стереотипности воображения подростку следует обратить на это внимание и возможно даже заняться развитием воображения.
Психологи считают, что для развития воображения необходимо наличие определенных условий: эмоциональное общение с взрослыми; предметно-манипулятивная деятельность; необходимость разных видов деятельности. Возможно какого-то из этих условий в воспитание и обучение детей сегодня не хватает.
Список литературы
1. Богданова Т. Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М., 1994.
2. Боровик О. В. Развитие воображения. Методические рекомендации. – М., 2000.
3. Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Кн. для учителя. М., 1991.
4. Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения. Вопросы психологии. №2, 1980.
5. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. В двух томах. М., 1986.
6. Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология. М., 1989.
7. Карандашов Ю.Н. Развитие представления у детей. Учебное пособие. – Минск, 1987.
8. Кириллова Г. Д. Начальные формы творческого воображения у детей. М., 1971.
9. Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании. М., 1979.
10. Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения. – М., 1989.
11. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М., 1971.
12. Найссер У. Познание и реальность. М., 1981.
13. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М., 1995.
14. Никифорова О. Н. Познавательные процессы и способности в обучении. М., 1990.
15. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности. Моляко В. А. Вопросы психологии. № 5, 1994.
16. Розетт И. М. Психология фантазии. Эксперементально-теоретическое исследование внутренних закономерностей умственной деятельности. – Минск, 1977
17. Рубинштейн С. А. Основы общей психологии. В 2 т. – Т. 1 – М., 1989.
18. Субботина Л. Ю. Развитие воображения у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль, 1996.
19. Субботина Л. Ю. Детские фантазии: Развитие воображения детей. Екатеринбург, 2006.
20. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность. Сб. науч. тр. Свердловск., 1990.
Гибкость воображения зависит от фиксированности представлений. Степень фиксированности образов определяют по количеству рисунков, содержащих один и тот же сюжет.
Воображение будет гибким, когда фиксированность образов в представлении не отражается в рисунках, то есть все рисунки на разные сюжеты и охватывают как внутреннюю, так и внешнюю части контура геометрической фигуры.
Фиксированность представлений слабая и гибкость воображения средняя, если два рисунка на один и тот же сюжет.
Сильная фиксированность образов в представлении и негибкость или ригидность воображения характеризуются по рисункам на один и тот же сюжет. Если все рисунки имеют один и тот же сюжет независимо от уровня их сложности – это ригидное воображение.
Ригидность воображения может быть и при отсутствии или слабой фиксации образов в представлении, когда рисунки выполнены строго внутри контуров геометрической фигуры. В этом случае внимание испытуемого фиксируется на внутреннем пространстве контура.
Определение степени стереотипности воображения
Стереотипность определяется по содержанию рисунков. Если содержание рисунка типичное, то воображение считается, так же как и сам рисунок, стереотипным, если не типичное, оригинальное – то творческим.
К типичным рисункам относятся рисунки на следующие сюжеты.
Рисунки с контуром круга: солнце, цветок, человек, лицо человека или зайца, циферблат и часы, колесо, глобус, снеговик.
Рисунки с контуром треугольника: треугольник и призма, крыша дома и дом, пирамида, человек с треугольной головой или туловищем, письмо, дорожный знак.
Рисунки с контуром квадрата: человек с квадратной головой или туловищем, робот, телевизор, дом, окно, дополненная геометрическая фигура квадрата или куб, аквариум, салфетка, письмо.
Степень стереотипности можно дифференцировать по уровням.
Высокая степень стереотипности констатируется тогда, когда все рисунки на типичный сюжет.
Рисунок считается оригинальным, а воображение творческим при отсутствии стереотипности, когда все рисунки выполнены испытуемым на нетипичные сюжеты.
Анализ результатов
Полученные результаты важно сопоставить с особенностями включенности испытуемого в процесс исследования с его установками. Для этого используют данные самоотчета.
В первую очередь нужно обратить внимание на испытуемых с ригидностью воображения. Она может быть следствием пережитых стрессов и аффектов. Очень часто, хотя и не всегда, люди, которые все рисунки размещают только внутри контуров геометрических фигур, имеют некоторые психические заболевания. Рисунки таких испытуемых на обсуждаются в группе. Преподаватель-психолог берет таких лиц на учет и рекомендует им обратиться сначала в психологическую службу вуза для специального психодиагностического исследования. Но при этом нужно воспользоваться каким-то предлогом, чтобы не травмировать психику студента предполагаемым диагнозом.
Испытуемые с пятым уровнем сложности воображения, отсутствием стереотипности и качественным исполнением рисунков обычно способны к художественной деятельности (графике, живописи, скульптуре и т.п.). Те, кто склонен к техническим наукам, черчению или логике и философии, могут изображать некие абстракции или геометрические фигуры. В отличие от них лица с гуманитарной направленностью любят сюжеты, связанные с человеческой деятельностью, рисуют людей, их лица или антропоморфные предметы.
При обсуждении результатов тестирования и составлении рекомендаций необходимо установить условия, способствующие преодолению стереотипности, развитию творчества и наметить задачи для тренировки гибкости процесса воображения.
Задание 3
Исследование творческого воображения
Цель исследования: дать оценку особенностям творческого воображения.
Материал и оборудование: бланки с напечатанными на них тремя любыми словами, например: шляпа, дорога, дождь; стандартные листы бумаги, ручка, секундомер.