Стэнфорд-бине умственного развития шкала. Первые интеллектуальные тесты разработаны во Франции Альфредом Бине Что позволяет выявить тест бине симона
лат. scala - лестница] - тест интеллекта, предназначенный для измерения уровня умственного развития. Первый вариант С.-Б. у. р. ш. был разработан Л. М. Терменом в 1916 г. и представлял собой модификацию Бине-Симона шкалы умственного развития. В ходе разработки в базовую методику было введено большое количество изменений. По сравнению со шкалой Бине было добавлено более трети новых заданий, ряд старых был либо переделан, либо отброшен или переадресован другим возрастным группам. Фактически уже первая редакция С.-Б. у. р. ш. представляла собой новый тест. В дальнейшем тест неоднократно радикально совершенствовался. С.-Б. у. р. ш. включает задания, направленные на исследование широкого диапазона способностей - от простого манипулирования до абстрактного рассуждения. На ранних возрастных уровнях тесты требуют главным образом зрительно-моторной координации, перцептивного различия, способности понимать инструкцию (в заданиях типа складывания кубиков, нанизывания бус, подбора геометрических фигур), а также способности узнавать предметы, предъявляемые в виде игрушечных моделей или изображений на карточках. На высших возрастных уровнях в наибольшей степени представлены тесты, использующие вербальное содержание заданий. Среди них словарный тест (объяснение значения слов), аналогии, завершение предложений, определение абстрактных понятий, интерпретация пословиц. Некоторые тесты направлены на характеристику степени плавности и беглости речи (быстрое называние не связанных между собой слов, подбор рифм, построение предложений с заданными словами). Среди заданий батареи широко представлены тесты общей осведомленности, знания норм общественной жизни, правил поведения (ответы на вопросы, интерпретация ситуаций, обнаружение несоответствий в сюжетных картинках или рассказах). В шкалу включен ряд тестов памяти, пространственной ориентации (визуальная репродукция фигур, лабиринты, складывание и разрезание бумажных объектов и т. д.). На более высоких возрастных уровнях анализируется степень усвоения некоторых навыков, приобретенных в школе (умение читать, знание арифметики). При обследовании с помощью ряда тестов методика допускает возможность получения широкой качественной информации о методах работы испытуемого, способах решения им задач. Большие возможности предоставляются и наблюдению за личностными качествами: уровнем активности и мотивированности, уверенности, настойчивости, сосредоточенности и т. д. Сложная процедура проведения обследования и интерпретации полученных результатов, необходимость строгого соблюдения стандартов требуют высокой квалификации и предварительной тренировки экспериментатора. По применению С.-Б. у. р. ш. накоплен огромный опыт, включающий фактические данные и их интерпретацию. По широте использования эта методика занимает в зарубежной психодиагностике одно из ведущих мест среди тестов интеллекта. Длительность использования и широта распространения сделали систему отсчета оценок С.-Б. у. р. ш. стандартом для других психометрических тестов. Распределение результатов IQ-показателей шкал Стэнфорд-Бине положено в основу классификации степеней умственной отсталости, широко распространенной в зарубежной психодиагностике. Л.Ф. Бурлачу к, С.М.Морозов
Тест Стэнфорд-Бине (редакция 1972г.) Содержание задач меняется со временем. Тест предназначен для измерения интеллекта детей от 2 до 18 лет. Представляет собой набор заданий в виде вопросов, на которые надо дать ответ, либо в виде задач. Задания сгруппированы в блоки по 6 заданий, в соответствии с хронологическим возрастом детей. Блоки заданий составлены таким образом, что большинство детей одного возраста способны выполнить все сходящие в данный блок задания.
Задания теста (для ребенка 9 лет):
1. указать сегодняшнюю дату (день недели, число, месяц, год). Правильные ответы предполагают, что ребенок имеет представление о летоисчислении, пользуется календарем в своей жизни.
2. распределить 5 предметов на определенные классы. Предполагает наличие у ребенка способностей к абстракции и обобщению.
4. повторить 4 цифры в обратном порядке. Умение удерживать цифры в памяти, совмещать умственные операции по выстраиванию в уме в порядке.
5. построить осмысленное предложение, содержащее 3 слова. (мальчик, река, мяч). Предполагает умение ребенка строить предложения, и устанавливать между словами смысловые связи.
6. найти рифму к 3 различным словам. (лошка-кошка, день-пень, солнце-лопата). Тестируется словарный запас ребенка. Умение находит нужные слова в нужное время.
Успешное выполнение теста предполагает наличие у ребенка определенных знаний и определенных умственных умений.
Т.о., в свете этого теста, ИНТЕЛЛЕКТ – совокупность знаний и умственных умений, позволяющих человеку решать определенные задачи.
Классификации интеллекта :
1. кристаллизованный интеллект – (Грейс Крайг , автор «психология развития») - область интеллекта, включающая умение формулировать суждения, анализировать проблемы, делать выводы на основе накопленных знаний и опыта . Этот интеллект развивается под влиянием накопленного опыта, и может возрастать на протяжении всей жизни человека.
2. текущий интеллект – область интеллекта, которая охватывает способности, используемые для научения чему-то новому . Сам опыт отодвигается нс второй план. Обусловлен анатомо-физиологическими задатками, достигает пика своего развития в юности, около 20 лет, с возрастом начинает снижаться.
По мнению Ганса Айзенка , все тесты интеллекта измеряют и кристаллизованный и текучий интеллект, но в разной степени. Задачи в тестах Стенфорд-Бине, явно, не новые, и этот тест, скорее всего, диагностирует кристаллизованный интеллект .
Тест Равена – измеряет текущий интеллект – тест постепенно усложняющихся матиц. (добавить фигурку по смыслу в матрицу из 9 значков.)
Общий интеллект – общий умственная способность, от которой зависит успешность решения самых разных задач. Существование общего интеллекта выявил и описал английский психолог Чарльз Спирмен . Он давал своим испытуемым несколько тестов, направленных на измерение разных умственных способностей. Например, способность на понимание отношений, оперирование числами, пространственная ориентация, свойства памяти. Оказалось, что у каждого человека степень успешности выполнения одного теста положительно коррелирует со степенью успешности всех остальных. Если один тест выполнен на высоком уровне, то и с большей вероятностью другие тоже выполняются хорошо . Он сделал вывод, что интеллект – есть общая способность , не зависящая от содержания тестовых задач. Назвал его – фактор G (General) .
Д. Гилфорд считает что интеллект – это сумма отдельных способностей . Все задачи можно расклассифицировать на 120 видов и успешность их решения зависит от конкретных, специфичных умственных способностях.
Кстати, Теплов тоже писал о этом. Есть специальная и общая одаренность. Общая одаренность есть у талантливых детей.
Г.Гарднер считает, что интеллект не только логический, но всякий иной. Гарднер утверждает, что есть 6 типов специального интеллекта :
1. лингвистический интеллект – способность к владению и пониманию языка.
2. пространственный интеллект – для конструкторов и архитекторов
3. музыкальный интеллект
4. математический интеллект
5. личностный интеллект – встречается в виде способности к самопознанию, способность к достижению социального успеха.
6. кинестетический интеллект – способность к движениям, выраженная и танцоров, спортсменов.
7. эмоциональный интеллект – новая парадоксальная категория (что это такое? -Сам Капустин не знает.)
Теория интеллекта Ф. Вернона.
Иерархическая теория интеллекта. У человека есть общий интеллект – фактор G, общая способность к решению общих задач, есть обще-групповые факторы (ОГФ), которые влияют на решение определенных задач, далее второстепенные групповые факторы (ВГФ) , влияющие на успешность решения более мелких задач, далее – специфические групповые факторы (СГФ).
Испытуемым предлагаются блоки для решения по возрастам, начиная с задач для более младшего возраста (9-летнему дается задача для 8-летнего). После, предъявляется блок для своего возраста, если он справляется, то возраст повышается (для 10летнего). Если он решает 3 задачи из 6, то ему дается задача следующего уровня. Он решает 1 из 6, на этом тест прекращается, т.к. он решил меньше половины.
Вычисляется умственный возраст ребенка - суммируются годы и месяцы: за целый блок задач – 1 год, за полблока – 6 месяцев, за 1 задачу – по 2 месяца.
IQ = умственный возраст / хронологический возраст * 100%
Тест КРЕАТИВНОСТИ – способность к творчеству. (Студент! Смотри фигу в учебнике!)
Шкала интеллекта Стэнфорд-Бине (знаменитый IQ-тест) широко распространена в странах Европы и США. Применяется для оценивания подготовки ребенка к школе, в том числе с профильным уклоном, и готовности поступления абитуриента в вуз. Уровень развития интеллектуальных способностей в количественных показателях наиболее часто измеряется методом Стэнфорда-Бине.
Тест Стэнфорд-Бине применяется в следующих случаях:
- Оценивание способностей нормально развивающихся испытуемых и с особенностями.
- Диагностирование аутизма.
- Распознание детей, одаренных способностями.
- Диагностика профессиональной пригодности.
- Исследование уровня креативности.
- Составление независимого от IQ портрета личности ребенка: показатели активности, концентрации, старания, уверенности.
Краткая историческая справка
Первичный тест разработан в 1905 году Альфредом Бине и Теодором Симоном по приказу Министерства образования Франции для того, чтобы отсеивать недостаточно развитых детей перед поступлением в школу. Тест Бине-Симона выявлял соответствие интеллектуальных способностей физическому развитию ребенка, а количество решенных заданий определяло его умственный возраст.
В 1916 году тест прошел модификацию Льюиса Термена из Стэндфордского университета (США). Именно поэтому тест стал называться «Стэнфорд-Бине» и широко используется по сей день. В центре методики лежит коэффициент IQ (Intelligence quotient) – количественная оценка интеллекта в численном показателе. В пятой версии теста, созданной в 2003 году, изменен метод подсчета баллов, их интерпретация, а также полностью автоматизированы все процессы. Может применяться для детей от 2 лет.
Структура и применение теста
Тест Стэнфорд-Бине в редакции 2003 года включает пять частей:
- Определение подвижного (свободного) интеллекта, зависимого от биологических факторов.
- Вербальное исследование (проверка знаний).
- Вычислительные задачи (количественный интеллект).
- Визуальное восприятие и пространственное мышление.
- Изучение рабочей кратковременной памяти.
Эти 5 факторов интеллектуальных способностей взяты из теории Кэттелла-Хорна-Кэрролла.
Временные ограничения – 15-75 минут (в зависимости от возрастных и интеллектуальных способностей испытуемого).
Интерпретация результатов: коэффициент IQ 70-79 – пограничный, 80-89 – ниже среднего, 90-109 – средний, 110-119 – выше среднего, выше 130 – показатель одаренного человека.
Тест Стэнфорд-Бине не может быть использован при диагностировании психологических нарушений и прогнозировании развития интеллектуальных способностей, поскольку не раскрывает природу данных, а лишь констатирует их наличие.
Тест Бине-Симона - средство для диагностики развития интеллекта, предложенное в 1905 г. А.Бине и Т.Симоном .
Сначала тест состоял из 30 вербальных, перцептивных и манипулятивных задач, которые были расположены по критерию повышения трудности в соответствующие возрастные когорты: каждая задача определенной возрастной когорты должна была решаться 75% детей этого возраста с нормальным интеллектуальным развитием. По количеству правильно решенных ребенком задач определялся его умственный возраст. Понятие «умственного возраста » было использовано А. Бине и Т. Симоном в 1908 г. как количественный показатель развития интеллекта. Это - характеристика интеллектуального развития индивида на основе его сравнения с уровнем интеллекта других людей того же возраста. Количественно выражается как возраст, в котором - по среднестатистическим данным - решаются те тестовые задания, которые доступны данному индивиду. По мнению Бине, этот уровень не зависит от обучения, а определяется лишь генетическими факторами.
Вторая версия шкалы, 1908 г., была соотнесена с возрастами от 3 лет до взрослого состояния, а третья, 1911 г., была несколько отредактирована и дополнена.
Тест Векслера. Самым популярным тестом для диагностики интеллекта в нашей стране стал тест Д. Векслера (1939). Векслер отказался от представлений об интеллекте, как об «умственном возрасте», которые ввел А. Бине, создатель первого теста умственных способностей. Сам Векслер определял интеллект как комплексную глобальную способность индивида целенаправленно вести себя, разумно мыслить и успешно взаимодействовать с внешней средой.
Векслер выделил в интеллекте две составляющих, а также две сферы его проявления: вербальный интеллект и интеллект действия . Векслер предположил, что помимо общего интеллекта существуют вербальный и невербальный интеллекты, которые также следует измерять.
Векслер ввел понятие «возрастная норма». Испытуемый получал тестовый балл на основании сопоставления его результатов со средними результатами той возрастной группы, к которой он принадлежал. Коэффициент интеллекта выражался в единицах стандартного отклонения.
Тест предназначался для комплексного обследования пациентов психиатрической клиники. Главная цель применения теста - диагностика психических нарушений при различных заболеваниях (психозах, неврозах и пр.), а также определение уровня интеллектуального дефекта у лиц с врожденным интеллектуальным недоразвитием и со старческим слабоумием.
Тест Векслера сразу после своего появления стал широко применяться за пределами клиники: при профессиональном отборе, для оценки уровня интеллекта «нормальных», то есть психически здоровых взрослых и детей, и даже для оценки уровня интеллектуальной одаренности.
Версии теста Д.Векслера для взрослых состоят из 11 субтестов, версия для детей - из 12. Все версии имеют две шкалы: шкалу действия и словесную шкалу . Векслер полагал, что сумма баллов, полученных за все задания теста, характеризует общий интеллект, а сумма по каждой из шкал - невербальный и вербальный интеллекты.
Субтесты: 1) Осведомленность, 2)Понятливость, 3)Арифметический, 4)Сходство, 5)Словарь, 6)Запоминание цифр, 7)Недостающие детали, 8)Последовательные картинки, 9)Кубики Кооса, 10)Сложение фигур, 11)Шифровка 12)Лабиринты.
Таким образом, тест должен был измерять три способности. Однако факторный анализ результатов применения «взрослой» версии теста показал, что тест на самом деле измеряет четыре способности: 1) общий интеллект, 2) словесное понимание, 3) перцептивную организацию, 4) способность, которая влияет на выполнение субтестов «Запоминание цифр», «Арифметический», «Шифровка».
Тест «Последовательные картинки», при выполнении которого испытуемый должен упорядочить «комическую историю», считается сложным: успешность его выполнения зависит как от перцептивной организации, так и от вербального понимания.
Выполнение каждого субтеста требует комплекса способностей. Поэтому следует подробно анализировать процесс выполнения отдельных субтестов. Важнейшее значение имеет анализ профиля, в частности, соотношение успешности выполнения субтестов, оценка степени разброса результатов относительно индивидуального среднего уровня (степень «пилообразности» профиля) и т.д. Каждый из дополнительных индексов имеет важное диагностическое значение .
Прогрессивные матрицы Равена - батарея тестов, разработанная английским психологом Дж.Равеном в 1938 г. для диагностики уровня интеллекта, основанная на работе наглядного мышления по аналогии. Имеет 2 варианта: 1) для взрослых и подростков с 12 лет и 2) для детей 5 - 11 летнего возраста.
Каждая задача теста заключается в том, чтобы в ограниченное для всего теста время на место пробела в правом нижнем углу основного рисунка („матрицы“), представляющего собой геометрический узор, вставить один из 6 или 8 фрагментов, находящихся под основным рисунком. Тест имеет 5 серий, по 12 матриц в каждой, с увеличением порядкового номера сложность задания растет.
Методика Равена - одна из наиболее сильных методик для исследования невербального интеллекта человека. Она предназначена для определения уровня развития логичности мышления человека, развития способностей к выявлению закономерностей и построению в соответствии с ними новых объектов.
Тест структуры интеллекта Амтхауэра . Тест структуры интеллекта был разработан Р.Амтхауэром в 1953 году для дифференциации кандидатов на различные виды обучения и деятельности в практике профессионального отбора.
Растущий интерес отечественных психологов к указанному тесту объясняется рядом преимуществ, отличающих его от известных методик исследования интеллекта Векслера, Равена и других.
Прежде всего, тест структуры интеллекта Амтхауэра пригоден не только для индивидуальных, но и для массовых исследований, что особенно важно в условиях обследования больших контингентов ограниченным числом психодиагностов.
При этом указанный тест имеет шкалу пересчета оценок в привычные для всех единицы IQ теста Векслера, что позволяет сравнивать результаты полученные на аналогичных выборках с помощью теста Векслера.
Тест структуры интеллекта был составлен Р.Амтхауэром в трех вариантах , два из которых являются равноценными и применимыми на выборках лиц с различным профессиональным и жизненным опытом. Тест составлен из 9 групп заданий (субтестов), ориентированных на исследование таких составляющих вербального и невербального интеллекта, каковыми являются: лексический запас, способность к абстрагированию, способность к обобщению, математические способности, комбинаторное мышление, пространственное воображение, способность к кратковременному запоминанию наглядно-образной информации.
При нормировании стандартных показателей он придерживался возрастного критерия.
Субтесты:
1 - включает задания, ориентированные на исследование словарного запаса испытуемого ("чувство языка" по Амтхауэру),
2 - способности к абстрагированию,
3 - способности выносить суждение и умозаключение,
4 - способности к обобщению,
5 - математические способности,
6 - математические способности ("ряды чисел"),
7 - комбинаторное мышление ("геометрические фигуры"),
8 - пространственное воображение ("кубики Кооса"),
9 - способность к запоминанию и воспроизведению наглядной информации.
Векслер: шкала для измерения уровня интеллектуального развития (детский вариант WISC, взрослый вариант WAIS) состоит из 11 субтестов , составляющих вербальную (1-6) и невербальную (7-11) шкалы:
1) общая осведомленность – уровень простых знаний;
2) понимание смысла выражений – способность к суждениям
3) арифметика – легкость оперирования числовым материалом
4) нахождение сходства – понятийное мышление
5) запоминание цифр – память
6) словарный запас – вербальный опыт, умение давать определения понятиям
7) шифровка/цифровые символы – зрительно-моторная скорость
8) недостающие детали/завершение картинок – зрительная наблюдательность, способность выявлять существенные признаки
9) конструирование блоков – двигательная координация, визуальный синтез
10) последовательные картинки – способность организации целого из частей, понимание ситуации, экстраполяция
11) складывание фигур – способность к синтезу целого
Определяется IQ-вербальный, IQ-невербальный, IQ-общий.
Нормы : 130 и выше – очень высокий интеллект, 120-129 – высокий интеллект, 110-119 – хорошая норма, 90-109 – средний уровень, 80-89 – сниженная норма, 70-79 – пограничный уровень, 69 и ниже – умственный дефект.
Равен: прогрессивные матрицы, измерение интеллекта через выявление соотношений между абстрактными фигурами. Есть два варианта: цветной (более простой, для детей 5-11 лет и взрослых после 65 лет) – 12 матриц, 3 серии и черно-белый - 60 матриц (композиций) на 5 серий; стандартный IQ показывает в каком соотношении оказывается результат данного человека к величине распределения результатов для его возраста.
Амтхауэр: измеряет интеллект у людей 13-61 года. Разрабатывался как тест диагностики общих способностей в сфере профессиональной пригодности, состоит из 9 субтестов:
1) логический отбор – индуктивное мышление, чувство языка
2) определение общих черт – способность к абстрагированию, оперированию вербальными понятиями
3) аналогии – комбинаторные способности
4) классификация – способность выносить суждение
5) счет – уровень практического математического мышления
6) ряды чисел – индуктивное мышление, способность оперировать математическими закономерностями
7) выбор фигур – пространственное воображение, комбинаторные способности
8) кубики – пространственное мышление
9) запоминание слов – способность сосредоточить внимание, память
Подсчитываются баллы по каждому из субтестов, баллы переводятся в шкальные оценки, чертится профиль, определяющий способности к практической или теоретической деятельности.
Бине-Симон: шкала умственного развития. Первоначально (1905) содержала 30 тестов расположенных по мере возрастания трудности таким образом, что вероятность успешного выполнения увеличивалась с хронологическим возрастом. Уровень трудности определялся эмпирически на основе данных по выборке 50 нормальных детей 3-11 лет и незначительного количества слабоумных. Следующая редакция (1908) позволила выделять разные уровни интеллектуального развития нормальных детей (уровень=«умственный возраст»). Третья редакция (1911) продлила шкалу до уровня взрослых, но по-прежнему не предусматривала определение IQ. Затем преобразована в шкалу Станфорд-Бине, где введен IQ:
умственный возраст
Психодиагностика Лучинин Алексей Сергеевич
4. Шкала Бине-Симона. Понятие «умственного возраста». Шкала Стэнфорд-Бине. Понятие об «интеллектуальном коэффициенте» (IQ). Работы В. Штерна
Первая шкала (серия тестов) Бине-Симона появилась в 1905 г. Бине исходил из представления о том, что развитие интеллекта происходит независимо от обучения, в результате биологического созревания.
Шкала А. Бине в редакциях (1908 и 1911) была переведена на немецкий и английский языки, отличалась тем, что в ней был расширен возрастной диапазон детей – до 13 лет, увеличено число задач и введено понятие умственного возраста.
Задания в шкалах Бине были сгруппированы по возрастам (от 3 до 13 лет). Детям до 6 лет предлагалось по четыре задания, а детям старше 6 лет – шесть заданий. Задания подбирались путем исследования большой группы детей (300 человек).
Показателем интеллекта в шкалах Бине был умственный возраст, который определялся по успешности выполнения тестовых заданий.
Вторая редакция шкалы Бине послужила основой работы по проверке и стандартизации, проведенной в Стэнфордском университете (США) коллективом сотрудников под руководством Л. М. Термена. Этот вариант был предложен в 1916 г., имел много серьезных изменений по сравнению с основным и был назван шкалой Стэнфорд-Бине. Основных отличий от тестов Бине было два: введение в качестве показателя по тесту коэффициента интеллектуальности (IQ), определяющегося отношением между умственным и хронологическим возрастом, и применение критерия оценки тестирования, для чего вводилось понятие статистической нормы.
Коэффициент IQ был предложен В. Штерном, считавшим существенным недостатком показателя умственного возраста то, что одна и та же разность между умственным и хронологическим возрастом для различных возрастных ступеней имеет неодинаковое значение. Штерн предложил определять частное, получаемое при делении умственного возраста на хронологический. Этот показатель, умноженный на 100, он и назвал коэффициентом интеллектуальности. Так можно классифицировать нормальных детей по степени умственного развития.
Другим нововведением стэнфордских психологов явилось использование понятия «статистической нормы». Норма стала тем критерием, по которому можно было сравнивать индивидуальные тестовые показатели и тем самым оценивать их, давать им психологическую интерпретацию.
Шкала Стэнфорд-Бине была рассчитана на детей в возрасте от 2,5 до 18 лет. Она состояла из заданий разной трудности, сгруппированных по возрастным критериям.
Из книги Психодиагностика автора Лучинин Алексей Сергеевич3. Бихевиоризм как теоретическая основа тестирования. Поведение как совокупность реакций организма на стимулы. Работы Дж. М. Кеттела, А. Бине Тестовые методы принято связывать с бихевиоризмом. Бихевиоризм ввел в психологию в качестве ведущей категорию поведения.
Из книги Психодиагностика автора Лучинин Алексей Сергеевич7. Тесты достижений. Опросники. Интроспекционизм как теоретическая основа метода. Работы Ф. Гальтона, А. Бине, Р. Вудвортса Тесты достижений в отличие от тестов интеллекта отражают влияние специальных программ обучения на эффективность решения тестовых заданий. В Америке
Из книги Психология помощи [Альтруизм, эгоизм, эмпатия] автора Ильин Евгений ПавловичШкала диспозиционного эгоизма Автор: К. Муздыбаев (2000).Инструкция. Вам предлагается ряд суждений. Оцените свое отношение к ним по семибалльной шкале: 7 - полностью согласен, 4 - верно нечто среднее, 1 - совсем не согласен.В суждениях 2, 3 и 6 шкала обратная (полное согласие
Из книги Лечение алкоголизма автора Штайнер КлодШкала Эмоциональной Осознанности А теперь позвольте мне ввести шкалу эмоциональной грамотности, чтобы проиллюстрировать эту концепцию. На рис. 2 представлен гипотетический континуум между двумя крайними, не встречающимися в реальной жизни состояниями; от 0 до 100%
автора Прусова Н В1. Понятие работы. Плюсы и минусы работы. Понятие безработицы Работа – материально вознаграждаемая деятельность человека, направленная на создание определенных благ. Наличие или отсутствие работы влияет на статусные характеристики личности, возможность реализации
Из книги Психология труда автора Прусова Н В29. Понятие трудовой мобильности. Виды мобильности. Понятие физиологии труда. Факторы производственной среды Под трудовой мобильностью понимается изменение профессионального статуса и роли, которое отражает динамику профессионального роста. Элементами трудовой
Из книги Психология труда: конспект лекций автора Прусова Н В1. Понятие работы Работа – материально вознаграждаемая деятельность человека, направленная на создание определенных благ. Работа – это труд человека, а под трудом понимается сознательная, целенаправленная деятельность, приложение людьми умственных или физических
Из книги 10 глупейших ошибок, которые совершают люди автора Фриман АртурДесятибалльная шкала Как бы вы оценили свою текущую проблему по шкале от одного до десяти баллов? Если вы чувствуете подавленность, печаль, если у вас разыгрались нервы, или вас мучает депрессия, или же вы по какой-то другой причине выбились из колеи, отвечая на вопрос, вы,
Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений ПавловичМетодика «Шкала совестливости» Приводимая ниже шкала взята из «Психодиагностического теста», разработанного В. М. Мельниковым и Л. Т. Ямпольским на основании зарубежных методик (MMPI и 16-факторный опросник Р. Кеттелла)."Шкала совестливости" предназначена для измерения
Из книги Зависимость. Семейная болезнь автора Москаленко Валентина ДмитриевнаШкала созависимости 1. Мне трудно принимать решения.2. Мне трудно сказать "нет".3. Мне трудно принимать комплименты как что-то заслуженное.4. Иногда я почти скучаю, если нет проблем, на которых следует сосредоточиться.5. Я обычно не делаю для других то, что они сами могут для
автора Стернберг РобертАльфред Бине: выявление способностей к обучению В 1904 году министр народного образования в Париже создал комиссию для выработки методов отличия действительно умственно «дефективных» детей от тех, кто не успевал в школе по другим причинам. Какая задача ставилась перед
Из книги Интеллект успеха автора Стернберг РобертТесты, основанные на теории Бине Какие же вопросы включают в тесты для определения IQ? Многие из нас слышали о таких тестах, тестировались в свое время раз или два, но едва ли вспомнят конкретное содержание вопросов. В действительности слишком многие любят порассуждать об
Из книги Аз Есьм Человек автора Сухов Дмитрий Михайлович Из книги Век психологии: имена и судьбы автора Степанов Сергей Сергеевич автора Щеголев Илья Владимирович Из книги Графология XXI века автора Щеголев Илья Владимирович