Н шаховской связная речь ребенка с онр. Особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Что случилось с Димой Биланом? Правда ли, что популярный певец серьезно страдает из-за проблем со здоровьем? Подобные вопросы продолжают задавать поклонники именитого артиста, который хотят поскорее выяснить правду и отделить ее от бесконечного потока лжи.
Похороны Димы Билана, о которых было много написано в интернете относительно недавно, на самом деле оказались выдуманными. Почитатели таланта исполнителя продолжают беспокоиться. Люди не могут понять, что происходит с их любимцем на самом деле. По этой причине и появляется непроверенная информация о некоей тяжелой болезни Билана. На самом же деле все происходит с точностью до наоборот.
Дима Билан умирает что с ним случилось. Вся сводка информации.
Оказалось, что после напряженных съемок очередного клипа, Билан решил отдохнуть и уехал в Исландию, где дикая природа, горы и фьорды так и дышат умиротворенностью и спокойствиемu. «мне очень хотелось обновиться. Я поехал в Исландию. Ну, это такие поиски приятные абсолютно».
Несколько месяцев назад по Сети «гуляла» информация, что вес народного любимца составлял всего 69 килограмм.
В марте 2017 года стало известно, что Дима Билан серьезно болен и готовится к сложной операции. Через несколько недель после известия он напугал поклонников новым имиджем - певец побрился наголо, что породило множество слухов о страшном недуге. Кроме того, Билан в последнее время выглядел уставшим и изрядно похудевшим.
И вот на днях по просторах Интернета начала разлетаться неожиданная новость о смерти певца. Более того, во всплывающей рекламе Google можно увидеть информация о том, что он погиб в автокатастрофе.
Дима Билан умирает какая болезнь. Все последние сведения.
К слову, 1 сентября также состоялась премьера нового клипа Димы Билана - пользователи Сети оценили видео на «отлично».
Но недавно Дима Билан нарушил молчание и рассказал всю правду о том, что же с ним происходит на самом деле. Певец сообщил, что справился с жуткими болями от пяти грыж в позвоночнике и сейчас чувствует себя намного лучше.
Благодаря новым кадрам видно, что певец не только чувствует себя замечательно, но и успевает путешествовать по городам и странам – на днях Билан вместе с Леонидом Агутиным сфотографировался в Сен-Тропе, затем выложил в соцсетях фото из самолета, следовавшего по маршруту Мюнхен – Москва, а сегодня – фото с подготовки к шоу «Голос».
Как признался певец, из болезней у него только гастрит, он при правильном лечении, не опасен и межпозвоночная грыжа, от которой иногда очень болит рука. Но эти болезни не опасные и от них вряд ли придется готовиться к худшему. Правда, к операции по удалению грыжи готовиться все же придется, но позже. Ее ответственный певец отложил, пока не закончится сезон проекта «Голос», где он является наставником.
Дима Билан тронут заботой преданных зрителей. Но уверяет: никаких страшных болезней у него нет. Певца не первый год беспокоит гастрит, но он у каждого третьего. Еще и грыжа позвоночника, из-за которой у Билана порой болит рука, но это тоже не смертельный диагноз.
Рассказал поклонникам о том, что серьезно болен. Последние новости очень печальны: популярный поп-исполнитель заболел бронхитом и пытался лечить его самостоятельно. При этом он не позволял себе отдыха, выступая по очень плотному графику.
В итоге начала стремительно развиваться пневмония. Именно поэтому артист наконец-то решился взять отпуск, чтобы провести его дома и наконец вылечиться.
Июльский отпуск на больничной койке
Дима Билан не прислушивался к мнению врачей и продолжал выступать на открытых сценах при плохой погоде, когда температура воздуха не превышала и 10 градусов тепла. И только недавно он признался, что серьезно болен, опубликовав последние новости о состоянии здоровья на официальной странице Instagram.
Неправильное лечение бронхита привело к тому, что Дима Билан был госпитализирован с повышенной температурой и пневмонией. Но в настоящее время его состояние улучшилось и он взял законный больничный, отменив все концерты.
Внеплановое лечение Билан хочет провести в собственном доме, где займется установкой программ на новую технику и настройкой своего сайта. А когда состояние здоровья улучшится, он наконец-то наймет рабочих, чтобы пробурить скважину. Если вода будет без опасных для здоровья примесей, певец будет употреблять только родниковую.
Амбулаторное лечение совмещает с уборкой
Вернувшись в июле 2018 года из больницы, Дима Билан был вынужден вместо отдыха устроить генеральную уборку. Болезнь оказалась не настолько серьезной, и его отпустили домой на амбулаторное лечение. Артист моментально опубликовал в Instagram последние новости, которые очень расстроили и разозлили его.
Дело в том, что в загородном доме Билана поселились дикие животные. Пробравшись на веранду, они испортили часть мебели и вещей. Поэтому он снял видео и выложил его в социальную сеть.
Фолловеры посочувствовали певцу относительно беспорядка и порадовались его возвращению.
Здоровье - это переменная
В прошлые годы Дима Билан неоднократно пугал поклонников новыми заболеваниями. Два года назад артист также попал в больницу с пневмонией. И как показывает практика, это ничему его не научило, и певец предпочитает самолечение своевременному посещению врачей.
А год назад у музыканта обнаружили несколько грыж на позвоночнике и он был вынужден отменить ряд концертов и лечь на операцию. Затем, выйдя с больничного, Билан предстал перед поклонниками очень худым и стриженным налысо. Это стало причиной слухов о заболевании раком и другими выдумками.
В некоторых источниках даже писали, что артист умирает, но это оказалось неправдой. Тогда Дмитрий лишь решил сменить имидж и сделал короткую стрижку.
Именно поэтому он неоднократно обращался к обеспокоенным фолловерам с просьбами не верить информации из «желтой прессы», подписываться на его страничку и получить правдивые посты о его жизни из первых уст.
В настоящее время артист практически полностью выздоровел. Уже 9 августа он встретился с журналистами и дал новое интервью. В нем певец рассказал, что чувствует себя прекрасно и похвастался исполнением давней мечты. На днях Дима Билан проколол себе ухо и выложил фото в Instagram.
Не так давно в сети распространились слухи о том, что Дима Билан смертельно болен. Фанаты обеспокоены, певец похудел и даже постригся наголо. В связи с этим начала появляться различная информация. Сам Дмитрий Билан рассказал, чем на самом деле болеет.
К тому же в последнее время певец редко выступает. У звезды постоянные синяки под глазами и он очень похудел.
Последней каплей для фанатов стал то, что певец побрился наголо. Такая стрижка вызвала подозрения, что Дима Билан смертельно болен. В последнее время в сети ходила информация, что вес звезды всего 69 кг.
Чем болен Дима Билан на самом деле: последняя информация
После тяжелых съемок Дима Билан уехал в Исландию. В 2017 году в сети появились слухи, что певец серьезно болен и заграницу ездит не на отдых, а на лечение. Через несколько недель после этого, он напугал своих поклонников сменой имиджа. Кроме этого фанаты не первый раз Билана видят уставшим.
А в последние недели вообще появилась информация, что певец погиб в автокатастрофе. Но официального подтверждения этого нет.
Чем болен Дима Билан на самом деле: комментарии певца
В прошлом году Дима Билан рассказал о своей болезни. Как оказалось певец имеет несколько позвоночных грыж. Врачи порекомендовали операцию, но он принял решения отказаться и отправился на отдых в Исландию.
Сам Дмитрий говорит, что обратился к врачу, потому что у него немели руки, и он не мог ничего делать, также звезда утверждает, что после приезда з отпуска займется своим здоровьем.
Певец тронут тем, что фанаты заботятся о нем, но утверждает, что серьезных заболеваний не имеет. Билан сказал, что имеет гастрит и позвоночную грыжу, он говорит, что такие диагнозы не смертельные и лечатся.
Кроме этого певец объяснил и смену своего имиджа. По его словам смена прически ни в коем случае, не связанно со здоровьем. Звезда, таким образом, хотел приятно удивить поклонников, а не напугать.
Дмитрий рассказал и о потери веса. По его словам все это из-за гастрита, которым страдают множество людей. Врачи назначили певцу диету, после чего он начал терять вес.
Чем болен Дима Билан на самом деле: слухи о смерти
В 2017 году певец перестал гастролировать и кардинально сменил внешний вид.
Многие фанаты после того как певец сменил имидж, заподозрили что он болен раком. Именно после таких подозрений начали распространяться и слухи о смерти певца. Чтобы опровергнуть информацию, журналисты напрямую обратились к команде звезды и его друзьям.
Коллеги певца в недоумении кто распространяет такие глупые слухи, они полностью опровергли их. Было сказано, что Дмитрий не имеет смертельных заболеваний.
В тоже время, Дима Билан имеет проблемы со здоровьем, кроме вышесказанных болезней недавно певцу диагностировали и синдром хронической усталости. Сам Дмитрий признался, что вынужден был обратиться к врачам, потому что больше не мог терпеть боль.
На данный момент певец редко выходит на публику и по его словам, сейчас имеет коротко временный отпуск. После улучшения здоровья, обещает, полностью окунуться в работу.
Понимание детьми связной речи взрослых, осознание слышимого звукового потока предшествует усвоению отдельных предложений, словосочетаний, слов, морфем, т.е. предшествует способности вычленять их из потока речи. Овладение связной речью невозможно без развития способности вычленять ее компоненты - предложения, слова и т.д.
Обычно вызывают затруднения следующие особенности словообразования и грамматических форм:
1. Сочетание языковых знаков имеет новый смысл, отличный от смысла каждого из использованных в этом сочетании языковых знаков. При образовании слов из морфем, словосочетаний из слов, предложений из словосочетаний происходит интеграция (слияние в единое целое) смыслов и сходных элементов. Например, корневая морфема -свет- превращается в новое слово, если добавить к ней другие морфемы: формообразующие суффиксы -и-ть (светить), суффикс -л- и окончание - ый (светлый), суффиксы -л-о (светло) и др. Сочетание указанных морфем создает четыре разных знака с предельно обобщенными лексическими значениями: предмет (свет), действие (светить), признак предмета (светлый), признак действия (светло).
Каждое из этих слов (свет, светить, светлый, светло ) многозначно, содержит ряд единичных значений, которые обнаруживаются только в словосочетании. Так, слово свет в словосочетании может обозначать: освещенность (солнечный свет, включить свет ), электроэнергия (заплатить за свет ), радость (глаза искрятся светом ), истина (свет правды ), ласковое обращение (свет мой! ), мир, вселенная (объехать весь свет ), общество (театральный свет, высший свет ) и др.
Таким образом, понимание многозначности слова развивается у детей только при работе со связным текстом. Понимание многозначности приводит к пониманию переносного значения слова, естественно, тоже в словосочетаниях. Например, если дети уже знают прямое лексическое значение слова подошва (у башмака), каменный (сделанный из камня, например, дом), шептать (говорить чуть слышно), то они могут догадаться о переносном значении этих же слов в словосочетаниях - в контексте, в синтаксически оформленной фразе: подошва горы (основание), каменное лицо (неподвижное), шепчет камыш (шелестит).
2. Определенной трудностью для детей при усвоении родного языка является вариативность знаков, т.е. та особенность языка, по которой для обозначения одного и того же внеязыкового явления (одного обозначаемого) часто используются разные материальные языковые средства (разные обозначающие).
Например, в словообразовании существительных для предания производящей основе лексического значения "лицо, имеющее данную профессию", употребляется не только суффикс -тель (писатель ), но и -щик (каменщик ), -ник (печник ), -арь (аптекарь ); для предания производящей основе абстрактного лексического значения "признак по цвету" употребляется не только суффикс -изн- (белизна) , но и -от- (краснота ), -ость (серость ). Грамматическое значение "отношение причины" передается формой родительного падежа существительного с предлогом от (прыгать от радости ), деепричастием (прыгать, обрадовавшись ), причинным подчинительным союзом (прыгать, потому что обрадовался ).
По наблюдениям Н.С.Жуковой, среди признаков раннего речевого дизонтогенеза выступает морфологически нечленимое использование слов. Слова, соединяемые в предложении, не имеют грамматической связи между собой, используются ребенком в какой-либо одной форме. Данная тенденция может наблюдаться в течение многих лет жизни ребенка. Отмечаются факты длительного существования предложений, грамматически правильно и неправильно оформленных
Известно, что для осуществления речевого общения необходимо умение выражать и передавать мысли. Этот процесс реализуется с помощью фраз. При нарушении речевого развития трудности построения фраз и оперирование ими в процессе речевой коммуникации выступают достаточно отчетливо, проявляются в аграмматизме речи (сужение набора употребляемых конструкций, их дефекты, нарушение грамматической формы слова), что свидетельствует и о несформированности грамматического структурирования.
Исследования В.К.Воробьевой, С.Н.Шаховской и др. позволяют говорить также о том, что самостоятельная связная контекстная речь детей с недоразвитием речи является несовершенной по своей структурно-семантической организации. У них недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли. Они владеют набором слов и синтаксических конструкций в ограниченном объеме и упрощенном виде, испытывают значительные трудности в программировании высказывания, в синтезировании отдельных элементов в структурное целое и в отборе материала для той или иной цели. С затруднениями в программировании содержания развернутых высказываний связаны длительные паузы, пропуски отдельных смысловых звеньев.
К началу обучения в подготовительной группе значительное большинство детей с общим недоразвитием речи способны к пересказу коротких текстов, составлению рассказов по сюжетным картинам, наблюдаемым действиям и прочее - то есть связным высказываниям. И все-таки эти высказывания значительно отличаются от связной речи детей с нормальным речевым развитием.
Связную речь в норме характеризуют следующие особенности: развернутость, произвольность, логичность, непрерываемость и программированность. Дошкольников с недоразвитием связного высказывания отличают: недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога.
Как отмечает Левина Р. Е., на фоне относительно развернутой речи у детей с ОНР наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. Нередко они заменяют название части предмета названием целого предмета, нужное слово другим, сходным по значению.
У детей с общим недоразвитием речи связная речь сформирована недостаточно. Ограниченный словарный запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делает речь детей бедной и стереотипной. Правильно понимая логическую взаимосвязь событий, дети ограничиваются лишь перечислением действий.
На фоне относительно развернутой речи у детей с общим недоразвитием наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. Нередко они заменяют название части предмета названием целого предмета, нужное слово другим, сходным по значению.
В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции.
Отмечается аграмматизм: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов.
Понимание обращенной речи значительно развивается и приближается к норме. Отмечается недостаточное понимание изменений значения слов, выражаемых приставками, суффиксами; наблюдаются трудности в различении морфологических элементов, выражающих значение числа и рода, понимание логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения. Описанные пробелы откладывают свой отпечаток на связной речи детей.
При пересказе дети с общим недоразвитием речи ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, "теряют" действующих лиц.
Рассказ-описание мало доступен для них, обычно рассказ подменяется отдельным перечислением предметов и их частей. Отмечаются значительные трудности при описании игрушки или предмета по плану, данному логопедом. Обычно дети подменяют рассказ перечислением отдельных признаков или частей объекта, при этом нарушают всякую связность: не завершают начатое, возвращаются к ранее сказанному.
Творческое рассказывание детям с общим недоразвитием речи дается с большим трудом, чаще не сформировано. Дети испытывают серьезные затруднения в определении замысла рассказа, последовательном событии выбранного сюжета и его языковой реализации. Нередко выполнение творческого задания подменяется пересказом знакомого текста. Экспрессивная речь детей может служить средством общения, если со стороны взрослых оказывается помощь в виде вопросов, подсказок, суждений. Как отмечает Филичева Т. Б., в устном речевом общении дети с общим недоразвитием речи стараются "обходить" трудные для них слова и выражения. Но если поставить таких детей в условия, когда оказывается необходимым использовать те или иные слова и грамматические категории, пробелы в речевом развитии выступают достаточно отчетливо. В редких случаях дети бывают инициаторами общения, они не обращаются с вопросами к взрослым, игровые ситуации не сопровождают рассказом.
Хотя дети пользуются развернутой фразовой речью, но испытывают большие трудности при самостоятельном составлении предложений, чем их нормально говорящие сверстники.
На фоне правильных предложений можно встретить и аграмматичные, возникающие, как правило, из-за ошибок в согласовании и управлении. Эти ошибки не носят постоянного характера: одна и та же грамматическая форма или категория в разных ситуациях может использоваться и правильно, и неправильно.
Наблюдаются ошибки при построении сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами ("Мишя зяпякаль, атому упал" - Миша заплакал, потому что упал). При составлении предложений по картине дети, нередко правильно называя действующее лицо и само действие, не включают в предложение названия предметов, которыми пользуется действующее лицо.
Ткаченко Т. А. отмечает, что развернутые смысловые высказывания детей с общим недоразвитием речи отличаются и отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц. Труднее всего даются таким детям самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. Но и в воспроизведении текстов по образцу заметно отставание от нормально говорящих сверстников.
Таким образом, у детей с общим недоразвитием можно выделить следующие особенности их связной речи:
1. В беседе, при составлении рассказа по заданной теме, картине, серии сюжетных картинок констатируются нарушения логической последовательности, "застревание" на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов;
2. Рассказывая о событиях из своей жизни, составляя рассказ на свободную тему с элементами творчества, они пользуются в основном простыми малоинформативными предложениями.
3. Остаются трудности при планировании своих высказываний и отборе соответствующих языковых средств.
1§. Характеристика речи детей с ОНР.
2§. Методика работы по преодолению нарушений связной речи у детей с ОНР в логопедических группах.
2.1. Развитие связной речи у детей с ОНР.
2.2. Методика работы по развитию развернутого высказывания.
2.3. Формирование функции рассказывания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
1§. Характеристика речи детей с ОНР.
2§. Методика работы по преодолению нарушений связной речи у детей с ОНР в логопедических группах.
2.2. Методика работы по развитию развернутого высказывания.
2.3. Формирование функции рассказывания.
ВЫВОД
ВВЕДЕНИЕ
За последние годы значительно увеличилось число детей, у которых речь не развита, словарный запас беден. Нужно заметить, что нарушения в устной речи сказываются на письменной речи ребенка. Особенно это хорошо прослеживается у детей с ОНР.
Общее недоразвитие (ОНР) - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы,относящихся к звуковой и смысловой стороне.
70% детей имеют речевые нарушения. Именно поэтому в детских учреждениях с детьми работают логопеды. Их работа направлена на выявление и профилактику связной речи детей ОНР и коррекционную работу.
В настоящее время никто не сомневается, что логопедическую работу с детьми ОНР надо начинать в раннем возрасте. Выявление отклонений в речевом развитии, в особенности связной речи детей с ОНР, их правильная квалификация и преодоление в возрасте, когда языковое развитие ребенка далеко еще не завершено, представляется весьма сложным.
От специалиста требуется понимание закономерности процесса становления детской речи в норме и патологии.
В основу формирования правильной устной речи детей с ОНР положена такая единица речи, как предложение, с учетом закономерностей его синтетического и аналитического развития.
Связь слов в предложении определяет возможность выражения и понимания смысла речи. Поэтому построение грамматически оформленных предложений - кульминационный процесс формирования речи при ее недоразвитии.
Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок и прежде всего нормального созревания и функционирования ЦНС. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для ее развития одних биологических предпосылок недостаточно, она возникает только при условии общения ребенка со взрослыми. При этом ведущее значение имеет общение ребенка с эмоционально близким для него взрослым (матерью).
В основе всего вербального развития ребенка лежит коммуникативная функция речи. От своевременного появления этой функции зависит, как скоро ребенок овладеет высшими уровнями сознания и произвольности поведения.
Овладение речью как средством общения у детей с ОНР проходит три основных этапа.
На ДОВЕРБАЛЬНОМ ЭТАПЕ ребенок не понимает речи окружающих взрослых, но здесь складываются условия, обеспечивающие овладение речью в последующем. На втором этапе- ЭТАПЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЕЧИ- ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые слова. Овладение разными способами общения с окружающими осуществляется на ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ.
Речь выступает как средство мышления. Слово, таким образом, как психологическая единица речи служит не только средством общения, но и обобщения. Обобщая предметы, оно является орудием абстракции.
Л. С. Выготский показал, что первоначально планирующая речь является внешней по своей форме, а за тем переходит во внутренний план (внутренняя речь).
У большинства детей с ОНР дошкольного и младшего школьного возрастов мы можем наблюдать низкий уровень развития связной речи. Поэтому специальные поиски методических путей и средств формирования связной речи имеют важное значение для всего процесса обучения и воспитания детей 5-6 летнего возраста с ОНР.
1§ .Характеристика связной речи детей с ОНР.
Нарушение речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом имеют различные формы, характеризующиеся своеобразием структуры нарушения (патогенеза) и особенностями клинической симптоматики.
Эти формы нарушения речевой деятельности имеют разное происхождение и структуру дефекта. Но несмотря на это все же удалось выделить известное единство клинических проявлений, позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизмы, слоговая структура слова, звуковая структура.
Это единство проявлений, указывающих на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности, позволяет выделить определенную категорию детей с общим недоразвитием речи (ОНР).
Речевой опыт наших детей весьма ограничен, языковые средства, которыми пользуются являются несовершенными. Они далеко не полностью удовлетворяют потребность устного общения. Отсюда разговорная речь у указанной категории детей оказывается бедной, малословной, тесно связанной с определенной ситуацией. Вне этой ситуации она становится часто понятной. Связная(монологическая)речь, без которой не может быть полноценного усвоения приобретенных детьми знаний, либо полностью отсутствуют,либо развиваются с большими отставанием.
Дифференцированное обучение детей, имеющих ОНР и систематическая разработка вопросов, связанная с ним, стали предметом изучения недавно. Ведущим вопросом обучения детей, имеющих ОНР является вопрос о путях и методах формирования и развития речи. Для научного обоснования этих путей необходим анализ речи детей и тех трудностей, которые у них наблюдаются.
Имеется ряд исследований, в которых раскрывается какой-то один, более узкий, вопрос проблемы ОНР у детей.
Своеобразие развития словарного состава и грамматического строя языка при ОНР показано в исследованиях М.В.Багданова-Березовского(1909), М. Е. Хватцева(1959),Р.Е.Левиной(1951,1959,1961),В.К.Оргинской(1959,1968), Н.Н.Трауготт(1940),О.В.Правдиной(1967),С.Н.Шаховской(1969),М.Б. Гриншпуна(1975) и др.
Было также установлено, что при глубоком речевом недоразвитии имеются серьезные нарушения не только в активной речи, но и в понимании обращенной речи, и в различении грамматических форм и категорий; понимание прямо зависит от состояния собственной речи: чем хуже ребенок говорит, тем больше снижено у него понимание (Г.И. Жаренкова 1957,1959,1961).
ОНР может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с элементами лексико-грамматического недоразвития. Исходя из коррекционных задач, была предпринята попытка сведения многообразия речевого недоразвития к 3 уровням (Р.Е.Левина 1961).
На каждом уровне отмечаются основные трудности в развитии связной речи, задерживающие формирование всех речевых компонентов. Переход с одного уровня на другой характеризуется появлением новых речевых возможностей.
Переход от одного уровня на другой зависит от тяжести нарушения, его форм, компенсаторных возможностей ребенка, времени и самого хода коррекционного развития.
ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ речевого развития характеризуется почти полным отсутствием словесных средств общения или весьма ограниченным его развитием в тот период, когда у нормально развивающихся детей речь оказывается уже полностью сформированной.
Общение осуществляется с помощью отдельных звукоподражаний или лепетных обрывков слов. Крайне искаженные по структуре и звуковому оформлению слова ребенок иногда старается линейно соединить, игнорируя грамматическую структуру предложения. Отсюда речь становится понятной только в конкретной ситуации. Понимание речи при этом шире возможностей активного пользования ею, но и оно ограничено ситуацией.
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ более высокая речевая активность детей. У них появляется фразовая речь, однако искаженная в фонетическом и грамматическом отношении. Использование слов в самостоятельной речи часто бывает неверным: наблюдаются замены слов.
ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ появление развернутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. При хорошем понимании обиходной речи наблюдается недостаточно полное понимание читаемого текста из-за отдельных пробелов в развитии фонетики, лексики, грамматики. Дети не могут связно излагать свои мысли. Наибольшие затруднения наблюдаются при построении произвольной связной речи.
Определение характерных черт для каждого уровня развития речи позволило обосновать критерии комплектования логопедических групп и наметить требования, предъявляемые к процессу формирования речи.
2 §. Методика работы по преодолению нарушений связной речи у детей с ОНР в логопедических группах.
2.1. Развитие связной речи у детей с ОНР.
Связная речь - смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.
Развитие связной речи у детей с ОНР в логопедических группах- одна из главных задач коррекционного воздействия. Формирование связной речи у детей с ОНР; изменение ее функции являются следствием усложняющейся деятельности малыша и зависят от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими. Функции речи складываются параллельно с развитием мышления; они неразрывно связаны с содержанием, которое ребенок отражает посредством языка.
Е.И. Тихеева писала: " Прежде всего и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию сознания детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение".
В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит совершенствуется речь. Однако мыслительные языковые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими. По мере того, как ребенок растет, общение усложняется по своему содержанию, что в свою очередь влечет за собой усложнение речевых форм, в которых оно протекает.
Развитие связной речи у детей с ОНР встречает на пути ряд преград:
Действия окружающей среды не благоприятствует развитию речи;
Недостаточное общение со взрослыми также влияет на развитие связной речи;
Дизонтогенетические факторы.
Развитие связной речи у детей с ОНР осуществляется в процессе повседневной жизни, на коррекционных занятиях с логопедом, а также с воспитателями и родителями. Из этого следует, что овладение связными формами высказывания детьми с ОНР - сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства.
Если дети владеют простой разговорной речью, то их словарный запас включает достаточное количество слов обиходно-разговорной лексики; объем понимаемой речи приближается к возрастной норме. Дети могут рассказывать о себе, о своих товарищах, об интересных эпизодах из собственного опыта.
ПЛАН РАБОТЫ с детьми с ОНР по формированию речи включает в себя следующие этапы:
Формирование полноценных фонематических процессов;
Формирование представлений о звуко-буквенном составе слова;
Коррекция дефектов произношения(если есть);
Накопление словарного запаса(лексическое и грамматическое значение слов);
Обучение правильному построению предложения и его интонационному оформлению;
Обучение разным видам пересказа;
Обучение самостоятельному рассказыванию.
Но мы в своей работе остановимся на следующих пунктах:
Накоплению словарного запаса;
Обучение детей 5-6 летнего возраста с ОНР правильному построению предложения и его
интонационному оформлению;
Обучению самостоятельному рассказыванию.
Логопед должен конкретно представлять себе, какие именно трудности возникают у детей при рассказывании, на что в первую очередь следует обратить внимание ребенка.
Задача логопеда - учить ребенка правильно начинать рассказ на выбранную тему и передавать его живо, интересно, логически последовательно.
Однако необходимость в логической последовательности повествования очень часто вызывают у детей с ОНР затруднения; ребенок не четко выделяет смысловые отношения между частями рассказа, не умеет сосредотачивать свою мысль на главном и поэтому может нарушить логику расположения смысловых звеньев.
В процессе коррекционной рабаты следует добиваться, чтобы рассказ ребенка был понятен слушателю, т. е. чтобы все его части были взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Важным условием для развития связной речи является правильно поставленная словарная работа и формирование грамматических навыков, т.к. характерные недостатки детских рассказов- короткие нераспространенные бессоюзные предложения, часто незаконченные, повторение одних и тех же слов, частей предложения и даже целых фраз. Логопед помогает детям с ОНР овладевать языковым материалом, характеризующим качественные стороны предметов и явлений, обозначающим отношение предметов по месту и времени, а также причинно-следственные связи. Кроме того, логопед должен учить их пользоваться словарным материалом, характеризующим уровень обобщении
(обобщающие слова, существительные, обозначающие видовые и родовые понятия).
Овладение логопедом методами и приемами обучения рассказыванию - одно из важнейших условий успешной коррекционной работы по развитию связной речи у детей с ОНР.
На занятиях используются такие приемы:
Объяснение,
Вопросы,
Речевой образ,
Демонстрация наглядного материала,
Упражнения,
Оценка речевой деятельности.
Проводя то или иное занятие, логопед должен находить наиболее эффективные варианты сочетания различных приемов с тем, чтобы повышать активность и самостоятельность детей.
Методика применения различных приемов и сам выбор их претерпевают изменения на различных этапах обучения в зависимости от стоящих задач, от степени подготовленности детей, от уровня их активности, самостоятельности.
2.2.Методика работы по развитию развернутого высказывания у детей с ОНР.
Формируя связную речь об условиях работы в логопедических группах логопед отдает предпочтение ее репродуктивным формам (составление рассказа по картинке, по серии картинок). Для детей с ОНР этого недостаточно.
Практика обучения детей с ОНР показала, что особенно замедленно и с большими трудностями они овладевают такой формой высказывания, как рассуждение, которое требует продуманности, аргументированности, выражения своего отношения к высказываемому, отстаивание своей точки зрения. Чтобы овладеть рассуждением, ребенок должен научиться вскрывать причинно-следственные отношения между явлениями и фактами действительности.
Это явление формируется постепенно, в определенной последовательности. На первых порах целесообразно как можно чаще предлагать детям повторять вслед за логопедом или учеником формулировки заданий, обобщающих выводов, правил. Позже следует систематически упражнять детей в свободных высказываниях, постоянно побуждая их к этому, создавая ситуации, способствующие речевой активности детей.
При этом логопед должен естественно регулировать и стимулировать последовательность, логичность, связность и развернутость высказываний. Достигается это различными способами, и прежде всего системой вопросов.
Особое место в системе работы над развитием связной речи у детей с ОНР в логопедической группе занимает составление плана развернутого высказывания. В работе над планом не мало места и времени отводиться в программе по развитию речи. Однако при обучении детей с ОНР в логопедической группе ей надо уделять значительно больше времени, особенно при формировании связной речи. В ходе коррекционных занятий с такими детьми работа над планом должна быть использована не только как средство для развития речи, но и как способ организации их совместной деятельности.
В процессе этой работы дети учатся определять тему высказывания, отделять главное от второстепенного, строить собственное сообщение в логической последовательности.
Последовательно развиваются умения и навыки ребенка анализировать текст:
Определять тему рассказа; основную мысль текста;
Определять последовательность и связность предложений в тексте;
Устанавливать смысловую зависимость между предложениями;
Составлять план связного высказывания.
С этими умениями и навыками непосредственно связана способность построения самостоятельного связного высказывания (определять его замысел, последовательность развертывания).
Отсутствие развернутой предикативной речи выступает основной признак, характеризующий ОНР детей.
2.3. Формирование функции рассказывания у детей с ОНР в логопедических группах.
В дошкольном возрасте, работая с детьми 5-6 лет с ОНР, логопед придает большое значение формированию навыков рассказыванию. Детей обучают связным высказываниям, которые характеризуются самостоятельностью, законченностью, логической связью между своими частями. В саду происходит овладение двумя типами устной монологической речи: пересказ, рассказ.
ПЕРЕСКАЗ - связное выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения. Пересказ- сравнительно легкая речевая деятельность. Ребенок с ОНР излагает готовое содержание и пользуется готовой речевой формой автора и чтеца-логопеда (словарь, синтаксические конструкции, композиция, выразительность) .
Конечно, в пересказе ребенка присутствуют элементы творчества, - это не передача текста наизусть, не механическое заучивание. Важно, чтобы ребенок с ОНР осмыслил текст, передал его свободно, но с сохранением основной лексики автора, сопереживая героям.
Логопеды чаще практикуют в основном близкий к тексту пересказ, пересказ фрагментов (в дидактических играх), пересказ по аналогии (с заменой героя, сезона и т. д.).
РАССКАЗ - самостоятельно составленное развернутое изложение какого-либо факта, события. Составление рассказа (по заданию) - более сложная деятельность, чем пересказ. Ребенок с ОНР должен сам определить в соответствии с заданной темой содержание и выбрать форму повествования.
Серьезной задачей являются систематизация материала, изложение его в нужной последовательности, по плану (логопеда или своему). Необходимо показать ребенку, что его рассказ нужен, поддержать естественную потребность высказаться, желание что-то сообщить слушателям. Важно, чтобы дети чувствовали радость и удовлетворение от своих рассказов, видели их пользу.
По форме рассказы бывают описательными и сюжетными, рассуждение, повествование.
ОПИСАНИЕ - это изложение характерных признаков отдельного предмета или явления. Обычно в описании много точных определений, обстоятельств, но желательно, чтобы присутствовали элементы образности, которая так привлекает детей.
Описательному рассказу присущи своя структура, композиция. В начале его называется предмет, затем в соответствии с порядком обследования указываются характерные признаки, назначение и взаимосвязь частей и в заключении говорится о назначении предмета или о действиях с ним. Естественно, что описание какого-либо трудового процесса опирается на его последовательность (например: как я делаю лодочку, стираю и т. д.).
СЮЖЕТНЫЙ (повествовательный) рассказ - это передача событий, происходящих в определенной последовательности с каким-нибудь героем. Детям дается представление о типичной структуре таких рассказов - вначале
(экспозиция) называется герой (или герои), иногда дается описание его внешнего вида, затем излагается первое событие (завязка), по возможности объясняется, когда, где оно происходило. Далее действие развивается, устанавливается временная или причинная связь между двумя- тремя эпизодами, после чего следует окончание (развязка).
Еще большее значение, чем форма изложения, имеет содержание рассказа. Чтобы определить, насколько доступно задание для ребенка с ОНР, и выбрать ведущие приемы, которые помогут ему выполнить это задание, следует учитывать два фактора: о чем должен говорить рассказчик и на какой психический процесс он будет при этом опираться.
Например, ребенку предлагается описать игрушечного мишку, того, которого он сейчас держит в руках (воспринимает) , того, который находится в зале и знаком ему по музыкальным занятиям (припоминает), того, какого бы он сделал себе, если бы был конструктором игрушек (фантазирует).
ВЫВОД
Коррекционное обучение включает в себя работу над словом, словосочетанием и предложением. Указанные направления коррекционной работы тесно связаны между собой.
Несформированность связной речи детей с ОНР отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности. Поэтому специальные поиски методических путей и средств формирования связной речи имеют важное значение для всего процесса обучения и воспитания.