Протокол обследования устной и письменной речи. Образец заполнения журнала обследования устной и письменной речи учащихся
В данной статье предлагается подборка возможных диагностических работ по выявлению несформированности процесса письма и проблем в его освоении у младших школьников общеобразовательных школ. Предлагаемые работы могут использоваться полностью или частично логопедами и учителями начальных классов для выявления проблем в овладении процессами письма у детей.
Проблема нарушений письменной речи (дисграфии), часто сочетаемой с нарушением процесса чтения (дислексией) у детей школьного возраста является одной из самых актуальных для обучения, поскольку письмо и чтение непосредственно влияют на успешность дальнейшего получения знаний учащимися.
Наличие специфических ошибок, не связанных с применением орфографических правил, является основным симптомом дисграфии. Эти ошибки носят стойкий характер, и возникновение их не связано с нарушениями интеллектуального развития ребенка или с нерегулярностью его школьного посещения.
В норме процесс письма осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций:
- слуховой дифференциации звуков,
- правильного их произношения,
- языкового анализа и синтеза,
- сформированности лексико-грамматической стороны речи,
- зрительного анализа и синтеза,
- пространственных представлений.
Несмотря на то, что учение о нарушениях письменной речи существует уже более ста лет, до настоящего времени вопросы диагностики и коррекции этих нарушений являются актуальными и сложными.
В первый класс школы дети приходят неподготовленными, имея проблемы с развитием различных функций, необходимых для успешного овладения процессами письма и обучения в дальнейшем.
Для составления полноценной картины об учащемся, диагностическая работа должна включать в себя не только диктант и списывание, но и ряд заданий, позволяющих оценить сформированность навыков языкового анализа, а также полноценное усвоение школьной программы за предыдущий период обучения.
Помимо этой работы необходимо оценить домашние, классные и контрольные работы ученика, поскольку порой встречаются дети, которые от волнения перед малознакомым учителем и перед ответственной работой испытывают растерянность и выполняют ее гораздо хуже своих реальных возможностей, допуская нелепые ошибки. Бывает же и наоборот, при успешном написании текста под диктовку дети не способны разделить слова на слоги, выполнить звуко-буквенный анализ, не понимают заданий.
Логопеду необходимо четко разграничивать ошибки учащихся. Не стоит вести учет всех орфографических и пунктуационных ошибок, даже если их количество превышает объем допустимых, и работа выполнена неудовлетворительно. Учитывается их характер. Особое внимание следует уделить способности ученика ориентироваться на листе, идеограммному — непроизвольному письму (имени, фамилии, адресу и т.п.). А так же ошибкам в отграничении речевых единиц (предложений, слов, предлогов, союзов), ошибкам звукового анализа (пропуски, вставки, упрощение структуры слова, перестановки, контаминации), ошибкам в обозначении мягкости согласных звуков (гласными 2-го ряда и буквой ь), смешению букв по акустико-артикуляционному сходству (гласных, глухих и звонких парных согласных, свистящих и шипящих, соноров Р-Л, африкат) смешению по кинетическому признаку, персеверациям, антиципациям, аграмматизмам (нарушениям словообразования, согласования, управления, употребления предлогов).
Данные виды ошибок указывают на:
- несформированность психических и фонематических процессов;
- нарушения лексико-грамматической стороны речи;
- нарушения слухового и зрительного внимания, восприятия и памяти;
- затруднения в переключении с одного вида деятельности на другой.
В пособии Садовниковой И. Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников» представлена таблица учета специфических ошибок письма, которая может быть полезна при обследовании письменной речи учащихся начальной школы.
При оценке письма как школьного навыка, так же учитывается его темп (средний норматив: 1 класс -15-20 слов в минуту; 2 класс – 35 -45 слов; 3 класс – 55-60 слов; 4 класс – 75-80 слов) и каллиграфический навык .
Задания для диагностики нарушений письменной речи у учеников начальной общеобразовательной школы
Ниже представлен примерный перечень заданий для диагностики нарушений письменной речи у учеников начальной общеобразовательной школы.
Не имеет существенного значения, если какие-то из них (например, предлагаемый диктант) уже выполнялись классом во время учебного года. Как показывает практика – это абсолютно не влияет на успешное написание работы детьми с проблемами в письменной речи. Более того, сопоставление и анализ записей текста одного и того же диктанта, который был написан ребенком неоднократно, позволит составить расширенную картину о возможностях ученика в разное время дня и с различными видами оказываемой ему помощи.
Цель всех заданий – выявить несформированность какой-либо из функций, вызывающей нарушения процесса овладения письмом. Одной из главных задач логопеда является правильное определение механизмов, которые лежат в основе нарушения письма у каждого конкретного ребенка. От этого будут зависеть методы и продолжительность обучения.
Диагностическая работа должна проводиться в начале и в конце каждого года обучения, начиная со 2-го по 4-й класс. Для составления предварительной картины об успеваемости детей 2-го класса, необходимо также проводить диагностику в конце 1-го класса. Стоит отметить, что в начале учебного года диагностическая работа будет более показательной, если обследовать детей по принципу убывания возраста.
Так, естественно, что для учеников 4-х классов процесс письма является более автоматизированным и отличается от характера письма ребенка 2-го класса. Поэтому целесообразно первые две недели сентября, отведенные для обследования речи у детей распределить следующим образом:
Каждая работа рассчитана на один школьный урок (40 минут)
у учащихся 1-го класса (конец обучения)
Задание №1
Послушайте слова и запишите только те из них, которые начинаются с согласного звука:
антилопа, тюлень, утконос, бизон, дельфин, носорог, рысь, олень, кенгуру, леопард.
Задание №2
Отметьте в задании №1 все твердые согласные звуки синим цветом, а мягкие зеленым.
Задание №3
Запишите по памяти:
Десять мальчиков живут в одном чуланчике.
(предложение повторяется только один раз)
Задание №4
К словам предметам запишите подходящие по смыслу слова, обозначающие их действия:
Ветер __________
Вода ___________
Река ___________
Солнце _________
Задание №5
«Весна пришла»
Светит солнышко. Тают снега. Плачут сосульки. На реке треснул лед. В лесу звонко стучит дятел. Звери и птицы рады теплу и весне.
Задание №6
Запишите только последние звуки, которые вы услышите в называемых словах:
дом, картина, шум, кукла.
Из записанных вами звуков должно получиться слово.
Диагностическая логопедическая работа
для выявления нарушений письма
у учащихся 2-го класса (начало обучения)
Задание №1
Составьте слово из предложенных букв:
Задание №2
уголь
мальчик
ёлка
маяк
Определите сколько букв и звуков в словах и запишите рядом с каждым словом.
Задание №3
Составьте звуковую схему к слову ЯБЛОКО.
Задание №4
Послушайте слова и запишите только названия ягод:
малина, помидор, картофель, смородина, лук, вишня, капуста.
Задание №5
Поставьте в словах из задания №3 ударение и разделите их на слоги.
Задание №6
«Наши собаки»
У нас живет собака Булька. У Бульки два щенка. Мы их назвали Тимка и Том. Мы часто ходили на речку. Тимка и Том бегали за нами.
Диагностическая логопедическая работа
для выявления нарушений письма
у учащихся 2-го класса (конец обучения)
Задание №1
Запишите следующие слова в столбик под диктовку:
болезнь
наводнение
покрошить
носатый
родители
Задание №2
огурчик, чайка, тетрадь.
Разделите их на слоги вертикальной чертой.
Задание №3
Составьте словосочетания с одним из слов из задания №2 существительное+прилагательное (предмет и его признак)
Задание №4
Составьте звуковые схемы к словам:
ЯЗЫК, ЕГОРКА
Задание №5
Пришла весна. Текут ручьи. Зеленеет травка. Появились первые весенние цветы. На деревьях распустились молодые листья. На березках появились сережки. В лесу слышны голоса птиц. Грачи вьют гнезда. Медведь вылез из берлоги. Зайцы меняют зимнюю шубку.
Диагностическая логопедическая работа
для выявления нарушений письма
у учащихся 3-го класса (начало обучения)
Задание №1
Запишите слова, которые я назову по звукам:
[й’энот], [брат’й’а], [й’ула]
Задание №2
Запишите следующие слова в строчку под диктовку:
Каша, грузы, сутки, кофе, соки, ведро, сетка, дрова, котик.
Подчеркните слова, в которых все согласные глухие.
Задание №3
Послушайте слова и запишите только имена прилагательные:
Счастье, жирная, выпущу, пушистые, урожай, быстро, чудесный.
Задание №4
Составьте словосочетания со словами из задания №3 существительное+прилагательное (предмет и его признак)
Задание №5
«Зайчик и белочка»
Наступила вьюжная зима. Пушистый снег каждый день укрывает землю белым ковром. Белочка сидела в гнезде, а зайка прыгал под елью. Белочка выглянула из дупла. Она схватила мерзлый гриб. Зайка был рядом. Белка не узнала друга. Он был белый.
Диагностическая логопедическая работа
для выявления нарушений письма
у учащихся 3-го класса (конец обучения)
Задание №1
Придумай и запиши 5 слов с разделительным мягким знаком.
Задание №2
Запишите следующие слова в столбик под диктовку:
боец
певец
продавец
сталевар
лесник
помощник
лекарь
Подберите проверочные слова к безударным гласным в корне слова.
Подчеркни слово, которое состоит из двух корней.
Задание №3
Составьте звуковую схему к слову КОЛОСЬЯ.
Задание №5
Сова – хищная птица. Она охотится на мышей и других мелких животных. Сова хорошо видит ночью, а днем она спит. У сов чуткие уши. Они спрятаны на голове под перьями. Сова летает беззвучно. Это помогает ей внезапно нападать на добычу.
Найдите в диктанте слово с удвоенной согласной и подчеркните его.
Диагностическая логопедическая работа
для выявления нарушений письма
у учащихся 4-го класса (начало обучения)
Задание №1
Запишите под диктовку 3 глагола в столбик:
бежит
бьет
идет
При помощи приставок вы-, при-, за- образуйте от каждого глагола по три новых слова.
Задание №2
Запишите под диктовку 5 существительных в столбик:
радость
грусть
прелесть
красота
дружба
Подберите к существительным однокоренные прилагательные женского рода, запишите их рядом и выделите корень.
Задание №3
«Птичьи дома»
Наступает весна. Пора встречать пернатых гостей. Ребята решили сделать для них домики. Они выбрали новые, гладкие доски. Красивые дома вышли. Но не стали жить в них птицы. Они не любят гладких досок. Скользко им, как людям на льду. Стайки птиц облюбовали сад. Они нашли старые скворечники. Закипела работа. Птицы носили мох, перья, солому. Чудное пение птиц разносилось по всей окрестности.
Задание №4
Найдете в диктанте слово ОКРЕСТНОСТИ, выпишите его и составьте звуковую схему.
Диагностическая логопедическая работа
для выявления нарушений письма
у учащихся 4-го класса (конец обучения)
Задание №1
Запишите под диктовку 2 слова в столбик:
полоса
сторожевой
Подберите проверочные слова к безударным гласным в корне. Обратите внимание, что в каждом слове по две безударные гласные одновременно.
Задание №2
Запишите под диктовку только существительные с предлогом:
подбежал, за рекой, по нему, подышать, подорожник, улететь, под мостом, под луной, над рекой
Определите их падеж.
Задание №3
Ответьте на вопросы и запишите ответы через запятую в строчку:
- В названии какого дня недели пишется две буквы Б?
- В каких именах девочек пишутся две буквы Н?
- В названии какого вида транспорта пишутся две буквы Л?
- В каких названиях мер веса пишутся две буквы М?
- В названии какой страны пишется две буквы С?
Задание №4
Запишите только те существительные, которые употребляются всегда в форме множественного числа:
Перила, костюмы, часы, учебники, ворота, брюки, экраны, поезда, шорты, валенки, стулья, очки, сказки, сливки, качели, весы.
Задание №5
Составьте звуковую схему слова КОСТЮМЫ.
Задание №6
«Загадки леса»
Поздняя осень уже не может удержать тепло. Дует холодный ветер. Грустные стоят луга, поля. Облетела листва с деревьев. Мы подъехали к знакомой местности. Там на поляне царствует могучий дуб. Упрямо на дубе держатся желтые листья. Они тихо шумят. Кустики брусники покрыты блестящими листиками. Они и под снег уходят зелеными.
Список использованной литературы:
- Логопедия: Учебник для студентов дефектол. Фак. Пед. Вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М. : Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1998. – С. 458.
- Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М. : Владос, 1995. – 256 с.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. – М.: Книголюб, 2004. –с4.
- Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы. – М.: ГНОМ и Д, 2008.с. 62-63, 108.
- Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей. Сборник методических рекомендаций. – С.-Пб. – М.: Сага – Форум, 2006. С. 172-173, 176-177, 197- 201.
- Кузнецова М.И. 5000 примеров по русскому языку. Задания для повторения и закрепления. 2 класс. — М.: экзамен, 2012.
- Барылкина Л.П., Давыдова Е.А., Русский язык. Повторяем на каникулах и после уроков (набор тетрадей 1-4 класс). – М.: 5 за знания, 2009.
Митина Ирина Михайловна,
учитель-логопед (1 кв. кат.),
Негосударственное Образовательное Учреждение
«Средняя Общеобразовательная Школа «Феникс», (12
понравилось, средний балл: 5,00
из 5)
Как показала практика, каждый педагог выбирает наиболее удобный для себя вариант оформления журнала обследования устной и письменной речи. Альтернативой такому журналу являются различного рода протоколы.
Протоколы обследования устной и письменной речи учащихся отличаются простотой оформления и полнотой сведений. Их цель - показать наличие речевого дефекта. Протокол логопедического обследования содержит материал, на основе которого логопед делает первичное заключение. Пример заполнения протокола логопедического обследования приведен на с. 28.
7. Паспорт логопедического кабинета
Составляется логопедом и содержит сведения о:
Состоянии кабинета в соответствии с нормативно-гигиеническими нормами;
Расположении кабинета в здании и возможности совмещения с другими специалистами школы (психолог, социальный педагог и т.д.);
Наличии в кабинете мебели;
Наличии необходимых пособий (картотека);
Наличии методической литературы;
Наличии другого оборудования (зонды, кушетка и инструментарий для массажа и т.д.).
Данный документ заверяется директором школы, хранится у логопеда. В ходе работы логопед может дополнять или вносить изменения в список имеющихся пособий.
8. Журнал учета посещаемости фронтальных и индивидуальных занятий
В качестве журнала посещаемости фронтальных и индивидуальных занятий логопед может использовать школьный журнал, журнал для факультативных занятий или специально оформленный журнал.
Основная цель данного документа - фиксирование посещения занятий (индивидуальных или групповых) каждым ребенком и наполняемости фронтальных занятий в каждой группе. Оформление журнала посещаемости основывается на требованиях, предъявляемых к заполнению классного журнала (без оценивания знаний учащихся). Данный документ, наряду с другой документацией образовательного учреждения, представляет собой финансовый документ и проверяется администрацией ОУ.
Несмотря на то, что логопед является сотрудником образовательного учреждения и его занятия имеют некоторое сходство с уроками русского языка, в оформлении тем занятий есть значительные отличия. Формулировок типа «Безударные гласные», «Именительный падеж существительных», «Употребление удвоенных согласных», «Контрольная работа по теме...» и т.д. в журнале логопеда быть не должно, так как вышеперечисленные темы не являются коррекционными. Занятия на подобные темы с учащимися проводят учителя русского языка или учителя начальных классов. Чтобы избежать подобного рода ошибок, логопеду предпочтительнее определять тему занятия следующим образом: «Практическое употребление существительных в форме;.. падежа», «Гласные звуки и буквы», «Слоговой анализ двусложных слов», «Дифференциация букв...» и т.д.
9. График рабочего времени логопеда. Циклограмма рабочего времени
График работы учителя-логопеда составляется в соответствии с тем количеством "часов, которое определено в постановлении Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. №191 «О продолжительности рабочего времени педагогических работников образовательных учреждений». График работы заверяется директором школы. Пример заполненного графика приведен на с. 43.
Циклограмма рабочего времени логопеда составляется на основе графика работы и раскрывает содержание каждого рабочего дня специалиста. Ее цель - определить выработку рабочего времени, соблюдение режимных моментов. В циклограмме отражена следующая информация:
Количество групп, занимающихся на логопункте;
Количество фронтальных и индивидуальных занятий, проводимых логопедом в неделю;
Частота проведения занятий с конкретной группой или ребенком;
Продолжительность занятий и перерывов между ними.
Необходимо помнить, что основная задача логопеда в школе - устранение нарушений письма и чтения либо их предупреждение. Таким образом, большая часть времени отводится на групповую работу по исправлению вышеперечисленных нарушений. Например, из 25 детей, зачисленных на логопункт, 6-7 человек посещают занятия с целью коррекции произносительной стороны речи, а остальные (18-19) нуждаются в коррекции письменной речи.
Ниже приведен пример графика работы логопеда и циклограмма рабочего времени.
Утверждаю _
Директор МОУ № _
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
Ответственность учителя-логопеда
Права учителя-логопеда
Учитель-логопед имеет право:
На определение приоритетных направлений в работе с детьми;
На инициативу, свободу выбора методик работы по утвержденным в ОУ программам;
На участие в разработке новых коррекционных и диагностических методов;
На участие в управлении ОУ путем обсуждения важнейших вопросов деятельности ОУ;
На получение педагогического отпуска сроком до одного года не реже чем через десять лет непрерывной преподавательской работы;
На получение педагогической пенсии по выслуге лет при наличии педагогического стажа двадцать пять лет;
На защиту своей профессиональной чести и достоинства;
На моральное и материальное стимулирование труда;
На повышение своей профессиональной квалификации.
Учитель-логопед ОУ несет ответственность:
За выполнение возложенных на него вышеперечисленных обязанностей;
За исполнение Устава ОУ и Правил внутреннего трудового распорядка, локальных нормативных актов, приказов, должностных обязанностей, установленных должностной инструкцией ОУ;
За обязательное посещение обучающимися на логопедическом пункте занятий;
За сохранность имущества ОУ, технических средств, логопедического инструментария, методического и информационного материала;
За соблюдение правил техники безопасности, противопожарной безопасности и норм охраны труда на рабочем месте;
За охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса;
За грамотное применение научно обоснованных методик;
За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и/или психическим насилием над личностью ребенка;
За соблюдение санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса.
Первые две недели учебного года (с 1 по 15 сентября) отводятся для полного комплектования групп и подгрупп, которые будут заниматься на логопедическом пункте в текущем учебном году. Учитель-логопед проводит обследование устной речи первоклассников, прикрепленных к логопункту, и письменной речи учеников 2-4-х классов, уточняет списки групп, предварительно укомплектованных им в мае предыдущего учебного года из числа учеников 2-4-х классов.
Обследование устной речи первоклассников проводится в два этапа. В течение первой недели сентября учитель-логопед проводит предварительное обследование устной речи всех учеников, принятых в первые классы, и выявляет детей, имеющих те или иные отклонения в речевом развитии. Одновременно он отбирает тех учеников, которым необходимы систематические коррекционные занятия. Это делается в первой половине дня в учебное время.
Дети, нуждающиеся в логопедических занятиях, оформляются на логопедический пункт списком согласно Приложению 1 (Письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения») (табл. 1).
6. Журнал обследования устной письменной речи учащихся.
За годы своей практической деятельности и в ходе наблюдения за работой коллег я имела возможностей знакомиться с различными формами журнала обследования устной и письменной речи. Последнее время хорошо зарекомендовали себя простотой оформления и полнотой сведений различные протоколы обследования устной и письменной формы. Цель протоколов – показать наличие речевого дефекта с целью постановки первичного заключения.
Обратимся к протоколу и рассмотрим его заполнение на конкретном примере.
ПРОТОКОЛ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ ______2________ КЛАССА «_А__» __сентябрь 2005___г.
№ | Фамилия, имя | Письменная речь | Устная речь |
||||||||||||||||||||||||||||||
Буква, слог | Слово | Фраза | Фонематическое восприятие | Звукопроизношение | Словарь | Грамматич. категориии | Логопедическое заключение |
||||||||||||||||||||||||||
пропуски | вставки | повторы | замены | смешения | перестановки | разрыв | слияние | повтор | замена | границы предложения | аграмматизмы | орфографические | перестановка слов | порядок предложений | пропуски слов |
||||||||||||||||||
букв | слогов | слов | букв | слов | букв | слогов | акустич. | оптич. | акустич. | оптич. | букв | слогов | слов |
||||||||||||||||||||
истин. | зеркал. | кинет. |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Иванова Дарья | +++ | ++ | ++ | + | + | ++ | + | + | ++++ | +++ | +++ | Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза. ОНР III |
|||||||||||||||||||||
Петров Сидор | ++ | +++ | + | +++ | ++++ | Дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания. ФФНР. |
|||||||||||||||||||||||||||
Тарков Данила | + | ++ | + | ++++ | ++ | Артикуляторно-акустическая дисграфия. ФФНР. |
|||||||||||||||||||||||||||
Степанкова Лилия | ++ | +++ | ++ | +++ | +++ | Аграмматическая дисграфия, ОНР III |
|||||||||||||||||||||||||||
Науменко Настя | ++ | + | + | + | + | + | ++ | + | Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза. НВ ОНР |
||||||||||||||||||||||||
Королёва Анна | Дифференциация твердых и мягких Звуковой анализ; Дифференциация звуков во всех позициях; | - словарь на изучаемые звуки и буквы Словарь на изучаемые звуки и буквы | -образование гласных 2 ряда; Работа со схемой слова; Запись букв, слогов, слов, предложений с аппозициционными звуками и буквами, обозначающимимягкость согласных на письме при помощи Ь знака; |
||||||||||||||||||||||||||||||
10 | 3 | Дифференциация звуков ц – тс. Дифференциация звуков ч – щ. Дифференциация акустически сходных звуков на уровне текста | -выделение звуков во всех позициях; Дифференциация твердых и мягких Звуковой анализ; Дифференциация звуков во всех позициях; | - словарь на изучаемые звуки и буквы Слова - паронимы; Слова - паронимы; | -слуховые и зрительные диктанты Тексты с аппозиционными звуками. |
2. 45 часов (оптическая дисграфия)
Развитие неречевых процессов. Зрительный анализ | Развитие предметного восприятия (реальные предметы, предметные картинки, фигуры): а) цвета (основные и оттеночные); в) величина. Развитие восприятия цифр и букв: а) цвет (основные и оттеночные); в) величина. Развитие зрительной памяти; Развитие временных представлений: вчера, сегодня, завтра, послезавтра …; время года; месяцы; дни недели; время суток; Развитие пространственных представлений: ориентировка в схеме тела, в пространстве, понимание пространственных предлогов; Развитие зрительно-моторной координации. |
|||
Буквы. | Речевые процессы | Неречевые процессы |
||
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГЛАСНЫХ БУКВ: Буквы:
а = о, и = у.
Буквы:
и = ш(
и =ш, И=Ш). Буквы: л = м (Л=М, л=м) , п = т ( П=Т, п = т), б=д, ц = щ
(Ц = Щ, ц = щ) | -уточнение артикуляции изучаемых звуков; Соотнесение артикулемы - морфемы и графемы; Соотнесение буквы с символом для обозначения на письме; Дифференциация сходных по начертанию букв: изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и тексте; | -закрепление умений и навыков, полученных на первом этапе; Развитие зрительного внимания; Развитие зрительной памяти; Развитие зрительно-моторной координации; Развитие пространственных представлений (на расположении элементов букв в пространстве); Развитие умений конструирования и реконструирования букв. |
Речевые карты (в зависимости от речевого дефекта).
В ходе обследования устной и письменной речи логопед заполняет речевую карту на каждого ребёнка в зависимости от возраста и структуры речевого дефекта.
В ходе практической деятельности автором были разработаны различные типы речевых карт. Эта необходимость возникла в виду того, что имеющиеся в арсенале карты либо не отражали картину дефекта в целом или были чересчур громоздкими и неудобными в работе.
В настоящее время в литературе по логопедии можно встретить различные варианты оформления и ведения речевых карт. Однако среди множества вариантов необходимо выбрать ту, которая сможет отвечать главной цели – дать полную картину речевого дефекта, позволяющую без труда поставить заключение.
Основные разделы речевой карты:
Анамнестические данные.
Обследование фонетической стороны речи.
Обследование звукопроизношения.
Обследование строения артикуляционного аппарата.
Обследование функционального базиса речи.
Обследование лексико-грамматического строя речи.
Обследование связной речи.
Приложение (в виде образцов творческих и контрольных работ ребёнка).
Обратимся к образцам речевых карт. Их 3 вида:
Речевая карта на ребёнка с ОНР.
Речевая карта на ребёнка с дисграфией.
Речевая карта на ребёнка с ФФНР или ФНР.
Третий вид речевой карты рассчитан на учащегося начального звена с фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием или имеющего фонетический дефект.
Речевая карта на школьника
МОУ №________ _________________ района
логопед _______________________________
1. Фамилия, имя ______________________________________________________________________
2. Дата рождения ______________________________ Школа_____________ Класс ______________
3. Адрес ____________________________________________________ Телефон ________________
4. Сведения о родителях: Мать_________________________________________________________________________________
Отец_________________________________________________________________________________
5. Дата зачисления на логопункт _________________________________________________________
4. Успеваемость (к моменту обследования) по русскому языку________________________________
математике _____________________________ чтению____________________________________
5. Жалобы учителей и родителей_________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
6. Анамнез:
От какой беременности ребёнок _________________________________________________
Характер беременности__________________________________________________________
Роды_________________________________________________________________________________
(досрочные, срочные, обезвоженные, быстрые, стремительные, стимуляция)
Когда ребёнок закричал_________________________________________________________________
Асфиксия (белая, синяя)_______________________________________________________
Вес при рождении _____________ рост______________ Когда принесли кормить _______________
Как взял грудь ____________ Наблюдались ли срыгивания, попёрхивания ___________
Выписан из роддома _________________________________________________________________
Раннее психомоторное развитие
Голову держит с________________Гуление____________________ Лепет_____________________
Сидит________________________ Первые слова___________________________________________
Ходит_________________ Первые фразы___________________________________________
Прерывалось ли речевое развитие________________________________________________________
7. Обращались ли раньше к специалистам за помощью______________________________________
8. Заключение психиатра_____________________________________________________________
9. Заключение оториноларинголога _____________________________________________________
10. Заключение окулиста_______________________________________________________________
11. Общее физическое развитие и перенесённые заболевания ________________________________ _____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
12.Состояние общей моторики__________________________________________________________
13.Состояние мелкой моторики__________________________________________________________
14. Состояние артикуляционного аппарата:
губы:
б) подвижность ____________________________________________________________________
в) переключаемость _________________________________________________________________
зубы: редкие, мелкие, кривые, вне челюстной дуги, крупные, без промежутков, отсутствуют резцы _____________________________________________________________________________
твёрдое нёбо: высокое, узкое, плоское, укороченное, готическое, нормальное ________________
мягкое нёбо: укороченное, раздвоенное, отклоняется в сторону, сокращается недостаточно, не сокращается, нормальное ____________________________________________________________
прикус: прогнатия, прогения, прямой, передний открытый, боковой, открытый, косой
язык:
б) подвижность: широкий_________, узкий ____________, вверх____________, вниз ____________,
маятник ____________, облизать верхнюю губу___________, облизать нижнюю губу___________
в) переключение: широкий-узкий __________________, вверх-вниз __________________________, оближи верхнюю/нижнюю губу____________________, пощелкай ____________________________
г) удержание позы ____________________________________________________________________
д) тремор ____________________________________________________________________________
е) саливация __________________________________________________________________________