Приведи в порядок свою планету примеры сказка. Конкурсная работа
ГОБПОУ «Липецкий областной колледж искусств им. К.Н. Игумнова»
Приведи в порядок свою планету
Разработчик
Ногайцева Л.М., преподаватель библиотечных дисциплин
ЛИПЕЦК 2017 г.
Мероприятие проводится в рамках Года Экологии.
Проходит в форме в интерактивного соревнования между командами:
«БотаНИКА» (состав команды: студенты 1, 2 курсов специальности «Библиотековедение»: Яцкова Дарья (1 курс), Берникова Ульяна (1 курс), Орлова Виктория (2 курс), Коротаева Ангелина (2 курс), Чеснокова Виктория (2 курс).
Капитан команды – Орлова Виктория.
Подготовка команд - курсовые руководители Рягузова А.В., Алексеева И.Н.
«ЭКО-ОКО» (состав команды: студенты 1 курса специальности «Социально-культурная деятельность (по видам): Организация и постановка культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений»: Серогодская Елизавета, Тихонов Роман, Панченко Анастасия, Гордеева Анастасия, Полунина Елена.
Капитан команды – Тихонов Роман.
Подготовка команд - курсовой руководитель Горкушенков Е.И.
Цели мероприятия: формирование у студентов познавательного интереса к экологическим проблемам современности и стремления принять посильное участие в их решении , выработка активной гражданской позиции по бережному отношению к окружающей среде. Предусмотрены конкурсные задания различного характера для команд и зрителей, в процессе выполнения которых участникам предстоит продемонстрировать интеллектуальный уровень, креативность, логику, остроумие.
Сценарий мероприятия
Ведущий 1 Тихо вращается наша планета и ощущает смутное беспокойство. Что происходит с ней?
Ведущий 2 . Может быть, она постарела, и поэтому поредели ее волосы – леса, истончились сосуды – реки, стала сухой и безжизненной ее кожа – почва, потускнели глаза – озера.
Ведущий 1 Исчезают животные в лесах, а рыбы - в морях и океанах. Но не о нас должна заботиться планета, а мы – о ней.
Ведущий 2 Человек не осознает этого. Каждый из нас ведет себя как неразумный эгоист, превознося собственные интересы превыше всего.
Ведущий 1 Остановись, человек! В своём безграничном равнодушии ты совсем забыл о том, что стал главной проблемой для всего живого на этой земле.
Ведущий 2 Анна. Завершается 2017 год, объявленный годом Экологии в России. И наша сегодняшняя встреча посвящена проблемам, от которых зависит не только наше настоящее и будущее, но и жизнь всего человечества на планете ЗЕМЛЯ.
Ведущий 1 А может быть, если каждый из нас задумается над тем, что происходит и сделает хотя бы то, что от него зависит, нашу Землю можно будет спасти? Итак, давайте попробуем разобраться вместе!
Ведущий 2 А помогут нам в этом команды, которые примут участие в игре «Приведи в порядок свою планету». Уважаемые болельщики и зрители, давайте поприветствуем команды: команда «ЭКО-ОКО» и команда «БотаНИКА».
Ведущий 1 Настало время представить наше уважаемое жюри представление жюри).
Ведущий 2 Помогает подводить итоги конкурсов Мария . После каждого конкурса комиссия объявляет количество баллов за каждый конкурс и общую сумму баллов. Все конкурсы будут оцениваться по 5-балльной шкале.
Ведущий 1. А сейчас познакомимся поближе с нашими командами. Объявляется конкурс "Визитная карточка".
Ведущий 2 Приглашаем на сцену команду «БотаНИКА». Встречайте, студенты специальности «Библиотековедение».
Команда представляет название, эмблему, девиз, участников и капитана.
Ведущий 1.
Спасибо команде и капитану, просим занять места в зале.
Ведущий 2. А сейчас выступает команда «ЭКО-ОКО». Давайте поприветствуем – студенты специальности «Социально-культурная деятельность».
Ведущий Спасибо просим занять места в зале.Наши участники уверенно справились с заданием, и мы предлагаем оценить результаты первого конкурса.
ЖЮРИ И СЧЁТНАЯ КОМИССИЯ. По результатам конкурса. Команда «ЭКО-ОКО» заработала … балла. Команда БотаНИКА - получает.. баллов.
Ведущий 2. Анна. В жизни каждого человека есть такие книги, которые он перечитывает много раз, которые оказывают влияние на ход мыслей и восприятие жизни. К таким относится сказка-притча Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Ведущий 1 Герман. В ней тонкой нитью проходит экологическая тема. Создается впечатление, что автор сказки “предвидел” будущие экологические катастрофы и предупреждал о бережном отношении к родной и любимой планете.
Ведущий 2. Анна. Одной из важнейших заповедей этой сказки являются слова: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету».
Ведущий 1 Герман. Образ главного героя, созданный Экзюпери, может служить своего рода идеалом жителя, хозяина своей планеты.
[Слайд 10] Ведущий 2. Анна. Вот он, принц, выпалывающий каждое утро ростки баобабов, выполняющий скучную, но необходимую для его планеты работу; вот он, малыш, любующийся закатом, красотой пустыни, звездного неба; понимающий язык цветов, умеющий «слышать сердцем», и чувствующий ответственность за тех, кого приручил,
Ведущий 2 Анна. Итак, наш следующий конкурс называется «ЭКОЛОГИЯ В ПРОЗЕ». Давайте вспомним книги, которые с самого детства раскрывали перед нами загадочный, таинственный, такой неповторимый мир, учили добру и справедливости, заставляли нас смеяться и плакать, а, возможно, всерьёз задуматься над своей жизнью, над судьбой человечества…
Угадайте, как называется произведение, и кто автор по отрывку из книги.
Задание команде «ЭКО-ОКО».
В это время, отдохнув на камне и согревшись и лучах солнца, Настя с Митрашей встали, чтобы продолжать дальше свой путь. Но у самого камня довольно широкая болотная тропа расходилась вилкой: одна, хорошая, плотная тропа шла направо, другая, слабенькая, – прямо.
Проверив по компасу направление троп, Митраша, указывая слабую тропу, сказал:
– Нам надо по этой на север.
– Это не тропа! – ответила Настя.
– Ну ладно, – резко повернул Митраша. – Я с тобой больше спорить не буду: ты иди по своей тропе, куда все бабы ходят за клюквой, я же пойду сам по себе, по своей тропке, на север.
И в самом деле пошел туда, не подумав ни о корзине для клюквы, ни о пище.
Насте бы надо было об этом напомнить ему, но она так сама рассердилась, что, вся красная, как кумач, плюнула вслед ему и пошла за клюквой по общей тропе.
Правильный ответ: Рассказ Михаила Пришвина «Кладовая солнца»
Задание команде «БотаНИКА».
- Пора нам, Тетка, делом заняться. Довольно тебе бить баклуши. Я хочу из тебя артистку сделать… Ты хочешь быть артисткой?
И он стал учить ее разным наукам. В первый урок она училась стоять и ходить на задних лапках, что ей ужасно нравилось. Во второй урок она должна была прыгать на задних лапах и хватать сахар, который высоко над ее головой держал учитель. Затем в следующие уроки она плясала, выла под музыку, звонила и стреляла, а через месяц уже могла с успехом заменять Федора Тимофеича в «египетской пирамиде». Всякий удавшийся фокус она сопровождала звонким, восторженным лаем, а учитель удивлялся, приходил тоже в восторг и потирал руки.
- Талант! Талант! - говорил он. - Несомненный талант! Ты положительно будешь иметь успех!
Правильный ответ: Рассказ А.П. Чехова «Каштанка»
А сейчас нужно будет угадать, о каком произведении идёт речь, основываясь на характеристике содержания книги. Итак, внимание на экран.
Задание команде «ЭКО-ОКО».
Главный герой этого рассказа – Игнатьич – лучший рыбак в деревне, нет ему равных в этом ремесле. Игнатьич часто промышлял браконьерством. Все то немалое добро, что уже он имеет, кажется ему недостаточным. Увидев огромного осетра, главный герой изумился невообразимым его размерам. Он отважно бросается на осетра, пытается его оглушить обухом топора. Но сам падает в воду, где вместе со своей добычей оказывается опутан сетями, а рыболовные крючки впиваются в его тело. И только после этого осознал Игнатьич, что не сможет одолеть в одиночку такую рыбу. Теперь у рыбака и его улова впереди одна участь – смерть.
Правильный ответ: рассказ Виктора Астафьева «Царь-рыба»
Задание команде «БотаНИКА».
Действие повести происходит в 1960-х годах в деревне, расположенной посередине реки Ангары. В связи со строительством Братской ГЭС деревня должна быть затоплена, а жители переселены. Многие люди не хотят оставлять деревню, в которой провели всю свою жизнь. Это преимущественно старики, принимающие согласие на затопление деревни как измену предкам, похороненным в родной земле. Жители не могут смириться с этим. Для них затопление деревни – их личный Апокалипсис. Кажется, вместе с людьми плачет, сопротивляется и вся природа: как ни крушат её – все еще стоит. Но ведь и ее силы не беспредельны. А если не выдержит? Останется ли жив сам человек?
Правильный ответ: повесть Валентина Григорьевича Распутина «Прощание с Матёрой»
Задание команде «ЭКО-ОКО».
Его Отец - волк, мать - наполовину волчица, наполовину собака. Он родился в Северной Глуши и выжил единственный из всего выводка. Однажды волчонок натыкается на незнакомые ему существа - людей. Один из его хозяев – Красавчик Смит, так его истязал, что превратил в злого, безжалостного зверя. Собаку спасает молодой человек, приезжий инженер с приисков, Уидон Скотт. Герой повести довольно скоро приходит в себя и демонстрирует новому хозяину свою злобу и ярость. Но у Скотта хватает терпения приручить собаку лаской.
Правильный ответ: повесть Джека Лондона «Белый клык»
Задание команде «БотаНИКА».
В городе часто встречали собаку: белую, с черным ухом. Сначала она безбоязненно бегала по площадям и улицам, подходила к людям, словно кого-то искала. Но шло время, собака похудела, шерсть на ней свалялась, стала грязно-серой, она уже не бегала, а ковыляла на трех лапах. Теперь люди смотрели на нее косо, обходили стороной. Да и собака уже не выбегала им навстречу, а предпочитала красться пустыми улицами и переулками. С кем только не столкнулся потерявшая хозяина собака: с детьми и взрослыми, с хорошими людьми, привечавшими и подкармливавшими его, со злыми, которым доставляло радость его мучить. Но несмотря на все свои страдания, она до последних минут жизни сохранила веру в дружбу с человеком.
Правильный ответ: повесть Гавриила Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо»
Задание команде «ЭКО-ОКО».
Этот английский писатель был удостоен Нобелевской премии по Литературе. После выхода в свет этой книги число поклонников его творчества увеличилось во много раз. В книгу входят рассказы о различных животных, но центральное место в них занимает история Маугли, мальчика, который был выкормлен волками и стал вожаком своей стаи. При создании книги автор переработал множество научных материалов, но они не отодвинули на второй план живое и непосредственное восприятие мира. Сам автор не считал эту книгу сборником сказок, называя главы книги «простыми историями», тем более что и читатели воспринимали их скорее как мифы или легенды.
Правильный ответ: Редьярд Киплинг «Книга джунглей»
Задание команде «БотаНИКА».
Это знаменитый рассказ американского писателя-фантаста Рэя Брэдбери. Герои повествования на машине времени из настоящего времени совершают путешествие в отдаленное прошлое. Одно из обязательных условий такого перемещения – категорическое требование не сходить с антигравитационной тропы, ничего не трогать, не пытаться изменить, чтобы не внести непредсказуемые последствия в историю. Один из персонажей совершает, казалось бы, незначительный проступок: он наступает на бабочку, и та погибает. Вроде бы ничего не меняется в окружающем мире, и жизнь продолжается. Но по возвращении домой, в исходную точку времени, путешественники находят свой мир совсем иным, непохожим на тот, что был.
Правильный ответ: Рей Бредбери «И грянул гром»
Ведущий 1 Итак, наш конкурс завершен. Давайте подведём его итоги.
ЖЮРИ. По результатам конкурса «Экология в прозе» команда «ЭКО-ОКО» получает … баллов. Общая сумма баллов …. Команда БотаНИКА
Ведущий 1 А сейчас настало время домашнего задания. Командам было предложено подготовить инсценировку на свободную тему, связанную с экологическими проблемами. Так давайте посмотрим, как наши команды справились с заданием!
Ведущий 2 Приглашаем команду «ЭКО-ОКО»
Ведущий 1 Уважаемые болельщики, давайте вместе поблагодарим команду за проделанную работу и поддержим её аплодисментами!
Ведущий 2 А сейчас команда «БотаНИКА» покажет нам результаты своего творческого проекта.
Ведущий 1. Спасибо. Болельщики, давайте поприветствуем свою команду!
Ведущий 1 Герман. А теперь давайте подведём итоги конкурса.
ЖЮРИ. Команда БотаНИКА - получает.. баллов. Общая сумма баллов… Команда «ЭКО-ОКО» получила … баллов. Общая сумма баллов ….
Ведущий 1. Американский ученый Барри Коммонер в 70-х годах XX века сформулировал 4 закона экологии :
Ведущий 2.
Закон первый.
Все связано со всем.
В природе все взаимосвязано, любое действие человека приводит к последствиям, часто непредвиденным. И хотя эти изменения не всегда заметны на первый взгляд, они, положительные или негативные обязательно повлияют на человека, который является частью природы.
Ведущий 1.
Второй закон. Все должно куда-то деваться.
Любые загрязнения (отходы, тепло, радиация и т.д.) вернутся к человеку обратно согласно первому закону, поэтому необходимы безотходные, экологически чистые технологии производства и утилизация бытовых отходов.
Ведущий 2.
Закон 3
Природа знает лучше.
Природа разумна сама по себе. Вмешательство человека часто нарушает ее механизмы. Поэтому нужно не завоевывать природу, а по-возможности адаптироваться к ней.
Ведущий 1.
Закон 4
Ничего не дается даром.
Это закон рационального природопользования. Экономия средств на охрану природы возвращается болезнями, бедствиями, ухудшением условий жизни не только ныне живущих, но и их потомков. Пренебрежение этим законом приводит также и к значительным материальным затратам.
Ведущий 2 Итак, наш следующий конкурс называется: всё связано со всем. Наши команды выберут конверты, а в них – по две экологической задачи. Командам предстоит проанализировать предложенные экологические ситуации, выявить причинно-следственные связи, предсказать последствия, найти выход.
Ведущий 1. Попрошу капитанов команд выбрать конверты.
Ведущий 2. А пока наши команды будут делать задание, мы поиграем с вами, уважаемые зрители. Вам предлагается ответить на вопросы «Экологической викторины». За каждый правильный ответ вы получите маленькую планету . А самого активного зрителя в коне игры ждёт сюрприз.
Ведущий 1 .
Родилась в воде, живет на земле? (Лягушка)
Ведущий 2.
Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (Лисичка)
Ведущий 1.
У каких птиц перья покрыты не перьями, а чешуёй? (У пингвина)
Ведущий 2.
Какие ноги у жирафа длиннее передние или задние? (Одинаковые)
Ведущий 1.
Кто спит вниз головой? (летучая мышь)
Ведущий 2.
Что случается с пчелой после того, как она ужалит? (Умирает)
Ведущий 1.
Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит.)
Ведущий 2.
Какой снег быстрее тает - чистый или грязный? (Грязный)
Ведущий 1.
Что будет делать ворона, прожив три года? (Будет жить четвёртый)
Ведущий 2.
Молодцы, а теперь – вопросы посложнее.
Ведущий 1.
Большую часть мусора, загрязняющего землю, составляют:
* Пластмасса
* Стекло
* Металл (Правильный ответ)
Ведущий 1 .
- Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:
* Рассортировать (Правильный ответ)
* Собрать в одном месте
* Раскрошить
Ведущий 2.
Вед: Самая страшная добавка к воде:
* Пестициды (Правильный ответ)
* Минеральные удобрения
Ведущий 2.
Первое место по суммарному объёму выбросов вредных веществ в атмосферу занимает:
* Теплоэнергетика
* Нефте –и-газопереработка
* Автотранспорт
Ведущий 1.
Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения :
* 10 лет
* 50 лет
* 100 лет и более(Правильный ответ)
Ведущий 2.
Как называется активная оболочка Земли, которая населена живыми организмами? Биосфера
Ведущий 1 .
В каком году появилась Первая изданная Международная Красная книга?
в 1966 году
Ведущий 2.
Вопрос: Где на сегодняшний день находится самый большой заповедник на земле?
Ответ: Самая большая территория, на которой запрещена любая деятельность и вмешательство человека - Антарктида. На огромной территории, покрытой толщей льда, растет более 810 видов растений и проживают множество видов птиц и животных. ...
Ведущий 1.
Вопрос: Что способствует изменению климата? Ответ: Парниковый эффект, возникающий из-за повсеместной вырубки деревьев и осушения болот. ...
Ведущий 2. Зрители, спасибо за активное участие в викторине. Давайте посчитаем свои планеты и выберем самого активного участника. ВРУЧАЕТСЯ ПРИЗ.
Ведущий 2. Итак, команды, мы возвращаемся к вам. Прочтите пожалуйста задание и дайте ответ. Какая команда уже готова?
Команды зачитывают задания и отвечают
Ведущий 1. Молодцы, давайте поддержим команды аплодисментами.
ЖЮРИ. По результатам этого конкурса «Всё связано со всем» Команда «ЭКО-ОКО» получила … баллов. Общая сумма баллов …. Команда БотаНИКА - получает.. баллов. Общая сумма баллов…
ВИДЕО просмотр отрывка из художественного фильма «Дорога» ( постапокалиптическая драма режиссёра Джона Хиллкоута, экранизация одноимённого романа Кормака Маккарти, США, 2009 г.)
Ведущий 1 . Мы просмотрели отрывок из художественного фильма «Дорога», который был снят по роману современного американского писателя Кормака Маккарти.
Ведущий 2 Земля погибла, не оставив наследников; безжалостная темнота; гнетущая черная пустота вселенной. И где-то там они - два загнанных зверя, дрожащих, как лисы в укрытии. Они идут вдвоем, Отец и Сын, по миру, которого больше нет.
Ведущий 1. Что произошло? Что уничтожило всё живое на планете, почему повсюду огонь и смерть? Этому в романе нет объяснения…
Ведущий 2. А может быть, планета пытается просто избавиться от человечества, действия которого приведут к неизбежному апокалипсису?
Ведущий 1. Увы, в современном мире фантастика, к сожалению, очень часто граничит с реальностью. Техногенные катастрофы и природные катаклизмы – тому подтверждение, и каждая из них может стать причиной страшных и необратимых последствий.
Ведущий 2. А мы живём, и в круговороте событий очень часто не замечаем очевидного, порой происходящего на наших глазах. И мы в силах что-то изменить, но очень остаёмся равнодушными.
Ведущий 1. Рассуждая о глобальных экологических проблемах, очень часто не замечаем, что происходит на наших глазах, а порой сами причиняем непоправимый вред природе.
Ведущий 1.
Итак, переходим к следующему конкурсу.
Конкурс называется «ГОРОД, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЁМ»
Давайте представим, что наши команды – это активисты добровольческого молодёжного объединения, целью которого является улучшить экологическую ситуацию в г. Липецке.
Задание заключается в следующем: разработать программу, по которой ваше объединение будет действовать.
В программе желательно указывать те акции, мероприятия и проекты, которые выполнимы именно для вашего молодёжного объединения. Но вы можете запланировать более масштабные проекты, при этом указав, кто будет привлечён к этой акции (проекту) – например – администрация города, администрация организаций и учреждений, или, может быть, все жители нашего города.
Ведущий 2. Командам даётся время подумать, а мы с вами посмотрим подборку видеосюжетов, они – про наш город.
Ведущий 1. Мы видим – наши команды уже готовы продемонстрировать нам выполненные задания.
Ведущий 2 Уважаемое жюри, просим выставить оценки и подвести итоги.
ЖЮРИ. По результатам этого конкурса Команда «ЭКО-ОКО»
Ведущий 2. Аня. А сейчас настало время нашего последнего конкурсного задания «Экологический плакат» Командам предлагается нарисовать плакат на экологическую тематику.
Приглашаются команды на сцену, им выдаются листы ватмана и маркеры.
Ведущий 1. А мы с вами, пока команды будут выполнять задание, посмотрим видеоролик «Экология земли».
Ведущий 2. Уважаемое жюри, наша конкурсная программа подошла к концу. Мы просим жюри объявить итоги конкурса и назвать победителей.
ЖЮРИ НАЗЫВАЕТ ПОБЕДИТЕЛЕЙ, вручает призы.
По результатам этого конкурса Команда «ЭКО-ОКО» получила … баллов. Общая сумма баллов …. Команда БотаНИКА - получает.. баллов. Общая сумма баллов…
Ведущий 1.
Дорогие друзья! Все задания выполнены. Просьба членам жюри назвать имена победителей. НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ.
Ведущий 2.
Спасибо жюри за работу, а вам дорогие зрители спасибо за внимание, поддержку и тёплые аплодисменты. Уважаемые команды, просим вас подняться на сцену!
Ведущий 1.
Завершить нашу программу хотелось бы словами Антуана де Сент-Экзюпери, писатель и летчик, один из первых увидевший Землю с большой высоты, почувствовавший хрупкость и незащищенность не только человека, но и планеты Земля и всего живущего на ней.
"Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда...
И каждому из живущих на чудесной планете по имени Земля
необходимо помнить, что настоящее и будущее зависит от нас…
«Твой плюс» узнал, как прийти к экомышлению. Оказалось, это не только полезно, но и выгодно! Скорее читай об эко-акциях и скидках.
Если давно переживаешь за судьбу нашей планеты, но не знаешь, как ей помочь, запоминай:
Кофе в свою кружку
Иркутские кофейни присоединились к международной эко-акции. Приходи за любимым напитком со своей кружкой, и получи скидку на кофе. О заведениях, участвующих в акции, читай
Скидка в H&M
Принеси старую одежду в магазин и получи скидку 15% на одну вещь, приобретенную в магазине H&M.
Скидка на технику
Многие магазины дарят скидку на новую технику в обмен на старую. Например, М.Видео, Эльдорадо, ДНС.
Благотворительный магазин «Вторник»
Этот магазин-сочетание заботы об экологии, благотворительности и бизнеса. Фишка в том, что ты можешь положить ненужные тебе вещи во “ВторникБоксы”(специальные контейнеры, которые установлены по всему городу). А прибыль от продажи этих вещей направляется на помощь тем, кто в ней нуждается, и на реализацию экопроектов.
Утилизация
Прогрессивное человечество уже давно осознало пользу утилизации и вторичного использования некоторых предметов. В Евросоюзе принято множество шагов к массовому экомышлению, например запрет на пластиковые пакеты. Ты тоже легко сможешь начать свой эко-путь.
В Иркутске есть 64 пункта, где ты можешь сдать вторсырье. Все они нанесены на карту раздельного сбора отходов RecycleMap . Здесь ты найдешь, куда сдать батарейки, пластик, тетрапак, стекло, металл, одежду, бумагу и бытовую технику.
Елена Харченко студентка ИГУ
Когда я узнала, куда сдают вторсырье, то начала собирать дома макулатуру и картон. А позже мы с семьей стали подключать другие виды вторсырья. И жизнь в доме стала меняться. Ведь главное — это не утилизировать мусор, а изначально стараться не использовать одноразовое, осознавать каждую покупку, действительно ли она необходима. Например, кофе в кофейне мне наливают в термокружку. Использую многоразово свою бутылку для воды. Пакеты мы заменили на продуктовые сумки. А те, что остались используем многократно. Недавно на рынке, я купила корейские салаты и положила все в свой контейнер, вместо кучи пакетиков для каждого.
Сейчас, я стараюсь каждые две недели относить мусор в пункт приёма вторсырья. Все, что сдаю, сортирую. Что нужно, мою, например бутылки. Если приношу много, то прошу взвешать. Однажды за макулатуру после ремонта даже заплатили. 24 рубля!
Я только начинаю мыслить экологично,но уже получаю удовольствие. Ведь это классно планировать, что ты идёшь в магазин, а значит составить список и взять с собой из дома сумку, контейнер или термокружку.
приведи в порядок свою планету.»
Антуан де Сент –Экзюпери
Вселенная – Зелёная планета – Человек. Это неразделимый союз. И для того, чтобы сохранить его, человеку необходимо сыграть главную роль, – роль хранителя природы.
Меня очень тревожит и беспокоит до глубины души всё, что связано с экологией нашей планеты. Экология, сохранение Зелёной планеты – это суть сосуществования человека и окружающей его природы на планете Земля.
Сейчас, когда мир технологий настолько развит и «компьютерная цивилизация» ушла далеко вперёд, человек во всём подчёркивает своё превосходство над природой. Но это превосходство можно и нужно направить туда, где человек и его знания по — настоящему необходимы. Мы все должны стремиться очистить нашу планету от мусора, яда, грязи, научиться жить в согласии с природой, стараться слушать и понимать её. Ведь если мы не научимся «понимать, что нам говорит дорога, о чём шумят деревья, поют киты, кричат птицы.
», то произойдёт именно то, о чём так выразительно говорится в сказке С.В. Савицкой «Человек»: «Человек увидит под ногами последний задыхающийся цветочек, на дереве останется последний запуганный зверёк, в грязном озере останется единственная чумазая рыбка.» И природа уже не простит: будет слишком поздно, если мы допустим, чтобы случилось такое.
Каждый год в нашей школе экология становится главной темой недели начальных классов. За три года, проведённых в школе при Посольстве РФ в РС в городе Белграде, ребята сделали много полезного, многое услышали, многому научились.
Наш класс, под руководством нашей учительницы Девятовой Елены Алексеевны, показал учащимся начальной школы свою работу – экологическую сказку. В спектакле, посвящённом жителям водоёмов и заповедников, мы постарались подчеркнуть, какая большая и ответственная роль отведена человеку в деле сохранения сложной экосистемы нашей планеты.
Учащиеся всех классов участвовали в конкурсе плакатов «Друзья природы». Члены агитбригад проводили уроки в начальной школе на разные темы, связанные с экологией.
Наш класс очень старался и сделал в этом году выставку, в которой мы хотели представить сложную экосистему города Белграда.
Но самым радостным моментом для всех учеников была посадка цветов в школьном дворе. Каждый из нас посадил свой цветок. Ребята, приходя утром в школу, радовались встрече со своим цветком, следили и ухаживали за ним.
А ещё, традиционной в нашей школе является посадка деревьев выпускниками. Каждый выпускник оставляет напоследок память о себе, а каждое посаженное дерево, в свою очередь, становится украшением нашего школьного двора. Как маленькие деревца растут и набираются сил, так и выпускники идут по жизни, стараясь быть «украшением» общества людей, чтобы школа гордилась ими. Двор нашей школы в городе Белграде по-настоящему радует глаз каждого, кто приходит сюда. Так мы подаём пример другим людям, как бережно, с любовью нужно относиться к природе, чтобы всё вокруг нас приносило радость.
И поэтому, прочитав сказку Светланы Васильевны Савицкой «Человек», я сразу поняла, что именно её мне интересно обсудить вместе со всеми читателями прекрасных экологических сказок С.В. Савицкой, коснуться ещё и ещё раз темы роли Человека в судьбе нашей планеты и наших будущих поколений, поговорить о его огромной ответственности за каждый шаг, сделанный им на земле.
Так опустимся же все на колени, чтобы поднять с земли последний окурок, полиэтиленовый пакет, консервную банку, жевательную резинку, бумажную обёртку, попросим прощения у матушки Природы сейчас, пока есть возможность помочь и вылечить планету. Сделаем это для того, «чтобы снова нырнуть в чистый ручей прохладного леса, чтобы опять
почувствовать запах нежных лепестков первоцветов, чтобы восхищаться могуществом и красотой кедров, чтобы слышать и наслаждаться пением китов и птиц, чтобы видеть бесконечное, как небо, поле белых маков на белом песке. »
1 Экологический проект «Приведи планету в порядок»
Россия, г. Волгоград
МОУ детский сад №300
Воспитатель
Гулевская Елена Алексеевна
Экологический проект «Приведи планету в порядок»
Обоснование необходимости разработки проекта
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
Сегодня мы не в состоянии справиться с проблемами ухудшения экологии, т.к. система ценностей большинства людей до сих пор ориентирована на потребление, на подчинение природы, на безоглядную и безответственную манипуляцию объектами материального мира. Общество по-прежнему поддерживает тех, кто создает материальные ценности за счет разрушения окружающей природной среды. До тех пор, пока приоритет принадлежит ценности «полезного», «экономически целесообразного» и «научно рассчитанного» по сравнению с ценностью самого человеческого существования, преодолеть кризис не удастся никакими техническими, экономическими или юридическими средствами. Поэтому встает вопрос о превентивной работе, о формировании осознанного отношения к природе, ее проблемам и потребностям, а также к здоровому образу жизни. Пропедевтическая работа в данном направлении ложится на плечи не только педагогов, но и родителей.
Сотрудничество детского сада с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности совместно с родителями и детьми. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.
Новизна экологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость. Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.
Вид проекта:
групповой, детско-родительский.
Тип проекта исследовательско-познавательный.
Проблемная задача: Загрязнение улиц города.
Участники, партнеры проекта : сотрудники ДОУ, дети подготовительной группы 11 человек, родители.
Сроки реализации проекта : краткосрочный (апрель-май)
Цель проекта : формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы своего края.
Задачи проекта:
- Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней.
- Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять.
- Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей о проблеме обращения с отходами с помощью информационных сообщений.
- Побудить интерес к созданию благоприятной окружающей среды города и микрорайона.
- Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.
- Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять и защищать ее.
Проектный продукт:
- Разработка плана проведения акции.
- Издание книжки – самописки «Мир, в котором хочется жить!»
- Участие в городском конкурсе детского творчества «Я люблю тебя, планета!» в районном конкурсе «Как прекрасен этот мир»
- Выставка «Природа и творчество»
- Презентация «Враг природе - это мусор!».
- Изготовление экологической газеты-плаката
- Выпуск листовок
Самый важный результат деятельности нашего проекта – формирование настоящего сообщества детей, воспитателей, родителей, любящих свой родной город Волгоград, вносящих посильный вклад в его чистоту и процветание!
Принципы проекта
В основу проекта заложены пять принципов:
- Уважения: у ребенка есть права (соблюдение прав ребенка). Дети должны быть активными участниками проекта, а не только выполнять то, что разработали для них взрослые. Чем старше дети, тем активнее они участвуют в проекте. Необходимо отразить вопросы и идеи детей, обсудить с ними то, что вы планируете сделать, узнать их мнение на этот счет.
- Переосмысление: люди начинают ценить то, что не ценили раньше (переоценка системы ценностей). Новый взгляд на свое поведение, поступки, на взаимоотношение со сверстниками и взрослыми, на окружающую среду.
- «Переиспользование»: старые вещи можно использовать по-новому. Повторное использование вещей сокращает количество отходов, а значит, загрязнение окружающей среды.
- Экономия: с меньшими затратами можно сделать больше (экономия материалов, ресурсов).
- Переработка: ненужные вещи снова станут кому-то полезными (сбор, утилизация, переработка отходов)
Девиз проекта: Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету.
Этапы реализации проекта:
1 этап - подготовительный
Задача этапа : анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности.
2 этап – организационный : планирование и прогнозирование предстоящей работы.
Задачи этапа : экологизация всех разделов программы воспитания и обучения дошкольников; создание экологической среды в группе, анкетирование родителей, привлечение их к предстоящей творческой работе в инновационном режиме; разработка планов работы с детьми и родителями по формированию экологического образования через проведения экологических акций, подбор литературы и информации по проекту.
3 этап – практическая деятельность
Задачи этапа : формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала, основы экологического образования через проведение экологической акции.
4 этап – итоговый
Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога
Формы работы по реализации проекта:
· наблюдения и экологические экскурсии; · создание презентации, слайд шоу; · познавательное чтение; · конкурсы и викторины, · продуктивная деятельность, защита плакатов, проектов; листовок; · выпуск экологический газеты, · инсценировки и театрализации; · экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия. · эколого-познавательные праздники и развлечения. Содержание проекта включает в себя деятельность всех участников непосредственно воспитательно-образовательного процесса в экологической акции, которая проходит через четыре этапа:
- Экологическая тревога
- Экологические знаки
- Экологическая тропа
- Экологическая газета
- Итоговое мероприятие
Формы и методы работы с родителями:
- Круглый стол «Воспитание доброты к природе»
- Консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка. Беседы с родителями о важности данной проблемы,
- Оформление папки «Люби и охраняй окружающую природу».
- Изготовление фотоальбомов.
- Участие родителей в различных конкурсах на экологические темы.
- Участие родителей в субботниках.
- Проведение совместных экологических экскурсий.
- Анкетирование родителей с целью выявления их экологической компетентности.
План - карта действий по реализации проекта для детей 6-7 лет.
Акция «Как не любить нам эту Землю!» (апрель-май)
Цель: формирование представлений о чистоте окружающей среды как о важной составляющей здоровья человека и всего живого на земле.
Этапы акции |
Совместная деятельность педагога с детьми |
Взаимодействие с семьёй |
|
Экологическая тревога. «Чистый дворик» Решение проблемных ситуации: что нужно делать, чтобы стало меньше мусора на улицах города? |
Просмотр и обсуждение презентации «Враг природе - это мусор!» Чтение литературных произведений: «Уважай чужой труд», Н.А.Рыжова «Как люди речку обидели и другие. Рисунки детей «Улицы нашего города». |
Трудовой десант (субботник) по уборке территории дошкольного учреждения - «Отходы как ресурс» (привлечение родителей к сбору пластиковых отходов). |
|
Экологические знаки |
Изготовление экологических знаков «Не сори!», «Соблюдай чистоту!» Занятие с элементами театрализованной деятельности «День Земли» |
Круглый стол "Воспитание доброты к природе" Консультации: «Вторая жизнь коробки», « Волшебные превращения проволоки». |
|
Экологическая тропа |
Фотостенд с использованием фотографий субботника «Вот как стало чисто!». Экологическая игра «Спаси планету» |
Семейный конкурс на лучшую поделку из утилизированного материала: «Мама, папа, я – творим чудеса»; Семейный фотоальбом «Отдыхаем, не вредя!» |
|
Экологическая газета- плакат |
Знакомство с народной мудростью: пословицами, поговорками о бережном отношении к природе. Рисование экологического плаката к пословицам и поговоркам. |
Конкурс для родителей на лучшую листовку на тему «Сделаем наш город чище». Родительское собрание совместно с детьми «Войди в природу другом!» Выставка «Природа и творчество» |
Литература
1.Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология /С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
2.Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника /Е.С. Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
3.Жерневская, Т.В. Система сотрудничества с родителями как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников /Т.В. Жерневская, Л.А. Мальтнова //Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2007. - №3.
4.Зверева, О.Л., Кротова, Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методичекий аспект /О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
5.Зиновьева, М.В. Влияние стиля родительского воспитания на развитие предпосылок мировоззрения у детей дошкольного возраста: диссертация на соиск. учен. степ. канд. психологических наук: (19.00.13) /М.В. Зиновьева. - Москва, 2001.
6. Мартынович, В.А. Приобщение детей 6-7 лет к природе: взаимодействие ДОУ с семьей /В.А. Мартынович //Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2005. - №2.
7. «Мы». Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.
8.Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Приведи в порядок свою планету… Почему? Да потому что наша планета действительно нуждается в помощи. Она просто кричит от боли и несправедливости. А люди не слышат этого или не хотят слышать.
Ежедневно из всех источников информации мы узнаём о новых и новых катаклизмах. Наводнения, пожары, сели, землетрясения…Мне кажется, так Земля протестует, она по-своему выражает своё возмущение равнодушием и жестокостью людей.
У природы много врагов: ливни, ураганы, морозы, засухи. И не всем им люди могут противостоять. Но самое обидное то, что вред своей планете наносят они сами: вырубают леса, загрязняют воздух и воду промышленными отходами, уничтожают редких животных.
Природа планеты Земля сказочно красива. Я уже побывала во многих уголках России и за границей и сумела убедиться в этом. Всё вызывает восторг: бескрайние леса и огромные голубые озёра, могучие реки с живописными берегами и величавые горы, ручьи с хрустальной водой и синие моря… Как радостно смотреть в чистое небо, по которому плывут барашки-облака! Как весело бежать по зелёному лугу, покрытому ромашками и колокольчиками! Как здорово плескаться в тёплом море и бросаться навстречу волне! Но… всего этого мы можем лишиться! Даже подумать о таком страшно!
Нам постоянно твердят об экологических проблемах. Но как понять, что в них к чему? Нас пугают то глобальным потеплением, то глобальным похолоданием. Учёные пытаются заглянуть в будущее. Это нужно. Но как же настоящее? Мы-то живём сейчас. Наверное, люди в силах сделать что-то сегодня для того, чтобы сберечь тот мир, который у них есть.
Каждый из нас может сделать нашу Землю чище. Разве сложно выбросить мусор в урну, убрать за собакой во время прогулки, затушить костёр после пикника? Просто надо быть внимательнее и добрее.
Каждое утро я иду в школу и любуюсь нашим двором. Он такой зелёный, чистый и родной. И в этом немалая заслуга нашей соседки, которая постоянно что-то в нём украшает, создаёт композиции из природного материала, Если бы все люди так относились к природе, умели бы наслаждаться её красотой, то никто и никогда не губил бы растения, не убивал бы животных, не отправлял бы отходы в реки.
Возможно, мы все когда-нибудь этому научимся. Лишь бы не было поздно!
Летом я прочитала книгу «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. Она вовсе не о природе, она о чувствах людей. Но твёрдое правило «Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету» так просто и понятно. От каждого из нас, даже от ребёнка, зависит то, какой будет наша планета в будущем. Научимся же её понимать и беречь! Приведём её в порядок сейчас!