Занятие по познавательному развитию «Живая и неживая природа» Беседа «Что такое природа? Живая и неживая природа» Цель. Конспект занятия по экологии на тему"живая и неживая природа" в старшей группе Конспект занятия за живой природой старшая группа
2. Отгадайте загадки, а отгадки найдите на этом рисунке (воспитатель показывает большой рисунок с изображением природы) .
а) В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать.
На землю каплями падает опять.
б) Меня бьют, колотят,
Ворочают, режут-
А я все терплю
И всем добром плачу.
в) Голубой платок,
Красный колобок.
По платку катается
И людям улыбается. (небо и земля)
г) Голубая простыня
Весь свет покрывает.
д) Светит, сверкает,
Всех согревает. (солнце)
е) Без рук, без ног,
А ворота отворяет.
Молодцы, ребята! Вы правильно отгадали все загадки!
3. – Ребята, а что еще вы видите на этом рисунке?
А теперь еще раз посмотрите на этот рисунок и подумайте, как одним словом можно назвать все, что на нем изображено?
Как вы думаете, что такое природа?
Как вы думаете, ребята, почему художник не изобразил их? Он сделал это специально или просто забыл нарисовать?
А кто делает машины, дома, скамейки, игрушки, велосипеды?
Итак, ребята, все, что сделано руками человека, мы не можем назвать природой. Что же называется природой? Природа - это все то, что нас окружает, но не сделано руками человека. Правильно!
4. Воспитатель предлагает детям игру «Природа или нет? »
Ребята, у вас на столах лежат картинки и конверты. Возьмите картинки и рассмотрите их внимательно. Подумайте, что на них изображено, природа или нет?
А теперь положите картинки с природой в конверт, а остальные оставьте на тарелочках.
А теперь предлагаю проверить, как вы справились.
Обобщение.
5. Физминутка «Жук».
В группу к нам жук влетел,
Зажужжал и запел: «Ж-ж-ж-ж»,
Вот он вправо полетел,
Каждый вправо посмотрел.
Вот он влево полетел,
Каждый влево посмотрел.
Жук на нос хочет сесть,
Не дадим ему присесть.
Жук наш приземлился.
Зажужжал и закружился
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.
Жук, вот правая ладошка,
Посиди немножко.
Жук, вот левая ладошка,
Посиди немножко.
Жук наверх полетел
И на потолок присел.
На носочки мы привстали,
Но жука мы не достали,
Хлопнем дружно
Хлоп – хлоп – хлоп,
Чтобы улететь он мог.
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.
6. Следующее задание игра «Живая и неживая природа».
Воспитатель раздает всем по одной картинке. Затем дети по очереди располагают картинки на доске. С живой природой ставят на верхнюю полоску, с неживой - на нижнюю.
Давайте еще раз посмотрим на верхнюю полоску. Тут у нас оказались картинки: человек, собака, птица, рыба, дерево, цветок, еж - все они питаются, растут, дышат, поэтому их относят к живой природе.
А солнце, облака, камни, почву, воду относят к неживой природе, т. к. у них нет способности к росту, питанию, дыханию. Молодцы, ребята, справились с заданием.
7. – Ребята, посмотрите внимательно. А есть ли у нас в группе объекты живой природы.
Экспериментальная деятельность. Воспитатель предлагает детям сравнить живую рыбку с игрушечной.
Давайте сравним рыбок. Какие они?
Где живут живые рыбки?
А игрушечные?
Что могут делать живые рыбки?
А игрушечные могут?
Давайте возьмем их в руки. Почему живых рыбок нельзя вынимать?
8. Игра «Хорошо - плохо». ТРИЗ.
(Слова: вода, солнце, дождь, ветер. Воспитатель интересуется, какую пользу и какой вред может причинить каждое из этих явлений. Например: Чем хороша вода? Чем может навредить вода)
Долго я готовила себя к тому, чтобы начать географию с моим сыночком. Она появлялась в наших занятиях в с их страной производителем, в изучении флагов всех стран и их столиц, и даже Космос, с расположением Земли в нем, мы более или менее узнали по карточкам “Мир на Ладошке” .
Ну что же пора действительно вводить географию, чтобы ребенок понял что же означают страны, которые он выучил с флагами и эмблемами автомобилей. Что такое Япония, Китай, Франция? Но с чего начать? Как правильно подвести ребенка, двух лет шести месяцев, к этой огромной теме?
Прошу набраться терпения, пост будет длинным, но надеюсь полезным. Опишу наши занятия подробно, чтобы у вас создалась полная картина. Во время прочтения подумайте о том какие материалы у вас есть дома для этой темы, какие игры для развития логики, мелкой моторики, творчества вы могли бы предложить своему ребенку. Учитывайте возраст, умения, а самое главное интересы вашего собственного ребенка. Ну а если наши занятия подойдут вам в полной мере, то значит я не зря потратила время на написание этого материала.
Итак начнём. Обложившись имеющимися книгами и осмотревшись по сторонам в поисках материалов на эту тему, я постаралась составить план наших занятий. Сначала была идея плодотворно пройтись по материкам, интерес же Александра толкал меня к “путешествию” по Италии. Но интуиция подсказывала, что чего-то не хватает, скачок по материкам или сразу в какую-то страну мог не дать полной картины мира.
И я решила начать с объяснения – что такое живая и неживая природа. Взяв эту тему, я всё же постаралась учитывать, что ребенок третьего года жизни наделяет душой и способностью чувствовать всё, что его окружает. Способность видеть живое в неживом – это одно из проявлений работы воображения, которое в свою очередь тесно связано с творческим мышлением. Другими словами, я объясняла больше что относится к живой природе, всего в паре слов упоминая, что относится к неживой. Тем не менее ребёнок смог сделать выводы сам.
Энциклопедические знания
Эти знания нам помогли получить книги.
Первая из них Занимательная география издательства Белый город. Начали мы с главы “Планета по имени Земля”. Прочитали, поговорили о том, что Александр живет в своей комнате, своей квартире, здании, улице, городе, стране – это наш маленький дом. А затем как и в книге перешли на идею, что страна располагается на континенте (наша на острове). Континент – в определенной части света. Часть света – на полушарии. А полушарие – на планете Земля. Получается, что твой дом – это вся Земля.
Мне кажется такая позиция правильна для ребенка, тогда он лучше понимает зачем и почему нужно охранять Землю. Из этой же книги мы узнали, что наша планета как космический корабль, который всё время движется, ни на минутку не останавливаясь. Конечно же повторили расположение нашей планеты относительно солнца, как она вращается, с какой скоростью. В этом нам помог глобус, который наш папа принёс нам из офиса. Глобус черно-белый, но как наглядное пособие подойдёт.
Вторая книга Чудесная планета . Чтение этой книги мы начали с “Формы Земли” и “Каковы размеры Земли”. Брали наших человечков из Лего, чтобы они “обошли” Землю (глобус) и идти им нужно было целых 2 года по 10 часов в день. Брали машинки Александра, чтобы они “объехали” Землю. Самолетик, у нас Боинг 747, облетал земной шар всего за 2 дня. В общем, постарались читать темы в книге и обыгрывать их для наглядности. Александру было очень весело в таких играх-занятиях.
Так же прочли о воздухе, который нас окружает и о вращении Земли вокруг Солнца (тут времена года, сутки и четыре стороны света). Сейчас уже не вспомню где впервые прочла о том, что можно взять фонарик (Солнце) и направляя его на глобус наглядно показать, что в один и тот же момент времени в четырех концах света разное время суток. Так мы и сделали, попутно рассматривая картинки в книге, где в Нью-Йорке ребенок просыпается, в Париже обедает, в Китае ужинает, а в Австралии спит.
Так как мы опять коснулись темы времен года, то с удовольствием прочли “Круглый год” Маршака из Всё самое лучшее детям . Я долго подбирала книги со стихами в нашу библиотеку. И хотя у нас их много, но вот эта книга нам обоим нравится, так как в ней собрано много произведений для деток нашего возраста. Иллюстрации достаточно красочные, а главное соответствующие тексту.
Вообще, когда пытаешься объяснить ребенку о живой и неживой природе, можно использовать разные книги, даже те, которые казалось бы не относятся к теме. Вот например, Ну где еще, как не в саду, можно найти множество представителей живой природы?! Здесь и растения, и птички, и насекомые.
Идеально можно объяснить на красочных иллюстрациях как именно деревья и цветы питаются. Ведь дети не видели корней своими глазами и, когда мы объясняем, что цветочек пьёт воду от дождя и кушает витамины с минералами из земли…а где ротик у цветочка? Конечно чуть позже детки замучают нас своими вопросами и наверное это будет один из первых. Но сейчас, проходя тему природы, ища все признаки живой природы в объектах, мне показалось удачным разобрать этот вопрос в данной книге.
Еще один пример, Кротик большая книга . Читаем “Кротик и ракета”: кротик несётся ввысь, а дома внизу становятся всё меньше и меньше….да вот же она география на картинке в книге! Город на берегу моря, остров в море (мой маленький дом). Тут же и неживая природа с развитием фантазии ребенка.
“Интересно, – думал кротик, – какие облака на самом деле: мокрые или сухие, тёплые или холодные, а может быть они сладкие?” И тут ракета полетела вниз, оставив ребенка со всеми этими вопросами…. . Идеальный момент поговорить об облаках, примерить к ним признаки живой природы, пофантазировать какие они. А кто же гонит облака? Конечно ветер. Ну так давай проведем физ. разминку:
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше, выше.
Тут Александр долго утверждал, что ветер живой. И даже, что тот дышит. Несколько раз пришлось задать вопросы если ветер рождается, дышит, питается, размножается и умирает? И даже в этих вопросах ответ был “Да”. Тогда задала вопросы по другому: У ветра есть нос? Что кушает ветер? Как зовут детей ветра? В итоге ребенок согласился, что ветер мы отнесём к неживой природе.
Скачивание книжки по теме живая и неживая природа
Уверена, что есть книжки для детей где говорится о живой/неживой природе, но у нас таковых не оказалась, поэтому пришлось сделать самостоятельно. Первая книжка по Доману называется “Пять признаков живой природы”. Она предназначена для самостоятельного чтения ребенком. В ней я постаралась объяснить на более доступном языке, как мы можем определить, относится ли объект к живой природе или нет. В конце даётся задание ребенку определить по признакам если медведь, бабочка, цветок и дети являются живыми.
Тему нужно было развивать и в итоге у нас появилась одна большая книга под названием “Природа” состоящая из 4 частей. Распечатала я ее на лазерном принтере, скрепила на спирали и поставила обложку. Уверена, что книга будет служить нам долгое время, так как тема живой/неживой природы будет рассматриваться в старших группах дет. сада и в школе. Что же еще находится в этой книге? Начинается она с иллюстрированного стихотворения. Александр читал его 2 раза, а на третий уже рассказывал сам, очень легкая и приятная рифма.
Посмотри мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг…ПРИРОДА.
После стихотворения книга продолжается как раз “Пятью признаками живой природы”. Затем часть “Как животные и человек приспособились к смене сезонов”. Сделала по Доману, но эту тему как и следующую, я читала ребенку сама, чтобы мог лучше сосредоточиться на содержании. Да и текста в последних двух частях чуть больше. И заканчиваем главой “Живая природа”, где подытоживаем всё, что узнали из начальных глав. Говорим о том, что природу нужно беречь и, что никто не имеет права самовольно прерывать жизнь другого.
Книжка объясняющая дошкольникам – что относится к живой и неживой природе. Её нужно скачать и распечатать.
Эту книгу вы можете скачать став моим подписчиком. Заполните форму внизу и на указанный электронный адрес вам автоматически будет отправлено письмо. Если в течении десяти минут вы его не получите, проверьте папку спама. Так как книга большая, мне пришлось разделить её на две части.
Эксперимент для самых маленьких
Ну наверное экспериментом это сложно назвать, тем не менее, чтобы закрепить материал мы в парке кормили голубей, рыбок. Обсуждали что они двигаются, растут, питаются, умирают и размножаются. Предложила покормить хлебушком камень, чтобы прийти к выводу, что он не питается, а значит неживой. Александр сразу воспринял это со смехом. Он понимал, что камень не будет кушать хлеб и смеялся надо мной . Мой малыш смеясь выдал мне: “Мама, камень не кушает, он же не живой”. Занавес, эксперимент закончен.
В парке поговорите с ребенком, к живой или неживой природе относятся: камень, голуби, пруд.
Логика
Как всегда нас выручила “Большая книга тестов для развития интеллекта малыша”.
Тут можно брать любые задания, где есть представители живой или неживой природы. Т.е. проводится задание о времени года например, после чего разбираем к чему относится небо, птицы, деревья, лужи, дети. Задание: что произошло раньше бутон или раскрывшийся цветок? Вот пример для ребенка о движении у цветов – раскрывание бутона. И даже “что должно быть нарисовано в пустой клетке?” – отличный пример для того, чтобы поговорить к какой природе относится гриб, ёлка и снежинки.
Мелкая моторика рук
1. Сюда я отнесла работу по “Это может ваш малыш” Бумажные крошки .
Творческая работа для развития мелкой моторики, где ребенок изучает живую природу.
Разрываем “хлеб”. Бумага для разрывания такого же качества как и сами альбомные листы. Детки конечно же разные, порвать случайно лист книги при перевороте, это наверное у всех случается. А вот порвать эту страничку на крошки, для детских ручек действительно работа. Ну и конечно же в течении работы обсуждалась тема птичек, которые питаются, летают, размножаются..т.е. живые. Опять же движение нашей планеты; время года зима; снег, который закрывает еду для птичек; люди, которые помогают живой природе в такие трудные моменты.
Работая с ребенком, не концентрируйтесь только на процессе разрывания бумаги или приклеивания её в нужные места. Включайте свою фантазию, обсуждайте с ребенком сюжет увиденный на страничке и подводите его к теме по которой вы работаете. В нашем случае это живая и неживая природа .
2. Пальчиковая игра с обсуждением кто относится к живой природе.
(Ручки на голове, как ушки у зайчика)
Это зайка – белый бок.
Зайка, зайка – скок, скок (прыгаем)
Это гусь – га-га-га.
Га-га-га, иди сюда
(руки в стороны, ходим, хлопаем крыльями).
Вот коза – ме-ме-ме.
Дай воды, Алекс, мне
(Большие пальцы подняты вверх как рожки, остальные сжаты в кулачки).
Это белка – прыг-скок
(Ручки прижаты к груди как лапки)
Белка, белка – рыжий бок.
Музыка о природе
Нам очень нравятся видео “Времена года” Вивальди. Композиции, в которых отлично подобраны сюжеты природы под звучащую музыку. Слушали по 1 в день, так как раньше мы их уже слышали и видели, занимаясь именно музыкой, то на этот раз мы еще и вели обсуждение природы во время просмотра. Даже наш папа к нам присоединился, так ему понравилось чем мы занимаемся.
Мультфильм о живой природе
Получение информации ребенком через сказочных персонажей переоценить сложно. Поэтому я всегда подбираю мультфильмы к тематическим неделям. Наилучшим, как мне кажется к этой теме, будет сериал “Уроки живой природы от тетушки совы”.
Разговорная речь: чистоговорки о природе
В течении одного дня мы 4-5 раз после окончания еды произносили вот такие коротенькие чистоговорки:
- Ять – ять – ять – Природу нужно охранять.
- Ля – ля – ля – мы спасем тебя Земля.
- Ождь – ождь – ождь – Не нужен нам кислотный дождь.
P.S. По поводу кислотного дождя пришлось объяснить отдельно.
Творчество с обсуждением живой и неживой природы
1. Из “Чудо-пчелки” выбрала работы по неживой природе. Итак, взяли “Салют в ночном небе” изменили на звезды; “Пруд”; “Тучки”; “Дождик”. Все работы Александр выполнял сам, затем обсуждали принадлежность объектов к живой или не живой природе.
Обсуждайте живую и неживую природу на творческих работах ребенка: дождь, лужа, звезды, тучи, лягушки…
2. На прогулке у нас всё происходит быстро. Мама задумывает что-то, а Александр поддается идее на несколько минут, так как вокруг очень много всего интересного и хочется просто гулять и играть. Идея была поговорить о песке, камнях, веточках, листиках и создать некую картинку из всего перечисленного. Но всё что успели сделать в совместной работе, это камни, песок и изображение солнца над домиком. Выяснили к чему относятся эти материалы и мой ребенок убежал кататься на горках.
На детской площадке в игре обсудите с ребенком, к живой или неживой природе относятся камни, песок, упавшие листья.
3. После чтения книги “Наш сад” решили сделать наш цветок с корнями. Работу Александр выполнял сам с моими подсказками. Мне было приятно видеть, что пальчики у моего мальчика окрепли достаточно для техники размазывания. На нашу удачу в аптеке оказались в продаже семечки подсолнуха (здесь с этим сложно) и мы включили их в нашу экспозицию.
На примере цветка с корнями легко объяснить почему цветок живой. А техника размазывания укрепит пальчики ребенка.
4. Из “100 шедевров” для сравнения, где живая и где неживая природа, я выбрала четыре репродукции:
Первыми на доску повесила Клод Моне Уголок сада в Монжироне и Анри Фантен-Латур Цветы в вазе . Немножко сложно в понимании для ребенка, но всё же нужно объяснить, что цветы, которые срезаем и срываем перестают быть живыми. Так как мы читали книгу “Наш сад” с объяснением строения цветка и делали творческую работу цветка с корнями, то мне удалось в достаточно лёгкой форме рассказать, что цветочки не могут “кушать”, когда у них нет корней, они постепенно увядают и мы их выбрасываем. Из этого конечно же следует, что лучше любоваться и нюхать живые цветы и без надобности их не срывать .
Когда обсуждали картину Уголок сада в Монжироне , я спрашивала, а что на этой картине живое? Александр перечислил все живые объекты, а на вопрос что неживое, ответил, что дом. Вот тему “что сделано руками человека” я специально опустила, так как в неё попали бы и все игрушки . Но как я написала выше, ребенок сам сделал выводы по неживой природе и в эту категорию включил некоторые вещи, как дом, сделанные человеком.
Во втором обсуждении участвовали также 2 картины: Константин Крыжицкий Ранняя весна и Виктор Борисов-Мусатов Весна . Здесь мой ребёнок оставил маму с открытым ртом. Он сам начал перечислять неживые предметы изображённые на картине “Ранняя весна” – горы, снег, река, небо, а живые – деревья. Всё, тема усвоена!
Настольная игра для малышей
Настольную игру “Накорми белочку” я заказала до нашей поездки в Дисней по Интернету. И она так замечательно подошла к нашей теме. Игра развивает мелкую моторику, так как белочку нужно сдавить, чтобы она взяла в лапки желуди. Учит ребенка соблюдать очередность в игре, конечно же повторение цветов и соревновательность. А если без шуток, то Александр действительно у меня выиграл, собрал желуди в дупло первым . Конечно же поговорили о дереве и белочке примерив к ним свойства живой природы.
Цель: Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объектов неживой природы.
Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой, (человек- часть природы) .
Познакомить с основными природными компонентами и их связями.
Опытническим путем закрепить знания о воздухе, развивать быстроту реакции, сообразительность.
МАТЕРИАЛ: картинки природы и не природы; живой и неживой природы; для опыта банка с водой, стакан, бутылка.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: рассматривания картинок природы и не природы; живой и не живой природы.
Дети входят. Воспитатель читает стихотворения:
Вот на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой,
Живут в нём птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живёшь в том доме светлом ты
И все твои друзья. (Л. Дайнеко.)
Дети, а вы знаете, что такое природа?
(Дети высказывают свои предположения о том, что такое природа, и приводят примеры: солнце, воздух, лес, море, животные, птицы.)
Дети, что нельзя назвать природой. (- Что сделано руками человека)
Природа- это то, что существует без помощи человека.
Машина есть в природе? (дети высказывают своё мнение.)
А вот лошадь и верблюд, на которых тоже ездит человек. Куда отнесём? (дети высказываются)
Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на природу. (Вертолёт похож на стрекозу, Подводная лодка на кита. Гриб похож на зонт. Радуга похожа на мост. Дождь похож на душ. Самолёт похож на птицу. Ветер похож на вентилятор. Ковёр похож на траву и т. д) . Дети продолжают этот ряд.
Игра: «На что похоже»
К нам в гости пришел лесовичок, и у меня на столе перепутал все картинки. На один стол положите то, что относится к природе, а на другой стол – что не относится к природе.
Игра: «Природа и не природа»
Физкультминутка:
Руки подняли и помахали.
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем-
Крылья мы сложим назад.
(Дети выполняют движения по тексту.)
Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир неживой и мир живой природы. Живая природа – это то, что движется, растет, развивается, умирает и размножается.
Назовите, что относится к живой природе (дети называют: животных, птицы, рыбы, насекомых.)
Игра «Живая неживая природа»
(называются, объекты живой природы-дети делают шаг вперед, неживой природы - стоят на мести.)
Ребята, а человека к какой природе отнесём?
Дети: к живой природе.
А чем человек отличается от животных (ответы детей.)
А как вы думаете, природа может быть без человека? (может.)
А человек без природы? (нет, дети объясняют почему.)
А что будет, если не будет воздуха?
Ответы детей.
Сейчас мы проведем опыты с воздухом.
Воспитатель берёт в руки стакан, (показывает детям)
Ребята, а как вы считаете, этот стакан пустой (Да) А давайте проверим, так ли это. (на столе емкость с водой.) Переворачиваем стакан вверх дном и медленно опускаем в емкость с водой. Что получается? Попадает ли в стакан вода? (Нет) В стакане нет воды, воздух не пускает воду.
Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
А почему мы сначала думали, что в стакане ничего нет? Потому что воздух -прозрачный, невидимый. Это первое свойство воздуха.
Ребята, нам удалось увидеть воздух – невидимку, а теперь предлагаю и услышать его.
Возьмите бутылку, приставьте к нижней губе и подуйте в горлышко. Что вы слышите? (звук) . Воздух дрожит. Когда воздух дрожит, возникают звуки. Что делает артист, играющий на духовом инструменте? Он дует в отверстие инструмента. Воздух дрожит, получаются звуки, в отличие от свиста- музыкальные. Звуки распространяются по воздуху. Звуки бывают только там, где есть воздух. Например: на Луне, где нет воздуха, ничего не слышно. (вывод) .
Надежда Титкова
Конспект НОД в старшей группе на тему «Живая и неживая природа»
Конспект НОД в старшей группе на тему : «Живая и неживая природа » .
Подготовила воспитатель Титкова Н. Н.
Цель : Совершенствование знаний детей о живой и неживой природе .
Задачи :
- Вспомнить понятие : «Круговорот воды в природе »
Упражнять в различение понятий «природа » и «не природа » .
Упражнять в назывании и классификации объектов на «живые» и «неживые »
Активизировать словарь прилагательных и закреплять умение согласовывать
прилагательные с существительными.
Закреплять умение располагать картинки и аккуратно наклеивать их на коллаж.
Упражнять в прыжках на месте, ходьбе между предметами и в подлезании под дугами.
Воспитывать бережное отношение к природе .
Словарная работа : активизация слов – природа , живая , неживая , вода, солнце, воздух, прилагательные-определения; новое понятие – круговорот воды в природе .
Материал : картинки – «Природа - не природа » , «Живое – не живое» , вода, солнце; коллаж с изображением неживой ; картинки с изображением живой природы .
Ход занятия:
1. Воспитатель вносит искусственные цветы.
Дети, я хотела бы посадить эти цветы у нас в группе .
Как вы думаете, будут ли они расти, если я их посажу в землю?
(не живые, не дадут корней, не будут расти) .
Цветы сделаны человеком. Все предметы, сделанные руками человека, не относятся к природе .
Знаете ли вы, что такое природа ?
(ответы детей) .
Природа -это окружающий нас мир, точнее, та его часть, которая не создана руками человека. Это солнце, вода, воздух, небо, животные, насекомые, растения и человек, как часть природы .
Показ слайда «Что лишнее?» - Гриб, морковка, облако, мяч.
Гриб, морковка, облако, мяч. Что лишнее? Почему мяч лишний?
(все объекты относятся к природе , а мяч сделан человеком).
2. Природа бывает живой и неживой . Что относиться к живой природе ?
(растения, животные, насекомые, цветы, человек) .
Что дышит, питается, растёт, развивается - всё относится к живой природе .
Что относится к неживой природе ?
(ветер, снег, вода, воздух, солнце, песок, земля) .
Слайд «Что лишнее?» - Грач, цветок, коза, луна.
Что лишнее? Почему луна лишняя?
(Грач, цветок и коза – относятся к живым объектам, а луна – неживое )
3. - Сможет ли планета Земля существовать без неживой природы ? Почему?
(всему живому для роста нужна вода, воздух, солнечное тепло) .
Слайд : «Вода»
Не будет воды на Земле, не будет жизни. Вода-это необходимое условие для жизни. Представьте себе, что вы пришли на берег водоёма.
«Круговорот воды» .
Много-много капелек играют и резвятся в воде. Солнце светит ярко, припекает. И капельки-подружки по одной начинают отделяться и подниматься в воздух. То есть происходит испарение. Высоко от земли воздух становится всё холоднее. И капельки снова собираются вместе. Так получаются облака. Ветер гонит их к земле. Облака становятся тёмными и тяжёлыми. Из них идёт дождь. А дождь это маленькие капельки воды. Под землёй маленькие капельки собираются в подземные ручьи. Ручьи стекаются в водоёмы. Запас воды на Земле постоянно пополняется. С земли на небо, с неба на землю. Этот процесс называется круговоротом воды в природе , от слова «круг» , то есть вода движется по кругу. (Проговаривание хором)
4 Физминутка «Ходят капельки по кругу»
Превратимся в капельки и поиграем в их круговое путешествие. Я - мама Тучка, а вы –детки капельки. Вам пора отправляться в путь (дети двигаются по залу под фонограмму дождя) . Капельки полетели на землю (лёгкие прыжки на месте) . Скучно им стало по- одиночке летать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. Встретились ручейки и стали большой рекой (ходьба друг за другом между предметами) . Плывут капельки в большой реке. (подлезание под дугой) Текла, текла река и попала в океан. Дети образуют круг. Вспомнили капельки, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка и чистые, весёлые вернулись к маме Тучке.
Как называется круговое путешествие капельки? (круговорот воды)
Воспитатель : А сейчас немного отдохнём.
Без крыльев летают,
Без ног бегут,
Без парусов плывут. (Облака)
В одежде богатой,
Сам слеповатый,
Живет без оконца,
Не видывал солнца. (Крот)
У родителей и деток вся одежда из монеток. (Рыбы)
Не вода, не суша :
На лодке не уплывешь,
И ногами не пройдешь. (Болото)
На зеленом шнурочке, белые звоночки. (Ландыши)
Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыши)
Я живу под самой крышей,
Даже страшно глянуть вниз.
Я могла бы быть и выше,
Если б крыши там нашлись. (Сосулька)
Летит – воет, сядет – землю роет. (Жук)
Утром падаю всегда
Не дождинка, не звезда -
И сверкает в лопухах
На опушках и лугах. (Роса)
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода)
Он в своей лесной палате
Носит пестренький халатик.
Он деревья лечит,
Постучит – и легче. (Дятел)
Заря-заряница, красная девица,
По полю гуляла, ключи потеряла.
Месяц увидел – не поднял,
Солнце увидало-подобрало. (Звезды)
Кувшинчики и блюдца не тонут и не бьются. (Кувшинки)
Сер, да не волк,
Длинноух, да не заяц,
С копытами, да не лошадь. (Осел)
Уж очень вид у них чудной!
У папы локоны волной,
А мама ходит стриженой,
На что она обижена? (Лев)
Подрастала – хвост растила,
Платье темное носила.
Подросла – зеленой стала,
Хвост на весла поменяла. (Лягушка)
Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков,
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю. (Воробей) 5. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья, без них невозможно существование всего живого на Земле.
«Вода» - Какая вода? (чистая, холодная, прозрачная, тёплая и т. д.)
Нет жизни на Земле всему живому и без солнца.
«Солнце» - Какое солнце? (лучистое, круглое, жёлтое, тёплое и т. д.)
«Воздух» - Чем заполнен шарик? (воздухом)
Какой воздух? (холодный, чистый, прозрачный, тёплый и т. д.)
Воздух необходим всему живому.
Как мы заботимся о природе ? (поливаем цветы, не ломаем ветки, подкармливаем птиц и т. д)
Дети, сегодня на занятии мы с вами узнали много интересного, правда?
Дети : Да!
Публикации по теме:
Конспект «Что такое живая природа?» Конспект непрерывной образовательной деятельности по ФЭЭП с детьми подготовительной к школе группы
Конспект открытого занятия
по познавательному развитию
в подготовительной к школе группе.
Тема: «Живая и неживая природа».
Воспитатель:
Литвиненко Е.В.
апрель 2016 год
Форма проведения: путешествие по телевизионным передачам .
Цели : закрепить знания детей о живой и неживой природе и умении отличать объект живой от неживой природы; сформировать у ребенка представление о неразрывной связи живой и неживой природы; закреплять, уточнять знания детей, полученные за период учебного года; развивать речь детей, умение отвечать на вопросы, аргументировать свои ответы; продолжать формировать знания о нормах и правилах поведения в природе (воспитывать бережное отношение к природе); расширять диапазон познавательных интересов детей, формировать новые способы познавательной деятельности.
Методы стимулирования и мотивации : загадывание загадки, обобщающая беседа, пояснение, объяснение, уточнение, поощрение, педагогическая оценка.
Методы организации учебно – познавательного процесса: игровой персонаж, показ, ТСО, демонстрация познавательного характера, наблюдение.
Практические методы : метод коллективных заданий, моделирование.
Словарь – (активный) живая природа, неживая природа, чистота, доброта, правдивость, трудолюбие, охрана, животный мир, растительный мир, травоядные, грызуны, хищники, тайга, животные севера, животные жарких стран (пассивный), развивается, размножается, питается, изменяется, дышит.
Оборудование : ТСО – магнитофон.
Демонстрационный материал: 3 прямоугольника (зеленый, синий, красный, обозначающие природные зоны; карточки с изображением животных и птиц (клест, тигр, рысь, лось, белка, лиса, бобр, кабан, заяц, еж, бурый медведь, дятел, соболь, верблюд, скорпион, змея, ящерица, сова, морж, тюлень, олень, полярная сова, медведь, песец, жираф, лев, носорог, зебра, слон.) ; кубики с изображением (белки, елки, земли, воздуха, солнца, воды).
Раздаточный материал: на каждого ребенка тарелочка с карточками (зеленая-красная), картинка-объект природы; кусочек мела и два стаканчика, один с водой, клей ПВА, клеенка, салфетка.
Предварительная работа : цикл познавательных занятий по природным зонам: «Тайга и лес», «Пустыня», «Теплые страны», «Ледниковая зона, тундра»; общее знакомство с понятиями: «Живая природа», «Неживая природа»; игры и упражнения на приобретение навыков: для классификации животных растений, птиц, для умения отличать объект живой от неживой природы, для развития логического мышления, памяти. Чтение стихотворения «Живой букварь».
Ход занятия:
I . Мотивационно-побудительный:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем: «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнется -
Утро доброе начнется.
ДОБРОЕ УТРО! (обращаемся к гостям)
Воспитатель : (Загадка - ребенок)
Посмотри мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло – голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года
Это все вокруг... (природа).
Вос-ль: Что такое природа?
Дети : Природа - это то, что существует независимо от человека (т.е. без помощи человека).
Вос-ль: Что нельзя назвать природой?
Дети: То, что сделано руками человека.
Вос-ль: Правильно, это уже называется рукотворный мир. (сели за столы)
Д/игра: «Природа бывает разной». (работа в парах с карточками)
(Воспитатель называет объекты живой и неживой природы.
Живой объект - зеленая карточка, неживой - красная. В конце игры называю «самолет». Самолет есть в природе? Дети высказывают свое мнение.)
Вос-ль: Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на природу.
Д/игра: «На что похоже». Например: вертолет похож на стрекозу, подводная лодка на кита, зонт на гриб, мост на радугу, вентилятор на ветер, ковер на траву, душ на дождь, самолет на птицу, лампочка на солнце, музыкальный колокольчик на цветок колокольчик и т.д.
Вос-ль: Природа существует независимо от человека.
Посмотрите на ваши столы, вы увидите на них кусочки мела и стаканчики - один пустой, другой с водой.
Возьмите мел и разломите его. Что стало с мелом? Он перестал быть мелом или нет?
Правильно, мел остался мелом, только кусочки его стали меньше.
Возьмите стакан воды и перелейте часть воды в другой стакан. Что стало с водой, она перестала быть водой?
Правильно, вода осталась водой, только ее стало меньше в стаканчиках.
Вос-ль: -А что будет с бабочкой, жуком, цветком, деревом, птицей, животным, если мы их разделим на части?
Дети : Они погибнут.
Вос-ль: - А в чем вы видите отличие живой природы от неживой? (*Живая природа: дышит, растет, питается, движется, развивается, размножается, изменяется, умирает)
II. Вос-ль: Продолжая разговор о природе, я приглашаю вас отправиться на телевидение и побывать в гостях у нескольких телепередач, а так же побывать участниками этих передач.
Физкультминутка «Мы – шоферы».
Едем, едем не машине,
Нажимаем на педаль.
Скорости переключаем,
Смотрим пристально мы вдаль.
Дворники счищают капли
Вправо, влево. Чистота!
Волосы ерошит ветер.
Мы - шоферы хоть куда!
Программа: «Умники и умницы» . (проигрывается заставка-мелодия этой передачи).
Вос-ль: - Вот мы и попали на программу «Умники и умницы».
- Правила этой программы таковы – нужно отвечать очень быстро и четко и полным предложениями.
1. Как надо вести себя в лесу?
2. Назовите лиственное дерево с белой корой?
3. Что значит «волка ноги кормят»?
4. Где раньше начинает таять снег – в лесу или в городе?
5. Куда зайцу легче бежать в гору или с горы?
6. Почему нельзя трогать яйца в гнезде?
7. Что птицам страшнее – голод или холод?
8. Большую часть территории нашей планеты Земля, занимает вода или суша?
9. Назовите живую и неживую природу?
Вос-ль : - Я довольна вами, вы настоящие умники и умницы.
А сейчас мы с вами отправляемся на другую телепередачу.
Звучит заставка к программе «В мире животных».
Вот мы попали на программу : «В мире животных».
Вос-ль: Мы с вами знаем, как разнообразен животный и растительный мир.
- Скажите пожалуйста, чем отличаются животные друг от друга? (цветом шерсти, величиной, питанием, повадками, местом обитания).
- А чем отличаются растения? (цветом, формой, структурой (строением), местом произрастания).
- Как можно разделить животных по тому, как они питаются? (травоядные, грызуны, хищники).
Д/и: «Кто, где живет?»
А сейчас ребята у нас такая задача. Нужно подойти к столам и разложить картинки с животными и птицами по месту их обитания. (Зеленый круг – тайга и лес, синий круг – ледниковая зона и тундра, красный круг - пустыня и степи, теплые страны).
(Дети должны доказать правильность своих действий).
Как вы думаете, могут ли жить животные жарких стран, например, жираф в наших лесах? Или бурый медведь в Африке? Почему? (Потому, что каждое животное привыкло к тому климату, где оно проживает и к той растительности, которой питается).
(Звучит заставка к программе «Клуб путешественников»)
Программа: «Клуб путешественников»
Вос-ль: Сейчас мы побываем в гостях у передачи «Клуб путешественников».
- О ком мы сегодня будем говорить, вы узнаете по загадке.
Рыжая, но не лисица. Маленькая, но не кошка.
Прыгает, но не заяц. Живет в дупле, но не сова. (Белка)
- Найдите кубик с изображением белки. Где живет белка? (В лесу, в дупле).
- На каких деревьях белка находит себе жилье? (Найдите кубик с изображение елки(сосны) и поставьте под кубиком белки).
- А чтоб эти деревья росли, что необходимо для их роста? (Земля, солнце, воздух, вода).
- Найдите кубики с этими изображениями и определите место в этой пирамиде.
- Мы составили пирамиду, в которой видно, что живая природа взаимосвязана с неживой.
ИТОГ: Так какой же мы сможем сделать вывод, глядя на эту пирамиду? (Все в природе взаимосвязано: люди, растения, животные, почва, воздух и вода. Все находится в неразрывном единстве - живая природа не может обходиться без неживой и наоборот .)
Вос-ль: Всю природу можно разделить на два огромных мира: мир живой природы мир неживой природы.
Д/игра: «Живая и неживая природа» .
У вас на тарелочках лежат картинки, рассмотрите. Доска разделена на две части. Задание : слева разместить объекты живой природы, а справа объекты неживой природы..
Вос-ль: (Вы назвали объекты живой и неживой природы.)
- Как вы думаете, к каким объектам относиться человек? (показываю картинку)
- Докажите, что человек относиться к живой природе.
Дети : Человек рождается, дышит, передвигается, растет, ест(питается), размножается, умирает (добавляю картинку к объектам живой природы)
Вос-ль: Что нужно для роста и развития человеку?
Дети: Тепло - питание - вода - воздух - любовь близких.
Вос-ль: А как вы думаете, природа может быть без человека? (может)
А человек без природы? (нет) Почему? Докажите.
Дети: Человек - часть природы. Он без природы обречен на гибель (природа дает ему пищу, тепло, воздух, воду,).
- А что будет, если не будет воздуха?
Вос-ль: А чем человек отличается от других объектов природы?
Дети: Человек умеет думать, рассуждать,
Вос-ль: Человек - существо мыслящее, разумное. Он многому научился у природы. На Земле он всех умней, потому и всех сильней!
Вос-ль: Ребята, а природа нас чему-то учит? Чему? (правдивости, чистоте, доброте, справедливости, терпению, труду, дружбе). Природа учит человека, как он должен вести себя в той или иной ситуации. Поэтому мы с вами должны охранять и беречь природу!
Аппликация: «Берегите природу» (муз. «Дорогою добра»)
Вос-ль: И в заключении нашей беседы я предлагаю вам сейчас окунуться в мир природы. Пройдите и сядьте на ковер. Давайте закроем глаза, представим, что мы в лесу и послушаем музыку - природы.
«Аутотренинг»( Д. Лолвий «Одинокий пастух»-музыка природы)
(Открыли глаза. Тихонько встали.)
Вос-ль: У вас хорошее настроение? Передайте его своим друзьям:
Подводится итог занятия:
Где мы сегодня побывали? (На телевидении, в гостях у телепередач: «Умники и умницы»; «В мире животных»; «Клуб путешественников».)
О чем сегодня мы с вами говорили?
(О живой и неживой природе, о том, что в природе все взаимосвязано.
Закрепили правила поведения в природе. Играли в игры: «Природа бывает разной»; «На что похоже?»; «Кто где живет?»; «Живая и неживая природа».
Спасибо всем за работу.
Аутотренинг. (Д. Лолвий «Одинокий пастух»-мелодия природы)
И в заключении нашей беседы я предлагаю вам сейчас окунуться в мир природы. Пройдите и сядьте на ковер. Давайте закроем глаза, представим, что мы в лесу и послушаем музыку.
Ярко светит солнце,
Дует легкий ветерок,
Я вдыхаю его чистый,
Свежий воздух.
Колышутся травы,
Пахнет ароматом лесных ягод и цветов
Надо мной гордо кружат птицы.
Мне хорошо и приятно.
Я хочу жить в мире с природой.
Я буду другом и защитником природы.
Расслабтесь, вы ощущаете,
Как в вас вливается положительная энергия леса.
Вы стали бодрыми, здоровыми, усталость прошла.
(Открыли глаза. Встали.)
Стоя в кругу:
У Вас хорошее настроение? Передайте его своим друзьям:
дотроньтесь друг друга кулачками
дотроньтесь друг друга локотками
дотроньтесь друг друга ладошками
Д/игра: «На что похоже?»
самолет - птицу
гриб - зонтик
лампа - солнце
парашют - одуванчик
вертолет - стрекозу
подводная лодка - кита
мост - радугу
музыкальный колокольчик - цветок колокольчик
душ - дождь
вентилятор - ветер
иголка - иголки у ежа
ковер - трава
пол - земля(почва) и т.д.