Связи живой и неживой природы. Взаимосвязь живой и неживой природы
Природой принято называть все, что не создано человеком, и она является главным объектом изучения естественных наук. Природа разделяется на живую и неживую. Что относится к живой природе, а что – к неживой? В первом приближении ответ на поставленный вопрос очевиден. Однако грань живого и неживого в природе – это не четкая линия, а, скорее, размытая полоса.
Живая и неживая природа по школьной программе
В младших классах на уроках природоведения школьников учат четко различать: цветок, медведь, бацилла – это живая природа. Камень, облако, звезда – неживая. Наверное, начинать изучать окружающий нас мир надо именно так, иначе неподготовленный человек просто заблудится в нюансах и определениях, что негативно скажется на усвоении материала. Итак, по школьному определению, живая природа – это совокупность всех живых организмов, населяющих окружающий нас мир. Живые организмы способны расти, размножаться и нести наследственную информацию.
Все неживое лишено этих признаков. К телам живой природы относятся организмы, входящие в пять царств: вирусов, бактерий, грибов, растений и животных. Такое положение общепринято, и его разделяет большинство ученых. Но именно большинство, а не все! Например, вирусы, согласно этой классификации, считаются живыми организмами, но они проявляют «живые» свойства, только попадая в живую клетку, а вне ее они – всего лишь набор молекул ДНК или РНК (или даже просто их фрагменты), не выказывающих никакой активности. То есть они признаны представителями упомянутой «размытой полосы».
Ноосфера
Ноосфера, или сфера разума (в переводе с греческого), – это, предположительно, новая, более высокая стадия развития биосферы, или совокупности всех живых организмов нашей планеты. Понятно, что классическое определение живого организма к биосфере не подходит, так как в ней нет ни ДНК, ни РНК. Учение о ноосфере создал советский ученый В. И. Вернадский (1863-1945). В структуре ноосферы и биосферы он выделял несколько разновидностей вещества:
- живое;
- биогенное (то есть происходящее от живого);
- косное (происходящее из неживого);
- биокосное (частично живое, частично неживое, то есть та самая «размытая полоса»);
- радиоактивное;
- атомарно-рассеянное;
- космическое.
Таким образом, мы видим, что в мире однозначного мало, и порой так сразу и не определишь, что относится к живой природе, а что – нет. Без сомнения, по мере развития естественных наук критерии определения «живого» и «неживого» будут меняться. Уже сегодня существует теория, согласно которой вся Земля – единый живой организм. Четкое разделение на живую и неживую природу приемлемо лишь для школьной программы как база, как отправная точка для изучения всего многообразия окружающего нас мира.
Отличать неживую и живую природу детей учат в начальной школе, но наиболее подробно эту тему рассматривают именно в 3-м классе. Зная главные нюансы, дети научатся правильно воспринимать окружающую среду и бережно относиться к объектам планеты.
Чтобы дети научились легко относить любые предметы к нужной сфере, следует объяснить им различия между разными предметами. Чаще всего проблема в определении сущности возникает при рассмотрении неживых объектов, которые часто путают с искусственными предметами, созданными человеком.
Вконтакте
Понятия живой и неживой природы
Под природой понимается окружающая человека среда , которая зародилась и развивается без участия людей. В ней происходит взаимное сосуществование живых и неживых объектов. Живые создания способны дышать, расти, питаться и размножаться, тогда как неживые предметы не обладают такими признаками и практически не меняются.
Природные компоненты - это предметы, которые создаются природой, а не человеком. К живой природе относятся люди, звери, птицы, насекомые, растения, микробы и все, что растет, двигается, питается, развивается, дышит и живет. А к неживой природе относят все остальное.
Если уехать за город и оказаться там, где нет строений и изобретений человека, каждый может заметить, что его окружает множество объектов неживой природы . В стороне можно увидеть струящийся ручей, а вдали - вершины высоких гор. Взглянув вверх, можно лицезреть плывущие по небу облака и ласково пригревающее солнышко.
Эта природа выступает первичной, поскольку именно в ней произошло зарождение жизни на Земле. Все живое использует дары неживой среды и существует за ее счет, а после смерти становится ее частью. Срубленные стволы деревьев, опавшая листва, умершее животное - все это объекты неживой природы.
В рассмотрении темы часто возникают вопросы, к чему относятся такие предметы, как, например, кирпичи, стекло, автомобили, телефоны, дома. Все, что создано, руками человека, является искусственными объектами .
Признаки и особенности объектов
При сравнении неживых организмов с живыми можно сразу сказать, что они не способны дышать, питаться, расти, размножаться и умирать. Например, появившиеся однажды горы всегда будут устремлены своими вершинами в небо. Или планеты со звездами, возникшие миллиарды лет назад и выстроившиеся в определенные системы, так и существуют по сей день.
Объекты этой сферы можно распознать по следующим отличительным признакам:
Классификация
Во всем мире существует большое число предметов неживой природы . Огромное разнообразие объектов изучается специалистами химии, физики, геологии, гидрографии, астрологии и других наук.
Основная классификация объектов включает в себя три основные группы:
У объектов всех трех групп отсутствует потребность в дыхании, питании и размножении, однако многие из них являются жизненно необходимыми для людей, животных и растений.
Взаимосвязь с живыми организмами
Большая часть неживых объектов играет важную роль в жизнедеятельности живых организмов. Живая природа не может существовать без неживой, так как они полностью взаимосвязаны. Самыми важными предметами неживой среды являются:
Объекты неживой и живой природы имеют тесную связь между собой. Люди, животные и растения нуждаются в воздухе, и солнце. Растения могут жить только с почвой, водой, солнечным теплом и светом. А наличие в воде живых объектов - рыб, животных и микроорганизмов - способствует поддержанию ее химического состава. Узнав все эти нюансы, дети поймут, что необходимо беречь и защищать окружающую их среду, чтобы жить в гармонии с миром.
Всё, окружающее нас, - воздух, вода, земля, растения и животные - это природа. Она может быть живой и неживой. Живая природа - это человек, животные, растительный мир, микроорганизмы. То есть это все, что способно дышать, питаться, расти и размножаться. Неживая природа - это камни, горы, вода, воздух, Солнце и Луна. Они могут не изменяться и оставаться в одном и том же состоянии многие тысячелетия. Связи живой и неживой природы существуют. Все они взаимодействуют друг с другом. Ниже схема живой и неживой природы, о которых и пойдет разговор в этой статье.
Взаимосвязь на примере растений
Наш окружающий мир, живая, неживая природа не могут существовать по отдельности друг от друга. Например, растения относятся к объектам живой природы и не могут выживать без солнечного света и воздуха, так как именно из воздуха растения получают для своего существования углекислый газ. Как известно, он в растениях запускает процессы питания. Получают питательные вещества растения из воды, а ветер помогает им размножаться, разнося их семена по земле.
Взаимосвязь на примере животных
Животные также не могут обходиться без воздуха, воды, еды. Например, белка питается орехами, которые растут на дереве. Она может дышать воздухом, она пьет воду и так же, как растения, не может существовать без солнечного тепла и света.
Наглядная схема живой и неживой природы и их взаимосвязь приведены ниже.
Появление неживой природы
На Земле изначально появилась неживая природа. Объекты, относящиеся ней, - это Солнце, Луна, вода, земля, воздух, горы. Со временем горы превратились в почву, а солнечное тепло и энергия позволили первым микробам и микроорганизмам появиться и размножаться сначала в воде, а затем и на земле. На суше они учились жить, дышать, питаться и размножаться.
Свойства неживой природы
Неживая природа появилась вначале, и ее объекты являются первичными.
Свойства, которые характерны для объектов неживой природы:
- Они могут находиться в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном. В твердом состоянии они устойчивы к воздействиям окружающей среды и крепки по своей форме. Например, это земля, камень, гора, лед, песок. В жидком состоянии они могут находиться в неопределенной форме: туман, вода, облако, нефть, капли. Объекты в газообразном состоянии - это воздух и пар.
- Представители неживой природы не питаются, не дышат и не могут размножаться. Они могут менять свой размер, уменьшать или увеличивать его, но при условии, что это происходит при помощи материала из внешней среды. Например, кристалл льда может увеличиться в размере за счет присоединения к нему других кристаллов. Камни могут терять свои частицы и уменьшаться в размерах под воздействием ветров.
- Неживые объекты не могут рождаться, а соответственно, и умирать. Они появляются и никуда уже не исчезают. Например, горы не могут никуда пропасть. Несомненно, что некоторые объекты способны переходить из одного своего состояния в другое, но не могут умереть. Например, вода. Она способна находиться в трех разных состояниях: в твердом (лед), жидком (вода) и в газообразном (пар), но она так и остается существовать.
- Неживые объекты не могут передвигаться самостоятельно, а только при помощи внешних факторов окружающей среды.
Отличия неживой природы от живой
Отличием от живых организмов, признаком неживой природы является то, что они не могут воспроизводить потомство. Но, появляясь в мире однажды, неживые объекты никогда не исчезают и не умирают - кроме случаев, когда под влиянием времени они переходят в другое состояние. Так, камни через какое-то количество времени вполне могут превратиться в пыль, но, изменяя свой вид и свое состояние и даже распадаясь, своего существования не прекращают.
Появление живых организмов
Возникли сразу же после появления объектов живой природы. Ведь природа и объекты живой природы смогли появиться только при определенных благоприятных условиях внешней среды и непосредственно при особом взаимодействии с объектами неживой природы - с водой, с почвой, с воздухом и Солнцем и их сочетанием. Взаимосвязь живой и неживой природы неразрывна.
Жизненный цикл
Все представители живой природы проживают свой цикл жизни.
- Живой организм может питаться и дышать. Связи живой и неживой природы, конечно же, присутствуют. Так, живые организмы способны существовать, дышать и питаться при помощи объектов природы неживой.
- Живые существа и растения могут рождаться и развиваться. Например, растение появляется из маленького семени. Животное или человек появляется и развивается из эмбриона.
- Все живые организмы имеют способность размножаться. В отличие от гор, растения или животные могут бесконечно сменять жизненные циклы и смену поколений.
- Жизненный цикл любого живого существа всегда заканчивается смертью, то есть они переходят в другое состояние и становятся объектами неживой природы. Пример: листья растений или деревьев уже не растут, не дышат и им не нужен воздух. Труп животного в земле предается разложению, его составляющие становятся частью земли, минералами и химическими элементами почвы и воды.
Объекты живой природы
Объектами живой природы являются:
К объектам неживой природы относятся:
- камни;
- водоемы;
- звезды и небесные светила;
- земля;
- горы;
- воздух, ветер;
- химические элементы;
- почва.
Связи живой и неживой природы присутствуют повсюду.
Например, ветер срывает листву с деревьев. Листья - это объект живой природы, а ветер относится к неживым объектам.
Пример
Взаимосвязь живой и неживой природы можно увидеть на примере утки.
Утка - живой организм. Она - объект живой природы. Утка создает свой дом в В этом случае она связана с растительным миром. Пищу утка себе ищет в воде - связь с неживой природой. При помощи ветра она может летать, солнце согревает и дает свой свет, необходимый для жизни. Растения, рыбы и другие организмы являются для нее пищей. Солнечное тепло, солнечный свет и вода помогают жизни ее потомства.
Если в этой цепи убрать хоть одну составляющую, то жизненный цикл утки нарушается.
Все эти взаимосвязи изучает живая, неживая природа. 5 класс в средней общеобразовательной школе по предмету "естествознание" полностью посвящен этой теме.
Компоненты природы — земля, недра, почвы, поверхностные воды, подземные воды, атмосферный воздух, растительный мир, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Оглядитесь по сторонам. Может быть, вы увидите стены, окна, стулья, столы и другие предметы. Возможно, вы увидите какие-нибудь устройства, автомобили или приборы. Может быть, рядом окажутся другие люди, животные или растения. Что из всего этого живое? Скорее всего, вам достаточно одного взгляда, чтобы понять, живое существо или нет. Например, собака живая, а книга нет.
Однако как именно вы узнаете, что живое, а что нет? Большая панда, которую вы видите, — всего лишь картинка, но одного взгляда на настоящую, не нарисованную панду достаточно, чтобы понять, что она живая. А почему?
Все живые существа называются организмами. Мы узнаем, живой это организм или нет, по характерным признакам.
Признаки живого организма:
- Организм растет и в своем развитии проходит определенные этапы, обычно изменяя форму и увеличиваясь.
- Внутри организма идут жизненные процессы, при которых одни химические вещества превращаются в другие.
- Чтобы расти организм нуждается в питательных веществах и в энергии, поддерживающей жизненные процессы.
- Организм размножается, то есть воспроизводит себе подобных.
Представители живой природы: 1. Амеба, 2. Божья коровка, 3. Секвойя, 4. Динозавр
Живые существа бывают самых разных форм и размеров. Некоторые малы, что их можно разглядеть только а микроскоп, например, амебу в капле воды. Других, таких как божья коровка, можно хорошо рассмотреть через простое увеличительное стекло. Такие растения, как секвойя, достигают колоссальных размеров. Животные, подобные динозаврам, жили в доисторические времена и давно с лица земли. Мы, люди тоже относимся к живым существам.
Живая природа
Живая природа — совокупность живых организмов. Главное свойство живой природы — способность нести генетическую информацию, размножаться и передавать наследственные признаки потомству. Живая природа делится на пять царств: вирусы, бактерии, грибы, растения и животные. Живая природа организуется в экосистемы, которая, в свою очередь, составляет биосферу.
Неживая природа
Неживая природа представлена в виде вещества и поля, которые обладают энергией. Она организована в несколько уровней: элементарные частицы,атомы, химические элементы, небесные тела, звёзды, галактика и Вселенная. Вещество может пребывать в одном из нескольких агрегатных состояний (например, газ, жидкость, твёрдое тело, плазма).
На Земле существуют миллионы живых организмов. Некоторые из них гиганты, такие, как голубые киты и красное дерево, другие же — совсем крошечные, такие как насекомые и бактерии. Все они нуждаются в пище и крове, которые получают в естественных условиях.
Данный видеоурок предназначен для самостоятельного изучения темы «Живая и неживая природа». Первоклассникам предстоит познакомиться с украшением нашего мира - природой, которая окружает человечество буквально повсюду. Также учитель даст определение живой и неживой природы.
Урок: Живая и неживая природа
Природа украшает наш мир. С каким удовольствием мы слушаем пение птиц, журчание ручейка, таинственный шепот леса! С каким наслаждением мы любуемся зеркальной гладью рек, величественной громадой гор.
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое.
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туман и роса,
Человек и время года -
Это все вокруг природа.
Рис. 1. ( )
К природе относится все, что нас окружает: солнце, воздух, вода, реки и озера, горы и леса, растения, животные и сам человек. К природе не относится только то, что сделано руками человека: дом, в котором ты живешь, стол, за которым ты сидишь, книга, которую ты читаешь.
Внимательно рассмотрите рисунки и определите, что относится к природе, а что сделано руками человека.
Рис. 2. ( )
Рис. 3. ( )
Рис. 4. ( )
Рис. 5. ( )
Рис. 6. ( )
Рис. 7. ( )
Солнце, дерево и муравей - это природа.
Чайник, самолет, игрушки сделаны руками человека.
Природой называется все то, что нас окружает и не сделано руками человека. Природа делится на живую и неживую. К неживой природе относятся солнце, воздух, вода, горы, камни, песок, небо, звезды. К живой природе относятся растения, животные и грибы.
Рассмотрим признаки живой и неживой природы.
На рисунке 8 и 9 изображены две звезды: морская и космическая.
Рис. 8. ( )
Рис. 9. ( )
Какая из звезд дышит? Морская звезда дышит, а космическая звезда не дышит.
Какая из звезд растет? Морская звезда растет, а космическая не растет.
Какая из звезд питается? Питается морская звезда, космическая не питается.
Какая из звезд дает потомство? Морская звезда дает потомство, космическая не дает потомства.
Может ли морская звезда жить вечно? Нет, она умирает.
Морская звезда относится к живой природе, так как она дышит, растет, питается, дает потомство и умирает.
Космическая звезда относится к неживой природе, потому что она не дышит, не растет, не питается и не дает потомство.
Природа имеет две формы, живую и неживую. Предметы живой природы имеют отличительные признаки:
1. Продолжительность жизни - они растут;
2. питаются;
3. дышат;
4. дают потомство.
Предметы неживой природы таких признаков не имеют.
Рассмотрите картинки и определите, частью живой или неживой природы являются данные предметы.
Рис. 10. ( )
Цыпленок дышит, питается, растет, дает потомство, умирает. Значит, цыпленок относится к живой природе.
Рис. 11. ( )
Камень не дышит, не питается, не растет, не дает потомства, разрушается. Значит, камень относится к неживой природе.
Рис. 12. ( )
Подсолнух растет, питается, дышит, размножается семенами, погибает. Значит, подсолнух относится к живой природе.
Распределите предметы на две группы: живая и неживая природа.
Рис. 13. ( )
Рис. 14. ( )
Рис. 15. ( )
Рис. 16. ( )
Рис. 17. ( )
Рис. 18. ( )
К живой природе относятся мальчик, воробей, дерево, собака.
К неживой природе относятся горы, облака.
Внимательно рассмотрите рисунок и определите, что лишнее.
Рис. 19. ( )
Рис. 20. ( )
Рис. 21. ( )
Лишний — снеговик, он сделан руками человека и не относится к природе. Краб и роза — относятся к живой природе.
Рис. 22. ( )
Рис. 23. ( )
Рис. 24. ( )
Лишняя - лягушка, она относится к живой природе. Радуга и грозовая тучка относятся к неживой природе.
Частью какой природы является человек? Человек растет, питается, дышит, дает потомство, значит, человек - часть живой природы.
Рассмотрите рисунки, какие признаки живой природы на них изображены?
Рис. 25. ( )
Рис. 27. ( )
Рис. 28. ( )
На рисунке 25 изображен рост, на рисунке 26 - питание, на рисунке 27 - дыхание, на рисунке 28 - потомство.
Представим на минутку, что исчезнет неживая природа, а именно солнце, воздух и вода. Смогут ли тогда растения, животные и сам человек существовать? Нет, живая и неживая природа связаны между собой. Давайте рассмотрим примеры таких связей.
1. Без солнечного света и тепла не могут существовать большинство животных, растений и сам человек.
2. Без воды все живое погибает.
3. Все живое дышит воздухом. Воздух должен быть чистым.
Как вы думаете, могли бы люди жить без природы? Конечно, нет, вся наша жизнь связана с природой. Мы дышим воздухом, утоляем жажду водой, человек не может жить без пищи, а пищу нам дают животные и растения.
Природа - наш дом . Человек должен беречь и охранять природу. Природа очень богата, но богатство ее не безгранично. И человек должен пользоваться этими богатствами как разумный и добрый человек. Об этом говорит своим читателям великий русский писатель Михаил Пришвин в рассказе «Кладовая солнца».
Для рыбы нужна чистая вода. Будем охранять наши водоемы.
Рис. 29. ( )
В лесах, степях, горах живут разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.
Рис. 30. ( )
Рыбы - вода, птицы - воздух, звери - лес, степь, горы, а человеку нужна Родина. Любить и охранять природу - значит любить и охранять Родину!
На следующем уроке будет рассмотрена тема «Разнообразие растений». В ходе занятия вы познакомитесь с важной частью природы - растениями.
1. Самкова В.А., Романова Н.И. Окружающий мир 1. М.: Русское слово.
2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир 1. М.: Просвещение.
3. Гин А.А., Фаер С.А., Андржеевская И.Ю. Окружающий мир 1. М.: ВИТА-ПРЕСС.
1. Областной центр информационных технологий ().
2. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().
1. Расскажите, чем отличается живая природа от неживой природы.
2. Приведите примеры живой и неживой природы по своим собственным наблюдениям.
3. А есть ли связь между живой природой и неживой?
4. * Нарисуй два рисунка. На одном рисунке изобрази только предметы живой природы, а на другом - неживой природы.