Общение на тему мебель в старшей группе. Тема: Мебель занятие для детей старшей группы
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Байр»
С.Яшалта Республика Калмыкия
Конспект НОД по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ
Тема «Мебель»
Подготовила: Леванова С.Д., воспитатель первой квалификационной категории.
Программное содержание:
Закрепить понятие “мебель” и назначение каждого из предметов мебели.
Учить подбирать слова описания, составляя рассказ, используя прием эмпатии, развивать описательную, связную речь ребенка.
Учить определять противоречия и выделять положительные и отрицательные стороны объекта.
Развивать логическое, творческое мышление.
Материалы:
Кукла, мяч, кольцо, кукольная мебель, листочки с загадками.
Словарная работа:
Шифоньер, прихожая
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, я вам загадаю загадки, вы их отгадаете, найдете этот предмет у нас в группе и, если ответ правильный, то на предмете – отгадке будет лежать следующая загадка.
Если ты захочешь спать,
В спальне ждет тебя__________
(кровать)
Чтобы ноги отдохнули,
Посиди-ка ты на_________
(стуле)
С пирогами чай попьем
За обеденным
_________ (столом)
Как приятно нашей Тане,
Поваляться на ________
(диване)
Свитер, кофту, теплый шарф
Аккуратно сложим в _________
(шкаф)
Воспитатель: О чем были все загадки?
Дети: О мебели.
Воспитатель: Сегодня, мы с вами поговорим о предметах мебели, а поможет нам в этом кукла Наташа. Мы пойдем к ней в гости на новоселье.
(На столе расставлена мебель).
Воспитатель: Посмотрите и назовите, какие комнаты есть в квартире у Наташи?
Воспитатель: Вспомните, ребята, какие комнаты есть у вас в квартире?
- Для чего нужен зал, кухня, спальня, прихожая, детская комната?
- По каким признакам, можно определить какая это комната?
Дети: По мебели.
Воспитатель: Назовите, какая мебель нужна для гостиной, кухни, прихожей? Давайте поможем расставить кукле мебель.
Воспитатель: Ребята, сейчас я предлагаю вам поиграть в игру “Колечко”, я буду называть предмет мебели, а вы, у кого в руках окажется колечко, должны назвать, для чего нужен этот предмет мебели, (для чего нужен диван, шкаф, стол, стул, тумбочка и т.д.)
Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Складушки-вычиталки» (с мячом)
стол + обед = обеденный стол
стол + журнал = журнальный стол
шкаф + книги = книжный шкаф
шкаф + одежда = шифоньер
шкаф + посуда = шкаф для посуды
Воспитатель: Из какого материала сделана мебель? (из дерева)
Воспитатель: Давайте мы с вами заготовим материал для новой мебели.
Физминутка «Пилильщики»
Запилила пила, (дети стоят парами, одна нога выставлены вперед)
Зажужжала как пчела, (руки скрещены в запястьях)
Отпилила кусок, (выполняют руками движения, имитирующие
Наскочила на сучок, процесс напиливания дров)
Лопнула и встала - (броском отпускают руки вниз)
Начинай сначала. (меняются местами)
Воспитатель: Ребята, а сейчас, мы с вами поговорим о шкафе. Пройдем по ступенькам и многое узнаем.
I ступень:
- Название объекта.
(Шкаф)
- Из каких частей состоит шкаф?
- К чему относится?
(К мебели)
II cтупень:
- Какой шкаф по величине?
(Большой)
- Какой по форме?
(Квадратный)
- Какой по цвету?
- Из чего сделан шкаф?
III ступень:
Рассматривается с точки зрения игры “Хорошо – плохо”
- Шкаф большой – это хорошо – почему?
- Шкаф большой – это плохо– почему?
- Шкаф квадратный– это хорошо – почему?
- Шкаф квадратный– это плохо– почему? и т.д.
IV ступень:
Прием эмпатия (вживание в образ) «Я – шкаф»
Воспитатель: Ребята, теперь прилягте на пол, закройте глаза и представьте, что вы шкафы. Подумайте и расскажите, какой вы шкаф. Эти рассказы мы подарим кукле Наташе.
Миша: Я – новый шкаф. Я сделан из резины. Когда игрушки складывают, я растягиваюсь и помещается много игрушек.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Мебель
Цели: закрепить знание названий мебели, её отдельных частей и обобщающее слово «мебель»; расширить знания о назначении мебели, о различных её видах; учить пониманию предлогов в сочетании с названиями мебели; развивать логическое мышление; слуховое внимание и координацию движений; учить согласовывать числительные от одного до пяти с существительными.
О б о р у д о в а н и е : предметные картинки, мяч, маска лисы.
Р е ч е в о йм а т е р и а л : шкаф, стол, кровать, полка, тумбочка, стул, кресло, диван, мебель, письменный, обеденный, кухонный, журнальный и др.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Введение в тему.
З а г а д к а:
· С ногами, а без рук, с сиденьем, а без живота, со спинкой, а без головы. (Стул.)
Рассматривание картинок мебели.
– Как назвать эти предметы одним словом?
3. Рассматривание различной мебели на картинках:
а) разные виды столов (круглый, квадратный, овальный, прямоугольный, письменный, кухонный, обеденный, журнальный);
б) шкафы (книжный, платяной, для посуды);
в) большие и маленькие стулья, табуреты.
4. Беседа «Для чего нужна мебель?».
– Для чего нужен письменный стол? Обеденный?
– Что делают за столом?
– Какая мебель нужна для кухни? Спальни?
– Сколько ножек у стола?
– Из чего сделан стол?
– Чем отличается стул от табурета? Кресла?
5. Закрепление знания названий мебели.
– Назвать части мебели.
И г р а «Веселые зайчики».
Выбирается водящий – «лиса», все остальные дети – «зайчики». Педагог произносит разные гласные звуки, зайчики в это время весело прыгают на поляне, лиса их не трогает. А как только педагог произнесет заданный звук, например [о], лиса начинает ловить зайчиков. Игра повторяется несколько раз.
6. Выполнение действий.
– Положи мяч: на стул, под стул, за стул, около стула, между стульями, перед стулом, подними мяч над стулом.
7. Логические упражнения.
Маша сидит на стуле. Маша будет есть. Куда надо поставить стул?
Оля маленькая. У неё маленький стол. Она села на большой стул. Оле плохо сидеть, неудобно. Почему?
8. Игра «Веселый счет» (пересчет предметов мебели от одного до пяти ).
9. Итог занятия.
ФОРМИРОВАНИЕ
ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.
Словообразование
Мебель
Цель: учить образовывать и правильно употреблять в речи относительные прилагательные.
О б о р у д о в а н и е : разные виды материалов, различные предметы, мяч.
Р е ч е в о йм а т е р и а л: бумажный, стеклянный, деревянный, каменный, пластмассовый.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Игра «Чудесный мешочек» (определить на ощупь разные виды материалов – бумага, стекло, дерево, камень, пластмасса, кожа, мех и др.).
3. Демонстрация предметов, сделанных из разных материалов.
Педагог выставляет предметы, сделанные из разных материалов.
– Это бумага. Шарик, сделанный из бумаги, – бумажный.
– Это дерево. Шарик – деревянный.
– Это стекло. Шарик – стеклянный.
– Это пластмасса. Шарик – пластмассовый.
– То же самое можно сказать про кубик.
4. «Экскурсия в магазин».
Детям раздаются образцы материалов, и они «покупают» предметы, ориентируясь на свой материал.
5. Игра.
Дети «садятся в поезд и отправляются в путешествие».
1-я остановка – «Стеклянная». Дети ищут только стеклянные предметы.
2-я остановка – «Бумажная».
3-я остановка – «Деревянная».
4-я остановка – «Пластмассовая».
Физкультминутка
6. Игра с мячом.
Педагог бросает мяч, называет предмет, сделанный из любого материала. Ребенок, возвращая мяч, называет другой предмет, сделанный из этого же материала. Например: бумажный змей – бумажный домик и т. д.
7. Итог занятия.
ОБУЧЕНИЕ РАССКАЗЫВАНИЮ
Мебель
Цели: закрепить обобщающее слово «мебель»; учить детей составлять описательные рассказы.
О б о р у д о в а н и е : предметные картинки, сюжетная картина «Семья», предметы мебели.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Закрепление обобщающего слова «мебель».
Педагог предлагает назвать предметы, изображенные на картинках.
– Как назвать все это одним словом?
3. Беседа по сюжетной картине «Семья».
– Где стоит мебель?
– Для чего нужен стул?
– На чем ещё можно сидеть?
– На чем спят?
– На чем ещё можно спать?
– Из чего сделана мебель?
– Значит, она какая?
4. Составление рассказа по плану-схеме.
– Что это?
– К какой группе относится? (К мебели.)
– Из чего сделан предмет?
– Какого цвета, формы, величины?
– Его части?
– Для чего нужен?
– Где можно приобрести?
О б р а з е ц. Это стол. Стол – это мебель. Стол квадратный, коричневый. У стола четыре ножки и крышка. Стол нужен в быту. За этим столом обедают. Стол – обеденный. Делают столы на мебельной фабрике. Купить его можно в мебельном магазине.
5. Составление рассказов детьми.
6. Итог занятия.
Итоговое мероприятие:
пятница
Мукаева Мария Валерьевна
День неделиРежим
Интеграция образовате - льных областей
Групповая,
подгрупповая
Индивидуальная
Понедельник
Утро:
Физическое развитие
Утренняя гимнастика.
Рассматривание картинок на тему «Мебель», «Где жил первобытный человек»
Беседа «Какое бывает жилище человека?»
Загадывание загадок о мебели.
С/р игра «Мебельный магазин»
Д/и «Что лишнее?» (мебель кухонная, гостинная) индивидуальная работа с Кириллом, Аней, Дашей.
, д/и «Собери картинку»
Ситуативный разговор «Как нужно пользоваться детской мебелью?»
Выкладывание книг на тему «Мебель», иллюстраций на тему «Мебель, жилище человека»,
Развешивание картинок мебели.
Помощь родителей в распечатке раскрасок на тему «Мебель»
Речевое развитие
Художетсвенно-эстетическое развитие
1. Чтение художественной литературы Тема: Знакомство с произведением С.Маршака «Откуда стол пришел?».Цель: создание условий для знакомства детей с произведением С.Маршака «Откуда стол пришел?» (интернет).
. Рисование .Тема: Нарисуй свою комнату. Цель: создание соц.ситуации развития детей в процессе продуктивной деятельности по теме «Нарисуй свою комнату» (интернет).
Музыка (по плану муз.руководителя)
Прогулка:
Физическое развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Художетсвенно-эстетическое развитие
Прогулка № 55. (см.«Организация деятельности детей на прогулке» Т.Г. Кобзева, с.85). Д/и «Наоборот», Подв.хак.игра «Заячья тропа»
Индивидуальная работа по развитию движений с Машей,Максимом, Захаром, Ариной.
Закрепление умений бросать мяч друг другу.
Закреплять навыки к.г.н. в процессе еды.
Есть аккуратно
Пользоваться столовыми приборами
Пользоваться салфетками
Внесение дидактических игр, иллюстрационного материала по теме «Мебель»
С/р игра «За покупками в магазин»
работа перед сном
Чтение О.Альфаро «Козлик-герой» (Х от 2 до 4., стр. 229)
Вечер:
Чтение хак.н.с. «Ленивый мальчик и синичка». Настольно-печатная игра «Что пепрепутал художник?»
Д/и «Найди по описанию» (мебель для спальни) индивидуальная работа с Катей, Пашей, Алиной, Машей.
Ситуативный разговор «Можно ли обижать девочек?».
Выкладывание цветной бумаги, картона, пластилина для творческой деятельности детей.
Прогулка
Игры с выносным материалом (лопатки для снега, игрушки, мячи, скакалки).П/и: «Медведь и пчелы», Н.Нищева с.27 «Поезд»
ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю с 07.11.2015 по 11.11.2016)
Тема: «Мебель, жилище человека»
Итоговое мероприятие: Выствка мебели «Гостиная для кукол»
Дата проведения итогового мероприятия: пятница
Ответственный за проведение итогового мероприятия: Мукаева Мария Валерьевна
День неделиРежим
Интеграция образовате - льных областей
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)
Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами
Групповая,
подгрупповая
Индивидуальная
Образовательная деятельность в режимных моментах
Вторник
Утро:
Физическое развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Художетсвенно-эстетическое развитие
Утренняя гимнастика.
Беседа «Как строят дома?»
Д/и «Угадай по описанию»
С/р игра: «Я - столяр»
Д/и «Где звенит колокольчик?» (ориентировка в пространстве) индивидуальная работа с Димой, Максимом, Макаром, Аней.
Ситуативный разговор «Почему нужно быть добрым?»
Вспомнить с детьми загадки о мебели.
Пополнение художественно-творческого уголка рисунками детей «Моя кроватка»;
Самостоятельная деятельность детей в центре активности.
Индивидуальные консультации для родителей по интересующим их вопросам.
Приглашение родителей на утренник
Информирование родителей о создании выствки мебели «Гостиная для кукол»
Непосредственно образовательная деятельность
Познавательное развитие
Физическое развитие
1.Познание. ФЭМП. Занятие № 8 (см. «Математика для детей 5-6 лет» Е.В.Колесникова, с.36)
Цель: создание условий для закрепления знаний детей состава чисел 4,5, 6, закреплять порядковый счет в пред.6, о знаках сравнения, о геометрических фигурах, сравнивать предметы по величине, устанавливать соответствие между кол-вом предметов и числом.
2. Физическое развитие. (по плану физ.инструктора)
Прогулка:
Физическое развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Художетсвенно-эстетическое развитие
Прогулка № 6. Наблюдение за небом (см. «Организация деятельности детей на прогулке» Т.Г. Кобзева, с.86)
П/и «Повар», д/и «Хлопки»
Индивидуальная работа по развитию движений с Машей, Дашей, Кириллом.Закреплять навыки прыжков через два предмета.
Ситуативный разговор
«Где мои вещи?»
(воспитание к.г.н. в процессе раздевания с прогулки)
Создание оборудования комнаты для куклы. (рассматривание сюжетных картинок по теме «Мебель для комнаты».
работа перед сном
Чтение «Когда я взрослым стану» В.Лунин (Х., стр.165)
Вечер:
Гимнастика пробуждения. Закаливающие процедуры
(ходьба по ребристой дорожке)
Клубный час «Здоровейка»
Чтение хак.нар.сказка «Почему замолчали камни?»
Инд.работа с Машей Пестуновой-зарядка для глаз , д/и «Лото»
Повторение стихотворения А.Плещеева «Осенняя песенка»Х. с.97
Психогимнастика «Большой и маленький стул».
Ситуативный разговор «Почему нужно беречь мебель?».
Игры с любимыми игрушками.
Игры в центре художественного творчества.
Прогулка
Подвижная игра «Самолеты», свободная деятельность детей на улице.Игры с выносным материалом (мячи, скакалки.).
ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю с 07.11.2015 по 11.11.2016)
Тема: «Мебель, жилище человека»
Итоговое мероприятие: Выствка мебели «Гостиная для кукол»
Дата проведения итогового мероприятия: пятница
Ответственный за проведение итогового мероприятия: Мукаева Мария Валерьевна
День неделиРежим
Интеграция образовате - льных областей
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)
Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами
Групповая,
подгрупповая
Индивидуальная
Образовательная деятельность в режимных моментах
Среда
Утро:
Физическое развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Художетсвенно-эстетическое развитие
Утренняя гимнастика.
Беседа «Тонет- не тонет»
Беседа «Что нужно для строительства дома?»
Д/и «Доскажи словечко»
Пальчиковая гимнастика
Индивидуальная работа с Ариной, Ярославом- Д/и «Угадай по тени мебель»
Ситуативный разговор «Почему быть вежливым хорошо?» (закреплять правила поведения в детском саду)
Подготовка к созданию книги загадок «Обувной магазин» (изготовление из бумаги детской обуви)
Внесение атрибутов для с/р игр и д/игр.
Выкладывание раскрасок «Демисезонная обувь»
Консультации для родителей по интересующим их вопросам.
Приглашение родителей на утренник
Непосредственно образовательная деятельность
Физическое развитие
Художетсвенно-эстетическое развитие
1. Познание ФКЦМ . Тема: Отгадай ткань на ощупь. Цель: создание условий для расширения представлений детей об одежде, материалах, из которых она сделана, о видах ткани. (Ознакомление с предметным и социальным окружением. О.В. Дыбина, с. 31)
2. Речевое развитие . Тема: Обучение рассказыванию на тему «Моя комната». (Интернет). Цель: создание условий для умения детей составлять рассказ на тему «Моя комната», упражнять в согласовании прилагательных с существительными.
3. Художественно-эстетическое развитие Музыка (по плану муз.руководителя)
Прогулка:
Физическое развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Художетсвенно-эстетическое развитие
Прогулка № 7. Наблюдение за тучами
(см. «Организация деятельности детей на прогулке» Т.Г. Кобзева, с.87)
П/и «Пустое место», д/и «Сколько предметов»
Игры с мячом (Вероника, Алина, Даша): «Кто дальше бросит?
Ситуативный разговор «Как мальчики поссорились»
Вынос атрибутов на участок для сюжетно ролевых игр.
работа перед сном
Чтение «Сказка про Комара Комаровича-длинный нос» Д. Мамин-Сибиряк (Х. с.59)
Вечер:
Гимнастика пробуждения. Закаливающие процедуры
(ходьба по ребристой дорожке)
Чтение р.н.с. «Лисичка-сестричка и серый волк»Х. с.30
Раскраски «Обуем принцессу на бал», Настольно-печатные игры
Д/и «Чудесный мешочек»-закреплять с Захаром,Макаром, Маликой форму и цвет обуви.
Беседа «Я умею обуваться»
Закреплять знания детей о правильном ношении обуви и умении обуваться.
Игры детей в уголке с игрушками, выкладывание горохом на пласт.основе «Сапожок»
Прогулка
Беседа о сравнении времени суток утро, вечер,день. Игры с выносным материалом (мячи, скакалка, мелки).П/и «Цветные автомобили», «Найди свою пару»
ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю с 07.11.2015 по 11.11.2016)
Тема: «Мебель, жилище человека»
Итоговое мероприятие: Выствка мебели «Гостиная для кукол»
Дата проведения итогового мероприятия: пятница
Ответственный за проведение итогового мероприятия: Мукаева Мария Валерьевна
День неделиРежим
Интеграция образовате - льных областей
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)
Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами
Групповая,
подгрупповая
Индивидуальная
Образовательная деятельность в режимных моментах
Четверг
Утро:
Физическое развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Художетсвенно-эстетическое развитие
Утренняя гимнастика.
Беседа «Мебель в нашей группе».
Д/и «Найди по описанию» (закреплять знания детей о мебели и ее предназначении)
Игра «Найди такую же» (мебель для отдыха)
Индивидуальная работа с Катей, Машей, Димой Д/и «Тонет-не тонет»(опыт с деревом, пластмассой.)
Индивидуальная работа с Машей Пестуновой (зарядка для глаз)
Ситуативный разговор «Для кого какая мебель?»(закреплять знания детей о мебели, ее предназначении).
Самостоятельная деятельность детей в центрах активности.
Вместе с детьми создать из бросового материала различные макеты мебели для комнаты куклы.
Индивидуальные консультации для родителей о безопасной мебели для детей.
Непосредственно образовательная деятельность
Познавательное развитие
Художетсвенно-эстетическое развитие
1.Познание Познавательно-исследовательская деятельность. Тема: Свойства дерева, металла «Тонет- не тонет»
Цель:создать условия для опытов с детьми по изучению свойств дерева, металла в игровой форме (интернет).
2. Художественно-эстетическое развитие Лепка: «Мебель в моем доме» (интернет)
Цель: создать условия для развити у детей представлений о частях мебели, уметь спомощью приемов лепки изобразить предмет мебели, используя два цвета пластилина.
3. Физическое развитие. Физическая культура на прогулке . (Комплекс №11. «Одоровительная гмнастика» Л.И. Пензулаева, стр. 71) Цель: создание условий для физического развития детей.
Прогулка:
Физическое развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Художетсвенно-эстетическое развитие
Прогулка № 8. Наблюдение за тучами
(см. «Организация деятельности детей на прогулке» Т.Г. Кобзева, с.88). П/и «Лягушки», д/и «Кто ты»
Индивидуальная работа по развитию движений с Алиной,Катей, Максимом, Пашей, Ромой, Кириллом. «Чье звено скорее соберется?»
Правила безопасного поведения на участке детского сада.
Игры с выносным материалом.
работа перед сном
Чтение р.н.с. «Волк и семеро козлят»
Вечер:
Гимнастика пробуждения. Закаливающие процедуры
(ходьба по ребристой дорожке)
Клубный час (кружок «Читайка»)
Чтение хак.н.с. «Жена охотника».
Повторение загадок о мебели с Кириллом, Сеней,Викой,Максимом
Д/и «Отгадай мебель по описанию»
Аппликация «Моя комната»
Подготовка вместе с детьми к созданию комнаты для куклы.
Прогулка
«Игры с выносным материалом (мячи, скакалка, ведерки, совки, грабли). П/и: «Ловишки», «Коршун и цыплята»»
Сюжетно-ролевые игры по желанию детей.
ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю с 07.11.2015 по 11.11.2016)
Тема: «Мебель, жилище человека»
Итоговое мероприятие: Выствка мебели «Гостиная для кукол»
Дата проведения итогового мероприятия: пятница
Ответственный за проведение итогового мероприятия: Мукаева Мария Валерьевна
День неделиРежим
Интеграция образовате - льных областей
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)
Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами
Групповая,
подгрупповая
Индивидуальная
Образовательная деятельность в режимных моментах
Пятница
Утро:
Физическое развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Художетсвенно-эстетическое развитие
Утренняя гимнастика.
Беседа о правильном отношении и уходе за мебелью.
Д/и «Чудесный мешочек»(закрепление материала из которого сделана мебель)
Утренник «Золотая осень»
Индивидуальная работа с Катей, Ариной, Дашей- Д/и «Из чего сделано?»(закрепление материала из которого сделана мебель)
Индивидуальная работа с Машей Пестуновой (зарядка для глаз)
Ситуативный разговор «Почему после игы нужно убрать за собой игрушки?»
Развивать умение здороваться при входе взрослых к нам в группу.
Создание оборудования из различного материала комнаты для куклы.
Выствка мебели «Гостиная для кукол»
Создание и выставка оборудования комнаты для куклы.
Консультации для родителе по интересующим их вопросам.
Выставка мебели «Гостиная для кукол»
Непосредственно образовательная деятельность
Художетсвенно-эстетическое развитиеФизическое развитие
1. Художественно-эстетическое развитие Рисование «Комната для Мишки» (интернет) Цель: создание соц.ситуации развития детей в процессе продуктивной деятельности по теме «Комната для Мишки».
2. Физическое развитие Физическая культура в помещении (по плану физ.инструктора)
3. Речевое развитие Хакасский язык . Тема: «Знакомство с жилищем хакасов-юртой.» Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе знакомства детей с жилищем хакасов-юртой (интернет).
Прогулка:
Физическое развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Художетсвенно-эстетическое развитие
Прогулка № 9. Наблюдение за деревьями
(см. «Организация деятельности детей на прогулке» Т.Г. Кобзева, с.89)
П/и «Пустое место», д/и «Похож – не похож»
Игры со скакалкой (Дима, Маша, Алина, Алиса)
Напомнить детям о культуре поведения в детском саду.
Игры с выносным материалом.
Самостоятельная деятельность на прогулке.
работа перед сном
Чтение М.Горького «Про Иванушку-дурачка» Х. с.51
Вечер:
Гимнастика пробуждения. Закаливающие процедуры
(ходьба по ребристой дорожке)
Чтение хак.н.с. «Лиса и лев» (беседа о прочитанном)
Раскраски «Хакасская одежда». Настольно-печатные игры, пазлы, конструктор
с Катей, Ярославом, Тимофеем
С/р игра «Магазин мебели»
Пополнение игровой зоны настольно-печатными играми на тему «Мебель» (шнуровки, д/игры, раскраски, трафареты)
Прогулка
Подвижная игра «Найди, где спрятано», свободная деятельность детей на улице.Игры с выносным материалом (мячи, скакалка, мелки).
Тема: «Мебель»Расширять и закреплять знания детей о мебели, активизировать в речи детей слова, обозначающие название мебели, ее составных частей, материал, из которого она сделана. Совершенствовать грамматический строй речи, упражнять в образовании существительных множ. числа, в согласовании существительных с прилагательными в роде, числе и падеже, согласовании сущ. с числительными. Развивать мышление, память и внимание.
Ход:
Упражнение « 4-й лишний»:
Я буду называть предметы, а вы должны отгадать какой лишний?
Тапки, кроссовки, табурет, туфли.
Шапка, кровать, шляпа, косынка.
Платье, пальто, шкаф, брюки.
Дуб, береза, сосна, кресло (изображение лишнего предмета выставить на доску)
Как можно назвать все эти предметы, одним словом? (Мебель)
Рассказ воспитателя, показ иллюстраций:
В: Давным-давно, когда не было ни деревень, ни городов, люди жили в пещерах. Спасаясь от дождя и холода, они разжигали костры и грелись у огня. Как вы думаете, на чем отдыхали люди?
Д: На полу, на земле, на камнях
В: Представьте, что вы сейчас в пещере, устали и решили отдохнуть: садитесь, ложитесь, как вам удобно. Что вы чувствуете?
Д: Жестко лежать на полу, ноги устают сидеть на корточках, спине неудобно.
В: Вот и древним людям было неудобно, полы были влажными, холодными, жесткими, камни острыми. Если долго лежать на холодном, что будет?
Д: Можно замёрзнуть, простудиться, заболеть.
В: И вот однажды, охотники, возвращаясь с добычей, сели отдохнуть на упавшее дерево. Представьте, что вы в лесу, садитесь на дерево. Удобно? Лучше, чем на земле?
Д: Лучше, потому что дерево не сырое, не холодное, но все равно неудобно, дерево качается, катается, занозу можно посадить.
В: Вот тогда-то человек задумался, может быть ему сделать мебель? И выбрал для изготовления мебели дерево, потому что оно приятное на ощупь и хорошо поддается обработке.
Основная часть:
Ребята, давайте назовём какие части имеет различная мебель (стенка, ручка, подлокотник, сиденье и т.д.)
А какие виды мебели вы знаете? Например, для кухни какую мебель нужно покупать? А для гостиной, спальни? (Дать понятие гарнитур).
Упражнение «Подбери признак» Согласование существительных с прилагательным в роде, числе и падеже.
Табурет (какой?) - удобный
Кресло (какое?)- мягкое, удобное
Шкаф (какой?)- высокий
Кровать (какая?)- широкая, мягкая
Упражнение «Из чего изготавливают мебель?»
Мы с Вами отправляемся в магазин, где продают мебель. Как называется этот магазин? (Мебельный) В мебельном магазине продается мебель, которую изготавливают из разных материалов.
Из дерева – какая? (деревянная)
Из пластмассы- какая? (пластмассовая)
Обивка из кожи- какая? (кожаная)
Из стекла- какая? (стеклянная)
Из соломы- какая? (соломенная)
Из металла- какая? (металлическая)
Из ротанга- какая? (ротанговая?)
А что такое ротанг? (Ротанг - это лиана, которая растет в жарких странах, из нее плетут мебель)
Что можно делать с мебелью? (собирать, покупать, привозить, расставлять, ремонтировать).
Образование существительных ед. и мн. В разных падежах:
Р.п.- чего нет? (нет стула), много чего? (много стульев);
Д.п.- к чему? (подойти к дивану;
Т.п.- на чём? (сижу на стуле, лежит на диване)
Упражнение «Скажи ласково»
Диван – диванчик, кровать – кроваточка и т.д. А теперь – увеличим: диван – диванище; кресло – креслище и т.д.
Пальчиковая игра «Мебель»
Это стул - на нем сидят (левая ладонь в кулачке прижимается к правой, вытянутой пальцами вверх).
Это стол - за ним сидят (левая в кулачке, правая открытая ладошка лежит сверху)
Вот кровать – на ней лежат (руки согнутые в локтях перед грудью лежат одна на другой)
В шкаф мы вещи убираем (имитация складывания вещей)
На прогулку все шагаем (пальчики обеих рук шагают по коленкам)
Игра «Два и пять»
С помощью этой игры вы научите ребёнка образовывать словосочетания из существительных с числительными два и пять по образцу. Взрослый бросает ребёнку мяч, и произносит словосочетание с числительным два, а ребёнок, поймав мяч, возвращает его и говорит словосочетание с тем же существительным, но с числительным: два стула пять стульев, два шкафа пять шкафов и т.д.
Составление загадок – описаний по плану:
Что это?
Какое?
Из чего сделано?
Какие детали?
Как использовать?
Итог
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА "МЕБЕЛЬ".ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ПРЕДМЕТЫ: мебель, стул, стол, мойка, сушка, диван, кресло, софа, трюмо, зеркало, кровать, табурет, шкаф, гладильная доска, пыль, картины, вешалка, комната, магазин мебели, полка, кухня, прихожая, ножка, спинка, сиденье, двери, столяр, плотник, подлокотники.
ДЕЙСТВИЯ: стоит, двигать (пере, ото, с), сидит, идёт, ронять, поднимать, вытирать, грузить, разгружать, нести, подметать, держать, бросать, открывать, закрывать, ломать, строить, мастерить, сорить, смотреть, покупать, положить, класть, пилить, строгать, ремонтировать, вешать, убирать, ухаживать, беречь.
ПРИЗНАКИ: деревянный, высокий, низкий, длинный, гладкий, короткий, широкий, узкий, большой, маленький, белый, чёрный, мягкий, твёрдый, жёсткий, светлый, тёмный, обеденный, кухонный, спальный, детская, игрушечная, круглый, квадратный, прямоугольный, стеклянный, металлический.
ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ПОДБИРАТЬ ПРИЗНАКИ:
Стол (какой?) – круглый, обеденный, журнальный, праздничный, накрытый, широкий, письменный…
Кресло (какое?) – мягкое, широкое, удобное, тёплое…
Комната (какая?) – большая, светлая, уютная, детская, солнечная, прямоугольная…
Диван (какой?)…
Зеркало (какое?)…
Kухня (какая?)…
СОГЛАСОВЫВАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ С ЧИСЛИТЕЛЬНЫМИ:
Одно кресло, два кресла, пять кресел.
Одна кровать, две кровати, пять кроватей.
Один стул, два стула, пять стульев.
Одно зеркало, два зеркала, пять зеркал.
ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО:
Это трюмо, нет трюмо, взять с трюмо, поставить на трюмо.
Это стол, нет стола, поставить на стол.
Это кресло, нет кресла, сесть в кресло.
СРАВНИВАТЬ ПРЕДМЕТЫ:
Диван – стол.
Табурет – стул (кресло).
Шкаф – тумба (полка).
Уважаемые родители!
Рассмотрите с детьми мебель, которая есть у вас дома, побеседуйте о её назначении, о материалах, из которых она сделана.
Помогите ребенку составить рассказ - описание о любом из предметов мебели по образцу. Например:
"Это шкаф. Он большой, деревянный, коричневый. У него две дверцы, четыре ножки. Внутри у него есть полки и вешалки. В него вешают одежду и кладут бельё".
Предложите ребенку ответить на вопросы:
Где хранят одежду? - Одежду хранят в шкафу.
Где люди обедают? - ... .
На чем ты сидишь? - ... .
На чем спит бабушка? - ... .
Где отдыхает дедушка? - ... .
Поиграйте с ребёнком в игру с мячом "Без чего?" для отработки у него умения образовывать форму родительного падежа существительных. Например:
Если у стола нет ножки... - Стол без ножки.
Если у кровати нет спинки... - кровать без спинки.
Если у стула нет сиденья... - стул без сиденья.
Если у шкафа нет дверцы... - шкаф без дверцы.
Если у буфета нет полки... - буфет без полки.
Потренируйте ребёнка в передаче ритмического исунка слов. Предложите вместе прохлопать слова крес-ло, кро-вать, ди-ван, стол, стул, шкаф, ко-мод, бу-фет.