Кафедральный собор святого иакова в бильбао. Сантьяго-де-Компостела — Испанская Мекка
В городе Сантьяго-де-Компостелла («поле звезды») на том самом месте, где было обнаружено захоронение одного из учеников Христа, сейчас находится собор. Строительство его началось в 1211 году и продолжалось еще 400 лет. К моменту окончания работ собор приобрел черты стиля барокко. Собор Святого Иакова - это не только великий памятник архитектуры, он до сих пор остается христианской святыней, к которой ежегодно совершают паломничества более тысячи верующих со всего света.
В Соборе хранятся мощи святого Иакова. Как они попали в , остается загадкой. Легенда гласит, что тело Иакова было брошено в лодку, которая, долго скитаясь по волнам, приплыла в Галисию, в верховья бухты Виго, и остановилась невдалеке от места, где сегодня находится современная Компостелла.
Будучи захороненными, мощи Иакова 800 лет не привлекали к себе внимания; но вот настал день, когда епископ Ивийский Теодомир увидел на небосводе чудесную звезду, которая освещала часть поля невдалеке от того места, где лежали останки Иакова. Теодомир раскопал освещенную звездой землю и обнаружил мраморную плиту, которая была надгробием, хранившим мощи великомученика.
Произошло это в 835 году. Весть о найденных мощах Иакова быстро облетела весь христианский мир. Вскоре сюда прибыл король Альфонсо II, приказавший возвести над гробом часовню.
Через несколько лет часовня была перестроена в базилику и богато украшена. Однако, вторжение мавров (арабов) на долгое время прервало связь христиан со святыней. В 997 году мавры во главе с Альманзором вторглись в северо-западную часть Испании, захватив Галисию. Христианская армия была разбита, жители городов бежали в соседнюю Астурию. Сантьяго достался Альманзору без кровопролития. Осмотрев базилику, он велел ее разобрать. Ценности и колокола пленные христиане на руках несли в Кордову - столицу халифата. Однако разрушение этим и завершилось. Неизвестно почему, но сам гроб с мощами Иакова владыка мусульман велел не трогать. Своим зодчим он приказал возвести вокруг могилы резную каменную ограду, а военным охранять святыню от посягательств. Ограда гробницы сохранности сохранилась до наших дней.
Галисия освободилась от засилья мавров в середине XI века. Тогда же началось строительство нового храма на месте разрушенного. В 1082 году, при короле Альфонсо VI, над местом захоронения Иакова начинают возводить кафедральный собор. Именно это сооружение видят сегодня перед собой все паломники, идущие в город.
Особенности:
К Собору Святого Иакова ведет дорога, протяжённостью около 800 километров. Весь этот путь нужно пройти пешком, проехать на велосипеде или на лошади. Езда на автомобилях здесь запрещена. Такова традиция. С XII века, вдоль «дороги» выросли десятки и сотни церквей, монастырей, убежищ для паломников, придорожных крестов и других памятных знаков. На въезде в город возвышается огромная бронзовая фигура паломника, широко раскинувшего руки. В одной из них он держит широкополую шляпу, в другой - посох, неотъемлемые атрибуты странника.
Хотя Собор Святого Иакова меньше размерами, чем некоторые другие соборы (например, или Страсбургский), он выглядит довольно внушительным.
Собор построен в форме креста. Его длина 75 метров, ширина - 57. В храме 25 часовен. За богато украшенным алтарем находится постамент, окруженный резной каменной оградой. Это та самая ограда, которая была построена по приказу правоверного халифа Альманзора. На постаменте возвышается искусно вырезанная из дерева фигура Святого Иакова на троне. Плечи его покрывает пелерина, сотканная из серебряных и золотых нитей. К фигуре Иакова ведут две лестницы. Поднявшись на постамент, каждый желающий может прикоснуться к статуе рукой и поцеловать ее в плечо. Верующие в этот момент просят святого о заступничестве.
Конечно, главной целью паломников является преклонение перед мощами святого Иакова. Хотя здесь еще немало достопримечательностей: например, здесь хранится шип из тернового венца, который был на Иисусе Христе.
В наше время паломничество в Компостелла приравнивается по значимости к хождению в Иерусалим. Множество верующих устремляется в испанский город, где хранятся святые мощи. В сегодняшнем Сантьяго все приготовлено для туристов и пилигримов - рядом с Собором множество гостиниц, недорогих ресторанчиков, больших кафетериев и автостоянок.
Архитектурный силуэт Старой Риги невозможно представить без шпиля церкви Екаба. Именно так в просторечье называют главный католический храм Латвии – Собор святого Якова.
Главная католическая церковь
В облике этого красивейшего памятника кирпичного искусства гармонично сочетаются готические черты и элементы романтического стиля. 80-метровая башня, возведенная в конце 18 века, является единственной подлинной готической башней в городе. Она никогда не перестраивалась. Уникальным считался также алтарь храма, разобранный и перестроенный за ветхостью в 1902 году. Он был одним из самых ранних барочных алтарей.
Если снаружи архитектура постройки сравнительно однородна, то внутри налицо смешение стилей, как отголосков разных эпох. Церковь Екаба меньше двух других соборов – и . Те строились для епископа и горожан. А собор св. Якова – для жителей предместья. На входе надпись: «Пою для Вечного и Милосердного Бога».
Храм сильно пострадал в годы Реформации и от прежнего убранства остались только часть росписи на хорах и деревянная скульптура Распятие Триумфа. Кафедра храма выполнена в стиле ампир из дерева редких пород.
История возникновения
Церковь построена в 1225 году за пределами городских фортификаций. В те времена нужно было подняться по ступеням, чтобы попасть внутрь. Сейчас же, наоборот, нужно спуститься. За восемь сотен лет город поднялся над землей на несколько метров. Виной всему – выходящая из берегов Даугава. Склоны укрепили и, таким образом, уровень города стал выше.
Этот храм всегда оставался загадкой, а его Набатный колокол в былые времена считался одним из трех чудес . Его называли колоколом грешников. Ведь именно он созывал горожан на площадь, когда там совершалась казнь над провинившимися. Существует легенда, что он звучал и тогда, когда рядом проходила женщина-блудница. Многие дамы называли его вралем и просили убрать. Когда началась Первая мировая, колокол, как культурную ценность, эвакуировали вглубь России.
Где расположена достопримечательность?
Находится Собор на улице Клостера. Всего в нескольких минутах ходьбы расположены церковь , здание Сейма Латвии и
Jakobskirche 56°57′03″ с. ш. 24°06′17″ в. д. H G Я O LНачальный период
С точки зрения архитектурной принадлежности здание представляет собой образец переходного периода от романики к готике . Впервые церковь на этом участке, находившемся за пределами средневекового города, упоминается в 1225 году. Этот год выгравирован на центральном западном фасаде церкви как предположительный год постройки Яковлевской церкви. Вход ранее располагался с северной стороны, о чём сегодня косвенно свидетельствует характерная стрельчатая арка. Через тридцать лет, в 1255 году, в непосредственной близости от главной церкви рижских пригородов (каковой изначально и являлась церковь святого Иакова) был отстроен монастырь для монахинь цистерцианского ордена .
Для проведения служб помещение церкви в первую очередь используют монахи-рыцари Ливонского ордена , военно-религиозной организации, которая на протяжении более чем двух с половиной веков в соответствии с системой средневековых иерархических отношений являлась феодальным сеньором Риги. Параллельно с членами Ливонского ордена в церкви устраиваются богослужения для монахинь-цистерцианок из соседнего монастыря Пресвятой Девы Марии, которых в народе именовали «поющими девами».
Изначально церковь располагалась за пределами крепостных укреплений, на территории рижского пригорода, поэтому её активно посещали жители городских окрестностей. Благодаря этому в более поздний период церковь святого Якова стяжала прозвище «самой знаменитой сельской церкви Латвии». Лишь к 1262 году, когда площадь Риги по указу членов магистрата была существенно расширена, Яковлевский храм вместе с пригородными участками был официально включен в состав города-крепости. Эта метаморфоза повлияла на уровень привилегированности жителей этого «деревенского» района средневековой Риги, которые выиграли в статусе благодаря присоединению к центру. Кстати, с вхождением в состав Риги предместий-посадов церковь Святого Якова также автоматически получила более высокий статус городского храма.
Приблизительно с 1430 года контроль над церковью Святого Иакова начал осуществлять город Рига.
Период Реформации
В 1522 году, в условиях гегемонии католических догматов, когда ещё не было точно известно, одержит ли Реформация победу в Риге, или католическая аристократическая немецкая верхушка всё же возьмёт верх, рижане осмелились провести в этой церкви первое в истории города богослужение по лютеранскому образцу. Тем не менее в 1524 году, в разгар антикатолических волнений церковь подверглась беспощадному разгрому, результатом которого было полномасштабное уничтожение интерьера. Такая незавидная участь была абсолютно у всех католических церквей Риги.
Уже вскоре, в 1525 году стало понятно, что в контексте скорее социополитической, чем конфессиональной борьбы между выходцами из разных сословий, представители лютеранского учения одержали волевую победу над католиками, В этом же году, в ознаменовании конфессиональной победы протестантского населения, Яковлевская церковь обрела статус главной церкви первой лютеранской общины Ливонии . Во многом на окончательную победу лютеранства оказал влияние радикальный проповедник из Северной Германии Мельхиор Гофман, который был изгнан гораздо менее революционно настроенными соотечественниками из родного края, поскольку активно ратовал за разрушение старого «закоснелого» мира и за строительство нового на руинах прежнего.
Центр иезуитов
Вскоре в 1582 году церковь была выкуплена у горожан польским королём Стефаном Баторием , чья власть была установлена над Ригой примерно в это же время, и передана обществу иезуитов (обществу Святого Иисуса). Однако в ходе продолжительных Календарных беспорядков , причинивших немало вреда интерьерам нескольких рижских церквей, прямо во время богослужения иезуитов в 1584 году в храм ворвалась толпа разгневанных горожан (представителей так называемой бюргерской оппозиции, поднявшей спонтанное восстание против рижского патрициата), которые занялись разгромом церковной утвари и предметов культуры, а также избиением священнослужителей. Такими несколько «преувеличенными» методами они выразили свой протест против введения в Риге Григорианского календаря .
Сразу после «чистки», оказавшей непосредственное влияние на сохранность церковного интерьера, церковь перешла под управление городских властей, настроенных на тот момент откровенно антииезуитски. Тем не менее уже с 1591 года город утратил власть над храмом (что было связано с поражением восставшей бюргерской оппозиции в десятилетнем противостоянии прокатолического патрициата) и перешёл в управление Общества Иисуса теперь уже надолго, пока Рига в качестве столицы Ливонии не была присоединена к Швеции.
История колоколов
Несколько позже, в ходе очередного витка борьбы между горожанами и рыцарями Ливонского ордена воины последнего обстреляли башню Яковлевской церкви горящими стрелами, нанеся ей ряд повреждений. В 1596 году башня церкви в очередной раз страдает от удара молнии. Далее, в 1621 году, когда в город входят шведские войска и через восемь лет (по Альтмаркскому мирному договору) она должна была подпасть под власть шведского короля-завоевателя Густава II Адольфа , последний снимает с башни храма главный городской набатный колокол, который звонил при наводнениях, вторжениях врага, пожарах и при транспортировке «бедного грешника» от печально известных тюремных застенок на Известковой улице (ныне улица Калькю) до Ратушной площади , где его по обыкновению дожидался палач либо кто-то из его адъюнктов (помощников). Впервые в истории Яковлевской церкви часовой колокол был приобретён в 1480 году - тогда же для того, чтобы усилить звучание и сделать мелодию главного городского «будильника» более «доступной» для публики, его поместили в маленький кивер. После победы шведов в войне за стратегически выгодные земли Прибалтики 1600-1629 годов этот первый колокол был доставлен по приказу шведского короля в Стокгольм в качестве военного трофея, где был помещён в церковь Марии-Магдалины. Следующий колокол, отлитый в 1509 году специально для нужд рижской церкви Святого Петра , вскоре пришёл на смену эвакуированному и перенесён на Яковлевский храм. Уже в начале XX века он был снят с башни рижской Яковлевской церкви в годы Первой мировой войны, отправлен в эвакуацию вместе со многими другими культурно-историческими ценностями, после чего был безвозвратно утерян в пучине революций.
Кстати, когда «бродячий» подмастерье выполнял свой долг, путешествуя из своего родного города в чужой, он должен был выведывать сведения о «чудесах», которые отличали этот город от другого. В Риге роль одного из трёх чудес выполнял вышеупомянутый набатный колокол, украшавший шпиль церкви Екаба - если испытуемый подмастерье упоминал яковлевский колокол, это служило лучшим доказательством его пребывания в Риге.
Шведский период
По условиям Альтмаркского мирного договора между католическим Польско-литовским государством и лютеранской Швецией, Рига официально вошла в состав шведского королевства на правах столицы Шведской Ливонии . Легендарный король-завоеватель Густав II Адольф первым делом распорядился снять с башни храма эксклюзивный рижский колокол. Можно сказать, что это был акт своеобразного возмездия: в начале шведско-польской войны (лето-осень 1605 года) этот колокол «разбудил» рижский оборонительный гарнизон и представителей различных цехов для того, чтобы те могли оказать достойный отпор захватчикам под командованием прежнего шведского короля Карла IX , который не смог взять Ригу с ходу и из-за быстрой реакции колокола вынужден был расположиться лагерем под Саласпилсом , довольствуясь невыгодной для своей армии позиционной борьбой, которая в сентябре вылилась в крайне неудачную для шведов Саласпилсскую битву . Таким образом, Густав II Адольф эффектно отыгрался за неудачи предшественника. Помимо колокола Яковлевской церкви новый сюзерен Ливонии забрал четыре иконы из церкви святого Николая на территории рижской Русской деревни , которые до сегодняшнего дня хранятся в музее при библиотеке Упсальского университета. В это же время церковь стала королевской лютеранской, в очередной раз поменяв свою конфессиональную принадлежность; проповеди во время служб читались также на шведском, финском и эстонском языках.
Осада города русским войском
В 1656 году, когда к Риге со стороны Коброншанца подступает русское войско царя Алексея Михайловича , начинается обстрел города , в результате которого в Яковлевскую церковь попадает несколько снарядов, два из которых в память об осаде Риги были вмурованы в центральный фасад, а ещё два - в алтарную часть церкви. Позже осадившие город отступили, поскольку идея взятия города измором провалилась по причине подоспевшей со стороны Рижского залива военной помощи, вовремя обеспеченной королём Карлом X Густавом , а также из-за плохой погоды и мародёрства пригородных крестьян, систематически грабивших русские подводы.
Изменения
В 1756 году к основному зданию храма был добавлен остроконечный восьмигранный пирамидальной формы шпиль, опирающийся на барочную основу. В 1782 году был пристроен новый центральный портал с характерным посвящением Misericordias domini in aeternum cantabo, что в переводе означает «Пою во славу вечного и милосердного Господа». С 1675 по 1785 годы в притворе церкви располагался игравший важную роль для образования в Риге Королевский лицей , открытый по указанию Карла XI - его целью было создать благоприятную почву для «выращивания» чиновников шведской администрации; Лицей был построен на фундаментальных принципах гуманитарного образования. После 1785 года для Лицея, который получил имя российского императора Петра Первого , по проекту Маттео Шона было отстроено новое, более вместительное здание на Замковой площади , куда он и переселился.
Указ об отмене крепостничества
Первая независимая республика
С 1918 по 1923 год велись непрекращающиеся споры о том, как же следует использовать помещение церкви и, в конце концов, кому она должна принадлежать в новых условиях. Тогда же церковные власти новопровозглашённой республики никак не могли определить, какой из крупнейших средневековых храмов Риги следует передать латвийским католикам, которые остались «без крова». В итоге, после долгих горячих дискуссий было решено передать Яковлевскую церковь в ведение католического архиепископа. Новое освящение церкви состоялось 3 мая 1924 года, а на следующий день в ней была отслужена Святая Месса по католическому образцу. Таким образом, 4 мая 1924 года архиепископ католической церкви Латвии Антоний Спрингович официально вступил в должность.
Именно после судьбоносных майских событий 1924 года, когда церковь уже в четвёртый (и пока в последний) раз поменяла своё вероисповедание, было решено перестроить храм изнутри для того, чтобы приспособить его для католической сакральной концепции. Тогда были снесены боковые церковные хоры, зато были построены из дерева четыре исповедальни, появился центральный алтарь и три дополнительных боковых, выполненных в неоготическом стиле.
Вторая независимая республика
Знаменательное событие, вошедшее не только в историю рижского храма святого Якова, но и всей католической Латвии, состоялось 8 сентября 1993 года: церковь посетил папа римский Иоанн Павел II , совершив тем самым важный поступок для латвийской католической церкви. Он возобновил культ епископа Мейнарда , католического апостола Ливонии, посланного Евгением III на земли балтов и вендов в конце XII века с целью их насильственного крещения в латинскую веру. Тогда монах-августинец , Мейнард активно, правда, не всегда успешно, пытался обратить в христианство угро-финские племена ливов , проживавшие на побережье Западной Двины недалеко от её устья. В настоящее время слева от входа в главный зал (сразу после вестибюля) церкви висит памятная плита, которая доносит до нас информацию об этом событии. Вскоре после сентябрьского визита понтифика, косвенно связанного с необходимостью политического признания республик Прибалтики , два года назад друг за другом провозгласивших свою независимость (он также посетил Гору крестов в Литве), латвийский живописец Алфей Бромултс создал религиозную картину «Святой Мейнард», которая расположена справа от триумфальной арки в храме святого Якова.
Характеристика интерьера
Высота башни церкви вместе со шпилем достигает 80 метров. В интерьере можно обнаружить редкий для церковного канона готического скульптурного оформления растительный орнамент, украшающий капители на хорах церкви. В свою очередь, капители венчают небольшие колонны, а в общем подобные компоненты интерьера необычны для рижской средневековой церковной скульптуры.
Сначала церковь была зального типа, в настоящее время она представляет собой трёхнефовую базилику, которая в плане достигает 27 на 50 метров. Башня расположена над центральной западной травеей (ячейкой бокового нефа), там, где находится прямоугольный алтарный придел. С северной стороны церкви расположена сакристия (ризница). Главный церковный зал (имеется в виду центральный неф храма) разделён крестообразными сводами плафона (и соответствующими им колоннами также крестообразной формы) на шесть одинаковых травей. В остальном же интерьер церкви довольно прост и скромен, что в целом соответствует концепции оформления убранства католических культовых зданий.
2 июня 1736 года на шпиль башни был возведён традиционный петух-флюгер, который в общем благополучно дожил до наших дней.
Алтарь
В 1680 году, когда церковь являлась главной королевской лютеранской церковью, был создан алтарь (существовал ли до этого алтаря другой, истории доподлинно неизвестно); считается, что он является самым ранним барочным алтарём в Латвии. Его создатели также неизвестны. В 1902 году было решено разобрать «одряхлевший» алтарь, что и было приведено в исполнение - сразу после ликвидации ценной сакральной реликвии решено было приступить к строительству нового алтаря. Для этих целей было приглашено два мастера: скульптор Кристоф Миттельхаузен и резчик по дереву Якоб Шраде, которые успешно справились с возложенными на них обязанностями. Однако от старого алтаря кое-что да сохранилось до наших дней: если войти в Музей истории Риги и мореходства , на одном из участков экспозиции можно обнаружить барочные по исполнению резные фигуры ангелов, которые некогда украшали старый алтарь, а теперь пополняют коллекцию деревянной скульптуры одного из крупнейших современных европейских музеев.
После перестройки интерьера в связи со сменой конфессиональной принадлежности в 1924 году, этот второй алтарь был перенесён из центра в боковой придел церкви, а на его месте появился следующий, уже третий по счёту. Через некоторое время старый алтарь 1902 года переносят в расположенную по соседству буквально напротив Рижского замка католическую церковь святой Марии-Магдалины . Затем, уже в новейший период, в 1997 году, его транспортируют в построенную незадолго до этого католическую церковь в Огре , где он украшает её интерьер и поныне.
Кафедра
Одним из самых примечательных элементов интерьера рижской церкви святого апостола Якова может по праву считаться кафедра. Она, в свою очередь, представляет стиль ампир , её изготовил мастер Август Готхильф Хейбель в 1810 году. Вообще, интерьер церкви Якова отличается причудливым смешением различных архитектурных стилей, господствовавших в разные эпохи, в то время как снаружи церковь сравнительно однородна. Что касается кафедры, то она была выполнена из редкой породы красного дерева, по площади кафедры размещены интарсии с богатым растительным орнаментом и изысканными арабесками.
Орган
В 1761 году органный мастер и одновременно автор проспектов из Халле , пользовавшийся хорошей репутацией на родине, Генрих Андрей Конциус (которому в 1773 году суждено будет отремонтировать древний органный проспект рижской Домской церкви, выполненный Якобом Раабом, и так хорошо, что ему удалось фактически в первозданном виде сохраниться до наших дней) приступает к работам по созданию органа для рижской Яковлевской церкви. Орган очень скоро был готов, мастеру Конциусу щедрая лютеранская община заплатила 3400 талеров за проделанный труд. Опять-таки на сегодняшний день от первого органа остались лишь приятные воспоминания (аналогично обстоят дела с раабовским органом Домской церкви, который был заменен на известнейший в мировом масштабе валькеровский к 1883 году): сохранился лишь проспект, яркий образец стиля рококо в обрамлении церквей в Риге. Этот проспект выполнен в дереве, затем покрашен и позолочен. Новый, современный орган был изготовлен мастером Э. Мартином в 1913 году.
В 1886 году были проведены внеплановые реставрационные работы, результатом которых стало обнаружение редкой декоративной росписи (под слоем более поздней побелки), которая восходит к XV веку (при этом более точную датировку, хотя бы с точностью до половины столетия, установить не удалось). В настоящий момент «открытая» роспись служит композиционным оформлением интерьера здания церкви. В левом боковом нефе Яковлевского храма можно осмотреть фрагмент оригинального слоя окраски сводов, которому посчастливилось сохраниться до наших дней вопреки историческим перипетиям, неоднократно видоизменявшим церковь изнутри.
Несмотря на то, что церковь существенно пострадала в ходе продолжительных церковных погромов, состоявшихся в 1524 году (в ходе межконфессиональной борьбы погибла большая часть художественных ценностей), в начале XX века удалось обнаружить некоторые образы раннего оформления интерьера. В частности, речь идёт об удачной находке - Распятии Триумфа, которое было обнаружено в 1922 году в чердачных помещениях церкви. Трудно установить точное время возникновения эксклюзивного образца католического культа, однако исследователи сошлись на протяжённом периоде с 1380 по 1420 год - в промежутке между этими годами было создано Распятие Триумфа. Данное распятие по праву считается одной из древнейших скульптурных работ на территории современной Латвии.
На историю внутрицерковных захоронений существенно повлияло решение городских властей, принятое в 1773 году не без участие государыни-императрицы Екатерины II . Согласно этому решению во избежание суровых эпидемий необходимо было наложить запрет на захоронения внутри церквей в черте города. Существовавшие захоронения следовало вывезти за пределы города-крепости. Многие фамильные склепы в церкви святого Якова, в рижской Домской церкви, а также Петровской и Иоанновской церквах были закрыты и замурованы, надгробные камни и могильные плиты были подвергнуты тщательной ревизии. Уже существующие надгробия впредь стали покрывать деревянными досками, тем самым начало формироваться покрытие пола в церкви. Что касается наиболее ценных и примечательных камней, то их решено было вмуровать в церковные стены - подобную картину мы можем наблюдать во многих готических рижских церквах. В числе таковых, находящихся в Яковлевском храме, следовало бы отметить надгробную плиту Х. Фету, которая датируется 1464 года (камень), надгробную плиту Д. Руммелу 1474 года (также из камня), и надгробную плиту М. Фишеру 1490 года, тоже каменную.
Уже значительно позже, в ходе ремонтных работ, которые проводились в Яковлевской церкви в 1983 году, под полом был обнаружен уникальный в пределах Латвии ансамбль надгробий. После того, как учёные провели исследование этого ансамбля, пол был засыпан песком, а сверху уложен керамическими плитками, которые служат покрытием церковного пола до наших дней.
Витражи
Окна рижской церкви Святого Иакова покрыты витражами, которые были созданы в прошлом веке. В частности, три красочных витража, украшающих окна восточной стены хора, были выполнены в 1902 году в стиле модерн. В этом же году был разобран старый барочный алтарь, что повлекло за собой «освобождение» центрального оконного проёма, который и был украшен витражами. При создании витражей художник использовал сакральный мотив виноградной лозы, которая в совокупности со вьющимися листьями и густыми свисающими гроздьями традиционно символизирует Святое Причастие, 1989. - С. 314. - 880 с. - 60 000 экз. - ISBN 5-89960-002-0 .
или просто собор в Сантьяго-де-Компостела (исп. — Cathedral de Santiago de Compostela) — одна из главных достопримечательностей и одно из самых почитаемых святых мест христианства. Именно здесь по преданию похоронены останки одного из апостолов Иисуса Христа, святого Иакова, и потому на протяжение более, чем десятка веков место является священным для паломников.
- Ни одна из церквей Европы, за исключением разве что в , за время существования не привлекала к себе такого количество верующих. Существует целый маршрут, европейский паломнический «Путь святого Иакова», финальная часть которого от границы с пролегает через Логроньо, Леон, и Понферраду
По легенде, святой Иаков в течение ряда лет проповедовал христианство в Иберии, в том числе и среди кельтов, населявших эти местности в доримские времена. Потом он вернулся в Иерусалим, где и принял мученическую смерть. Последователи апостола перевезли его тело в Испанию и захоронили где-то в Галисии — точное место было забыто и обнаружено вновь только в 813 году, когда странствующий монах нашел урну с останками Иакова.
- По этому поводу повелением короля была воздвигнута капелла, которая впоследствии и превратилась в большой собор. Большой, но не громадный: собор Святого Иакова имеет размеры около 100 на 70 метров, а его башни не достигают и высоты 80 метров. Одновременно он может вместить немногим более 1 000 человек — ничтожное число в сравнении с количеством желающих туда попасть
Любопытно, что мощи вновь были утеряны в конце 16 века, когда их спрятали после разгрома «Непобедимой Армады» и в ожидании британского десанта — еще раз их нашли в 1879 году. Подлинность была удостоверена сравнением черепа со слепком головы апостола, хранившемся в — по этому поводу была даже выпущена специальная папская булла.
Резной, богато орнаментированный фасад с двумя ажурными башнями, по которому все и представляют себе собор Святого Иакова, на самом деле деле возник сравнительно недавно, в 1738-1750 годах. Это позднее испанское барокко, последний луч, язык пламени угасающего безудержного чурригереско — запоминающегося национального архитектурного стиля, который, как и более ранний платереско (ренессанс) может быть ассоциирован только и исключительно с Испанией.
- Сам собор, конечно, много старше: он был заложен в 1075 году и закончен 1.5 столетия спустя, в 1211. Здание было построено из гранитных глыб — как и более поздний , на века — первоначальный замысел, как утверждается в старинном манускрипте Кодекс Каликстинус, хранящемся сегодня в соборе (год назад он был украден одним из работников, но затем обнаружен полицией), принадлежал «Бернарду старшему, превосходному мастеру» и Робертусу Гальперинусу, который в отличие от коллеги, смог сохранить для истории свою фамилию
Первоначально собор был решен в романском стиле — дальнейшие перестройки в зависимости от времени добавили зданию готические и барочные черты. Южный фасад, кстати, сохранился во многом в неизменном виде, являет собой блестящей пример строгой романской архитектуры с минимумом украшений.
- Самая, пожалуй, знаменитая часть церкви, портик «Глория» находится внутри западного (главного фасада). Работа мастера Матео, выполненная в конце 12 века (1168-1188 годы), поражает редким качеством каменной резьбы. Все три арки, представляющие собой главный вход в собор, украшены библейскими фигурами, выполненными с редким натурализмом и вниманием к деталям
- На средней колонне, разделяющей внушительный двухдверный входной портал, находится статуя Святого Иакова, над которым восседает Иисус Хистос. К левой ноге святого по традиции стремятся прикоснуться паломники, поскольку считается, что это приносит удачу и избавление от невзгод и болезней
- Две боковые двери предназначены для входа людей, исповедующих иудейскую религию и вообще неверующих. Интересно, многие ли во времена инквизиции старались попасть внутрь именно через эти входы?
Внутри собора обращает на себя внимание гигантское 80-килограммовое кадило, «Ботафумейро», разжигаемое, впрочем, только в день Святого Иакова, 25 июля. В тот год, когда этот день приходится на воскресенье в соборе открывается так называемая «Священная дверь», расположенная на противоположном, восточном фасаде (все христианские церкви ориентированы по линии запад-восток: вход на западе, алтарь на востоке).
- Крипта с мощами святого, заключенными в специальную серебряную урну находится ниже главного алтаря, в подземелье, куда можно спустится по специальной лестнице. Также здесь покоятся и останки двух учеников Иакова: святых Теодора и Афанасия
Адрес собора Святого Иакова: Praza do Obradoiro, s/n, 15704 Santiago de Compostela, A Coruña, Испания
Как добраться: аэропорт в Лаваколье в 15 км от Сантьяго-де-Компостела принимает самолеты из большинства крупных городов Европы, на поезде из , автобусе из городов Испании (Alsa) и Порту ()
Время работы: ежедневно 7.00-23.00 (собор)
Официальный сайт: www.catedraldesantiago.es
Величественный Собор Святого Иакова находится в городе . Этот город является финальной точкой знаменитого пути Сантьяго, так же известного как путь святого Иакова. Каждый год сюда стекаются тысячи паломников и туристов в надежде увидеть чудо - Сантьягский собор. Именно здесь находятся мощи Сантьяго Матамороса - святого Иакова. Стоит отметить, что историческая часть города, которая находится вокруг собора, внесена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Собор Святого Иакова был заложен в 1075-м году кастийским королем Альфонсо VI. Огромнейший кафедральный собор состоит из трех, хорошо различимых, частей — одной центральной и двух боковых. Центральная часть и главный фасад носят название Обрадойро, в честь площади, на которую они выходят. Построенный в стиле барокко в середине XVIII века, он заменил старый. Поэтому, собор соединяет в себе элементы различных эпох. Интересным является тот факт, что к потолку собора подвешено огромное кадило (размером с человеческий рост!). Это кадило считается самым большим в мире. Оно весит около 80-ти килограмм, а в действие его приводят восемь служителей храма, которые его раскачивают. Для того, чтобы наполнить это кадило необходимо 40 килограмм угля и ладана.
Лестница, ведущая в Собор Святого Иакова, была воздвигнута в XVII веке. Некоторые ошибочно полагают, что она ведет к старой церкви, однако, это всего лишь сооружение XII века, на фундаменте которого стоит собор. Башни по бокам, высотой 70 метров, были выполнены в романском стиле и датируются XII веком. Однако, со временем их внешний вид был несколько изменен, в том числе были достроены еще два этажа в стиле барокко в XVII и XVIII веках.
На одном из прекрасных фасадов собора можно увидеть апостола Сантьяго, который одет в паломническую одежду. А так же, гроб апостола, по обе стороны которого, сидят Теодор и Афанасий — соратники Иакова. Строительство северного фасада собора, выходящего на площадь, началось в середине XVIII века. Стиль фасада можно обозначить как переходный — от барокко к неоклассицизму.
Собор Святого Иакова - адрес
Собор Святого Иакова находится в городе Сантьяго-де-Компостела на площади Обрадойро. Официальный адрес собора - Casa do Deán, Rúa do Vilar,1 - 15705 - Santiago de Compostela.
Собор Святого Иакова - режим работы
Посетить собор может каждый желающий — собор работает с 9:00 до 19:00 ежедневно, за исключением некоторых религиозных праздников, во время которых в соборе идет служба. Непременно стоит посмотреть на торжественную службу в честь пилигримов, которая проходит каждый день в полдень. Так же, стоит посетить музей, находящийся в соборе. Он открыт с апреля по октябрь с 9:00 до 20:00, с ноября по март — с 10:00 до 20:00.