Канон николаю. Молитва канон николай чудотворец
Святитель Николай Чудотворец – один из самых почитаемых не только в России, но и в странах Католической церкви. Для православных верующих одним из способов обратиться к святому является чтение канона или акафиста. Эти виды торжественных песнопений отличаются структурой построения текста и историей написания. Каноны были созданы много веков назад людьми, причисленными Церковью к лику святых. Акафист может быть написан и в настоящее время духовным писателем, который не всегда является служителем Церкви.
Святой Николай Чудотворец
Святой Николай Чудотворец родился в 270 году в городе Патаре провинции Ликия. С юных лет он отличался благочестием и стремлением служить Богу. Будучи священником, святитель являлся примером для своей паствы, проповедовал, увещевал и направлял жителей Ликии на путь спасения. После нескольких лет служения в сане священника святитель Николай был избран епископом Мир Ликийских.
Подвижничество святого Николая проходило в период гонения на христианство. Когда епископа вместе с другими христианами заключили в темницу, святитель не только сам мужественно переносил все тяготы и лишения, но и поддерживал остальных заточенных.
Еще при жизни святому Николаю приписывают множество чудес и поступков истинного милосердия и любви к ближнему. Святой Николай Чудотворец почитается как в западном, так и восточном христианстве. Этот святитель особо любим верующими, и множество людей обращаются с молитвой именно к нему.
Канон Николаю Чудотворцу
Каноны Николаю Чудотворцу – это сложные по структуре произведения церковной гимнографии, восхваляющие святого. Их текст состоит из библейских песнопений, к которым позднее были присоединены дополнительные стихи - ирмосы и тропари. Последние воспевают праздничное событие. Ирмосы служат для взаимосвязи библейской песни и тропаря, проводя аналогию между празднуемым событием и описанным в Библии. Структура ирмоса является основой для напева и ритмического строения тропаря. Длина и количество строф должны совпадать.
Существует несколько канонов святителю:
- «Во глубине постла иногда……» - начало ирмоса первого канона.
- 2-й канон Николаю Чудотворцу начинается ирмосом «Христос раждается - славите.....»
- «Песнь возслем, людие…..» - ирмос канона из богослужения на перенесение мощей святого.
- «Отверзу уста моя…..» - начало четвертого канона Николаю Чудотворцу.
Канон 2 Николаю Чудотворцу, так же как и 1-й канон, читается во время службы в день памяти святого 19 декабря по новому стилю. Другие два канона читаются на богослужении в день памяти перенесения мощей святителя 22 мая.
Зачем читать канон?
Каноны Николаю Чудотворцу можно читать дома или услышать их во время богослужения в храме. Святые отцы церкви говорят, что тех, кто читает Каноны Божьей Матери, Спасителю и святым, особо уберегает Господь. Каноны Николаю Чудотворцу – это также молитвы, читая которые человек обращается к святителю через библейские события.
Каноны написаны много веков назад людьми высокодуховными и, как правило, причисленными впоследствии к лику святых. Читая написанные ими хвалебные песнопения и молитвы, человек вместе с ними возносит молитву Богу.
Канон св. Николаю Чудотворцу читают для исцеления от болезней, помощи при нужде и материальном недостатке. Также святой считается защитником вдов и сирот. Ему молятся при унынии, печали и отчаянии. Так как святитель сам был заточен на некоторое время, к нему обращаются в плену и в других тяжелых жизненных обстоятельствах.
Где найти канон и акафист Николаю Чудотворцу?
Практически любые каноны и акафисты можно приобрести в церковных лавках. Канон Николаю чудотворцу с ударениями можно найти на православных сайтах в Интернете. Лучше если параллельно с каноном будет написан текст пояснений, так как не всегда язык богослужебных песен понятен только начинающему свой путь к вере человеку.
Перед чтением необходимо удостовериться, что канон или акафист утверждены Священным Синодом Русской Православной церкви. Для этого лучше использовать тексты из каноников, приобретенных в лавках при храмах или найденных на надежных православных сайтах. Список одобренных акафистов также опубликован в Интернете.
Кроме этого, всегда можно подойти в храме к священнику или дьякону и уточнить, является ли акафист соответствующим установленным Священным Синодом требованиям.
Как правильно читать канон
Канон Николаю Чудотворцу на русском языке не так сложно читать, как на церковнославянском. Читая канон, необходимо вдумчиво произносить каждое слово. В отличие от акафиста, канон покаянный Николаю Чудотворцу можно читать сидя. Произносить хвалебные песнопения святому можно в любое время. Существуют специальные предначинательные молитвы, которые прочитывают перед каноном. Если библейские песнопения святому следуют после ежедневного молитвенного правила, то дополнительные молитвы не требуются.
В случае, когда нет возможности читать канон вслух, можно произносить молитву и про себя. Главное, чтобы ее слова произносились осознано, с чувством покаяния и любви к Богу, святому. Читать канон вслух лучше спокойным и монотонным голосом. Уделять внимание выразительности голоса не нужно. Церковные и домашние молитвословия не светские поэтические произведения, поэтому произносятся несколько иначе. Самое важное при чтении священных песнопений – обращение души к Богу, духовному миру.
Перед чтением канона можно зажечь свечу или лампаду у иконы Николая Чудотворца. Если подходящего изображения святого нет, то можно обратиться к образу Божьей Матери или Спасителя.
Акафист Николаю Чудотворцу
Акафист – хвалебная песнь Богу, Богородице или святым. Первый был написан Пресвятой Богородице в 626 году в честь освобождения Константинополя от персов.
Акафист состоит из икосов и кондаков. Всего в хвалебной песне 24 строф. Каждый кондак заканчивается призывом к восхвалению Бога: «Аллилуиа!» А икос - приветствием воспеваемому святому: «Радуйся!»
Акафист Николаю Чудотворцу был написан через некоторое время после его кончины. По одной из версий хвалебный гимн был написан константинопольскими служителями церкви, по другой - русскими иеромонахами, участвовавшими в перенесении источающих миро мощей святого.
Текст акафиста можно приобрести в церковной лавке, найти на сайтах в Интернете, прослушать на аудионосителях. В первом случае можно быть уверенным в качестве и подлинности текста. Кроме этого, в храмах освященных в честь святителя, раз в неделю читается акафист святому Николаю Угоднику. Сорокадневное чтение акафиста Николаю Чудотворцу можно заказать и в монастырях. При этом необходимо указать имя человека, о здравии которого будет читаться акафист.
Как читать акафист Николаю Чудотворцу
Перед тем как брать на себя обязательство чтения акафиста святому в течение определенного срока, лучше взять благословение у духовника. Священник, совершающий таинство исповеди, зная духовные силы, жизненные обстоятельства и внутреннее состояние верующего, благословит или даст совет пока отложить чтение.
Существуют определенные правила чтения акафиста. Тринадцатый кондак – молитвенное обращение к святому - читается три раза. После последнего кондака акафиста опять читаются первые икос и кондак. Затем читается молитва Николаю Чудотворцу.
Количество дней, в течение которых читается акафист, неограниченно. Акафист можно читать в любое удобное время. Лучше если во время этого поблизости будет располагаться икона святителя.
Часто хвалебный гимн читают в течение сорока дней. При этом, если пришлось пропустить день, то на следующий можно продолжить.
Прочесть акафист Николаю Чудотворцу можно и один раз, главное, почувствовать в душе стремление и желание обратиться к святому. Акафист приравнивается к гимну, поэтому при его чтении лучше стоять.
Зачем читать акафист Николаю Чудотворцу?
Акафист, как и канон святителю Николаю Чудотворцу, помогает верующим в самых разных случаях. Молитвенное обращение к святому помогает при любых трудностях. Можно найти много благодарных отзывов и реальных историй из жизни людей, рассказывающих о разрешении трудных жизненных обстоятельств после молитв к святому. Особенно часто к нему обращаются при болезни, финансовых и бытовых трудностях, во время путешествий. Еще при жизни епископ Мир Ликийских оказывал помощь многим нуждающимся.
Текст акафиста содержит жизнеописания святого. Многими людьми он воспринимается намного легче, чем канон святителю Николаю Чудотворцу.
Не стоит относиться к чтению акафиста как к магическому обряду и заговору. Желание быстрого результата не принесёт пользы. Главным чувством при обращении к святому должно быть покаяние и вера, что Угодник Божий услышит просьбу и поможет.
Молитвы перед чтением акафиста и канонов
Перед акафистом необходимо прочитать предначинательные молитвы, которые помогут подготовить сознание человека к хвалебной песни: отбросить все суетные мысли, сосредоточиться на тексте молитвословия. Обычно предначинательные молитвы включают: «Царю Небесный», "Трисвятая песнь", «Пресвятая троица», «Отче наш», «Приидите поклонимся». Также несколько раз произносится «Господи, помилуй», и читаются псалмы из псалтири. Эти же молитвы читаются и перед каноном.
После чтения акафиста или канонов Николаю Чудотворцу произносятся молитвы, которые одинаковы для всех молитвенных правил.
Каноны и акафист на церковнославянском языке
Молитвенные песнопения на церковнославянском языке гораздо сложнее найти, чем на русском.
В храмах все тексты богослужения произносится только на церковнославянском. Этот язык вбирает в себя многовековой опыт общения русского человека и Бога. Кроме этого, чтение на церковнославянском помогает отвлечься от повседневных мыслей, создать особую атмосферу и погрузиться в мир молитвы.
Акафист на церковнославянском будет сложен для восприятия только начинающему изучать этот язык верующему. Для того чтобы текст лучше воспринимался, можно прочитать перевод и толкование на русском языке.
Каноны, более сложные по структуре, лучше читать на русском, так они будут легче для понимания.
Что лучше читать: акафист или канон святому?
Канон - более древний жанр церковного песнопения, чем акафист. Текст канонов написан святыми отцами, чей уровень духовного роста и осознания Божественного мироздания намного превосходит обычное человеческое понимание. Акафисты, как правило, создавались в более поздний период духовными писателями, не все из которых являлись монахами или служителями церкви. Поэтому, выбирая между каноном и акафистом, по мнению некоторых священников, лучше отдавать предпочтение чтению первых.
В то же время акафист святому легче читается и воспринимается, так как структура построения текста намного проще.
Каноны Николаю Чудотворцу - менее хвалебное молитвословие, чем акафист, но имеет просительный характер. Несмотря на это, просить о помощи можно и читая акафист.
Николая Чудотворца весьма почитают не только в Русской православной церкви, но и Католической, поскольку святитель прожил жизнь истинного христианина и стал образцом для многих. Он не только предпочел отказаться от всего мирского и выбрать духовное богатство, но и своей жизнью послужить другим людям, которые не всегда этого заслуживали.
Статьи о святителе Николае:
Современные христиане могут обратиться к святому посредством молитв и прочтения канона - торжественных песнопений с отличительной структурой и содержанием. Каноны были написаны в прошлых веках людьми, причисленными к лику святых, поэтому тексты их являются боговдохновенными и помогают человеку привести свое сердце в состояние смирения и почтения.
Особенности канона
По своей структуре и содержанию канон представляет собой песнь, которую читают для почитания и возвеличивания имени святого. Обычно они отличаются от привычных акафистов (они схожи по структуре, но отличны по содержанию), и имеют просительный характер.
Важно! Правила Николаю Чудотворцу являются сложными структурными произведениями и представляют собой выдающиеся произведения гимнографии Православной Церкви.
- тексты библейских песнопений (они изначально составляли весь канон):
- тропари - это праздничное воспевание святого, которые были добавлены к общему тексту гораздо позже.
Чтение канона в православном храме
Для взаимосвязи библейских песнопений и тропарей используют ирмосы - это особая первая строка каждого куплета, которая имеет связующую роль и прославляет героя песнопений. Именно благодаря ирмосу правило имеет ритмическое звучание и определенную напевность, что делает произведение мелодичным.
Правила чтения
Святитель Николая занимает важную позицию в общем каноне святых. Его жизнь стала образцовой для христиан, он много служил бедным и простым людям, чем снискал любовь и почтение людей. После смерти он также остался в памяти Церкви, и для его почтения было написано несколько канонов.
Самые известные из них:
- «Во глубине постла иногда…»;
- «Христос раждается - славите…»;
- «Песнь возслем, людие…» - этот канон читается во время перенесения мощей святителя;
- «Отверзу уста моя…».
Статьи о молитве Николаю Чудотворцу:
Внимание! Первые два варианта песнопений читаются во время праздничного богослужения в день памяти умершего святого - 19 декабря. Канон третий и четвертый - в день памяти перенесения мощей Николая 22 мая.
Читаются они для почтения святителя Николая и для прошения у него милости и защиты. Помимо этих дней памяти, читать торжественные строки можно и в другие дни, четких правил о месте или причины прочтения песней нет, это делается по особому желанию сердца. Святые отцы были убеждены, что чтение канонов помогает человеку обрести милость в глазах Господа, особую защиту и покровительство святого.
Святитель Николай Чудотворец
Кроме поклонения и почитания святого, канон ему читают и по другим причинам:
- во время серьезных болезней для исцеления;
- во время сильной материальной нужды;
- как прошение за неверующих родственников о даровании им Спасения;
- прошение о покровительстве сирот и вдов;
- о даровании помиловании при незаконном осуждении;
- для избавления от депрессии и уныния, а также страхов и панических атак.
При своей жизни Николай был покровителем бедных и слабых, нищих и сирот, защищал осужденных на смерть и невинных, поэтому после смерти он остается покровителем всех слабых и немощных, кто нуждается в помощи и просит ее.
Статьи о других святителях:
При чтении канона дома следует зажечь свечу или лампаду, поставить перед собой икону святого и начать читать медленно, вдумчиво и пропуская каждое слово через сердце.
Ирмос: Во глубине постла иногда фараонитское всевоинство преоруженная сила, воплощшееся же Слово всезлобный грех потребило есть: препрославленный Господь славно бо прославися.
Венценосец престолу Христову, премудре Николае, предстоя со Ангельскими воинствы, просвещение ми даруй, озаряющее души моея омрачение, яко да восхвалю, радуяся, твою, всеблаженне, память.
Прославляяй вся Господь Того славящия, тя верным прибежище даде, напастей избавляюща притекающия к твоему крову, Николае, и призывающия тя верою и любовию, преславне.
Богородичен: Сравнитися желание ми вложив змий вселукавый Содетелю, яко пленника, восхити. Тобою же, Всечистая, воззван бых, обожився истиннейше: Ты бо, о, Богомати, мене обожившаго родила еси.
Ирмос: Процвела есть пустыня, яко крин, Господи, языческая неплодяшая, Церковь пришествием Твоим, в нейже утвердися мое сердце.
Николае блаженне, Владыки искренний ученик ты быв, спасаеши к тебе притекающия от лютых бед и смерти горькия.
Очисти рабы Твоя, грехов оставление, яко благ, даруя, Николая, Твоего угодника, яже к Тебе ходатайствы, Многомилостиве.
Богородичен: Утоли смущение души моея, Пречистая, и жизнь окорми, Всесвятая, Бога рождшая, в Немже утвердися сердце мое.
Ирмос: Пришел еси от Девы не ходатай, ни Ангел, но Сам, Господи, воплощся, и спасл еси всего мя, человека. Тем зову Ти: слава силе Твоей, Господи.
Приближився чисте зарям духовным, светоносец был еси, мира просвещая концы, всем предстательствуя и вся спасая верою, к тебе притекающия.
Избавляя от смерти, яко явился еси первее, Николае, юноши, преподобне. Тако и ныне мя спаси от всякаго обстояния, и напастей, и бед, всеблаженне.
Облистал еси добродетелей сияньми, всеблаженне, подражатель преизряднейший Твоего Владыки быв, спасаеши же, призываемь, благоговением и любовию тя славящия.
Богородичен: Найде на Тя Владыка твари воплощаемь, и спасая, яко благоутробен, всего мя человека: темже, вернии, Богородицу Тя славим.
Ирмос: Просвещение во тьме лежащих, спасение отчаянных, Христе, Спасе мой, к Тебе утренюю, Царю мира, просвети мя сиянием Твоим, иного бо, разве Тебе, Бога не знаю.
Боголепным житием, треблаженне, просвещаемь, осужденных неправедным изречением умрети, представ, избавил еси, Владыце Христу зовущия: иного бо, разве Тебе, Бога не знаем.
На Небесех присносущную славу ныне зря, и неизглаголанныя и Божественныя зари светлейшими наслаждаяся сиянии, покрый мя предстательством твоим, преподобне, угодниче Христов всечестне.
Богородичен: Да Твой взыщеши образ, погребенный страстьми, Спасе, Небесных утаився сил, воплощся из Девы, явился еси Тебе зовущим: иного, разве Тебе, Бога не знаем.
Ирмос: В бездне греховней валяяся, неизследную милосердия Твоего призываю бездну: от тли, Боже, мя возведи.
Иже победы, Николае, венец на твоем версе достойно положися, яко победитель убо изряднейший тя призывающия спаси.
Умерщвлена мя, блаженне, прегрешеньми и страстей треволненьми погружаема, явився, спаси ко пристанищу Божественныя воли.
Богородичен: На Тя надежды возложих, Мати Приснодево, спасения моего и Тя предстательницу полагаю жизни, тверду же и непоколебиму.
Кондак глас 3
В Мирех, святе, священнодействитель показался еси, Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив, положил еси душу твою о людех твоих и спасл еси неповинныя от смерти. Сего ради освятился еси, яко великий таинник Божия благодати.
Воспоим ныне святителя песньми, мирским людем пастыря и учителя, да молитвами его просветимся: се бо явися чист весь, нетленен духом, Христу принося жертву непорочну, чисту, Богу благоприятну, яко святитель, очищен и душею и телом, темже сый истинно Церкве предстатель и поборник сея, яко великий таинник Божия благодати.
Ирмос: Образу златому, на поле Деире служиму, трие Твои отроцы небрегоша безбожнаго веления, посреде же огня ввержени, орошаеми, пояху: благословен еси, Боже отец наших.
Острому искушению впадох, люте пострекаем, и ко вратом ада приближихся, скорбьми поражаем, спаси мя молитвами твоими, блаженне, и возстави, поюща: благословен еси, Боже отец наших.
Незаходимаго света невещественными лучами облистаем, сущия во тьме скорбей озлобленныя исхити и к просвещению веселия настави, поющия: благословен еси, Боже отец наших.
Богородичен: Моли Христа, Сына Твоего и Бога, Дево Богородительнице, проданныя лютыми прегрешеньми и лестьми змииными кровию Его честною избавитися, поющим: благословен еси, Боже отец наших.
Ирмос: В пещь огненную ко отроком еврейским снизшедшаго и пламень в росу преложшаго Бога пойте, дела, яко Господа и превозносите во вся веки.
Яко благ и сострадателен во глубине напастей люте содержимыя свободи, блаженне Николае, от содержащих лютых, разрешение подая молитвами твоими яже ко Спасу Христу, священнотаинниче.
Тайновождь сущих паче ума, святых служитель и Небесных сый, Богомудре, архиерей же верен, прегрешений оставления проси от Спаса нашего, священноявленне.
Богородичен: Изнемогает мой ныне ум, во глубину впад безчестия, яко отвсюду различными объят есмь злыми; но Ты, Дево, исцели, безстрастия светом одевающи.
Ирмос: Безначальна Родителя Сын, Бог и Господь, воплощся от Девы, нам явися, омраченная просветити, собрати расточенная. Тем Всепетую Богородицу величаем.
Свещами благодати, Богомудре, просвещаемь, и светильник благочестия яве был еси, сущия в напастех спасаеши, и сущия во глубине морстей избавляеши, и питаеши алчущия преславно, всеблаженне.
Иже в рай сладости ныне водворяяся и неизреченную славу ясно зря, от Небесных круг певцы твоя назираеши, от страстей избавляя, Богоносе всеблаженне.
Богородичен: Премудрость, и Силу, и Слово Ипостасное Отчее, Богомати Чистая, родила еси, от Твоих пречистых кровей свой храм приимшую и Сему по соединению соединившую нераздельно.
Светилен
Великаго архипастыря и иерарха вси, председателя Мирликийскаго Николая восхвалим: многи бо мужи спасе, неправедно умрети имущия, и царю является со Авлавием во сне, реша неправедный суд.
Совет! Если канон читается после прочтения утреннего или вечернего молитвенного правила, то перед ним не следует произносить дополнительные молитвы. Лучше до и после прочтения помолится Господу своими словами, объяснив тяжбу сердца и попросив о помощи. После окончания чтения надо наложить на себя крестное знамение и закончить молитвой «Отче Наш».
Песнопения можно приобрести в любой церковной лавке при храме или монастыре, важно лишь убедиться, что он одобрен Священным синодом РПЦ (должна быть соответствующая пометка на обложке). Купить священный текст можно и в Сети на специализированных православных сайтах. Практически любые правила и акафисты можно приобрести в церковных лавках.
Обычно каноны печатаются на церковнославянском языке, но сегодня можно найти публикации с пояснениями на русском, для лучшего понимания содержания.
Канон святителю Николаю Чудотворцу
Это один из самых горячо любимых на Руси святых. За свое милостивое и сострадающее сердце сподобился от Бога многочисленных духовных дарований. Святителю Николаю Чудотворцу молятся путешествующие, о помощи в различных житейских затруднениях, о жизненном устройстве детей, о вступлении в брак, об исцелении в различных недугах.
Святой Николай Чудотворец с избранными апостолом Павлом и преподобным Иоанном". Икона, первая половина XIX века
Глас 2
Песнь 1
Ирмос: Во глубине постла иногда фараонитское всевоинство преоруженная сила, воплощшееся же Слово всезлобный грех потребило есть: препрославленный Господь славно бо прославися.
Припев:
Венценосец престолу Христову, премудре Николае, предстоя со Ангельскими воинствы, просвещение ми даруй, озаряющее души моея омрачение, яко да восхвалю, радуяся, твою, всеблаженне, память.
Прославляяй вся Господь Того славящия, тя верным прибежище даде, напастей избавляюща притекающия к твоему крову, Николае, и призывающия тя верою и любовию, преславне.
Богородичен: Сравнитися желание ми вложив змий вселукавый Содетелю, яко пленника, восхити. Тобою же, Всечистая, воззван бых, обожився истиннейше: Ты бо, о Богомати, мене обожившаго родила еси.
Песнь 3
Ирмос: Процвела есть пустыня, яко крин, Господи, языческая неплодяшая, Церковь пришествием Твоим, в нейже утвердися мое сердце.
Припев: Святителю отче Николае, моли Бога о нас.
Николае блаженне, Владыки искренний ученик ты быв, спасаеши к тебе притекающия от лютых бед и смерти горькия.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.
Очисти рабы Твоя, грехов оставление, яко благ, даруя, Николая, Твоего угодника, яже к Тебе ходатайствы, Многомилостиве.
И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Богородичен: Утоли смущение души моея, Пречистая, и жизнь окорми, Всесвятая, Бога рождшая, в Немже утвердися сердце мое.
И катавасия: молися Богу о нас, святителю отче Николае, яко мы усердно к тебе прибегаем, скорому помощнику и молитвеннику о душах наших.
Или, ина катавасия: Избави от бед рабы своя, святителю Христов Николае, яко вси по Бозе к тебе прибегаем, к скорому помощнику и теплому заступнику, и молебнику ко Спасу о душах наших.
Поем Господи, помилуй (трижды).
Седален, глас 4:
Возшед на высоту добродетелей, Божественными оттуду отче озарився сиянии чюдес, пресветел воистину явился еси мирови пастырь, нам в напастех сый престатель непобедимь: темже преславно врага победив, лжу отгнал еси и человеки спасл еси от смерти, Николае. Моли Христа Бога, грехов оставление даровати, чтущим любовию святую память твою.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Богородичен: Яко Деву и Едину в женах Тя без семене рождшую Бога плотию, вси ублажаем роди человечестии: огнь бо вселися в Тя Божества, и яко младенца доиши Зиждителя и Господа. Тем ангельский и человеческий род достойно славим Пресвятое Рожество Твое, и согласно вопием Ти: моли Христа Бога грехов оставление даровати, покланяющымся верою Пресвятому Рождеству Твоему.
Песнь 4
Ирмос: Пришел еси от Девы не ходатай, ни Ангел, но Сам, Господи, воплощся, и спасл еси всего мя, человека. Тем зову Ти: слава силе Твоей, Господи.
Припев: Святителю отче Николае, моли Бога о нас.
Приближився чисте зарям духовным, светоносец был еси, мира просвещая концы, всем предстательствуя и вся спасая верою, к тебе притекающия.
Избавляя от смерти, яко явился еси первее, Николае, юноши, преподобне. Тако и ныне мя спаси от всякаго обстояния, и напастей, и бед, всеблаженне.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.
Облистал еси добродетелей сияньми, всеблаженне, подражатель преизряднейший Твоего Владыки быв, спасаеши же, призываемь, благоговением и любовию тя славящия.
И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Богородичен: Найде на Тя Владыка твари воплощаемь, и спасая, яко благоутробен, всего мя человека: темже, вернии, Богородицу Тя славим.
Песнь 6
Ирмос: Просвещение во тьме лежащих, спасение отчаянных, Христе, Спасе мой, к Тебе утренюю, Царю мира, просвети мя сиянием Твоим, иного бо, разве Тебе, бога не знаю.
Припев: Святителю отче Николае, моли Бога о нас.
Боголепным житием, треблаженне, просвещаемь, осужденных неправедным изречением умрети, представ, избавил еси, Владыце Христу зовущия: иного бо, разве Тебе, бога не знаем.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.
На Небесех присносущную славу ныне зря, и неизглаголанныя и Божественныя зари светлейшими наслаждаяся сиянии, покрый мя предстательством твоим, преподобне, угодниче Христов всечестне.
И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Богородичен: Да Твой взыщеши образ, погребенный страстьми, Спасе, Небесных утаився сил, воплощся из Девы, явился еси Тебе зовущим: иного, разве Тебе, бога не знаем.
Песнь 6
Ирмос: В бездне греховней валяяся, неизследную милосердия Твоего призываю бездну: от тли, Боже, мя возведи.
Припев: Святителю отче Николае, моли Бога о нас.
Иже победы, Николае, венец на твоем версе достойно положися, яко победитель убо изряднейший тя призывающия спаси.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.
Умерщвлена мя, блаженне, прегрешеньми и страстей треволненьми погружаема, явився, спаси ко пристанищу Божественныя воли.
И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Богородичен: На Тя надежды возложих, Мати Приснодево, спасения моего и Тя предстательницу полагаю жизни, тверду же и непоколебиму.
Кондак глас 3
В Мирех, святе, священнодействитель показался еси, Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив, положил еси душу твою о людех твоих и спасл еси неповинныя от смерти. Сего ради освятился еси, яко великий таинник Божия благодати.
Икос
Воспоим ныне святителя песньми, мирским людем пастыря и учителя, да молитвами его просветимся: се бо явися чист весь, нетленен духом, Христу принося жертву непорочну, чисту, Богу благоприятну, яко святитель, очищен и душею и телом, темже сый истинно Церкве предстатель и поборник сея, яко великий таинник Божия благодати.
Песнь 7
Ирмос: Образу златому, на поле Деире служиму, трие Твои отроцы небрегоша безбожнаго веления, посреде же огня ввержени, орошаеми, пояху: благословен еси, Боже отец наших.
Припев: Святителю отче Николае, моли Бога о нас.
Острому искушению впадох, люте пострекаемь, и ко вратом ада приближихся, скорбьми поражаемъ, спаси мя молитвами твоими, блаженне, и возстави, поюща: благословен еси, Боже отец наших.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.
Незаходимаго света невещественными лучами облистаемь, сущия во тьме скорбей озлобленныя исхити и к просвещению веселия настави, поющия: благословен еси, Боже отец наших.
И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Богородичен: Моли Христа, Сына Твоего и Бога, Дево Богородительнице, проданныя лютыми прегрешеньми и лестьми змииными кровию Его честною избавитися, поющим: благословен еси, Боже отец наших.
Песнь 8
Ирмос: В пещь огненную ко отроком еврейским снизшедшаго и пламень в росу преложшаго Бога пойте, дела, яко Господа и превозносите во вся веки.
Припев: Святителю отче Николае, моли Бога о нас.
Яко благ и сострадателен во глубине напастей люте содержимыя свободи, блаженне Николае, от содержащих лютых, разрешение подая молитвами твоими яже ко Спасу Христу, священнотаинниче.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.
Тайновождь сущих паче ума, святых служитель и Небесных сый, Богомудре, архиерей же верен, прегрешений оставления проси от Спаса нашего, священноявленне.
И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Богородичен: Изнемогает мой ныне ум, во глубину впад безчестия, яко отвсюду различными объят есмь злыми; но Ты, Дево, исцели, безстрастия светом одевающи.
Песнь 9
Ирмос: Безначальна Родителя Сын, Бог и Господь, воплощся от Девы, нам явися, омраченная просветити, собрати расточенная. Тем Всепетую Богородицу величаем.
Припев: Святителю отче Николае, моли Бога о нас.
Свещами благодати, Богомудре, просвещаемь, и светильник благочестия яве был еси, сущия в напастех спасаеши, и сущия во глубине морстей избавляеши, и питаеши алчущия преславно, всеблаженне.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.
Иже в рай сладости ныне водворяяся и неизреченную славу ясно зря, от Небесных круг певцы твоя назираеши, от страстей избавляя, Богоносе всеблаженне.
И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Богородичен: Премудрость, и Силу, и Слово Ипостасное Отчее, Богомати Чистая, родила еси, от Твоих пречистых кровей свой храм приимшую и Сему по соединению соединившую нераздельно.
Светилен
Великаго архипастыря и иерарха вси, председателя Мирликийскаго Николая восхвалим: многи бо мужи спасе, неправедно умрети имущия, и царю является со Авлавием во сне, реша неправедный суд.
Полное собрание и описание: молитва канон николай чудотворец для духовной жизни верующего человека.
Канон Святителю и Чудотворцу Николаю
Правилом веры и образом кротости, / воздержания учителем / явила тебя стаду твоему / непреложная Истина. / Потому ты приобрел смирением - высокое, / нищетою - богатство. / Отче, святитель Николай, / моли Христа Бога о спасении душ наших.
Канон, Глас 4 Песнь 1
Отверзу уста мои, / и они исполнятся Духа; / и слово изреку Царице Матери, / и явлюсь светло торжествующим, / и воспою радостно Ее чудеса.
Пастырь добрый Христова стада, / радуйся, Николай, / ибо гражданам Мир Ликийских / отцом многочтимым и учителем ты был; / и мне позволь приветствие «радуйся!» / тебе приносить.
Племена земные, соберемся, / чтобы возглас «радуйся!» приносить святителю: / ибо он приносит радость / вселенной не оскудевающую.
Слава: Тебе, избавившему трех воевод / от убиения неправедного, мы взываем: / «Радуйся, Николай, заступник прибегающим / под кров твой!»
И ныне: Богородица Дева, радуйся, / радость от Ангела принявшая, / и спаси Тебя величающих.
Твоих песнопевцев, Богородица, / - живой и обильный источник, / устроивших духовный праздник, утверди / и в божественной Твоей славе / удостой венцов славы.
Святитель, отче Николай, моли Бога о нас.
Никто, прибегающий под кров / надежды на тебя, отче, / не уходит от тебя ни с чем, / но возглас «радуйся» принося тебе, / помощь принимает, Николай; / ее и мне подай, всеблаженный.
Ангелы дивятся, преподобный, / твоему горячему заступничеству, / люди же радуются, получая по твоим молитвам / избавление от напастей бесовских; / потому возглас «радуйся» мы приносим тебе, / Николай прехвальный!
Слава: Ты - шлем и оружие непобедимое / против диавола, / христианам же - утверждение, / и иерархам - украшение, Николай чудный. / Радуйся, чудотворец великий, / обуреваемым тихое пристанище.
И ныне: Зачав Создателя Своего, Богородица, / Ты родила всех Творца и Господа; / Его моли об избавлении нас от напастей; / ведь все, что хочешь, можешь, как благая / и Благого Родительница.
Господи, помилуй (3)
Взойдя на высоту добродетелей / и оттуда озарившись, отче, / Божественными сияниями чудес, / явился миру ты поистине пресветлым пастырем, / в напастях для нас предстателем непобедимым; / потому, преславно победив врага, / ты ложь прогнал и спас людей от смерти, Николай; / моли Христа Бога грехов отпущение даровать / чтущим с любовию святую память твою.
Рекою исцелений преизливающейся / и источником чудес неоскудевающим / явила тебя, Николай, Милости Бездна: / ибо тяжкими недугами горько удручаемые / и превратностями жизни страшно испытуемые / обретают от всякого уныния / поистине утоляющее боль лекарство / - горячую защиту твою. / Потому мы тебе взываем: / «Ходатайствуй пред Христом Богом / о даровании отпущения согрешений / празднующим с любовию святую память твою!»
Тебя, как Деву и единственную среди жен / без семени родившую по плоти Бога, / мы все, племена человеческие, блаженной именуем: / ибо вселился в Тебя Огонь Божества, / и Ты как Младенца молоком питаешь Творца и Господа. / Потому сонм Ангелов и мы, человеческий род, / достойно славим пресвятые роды Твои / и согласно взываем Тебе: / «Моли Христа Бога согрешений отпущение даровать / поклоняющимся с верою пресвятому Его рождению от Тебя!»
Сидящий в славе / на престоле Божества, / на облаке легком, / пришел Иисус божественнейший, / носимый непорочной рукою, / и спас взывающих: / «Слава, Христе, силе Твоей!»
Святитель, отче Николай, моли Бога о нас.
Равный Апостолам престолом, / радуйся, Николай, / ибо ты Ария ересь посрамил / и надменность велиара низложил твоими молитвами; / не преставай молить о рабах твоих.
Юношу того из рук эмира срацинского ты избавил, / родителям же его радость даровал, / потому и мы с ними тебе возглас «радуйся» приносим, / Николай преподобный.
Слава: Трех воевод от убиения неправедного / спас ты, чудотворец, / явившись во сне царю благочестивому и запретив ему, / и от них принял возглас «радуйся». / И меня укрепи, Николай, твоими молитвами.
И ныне: Преблагословенная Богородица, радуйся, / ибо Ты - престол всех Царя, Херувимов высший. / Не замедли, моля Своего Сына и Бога нашего / о чтущих Тебя всегда, с Николаем блаженным.
Изумился весь мир / о божественной славе Твоей: / ибо Ты, брака не познавшая Дева, / носила во чреве Твоём Всевышнего Бога / и родила вечного Сына, / всем воспевающим Тебя мир подающего.
Святитель, отче Николай, моли Бога о нас.
Апостолам соименный, с Ангелами наравне стоящий / у Престола Владыки неотступно, / Ария безумствовавшего ты посрамил; / потому, Николай, мы возглашаем тебе: «Радуйся, / святителям украшение и столп церковный!»
Руку помощи подай мне, Николай, молясь ко Господу, / ибо буря греха потопляет меня, / и приведи к тихой пристани покаяния / твоими, отче, молитвами.
Слава: Если я и много беззаконий сотворил, / но не отступаю от надежды на покров твой, / всегда возглас «радуйся» принося тебе; / ты же, Николай, меня избавь от всякой скорби и беды: / ведь все, что хочешь, и соделать можешь.
И ныне: Радуйся, Облако превысшее небес, / источившее нам Каплю, Богородица всеблагая! / Подай царю нашему победу над варварами от Бога, / со иерархом Николаем Его моля.
Божественный сей и всеми чтимый / совершая праздник Богоматери, / придите, богомудрые, / начнем рукоплескать, / от Нее рожденного Бога славя.
Святитель, отче Николай, моли Бога о нас.
Другом Христовым и вторым Петром / явился ты, отче. / Радуйся, ибо ты столп Церкви и чудесный орга́н, / Духом Святым чудодействующий и бряцающий. / Потому мы, Николай, возглас «радуйся» / приносим тебе всегда.
Услышав царь благочестивый Константин / со Авлавием епархом / во сне угрозы твои о тех мужах, / что́ должны были неправедно погибнуть, / повелел их скорее отпустить, / тебе же, Николай, возглашал: радуйся!
Слава: Кораблю тому, утопающему в море / ты был, отче, кормчим; / и мне, тяжко обуреваемому помышлениями бесовскими, / дай кормило благого рассуждения в уме и в сердце, / чтобы я всегда возглас «радуйся» / приносил тебе, Николай прехвальный.
И ныне: Радуйся, Пречистая Дева, / радуйся, миру утверждение, / радуйся, ибо родила Ты Сына, всех Бога! / Его моли, Богородица пренепорочная, / о спасении душ наших.
Господи, помилуй (3) Слава, и ныне:
В Мирах ты, святой, явился совершителем священнодействий, / ибо Христово Евангелие исполнив, преподобный, / положил ты душу свою за людей твоих / и неповинных спас от смерти; / потому был ты освящен, / как великий служитель таинств Божией благодати.
Воспоем ныне иерарха песнями, / людям в Мирах пастыря и учителя, / чтобы его ходатайствами просветиться: / ибо вот, он явился весь чист, невозмутим духом, / Христу принося жертву непорочную, подлинную, Богу благоприятную, / как священнослужитель, очищенный и душой и телом, / потому он - воистину Церкви покровитель и поборник ее, / как великий служитель таинств Божией благодати.
Не почтили богомудрые / творения больше Творца, / но угрожавший им огонь мужественно поправ, / радостно воспевали: / «Прехвальный Господь и Бог отцов, / благословен Ты!»
Святитель, отче Николай, моли Бога о нас.
Святой Николай, святитель Христов, радуйся: / ибо ты для всех радость неизреченная! / И мне подай руку помощи, чтобы я возглашал тебе: / «Радуйся, всеблаженный!»
Когда услышали воеводы, / что отпущены из темницы по твоему велению, / взяв светильники со свечами, принесли тебе, / громким голосом взывая: / «Радуйся, отче преподобный, избавление наше!»
Слава: Некогда услышал ты в темнице узников; / услышь и меня, Николай, / возглас «радуйся» тебе приносящего, / и исторгни меня из огня геенны.
И ныне: Мария Госпожа, Матерь Искупителя, / прими меня, кающегося / и прибегающего под кров Твой, / чтобы я непрестанно взывал Тебе: / «Радуйся, Благодатная Богородица, Приснодева!»
Отроков благочестивых в печи / Дитя Богородицы спасло: / тогда - прообразуемое, а ныне - действующее; / всю вселенную созывает Он петь Тебе. / Пойте Господа, творения, / и превозносите во все века!
Святитель, отче Николай, моли Бога о нас.
Апостолам сопрестольный, / со Ангелами служащий Святой Троице, / Николай прехвальный, радуйся, / и мне даруй радость молитвами твоими.
Кормчий носимых бурей, / радуйся, Николай, / и бурю моих страстей, от нападения бесовского восставших, успокой, / ибо больше не могу терпеть, но взываю: / «Радуйся, помощник мой и горячий покровитель».
Слава: О, сколь великая скорбь / охватывает меня от стрел бесовских, / и раны терпеть мне не возможно, / приложить же пластырь - нет врача; / но ты, Николай, приложи мне пластырь и елей молитв твоих, / чтобы я взывал тебе: / «Радуйся, отче преподобный!»
И ныне: Радуйся, Куст терновый не сгоравший, / который Моисей видел на Синае, / и Лестница, которую Иаков созерцал, / - Преблагословенная Богородица Приснодева!
Всякий на земле рожденный / да ликует, Духом просвещаясь; / да торжествует и бесплотных Умов естество, / почитая священное торжество Богоматери, / и да взывает: / «Радуйся, Всеблаженная, / Богородица чистая, Приснодева!»
Святитель, отче Николай, моли Бога о нас.
Выстрелы обольстителя окружают меня / и стремления греховные, / но, надеясь на покров твой, / к тебе прибегаю, отче, / чтобы ты отогнал от меня все обольщения лукавого, / и я взывал тебе: / «Радуйся, Николай!»
Ария безумствовавшего ты посрамил, / и пламя ересей угасил; / воевод, в темнице связанных услышал, / и приветствие «радуйся» принял от них; / и мы взываем тебе, Николай: / «Радуйся, всеблаженный!»
Слава: Агрика того услышал ты, / и сына его Василия восхитил от эмира, / и в один миг поставил здоровым перед родителями от сарацин, / и по моей молитве исторгни мою душу, / недугующую и грехами отягченную, / из огня геенны, Николай.
И ныне: Царица, всех Царя родившая / и носившая Носящего все творение, / спаси меня, величающего Тебя, / Пресвятая Владычица!
Великого архипастыря и иерарха, / предстоятеля Мирликийского Николая все мы восхваляем: / ибо многих людей он спас, / на смерть неправедно обреченных, / и царю с Авлавием он является во сне, / отменяя неправедный приговор.
Слава: Весьма прославил тебя чудесами Господь / и при жизни и по кончине, святитель Николай: / ибо кто́ со всею верою / только имя твое святое призовет, / и не будет тотчас же услышан, / горячего защитника в тебе найдя?
Мудрость Ипостасную, и Слово сверх-су́щественное, / и Врача всех Христа родившая Дева! / Язвы и раны души моей исцели, тяжкие и давние, / и непристойные помыслы моего сердца пресеки.
Молитва святому Николаю
О всесвятой Николай, преславный служитель Господень, горячий наш заступник, и везде в скорбях скорый помощник! Помоги мне, грешному и унывающему: в нынешней жизни умоли Господа Бога даровать мне отпущение всех моих грехов, сколько согрешил я от юности моей в течение всей моей жизни делом, словом, помышлением и всеми моими чувствами; и при исходе души моей помоги мне, несчастному, умоли Господа Бога, всего творения Создателя, избавить меня от воздушных мыта́рств и вечного мучения, дабы я постоянно прославлял Отца, и Сына, и Святого Духа, и твое милостивое предстательство, ныне и всегда и во веки веков, аминь.
О всеблагой отче Николай, пастырь и учитель всех, с верою прибегающих к твоему заступничеству и в горячей молитве тебя призывающих! Скоро поспеши и избавь Христово стадо от волков, губящих его, и всякую страну христианскую огради и сохрани святыми твоими молитвами от мирского мятежа, землетрясения, нашествия иноплеменников и междоусобной войны, от голода, наводнения, огня, меча и от внезапной смерти. И как ты помиловал трех мужей, в темнице сидевших, и избавил их от царского гнева и от усечения мечом, так помилуй и меня, умом, словом и делом во тьме грехов пребывающего, и избавь меня от гнева Божия и вечного наказания, да твоим ходатайством и помощью, Своим же милосердием и благодатию Христос Бог тихую и безгрешную жизнь даст мне прожить в веке сем и избавит меня от участи стоящих слева, и сподобит стать справа со всеми святыми, аминь.
Каноны Николаю Чудотворцу и акафист
Святитель Николай Чудотворец – один из самых почитаемых не только в России, но и в странах Католической церкви. Для православных верующих одним из способов обратиться к святому является чтение канона или акафиста. Эти виды торжественных песнопений отличаются структурой построения текста и историей написания. Каноны были созданы много веков назад людьми, причисленными Церковью к лику святых. Акафист может быть написан и в настоящее время духовным писателем, который не всегда является служителем Церкви.
Святой Николай Чудотворец
Святой Николай Чудотворец родился в 270 году в городе Патаре провинции Ликия. С юных лет он отличался благочестием и стремлением служить Богу. Будучи священником, святитель являлся примером для своей паствы, проповедовал, увещевал и направлял жителей Ликии на путь спасения. После нескольких лет служения в сане священника святитель Николай был избран епископом Мир Ликийских.
Подвижничество святого Николая проходило в период гонения на христианство. Когда епископа вместе с другими христианами заключили в темницу, святитель не только сам мужественно переносил все тяготы и лишения, но и поддерживал остальных заточенных.
Еще при жизни святому Николаю приписывают множество чудес и поступков истинного милосердия и любви к ближнему. Святой Николай Чудотворец почитается как в западном, так и восточном христианстве. Этот святитель особо любим верующими, и множество людей обращаются с молитвой именно к нему.
Канон Николаю Чудотворцу
Каноны Николаю Чудотворцу – это сложные по структуре произведения церковной гимнографии, восхваляющие святого. Их текст состоит из библейских песнопений, к которым позднее были присоединены дополнительные стихи – ирмосы и тропари. Последние воспевают праздничное событие. Ирмосы служат для взаимосвязи библейской песни и тропаря, проводя аналогию между празднуемым событием и описанным в Библии. Структура ирмоса является основой для напева и ритмического строения тропаря. Длина и количество строф должны совпадать.
Существует несколько канонов святителю:
- «Во глубине постла иногда……» – начало ирмоса первого канона.
- 2-й канон Николаю Чудотворцу начинается ирмосом «Христос раждается – славите. »
- «Песнь возслем, людие…..» – ирмос канона из богослужения на перенесение мощей святого.
- «Отверзу уста моя…..» – начало четвертого канона Николаю Чудотворцу.
Канон 2 Николаю Чудотворцу, так же как и 1-й канон, читается во время службы в день памяти святого 19 декабря по новому стилю. Другие два канона читаются на богослужении в день памяти перенесения мощей святителя 22 мая.
Зачем читать канон?
Каноны Николаю Чудотворцу можно читать дома или услышать их во время богослужения в храме. Святые отцы церкви говорят, что тех, кто читает Каноны Божьей Матери, Спасителю и святым, особо уберегает Господь. Каноны Николаю Чудотворцу – это также молитвы, читая которые человек обращается к святителю через библейские события.
Каноны написаны много веков назад людьми высокодуховными и, как правило, причисленными впоследствии к лику святых. Читая написанные ими хвалебные песнопения и молитвы, человек вместе с ними возносит молитву Богу.
Канон св. Николаю Чудотворцу читают для исцеления от болезней, помощи при нужде и материальном недостатке. Также святой считается защитником вдов и сирот. Ему молятся при унынии, печали и отчаянии. Так как святитель сам был заточен на некоторое время, к нему обращаются в плену и в других тяжелых жизненных обстоятельствах.
Где найти канон и акафист Николаю Чудотворцу?
Практически любые каноны и акафисты можно приобрести в церковных лавках. Канон Николаю чудотворцу с ударениями можно найти на православных сайтах в Интернете. Лучше если параллельно с каноном будет написан текст пояснений, так как не всегда язык богослужебных песен понятен только начинающему свой путь к вере человеку.
Перед чтением необходимо удостовериться, что канон или акафист утверждены Священным Синодом Русской Православной церкви. Для этого лучше использовать тексты из каноников, приобретенных в лавках при храмах или найденных на надежных православных сайтах. Список одобренных акафистов также опубликован в Интернете.
Кроме этого, всегда можно подойти в храме к священнику или дьякону и уточнить, является ли акафист соответствующим установленным Священным Синодом требованиям.
Как правильно читать канон
Канон Николаю Чудотворцу на русском языке не так сложно читать, как на церковнославянском. Читая канон, необходимо вдумчиво произносить каждое слово. В отличие от акафиста, канон покаянный Николаю Чудотворцу можно читать сидя. Произносить хвалебные песнопения святому можно в любое время. Существуют специальные предначинательные молитвы, которые прочитывают перед каноном. Если библейские песнопения святому следуют после ежедневного молитвенного правила, то дополнительные молитвы не требуются.
В случае, когда нет возможности читать канон вслух, можно произносить молитву и про себя. Главное, чтобы ее слова произносились осознано, с чувством покаяния и любви к Богу, святому. Читать канон вслух лучше спокойным и монотонным голосом. Уделять внимание выразительности голоса не нужно. Церковные и домашние молитвословия не светские поэтические произведения, поэтому произносятся несколько иначе. Самое важное при чтении священных песнопений – обращение души к Богу, духовному миру.
Перед чтением канона можно зажечь свечу или лампаду у иконы Николая Чудотворца. Если подходящего изображения святого нет, то можно обратиться к образу Божьей Матери или Спасителя.
Акафист Николаю Чудотворцу
Акафист – хвалебная песнь Богу, Богородице или святым. Первый был написан Пресвятой Богородице в 626 году в честь освобождения Константинополя от персов.
Акафист состоит из икосов и кондаков. Всего в хвалебной песне 24 строф. Каждый кондак заканчивается призывом к восхвалению Бога: «Аллилуиа!» А икос – приветствием воспеваемому святому: «Радуйся!»
Акафист Николаю Чудотворцу был написан через некоторое время после его кончины. По одной из версий хвалебный гимн был написан константинопольскими служителями церкви, по другой – русскими иеромонахами, участвовавшими в перенесении источающих миро мощей святого.
Текст акафиста можно приобрести в церковной лавке, найти на сайтах в Интернете, прослушать на аудионосителях. В первом случае можно быть уверенным в качестве и подлинности текста. Кроме этого, в храмах освященных в честь святителя, раз в неделю читается акафист святому Николаю Угоднику. Сорокадневное чтение акафиста Николаю Чудотворцу можно заказать и в монастырях. При этом необходимо указать имя человека, о здравии которого будет читаться акафист.
Как читать акафист Николаю Чудотворцу
Перед тем как брать на себя обязательство чтения акафиста святому в течение определенного срока, лучше взять благословение у духовника. Священник, совершающий таинство исповеди, зная духовные силы, жизненные обстоятельства и внутреннее состояние верующего, благословит или даст совет пока отложить чтение.
Существуют определенные правила чтения акафиста. Тринадцатый кондак – молитвенное обращение к святому – читается три раза. После последнего кондака акафиста опять читаются первые икос и кондак. Затем читается молитва Николаю Чудотворцу.
Количество дней, в течение которых читается акафист, неограниченно. Акафист можно читать в любое удобное время. Лучше если во время этого поблизости будет располагаться икона святителя.
Часто хвалебный гимн читают в течение сорока дней. При этом, если пришлось пропустить день, то на следующий можно продолжить.
Прочесть акафист Николаю Чудотворцу можно и один раз, главное, почувствовать в душе стремление и желание обратиться к святому. Акафист приравнивается к гимну, поэтому при его чтении лучше стоять.
Зачем читать акафист Николаю Чудотворцу?
Акафист, как и канон святителю Николаю Чудотворцу, помогает верующим в самых разных случаях. Молитвенное обращение к святому помогает при любых трудностях. Можно найти много благодарных отзывов и реальных историй из жизни людей, рассказывающих о разрешении трудных жизненных обстоятельств после молитв к святому. Особенно часто к нему обращаются при болезни, финансовых и бытовых трудностях, во время путешествий. Еще при жизни епископ Мир Ликийских оказывал помощь многим нуждающимся.
Текст акафиста содержит жизнеописания святого. Многими людьми он воспринимается намного легче, чем канон святителю Николаю Чудотворцу.
Не стоит относиться к чтению акафиста как к магическому обряду и заговору. Желание быстрого результата не принесёт пользы. Главным чувством при обращении к святому должно быть покаяние и вера, что Угодник Божий услышит просьбу и поможет.
Молитвы перед чтением акафиста и канонов
Перед акафистом необходимо прочитать предначинательные молитвы, которые помогут подготовить сознание человека к хвалебной песни: отбросить все суетные мысли, сосредоточиться на тексте молитвословия. Обычно предначинательные молитвы включают: «Царю Небесный», “Трисвятая песнь”, «Пресвятая троица», «Отче наш», «Приидите поклонимся». Также несколько раз произносится «Господи, помилуй», и читаются псалмы из псалтири. Эти же молитвы читаются и перед каноном.
После чтения акафиста или канонов Николаю Чудотворцу произносятся молитвы, которые одинаковы для всех молитвенных правил.
Каноны и акафист на церковнославянском языке
Молитвенные песнопения на церковнославянском языке гораздо сложнее найти, чем на русском.
В храмах все тексты богослужения произносится только на церковнославянском. Этот язык вбирает в себя многовековой опыт общения русского человека и Бога. Кроме этого, чтение на церковнославянском помогает отвлечься от повседневных мыслей, создать особую атмосферу и погрузиться в мир молитвы.
Акафист на церковнославянском будет сложен для восприятия только начинающему изучать этот язык верующему. Для того чтобы текст лучше воспринимался, можно прочитать перевод и толкование на русском языке.
Каноны, более сложные по структуре, лучше читать на русском, так они будут легче для понимания.
Что лучше читать: акафист или канон святому?
Канон – более древний жанр церковного песнопения, чем акафист. Текст канонов написан святыми отцами, чей уровень духовного роста и осознания Божественного мироздания намного превосходит обычное человеческое понимание. Акафисты, как правило, создавались в более поздний период духовными писателями, не все из которых являлись монахами или служителями церкви. Поэтому, выбирая между каноном и акафистом, по мнению некоторых священников, лучше отдавать предпочтение чтению первых.
В то же время акафист святому легче читается и воспринимается, так как структура построения текста намного проще.
Каноны Николаю Чудотворцу – менее хвалебное молитвословие, чем акафист, но имеет просительный характер. Несмотря на это, просить о помощи можно и читая акафист.
О всехвальный и всеми чтимый архиерей, великий чудотворец, святитель Христов, отче Николай, человек Божий и верный раб, муж желаний, сосуд избранный, крепкий столп Церкви, светильник пресветлый, звезда озаряющая и освещающая всю вселенную! Ты – праведник, как пальма расцветший, насажденный во дворах Господа своего; живший в Мvрах, ты благоуханием мvра мiр исполнил и мvро неиссякающее благодати Божией источаешь. Твоим шествием, пресвятой отче, море освятилось, когда многочудесные твои мощи шествовали во град Барийский, чтобы от востока до запада восхвалялось имя Господне. О преискусный и предивный чудотворец, скорый помощник, горячий заступник, пастырь предобрый, спасающий словесное стадо от всяких бед! Тебя прославляем и тебя величаем, как надежду всех христиан, источник чудес, защитника верных, премудрого учителя, алчущих питателя, плачущих веселие, нагих одеяние, болящих врача, по морю плавающих кормчего, пленников освободителя, вдов и сирот питателя и заступника, целомудрия хранителя, младенцев кроткого воспитателя, старых укрепление, постников наставника, трудящихся упокоение, нищих и убогих изобильное богатство. Услышь нас, молящихся тебе и прибегающих под кров твой, яви предстательство твое о нас ко Всевышнему и исходатайствуй твоими богоугодными молитвами всё, полезное ко спасению душ и тел наших; сохрани святую обитель сию [или храм сей], всякий город и селение, и всякую страну христианскую и людей, в ней живущих от всякого бедствия помощью твоею; ибо знаем мы, знаем, как много может молитва праведного, содействующая ко благу; тебя же, праведного, после Преблагословенной Девы Марии, имеем мы предстателем ко Всемилостивому Богу, и к твоему, преблагой отче, горячему ходатайству и заступничеству смиренно прибегаем; ты нас сохрани, как бодрый и добрый пастырь, от всяких врагов, мора, землетрясения, града, голода, наводнения, огня, меча, нашествия иноплеменников, и во всяких бедах и скорбях наших подавай нам руку помощи, и отвори нам двери милосердия Божия; потому что мы недостойны взирать на высоту небес от множества неправд наших, связаны узами грехов, и никогда воли Создателя нашего не сотворили и не соблюли повелений Его. Потому приклоняем колена сокрушенного и смиренного сердца нашего пред Творцом своим, и твоего отеческого заступничества пред Ним просим: помоги нам, служитель Божий, да не погибнем со беззакониями нашими, избавь нас от всякого зла и от всякого дела враждебного, направь ум наш и укрепи сердце наше в правой вере, в которой по твоему предстательству и ходатайству, ни ранами, ни угрозами, ни мором, ни каким гневом Создателя своего поколеблены да не будем, но здесь мирно жизнь проживем и сподобимся видеть блага на земле живых, славя Отца, и Сына, и Святого Духа, Единого в Троице славимого и поклоняемого Бога, ныне и всегда, и во веки веков, аминь.