Какой характер был у евгения онегина. Цитатная характеристика Онегина
Центральный персонаж «Евгения Онегина», романа в стихах, именем которого произведение и названо, уроженец Петербурга, молодой дворянин, избалованный светскими вечерами и приёмами. Он холост и способен составить достойную партию любой из «элитных» невест. Манеры Евгения не просто хороши, они «вылощены» до блеска. И ему ничего не стоит вскружить голову даже самой избирательной даме.
Онегин хорош собой, обходителен, образован, одет по последней моде и внимательно следит за внешним видом. Несмотря на то, что герой прожил на свете чуть больше четверти века и постоянно находится в кругу шумных друзей, его существование отравлено депрессивным состоянием. Эта «благородная» хандра связана с неопределённостью, в которой живёт Евгений. Он тяготеет к вольной, ничем необремененной жизни, но среди праздной толпы чувствует себя одиноким. Чему хотел бы посвятить свою жизнь, пушкинский герой ещё не знает. Непостоянство в отношениях, званые вечера, светские беседы, где герою нет равных, ему порядком надоели. Но для того, чтобы посвятить себя упорному труду, Онегин слишком ленив. Возможно, так к молодому барину подкрался «кризис 30-ти лет».
Находясь на перепутье, он приезжает в глубокую провинцию, чтобы вступить в наследство, оставленное ему умирающим дядюшкой. Евгений останавливается в новом имении. И от неспешного деревенского быта начинает ещё больше хандрить. Чтобы как-то развеяться, он заводит дружбу с соседом, местным романтиком и поэтом Владимиром Ленским, который знакомит его с семьёй Лариных. Ленский сватается к их младшей дочери Ольге. Онегин же сразу отмечает, что её старшая сестра намного интереснее. Татьяна влюбляется в городского гостя буквально с первых минут знакомства. Воспитанная на французских романах, девушка пишет избраннику своего сердца письмо на французском языке, где признаётся ему в любви. Но пылкость девушки Евгений отвергает, так как понимает, что такая партия, как Татьяна Ларина, создана исключительно для отношений в браке. Жениться герой пока не готов.
Спустя некоторое время, Ленский привозит Онегина на званый вечер в доме Лариных. Справляются именины Татьяны. Евгению становится скучно, он злится на юного друга и ради «юмористической» мести танцует и флиртует с его невестой. Ленский из ревности вызывает городского пижона на дуэль. Шутка обращается трагедией — молодой поэт умирает во время поединка. Онегин покидает деревню и отправляется в длительное путешествие.
Вернувшись в Петербург через два года, герой встречается на балу с Татьяной, теперь уже замужней дамой. Продолжая любить его, девушка дала согласие на брак с богатым человеком, князем N. Теперь она холодна и неприступна для Онегина. Увидев её другой, Евгений понимает, что влюблён. Он пишет и передаёт Татьяне письма, но не получает ответов. Добившись личной встречи, Онегин пылко признаётся в любви. Но «новая» Татьяна твёрдо ему отказывает, объяснив, что он опоздал, и она никогда не нарушит клятвы верности супругу. Герой остаётся один и слышит, как приближаются шаги князя N.
Цитаты Онегина
Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава богу,
У нас немудрено блеснуть...
Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей...
Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей...
Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей
И тем ее вернее губим
Средь обольстительных сетей...
Но жалок тот, кто всё предвидит,
Чья не кружится голова...
Лихая мода, наш тиран,
Недуг новейших россиян...
И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!...
Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!...
Слишком часто разговоры
Принять мы рады за дела...
Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел...
Запретный плод вам подавай,
А без того вам рай не рай...
Любви все возрасты покорны...
Я думал: вольность и покой
Замена счастью.
Боже мой! Как я ошибся…
Впервые характеристика Онегина дается в I главе романа, где Пушкин не только знакомит нас со своим героем, но и раскрывает важный этап его эволюции. И каким же он явился?
Мы отмечаем честность и прямоту Онегина: он не пытается внушить себе родственные чувства или жалость к богатому старику-дяде. С присущим ему язвительным остроумием Онегин издевается над лицемерием родственников, проявляющих показную заботу о больном: "Какое низкое коварство…"
Но Евгений иронизирует и над самим собой: ведь это он едет к умирающему,
Приготовляясь, денег ради,
На вздохи, скуку и обман...
Прямота Онегина - характеристика, которая вряд ли извиняет его цинизм, развязность, с которыми «молодой повеса » говорит об умирающем старике.
Так в одной только строфе, в одном высказывании героя раскрывается сложный, противоречивый характер: Онегин язвителен, умен, не считается с некоторыми общественными условностями и предрассудками, способен к саморазоблачению, зол и циничен. Слова героя язвительны, полны мрачной иронии. Но не такова была речь Онегина при первом вступлении в свет.
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал...
Юный Онегин говорит изящно, легко, чаще по-французски, чем по-русски, умеет вести непринужденную беседу на любую тему. Без сомнения, содержание высказываний Онегина свидетельствует о некотором его свободомыслии, но вместе с тем ясно, что это свободомыслие неглубоко, легковесно.
В рассказе о воспитании и светских успехах Евгения несколько насмешливых стихов рисуют его с головы до ног и заставляют догадываться о его происхождении, образе жизни, окружении. Например: "Служил отлично-благородно".
Слова «отлично-благородно» - обычный термин, у потребляющийся в послужных списках и других официальных документах, - помогают представить себе блестящего и, возможно, храброго офицера в отставке. Но нельзя не почувствовать иронического оттенка этих слов, особенно когда читаешь следующий стих - «долгами жил». Жить в долг - тонкое искусство, которым великолепно владели многие тогдашние аристократы, но с благородством оно мало вяжется. Отец Онегина - один из множества ему подобных: беспечный, общительный и хлебосольный прожигатель жизни.
В эпиграмматическом стиле изображен и учитель Онегина. Изображение учителя и его педагогической деятельности помогает нам разобраться в характере Онегина, понять, почему он был способен «коснуться до всего слегка», «но труд упорный ему был тошен».
Самого Онегина в период его светских успехов автор также делает мишенью дружеских, но беспощадных насмешек. Сами по себе качества, приобретенные Онегиным к моменту вступления «в свет», не смешны, не ироничны. Смешно то, что этого багажа пока достаточно и самому Евгению, и вполне достаточно свету: «Чего ж вам больше?» - иронически спрашивает автор, вскрывая круг интересов и героя, и среды.
Рассмотрим самый главный жизненный интерес юного Онегина - любовную игру. Почему «наука страсти нежной»? Почему не сказать « любовь»? Разве возможно соединение слов «наука» и «страсть»? Ведь страсть предполагает неудержимое чувство, с которым подчас и разум совладать не может. Дело в том, что здесь нет такого чувства, а есть искусная подделка, сложная « наука », подменяющая истинное страдание и счастье. И дальше: «Как рано мог он лицемерить», «Казаться мрачным, изнывать», «Как он умел казаться новым» и т.д. Каждое слово говорит о ложном, показном характере чувств, о том, что Онегин в совершенстве владел всем арсеналом любовной науки, но сердце его при этом молчало.
Велика ли его вина в том, что он, «забав и роскоши дитя», не нашел в жизни серьезного дела? Весь ход повествования заставляет нас понять, что милый юноша, «философ в осьмнадцать лет» жил так, как это было привычно, как было принято в его кругу.
Пушкин и о своем пребывании в свете вспоминает в том же тоне, как о юности Онегина. Сын своего времени и круга, поэт не мог избежать общения со светом. Отступления помогают нам полнее почувствовать атмосферу веселой, легкомысленной пустоты и пошлости, окружавшую Онегина, увидеть типичную картину нравов светского общества.
Поэт передает стремительный, неудержимый темп однообразной и пестрой жизни Евгения: «Куда поскачет мой проказник?», «Онегин полетел к театру». Евгений еще полон жизни, он еще жадно гонится за ее радостями. Но чем ближе повествование подходит к моменту разочарования героя, тем больше нарастает чувство грусти, горечи, тревоги.
Нередко разочарование Онегина объясняется пресыщением. Но дело, конечно, не только в этом. Ведь большая часть молодежи его круга не испытывала пресыщения и шла по проторенному пути. Появление разочарованных молодых людей было обусловлено определенной исторической обстановкой, вызвавшей к жизни и движение декабристов. Но чтобы разочароваться в жизни, надо было обладать недюжинной натурой, иметь запросы поглубже, чем у тех, кто великолепно чувствовал себя в светском омуте. Такова характеристика Онегина.
Однако угрюмость Евгения - результат его отвращения к светскому обществу - еще не свидетельствует об активном протесте. Одним из средств изображения «молодого повесы» в I главе является описание бытового фона. Например, описывая то, что украшало его кабинет, Пушкин прямо не высказывает своего осуждения, а, напротив, скорее оправдывает Евгения.
Онегина характеризуют не только бытовые детали, непосредственно относящиеся к нему, но и изображение быта, от него далекого, - быта мелкого петербургского люда. Этот бытовой фон, противопоставленный картинам жизни Онегина, косвенно бросает свет на героя романа.
В строфах, рисующих разочарование Онегина, меняется и сам фон. Это все тот же Петербург, но не залы и гостиные, не театр, не бытовые картины, а поэтический невский пейзаж, который гармонирует с настроением героя.
Везде блистают фонари;
Еще, прозябнув, бьются кони…
В последующих строфах I главы, нарастая, все громче звучит тема свободы. В атмосфере тоски по свободе, чувствуя себя узниками, колодниками, жило поколение передовой интеллигенции 20-х годов.
Знакомство с дядей Онегина во II главе романа помогает нам глубже понять тот злой сарказм героя, который звучал в начале романа. Дяде посвящена всего одна строфа, в которой поэт в нескольких строках раскрывает сущность человека, дает возможность вообразить и жизненный путь персонажа и его окружение. Образ жизни, характер, душевный мир, уровень интересов старого помещика - все дано в двух последних строках этого четверостишия.
Такова та среда, в которую попал Онегин. По-видимому, большинство степных помещиков по духу и образу жизни мало чем отличались от дяди Евгения. Их характеристика Онегина, как и суждения светских судей, во многом напоминает сплетни недругов. Вот что говорят соседи об Онегине: "Сосед наш неуч, сумасбродит" и т.д.
Критика соседей в адрес героя касается и его манеры говорить. Помещиков возмущает независимый, свободный тон Евгения, отсутствие в его речи почтительных интонаций. Понятно, что в такой среде хандра Онегина могла только усугубиться. А иных сторон деревенской жизни он не мог оценить. В дальнейшем развитии образа Онегина важную роль приобретает его сопоставление с другими персонажами романа.
>Характеристики героев Евгений Онегин
Характеристика героя Евгений Онегин
Евгений Онегин – главный герой одноименного романа А. С. Пушкина , молодой дворянин, человек со сложным и противоречивым характером. Онегин родился и вырос в Петербурге. У него не было матери, а отец был человеком хоть и богатым, но легкомысленным и быстро промотал состояние. После его смерти всё имущество досталось кредиторам. Евгения воспитывали французские гувернёры, которые не отводили много времени наукам. Взамен они научили его изъясняться на французском, понимать латынь, танцевать мазурку и декламировать эпиграммы. Хорошо и быстро он освоил «науку страсти нежной».
Вырос Онегин довольно эгоистичным, неспособным к труду, легко ранящим чувства других людей. Каждый день он посещал театры, балы и пиршества. На следующее утро нежился в постели, а затем снова готовился к выходу в свет. Скоро от такого однообразия у юноши развилась хандра. Чтобы хоть как-то разнообразить свой быт, он пытался читать книги и заниматься литературным творчеством. Но это ему тоже вскоре наскучило. Отправляясь в деревню к умирающему дяде, который завещал ему богатое наследство, он надеялся там отдохнуть от столичной суеты. Смена обстановки ему пришлась по вкусу, но и здесь он вскоре начал скучать. Такова была натура молодого дворянина.
В деревне Онегин познакомился с Ленским , который впоследствии стал его лучшим другом, а также с семьей Лариных. Встреча с Ленским открыла в нем возможность на верную дружбу, скрытую за холодным эгоизмом. А встреча с юной Татьяной Лариной затронула что-то в его оскудевшей душе, но видя романтичную натуру девушки, он не посмел играть её чувствами. В ответ на её письмо с признанием он сказал, что мог любить её любовью брата и что семейные узы не для него. Несмотря на то, что к этим двум людям он был настроен доброжелательно, счастья это ему не принесло. Ленского он случайно убил на дуэли, а Татьяна была выдана за другого и стала княгиней. В конце романа он увидел её в другом свете и полюбил, но на сей раз она ему отказала. Этот отказ повлёк за собой переворот всех его мыслей и душевных чувств.
С первых страниц романа читатель узнает об Онегине, что он «молодой повеса», родившийся на берегах Невы. Рос он беспечным мальчиком и обучался в «тепличных» условиях, потому что его учитель » учил его всему шутя». Когда Евгений достиг юношеского возраста, его учителя «прогнали со двора» и Онегин перестал быть обременен вообще какими-либо занятиями:
Вот мой Онегин на свободе;
Острижен по последней моде,
Как dandy лондонский одет -
И наконец увидел свет.
По этим строчкам понятно, что Онегин следит за модой и выглядит привлекательно, к тому же неплохо владеет французским и умеет танцевать, поэтому свет решает, «что он умен и очень мил».
Но все-таки, по мнению многих «судей решительных и строгих»,
Онегин был «ученый малый, но педант». Он лишь поверхностно касался обсуждаемых тем, но при этом делал это «с ученым видом знатока». Из всех знаний Онегина Пушкин выделяет «науку страсти нежной», благодаря которой он легко сводил с ума красавиц. Превосходное владение этой наукой делало его любимчиком среди женщин, поэтому он всегда получал много приглашений от важных персон.
Онегин был модником и очень педантично относился к своему внешнему виду и к выбору своих нарядов. Праздная жизнь Онегина надоедает ему, ведь она «Однообразна и пестра». Онегин устал от измен, а «друзья и дружба надоели» ему. Пушкин называет его состояние «русской хандрой».
Онегин пробует себя в роли писателя, но «ничего не вышло из пера его», затем он начал читать, но и книги не увлекли его. В это время у Онегина умирает дядя, к которому он отправляется, «приготовляясь, денег ради, на вздохи, скуку и обман», что характеризует Онегина как лицемерного человека, преследующего свою выгоду.
2. Дядя оставляет своему племяннику хорошее наследство, и Онегин остается жить в деревне, где он решил «порядок новый учредить», и вместо барщины ввел оброк, из-за этих нововведений он прослыл «опаснейшим чудаком». Общее впечатление жителей деревни об Онегине сложилось такое: «Сосед наш неуч; сумасбродит; он фармазон; он пьет одно стаканом красное вино…». В это же время в соседнее поместье из Германии возвращается Ленский, романтичный и пылкий молодой поэт, у которого вскоре завязывается дружба с Онегиным. И хотя Ленский был, по мнению, Онегина, наивным идеалистом, но всё же «сноснее многих был Евгений; хоть он людей, конечно, знал и вообще их презирал, - но (правил нет без исключений) иных он очень отличал и вчуже чувство уважал». То есть к Ленскому Онегин относился по-доброму, внимательно слушая его рассуждения, не вставляя свое «охладительное слово».
3. Ленский и знакомит Онегина с семьей Лариных, где старшая сестра Татьяна влюбляется в Онегина. В её глазах он представляет более придуманный ею образ, чем реального человека, ведь она совсем не знала его, а свою любовь «нарисовала» по страницам прочитанных ею романов, наделив Онегина качествами книжных героев.
4. Душевная чистота и неопытность Татьяны тронули Евгения, и он не посмел насмехаться над чувствами девушками, решившись на серьезный разговор с ней. В этом разговоре в наибольшей степени раскрывается характер Онегина, ведь он, можно сказать, исповедуется перед Татьяной, честно рассказывая ей о себе и своем образе жизни. Онегин признается в том, что не готов к созданию семьи, но если бы он решил жениться, то непременно выбрал бы Татьяну, однако, как говорит сам Онегин, он «не создан для блаженства», поэтому он желает Татьяне более достойного супруга, утверждая, что его союз с ней будет несчастливым: «Поверьте (совесть в том порукой), супружество нам будет мукой», далее Онегин заявляет: «Я, сколько ни любил бы вас, привыкнув, разлюблю тотчас». Здесь Евгений честен перед Татьяной, ведь он избалован и развращен высшим светом, тихая семейная жизнь и послушная робкая жена неинтересны ему. Онегин также просит Татьяну учиться быть более сдержанной в своих чувствах, ведь её неопытность может привести к беде. По отношению к Татьяне Евгений проявил «души прямое благородство», что всё-таки характеризует его с положительной стороны.
5. В главе пятой Онегин попадает на именины Татьяны, куда Ленский пригласил Онегина, сказав, что они пройдут в тесном кругу семьи. Но, вопреки словам Ленского, народу собралось очень много, и Татьяна очень волновалась, а так как Евгений терпеть не мог женских слез и истерик, то его берет злость на Ленского и он начинает мстить ему в этот же вечер, кокетничая с его возлюбленной, приглашая ее танцевать: «Онегин с Ольгою пошел; ведет ее, скользя небрежно, и, наклонясь, ей шепчет нежно какой-то пошлый мадригал».
6. Конечно, это очень задело Ленского, поэтому он вызывает Онегина на дуэль. Приняв этот вызов, Онегин испытывает чувство вины за то, что «над любовью робкой, нежной так подшутил вечор небрежно», и за то, что не остановил Ленского, понимая, что Владимиру простительна его вспыльчивость в 18 лет, а вот Онегину, с его житейским опытом, — нет. Все это характеризует Онегина как вспыльчивого и обидчивого, но всё-таки быстро отходчивого человека, умеющего признавать свою вину. Но его самолюбие не позволило ему отказаться от дуэли, к тому же он не хотел слышать «хохотни глупцов», которые могли воспринять его отказ от дуэли за трусость. Онегин одержал победу в дуэли, но при этом он испытал «тоску сердечных угрызений», он «с содроганьем отходит и людей зовет», но жизнь молодому поэту вернуть невозможно.
7. В седьмой главе Татьяна знакомится с книгами, которые читал Евгений, в них «современный человек изображен довольно верно с его безнравственной душой, себялюбивой и сухой»; девушка видит на страницах пометки Онегина и начинает лучше понимать его, называя Онегина «чудаком печальным и опасным». Но всё-таки Татьяна не может понять его до конца: «Что ж он? Ужели подражанье…», «Чужих причуд истолкованье, слов модных полный лексикон? Уж не пародия ли он?».
8. В восьмой главе происходит возвращение Онегина в Москву, где его ждет встреча с Татьяной. Онегин как прежде одинок и беспечен, «дожив без цели, без трудов до двадцати шести годов, томясь в бездействии досуга без службы, без жены, без дел, ничем заняться не умел».
При встрече с Татьяной он удивлен ее преображением, ведь она стала другой, недоступной и равнодушной. Конечно, эта встреча не может пройти бесследно для Онегина:
Что с ним? в каком он странном сне!
Что шевельнулось в глубине
Души холодной и ленивой?
Евгений не может найти себе места, он постоянно думает о Татьяне и находится в ожидании новой встречи с ней. Но сердце его тронула все-таки не та скромная и робкая Татьяна, которую он знал раньше, а эта «равнодушная княгиня», «неприступная богиня», какой Татьяна стала сейчас. И вот он пишет ей письмо, в котором говорит о своей любви. Онегин уже не тот самовлюбленный «франт», он испытывает настоящие муки любви, его сердцем наконец-таки смогла завладеть хоть одна женщина. Онегин теперь - преданный поклонник княгини и пред нею «в муках замирать, бледнеть и гаснуть… вот блаженство». Онегин словно покорный раб перед Татьяной, с волнением ждущий её ответа, боящийся её «гневного укора»:
…Я сам себе
Противиться не в силах боле;
Все решено: я в вашей воле
И предаюсь моей судьбе.
Все слова Онегина подтверждают то, что он противоречивая личность, которой интересен «запретный плод», он способен любить, но любить недоступную, недостижимую женщину, возможно, для того, чтобы, добившись ее, в очередной раз польстить своему самолюбию, ведь Онегин всё-таки тщеславный человек, и добиться расположения княгини, занимающей высокое положение в обществе, - честь для него.
Евгений Онегин
ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН - герой романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» (1823-1831). Блестящий столичный аристократ, последний отпрыск знатного дворянского рода и потому «наследник всех своих родных» (один из них - престарелый дядюшка, в чью деревню отправляется Е.О. в самом начале романа), он ведет жизнь праздную, беспечную, независимую, полную изысканных наслаждений и разнообразных «очарований». «Забав и роскоши дитя», он довольствуется домашним образованием и не обременяет себя службой (в реальной жизни это было практически невозможно). Но Е.О. не просто «молодой повеса», он - петербургский денди, что создает вокруг него ореол исключительности и загадочности. Как культурно-психологический феномен, дендизм «отличается прежде всего эстетизмом жизненного стиля, культом утонченности, красоты, изысканного вкуса во всем - от одежды, от «красы ногтей» до блеска ума». Он предполагает также культ собственной индивидуальности - «соединение неповторимой оригинальности, бесстрастного равнодушия, тщеславия, возведенного в принцип,- и не менее принципиальной независимости во всем» (А.Тархов).
Несомненная внутренняя оппозиционность такого типа поведения («не добиваться ничего, беречь свою независимость, не искать места - все это называется при деспотическом режиме быть в оппозиции»,- разъяснял как раз в»Шв.О. А.И.Герцен) нередко принимала политическую окраску, приводила к вольномыслию, увлечению освободительными идеями. Примером может служить общество золотой молодежи «Зеленая лампа» (ее членом был Пушкин), находившееся в сфере внимания декабристского «Союза Благоденствия». Не случайно описание времяпрепровождения петербургского щеголя в стихотворном сборнике «ламписта» Я.Толстого «Мое праздное время» (1821) стало одним из импульсов изображения дня Е.О. в первой главе.»Швнодушие к чинам и служебной карьере, культ праздности, изящного наслаждения и личной независимости, наконец, политическое вольнодумство образуют внутренне единый комплекс, характерный для поколения 1820-х гг. и запечатленный в образе Е.О.
Разумеется, о вольномыслии героя, о его причастности к околодекабристскому кругу говорить можно было лишь намеками. Но эти намеки многозначительны и красноречивы. Критическое отношение Е.О. к высшему свету и соседям-помещикам, добровольное деревенское отшельничество (своего рода внутренняя эмиграция), облегчение участи крепостных (вполне «декабристский» по духу жест), чтение Адама Смита, бывшего в ходу у декабристов, изображения Байрона и Наполеона - «властителей дум» поколения - в деревенском кабинете Е.О., долгие беседы и споры с Ленским на самые острые и животрепещущие темы современности, наконец, прямое сопоставление Е.О. с вольнодумцем, философом-денди Чаадаевым, упоминание о знакомстве героя с лихим гусаром, декабристом Кавериным, рассказ о его дружбе с героем-автором, опальным поэтом, и готовность Е.О. сопутствовать ему в побеге за границу - все это свидетельствует об истинном масштабе личности Е.О., о его принадлежности к героям времени, остро ощущавшим свою историческую предназначенность и общественную невостребованностъ, мучительно решавшим проблему выбора жизненного пути.
Беглость такого рода намеков - одна из главных особенностей повествования в «Евгении Онегине». Ее художественный эффект - в том, что повседневно-бытовой облик и поведение героя раскрываются здесь пространно и подробно, а о его внутреннем мире, его чувствах, переживаниях, взглядах говорится как бы мимоходом и вскользь. Эффект этот возможен потому, что живая, непринужденная беседа автора с читателем, имитирующая дружескую болтовню, предполагает, что и автор, и герой, и читатель - это «свои» люди, понимающие друг друга с полуслова.
Той же цели служат явные и скрытые сопоставления Е.О. с героями европейской и русской литературы: Фаустом, Чайяьд-Гарольдам, Адольфом Б.Констана, Мельмотом Скитальцем Ч.-Р.Метьюрина, грибоедовским Чацким, наконец, с пушкинскими Алеко и Пленником. Эти многочисленные аналогии помогают уяснить духовно-нравственный облик героя, понять мотивы его поступков, смысл переживаний и взглядов, они как бы договаривают то, что недоговорено автором. Такой способ изображения позволяет Пушкину отказаться от занимательности действия, внешней интриги и сделать главной пружиной развития сюжета драматические противоречия в характере Е.О.
Уже в первой главе, относительно самостоятельной и служащей предысторией героя, Е.О., вчера еще беспечный повеса и франт, гений в искусстве любви, переживает мучительный и острый духовный кризис, причины и последствия которого сложны и многообразны. Это и пресыщенность «вседневными наслаждениями», «блистательными победами»; это охлаждение чувств, мучительные воспоминания и угрызения совести; это и усиление оппозиционности, предчувствие конфликта с властью и отчуждения от общества (ожидание грядущей «злобы слепой Фортуны и людей», готовность к эмиграции). Наконец, мрачность и озлобленность Е.О., овладевшая им хандра, его равнодушие к жизни и презрение к людям, сходство с байроновским Чайльд-Гароль дом - все указывает на то, что душа Е.О. во власти демонизма - беспощадно-трезвого отношения к жизни, приправленного ядом сомнения в безусловности высших духовно-нравственных ценностей и общественных идеалов. Тем самым гражданские потенции героя поставлены под вопрос.
В «деревенских» главах (II-VI) демонизм Е.О. проявляется все более отчетливо и в конце концов приводит его к катастрофе. Герой проходит здесь ряд испытаний (отношения с обществом, дружба, любовь), ни одного из которых он не выдерживает. Глубоко презирая соседей-помещиков, невежд и крепостников, Е.О. тем не менее страшится их суда и принимает вызов Ленского на поединок. «Всем сердцем юношу любя», он - хотя и невольно - убивает на дуэли своего единственного друга. Сразу оценив душевную чистоту, абсолютную естественность, искренность Татьяны, столь несхожей со светскими красавицами, разгадав незаурядность ее натуры и ощутив свое внутреннее сродство с нею, Е.О., считая себя «инвалидом» в любви и «врагом Гимена», своей холодной проповедью причиняет ей невыносимые страдания, едва не погубившие героиню. («Увы, Татьяна увядает, бледнеет, гаснет и молчит!») Недаром в символически-вещем сне Татьяны Е.О. представляется ей не просто прямым убийцей, но и предводителем шайки «адских привидений», т.е. демоническим героем.
С другой стороны, новые для Е.О. деревенские впечатления, прикосновение к миру русской народности и старины, встреча с «русской душою» Татьяной - натурой цельной, решительной и страстной, дружба со своим антиподом - поэтом-романтиком, мечтателем-энтузиастом Ленским, готовым без раздумья пожертвовать жизнью во имя собственных убеждений и возвышенных идеалов,- подго-таачивают духовное обновление героя.
Потрясение, вызванное невольным убийством Ленского, открывает Е.О. опасность и гибельность демонического индивидуализма, приводит его к новому кризису, необходимости вновь изменить жизнь. Покинув места, «где окровавленная тень ему являлась каждый день», Е.О. отправляется в странствие по России. И не только для того, чтобы забыться в дороге: жизнь «без цели, без трудов» становится для него невыносимой.
Маршрут Е.О. не случаен. Его влекут места, связанные с героическими страницами русской истории: Нижний Новгород - «отчизна Минина», волжские просторы, овеянные легендами о Разине и Пугачеве, «жилище вольности» Кавказ, наконец, «брега Тавриды» - место ссылки Мицкевича и Пушкина. Ему необходимо своими глазами увидеть, каково современное состояние России, есть ли в ней источники и возможности осмысленной, исторически значимой деятельности. Итоги долгих странствий Е.О. безрадостны («тоска, тоска!..»). Героический период русской истории, кажется ему, остался в прошлом. В современности повсюду торжествует «меркантильный дух», мелкие, ничтожные интересы. Теперь лишь сфера частной жизни может оказаться для него спасительной. В таком душевном состоянии возвращается Е.О. в Петербург, где и происходит его новая встреча с Татьяной, уже чудесно преобразившейся, ставшей княгиней и придворной дамой - «законодательницей зал».
Противоречив и финал романа. С одной стороны, вспыхнувшая в душе героя страсть знаменует собой возможность и даже начало его духовно-нравственного обновления. С другой - безнадежная любовь к Татьяне приводит его на край гибели. И без того «на мертвеца похожий», Е.О. выслушивает суровую и убийственную для него отповедь Татьяны-княгини, а затем следует внезапное явление мужа-генерала, столь напоминающее явление статуи Командора в «Каменном госте».
Однако Пушкину важна именно принципиальная возможность нравственного возрождения Е.О., ибо подлинным героем романа является не он, а некий «сверхгерой» - современный человек вообще. С этой точки зрения Ленский, Е,О. и герой-автор, уже изживший демонический комплекс и как бы синтезирующий черты Е.О. и Ленского, представляют собой разные грани этого единого сверхгероя, закономерные этапы его эволюции.
Художественное исследование противоречивого сознания современного человека, его напряженно-конфликтных отношений с обществом и процесса его духовных исканий, впервые предпринятое Пушкиным в «Евгении Онегине», во многом определило магистральную линию развития русской литературы XIX»Шв. и породило целую галерею персонажей, генетически восходящих к Е.О., - от лермонтовского Печорина до героев Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого.
Лит.: Белинский ВТ. Сочинения Александра Пушкина. Статья восьмая // Белинский В.Г. Поли, собр. соч. М., 1955. T.VTI; Писарев Д.И. Пушкин и Белинский // Писарев Д.И. Соч. М„ 1956, Т.З. С.306-338; Ключевский В.О. Евгений Онегин и его предки // Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1990; Семенко И.М. Эволюция Онегина (К спорам о пушкинском романе) // Русская литература. 1960, №2; Непомнящий В. Начало большого стихотворения // Непомнящий В. Поэзия и судьба. Над страницами духовной биографии Пушкина. М., 1987; Лотман Ю.М. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. Л., 1983; Бочаров С.Г. Французский эпиграф к «Евгению Онегину» (Онегин и Ставрогин) // Московский пушкинист. М., 1995.
Первое появление Е.О. на театральной сцене произошло 24 апреля 1846 г., когда в Александрийском театре было показано «драматическое представление», сочиненное Г.В. Кугушевым для В.А.Каратыгина, игравшего главную роль. В инсценировке пушкинские строки были «дополнены» претенциозными стихами и сюжетными изобретениями. Получив письмо Татьяны, Е.О. читал и недвусмысленно комментировал его Ленскому. Ольга была переименована в Надежду; Зарец-кий оказывался давним другом семьи Лариных. Возник новый персонаж - князь Дольский, будущий муж Татьяны,- их брак был обусловлен «разочарованием в своих юных мечтах» (из рапорта цензора). Драма начиналась сценой письма Татьяны, за которым следовали свидание с Е.О., затем - дуэль, петербургский бал, встреча Е.О. с Татьяной и ее отповедь.
В дальнейшем театральная жизнь пушкинского героя была связана главным образом с оперой П.И.Чайковского «Евгений Онегин» (1879), ставшей самым популярным произведением русской музыкальной драматургии. Концепция оперы побудила П.И.Чайковского смягчить, а местами - снять в характере Е.О. пушкинские иронические краски и, по выражению критиков, «подновить» героя на тургеневский лад, упразднив в речах и манере признаки породившей его эпохи. Музыка обнаруживает внутренний мир Е.О.: резонерствуя, он искренне доброжелателен, сетуя на равнодушие, правдив. Онегинские «мелодии-позы» исполнены сдержанного, приветливого достоинства. Когда же в душе его «разрешается зима», именно музыка возвещает о переломе в развитии образа - рождении любви: Чайковский вводит в музыкальную характеристику Е.О. ранее принадлежавшую Татьяне тему любовных надежд.