Княгиня Мария Тенишева. «Родом» из тихой провинции
Мария Клавдиевна Тенишева (урождённая Пятковская, по отчиму - Мария Морицовна фон Дезен) родилась 20 мая 1858 года в Петербурге. Девочка была незаконнорожденной и росла в богатом доме отчима совершенным дичком, несмотря на обилие гувернанток, нянек и учителей. От нее требовали полного послушания и сдержанности. Мать была холодна к ней, очевидно, связывая с этим ребенком те моменты жизни, о которых ей хотелось забыть.
«Я была одинока, заброшена. Когда в доме все затихало, я неслышно, на цыпочках пробиралась в гостиную, оставив туфли за дверью. Там мои друзья-картины... Этих хороших, умных людей называют художниками. Они, должно быть, лучше, добрее других людей, у них, наверное, сердце чище, душа благороднее?...»
Когда Марии исполнилось 16 лет и она окончила частную гимназию, молодой юрист Р. Николаев сделал ей предложение. Конечно, мысль о том, что замужество даст ей свободу, подтолкнула её дать согласие. Ранний брак, рождение дочери... И муж оказался заядлым игроком. «Все было так серо, обыденно, бессодержательно», - писала она позже.
Пустячный случай подарил надежду: ей сказали, что ее сильный «оперный» голос обладает красивым тембром. Надо ехать учиться в Италию или во Францию.
Легко сказать! Каким же это образом? Где деньги? Где паспорт? Ведь в то время жена вписывалась в паспорт мужа. Мать отказалась помочь деньгами. Но Мария собрала денег, сколько могла, распродав обстановку своей комнаты. Куда сложнее было вырвать у мужа разрешение на отъезд. Но и это оказалось преодоленным. ...Одинокая женщина с маленькой дочкой на руках и с тощим багажом села в поезд, обещавший не Париж - новую жизнь.
«Трудно описать, что я пережила, почувствовав себя, наконец, свободной... Задыхаясь от наплыва неудержимых чувств, я влюбилась во вселенную, влюбилась в жизнь, ухватилась за нее».
Соколов А.П. Портрет Марии Клавдиевны Тенишевой (1898)
Мария начинает учиться пению у знаменитой Матильды Маркези. Также начинает брать уроки изобразительного искусства у известного графика Ж.Г. Виктора, позже в Петербурге посещает классы барона Штиглица, проявляя яркие способности и на этом поприще. Начинает глубоко изучать историю искусств, часы проводит за книгами и в музеях.
Еще одна страсть, ярко проявившаяся в юности и сыгравшая важную роль в ее дальнейшей судьбе, - любовь к старине, тяга ко всему древнему. «Современные выставки оставляли меня равнодушной, тянуло к старине. Я могла часами выстаивать у витрин античных предметов».
Ее редкой красоты меццо-сопрано очаровало парижан. Маркези была уверена, что ее русскую ученицу ждет слава оперной певицы. Ей предложили турне по Франции и Испании. Но антрепренер, как оказалось, считал, что кроме причитающихся ему процентов молодой и красивой женщине есть чем отблагодарить его за выгодный ангажемент. Произвол на рынке талантов, зависимость от денежных мешков, хватку которых Мария ощутила сразу, подействовали на нее как холодный душ. «Женщина... может выдвинуться только чудом или способами, ничего общего с искусством не имеющими, ей каждый шаг дается с невероятными усилиями».
Там, в Париже, она почувствует, что театр, сцена - не для нее. «Пение? Это - забава... Не этого хочет моя судьба».
М.К. Тенишева. Портрет работы И. Репина (1896)
А пока - возвращение в Россию, безденежье, двусмысленное положение в обществе. Муж фактически отобрал дочь, отдав ее в закрытое учебное заведение. Об артистических планах жены отозвался: «Я не желаю, чтобы мое имя афиши трепали по заборам!» Но долгий, изнурительный развод все-таки состоялся. В результате дочь сильно отдалилась от матери, не простив ей и в зрелом возрасте ее стремления к самореализации в ущерб заботе о семье и о ней.
В критический момент жизни Марию Клавдиевну разыскивает ее лучшая подруга детства Екатерина Константиновна Святополк-Четвертинская. Четвертинская сыграет очень большую роль в её жизни. Подруга зовет ее свое родовое имение Талашкино.
Екатерина Константиновна Святополк-Четвертинская
На какой-то дружеской вечеринке ее попросили спеть. Аккомпанировать взялся человек, во внешности которого, если бы не сюртук, выдававший руку дорогого парижского портного, было что-то крестьянское, кряжистое, почти медвежье. Виолончель в его руках звучала прекрасно! Так она встретила князя Вячеслава Николаевича Тенишева.
Портрет князя В.Н. Тенишева. Леон Боннат (1896)
Он начал со службы техником на железной дороге с грошовым жалованьем. К моменту встречи с Марией у него было огромное состояние, неуклонно растущее благодаря его фантастической энергии, предприимчивости, превосходным знаниям коммерческого и финансового мира. Он успел прославиться как автор нескольких серьезных книг по агрономии, этнографии, психологии. Его знали как щедрого благотворителя и серьезного деятеля на ниве просвещения. И он был разведен.
Весной 1892 года Мария и князь Тенишев обвенчались. Брак их не был простым и безоблачным. Ей шел тридцать четвертый год, ему было сорок восемь лет. Две сильные независимые натуры, во многом похожие и в то же время очень разные, с уже сложившимися принципами и взглядами на жизнь. Ей недостаточно было, чтобы ее любили только как женщину, она всегда хотела, чтобы в ней видели личность, считались с ее мнением и принципами.
Вместе с супругом княгиня переехала в городок Бежица, где Тенишев управлял делами крупного завода.
Тенишева вспоминала: «Понемногу передо мной развернулась целая картина истинного положения рабочих на заводе. Я открыла, что кроме заевшихся матрон и упитанных равнодушных деятелей в нем жили еще люди маленькие, пришибленные, опаленные огнем литейных печей, оглушенные нескончаемыми ударами молота, по праву может быть озлобленные, огрубелые, но все же трогательные, заслуживающие хоть немного внимания и заботы об их нуждах. Ведь это тоже были люди. Кто же, как не они, дали этим деятелям, да и мне с мужем, благополучие?..»
Репин И.Е. Портрет княгини М.К. Тенишевой (1896)
Мария Клавдиевна становится попечителем единственной в Бежице школы, затем основывает еще несколько школ в городе и окрестных селах. Все школы создавались и содержались на капиталы Тенишевых. Мария Клавдиевна идет дальше: организовывает народную столовую с качественными обедами и за умеренную плату. Также сделала возможным, чтобы семьям рабочих выдали во временное пользование пустующие земли - началось расселение из тесных и душных бараков, рассадников грязи и болезней. Но и это не все. Еще одна немаловажная проблема - досуг рабочих, который мог бы стать альтернативой пьянству и праздности. Тенишева организовывает в Бежице театр, где будут выступать приезжие артисты, проводиться вечера и концерты.
Когда Тенишев выходит из правления брянскими заводами, семья уезжает в Санкт-Петербург.
Дом Тенишевых на Английской набережной в Санкт-Петербурге
В музыкальном салоне, в доме Тенишевых стали бывать известные композиторы и исполнители: Скрябин, Арсеньев. Голос хозяйки салона тогда восхитит Чайковского.
М. К. Тенишева. Портрет работы Серова (написанный в гостиной дома княгини в Санкт-Петербурге)
Мария Клавдиевна создает себе мастерскую для серьезных занятий живописью, но тут же вдохновляется идеей И.Е. Репина организовать студию для подготовки будущих студентов к поступлению в Академию художеств и отдает под студию свою мастерскую. Преподавать берется сам Репин. Вскоре это место стало пользоваться огромной популярностью у молодежи. Мастерская набивалась до отказа, «работали по пяти часов в день, не обращая внимания на тесноту и духоту». Тенишева старалась помогать студентам: обучение в студии было бесплатным, покупалось все необходимое для занятий, устраивались бесплатные чаи, приобретались студенческие работы. Среди учеников тенишевской студии - И.Я. Билибин, М.В. Добужинский, З.Е. Серебрякова и многие другие прославившиеся в будущем художники. Мария Клавдиевна становится одной из основательниц журнала «Мир искусства».
Азартную натуру Тенишевой захватила еще одна страсть - собирательство. В поездках с мужем по Европе княгиня, не ограниченная в средствах, покупала западноевропейскую живопись, фарфор, мраморную скульптуру, украшения, вещи, представляющие собой историческую ценность, изделия мастеров Китая, Японии, Ирана. Художественный вкус был дан ей от природы. Многое узнала и поняла она из общения с людьми искусства. Чтение, лекции, выставки довершали дело - Мария обрела острое чутье знатока и умела оценить попавшее в руки по достоинству. И вот когда они с мужем поехали по старым русским городам: Ростову, Рыбинску, Костроме, по поволжским деревням и монастырям, перед княгиней предстала рукотворная красота безвестных мастеров - оригинальная, невообразимая по многообразию форм и цвета и совершенная по исполнению. На глазах рождалась уже новая коллекция из предметов утвари, одежды, мебели, украшений, посуды и поделок - вещи поразительной красоты, извлеченные из полутемной избы или заброшенного амбара.
Коровин К.А. Портрет княгини Тенишевой М.К. (1899)
В 1893 году Мария Клавдиевна уговаривает свою подругу продать ей Талашкино. Как и в Петербурге, она очень быстро создает в талашкинском доме гостеприимную, творческую атмосферу, которая собирает здесь многих известных художников, музыкантов, ученых. Здесь часто бывают И.Е. Репин, М.А. Врубель, А.Н. Бакст, скульптор П.П. Трубецкой и многие другие. К слову сказать, в окружении Марии Клавдиевны всегда было много людей искусства, но почему-то никогда не возникало атмосферы праздности и богемности.
Врубель М.А. Портрет княгини М.К. Тенишевой в образе Валькирии (1899)
Но самым дорогим ее детищем стала школа на хуторе Флёново близ Талашкино, для деревенских детей. В сентябре 1895 г. новое школьное здание со светлыми классами, общежитием, столовой, кухней распахнуло свои двери. Желающих оказалось очень много. Преимущество при поступлении в школу имели сироты, которых Тенишева брала на полное обеспечение. Огромное внимание уделяется подбору учителей. По ее представлениям, сельский учитель должен не только хорошо знать предмет, но и быть наставником и другом для ребенка, примером в жизни.
Теремок в Флёнове
Рядом со школьным зданием по эскизу Малютина отстроили сказочный домик, украшенный резьбой и росписью; здесь разместились библиотека и учительская. Из столицы и зарубежных поездок привозятся сюда лучшие книги, учебники, альбомы по искусству, журналы.
Дверь-портал во внутреннем убранстве Теремка
Еще одной жемчужиной фленовской школы стал детский балалаечный оркестр, прославившийся на всю Смоленщину. В Талашкине также появились новая школа с последним по тем временам оборудованием, общедоступная библиотека, целый ряд учебно-хозяйственных мастерских, где местные жители, в основном молодежь, занимались обработкой дерева, чеканкой по металлу, керамикой, окраской тканей, вышивкой. Началась практическая работа по возрождению народных ремесел. К этому процессу было привлечено немало местных жителей. Например, только русским национальным костюмом, ткачеством, вязанием и крашением ткани были заняты женщины из пятидесяти окрестных деревень.
Изделия талашкинских мастеров
Все это поступало в открытый Тенишевой в Москве магазин «Родник». От покупателей не было отбоя. Заказы приходили и из-за границы. Этот успех не был случайным. Ведь Тенишева пригласила в Талашкино жить, творить, работать и тех, кто составлял в то время художественную элиту России. В мастерских деревенский мальчонка мог пользоваться советами М.А. Врубеля. Узоры для вышивальщиц придумывал В.А. Серов. М.В. Нестеров, А.Н. Бенуа, К.А. Коровин, Н.К. Рерих, В.Д. Поленов, скульптор П.П. Трубецкой, певец Ф.И. Шаляпин, музыканты, артисты - эта земля становилась для многих мастеров студией, мастерской, сценой.
Княгиня хотела, чтобы вещи, созданные по старинным заветам красоты, вошли в жизнь и быт горожан и изменили их вкус, привыкший к дешевым подделкам под европейский стиль. И еще она очень хотела, чтобы в новом художественном процессе участвовали и местные крестьяне. Ведь в Смоленской губернии испокон веков было много кустарных промыслов, но изделия кустарей давно уже отошли от красоты народного искусства, были грубы, аляповаты, шаблонны; крестьяне пытались их совершенствовать, но, не видя и не зная хороших образцов, работали примитивно и сбывали свои изделия по низким ценам. Тенишева верила, что при правильном и любовном подходе можно возродить исконную тягу русского человека к красоте.
А ещё княгиня увлекалась эмалью - той отраслью ювелирного дела, которая заглохла еще в XVIII веке. Она решила ее возродить. Целые дни проводила Мария Клавдиевна у себя в талашкинской мастерской, возле печей и гальванических ванн.
Именно благодаря трудам Тенишевой и ее исканиям было возрождено эмалевое дело, совместно с художником Жакеном были разработаны и получены более 200 тонов непрозрачной (опаковой) эмали, восстановлен способ изготовления «выемчатой» эмали.
«Заморские гости». Эскиз для этой эмали был сделан Н.К. Рерихом по просьбе М.К. Тенишевой. Пластина выполнена в 1907 году, оказалась за границей и была продана на аукционе Сотбис в Женеве в 1981 году.
Ее работы выставлялись в Лондоне, Праге, Брюсселе, Париже. В Италии - на родине искусства эмали - она была избрана почетным членом Римского археологического общества. Европейские эксперты отвели Тенишевой в области эмальерного дела «одно из первых мест среди современных ей мастеров». А на родине Мария Клавдиевна защитила диссертацию по теме «Эмаль и инкрустация». Ей была предложена кафедра по истории эмальерного дела при Московском археологическом институте.
Блюдo и солонкa с сибирским камнем орлецом, поднесенные в дар императору Николаю II
В 1903 году умирает муж - князь Тенишев. В это время в Талашкино приезжает Н.К. Рерих. Дружба с ним стала важной страницей в жизни Марии Клавдиевны: «Наши отношения - это братство, сродство душ, которое я так ценю и в которое так верю. Если бы люди чаще подходили друг к другу так, как мы с ним, то много в жизни можно было бы сделать хорошего, прекрасного и честного».
В 1905-м она подарила свою колоссальную коллекцию предметов искусства городу Смоленску. Власти не захотели предоставить ей помещение для ее показа. Более того, они вовсе не спешили принять дар княгини. Тогда Тенишева купила кусок земли в центре города, выстроила на свои средства музейное помещение и разместила там коллекцию.
Но, не успев открыться, музей оказался в опасности. В городе и деревнях начались поджоги, прокламации летали там и тут, кто-то уже видел выброшенные иконы и людей с красным флагом в руках. На сходках кричали о «кровопийцах», призывали «грабить буржуев». Тайно ночью, упаковав коллекцию, Тенишева увезла ее в Париж. А вскоре в Лувре открылась выставка, о которой трубили все европейские газеты. Париж словно сошел с ума, наводнив пять больших залов. Здесь можно было встретить всю интеллектуальную элиту столицы: ученые, писатели, политики, коллекционеры, гости, специально приезжавшие взглянуть на бесподобное зрелище. «И это все из Смоленска? А где это?» Французы со времен Наполеона не слыхивали о таком городе и не могли представить, что вся эта обильная роскошь «родом» из тихой провинции.
Бронзовые подсвечники
Тенишева очень гордилась тем, что показанные ею в Париже русские народные платья «сильно отразились на модах и принадлежностях женского туалета». Восприимчивые ко всем новшествам из мира одежды, француженки многое переняли у смоленского крестьянства. «Я заметила, - писала Мария, - явное влияние наших вышивок, наших русских платьев, сарафанов, рубах, головных уборов, зипунов... Появилось даже название «блуз рюс» и т.д. На ювелирном деле также отразилось наше русское творчество, что так порадовало меня и было мне наградой за все мои труды и затраты».
Деревянная ендова. По рис. кн. М.К. Тенишевой.
«Какая свежесть форм, богатство мотивов! - ошеломленно знакомили читателей с невиданным вернисажем обозреватели. - Это восторг, настоящее откровение!» За обилием восклицательных знаков деликатно маячил один вопросительный: «Неужели все это сделано в России?» Княгиня Тенишева первая открыла Европе дверь в самобытный, ни на что не похожий мир русского художественного творчества.
Балалайка, расписанная Врубелем
За коллекцию балалаек, расписанных Головиным и Врубелем, Марии Клавдиевне предлагали астрономическую сумму. В газетах тех лет писали, что коллекция никогда не вернется домой: ее показ в разных странах мира может стать для владельцев настоящим золотым дном. Но в Смоленск вернулось все до единой вещи.
Но с революцией жизнь в «русских Афинах» (так называли современники Талашкино) прервалась. Начались поджоги, в школе велась пропаганда, а Тенишева не могла понять, почему созданное ею разрушается. В церкви Святого Духа, построенной Тенишевой и расписанной Н.К.Рерихом, хранили картофель. Облагодетельствованные княгиней крестьяне отплатили ей черной неблагодарностью: забальзамированное на сто лет тело князя, захороненное в трех гробах, в 1923-м выбросили в яму.
26 марта 1919 г. Тенишева вместе с самой близкой подругой Е.К. Святополк-Четвертинской и близким другом и помощником В.А. Лидиным покинула Россию навсегда и уехала через Крым во Францию.
Сундук и подвеска, инкрустированные выемчатой эмалью. Работа М.К. Тенишевой.
Последние десять лет свой жизни Тенишева проводит в эмиграции, в небольшом имении Вокрессон, которое друзья назвали «Малое Талашкино». Здесь, уже тяжело болея, в маленькой мастерской на авеню Дюкен она продолжает работать над эмалями, зарабатывая на жизнь собственным трудом. Также Мария Клавдиевна с удовольствием приняла предложение заняться костюмами к опере «Снегурочка».
«Работоспособность ее была изумительна, - вспоминала Е.К. Святополк-Четвертинская. - До своего последнего вздоха она не бросала кистей, пера и шпателей».
Мария Клавдиевна Тенишева умерла весной 1928 года. Похоронили ее на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Когда она была молода и ещё никому не известна, то как-то рассказала свою историю Ивану Сергеевичу Тургеневу. Тот, задумавшись, ответил: «Эх, жаль, что я болен и раньше вас не знал. Какую бы интересную повесть я написал…»
Мария Клавдиевна Тенишева (урождённая Пятковская, по отчиму - Мария Морицовна фон Дезен) родилась 20 мая 1858 года, в Петербурге.
Девочка была незаконнорождённой и росла в богатом доме отчима совершенным дичком, несмотря на обилие гувернанток, нянек и учителей. От неё требовали полного послушания и сдержанности. Мать была холодна к ней, очевидно, связывая с этим ребёнком те моменты жизни, о которых хотелось забыть.
«Я была одинока, заброшена. Когда в доме всё затихало, я неслышно, на цыпочках пробиралась в гостиную, оставив туфли за дверью. Там мои друзья-картины… Этих хороших, умных людей называют художниками. Они, должно быть, лучше, добрее других людей, у них, наверное, сердце чище, душа благороднее?…».
Когда Марии исполнилось 16 лет, после окончания частной гимназии, молодой юрист Р. Николаев сделал ей предложение. Конечно, мысль о том, что замужество даст ей свободу, подтолкнула её дать согласие. Ранний брак, рождение дочери. И муж оказался заядлым игроком. «Всё было так серо, обыденно, бессодержательно» – писала она позже.
Пустяшный случай подарил надежду: ей сказали, что её сильный «оперный» голос обладает красивым тембром. Надо ехать учиться в Италию или во Францию.
Легко сказать! Каким же это образом? Где деньги? Где паспорт? Ведь в то время жена вписывалась в паспорт мужа. Мать отказалась помочь деньгами. Но Мария собрала денег, сколько могла, распродав обстановку своей комнаты. Куда сложнее было вырвать у мужа разрешение на отъезд. Но и это оказалось преодолённым.
…Одинокая женщина с маленькой дочкой на руках и с тощим багажом села в поезд, обещавший не Париж – новую жизнь.
«Трудно описать, что я пережила, почувствовав себя, наконец, свободной… Задыхаясь от наплыва неудержимых чувств, я влюбилась во вселенную, влюбилась в жизнь, ухватилась за неё».
Соколов А.П. Портрет Марии Клавдиевны Тенишевой (1898)
Мария начинает учится пению у знаменитой Матильды Маркези. Также начинает брать уроки изобразительного искусства у известного графика Ж.Г. Виктора, позже в Петербурге посещает классы барона Штиглица, проявляя яркие способности и на этом поприще. Начинает глубоко изучать историю искусств, часы проводит за книгами и в музеях.
Ещё одна страсть, ярко проявившаяся в юности и сыгравшая важную роль в её дальнейшей судьбе, - любовь к старине, тяга ко всему древнему. «Современные выставки оставляли меня равнодушной, тянуло к старине. Я могла часами выстаивать у витрин античных предметов».
Её редкой красоты меццо-сопрано очаровал парижан. Маркези была уверена, что её русскую ученицу ждёт слава оперной певицы. Ей предложили турне по Франции и Испании. Но антрепренер, как оказалось, считал, что кроме причитающихся ему процентов молодой и красивой женщине есть чем отблагодарить его за выгодный ангажемент. Произвол на рынке талантов, зависимость от денежных мешков, хватку которых Мария ощутила сразу, подействовали на неё, как холодный душ.
«Женщина… может выдвинуться только чудом или способами, ничего общего с искусством не имеющими, ей каждый шаг дается с невероятными усилиями».
Там, в Париже, она почувствует, что театр, сцена - не для неё. «Пение? Это - забава… Не этого хочет моя судьба».
М. К. Тенишева. Портрет работы И. Репина (1896)
А пока - возвращение в Россию, безденежье, двусмысленное положение в обществе. Муж фактически отобрал дочь, отдав её в закрытое учебное заведение. Об артистических планах жены отозвался: «Я не желаю, чтобы моё имя афиши трепали по заборам!» Но долгий, изнурительный развод всё-таки состоялся. В результате, дочь сильно отдалилась от матери, не простив ей и в зрелом возрасте её стремления к самореализации в ущерб заботе о семье и о ней.
В критический момент жизни Марию Клавдиевну разыскивает её лучшая подруга детства Екатерина Константиновна Святополк-Четвертинская. Четвертинская сыграет очень большую роль в жизни Марии Клавдиевны. Подруга зовет её в своё родовое имение Талашкино.
Екатерина Константиновна Святополк-Четвертинская
На какой-то дружеской вечеринке её попросили спеть. Аккомпанировать взялся человек, во внешности которого, если бы не сюртук, выдававший руку дорогого парижского портного, было что-то крестьянское, кряжистое, почти медвежье. Виолончель в его руках звучала прекрасно! Так она встретила князя Вячеслава Николаевича Тенишева.
Князь В.Н. Тенишев. Леон Боннат (1896)
Он начал со службы техником на железной дороге с грошовым жалованьем. К моменту встречи с Марией у него было огромное состояние, неуклонно растущее благодаря его фантастической энергии, предприимчивости, превосходным знаниям коммерческого и финансового мира. Он успел прославиться как автор нескольких серьёзных книг по агрономии, этнографии, психологии. Его знали как щедрого благотворителя и серьёзного деятеля на ниве просвещения. И он был разведён.
Весной 1892 года Мария и князь Тенишев обвенчались. Брак их не был простым и безоблачным. Ей шел тридцать четвертый год, ему было сорок восемь лет. Две сильные независимые натуры, во многом похожие и в то же время очень разные, с уже сложившимися принципами и взглядами на жизнь. Ей недостаточно было, чтобы её любили только как женщину: она всегда хотела, чтобы в ней видели личность, считались с её мнением и принципами.
Вместе с супругом княгиня переехала в городок Бежица, где Тенишев управлял делами крупного завода.
Школа, открытая Тенишевой в Бежице
Тенишева вспоминала: «Понемногу передо мной развернулась целая картина истинного положения рабочих на заводе. Я открыла, что кроме заевшихся матрон и упитанных равнодушных деятелей в нём жили ещё люди маленькие, пришибленные, опалённые огнем литейных печей, оглушённые нескончаемыми ударами молота, по праву может быть озлобленные, огрубелые, но всё же трогательные, заслуживающие хоть немного внимания и заботы об их нуждах. Ведь это тоже были люди. Кто же, как не они, дали этим деятелям, да и мне с мужем, благополучие?..»
Репин И.Е. Потрет княгини М.К. Тенишевой (1896)
Мария Клавдиевна становится попечителем единственной в Бежице школы, затем основывает ещё несколько школ в городе и окрестных селах. Все школы создавались и содержались на капиталы Тенишевых. Мария Клавдиевна идёт дальше: организовывает народную столовую с качественными обедами и за умеренную плату. Также сделала возможным, чтобы семьям рабочих выдали во временное пользование пустующие земли - началось расселение из тесных и душных бараков, рассадников грязи и болезней. Но и это не всё. Ещё одна немаловажная проблема - досуг рабочих, который мог бы стать альтернативой пьянству и праздности. Тенишева организовывает в Бежицке театр, где будут выступать приезжие артисты, проводиться вечера и концерты.
Когда Тенишев выходит из правления брянскими заводами, семья уезжает в Санкт-Петербург.
Дом Тенишевых на Английской набережной в Санкт-Петербурге
В музыкальном салоне, в доме Тенишевых стали бывать известные композиторы и исполнители, Скрябин, Арсеньев. Голос хозяйки салона тогда восхитит Чайковского.
М. К. Тенишева. Портрет работы Серова (написанный в гостиной дома княгини в Санкт-Петербурге)
Мария Клавдиевна создаёт себе мастерскую для серьёзных занятий живописью, но тут же вдохновляется идеей И. Е. Репина организовать студию для подготовки будущих студентов к поступлению в Академию художеств и отдаёт под студию свою мастерскую. Преподавать берётся сам Репин.
Вскоре это место стало пользоваться огромной популярностью у молодежи. От желающих не было отбою, мастерская набивалась до отказа, «работали по пяти часов в день, не обращая внимания на тесноту и духоту». Тенишева старалась помогать студентам: обучение в студии было бесплатным, покупалось всё необходимое для занятий, устраивались бесплатные чаи, приобретались студенческие работы. Среди учеников тенишевской студии - И.Я. Билибин, М.В. Добужинский, З.Е. Серебрякова, Е.В. Честняков и многие другие прославившиеся в будущем художники.
Мария Клавдиевна становится одной из основательниц журнала «Мир искусства».
Обложка журнала «Мир искусства»
Азартную натуру Тенишевой захватила ещё одна страсть – собирательство. В поездках с мужем по Европе княгиня, не ограниченная в средствах, покупала западноевропейскую живопись, фарфор, мраморную скульптуру, украшения, вещи, представляющие собой историческую ценность, изделия мастеров Китая, Японии, Ирана. Художественный вкус был дан ей от природы. Многое узнала и поняла она из общения с людьми искусства. Чтение, лекции, выставки довершали дело – Мария обрела острое чутьё знатока и умела оценить попавшее в руки по достоинству. И вот когда они с мужем поехали по старым русским городам: Ростову, Рыбинску, Костроме, по поволжским деревням и монастырям, перед княгиней предстала рукотворная красота безвестных мастеров – оригинальная, невообразимая по многообразию форм и цвета и совершенная по исполнению. На глазах рождалась уже новая коллекция из предметов утвари, одежды, мебели, украшений, посуды и поделок – вещи поразительной красоты, извлечённые из полутёмной избы или заброшенного амбара.
Портрет княгини Тенишевой М.К. Коровин К.А. (1899)
В 1893 году Мария Клавдиевна уговаривает свою подругу продать ей Талашкино. Как и в Петербурге, она очень быстро создаёт в талашкинском доме гостеприимную, творческую атмосферу, которая собирает здесь многих известных художников, музыкантов, учёных. Здесь часто бывают И.Е. Репин, М.А. Врубель, А.Н. Бакст, Я.Ф. Ционглинский, скульптор П.П. Трубецкой и многие другие. К слову сказать, в окружении Марии Клавдиевны всегда было много людей искусства, но почему-то никогда не возникало атмосферы праздности и богемности.
Врубель М.А. Портет княгини М.К. Тенишевой в образе Валькирии (1899).
Но самым дорогим её детищем стала школа на хуторе Флёново близ Талашкино, для деревенских детей. В сентябре 1895 г. новое школьное здание со светлыми классами, общежитием, столовой, кухней распахнуло свои двери. Желающих оказалось очень много. Преимущество при поступлении в школу имели сироты, которых Тенишева брала на полное обеспечение. Огромное внимание уделяется подбору учителей. По её представлениям, сельский учитель должен не только хорошо знать предмет, но и быть наставником и другом для ребёнка, примером в жизни.
Теремок в Флёнове
Рядом со школьным зданием по эскизу Малютина отстроили сказочный домик, украшенный резьбой и росписью; здесь разместились библиотека и учительская. Из столицы и зарубежных поездок сюда привозятся лучшие книги, учебники, альбомы по искусству, журналы.
Дверь – портал во внутреннем убранстве Теремка
Ещё одной жемчужиной флёновской школы стал детский балалаечный оркестр, прославившийся на всю Смоленщину.
Талашкинский оркестр балалаечников
В Талашкине также появлялись новая школа с последним по тем временам оборудованием, общедоступная библиотека, целый ряд учебно-хозяйственных мастерских, где местные жители, в основном молодёжь, занимались обработкой дерева, чеканкой по металлу, керамикой, окраской тканей, вышивкой. Началась практическая работа по возрождению народных ремесел. К этому процессу было привлечено немало местных жителей. Например, только русским национальным костюмом, ткачеством, вязанием и крашением ткани были заняты женщины из пятидесяти окрестных деревень.
Изделия талашкинских мастеров
Всё это поступало в открытый Тенишевой в Москве магазин «Родник». От покупателей не было отбоя. Заказы приходили и из-за границы. Даже чопорный Лондон заинтересовался изделиями талашкинских умельцев. Этот успех не был случайным. Ведь Тенишева пригласила в Талашкино жить, творить, работать и тех, кто составлял в то время художественную элиту России. В мастерских деревенский мальчонка мог пользоваться советами М.А. Врубеля. Узоры для вышивальщиц придумывал В.А. Серов. М.В. Нестеров, А.Н. Бенуа, К.А. Коровин, Н.К. Рерих, В.Д. Поленов, скульптор П.П. Трубецкой, певец Ф.И. Шаляпин, музыканты, артисты - эта земля становилась для многих мастеров студией, мастерской, сценой.
Тенишева хотела, чтобы вещи, созданные по старинным заветам красоты, вошли в жизнь и быт горожан и изменили их вкус, привыкший к дешёвым подделкам под европейский стиль. И ещё она очень хотела, чтобы в новом художественном процессе участвовали и местные крестьяне. Ведь в Смоленской губернии испокон веков было много кустарных промыслов, но изделия кустарей давно уже отошли от красоты народного искусства, были грубы, аляповаты, шаблонны; крестьяне пытались их совершенствовать, но, не видя и не зная хороших образцов, работали примитивно и сбывали свои изделия по низким ценам. Тенишева верила, что при правильном и любовном подходе можно возродить исконную тягу русского человека к красоте.
А ещё княгиня увлекалась эмалью - той отраслью ювелирного дела, которое заглохло еще в XVIII веке. Она решила её возродить. Целые дни проводила Мария Клавдиевна у себя в талашкинской мастерской, возле печей и гальванических ванн.
Именно благодаря трудам Тенишевой и её исканиям было возрождено эмалевое дело, совместно с художником Жакеном были разработаны и получены более 200 тонов непрозрачной (опаковой) эмали, восстановлен способ изготовления «выемчатой» эмали.
“Заморские гости”. Эскиз для этой эмали был сделан Н. К. Рерихом по просьбе М. К. Тенишевой. Пластина выполнена в 1907 году, оказалась за границей и была продана на аукционе Сотбис в Женеве в 1981 году.
Её работы выставлялись в Лондоне, Праге, Брюсселе, Париже. В Италии - на родине этого дела - она была избрана почетным членом Римского археологического общества. Европейские эксперты отвели Тенишевой в области эмальерного дела «одно из первых мест среди современных ей мастеров». А на родине Мария Клавдиевна защитила диссертацию под названием «Эмаль и инкрустация». Ей была предложена кафедра по истории эмальерного дела при Московском археологическом институте.
Блюдo и солонкa с сибирским камнем орлецом, поднесённые в дар императору Николаю II
В 1903 году умирает муж – князь Тенишев.
В это время в Талашкино приезжает Н.К. Рерих. Дружба с ним стала важной страницей в жизни Марии Клавдиевны: «Наши отношения - это братство, сродство душ, которое я так ценю и в которое так верю. Если бы люди чаще подходили друг к другу так, как мы с ним, то много в жизни можно было бы сделать хорошего, прекрасного и честного».
В 1905-м она подарила свою колоссальную коллекцию предметов искусства городу Смоленску. Власти не захотели предоставить ей помещение для её показа. Более того, они вовсе не спешили принять дар княгини. Тогда Тенишева купила кусок земли в центре города, выстроила на свои средства музейное помещение и разместила там коллекцию.
Здание музея «Русская старина» в Смоленске.
Но, не успев открыться, музей оказался в опасности. В городе и деревнях начались поджоги, прокламации летали там и тут, кто-то уже видел выброшенные иконы и людей с красным флагом в руках. На сходках кричали о «кровопийцах», призывали «грабить буржуев». Тайно ночью, упаковав коллекцию, Тенишева увезла её в Париж. А вскоре в Лувре открылась выставка, о которой трубили все европейские газеты. Париж словно сошел с ума, наводнив пять больших залов.
Здесь можно было встретить всю интеллектуальную элиту столицы: учёные, писатели, политики, коллекционеры, гости, специально приезжавшие взглянуть на бесподобное зрелище. «И это все из Смоленска? А где это?» Французы со времён Наполеона не слыхивали о таком городе и не могли представить, что вся эта обильная роскошь «родом» из тихой провинции.
Бронзовые подсвечники
Тенишева очень гордилась тем, что показанные ею в Париже русские народные платья «сильно отразились на модах и принадлежностях женского туалета». Восприимчивые ко всем новшествам из мира одежды, француженки многое переняли у смоленского крестьянства. «Я заметила, – писала Мария, – явное влияние наших вышивок, наших русских платьев, сарафанов, рубах, головных уборов, зипунов… Появилось даже название «блуз рюс» и т.д. На ювелирном деле также отразилось наше русское творчество, что так порадовало меня и было мне наградой за все мои труды и затраты.»
Деревянная ендова. По рис. кн.М.К. Тенишевой.
«Какая свежесть форм, богатство мотивов! – ошеломлённо знакомили читателей с невиданным вернисажем обозреватели. – Это восторг, настоящее откровение!» За обилием восклицательных знаков деликатно маячил один вопросительный: «Неужели все это сделано в России?» Княгиня Тенишева первая открыла Европе дверь в самобытный, ни на что не похожий мир русского художественного творчества.
Балалайка, расписанная Врубелем.
За коллекцию балалаек, расписанных Головиным и Врубелем, Марии Клавдиевне предлагали астрономическую сумму. В газетах тех лет писали, что коллекция никогда не вернется домой: её показ в разных странах мира может стать для владельцев настоящим золотым дном. Но в Смоленск вернулось все до единой вещи.
Экспонат из коллекции «Русской старины»
А с революцией жизнь в «русских Афинах» (так называли современники Талашкино) прервалась. Начались поджоги, в школе велась пропаганда, а Тенишева не могла понять, почему созданное ею разрушается. В церкви Святого Духа, построенной Тенишевой и расписанной Н.К.Рерихом, хранили картофель. Гробница В.Н.Тенишева была разорена, а его прах выброшен.
Мозаика церкви Святого Духа, выполненная по эскизам Н. Рериха
А ведь школа в Талашкине просуществовала всего десять лет, мастерские и того меньше - четыре с половиной года!
26 марта 1919 г. Тенишева вместе с самой близкой подругой Е. К. Святополк-Четвертинской и близким другом и помощником В. А. Лидиным покинула Россию навсегда и уехала через Крым во Францию.
Сундук и подвеска, инкрустированные выемчатой эмалью. Работа М.К.Тенишевой.
Последние десять лет свой жизни Тенишева проводит в эмиграции, в небольшом имении Вокрессон, которое друзья назвали «Малое Талашкино». Здесь, уже тяжело болея, в маленькой мастерской на авеню Дюкен она продолжает работать над эмалями, зарабатывая на жизнь собственным трудом.
Также Мария Клавдиевна с удовольствием приняла предложение заняться костюмами к опере «Снегурочка».
«Работоспособность её была изумительна, – вспоминала Е.К. Святополк-Четвертинская. – До своего последнего вздоха она не бросала кистей, пера и шпателей».
Мария Клавдиевна Тенишева умерла весной 1928 года. Похоронили её на кладбище Сент-Женевьев де Буа.
Памятник М. К. Тенишевой в Талашкино
В результате деятельности княгини Тенишевой Талашкино стало настоящим центром притяжения русских национальных сил того времени. В Талашкине и Флёнове появились:
1. Сельскохозяйственная школа для крестьянских мальчиков и девочек, пчеловодческий музей, а также оркестр балалаечников и театр.
2. Талашкинские мастерские прикладного искусства: столярные, резьбы по дереву, живописные, керамические, красильные, вышивальные, эмалевые.
3. Теремок, дом Сергея Малютина, храм Духа.
4. Коллекция старины и музей "Русская старина".
1. Первым заведением, организованным во Флёнове после его покупки, была сельскохозяйственная школа для крестьянских детей из окрестных сел. Воспитанники брались на княжеское обеспечение. Дети охотно шли учиться к Тенишевой. Школа давала им дорогу в жизнь, а одаренные находили здесь свое призвание. Кроме того, в уставе школы было записано, что обладатель диплома получал льготы по отбыванию воинской повинности и освобождался от телесных наказаний пожизненно.
2. В течение шести лет учащиеся осваивали общеобразовательный курс двухклассных школ Министерства народного просвещения, а также специальные области: земледелие, садоводство, огородничество, скотоводство, пчеловодство, рыбоводство. Выпускник получал право ведения собственного хозяйства или работы по найму.
Учебный класс в бывшей сельскохозяйственной школе для крестьянских детей
3. Были и особенности, отличающие эту школу от других подобных школ. В школе не было платных воспитанников, принимались сироты, наравне с мальчиками в школе учились и девочки.
4. Из книги М.К. Тенишевой "Впечатления моей жизни":
"Приобщив девочек к сельскохозяйственному образованию, я построила для них отдельное большое помещение. На занятия и в столовую они ходили вместе с мальчиками, а ночевали в общежитии под надзором смотрительницы… девочки все оказались очень способными и дельными. Начинали они учиться сельскому хозяйству очень робко, с сомнением. Когда им сказали, что они будут учить химию, то они расплакались, это слово показалось им страшным, а по окончании все вышли прекрасными работницами…"
5. Когда в эту школу приходят современные дети, их сажают за парты, знакомят с русской азбукой XIX века и они пробуют писать чернилами.
Деревянные парты и чернильницы-непроливайки, под стеклом - учебные пособия и школьные дневники
7. Экзамены в талашкинской школе проводились только в последнем специальном классе. Ученики остальных классов переводились по итогам года.
8. Слабых учеников из школы не отчисляли, а старались научить какому-нибудь полезному делу. Талантливых Тенишева на свои средства отправляла учиться дальше. В выборе преподавателей для своей школы она была требовательна.
9. В школе ребенок не просто получал знания. Все было направлено на развитие в нем скрытых дарований и талантов. Из книги "Впечатления моей жизни":"Нет, я твердо верю, что всякому человеку можно найти применение и собственный путь"
.
11. Во Флёнове детей обучали не только грамоте, но и художествам. Тенишева и приглашенные ею художники организовали здесь учебные и художественно-промышленные мастерские: вышивальную, резную, гончарную, эмальерную. Проводились уроки эстетического курса и практические занятия ремеслами: столярным делом, росписью по дереву, чеканкой, керамикой, окраской тканей и вышиванием. Для ребят устраивались веселые праздники, дети играли в оркестре народных инструментов, выступали в спектаклях тенишевского театра.
Одежда крестьянских детей и воспитанников сельскохозяйственной школы
13. Причем М.К. Тенишева стояла на позиции индивидуального подхода к обучению: один из учеников школы слыл хулиганом, и не успешным в перечисленных ремеслах и занятиях. Тогда Тенишева спросила его, кем он хочет стать, мальчик выбрал профессию цирюльника. Тенишева договорилась об его обучении у мастера в Петербурге, а через несколько лет увидела его личную цирюльню в престижном районе города.
14. Девочки обучались шитью и вышивке. Тенишева настояла на том, чтобы ее воспитанницы освоили модные европейские узоры в вышивке одежды, и очень скоро их вышивки стали приносить девочкам немалый заработок.
Реконструкция мастерской для девочек
Образцы вышивки
Гончарный круг, начало XX века. Дерево.
18. Знаменитые талашкинские мастерские тоже пошли от школы. Руководить мастерскими княгиня пригласила (по совету Врубеля) Сергея Васильевича Малютина. Самую тяжелую работу в школьном хозяйстве выполняли взрослые, все остальное делали сами ребята, обучаясь разным премудростям. Занятия в ремесленных мастерских были обязательными для всех классов.
Мастерская для мальчиков
.
20. В обязательный курс для мальчиков входило обучение традиционным для России ремеслам - столярному, шорному, кузнечному, гончарному.
Я.Ф. Ционглинский (1858-1912). Портрет М.К. Тенишевой,1896. Холст, масло
23. В 1903 году Тенишева смогла устроить "Талашкинскую скрыню", небольшой музей старины в маленьком домике, высокой крышей напоминавшем русский сундучок. Главными помощниками княгини в собирании, хранениии и изучении народного искусства стали В.И.Сизов, А.В.Прахов и И.Ф.Барщевский, известный своими фотографиями памятников старины. Для талашкинского музея было отобрано множество изделий из дерева, изразцов, тканей, кружев.
Талашкинская скрыня
24. В Талашкине, во флигеле для гостей, был устроен любительский театр. Сама княгиня выступала в роли режиссёра, гримёра и костюмера. Было построено специально для театра здание, всё изукрашенное внутри резьбой по дереву и расписанное. Занавес был изготовлен по эскизу Сергея Малютина на тему "Баян, играющий на гуслях".
25. Так выглядел театр в Талашкине.
Оформление и лавки для зрителей в театре
Справа - концертные костюмы оркестра народных инструментов
Сани из реквизита театра
Костюм для выступлений М.К. Тенишевой в театре и на концертах
32. Резное панно "Садко", украшавшее театр, было выполнено по эскизу художника Сергея Малютина. Малютин, между прочим, был "отцом" нынешнего главного русского сувенира: по его эскизу, вдохновленному традиционной японской игрушкой, токарь Звёздочкин в самом конце XIX века выточил первую матрёшку.
Оформление и лавки для зрителей театра в Талашкине
33. Талашкинский театр тоже был связан со школой. Актерами были и ученики, ученицы, учителя. Исполнялись пьесы Гоголя, Островского, Чехова.
Граммофон. Россия, конец XIX века. Дерево, металл
Портативный орган из коллекции М.К. Тенишевой
38. В школе было введено обучение мальчиков игре на балалайке.Обучать детей княгиня пригласила выпускника Петербургской консерватории В.А. Лидина, лучшего музыканта из оркестра В.В. Андреева. Школьный оркестр балалаечников стал гордостью Тенишевой. Музыканты выезжали с концертами в Смоленск, и эти поездки превращались в настоящий праздник. И сам Андреев побывал в Талашкине накануне выступлений детей на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Это выступление балалаечного оркестра в Париже стало заметным явлением.
Для выставки Мария Клавдиевна придумала оркестр расписных балалаек. Инструменты для этого оркестра расписывали Врубель, Коровин, Малютин, Сомов, Головин и сама княгиня. За балалайки предлагали баснословные суммы, но Тенишева не продала ни одной. Четыре из девяти сохранившихся балалаек можно увидеть в Теремке, остальные хранятся в фондах Исторического музея в Москве и Смоленского государственного музея-заповедника.
В то время Талашкинская сельскохозяйственная школа являлась уникальным обучающим центром с замечательным преподавательским составом и большой библиотекой.
08:47 pm - Мария Клавдиевна Тенишева(1858-1928)Помню, когда я около трех с половиной лет назад грела свое беременное пузо на заграничных югах, читая всякие интересные журналы по искусству, меня впервые пронзила в самое сердце мысль, что в становлении того или иного творческого человека меценаты иногда не менее важны, чем учителя, жены и любовницы, а иногда и более....
Тогда, помнится, читала я статью про великую Тенищеву, судьба которой была блестяща и трагична: отдав России всё, что у нее было, от капиталов до таланта, она умерла в полном забвении. ...И на днях наткнувшись на ее портрет кисти Репина невольно захотелось написать пост...
Современники называли княгиню Тенишеву «гордостью всей России». Ей повезло, она общалась свыдающимися людьми своей эпохи - Репиным, Тургеневым, Чайковским, Мамонтовым, Врубелем, Коровиным, Рерихом, Бенуа, Дягилевым, Малютиным, Серовым...
Портрет Репина
Во многих источниках написано, что точный год рождения Тенишевой доподлинно неизвестен (между 1857 и 1867), однако в википедии указан 1858, что я и вынесла в заглавие поста, достоверным считается только число – 20 мая.
Происходила она из столичных дворян, но была незаконнорожденной. Семейное предание сохранило разные версии того, кто был её отцом.
После окончания частной гимназии девушка была выдана замуж за правоведа Рафаила Николаева и родила дочь Марию, но этот ее брак оказался неудачным («Все было так серо, обыденно, бессодержательно», – писала она позже).
С 1881 она обучалась в Париже: брала уроки музыки, вокала, желая стать профессиональной певицей, много занималась рисованием. Оставленная с мужем дочь была впоследствии отдана отцом «в институт» (что предполагало интернатскую систему) и сильно отдалилась от матери, не простив ей и в зрелом возрасте её стремления к самореализации в ущерб заботе о семье и о ней.
На лето Мария Клавдиевна возвращалась из Франции в Россию и жила в имении А.Н. Николаева (дяди мужа) под Смоленском. Именно там на всю жизнь завязалась её дружба с соседкой, владелицей имения Талашкино, Е.К. Святополк-Четвертинской («Киту») – женщиной близкой судьбы, схожих взглядов на жизнь и эстетических вкусов. Мало задумываясь о том, кто и чему учит в этот момент её дочь, неутомимая княгиня, поддержанная Киту, организовала в 1889 в Талашкино первую «школу грамоты» для местных крестьян.
По соседству с Талашкино находилось и земли князя В.Н. Тенишева – крупнейшего российского промышленника, субсидировавшего строительство первого в России завода автомобилей, одного из зачинателей электромеханического производства. В Смоленщину он приезжал поохотиться, был на 22 года старше Марии Клавдиевны, но разница в возрасте не имела значения при обнаружившемся родстве душ. После скорого развода князя с первой женой и расторжения брака Марии Клавдиевны они в 1892 году обвенчались.
В.Н.Тенишев дал жене, помимо своей фамилии (правда, его родные «бесприданницу» не признали, и в родословную князей Тенишевых княгиня Мария не попала), духовную опору, княжеский титул, большое состояние и возможность реализовать себя в качестве просветительницы и меценатки. Получив средства на осуществление задуманных ею проектов, Тенишева вскоре открыла училище ремесленных учеников под Брянском (где её муж возглавлял акционерное общество), несколько начальных народных школ в Петербурге и Смоленске.
В те же годы состоялось её знакомство с И.Е. Репиным, которого она увлекла идеей организации рисовальных школ для одаренных детей из народа, а также курсами для подготовки учителей рисования.
Делом всей жизни М.К. Тенишевой стало Талашкино
Врубель
На рубеже веков Талашкино превратилось в духовный и культурный центр России, «художественное гнездо», аналогичное подмосковному Абрамцево – местом встречи выдающихся деятелей культуры, вдохновленных идеей «нового русского Возрождения». Неорусский стиль в искусстве – «родом» из Талашкино.
Просветительская идея привлекла в Талашкино множество выдающихся русских художников. В.Д. Поленов, В.М. Васнецов, М.В. Врубель, К.А. Коровин, В.А. Серов, Н.К. Рерих гостили и работали в имении княгини, предлагая свои рисунки для росписи балалаек, сундучков, мебели.
В 1901 году Тенишева провела в Смоленске выставку изделий прикладного искусства, изготовленных в Талашкине, открыв одновременно в Москве, в Столешниковом переулке, магазин «Родник» для их продажи. В эти годы в Талашкине был построен кабинет «Теремок», все предметы убранства которого были сделаны в мастерских.
Во Фленове по её инициативе был выстроен храм Святого Духа с росписями и мозаикой Н.К. Рериха.
Замужество дало княгине возможность удовлетворить её увлечение коллекционированием. Составив обширную коллекцию акварелей русских и иностранных художников, систематизация которой была поручена А.Н. Бенуа, Тенишева устроила в 1897 году выставку своего собрания, из которого около 500 работ подарила затем готовящемуся к открытию Русскому музею.
С.П. Дягилев, с которым Тенишева познакомилась в это время, увлек её идей создания журнала «Мир искусства», который она учредила и (совместно с С.И. Мамонтовым) финансировала в 1898–1904 годах. В 1899 году она была в числе организаторов первой выставки «мирискусников» в Петербурге.
Идиллия. Карикатура Щербова П. Е.1899. Л.С. Бакст (петух), С.П. Дягилев (доит корову), Д.В. Философов, М.В. Нестеров, М.К. Тенишева (корова), И.Е. Репин, С.И. Мамонтов
Радость безмерная. Карикатура (парная карикатуре "Идилия") 1900. В.В. Стасо, М.К. Тенишева (корова), И.Е. Репин, М.В. Нестеров (за мольбертом), С.И, Мамонтов (мамонт), С.П, Дягилев
Между тем, Николай II назначил в 1900 году В.Н. Тенишева главным комиссаром русского отдела на Всемирной выставке в Париже. Этот раздел произвел фурор – во многом благодаря трудам Марии Клавдиевны. Человек разносторонне образованный, муж М.К. Тенишевой не разделял части её увлечений и не одобрял её дружбы с художниками, желая видеть жену лишь светской дамой. И все же он помогал ей, субсидируя все её начинания, а она заставляла звучать его имя как мецената и филантропа.
В 1903 году Тенишева не стало. Теперь уже она одна распоряжалась оставшимся ей в наследство огромным капиталом.
В 1906 году она помогла С.П. Дягилеву в устройстве Выставки русского искусства на «Осеннем салоне» в Париже, причём важный раздел экспозиции составили собранные ею самой предметы русского народного искусства. Впоследствии эта коллекция составила основу первого в стране Музея русского декоративно-прикладного искусства «Русская старина», который в 1911 году был передан княгиней в дар Смоленску.
В те же годы княгиня активно участвовала в работах по историко-археологическому изучению Смоленска и окрестностей, способствовала открытию в городе филиала Московского археологического института.
В 1912 году она получила титул почётной гражданки города Смоленска; её именем назвали одну из улиц города.
При этом она была замечательным художником-эмальером. Среди её работ были и крупные (напрестольный крест в серебре и золоте для храма Святого Духа, декор двери с изображением Георгия Победоносца в «Теремке» во Фленове, двустворчатый портал из ценных пород дерева с эмалевыми инкрустациями) и весьма тонкие, небольшие по размерам работы (блюдо с разноцветной эмалью, купленное впоследствии Музеем Люксембургского дворца в Париже, эмалевые портреты царя Михаила Федоровича и императора Николая II с наследником-цесаревичем для подарка государю в честь 300-летия Дома Романовых).
М.К. Тенишева выставляла свои работы в салоне Национального общества изящных искусств во Франции (1906–1908), Союзе декоративных искусств.
В 1914 году она показала эмали в Риме, получив диплом и почетное членство в Римском археологическом обществе. Через два года она защитила докторскую диссертацию на тему «Эмаль и инкрустация» в Московском археологическом институте. (Текст работы, утраченный в годы революции, был восстановлен её учениками в Праге в 1930.)
Как художник, собиратель и исследователь искусства Тенишева была избрана членом нескольких европейских академий.
Революция 1917 года заставила М.К. Тенишеву эмигрировать во Францию, где она жила вместе всё с той же «Киту» и дочерью от второго своего брака Лизой в Вокрессоне близ Парижа с 1918 года до своей кончины. За десять эмигрантских лет женщины успели наладить дело обучения эмальерному искусству среди детей эмигрантов.
Е.К. Святополк-Четвертинская сохранила дневники и воспоминания Тенишевой. Она же передала оборудование тенишевской мастерской, материалы и технологические рецепты Тенишевой своей эмигрантской подруге и единомышленнице Т.Н. Родзянко, организовавшей после получения этого дара «Школу эмалевого искусства» в Праге.
Биография
Современники называли ее «гордостью всей России», «героиней нашего времени». И. С. Тургенев очень любил слушать ее рассказы о жизни в доме матери, о замужестве, об учебе в Париже и всякий раз говорил: «Эх, жаль, что я болен и раньше вас не знал. Какую бы интересную повесть я написал...»
…Нелюбимым ребенком чувствовала себя незаконнорожденная Мария в семье матери. Рассказывали, что госпожа фон Дезен, имевшая весьма тяжелый характер, никак не могла простить дочери ее нежеланного появления на свет (ходили даже слухи, что отцом Маши был император Александр II).
Одинокой стала Машенька и в мужнином доме. Шестнадцатилетней ее отдали замуж за двадцатитрехлетнего Р. Н. Николаева. Брак оказался неудачным, хотя принадлежность семей жениха и невесты к высшему свету, обеспеченность казались их родственникам достаточным основанием для счастья. Муж, заядлый картежник, после очередного проигрыша часами валялся на диване в привычном бездействии, равнодушный ко всему на свете. Невыносимо было видеть, как он унижался, выпрашивая деньги у родственников или тещи. И – что еще хуже – заставлял жену брать деньги у чужих людей...
После рождения дочери молодая женщина решила порвать с тяготившей ее обстановкой. Определенное влияние на это решение оказал поэт А. Н. Апухтин – «единственный очень интересный, обаятельный, умный человек», посещавший дом Николаевых. Тайком, продав часть мебели в петербургском доме, Мария с дочкой уехала в Париж, чтобы стать профессиональной певицей. Ведь целых три года перед этим она училась пению у известного вокального педагога Матильды Маркези, ее выступления слушали Ш. Гуно, А. Тома и А. Г. Рубинштейн. «Она была до крайности художественная натура, одаренная чудесным голосом, от которого все приходили в восторг», – писала ее подруга Е. К. Святополк-Четвертинская.
Закончив учебу, Мария Николаева пыталась устроиться на профессиональную сцену, прослушивалась в Мамонтовской опере, но неудачно. Однако это ее не остановило – она продолжала участвовать в концертах.
В эти годы она познакомилась с И. Репиным. Художник был очарован молодой женщиной, однако из этого увлечения она не сделала мелодрамы, как ожидали окружающие, а повернула взаимоотношения с мэтром в деловое русло. Ими были организованы две рисовальные школы в Петербурге и Смоленске.
...Князь Вячеслав Николаевич Тенишев встретил молодую певицу с красивым голосом в одном из музыкальных салонов. Восхищенный, не отходил от нее целый вечер, домой отправил в своей карете. А на следующий день прислал очаровательнице огромную корзину благоухающих ландышей...
Его прозвали «русским американцем» за энергичность и предприимчивость. Он строил железные дороги, стоял у истоков создания первого русского автомобиля, разводил прекрасных орловских рысаков, был совладельцем трех крупнейших машиностроительных заводов: Брянского, Путиловского и Екатеринославского. Кроме того, в Петербурге ему принадлежал электромеханический завод, а в Орловской губернии – два лесопильных.
Приверженец точных знаний, Тенишев с детства увлекался математикой – даже издал книгу «Математическое образование и его значение»; являлся автором и двух других, заложив научную основу в социологические исследования. «Этот сильный человек с громадной волей, эта отвага, – я должна сознаться, – были мне по душе», – вспоминала Мария Клавдиевна.
Человек семейный, князь Тенишев вот уже около шестнадцати лет не ладил с женой. Сама Мария Клавдиевна на момент встречи с ним считалась невестой другого человека. Но спустя какое-то время все препятствия были устранены, и в 1892 году влюбленные обвенчались.
Женившись во второй раз в зрелом возрасте, князь мечтал видеть в своем доме молодую нарядную хозяйку, веселую и беззаботную. Но мечты его так и не сбылись... В то время как светские дамы танцевали на петербургских балах, устраивали приемы, развлекались, его супруга уезжала в далекое смоленское село, чтобы ставить на сцене талашкинского театра Островского, Гоголя, Чехова.
А началось все с лета 1896 года. Мария Клавдиевна построила в Талашкино свою знаменитую школу, в которой занималось более ста учеников. Двадцать сирот были на полном содержании княгини.
Имение Талашкино поначалу принадлежало Екатерине Константиновне Святополк-Четвертинской, и лишь затем по взаимной договоренности было приобретено Тенишевой. Судьба свела этих двух женщин еще в детстве. Четвертинская, по сути, стала вдохновительницей и помощницей Марии Клавдиевны.
Князь не препятствовал желанию Марии Клавдиевны открывать рисовальные школы, народные столовые, магазины для рабочих, ремесленные мастерские, но к художникам относился снисходительно, как ко всякой богеме. Уважал он только Виктора Васнецова, сумевшего нажить себе состояние. Князь посмеивался над портретами жены, сделанными Репиным, Серовым и другими в новой, свободной манере, – словом, о современном искусстве был очень невысокого мнения. И когда княгиня попросила у него денег для художественного журнала, возмутился...
К тому времени Мария Клавдиевна уже хорошо изучила характер князя и знала, что в качестве деловой женщины вызывает у мужа одни насмешки. Но князю доставляло огромное удовольствие тратить деньги на жену – он, не задумываясь, швырял сотни тысяч на меха, бриллианты, жемчуга... А она продавала золото и драгоценности, а на вырученные средства покупала предметы русской и западной старины, тратила деньги на археологические раскопки, устраивала выставки. И помогала, помогала, помогала...
«Для меня нет большего удовольствия, как помочь действительно настоящему художнику, человеку одаренному, любящему свое дело и погибающему от недостатка средств», – писала княгиня Тенишева.
Надо признать, что помощь эта не всегда приносила радость самой Марии Клавдиевне – были и обиды, и огорчения. К примеру, она всячески поддерживала М. А. Врубеля и на выставке 1898 года купила его панно «Русалки», что, как ни странно, вызвало злобные нападки на нее художника. Что ж – она нашла в себе силы понять и простить.
Благотворительная деятельность княгини приобрела такие широкие масштабы, что ей не стеснялись присылать эскизы неосуществленных творческих проектов, прилагая при этом... «реестрик» оплаты. Когда же она отказывалась принимать подобные «дары», то, как позже сама замечала, даже ленивый – и тот считал своим долгом бросить в нее камень...
С горечью и с полным знанием вопроса Тенишева писала о женской участи:
«Если, кроме таланта, у нее ничего нет, ее эксплуатируют, ее душат, если же у нее, кроме таланта, есть средства, ее тоже эксплуатируют, и даже очень, и все ее способности и успех приписывают деньгам».
В конце 1890-х меценатка сблизилась с организаторами знаменитого объединения «Мир искусства». Интерес к студии, руководимой реалистом Репиным, явно пошел на спад. С грустью сообщал Илья Ефимович одному из преподавателей смоленской рисовальной школы: «...княгиня так увлеклась новым стилем, что совсем охладела к моим школярам».
Не случайно в сатирическом журнале «Шут» в 1899 году появилась карикатура на «Мир искусства» под красноречивым названием «Дягилев доит корову». В виде означенного животного изображалась, конечно же, она, щедрая княгиня Тенишева.
Больше всего неприятностей пережила княгиня, когда затеяла работу по созданию знаменитого музея старины. Городские власти Смоленска ответили отказом на предложение Марии Клавдиевны открыть здесь музей народного творчества. Тогда она попросила продать ей землю, чтобы самой построить здание, – и снова отказ. И все же, перекупив частное владение, княгиня добилась своей цели. Менее чем за год было возведено великолепное здание, где разместились экспонаты одного из первых в России музеев декоративно-прикладного искусства.
Во время событий 1905 года черносотенные банды пытались разгромить музей. Тогда, опасаясь за коллекцию, княгиня увезла ее в Париж (к тому времени она уже овдовела – В. Н. Тенишев умер от сердечной болезни в 1903 году, прожив шестьдесят лет). Несколько месяцев продолжалась выставка в Лувре. Был составлен и напечатан на французском языке каталог, включавший более шести тысяч экспонатов. Много раз Марии Клавдиевне предлагали огромные деньги за ее коллекцию, но она все-таки вернула ее России.
Тем временем в Смоленске вспомнили о покупках Тенишевой, и появилась статья о «разграблении соборной ризницы». Газетная перебранка перешла-таки в судебное дело. На одном из заседаний Марию Клавдиевну признали виновной «в оскорблении в печати» и подвергли... семи дням домашнего ареста. С показаниями в ее защиту несколько раз выступал Н. К. Рерих.
Только в мае 1911 года музей Тенишевой стал собственностью древнего русского города. На памятном блюде, изготовленном самой княгиней, было написано: «Владейте, мудрые».
Многолетний просветительский труд Марии Клавдиевны завершился в 1916 году в Московском археологическом институте защитой диссертации, за которую она была удостоена золотой медали и сразу же получила приглашение заведовать кафедрой.
Говорят, что многие благодаря Тенишевой нажили состояния, поместив их в швейцарские банки. Мария Клавдиевна все вложила в русское искусство, и после революции оказалась в парижской эмиграции без средств к существованию, несмотря на свой княжеский титул.
«Когда я увидел ее после долгой разлуки осенью 1925 года у нее, в Вокрессоне, – писал художник И. Билибин, – я был глубоко поражен, какую печать наложил на нее тяжкий недуг. Но не мог осилить этот недуг ее духа, ее любви к России и ко всему русскому; и когда временами Мария Клавдиевна чувствовала себя лучше, то она вся оживала, вспоминала прошлое, говорила о своем детище, о созданном ею в Талашкине...»
В 1938 году, в десятую годовщину кончины М. К. Тенишевой, Русское историко-генеалогическое общество во Франции издало в память о ней сборник «Храм Святого Духа в Талашкине». В предисловии к нему сказано: «После большевистского переворота Храм был осквернен, обезображен и превращен в какое-то служебное помещение».
А если точнее, в... зернохранилище с обязательной ежегодной обработкой его стен дезинфицирующими химикатами. Сегодня здесь не найти и следа от рериховской росписи.
Еще более страшная участь постигла прах хозяина усадьбы – князя В. Н. Тенишева, тело которого зимой 1923 года было выкинуто вандалами из разбитого гроба, а затем как попало брошено в неглубокую яму...