Литературный досуг «Знатоки сказок»в подготовительной группе. Литературная игра-викторина "угадай сказку"
Нина Кошкина
Занятие Викторина
«Как мы знаем сказки» для детей старшей группы
Воспитатель: Кошкина Н. А.
Цель: Выяснить, какие сказки, и каких сказочных героев знают дети. Выявить лучших знатоков сказок, способствовать развитию речи детей, воображения, мышления, памяти.
Воспитывать любовь к чтению художественной литературы.
Необходимый материал: книги с иллюстрациями из сказок, волшебная шкатулка, атрибут для жеребьевки, набор игрушек, костюм почтальона Печкина.
Вос-ль: Дети, сегодня мы с вами побываем в гостях у сказки. Слушая сказку, мы попадаем в волшебный мир, где происходят чудеса, где добро всегда побеждает зло.
Сейчас мы с вами разделимся на две команды с помощью волшебных киндер- сюрпризов (дети берут контейнеры: у кого пустой – одна команда, у кого нет другая).
И так, начинаем 1 конкурс «Отгадай сказку»/ я буду загадывать вам загадку, а вы будете называть сказку.
Всем извесно на Руси,
Ждали маму с молоком
А пустили волка в дом
Кто же эти
Маленькие дети (Семеро козлят)
Что за гостья в дом пришла
К трем лесным медведям?
Там поела, попила
В трех кроватях поспала,
А хозяева вернулись
Еле ноги унесла. (Три медведя)
Убежали от грязнули
Чашки, ложки и кастрюли.
Ищет их она, зовет
И в дороге слезы льет (Федорино горе)
Перед волком не дрожал,
От медведя убежал
А лисице на зубок все ж попался (Колобок)
Миша по лесу идет,
Короб на спине несет-
Пироги для бабы с дедом
Внучка Маша напекла-
Несговорчивого Мишу
Вокруг пальца обвела. (Маша и медведь)
В гости к бабушке пошла
Пироги ей понесла
Серый волк за не следил,
Обманул и проглотил. (Красная Шапочка)
У Аленушки- сестрицы
Унесли братишку птицы,
Та с подружками играла
Братца Ваню проморгала (Гуси- лебеди)
Лисичка – сестричка очень хитрая была.
Зайчика – трусишку из избушки прогнала
Петух лишь сумел за зайца постоять,
Взял острую косу и сумел лису прогнать. (Лиса и заяц)
Колотил да колотил
По тарелке носом
Ничего не проглотил
И остался с носом. (Лиса и журавль).
И на мачеху стирала
И горох перебирала
По ночам при свечке.
А спала у печки
Хороша, как солнышко,
Кто же это? (Золушка)
В какой сказке девочка, чтобы попасть из леса домой, спряталась в коробе с пирогами, которую нес медведь. (Маша и медведь)
Переходим к следующему конкурсу «Волшебная шкатулка». / на столе накрытый красивым покрывалом стоит шкатулка/ открываем - дети посмотрите, кто-то нам принес волшебную шкатулку, откроем и посмотрим, что там. Какие-то предметы в ней лежат. Сейчас мы с вами посмотрим.
(да ведь это предметы из сказок, сейчас мы с вами быстро определим в какой сказке есть эти предметы)-/достаю по очереди
Шляпа с пером
Горошина.
Банка с вареньем
Клубок ниток
Золотой ключик
Тарелка, чашка, сковорода
Физминутка
Дети, у вас есть любимая сказка?/Сейчас мы узнаем их.
Попрошу всех дружно встать, будем мы сейчас играть. /дети встают в круг/
Игра «Ты катись веселый бубен» /стоя в кругу, дети по очереди передают бубен, произнося текст: «Ты катись веселый бубен, быстро, быстро по рукам.
У кого остался бубен тот назовет свою любимую сказку и героя из нее».
/бубен нужно стараться передавать быстро/
Дети посмотрите, какие красивые, нарядные книги. В каждой из них живут герои ваших любимых сказок. Сказка – это удивительный, волшебный мир, в котором происходят самые необыкновенные чудеса и превращения. А вы сказали, что любите сказки. Тогда я предлагаю вам узнать знакомую сказку по картинке на обложке»./дети отгадывают название знакомых сказок. /
3. Следующий конкурс «Сказочные фразы»
Есть начало фразы из сказки, но нет конца. Помогите закончить фразу.
В некотором царстве ….в некотором государстве.
По щучьему велению… по моему хотению.
Скоро сказка сказывается…да не скоро дело делается
Несет меня лиса… за дальние леса, за быстрые реки, за высокие горы.
И я там был, мед-пиво пил…по усам текло, а в рот не попало.
Стали они жить - поживать. и добра наживать.
Дед бил не разбил… баба била, била
Дай мне за уточку… девочку
Стоит в поле теремок….
Жили- были…
4. Конкурс «Узнай сказку» или сказочного героя.
1. Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком
Вместо туфелек копытца.
Трое их - и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Ниф- ниф, Наф- наф, и нуф- нуф)
2. Этот сказочный герой
С хвостиком, усатый,
В шляпе у него перо,
Сам весь полосатый,
Ходит он на двух ногах,
В ярко - красных сапогах. (Кот в сапогах)
3. И зайчонок и волчица
Все бегут к нему лечиться (Доктор Айболит)
4. Озорной весельчак
В окно влетает просто так
К малышу попал он в дом
И устроил там погром. (Карлсон)
5. Чтоб взлететь ей над землей
Ступа ей нужна с метлой. (Баба Яга)
6. Какую кличку носила собака в семье, в которую входили: дед, бабка и внучка?/Жучка/
7. В какой сказке умели говорить: печка, яблонька и речка/Гуси –лебеди/.
8. В Простаквашино живет
Все хозяйство там ведет
Адрес точно я не знаю
Но фамилия морская (Матроскин)
Раздается стук в дверь. Входит почтальон Печкин. /здоровается/
Я принес вам телеграммы. Хотите, я вам их прочитаю? /да/
5. конкурс «Телеграммы» (почтальон Печкин читает, дети узнают героев сказок.)
1Дорогие гости, помогите! Паука - злодея загубите! (Муха-Цокатуха)
2Все закончилось благополучно, только хвост остался в проруби. (Волк)
3 Очень расстроена, нечаянно разбила золотое яичко. (Мышка)
4. Спасите, нас съел Серый Волк. (Козлята)
5Помогите найти хрустальную туфельку. (Золушка).
6 От дедушки ушел, от бабушки ушел, скоро буду у вас. (Колобок).
7 Спокойствие только спокойствие. Я съел еще одну баночку варенья. (Карлсон)
8. Не садись на пенек, не ешь пирожок. (Машенька).
А теперь наоборот,я буду называть героев сказки, а вы название ее.
1. Царь, три сына, стрела, болото. /царевна- лягушка/
2Отец, мачеха, три дочери, туфелька, фея. /Золушка/
3Очень маленькая девочка, майский жук, мышь, ласточка/Дюймовочка/.
4Злая мачеха, дочь и падчерица, дед Мороз. /Морозко/
Почтальон Печкин хвалит детей за хорошее знание сказок и предлагает поиграть с ним в игру «Кого не стало?»/дети двигаются в разных направлениях, по сигналу приседают и закрывают глаза, одного из детей накрывает покрывальцем и предлагает узнать, кого нет среди детей/.
После игры почтальон Печкин прощается с детьми. /мне очень понравилось у вас, я хочу вам оставить гостинца/
Дети, наша встреча подходит к концу. Мы очень быстро будем путешествовать по сказкам. За каждый правильный ответ я буду давать фишку
6 конкурс «Блицтурнир»
1 Жилище бабы яги?
2Кто из обитателей стал женой Ивана-царевича?
3 Аппарат, на котором Баба-Яга совершает полет?
4 Что потеряла Золушка?
5Какие цветы собирала падчерица в сказке «12 месяцев»
6 Веселый человечек-луковка?
7 Герой сказки, путешествующий на печи?
8Кто смастерил Буратино?
9 Кем стал гадкий утенок?
10 Почтальон из Простаквашено?
11 Чем ловил волк рыбу из сказки «Лисичка – сестричка и Серый волк»?
12Крокодил, друг Чебурашки?
7 Конкурс «Парные картинки».
Дети, художник нарисовал картинки к сказкам, но они все перемешались. Вам нужно собрать сказки. Командам предлагаются конверты с картинками/большая картинка из сказки разрезана на части/ Одной команде сказка «Маша и медведь», второй «Лисичка- сестричка и серый волк»
Подведение итогов конкурса. Призы. Угощения.
Молодцы! Я хочу сказать вам спасибо от всех сказочных героев. Вы хорошо знаете сказки, и хочу предложить каждому из вас нарисовать дома иллюстрацию к своей любимой сказке.
Литературная игра-викторина «Угадай сказку»
Цели:
- активизировать детское чтение;
- вспомнить и закрепить знания о названиях, авторах и героях детских сказок;
- организовать досуг учащихся.
Ход викторины:
Ведущий: Дорогие ребята, мы рады приветствовать всех вас на литературной викторине «По страницам любимых сказок»! Скажите, а вы любите сказки? А какие бывают сказки? (Ответы детей). А теперь назовите ваши любимые сказки. Молодцы! Сейчас мы узнаем, насколько хорошо вы знаете свои любимые сказки. Для этого нам надо разделиться на две команды. Каждая команда должна выбрать себе название. Викторина состоит из 5-ти конкурсов. Правила конкурсов очень просты. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если у команды нет ответа, отвечать имеет право команда соперников. Задания всех конкурсов связаны с названиями, героями сказок либо с авторами, которые их написали. После каждого конкурса жюри подводит итог. (Представить жюри).
Итак, я объявляю первый конкурс, который называется «Разминка»
. В этом конкурсе одновременно принимают участие две команды. Я произношу задание, а вы все вместе дружно отвечаете.
1. На сметане мешён
На окошке стужён.
У него румяный бок,
Кто же это? (Колобок)
2. Девочка добрая в сказке жила,
К бабушке по лесу в гости пошла.
Мама красивую шапочку сшила
И пирожков дать с собой не забыла.
Что же за девочка-лапочка.
Как зовут её? … (Красная Шапочка)
3. Друг за друга по цепочке
Ухватились все так прочно!
Но ещё помощники скоро прибегут,
Победит упрямицу дружный общий труд.
Как засела крепко! Кто же это? … (Репка)
4. Человек немолодой
С преогромной бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину.
Вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас,
Кто же это? (Карабас)
5. Я мальчишка деревянный,
Вот и ключик золотой!
Артемон, Пьеро, Мальвина –
Дружат все они со мной.
Всюду нос сую я длинный,
Моё имя … (Буратино)
6. В шляпе синенькой мальчишка
Из известной детской книжки.
Он глупышка и зазнайка,
А зовут его … (Незнайка)
7. И на мачеху стирала
И горох перебирала
По ночам при свечке,
А спала у печки.
Хороша, как солнышко.
Кто же это? … (Золушка)
8. Он весел и не злобен,
Этот милый чудачок.
С ним мальчик Робин
И приятель Пятачок.
Для него прогулка – праздник
И на мёд особый нюх.
Этот плюшевый проказник
Медвежонок … (Вини-Пух)
9. Трое их живёт в избушке,
В ней три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
10. В лесу тёмном на опушке,
Жили дружно все в избушке.
Маму дети поджидали,
В домик волка не пускали.
Эта сказка для ребят… (Волк и семеро козлят)
Конкурс «Дальше, дальше…»
Каждой команде будет задано по 20 вопросов. Отвечать нужно сразу, не раздумывая. Если не знаете ответ, говорите «дальше». В это время команда- соперница молчит, не подсказывает.
Вопросы для первой команды:
1. Кто автор произведения «Кошкин дом»? (Самуил Маршак)
2. Куда отправился доктор Айболит по телеграмме? (в Африку)
3. Как звали собаку в сказке «Золотой ключик или Приключение Буратино»? (Артемон)
4. Усатый персонаж сказки Чуковского. (Тараканище)
5. Жених Мухи-цокотухи. (Комар)
6. Из чего сварил кашу хитрый солдат? (Из топора)
7. Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)
8. Кем была в русской народной сказке лягушка? (Царевной)
9. Как звали удава из сказки Киплинга «Маугли»? (Каа)
10. На чём разъезжал Емеля в сказке «По щучьему велению»? (На печке)
11. Почтальон из деревни Простоквашино. (Печкин)
12. Что подарили блошки Мухе-цокотухе? (Сапожки)
13. За какими цветами отправилась под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками)
14. Какой герой сказки носил красные сапоги? (Кот в сапогах)
15. Сестрица братца Иванушки. (Алёнушка)
16. Самый знаменитый житель Цветочного города. (Незнайка)
17. Сколько лет рыбачил старик из сказки о золотой рыбке? (33 года)
18. Из чего был сделан Буратино? (Из полена)
19. Фрукты, которыми объелся Чебурашка. (Апельсины)
20. Как звали девочку из сказки «Снежная королева», которая отправилась по всему свету искать своего названного братца? (Герда)
Вопросы для второй команды:
1. Кому несла Красная Шапочка пирожки и горшочек масла? (Бабушке)
2. Как звали девочку – обладательницу волшебного цветка из сказки Катаева «Цветик-семицветик»? (Женя)
3. Назовите отчество Федоры из сказки Чуковского «Федорино горе». (Егоровна)
4. Кто написал сказку «Золушка»? (Шарль Перро)
5. Как звали девочку, путешествующую по Стране чудес и Зазеркалью? (Алиса)
6. Что купила Муха-цокотуха на базаре? (Самовар)
7. Лучший друг Карлсона. (Малыш)
8. Какая избушка была у лисы в сказке «Заюшкина избушка»? (Ледяная)
9. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара)
10. Хозяйка Артемона. (Мальвина)
11. Кто поймал золотую рыбку? (Старик)
12. Автор сказки «Конёк-Горбунок». (Пётр Ершов)
13. Как звали маленькую девочку, которая родилась и жила в цветке? (Дюймовочка)
14. В каких птиц превратились 11 королевских сыновей? (В лебедей)
15. В кого превратился гадкий утёнок? (В прекрасного лебедя)
16. Из чего была сделана карета, в которой Золушка отправилась на бал? (Из тыквы)
17. Друг Винни-Пуха. (Пятачок)
18. Как звали хитрого кота из сказки «Золотой ключик»? (Базилио)
19. Как звали маму-медведицу в сказке «Три медведя»? (Настасья Петровна)
20. Из какого растения Элиза сплела рубашки для своих братьев в сказке «Дикие лебеди»? (Из крапивы)
Конкурс «Угадай героя сказки».
Ведущий.
Ребята, в этом конкурсе вам нужно будет отгадать загадки, герои которых сказочные персонажи.
Загадки для первой команды.
1. Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля)
2. Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал её кто-то.
Кто распростился с зелёною кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей? (Лягушка)
3. В диких джунглях он живёт,
Волка он отцом зовёт.
А удав, пантера, мишка –
Друзья дикого мальчишки. (Маугли)
4. Он большой шалун и комик,
У него на крыше домик.
Хвастунишка и зазнайка,
А зовут его … (КАРЛСОН)
5. Нежная девочка с хвостом
Пеной морскою станет потом.
Всё потеряет, любви не продав,
Жизнь свою за неё отдав. (Русалочка)
Загадки для второй команды.
1. Живёт в лесной избушке,
Ей скоро триста лет.
И можно к той старушке
Попасться на обед. (Баба Яга)
2. Появилась девочка в чашечке цветка,
А размером крошечка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала,
Кто же эта девочка, что нам во всём мила? (Дюймовочка)
3. Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несёт её домой. (Маша из сказки «Маша и Медведь»)
4. Живёт в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Спит за семерых. (Балда)
5. Он сына мельника в маркиза превратил,
Затем на дочке короля его женил.
При этом я открою вам секрет,
Был, словно мышка, съеден людоед. (Кот в сапогах)
Конкурс «Волшебный сундучок».
Ведущий.
В Волшебном сундучке находятся предметы из разных сказок. Я буду вынимать предметы, а команды по очереди будут отгадывать из какой сказки данный предмет.
Азбука – «Золотой ключик или приключения Буратино»
Туфелька – «Золушка»
Монетка – «Муха-цокотуха»
Зеркало – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Яйцо – «Курочка Ряба»
Яблоко – «Гуси-лебеди»
Конкурс «Интеллектуальный».
Ведущий.
Вопросы этого конкурса немного посложнее, поэтому слушайте внимательно и отвечайте, если знаете.
Вопросы первой команде:
1. Как называется сказка Чуковского, в которой есть такие слова:
Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит. (Путаница)
2. Как звали младшего сына дровосека, который был ростом не больше пальца? (Мальчик-с-пальчик)
3. Что выращивали для продажи в столице братья из сказки Ершова «Конёк-Горбунок»? (Пшеницу)
4. Имя предводителя стаи волков в сказочной повести Киплинга «Маугли». (Акела)
5. Как звали девочку, шившую для своих братьев рубашки из крапивы? (Элиза)
Вопросы второй команде:
1. Кто написал сказку «Приключения Чиполлино»? (Джанни Родари)
2. Как звали собаку доктора Айболита? (Авва)
3. Любимый музыкальный инструмент Незнайки. (Труба)
4. Как звали капитана, побывавшего в Лилипутии? (Гулливер)
5. Чьё копытце, полное водицы, попалось сестрице Алёнушке и братцу Иванушке на пути первым? (Коровье)
Ведущий.
Молодцы, ребята! Хорошо знаете сказки, а значит много читаете. Наша викторина подходит к концу. И пока жюри будет подводить итоги, я предлагаю провести «Аукцион талантов». Каждый из вас, несомненно, обладает каким-нибудь талантом: кто-то может шевелить ушами, кто-то стоять на голове, кто-то хорошо читает стихи, кто-то хорошо поёт, а кто-то танцует. Сейчас каждый из вас сможет показать свой талант и получить за это приз. Итак, кто самый храбрый?
(Проводится аукцион талантов)
Ведущий.
Спасибо, ребята, всем за участие в конкурсах, предоставляем слово жюри.
Подведение итогов.
Награждение победителей викторины.
Использованная литература:
1. Книга для умников и умниц. Справочник эрудита. -М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2001.- 336 с.
2. Творческий опыт работы с книгой: библиотечные уроки, читательские часы, внеклассные занятия / сост. Т.Р. Цымбалюк. – 2-е изд.. – Волгоград: Учитель, 2011. – 135 с.
3. Хоббиты, добывайки, гномы и прочие: Литературные викторины, кроссворды, лингвистические задания, новогодняя пьеса / Сост. И.Г. Сухин. – М.: Новая школа, 1994. – 192 с.
4. Чтение с увлечением: библиотечные уроки, внеклассные мероприятия / сост. Е.В. Задорожная; – Волгоград: Учитель, 2010. – 120 с.
Игра-викторина "В гостях у сказки"
заинтересовать детей в чтении книг;
расширить их кругозор и словарный запас;
воспитывать у ребят чувство добра, справедливости, умение любить видеть красивое.
Оборудование: эмблемы команд, выставка книг, рисунки сказочных героев, билеты с заданиями, карточки со скороговорками, диск с песнями, поощрительные призы.
Условия игры: в игре принимают участие дети 1 – 5 классов. Играют 2 команды. За каждый правильный ответ - 1 очко. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.
Ход викторины.
Здравствуйте, дорогие ребята, сегодня, мы с вами побываем в гостях у сказки.
С самого раннего детства мы слышим сказки. Их нам читает мама, когда укладывает спать, рассказывает бабушка тихими зимними вечерами. Мы слушаем сказки в детском саду, встречаемся с ними и в школе. Сказки сопровождают нас всю жизнь. Их любят не только дети, но и взрослые.
Слушая и читая сказку, мы попадаем в волшебный мир, где происходят чудеса, где добро всегда побеждает зло.
Цель нашей сегодняшней викторины – вспомнить как можно больше сказок , их авторов и героев, а ещё больше приобщиться к чтению.
А теперь давайте представим наше жюри.
В нашей викторине участвует 2 команды, команда «Сказочники» и команда «Волшебники»!!!
Команды в студию!!!
Команды, в которой участник отвечает на задание, зарабатывает очко для своей команды. Если представитель команды не знает ответа, может ответить участник другой команды, принеся своей команде очко.
(звучит песня «В гостях у сказки»)
Давайте будем мы играть!
Раз, два, три, четыре, пять…
Кто в викторине победит?
Конечно, лучший эрудит!
У нас сомнений в этом нет –
Он самый первый даст ответ.
Первый конкурс «Сказочные фразы».
Есть начало фразы из сказки, но нет конца. Закончить фразу.
(команды отвечают по очереди)
1. В некотором царстве…(в некотором государстве).
2. По щучьему велению…(по моему хотению).
3. Скоро сказка сказывается…(да не скоро дело делается).
4. Несёт меня лиса…(за дальние леса, за быстрые реки, за высокие горы).
5. И я там был, мёд – пиво пил…(по усам текло, а в рот не попало).
6. Стали они жить - поживать…(и добра наживать).
Второй конкурс «Угадай сказку».
(за каждый правильный ответ 1 очко)
Вопросы для первой команды:
Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая.
К дому подошла – обманула петуха.
Унесла его в тёмные леса,
За высокие горы, за быстрые реки.
(Петушок – золотой гребешок.)
2. В какой сказке главных героев спасает от догонявших гусей речка с кисельными берегами, яблоня с ржаными пирожками?
(Гуси – лебеди.)
3. В сказке у хозяйки было три дочери: одноглазка, двуглазка, трёхглазка?
(Крошечка Хаврошечка.)
4. «В некотором царстве, в некотором государстве, жил да был царь с царицею; у него было три сына-все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке сказать, ни пером описать…» (рус.нар.сказ. Царевна-лягушка.)
Вопросы для второй команды:
1. Колотил да колотил
По тарелке носом,
Ничего не проглотил
2. В какой сказке девочка, чтобы попасть из леса домой, спряталась в коробке с пирогами, которую нёс медведь?
(Маша и медведь.)
3. В какой сказке главный герой говорит такие слова:
Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах.
Несу косу на плечах: хочу лису посечи!
Слезай, лиса, с печи!
(Лиса и заяц.)
4. «Жил-был старик, у него было три сына. Старшие занимались хозяйством, были тороваты и щеголеваты, а младший, Иван - дурак, был так себе - любил в лес ходить по грибы, а дома всё больше на печи сидел. Пришло время старику умирать…»(Сивка- бурка.)
Третий конкурс «Назови героя»
Ведущий . У сказочных героев есть двойные имена, а у сказочных предметов есть двойные названия. Я буду называть слово, а вы недостающую его часть.
Называется первая часть предмета или имени сказочного героя, а все дружно договаривают вторую часть.
1 Команде
Карабас… (Барабас)
Кощей…(бессмертн ый)
Красная… (шапочка)
Иван… (царевич)
Мальчик… (с пальчик)
Елена… (прекрасная)
Змей… (Горыныч)
Курочка… (Ряба)
2 Команде
Золотая… (Рыбка)
Доктор… (Айболит)
Баба… (Яга)
Сивка… (Бурка)
Синбад… (Мореход)
Гуси… (Лебеди)
Конек… (Горбунок)
Жар… (Птица)
Четвертый Конкурс «Телеграммы».
(Воспитатель читает телеграммы, которые принёс почтальон Печкин. Дети отгадывают автора телеграммы.)
Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите! (Муха-Цокотуха)
Всё закончилось благополучно,
только хвост остался в проруби. (Волк)
Очень расстроена.
Нечаянно разбила золотое яичко. (Мышка)
Спасите! Нас съел Серый Волк! (Козлята)
Помогите найти хрустальную туфельку. (Золушка)
От дедушки ушёл, от бабушки ушёл, скоро буду у Вас! (Колобок)
Спокойствие, только спокойствие. Я съел ещё одну баночку варенья. (Карлсон)
Не садитесь на пенёк, не ешьте пирожок. (Машенька)
Пятый конкурс «Удивительные превращения».
В кого превращались или были заколдованы сказочные герои?
Вопросы для 1 команды:
Князь Гвидон (в комара, в муху, в шмеля).
Гадкий утёнок (в лебедя).
Чудище из сказки Аксакова «Аленький цветочек» (в принца).
Вопросы для 2 команды:
Братец Иванушка (в козлёнка).
Василиса Прекрасная (в лягушку).
Одиннадцать братьев – принцев из сказки Г.Х. Андерсена «Дикие лебеди» (в лебедей).
Шестой конкурс «Лотерея».
Чтоб пыл веселья не угас,
Чтоб время шло быстрее,
Друзья, мы приглашаем вас
На конкурс – лотерею.
Участники подходят к жюри, берут билеты, на которых написано, что им надо сделать: прочитать стихотворение, спеть песенку назвать несколько пословиц или загадок. Лучший в этом конкурсе приносит команде 2 очка.
А пока наши участники готовятся мы проведем конкурс для зретилей:
Седьмой конкурс «Блицтурнир» (Быстрый вопрос – быстрый ответ.)
Жилище Бабы-Яги. (избушка на курьих ножках)
Кто из обитателей болот стал женой Ивана-царевича? (лягушка)
Аппарат, на котором Баба-Яга совершает полёт. (метла)
Что потеряла Золушка? (туфельку)
Какие цветы собирала Падчерица в сказке «Двенадцать месяцев»? (подснежники)
Герой сказки, путешествующий на печи. (Емеля)
Кто смастерил Буратино? (Папа Карла)
Кем стал гадкий утёнок? (Лебедя)
Почтальон из деревни Простоквашино. (Печкин)
Крокодил, друг Чебурашки. (Гена)
Черепаха, подарившая Буратино Золотой ключик. (Тортила)
Чем ловил рыбу Волк из сказки «Лисичка-сестрич ка и Серый Волк»? (хвостом)
В какой сказке Людоед превращается в мышку, и кот съедает её? (Кот в сапогах)
Подруга семи гномов? (Белоснежка)
Толстяк живёт на крыше, летает он всех выше. (Карлсон)
(звучит песенка Чебурашки)
Молодцы! Ребята, вы все сегодня отлично потрудились и справились со всеми заданиями. Вы отлично знаете сказки и можете безошибочно их угадывать. А в заключение мне хочется сказать: «Ребята, читайте сказки, они помогут вам в жизни.
Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!»
Цели:
1. Уметь различать волшебные сказки, знать их особенности, авторов. Уметь узнавать сказку по отрывку, знать сказки разных народов.
2. Развивать умение использовать знание сказок в новой ситуации, развивать мышление, воображение, память, быстроту реакции, объяснительную речь, внимание.
3. Воспитывать интерес к сказкам, воспитание добрых чувств к старшим, воспитание нравственных качеств.
Методы и приемы.
Вопросы беседа, рассматривание иллюстраций, сюрпризный момент. Узнай сказки по отрывку. Ответь быстро на вопрос. Угадай мелодию к сказки.
Предварительная работа.
Чтение сказок, рассматривание иллюстраций, беседы по содержанию сказок, выставка книг «Волшебные сказки». Знакомство с творчеством русских и зарубежных писателей. Знакомства со сказками разных народов, просмотр мультфильмов по сказкам, слушание песен из мультфильмов.
Ход досуга.
Ребята, рассмотрите, у нас в группе выросло волшебное дерево. Давайте подойдём и рассмотрим ёго.
Что вы видите на этом дереве? (Иллюстрации к сказкам.)
Какой сказке эта иллюстрация? («Кот в сапогах».)
Кто главный герой этой сказки? (Кот, Маркиз.)
В какой стране он жил? (Во Франции.)
Ребята, посмотрите внимательно, здесь есть еще иллюстрации к сказкам Шарль Перро.
Назовите эти сказки. («Золушка», «Красная шапочка».)
А к какой сказки эти иллюстрации («Царевна лягушка», «Сивка бурка».)
Ребята здесь остались ёщё сказки? (Да.)
К каким они сказкам? («Дюймовочка», «Гадкий утёнок».)
Молодцы. Это была у нас с вами не большая разминка. а сейчас мы с вами проверим ваши знания по сказкам.
Нам нужно разделиться на две команды.
Первая команда «Василисы премудрые», а вторая команда будет называться «Семь богатырей»
Сначала буду задавать вопросы первой команде, за каждый правильный ответ команда получает одно очко. Если первая команда затрудняется в ответе, ей могут помогать из второй команды, тем самым зарабатывая себе очки.
Вопросы первой команде.
1. Что рукодельница уронила в колодец? (Веретено.)
2. Где жил джин 1000 лет? (Лампа.)
3. Какой музыкальный инструмент был у свинопаса? (Флейта.)
5. Как звали трех поросят в одной сказке? (Ниф-ниф, Наф-наф, Нуф-нуф.)
7. Что подарил месяц апрель падчерице? (колечко.)
8. Как зовут девочку с голубыми глазами? (Мальвина.)
9. Назовите маленьких друзей Белоснежки? (Гномы.)
10. Назови украинскую сказку со звучной по содержанию русской народной сказки? (Теремок, Рукавичка.)
11. Сколько встреч было у старика и рыбки? (6.)
12. Какой цветок больше всего любило чудовище? (Аленький цветочек.)
13. Как хвастался заяц в одной сказке? (У меня не усы, а усищи; не лапы, а лапищи.)
Подведение итогов.
Вопросы для второй команды.
1. Кто разрушил теремок? (Медведь.)
2. На каком транспорте любил ездить Емеля? (На печи.)
3. Куда нельзя садится медведю? (На пенек.)
5. Как звали мышат в украинской сказки «Колосок»? (Круть и Верть.)
7. Назови русскую и немецкую сказки с похожим сюжетом о том как более слабый обогнал в поединке сильного и хвастливого? (Русская – «Лиса и рак» немецкая – Братья Грим «Заяц и еж».)
8. Что стало причиной разрушение «Кошкиного дома»? (Пожар.)
9. Кто носил сапоги 45 размера? («Дядя Степа»)
10. Куда сунул свой нос Буратино? (В очаг)
11. В какой сказке содержаться предупреждение что нельзя пить сырую воду? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».)
12. Про какую царевну говорили, что она едет в коробчонке? («Царевна - лягушка».)
13. Назовите сказку в которой один герой грозит другому «Как выскочу как выпрыгну»? («Заюшкина избушка».)
Подведение итогов.
Второй конкурс «Узнай сказку по отрывку»
Задание первой команде.
1. Из какого произведения эти строки: Вдруг от куда то шакал на кобыле прискакал вот вам телеграмма от гиппопотама. («Айболит») назовите автора? (К. Чуковский.)
2. Бабушка, бабушка, а почему у вас такие длинные руки? («Красная шапочка») назовите автора? (Шарль Перро.)
3. Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылези – все будет сработано. («Крошечка – Хаврошечка») кто написал эту сказку? (Это русская народная сказка.)
4. Купит с горем по полам, повернется к зеркалам – вся партнерская работа разъезжается по швам. («Дядя Стёпа») назовите автора? (С. Михалков.)
5. Ветер, ветер ты могуч, ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду веешь на просторе. («Сказка о Спящей царевне и семи богатырях») назовите автора? (А. С. Пушкин.)
Задание для второй команды.
1. Из какого произведения взяты эти строки: Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок. ты встаёшь во тьме глубокой круглолицый, светлоокий. (Сказка о спящей царевне и семи богатырях) – кто автор этой сказки? (А. С. Пушкин.)
2. Женщина посадила в горшок волшебное зёрнышко, и вырос прекрасный большой цветок, внутри которого сидела крошечная девочка (Дюймовочка) автор сказки? (Г. Х. Андерсен)
3. Тяжёл камень ко дну тянет, люто змея сердце высосало («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»). Назовите автора этой сказки? (Это русская народная сказка.)
4. А посуда вперед и вперед по полям по болотам идёт («Федорино горе») назовите автора? (К. Чуковский)
5. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет, он бежит себе в волнах на раздутых парусах. («Сказка о царе Салтане») автор этой сказки? (А. С. Пушкин.)
Следующий конкурс нашего вечера «Музыкальный»
Вам нужно будет угадать мелодию из знакомых мультфильмов.
Слушаем первый музыкальный отрывок
1. Мультфильм «Бременские музыканты»
(Ни чего на свете лучше нету чем бродить друзьям по белу свету…)
2. Песенка бабок ежек из мультфильма «Летучий корабль»
(Растяни меха гармошка, пой, играй, наяривай…)
3. Песня из мультфильма «Каникулы в Простоквашино»
(Если б не было б зимы в городах и селах, никогда б не знали мы этих дней веселых…)
4. Песенка водяного из мультфильма «Летучий корабль»
(Я водяной, я водяной поговорил бы кто со мной, а то мои подружки пиявки и лягушки…)
5. Песенка из мультфильма «Крошка - енот»
(От улыбки хмурый день светлей, от улыбки в небе радуга зажгётся…)
6. Песенка бременских музыкантов (Ну кА все вместе уши развести, лучше по хорошему хлопайте в ладоши вы…)
7. Колыбельная из мультфильма «Умка»
(Спят твои соседи белые медведи, спи и ты скорей малыш…)
8. Песенка разбойников из мультфильма «Бременские музыканты»
(Дайте, что ли карты в руки погадать на короля, ой ля-ля ой ля-ля….)
Подведение итогов.
Молодцы ребята, вы сегодня порадовали меня своими знаниями, а нас впереди еще ждет очень много интересного и увлекательного.
В гостях у сказки
(сказочная викторина)
Цели : развивать чувство юмора, внимание, воображение, воспитывать чувство коллективизма, умение общаться.вызвать у учащихся интерес к чтению, вспомнить прочитанные книги.
Время проведения: каникулярное, праздничное.
Праздник может проводить классный руководитель, вожатый, библиотекарь.
Форма: сценарий-игра.
Участники: четыре команды по шесть-семь человек.
Оборудование: на доске плакат: «…Русские сказки- память нашего минувшего,хранилище русской мудрости» (Н.А. Некрасов).
Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать всех, кто пришел к нам, кто по- настоящему любит книгу.Хорошая книга-это просто праздник. Книга - это самое лучшее, что когда- либо создавал человек, потому что она нас и учит, и воспитывает, и ведет по жизни. А самое главное- она делает шире наш кругозор, развивает память. Вот и сегодня мы вас пригласили на праздник книги.Ход викторины:
Итак, друзья начнем программу
Затей у нас большой запас!
А для кого они? Для вас!
Мы знаем вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интересней,
Чем наши волшебные сказки.
Конкурс: «Угадай героя».
Ваша первая задача в литературном лабиринте- суметь по маленькому отрывку вспомнить название произведения..
Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке
Там три стула, три кружки,
Три кровати, три подушки.
(Русская народная сказка. Три медведя)
С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал.
(Ш. Перро. Золушка)
Столяр Джузеппе- Сизый нос
Полено как- то в дом принес
Он начал что- то мастерить,
Полено стало говорить…
(А. Толстой. Приключения Буратино)
Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила…
(Ш. Перро.Красная шапочка)
Хвост засунул в прорубь волк
И какой же в этом толк?
(Русская народная сказка. «Лиса и волк »)
Вдруг откуда-то летит
Маленький комарик,
И в руке его горит
Маленький фонарик.
Подлетает к пауку,
Саблю вынимает
И ему на всем скаку
Голову срубает»
(К. Чуковский. « Муха-цокотуха»).
Лихо мерили шаги
Две огромные ноги:
45 размера
Покупал он сапоги.
И того, кто ростом мал,
На параде поднимал,
Потому что все должны
Видеть армию страны»
(С. Михалков «Дядя Степа»).
В кухне злится повариха,
Плачет у станка ткачиха,
И завидуют оне
Государевой жене».
(А. Пушкин. « Сказка о царе Салтане»).
« Я тучка, тучка, тучка,
А вовсе не медведь,
Ах, как приятно тучке
По небу лететь!»
(А. Милн « Вини Пух и все- все- все»).
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит.
И говорит так сладко, чуть дыша:
Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки».
(И. Крылов. « Ворона и Лисица»).
Я вам буду зачитывать описание сказочного героя, а вы должны будете угадать, кого я имею в виду.
- Это героиня немного болтлива, что чуть не привело к гибели и ее саму, и ее бабушку.
- Этот кровожадный владелец замка пострадал от собственного умения перевоплощаться. (Людоед. Ш. Перро « Кот в сапогах»)
- Этот герой внешне совсем не похож на богатыря. Вместо кольчуги у него докторский халат, вместо шлема- белая шапочка, на носу очки, а в руках - саквояж. Но, как и богатыри, он совершает настоящие подвиги. Только он никого не убивает, а наоборот – лечит.
- Этот великан необычный. В отличие от других великанов он освоил немало профессий: был милиционером, моряком, летчиком… и всегда приходил на помощь маленьким детям.(Дядя Степа. Из одноименного стихотворения С. Михалкова.)
- Этот герой собирался стать артистом, но его карьеру чуть не погубили пять золотых монет. У него есть двойник в сказке писателя Карло Коллоди.
- Этот мальчик очень самостоятельный, хозяйственный, любит животных. Уехал из города в деревню и организовал там свою ферму. Его приятель в свободное время занимается фотоохотой.
- Милая, работящая девушка, которая из замарашки превращается в настоящую принцессу.
- Банка варенья помогла этому герою, по его собственному утверждению, избавиться от высокой температуры.
- Этот маленький мальчик вырос среди волков. У него было много друзей: медведь Балу, пантера Багира, удав Каа и другие.
- Сказочная красавица с необычной внешностью, которая любила всех воспитывать.
- Этот мальчишка очень непослушный и очень любопытный, самый упрямый и самый задиристый. В школу он не ходил, но сам учился писать стихи, играть на трубе и рисовать портреты.
- Этот «неизвестный науке зверь» приехал в нашу страну в ящике с апельсинами и поселился сначала в телефонной будке. Потом он нашел много друзей, и все его жилищные проблемы разрешились.
Конкурс: «Сказочная шкатулка».
Ответь на предложенные вопросы.
- В этой сказке рассказывается, как мачеха послала падчерицу под Новый год за подснежниками(12 месяцев).
- На чем передвигаются сказочные герои? (гуси- лебеди, ступа, сапоги- скороходы, ковер- самолет и др.)
- В этой сказке рассказывается о семи богатырях. Один мог построить железный столб от земли до неба. Другой- влезть на него и во все стороны посмотреть, третий -сделать корабль, четвертый- муху на лету убить, пятый -считать звезды. Как называется эта сказка? (Семь Симеонов).
- «Кря- кря, мои деточки, кря- кря лебядяточки. Погубила нас злая сестра, подколодная змея» (Белая уточка).
Конкурс: « Узнай сказку»
Рыбка не простая, чешуя сверкает,
Плавает, ныряет, желанье исполняет.
(Сказка о рыбаке и рыбке»)
Конь ретивый долгогривый,
Скачет полем, скачет нивой.
Конь росточком малый
Но зато удалый.
(«Конек- горбунок»)
Лисичка дом себе нашла:
Мышка добрая была
В доме том в конце концов
Стало множество жильцов
(Теремок ).
Был похож на мяч немножко
И катался по дорожкам.
(Колобок).
Конкурс: « Сказка стала былью».
Давным – давно люди мечтали подняться в воздух, подобно птицам, опуститься на дно морское и чувствовать себя так, как рыбы… Мечтали и о волшебных предметах- помните сказку о горшочке, который сам кашу варил? Шло время, и некоторые мечты стали явью. Назовите чудесные изобретения человека, заменившие сказочные предметы.
Гусли- самогуды- (магнитофон)
Ступа- (ракета, самолет)
Чудо- зеркало-(телевизор, компьютер
)Перо жар птицы (лампа, люстра).
Сани, что везут сами (автомобиль
)Клубок ниток, указывающий дорогу(компас).
Ведущий:
Молодцы, ребята, очень внимательные! А теперь давайте вспомним пословицы и поговорки о книге.Я буду начинать пословицу, а вы заканчивайте.
- Хорошая книга – лучший… (друг).
Кто много читает- тот много…(знает).
С книгой жить- век не …(тужить).
Книга твой друг- без нее как без…(рук).
Книга поможет в труде, выручит в..(беде).
Книга подобна воде – дорогу пробьет ..(везде).
А сейчас исполним песню о сказках на мелодию песни «Улыбка».
1 Знай, от сказки, хмурый день светлей, Знай, от сказки в жизни чудо происходит Поделись ты сказкою своей, Пусть она тебе друзей вокруг находит. Припев:
И тогда наверняка
Ты увидишь колобка
Ну а бабушка Яга
Станет доброй навсегда
Знай, от сказки маленькой одной Перестанет плакать самый хмурый мальчик, А когда ты встретишься с бедой, Выручат тебя герои доброй сказки. Припев:
И тогда наверняка
Ты увидишь колобка
И Снегурочка тебе во сне приснится
Ну а бабушка Яга
Станет доброй навсегда
Верь мне - это обязательно случится.
Мы закончили игру,
Но праздник продолжается,
Жюри объявит нам итоги,
Когда посовещается
.
(награждение победителей и активных зрителей)
Подошел к концу наш праздник небольшой,
Увлекательного чтения вам желаем всей душой.
Вам, девчонки, вам, мальчишки,
С книгой ладить и дружить!
Пусть любовь к хорошей книжке
С вами вместе будет жить!
МБОУ Старо- Матакская общеобразовательная средняя школа
Альккевский район Республика Татарстан
Разработка
библиотекаря Старо- Матакской
общеобразовательной
Астафьевой Н. В.
2011