Подписание акта в хельсинки. Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в европе
Акт закрепил де-юре итоги Второй мировой войны и создал правовую основу того европейского порядка международных отношений, в котором мы живём. Документ был подписан представителями 35 государств: США, Канада и все страны Европы, кроме Албании.
В романе «Мальвиль», изданном в 1972 году, Роберт Мерль реалистично изобразил то, что происходило после глобальной атомный катастрофы (случившийся по воле автора без каких-либо причин в апреле 1977 года).
В годы, когда шла работа над «Мальвилем», ощущение приближающегося конца человеческой истории витало в воздухе. Арсеналы сверхоружия, накопленные в США и СССР, гарантировали мгновенное уничтожение всего живого на Земле в ходе конфликта между двумя военно-политическим блоками, нацеленными друг на друга в многолетнем враждебном противостоянии. Такой конфликт мог вспыхнуть в любой момент из-за очередного обострения отношений, в результате провокации или даже из-за элементарного технического сбоя в том или ином звене громоздких военно-политических механизмов.
Ситуация представлялась безвыходной не только пессимистично настроенным авторам антиутопий, но и политизированным обывателям по обеим сторонам железного занавеса, разделившего Европу и всю планету.
Однако сценарий будущего по Мерлю, как известно, не реализовался.
В промежутке между выходом «Мальвиля» и означенной в романе датой ядерного блиц-Армагеддона произошло то, что стали называть «разрядкой отношений между Востоком и Западом». Вероятность глобального катаклизма резко снизилась благодаря усилиям политиков, сумевших найти компромиссные решения по ряду острых проблем международной безопасности.
Разрядка казалась неожиданным даром судьбы для Советского Союза (слабейшего в глобальном противостоянии двух сверхдержав), но её побочные следствия существенно ускорили крах мировой системы социализма.
Хельсинки-75
Кульминационным моментом разрядки стало прошедшее в Хельсинки Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Следует признать, что нам, живущим в нынешней России, атомное оружие принесло немалую пользу, что позволяет в какой-то мере примириться с материальными затратами, человеческими потерями и страданиями, выпавшими на долю нашего народа по ходу многолетнего неравного состязания с Америкой в производстве средств массового уничтожения.
Государства, подписавшие 1 августа 1975 года Заключительный акт этого совещания, заявили о своей решимости уважать и применять в отношении каждого из них со всеми другими государствами-участниками, независимо от их политических, экономических и социальных систем, от их размеров, географического положения и уровня экономического развития, следующие десять принципов (которые с лёгкой руки журналистов вскоре стали называть «десятью заповедями европейской безопасности»):
1. Суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету.
2. Неприменение силы или угрозы силой.
3. Нерушимость границ.
4. Территориальная целостность государств.
5. Мирное урегулирование споров.
6. Невмешательство во внутренние дела.
7. Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений.
8. Равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой.
9. Сотрудничество между государствами.
10. Добросовестное выполнение обязательств по международному праву.
Кроме того, государства - участники Совещания по безопасности и сотрудничеству заявили о намерении осуществлять свои отношения со всеми другими государствами в духе вышеизложенных принципов.
Принимая пункт 1 «заповедей», Соединённые Штаты Америки и их европейские союзники признали право на существование социалистической системы и отреклись от своей прежней политики «отбрасывания коммунизма».
Обязуясь не вмешиваться в чужие внутренние дела (согласно п.6), западные страны в то же время сохранили определённые рычаги давления на своих восточных партнёров в соответствии с правозащитным 7-м пунктом.
Советские руководители согласились терпеть связанные с этим пунктом неудобства ради 3-го и 4-го пунктов, с принятием которых решалась ключевая задача всей послевоенной политики СССР: окончательно признавались существующие де-факто границы и юридически закреплялись территориальные изменения, осуществлённые в Европе по итогам Потсдамской конференции 1945 года.
Прогрессивная общественность в странах Восточной и Западной Европы выражала надежды, что на принципах, отображённых в тексте Заключительного акта, будет построен справедливый и безопасный порядок в Европе - тот порядок, который следовало бы (но не удалось) создать сразу же после окончания Второй мировой войны.
Допинг успеха для обречённых
Хельсинкское совещание, организованное по инициативе СССР, стало самым значительным триумфом советской внешней политики за всё послевоенное время.
Однако триумф этот оказался для Советского Союза и всей социалистической системы чем-то подобным стакану бодрящего хмельного напитка, поднесённого безнадёжно больному. Сначала наблюдалось состояние эйфории от невиданного ранее успеха, затем резко ускорились процессы разложения и распада.
Социалистический уклад советского типа, идеально приспособленный для решения задач национального выживания в экстремальных условиях довоенного, военного и послевоенного времени, не смог конкурировать с демократическим капитализмом в период сравнительно мирного сосуществования двух систем.
Первым симптомом неблагополучия в социалистическом лагере стало нарастание диссидентской активности на пространстве от Берлина до Магадана. Внутренние противники социализма приохотились раздражать власть напоминаниями о «седьмой заповеди» Заключительного акта, требующей соблюдать права человека.
С этой напастью компартийные вожди кое-как справлялись. Но в 1980 году задиссидентствовала целая соцстрана - Польша.
В 1945 году Сталин на Потсдамской конференции продавил формулировку, в соответствии с которой западной границей Польши стала линия, проведённая по течению рек Одер и Нейсе (как бы временно, до заключения полноценного мирного договора).
Получив древние польские земли, захваченные германскими князьями в XI-XIII веках, коммунистические правители Польши могли, не теряя лица в глазах подданных, отказаться от западно-белорусских и западно-украинских территорий, отошедших к Советскому Союзу в 1939 году. Старинный спор славян между собою, таким образом, был закрыт за счёт побеждённой Германии, утратившей четверть её довоенной территории.
Вскоре после Потсдама США и их союзники отказались признавать пограничные линии, прочерченные сталинскими картографами. Из-за этого отказа свободолюбивые поляки в течение нескольких десятилетий оставались надёжнейшими союзниками СССР, даже бунтуя временами против собственных коммунистических правителей.
Необходимость сохранять советско-польскую дружбу «на вечные времена» отпала после 1 августа 1975 года, когда все страны Европы вместе с Канадой и Соединёнными Штатами стали гарантами неприкосновенности польских границ и польской территориальной целостности.
Лидеры движения «Солидарность», взбаламутившего всю Польшу в 1980 году, могли, без опасений за судьбу своего любимого отечества, выступать с антикоммунистическими и антисоветскими лозунгами, вызывая бури восторга во всех стратах польского общества.
В монолитной конструкции социалистического лагеря образовалась опасная брешь. От неё потянулись трещины по всем направлениям: вслед за поляками зашевелились чехи, венгры и прочие соцлагерники, соскучившиеся по свободе.
Дальнейшее развитие таких процессов грозило обернуться чередой кровавых революций и контрреволюционных акций с непосредственным участием советских силовых структур.
На счастье восточных европейцев, система власти КПСС в самом Советском Союзе после 1985 года распадалась в ускоренно-перестроечном режиме. Деморализованные политикой Горбачёва, коммунистические лидеры Восточной Европы поспешили без борьбы сдаться на милость народных масс, охваченных стремлением к свободе и демократии.
Большая кровь пролилась только там, где компартии не зависели от Москвы, - в Румынии и Югославии.
Особенности новейшего европорядка
Согласно постисторической хронике Роберта Мерля, горстка людей, переживших атомную катастрофу, переживает новые бедствия из-за некоего самозваного претендента на власть, пытающегося обманом и силой оружия навязать свою волю всем остальным.
Шенген стал главной инновацией ЕС в преддверии нового века. Ведь Евросоюз как уникальное объединение европейских стран сочетает в себе признаки международной организации и государства. Хотя все страны - члены ЕС являются независимыми, они имеют одинаковые правила обучения, медицинского обслуживания, пенсионную, судебную систему и прочее. Законы Евросоюза, и прежде всего Шенген, действуют во всех странах Евросоюза.
В современной Европе, пережившей ужас балансирования на грани атомной катастрофы, воля державы, претендующей на мировую гегемонию, беззастенчиво навязывается в качестве высшего закона, довлеющего над безнадёжно устаревшими хельсинкскими «заповедями».
Международный суд в Гааге, как известно, решил недавно большинством голосов (принадлежащих представителям Америки и её союзников), что самопровозглашение независимости Косова не противоречит нормам международного права.
Мелкий албанский хищник оказал кое-какие услуги американскому гиганту и в качестве бонуса получил возможность терзать своих славянских соседей, лишённых права эффективно защищаться. Узаконив эту практику, гаагский вердикт вполне раскрыл суть того порядка, который формируется по соседству с Россией, но без её участия.
В подчинённом США сообществе развитых и развивающихся стран нет места хельсинкскому равенству суверенитетов. Суверенные права каждого государства признаются в объёме, соответствующем положению данного государства в неформальной иерархии, в зависимости от его собственных ресурсов влияния, а также от близости к вашингтонскому суперсуверену.
О равноправии наций не может быть и речи. Те, кто посильнее (прежде всего давние союзники США), чувствуют себя уверенно. Слабые (в том числе все недавние обитатели соцлагеря) ради комфорта и безопасности пытаются на всяческие лады подыгрывать, подпевать и подвывать Соединённым Штатам.
Вмешательство во внутренние дела тех, кто не имеет сил этому противодействовать, становится обычной практикой. Чаще всего в качестве повода для такого вмешательства используются претензии по части соблюдения прав человека.
Между тем удачный взлом сербской территориальной целостности ради защиты прав косовских албанцев может стать примером для подражания в самых неожиданных местах.
В Германии, Австрии уже поднимаются требования о восстановлении прав судетских человеков, нарушенных чехами после Второй мировой войны. А там, глядишь, дойдёт очередь и до человеков силезских, померанских, прусских, etc. Со всеми вытекающими последствиями для Чехии, Польши и некоторых других экс-социалистических стран, отдавших свои суверенитеты на попечение НАТО и Евросоюза.
Всё это как будто не затрагивает вполне суверенную Россию, с её ракетами, нефтедолларами и великодержавным статусом, унаследованным от СССР и Российской империи.
Но всё в мире взаимосвязано. И если в Европе зазвонит по кому-то колокол, он будет звонить и по нам. Примерно об этом говорил когда-то Хемингуэй, неплохо разбиравшийся в судьбах людей и народов.
г.Хельсинки от 1 августа 1975 года ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ АКТ СБСЕ (извлечение) Вопросы, относящиеся к безопасности в Европе Государства - участники Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подтверждая свою цель содействия улучшению отношений между ними и обеспечения условий, в которых их народы могут жить в условиях подлин- ного и прочного мира, будучи ограждены от любой угрозы или покушения на их безопасность; убежденные в необходимости прилагать усилия к тому, чтобы делать разрядку как непрерывным, так и все более жизнеспособным и всесторонним процессом, всеобщим по охвату, и в том, что претворение в жизнь резуль- татов Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе будет одним из крупнейших вкладов в этот процесс; считая, что солидарность между народами, как и общность стремления государств-участников к достижению целей, как они выдвинуты Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе, должны вести к развитию луч- ших и более тесных отношений между ними во всех областях и, таким обра- зом, к преодолению противостояния, проистекающего из характера их отно- шения в прошлом, и к лучшему взаимопониманию; памятуя о своей общей истории и признавая, что существование общих элементов в их традициях и ценностях может помогать им в развитии их отношений, и исполненные желания изыскивать, полностью принимая во вни- мание своеобразие и разнообразие их позиций и взглядов, возможности объединять их усилия с тем, чтобы преодолевать недоверие и укреплять доверие, разрешать проблемы, которые их разделяют, и сотрудничать в ин- тересах человечества; признавая неделимость безопасности в Европе, как и свою общую за- интересованность в развитии сотрудничества во всей Европе и между со- бой, и выражая свое намерение предпринимать соответственно усилия; признавая тесную связь между миром и безопасностью в Европе и в мире в целом и сознавая необходимость для каждого из них вносить свой вклад в укрепление международного мира и безопасности и в содействие основным правам, экономическому и социальному прогрессу и благополучию всех народов; приняли следующее: 1 а) Декларация принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях Государства-участники, подтверждая свою приверженность миру, безопасности и справедливос- ти и процессу развития дружественных отношений и сотрудничества; признавая, что эта приверженность, отражающая интересы и чаяния народов, воплощает для каждого государства-участника ответственность сейчас и в будущем, повысившуюся в результате опыта прошлого; подтверждая, в соответствии с их членством в Организации Объеди- ненных Наций и в соответствии с целями и принципами Организации Объеди- ненных Наций, свою полную и активную поддержку Организации Объединенных Наций и повышению ее роли и эффективности в укреплении международного мира, безопасности и справедливости и в содействии решению международ- ных проблем, как и развитию дружественных отношений и сотрудничества между государствами; выражая свою общую приверженность принципам, которые изложены ниже и которые находятся в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, а также свою общую волю действовать, в применении этих принци- пов, в соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединен- ных Наций; заявляют о своей решимости уважать и применять в отношениях каждо- го из них со всеми другими государствами-участниками, независимо от их политических, экономических и социальных систем, а также их размера, географического положения и уровня экономического развития, следующие принципы, которые все имеют первостепенную важность и которыми они бу- дут руководствоваться во взаимных отношениях: I. Суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету Государства-участники будут уважать суверенное равенство и своеоб- разие друг друга, а также все права, присущие их суверенитету и охваты- ваемые им, в число которых входит, в частности, право каждого государс- тва на юридическое равенство, на территориальную целостность, на свобо- ду и политическую независимость. Они будут также уважать право друг друга свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, эко- номические и культурные системы, равно как и право устанавливать свои законы и административные правила. В рамках международного права все государства-участники имеют рав- ные права и обязанности. Они будут уважать право друг друга определять и осуществлять по своему усмотрению их отношения с другими государства- ми согласно международному праву и в духе настоящей декларации. Они считают, что их границы могут изменяться, в соответствии с международ- ным правом, мирным путем и по договоренности. Они имеют также право принадлежать или не принадлежать к международным организациям, быть или не быть участником двусторонних или многосторонних договоров, включая право быть или не быть участником союзных договоров; они также имеют право на нейтралитет. II. Неприменение силы или угрозы силой Государства-участники будут воздерживаться в их взаимных, как и вообще в их международных отношениях от применения силы или угрозы си- лой как против территориальной целостности или политической независи- мости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовмести- мым с целями Объединенных Наций и с настоящей Декларацией. Никакие со- ображения не могут использоваться для того, чтобы обосновывать обраще- ние к угрозе силой или к ее применению в нарушение этого принципа. Соответственно, государства-участники будут воздерживаться от лю- бых действий, представляющих собой угрозу силой или прямое или косвен- ное применение силы против другого государства-участника. Равным обра- зом, они будут воздерживаться от всех проявлений силы с целью принужде- ния другого государства-участника к отказу от полного осуществления его суверенных прав. Равным образом, они будут также воздерживаться в их взаимных отношениях от любых актов репрессалий с помощью силы. Никакое такое применение силы или угрозы силой не будет использо- ваться как средство урегулирования споров или вопросов, которые могут вызвать споры между ними. III. Нерушимость границ Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воз- держиваться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы. Они будут, соответственно, воздерживаться также от любых требова- ний или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства-участника. IV. Территориальная целостность государства Государства-участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств-участников. В соответствии с этим они будут воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава Организации Объединенных На- ций, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника и, в частности, от любых таких действий, представляющих собой применение силы или угрозу силой. Государства-участники будут, равным образом, воздерживаться от то- го, чтобы превращать территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение между- народного права или в объект приобретения с помощью таких мер или угро- зы их осуществления. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будет признаваться законной. V. Мирное урегулирование споров Государства-участники будут разрешать споры между ними мирными средствами таким образом, чтобы не подвергнуть угрозе международный мир и безопасность и справедливость. Они будут добросовестно и в духе сотрудничества прилагать усилия к тому, чтобы в короткий срок прийти к справедливому решению, основанному на международном праве. В этих целях они будут использовать такие средства, как перегово- ры, обследование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разби- рательство или иные мирные средства по их собственному выбору, включая любую процедуру урегулирования, согласованную до возникновения споров, в которых они были бы сторонами. В случае, если стороны в споре не достигнут разрешения спора путем одного из вышеупомянутых мирных средств, они будут продолжать искать взаимные согласованные пути мирного урегулирования спора. Государства-участники, являющиеся сторонами в споре между ними, как и другие государства-участники, будут воздерживаться от любых дейс- твий, которые могут ухудшить положение в такой степени, что будет пос- тавлено под угрозу поддержание международного мира и безопасности, и тем самым сделать мирное урегулирование спора более трудным. VI. Невмешательство во внутренние дела Государства-участники будут воздерживаться от любого вмешательст- ва, прямого или косвенного, индивидуального или коллективного, во внут- ренние или внешние дела, входящие во внутреннюю компетенцию другого го- сударства-участника, независимо от их взаимоотношений. Они будут, соответственно, воздерживаться от любой формы вооружен- ного вмешательства или угрозы такого вмешательства против другого госу- дарства-участника. Они будут точно так же при всех обстоятельствах воздерживаться от любого другого акта военного или политического, экономического или дру- гого принуждения, направленного на то, чтобы подчинить своим собствен- ным интересам осуществление другим государством-участником прав, прису- щих его суверенитету, и таким образом обеспечить себе преимущества лю- бого рода. Соответственно они будут, в том числе, воздерживаться от оказания прямой или косвенной помощи террористической деятельности или подрывной или другой деятельности, направленной на насильственное свержение режи- ма другого государства-участника. VII. Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений Государства-участники будут уважать права человека и основные сво- боды, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений, для всех, без различия расы, пола, языка и религии. Они будут поощрять и развивать эффективное осуществление гражданс- ких, политических, экономических, социальных, культурных и других прав и свобод, которые все вытекают из достоинства, присущего человеческой личности, и являются существенными для ее свободного и полного разви- тия. В этих рамках государства-участники будут признавать и уважать свободу личности исповедовать, единолично или совместно с другими, ре- лигию или веру, действуя согласно велению собственной совести. Государства-участники, на чьей территории имеются национальные меньшинства, будут уважать право лиц, принадлежащих к таким меньшинс- твам, на равенство перед законом, будут предоставлять им полную возмож- ность фактического пользования правами человека и основными свободами и будут таким образом защищать их законные интересы в этой области. Государства-участники признают всеобщее значение прав человека и основных свобод, уважение которых является существенным фактором мира, справедливости и благополучия, необходимых для обеспечения развития дружественных отношений и сотрудничества между ними, как и между всеми государствами. Они будут постоянно уважать эти права и свободы в своих взаимных отношениях и будут прилагать усилия, совместно и самостоятельно, вклю- чая в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, в целях содейс- твия всеобщему и эффективному уважению их. Они подтверждают право лиц знать свои права и обязанности в этой области и поступать в соответствии с ними. В области прав человека и основных свобод государства-участники будут действовать в соответствии с целями и принципами Устава ООН и Всеобщей декларацией прав человека. Они будут также выполнять свои обя- зательства, как они установлены в международных декларациях и соглаше- ниях в этой области, включая в том числе Международные пакты о правах человека, если они ими связаны. VIII. Равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой Государства-участники будут уважать равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой, действуя постоянно в соответствии с целями и принципами Устава ООН и соответствующими нормами международного пра- ва, включая те, которые относятся к территориальной целостности госу- дарств. Исходя из принципа равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой, все народы всегда имеют право в условиях полной свободы опре- делять, когда и как они желают, свой внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению свое политическое, экономическое, социальное и культурное развитие. Государства-участники подтверждают всеобщее значение уважения и эффективного осуществления равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой для развития дружественных отношений между ними, как и между всеми государствами; они напоминают также о важности исключений любой формы нарушения этого принципа. IX. Сотрудничество между государствами Государства-участники будут развивать свое сотрудничество друг с другом, как и со всеми государствами, во всех областях в соответствии с целями и принципами Устава ООН. Развивая свое сотрудничество, государс- тва-участники будут придавать особое значение областям, как они опреде- лены в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, при- чем каждый из них будет вносить свой вклад в условиях полного равенс- тва. Они будут стремиться, развивая свое сотрудничество как равные, со- действовать взаимопониманию и доверию, дружественным и добрососедским отношениям между собой, международному миру, безопасности и справедли- вости. Они будут, равным образом, стремиться, развивая свое сотрудни- честве, повышать благосостояние народов и способствовать претворению в жизнь их чаяний, используя, в частности, выгоды, вытекающие из расширя- ющегося взаимного ознакомления и из прогресса и достижений в экономи- ческой, научной, технической, социальной, культурной и гуманитарной об- ластях. Они будут предпринимать шаги по содействию условиям, благопри- ятствующим тому, чтобы делать эти выгоды доступными для всех; они будут учитывать интересы всех в сокращении различий в уровнях экономического развития и, в частности, интересы развивающихся стран во всем мире. Они подтверждают, что правительства, учреждения, организации и лю- ди могут играть соответствующую и положительную роль в содействии дос- тижению этих целей их сотрудничества. Они будут стремиться, расширяя свое сотрудничество, как это опре- делено выше, развивать более тесные отношения между собой на лучшей и более прочной основе на благо народа. X. Добросовестное выполнение обязательств по международному праву Государства-участники будут добросовестно выполнять свои обяза- тельства по международному праву, как те обязательства, которые вытека- ют из общепризнанных принципов и норм международного права, так и те обязательства, которые вытекают из соответствующих международному праву договоров или других соглашений, участниками которых они являются. При осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавли- вать свои законы и административные правила, они будут сообразовываться со своими юридическими обязательствами по международному праву; они бу- дут, кроме того, учитывать должным образом и выполнять положения Заклю- чительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Государства-участники подтверждают, что в том случае, когда обяза- тельства членов Организации Объединенных Наций по Уставу Организации Объединенных Наций окажутся в противоречии с их обязательствами по ка- кому-либо договору или другому международному соглашению, преимущест- венную силу имеют их обязательства по Уставу, в соответствии со статьей 103 Устава ООН. Все принципы, изложенные выше, имеют первостепенную важность, и, следовательно, они будут одинаково и неукоснительно применяться при ин- терпретации каждого из них с учетом других. Государства-участники выражают свою решимость полностью уважать и применять эти принципы, как они изложены в настоящей Декларации, во всех аспектах к их взаимным отношениям и сотрудничеству с тем, чтобы обеспечить каждому государству-участнику преимущества, вытекающие из уважения и применения этих принципов всеми. Государства-участники, учитывая должным образом изложенные выше принципы и, в частности, первую фразу десятого принципа "Добросовестное выполнение обязательств по международному праву", отмечают, что настоя- щая Декларация не затрагивает их прав и обязательств, как и соответс- твующих договоров и других соглашений и договоренностей. Государства-участники выражают убеждение в том, что уважение этих принципов будет способствовать развитию нормальных и дружественных от- ношений и прогрессу сотрудничества между ними во всех областях. Они также выражают убеждение в том, что уважение этих принципов будет спо- собствовать развитию политических контактов между ними, которые, в свою очередь, будут содействовать лучшему взаимному пониманию их позиций и взглядов. Государства-участники заявляют о своем намерении осуществлять свои отношения со всеми другими государствами в духе принципов, изложенных в настоящей Декларации.
Проблема обеспечения европейской безопасности – одна из ключевых проблем современности. Исторический опыт свидетельствует, что Европа всегда играла и сегодня играет важную роль в развитии международных отношений во всем мире. В этой связи итоги Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, закрепленные в Заключительном акте, подписанном 1 августа 1975 г. в Хельсинки руководящими деятелями 33 европейских стран, а также США и Канады, его последовательная реализация имеют историческое значение.
Вспышки "холодной войны" между Востоком и Западом чередовались с периодами разрядки, потепления. Самая длительная разрядка наступила в 1970-е гг. В эти годы СССР и США заключили ряд важных договоров об ограничении вооружений. Венцом разрядки стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. В течение двух лет совещались представители США, Канады и всех европейских государств, кроме Албании.
В конце, 60-х гг. международные отношения в Европе также характеризовались поисками путей к ослаблению напряженности. Силовая политика в условиях военно-стратегического паритета оказалась бесперспективной. В правительствах Запада стала пробивать себе дорогу идея переговоров, обозначился поиск путей к безопасности через сотрудничество и обеспечение доверия в Европе.
Инициатива созыва совещания европейских государств для обсуждения мер, обеспечивающих коллективную безопасность в Европе, принадлежала СССР и другим соцстранам. Но эти предложения носили в значительной мере пропагандистский характер.
Первый этап : 3 июля 1973 г. министры иностранных дел 35 государств собрались в Хельсинки на первый этап совещания. Они утвердили правила процедуры общеевропейского совещания, его повестку дня и задания рабочим органам, изложили общий подход своих правительств к задачам совещания, начали обмен мнениями по существу внесенных предложений. Министры иностранных дел социалистических стран сосредоточились на вопросах безопасности в Европе, подчеркивая необходимость выработки принципов отношений между всеми участниками совещания. В первую очередь это касалось нерушимости границ и невмешательства во внутренние дела других государств. Представители Запада делали особый акцент на вопросы «третьей корзины», добиваясь «свободы передвижения людей и идей в Европе».
Второй этап общеевропейского совещания начался в Женеве 18 сентября 1973 г. и продолжался до 21 июля 1975 года. Почти два года шла напряженная работа: согласовывались пункты проекта Заключительного акта совещания. Согласовать позиции 35 различных государств - социалистических и капиталистических, больших и малых, нейтральных и входящих в военные блоки - само по себе было непростым делом. А тут еще сказывалась принципиальная разница в подходах Востока и Запада. Представители стран социализма настаивали на скорейшей выработке политических принципов взаимоотношений участников СБСЕ, а страны Запада добивались ощутимых уступок по вопросам гуманитарного сотрудничества.
Сложным было также урегулировать вопрос относительно мер по укреплению доверия. Предусматривалось предварительное уведомление о крупных военных учениях на территории государств-участников, но те государства, территория которых простиралась за пределы Европы (СССР и Турция), должны были выделить определенную пограничную зону для реализации этих мер.
Третий этап. Встреча высших руководителей 35 государств 30 июля - 1 августа 1975 г. в Хельсинки составила третий этап общеевропейского совещания. В своих выступлениях они подвели итоги проделанной работы, дали общие оценки важнейших международных проблем, обрисовали перспективы европейского сотрудничества. 1 августа был подписан Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Текст этого документа на шести языках составил том в зеленом переплете - отсюда его неофициальное название «Зеленая книга». Итоговый документ СБСЕ отразил договоренности по широкому комплексу европейских проблем. Государства-участники ОБСЕ договорились регулярно проводить встречи по всему комплексу вопросов, отраженных в Заключительном акте, включая вопросы гуманитарного характера о правах и свободах человека.
Хельсинский заключительный акт.
Первый раздел.
Первая часть Хельсинкского Заключительного акта трактовала вопросы, относящиеся к безопасности в Европе: содействовать улучшению отношений между государствами и обеспечению условий, в которых их народы могут жить в условиях подлинного и прочного мира, делать разрядку как непрерывным, так и все более жизнеспособным и всесторонним процессом; воздерживаться от какого-либо применения вооруженных сил, несовместимого с целями и принципами Устава ООН; принимать эффективные меры, которые в силу их охвата и характера являются шагами в направлении достижения в конечном итоге всеобщего и полного разоружения; содействовать всеми средствами создания атмосферы доверия и уважения между народами; прилагать усилия к разрешению любых возникнувших споров; сотрудничать в интересах человечества и др.
В нее вошла и Декларация принципов, которыми государства-участники обязались руководствоваться в своих отношениях - «десять европейских заповедей »:
1.Суверенное равенство , уважение прав, присущих суверенитету. Совокупность этих прав включает право каждого государства на юридическое равенство, территориальную целостность, на свободу и политическую независимость, право выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы.
2.Неприменение силы или угрозы силой . Участники совещания согласились не использовать силу как средство урегулирования споров, и никакие соображения не могут стать обоснованием обращения к угрозе силой или к ее применению.
3.Нерушимость границ . Государства-участники совещания заявили, что рассматривают как нерушимые границы всех государств в Европе, и обязались воздерживаться от любых посягательств на эти границы. (Стремление Запада сохранить возможность мирного изменения границ привело к появлению в первом принципе положения, по которому границы государств-участников совещания могли «изменяться, в соответствии с международным правом, мирным путем и по договоренности».)
4.Территориальная целостность государств . Ее признание означало отказ от любых действий против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника.
5.Мирное урегулирование споров предусматривало разрешение споров с помощью таких средств, как переговоры, обследование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство.
6.Невмешательство во внутренние дела налагало запрет на любое вмешательство - прямое или косвенное, индивидуальное или коллективное.
7.Уважение прав человека и основных свобод , включая свободу мысли, совести, религии и убеждений, признавалось существенным фактором мира, справедливости и благополучия.
8.Равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой означало право всех народов определять свой внутренний и внешний политический статус в условиях полной свободы.
9.Сотрудничество между государствами должно развиваться на основе полного равноправия и содействовать взаимопониманию и доверию между народами, укреплению мира и безопасности. 10.Добросовестное выполнение обязательств по международному праву имело в виду обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права и соответствующих этому праву договоров и соглашений.
Эта же часть Заключительного акта включала и документ по мерам укрепления доверия и некоторым аспектам безопасности. Государства-участники обязались осуществлять предварительное уведомление о крупных военных учениях . При этом под «крупными военными учениями» понимались учения сухопутных войск общей численностью более 25 000 человек или учения с участием значительного количества амфибийных или воздушно-десантных войск. Правило обязательного уведомления о крупных военных учениях действовало применительно к территории всех европейских государств. Если же территория государства-участника простиралась за пределы Европы, то оно распространялось на зону в 250 км от границы с любым другим участником совещания. Кроме того, меры по укреплению доверия предусматривали обмен наблюдателями на военных учениях и предварительные уведомления о крупных передвижениях войск - все это на добровольной основе. Согласованные меры были призваны устранить причины напряженности и внести вклад в укрепление мира и безопасности в Европе.
Второй раздел.
Во второй части хельсинкского Заключительного акта рассматривались вопросы сотрудничества в области экономики, науки, техники и окружающей среды. Государства-участники обязались способствовать развитию торговли в возможно более широком многостороннем плане, сокращать или постепенно устранять всякого рода препятствия на пути ее развития. Было признано «благотворное воздействие на развитие торговли, которое может быть результатом применения режима наибольшего благоприятствования». Государства-участники выразили готовность поощрять развитие промышленного сотрудничества между компетентными организациями, предприятиями и фирмами различных стран; содействовать принятию мер по созданию благоприятных условий для промышленного сотрудничества. Среди проектов, представляющих общий интерес, были названы следующие области: обмен электроэнергией в Европе, изыскание новых источников энергии, развитие дорожных сетей и усовершенствование транспортных перевозок.
Заключительный акт предусматривал устранение затруднений для дальнейшего развития научно-технического сотрудничества. В нем намечались перспективные области такого сотрудничества: сельское хозяйство, энергия, рациональное использование ресурсов, транспортная техника, физика, химия, метеорология и гидрология, океанография, сейсмологические исследования, космические исследования, медицина и здравоохранение и др.; его формы и методы: обмен книгами и другими научно-техническими публикациями, визиты и другие контакты и связи между учеными и специалистами, проведение международных и национальных конференций и др.
Хельсинкские договоренности ориентировали также на расширение интернационального сотрудничества для защиты окружающей среды в следующих областях: загрязнение воздуха, рациональное использование пресных вод, охрана морской среды и земельных угодий, улучшение состояния окружающей среды в населенных районах, фундаментальные исследования и оценка изменений в окружающей среде и др. В качестве форм и методов достижения поставленных целей предусматривались: обмен научно-технической информацией, организация конференций.
Третий раздел.
В третьем разделе Заключительного акта содержались положения о сотрудничестве в гуманитарных и других областях. Они предусматривали сотрудничество в расширении контактов между людьми и обмене информацией, в области культуры и образования. При этом государства-участники выразили желание содействовать укреплению мира и взаимопонимания между народами и духовному обогащению человеческой личности. Было также определено, что сотрудничество в гуманитарных и других областях должно осуществляться на базе основных принципов отношений между государствами. Вместе с тем участники совещания взяли конкретные обязательства в отношении контактов между людьми: облегчить воссоединение семей и заключение браков между гражданами различных государств, поощрять разнообразные личные контакты и молодежные обмены.
Заключительный акт предусматривал ряд мер по улучшению обмена информацией. Они включали расширение распространения газет и других зарубежных печатных изданий, а также кино-, радио- и телевизионной информации; улучшение условий для работы иностранных журналистов. Государства-участники СБСЕ выразили намерение развивать сотрудничество и обмены в области культуры и образования.
Значение Хельсинского заключительного акта.
Хельсинкский Заключительный акт не был международным договором и не требовал ратификации парламентскими учреждениями. По форме он являлся скорее торжественной политической декларацией, подписанной на высшем уровне. Знакомясь с великолепными формулировками Хельсинского Заключительного акта, люди думали, что мир в Европе теперь обеспечен. Но так только казалось.
За прошедшие четверть века почти все положения акта были нарушены. Вся проблема заключалась в том, что все принципы отношений между государствами имели одинаковую силу и должны были претворяться в жизнь в комплексе, но сразу же после завершения СБСЕ выявились различия в трактовке принципов, зафиксированных в акте. СССР и его союзники придавали особое значение положениям, закреплявшим сложившееся территориально-политическое устройство Европы (нерушимость границ), и обязательству не вмешиваться в дела других стран. Запад делал акцент на уважение прав человека и равноправие народов. В то же время нельзя отрицать большого значения Акта как для истории, так и для извлечения уроков на будущее. Хельсинки показали возможность успешного сотрудничества, если стороны желают достичь соглашения.
Хельсинский Заключительный акт явился выдающимся международным политическим документом XX века, продолжавшим традиции Устава ООН, принятого в 1945 г., на исходе второй мировой войны. Он конкретизировал и развил далее принципы Устава ООН применительно к условиям, сложившимся на Европейском континенте, добавив к 7 принципам, закрепленным в Уставе ООН и Декларации ООН о принципах дружественных отношений и сотрудничества государств 1970 г., еще три принципа (принцип нерушимости границ, территориальной целостности и уважения прав человека).
Эти 10 принципов теперь признаны мировым сообществом в качестве основополагающих принципов международного права. Хельсинский Заключительный акт, заложивший основы будущей европейской региональной организации по вопросам безопасности и сотрудничества, в отличие от Устава ООН не является юридическим документом, скорее его можно отнести к так называемому «мягкому праву».
События после подписания Акта (для справки)
Акт предполагал непрерывность процесса встреч и переговоров в рамках Общеевропейского, или Хельсинского процесса. В соответствии с этой договоренностью новая встреча 33 европейских государств, США и Канады состоялась в Белграде в октябре 1977-марте1978 гг. Однако к этому времени международная обстановка существенно осложнилась. США и другие страны НАТО встали на путь обострения отношений с СССР и его союзниками, используя при этом продолжающиеся нарушения прав человека в СССР. Поэтому Белградская встреча практически не дала ничего нового. Хотя все же удалось добиться принятия совместного документа, но в нем не было сделано ни шага вперед от Заключительного акта 1975 г. Тем не менее участники Белградской встречи договорились о новой встрече в Мадриде. И несмотря на поворот к конфронтации и новой вспышки холодной войны, эта встреча все-таки состоялась.
Она продолжалась с перерывами в течение трех лет(ноябрь 1980-сентябрь 1983 гг.). Главным в ее работе был вопрос о мерах укрепления доверия, безопасности и разоружения в Европе, с тем чтобы приостановить дальнейшую конфронтацию. Но США и некоторые их союзники по НАТО противились принятию конструктивных решений. Весьма жесткой оставалась и позиция СССР. После длительной острой дискуссии был все же принят документ, в котором участники встречи выразили решимость сделать разрядку более жизнеспособным и непрерывным процессом, искать решения неурегулированных вопросов мирными средствами. Важным результатом Мадридской встречи было также согласование созыва и определение целей конференции по мерам укрепления доверия и безопасности в Европе.
В январе 1984 г. эта конференция начала свою работу в Стокгольме. Она продолжалась более двух с половиной лет - до сентября 1986 г. Все ее 35 участников взяли на себя обязательство, зафиксированное в итоговом документе конференции, уважать и претворять на практике принципы неприменения силы или угрозы силой. Были также еще раз подтверждены 10 пунктов Заключительного акта Хельсинского Совещания 1975 г. и намечены конкретные меры по упрочению безопасности в Европе. Участники конференции, например, договорились о предварительном уведомлении об определенных видах военной деятельности, о взаимном приглашении наблюдателей, а также об обмене информацией о планах военных учений и маневров. Стокгольмская встреча стала важной вехой на пути стабилизации политической обстановки в Европе.
Следующие совещание проходило в Вене, где 19 января 1989 г. министры иностранных дел 33 европейских стран, США и Канады подписали Итоговый документ венской сессии Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Так была завершена 27-месячная работа участников Совещания, в ходе которой были согласованы мероприятия, способные далеко продвинуть Общеевропейский процесс во всех сферах взаимоотношений - экономической, политической, военной, гуманитарной, культурной.
Большое значение для установление атмосферы доверия и взаимопонимания имели начавшиеся в марте 1989 г. в Вене в рамках Хельсинского процесса переговоры 23 государств - участников ОВД и НАТО по обычным вооружениям и вооруженным силам в Европе от Атлантики до Урала. Задача участников этих переговоров состояла в том, чтобы сдвинуть с мертвой точки годами длившиеся безрезультатные переговоры в Женеве, установить стабильность и безопасность в Европе, сократить численность вооруженных сил и обычных вооружений, добиться укрепления атмосферы доверия.
Венские переговоры были успешно завершены, согласован текст Договора об обычных вооружениях в Европе, предусматривающий масштабное сокращение вооружений ОВД и НАТО от Атлантики до Урала. Для подписания этого и ряда других документов о строительстве новой Европы в Париже 19-21 ноября 1990 г. Впервые за 15 лет после Хельсинки состоялось Совещание глав государств и правительств 32 европейских стран, США и Канады. Этот документ предусматривал сокращение военной машины ОВД и НАТО до согласованного паритетного уровня. Соответственно этому предусматривалось крупное сокращение уровня обычных вооружений СССР.
Это событие открыло новую страницу в Общеевропейском процессе, знаменовало конец враждебного противостояния в Европе. Итоговый документ встречи - Парижская хартия для новой Европы - подтвердил верность государств - участников Совещания 10 принципам Заключительного акта, принятого в Хельсинки, наметил конструктивную программу международного сотрудничества, выравзил их приверженность демократии, основанной на правах человека и обеспечении процветания при гарантии экономической свободы и социальной справедливости, и признал равную безопасность для всех стран.
Соглашение 35 государств Европы и Северной Америки, которое устанавливало принципы миролюбивого и гуманного международного порядка в Европе. Это соглашение стало результатом и высшей точкой политики «Разрядки».
Страны-участницы: Австрия, Бельгия, Болгария, Ватикан, Великобритания, Венгрия, ГДР, ФРГ, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Кипр, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Монако, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Сан-Марино, США, СССР, Турция, Финляндия, Франция, Чехословакия, Швейцария, Швеция, Югославия.
3 июля 1973 г. в Хельсинки по инициативе сверхдержав началось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, которое должно было урегулировать все возникшие в ходе «холодной войны» международные проблемы в Европе. В совещании участвовали представители почти всех европейских стран, а также США и Канада.
18 сентября 1973 г. - 21 июля 1975 г. переговоры проходили в Женеве с участием Австрии, Бельгии, Болгарии, Венгрии, Германской Демократической Республики, Федеративной Республики Германии, Греции, Дании, Ирландии, Исландии, Испании, Италии, Канады, Кипра, Лихтенштейна, Люксембурга, Мальты, Монако, Нидерландов, Норвегии, Польши, Португалии, Румынии, Сан-Марино, Святейшего Престола, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов Америки, Союза Советских Социалистических Республик, Турции, Финляндии, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Швеции и Югославии.
1 августа 1975 г. главы этих государств, собравшись в Хельсинки, торжественно подписали Заключительный Акт совещания. Это был момент торжества политики мира, мирного и добрососедского сосуществования стран с различным общественным строем.
Акт затрагивал широчайший круг международных проблем, включая торговлю, промышленное сотрудничество, сотрудничество в области науки и техники, охраны окружающей среды, культурных и межличностных взаимосвязей.
Государства, подписавшие Акт, обязывались «уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга» … «право друг друга свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы, равно как и право устанавливать свои законы и административные правила».
Важное положение, сохраняющее актуальность и сегодня, гласило: «границы могут изменяться, в соответствии с международным правом, мирным путем и по договоренности. Они имеют также право принадлежать или не принадлежать к международным организациям, быть или не быть участником двусторонних или многосторонних договоров, включая право быть или не быть участником союзных договоров; они также имеют право на нейтралитет»…
Государства-участники обещали воздерживаться в международных отношениях «от применения силы или угрозы силой как против территориальной целостности, или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций и с настоящей Декларацией».
«Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы.
Они будут, соответственно, воздерживаться также от любых требований или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства-участника».
Глава VII была специально посвящена уважению прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений.
В области прав человека и основных свобод государства-участники будут действовать в соответствии с целями и принципами Устава ООН и Всеобщей декларацией прав человека».
Между принципами невмешательства во внутренние дела друг друга и гарантиями гражданских прав имелось противоречие - ведь чтобы гарантировать права, нужно было вмешиваться в дела стран, которые их нарушают.
В тех странах, где гражданские права нарушались, они продолжали попираться и дальше, а попытки других государств критиковать внутреннюю политику правительств, нарушающих права человека, объявлялись вмешательством во внутренние дела.
Для наблюдения за соблюдением Хельсинкского соглашения была создана Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). В некоторых странах Восточной Европы, в том числе и СССР, возникли общественные Хельсинкские группы, которые разоблачали нарушения соглашения в области прав человека на территории социалистических стран. Участники этих групп подвергались преследованиям со стороны властей, и в начале 80-х гг. большинство из них было разгромлено.
Акт стал апогеем «Разрядки», после которого отношения СССР и США стали постепенно ухудшаться.
В 1979 г., в связи со спорами о размещении в Европе ядерных ракет средней дальности двух блоков, а также из-за ввода советских войск в Афганистан, советско-американские отношения снова ухудшились, «Разрядка» завершилась, возобновилась «Холодная война».
Исторические источники:
Ахромеев С., Корниенко Г. Глазами маршала и дипломата. М., 1992;
Во имя безопасности и сотрудничества. К итогам Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшегося в Хельсинки 30 июля - 1 августа 1975 г. М., 1975;
Добрынин А. Сугубо доверительно. Посол в Вашингтоне при шести президентах США (1962-1986 гг.). М., 1996;
Л.И. Брежнев. 1964-1982. Вестник Архива Президента. Специальное издание. М., 2006;
Киссинджер Г. Дипломатия. М., 1997.
Хельсинкское совещание, совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Было созвано по предложению (1965) социалистических государств-участников Варшавского Договора. Состоялось в период с 3 июля 1973 по 1 августа 1975. В нём участвовали 33 европейских государства: Австрия, Бельгия, Болгария, Ватикан, Великобритания, Венгрия, ГДР, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Монако, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Сан-Марино, СССР, Турция, ФРГ, Финляндия, Франция, Чехословакия, Швейцария, Швеция, Югославия (все европейские государства, кроме Албании), а также США и Канада. На повестке дня стояли вопросы обеспечения безопасности в Европе; сотрудничества в области экономики, науки и техники и окружающей среды; сотрудничества в гуманитарной и др. областях; дальнейших шагов после Совещания.
Совещание проходило в три этапа. Первый этап проводился на уровне министров иностранных дел 3-7 июля 1973 в Хельсинки. Второй этап продолжался с перерывами с 29 авг. 1973 до 21 июля 1975 в Женеве. В этот период работали спец. комиссии и подкомиссии по подготовке проектов документов под общим руководством Координационного комитета. Третий, завершающий этап состоялся 30 июля - 1 авг. 1975 на высшем уровне в Хельсинки. Совещание приняло Заключительный акт, в котором, несмотря на различие позиций его участников в области политики, экономики и идеологии, удалось отразить то общее, что служит укреплению мира и безопасности в Европе и во всём мире, расширению взаимовыгодного сотрудничества между государствами. В Заключительном акте подведён политический итог 2-й мировой войны, подтверждена нерушимость сложившихся в Европе границ, сформулированы 10 основополагающих принципов, которые должны определять правила и нормы взаимоотношений между государствами - участниками Совещания:
- суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету; неприменение силы или угрозы силой;
- нерушимость границ; тер. целостность государств; мирное урегулирование споров;
- невмешательство во внутренние дела;
- уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений;
- равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничество между государствами;
- добросовестное выполнение обязательств по международному праву.
Достигнута договорённость о предварит, уведомлении государствами-участниками друг друга на добровольной и двусторонней основе о крупных воен. учениях, обмене наблюдателями на воен. учениях, проводимых в Европе, содействии визитам воен. делегаций. Государства-участники признали, что «они могут, по своему собственному усмотрению и с целью содействия укреплению доверия, уведомлять о крупных передвижениях своих войск». В Заключительном акте определены направления и конкретные формы сотрудничества европейских государств в области экономики, науки, техники, охраны окружающей среды, а также в гуманитарных областях (контакты между людьми и учреждениями, обмен информацией, связи и сотрудничество в сфере культуры, образования и т. д.).
Успешное завершение Совещания было подготовлено многолетней борьбой Сов. Союза, всех социалистич. стран, трудящихся масс и прогрессивных обществ, сил за европ, безопасность. Оно явилось событием огромного междунар. значения, важным шагом в закреплении принципов мирного сосуществования, налаживания отношений равноправного сотрудничества между гос-вами с различным обществ, строем.
СССР, др. социалистич. страны рассматривают Заключительный акт X. с. не только как итог позитивных сдвигов в Европе, но и как отправной пункт для дальнейшего продвижения по пути прочного мира, борьбы за углубление и расширение междунар. сотрудничества. Важное значение в этом отношении имела Белградская встреча представителей гос-в - участников общеевропейского Совещания (4 октября 1977 - 9 марта 1978), на к-рой был проведён обмен мнениями о ходе выполнения положений Заключительного акта. В итоговом документе, принятом на ней, подтверждалась решимость стран-участниц выполнять полностью все эти положения. Вместе с тем из выступлений делегации США на Белградской встрече видно, что реакц. силы не отказались от попыток помешать развитию процесса разрядки, вернуть мир к временам «холодной войны».
Я. Ф. Чернов
Использованы материалы Советской военной энциклопедии. Том 8 Ташкент – Ячейка стрелковая. 688 с., 1980.
Литература:
Во имя мира, безопасности и сотрудничества. М., 1975.
История международных отношений и внешней политики СССР. 1968-1978. М., 1979, с. 117-142;
История дипломатии. Изд. 2-е. Т. 5. Кн. 2. М., 1979, с. 145-167.