Особенности социальных систем общество система. Что характерно для социальной системы? институт религии
Общество как сложная динамичная система.
Гальченко Л.И.
Учитель обществознания
г.Новоуральск
(по учебнику обществознания под редакцией Л.Н.Боголюбова)
Актуализация знаний
- Разберем домашнее задание стр.17 – вопросы и задания;
- Работа с документом (П.Сорокин)
- «Мысли мудрых» с.18
Практические выводы изученного материала.
- Какие выводы можно сделать из того факта, что общество представляет собою совместную деятельность людей (не менее 2-х выводов)?
- Какие практические выводы вытекают из знаний о взаимозависимости общества и природной среды?
- Как вы считаете, имеет ли значимость для вас изучение общественных дисциплин в школе?
План изучения нового материала.
- Система и система социальная.
- Социальные институты.
Задание №25 формат ЕГЭ
- Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «система»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о социальных институтах, и одно предложение раскрывающее .
- Затруднения? Давайте работать над ними вместе.
Система (греч)- «целое, составленное из частей. Это подсистемы и элементы. Динамическая система?
Являются ли системой отдельные детали водомера, разложенные на столе? В каком случае детали водомера осуществляют функцию системы?
Вывод: свойства системы принадлежат не ее отдельным частям, а только системе в целом.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Особенности социальной системы». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему (18-21). План должен содержать не менее 3-х пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
- Задание (№28 ЕГЭ)
Особенности социальной системы План
- Природная и социальная система.
- Макроструктура общества: а) суперсистема б) подсистемы (производственная, социальная, политическая, духовная)
- Наличие разнокачественных элементов: а) материальных (технические устройства, учреждения и т.д.) б) идеальных (ценности, идеи, традиции)
- Человек- основной элемент общества делает социальную систему более подвижной.
- Динамичность социальной системы: а) прогресс б) регресс в) революция г) эволюция
Особенности социальной системы План
6. Интегративное качество системы как целого(связи между компонентами превращают общество в систему)
7. Социальная система - самоуправляемая.
8. Среда общества как системы.
9. Функции общественной системы:
а) адаптации;
б) целедостижения;
в)поддержания образца;
г) интеграции.
Главные выводы:
- Общество как система имеет сложный иерархичный характер, в нем можно выделить различные уровни в виде подсистем.
- Человек является универсальным компонентом социальных систем, он непременно включен в каждую из них, начиная с общества и заканчивая семьей.
Социальные институты
Основные виды деятельности
Главные социальные институты
Социальные институты
Важнейшие жизненные потребности
Основные виды деятельности
Воспроизводство рода
Главные социальные институты
Средства существования
Духовные проблемы
Социальные институты
Важнейшие жизненные потребности
Основные виды деятельности
Воспроизводство рода
Безопасность и социальный порядок
Главные социальные институты
Семейно-бытовая
Средства существования
Политическая, государственная
экономическая
Получение знаний и социализация
Научная, воспитательная, образовательная
Духовные проблемы
религиозная
Социальные институты.
Важнейшие жизненные потребности
Основные виды деятельности.
Потребность в воспроизводстве рода.
Главные социальные институты.
Семейно-бытовая деятельность.
Потребность в безопасности и социальном порядке.
Политическая, государственная деятельность.
Потребность в средствах
существования.
Институт семьи и брака.
Потребность в получении знаний, социализации детей.
Политические институты,
государство.
Трудовая, экономическая деятельность.
Экономические институты, производство.
Научная, воспитательная образовательная деятельность.
Потребность в решении
духовных проблем.
Религиозная деятельность
Институты науки, образования, культуры.
Институт религии.
Запомним.
- Социальный институт возникает на основе совместной деятельности больших масс людей.
- Эта деятельность направлена на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.
- Социальный институт представляет собой устойчивые формы организации подобной деятельности.
- Эти формы сложились исторически .
- Такая деятельность регулируется нормами, обычаями, традициями.
Каждый социальный институт выполняет свои функции. Какие функции выполняет институт образования?
Функции социальных институтов
- Какие функции выполняет институт религии?
Функции социальных институтов
- Какие функции выполняет институт СМИ?
- Понятия «элемент», «структура», «взаимосвязь» характеризует общество как
- часть материального мира
- социальную среду обитания человека
- целостную систему
- совокупность общностей
- Процесс удовлетворения биологических потребностей общества непосредственно относится к сфере общественной жизни:
- экономической
- социальной
- политической
- духовной
- Найдите в приведенном списке черты общества как динамической системы и обведите цифры, под которыми они указаны.
- обособление от природы
- отсутствие взаимосвязи подсистем и общественных институтов
- способность к самоорганизации и саморазвитию
- выделение из материального мира
- постоянные изменения
- возможность деградации отдельных элементов
текст
Слова для вставки
- Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
А) государство
Б) деятельность
В) заповеди
Д) парламент
Е) признак
Ж) элементы
Социальные институты общества выступают его важнейшими _____________ (1). Их можно рассматривать как устойчивую совокупность людей, ______________ (2) которых направлена на выполнение конкретных общественных функций и строится на основе определенных ___________ (3). К основным институтам общества относятся семья, ___________ (4) и школа.
Слова для вставки
текст
Семья является одним из важнейших социальных _________________ (1)
Она выполняет в обществе важные _________ (2): рождение и воспитание детей, экономическая поддержка нетрудоспособных и многие другие. Каждый член семьи занимает в ней свое особое положение, предполагающее ________________ (3). Оно регулируется не только внутрисемейными правилами, но и общественными ______________ (4) – моралью и правом.
- А) воспитание
- Б) законы
- В) звено
- Г) институт
- Д) нормы
- Е) поведение
- Ж) функции
Задание №25 формат ЕГЭ
Домашнее задание.
- Прочитать и осмыслить практические выводы к § 2. На что ориентирует каждый из практических выводов?
- Ответьте на вопросы параграфа с.26
- Самостоятельно изучить фрагменты из работы Э.Шилза, включенного в параграф.
- Учитель не тот, кто вас учит, а тот, у кого учитесь вы!
Современная философия рассматривает общество как совокупную деятельность людей, направленную на производство, поддержание и воспроизводство их жизни. При этом общество представляет собой не простую совокупность различных частей и элементов, а единый целостный организм, открытую саморазвивающуюся систему.
Первые представления о системности общества зародились еще в античной философии в виде общей концепции об упорядоченности, целостности бытия. Наибольший вклад в разработку этой проблемы внесли мыслители XIX–XX вв.: О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс.
Социальная система представляет собой упорядоченную, самоуправляемую целостность разнообразных общественных отношений, носителями которых являются индивиды и социальные группы.
От всех природных систем (физических, биологических) общество отличается особой сложностью в силу многообразия социальных отношений, в которые включаются люди, и имеет иерархический характер. В нем выделяются различные уровни (подсистемы), которые можно рассматривать как относительно самостоятельные системы, включающие в свою очередь собственные подсистемы. Вместе с тем общество выступает как некая целостность , т.е. состоит из взаимосвязанных, опосредующих друг друга и целое частей. Подобная взаимозависимость частей и целого проявляется в особых интегральных свойствах системы, не свойственных ее частям, а присущих системе в целом, сплачивающих ее в целостность. Иначе говоря, общество включает в себя множество явлений, качественно отличных друг от друга, и в то же время обладает законами, не сводимыми к сумме отдельно взятых законов экономической, политической или правовой жизни.
Социальная система является самоуправляемой, что предполагает наличие специальной подсистемы управления, которая обеспечивает согласованность действий всех компонентов системы.
Особая специфика социальной системы – в уникальности ее основного элемента – человека , который обладает свободой выбора форм и способов деятельности, придающей развитию общества в значительной степени неопределенность, непредсказуемость.
В обществе как сложно структурированном целом можно выделить четыре большие подсистемы (сферы): материально-производ-
ственную,
социальную, политическую и духовную. Эти сферы выполняют разные функции, имеют свою специфику.
Материально-производственная сфера (экономическое бытие общества) связана с деятельностью людей по созданию материальных условий сохранения и поддержания их жизни; социальная (социальное бытие) – сфера взаимоотношений различных социальных групп по поводу условий их жизнедеятельности; политическая сфера (политическое бытие) связана с регулятивной деятельностью людей, обеспечивающей согласованность и целостность общества; духовная сфера – это производство знаний, опыта, ценностей, т.е. производство информации.
При рассмотрении общества как целостной системы взаимосвязанных и взаимообусловливающих друг друга сфер закономерно возникают вопросы: какой из них принадлежит детерминирующая роль; существуют ли в обществе системообразующие структурные связи, которые обеспечивают целостность социальной системы и возможности ее функционирования?
В современной философии однозначного ответа на эти вопросы не существует, что и показал анализ моделей общества.
Идеалистическая модель в качестве фундамента рассматривает духовные ценности, техницистское направление – технику, плюралистическая модель вообще отрицает одностороннюю детерминацию социальных процессов.
Исследователи, разделяющие материалистические взгляды на общество, роль системообразующего качества, придающего целостность, связь и непрерывность человеческой истории, отводят материальному производству.
Какие аргументы приводятся в подтверждение этого вывода?
Во-первых, материальное производство есть основа , условие существования общественного человека, так как оно удовлетворяет первейшие потребности в жизненных средствах (пища, одежда, жилище и т.д.), от которых зависит существование социума и образующих его людей. Человеческое общество есть такая материальная система, которая нуждается в постоянном взаимодействии с внешней средой, поскольку без притока вещества и энергии не может существовать. Но это взаимодействие предполагает труд, производство материальных благ.
Во-вторых, материальное производство является генетически первоначальной , исходной формой социальной деятельности, ибо труд – главная причина происхождения человека, его выделения из царства животных, возникновения сознания и общества.
В-третьих, материальное производство является основой для всех других относительно самостоятельных видов и форм социальной деятельности , т.е. определяет в конечном счете социальные, политические и духовные процессы жизни людей (развитие социальной структуры, изменение политической жизни, создает необходимые материальные условия для функционирования духовной сферы). При этом зависимость социальной, политической, духовной жизни общества от материального производства не снимает собственной логики развития этих подсистем общества.
В-четвертых, материальное производство дает возможность выявить причины функционирования и развития общества, что позволяет объяснить это развитие из него самого, из присущих обществу противоречий.
Однако вывод об определяющей роли материального производства (подчеркнем это еще раз) не следует абсолютизировать, что характерно для социальных концепций вульгарно-материалистиче-
ского типа и некоторых вариантов марксизма, оно лишь в конечном счете является определяющим моментом и не может рассматриваться как единственно определяющий фактор. На каждом этапе исторического развития и другие сферы могут играть господствующую роль (например, политические и внеэкономические факторы). Так, М. Вебер показал доминирующую роль протестантской религии в становлении капиталистических отношений в Германии. С точки зрения реалий сегодняшнего дня можно говорить, что общество представляет собой сложный результат взаимодействия экономического, социального, политического и духовного факторов. При этом приоритетность практики выступает как доминирующая тенденция. Эта проблема является дискуссионной в современной философии и требует дальнейшего исследования.
Обратимся к анализу социума как системного целого и его подсистем, их роли в жизни общества и индивидов.
Каждый класс и вид управления предполагает глубокое знание как объекта, так и субъекта управления. В социальном управлении объект является одновременно его субъектом, так как и в том, и в другом случае речь идет о людях и составляемых ими социальных общностях (системах).
Каждый человек имеет определенный пол, возраст, направленность, способности, темперамент и характер, а также различной степени развитости основные психические сферы - эмоциональную, волевую и познавательную. Эти же характеристики присущи и всему человечеству, представляющему собой сообщество конкретных людей, наделенных вполне определенными социально-психологическими характеристиками. Поэтому любую социальную общность и группу (расы, метаэтнические, этнические, субэтнические общности, организации и коллективы) следует рассматривать со стороны не только социально обусловленных качеств, но и природных, биологических и психологических особенностей.
Знание природно обусловленных качеств объекта управления позволяет осуществлять управленческое воздействие на научной основе, поскольку представители разного пола, возраста, типа способностей и темперамента требуют и разных управленческих стратегий. К тому же, по нашему глубокому убеждению, все природно обусловленные особенности объекта и субъекта управления отражаются и в социально обусловленных характеристиках, подтверждая известный тезис о нерасторжимой целостности в человеке природного и социального.
Уровни изучения.
Социальные и природно-психологические явления имеют, как правило, трехуровневый характер изучения: глобальный (макроуровень), индивидуально-групповой (микроуровень) и промежуточный, средний (мезоуровень). Трехуровневая структура характерна практически для всех объектов и субъектов социального управления - этнических и социальных общностей (метаэтносы, этносы, субэтносы; общество, его основные сферы, социальные группы), для организации общества (макро-, мезо- и микроуровни власти), для экономики (макро-, мезо- и микроэкономика), для социальной структуры (высший, средний и низший классы) и т. д. Иными словами, какой бы объект социального управления мы не взяли, везде обнаруживается его трехуровневое строение. (Даже обратившись к конкретному индивиду, мы будем вынуждены также изучать его на трех основных уровнях: биологическом, психологическом и социальном. То же относится и ко многим его "составляющим". Например, различают потребности биологические, социально-психологические, социальные и т. д.)
Выделение трех основных уровней структуры различных биосоциальных систем не исключает наличия соответствующих подуровней, относящихся к тому или иному уровню изучения социальных феноменов.
Составные.
Кроме трехуровневой структуры, присущей объектам и субъектам управления, они имеют еще ряд общих особенностей, к которым относится трехсферное построение психических и социальных целых. Так, психика человека как единое целое включает в себя эмоциональную, волевую и познавательную сферы, которые соответствуют материальной (экономической), политической (организационно-управленческой) и духовной (социально-культурной) сферам общества как социального целого (схема 3). При этом как в индивиде, так и в обществе действует диалектический закон единства и борьбы противоположностей, являющийся глубинным механизмом психологического и социального развития. Согласно этой закономерности каждое природное и социальное явление имеет противоположность (фемининность - маскулинность, интроверсия - экстраверсия, рационализм - иррационализм, духовное - материальное, государство - гражданское общество, структуры формальная - неформальная и т. д.). Эта закономерность действует и относительно трехсферной структуры психологических и социальных явлений. Так, каждая психическая сфера содержит следующие пары противоположностей: эмоцио
Схема 3.
нальная - рациональные чувства и иррациональные ощущения (сенсорика); волевая - сознательную волю и бессознательные инстинкты; познавательная - рациональное мышление и иррациональную интуицию. То же относится и к основным социальным сферам, где, например, в духовной области (познавательная сфера) соседствуют, с одной стороны, религия и философия (интуитивное начало), а с другой - наука и технические изобретения (интеллектуальное начало).
В обществе носителями базовых ценностей и соответствующих им сфер человеческой деятельности являются определенные социальные группы (классы, слои, касты, страты и т. п.). Преобладание в обществе тех или иных ценностей свидетельствует прежде всего о доминировании в нем соответствующих социальных слоев и определенных социальных сфер.
Базовые ценности и социальные циклы.
Базовые ценности заложены в глубинах коллективного бессознательного, так называемых архетипах, которые, являясь неосознаваемыми, формируют через интересы вполне осознанные потребности биологического, социально-психологического или социального (духовного) уровней. Все базовые ценности содержатся в коллективном бессознательном одновременно, и все они друг другу противостоят. Доминирование в определенный исторический период определенных ценностей обусловливает смену господствующих религиозно-этических систем, типов культур (по П. Сорокину), социальных сфер и социальных слоев. При этом смена ценностей и связанных с ней основных "социальных параметров" носит, как правило, системно-циклический характер. Социальные циклы могут быть разной продолжительности и разного масштаба. Например, культурный цикл Западного полушария олицетворяет смену социальных суперсистем - духовно-интуитивной идеациональной, рационально-эмоциональной идеалистической и чувственно-сенсорной. Религиозный цикл указывает на смену мировых религиозно-этических систем: буддизма (познавательная сфера), христианства (эмоциональная сфера), ислама (волевая сфера). Сословный цикл представляет собой чередование господствующих социальных слоев и социально-исторических времен: иерократический слой священнослужителей (духовные времена, Золотой век по античным представлениям) сменяется аристократическим слоем военных и административных деятелей (романтические времена, Серебряный век), который уступает место бюргерскому слою, т.е. "третьему сословию" (гражданские времена, Бронзовый век), а последний - люмпенизированным и маргинальным слоям (преступные времена, Железный век). Управленческий цикл указывает на смену ведущих позиций представителей различных управленческих профессий, что соответствует смене основных составляющих системы управления (технико-технологической, экономической, организационной и социальной): техники и технологи (инженеры), экономисты и финансисты, юристы и, наконец, "человековеды" (психологи и социологи).
Смена неосознаваемых ценностей, заложенных в архетипах коллективного бессознательного, реализуется в осознаваемых через интересы потребностях, продуцируемых личностным, индивидуальным бессознательным. Поэтому отбор и "культивирование" социально одобряемых потребностей может косвенно способствовать формированию в обществе необходимой системы ценностей и постепенному переводу социума (общности, организации, группы) с биологического уровня потребностей (преобладание политической сферы деятельности) через социально-биологический (доминирование экономики) на социальный (торжество духовных ценностей общества).
Структура психики человека как существа одновременно биологического и социального соответствует в основном структуре общества, т. е. организм индивидуальный во многом тождествен организму общественному. Человек предстает как бы связующим звеном между природой и обществом, соединяя в себе природное и социальное в их нерасторжимом единстве.
Системы действуют и в обществе в виде классов, социальных общностей, национальных образований, профессиональных групп и пр. Само общество в целом есть социальный организм, или система, функционирующая по своим специфическим законам. Системный подход в изучении общества требует выделения в нем определенных структур. Структура - это инвариантное, или стабильное состояние системы, отражающее устойчивую связь между его элементами. Заметный вклад в понимание общества как целостной системы, которая включает в себя иерархически организованные структуры, внес американский социолог русского происхождения Питирим Сорокин. Согласно его теории, совокупность социальных и культурных систем и личностей, которые взаимодействуют между собой, находится в сложном иерархическом соподчинении, часто проникая друг в друга. К социальным системам современная социальная философия относит классы и социальные слои, порождаемые производственными, то есть базисными отношениями, социальные институты (семья, государство, бизнес, образование, религии), социальные группы (статусные группы, толпа, социальные круги, малые группы, большие группы), социальные организации (социальные структуры, создающиеся для достижения определенных целей).
Социальная структура включает в себя прежде всего социальные классы. Но для решения определенных познавательных 108
задач элементами социальной структуры могут рассматриваться страты (слои), принадлежность людей к которым определяется разными факторами: уровнем их доходов, образом их жизни, престижностью района проживания, выполняемыми ими социальными ролями и т.п. Переход из одного страта в другой обеспечивается социальной мобильностью, характер которой определяется прежде всего типом господствующих общественных отношении. Она также иногда зависит от энергии личностей, от конкретных социальных ситуаций, например, от экономического кризиса, от войны и пр.
В итоге, общество тоже существует как целое, или система.
Словарь
Бирегулятор - регулятор двойного действия, работающий путем взаимного воздействия одной подсистемы на другую и обеспечивающий устойчивое функционирование всей системы. Гармония - категория в философии и эстетике, показывающая целесообразное и организованное соединение частей в одно целое, вызывающее чувство восхищения красотой и целесообразностью. Дифференциация - процесс разделения системы на части. Единое - философская категория, отражающая подчиненность всего в мире системному принципу и обеспечивающая его разделение на части и соединение их в целостные образования. Изменчивость - смена внутренних алгоритмов функционирования систем, позволяющая им приспосабливаться к меняющимся воздействиям среды.
Интеграция - процесс объединения разрозненных элементов в единое целое.
Комплекс - сложная система, состоящая из многих подсистем, включающая в себя большое число элементов. Космос - в философии древних греков видимая или умопостигаемая нами часть вселенной, подчиняющаяся принципу целостности, гармонии и разумному пониманию.
Принцип обратной связи - принцип использования обратных сигналов, получаемых системой из внешней среды при взаимодействии с нею, в результате чего обеспечивается коррекция в поведении системы.
Саморегулирование (самоорганизация) - способность систем осуществлять приспособление к среде за счет внутренних механизмов управления.
Сегрегация - процесс отделения одних частей системы от других. Система - совокупность элементов, находящихся в упорядоченном взаимодействии.
Социальная группа - совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий. Социальный институт - социальная система, обеспечивающая функционирование общества как целостного образования; определенный аспект социального организма в виде организованных систем связей и социальных норм.
Социальная мобильность - процесс перемещения людей из одних социальных групп в другие, проходящий естественным путем под воздействием разных факторов.
Социальный организм - общество, рассматриваемое как целостное и структурное образование, функционирующее по специфическим законам; общество, взятое в его противопоставлении природе.
Страты - социальные слои, принадлежность к которым определяется уровнем доходов, престижностью профессии, районом проживания и т.п.
Структура - инвариантное, или неизменное, состояние системы. Устойчивость - свойство систем сохранять свою структуру при неблагоприятных воздействиях извне и изнутри. Хаос - в мировоззрении древних греков неорганизованное состояние вселенной, не подчиняющееся принципу целостности, являющееся первопотенцией мира и причиной уничтожения его организованных частей.
Холизм - направление в зарубежной философии, представители которого понимают мир как совокупность ценностей, излучающих из себя духовную энергию.
Вопросы для самоподготовки
1) Покажите сходство и различие понятий «единое», «целое»,
«система», «общее», «идея».
2) Что такое организованность с точки зрения А.А. Богданова и в
чем ее критерии?
3) «Бог есть отчужденная сущность человека».
«Бог есть организованная бесконечность, в которой гармонически соединены материя и дух».
Какое из этих двух высказываний о Боге Вам представляется более предпочтительным и почему?
4) Покажите различие понятий «дух», «душа», «энергия», «энте
лехия», «сущность».
5) Почему в век научно-технической революции употребляются
понятия дух и душа?
6) Что такое система?
7) Понятие «целое» в философии и биологии.
8) Понятие «Единое» в истории философии и религии.
9) Что. лежит в основе Единого - материя или дух?
10) Понимание системного принципа организации материи в Но
вое Время.
11) Основные принципы теории организации Л.А. Богданова.
12) Понятие иерархии.
13) Что такое структура?
14) Виды структур и иерархий.
15) Эквифинальность и способы ее реализации.
16) Основные положения холизма.
17) Наследственность и устойчивость как свойства систем.
18) Изменчивость как свойства систем.
19) Факторы эволюции систем разной природы.
20) Особенности социальных систем.
21) Виды культурных систем и их специфика.
22) Покажите различия во взглядах Н.Я. Данилевского и П. Соро
кина в понимании культуры.
23) Основные принципы теории социальной стратификации.
24) Социальная мобильность и ее факторы.
25) Роль информации в развитии систем.
Вопросы компьютерного контроля
1. Что такое система?
а. Рядоположенность предметов любой природы
б. Порядок в расположении предметов одного типа
в. Любая совокупность элементов
г. Совокупность элементов, находящихся во взаимодействии
2. Как следует понимать организацию?
а. Как нечто целое
б. Как иерархическую структуру
в. Как упорядоченную связь элементов
г. Как нечто управляемое
3. Какие системы называются большими?
г. Занимающие большое место в пространстве
4. Что такое холизм?
а. Учение о целостностях любой природы
б. Учение о целом, изучающим психическую энергию
СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ