Презентация на тему "эпоха возрождения и ее особенности ". Кватроченто
Эпоха Возрождения – время культурного расцвета, время расцвета всех искусств, но наиболее полно выразившим дух своего времени было изобразительное искусство.
Эпоха Возрожде́ния, или Ренесса́нс
(фр. «заново» + «рождённый») имела мировое значение в истории культуры Европы. Возрождение пришло на смену Средним векам и предшествовало эпохе Просвещения.
Главные черты эпохи Возрождения
– светский характер культуры, гуманизм и антропоцентризм (интерес к человеку и его деятельности). В период эпохи Возрождения расцветает интерес к античной культуре и происходит как бы её «возрождение».
Возрождение возникло в Италии – его первые признаки появились ещё в XIII-XIV вв. (Тони Парамони, Пизано , Джотто , Орканья и др.). Но твёрдо оно установилось с 20-х годов XV в., а к концу XV в. достигло своего наивысшего расцвета.
В других странах Возрождение началось значительно позже. В XVI в. начинается кризис идей Возрождения, следствие этого кризиса – возникновение маньеризма и барокко .
Периоды эпохи Возрождения
Эпоху Возрождения делят на 4 периода:
1. Проторенессанс (2-я половина XIII в.-XIV в.)
2. Раннее Возрождение (начало XV-конец XV в.)
3. Высокое Возрождение (конец XV-первые 20 лет XVI в.)
4. Позднее Возрождение (середина XVI-90-е годы XVI в.)
В становлении Возрождения свою роль сыграло падение Византийской империи. Перебравшиеся в Европу византийцы привезли с собой свои библиотеки и произведения искусства, не известные средневековой Европе. В Византии никогда не порывали и с античной культурой.
Появление гуманизма
(общественно-философского движения, которое рассматривало человека как высшую ценность) было связано с отсутствием в итальянских городах-республиках феодальных отношений.
В городах стали возникать светские центры науки и искусства, которые не контролировала церковь. деятельность которых находилась вне контроля церкви. В середине XV в. было изобретено книгопечатание, которое сыграло важную роль в распространении новых взглядов по всей Европе.
Краткие характеристики периодов Возрождения
Проторенессанс
Проторенессанс является предтечей Возрождения. Он ещё тесно связан со средневековьем, с византийскими , романскими и готическими традициями. Он связан с именами Джотто, Арнольфо ди Камбио , братьями Пизано, Андреа Пизано.
Андреа Пизано. Барельеф «Сотворение Адама». Опера-дель-Дуомо (Флоренция)
Живопись Проторенессанса представлена двумя художественными школами: Флоренции (Чимабуэ , Джотто) и Сиены (Дуччо, Симоне Мартини). Центральной фигурой живописи был Джотто. Его считали реформатором живописи: он наполнил религиозные формы светским содержанием, совершил постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным, обратился к реалистичности, ввёл в живописи пластический объём фигур, изобразил в живописи интерьер.
Раннее Возрождение
Это период с 1420 по 1500 гг. Художники Раннего Возрождения Италии черпали мотивы из жизни, наполняли традиционные религиозные сюжеты земным содержанием. В скульптуре это были Л. Гиберти , Донателло , Якопо делла Кверча, семья делла Роббиа, А. Росселлино, Дезидерио да Сеттиньяно, Б. да Майано, А. Верроккьо. В их творчестве начинают развиваться свободно стоящая статуя, живописный рельеф, портретный бюст, конный монумент.
В итальянской живописи XV в. (Мазаччо, Филиппо Липпи, А. дель Кастаньо, П. Уччеллo, Фра Анджелико, Д. Гирландайо, А. Поллайоло, Верроккьо, Пьеро делла Франческа, А. Мантенья, П. Перуджино и др.) характерны ощущение гармонической упорядоченности мира, обращение к этическим и гражданским идеалам гуманизма, радостное восприятие красоты и многообразия реального мира.
Родоначальником ренессансной архитектуры Италии стал Филиппо Брунеллески (1377-1446) – архитектор, скульптор и ученый, один из создателей научной теории перспективы.
Особое место в истории итальянского зодчества занимает Леон Баттиста Альберти (1404-1472) . Этот итальянский ученый, архитектор, писатель и музыкант эпохи Раннего Возрождения получил образование в Падуе, изучал право в Болонье, в дальнейшем жил во Флоренции и Риме. Создал теоретические трактаты «О статуе» (1435), «О живописи» (1435–1436), «О зодчестве» (опубликован в 1485). Выступал в защиту «народного» (итальянского) языка как литературного, в этическом трактате «О семье» (1737-1441) разрабатывал идеал гармонически развитой личности. В архитектурном творчестве Альберти тяготел к смелым экспериментальным решениям. Он был одним из зачинателей новой европейской архитектуры.
Палаццо Ручеллаи
Леон Баттиста Альберти разработал новый тип палаццо с фасадом, на всю высоту обработанным рустом и расчлененным тремя ярусами пилястр, которые выглядят конструктивной основой здания (палаццо Ручеллаи во Флоренции, построен Б. Росселлино по планам Альберти).
Напротив Палаццо стоит Лоджия Ручеллаи, где проводились приёмы и банкеты для торговых партнёров, праздновались свадьбы.
Лоджия Ручеллаи
Высокое Возрождение
Это время самого пышного развития стиля Возрождение. В Италии оно длилось приблизительно с 1500 по 1527 г. Теперь центр итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II , человека честолюбивого, смелого, предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших художников Италии.
Рафаэль Санти «Портрет папы Юлия II»
В Риме строится множество монументальных зданий, создаются великолепные скульптуры, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся шедеврами живописи. Античность по-прежнему ценится высоко и тщательно изучается. Но подражание древним не заглушает самостоятельность художников.
Вершина Ренессанса – творчество Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело Буонарроти (1475-1564) и Рафаэля Санти (1483-1520).
Позднее Возрождение
В Италии это период с 1530-х по 1590-1620-е годы. Искусство и культура этого времени очень разнообразны. Некоторые считают (например, британские учёные), что «Возрождение как целостный исторический период закончилось с падением Рима в 1527 г.». Искусство позднего Возрождения представляет собой весьма сложную картину борьбы различных течений. Многие художники не стремились изучать природу и её законы, а лишь внешне старались усвоить «манеру» великих мастеров: Леонардо, Рафаэля и Микельанджело. По этому поводу престарелый Микеланджело сказал однажды, глядя, как художники копируют его «Страшный суд» : «Многих это моё искусство сделает дураками».
В Южной Европе восторжествовала Контрреформация, которая не приветствовала любое свободомыслие, включая воспевание человеческого тела и воскрешение идеалов античности.
Известными художниками этого периода были Джорджоне (1477/1478-1510), Паоло Веронезе (1528-1588), Караваджо (1571-1610) и др. Караваджо
считается основателем стиля барокко.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Урок МХК в 10 классе Подготовила учитель русского языка и литературы Желтова О. А. Эпоха Возрождения (Ренессанса)
…Настали сроки: струны вновь запели, И краски вновь зардели с полотна. Из дряхлой Византии в жизнь – весна Вошла, напомнив о любви, о теле; В своих созданьях Винчи, Рафаэли Блеск бытия исчерпали до дна. Стремились все – открыть, изобрести, Найти, создать…Царила в эти годы Надежда – вскрыть все таинства природы. И. Бунин Эпиграф
Истоки Возрождения Термин «Возрождение» (по-французски «ренессанс», по-итальянски « ринашименто »), подчеркивающий возвращение культурных идеалов античности, появился в XVI веке для определения новой культурной эпохи, сменившей Средневековье
Признаки культурного смысла Возрождения расцвет культуры; переворот в культуре; переходный культурный этап; восстановление античности
Изменения в мировоззрении Возрождение В центре интересов человек Проповедь активности Варьета (разнообразие) Авторство Линейное восприятие времени Гуманизм Средневековье В центре интересов бог Проповедь пассивности Каноничность Анонимность Цикличность восприятия Аскетизм
Что же такое гуманизм? Гуманизм – это направление в философии, науке и искусстве, в котором внимание концентрируется на качествах человека. Человек в гуманизме рассматривается как «мера всех вещей», и критерием оценки чего бы то ни было в гуманизме считается благополучие человека
Эпоха Возрождения (хронология) Конец 13 - первая половина 14 века – проторенессанс («треченто») Вторая половина 14-15 века – раннее Возрождение («кватроченто») Конец 15-первые три десятилетия 16 веков – высокое Возрождение («чинквеченто») Вторая половина 16 века – позднее Возрождение.
Проторенессанс « протос »- «первый » (конец XIII-XIV вв.) Проторенессанс подготовил наступление Ренессанса Черты нового особенно ярко проявились в творчестве Джотто ди Бондоне (1266/76 - 1337 гг.). Лучшее творение Джотто - фрески в капелле дель Арена в Падуе, посвященные жизни Христа, Марии и ее родителей Иоакима и Анны. Джотто впервые совершенно иначе истолковывает события Священного писания
Джотто «Поцелуй Иуды»
Раннее Возрождение (XV в., кватроченто) Кватроченто - это радостный, мощный взлет итальянского искусства. Обилие талантов, высокий уровень художественных произведений поражают. Искусство играло огромную роль в жизни этой эпохи. В ее начале стоят три величайших художника Флоренции: архитектор Филиппо Брунелески (1377 -1446) скульптор Донателло (1386 - 1466) живописец Мазаччо (1401 - 1428)
Брунеллески - (1377 -1446) Собор Санта-Мария дель Фьере
Браманте. Церковь Санта-Мария делла Грация
Замок Шенонсо во Франции
Интерьер замка Шенонсо
Замок Шамбор во Франции
Донателло - (1386 - 1466). Статуя Давида работы Донателло явилась первым изображением обнаженного человеческого тела в статуарной скульптуре Возрождения
Донателло
Мазаччо - (1401 -1428). Изгнание из рая
(настоящее имя Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи)
Sandro_Botticelli
Портрет Симоны Веспуччи
«Поклонение волхвов»
Портрет молодого человека с печатью Козимо Медичи
«Рождение Венеры»
«Оплакивание Христа»
Портрет Джулиано Медичи
Венера и Марс
Презентацияподготовлена
учителем ИЗО и
МХК
Путиловой
Еленой
Леонидовной
моу сош № 25
Г.Нижний Тагил
Задания по теме «Художественная культура ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ»
Найдите здание, которое не является творением Брунеллески. Определите архитектурный стиль сооружений.
1Найдите здание, которое не является
творением Брунеллески. Определите
архитектурный стиль сооружений.
4
1
3
5
2
Ответ:
Франческо БартоломеоРастрелли
Зимний дворец
Санкт-Петербург
Стиль:
«растреллиевское
барокко»
Сравните рельеф Донателло и фреску Мазаччо. Какими изобразительными приемами добивались мастера иллюзии пространства?
2Сравните рельеф Донателло и фреску
Мазаччо.
Какими изобразительными приемами
добивались мастера иллюзии
пространства?
Донателло
Мазаччо
Донателло «Голову Предтечи приносят Ироду»
Сцена размещена позаконам линейной
перспективы,
действие начинается в
глубине.
Передние фигуры
объемнее дальних.
Этот вид рельефа,
максимально
приближенного к
живописи называют
«сплющенным».
Мазаччо «Крещение неофитов»
Мазаччо выстраиваетизображение от
зрителя, уводит его
внутрь фрески, в
живописное трехмерное
пространство.
Делает это при помощи
соединения линий в
одной точке.
Такая перспектива
называется
«итальянской».
Найдите Мадонну Леонардо да Винчи. В чем ее отличие от Мадонн Проторенессанса и Раннего Возрождения?
3Найдите Мадонну Леонардо да Винчи.
В чем ее отличие от Мадонн Проторенессанса и
Раннего Возрождения?
2
1
3
Ответ:
Леонардо да Винчи«Мадонна с младенцем»
(«Мадонна Литта»)
1. Укрупнение фигуры
2.Детализированный фон
сменил лаконичный
мотив.
3.Художник преодолел
статичность, но не
перешел грани, за которой
начинается бытовая сцена.
4.Утвердил красоту тени,
противопоставив ее свету.
5. Изображение окутано
дымкой, знаменитое
леонардовское
«сфумато».
Сравните фрески раннего и Высокого Возрождения. Каковы особенности изобразительного искусства этих периодов?
Сравните фрески раннего и Высокого4 Возрождения. Каковы особенности
изобразительного искусства этих периодов?
Беноццо Гоццоли
«Шествие волхвов»
Микеланджело
Буонарроти
«Сотворение Адама»Беноццо Гоццоли
«Шествие волхвов»
Художникам необходимо
было владеть законами
перспективы, теорией
пропорций;
знать строение
человеческого тела, уметь
передавать объем на
плоскости.
Одним из главных
завоеваний художников
раннего Возрождения стало
открытие личности во всем
ее многообразии бытия.
Раннее Возрождение
(Кватроченто)– это
анализ, поиски, находки,
наивное мироощущение.
Ответ:
МикеланджелоБуонарроти
«Сотворение
Адама»
Высокое Возрождение
(Чинквеченто) – синтез,
итог, умудренная зрелость,
сосредоточенность на общем и
главном, сменившая
разбрасывающуюся
любознательность Раннего
Ренессанса.
В золотой век Возрождения
творили художники,
обладающие
энциклопедическими
знаниями в областях науки,
философии и искусства. Они
знали законы трехмерного
пространства, постигли
тайны рисунка, колорита,
овладели приемами
передачи воздушной среды,
света и тени.
В их произведениях
появилась свобода,
гармония и естественность
движений.
Художники отказались от
частностей, перешли к
постижению универсальных
законов бытия.
Идентифицируйте женские аллегорические фигуры в тондо и определите их символическую связь с тематикой фресок на стенах и сюжетами угловы
5Идентифицируйте женские аллегорические фигуры в тондо и
определите их символическую связь с тематикой фресок на
стенах и сюжетами угловых композиций на потолке станцы
делла Сеньятура. Какова логика размещения угловых
композиций?
Ответ:
В 1508 году по поручению папыЮлия II Рафаэль расписывает станцы
(парадные залы) Ватиканского
дворца. Станца делла Сеньятура
была первой из станц, расписанных
Рафаэлем (1508-1511 гг.). Её фрески
- это аллегорические изображения
человеческой деятельности:
«Афинская школа» - философия,
«Диспут» - богословие,
«Мудрость, умеренность и сила» -
правосудие, «Парнас» - поэзия. В
своих четырех великих композициях
Рафаэль показал четыре основания,
на которых, по его убеждению,
должно покоиться человеческое
общество: разум (философия,
наука), доброта и любовь (религия),
красота (искусство), справедливость
(правосудие).
«Афинская школа»
«Парнас»
Ответ:
Росписи служилипрославлению папы
римского,
олицетворяющего истину.
Познать истину можно
через духовную
деятельность человека.
По углам на потолке
размещены аллегорические
фигуры Поэзии, Правосудия,
Философии, Богословия.
«Правосудие»
«Поэзия»
Дайте названия угловым композициям.
12
Ответ:
1. «Грехопадение»2. «Наказание Марсия»БОГОСЛОВИЕ
«Наказание Марии»»
ПОЭЗИЯ
«Грехопадение»
ПРАВОСУДИЕ
«Суд Соломона»
«Урания»
ФИЛОСОФИЯЛеонардо в образе
Платона и
Аристотель
Пифагор
Диоген
Микеланджело в
образе Гераклита
Автопортрет
Эпикур
Александр
Македонский
Сократ
Эвклид
Выберите среди гробниц произведение Микеланджело. Каково его смысловое и стилистическое отличие от прочих надгробий?
6Выберите среди гробниц произведение
Микеланджело. Каково его смысловое и
стилистическое отличие от прочих надгробий?
1
2
3
Ответ:
1Гробница – саркофаг, на крышке
которого возлежат
аллегорические фигуры.
Микеланджело объединил
пристенные надгробия с
архитектурой капеллы, создал
единый ансамбль, обладающий
необычайной силой
эмоционального воздействия.
Общая идея – трагическое
бессилие человека перед силой
всесокрушающего времени, идея
бессмертия.
Микеланджело соорудил
анонимные гробницы,
отказавшись от пояснительных
надписей.
« Напрасны эпитафии для славы –
К ней нечего прибавить иль
убавить:
Со смертью всем деяниям конец.»
Микеланджело Буонарроти.
Гробница папы Юлия 2.
1513-1516 г. Рим
К какому периоду творчества относятся картины Тициана? В чем проявляется специфика живописи данного периода?
7К какому периоду творчества относятся
картины Тициана? В чем проявляется
специфика живописи данного периода?
1
2
3
Ответ:
Картина «Любовь земнаяи любовь небесная»
относится к ранней
живописи Тициана.
1512-1513г.
Созерцательность,
сдержанная холодная
палитра, атмосфера
отрешенности и покоя.
В ранний период Тициан
усвоил живописную
манеру Джорджоне.
1
Ответ:
Колористический талантхудожника в полной
мере проявился в
произведениях на
мифологические темы.
Период расцвета
творческого таланта
Тициана. Совершенное
полотно с точки зрения
живописной техники
«Венера Урбинская»
1538г.
2
Ответ:
К концу 1550-х годов –проявился так
называемый «поздний
стиль» Тициана.
Работал более
жидкими красками, а
плотные слои наносил
резкими энергичными
мазками.
«Автопортрет»
1567-1568
3
Подберите к мессе Джованни да Палестрина и мадригалу Карло Джезуальдо подходящий по стилю живописный сюжет.
8Задумчиво один брожу я по полям пустынным,
Медленно и грустно
Дорогу озираю, чтоб сразу убежать,
Едва замечу на песке следы людские.
Другой защиты я не нахожу,
Чтоб скрыться от людского любопытства.
Хотя в глазах моих угасла радость жизни,
Всем видно издали, как жар во мне пылает.
1
2
Ответ:
Ведущее положение вкультуре Возрождения
занимала духовная
музыка (мессы, мотеты,
гимны и псалмы).
1
Месса создавалась для
хора «a cappella».
Характер звучания в ней
был уподоблен храму.
Примером может
служить «Месса папы
Марчелло» итальянского
композитора Джованни
да Палестрины (ок.15251594), написанная на
латинский текст.
Ответ:
2Светская музыка
Возрождения представлена
мадригалами, песнями,
канцонами.
Музыка стала звучать на
родном языке. Мадригалы
(madrigale – «песнь на
родном языке»,
многоголосные хоровые
сочинения, написанные на
текст лирического
стихотворения любовного
содержания. Основное
настроение мадригала –
печаль, тоска и грусть,
исполнялись не
профессиональными
певцами, а ансамблем
любителей.
Проанализируйте сходство и различия Северного и итальянского Возрождения на примере алтарных образов.
9Проанализируйте сходство и различия Северного
и итальянского Возрождения на примере
алтарных образов.
Рафаэль Санти
«Мадонна в зелени»
1506 г.
Маттиас Грюневальд
«Мадонна с младенцем»
1515г.
Ответ:
Сходство Северного иитальянского Возрождения в
реалистическом
изображении человека и
окружающего мира.
В итальянском Возрождении
главное – красота
совершенных пропорций
человеческого тела.
Художников привлекало все
идеально-обобщенное, а
владение законами
перспективы- признак
познания природы.
Рафаэль Санти
Мадонна в зелени
1506 г.
Ответ:
Сходство Северного иитальянского Возрождения в
реалистическом изображении
человека и окружающего мира.
Реализм выражался в формах
зрелой готики с ее
экзальтированностью и
экспрессивностью(деформация
фигур, беспокойное движение
драпировок), художников
Северного Возрождения мало
занимала перспектива, зато
они применяли технику
масляной живописи, которая
создавала светоносную среду.
Маттиас Грюневальд
«Мадонна с младенцем»
1515г.
Как черты средневекового символизма и ренессансного реализма соединены в гравюрах Альбрехта Дюрера из серии «Апокалипсис»?
10Как черты средневекового символизма и
ренессансного реализма соединены в гравюрах
Альбрехта Дюрера из серии «Апокалипсис»?
Ответ:
Художник сумел тонко иорганично совместить
готическую вычурность
и фантасмагорию с
классической простотой
и ясностью.
Дюрер верил в
пророчество
«Апокалипсиса» и
добивался, чтобы
гравюры были
убедительными.
Ответ:
Черты средневековогосимволизма:
- четкий линейный
контур;
- струящиеся
драпировки;
- динамизм;
- аллегоричность.
Ответ:
Ренессансный реализм:- стремление к правде
очевидно в
повествовательном
характере
композиции;
- реалистическое
изображение
ландшафта и
персонажей;
- бытовые подробности.
Найдите гравюры, передающие специфику французского Ренессанса. Назовите его основные черты.
11Найдите гравюры, передающие
специфику французского Ренессанса.
Назовите его основные черты.
1
3
2
Ответ:
Французскому Ренессансуприсущ придворно –
аристократический,
чувственный характер.
Жизнь дам и кавалеров,
беззаботно проводивших свои
дни на лоне природы
уподоблялась праздничной
феерии.
Пристрастие в изображении к
«готической кривой» и
аллегоричности (удлиненные
фигуры, сложные ракурсы,
благородный мифологический
подтекст).
1
Франческо Приматиччо
«Водный праздник в Фонтенбло» 1539г.
Соединение в архитектуре и
изобразительном искусстве
литературных и
мифологических сюжетов с
культом природы – визитная
карточка художников школы
Фонтенбло.
Итоговое задание к разделу Художественная культура эпохи Возрождения Определите по сюжету, композиции, характеру образов, передаче прост
Итоговое задание к разделу Художественнаякультура эпохи Возрождения
Определите по сюжету, композиции, характеру образов, передаче
пространства место и время создания полотен. Как они отражают
специфику эпохи в каждом культурном ареале?
3
1
2
4
5
Ответ:
1Школа Фонтенбло
«Диана – охотница» 1550г.
Мифологический сюжет
соединен с культом природы –
школа Фонтенбло.
Обнаженное женское тело,
непропорционально
удлиненная фигура,
очерченная текучими
плавными линиями, сложный
ракурс, величавое
достоинство, аллегоричность –
все это характерно для
художников школы Фонтенбло.
Во Франции Ренессанс носил
светский характер.
Ответ:
2Альбрехт Дюрер
«Оплакивание» 1550г.
Мир символов и аллегорий
Дюрер превратил в мир фактов
и живой реальности.
Специфика Ренессанса в
Германии – интерес к человеку,
реализм изображения природы
неотделим от церковной
идеологии. Готическая
экспрессивность неотделима от
классического рационализма
(повествовательный характер
композиции, реалистическое
изображение ландшафта,
облика персонажей, множество
бытовых подробностей).
Ответ:
В СеверномВозрождении главное –
реалистическое
изображение человека и
окружающего его мира.
3
Питер Брейгель
«Нидерландские пословицы» 1559г.
Реализм выражался в
формах зрелой готики с
ее экзальтированностью
и экспрессивностью. Это
и деформация фигур,
беспокойное движение
драпировок, «корявое»
телосложение крестьян,
неудачная перспектива,
достоверная природа.
Ответ:
Открытие законовперспективы в Раннем
Возрождении связано с
именем Мазаччо.
4
Мазаччо
«Чудо со статиром»
1425-1427г.
Изображение городского
пространства в качестве
фона и места действия,
выстраивание изображения
«от зрителя», соединение
линий в одной точке, в
центре картины
(итальянская перспектива),
моделирование формы
цветом, частое
употребление образа
площади как мечты о
городе просторном и чистом
– символе идеального
города.
Ответ:
5Микеланджело Буонарроти
Пророк Иона. Фреска потолка.
1509-1512
Сикстинская капелла
Энциклопедические знания,
прекрасное владение
законами изображения
трехмерного пространства,
великолепный рисунок,
колорит, передача
воздушной среды, света,
тени, свобода, гармония,
естественность движений,
сложные ракурсы – все это
характеризует работы
художников Высокого
Возрождения.
Под красотой понимался идеал
античной классики, художники
стремились подправить
«погрешности» природы.
Найдите Мадонну Леонардо да Винчи. В чем ее отличие от Мадонн Проторенессанса и Раннего Возрождения?
Беноццо Гоццоли «Шествие волхвов» Художникам необходимо было владеть законами перспективы, теорией пропорций; знать строение человеческого тела, уметь передавать объем на плоскости. Одним из главных завоеваний художников раннего Возрождения стало открытие личности во всем ее многообразии бытия. Раннее Возрождение (Кватроченто)– это анализ, поиски, находки, наивное мироощущение.
Высокое Возрождение (Чинквеченто) – синтез, итог, умудренная зрелость, сосредоточенность на общем и главном, сменившая разбрасывающуюся любознательность Раннего Ренессанса. В золотой век Возрождения творили художники, обладающие энциклопедическими знаниями в областях науки, философии и искусства. Они знали законы трехмерного пространства, постигли тайны рисунка, колорита, овладели приемами передачи воздушной среды, света и тени. В их произведениях появилась свобода, гармония и естественность движений. Художники отказались от частностей, перешли к постижению универсальных законов бытия. Микеланджело Буонарроти «Сотворение Адама»
В 1508 году по поручению папы Юлия II Рафаэль расписывает станцы (парадные залы) Ватиканского дворца. Станца делла Сеньятура была первой из станц, расписанных Рафаэлем (гг.). Её фрески это аллегорические изображения человеческой деятельности: «Афинская школа» философия, «Диспут» богословие, «Мудрость, умеренность и сила» правосудие, «Парнас» поэзия. В своих четырех великих композициях Рафаэль показал четыре основания, на которых, по его убеждению, должно покоиться человеческое общество: разум (философия, наука), доброта и любовь (религия), красота (искусство), справедливость (правосудие).станцы «Афинская школа» «Парнас»
Выберите среди гробниц произведение Микеланджело. Каково его смысловое и стилистическое отличие от прочих надгробий?
Гробница – саркофаг, на крышке которого возлежат аллегорические фигуры. Микеланджело объединил пристенные надгробия с архитектурой капеллы, создал единый ансамбль, обладающий необычайной силой эмоционального воздействия. Общая идея – трагическое бессилие человека перед силой всесокрушающего времени, идея бессмертия. Микеланджело соорудил анонимные гробницы, отказавшись от пояснительных надписей. « Напрасны эпитафии для славы – К ней нечего прибавить иль убавить: Со смертью всем деяниям конец.» 1 Микеланджело Буонарроти. Гробница папы Юлия г. Рим
К какому периоду творчества относятся картины Тициана? В чем проявляется специфика живописи данного периода?
Картина «Любовь земная и любовь небесная» относится к ранней живописи Тициана г. Созерцательность, сдержанная холодная палитра, атмосфера отрешенности и покоя. В ранний период Тициан усвоил живописную манеру Джорджоне. 1
К концу 1550-х годов – проявился так называемый «поздний стиль» Тициана. Работал более жидкими красками, а плотные слои наносил резкими энергичными мазками. «Автопортрет»
Подберите к мессе Джованни да Палестрина и мадригалу Карло Джезуальдо подходящий по стилю живописный сюжет. Задумчиво один брожу я по полям пустынным, Медленно и грустно Дорогу озираю, чтоб сразу убежать, Едва замечу на песке следы людские. Другой защиты я не нахожу, Чтоб скрыться от людского любопытства. Хотя в глазах моих угасла радость жизни, Всем видно издали, как жар во мне пылает
Ведущее положение в культуре Возрождения занимала духовная музыка (мессы, мотеты, гимны и псалмы). Месса создавалась для хора «a cappella». Характер звучания в ней был уподоблен храму. Примером может служить «Месса папы Марчелло» итальянского композитора Джованни да Палестрины (ок), написанная на латинский текст. 1
Светская музыка Возрождения представлена мадригалами, песнями, канцонами. Музыка стала звучать на родном языке. Мадригалы (madrigale – «песнь на родном языке», многоголосные хоровые сочинения, написанные на текст лирического стихотворения любовного содержания. Основное настроение мадригала – печаль, тоска и грусть, исполнялись не профессиональными певцами, а ансамблем любителей. 2
Сходство Северного и итальянского Возрождения в реалистическом изображении человека и окружающего мира. В итальянском Возрождении главное – красота совершенных пропорций человеческого тела. Художников привлекало все идеально-обобщенное, а владение законами перспективы- признак познания природы. Рафаэль Санти Мадонна в зелени 1506 г.
Сходство Северного и итальянского Возрождения в реалистическом изображении человека и окружающего мира. Реализм выражался в формах зрелой готики с ее экзальтированностью и экспрессивностью(деформация фигур, беспокойное движение драпировок), художников Северного Возрождения мало занимала перспектива, зато они применяли технику масляной живописи, которая создавала светоносную среду. Маттиас Грюневальд «Мадонна с младенцем» 1515 г.
Французскому Ренессансу присущ придворно – аристократический, чувственный характер. Жизнь дам и кавалеров, беззаботно проводивших свои дни на лоне природы уподоблялась праздничной феерии. Пристрастие в изображении к «готической кривой» и аллегоричности (удлиненные фигуры, сложные ракурсы, благородный мифологический подтекст). Соединение в архитектуре и изобразительном искусстве литературных и мифологических сюжетов с культом природы – визитная карточка художников школы Фонтенбло. 1 Франческо Приматиччо «Водный праздник в Фонтенбло» 1539 г.
Итоговое задание к разделу Художественная культура эпохи Возрождения Определите по сюжету, композиции, характеру образов, передаче пространства место и время создания полотен. Как они отражают специфику эпохи в каждом культурном ареале?
Мифологический сюжет соединен с культом природы – школа Фонтенбло. Обнаженное женское тело, непропорционально удлиненная фигура, очерченная текучими плавными линиями, сложный ракурс, величавое достоинство, аллегоричность – все это характерно для художников школы Фонтенбло. Во Франции Ренессанс носил светский характер. 1 Школа Фонтенбло «Диана – охотница» 1550 г.
Мир символов и аллегорий Дюрер превратил в мир фактов и живой реальности. Специфика Ренессанса в Германии – интерес к человеку, реализм изображения природы неотделим от церковной идеологии. Готическая экспрессивность неотделима от классического рационализма (повествовательный характер композиции, реалистическое изображение ландшафта, облика персонажей, множество бытовых подробностей). 2 Альбрехт Дюрер «Оплакивание» 1550 г.
В Северном Возрождении главное – реалистическое изображение человека и окружающего его мира. Реализм выражался в формах зрелой готики с ее экзальтированностью и экспрессивностью. Это и деформация фигур, беспокойное движение драпировок, «корявое» телосложение крестьян, неудачная перспектива, достоверная природа. 3 Питер Брейгель «Нидерландские пословицы» 1559 г.
Открытие законов перспективы в Раннем Возрождении связано с именем Мазаччо. Изображение городского пространства в качестве фона и места действия, выстраивание изображения «от зрителя», соединение линий в одной точке, в центре картины (итальянская перспектива), моделирование формы цветом, частое употребление образа площади как мечты о городе просторном и чистом – символе идеального города. 4 Мазаччо «Чудо со статиром» г.
Энциклопедические знания, прекрасное владение законами изображения трехмерного пространства, великолепный рисунок, колорит, передача воздушной среды, света, тени, свобода, гармония, естественность движений, сложные ракурсы – все это характеризует работы художников Высокого Возрождения. Под красотой понимался идеал античной классики, художники стремились подправить «погрешности» природы. 5 Микеланджело Буонарроти Пророк Иона. Фреска потолка Сикстинская капелла