Смягчение л. Дефект смягчения
3.7.1. Нарушения звукопроизношения
Приходилось ли вам встречать детей, которые в разговоре смягчают согласные? Возникает такое чувство, будто им что-то мешает говорить. Они «сюсюкают», как полуторагодовалые малыши. Прислушайтесь, и вы обнаружите, что ваш ребенок параллельно с другими дефектами произносит смягченно те или иные согласные. Этот дефект может быть частичным или тотальным, т. е. охватывать все согласные за исключением ш , ж, ц, которые всегда только твердые, и те, что всегда только мягкие и твердой пары не имеют - ч , щ, й.
Можно ли такому ребенку помочь? Безусловно. И чем раньше, тем лучше. Поэтому особое внимание необходимо уделять коррекции звукопроизношения в возможно раннем возрасте. Если дефект смягчения своевременно не устранен, то он проявляется позже в письменной речи, что приводит к новым проблемам, снижению успеваемости в школе.
Мягкие согласные по артикуляции отличаются от парных твердых дополнительным подъемом спинки языка к твердому небу, некоторые (к, г. х) также заметным перемещением языка вперед. Чем вызван этот дефект? Прежде всего нарушениями мышечного тонуса, характер которых зависит прежде всего от локализации поражения мозга.
Спастичность артикуляционных мышц - постоянное повышение тонуса в мускулатуре языка, приводит к тому, что язык напряжен, оттянут назад, спинка его изогнута, приподнята вверх, кончик не выражен. Е.М.Мастюкова подчеркивает, что «напряженная спинка языка, приподнятая к твердому небу, способствует смягчению согласных звуков. Поэтому особенностью артикуляции при спастичности мышц языка является палатализация, что может способствовать фонематическому недоразвитию».
Работая над дефектом смягчения, необходимо учитывать различные случаи употребления мягких согласных в речи. Ф.Ф.Pay, H.Ф.Слезина (1981) указывают, что произнесение мягкого согласного в русском языке может определяться комбинаторными условиями, т. е. соседством с другими звуками. Так, например, гласный [и] смягчает предыдущий согласный: ма, мо, му, мы, но ми. Исключение составляют согласные ш, ж, ц. После них может стоять буква - и, но при этом она читается как - ы: шина, машина, мыши, лыжи, цирк, цир куль и т. д.
План
1. Дефекты твердости и смягчения согласных звуков.
2. Методы исправления дефектов смягчения и твердости со
гласных звуков.
Методические указания и дополнительный материал
При ответе на первый пункт плана обратите внимание на то, что в произношении согласных звуков, имеющих твердую и мягкую пару, наблюдаются дефекты твердости и смягчения согласных звуков.
Большинство согласных звуков русского языка имеет парные мягкие звуки ([п] - [п"], [р] - [р"] и т.д.). Исключением являются звуки [ш], [ж], [ц], не имеющие мягких пар, и звуки [ч], [щ], [j], не имеющие твердых пар.
Переход твердого согласного звука в мягкий зависит от напряжения и подъема средней части языка к нёбу.
Факторами, предрасполагающими к возникновению дефектов твердости и смягчения согласных звуков, могут быть:
Неправильная форма твердого нёба, когда оно оказыва
ется слишком узким и высоким;
Слабость мышц языка;
Несформированность фонематических процессов;
Снижение физического слуха.
Возможны три варианта дефектов твердости и смягчения согласных звуков:
а) замены мягких согласных звуков в речи их парными твер
дыми звуками (масо
- «мясо», пат
- «пять» и т.д.);
б) смягчение твердых согласных, замена их парными мяг
кими («дом» - дем,
«заяц» - зяяць,
«тарелка» - тярелка
и т.д.);
в) смешение твердых и мягких звуков в речи, т.е. наряду с
правильным произношением твердых и мягких согласных на
блюдаются отклонения как в ту, так и в другую сторону.
Если первые два варианта по своей структуре относятся к фо-нетико-фонематическим дефектам, то третий вариант являет-
ся фонематическим, так как изолированно и твердые, и мягкие парные звуки артикулируются правильно.
Подготовительные упражнения для постановки мягких звуков -выгибание средней части спинки языка и ее опускание.
Отвечая на второй вопрос, перечислите и охарактеризуйте все существующие приемы исправления дефектов смягчения и твердости согласных звуков.
Прием, основанный на подражании, предполагает слуховое восприятие мягких звуков и зрительное восприятие артикуляции этих фонем при сопоставлении их с парными твердыми фонемами {па - пя, ма - мя, фа - фя, ana - апя, ама - амя, афа - афя и т.д.). Следует пояснить ребенку, что при произнесении твердых губных звуков язык имеет плоскую форму, тогда как при произнесении мягких звуков кончик языка упирается в нижние резцы, а спинка выгибается к твердому нёбу. Приоткрыв рот, надо показать ребенку перед зеркалом различие в положении языка и побудить его воспроизвести увиденное.
Далее следует повторение за логопедом слогов с губными и язычно-зубными парными мягкими согласными: па - пя, ana - апя, an - апь, та - тя, ата - атя, am - атъ, ма - мя, ама - амя и др. В случае успешного воспроизведения ребенком мягких согласных звуков целесообразно сразу использовать слова с мягкими согласными.
Если прямое подражание окажется неэффективным, можно попробовать обходной путь. Ребенку предлагают:
Длительно произнести гласный [и], а затем слог пи;
При наличии смягчения несколько раз повторить тот
же слог шепотом, постепенно укорачивая [и], в резуль
тате чего может получиться отчетливое [п"], с некото
рым придыханием;
Перейти к звукосочетанию апи,
которое следует про
износить вначале громко, затем шепотом и, наконец,
так, чтобы первый гласный проговаривался громко, а
второй шепотом и кратко. Так можно получить соче
тание апъ;
Закрепив полученный мягкий звук [п] - [п"],
можно
переходить к открытому слогу пя, сначала отделяя со
гласную фонему от гласной ([п"] - [а]), а потом сли
вая их;
Затем вводить слоги и слова с другими гласными.
В качестве исходных используются согласные [т], [д], [н], так как эти звуки просты по своим укладам, и, следовательно, их произношение ребенком наиболее верно. Кроме того, они произносятся при полуоткрытых зубах и губах, что позволяет наиболее наглядно показать изменения в положении средней части языка при переходе звука [т] к [т"], [д] к [д"], [н] к [н"].
та (тя, тя, тя).
Аналогичным путем из слога am получают слог ать.
Усвоив на примере язычно-зубных смычных звуков принцип образования мягких согласных от парных твердых путем подъема спинки языка к нёбу, ребенок легче овладевает произношением других мягких звуков, которое целесообразно ставить в следующем порядке: [ф"], [в"], [п"], [б"], [м"], [с"], [з"], , [л"].
(Pay ФА., Pay Ф.Ф.
Дополнительные вопросы
ните, как и почему.
нения.
дования?
чения согласных звуков.
В качестве исходных используются согласные [т], [д], [н], так как эти звуки просты по своим укладам, и, следовательно, их произношение ребенком наиболее верно. Кроме того, они произносятся при полуоткрытых зубах и губах, что позволяет наиболее наглядно показать изменения в положении средней части языка при переходе звука [т] к [т"], [д] к [д"] ; [н] к [н"].
Предложив ребенку несколько раз произнести звук [т] или слог та и удерживая при этом кончик языка шпателем за нижними резцами (прижимая передний край языка), можно автоматически получить звук [т"] в изолированном виде ([т"], [т"], [т"]) или в открытом слоге (тя, тя, тя). Такой эффект достигается тем, что механическое удерживание языка внизу приводит к образованию смычки с помощью его спинки, что, в свою очередь, неизбежно вызывает подъем спинки языка к нёбу.
Аналогичным путем из слога am получают слог ать. Такой способ постановки [т"] представляет собой не что иное, как выполнение первого этапа механической постановки [т"] от [т].
После того как в результате упражнений с помощью шпателя, а затем и собственного пальца ребенка артикуляция будет закреплена, следует отказаться от механических средств и продолжать упражнения на основе самостоятельного воспроизведения звука [т"] в слогах и словах.
Тот же механический способ применяется при постановке звуков [д"] от [д], [н"] от [н].
Усвоив на примере язычно-зубных смычных звуков принцип образования мягких согласных от парных твердых путем подъема спинки языка к нёбу, ребенок легче овладевает произношением других мягких звуков, которое целесообразно ставить в следующем порядке: [ф"], [в"], [п"], [б"], [м"], [с"], [з"],
Что касается звуков [к"], [г"], [х"], то специальной работы над ними обычно не требуется, так как в русском языке они, как правило, встречаются лишь перед гласными [и], [э] («кирпич»,
Такая последовательность постановки смягчения была рекомендована Ф.А. Pay (Pay ФА., Pay Ф.Ф. Методика обучения глухонемых произношению. - М., 1958).
«гиря», «хитрый», «на руке», «на ноге», «о петухе» и т.п.) и усваиваются в этой позиции (особенно перед звуком [и]) без труда.
После автоматизации мягких звуков на материале слов, слогов и фраз необходимо перейти к их дифференциации с соответствующими твердыми звуками.
Дефекты твердости согласных звуков, проявляющиеся в заменах твердых согласных парными мягкими звуками, устраняются после постановки и автоматизации твердых звуков (по известным методикам), а затем - их дифференциации с мягкими вариантами (изолированно, в слогах, словах, фразах).
Дополнительные вопросы
1. Объясните, чем отличаются характеристики твердых зву
ков от характеристики их мягких пар.
2. Расскажите, какие дефекты твердости и смягчения со
гласных звуков вы знаете; приведите примеры.
3. Будут ли отражаться недостатки твердости и смягчения
согласных звуков на состоянии письменной речи ребенка в пе
риод обучения в школе? Если вы считаете, что будут, то объяс
ните, как и почему.
4. Нужно ли при недостатках твердости и смягчения соглас
ных звуков обследовать строение и функции артикуляционно
го аппарата? Если нужно, то назовите соответствующие упраж
нения.
5. Необходимо ли при недостатках твердости и смягчения
согласных звуков обследовать состояние физического и фоне
матического слуха? Какие упражнения вы подберете для обсле
дования?
6. Вспомните причины недостатков твердости и смягчения
согласных звуков и исходя из этого сформулируйте основные
направления их коррекции. Осветите особенности подготови
тельного этапа при коррекции недостатков твердости и смяг
чения согласных звуков.
7. Какие приемы коррекции недостатков твердости и мяг
кости согласных построены на подражании (с опорой на зри
тельный, слуховой, кинестетический анализаторы)?
8. Назовите приемы коррекции недостатков твердости и
мягкости согласных, построенные на использовании механи
ческой помощи? В чем они заключаются?
Карточка 11.1.
Не имеют мягкой пары звуки:
Карточка 11.2.
Не имеют твердой пары звуки:
Карточка 11.3.
Факторами, предрасполагающими к возникновению дефектов твердости и смягчения согласных звуков, являются:
Карточка 11.4.
Отличие в артикуляции твердого и мягкого парных звуков определяется.
Встречаются только в группе согласных звуков имеющих твердую и мягкую пару
3 Основных вида
1. полное отсутствие в речи твердого согласного, замена твердого звука на мягкий. (стол – с`т`ол; дорога – д`ор`ог`а)
2. полное отсутствие в речи мягкого согласного и их замена на твердый (Фима – фыма)
3. недифференцированное употребление в речи твердых и мягких согласных. В речи ребенка наряду с правильной артикуляцией звуков существуют отклонения в сторону смягчения и наоборот. (весело – вес`ело; дом – дом`) ПРИЧИНЫ нарушение биологического слуха, расстройство фонематического слуха.
Дефект звонкости, глухости согласных (дефект озвончения, оглушения)
Данный вид дефектов затрагивает группу согласных звуков имеющих звонкую и глухую пару.
1.полное отсутствие звонких согласных и их замена на глухие (вода – фота). Этот вид дефекта следует отличать от нарушения голоса, при котором все звуки произносятся без голоса шёпотом
2.полное отсутствие в речи глухих согласных и их замена на звонкие (каска – газга) встречается реже, чем в пункте 1.
3.недифференцированное употребление в речи звонких и глухих согласных. При этом на ряду с правильной артикуляцией звуков встречаются отклонения в сторону и оглушения или озвончения (голова – голофа). ПРИЧИНЫ нарушение с биологическим слухом (тугоухость), нарушение фонематического слуха.
Дефекты произношения
Передне - язычных [Т], [Д], [Н] -> [Т`], [Д`], [Н`]
Встречается крайне редко и наблюдается в комплексе с дефектами других групп звуков. Искажаются по типу бокового и межзубного произнесения.
Звука [ j ]
Встречается крайне редко. Звук может отсутствовать (ёлка- олка), заменяться на [Л`], искажаться по типу бокового произнесения.
Заднее – язычных [К], [Г], [Х],[К`], [Г`], [Х`]
Встречаются крайне редко, очень редко эти звуки могут отсутствовать в речи. Искажаются звуки по типу бокового произнесения. Замены проявляются
[К]->[Т] [Г]->[Д] [Х]->[К]
[К`]->[Т`] [Г`]->[Д`] [Х`]->[К`]
КОРРЕКЦИЯ ДЕФЕКТОВ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.
I этап подготовительный (для всех звуков)
На подготовительном этапе решаются задачи развития функции рече слухового и речедвигательного анализаторов.
Продолжительность определяется логопедом и зависит
от возраста (мл >)
от уровня и интеллекта развития (ниже >)
от механизма (при мех дислалии >)
является ли самостоятельным нарушением или симптом более сложной патологии.
Выделяются следующие направления работы
НАПРАВЛЕНИЕ
1. формирование умений и навыков и опознанию по дифференциации фонем в речевом потоке (начинается работа речеслухового анализатора)
произносим необходимый звук, но не называем его
соотносим это звук с неречевым звуком (Ш – песенка змеи)
вырабатываем ассоциацию слышать звук и выделять на фоне других звуков, слогов, слов (есть звук хлопок)
сформированный образ звука учим отличать от других акустически близких
На одном занятии отрабатывается пара звуков (от 2х до 5 занятий)
2. формирование артикуляторных умений и навыков (рече-двигательный)
Работа проводится в виде артикуляторной гимнастики. Предлагаются определенные упражнения, направленные на развитие подвижности артикуляторных органов
нижняя челюсть
мягкое небо
Упражнения (проводятся четко, по требованию, под счет)
в начале делаются перед большим зеркалом, чтобы ребенок мог видеть свои движения и движения логопеда и по необходимости исправить
проводятся с индивидуальным зеркалом (ребенок должен видеть все свое лицо)
Цель гимнастики состоит в том, чтобы сложный для ребенка артикуляторный уклад нарушенного звука разложить на более легкие, простые элементы выполняемые на данном этапе. Затем объединить их и получить требуемый артикуляторный уклад.
При полиморфном нарушении применяются комплексные артикуляционные упражнения
При мономорфном нарушении применяются целенаправленные, только те, которые необходимо при постановке данного звука. Учитывается
нормальная артикуляция
характер дефекта
В процессе артикуляционной гимнастики отрабатываются все основные компоненты артикуляции звука. Каждый элемент в отдельности, тормозятся неправильные движения, которые дифференцируются с нужными правильными.
Исправление смягченных "ш" и "ж" не представляет особой сложности. Дм устранения этого недостатки надо больше загибать вверх кончик языка. Чтобы быстрее найти нужное положение языка, полезно кончиком его доставать до различных точек неба, расположенных по средней продольной линии небного свода. Иногда студенту удается найти верное положение языка, если он начинает представлять себе, что при произнесении "ш" и "ж" кончик языка как бы "приближается" к затылку. Усвоить правильное образование этого звука нетрудно, тем более, что слуховым аппаратом этот дефект легко обнаруживается. Гораздо сложнее добиться верного произнесения шипящих в повседневной речи.
Перепроизнесение слов с неверно звучащими шипящими является единственным способом преодоления этого дикционного недочета в живой речи. · "Углубленные" "ш" и "ж" · Перевести "углубленные" "ш" и "ж" со дна ротовой полости вверх, к твердому нёбу и закрепить произнесение этих звуков над кончиком языка помогут следующие упражнения: · Упражнение 16. - "СКВОЗНЯЧОК"· Кончик истонченного лопатообразного языка надо загнуть вверх так, чтобы он находился перед альвеолами передних верхних зубов. Края языка прижаты к верхним боковым зубам. ·
Сконцентрировав внимание на загнутом вверх кончике языка, очень осторожно сделаем выдох, стараясь пропустить выдыхаемую струю над кончиком языка, дыхание лишь слегка задевает самую кромочку языка, напоминая еле заметный сквозняк.
Упражнение 17. · При углубленных шипящих нередко бывает, что "смягченные" "ш" и "ж" образуются у студента над кончиком языка и звучат правильно. В таких случаях студенту следует попытаться исправить свой недостаток, отталкиваясь от произнесения смягченных шипящих. · При смягченных шипящих "чашечка", образованная языком, бывает мельче, чем при твердых шипящих. "Запомнив" мышечным чувством, какое положение занимал язык при мягких шипящих, постепенно углубляем "чашечку" языка, перемещая вверх к твердому нёбу кончик языка. Создавая различные по величине углубления, осторожно продуваем воздушную струю, следя за тем, чтобы возникающий звук "ш" оставался, как и при мягком "ш", над кончиком языка. · ·
При помощи слухового контроля среди разнообразных вариантов звука отыскиваем верно звучащий согласный.
Если в это время слуховой аппарат студента не различает возникающих оттенков произносимого звука, то надо обратиться за помощью к человеку развитым речевым слухом. · Упражнение 18. - "СЛУШАТЬ МОЮ КОМАНДУ!" · Иногда найти точную артикуляционную установку помогает использование взаимосвязи, которая существует между работой произносительного аппарата и движениями кистей рук. Собранная в горсть кисть руки начинает медленно подниматься вверх. Одновременно произносим звук "ш".· ·
Загнутые в горсть пальцы постепенно распрямляются, и горсть становится все более мелкой. Пусть рука "требует", чтобы язык выполнял вместе с ней одни и те же движения: она заставляет язык слегка приподниматься вверх и уменьшать чрезмерную впадину.
Упражнение 19. - "ВСЕ НАВЕРХ!" · Исправляя "углубленное", "провисающее" "ш", надо воспользоваться также взаимосвязью, которая существует между кончиком языка и губами. · Веточки подъязычного нерва вплетаются в губные мышцы, обслуживаемые лицевым нервом, поэтому активизация губных мышц оказывает соответствующее воздействие на язык. · Произнося звук "ш", приподнимаем верхнюю губу, заставляем ее "дотянуться" до кончика носа или до переносицы. · ·
Язык чаще всего подключается к губам. Тело его устремляется вверх, делается несколько тоньше и одновременно шире, глубина "чашечки" уменьшается.
Произносимое "ш" тоже стремится "оторваться" от языка и перемещается вверх. Качество согласного улучшается. · ·
"Расширенные" "ш" и "ж"
Исправляя чрезмерно расширенное "ш", можно выискивать звук "ш" различной "ширины", произвольно видоизменяя форму и положение языка. Необходимо добиться, чтобы края кончика языка примкнули к альвеолам верхних передних зубов. Горизонтальная щель между кончиком языка и твердым нёбом должна остаться только в центре. Пристальное внимание должно быть также обращено на ширину выдыхаемой воздушной струи. Нам необходимо сузить обычно чрезмерно широкий воздушный поток, в связи с этим выдох поначалу должен делаться очень осторожно.
·Освободить согласный "ш" от излишнего расширения помогает произнесение его в сочетании с гласным "у" (вначале шепотом, а затем подключается голос).
"Губно-зубные" "ш" и "ж"· Если шипящие у студента носят губно-зубной характер, то вначале необходимо усиленно заниматься гимнастикой губ для того; чтобы мы смогли затормозить неправильную работу нижней губы. Затем осваивается правильная артикуляционная установка шипящих звуков. · При исправлении этого недостатка необходимо внимательно следить за направленностью выдыхаемой воздушной струи. · ·
Нам надо перевести ее на приподнятый к небу кончик языка, в то время как раньше она устремлялась в щель между верхними и нижними резцами.
При исправлении дефектных "ш" и "ж" во всех случаях необходимо добиваться абсолютной свободы нижней челюсти. · Между верхними и нижними резцами обязательно должно быть щелевое пространство 1-1,5 мм. Если челюсти будут сомкнуты, то возникнут различные нежелательные призвуки, так как звучащая струя вынуждена будет преодолевать дополнительное препятствие – зубы. Для воспитания нижней челюсти следует воспользоваться артикуляционной гимнастикой. · ·
Кроме того, при дефектном "ш" часто бывает чрезмерно активна нижняя губа. Она излишне оттягивается вниз и как бы подчиняет своей воле.движения языка - мешает ему приподниматься вверх. В то же время верхняя губа остается пассивной. Тормозящее влияние нижней губы на язык необходимо устранить. Это отклонение в работе губных мышц должно быть преодолено путем артикуляционных упражнений. Преобладающая инициатива и активность в результате тренажа перейдет к верхней губе.
Шипящие встречаются в речи значительно реже, чем звуки "с" и "з". Но звуки эти - длительные, время их звучания в речевом потоке значительно превышает временные отрезки многих.других согласных. Поэтому неточность произнесения шипящих "режет" слух, раздражает слушателей, уродует звучание слова, мешает воспринимать смысл произносимого на сцене текста. · Учащиеся, готовящие себя к сценической деятельности, этот дефект своей речи должны обязательно устранить. · ·
РАБОТА НАД ПРОИЗНЕСЕНИЕМ ИЗОЛИРОВАННОГО ЗВУКА "Ц"
·Звук "ц" возникает в результате слияния "т" и "с". Дефектным этот звук бывает в том случае, если у учащегося имеется нарушение в произнесении звука "с". Исправив произнесение звука "с", мы нормализуем и звучание согласного "ц".
·РАБОТА НАД ПРОИЗНЕСЕНИЕМ ИЗОЛИРОВАННОГО ЗВУКА "Ч"
·Звук "ч" образуется за счет того, что на одном выдохе почти одновременно произносятся взрывное мягкое "т" ("ть") и мягкий звук "ш" ("шь"О.: смягченное "т" мгновенно переходит, как бы "преврашатеся" в мягкое "ш".
При верном произнесении "ч" челюсть должна быть опущена на 1,5 км. Губы занимают такое же положение, как при "ш", однако они больше напряжены, чем при шипящих. В речи студентов встречаются следующие разновидности неверного произнесения "ч". Вариант I. "Частичное" произнесение согласного "ч", когда оно произносится: · А) как "ть" (первая составная часть этого согласного) с очень незначительным звучанием мягкого "ш",а иногда и вовсе без него; · б) или как мягкое "ш" (вторая его составная часть) без взрывного"ть".· Оба случая представляют упрощенное произнесение звука "ч".· Этот дикционный недостаток широко распространен в речи студентов. Он обусловлен неполноценностью работы органов артикуляции. · Вариант 2. Излишне твердое "ч".· В этом случае недостаточно приподнимается средняя часть спинки языка, выемка, образуемая языком, излишне велика. В результате "ч" оказывается более твердым, чем предполагает нормальное звучание рассматриваемого согласного. · Вариант 3."Расширенное" "ч".· Искажение звука вызывается тем, что небольшое углубление, созданное языком, и выдыхаемая струя чрезмерно расширены. · Вариант 4. "Пришепетывающее" "ч".· К согласному "ч" добавляются не свойственные ему призвуки, возникающие вследствие того, что звучащая струя при выходе из ротовой полости встречает дополнительное препятствие - сжатые челюсти. Увеличение щелевого зазора между передними верхними и нижними зубами позволит получить чистый согласный.· Исправление дефектного произнесения согласного "ч"· Вариант I. "Частичное" произнесение "ч".· Если "ч" произносится как "тъ", то данное нарушение согласного устраняется довольно быстро: студент начинает присоединять к своему неверному "ч" смягченное "ш", и произнесение дефектного звука нормализуется. · Однако случается, что при добавлении мягкого "ш" согласный "ч" улучшается, но все же остается излишне мягким. · Излишне смягченное "ч" может получаться потому, что после произнесения "ть", входящего в "ч", кончик языка не успевает осуществить движения, которые абсолютно необходимы.для "превращения" "ть" в ншь": слегка приподняться вверх (при мягком "т" он был опущен вниз); чуть-чуть оттянуться от альвеол к затылку (для того, чтобы смогло возникнуть углубление, характерное для мягкого "ш", чтобы загнулся передний край "шашечки").· Для более успешного управления языком воспользуйтесь взаимосвязью и взаимовлиянием, существующими между движениями языка и рук. · Упражнение 20. "НА МОРСКОМ БЕРЕГУ"· Знойный полдень. Море. · Воспроизведите шум набегающей волны посредством длительного произнесения звука "ч". Движение волны передайте при помощи кистей рук: делайте пальцами рук, расположенными на уровне лица, полукруглые, волнообразные движения руками по направлению к затылку. При произнесении звука "ч" пусть волны (пальцы и кисти рук) будут распоряжаться лодочкой (кончиком языка): приподнимут ее вверх и легко понесут к берегу (заставят двигаться приподнятый кончик языка к затылку). · Углубление, создаваемое языком, увеличится, и звук "шь", входящий в "ч", приобретет недостающую сочность и густоту. За счет этого получим верное "ч".· Упражнение 21. - "ДОБАВЬТЕ "X"· Излишняя смягченность звука "ч" может возникать, кроме того, из-за пассивности задней части спинки языка. В этом случае к звуку "ч" (несколько улучшившемуся после присоединения к нему смягченного "ш") следует во время его произнесения "добавлять звук "х". Подключая звук "х", мы активизируем заднюю часть спинки языка. Она слегка приподнимается кверху, углубление между нею и кончиком языка немного увеличивается, и согласный "ч" начинает звучать верно. · Упражнение 22. - "ДОБАВЬТЕ "ТЬ"· ·
Если в произносимом звуке "ч" прослушивается только его второй составной элемент - мягкое "ш" , то студенту следует плотнее прижать к альвеолам верхних зубов кончик языка, а спинку языка выгнуть вверх, к твердому небу. Именно такое положение языка характерно для мягкого "т". Произносимым мягким "ш" резко, мгновенно оторвите язык от неба и альвеол. Теперь уже перед мягким "ш" прозвучит мягкое "т", и, благодаря этому, вы получите правильное "ч".
Вариант 2. Излишнее твердое "ч".· В случает излишней твердости звука "ч" можно воспользоваться следующими упражнениями. · ·
Упражнение 23. - "ЛЕДЕНЕЦ"
Положите на середину языка кусочек конфетки. Произнесите согласный "ч", удерживая конфетку на середине языка поблизости от альвеол верхних передних зубов. Во время произнесения звука "ч" старайтесь прижать конфету к твердому небу. · Для тренажа можно использовать маленькие кусочки леденца, какие-нибудь мелкие предметы или даже комочки бумаги, которые вам ничего не стоит при помощи воображения превратить в конфету.· Прижимая конфету к нёбу, мы заставляем приподняться вверх переднюю и среднюю часть спинки языка. Благодаря этому излишняя углубленность выемки, созданной языком, устраняется. Конфета по своему размеру не должна превышать витаминную горошину, иначе мы не добьемся уменьшения создаваемого языком углубления. · Вначале упражнение выполняется с реальными предметами, а затем приступаем к освоению нужной артикуляционной установки с воображаемой конфетой. · Упражнение 24. - "ШАМПАНСКОЕ"· Вам дается задание: открыть бутылку шампанского. Произносите тянущееся "ч" и одновременно вообразите, что выемка, созданная языком, превратилась в пробку, а донышко выемки стало основанием пробки. · На донышко "языка-пробки" нажимает, воображаемое шипучее вино, под его напором донышко пробки понимается все выше и выше. · И вот вино вышибает пробку: средняя часть спинки языка подпрыгивает вверх, подбрасывает к твердому небу тянущееся "ч" и отскакивает вниз. Растянутое "ч" превращается в воздушное, искрящееся, летящее в твердое нёбо, легкое взрывное "ч". Углубление, созданное языком, становится нормальным. · Упражнение 25 - "СЕСТРИЦА АЛЕНУШКА И БРАТЕЦ ИВАНУШКА"· Подъему тела языка к небу могут способствовать губы. ·
Сестрица Аленушка - это ваша верхняя губа.
Братец Иванушка - это язык, передняя и средняя часть его спинки.
Поднимаясь вверх, стремясь дотянуться до кончика носа, переносицы, до лба, верхняя губа - сестрица Аленушка поможет приподняться вверх и своему Иванушке - телу языка. Подтягивание губы к выше расположенным точкам осуществляется во время длительного произнесения звука "ч".
Если верхняя губа не может подниматься произвольно вверх, то поначалу ее можно приподнимать чисто механически -пальцем или кончиком карандаша.
Упражнение 26. - "ДАВАЙ ПОМОГУ!" · Есть еще друзья у языка - это большие пальцы наших рук. Они всегда готовы оказать услугу своему приятелю. Воспользуйтесь их помощью; при произнесении "ч" положите большой палец в выемку под подбородком и нажимайте им на мышцы языка в вертикальном направлении. Тело языка при этом приподнимается и бока языка плотнее прижмутся к зубам. Нажим вызовет также уменьшение углубления между кончиком языка и задней частью спинки языка, т.е. мы добьемся как раз того, чего ищем - верной артикулярной установки. Постепенно язык сумеет находить нужное положение и без помощи пальцев. ·
Вариант 3. "Расширенное "ч"
Если дефектное "ч" возникает из-за несобранности тела языка и выдыхаемой струи, которая "разливается" вширь по языку, то иногда устранить эти недостатки помогают губы.
Упражнение 27. - "БАБУШКА И ВНУЧЕК"· Любимый бабушкин внучек так набедокурил, что бабушке пришлось поставить его в угол. Представьте себе, что этот шалун - вы, и вас-то и поставили в угол. Опустите голову - пусть подбородок почти касается грудной клетки; "надуйте" губы, как это делают капризули: выпятите их трубочкой вперед (между губами должно быть овальное отверстие) и постарайтесь плотнее прижать к верхним боковым клыкам те мышцы, которые расположены возле уголков губ. ·
А теперь, глядя исподлобья на бабушку, попробуйте "выклянчить" у нее прощение: произносите по слогам фразу: "Я - боль-ше - не - бу-ду". Только слоги в этой фразе замените согласным "ч", получится: " Ч (я) - ч (боль) -ч <ше) - ч (не) - ч (бу) - ч (ду)".
Не отставайте от бабушки, пока не добьетесь отмены наказания - своего освобождения.
Выдвижение губ вперед и их собранность (вызванная сужением губного отверстия) способствуют тому, что тело языка тоже несколько удлиняется и становится уже, а это, в свою очередь, ведет к сужению созданного языком углубления.
Сужение углубления вызывает концентрацию выдыхаемой струи, она начинает идти над средней продольной линией языка. Согласный "ч" начинает звучать верно.
Упражнение 28. - "ПУШИНКА"· Положите на середину кончика языка маленькую бумажку -"пушинку". Постарайтесь произносимым звуком "ч" сдуть ее, сбросить, направляя выдыхаемую звучащую струю точно на то место, где находится "пушинка".· Упражнение 29. - "ПОЛЕЙТЕ ЦВЕТЫ!" · Возьмите лейку с водой и полейте садовые цветы. Поливайте осторожно, дайте каждому цветку столько воды, сколько ему требуется. Прижав бока языка к зубам, а кончик к альвеолам, осторожно пропускаем "влагу" - дыхание в маленькое отверстие между серединой кончика языка и альвеолами - "поливаем" еле заметный росток. Щель между языком и альвеолами делаем длинее или короче(имеется ввиду ее протяженность вдоль зубов) в зависимости от того, большой или маленький цветок поливает. Соответственно увеличивается или уменьшается подача дыхания - "влаги" для цветов. ·
Размер щели произвольно нами изменяется для того, чтобы научиться управлять выдыхаемым потоком. Со временем этот тренаж поможет нам отыскать для звука "ч" точное местонахождение и необходимую ширину звучащей струи. | | |
|
ч;ж;ш;щ;ц;х |
Используйте для развития речи скороговорки, загадки, пересказики (обучение пересказу), рассказы,сказки. Обучайте звуковому синтезу детишек с проблемами в произношении. Занятия со специалистом и компьютерными программами помогут ребенку улучшить память, внимание. Коррекционная работа с детьми предполагает преодоление у детей речевых и психофизических нарушений. Онлайн упражнения по логопедии () могут служить полезным пособием для логопедов, работающих с дошкольниками.
Приемы постановки звука С.
· Предложите малышу широко улыбнуться, оставив небольшое расстояние между зубами, язычок уприте в нижние зубы, пробуем произносить песенку льющейся водички: "С-с-с-с".
· Возьмите легкий пластиковый шарик, соорудите ворота. Сядьте за стол. Пусть малыш улыбнется, положит кончик язычка на нижнюю губку и, произнося букву "Ф", попробовать забить шарик. Проследите, чтобы кроха не закусил губу и не надувал щеки. Звук должен выходить по центру язычка.
Постановка звуков [С], [СЬ], [З], [ЗЬ].
1. КАКИМИ МОГУТ БЫТЬ ДЕФЕКТЫ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ?
Дефекты свистящих звуков встречаются у детей особенно часто. Сигматизмы (искаженное произношение свистящих) и парасигматизмы (замена свистящих звуков на другие: шипяшие, переднеязычные и т.д.) очень портят речь ребёнка.
Сигматизмы могут быть:
- губно-зубной сигматизм : свистящие [с], [с"] заменяются на звуки, близкий к [ф], [ф"]: «фабака» (собака), «фанка» (санки), «финий» (синий), «фено» (сено); звуки [з], [з"] – на звуки, напоминающие [в], [в"]: «вайка» (зайка), «вубы» (зубы), «вебра» (зебра), «велёный» (зелёный);
- межзубный сигматизм : кончик языка прокладывается между зубами, отчего слова со свистящими звуками приобретают «шепелявое» звучание;
- боковой сигматизм : боковой край языка или кончик языка при произнесении свистящих звуков оказывается между коренными зубами справа или слева, язык при этом «заваливается» набок, отсюда и название;
- носовой сигматизм : встречается при открытой ринолалии (расщепление твёрдого и мягкого нёба) и ринофонии (парез, паралич мягкого нёба), когда воздух при произнесении звуков идёт в носовую полость.
Парасигматизмы могут быть:
- призубный парасигматизм : замена звуков [с] - [с"] соответственно на [т] - [т"]: «танки» (санки), «том» (сом), ««тено» (сено), «тиний» (синий); замена звуков [з] - [з"] на [д] - [д"]: «двук» (звук), «дуб» (зуб), «Дина» (Зина), «дилёный» (зелёный);
- шипящий парасигматизм : звуки [с] - [с"] заменяются звуками [ш] или [щ]: «шанки», «щанки» (санки), «шушки», «щушки» (сушки); звуки [з] - [з"] на звуки [ж] или [ж"]: «жубы», «жюбы» (зубы), «жима» (зима), «жайка», «жяйка» (зайка).
- дефекты смягчения (замены по твёрдости – мягкости): это когда твёрдые звуки [с] - [з] произносятся соответственно, как парные [с"] - [з"]: «сюп» (суп), «сянки» (санки), «син» (сын), «зяйка» (зайка), «зюбы» (зубы), «кози» (козы). Или наоборот: «сыний» (синий), «сэно» (сено), «Сома» (Сёма), «зыма» (зима), «зылёный» (зелёный);
- замены по глухости – звонкости : звук [з] заменяется звуком [с], звук [з"] – звуком [с"] и наоборот: «субы» (зубы), «сима» (зима), «занки» (санки), «зено» (сено).
Подобные нарушения звукопроизношения могут привести не только к дислалии (нарушение звукопроизношения), но и к дислексии (нарушение чтения) и дисграфии (нарушение письма).
2. КАК ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИТЬ СВИСТЯЩИЕ ЗВУКИ: [С], [С"], [З], [З"]
Для свистящих звуков очень важна форма языка, его положение в ротовой полости. В норме на [С], [СЬ, [З], [ЗЬ] широкий язычок кончиком упирается в основание передних нижних зубов. При этом боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Получается горочка с ложбинкой посередине.
У некоторых детей (особенно у тех, кто крепко дружил с соской!) язык плоский, со слабо выраженной ложбинкой. А ведь именно желобок направляет струю выдыхаемого воздуха на свистящих звуках в нужном направлении: строго посередине языка. Нет хорошо выраженного желобка – и ручеек воздуха расползается во все стороны. Кроме этого, язык ребёнка порой не может упереться кончиком в основание нижних резцов: он всё время соскальзывает. Ребёнок это даже не чувствует: по каким-то причинам потеряна чувствительность в кончике языка.
3. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ПОСТАНОВКИ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ [С], [С"], [З], [З"] ПРИ МЕЖЗУБНОМ СИГМАТИЗМЕ И ПРИЗУБНОМ ПАРАСИГМАТИЗМЕ
Начните работу над свистящими со звука [С]. Попробуйте, сидя с ребёнком перед зеркалом, «сконструировать» во рту «горочку» (упражнение «Горочка»). Хорошо, если удастся, а нет – придется призвать на помощь артикуляционную гимнастику и всевозможные сказочные истории (артикуляционные упражнения, «Сказочные истории из жизни Язычка» представлены на нашем сайте).
Самое время вспомнить о гномике Язычке. На этот раз он будет исполнять роль альпиниста. (Упражнение «Альпинист»: кончик языка «цепляется» за нижние резцы, спинка языка выгибается). Итак, нижние зубы – уступ скалы, на котором надо во что бы то ни стало удержаться! Ведь даже страшно подумать, что произойдет, если альпинист потеряет опору под ногами! (Взрослый считает, сколько секунд «альпинист» удержится на уступе: чем дольше, тем лучше). Конечно, контролировать точность движений придется с помощью зеркала. Ребёнок будет очень стараться: гномик Язычок не должен сорваться со скалы!
Чтобы кончик языка ребёнка не выскакивал за зубы (при межзубном сигматизме), научите малыша их сжимать, рассказывая вот такую историю, которая называется «Ручеёк» (Артикуляционное упражнение «Ручеёк»). «Жил-был ручеек. Очень неугомонный и говорливый. Он обрушивал целый водопад звуков. Только, вот беда, звуки получались не совсем правильными, они были какими-то шепелявыми, и разбрызгивались во все стороны. Никто не мог понять, о чем говорит ручеек. Чтобы голос ручейка стал чистым, пришлось построить плотину. Сожми зубки. Вот так. Замечательно! Улыбнись. Ручейку оставили маленькую щелочку между передними зубками, и он стал стекать холодной, ровной струйкой.» Длительно произнесите «С________», демонстрируя ребенку правильную артикуляцию звука [с]. Пусть малыш подставит свою ладошку под подбородок и убедится, что струйка воздуха холодная и узкая. А теперь попросите ребёнка организовать свой «ручеек». Это удастся не сразу. Самое главное, чтобы язык не высовывался между зубами и не мешал произнесению звука [С]. Если и на этот раз ничего не удастся, поможет спичка (без серной головки) и продолжение истории о говорливом ручейке. « Однажды проход ручейку загородило бревно. (Помещаете спичку одним концом между резцами малыша и просите удержать в таком положении. Язык – внизу ротовой полости и не высовывается!). Ручейку пришлось очень постараться, чтобы убрать преграду!» А теперь ребенок должен с силой произнести звук [С], направляя струйку воздуха точно на спичку. Она должна вылететь, как пробка из бутылки. Упражнение делается под строжайшим контролем взрослых, не дай бог, если спичка окажется в дыхательных путях крохи!
Ещё одно упражнение, которое поможет справиться с межзубным сигматизмом. Оно сказочное и очень забавное. Самое время вспомнить вместе с ребёнком о друге гномика Язычка – Котенке. Тот обожает играть с катушками. Зная об этом, Язычок сам часто превращается в забавную катушечку.
Упражнение «Катушечка ». Вновь возьмите зеркало. Кончик языка, как и в предыдущих упражнениях («Горочка », «Альпинист », «Ручеёк »), прижат к нижним резцам изнутри. Средняя часть языка круто выгибается и становится широкой, посередине - ложбинка. «Катушечка»-язык то выкатывается вперед, то отъезжает назад. И так – несколько раз. Самое главное, чтобы кончик языка был надежно закреплен за зубами.
Эти четыре упражнения («Горочка», «Альпинист», «Ручеек», «Катушечка») необходимо выполнять, по меньшей мере, месяц. Мышцы языка должны окрепнуть, а движения приобрести точность и уверенность. Они помогут избавиться от межзубного сигматизма.
4. ПОСТАНОВКА СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ [С], [С"], [З], [З"] ПРИ ГУБНО-ЗУБНОМ СИГМАТИЗМЕ
А если проблема у ребёнка не в языке, а в нижней губе, которая на свистящих звуках норовит соединиться с верхними зубами? И тогда «собака» превращается в «фабаку», «суп» в «фуп», «зайка» в «вайку», «забор» в «вабор». В этом случае, как вы помните, говорят о губно-зубном сигматизме. Но и с ним можно справиться. Стоит лишь призвать к послушанию нижнюю губку. Возьмите зеркало, продемонстрируйте голливудскую улыбку и, придерживая нижнюю губку малыша пальцем, попросите ребёнка со столь же ослепительной улыбкой длительно произнести звуки [С______], [С"______]. Получилось? Теперь уберите подпорку, и пусть ребенок повторит эти звуки снова. Что-то не так? Придется повторить все сначала… Раз за разом, пока не получится. Если и это не поможет, надо какое-то время учить ребёнка произвольно опускать нижнюю губку. Он должен ею легко управлять! Выполняйте те же артикуляционные упражнения («Горочка», «Альпинист», «Ручеёк», «Катушечка»), что при борьбе с межзубным сигматизмом (см. выше).
Наконец, все в порядке. Используйте для закрепления правильного произношения слоги: С___А, С___И, С___Ы, С___Э, С___У, С___И, С___Е, С___Ё, (Свистящие звуки [С], [С"]при этом произносятся длительно!) Здесь нижняя губа может вновь играть не по правилам! Ничего страшного, придется еще какое-то время попридержать ее.
5. ПРИЁМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПРИ МЕЖЗУБНОМ СИЗМАТИЗМЕ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ [С], [С"], [З], [З"]
Если при произношении [С] - [С"] и [З] - [З"] слышится какое-то хлюпанье, можно с уверенностью говорить о боковом сигматизме. Теперь проблема заключена как в самом языке, так и в направлении воздушной струи. При боковом сигматизме она идет не посередине языка, а сползает либо влево, либо вправо, а может быть, и в обе стороны… Подобные отклонения от курса легко обнаружить, если приложить ладони к щекам ребёнка.
Очень часто боковой сигматизм свидетельствует о серьезных нарушениях: параличе или парезе в мышцах языка. Устранить этот дефект не так-то просто. Наверняка понадобится массаж и артикуляционная гимнастика (упражнения «Горочка», «Альпинист», «Ручеёк», «Катушечка» и проч.). Самое главное – укрепить боковые края языка, заставить их подниматься, и направить воздушную струю посередине язычка. С первого раза это вряд ли удастся. Работу по исправлению начните с … наказания. Нет, не ребёнка, а язычка.
Поведайте ребенку, что гномик Язычок не отличается примерным поведением. А посему, его тоже приходится наказывать, шлепая губами: «пя-пя-пя-…» (Упражнение «Накажем непослушный язык »). Широкий расслабленный язычок при этом должен находиться между губами, не шевелиться и не съезжая вбок! Как ни странно, ребенок будет проделывать это упражнение с большим удовольствием! После воспитательной работы, язычок наверняка станет послушным. Самое время применить поощрение и поиграть с ним во что-нибудь интересное, например, в футбол. Сделайте на столе из двух кубиков импровизированные ворота, положите перед ребенком ватный шарик, и пусть гномик Язычок забивает в ворота голы («упражнение «Забьём гол в ворота»). Чем больше голов, тем лучше. Следите, чтобы язычок при выполнении упражнения лежал распластанным на нижней губе, а щеки ни в коем случае не раздувались! Не забудьте напомнить ребёнку и о том, что игра веселая, поэтому губки должны улыбаться.
Футбольный мяч.
Во дворе футбольный мяч
Целый день носился вскачь.
Вместе с нами он играл,
Но сучка не увидал.
Напоролся на него:
С_______________.
Нам жалко так его!
(Е.Г. Карельская)
С каким звуком сдулся мячик, должен показать ребёнок: «С_________» .
Мячик заклеили, а теперь его надо накачать. Покажите, как гномик Язычок, с помощью насоса, накачивает мяч. Правда, без помощи ребёнка, ему вряд ли справиться! Ребенок демонстрирует работу насоса, а заодно и тренируется в правильном произнесении звука [С] (упражнение «Насос »). Артикуляция должна быть четкой: губки улыбаются, кончик языка надёжно закреплён за нижними резцами, воздух выталкивается отрывисто: с-с-с-с … Язык должен быть абсолютно симметричным (не съезжать вбок!). Проделывая все это, ребенок научится направлять струю воздуха посередине язычка.
6. ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЁНОК ПРОИЗНОСИТ ЗВУКИ [С] и [З] МЯГКО, ИЛИ ЗАМЕНЯЕТ ИХ НА ШИПЯЩИЕ (шипящий парасигматизм)?
По-видимому, у ребёнка гипертонус в мышцах языка, кончик языка не упирается в нижние зубы, а оттягивается назад, вглубь рта, язык излишне приподнят. Гипертонус снимается с помощью расслабляющего массажа и артикуляционных упражнений («Блинчик», «Накажем непослушный язык», «Забьём гол в ворота»). Затем постановка свистящих звуков идёт так же, как при межзубном сигматизме (третий раздел этой статьи).
7. АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ [С] [С"]
а) в изолированном произнесении :
Следуя советам предыдущих разделов, вы с ребёнком уже преступили к автоматизации изолированного звука [С].
Теперь ребёнок исполнит «Песенку водички» (длительно произнесёт звук [С_____]), слушая вот такое стихотворение. (Вы читаете строчки, ребенок произносит звук [С]):
Капельки-сестрички
В море плещется волна.
Слышишь, как поет она?
«С_______________».
Эту песенку водички
Капли, дружные сестрички,
Напевают в тишине
Ветру, рыбкам и луне.
«С_______» - шуршат они песком,
Камешком на дне морском.
«С________» - дробятся о скалу,
«С_________» - стекают по стеклу.
«С________» - и спрятались в ракушку.
Мы ее приложим к ушку…
И услышишь снова ты
Шум прибоя, плеск волны:
«С_____________».
(Е.Г. Карельская)
(Надеемся, вы не забыли, что язычок малыша на звуке [С__] не должен высовываться между зубами, съезжать вбок?)
б) в слогах, словах и чистоговорках
Когда изолированно звук [С___] будет получаться идеально, закрепите успех на материале слогов, слов, чистоговорок и фраз:
СА-СО-СУ-СЫ-СЭ
СА: сам, сад, салат, Саня, сапог, сайка, самовар, самолет, сайра, сачок, сало, сабля
СО: сом, сон, сода, сок, соль, Соня, совы, сор, сотня, соты, соло, сочный, сорт
СУ: суп, сумка, сук, сучок, суд, суббота. сурок, судак, сушки, сучок, сума, суть
СЫ: сын, сыр, сыро, сыт, сытно, сыч, сынок, сырок и т.д.
АС: нас, ананас, квас, брасс, сейчас, час, класс, палас, Карабас Барабас, атлас
УС-ЮС: мусс, минус, автобус, крокус, фокус, укус, уксус, плюс, флюс
ИС: рис, мисс, кипарис, нарцисс, Парис, Борис
СА-СА-СА: В лесу бегает лиса. В саду летит оса. Светлая коса.
СО-СО-СО: У лисы колесо. В кино Софи Марсо.
СУ-СУ-СУ: Не боимся мы лису. Снег идёт в лесу. Наточил отец косу.
СЫ-СЫ-СЫ: Хвост пушистый у лисы. Плохо Соне без косы.
Са-са-са, са-са-са, - на столе у нас - оса.
Сы-сы-сы, сы-сы-сы, - не боимся мы осы.
Су-су-су, су-су-су, - гнать не будем мы осу.
АС-АС-АС: У Сони ананас. Идём сегодня в класс. У нас свободный час.
ОС-ОС-ОС: Пёс ушиб свой нос. У Сени есть вопрос. Сеня в сени сено нёс.
УС-УС-УС: Это нитка бус. Знак поставим плюс. От осы – укус.
ИС-ИС-ИС: В миске сварим рис. В класс вошёл Борис. В саду цветёт нарцисс.
СИ-СИ-СИ СЕ-СЕ-СЕ СЁ-СЁ-СЁ
СЮ-СЮ-СЮ СЯ-СЯ-СЯ СЕ-СЮ-СЯ
СИ: сила, синий, силуэт, Сима, сильный, синь, синька, Сибирь, сирень
СЕ: сено, Сева, Сергей, Семён, север, серый, сел, семафор, селёдка
СЁ: сёмга, Сёма, весёлый
СИ-СИ-СИ: Сено в сеновал неси. Симе синьку принеси. Севу в гости пригласи.
СЕ-СЕ-СЕ: Песенку споём лисе. Синий бантик на косе. Спицы есть на колесе.
СЕ-СЕ-СЕ: Мы сироп дадим осе. В лес пошли сегодня все!
СЁ-СЁ-СЁ: Мы сказали Васе всё.
СЮ-СЮ-СЮ: Расплясались мы вовсю. Сено дали карасю.
Продолжайте в том же духе, подбирая новые слова со звуками [С] и [С"].
в) в скороговорках
У Сени и Сани сом с усами.
Сорок сорок съели сыра кусок.
В саду у Дуси утки и гуси.
Саня и Костя идут к Соне в гости.
Саня с невестой месят тесто.
Саня сено косит, а Соня сено носит.
Сеня во сне сидит на сосне.
У соседа – домоседа есть сосед – непоседа.
В миске у киски вкусные сосиски.
Испугали Люсю бабусины гуси.
У Фроси на подносе ананас и абрикосы.
Соня и Стас съели ананас.
Влас у Славы съел сало, а Назар сливки слизал.
У соседа домоседа есть сосед непоседа.
Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.
г) в загадках
Если вместе все семь я,
Получается … (СЕМЬЯ).
Благоухает третий день
В саду персидская … (СИРЕНЬ).
Любит сало эта птица
Желтогрудая … (СИНИЦА).
К стрижу приполз усатый жук,
Просил скроить ему … (СЮРТУК).
Приглашает всех ребят
Урожай отведать … (САД).
Налетело много ос,
Береги, малыш, свой … (НОС).
Не боится он жары.
Он – любимец детворы,
Добродушен и умен
Лопоухий этот … (СЛОН).
По ночам она не спит,
Очень зорко вдаль глядит.
Словно тыква голова
Это – хищная … (СОВА).
(Загадки Е.Г. Карельской)
8. РАБОТА НАД ЗВУКАМИ [З] [З"]
Звуки [З], [ЗЬ] могут иметь тот же дефект, что и звуки [С], [С"]. Работать над ними надо аналогично. Разница лишь в том, что [З], [ЗЬ] – звонкие (при их произнесении есть голос, работают голосовые связки). Если ребёнок оглушает эти звуки (произносит их без голоса), надо рассказать сказку о голосе, который живёт в горлышке. Ребёнок кладёт руку на горло (своё или взрослого) и слушает история. На звуках [с] [с"] голос «спит» и снетки его домика не дрожат, а на звуках [з] [з"] голос просыпается и начинает петь и стены его домика дрожат, вибрируют. Продемонстрируйте это наглядно, произнеся по очереди сначала глухие, а затем звонкие свистящие звуки. Затем приступайте к закреплению звуков [з] [з"] в той же последовательности, что и звуков [С] [С"]. Единственное, что надо помнить, что звуки [з] [з"] в конце слов оглушаются и превращаются в звуки [с] [с"]
ЗА-ЗО-ЗУ-ЗЫ-ЗЭ
ЗА: зал, завод, заяц, зайка, забор, застава, заря, зачёт, зачем, заплата, загон, задача
ЗО: Зоя, Зося, Зосим, зов, зори, зорька, зоб, зомби, зорко, зоркий, золото
ЗУ: зуб, зубы, зуммер, зубр
Отработав слоги и слова, берите предложения, чистоговорки и стихи, изобилующие звуками [З], [ЗЬ].
За-за-за, за-за-за,
За Зиной гонится коза.
Зу-зу-зу, зу-зу-зу,
Поместим в загон козу.
Зы-зы-зы, зы-зы-зы,
Колокольчик у козы.
Зе-зе-зе, зе-зе-зе,
Сено мы дадим козе.
У Зои и Зины бузина в корзине.
У зайка Бубы разболелись зубы.
Звала Зося зайку в гости.
Идет Назар на базар, купит козу Назар.
Зоя зайкина хозяйка, только зайка тот зазнайка.
В зоопарке обезьяны, змеи, зубры и фазаны.
У Зои мимозы, а Зины розы.
Звонко зазвенел звонок, зовёт Зою на урок.
Роза мёрзнет от мороза.
Зина в магазине забыла корзину.
В магазине купили Зине корзину.
Постановка звуков и их автоматизацияя
Исправление нарушений произношения звука /С/
Комплекс упражнений: «Улыбка», «Лопатка», «Катушка», «Чистим зубы», «Качели», «Вкусное варенье».
Исправление межзубного сигматизма.
а). Ребенку предлагается выполнить упражнение «Катушка»;гда ребенок научится выполнять хорошо это упражнение, предлагается «Катушку» убрать в глубь рта, но кончик языка удерживать на месте - за нижними зубами. Посередине языка логопед кладет спичку и просит тихо подуть, чтобы воздушная струя проходила посередине языка. Затем спичка убирается. Произносится звук /С/. Если все-таки дефект сохраняется, рекомендуется какое-то время проговаривать слоги, затем слова со спичкой посередине языка или с закрытыми зубами.
б). Если ребенок не удерживает язык за нижними зубами, логопед удерживает его следующим образом: заносим в рот согнутую спичку, один конец которой располагается к корням нижних зубов, а другой удерживает логопед. Ребенка просим достать кончиком языка край спички и в таком положении произносить звук /С/.
в). Если долго не удается научить удерживать язык за нижними резцами, учим ребенка произносить звук /С/ с закрытыми зубами.
Исправление шипящего сигматизма.
Сначала ребенку предлагается различить правильное и неправильное звучание звука /С/ (свист – шипение). Затем перед зеркалом показываются различия между правильной и дефектной артикуляцией. Дополнительно используются кинестетические ощущения, изображая артикуляцию с помощью кистей рук. Добившись правильной артикуляции, включается выдох, дается возможность ощутить холодную струю выдыхаемого воздуха.
Можно временно использовать межзубную артикуляцию звука /С/. В дальнейшем необходимо перейти к нормальному зубному произношению со сжатыми зубами, как это делается при исправлении межзубного сигматизма (вариант в).
Исправление бокового сигматизма.
Считаю, что это один из самых стойких дефектов, и без массажа во рту и физиолечения положительного результата добиться трудно.
После курса массажа логопед (дефектолог) может приступить к выполнению тех упражнений, которые не получались у ребенка (например, « Дудочка», «Чашечка» и т. д.) то есть добиваемся образования «желобка» по средней линии языка.
В качестве базы используется звук /Т/. Звук /Т/ произносится с некоторым придыханием. Наличие придыхания контролируется при помощи ощущения струи воздуха на кисти руки.
На следующем этапе работы ребенку предлагается опустить кончик языка за нижние резцы. Зубы сжимается и произносится звук, близкий к /Ц/, в составе которого слышатся звуки /Т/ и /С/.
Постепенно в ходе упражнений звук /С/ удлиняется, а затем – отделяется. После чего ребенку объясняется, что это правильно произносимый звук /С/.
Постановка звука /С/ от звука /И/.
Этот способ я применяю чаще всего. Ребенка просят выполнить упражнение «Улыбка», затем приоткрыть рот и произнести звук /И/. В это время обращаем его внимание на положение языка (лежит в полости рта, кончик - за нижними резцами). Просим ребенка несколько раз произнести /И/, затем, удерживая язык в этом же положении, произнести /С/.