Стимулирующие выплаты врачам в году. "горячая линия" для работников бюджетных учреждений по вопросам оплаты труда
В России с недавнего времени введены стимулирующие выплаты медработникам в 2019 году, необходимость которых уже давно ощущалась ввиду тяжести труда специалистов данной сферы и невозможности профессионального роста в связи с небольшими зарплатами.
Одна из первостепенных функций стимулирующих – поощрительная, нацеливающая на результат. Чем выше показатели труда медработника за подотчетный период, тем лучшей будет оплата его труда.
Данная мера призвана привлечь в медицинскую сферу больше квалифицированных врачей и медперсонала, а также заинтересовать их в сотрудничестве с отечественными стационарными и амбулаторными медучреждениями, что обеспечит критерии общедоступности и адекватного качества медицинской помощи как важных составляющих программы модернизации здравоохранения.
Кому положено поощрение в 2019-м?
На получение стимулирующих выплат могут рассчитывать врачи и средний медперсонал, при условии наличия сертификата по специальности. В каждом регионе действует свой список должностей, включенных в программу модернизации.
По клиникам также есть ряд отличий, ведь каждая медицинская организация сама определяет ежемесячный размер премиальных, ориентируясь на общерегиональную методику.
Руководитель медучреждения оценивает деятельность своих подчиненных по таким показателям, как отработанное время, следование стандартам оказания медпомощи и другим.
Все эти критерии не произвольные. Они обязательно заранее прописываются в положении об оплате труда.
Для установления минимальных сумм поощрительных надбавок, сверьтесь с региональными правовыми актами Минздрава.
Внимание! Если рассчитываете на денежную стимуляцию, наличие сертификата специалиста / профильного образования обязательно.
Критерии оценки качества медицинского труда
Программа модернизации в данной сфере стартовала с 2011 г. и уже дала определенные положительные результаты. Усиленная прямая денежная мотивация врачей осуществляется на федеральном и краевом уровне, что дает возможность привлекать в 2019-м году квалифицированные кадры и для работы по регионам, а не только в крупных городах.
Основные критерии (качественные и количественные), по которым медработнику полагается надбавка:
- качество проделанной работы;
- ее результативность (объем оказанных услуг);
- продолжительность труда (премии за определенный период);
- непрерывный стаж;
- квалификационная категория;
- совместительство;
- повышающий персональный коэффициент.
Таким образом, работник бюджетной сферы осознает, что от его старательности, ответственности, трудоспособности и профессионализма напрямую зависит зарплата. А это – один из лучших мотиваторов.
Исключения
Данные критерии не действуют, и поощрение не выплачивается в таких случаях:
- лицо сотрудничает с национальным проектом «Здоровье»;
- сотрудник клиники уже получает надбавки за высокотехнологическую помощь;
- заведующий отделением не работает одновременно врачом-специалистом.
Также в выплате могут отказать, если у работника нет мед. страховки.
Подробности оценки
Определение качества труда медперсонала – процедура, которой занимается специально созданная комиссия. Обычно это зав. отделением, председатель профкома, старшая медсестра.
Результатом ее трудов становится официальный документ – Акт экспертной оценки. По нему в бухгалтерии и производятся отчисления стимулирующих выплат всем достойным претендентам.
Это происходит так. В конце месяца все зав. отделений готовят списки работников, среди которых значатся как заслужившие надбавку, так и лишенные ее. Результативность исчисляется в баллах с применением повышающего коэффициента.
Списки подписывают члены комиссии. Затем работники должны прочитать эти списки и подписаться под ними. Цена 1 балла может различаться по клиникам, поскольку она зависит от внутреннего договора.
Дополнительные показатели
Помимо перечисленных выше, есть и другие, более детализированные, показатели:
- важнейшее условие – количество выявленных данным врачом заболеваний, причем именно по его профилю (стадия, на которой была обнаружена патология, не имеет значения);
- % несвоевременных госпитализаций;
- количество расхождений между диагнозом при поступлении в стационар и клиническим;
- % осложнений во время любых мед. манипуляций;
- индивидуальные достижения, обусловленные напряженностью деятельности;
- отсутствие / наличие жалоб пациентов (степень их удовлетворенности);
- правильность заполнения отчетов и других бумаг;
- соблюдение санитарных правил и т.д.
Совмещение и замещение: как это отражается на доплатах?
Не всегда замещение и совмещение сказывается на зарплате.
Совместителям советуют платить поощрительные, только если они трудятся по договору и в рамках программы модернизации (причем работа, проделанная в рамках основного рабочего времени, не учитывается).
Если медик заменяет коллегу в отпуске, ему также могут доплатить, но не всегда.
Если хотите получить надбавку в таком случае, оформите дополнительное соглашение.
Цель и задачи финансовой стимуляции
Система финансовых поощрений преследует главную цель – модернизацию бюджетной медицинской сферы обслуживания в РФ. Она направлена на достижение следующих многогранных задач:
- отбор лучших самых квалифицированных сотрудников;
- полную комплектацию клиник персоналом;
- соблюдение работниками правил внутреннего распорядка;
- стремление последних добросовестно и максимально эффективно выполнять свою работу;
- стимуляция личного роста, повышения квалификации, инициативы профессионалов в различных областях мед. обслуживания;
- обеспечение желания врачей обучаться современным методам, формам работы, овладевать новым оборудованием;
- увеличение объема предоставляемых услуг без потери качества;
- улучшение качества диагностики;
- экономия ресурсов;
- повышение уровня доверия пациентов, их удовлетворенности результатом обращения в больницу;
- соответственно повысятся показатели здоровья нации, уменьшится смертность, инвалидность, повысится рождаемость и т. д.
В целом решение всех этих задач в 2019-м году поспособствует общедоступности качественной медицины в России и оптимизации мед. обслуживания.
Лишение надбавки
По закону поощрительная надбавка – отнюдь не обязательная выплата. Ее размер варьируется и может достигать всего 30% от зарплаты. Обычно сотрудника не лишают премии, если нет грубых нарушений трудовой дисциплины, множества минусов по всем прописанным во внутреннем договоре критериям, но гипотетически экспертная комиссия может лишить доплаты и при незначительном единичном нарушении. Если такое отношение не стало систематическим, доказать неправоту комиссии не удастся.
Но в любом случае требуйте у руководства Приказ, на основании которого действовал бухгалтер, ищите в нем причину отказа в надбавке и лишь потом принимайте решение об обращении в суд.
Условия отказа в поощрительной выплате
Данная программа действительна повсеместно в России. Но на местах, как было сказано выше, есть свои нюансы. Чтобы накопить нужное число баллов для получения денежного эквивалента, в областных и региональных учреждениях действуют свои принципы отбора (с учетом общих рекомендаций Минздрава).
Так, разница в надбавке для работников одной специализации должна быть небольшой. Но ее на вполне законных основаниях может вовсе не быть.
Единоразовое лишение премии – еще не повод судиться с мед. заведением. Достаточно не соблюсти несколько и даже один из критериев, прописанных во внутреннем договоре, чтобы лишиться премиальных. Например, неправильно оформить отчет, пренебречь санитарными правилами.
Если клинике недостает финансирования, сотруднику могут отказать в дополнительной выплате.
Заранее ознакомьтесь с внутренним нормативным документом, чтобы быть в курсе своих прав и обязанностей.
Важные аспекты – общее количество отработанных часов, средняя зарплата и соблюдение мед. стандартов на требуемом уровне.
Важно! Основанием для отказа является только приказ главврача с обоснованием удовлетворительных причин.
Систематический отказ в поощрительных – повод обратиться в суд. Но убедитесь, что лишение надбавки действительно необоснованное.
Пример расчета надбавки
Упрощенный вариант расчета стимулирующей выплаты работнику мед. сферы выглядит так.
Например, терапевт получает ставку 20 тысяч. Допустим, за месяц он заработал повышающий коэффициент 0,2. Получается, что надбавка составит 4000 руб.
Плюс еще 8000 за ежемесячный норматив. Итого 32000 в среднем.
Обратите внимание! Если у вас нет мед. страховки, на выплаты поощрений можно не рассчитывать.
ИР специалиста = И + С + К + Р + У + Д
И – интенсивность его труда за подотчетный период;
С – сложность выполняемой работы;
К – качество медпомощи (% правильных диагнозов, отсутствие осложнений при операциях и т.д.);
У – удовлетворенность клиентов;
Д – другие факторы.
Важно, чтобы при расчете надбавки соблюдался баланс между трудозатратами и размером реального поощрения. Не следует делать акцент на отдельные нормы и показатели работы сотрудника – это чревато дисбалансом интересов врача и больного.
Правовая подоплека
Документы:
- Ст. №144 ТК РФ.
- Постановление российского правительства №60 от 07.02.2011 г.
- «Номенклатура специальностей специалистов».
- Приказ Минздрава и соцразвития РФ «Об утверждении показателей оценки деятельности специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи» № 145н от 21.02.2011.
- Ведомость начисления стимулирующих надбавок (ее можно потребовать предъявить на месте работы).
Согласно Трудовому Кодексу врач-бюджетник, как и медперсонал среднего звена, получает зарплату, размер которой определяется:
- коллективным договором;
- внутренним нормативным договором;
- нормативными актами органов регионального самоуправления.
В любой из поликлиник есть свое внутреннее ежегодно переоформляющееся Положение о выплате стимулирующих средств сотрудникам. Оно оформлено в виде дополнения к коллективному договору и нормативным актам Минздрава. В документе прописаны:
- источник финансирования надбавок;
- список работников (категории), которым они положены;
- критерий оценки каждого специалиста, медперсонала;
- размер надбавки за счет ОМС и предпринимательской деятельности (тоже распределен по категориям);
- порядок отчислений.
Перечень специалистов, подлежащих поощрению
К каждому сотруднику применяется разное число критериев оценки его трудовой деятельности и разное количество баллов.
Так, наибольшее число баллов при максимальном количестве критериев оценки полагается руководителю поликлиники и всем его заместителям, главврачам больниц и их заместителям, руководителям филиалов (от 80 до 100 баллов при 6 – 12 критериях).
Главная медсестра может рассчитывать в среднем на 70 баллов при 6 критериях, младший мед- и фармацевтический персонал оценивается всего по 3-м пунктам.
Здравствуйте! Меня зовут Белова Ольга Борисовна. Осуществляю деятельность в сфере юриспруденции с 2013 года. Специализируюсь преимущественно на гражданском праве. Училась в Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова. Факультет: Юриспруденция (Юрист).
размер шрифта
ПРИКАЗ ФСКН РФ от 28-08-2008 270 (ред от 23-03-2009) ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РАЗМЕРОВ ДОЛЖНОСТНЫХ ОКЛАДОВ (ТАРИФНЫХ СТАВОК) РАБОТНИКОВ... Актуально в 2018 году
Приложение 3. РАЗМЕРЫ ДОЛЖНОСТНЫХ ОКЛАДОВ (ТАРИФНЫХ СТАВОК) ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ КВАЛИФИКАЦИОННЫМ ГРУППАМ ДОЛЖНОСТЕЙ МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
(в ред. Приказа ФСКН РФ от 23.03.2009 N 133 )
<*> Профессиональные квалификационные группы должностей медицинских и фармацевтических работников определены в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 6 августа 2007 г. N 526 "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей медицинских и фармацевтических работников" (зарегистрирован в Минюсте России 27 сентября 2007 г., регистрационный N 10190) с изменениями, внесенными Приказом Минздравсоцразвития России от 20 ноября 2008 г. N 657н "О внесении изменений в профессиональные квалификационные группы должностей медицинских и фармацевтических работников, утвержденные Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2007 г. N 526" (зарегистрирован в Минюсте России 4 декабря 2008 г., регистрационный N 12795).
1. Профессиональная квалификационная группа "Медицинский и фармацевтический персонал первого уровня"
Квалификационные уровни | Должности, отнесенные к квалификационным уровням | Должностной оклад (ставка) руб. |
1 квалификационный уровень | Инструктор по лечебной физкультуре | 3885 - 4269 |
Медицинский регистратор | 3153 - 3501 | |
Медицинский статистик | 3501 - 3885 | |
Медицинская сестра стерилизационной | 3885 - 4269 | |
Гигиенист стоматологический | 3885 - 4269 | |
(в ред. Приказа ФСКН РФ от 23.03.2009 N 133 ) | ||
2 квалификационный уровень | Лаборант | 3885 - 4269 |
Медицинская сестра диетическая | 3885 - 4269 | |
Помощник врача-эпидемиолога | 4379 | |
Рентгено-лаборант | 3885 - 4269 | |
3 квалификационный уровень | Медицинская сестра | 3885 - 4269 |
Медицинская сестра по физиотерапии | 3885 - 4269 | |
Медицинская сестра участковая | 3885 - 4269 | |
Медицинская сестра по массажу | 4379 - 4809 | |
Фармацевт | 4269 | |
4 квалификационный уровень | Акушерка | 4379 |
Медицинская сестра процедурной | 4379 - 4809 | |
Медицинская сестра перевязочной | 4379 - 4809 | |
Операционная медицинская сестра | 4379 - 4809 | |
Фельдшер | 4379 | |
Фельдшер-лаборант | 4379 | |
Зубной врач | 5275 | |
(в ред. Приказа ФСКН РФ от 23.03.2009 N 133 ) | ||
4379 - 4809 | ||
(в ред. Приказа ФСКН РФ от 23.03.2009 N 133 ) | ||
5 квалификационный уровень | Заведующий аптекой | 5275 |
Старшая акушерка | 4809 | |
Старшая медицинская сестра | 4809 | |
Старшая операционная медицинская сестра | 4809 | |
Старший фармацевт | 4379 | |
Старший фельдшер | 4809 | |
Другие должности, приравненные к квалификационному уровню | 4809 - 5275 | |
(в ред. Приказа ФСКН РФ от 23.03.2009 N 133 ) |
Столичные власти внесли изменения в систему оплаты труда медработников: немного повысив минимальные оклады, отправили под нож надбавки к ним - за ученую степень, стаж, отдельные специализации, вредные условия труда. При этом руководство медучреждений получило еще больше свободы в назначении стимулирующих выплат - за результаты и качество работы. Таким образом в Москве вслед за другими российскими регионами обходят рекомендации Минздрава об изменении соотношения между базовой и стимулирующей частью зарплаты медиков.
Минздрав: работа над ошибками
Новые правила должны были стать работой над ошибками. В последние годы в Минздраве признали несовершенство существующей системы оплаты труда медработников. На эту систему госучреждения перешли с начала 2013 года. Единую тарифную сетку заменили индивидуальные трудовые договоры и допсоглашения, и появилась пресловутая стимулирующая часть зарплаты, которая могла меняться в зависимости от результатов и качества работы. Благодаря нововведению руководители ведомств и различных учреждений получили неограниченный контроль за бюджетными и внебюджетными средствами, возможность самостоятельно составлять штатное расписание и определять размеры доплат для работников. Предполагалось, что оценивать работу сотрудников будет специальная комиссия и общественный совет медучреждения. На практике это дало руководству больниц и поликлиник возможность назначать зарплаты произвольно.
Вот что рассказали «Медновостям» о своих зарплатах рядовые московские врачи:
Олег С., врач-невролог
С учетом категории и стажа моя ставка около 25 тысяч рублей. Остальное - стимулирующие выплаты. Выписываются они по усмотрению администрации. До того, как нас превратили в филиал, объединив с другой больницей, я получал порядка 60 тысяч рублей. Прежняя администрация думала о сотрудниках, новая - только о себе. Весь стимулирующий фонд они делят между собой. Доступа в эту «комиссию» нет даже у профсоюза. В итоге, заместитель главврача стабильно получает надбавку в 250%. Для меня 20% - целое событие, у медсестер и санитарок вообще остались гроши.
Татьяна С., врач-отоларинголог
Сегодня зарплаты врачей с одинаковой нагрузкой, уровнем квалификации, стажем и должностью могут различаться в несколько раз. Все зависит от главврача, распределяющего «стимулирующие» выплаты. Мой оклад - 18,8 тысячи рублей. На прежнем месте работы в «стимулирующей» строчке никогда не было больше 6-8 тысяч рублей. Последние несколько месяцев я работаю на такую же нагрузку в такой же должности в соседнем районе. Но зарплата тут вдвое больше.
Проверки многочисленных жалоб в адрес Минздрава подтвердили то, о чем рядовые медики говорили с самого начала: зарплаты сотрудников со сходным уровнем квалификации, стажем и должностью могут серьезно варьироваться, и зависят не от качества работы, а от близости к начальству. В некоторых региональных медучреждениях зарплаты врачей с одинаковой нагрузкой различались в девять раз. В итоге министр Вероника Скворцова предложила губернаторам изменить действующее соотношение, при которой базовый оклад врача составляет только 40%, а остальное приходится на стимулирующие выплаты, на противоположное.
Московский подход: шило на мыло
Однако на местах нашли способ обойти рекомендации Минздрава. Под нож пошли не зависящие от произвола начальства стимулирующие выплаты, а гарантированные законом надбавки к окладу - за стаж, отдельные специализации, вредные условия труда. То есть, практически, та же самая базовая часть зарплаты.
Приказ Департамента здравоохранения Москвы №1033 от 26 декабря 2016 года «О внесении изменений в приказ департамента здравоохранения города Москвы от 09.06.2012 № 531» отменил, в частности, доплаты за ученую степень и почетное звание. Помимо этого, сокращаются надбавки врачам за специализацию. Так, доплаты для психиатров, наркологов, а также для врачей, работающих с парализованными пациентами, снижаются с 25 до 15%. Врачи, работающие с ВИЧ-инфицированными пациентами будут получать не 60%, а 30% к должностному окладу, а те, кто лечит туберкулезных и онкологических больных, детей с поражением центральной нервной системы - не 15%, а 10%.
Доплата сотрудникам кожно-венерологических диспансеров, инфекционных больниц, хирургических отделениях всех профилей стационаров, персоналу хосписов и даже молодым специалистам отменена совсем. Предполагается, что теперь медучреждения будут самостоятельно при наличии финансовых возможностей устанавливать условия, порядок и размер этих выплат. Обесценивается и стаж непрерывной работы в государственном здравоохранении - рекомендуемый предельный размер выплат за это снижается вдвое. Как объяснили в городском департаменте здравоохранения, «данная выплата относится к статусным и не оценивает качественные и количественные результаты труда».
В то же время в новой редакции приказа увеличены минимальные оклады медработников. У врачей оклад вырос с 18600 до 30000 рублей, у медсестер - с 10500 до 20000 рублей, младшего медперсонала - с 8500 до 17600 рублей. «Минималка» руководителей структурных подразделений выросла с 22100 до 40000 рублей.
В итоге, фактически ничего не изменилось. Например, базовая зарплата врача кожвендиспансера, к.м.н. по новым правилам может составить 34500 рублей: минимальный оклад - 30000 рублей, выплата за стаж (15% от оклада) - 4500 рублей. При расчете по старым правилам эта сумма составляла 28830 рублей: оклад - 18600 рублей, выплата за стаж (30% от оклада) - 5580 рублей, за вредные условия труда (15% от оклада) - 2790 рублей, за ученую степень (10%) - 1860 рублей.
По официальным данным средняя зарплата столичного врача - 70 тысяч рублей. То есть, даже вместе с урезанными надбавками базовый оклад при новой системе хоть и становится немного выше, но все равно не дотягивает даже до 50%, не говоря уже о рекомендованных Минздравом 60%. И для рядовых медиков решающее значение по-прежнему будут иметь стимулирующие выплаты, которые самостоятельно назначает руководство медучреждения. То есть, «плохой» работник будет получать 34500 рублей, «хороший» - 105500 рублей (в среднем - 70000).
Впрочем, пока это все в теории. На практике все может быть куда интересней, так как испытывающие финансовый голод медучреждения будут искать все новые способы экономии фонда зарплаты. Как рассказал оргсекретарь независимого Межрегиональногопрофсоюза работников здравоохранения «Действие» Андрей Коновал, в одном из филиалов 180-й поликлиники Москвы вместо 24 участковых терапевтов сегодня работает только восемь, но доплачивают врачам за «расширение зоны обслуживания» и сверхинтенсивный труд «копейки».
Есть и другие способы сэкономить. Например, по словам терапевта Диагностического центра №5 Анны Землянухиной, администрация учреждения внесла в коллективный договор изменения, касающиеся отмены дополнительных отпусков. Легитимизировала эти изменения подпись «карманного профсоюза». Когда же выяснилось, что членами официального профсоюза является менее 50% работников учреждения, администрация, по словам Землянухиной, «попыталась загнать в него сотрудников силой» - угрожая лишением стимулирующих выплат и даже увольнением.
Региональный опыт: минус 30%
Кроме того, уже есть опыт регионов, начавших «выполнять» рекомендации Минздрава раньше столицы. Как рассказал Коновал, активное реформирование системы оплаты труда в регионах в 2016 году лишь ухудшило ситуацию. «Официально провозглашались благие цели: увеличение в структуре зарплаты доли оклада и снижение стимулирующих выплат, которые являются, по сути, премией, - рассказал активист. - Но де-факто, в ряде регионов, реформа привела к снижению зарплат: повысив оклады на несколько тысяч, власти одновременно снизили компенсационные и стимулирующие выплаты, включая и те, что носили гарантированный характер, и не зависели от произвола работодателя. Так, в Удмуртии многим категориям медиков на уровне региона были отменены гарантированные стимулирующие выплаты, а доплаты за вредность, ночные дежурства уменьшили. Было также отменено финансирование из фонда ОМС «сдельных» стимулирующих выплат сотрудникам поликлиник за каждого принятого пациента. Сохранение этих выплат, а также прежнего уровня компенсационных доплат отдали на откуп администрации отдельных медучреждений. А там их тут же отменили. В итоге, при том же объеме работы, например, многие участковые терапевты и узкие специалисты поликлиник стали получать на 20- 30% меньше».
В постановлении правительства Удмуртской республики №501 от 2 ноября 2015 года, утвердившему новую систему оплаты труда медиков, отдельно прописано, что при сохранении объемов и качества работы зарплата не должна быть меньше установленной на 31 декабря 2015 года. Однако, по словам участкового терапевта Ижевской ГКБ №2 Натальи Стрелковой, «в расчетных листах зарплаты за период с 1 января 2016 года по настоящее время строка доплаты до уровня 2015 года, предусмотренной этим постановлением, отсутствует». При этом, реальный объем работы врача увеличился. В частности, ее периодически привлекают к обслуживанию пациентов сверх закрепленных за ней двух участков, число прикрепленного населения выросло с 1700 до 2000 человек, ежемесячно перевыполняются установленные планы по вакцинации, диспансеризации и так далее.
Не надеясь больше на Минздрав, сотрудники больницы обратились за защитой своих прав в трудовую инспекцию и в прокуратуру. Как пишут в своем заявлении врачи, у многих из них зарплата уменьшилась в полтора раза: «участковые врачи получают порядка 24 тысяч рублей, в то время как в 2014-2015 годах их зарплата, при тех же условиях составляла 35-40 тысяч рублей. С апреля 2016 года была отменена двойная оплата за работу в субботу, с июня - все доплаты работникам, совмещающим свободные должности, а также за увеличение объема работы. Отменены обязательные ранее доплаты для участковых терапевтов и медсестер». И на все обращения к руководству медики получают один ответ: «Денег у учреждения нет».
Интересна статья?
Средства, выделяемые из бюджета, на зарплату медикам к 2016 году урежут на 9,218 млрд. руб., о чем стало известно из последних новостей. Общее сокращение расходов на выплату заработной платы врачам, учителям и соцработникам в 2016 году составит 34,2 млрд. руб. По факту это должно противоречить выпущенным в мае 2012 года указам президента. Их суть заключается в повышении заработной платы работникам следующих профессий:
- Врачам, преподавателям высших учебных заведений и сотрудникам НИИ. Их зарплата должна была повыситься до 200% по отношению к средней зарплате, существующей в регионе их проживания.
- Социальным работникам, медсестрам, учителям школы, и еще некоторым категориям лиц, перечисленным в указе. Оплата их труда должна была вырасти до 100% от имеющихся на тот момент средних доходов работников этих профессий по региону.
Такого значения заработных плат предписывалось достичь к 2018 г. Согласно указаниям президента РФ, на выполнение этих задач не должны повлиять какие-либо неблагоприятные причины вроде наступившего кризиса или других непредвиденных обстоятельств. Президент России не раз упоминал о том, что выпущенные им в мае указы пересматриваться не будут. Как же соотнести это с урезанными бюджетными средствами?
Принята новая система расчета средней заработной платы по регионам
Сэкономить государственный бюджет за счет уменьшения новой зарплаты педагогам и медицинским работникам в 2016 г. стало возможным благодаря новой системе вычисления среднего заработка, принятого в сентябре текущего года. Согласно постановлению правительства новые методы вычисления более эффективны и усовершенствованы. Их смысл заключается в замене формулировки «средняя заработная плата за месяц» на выражение «средний доход от занятий трудовой деятельностью за месяц».
Иными словами, теперь при вычислении среднего заработка работников вышеперечисленных социальных сфер, будет учитываться усредненная заработная плата, начисляемая всем категориям временных сотрудников, работающих по найму в различных организациях, у индивидуальных предпринимателях, а также у физических лиц.
Тогда как раньше Росстат принимал в расчет только средства, расходуемые на оплату труда наемников, работающих в организациях. В результате чего статистические данные не отражали полную картину затрачиваемых средств на оплату труда врачам и учителям, и не выявляли реальное количество служащих, чей труд оплачивался частными компаниями.
Таким образом, формально указы о повышении заработной платы учителям и врачам будут соблюдены, в то время как реальный заработок данных лиц даже понизится. Мысль о том, как достигнуть такого парадоксального результата, могла прийти в голову только чиновникам, привыкшим находить лазейки в законах, и урегулировать все проблемы бумажными методами. На сей раз данной лазейкой послужило то, что предполагаемое повышение указывалось не в конкретных числах, а из соотношения к показателям средней зарплаты.
Конкретные итоги сэкономленных бюджетных средств
В результате, с 1-го января 2016 года заработная плата медикам будет уменьшена. При этом общая сумма средств, выделенных на госпрограмму «Развития здравоохранения» в 2016 г., составит 332,129 млрд. руб. Это на 62,6 млрд. руб. меньше, чем в текущем году. Экономия, полученная из отдельных направлений программы:
- Развитие скорой помощи. Здесь была достигнута наибольшая экономия по отношению к общему выделенному бюджету - средства урезали на 66%.
- Развитие медицины. Экономия составила 55%.
- Профилактические меры по предупреждению заболеваний и оказание первой помощи. Финансирование сокращено на 42%.
Таким образом, удалось сэкономить 16% общих вложений в сферу медицины.
Сфера здравоохранения в Российской Федерации, как полагают многие, стала на колени: бесплатные медицинские услуги вошли в состояние, если назвать медицинской терминологией, коматозное. Платные услуги в большинстве случаев ограничены диагностикой и стоматологией. Частное направление в сфере медицины появляется довольно медленными темпами. Стартового капитала, которого может хватить на постройку помещений для размещения комфортабельных клиник, совершенно не хватает. О покупке современного медицинского оборудования вообще говорить не приходится.
Не всегда возможно приспособить какое-либо здание для медицинских потребностей. По статистическим данным, лишь 8 процентов клиентов пользуются услугам платной медицины, а 60 процентов людей изначально предпочитают отправиться в стандартные поликлиники. Однако люди в поликлинике в попытках получения бесплатной медицинской помощи в подавляющем большинстве случаев сталкиваются с необходимостью прохождения множества дорогостоящих обследований, за которые приходится платить из собственного кармана.
Пациенты в государственных медицинских учреждениях довольно часто жалуются на качество предоставления услуг. Такие претензии, как правило, имеют под собой основания. Но стоит задуматься, что должен делать врач, к примеру, детский хирург, в лечебном учреждении в Карелии, получивший на руки после вычета налогов 9553,47 российского рубля и проработавший 145 рабочих часов, либо терапевт с Крымского полуострова, заработная плата которого с уплаченными налогами составляет 10 тысяч 418 рублей и 35 копеек за 156 часов упорного труда?
Приказом Правительства Российской Федерации за декабрь 2012 года рекомендовалось органам исполнительной власти разработать план изменений и мероприятий в направлении социальной сферы. Данные действия, так называемая дорожная карта, должны были направляться на повышение эффективности в здравоохранительной отрасли.
Мероприятия, которые предусматриваются «дорожной картой», нацелены на разработку механизмов оплаты труда медицинских специалистов в зависимости от качества и количества бесплатных услуг, оказываемых населению. Власти полагают, что приличная заработная плата работников медучреждений считается хорошим рычагом управления персоналом с целью улучшения качественных показателей обслуживания пациентов.
Бухгалтерия с двойным дном
Согласно данным статистики:
- средняя заработная плата медицинского работника в Российской Федерации на текущий момент составляет приблизительно 45 тысяч рублей;
- заработок среднего персонала здравоохранительной отрасли – 28 тысяч рублей за месяц;
- зарплата младшего персонала медицинской сферы составляет 19 тысяч рублей.
Такие показатели учитывают общий заработок, и получается, что требования «дорожной карты» выполняются номинально. Но в действительности довольно часто медицинские работники трудятся на нескольких ставках одновременно – только так они способны получать более-менее приемлемое количество финансовых средств.
Для того, кому интересна настоящая заработная плата медика, существует специальный проект «Реальная зарплата медработника», где люди не только интересуются месячной заработной платой, к примеру, офтальмолога из Пензы либо водителя-санитара из Калужской области, но и оставляют данные о размере собственных зарплат. Этот ресурс создан с целью показать правдивую картину, которая сложилась в процессе действия «дорожной карты», и бороться с подставными данными в отчетах больничного руководства.
Приказ властей, именуемый «дорожной картой», имеет два направления. Положения, излагаемые данным документом, говорят об улучшении уровня заработка медицинского сотрудника. С другой стороны, надбавка к заработной плате медика должна приводить к повышению эффективности здравоохранительной системы в совокупности. Данные положения предлагают изменить правила предоставления медицинских услуг и разработать новые профессиональные стандарты.
До 2018 года запланировано увеличение заработных плат врачам до 200 процентов, младшему и среднему медицинскому персоналу – до 100 процентов, и это в отношении уровня заработных плат на 2012 год. Помимо пункта о финансировании здравоохранительных объектов с учетом фонда заработной платы, «дорожная карта» имеет в своем составе разделы, планирующие контроль заболеваемости туберкулезом, смертности и множества других показателей качества оказания медицинских услуг.
Все в одной упряжке
Пациенты и медицинские профильные специалисты находятся в одинаковом положении. Для погашения набирающих обороты расходов бухгалтерские отделы прибегают к таким действиям, как списывание одной и той же платы за медицинскую услугу из фонда ОМС два раза. Официальные статистические данные, предоставляемые Росстатом, существенно разнятся с данными социального опроса представителей медицины. Настоящего повышения заработной платы врачей, как это описано в плане мероприятий, поданном после «майских приказов», не отмечено ни в одном уголке Российской Федерации
Помимо применения совокупных данных в качестве отчетности, повышение оплаты труда медицинского работника получается благодаря понижению численности койко-мест в отделениях стационара, сокращению сотрудников и специалистов в поликлиниках и больницах. Подобные меры зачастую принимаются стихийно, без предупреждения и подготовки, например, повышения уровня амбулаторной системы лечения пациентов. Это быстрыми темпами отражается в виде увеличения количества ошибок медицинских сотрудников, что обуславливается дополнительной нагрузкой на профильных врачей и медперсонал.
В помещениях поликлиник собираются толпы народа, многим больным приходится прибегать к платным медицинским услугам, чтобы не терять драгоценное время, ожидая в неиссякаемой очереди. Однако не каждый способен раскошелится на медицинскую помощь, отказываясь обращаться к врачам и пытаясь излечиться средствами «народной медицины». По статистическим данным, вместо понижения уровня смертности, как планировали чиновники, результат реформирования здравоохранительной системы продемонстрировал, что за первое полугодие прошедшего года уровень смертности поднялся на 27 тысяч человек в сравнении с аналогичным периодом позапрошлого года.
Радужны ли перспективы
Оплата труда медицинского сотрудника в нынешнем году, по последним данным новостей, должна быть увеличена на:
- 159,6 процента в отношении показателей 2012 года профильным врачам;
- 86,3 процента среднему медицинскому персоналу;
- 70,5 процента младшему медицинскому персоналу.
Случится ли это в действительности, сегодня сказать тяжело. В октябре на заседании Кабмина запланировано провести обсуждение программы, согласно которой могут обговорить перенос ключевой части затрат по увеличению фонда заработной платы бюджетников на 2016-2018 годы. Однако на значительное улучшение рассчитывать не следует: правительство подтвердило свои планы повышения уровня оплаты труда представителям бюджетной сферы, но оговорило их зависимость от денежных возможностей страны.
Нестабильность ситуации в экономической сфере Российской Федерации не способствует запланированному росту заработной платы на 8 процентов. Вероятнее всего, произойдет не прямое увеличение суммы оплаты труда согласно «дорожной карте», а индексация с учетом инфляции. Так что рассчитывать на повышение более 2,7 процента без учета индексации, в сравнении с прошедшим годом, не приходится.
Стоит отметить тонкий момент в вопросах увеличения финансирования фонда заработных плат в бюджетных компаниях: проведение индексации запланировано не с первых чисел нынешнего года, а только со второго его полугодия – с 1 октября. Это еще более значительно нанесет удар по карману работников: с самого начала повышение запланировано на январь прошлого года, после этого, как считают, по причине присоединения Крымского полуострова, было сдвинуто на октябрь 2015 года. В настоящее время заветная для большинства дата переносится еще на один год.