В. П
(1) Встреча произошла неожиданно. (2) Два немца, мирно разговаривая, вышли на Плужникова из-за уцелевшей стены. (3) Карабины висели за плечами, но даже если бы они держали их в руках, Плужников и тогда успел бы выстрелить первым.
Сочинение
В самые отчаянные и тяжелые время каждый человек раскрывается в самой полной мере. Война – это событие, которое отражается на характере и мировоззрении каждого её участника. О проблеме проявления человечности и милосердия на войне рассуждает в данном нам тексте Б.Л. Васильев.
Описывая один из периодов военного времени, автор текста знакомит нас с ситуацией, в которой одному из героев нужно было делать серьезный нравственный выбор. Встреча Плужников и немца «произошла неожиданно», и так же неожиданно подошла к логическому завершению: кто-то один должен был погибнуть, и вот уже немец стоит на коленях и кричит что-то жалостливое, «захлебываясь и глотая слова». В этом крике было что-то о семье, детях и пощаде, писатель делает акцент на том, что немец «не хотел воевать, конечно же, не своей охотой забрел он в эти страшные развалины», это понимал и советский солдат. Ему предстояло совершить убийство, и о жалости к немцам в то время не могло идти и речи – однако Б.Л. Васильев подводит нас к мысли о том, что во всем бывают исключения, особенно в том случае, когда солдат стремится несмотря ни на что сохранить чистоту своей совести.
Мысль писателя мне ясна: он считает, что даже в страшнейшие военные времена тот, у кого чистая совесть и кто осознает ценность человеческой жизни, способен пощадить пленного врага и проявить к нему сострадание и милосердие.
Сложно не согласиться с Б.Л. Васильевым, ведь он не понаслышке знает о том, насколько важно было оставаться человеком в период Великой Отечественной войны. Я тоже считаю, что для солдата, для его нравственного и душевного здоровья, очень важно, несмотря на физическое изнеможение и гнев, уметь сохранять в себе человечность и милосердие, ведь не каждый немец мог заслужить самой зверской расплаты.
В повести В.А. Закруткина «Матерь человеческая» главная героиня проносит свои человечность и милосердие через все испытания. Она, ощущая жгучую ненависть к фашистам, убившим её семью, встретив на своем пути мальчика-немца, отказывает себе в мести. Услышав крик мальчика, Мария прониклась жалостью к ребенку, и, благодаря своему гуманизму и сердечной доброте, оставила его в живых.
Герой рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» потерял на войне всех своих родных. Он вынужден был пройти через множество испытаний, однако даже будучи усталым и озлобленным, Андрей Соколов нашел в своем сердце место для любви и милосердия. Встретив маленького мальчика, волей судьбы оставленного одного на улице, наш солдат берет его под свой контроль, подарив тем самым мальчику шанс на счастливую жизнь.
О том, как тяжело оставаться человеком во время войны, написан не один десяток книг. Каждый из тех солдат, кто боролся за наше будущее, испытал то количество потрясений, которое современный человек не сможет даже в полной мере осознать. Однако больше всего написано о тех, кто даже в той бесчеловечности и грязи умудрился сохранить себя, свои чистые помыслы и доброе сердце.
Милосердие и сострадание… Это две вечные нравственные категории, над решением которых бились великие классики И.Тургенев и А. Чехов, Ф. Достоевский и М. Горький. Все они разделяли точку зрения Л. Н. Толстого: «Чтобы поверить в добро, люди должны начать делать его». Толстовские слова будут актуальными в годы Великой Отечественной войны.
Таким образом, понимая, что человечность присуща человеку на войне, могу сделать вывод, что именно в дни сражений и боевых будней людям нужно быть хоть чуточку милосерднее друг к другу, стремиться разделить боль другого, утешить и поддержать страдающего.
Милосердие и сострадание… Это две вечные нравственные категории, над решением которых бились великие классики И.Тургенев и А. Чехов, Ф. Достоевский и М. Горький. Все они разделяли точку зрения Л. Н. Толстого: «Чтобы поверить в добро, люди должны начать делать его». Толстовские слова будут актуальными в годы Великой Отечественной войны.
Миллионы советских людей лишились своих родных, близких, друзей, положили свои жизни на Алтарь Победы. Несмотря на страшные преступления вражеских захватчиков, советские солдаты по-человечески относились к пленным немцам, к женщинам и детям побежденной Германии, давали им возможность согреться, утолить голод и получить медицинскую помощь. В сердцах бойцов царило милосердие и человечность, самые благородные чувства человека.
Об этом рассказывает В.Астафьев в замечательной повести «Пастух и пастушка», в которой есть яркий эпизод, отражающий разное отношение людей к пленным. Солдат в маскхалате, недавно узнавший о смерти близких ему людей, казненных фашистами, не смог сдержаться. Он в диком гневе начал стрелять по пленным. Горе затмевает человеческий разум. Одни люди находят выход и продолжают жить дальше, а некоторые гаснут, как свеча, сломленные бедой. Таким и был наш мститель. Главный герой произведения Борис не дал свершиться казни над пленными до конца, потому что считал, что пленные – это побежденные враги, и к ним нужно относиться гуманно. Так же относится к раненым немцам и доктор, оказывающий помощь солдатам, не разбирая, кто перед ним: советский или немецкий солдат.
А вот в рассказе Вячеслава Дегтева "Выбор" повествуется о другой войне, чеченской кампании, и о солдате, заброшенном в ту бесчеловечную мясорубку. Что привело его в Чечню? Одиночество, безысходность, которые чувствовал Роман после ухода жены, размена квартиры, начавшегося пьянства. Осознав, что в тихой, спокойной жизни он зачахнет, мужчина и отправляется на войну. Там он встречается с Оксаной, которая работает в полевой пекарне. Ни слова не скажет Роман понравившейся девушке, но его суровая жизнь потихоньку стала скрашиваться ее присутствием. Однажды, во время обстрела, Оксана была тяжело ранена и лишилась обеих ног. Неизвестно, что станет с ней дальше… Роман, чтобы поддержать девушку, которая еще не знает о постигшем ее горе, предлагает ей выйти за него замуж... Невероятно милосердие бойца по отношению к пострадавшей… Беззвучно плачет медсестра, наблюдая за этой картиной, плачет потому, что осознала: есть и на войне сострадание!
Лауреат в номинации «Юность» в конкурсе сочинений-эссе на тему: "Милосердное служение" к I Международному Форуму "Милосердие" 1 ноября 2014 г. Всего в номинации 62 работы школьников 9-11 классов средних общеобразовательных школ и студентов с 1 по 4 курс)
Сестры милосердия на войне
Милосердие — это в первую очередь любовь к людям, сострадание, желание помочь… Порой даже ценой собственной жизни.
Первой сестрой милосердия стала Флоренс Найтингейл. Получив прекрасное аристократическое образование, будучи богатой невестой, она запросто могла бы занять свое «место под солнцем», но решила посвятить свою жизнь бедным больным людям. Родные были в ужасе от такого решения, многие отвернулись от нее. Но мисс Флоренс оказалась сильной девушкой и до конца своих дней не изменяла выбранному ремеслу.
Флоренс Найтингейл (1820-1910)
Нужно отметить, что ее работа была очень опасной: она могла заразиться от больных. Но она не боялась и претворяла в жизнь свой план, который был предельно прост: идеальная чистота, частое проветривание помещений и правильное питание. Добившись успехов в этом деле, мисс Флоренс отправляется в Крым, в английские госпиталя, где благодаря ее принципам санитарии и элементарному уходу, смертность раненых солдат резко снижается. Шла Крымская война…
Елизавета Петровна Карцева (1823-1898)
В России были не менее отважные сестры милосердия, одна из них — Елизавета Петровна Карцева. Эта внешне слабая и болезненная женщина была мужественна, бесстрашна и полна сил. В лазаретах под ее предводительством всегда был полный порядок (а все потому, что ее побаивались). Бывало, что сестры и Елизавета Петровна вместе с ними работали целыми сутками, чтоб помочь всем раненным, которым порой не хватало даже места в лазарете… Карцева однажды заразилась тифом, но это не сломило ее, и она продолжала помогать нуждающимся. Шли годы, но не менялись ценности, главная из которых — жизнь человека.
Лидия Филипповна Савченко (1922-2000)
Во время Великой Отечественной войны среди медицинских сестер была Лидия Филипповна Савченко, позднее награжденная медалью имени Флоренс Найтингейл — высшей наградой сестер милосердия. Лидия Филипповна на себе выносила раненых с поля боя, была ранена сама и после этого оставлена в лазарете донором. Однажды привезли немецкого языка, потерявшего много крови. Накануне Лидия Филипповна ездила к себе домой и обнаружила, что все разрушено, родные убиты… Не трудно представить, какая ненависть к фашистам жила в сердце девушки! Но все же она стала донором и для врага.
Пока писала сочинение, думала, что зря вкратце описываю биографии этих великих женщин, ведь главное — мои мысли о милосердии. Но теперь понимаю, что все же не зря! Я еще раз осознала все те качества, которыми обладают сестры милосердия: уважение к жизни человека (донорство Савченко), ответственность, граничащая с суровостью (порядок Карцевой), сила воли, которая лишает, казалось бы, блестящего будущего (решение Найтингейл), а также самопожертвование, внимательность, бескорыстие, храбрость и, конечно же, любовь к ближнему.
«Замечательно, что в праздник Покрова Пресвятой Богородицы в Марфо-Мариинской обители открылась выставка, посвященная этим датам, – отметил присутствовавший на церемонии открытия епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. – Она показывают, что в нашей жизни соединены трагедия – следствие греха – и любовь».
Организаторы подчеркнули, что, приурочивая выставку в том числе и к 100-летию начала Первой мировой войны, они призывают вспомнить прежде всего не жестокость, а подвиги любви, явленные в то время.
Так, игумения Марфо-Мариинской обители Елисавета отметила: «Возвращение к истокам – православию – дает возможность увидеть, что такое русское самосознание: русский человек не может просто убивать бездумно, в его сердце должно быть милосердие. Без милосердия это уже не русский человек». Она подчеркнула, что на выставке представлены материалы, свидетельствующие о проявлении заботы и милосердия даже к врагам, причем с обеих сторон: фотографии зафиксировали, как в русских госпиталях лечили японских и немецких солдат, а немецкие военные помогали русским.
Экспонаты для выставки предоставили Центральный исторический архив г. Москвы, Государственный архив кинофотодокументов, Музей истории медицины Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, Музей Свято-Димитровского училища сестер милосердия, Православный информационно-библиотечный центр «Рязановский дом» (Екатеринбург), монастырь св. равноап. Марии Магдалины (Иерусалим), храм Иверской иконы Божией Матери на Большой Полянке, частные коллекционеры, Российское военно-историческое общество.
Красный Крест в Российской империи
С середины XVII века в России начинают заниматься организованной помощью раненым. В XVIII веке немецкие принцессы привносят сюда европейские традиции благотворительности.
Из письма Флоренс Найтингейл лорду Раглану, командующему британскими войсками в Крыму: «Выздоровление больных даже не так зависит от квалифицированного хирурга, как от осторожного санитара, и постоянные смены их все время неутрализуют приказы предыдущих последующими…».
Подписание международной Женевской конвенции 1864 года (Женевская конвенция – международно-правовой договор, которым нормируются охрана и облегчение участи больных и раненых воинов на войне – прим.ред ), падает на благодатную почву: в 1867 году создается Общество попечения о больных и раненых воинах под покровительством императрицы Марии Александровны (13 лет спустя его переименовывают в Российское общество красного креста (РОКК)).
В 1901 году Жан Анри Дюнан стал первым лауреатом Нобелевской премии мира. Его личная судьба тесно переплелась с деятельностью РОКК. В то время, как разоренный, всеми забытый, он переживал труднейшие годы своей жизни, Российский Красный крест пришел ему на помощь: его избрали почетным членом общества и назначили пожизненную пенсию.
В отличие от других стран, РОКК в России помогал людям и в мирное время в случае «народных бедствий» – эпидемий, землетрясений, пожаров, неурожаев, заботилось об инвалидах.
Документы, представленные на выставке, дают представление о том, как строились взаимоотношения государства, общественных организаций и частной инициативы в делах милосердия 100 лет назад.
Новой формой духовного подвига и христианской помощи ближнему становится основанная Великой княгиней Елизаветой Федоровной в 1907 году Марфо-Мариинская обитель милосердия. Во время Первой мировой войны помощь сестричества фронту, раненым и увечным воинам, а также их семьям была самой разнообразной.
Милосердные сестры
Один из залов выставки полностью посвящен истории общин сестер милосердия, движения Красного Креста в тылу и на фронтах Крымской, Русско-турецкой, Русско-японской и Первой мировой войн. Это было время, когда русские женщины разных сословий шли на подвиг заботы о раненых.
Мария Владимировна Горяинова просит зачислить ее сестрой милосердия в летучий отряд (группа медицинского состава, выделявшаяся на корабле в период Великой Отечественной войны для оказания раненым медицинской помощи непосредственно на боевых постах – прим.ред.) вдействующую армию. За ее плечами – Русско-японская война и война на Балканах.
Параллельно шло становление женского профессионального образования в России.
Поддержка общества
Благотворительные вечера, концерты, балы, аукционы были частью повседневной жизни во время войны.
Особую роль играли полковые священники.
Интересный случай произошел во время Первой мировой войны: небольшой отряд русских солдат, с которым был полковой священник отец Парфений, встретился с таким же небольшим отрядом австрийцев. Взяв в руки икону Спаса Нерукотворного иерей обратился к австрийским солдатам с призывом не устраивать кровопролитие, а сдаться в плен, дабы «и мы, и вы остались живы». Солдаты, большинство которых были русинами, так и сделали.
Княгиня Шаховская
На выставке представлен редкий портрет княгини Натальи Борисовны Шаховской в форме сестры милосердия. Наталья Шаховская, урожденная Святополк-Четвертийская, была глубоко верующей русской женщиной (ее духовником был протоиерей Валентин Амфитеатров). Федор Петрович Гааз, бывший семейным врачом Святополк-Четвертийских, своим примером вдохновил княгиню посвятить себя помощи ближним. Так княгиня вступила в Никольскую общину сестер милосердия.
Просветительский проект, посвященный истории милосердия, будет продолжен в 2014-2017 гг. Планируется провести три выставки, посвященные важнейшим событиям российской истории, связанным с Великой войной и крушением империи, а также сопутствующие конференции и круглые столы.
Фото: Иван Джабир
Кто способен проявить сострадание, милосердие к пленному врагу? Именно этот вопрос возникает при чтении текста Б. Л. Васильева.
Раскрывая проблему проявления человечности на войне, проявления сострадания, милосердия к пленному врагу, автор знакомит нас со своим героем – защитником Брестской крепости Николаем Плужниковым. Перед нами отрывок из повести Б. Васильева «В списках не значился». Лейтенант должен был расстрелять пленного немца.
Хорошо знавшая немецкий язык девушка Мирра сообщила Николаю, что пленный – рабочий, мобилизован в апреле, у него трое детей. Плужников понимал, что этот немец не хотел воевать, не по своей воле попал он в подземелье, но беспощадно вёл немца на расстрел. Но он не смог выстрелить в человека. А Мирра призналась, что очень боялась, что Николай застрелит «этого старика». Плужников объяснил девушке, что он не застрелил немца «для своей совести, которая хотела остаться чистой».
Проявить милосердие и сострадание к поверженному врагу могут только поистине великодушные люди.
В романе – эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» Петя Ростов, находясь в партизанском отряде Денисова, жалеет французского мальчика – барабанщика, попавшего в плен, и стесняется этого, так как ему хочется выглядеть взрослым, настоящим воином. За столом он беспокоится, накормлен ли пленный, не обидел ли его кто. Петя робко предложил накормить пленного, и Денисов согласился с этим: «Да, жалкий мальчишка». Петя видит, что и «взрослые» относятся к пленному с сочувствием и состраданием, а простые солдаты французское имя «Винсент» переименовали в «Весеннего». Есть в романе эпизод, где русские солдаты кормят голодных французов кашей, а звёзды ласково смотрят с высоты на сидящих у костра людей и словно одобряют их. После победы над врагом Кутузов предлагает пожалеть пленных, которые выглядят «хуже нищих», потому что они «тоже люди». Чувство величественного торжества в соединении с жалостью к врагам и сознанием своей правоты лежало в душе каждого русского солдата.
В повести В. Кондратьева «Сашка» главный герой получил приказ расстрелять пленного немца, ничего не сказавшего на допросе. Командир только что потерял любимую и горел желанием мести. Но Сашка не может выполнить этот приказ, так как раньше он убеждал немца, что советские солдаты не расстреливают пленных, даже листовку показывал. К счастью, командир понял чувства Сашки и отменил приказ.
Мы доказали, что великодушно простить и пощадить пленного врага способны те, кто не утратил на войне человечность, способен на милосердие и сострадание.
Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку
Обновлено: 2018-01-08
Внимание!
Спасибо за внимание.
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.