Вячеслав зайцев борется с тяжелым недугом. Вячеслав Зайцев: биография, личная жизнь, семья, жена, дети — фото Где сейчас вячеслав зайцев модельер
Вячеслав Зайцев – знаменитый отечественный кутюрье, первым в нашей стране открывший собственный Дом Моды, и построивший настоящую империю стиля, носящую имя мастера. Сегодня, в 79 лет, талантливый автор все так же в строю, способный шить для любого возраста, и создающий собственными руками шедевры образа и вкуса.
Википедия: Вячеслав Михайлович Зайцев – модельер, дизайнер, академик Российской Академии Художеств, является Лауреатом Государственной премии РФ, а также двух правительственных премий.
Легендарный кутюрье, придумавший множество коллекций одежды, известен также как великолепный создатель живописных и графических работ, являющихся собственностью Третьяковской Галереи.
Детство и юность
Родился Слава Зайцев 2 марта 1938 г. в городе Иваново, где прошли детство и юношество будущей знаменитости. Мама, Мария Ивановна, была работницей ткацкой фабрики, а папа, Михаил Яковлевич – массовиком-затейником городского парка культуры.
Когда мальчику исполнилось восемь лет, отцу, бывшему военнопленному, дали 10 лет лагерей, и семья получила статус врагов народа. Как вспоминает сам кутюрье, то время было трудным, голодным, но не лишенным радости. Очень оптимистичный и жизнелюбивый, Слава был не только отличником в учебе и примерным комсомольцем, но и единственной опорой матери, которая долго болела.
Будущая знаменитость пропадал вечерами в ивановском драмтеатре, пел вместе с мамой в нескольких хорах, и мечтал поступить в музыкальное училище. Но клеймо сына врага народа не дало возможности это сделать – документы не взяли. Приняли лишь в химико-технологический ивановский техникум, по окончании которого с отличием в 1956 году парень приобрел профессию «художник по текстилю». Следуя совету педагогов, разглядевших талант молодого человека, дизайнер уезжает в Москву продолжать учебу, и поступает в институт текстиля.
Личная жизнь
Столица приняла ивановского провинциала не очень ласково. Денег катастрофически не хватало, и Славе приходилось подрабатывать прислугой, чтобы сводить концы с концами. А все свободное время студент пропадал в библиотеках и музеях, изучая историю отечественного и зарубежного костюма.
Одиночество в столице длилось недолго — переломный момент в личной жизни наступил, когда Слава встретил и полюбил Марину, свою однокурсницу. Сыграв скромную студенческую свадьбу, молодые поселились в съемной тесной комнатушке коммунальной квартиры. Через год после начала семейной жизни родился сын Егор, который впоследствии пошел стопами отца, став известным дизайнером. Как и отец, всю жизнь борющийся с косностью и системой в моде, Егор создает коллекции одежды, призванные сражаться с гламуром.
К сожалению, после 9 лет супружества брак распался, оставив глубокую рану в сердце Вячеслава Михайловича от разлуки с сыном. Так и не женившись во второй раз, художник посвятил всего себя делу служения искусству и людям. Сегодня Вячеслав имеет двух внучек, старшая из которых, Мария, продолжает семейную традицию, учась в Лаборатории моды, созданной кутюрье.
Начало профессиональной деятельности
Окончивший с отличием институт Вячеслав Зайцев был переполнен большими планами и творческими идеями. Но распределение заставило парня работать на Бабушкинской экспериментальной швейной фабрике художественным руководителем. Мечтающему создавать красивые вещи и придумавшему множество смелых эскизов, художнику пришлось шить форму для работниц.
Молодой автор, не терпящий посредственности, в своих первых работах попытался раскрасить традиционные телогрейки и валенки яркими цветами. Созданная первая коллекция живописной спецодежды была отвергнута руководством. В те серые унылые времена, когда на все устанавливался стандарт, начальству не нужны были ни свободомыслие, ни новаторство.
Славу отправили в цех шить одежду из залежавшихся тканей, сняв с должности руководителя. Но это не остановило талантливого модельера. Из старых неликвидных тканей художник умудрялся шить такие вещи, что качество материала не играло никакой роли.
Признание
Несмотря на то, что созданная им коллекция не нашла признания у соотечественников, первый же показ модельера оказался таким необычным и запоминающимся, что талант молодого человека был отмечен за рубежом.
Из википедии о Вячеславе Михайловиче Зайцеве: французский журнал Paris Match, опубликовавший его коллекцию, отозвался о дизайнере следующим образом – «Зайцев в Москве диктует моду».
Благодаря этой статье мастера начала одолевать немецкая и американская пресса, что сыграло на руку известности. Через три года Славу разыскал французский кутюрье Пьер Карден (Диор), который, поприсутствовав на показе коллекции, отметил его как достойного соперника по профессии. Но, так как все контакты с иностранцами для граждан СССР были табу, познакомились ближе они только в 1965 году.
Впоследствии, через 25 лет, именно Слава Зайцев стал первым русским модельером, которому парижский Maison de Couture предоставил право участвовать в мировых показах высокой моды. Но до этого момента еще предстояло пройти сквозь тернии советской эпохи и перестроечного периода, пришедшиеся на самый расцвет творчества модельера.
Работа в Общесоюзном доме моделей одежды
Власти Советского Союза, поняв всю ценность модельера для имиджа страны, предложили мастеру возглавить коллектив Общесоюзного дома моделей одежды, став худруком ОДМО. Отныне клиентами модельера стали многие кинозвезды и знаменитости.
Википедия: итогом труда дизайнера в Доме Моделей стали: создание знаменитой коллекции «Русская серия» из ивановских ситцев на основе народных мотивов (1976), и других работ, показывающихся за границей.
Но международные показы, столь значимые для творческого успеха автора, всегда проходили, увы, без участия Зайцева, так как власти боялись выпускать за границу русскую знаменитость. Именно тогда художника стали воспринимать на Западе как лидера в мире российской моды, присвоив ему имя «Красный Диор».
Но признание и успех не уберегли от беды. Вскоре после разрыва с женой, в 1971 г. известный модельер попадает в страшную аварию. На полгода оказавшись прикованным к больничной койке с переломами ног, потерей зрения и сотрясением мозга, молодой художник пытался, тем не менее, рисовать. Википедия о болезни Вячеслава Зайцева не упоминает, но тогда только огромное жизнелюбие и желание творчества помогли ему встать на ноги.
Театр
Победив тяжелое состояние и депрессию, Вячеслав увлекся театральным делом – стал создавать костюмы для множества театральных постановок, что сблизило его с известными театральными и киноактерами. В восьмидесятых годах кутюрье даже делал костюмы для театра Бродвея, ставившего постановку-мюзикл «Софистикетед лейдз».
Недавние работы дизайнера – костюмы для постановки знаменитого спектакля «Пиковая дама» Малого театра. В «Современнике» он также является соавтором-сценографом постановки «Три сестры» Галины Волчек.
Дизайнер трудился над стилем формы отечественных спортсменов на Олимпиаде – 80, а популярная группа На-На Бари Алибасова также обязана Вячеславу Михайловичу своими костюмами.
Живопись
Неоднократно проходящие индивидуальные выставки в разных странах (Америке, Эстонии, Бельгии), позволили полотнам стать известными не только в своем отечестве. Множество картин находится в частных коллекциях, пять работ из целого ряда произведений графики и живописи выставляются в Третьяковской галерее.
Собственный Дом моды
После тринадцати лет работы в ОДМО, устав бороться с системой, Вячеслав Михайлович ушел оттуда в должности заместителя художественного руководителя. Мотивация была проста: замыслы, проекты, и сами модели искажаются, не доходя до покупателя, многоуровневыми нормами и советами.
Несмотря на то, что творчество и модные коллекции пользовались огромной популярностью за границей, кутюрье не думал уехать. На базе фабрике № 19 индивидуального пошива, он начал работать с заказами Дома Моды, находящемся на проспекте Мира. Сначала он стал его худруком, а затем – бессменным директором, избранным общими голосами коллектива. Именно здесь по сегодняшний день создаются популярнейшие во многих странах коллекции, узнаваемые по особому стилю.
Зайцев сегодня
Сегодня публика на показах модных коллекций Вячеслава аплодирует стоя и со слезами на глазах. Поразившая кутюрье болезнь Паркинсона и проблемы с суставами заставляют с трудом двигаться легендарного модельера. Его поддерживают бывшая жена Марина, сын и внучки, а сам мастер не теряет бодрости духа и надежды на выздоровление.
В своей Лаборатории моды заслуженный профессор Зайцев, уже который год выпускает молодых дизайнеров, уча их раскованности, смелости и умению отстаивать собственную позицию. Несмотря на свой почтенный возраст и поразивший недуг, кутюрье молод душой и полон планов создать новый конкурентноспособный коллектив российских модельеров.
У него огромный дом, который всегда открыт для друзей, и сам Вячеслав Михайлович считает себя счастливым человеком, так как многое сделал и еще мечтает сделать. За полвека работы в модной индустрии кутюрье одел, и научил чувствовать стиль тысячи людей – знаменитых и простых. По тому, как однажды Вячеслав Михайлович сказал про себя не без иронии: «Я успокоюсь только тогда, когда все женщины будут одеты роскошно, а мужчины – так как я», можно предвидеть, что его вклад в искусство и моду еще не раз удивит.
Зайцев Вячеслав Михайлович (2.03.1938) – Российский художник-модельер, один из самых главных законодателей моды в России. Имеет звание Народный художник РФ.
«В моде, конечно, много профессионалов. Но в нашей стране эта сфера как-то неправильно освещается. Журналисты относятся к показам, как к развлечению. А вот серьезный аналитический материал встретишь крайне редко. Хотя просвет в ситуации все-таки есть»
Детство
Вячеслав Зайцев родился в городе Иваново 2 марта 1938 года. Детство мальчика проходило в суровые военные годы. Он поступил в местную школу в 45-м, а в 52-м сдал вступительные экзамены в Химико-технологический техникум. Высшее же образование Зайцев получал в Москве в Текстильном институте. Во время учебы Слава отличался не только жаждой знаний, но и невероятной усидчивостью. Педагоги даже специально ставили ему более сложные задачи, но он их с успехом выполнял.
После окончания ВУЗа с красным дипломом по специальности «художник текстильного рисунка» его по распределению направили в город Бабушкин на местную швейную фабрику.
Еще в институте Вячеслав выбрал для себя направление античности и старины. Он умело копировал рисунки мастеров далекого прошлого, перенося их на современные модели одежды. И в том же ВУЗе он создал свою первую коллекцию. Сначала увлечение стариной никто из коллег и наставников Зайцева не понимал. Но, как оказалось, молодой человек смотрел в будущее, так как очень скоро подобные вещи стали входить в моду.
Зарождение стиля
В 50-х годах прошлого века о моде в нашей стране знали очень мало. И вдохновение Вячеслав Зайцев черпал не только в старинных рисунках, но и из зарубежных журналов. И в первую очередь модельер стал создавать одежду для женщин. Тогда это были рабочие деловые костюмы для работниц села и заводов.
В 1965 году Вячеслава Зайцева позвали на должность художественного руководителя Дома моделей одежды в Москве. Тогда произошло историческое знакомство нашего модельера с итальянскими мастерами Пьером Карденом и Марком Боаном. Иностранцы были в восторге от советского кутерье. В результате о Зайцеве даже написала зарубежная пресса. Тогда же, в 1965-м, вышла знаменитая авторская коллекция мастера «Русская серия».
«Всегда старался делать что-то свое, а не смотреть на конкурентов. Но это очень сложно! К сожалению, сейчас модно создавать «зеркальные» коллекции, когда берут чью-то вещь и немного переделывают на свой лад. И сделать с этим ничего нельзя. Это общемировая тенденция»
Расцвет карьеры
За границей от Вячеслава Зайцева все были в восторге. Его даже называли «Красным Диором». Его ставили в один ряд с лучшими модельерами того времени. Но на родине все было не так просто. Существовало слишком много стандартов и определенная цензура. Поэтому Зайцев не мог в полной мере реализовать свою фантазию. Устав от этого, он в 1978 решил оставить Дом моделей, отработав там 13 лет. Ради мечты он даже оставил высокую должность заместителя руководителя организации.
Но к тому времени о Зайцеве уже знали в СССР. К нему обращались звезды советской эстрады, причем первой величины. Он активно сотрудничал с Муслимом Магамаевым, Иосифом Кобзоном, Эдитой Пьехой, Аллой Пугачевой и многими другими. И модельер перестал создавать коллекции массового спроса, а решил остановиться на индивидуальном пошиве.
Самые лучшие времена для Вячеслава Зайцева начались после Перестройки. Он создал собственную фирму – «Московский Дом моды Зайцева». Он получил возможность показывать свои коллекции за границей, и там они воспринимались восторженно. Свою деятельность модельер продолжает и по сей день. Среди его клиентов самые известные люди страны, начиная от артистов и заканчивая первыми лицами государства.
Вячесла́в Миха́йлович За́йцев (2 марта , Иваново , РСФСР , СССР) - советский и российский художник-модельер, живописец и график, педагог, профессор.
Биография
Родился 2 марта 1938 года в Иванове в семье рабочих. Отец - Михаил Яковлевич Зайцев (? - 1994) , мать - Мария Ивановна Зайцева (? - 1978) . Отец бежал из плена и его посадили на 10 лет, считался изменником Родины, поэтому Вячеслав в 1952 году не мог поступить ни в один вуз. У Вячеслава был старший брат, который умер.
В 1945 году Вячеслав поступил в Ивановскую среднюю школу № 22, а в 1952 году начал учёбу в Ивановском химико-технологическом техникуме, который окончил в 1956 году по специальности художника текстильного рисунка.
Многие его проекты находили поддержку за рубежом. Например, в 1976 году известная чехословацкая фирма «Яблонэкс» приняла его авторскую работу - эскизы бижутерии, связывая их осуществление с украшением его же направляющих коллекций. Следствием этого явились персональные выставки В. М. Зайцева в Яблонце , Брно и Карловых Варах .
Покинув Дом Моделей одежды на Кузнецком мосту, он в скором времени связывает себя с фабрикой № 19 индпошива, на базе которой работает над модным ассортиментом вновь открываемого Дома Моды на проспекте Мира, 21, художественным руководителем которого становится в 1982 году, а в 1988 году на общем собрании коллектива единогласно избирается его директором. Именно здесь с 1982 года и по сей день мастер создает известные далеко за пределами нашей страны авторские коллекции моделей Pret-a-Porter и Haute Couture, постоянно занимаясь поиском стиля своей фирмы, того стиля, что отличает и делает узнаваемыми любые изделия В. М. Зайцева [ ] .
В числе наиболее известных коллекций мастера:
- «1000-летие Крещения Руси» (1987-1988) - показана в Нью-Йорке и Париже ,
- «Русские сезоны в Париже» (1988) - показана в Париже,
- коллекция моделей одежды из европейских тканей (1988) - показана в Мюнхене ,
- коллекция моделей мужской моды (1989) - показана во Флоренции на Неделе мужской моды,
- коллекция моделей женской одежды из отечественных тканей (1990) - показана в Токио на саммите «Пять выдающихся художников моды мира».
Показаны в Москве, России и ближнем зарубежье коллекции:
- «Агония перестройки» (1990-1991),
- «Ностальгия по красоте» (1992-1993),
- «Грезы» (1993-1994),
- «Воспоминание о будущем» (1994-1995),
- «Пробуждение» (1995-1996),
- «Чума» (1995-1996),
- «Как молоды мы будем» (1996-1997),
- «Соблазн» (1997),
- «Событие» (1997-1998),
- «Листая памяти страницы» (1998-1999),
- «Прозрение» - первая коллекция из меха в России (1999),
- коллекция прет-а-порте и Кутюр сезона весна-лето 2000-2001 (1999),
- «Тайны гармонии» (2000),
- прет-а-порте класса люкс 2001 (2000),
- «Посвящение» (2001),
- прет-а-порте 2002 (2001),
- «Нашествие» (2002),
- прет-а-порте 2003 (2002),
- «Дивертисмент» (2003),
- прет-а-порте 2004 (2003),
- «Ностальгия по временам ушедшим» (2004),
- «Импровизация» -прет-а-порте 2005,
- «Тайны соблазна» (2005),
- прет-а-порте де люкс 2006 (2005),
- «Игра с…» (2006),
- «Фантасмагории» (2006),
- «Истоки» (2008) и т. д.
Все коллекции имеют обширную отечественную и зарубежную прессу [ ] .
Высокий авторитет В. М. Зайцева и его активная общественная позиция придают этой деятельности целенаправленный характер, содействуя профессиональному воспитанию модельеров, педагогов и учащихся швейной отрасли, приобщению творческих и технических кадров к проблематике моды. Во многих десятках городов страны под председательством В. М. Зайцева проходят семинары, симпозиумы, фестивали моды.
Наряду с модой серьёзное внимание в своем творчестве В. М. Зайцев уделяет живописи и рисунку. Станковое искусство модельера не является подсобным средством моды: оно имеет самостоятельную художественную ценность. Высокоэстетическая пластика В. М. Зайцева выражает обобщенные философские понятия, ассоциации, а чаще: чувства, настроения, ощущения автора. Материалы, которым он отдает предпочтение - пастель , карандаш , фломастер . Произведения декоративны, звучны по цвету, ставят и успешно разрешают сложные смысловые и формальные задачи.
Персональные выставки В. М. Зайцева неоднократно проходили в США (Нью-Йорк, Сан-Франциско , Лос-Анджелес), в Бельгии (Берзель, Кортрек), в Эстонии (Таллин). Пять живописных и графических произведений В. М. Зайцева принадлежат Государственной Третьяковской галерее . Модели из коллекции «Как молоды мы будем» приобретены Музеем истории Москвы .
Долгая работа в театре по созданию костюмов сблизила художника со многими выдающимися актерами, среди которых были и есть: Мария Бабанова , Любовь Орлова , Ангелина Степанова , Марк Прудкин , Михаил Ульянов , Владимир Зельдин , Андрей Миронов , Вера Васильева , Юлия Борисова , Людмила Максакова , Марианна и Анастасия Вертинские , Татьяна Лаврова , Галина Волчек , Марина Неелова , Алиса Фрейндлих и многие другие.
В 1988 г. В. М. Зайцев выполнил костюмы для солистов одного из бродвейских театров, поставившего мюзикл на музыку Дюка Эллингтона «Софистикейтед лейдиз». Как художник костюмов В. М. Зайцев принимал участие в постановке фильмов на студиях «Мосфильм » и им. Горького : «Фокусник », «Держись за облака », «Здравствуй, цирк», «Безымянная звезда ».
Продолжительное время В. М. Зайцев работает над созданием костюмов для звезд эстрады и чемпионов фигурного катания, «одевает» членов советской спортивной делегации на Олимпиаде-80 и создает новую униформу для советской милиции.
с 1989 года создал множество костюмов для группы На-На , с руководителем группы, Бари Алибасовым сотрудничал многие годы, ещё с 1970-х, создал коллекцию костюмов для его рок-группы «Интеграл » .
В. М. Зайцев необычайно популярен: его имя без малого сорок лет связано с модой. В мировом искусстве моды он занимает своё собственное место художника и творческой личности. Все эти годы ему по праву принадлежит первенство в отечественной моде - не только как одному из первопроходцев этой области, не имевшей в отличие от Запада своей индустрии, и долго не воспринимавшей самого понятия «дизайн моды», но главным образом, по мощи таланта и весомости творческого вклада [ ] .
В. М. Зайцев одновременно практик и теоретик [ ] .
Его авторству принадлежат две книги - бестселлеры 1980-х гг.: «Такая изменчивая мода» (изд. «Молодая гвардия ») и «Этот многоликий мир моды» (изд. «Советская Россия ») - обе вышли в 1980 году и в 1983 году были переизданы в Болгарии и Чехословакии .
С 2009 года Вячеслав Зайцев - председатель жюри международного фестиваля моды «Губернский стиль ».
В марте 2013 года к 75-летию мэтра издательская группа Navona выпустила книгу Сергея Есина «Слава Зайцев: Мастер и вдохновение».
В 2017 году издательский дом «Эксмо АСТ» выпустил автобиографическую книгу Вячеслава Зайцева «Мода. Мой дом» .
В. М. Зайцев - Почётный гражданин Парижа [ ] и Почетный гражданин своего родного города Иваново.
Коллекциография
- 1963 - Коллекция спецодежды для работниц области и села, 1962 (отвергнута Методическим советом ОДМО, статья «Он диктует моду в Москве», журнал «Paris Match»).
- 1965-1968 - «Русская серия», (показы ОДМО в США, Канаде, Японии без присутствия автора).
- 1969 - Коллекция моделей женской одежды из тканей на основе химволокон корпорации Селаниз (Selanese), 1969 (показы в Музее современного искусства, Нью-Йорк, без присутствия автора).
- 1976 - Коллекция бижутерии по заказу компании Яблонекс (показы авторских коллекций одежды и бижутерии в городах Чехословакии).
- 1976 - Коллекция моделей по русским народным мотивам из ивановских ситцев.
- 1980 - Коллекция моделей для сборной СССР на ХХ Олимпийских играх.
- 1984 - Коллекция моделей для промышленной выставки СССР в Загребе , 1984 (показы без участия автора).
- 1985 - Коллекция моделей для всемирной выставки Экспо-85 в Цикубо, Япония , (показы без участия автора).
- 1986 - Коллекция моделей для смешанного показа в рамках Дней культуры павильона СССР на Всемирной выставке средств продвижения в Ванкувере .
- 1987 - Коллекция моделей «1000-летие Крещения Руси», 1987-1988, (показы в Париже и Нью-Йорке).
- 1987 - Коллекция (направляющая) моделей в рамках лицензионного соглашения с фирмой Интерторг , 1987 (показы в США).
- 1987 - Коллекция моделей Haute Couture «Тысячелетие крещения Руси».
- 1988 - Коллекция моделей «Русские сезоны в Париже», 1988, (совместные показы смадам Карвен в театре Мариньи, Париж. Получение права показа коллекций в сезонах Haute Couture).
- 1988 - Коллекция моделей pret-a-porter (совместно с Егором Зайцевым) для советской экспозиции Всемирной выставки «Экспо-88», Австралия, Брисбен;
- 1988 - Коллекция моделей для второго совместного показа с мадам Карвен в музее моды «Галера», Париж. 1988
- 1988 - Коллекция моделей одежды из европейских тканей, кожи и дубленок в рамках Недели моды, Мюнхен.
- 1989 - Коллекция моделей мужской моды, 1989 (показы на Неделе мужской моды во Флоренции).
- 1989 - В. М. Зайцев признан «Человеком года в мире моды».
- 1990 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Агония перестройки».
- 1990 - Коллекция моделей женской одежды из отечественных тканей (показ и победа на саммите «Пять выдающихся художников моды мира», Токио).
- 1991 - Коллекция моделей униформы Национальной Гвардии и российской милиции.
- 1991 - Коллекция для международного гала-шоу «Единая Германия», (показы в Берлине).
- 1992 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Ностальгия по красоте».
- 1993 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 1993/1994 «Грезы».
- 1994 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 1994/1995 «Воспоминание о будущем».
- 1995 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 1995/1996 «Пробуждение».
- 1995 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Чума».
- 1996 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Соблазн».
- 1996 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 1996/1997 «Как молоды мы будем» (приобретены Музеем истории Москвы).
- 1997 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 1997/1998 «Событие».
- 1998 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Листая памяти страницы».
- 1999 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2000.
- 1999 - Коллекция моделей одежды из меха pret-a-porter de luxe «Прозрение».
- 2000 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Тайны гармонии».
- 2000 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2001.
- 2001 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Посвящение».
- 2001 - Коллекция моделей pret-a-porter 2002.
- 2001 - Коллекция моделей Haute Couture 2002.
- 2002 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Нашествие».
- 2002 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2002/2003.
- 2003 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Дивертисмент».
- 2003 - Коллекция моделей pret-a-porter 2004.
- 2004 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Ностальгия по временам ушедшим…».
- 2004 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2005 «Импровизация».
- 2005 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Тайны Соблазна».
- 2005 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe 2006.
- 2006 - Коллекция моделей Haute Couture «Остановись мгновенье…».
- 2006 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2006 «Игра с…».
- 2006 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2007.
- 2006 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2006/2007 «Фантасмагории».
- 2007 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «России посвящается».
- 2007 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Светотени».
- 2007 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2008 «С любимыми не расставайтесь…».
- 2007 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2007/2008 «Ожидание перемен».
- 2007 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Фантасмагории».
- 2008 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2009.
- 2008 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2008/2009 «Истоки».
- 2009 - Коллекция моделей Haute Couture «Русский модерн. III тысячелетие».
- 2009 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2010 «Вопреки!».
- 2009 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2009/2010.
- 2010 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2010/2011 «Метаморфозы».
- 2010 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2010/2011 «Прорыв».
- 2011 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2011/2012 «Полнолуние».
- 2011 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2012 «Spring Classic».
- 2012 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2012/2013 «Ассоциации».
- 2012 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2013 «Ностальгия».
- 2013 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2013/2014 «Ностальгия-2».
- 2013 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2014 «На распутье».
- 2013 - Коллекция моделей Haute Couture 2014.
- 2014 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2014/2015 «Импровизация. 90…».
- 2014 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2015 «Из прошлого в будущее».
- 2015 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2015/2016 «Ноктюрн».
- 2015 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2016 «Узоры жизни».
- 2016 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Золотой век».
- 2016 - Коллекция (круизная) моделей pret-a-porter de luxe ss 2016 «Экзерсис».
Педагогическая и просветительская деятельность
1976 - Доцент кафедры моделирования одежды факультета прикладного искусства Московского технологического института - ныне Московского государственного университета сервиса.
1992-1996 - Профессор кафедры моделирования одежды факультета прикладного искусства Московского технологического института - ныне Московского государственного университета сервиса.
1993 - Создатель и глава жюри ежегодного конкурса «Текстильный салон», Иваново.
инициатор и попечитель конкурса «Талант», Иваново.
1994 - Создатель и глава жюри ежегодного конкурса профессиональных модельеров им. Надежды Ламановой, Москва.
1994 - Создатель и глава жюри ежегодного конкурса детских театров моды «Золотая игла», Москва, Россия..
1994 - Создатель и глава жюри постоянно действующего конкурса молодых модельеров и художников костюма «Экзерсис».
1995 - Создатель, художественный руководитель и председатель жюри ежегодного конкурса «Бархатные сезоны в Сочи».
Семья
Театральные работы
Значительную и многолетнюю область творческой деятельности В. М. Зайцева составляет театральный костюм , сценография , театральный плакат. Для более двух десятков спектаклей столичных театров В. М. Зайцев выполнил сценические костюмы: Театр Сатиры («Безумный день, или Женитьба Фигаро », «Её превосходительство»), МХАТ («Последние», «Эта странная миссис Сэвидж», «Всё кончено»), Театр имени Вахтангова («Принцесса Турандот », «Мартовские иды», «Ричард III»), Театр имени Моссовета («Сердце Луиджи»), «Современник » («Три сестры», «Вишнёвый сад», «Анфиса», «Лоренцаччо», «Кто боится Вирджинии Вулф? »), «Ромэн » («Здравствуй, Пушкин», «Мы - цыгане»). В 2013 году Вячеслав Зайцев создал костюмы к спектаклю «Пиковая дама», режиссёр Андрей Житинкин , Малый театр .
В. М. Зайцев создал костюмы к ряду спектаклей театров других городов, в том числе, для Театра балета «Эрмитаж» в Санкт-Петербурге.
В 1981 г., для постановки Галиной Волчек чеховского спектакля «Вишнёвый сад» в ГДР (г. Веймар) и в Венгрии (г. Будапешт), В. М. Зайцев был приглашен в качестве художника по костюмам; к этим же спектаклям он выполнил и театральные плакаты.
Модельер Вячеслав Зайцев, биография которого полна яркими событиями и творческими свершениями, отметил свой 80-й день рождения. Болезнь не дает ему работать в прежнем режиме, но законодатель моды надеется еще многое сделать в своем творчестве.
Биография
Родился будущий деятель искусства моды в городе Иваново в 1938 году. Мама поднимала ребенка одна, так как отец был на фронте. Мама Мария Ивановна была творческой и одаренной личностью. Она грезила и сцене, но не сложилось. Поэтому любовь к искусству и красоте она старательно прививала маленькому Славе.
Он всегда старательно учился сначала в средней школе, а потом в химико-технологическом техникуме. Через четыре года, в 1952 году, Зайцеву вручают диплом с отличием о присвоении специальности «Художник текстильного искусства». Такая профессия была очень важна в «ситцевой столице» Иваново, с ней без труда можно было найти работу.
В 1956 году в биографии модельера Вячеслава Зайцева наступает новый виток, а именно – переезд в Москву, где начинается его восхождение к вершине модного олимпа.
Вячеслав не стал обустраиваться в родном городе, а решил поехать в Москву для совершенствования своих знаний в текстильном институте. Сразу же молодой человек поступил на факультет прикладного искусства, где стал обучаться моделированию одежду. Юношу без колебаний приняли на учебу, ведь он прекрасно разбирался в искусстве, жизни и людях – словом, был очень всесторонне развитым человеком, чем выгодно отличался от других абитуриентов.
В чужом городе предстояло рассчитывать только на свои силы, поэтому студент начал совмещать учебу с работой. Редкие свободные минуты Слава тратил на походы в музеи, театры, самообразование.
Учась в институте, Зайцев постигает все тонкости графики, каллиграфии и рисунка. В своих первых рисунках будущих моделей одежды он использовал античный орнамент и персидскую миниатюру, учился у русских и западных мастеров. Вскоре он сильно увлекся русским народным искусством. Стал ездить по городам и весям, изучать сочетание цветов, формы и колоритность стиля.
За свою многолетнюю творческую деятельность был удостоен множества престижных наград в области искусства. Выпустил несколько авторских книг на тему моды.
Творческие достижения
Первой коллекцией Зайцева стала спецодежда для рабочих женщин и городов и деревень. Методический совет не был в восторге от этой коллекции и отверг ее. Один из журналов опубликовал на эту тему статью под названием «Он диктует моду Москве». Через три года автора этой отвергнутой коллекции по журнальной статье отыскали сам Пьер Карден и Dior. После неудачной коллекции Зайцев уже успел создать новые образцы одежды и стать художественным руководителем в цехе Общесоюзного Дома Моделей на Кузнецком мосту. Через три года после выхода статьи о проваленной коллекции к нему обратились французские кутюрье и признали его профессионализм и нестандартный подход. После этой встречи вышла статья под названием «Короли моды», где талант Зайцева был высоко оценен.
В Доме Моделей на Кузнецком мосту модельер проработал 13 лет, став заместителем руководителя. Здесь он представил свои коллекции по мотивам ивановских ситцев, а также свою известную «Русскую серию». На модном фестивале в Москве в 1967 году получил Гран-при за представленное платье под девизом «Россия».
С конца 60-х годов авторитет Зайцева высоко оценили на Западе. Лидеру советской моды в иностранной прессе было присвоено звание «Красный Диор». Многие издания рядом с именем легендарного Диора упоминали имя российского модельера.
Многие проекты Вячеслава находили поддержку за границей. Например, в 1976 году во многих чешских городах проходили его персональные выставки с эскизами бижутерии и будущих коллекций.
В городах США, Бельгии и Эстонии также проходили выставки Вячеслава Зайцева, где он выступал уже в роли художника графических и живописных работ. Пять его произведений были приобретены Музеем истории Москвы и Третьяковской галереей.
Вячеслав Михайлович много участвовал в разработке костюмов для советского кино на «Мосфильме» и «Киностудии имени Горького». Также его авторству принадлежат костюмы для солистов бродвейских театров. Много времени уделял модельер и театральным постановкам, где участвовал в качестве художника по костюмам. Выступал также в роли создателя сценических костюмов для многих отечественных звезд эстрады.
В качестве медийного лица стал известен как первый ведущий программы «Модный приговор».
Личная жизнь
Личная жизнь и биография модельера Вячеслава Зайцева связано с одним официальным браком. В 1959 году он женился на Марине Владимировне Зайцевой, с которой познакомился еще в институте. Вскоре в семье родился сын Егор. Через 9 лет супруга предпочла другого мужчину и ушла от мужа. Вячеслав очень болезненно переживал разрыв отношений.
Через некоторое время у нашего героя завязались отношения с девушкой по имени Инна. Она на протяжении двух лет была рядом с Вячеславом, помогала ему пережить последствия аварии. Зайцев даже собирался жениться на избраннице, но в какой-то момент понял, что они совершенно разные люди, и разорвал отношения.
Уже в преклонные годы модельер сумел восстановить дружеские отношения со своей бывшей супругой Марина. Она с внучкой очень поддерживает Зайцева и помогает ему в борьбе с болезнями. Марина Владимировна поделилась в интервью, что регулярно балует Вячеслава Михайловича собственно приготовленным малиновым пирогом, который ему когда-то готовила еще бывшая теща.
Последние новости сообщают, что сейчас Вячеслав Зайцев с оптимизмом смотрит в будущее. Хотя болезни не дают в полной мере работать, он по-прежнему полон творческих планов и надежд. Он в любой ситуации остается элегантным и стильным. Отдыхать модельер предпочитает в своем любимом Подмосковье, на своей живописной даче. Также она часто ездит в Париж, где у него есть небольшая студия, которую он приобрел на гонорар от сотрудничества с одной косметической компанией.
Сын Егор Вячеславович решил продолжить деятельность отца и стал создавать свой дизайн одежды. Сын подарил Зайцеву прекрасную внучку по имени Маруся. Она тоже продолжила династию и связала свою жизнь с дизайнерским искусством. Также Маруся еще и талантливая модель. Дедушка поручит ей управление его домом моды.
Здоровье
В прессе неоднократно говорят не только на тему биографии модельера Вячеслава Зайцева, но и о его здоровье. В прошлом году он был госпитализирован в лечебное учреждение с подозрением на пневмонию. Поклонники забеспокоились, но волноваться долго не пришлось, вскоре законодатель моды уже вышел на работу.
Мэтра периодически беспокоят боли в ногах. Два года назад у него обнаружились проблемы с суставами. Медики для уменьшения болевых ощущений поставили Зайцеву титановый протез.
Два года назад также стало известно, Вячеслав Михайлович страдает от серьезного недуга – болезни Паркинсона. Заболевание сопровождается нарушениями в центральной нервной системе, наблюдаются сложности с речью и координацией. Модельер проходил курс восстановления в Карловых Варах. Он признается, что по-прежнему готов работать и полон творческих планов в создании своих новых коллекций. Болезнь, конечно, напоминает о себе и иногда появляется депрессия, но Зайцев старается гнать от себя плохие мысли.
Надо сказать, что серьезный урон здоровью был нанесен Вячеславу еще в 1971 году, когда он попал в серьезную автокатастрофу. В 33 года модельер оказался в реанимации, где девять дней врачи возвращали его к жизни. Потом были долгий курс восстановления, костыли и т.д. Последствия аварии, так или иначе, сильно повлияли на здоровье и всю дальнейшую биографию модельера Вячеслава Зайцева.
Сейчас он уже не так бодр, ходит с тросточкой, но не отчаивается. Модельер признался, что больше не будет устраивать показ своих коллекций, но предстоит еще много других творческих идей. Недавно Вячеслав Михайлович отпраздновал свой 80-й день рождения. В театре «Русская песня» состоялся грандиозный вечер в его честь. На праздники юбиляр получил множество подарков от звезд сцены и кино, а также миллионы аплодисментов за свой выдающий вклад в историю российской моды.
Вы видели коллекции одежды Вячеслава Зайцева?
Медаль Ветеран Труда (1983)
Золотая медаль ВДНХ (1983)
Почетный гражданин Парижа
Академик РАХ (2007)
Вячеслав Зайцев родился 2 марта 1938 года в городе Иваново. Мальчик вырос в семье рабочих. Детство проходило в военные годы и в типичных для того времени условиях. Отец Вячеслава ушел на фронт и матери приходилось ставить на ноги сына одной. Женщина прививала интерес к красоте природы, окружающему миру, чтению, народной песне. В 1945 году пошел в ивановскую среднюю школу, а в 1952 году продолжил учебу в химико-технологическом техникуме.
В 1956 году Зайцев получил красный диплом по специальности «художник текстильного рисунка». Профессия выбрана традиционная для Иваново, ведь именно она гарантировала работу в столице ситца. Впрочем, Вячеслав рисовать любил с детства. А в техникуме отличался не только талантом, но и усердием. Строгие педагоги ставили перед учащимися нелегкие задачи. Требовали не только выразительности линий на ткани и наполненности рисунка, но и «оживания» орнамента. При этом, выполняя задания, будущий модельер постоянно задавался вопросом, как ткани с его рисунком выглядели бы на готовых изделиях.
Развивать свои навыки и знания Зайцев решил в Москве, в текстильном институте. В столицу приехал в 1956 году и оказался совершенно не похож на местных абитуриентов. Парень отличался представлениями о жизни, людях, искусстве. Вячеслава сразу приняли на факультет прикладного искусства по специальности моделирование одежды. Молодой человек знал, что в Москве рассчитывать ему нужно только на себя, поэтому начал совмещать работу с учебой, а в минуты свободного времени ходил на выставки, в театры и музеи.
В вузе Вячеслав Зайцев постиг не только мастерство прикладного текстильного искусства как профессиональный каллиграф, но и изучил рисунок как основу графики. К тому же копировал старых западных и русских мастеров, рисовал античность и египетские фрески, а так же средневековые орнаменты и персидскую миниатюру. Уже в институте Вячеслав выступал в роли модельера и демонстратора своей одежды одновременно. Нередко непривычными вещами по силуэту и сочетанию цветов шокировал сокурсников и преподавателей. Под пристальное внимание Зайцево попало русское народное искусство. Модельер ездил по древним городам и изучал суть искусства: пропорции, сочетанию цветов, ритм, колористический строй.
В 1950-е годы все художники имели скудное представление и мировой моде. Необходимую информацию черпали в зарубежных журналах. На занятиях в Театральной библиотеке Зайцев познакомился с именитыми мастерами моды. Его впечатлили Поль Пуаре, Габриель Шанель, Кристиан Диор. В основу диплома Вячеслав Зайцев хотел положить нарядную одежду. Но модельеру отдали женские деловые костюмы. Со своим заданием справился на «отлично».
Московский текстильный институт Вячеслав окончил в 1962 году и попал по распределению в город Бабушкин на Экспериментально-техническую швейную фабрику Мособлсовнархоза на должность художественного руководителя. Модельер сразу же начал создавать коллекцию одежды для работниц области и села. Крой и цветовое решение начали рушить стереотипы об образе тружениц и после обсуждений модели оказались отвергнуты. Но линию позже опубликовали в журнале «Пари матч» вместе со статьей под названием «Он диктует моду Москве».
В 1965 году по этой статье Марк Боан и Пьер Карден разыскали Вячеслава. До их встречи модельер хорошо себя проявил, и его пригласили на должность художественного руководителя экспериментально-технического цеха Общесоюзного Дома моделей одежды в Москве. Парижские кутюрье ознакомились с творчеством коллеги и признали его профессионалом.
В Доме моделей одежды Зайцев работал тринадцать лет и завершил там карьеру как заместитель художественного руководителя. За эти годы модельер проделал огромную работу по созданию сезонных коллекций для предприятий легкой промышленности союза. Группа художников под руководством Зайцева учитывали и уровень промышленности, и качество тканей, и климат регионов, и возраст потребителей.
Параллельно Вячеслав Зайцев работал над авторскими моделями. С 1965 по 1968 года демонстрировал знаменитую «Русскую серию», в 1976 году коллекции из ивановских ситцев, сводные коллекции в США, Японии, Канаде, Франции, Югославии и Италии. Правда, все показы проходили без участия самого модельера.
В это время за границей Вячеслава Зайцева воспринимали как лидера советской моды, его прозвали в западной прессе «Красным Диором». По версии чехословацкого издания «Кветы» в «Обзоре моды за 100 лет» Зайцев занял почетное место в галерее портретов выдающихся художников моды. Его имя стояло наравне с Полем Пуаре, Габриель Шанель, Кристианом Диором.
Дом моделей модельер оставил потому, что при системе многоступенчатых советов, госстандарта и индустрии моды, авторский замысел искажается, модели устаревают в производстве, не дойдя до потребителя. Вячеслав Зайцев начал заниматься просветительством, приобщать людей к эстетике одежды, писать, выступать и устраивать показы моделей, привлекая внимания к проблемам моды.
После этого художник начинает сотрудничать с популярными артистами эстрады и театра. Это Муслим Магомаев, Тамара Синявская, Иосиф Кобзон, Эдита Пьеха, Александр Стрельченко, Алла Пугачева, Людмила Зыкина, Филипп Киркоров, «Машина времени», «На-на». После Дома моделей Зайцев перешел на фабрику индивидуального пошива и стал работать над ассортиментом нового Дома моды, художественным руководителем которого стал в 1982 году. Спустя шесть лет его избрали директором. Позже Дом моды стал первым в стране Домом Моды европейского стиля и получил имя Вячеслава Зайцева.
В Доме моды открывается первый в России профессиональный театр моды. Театр начинает успешно гастролировать по городам мира. В 1996 году Вячеслав стал президентом ОАО «Московский Дом Моды Зайцева». Под его руководством начинает работать Лаборатория моды и Агентство моделей.
Модельер моделировал одежду для Людмилы Путиной, Светланы Медведевой, ведущих российских артистов и спортсменов. Летом 2007 году возглавил программу на Первом канале «Модный приговор», где проработал до середины 2009 года.
Значительную и многолетнюю область творческой деятельности Вячеслава составляет театральный костюм, сценография, театральный плакат. Для более двух десятков спектаклей столичных театров модельер выполнил сценические костюмы. В последствии Зайцев создал костюмы к спектаклю «Пиковая дама» в Малом Театре. Также создал костюмы к ряду спектаклей театров других городов, в том числе, для Театра балета «Эрмитаж» в Санкт-Петербурге.
С 2009 года Вячеслав Зайцев является председателем жюри международного фестиваля моды «Губернский стиль». В марте 2013 года к 75-летию мэтра издательская группа Navona выпустила книгу Сергея Есина «Слава Зайцев: Мастер и вдохновение». Модельер награжден званиями «Почетный гражданин Парижа» и «Почетный гражданин Иваново».
В 2017 году Вячеслав Зайцев по традиции открыл показ сезона весна-лето 2018 на Mercedes-Benz Fashion Week Russia. Коллекция Славы Зайцева вышла в алых тонах и в стиле ретрошок. Дизайнер переосмыслил классические силуэты Диора, разбавляя французские тенденции китчем а-ля рюс: кокошниками, павловопосадскими платками, народными орнаментами.
Награды и Признание Вячеслава Зайцева
Орден За заслуги перед Отечеством IV степени (1998)
Орден «Знак Почета» (14 ноября 1980 года) - за большую работу по подготовке и проведению Игр XXII Олимпиады
Медаль За трудовую доблесть (1974)
Медаль Ветеран Труда (1983)
Золотая медаль ВДНХ (1983)
Народный художник Российской Федерации (2006)
Почетное звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР» (11 февраля 1991 года) - за заслуги в области дизайна моды и многолетнюю плодотворную работу по пропаганде искусства моделирования одежды
Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1996)
Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 2003 года
Дважды лауреат премии Правительства России (2009, 2010)
Почетный гражданин Парижа
Почетный гражданин Щелковского муниципального района Московской области
Академик РАХ (2007)
Медаль ордена Ивана Калиты (Московская область)
Медаль «За Веру и Подвижничество», Общероссийского Общественного Движения содействия духовному развитию населения «За Государственность и Духовное возрождение Святой Руси» (2015)
Нагрудный знак Министерства культуры Российской Федерации «За вклад в российскую культуру» (2018 год)